Содержание

Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10»: история, описание и характеристики

20.03.2017

ЗРК 9К35 «Стрела-10» — это зенитно-ракетный комплекс, разработанный в СССР в середине 70-х годов. Основной его задачей является поражение воздушных объектов противника на малых высотах. «Стрела-10» разрабатывалась для прикрытия танковых и механизированных подразделений на марше и непосредственно на поле боя.

Этот зенитно-ракетный комплекс до сих пор находится на вооружении российской армии, кроме того, ЗРК «Стрела-10» продолжает использоваться вооруженными силами Украины, Индии, Беларуси, Азербайджана, Сирии, Казахстана и ряда других стран. За годы эксплуатации комплекса он неоднократно проходил модернизацию, принимал (и принимает) участие в большом количестве вооруженных конфликтов. ЗРК «Стрела-10» традиционно показывает высокие результаты во время учебных стрельбы на полигонах.

Несмотря на свой почтенный возраст, 9К35 «Стрела-10» до сих пор остается надежным и смертоносным оружием. В России по состоянию на 2018 год стоит на вооружении примерно 500 ЗРК «Стрела-10» разных модификаций.

История создания

Работы над созданием ЗРК 9К35 начались в июле 1969 года, после выхода в свет соответствующего постановления Совмина СССР. Перед конструкторами была поставлена задача создать новый ЗРК путем модернизации и доработки комплекса «Стрела-1».

Новая «Стрела» создавалась в КБ точного машиностроения, в кооперации с целым рядом крупнейших предприятий ВПК страны.

Причины, которые побудили начать этот проект, довольно просты. Военное руководство страны посчитало необходимым создавать не только сложные и дорогие ЗРК с радиолокационными системами обнаружения целей, но и относительно дешевые всепогодные зенитные комплексы с оптикоэлектронной системой наведения. Следует отметить, что в этот самый период активно велись работы над созданием ЗРПК «Тунгуска», однако, несмотря на это, проекту ЗРК 9К35 «Стрела-10» был дан зеленый свет.

«Стрела-10» рассматривалась военными в качестве дополнения к более дорогому и продвинутому ЗРПК «Тунгуска».

Кроме зенитно-ракетного комплекса для сухопутных войск («Стрела-10СВ»), планировали создать корабельный ЗРК, а также «Стрелу-11» для ВДВ на базе БМД-1. Однако эти проекты так и не были реализованы.

Военные поставили перед разработчиками комплекса довольно жесткие требования, будущий ЗРК должен был иметь следующие характеристики:

  • «Стрела-10СВ» должна была гарантировано поражать воздушные цели, летящие со скоростью 415 м/с на встречных курсах и 310 м/с — на догонных.
  • Цели должны поражаться на высоте от 25 м до 3-3,5 км, на дистанции от 0,8-1,2 до 5 км.
  • Вероятность поражения ракетой воздушного объекта должна составлять от 0,5-0,6 при отсутствии ловушек и помех.

ЗРК должен был работать как в автономном режиме (если воздушная цель обнаружена визуально), так и при централизованном управлении. Военные требовали, чтобы боекомплект ЗРК составлял 12 ракет, комплекс мог преодолевать водные преграды и транспортироваться воздушным транспортом (Ми-6 и Ан-12). Масса боевой машины ограничивалась 12,5 т.

Испытания начались в начале 1973 года и продолжались до мая 1974 года. После их окончания мнения членов комиссии разделилось: представители ГРАУ и разработчиков комплекса высказались за принятие «Стрелы» на вооружение, а приемщики из Управления войск ПВО и начальник комиссии считали, что делать этого не стоит, ибо ЗРК не полностью соответствует заявленным характеристикам. Их не устраивал уровень вероятности поражения цели, надежность и компоновка боевой машины. Было принято решение принять на вооружения ЗРК 9К35 «Стрела-10» после устранения этих недостатков.

В 1976 году указанные недоработки были устранены, «Стрела-10» прошла повторные испытания и была принята на вооружение.

Состав и описание ЗРК «Стрела-10»

В состав зенитно-ракетного комплекса 9К35 «Стрела-10» входят как боевые средства (БМ 9К35 и 9К34 и ЗУР 9КЛ37), так и средства, необходимые для его технического обслуживания. К ним относятся контрольно-проверочная машина и машина технического обслуживания.

Организационно 9К35 объединяются в зенитно-ракетный взвод, который состоит из трех машин 9А34 и одной командирской 9А35. Командирская машина оборудована пассивным радиопеленгатором целей, 9А34 пеленгатора не имеет. В состав зенитной ракетно-артиллерийской батареи, кроме взвода ЗРК «Стрела-10», входил еще и взвод ЗРПК «Тунгуска». В качестве пункта управления батареи использовался ПУ-12 (ПУ-12М), который в будущем планировали заменить на КП «Ранжир».

Основными элементами ЗРК 9К35 «Стрела-10» являются боевая машина (БМ) 9А35 (9А34) и ЗУР (зенитная управляемая ракета) 9М37. ЗРК 9К35, в отличие от комплекса «Стрела-1», установлен на базе гусеничного тягача МТ-ЛБ, что значительно повышает проходимость комплекса и позволяет ему передвигаться вне дорог с твердым покрытием. Использование данного шасси позволило увеличить возимый боекомплект до восьми ЗУР (четыре в пусковой установке и столько же в грузовом отсеке МТ-ЛБ). Правда, разработчикам комплекса пришлось немало потрудиться над приборной частью машины, на которую воздействовала мощная вибрация гусеничной машины.

Кроме пусковых установок с зенитными ракетами, на боевой машине также установлен пулемет ПКТ для самообороны. Перезаряжание пусковой установки зенитными управляемыми ракетами занимает примерно три минуты. Экипаж боевой машины состоит из трех человек.

Важнейшим элементом комплекса «Стрела-10» является зенитная твердотопливная управляемая ракета 9М37. Она имеет головку самонаведения (ГСН) с двумя каналами: основным и дополнительным. В качестве основного используется фотоконтрастный режим, а в качестве дополнительного — инфракрасный режим наведения на цель. Дополнительный канал (его нет на ЗРК «Стрела-1») повышает возможности комплекса при стрельбе вдогонку и навстречу воздушным целям.

Однако инфракрасную ГСН можно привести в боевую готовность только один раз: для ее охлаждения используется жидкий азот, который находится в корпусе ракеты, его достаточно только на один цикл подготовки. Использовать или нет инфракрасный канал решает оператор комплекса, непосредственно перед запуском.

Ракета 9М37 была выполнена по схеме «утка», в ее задней части располагаются элероны, которые уменьшают угловую скорость вращения.

Для повышения эффективности поражения в боевую часть ракеты входят поражающие стержневые элементы. Ракеты оснащается двумя видами взрывателей: контактным и бесконтактным. В случае промаха ЗУР 9М37 самоуничтожается.

Для более эффективного поражения воздушных целей комплекс «Стрела-10» оснащен системой оценки зоны пуска 9С86, основной функцией которой является просчет необходимых углов упреждения. В ее основу входит когерентно-импульсный радиодальномер, работающий в миллиметровом диапазоне, который определяет расстояние до цели и ее радиальную скорость.

По сравнению с комплексом «Стрела-1», ЗРК 9К35 может обстреливать более скоростные цели, увеличилась дальность и вероятность их поражения. «Стрела-10» лучше защищена от природных и искусственных оптических помех.

