Трезубец, пси, знак мира. Многообразие символа
Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы.
Конфуций
Трезубец – в греческой мифологии скипетр или оружие морского бога Посейдона. Трезубцем и сетью вооружались и некоторые виды гладиаторов (ретиарии). С самого начала трезубец был водным символом и тесно связан с акватическими орнаментами.
Однако этот символ не всегда был связан с положительным отношением. Трезубец – символ очень древний и очень распространенный. Сила, власть, могущество – это основные значения символа. Однако со временем он трансформировался в знак мира, добра и свободной любви, который использует культура хиппи. С чем связана такая трансформация сакрального смысла этой фигуры?
Для начала разберем Трезубец как символ мужества, власти, силы.
– В Древней Индии – бог Агни изображался верхом на баране с трезубцем в руках.
– В Древней Индии Шива имел орудие в виде трезубца (три острия – созидание, существование, разрушение).
– У древних славян – сопровождается крестом, свастикой, изображением молнии. Символ языческого бога Перуна.
– Древняя Греция – символ морской стихии, грома, бури, орудие бога Посейдона.
– Современная Украина и Монголия. Трезубец – символ власти, изображен на гербах. Присутствовал на знаменах Чингисхана и монетах хана Батыя.
– Древний Рим – оружие бога Юпитера. Гладиаторы сражались на трезубцах для развлечения богов. Позже – для императоров, привыкших считать себя наместниками богов.
– Древняя минойская цивилизация – эмблема власти.
– Буддизм – три драгоценности Будды. Символизирует разрушение трех грехов – гнева, желания и лени.
Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец
Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец
Традиционный индийский трезубец – трешула – является религиозным символом в буддизме и индуизме. Помещается на макушках шиваитских храмов. Тришула является одним из основных атрибутов Шивы, означая его тройственную природу: творца, хранителя и разрушителя Вселенной. В ранних изваяниях и нумизматике тришула находится у Вишну. Тришулу также держит в одной из своих рук богиня Дурга. В шактизме считается, что она получила тришулу от Шивы.
Трешула, традиционный индийский трезубец
Существует несколько интерпретаций значения каждого из трех трезубцев тришулы. Согласно наиболее распространенному толкованию, они представляют творение, поддержание и разрушение Вселенной; прошлое, настоящее и будущее; три гуны материальной природы.
В одной из йогических практик три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пигала и сушумна, проходящие вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.[27]
В христианстве трезубец рассматривается и как символ Троицы, и как сатанинское оружие, которыми черти мучают грешников. В момент своего зарождения христианство отрицало все, что могла предложить римская власть, и все, что существовало в Риме. Под такую анафему попал и трезубец. В средневековой культуре Западной Европы это атрибут сатаны – инфернальная ипостась креста, символ тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.
Посейдон, сын Кроноса и Реи
«В клиппотической работе используется трезубец Самаэля и Лилит, которые в своем соитии извиваются вокруг Танинивера, исполняя пророчество антикосмической победы… В Сетианской традиции трезубец связан с нашим господином Сетом, чье экзотерическое число есть 3. Трезубец есть также символ Сета как высшего тройственного бога, властвующего над подземным миром, землей (пустыней) и небесами. Трезубец также связан с Хоронзоном, число которого 333 означает Разверзшуюся Бездну и Стража Врат, ведущих в бездонную глубину ярящегося Хаоса. Хоронзон выступает в качестве антикосмического Посейдона, который, вместо того чтобы своим трезубцем направлять морские волны, направляет дисгармоничные силовые потоки Хаоса. Трезубец также означает эволюцию посредством борьбы, то есть борьбу тезиса и антитезиса как постоянное создание нового синтеза. Поэтому трезубец также символизирует вечный, динамичный и становящийся Хаос. Помимо всего вышеназванного, трезубец также символизирует тройственность Тьмы и использование числа три в эзотерической сатанинской традиции».
Сатанинские символы MLO / http://exsecramentum.com/
Начиная с ранних, христианских времен, трезубец часто упоминается в христианской литературе как один из символов духовной власти князя тьмы. Его также можно увидеть на иконах, в православных храмах разных стран мира. В Почаевской лавре, в Киево-Печерской лавре, на Афоне, в Греции, в церквях на Святой Земле.
Вот что пишет об этом Александр Наговицын в своей книге «Мифология и религия этрусков»:
«Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевса. Его имя означает „безвидный, ужасный“ и соотносится с именем этрусского Аита. Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие (см. повесть Н.В. Гоголя „Вий“, написанную автором на основе народных преданий. Упоминание о Вие также встречается в фольклоре). В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. Между греко-римским Аитой/Аидом и славянскими хтоническими персонажами прослеживается еще одна интересная параллель. Аид имеет шлем, делающий его невидимым, наподобие шапки-невидимки русских сказок. Шапка-невидимка интересна тем, что герой русских сказок получает ее от хтонических персонажей, хозяев Хтонического мира: Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Подобные представления и атрибутика имеют древнюю единую основу у ряда народов, в том числе у этрусков и славян».
esoterics.wikireading.ru
Трезубец, тризуб, тришула. История символа.
Ом Намо Шивайя!
Этот символ мне особенно близок по той простой причине, что с недавнего времени он присутствует в государственной символике моей родной страны. Именно
Тризуб.
История его происхождения достаточно туманная. Существует версия, что он был известен древним славянам еще в далекие дохристианские времена и символизировал тогда так называемую Тропу Трояна, то есть трехчастное строение мира – Явь, Навь и Правь.
Печать Святослава Игоревича
Часть историков считают, что более достоверным является предположение согласно которому трезубец представляет собой символ сокола – племенной знак князей Рюриковичей. Правда, у Рюриков эта огненная птица летела вверх, почему же в форме трезубца она стала направленной вниз? Непонятно…
Отметим, что в настоящее время существует более 30 версий происхождения и значения трезубца у древних славян. Ни одна из них на данный момент не получила точного научного подтверждения.
Как бы то ни было, но уже в 10 столетии появляются первые упоминания об этих знаках в летописях. Сообщается, что послы киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. Со времен Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком – его изображение археологи находят на монетах, печатях, посуде, кирпиче, настенных росписях.
Серебреник Владимира Святославовича
Киевский князь Владимир Святославович, за свою жестокость и полную безнравственность, прозванный Ясным Солнышком:), чеканил трезубец на монетах, где на одной стороне изображался портрет князя, а с другой – трезубец и надпись: «Владимир на столе, а это его серебро”. Трезубец был вырезан и на перстне князя Владимира. Его функцией было не только украшение – это была и печать и личное клеймо для отметки княжеской собственности.
Но, пожалуй, отвлечемся от украинской тематики, поскольку этот символ издавна использовался в разных культурах и традициях.
Интересно, что трезубец был личным знаком (тамгой) великого монгола – Чингисхана. В качестве родового знака использовался он у потомков старшего сына Чингиса — хана Джучи. Хан Батый чеканил его на своих монетах.
Посейдон.
Всем нам хорошо известно, что в греческой мифологии трезубец являлся оружием морского бога Посейдона. По легенде ему вручили это оружие циклопы. На праздниках Нептуна, столь популярных на наших азовском и черноморском побережьях, неизменным атрибутом грозного морского бога являлся трезубец – длинное древко и наконечник, увенчанный тремя зубцами.