Модификации

За долгий период службы ЗРК «Стрела-10» неоднократно подвергался модернизации. Первая из них была проведена уже в 1977 году. ЗРК 9К35М «Стрела-10М» отличался от базовой модели только головкой самонаведения. Теперь ракета выбирала цель по траекторным признакам, и ее было труднее ввести в заблуждения с помощью тепловых ловушек.

Остальные характеристики модификации 9К35 были аналогичны базовой модели. Испытания новой машины проводились в 1978 году, через год она была принята на вооружение.

9К35М2 «Стрела-10М2». Работы над созданием этой модификации ЗРК начались по инициативе МОП и ГРАУ. Комплекс был оснащен аппаратурой приема целеуказания от батарейного командного пункта ПУ-12М и КП командира ПВО полка. В ходе модернизации на боевые машины были установлены поплавки для преодоления водных преград с полным боекомплектом и пулеметом. Комплекс был оснащен новой радиостанцией. Испытания новой модификации начались в 1980 году, в 1981 году она была принята на вооружение.

9К35М3 «Стрела-10М3». 1 апреля 1983 года началась очередная модернизация комплекса. Новая модификация должна была обладать более высокой помехозащищенностью, большей дальностью поражения и обеспечивать эффективную стрельбу по всем категориям низколетящих целей: вертолетам, самолетам, крылатым ракетам и беспилотным летающим аппаратам.

Испытания и доработки «Стрелы-10М3» проводились несколько лет, в 1989 году комплекс был принят на вооружение.

«Стрела-10М4». Это первая модификация машины, разработанная уже после распада Советского Союза. Ее основной особенностью является усовершенствованная зенитная ракета с новой тепловизионной системой, системой захвата и сопровождения цели.

«Стрела-10Т». Модификация комплекса, разработанная в Беларуси, на основе ЗРК «Стрела-10М2». Основной особенностью белорусской разработки является новая вычислительная система, комплекс навигации GPS и оптико-электронная система. ЗРК может быть размещён на колёсном шасси.

Для комплексов «Стрела-10» была разработана новая зенитная ракета 9М333, которая имеет более совершенный двигатель, новую ГСН, автопилот, и боевую часть. ЗУР 9М333 помещается в специальный пусковой контейнер. Головка самонаведения имеет не два, а три режима: инфракрасный, фотоконтрастный и помеховый, который значительно повышает помехозащищенность ракеты. Еще одной особенностью 9М333 является ее боевая часть. Она имеет массу пять (а не три кг, как на ЗУР 9М37), что значительно повышает вероятность поражения цели. Также была увеличена длина и сечение поражающих элементов ракеты. Изменились и ее габаритные размеры: длина увеличилась до 2,23 м. 9М333 может быть использована на любой модификации комплекса «Стрела-10».

Боевое применение

ЗРК «Стрела-10» поставлялись на экспорт и принимали участие в нескольких вооруженных конфликтах.

Комплексы «Стрела-10» использовались ливийской армией во время войны с Чадом. Эти ЗРК активно применяли в ходе гражданской войны в Анголе. Зенитные комплексы стояли на вооружении отрядов организации МПЛА, также их использовали кубинские добровольцы. В 1988 году с помощью этого комплекса был сбит Mirag-F-1AZ ВВС ЮАР. В ходе этого конфликта данные ЗРК были захвачены в качестве трофеев и изучены западными специалистами.

Иракские войска использовали ЗРК «Стрела-10» в время войны в Персидском заливе, однако информации об успешном применении этого оружия нет. Применялся этот комплекс и во время конфликтов на территории бывшей Югославии.

ЗРК «Стрела-10» используется в конфликте на востоке Украины обеими сторонами, особенно активно применяют его сепаратисты. 9К35 весьма эффективен против беспилотных летательных аппаратов за счет наличия фотоконтрастного канала наведения.

Характеристики

Модификация«Стрела-10М»
Ширина, мм2850
Высота, мм2220
Длина, мм6450
Тип ракеты9М37, 9М37М
Высота поражения, м25 – 3000
Дальность поражения, м8000 – 5000
Вероятность попадания в цель одной ракетой0,1 – 0,4
Время приведения в боевое положение, с30
Экипаж, чел.3

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

ЗРК 9К35 Стрела-10 Фото. Видео. ТТХ. Устройство

9К35 ЗРК «Стрела-10». В конце 60-х гг. руководством СССР была признана необходимость создания не только самоходных всепогодных ЗРК с радио-локационными системами, но и относительно недорогого всепогодного ЗРК с оптикоэлектронной системой наведения ракет для оснащения им зенитных батарей мотострелковых (танковых) полков Советской Армии. Работы над созданием нового комплекса, который стал результатом глубокой модернизации самоходного ЗРК «Стрела-1», были начаты в 1969 году, и уже в 1973 году он поступил на испытания.

ЗРК Стрела-10 - видео

В состав нового ЗРК 9К35 «Стрела-10» вошли боевые средства (боевые машины 9К35 и 9К34, зенитная управляемая ракета 9КЛ37) и технические средства (контрольно-проверочная машина 9В839, машина технического обслуживания 9В915, система внешнего электропитания 9Э111). В 1976 году после испытаний и доработок комплекс был принят на вооружение. Боевая машина 9А35 представляет собой гусеничный бронированный тягач МТ-ЛБ, в корпусе которого размещены радиоэлектронное оборудование и места механика-водителя и командира. В задней части машины установлена башня с пусковой установкой, на которой расположена рама с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами ЗУР 9М37 (еще четыре запасных контейнера хранятся в грузовом отделении машины). Перезаряжение установки четырьмя ЗУР производится вручную за время до 3 минут. Внутри башни имеются место оператора и оптический визир 9Ш-127.

Передняя стенка башни «Стрела-10» выполнена из бронестекла и обеспечивает оператору сектор обзора в 60°. Наведение пусковой установки по азимуту на 360° и по углу места от -5° до +80° обеспечивается электроприводом. ПУ оснащена аппаратурой оценки зоны (АОЗ) 9С86 в составе когерентно-импульсного радиолокационного дальномера (антенна его расположена между парами контейнеров с ракетами) и аналого-вычисли-тельного устройства. АОЗ имеет дальность действия до 10 км и предназначена для автоматического определения дальности и скорости цели, вычисления углов упреждения при пуске ракеты, наведения пусковой установки и определения момента пуска ракеты. Кроме того, боевая машина имеет аппаратуру опознавания «свой-чужой», навигационную систему, радиостанцию Р-123М и внутреннее переговорное устройство. В походном положении ПУ складывается на крышу самохода. Время развертывания комплекса в боевое положение - 20 секунд. Электропитание машины осуществляется от генератора, работающего от ходового двигателя или от внешнего источника энергии. В отличие от БМ 9К34 на БМ 9К35 (командирская машина) установлен пассивный радиопеленгатор 9С16, предназначенный для обнаружения и пеленгования целей, летящих с включенной радио-локационной аппаратурой.

БМ 9К35М2 и 9К34М2 ЗРК «Стрела-10М2» оснащены дополнительной радио-станцией и аппаратурой приема целеуказания, позволяющей осуществлять автоматический прием координат цели от пунктов управления ПУ-12М (9С482М) или «Ранжир» 9С737 и автоматически разворачивать ПУ в направлении на цель. В этом ЗРК реализуется принцип: «выстрелил и забыл». Твердотопливная ЗУР 9М37 имеет неконтактный взрыватель на основе лазерных излучателей, боевую часть со стержневыми элементами и оснащена пассивной головкой самонаведения (ГСН), работающей в двух режимах: фото контрастном, позволяющем сопровождать контрастную на фоне неба цель и в инфракрасном (по тепловому излучению цели). На ЗУР 9М37М установлена усовершенствованная ГСН, способная производить селекцию цели по ее траекторным признакам на фоне тепловых ловушек. В ЗРК «Стрела-10МЗ» (9К35МЗ) применена новая ЗУР 9МЗЗЗ с улучшенными характеристиками.

Модификации

9К35М «Стрела-10М» - основным отличием комплекса от базового варианта являлось наличие новых головок самонаведения ракет 9К37М. Новая ГСН выбирала цели по траекторным признакам, что заметно снижало эффективность помех-ловушек.

9К35М2 «Стрела-10М2» - комплекс создан по решению ГРАУ и МОП. Причиной стала необходимость повышения степени автоматизации боевой работы комплекса. Основным отличием являлось наличие аппаратуры автоматизированного приёма и реализации целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12М, от пункта управления начальника ПВО полка и от РЛС обнаружения. На боевую машину по бокам были установлены поплавки из пенополиуретана для возможности преодоления водных преград с полным комплектом ЗУР и пулемётом. Комплекс был принят на вооружение в 1981 году.

ЗРК 9А35М3-К «Стрела-10М3-К». Колёсный вариант на базе БТР-60

 

9К35М3 «Стрела-10М3» - по решению Совета министров СССР от 1 апреля 1983 года была начата разработка дальнейшей модернизации ЗРК «Стрела-10». Новый комплекс должен был более эффективно вести борьбу с визуально видимыми низколетящими самолётами, вертолётами, с места и при коротких остановках в обстановке интенсивных оптических помех. В 1989 году, после испытаний, комплекс был принят на вооружение, так как удовлетворял всем предъявленным требованиям.

9К35М4 «Стрела-10М4» - в составе комплекса тепловизионная система, АСЦ. Спектральный диапазон тепловизионного канала составляет 3—5 мкм. ЗРК позволяет вести огонь по принципу «выстрелил-забыл». Вооружение состоит из 8 ЗУР 9М333 (9М37М, 9М37МД). Скорость поражаемых целей до 420 м /с.

«Стрела-10МН» - российская модификация, разработанная АО «КБ точного машиностроения имени А. Э. Нудельмана» для модернизации комплексов «Стрела-10М», «Стрела-10М2» и «Стрела-10М3». На комплекс установлена тепловизионная система, автомат захвата и сопровождения цели и блок сканирования. Поставляется в ВПВО СВ и в ВДВ с 2015 г.

«Стрела-10Т» - белорусская модификация, разработанная НПО «Тетраэдр» на базе «Стрела-10М2». На комплекс установлена оптико-электронная система ОЭС-1ТМ, цифровая вычислительная система и аппаратура навигации GPS. Комплекс может быть размещён на колёсном шасси.

Преимуществами ЗРК «Стрела-10» является его низкая стоимость, невосприимчивость к радиопомехам и неуязвимость от противорадиолокационных ракет. Недостатки - невозможность стрельбы в плохих метеоусловиях по целям, заходящим со стороны солнца, а также чувствительность к инфракрасным и оптическим помехам. Боевые машины «Стрела-10» эффективно использовались в конфликтах в Анголе, на Ближнем Востоке и в Югославии. Результаты боевых стрельб на полигонах, производимых расчетами практически всегда были очень высокими.

Тактико-технические характеристики ЗРК Стрела-10

- Годы производства: с 1973
- Годы эксплуатации: с 1976

- Экипаж, чел.: 3

Вес ЗРК Стрела-10

- Боевая масса, т: 12,3

Габаритные размеры ЗРК Стрела-10

- Длина корпуса, мм: 6450
- Ширина, мм: 2850
- Высота, мм: 2220 (в походном положении)
- Клиренс, мм: 395—415

Бронирование ЗРК Стрела-10

- Тип брони: противопульная
- Лоб корпуса, мм/град.: 14

Вооружение ЗРК Стрела-10

- 8 х ЗУР 9М37 или 9М333
- Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
- Углы ВН, град.: −5..+80
- Углы ГН, град.: 360

Дальность поражения ЗРК Стрела-10

- Дальность стрельбы, км: 5 (макс.), 0,8 (мин.)
- Высота поражаемых целей: 3900 км (макс.)

- Скорость полёта цели, км/ч: 415 м/с навстречу, 310 м/с вдогонку
- Скорость полёта, М: 1,56

Двигатель ЗРК Стрела-10

- Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
- Мощность двигателя, л. с.: 240

Скорость ЗРК Стрела-10

- Скорость по шоссе, км/ч: 60
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 5-6 на плаву

- Запас хода по шоссе, км: 500
- Тип подвески: индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами

- Преодолеваемый подъём, град.: 35
- Преодолеваемая стенка, м: 1,1
- Преодолеваемый ров, м: 2,8
- Преодолеваемый брод, м: плавает

 

Фото ЗРК Стрела-10

Пуск ракеты ЗРК Стрела-10

Добавить комментарий

oruzhie.info

Полковой самоходный зенитный ракетный комплекс "Стрела-1" » Военное обозрение

Комплекс начали разрабатывать 25.08.1960 в соответствии с Постановлением СМ СССР. Срок представления предложений по дальнейшим работам (с учетом стрельбовых испытаний экспериментальной партии образцов ракет) - III квартал 1962 года. Постановлением предусматривалась разработка легкого переносного зенитного ракетного комплекса, состоящего из двух частей весом не более 10-15 килограмм каждая.

Комплекс был предназначен для поражения воздушных целей, которые летят на высотах от 50-100 метров до 1-1,5 километров со скоростями до 250 метров в секунду, на дальности до 2 тыс. м. Головной разработчик комплекса в целом и зенитной управляемой ракеты – ОКБ-16 ГКОТ (позднее было преобразовано в КБ точного машиностроения (КБТМ) Министерства оборонной промышленности). Данная организация в военные годы и первые послевоенные годы под руководством главного конструктора Нудельмана А.Э. добилась значительных успехов в области разработки зенитного корабельного и авиационного малокалиберного пушечного вооружения. К началу 1960-г гг. ОКБ уже закончила разработку сложного противотанкового комплекса оснащенного радиоуправляемой ракетой "Фаланга". При разработке ЗРК "Стрела-1" (9К31), в отличие от других ракетных комплексов ближнего действия (таких как, американские "Ред Ай" и "Чапарел"), было принято решение использовать на ракете не инфракрасную (тепловую), а фотоконтрастную головку самонаведения. В те годы из-за низкого уровня чувствительности инфракрасных головок самонаведения не обеспечивалось выделение целей в передней полусфере, в связи с чем стрельбу по самолетам противника вели только "вдогон", главным образом, после выполнения ими боевых задач. В таких тактических условиях существовала большая вероятность уничтожения зенитных ракетных комплексов еще до пуска ими ракет. В то же время, применение фотоконтрастной головки самонаведения обеспечивало возможность уничтожения цели на встречном курсе.


Главной организацией-разработчиком оптической ГСН для зенитной управляемой ракеты было определено ЦКБ-589 ГКОТ, главным конструктором – Хрусталев В.А. Впоследствии ЦКБ-589 было преобразовано в ЦКБ "Геофизика" МОП, работы по головке самонаведения для управляемой ракеты "Стрела" возглавил Хорол Д.М.

Уже в 1961 г. провели первые баллистические запуски ракет, к середине следующего года – телеметрические и программные пуски. Данные пуски подтвердили возможность создания комплекса, который в основном отвечает утвержденным требованиям Заказчика - Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны.