Интересно, что трезубец Посейдона-Нептуна толкуется также и как символ Хаоса, поскольку мировой океан в данном случае выступает как первородный хаос.
Отметим также и то, что в греко-римской культуре трезубец
, символизирующий удар молнии, являлся также и оружием главы небесного пантеона громовержца Зевса-Юпитера.Бог Шива. Священный город Харидвар. Индия.
В Индии – трезубец именуемый тришулой является главным оружием и неизменным атрибутом одного из верховных богов Индуизма – бога Шивы. Он символизирует, во-первых, три основных аспекта божества – как творца, хранителя и разрушителя. Во-вторых, его власть над тремя мирами – земным, подземным и небесным. И, в-третьих, его власть и над временем – настоящим, прошлым и будущим.
В буддизме трезубец символизирует три Великих Драгоценности Будды – Дхарму (учение), Сангху (монашескую общину) и самого Будду. Кроме того, он является символом разрушение трех ядов – гнева, желания и лени.
В эпоху раннего христианства трезубец был замаскированным знаком Христа. Чуть позже его устремленные вверх концы стали выражением ортодоксальной идеи триединства, троицы. Но в таком качестве в настоящее время его используют не часто. Напротив, этот атрибут как символ Хаоса стали приписывать Дьяволу, как инфернальную ипостась креста, а также в качестве символа тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.
Активно использовался трезубец и в магических практиках. Легендарный Парацельс исцелял с его помощью больных. Он же отмечал, что многих европейских магов трезубец заменяет волшебный жезл, символизируя триаду человеческой жизни: дух, душу и видимую материю.
Надо сказать, что трезубец неразрывно связан с символикой троичности. Во многих культурах он символизировал разделение Вселенной на небесное, земное и потустороннее, единство Божественного, Отцовского и Материнского – священных начал, а также трех природных стихий – воздуха, воды и земли. Кроме того, трезубец является еще и символом главных возможностей мышления и действия: пассивности, инерции и активности.
Как видите, не так уж и прост символ, так хорошо знакомый каждому жителю Украины.
Получать сообщения о новых публикациях Сайта Востоколюба на e-mail.
Сергей Мазуркевич
08.01.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
с вашего сайта.
www.vostokolyub.info
значение, фото и лучшие эскизы
Трезубец является самым распространенным символом власти над морской гладью, а так же неизменным атрибутом богов Посейдона и Нептуна. Трезубец ассоциируют с грозой. Он обозначает три пламенных языка. Помимо этого, такое изображение может означать прошедшее, настоящее и будущее время.
Православная вера использует трезубец как символ Троицы, а так же как оружие в руках сатаны. Сатана с трезубцем означает то же самое, что аллегорическая фигура смерти с вилами. В Индии в качестве альтернативы трезубца выступает тришула, которая является оружием Шивы. Она указывает на три качества этого бога: творить, хранить и разрушать.
В Буддизме изображение трезубца означает три сокровища Будды. Изображение является символом небес девственного пламени, а так же знаком разрушения трех ядов: гнева, желания и лени. В Китае трезубец олицетворяет силу и власть.
Значение татуировки трезубец
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что значение тату трезубец — символ власти и превосходства над остальными. Тату трезубец пришла к нам из древних времен. Выбирая такую наколку, человек должен отдавать себе отчет в том, что это не просто обычная картинка, а самый настоящий знак отличия, который способен оказывать влияние на его дальнейшую судьбу.
Как правильно выбрать место для тату?
Если вы решили украсить свое тело изображением трезубца, то, прежде всего, необходимо правильно подобрать место и эскиз. По сути, татуировка в виде трезубца может быть нанесена на любой части тела. Тут все зависит от размера изображения и его отличительных особенностей. Для того чтобы тату трезубца не выглядела скучно и нелепо ее нужно дополнительно украсить. Ну, к примеру, на Украине в настоящее время очень модно делать тату с изображением трезубца и дополнять ее национальными орнаментами.
Самые популярные материалы
Рассказать друзьям
vse-o-tattoo.ru
смысл, история, фото, эскизы, варианты популярных рисунков в современной татуировке
Тут разберем значение тату трезубец, поговорим о смысле рисунка татуировки и его истории. На сайте вы сможете присмотреть основу для татуировки в следующих разделах каталога:
- Фото тату трезубец
- Эскизы тату трезубец
Интересное про значение тату трезубец
Сделать татуировку трезубец – шаг довольно смелый, несмотря на то, что данное изображение достаточно простое в плане выполнения. Оно подходит далеко не всем, а только смелым и решительным людям с крепким внутренним стержнем, которые не поддаются разрушительным порокам.
Татуировка трезубец: значение
Изображение татуировки трезубец известно нам еще с древнейших времен. Однажды придя в тату – культуру, оно надежно закрепилось в ней. Если обратиться к мифам, то можно заметить, что древние божества держали в руках трезубцы. Поэтому в каждой культуре, стране, вероисповедании мы можем встретить упоминание о нем. Для более осмысленного понимания, рассмотрим несколько вариантов.
Примеры фото:
– В греческой мифологии трезубец был оружием Посейдона и символизировал его власть над морем.
– В Индии существует похожий на трезубец символ – тришула. Это оружие Бога Шивы, которое означало, что он является:
- творцом, хранителем и разрушителем;
- владеет тремя мирами – земным, подземным и небесным;
- владеет временем – прошлым, настоящим и будущим.
– В Китае трезубец выступает символом власти и силы.
– В Буддизме изображение трезубца ассоциируется с Тремя Сокровищами Будды: Дхарма (учение), Сангху (монашеская община) и сам Будда.
– В Христианстве трезубец используют в двух значениях: как символ Троицы, как оружие в руках дьявола – символ хаоса.
Еще к этому списку можно отнести таких известных Богов, которые тоже изображаются с трезубцем в руках, например, славянский Перун, скифский Тагимасада.
Тату трезубец набивают также те, чья жизнь неразрывно связана с морем, например, моряки или люди, столкнувшиеся с бушующей морской стихией, в памяти которых осталось это событие.
Исходя из вышесказанного, можно заметить, что, сколько бы точек зрения не было рассмотрено по отношению к значению татуировки трезубец, основной смысл всегда один – это власть и превосходство над остальным окружающим миром.
Кому подойдет
Выбирая подобное тату, нужно отдавать себе отчет, что трезубец не просто рисунок. Такая наколка несет в себе глубокий смысл, и человек должен соответствовать ему. Трезубец – показатель силы, смелости, это символ оружия, и как бы мастер не пытался его украсить дополнительными элементами, он всегда останется узнаваем по трем пикам и будет выглядеть угрожающе. Но, несмотря, на такой перечень характеристик, которые на первый взгляд больше подойдут мужчинам, это совсем не так, на теле девушек тату трезубец будет смотреться очень красиво и означать их внутреннюю силу и энергию, способность противостоять преградам, встречающимся на пути.
Место нанесения
Татуировка трезубец может быть расположена абсолютно в любом месте, значение ее от этого не изменится. По статистике мужчины выбирают тату большого размера и набивают их на спине, если среднего – то на плече или груди.
Смотреть видео:
Девушкам же стоит рассмотреть вариант более миниатюрной тату, и для этого подойдет любая часть тела, будь то боковая сторона ладони, запястье или палец.