В соответствии с тем же Постановлением велась разработка и другого переносного зенитного ракетного комплекса – "Стрела-2". Габаритные показатели и масса данного ракетного комплекса были меньше, чем у ЗРК "Стрела-1". Первоначально разработка "Стрелы-1" в какой-то мере подстраховывала работу по "Стреле-2", которые были связаны с большей степенью тех. риска. После решения принципиальных вопросов, связанных с разработкой ЗРК "Стрела-2", встал вопрос о дальнейшей участи комплекса "Стрела-1", который имел практически те же ЛТХ. Для целесообразного использования ЗРК "Стрела-1" в войсках, руководство ГКОТ обратилось в Правительство и к Заказчику с предложением установить для данного ракетного комплекса более высокие требования по максимальной досягаемости по высоте (3,5 тыс. м) и дальности поражения (5 тыс. м), отказавшись от переносного исполнения ракетного комплекса, перейдя к размещению на автомобильном шасси. При этом предусматривалось увеличение массы ракеты до 25 кг (с 15 кг), диаметра – до 120 мм (со 100 мм), длины - до 1,8 м (с 1,25 м).

Заказчик к этому времени определился с концепцией боевого использования зенитных ракетных комплексов "Стрела-1" и "Стрела-2". Переносной комплекс "Стрела-2" используют в батальонном звене противовоздушной обороны, а самоходный ЗРК "Стрела-1" – в полковом звене ПВО, в дополнение к зенитной самохоке "Шилка", дальность стрельбы которой (2500 м) не обеспечивает поражение вертолетов и самолетов противника до рубежа запуска ими управляемых ракет по объектам и позициям танкового (мотострелкового) полка (от 4000 до 5000 м). Таким образом, зенитный ракетный комплекс "Стрела 1", имеющий расширенную зону поражения, отлично вписывался в разрабатываемую систему войсковой противовоздушной обороны. В связи с этим соответствующие предложения промышленности поддержали.

Несколько позже в качестве базы для самоходного зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" использовалась бронированная разведывательная дорожная машина БРДМ-2.

Предусматривалось, что зенитный ракетный комплекс, имеющий расширенные боевые возможности, представят для совместных испытаний в III квартале 1964 года. Но из-за трудностей с отработкой головки самонаведения работы затянулись до 1967 г.

Гос. испытания опытного образца ЗРК "Стрела-1" проводились в 1968 г. на Донгузском полигоне (руководитель полигона Финогенов М.И.) под руководством комиссии возглавляемой Андерсеном Ю.А. Комплекс приняли на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 25.04.1968 г.

Серийное производство боевой машины 9А31 зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" наладили на Саратовском агрегатном заводе МОП, а ракет 9М31 - на Ковровском механическом заводе МОП.

Нудельман А.Э., Школиков В.И., Терентьев Г.С., Паперный Б.Г. и др. за разработку ЗРК "Стрела-1" удостоили Государственной премии СССР.

ЗРК "Стрела-1" в составе взвода (4 боевые машины) входили в зенитную ракетно-артиллерийскую батарею ("Шилка" - "Стрела-1") танкового (мотострелкового) полка.


Боевая машина 9А31 комплекса "Стрела-1" оснащалась ПУ с размешенными на ней 4 зенитными управляемыми ракетами, находящимися в транспортно-пусковых контейнерах, оптическими средствами прицеливания и обнаружения, аппаратурой пуска ракет и средствами связи.

Комплекс мог вести огонь по вертолетам и самолетам, летящим на высотах 50-3000 метров со скоростью до 220 м/с на догонном курсе и до 310 м/с на встречном курсе при курсовых параметрах до 3 тыс. м, а также по дрейфующим аэростатам и по зависшим вертолетам. Возможности фотоконтрастной головки самонаведения позволяли вести огонь лишь по визуально видимым целям, находящимся на фоне сплошной облачности или ясного неба, при углах между направлениями на солнце и на цель более 20 градусов и при угловом превышении линии визирования цели над видимым горизонтом более 2 градусов. Зависимость от фоновой обстановки, метеоусловий и освещенности цели ограничивала боевое применение зенитного комплекса "Стрела-1". Но, среднестатистические оценки данной зависимости с учетом возможностей действий авиации противника, в основном, в тех же условиях, а в дальнейшем практическое использование ЗРК на учениях и во время военных конфликтов показали, что комплекс "Стрела-1" мог применяться довольно часто и эффективно (по военно-экономическим показателям).

Чтобы снизить стоимость и повысить надежность боевой машины наведение ПУ на цель осуществлялось за счет мускульных усилий оператора. При помощи системы рычажно-параллелограммных устройств оператор руками выводил связанные между собой пусковую раму с ракетами, грубый визир и объектив оптического визирного устройства на требуемый угол места (от -5 до +80 градусов), а ногами, при помощи коленных упоров соединенных с сидением, наводил пусковую установку по азимуту (при этом отталкивался от конуса, закрепленного на полу машины). Передняя стенка башни в секторе 60 градусов по азимуту выполнялась из пулестойкого прозрачного стекла. Пусковые установки в транспортном положении опускалась к крыше машины.

Стрельба в движении обеспечивалась почти полной естественной уравновешенностью качающейся части, а также благодаря совмещению центра тяжести пусковой установки с ракетами с точкой пересечения осей качания боевой машины, благодаря способности оператора отражать низкочастотные колебания корпуса.

В ЗУР 9М31 была реализована аэродинамическая схема "утка". Ракета наводилась на цель при помощи головки самонаведения по методу пропорциональной навигации. Головка самонаведения преобразовывала лучистый поток энергии от контрастной цели на фоне неба в электрический сигнал, который содержит данные об угле между линией визирования "ракета-цель" и осью координатора ГСН, а также об угловой скорости линии визирования. Чувствительными элементами в головке самонаведения служили неохлаждаемые сернисто-свинцовые фотосопротивления.

За головкой самонаведения последовательно размещались рулевой привод аэродинамических треугольных рулей, аппаратура системы управления, БЧ и оптический взрыватель. За ними располагался твердотопливный ракетный двигатель, на его хвостовом отсеке закреплялись трапециевидные крылья. На ракете применялся двухрежимный однокамерный ракетный твердотопливный двигатель. Ракета на стартовом участке разгонялась до скорости 420 метров в секунду, которая на маршевом участке поддерживалась примерно постоянной.

Ракета по крену не стабилизировалась. Угловая скорость вращения относительно продольной оси ограничивалась использованием роллеронов - небольших рулей на хвостовом оперении (крыле), внутри которых были установленны диски, связанные с рулями. Гироскопический момент от дисков вращающихся на большой скорости разворачивал роллерон так, что креновое вращение ракеты затормаживалось возникающей аэродинамической силой. Подобное устройство впервые было применено на ракете "Сайдуиндер" класса "воздух-воздух" американского производства и на К-13 – ее советской копии, запущенной в серийное производство одновременно с началом разработки ЗРК "Стрелы-1". Но на данных ракетах роллероны, имеющие по окружности небольшие лопатки, раскручивались задолго до запуска под воздействием воздушного потока, который обтекал самолет-носитель. Чтобы своевременно раскрутить роллероны зенитной управляемой ракеты конструкторы комплекса "Стрела-1" использовали простое и изящное устройство. На роллерон был намотан тросик, закрепленный на транспортном пусковом контейнере свободным концом. Роллероны при старте раскручивались тросиком по схеме, которая была аналогична используемой для запуска лодочных моторов.

Контактный магнитоэлектрический датчик при прямом попадании или неконтактный электронно-оптический датчик в случае пролета вблизи цели задействовали ПИМ (предохранительно-исполнительный механизм) на подрыв БЧ управляемой ракеты. При большом промахе ПИМ через 13-16 секунд из боевого положения выводился и не мог подорвать боевую часть. Зенитная управляемая ракета при падении на землю деформировалась, а не взрывалась, не нанося своим войскам значительного ущерба.

Диаметр ракеты составлял 120 мм, длина – 1,8 м, размах крыла - 360 мм.

Ракета 9М31, наряду с ракетой комплекса "Стрела-2", была одной из первых отечественных зенитных управляемых ракет, которая хранилась, транспортировалась в транспортно-пусковом контейнере и запускалась непосредственно из него. К раме пусковой установки пыле-брызгозащитный ТПК 9Я23, предохранявший ракеты от механических повреждений, крепился при помощи бугелей.

Боевая работа зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" осуществлялась следующим образом. При визуальном самостоятельном обнаружении цели или при получении целеуказания стрелок-оператор наводит пусковую установку с занитными управляемыми ракетами на цель, используя оптический визир для повышения точности. Одновременно происходит включение питания борта первой управляемой ракеты (через 5 с – второй) и открываются крышки ТПК. Услышав звуковой сигнал о захвате головкой самонаведения цели и визуально оценив момент входа в зону пуска цели, оператор, нажав кнопки "Пуск", осуществляет старт ракеты. Во время движения ракеты по контейнеру срезается кабель электропитания управляемых ракет, при этом в ПИМ снималась первая ступень предохранения. Огонь велася по принципу "выстрелил и забыл".

Во время испытаний определили вероятности поражения одной управляемой ракетой при стрельбе навстречу цели, движущейся на высоте 50 м со скоростью 200 м/с. Они составляли: для бомбардировщика – 0,15..0,64, для истребителя – 0,1..0,6. При увеличении высоты до 1 км и скорости до 300 м/с вероятности для бомбардировщика составили 0,15..0,52 и для истребителя – 0,1..0,42.

Вероятность поражения целей, движущихся со скоростью 200 м/с при стрельбе вдогон составила от 0,52 до 0,65, а со скоростью 300 м/с – от 0,47до 0,49.

В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии по проведению испытаний с 1968 по 1970 гг. была проведена модернизация комплекса. В состав зенитного ракетного комплекса ввели пассивный радиопеленгатор, разработанный Ленинградским НИИ "Вектор" Минрадиопрома. Данный радиопеленгатор обеспечивал обнаружение цели с включенными бортовыми радиосредствами, ее сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира. Также предусматривалась возможность целеуказания по информации с зенитного ракетного комплекса оснащенного пассивным радиопеленгатором другим комплексам "Стрела-1" упрощенной комплектации (не имеющим пеленгатора).

Благодаря усовершенствованию ракеты уменьшили ближнюю граница зоны поражения ЗРК, повысили точность самонаведения и вероятность поражения целей летящих на малых высотах.

Также разработали контрольно-проверочную машину, которая позволяет контролировать работу боевых средств зенитного ракетного комплекса "Стрела-1" с учетом введенных при модернизации изменений.

Гос. испытания модернизированного ЗРК "Стрела-1М" были проведены на Донгузском полигоне в мае-июле 1969 года под руководством комиссии, возглавляемой Воропаевым В.Ф. На вооружение войск противовоздушной обороны сухопутных войск зенитный ракетный комплекс "Стрела-1М" приняли в декабре 1970 года.

По результатам испытаний ЗРК мог обеспечивать поражение вертолетов и самолетов, летящих на высотах 30-3500 м, со скоростью до 310 м/с, при курсовых параметрах до 3,5 км, и маневрирующих с перегрузками до 3 едениц на дальностях от 0,5...1,6 до 4,2 км.

В модернизированном комплексе, по сравнению с комплексом "Стрела-1", ближняя граница зоны была уменьшена на 400-600 метров, а нижняя зона - до 30 метров. Вероятность поражения неманеврирующей цели при равномерных фонах увеличилась и на высотах до 50 метров при скорости цели 200 м/с при стрельбе навстречу для бомбардировщика составляла 0,15-0,68 и для истребителя - 0,1-0,6. Эти показатели при скорости 300 м/с на высоте 1 км составили, 0,15-0,54 и 0,1-0,7 соответственно, а при стрельбе вдогон - 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

Боевая работа зенитного ракетного комплекса "Стрела-1М" имела некоторые отличия от автономной работы ЗРК "Стрела-1". Все комплексы взвода на местности ориентировались в единой для зенитной ракетно-артиллерийской батареи "Стрела-1" - "Шилка" системе координат. Между машинами поддерживалась радиосвязь. Командир зенитного ракетного комплекса по звуковому и световому индикаторам кругового обзора осуществлял контроль за радиотехнической обстановкой в зоне действия радиопеленгатора. При появлении звуковых и световых сигналов командир оценивал госпринадлежность цели. После принятия решения о принадлежности обнаруженного сигнала к РЛС самолета противника, командир, используя внутреннюю связь, сообщал командиру батареи, оператору своей машины и остальным боевым машинам взвода направление на цель. Командиром батареи осуществлялось целераспределение между машинами взводов ЗСУ и ЗРК. Оператор, получив данные о цели, включал систему точного пеленгования, разворачивал ПУ на цель. Убедившись в принадлежности полученного сигнала к средствам противника, при помощи синхронных сигналов в шлемофоне и на световом индикаторе сопровождал цель до ее попадания в поле оптического визира. После этого оператор наводил на цель ПУ с ракетами. Затем аппаратура пуска переводилась в режим "Автомат". Оператор, при подходе целей к зоне пуска, включал кнопку "Борт" и подавал напряжение на борт управляемой ракеты. Производился пуск ракеты. Предусмотренные в ЗРК режимы работы "Вперед"-"Назад" давали возможность оператору в зависимости от положения относительно комплекса цели, ее скорости и типа осуществлять стрельбу вдогон или навстречу. Так, например, при запусках вдогон по всем типам целей, и при пусках навстречу по малоскоростным целям (вертолетам) задавался режим "Назад".

Батареей управлял начальник противовоздушной обороны полка через автоматизированные ПУ – ПУ-12 (ПУ-12М) – которые имелись у него и командира батареи. Распоряжения, команды, а также данные целеуказания на комплексы "Стрела-1" от ПУ-12(М), который являлся батарейным командирским пунктом, передавались по каналам связи, образованным при помощи радиостанций, имевшихся на данных средствах управления и поражения.

ЗРК "Стрела-1" и "Стрела-1М" экспортировались из СССР в другие страны достаточно широко. ЗРК поставлялись в Югославию, в страны-участницы Варшавского договора, в Азию (Вьетнам, Индию, Ирак, Северный Йемен, Сирию), Африку (Анголу, Алжир, Бенин, Гвинею, Египет, Гвинею-Биссау, Мадагаскар, Ливию, Мали, Мозамбик, Мавританию) и Латинскую Америку (Никарагуа, Кубу). Используясь этими государствами, комплексы многократно подтверждали простоту своей эксплуатации и достаточно высокую эффективность во время учебных стрельб и военных конфликтов.