Вы можете посмотреть:
ЭСКИЗ ТАТУ ТРЕЗУБЕЦ
ФОТО ТАТУ ТРЕЗУБЕЦ
Свадьба за рубежом – крайне сложное и требующее внимания мероприятие. Узнать все самые важные нюансы и получить помощь, вы можете, воспользовавшись информацией из сети, по подсказке, предложенной нами.
Подготовлено: natashamodina (Модина Наталья Александровна)
tatufoto.com
значение для парней и девушек, история, описание, фото
Значение тату с украинским трезубцем
Одним из ярких изображений трезубца, является герб Украины. Существует два герба Украины, а именно малый и большой герб.
Малый герб Украины (официально утверждён) – представляет собой синий щит с золотым трезубцем (знак князя Владимира).
Большой герб Украины (существует в виде законопроекта) – стилистически показывается как изображение малого герба с двумя щитодержателями: справа казак в золотом мундире, с золотым мушкетом и саблей (герб Войска Запорожского), слева золотой лев с короной (герб Галицко-Волынского княжества). Над щитом изображён княжеский венец, под щитом – сине-золотая лента, переплетенная с красной калиной и пшеничными колосьями.
Изображение трезубца на славянских землях появилось задолго до Крещения Руси, однако, этот знак закрепился именно во времена Крещения.
Существует две теории исторического происхождения:
- Трезубец князя Владимира — фамильный знак Рюриковичей. По теории трезубец являлся изображением падающего на добычу сокола-Рарога (огненный дух, изображающийся в образе хищной птицы или дракона).
- Образ ворона на боевом знамени – являлся тотемным символом знатных викингов, во время походов. Среди используемых этот знак были и Рюриковичи.
Со временем трезубец начал переходить на изображение печати, а также стал использоваться в дипломатических и торговых отношениях, выступая в роли доверительной грамоты.
Тату c украинским трезубцем значит волю, свободу, «злагоду» и добро. Этот символ впитал в себя украинскую историческую традицию. Это, как бы, иллюстрированная история государства, та история, которую должен помнить каждый гражданин.
Татуировка с изображением трезубца Украины подходит как для мужчин, так и для женщин. Места для нанесения могут быть самыми разнообразными, в зависимости от эскиза тату. Мастера советуют наносить изображение в цветной форме, дабы передать всю сущность этого символа.
vsetattoo.com.ua
Древнеславянский тризуб — символ Трояни, знак высшей духовной власти — Славянская культура
Символика древнеславянского, арийского тризуба (тризубца) до сегоднишнего дня остаётся не вполне раскрытой и понятой. Но фактом есть её широкое применение в древнеславянской и славянской среде в 1-13 веках и также значительно позже, как особенного по значению знака, особенного духовно-сакрального символа.
Использование знака тризуба имеет древнейшие корни. Его символика присутствует по всей Европе и Азии и часто встречается на просторах лесо-степной зоны двух континентов, а особенно на Закавказье, в Междуречье, в Индии, в Среднеземноморье, на Поднепровье и Прикарпатье.
Часто эту символику приписывают древним божествам моря (Посейдону, Нептуну). Но невозможно пояснить такую на камнях гор Карпат и Кавказа, континентальной Индии и Пакистана. Как нельзя обьяснить морем её наличие у народов в центре континентов.
У индусов знаки тризубцев, с элементами завитков (некие сварги-коловраты), пренадлежат божествам-основателям мироздания (тризубец Шивы), что указывает на на главное — тризубец символ носит древнейшее и глубинно сакральное значение многие тысячилетия.
Об этом говорят и находки изображений тризуба в различных частях мира, там где на камнях он изображён как знак на престоле — символе земли. Всё это указывает на особое значение символики тризуба, его большой сакральной глубины.
Становится понятно — символ тризуба это не изображение возникшее в последние тысячилетия истории Земли. Он пришёл к нам из древнейших времён, как символ особой, духовной (арийской) власти.
Но широкое значение символ тризуба преобрёл в древнеславянском мир, особенно в период 1 тыс. н.э., когда на землях центральной Европы происходило духовное обьединение славянских народов — вырастал грандиозный славянский Союз (Дулибский союз 1-9 в.н.э.), единое славянское государство — Дулибия Рось ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/slavjanobrazovanie-v-evrope-istorija-prosvetitelstva.html ).
Так зачем же древним славянам был нужен этот символ? Что он обозначал и где находился?
Чтобы осмыслить значение тризуба необходимо понять устройство древнеславянского общества, его духовную направленность, необходимость всем славянам, участникам жизни по Прави, восприятия особого духовного арийского мировоззрения, носителями которого были особые люди — Старотцы-рахманы и волхвы ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/religija/sem-pravil-pravi.html ).
Чем же отличалось древнеславянское общество от иных бытовавших в мире? Что особенного в нём было?
Наиважнейшим в древнеславянском обществе было его структура, носившая духовный характер. Ибо эта структура — блюститель духовности и общественной правды в славянском мире.
Она — носитель особого мировозрения (по Прави), вершина Старотцовско-волхвовской (рахмано-волхвовской) системы.
Её название — Троянь.
Именно тысячилетия её деятельности в древнеславянском мире имели особое название — времён Трояновых.
(на фото — Графити с символом тризуба в древних соборах Киева)
Троянь — это триединый орган наивысших Старотцов (рахманов) возглавлявших Старотцовско-волхвовскую систему древнеславянского мира и состоявший из трёх человек наивысшего ирийного уровня, и имевших в духовном обществе наибольшие полномочия ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/rastoche-put-rahmanov.html ).
Трояни неприкоснительно подчинялась княжеская (бусовская) власть — правительство союза народов и исполнительная власть в Дулибском союзе.
Трояни подчинялась и ветвь духовной власти — тоесть вся рахмано-волхвовская система и её центры и ячейки на всех славянских просторах, все храмы и святилища.
Трояни подчинялась вся экономическая власть в центре и на местах — в княжеско-боярской среде союзных удельных княжеств Дулибского союза, а также в среде сельского хазяйства и ремесленничества.
(на фото — Кирпичи древней кладки с тризубами, Волынь)
Форма власти с вершиной в виде органа из трёх наивысших духовных отцов, Трояни, возникла во времена установления арийского мировозрения и насчитывает на Земле не менее 80-ти тысяч лет ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/prorochestva-velesovoi-knigi-i-duhovnaja-borba-predkov.html ).
Особенность этой власти — её духовные возможности, контакт со Светлым Ирием, Творцом, душами Предков, использование всего информационного запаса Вселенной, мудрости Светлого Ирия и душ светлых славянских Предков.
Цель такой власти — жизнь славянского общества по Прави (закону Творца), собственно в Прави и со знанием Прави.
Гарантией чистоты указаний Трояни была собственно сама структура Старотцовско-рахманской системы (наличие большого количества Старотцов-рахманов в разных регионах собиравшихся в особых случаях на большие Соборы), возможность этой системы помагать Трояни в её целях.
Решения Трояни узаканивались в обществе через веча — народные собрания где власть слышала волю Светлого Ирия (через Старотцов-рахманов) и мнение народа по отношению к их исполнению от князей (как обязательства).
Троянь служила и высшим судом, способным предлагать смещение князей и другой выборной власти (князь — Кого НАЗвали Ь/многие/).
Во времена ранних Рюриковичей, собственно Рюрика, Олега, Игоря и Святослава, эти князья довольно чётко понимали своё место в системе отношений Троянь-княжеская власть.
Эти князья были зависимой от воли Старотцов и составляли власть второго, выборного уровня. Но именно это не нравилось врагам Прави и славянства. Они долго создавали внутри славянского мира пятую колону предателей ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/slavjanskoe-edinstvo-proshloe-i-budusche.html ).
Подрыв системы власти Трояни начала Ольга, а продолжил Владимир. Рюриковичи конца 10 в.н.э. приложили все возможные усилия чтобы оторвать Киеские земли от Дулибского союза, от власти Трояни и создать авторитарное государство на византийской основе ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/letopisnaja-istorija-slavjan-poiski-utrachenoi-pravdy.html ).
Но и этого Рюриковичам было мало. Захват значительной части территории Дулибского союза требовал военных действий (походы Владимира на Волынь и соседей в 10-11 веке).
Но в сфере идеологической главным было присвоение семьёй Рюриковичей символов духовной власти у славян, символов Трояни.
Это было не только духовным кощунством и осквернением духовных принципов, принципов Прави, но и самозванным «возвышением» мирского над духовной властью (по примеру византийских императоров).
Апогеем этого самозванства и авторитарности стали выпущенные Вдадимиром и другими Рюриковичами в Киеве серебрянных монет (11-13 век) с изображением собственно тризуба.
Доо этого символ тризуба мог быть изображён только на сакральных вещах Трояни, в местах заседания Трояни, на атрибутике Трояни, в святых местах освяченых Троянью.
При этом изображённый на монете князь, как-бы «приравнивал» себя к Трояни, говорил о своём псевдовеличии.
Князь, не имея малейшего духовного звания, как и высокого ирийного уровня, авторитарно «назначал» себя верховным духовником славянского народа.
Именно по этому многие князья Рюриковичи были прокляты рахманами, как и их роды.
Апогеем авторитарности, проявлением высокомерия Рюриковичей стал выпуск их золотых монет. Известно, что славяне не практиковали использование золотых изделий в быту и в государственных делах по духовным, ирийным соображениям (притягивает нечисть из антимира к носителям слабой духовности).
Старотцы-рахманы говорили о золоте как о металле искушения, металле — привлекающего низких полевых существ антимира.
Для славян металл имел и соответствующее название: злото (ЗЛО ТО) — носитель зла.
(на фото — Златник (злотник) Владимира)
Традицию незаконного использования символа Трояни продолжили и другие Рюриковичи Поднепровья (12-13 век). Со временем такая вольность с сакральной символикой Трояни позволила потомкам Рюриковичей высокомерно заявлять о тризубе как родовом знаке Рюриковичей.
Подхватили эту мысль и современные учёные, далёкие от понимания сути самой символики Трояни и её сакрального наполнения.
Монеты Рюриковичей с изображением тризуба ныне особенно часто встречается в местах наибольшей деятельности князей или их воен, но особенно на Поднепровье и в Прикарпатье.
В период монголо-татарского нашествия, с этих земель славянами довольно быстро были изгнаны не только монголы, но и их пособники Рюриковичи ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/bitva-na-sinih-vodah-1362-g-nachalo-krushenija-mongolskogo-iga.html ).
Хождение рюриковичских монет в Приднепровье, Прикарпатье, как и на землях Золотой Орды, на этом завершилось.
Но символ Трояни, тризуб, как сакральный знак Трояни при этом не исчез. Территория центра Дулибского союза, Волынь, оставалась Староотцовско-волхвовской вотчиной на протяжении 10-14 веков ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/volhvovskii-duh-i-korni-zaporozhskoi-sechi.html ).
Валынь-Украина, а потом просто Украина, остались носителями Староотцовско-волхвовской (рахмано-волхвовской) системы системы и обителью последователей Трояни.
В это время, 14-17 век, на землях Волыно-карпатского региона зарождается такое явление как казачество и на Днепре строится Запорожская Сечь ( http://slavyanskaya-kultura.ru/bunker/nepoznanoe/ukraina-na-drevnih-kartah.html ).
Сечевики той поры (15-17 век) хорошо знали о Трояни и символе тризуба, и использовали символику Трояни как обережную, защищающую и светлую.
( нафото — Казацкая пороховница с тризубом)
Украинские казаки использовали символику тризуба и как особый знак на могилах наиболее почитаемых и верных Прави товарищей. Удостоится такой чести имел право только тот, кто был верен Трояни, Прави, делу Светлого Ирия и Творца.
Некоторые из таких могил существуют и поныне, не смотря на их тотальное уничтожение по идеологическим соображениям в советское время (как некие «бандеровские» знаки).
Вполне естественно и то что символика Трояни, тризуб, всплыла в период воссоздания украинского государства в 1917 году. Именно тогда тризубец стал гербом возрождённой Украины.
В Поднепровье, на Волыни в Прикарпатье древнейшую славянскую символику тризуба применяли в трудные для народа периоды на протяжении всего 20 века. Эту символику использовали как святую в 1941-1953г. (за её хранение — арест НКВД, высылки, растрелы).
Именно она, символика тризуба, закономерно и по праву, пережив тысячилетия испытаний, стала гербом современного украинского государства.
Какие выводы можно сделать из сказанного?
Главным выводом есть тот, что генетическая память, знания о духовных руководителях древнего славянства, о Трояни, и всех кто в неё входил, сохранилась в нынешней символике.
Да, утеряны знания о древнеславянских Старотцах-рахманах, о временах духовной власти Трояни.
Но важно, что сохранены символы чести и правды древнеславянского времени, знаки величия Прави и Праотцов, знаки арийского (духовного) мировозрения и власти Трояни в обществе светлых людей.
Мы не знаем всех имён Старотцов-рахманов входивших в Троянь в давние времена. Но некоторые из наиславнейших имён нам известны и ныне.
Это Слава, Проянь (Перун), Даждьбат (Даждьбог), Ясунь и другие.
Они славянская гордость, они те Предки-боги, взирающие на нас из Светлого Ирия, и желающие того, чтоб мы стали на путь истины, путь Прави, путь Творца!
Слава им!
Слава славянской Трояни!
Похожие статьи:
История → Казацкая Республика Украина
Вторая мировая война → СС «Галичина» против Украины
Политика → Недруги России
Политика → Во Львове отменили Великую Отечественную войну
История → Они зовут себя Православными Русинами
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Об архетипах символики Трезубца
Об архетипах символики Трезубца
Ваганян В, член Союза дизайнеровАрмении
и Центра исследования доисторического искусства, Валькамоника, Италия
Оглавление
Трезубец
В наскальных рисунках Араратских гор обнаружены архетипы символики Трезубца
Архетипы символики Трезубца и их трансформация
О священной Троице и древе жизни в христианском толковании
Вместо заключения
Литература
Трезубец
Известно, что трезубец (trident) олицетворяет молнию, гром и молнию, три языка пламени, тройное оружие сил Неба, воздуха и воды, вечное (Мифы народов мира, Википедия). Трезубец является атрибутом громовержца, всех небесных, громовых богов и богов бури и грозы, является эмблемой всех водных богов, силы и плодородия вод. Он также символизирует небесную Триаду, прошлое, настоящее и будущее. Трезубец — символ хаоса (мировой океан как первородный хаос).