Впервые зенитные ракетные комплексы "Стрела-1" были использованы в 1982 году в боевых действиях в Южном Ливане в долине Бекаа. В декабре следующего года этими комплексами были сбиты американские самолеты А-7Е и А-6Е (возможно А-7Е был поражен переносным комплексом семейства "Стрела-2"). Несколько ЗРК "Стрела-1" в 1983 году были захвачены на юге Анголы южно-африканскими интервентами.

Основные характеристики зенитных ракетных комплексов типа ''Стрела-1":
Наименование: "Стрела-1"/"Стрела- 1М";
1. Зона поражения:
- по дальности – 1..4,2 км/0,5..4,2 км;
- по высоте – 0,05..3 км/0,03.. 3,5 км;
- по параметру - до 3 км/до 3,5 км;
2. Вероятность поражения одной управляемой ракетой истребителя - 0,1..0,6/0,1..0,7;
3. Максимальная скорость поражаемой цели навстречу/вдогон – 310/220 м/с;
4. Время реакции – 8,5 с;
5. Скорость полета управляемой ракеты – 420 м/с;
6. Масса ракеты - 30 кг/ 30,5 кг;
7. Масса боевой части – 3 кг;
8. Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 4;
9. Год принятия на вооружение – 1968/1970.

topwar.ru

точно поражая цель « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

Большинство локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, характеризовалось широким применением средств противовоздушной обороны. Причем вклад войск ПВО в победу какой-либо из сторон имел, как правило, не только тактическое, но и стратегическое значение. Особую роль при этом играли зенитные ракетные комплексы (ЗРК) ближнего действия. В частности знаменитый ЗРК «Стрела-10» (по западной классификации SA-13 Gopher), созданный еще в Советском Союзе и предназначенный для борьбы с низколетящими целями: вертолетами, штурмовиками, крылатыми ракетами.

В настоящее время ЗРК «Стрела-10», используется для прикрытия боевых порядков подразделений мотострелковых или танковых частей и соединений, как на поле боя, так и на марше от низколетящих воздушных целей противника. Комплекс состоит на вооружении почти двух десятков стран мира, неоднократно принимал участие в боевых действиях и при этом неоднократно показывал высокую боевую эффективность.

Более чем двадцатипятилетний опыт эксплуатации в войсках позволил выделить ряд отличительных особенностей комплекса, которые смело можно отнести к его достоинствам. Прежде всего, это высокая надежность, высокая эффективность применения, простота в эксплуатации.

В период с 1977 по 1989 год ЗРК «Стрела-10СВ» неоднократно подвергался модернизации и выпускался в нескольких модификациях, различающимися ракетой и установкой дополнительного оборудования. Сейчас в России в КБ Машиностроения разработан вариант достаточно глубокой модернизации «Стрелы-10» (см. ЗРК «Лучник»), превратившей ее в совершенно новый комплекс.

Специалисты минского предприятия «Белспецвнештехника», освоившего капитальный ремонт боевой машины зенитного ракетного комплекса «Стрела-10М» предложили свой вариант модернизации ЗРК до уровня «Стрела-10БМ2». Основная цель модернизации – это обеспечение возможности круглосуточной работы комплекса и увеличение его боевых возможностей с сохранением прежних типов зенитных ракет: 9М31М, 9М37, 9М37М, 9М37МД, 9М333.

Модернизация комплекса «Стрела-10М» до уровня «Стрела-10БМ2» предусматривает расширение возможностей боевого применения и повышение живучести. В частности, обеспечена возможность работы в ночных условиях и в условиях недостаточной видимости, при этом обнаружение воздушной цели осуществляется на расстоянии не менее 15000 м. При работе в дневных условиях дальность обнаружения увеличивается более чем в 1,3 раза – до 20000 м.

Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10БМ2» оборудован четырехканальной тепло-телевизионной оптико-электронной станцией «Стриж-М» (ОЭС «Стриж-М»). В пассивном режиме такая оптика обеспечивает поиск и обнаружение воздушной цели типа «тактический истребитель», летящий на высоте 1000 метров на удалении до 20000 метров и последующее ее автосопровождение. Кроме того, ОЭС «Стриж-М» обеспечивает определение границ зоны пуска ЗУР, а также принудительный разворот пусковой установки в точку вероятного появления цели для выполнения стрельбы на догонном курсе. На мониторе ОЭС «Стриж-М» отображается воздушная обстановка и служебная информация.

Современная аппаратура навигации и ориентирования, установленная в боевую машину, сокращает подготовку машины к работе более чем в 7 раз. Местоположение и курс боевой машины аппаратура определяет по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС, GPS, геомагнитного датчика и цифрового датчика пути, после чего информация выводится на монитор автоматизированного рабочего места командира боевой машины (АРМ-К), которое впервые установлено на этой машине.

АРМ-К позволяет принимать внешнее целеуказание, отображать воздушную обстановку на электронной карте местности, принимать информацию от систем машины и определять ее исправность, наличие боекомплекта и топлива, передавать точку стояния, данные технического состояния машины и различного рода донесения на вышестоящий командирский пункт.

Для обеспечения связи на боевую машину установлена современная цифровая радиостанция Р-181-50ТУ.

Значительно улучшены системы электропитания и жизнеобеспечения экипажа. Доработанная система электропитания включает в себя выносной дизель-генератор и выпрямительное пуско-зарядное устройство. Новая система электропитания позволяет непрерывно вести боевую работу в течении 24 часов. Дизель-генератор устанавливается в 30 метрах от боевой машины, что снижает тепловую видимость комплекса в два раза. Используя выпрямительное пуско-зарядное устройство, осуществляется запуск машины и подзаряд аккумуляторных батарей.

Кроме этого в машине установлен кондиционер, который может работать в движении от базового двигателя и на месте от выносной электрической станции, что создает комфортные условия для несения боевого дежурства экипажу. В машине также установлен энергоемкий воздушный отопитель современного типа потребляющий в десять раз меньше электроэнергии, чем его предшественник и имеющий более высокую надежность.

Старые приборы ночного видения, работавшие по принципу ИК подсвета местности, заменены современными очками ночного видения, которые позволяют наблюдать за местностью ночью в условиях естественной освещенности. Устанавливаемый перед люком командира 7,62-мм пулемет ПКМБ оборудован дневно-ночным прицелом DDN-120-6X-0/N.

Традиционно боевая машина «Стрела-10БМ2» оснащена оборудованием для преодоления водных преград, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц.

Подтверждением высокой боевой эффективности комплекса стало то, что на испытаниях расчетами ЗРК «Стрела-10БМ2» проведено более двадцати боевых пусков по мишеням, обозначающим современные и перспективные средства воздушного нападения, при этом все произведенные пуски получили оценку «отлично». На выставке вооружений «Милекс-2014» к ЗРК «Стрела-10БМ2» был отмечен большой интерес со стороны потенциальных заказчиков.