У греко-римлян трезубец как удар молнии — оружие небесного бога Зевса (Юпитера). Трезу́бец в греческой мифологии — наиболее известный символ власти над морем, скипетр, оружие морского бога Посейдона (Нептуна). Посейдон был известен также как божество, трясущее землю, вызывающее землетрясения, цунами, бури и штормы, то есть был связан с вулканической деятельностью в морях и океанах. С помощью трезубца он расширял границы вод (см. Боги в каждом мужчине, Болен Дж., 1990). У древней цивилизации минойцев трезубец — эмблема морской власти (обнаружен в Кноссе и Фесте). В христианстве трезубец рассматривается как амбивалентный символ Троицы и оружие дьявола ( У истоков христианства, Донини А., 2002).
В Индии похожая на трезубец тришула является оружием индуистского бога Шивы и символизирует три аспекта Шивы (творец, хранитель, разрушитель или прошлое, настоящее и будущее). Трезубец изображается в виде отметки на лбах его последователей. Трезубец в форме ваджры воспринимается как алмазный скипетр Индры, бога бури и Дурги-разрушительницы. Он также символ огня, отражающий три сущности Агни. У буддистов трезубец символизирует Три Драгоценности Будды. Он символизирует Небеса чистого пламени, а также разрушение трех ядов: гнева, желания и лени. У китайцев трезубец — сила, власть. Трезубец был личным знаком (тамгой) Чингисхана. Трезубец, как родовой знак (тамга) потомков старшего сына Чингисхана хана Джучи, чеканился на монетах хана Батыя (Мифы народов мира, Википедия).
В наскальных рисунках Араратских гор обнаружены архетипы символики Трезубца
Комплексный, сравнительный анализ наскальных рисунков (Мартиросян, Сафян, Караханян, Сардарян, Исраелян, Калантар, Петросян) Араратских гор (8-5 тыс. до н.э.) позволил обнаружить образы символики трезубца, как атрибута богов, которые владели им как оружием. Они были связаны с идеей первочеловека, божества — громовержца, драконоборца (прототипа Ваагна), освободителя вод, спасителя, а также с мотивами грома и молнии, силы и власти над небом и землей, покровительства Творца (Ваганян В., Ваганян Г.). Знаки «троицы» (трезубца, символа небесной и земной власти и силы), обнаруженные в наскальных изображениях Араратских гор, убедительно свидетельствуют о том, что художественный, визуальный образ и мотив трезубца, троицы своим происхождением и идейным содержанием связан с вулканическими Араратскими горами, с их активностью, в том числе в морях и озерах. На рисунках, приведенных в таблице, видны изображения различных знаков, которые подтверждают гипотезу о том, что образ трезубца рожден в Араратских горах.
Во-первых, в Араратских горах есть три озера, которые древние армяне называли морями, например, озеро Ван. Процессы, события и силы зла, смерти, хаоса и тьмы, отпечатываясь в сознании и мышлении местных жителей, описывались ими с помощью естественного развития визуального изобразительного языка, наглядных и доступных графических наскальных образов огромных по размерам драконов, змей и др. и уникальных скульптурных изваяний — каменных рыб, вишапакаров.
Во — вторых, в наскальных рисунках удалось выявить и выделить символы, сходные по форме с различными формами трезубца, используемыми в различных культурах индоевропейской цивилизации.
В третьих, мифологический образ громовержца Ваагна является одним из самых (если не самый) архаичных, синтетических, полифункциональных божеств в общеиндоевропейской мифологии: он сотворен творцом, властителем и создателем космоса, небес, земли, вод, растительного и животного мира, райского сада и древа жизни, древа познания добра и зла. Он и громовержец, и божество молнии и грома, солнца и света. Он освободитель вод, божество огня, пламени, вулканической активности (Ваганян Г., Ваганян В., 2010).
Трезубец, на наш взгляд, был изначально емким, поливариантным символом, олицетворял оружие духовной, огненной, жизненной силы и мощи. Трезубец одновременно служил символом оплодотворения, моделирующим также процесс эрекции (семяизвержения) сходный с процессом извержения вулкана. Вначале он изначально не имел материального, земного воплощения (см. таблицу). Громовержец — властелин земли боролся с разрушительными силами природы (земли и небес), использовал силу молний, чтобы поразить “драконов” (олицетворяющих природные катаклизмы, извержения вулканов, землетрясения, смертельные лавины). Кроме того, “небесные духи” – прототипы ангелов своими “трезубцами” оплодотворяли землю (см. таблицу).
Небесный трезубец трансформируется в различные земные формы, выражая символику земной, царской, божественной, наследственной власти. Соответствующие изображения трезубцев в виде корон приведены в таблице. Они служили в качестве атрибутов власти и победы (см. изображения «стилизованных рогов» и стрелоподобных символов) над врагами, силами зла, тьмы и хаоса. И, наконец, трезубец преобразуется в орудие для земледелия (подобно “трезубцу” небесного духа), для оплодотворения земли (олицетворяющей женское начало). В религиозном учении трезубец трансформируется в образ древа жизни, в образы символики священной троицы. Отголоски художественных образов трезубца перешли в графические образы и формы знаков алфавита.
Например, в армянском алфавите на форму трезубца похожа первая буква — “айб” (Ա, ա). В русском языке на трезубец похожа буква “Ш, ш” (ср. с индийским Шива, с урартским Шивини – аналогами армянского Ваагна, семит. “shin”, арм. “шин” – строeние, постройка, результат созидания и творeния, “шинарар” – строитель, созидатель, творец), на английском языке – W (w) и M (m), ср. с «one» – первый и «ман» — человек.
Таблица
Архетипы символики Трезубца и их трансформация
Божество – первочеловек (Ваагн) с символом небесного трезубца. Наскальный рисунок, Армения |
Скульптура Посейдона с трезубцем в Копенгагене, Дания |
Символ власти и победы героя. Лев – царь зверей — повергнут. Наскальный рисунок, Армения |
Комбинированные символы трезубца в форме оленьих рогов. Наскальный рисунок, Армения |
Трезубец в виде лука и стрелы — олицетворяющих молнию. Наскальный рисунок, Армения |
|
Трезубец (корона) символ власти и силы царя драконов, живущего на горе Арарат (Масис). Наскальный рисунок, Армения |
Символ царской власти и силы над изображением небесной птицы, убивающей змею. Наскальный рисунок, Армения |
Композиция вечной борьбы и роли человека. Рога одного из животных имеют вид трезубца. Наскальный рисунок, Армения |
Трезубец -“оружие”небесного духа, оплодотворяющего землю. Наскальный рисунок, Армения |
Небесные духи, оплодотворяющие землю с помощью трезубцев. Наскальный рисунок, Армения |
Орудие земледельца напоминает форму трезубца. Наскальный рисунок, Армения |
Символ древа жизни — троицы на голове. Наскальный рисунок, Армения |
Символы троицы, рогов – «древа жизни». Наскальный рисунок, Армения |
Сиволы небесных птиц в виде троиц. Наскальный рисунок, Армения |
Знаки трезубца на стилизованной фигуре божества. Наскальный рисунок, Армения |
Знаки небесных трезубцев. Наскальный рисунок, Армения |
Трезубец. Наскальный рисунок, Юго-Восточная Анатолия, Турция |
Задняя лапа дракона напоминает форму трезубца. Наскальный рисунок, Армения |
Битва за солнце между небесной птицей и огромным змеем (вишапом), Наскальный рисунок, Армения |
Трезубец — змея. Наскальный рисунок, Армения |
Трезубец – крылатый солнечный диск в руках урартского божества Шивини (аналога Ваагна). Прорисовка с пояса, Урарту (Ванское царство) |
Символ Троицы – стилизованная модель урартского «древа жизни». Наскальный рисунок, Юго-Восточная Анатолия, Турция |
Каменная подвесна печать с крылатымй солнечным диском и с трезубцем, Урарту (Ванское царство) |
Изображение дерева жизни и крылатого солнечного божества на бронзовом поясе, Урарту, VII век до н.э. |
Дерево жизни, резьба по кости, Топрак-кале, музей анатолийских цивилизаций, Турция |
Древо жизни (трезубец), Урарту (Ванское царство) |
Растительный мотив троицы (трезубца). Символ царской власти — древа жизни. Настенная роспись, крепость Эребуни (Ереван, Армения), Урарту |
Символ древа жизни, над львом/пантерой. Точками изображен диск солнца. Урарту |
Фрагмент железной вилы (трезубца), используемая в земледелии, Урарту 9-7вв. до н. э. |
Керамика из Двина с горлышками «троицей» –трезубцем (освобождающим воды), 10-9вв. до н.э., Армения |
Каменная фигура божества в виде древа жизни – троицы (трезубца), Армения |
Каменная фигура божества в виде древа жизни, троицы (трезубца), Армения |
Шлем с изображением трезубца, Урарту (Ванское царство) |
Битва Мардука и Тиамата с использованием трезубца |
Инанна с символом древа жизни (троицы) |
Ein Stück Stadtmauer in Hattusa |
Трезубец — древо жизни и воды. Шумер-Аккад |
Пограничный камень — трезубец, Армения |
Хеттское божество грома (Тишуб-Тарку) |
Иштар |
Хеттское божество с древом жизни |
Гигантская статуя Шивы в Мурдешваре с тришулой |
Стела с лотосом, символом рождения Гора (аналог Ваагна). Египет |
Св. Эчмиадзин, Армения |
Орел – символ небесной силы в форме трезубца. Античный армянский карпет, Музей Св. Эчмиадзина, Армения |
Четыре трезубца. Каждый из них состоит из трех лучей – молний, исходящих из центра в диске «солнца» с крестом (олицетворяющих Отца и Сына, Ваагна с трезубцем). Данные архетипы сохранились в армянской христианской символике на ковре из музея Св. Эчмиадзина, Армения |
|
Корона — знак силы и власти. Над ней крылатый диск и знак ангха. Скарабей, Египет |
Трезубцы, троичные знаки власти и могущества на кресткамне, Юго-восточная Анатолия, Турция, окрестности Вана. Стороны креста заполнены знаками интерпретированными (прочтенными слева направо) как «Тер – тер аствац, сурб Кристос» — Владыка всевышний Бог, святой Христос» |
На рисунке 1 представлена керамика из Шенгавита (5-4 тыс. до н.э., обнаружена С. Сардаряном), в которой изображены оригинальные формы трезубца с тремя светлыми лучами (проекциями троицы на плоскости) — расширяющимися крыльями в круге (диске «солнца», находящегося в стадии затмнения). Эти образы описывают также и внутренний земной очаг.
На остатках крупного каменного барельефа (рис. 2а) изображен урартский верховный бог Халди с диском солнца на голове. В его руке находится урартский символ древа жизни. Барельеф обнаружен в развалинах урартской крепости на берегу озера Ван и хранится в Ванском музее.
На хеттских рельефах видны также изображения символов троицы — древа жизни (рис. 2б), цветка лотоса (рис. 2б и 2г), знака рождения божества (аналога Ваагна и египетского Гора), власти в форме трезубца (рис. 2в). На рис. 2г в центре находится символ возрождения (рассвета) в виде полумесяца и солнечного диска (ср. с образом «арегакунк» — солнце («арег») и брови («унк») из армянского мифа о рождении Ваагна, пересказанного М. Хоренаци). Такие же символы использовались и в Древнем Египте.
Рис. 1. На керамике из Шенгавита (5-4 тыс. до н.э., обнаружены С. Сардаряном) изображены оригинальные формы трезубца с тремя светлыми расширяющими крыльями в кругах, в символах внутреннего земного очага
а б в г
Рис. 2. Изображения божеств с мотивами троицы — древа жизни на барельефе из Урарту (2а) и символами власти на рельефах из Хеттии (б,в,г)
Культы хеттов известны по барельефам. Хетты поклонялись богу грома – Тишуб-Тарку, который изображался с перунами в одной руке и с двойным топором — в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, схожим на египетскую белую корону. Известно, что хеттские мифы являются отголосками древнейших общеиндоевропейских мифов. Например, Teshub (Tarhunt) божество грома, и его конфликт со змеей Илиянка соответствует конфликту между Индра и космической змеей Вртра в индо-арийском мифологии. Иллуянка — мифическое чудовище, дракон в хеттской мифологии (рис. 3). Тешуб, Тешшуб (хуррит. Tessob, Tessub), Тейшеба (урарт. Teiseba) является хурритским и урартским богом грозы.
Сказание об Иллуянке было изложено в надписях главного святилища хеттского бога грозы в Нерике и посвящалось празднованию Нового года. Легенды о хеттском драконе Иллуянка соответствуют подобным мотивам о хурритском чудовище Хедамму.
Рис. 3. Небесное божество убивает дракона. Сзади божества его сын Сарумма (Sarruma), Музей Анатолийских цивилизаций,
Анкара, Турция
В древневосточных мифологиях Ада́д (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя. Изображался с молотом и пучком молний. Олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы: губящие поля наводнения, плодоносный дождь. Шумерский Ишкур (аккад. Адад) покровительствовал животноводству, охоте, земледелию, военным походам. Инанна (аккад. Иштар, перс. Истар, ивр. Ашторет, греч. Астарта) в шумерской мифологии – центральное женское божество (букв. — владычица небес). Она почиталась также как астральное божество, звезда утреннего восхода (соответствует планете Венере), богиня плодородия и любви, войны и распри.
Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней Аратты, однако позднее ее благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук. Во 2-ом тысячелетии до н.э. культ аккадской Иштар широко распространился среди хурритов, митаннийцев (соответствует финикийской и греческой Астарте). А Астарта соответствует армянской Астхик (букв. «звездочка»), невесте Ваагна.