 

Тактико-технические характеристики ЗРК «Стрела-10БМ2»

Дальность обнаружения, км:

– днем

до 20

– ночью

до 15

Дальность автосопровождения, км

до 15

Дальность распознавания типа цели, км

7–10

Границы зоны поражения, км:

– по высоте

0,025-3,5

– по дальности

0,8-5

Боекомплект ракет, шт

8

Типы применяемых ракет

9М31М, 9М37, 9М37М, 9М37МД, 9М333

Вероятность поражения (в зависимости от типов ЗУР)

0,4-0,6 (0,6-0,9)

Скорость поражаемых целей, м/с:

– навстречу

415

– вдогон

310

Время готовности к работе навигационной аппаратуры, сек

не более 180

Время непрерывной боевой работы комплекса, часов

24

Базовое шасси

МТ-ЛБ

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Зенитный ракетный комплекс 9К31 Стрела-1

Модернизация

В 1968-1970 гг. была проведена модернизация комплекса:

в состав ЗРК был введен пассивный радиопеленгатор (ПРП) разработки Ленинградского НИИ "Вектор", обеспечивающий обнаружение целей с включенными бортовыми радиосредствами, их сопровождение и ввод в поле зрения оптического визира, причем, предусматривалась возможность целеуказания по данным ЗРК с пассивным радиопеленгатором другим ЗРК "Стрела-1" упрощенной комплектации - без пеленгатора.
благодаря усовершенствованию ракеты была уменьшена ближняя граница зоны поражения комплекса, повышена вероятность поражения целей на малых высотах и точность самонаведения.
разработана контрольно-проверочная машина, позволяющая контролировать работу штатных боевых средств комплекса "Стрела-1" с учетом изменений, введенных в него при модернизации.
Государственные испытания модернизированного комплекса "Стрела-1M"(см. схему, фото 1, фото 2) проводились на Донгузском полигоне с мая по июль 1969 г. На вооружение войск ПВО СВ ЗРК "Стрела-1М" был принят в декабре 1970 г.

По результатам испытаний комплекс мог обеспечивать поражение самолетов и вертолетов, летящих со скоростью до 310 м/с, на высотах от 30...40 до 3500 м, при курсовых параметрах до 3500 м, и маневрирующих с перегрузкой до 3 ед. на дальностях от 500... 1600 до 4200 м.

По сравнению с ЗРК "Стрела-1" в модернизированном комплексе ближняя граница зоны поражения была уменьшена на 400...600 м, а нижняя - до 30 м.

Вероятность поражения неманеврирующих целей при равномерных фонах возросла и при стрельбе навстречу составляла при скорости цели 200 м/с на высотах до 50 м 0,15-0,68 - для бомбардировщика и 0,1-0,6 - для истребителя. При скорости цели 300 м/с на высоте 1000 м эти показатели составили, соответственно 0,15-0,54 и 0,1-0,7, а при стрельбе вдогон - 0,58-0,66 и 0,52-0,72.

Боевая работа ЗРК "Стрела-1M" имела некоторые особенности по сравнению с автономной работой комплексов "Стрела-1". Все комплексы в составе взвода ориентировались на местности в единой системе координат для зенитной ракетно-артиллерийской батареи "Стрела-1" - "Шилка". Между боевыми машинами поддерживалась радиосвязь. Командир ЗРК по световому и звуковому индикаторам кругового обзора контролировал радиотехническую обстановку в зоне действия пассивного радиопеленгатора. При появлении световых и звуковых сигналов командир оценивал государственную принадлежность цели и после принятия решения о принадлежности сигнала к РЛС самолета противника по внутренней связи сообщал оператору своей боевой машины, командиру батареи и остальным боевым машинам взвода ЗРК направление на цель. Командир батареи осуществлял целерасп ределение между боевыми машинами взводов ЗРК и ЗСУ. Получив информацию о цели, оператор включал систему точного пеленгования, разворачивал пусковую установку на цель и, убедившись в принадлежности сигнала к средствам противника, с помощью синхронных сигналов на световом индикаторе и в шлемофоне сопровождал цель до попадания ее в поле зрения оптического визира, а затем наводил пусковую установку с ракетами на цель. Аппаратура пуска устанавливалась в режим "Автомат". При подходе цели к зоне пуска оператор включал кнопку "Борт", подавал напряжение на борт ЗУР, и производил ее пуск. Предусмотренные в комплексе режимы работы "Вперед"-"Назад" позволяли оператору в зависимости от типа, скорости и положения цели относительно комплекса осуществлять стрельбу навстречу или вдогон. Так, при пусках вдогон по всем типам целей, а также при пусках навстречу по малоскоростной цели (вертолету) задавался режим "Назад".

Управление батареей осуществлялось начальником ПВО полка через автоматизированные пункты управления ПУ-12 (ПУ-12М), имевшиеся у него и у командира батареи. Команды, распоряжения и данные целеуказания на ЗРК "Стрела-1" от ПУ-12 (ПУ-12М), являвшимся батарейным командирским пунктом, поступали по каналам связи, образованным с помощью радиостанций, имевшихся на этих средствах поражения и управления.

fishki.net

Самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35

«Советские зенитные ракетные комплексы семейства «Стрела-10». История создания, особенности конструкции и боевого применения»


Характеристики самоходного ЗРК «Стрела-10» 9К35

Страна: СССР
Тип: Зенитный ракетный комплекс
Дата выпуска: 1976 г./1989 г.
Расчет:3 человека
Калибр:ракеты 9М37 (скорость: 517 м/с, масса ракеты 40 кг, боевой части 3 кг) / ракеты 9М333 (скорость: 517 м/с, масса ракеты 42 кг, боевой части 5 кг)
Длинна: 6,45 м
Ширина: 2,85 м
Вес: 12,3 тонны
Скорострельность: Не применимо
Дистанция стрельбы: По дальности: 800 м - 5 км, по высоте: 25 м - 3.5 км / По дальности: 800 м - 5 км, по высоте: 10 м - 3.5 км
Начальная скорость снаряда: См. выше
Боекомплект: 8 ракет (вероятность поражения цели 1-ой ракетой: 0,1-0,5) / 8 ракет (вероятность поражения цели 1-ой ракетой: 0,3-0,6)

Данные приведены для модификаций «Стрела-10СВ» / «Стрела-10М3»

История создания самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»

Разработка полкового зенитного ракетного комплекса «Стрела-10» 9К35 (код НАТО:Gopher) началась 24 июля 1969 года (КБ Точного машиностроения), и представляла собой дальнейшее развитие более раннего ЗРК 9К31 «Стрела-1». Только к 1976 году новой «Стреле» удалось успешно закончить войсковые испытания и быть принято на вооружение. Однако, как показала практика, столь долгие мучения не были напрасными — «Стрела-10» стала первоклассным зенитным ракетным комплексом ближнего радиуса и в конечном итоге разрослась в целое семейство однотипных машин, до сих пор состоящих на вооружении около 20 стран (в основном страны бывшего СССР и Варшавского договора).

Чертеж боевой машины самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10» 9К35

Основным элементом ЗРК «Стрела-10» 9К35 является боевая машина, созданная на базе армейского многоцелевого тягача МТ-ЛБ. Её вооружение: 8 зенитных ракет (4 в пусковой установке, ещё 4 дополнительных в корпусе) и 7,62-мм пулемёт ПКТ для обороны. Шасси выбрано крайне удачно: «вездеходное» шасси от МТ-ЛБ обладает очень низким удельным давлением на грунт, что позволяет «Стреле-10» двигаться по бездорожью, болотам, снежной целине, песчаной местности, и, даже пересекать вплавь водные преграды. Немаловажным фактором служит и высокая плавность хода, обеспечивающая высокую точность стрельбы на ходу.

Зенитный взвод комплекса «Стрела-10» состоит из четырёх боевых машин.

Самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35. Боевая машина выполняет поиск целей

Конструкция самоходного зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»

Как уже отмечалось, в качестве основы ЗРК «Стрела-10» используется корпус многоцелевого тягача МТ-ЛБ, цельносварной и герметизированный, из катаных листов стальной брони. Бронирование обеспечивает защиту от пуль и осколков.

Силовая установка боевой машины оснащена V-образным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-238В мощностью 240 л.с. В систему питания двигателя входят четыре топливных бака общей ёмкостью 520 л.