В языческом пантеоне армян Ваагн сын Арамазда (верховного божества). Ар – главное божество, Творец, символизирует могущество солнца, света, соединял в себе черты силы природы, весны. По мнению исследователей ар – общеиндоевропейский корень, значащий “огонь” (Т. Гамкрелидзе, В. Иванов, М. Гавукчян, К. Сукиасян, А. Терьян, А. Мовсисян). Культ Ара имел общеиндоевропейское распространение: Арамазд (арм.), Арес (греч.), Ахурамазд (перс.), Эртаг (герм.), Рам (инд.), Яр-Ярило (слав.). Следует отметить, что звук и буква «А» в армянской речи и в письме самые распространенные (в русско речи — буква «О«). Первая буква греческого алфавита «альфа», английского «эй» и еврейского «алеф» не имеют такой статистики распространения, как первая буква А («айб») в армянской речи и языке. Согласно М. Хоренаци Ваагн – предок армян. Следовательно, в его имени должно быть каким–то образом имплементировано имя (самоназвание) армян.
Vahagn (arm. Վահագն) содержит корень ”hagn” от которого, по – видимому, образовался термин «haj» (ай), a oт «айг» – айк (Hajk, Айк). Ак означает “круг огня”, “горящий, сверкающий глаз”, “осветвляющий”, “просветляющий”, “видимый”, “видящий”, “смотрящий” (ср. арм «акунк» («ак» и «унк» — соответственно круг, диск и «бровь» — основа, корень). Имя Ван (Ваагн, ср. с «авандуйт» букв. традиция и «анванум» букв. название, имя, а также с «ванк» букв. слог), возможно, стало источником образования «Ан» (Ани, Ана, Инанна, Анаит, Астхик — Венера) подобно библейскому алгоритму трансформации «по образу и подобию», когда из тела первочеловека, точнее из ребра Адама Бог сотворил Еву (супругу первочеловека).
О священной Троице и древе жизни в христианском толковании
Иоанн Воротнеци (14в.) в “Анализе “Категорий” Аристотеля” приводит четыре основания троичности, которые объясняют символику троичных элементов в христианстве: “Во-первых, в силу учения о Троице, во-вторых, в силу веры, надежды и любви, в-третьих, вследствие чистой святости – мысли, слова и тела”. Кроме того, утроенность есть аналог множественности, многократности.
Главное средство спасения христианина – “церковь – древо”, насажденное Богом и покрытое цветами (канон Св. Григору Лусаворичу), ср. с ковчегом Ноя (построенным из дерева) и с идеей спасения в горах Араратских). “Духовный рай – Святая Церковь вместо Адамова рая, а в Церкви Христа находится Святой Крест вместо Древа Жизни. А вместо четырех рек рая – четыре Евангелия” (Толкования хоранов неизвестного автора начала 15 в.). Процветший крест представляет собой Бога и человека, стремящегося к единению со своей истинной природой; древо жизни и Едемский сад; духовную пищу и церковь; четыре реки рая и четвероевангелие и т. д.
В Толковании хоранов Григора Татеваци имеется специальная глава “О верхних точках разделения”, где он трактует троеточие по первому основанию (в честь Св. Троицы), изложенному у Иоанна Воротнеци: “Три показывает Св. Троицу в триединстве, в единой и равной сущности всех ее членов. Три показывает также начало, середину и конец, так как Св. Троица является началом, серединой и концом всех нас”. На кресткамне изображается не крест как таковой, а крестное древо, сам образ которого призван возобновлять в сознании верующего весь разветвленный комплекс представлений заложенной в тексты Библии и апокрифов.
Вместо заключения
Мотивы и иконография Трезубца, символа троицы, древа жизна (духовного, божественного, небесного и земного знака покровительства власти и силы, мощи Отца, Творца), небесного и земного «оружия» (молнии и грома, лука и стрелы), а также знака оплодотворения (земледелия) родились в Араратских горах.
Архетипы рассматриваемых образов были имплементированы в общеиндоевропейскую мифологию и в иконографию и получили распространение по вему миру (по четырем сторонам света). Благодаря этому данная символика столь схожа даже в деталях в культурах Аратты, Шумера и Аккада, Хеттии, Египта, Месопотамии, Ассирии, Урарту (Ванского царства).
Данная архаичная символика стала первоисточником, сыграв значительную роль в развитии символики многих древних мировых религий и мировоззрений. Первоначально трезубец, безусловно, толковался инвариантно с монотеистических позиций, однако с появлением многобожия и с развитием идолопоклонства и язычества потерял свое первоначальное значение и роль.
С возрождением монотеистической концепции и возникновением мировоззренческих и художественных мотивов христианства идеи трезубца – троицы – древа жизни получили новую жизнь, «дыхание», были востребованы и трансформированы в новое качество и содержание. Иконография христианства была создана и развита не на пустом месте. Поэтому ей удалось вновь получить столь широкое и повсеместное распространение вместе с верой и ее орнаментикой.
Орнаментальная наука, исследуя, как во времени, так и в пространстве возникновение и развитие художественной формы и содержания, отражает в своем генезисе возникновение и развитие таких архаичных символов как трезубец, троица, древо жизни. Эта троица архетипов, идентифицированная в НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКАХ Араратских гор, является документальным подтверждением появления ранних форм культуры художественного мышления и сознания древних жителей Вана (столица Ванского царства) и Татвана, Иджевана и Нахиджевана, Севана и Ванадзора, Еревана и Ервандашата, Багавана и Ани (последние четыре были столицами исторической Армении).
Общий контур новой парадигмы изобразительного искусства в Армении должен обозначить ответы на вопросы, волнующие общеиндоевропейскую и европейскую цивилизацию: «Кто мы?, Откуда мы?, Куда мы идем?» В ее рамках нам предстоит создать объяснительную картину развития изобразительного искусства и иконографии (символику, мотивы и закономерности их трансформаций) европейской цивилизации посредством и через познание древнеармянского архаичного и современного изобразительного искусства (с учетом феномена и традиций «армянского стиля» в орнаментике, в изобразительном и архитектурном искусстве).
Чтобы понимать изобразительный, визуальный язык армянской орнаментики, адекватно прочесть различные художественные «тексты» той или иной эпохи, надо им владеть. Ключ к пониманию художественного языка армянского стиля сокрыт в общеиндоевропейской, древнеармянской духовной традиции, в христианском мировоззрении. Речь идет об извлечении квинтэссенции нематериальных ценностей, архаичных знаний, культурного и исторического наследия и об их переводе на язык современного информационного общества, сетевого общества.
Однако перевод эпистемологических и искусствоведческих исследований на язык информационного общества должен быть осуществлен не только и не столько в технологическом, сетевом аспекте (в плане цифровых, телекоммуникационных технологий), но, что еще важнее, в плане методологическом, понятийном, в концептуальном, в духовном. Это даст возможность армянскому искусствознанию в условиях экономики знаний и когнитологии на основе универсальных художественных категорий и ценностей влится в мировую науку культуры будущего, а художественное наследие Армении сможет безболезненно, без потерь интегрироваться в мировое информационное пространство, заняв в нем достойное место.
В глобальном информационном обществе функции и роль национальных культур будут представлены не в зависимости от территории и численности населения, или даже военной мощи государства, его финансового капитала, нефтяных и газовых ресурсов, а пропорционально объему национальных культурно-информационных ресурсов, культурно–исторического наследия, носящего инвариантный общечеловеческий общемировоззренческий характер. Искусство и культура самый мощный и ценностный даже в стоимостном выражении информационный, когнитивный ресурс, воспроизводящий генотип первочеловека и его народа, который в конце концов определяет наше будущее, прогресс на Земле и благосостояние природы.