Трансмиссия — механическая, ступенчатая, включает в себя шестискоростную коробку передач и двухступенчатый планетарный механизм поворота.

Ходовая часть включает шесть односкатных опорных катков с наружной амортизацией, на борт. Направляющие колёса с грязеочистителями размещены сзади, ведущие колёса двойного цевочного зацепления — спереди. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами на двух парах крайних опорных катков по каждому борту. На воде машина приводятся в движение перемоткой гусениц.

Боевые машины комплекса «Стрела-10» всех модификаций выпускались Саратовским агрегатным заводом.

Огонь ведет самоходный зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» 9К35.

Зенитные ракеты  ЗРК «Стрела-10»

Боекомплект каждой боевой машины ЗРК «Стрела-10» составляют восемь зенитных управляемых ракет (ЗУР), размещённых в транспортно-пусковых контейнерах. Четыре контейнера с ЗУР закреплены на раме пусковой установки, а остальные четыре уложены внутри броневого корпуса боевой машины.

Зенитная ракета типа 9М37 комплекса «Стрела-10СВ» оснащена комбинированной головкой самонаведения (ГСН), имеющей фотоконтрастный и тепловой каналы. Применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Модель боевой машины с ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сверху

Усовершенствованная ракета 9М73М ЗРК «Стрела-10М» обладает повышенной помехозащищённостью за счёт способности её головка самонаведения производить селекцию цели по траекторным признакам.

Головка самонаведения зенитной ракеты 9М333 комплекса «Стрела-10М3» имеет уже три канала наведения: фотоконтрастный, тепловой и логической селекции по спектральным и траекторным признакам. Ракета 9М333 применима для запуска с боевых машин ЗРК типа «Стрела-10» всех модификаций.

Зенитные ракеты для комплексов семейства «Стрела-10» выпускались на Ковровском механическом заводе, в производстве головок самонаведения для них было задействовано Ленинградское оптико-механическое объединение.

Боевая машина ЗРК «Стрела-10» 9К35. Вид сзади


Источник: Штормовая башня

armedman.ru

Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10» | Военное оружие и армии Мира

Опыт боевого применения зенитных комплексов ближнего действия в военных конфликтах на Ближнем Востоке, в Африке, Юго-Восточной Азии показал достаточно высокую эффективность ЗРК, оборудованного оптоэлектронными средствами обнаружения и наведения.

Учитывая это, в СССР, кроме разработки всепогодного пушечно-ракетного комплекса «Тунгуска», начали разработку не всепогодного, но более дешевого ракетного комплекса на основе серийного ЗРК полкового звена «Стрела-1 М». Появлялась возможность быстрее запустить в производство комплекс с качественно улучшенными характеристиками.

«СТРЕЛА ДЕСЯТАЯ»

24 июля 1969 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке ЗРК полкового звена «Стрела-10СВ». Как и его предшественник, «Стрела-10СВ» предназначался для непосредственного прикрытия мотострелковых и танковых полков от ударов авиации противника с малых высот во всех видах боя и на марше, но с расширением зоны поражения и диапазона скоростей обстреливаемых целей, повышением помехозащищенности. Комплекс должен был быть и аэротранспортабельным. Основными участниками работ стали КБ точного машиностроения, ЦКБ «Геофизика», НИИ электронных приборов, Ленинградское оптико-механическое объединение, НИИ «Поиск», Саратовский агрегатный завод, Харьковский тракторный завод.

На вооружение ЗРК «Стрела-10СВ» (индекс 9К35) поступил в 1976 году. В США и НАТО комплекс известен как SA-13 Gopher.

ОТЛИЧИЯ КОМПЛЕКСА

Новая ЗУР 9М37 получила двухспектральную ГСН с фотоконтрастным (в видимом диапазоне) и тепловым (инфракрасным) каналами, а также установленные позади крыла элероны блока крена. Кроме новой, более маневренной, ракеты комплекс мог использовать прежние 9М31 и 9М31М.

В состав комплекса вошли боевые машины 9А35, оборудованные пассивным радиопеленгатором, и 9А34 без радиопеленгатора. Пусковая установка получила электроприводы наведения, что увеличило скорость наведения. В комплекс введена аппаратура оценки зоны пуска с когерентно-импульсным радиодальномером, облегчившая оператору определение момента начала и окончания пуска ракет, определение углов упреждения. Боевая машина оборудована визиром грубой наводки, оптическим визиром, радиолокационным запросчиком системы «свой — чужой».

Существенная модернизация комплекса «Стрела-1 М» сопровождалась и сменой шасси — боевая машина «Стрелы-10» выполнена на основе гусеничного бронетранспортера МТ-ЛБ. Новое шасси позволило увеличить возимый боекомплект, по сравнению со «Стрелой-1», с четырех до восьми ЗУР в ТПК. Масса боевой машины — 12,5 т, есть пулемет для самообороны. Комплекс может получать целеуказание по речевому каналу от пункта управления ПУ-12 (ПУ-12М).

СЕМЕЙСТВО «СТРЕЛЫ ДЕСЯТОЙ»

И снова началась модернизация — совместное решение о ее проведении приняли в 1977 году ГРАУ МО и Миноборонпром. Применение авиацией тепловых помехловушек заставило ввести в ГСН ракеты 9М37М схему селекции целей по траекторным признакам, чтобы «отсечь» сигналы от ловушек. В 1979-м на вооружение частей ПВО сухопутных войск поступил ЗРК «Стрела-10М» (9К35М).

Затем модернизировался уже сам комплекс. Обеспечены автоматизированные прием и обработка боевыми машинами данных целеуказания, поступающих от пунктов управления полкового звена ПВО (ПУ-12М, ППРУ-1) с автоматизацией наведения пусковой установки, то есть расширялась возможность работы комплексов в единой системе централизованного управления войсковой ПВО. Введена дополнительная радиостанция для приема телекодовой информации от пунктов управления и РЛС обнаружения. Увеличена плавучесть боевой машины для возможности преодоления комплексом водных преград вплавь при полном боекомплекте (8 ЗУР), более того — с возможностью стрельбы на плаву. ЗРК «Стрела-10М2» (9К35М2) поступил на вооружение в 1981 году. Эти комплексы работают в зенитных ракетно-артиллерийских батареях полков вместе с ЗПРК «Тунгуска». Согласно решению военно-промышленной комиссии при Президиуме СМ СССР от 1 апреля 1983 года, под шифром «Китобой» проведена модернизация комплекса с целью обеспечить стрельбу по низколетящим целям (включая крылатые ракеты и БЛА) в условиях интенсивных организованных оптических помех, увеличить эффективность поражения целей. ЗРК «Стрела-10М3» (9К35М3), принятый на вооружение в 1989 году, получил ЗУР 9М333 с доработанным двигателем, новыми ГСН (три канала различных спектральных диапазонов), автопилотом, лазерным неконтактным взрывным устройством, усиленной боевой частью. В комплексе может использоваться и ЗУР 9М37М. Боевые машины 9А34М3 и 9А35М3 получили новый двухканальный оптический визир, новую аппаратуру запуска, повысилась надежность захвата цели ГСН ракеты до ее пуска. Комплексы «Стрела-10СВ» нашли применение в ряде военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке. В начале 2000-х годов в качестве экспортного представлен вариант «Стрела-10М4» (шифр комплекса «Сосна», ракеты — «Сосна-Р»). Характерно, что ЗРК «Сосна» выполнен по модульной схеме, благодаря чему его элементы могут устанавливаться на различных носителях.