Прогнозируя развитие искусства (как синтетической модели культуры в ее наиболее чистом виде), изобразительного визуального языка и, в частности, орнаментики, мы способны исследовать, измерить и оценить (прочитать и объяснить) основные тенденции развития самого общества, его социально-экономических параметров. Анализируя ценностные доминанты сегодняшнего дня, мы предвосхищаем тенденции развития самого общества. Так возникает портрет национального будущего. Так возникает траектория жизни, идущей от линии Отца до его Сыновей. Точность координат движения по этой линии отличает профессионалов от дилетантов, Знание от Незнания, осознанную Цель от ложной, Бессмертие от смерти, Свет от хаоса и тьмы.
Литература
1. A. Karakhanian, R.Djrbashian, V. Trifonov, H.Philip,
S. Arakelian, A. Avagian Holocene-historical volcanism and active faults as natural risk
factors for Armenia and ajacent countries // Journal of volcanology and
geothermal research. — 2002. — Т. 113. — № 1-2.
2. Ulusoy
I., Labazuy P., Aydar E., Ersoy O., Cubukcu E., Bayhan H., Gourgaud A.,
Tezcan L., Kurttas T. Pioneer Seismic
Network installed on an Anatolian volcano: Mount Nemrut (Eastern Turkey)
// Fourth Conference of Cities on Volcanoes, Abstracts volume. -
2006.
3. Ulusoy
İ., Labazuy Ph., Aydar E., Ersoy O., Çubukçu E. Structure of the Nemrut caldera
(Eastern Anatolia, Turkey) and associated hydrothermal fluid circulation // Journal
of Volcanology & Geothermal Research. — 2008. — Т. 174. — № 4.
4. Vahanyan G. Volcanic eruptions from Mountains of Ararat till Alps, Indo-European myths, Rock art and iconography. Convegno internazionale, L’ARTE RUPESTRE DELLE ALPI, Capo di Ponte — Valcamonica, Italy, 21-24 ottobre 2010.
5. Vahanyan G. Rock Art in the Frame of the Cultural Heritage of Humankind. XXII Valcamonica Symposium Edited by Prof. E. Anati, Darfo Boario Terme (BS), 18 — 24 May, 2007, Italy.
6. Vahanyan G., Bleyan V., Qocharyan L., Vahanyan V. Rock Аrts of Armenian Highland. Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005.
7. Vahanyan G., Stepanyan A. Searches for Protocivilization (Rock Arts, the Processes of Learning and Thinking). Тhe international conference World of Rock Art. Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences (RAS). Edited by Prof. E. Devlet, Moscow, 2005, Russia.
8.
Vahanyan G., Stepanyan A. Prehistoric Art in Armenia: new discoveries, new interpretations and new methods of research, XXI Valcamonica Symposium 2004 «Prehistoric and Tribal Art: New Discoveries, New Interpretations, New Research Methods», Darfo Boario Terme (BS), September 08-14, 2004, Italy.
9. Vahanyan G., Petrosyan S. Karedaran — The Database of Armenian Rock Art (Tracce #12, Online Bulletin by Footsteps of Man), 1991, Italy.
10. Vahanyan V., Vahanyan G. Armenian Pleistocene Rock Art as Origin of the Universal Visual Motifs of the Indo-European Myths. IFRAO Congress, 6-11 September 2010 — Symposium: Signs, symbols, myth, ideology. Ariège — Pyrénées, France.
11. Vahanyan V., Vahanyan G. Intercultural relations between Old Europe and Old Armenia. XXIII Valcamonica Symposium «Making history of prehistory, the role of rock art», 28 October — 2 November 2009, Italy.
12. Vahanyan V. The epistemology and the linguistic-historical comparative analysis of the Armenian and world rock art and visual artifacts. XXIII Valcamonica Symposium 2009 «Making history of prehistory, the role of rock art», 28 October — 2 November 2009, Italy.
13. Vahanyan V. Armenian Ornamental Arts. Graphic Design. Collection of Ornaments. ArcaLer, 2009, Armenia.
14. Warren J. K. Evaporites: Sediments,
Resources and Hydrocarbons, Springer, 2006 ISBN 3-540-26011-0
15. Y.
Yilmaz, Y. Güner, F. Şaroğlu. Geology
of the quaternary volcanic centers of the east
Anatolia
// Journal of volcanology and geothermal research. — 1998. — Т. 85. — № 1-4.
16. Ваганян В. Происхождение и содержание мотивов армянской средневековой орнаментики. Журнал “Гарун”, Ереван, N 1-2, 2010, стр. 68-74, ISBN 0320 0352.
17. Ваганян В. Универсальные артефакты индоевропейского мифа обнаружены в Армении. Главная идея — построить дом, зажечь очаг и посадить дерево. 18.02.2010, АркаЛер, Армения.
18. Ваганян В. Уникальные наскальные изображения природных катастроф (артефакты египетского царя Скорпиона вновь ведут в старую Армению). 18.11.2009, АркаЛер, Армения.
19. Ваганян В. О мировоззренческих и культурных связях древних армян с предками иранцев и индийцев, египтян и жителей Старой Европы (о рождении мотива борьбы Митры с быком). 19.06.2009, АркаЛер.
20. Ваганян Г., Ваганян В. Ранние образы рыбы, вишапа, дракона и змеи в армянском наскальном искусстве VII -V тыс. до н.э. 18.04.2009, АркаЛер, Армения.
21. Ваганян Г., Ваганян В. Мотивы Сокола, царя Скорпиона и “священной ящерицы” рождены в Армении в V-IV тыс. до н.э. 12.03.2009, АркаЛер, Армения.
22. Ваганян Г., Ваганян В. Каменная летопись цивилизации. Монография. Нжар, Ереван, 2006.
23. Ваганян В., Ваганян Г. Мотивы небесных и земных храмов в aрмянском искусстве. 22.11.2010, АркаЛер, Армения.
24. Ваганян В., Ваганян Г. О первочеловеке. От Ваагна до Вана, от Айка до Шивини. 18.10.2010, АркаЛер, Армения.
25. Ваганян В., Ваганян Г. Aрмянское орнаментальное искусство. 2007, Ереван.
26. Караханян Г., Сафян П.
Наскальные изображения Сюника. АН Арм. ССР, Ереван, 1970.
27. Марр Н. Армянская культура. (Ее корни и
доисторические связи по данным языкознания). Предисл. проф. Ганаланяна
О.; пер. с армянского Алексаняна Н., Ереван, «Айастан», 1990.
28. Мартиросян А., Исраелян А. Наскальные
изображения Гегамских гор. АН Арм. ССР, Ереван, 1971.
29. Мартиросян Г. Наскальные
изображения Гегамских гор. АН
Арм. ССР Ереван, 1981.
30. Мартиросян Г. Наука начинается с первобытности, «Советакан грох», Ереван, 1978.
31. Мифы
народов мира. Энциклопедия в двух томах. Москва, 1991.
32. Сардарян С. А.
Армения колыбель цивилизации, ЕГУ, 2004г.
33. Хоренаци М. История
Армении (пер. с древнеарм. Саркисяна Г.), Ереван, «Айастан»,
1990.
24.11.2010 © Vahanyan V., ArcaLer-HaykNet, Armenia
www.iatp.am