Его звали "Крокодил" (ЗИЛ-133 ГЯ) — DRIVE2

Что вызывает наименование "крокодил"? У подавляющего числа людей — это беспощадный африканский хищник, сторожащий в устье Нила неосторожных животных и аборигенов. Отталкивающая внешность и жуткие рассказы закрепили за этим зверем недобрую славу.

Полный размер

Когда выходишь из дома, и бросаешь взгляд на часто припаркованный неподалеку автомобиль с серой балкой крана и трехосным шасси, ассоциации с крокодилом никакие не приходят. Обычный капотный ЗИЛ, старый, видавший виды кран. Правда трехосный. И только внимательно его оглядев, начинаешь понимать, почему именно этот автомобиль — ЗИЛ-133 ГЯ назвали таким прозвищем — "Крокодил".

Автомобиль этот появился в производстве как конечное звено цепи случайностей, взаимоувязок, и в конечном итоге как компромисс завода имени Лихачева, вынужденного в условиях плановой экономики отдать по приказу свыше все свои планы на будущее.

История шла таким образом, что после постановки на конвейер в 1965 году 130-й модели, зиловцы все свои силы бросили на проектирование принципиально нового автомобиля — дизельного, с бескапотной компоновкой. И к началу 1972 года году машина, которую назвали ЗИЛ-170 была же готова к постановке на конвейер на 80 процентов. Но здесь, как гром вреди ясного неба пришел приказ — передать всю техническую документацию, образцы деталей и сам автомобиль в Набережные Челны — здесь как раз планировался пуск самого большого в Европе завода по производству большегрузных автомобилей — Камаз.

Получалось, что почти десятилетний труд по доводке и проектированию новой платформы ушел впустую. На конвейере ЗИЛа стояла на тот момент уже устаревающая стремительно "стотридцатая" модель грузоподъемностью в пять тонн и полноприводники ЗИл-131 и ЗИЛ-157, основным потребителем которых была армия. И если с этими двумя машинами все было в порядке — руководство СА они устраивали, то вот с гражданской машиной, вернее ее платформой были проблемы.

Полный размер

В срочном порядке требовался трехосный автомобиль с полезной нагрузкой в десять тонн. Новые камские грузовики еще только пошли в серию, и страдали всей гаммой "детских болезней". МАЗ был занят глубоким рестайлингом 500-го семейства, и выпускать больше автомобилей не мог физически.

Потому руководство ЗИЛа, получив задание, стало продумывать варианты. Кстати, вовремя вспомнили про лежащий несколько лет под сукном проект ЗИЛ-169, который планировался как альтернатива 131-му семейству, но по ряду причин в серию не пошел. ЗИЛ-169 был доработан в авральном темпе, и уже с второй половины 1975 года перед руководством страны отчитались — новый автомобиль, ЗИЛ-133 готов к производству!

Полный размер

Однако за все приходится платить. В том числе и за скорость. ЗИЛовский трехосник вышел достаточно сырым автомобилем. Так, к его положительным качествам можно было отнести проходимость — большую чем у ЗИЛ-130 и КАМАЗА из-за разгруженной передней оси. благодаря наличию третьей оси автомобиль очень хорошо справлялся с ролью седельного тягача и магистрального грузовика с прицепом.

Далее начинались проблемы. Кабина здесь была поставлена от ЗИЛ-130, и в дальних рейсах она была очень неудобной и тесной для водителя. Многие запчасти от подвески Крокодила были оригинальными, не подходящими от 130 и КАМАЗа. Также было много нареканий и на слабую разгонную динамику автомобиля, из-за слабого двигателя и неправильно выбранных передаточных числах в редукторе. Более 100 км/ч автомобиль не ехал.

И все таки "Крокодилы" производили… Причем их выпуск продолжался целых двадцать четыре года! машину как могли усовершенствовали — ставили дизельный двигатель, экспериментировали с кабинами, добавляли топливные баки — стандартного на 170 литров хватало очень не надолго. Водители не слишком ценили автомобиль, стремясь как можно быстрее сесть в КАМАЗ, или вернуться к управлению 130-м.

Полный размер

Вот кто их ценил, так это водители автокранов и пожарные. Благодаря длинной базе и мощной раме, ЗИЛ-133 более подходил для установки этих надстроек. Собственно, подавляющее большинство из сохранившихся в эксплуатации ЗИЛ-133 — это автокраны, или пожарные автомобили.

Галерея:

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

www.drive2.ru

Автомобиль ЗИЛ-133 – первый трехосный грузовик большой грузоподъёмности

Появление ЗИЛ-133 стало неожиданностью не только для обывателей и профессиональных водителей, но и для самих заводчан.

История появления ЗИЛ-133

Тяжёлый грузовик, который старые и опытные водители помнят под меткой кличкой «Крокодил», всё ещё иногда попадается на дорогах СНГ. Как правило, это автокран ЗИЛ-133, хотя встречаются и другие модификации этого интересного автомобиля. Его история началась сразу после выпуска в серийное производство модели ЗИЛ-130, который стал одним из самых удачных грузовиков завода имени Лихачёва.

В 1965 году, удачно запустив ЗИЛ-130 в серию, руководство завода бросило все свои силы на разработку нового, революционного грузовика, получившего индекс ЗИЛ-170. Он должен был иметь бескапотную компоновку и мощный дизельный двигатель. К 1972 году новый автомобиль прошёл ряд испытаний и был практически готов к массовой сборке. Но у советского правительства были свои планы, так как планировался запуск огромного завода по производству большегрузных грузовиков в Набережных Челнах.

Получилось так, что все документы пришлось отдать на завод КАМАЗ, а сам завод имени Лихачёва остался без нового автомобиля. Между тем ЗИЛ-130 уже сильно устарел, а заменить его было нечем. Масштабные стройки в стране требовали тягачей и самосвалов, грузоподъёмность которых превышала бы 5 тонн ЗИЛ-130.

Хотя ЗИЛ оставался лидером среди поставщиков военных грузовиков в армию, на гражданском рынке все обстояло значительно хуже. Первые КАМАЗы оказались недоработанными и постоянно ломались, МАЗ не мог физически обеспечить страну своими автомобилями. Требовалось срочно создать автомобиль повышенной грузоподъёмности, который имел бы три оси.

Хотя попытки создать подобный автомобиль предпринимались и раньше, все они заканчивались неудачей. Самой жизнеспособной оказалась модель ЗИЛ-169, которая планировалась в виде гражданской модификации ЗИЛ-131, хотя в серию она так и не попала. Инженерам-конструкторам ничего не оставалось как достать старый проект и в быстром темпе доработать его до идеального состояния.

Надо сказать, что это удалось, поэтому уже в 1975 году ЗИЛ-133 был готов к запуску в серийное производство.

Особенности ЗИЛ-133

Несмотря на огромный опыт завода в сфере производства грузовых автомобилей, ЗИЛ-133 получился не слишком удачным. Хотя автомобиль имел отличную проходимость и грузоподъёмность, многие водители жаловались на средний редуктор, который было практически бесполезно перебирать после его выхода из строя. Вообще, средний мост часто доставлял проблемы при эксплуатации, так как у конструкторов просто не хватило времени его доработать.

По своей грузоподъёмности грузовик годился для дальних рейсов, но кабина, которая была взята от ЗИЛ-130, была слишком тесной и неудобной для длительных пробегов. Рама ЗИЛ-133 была достаточно надёжной для тяжёлых грузов, но вот двигатель совершенно не справлялся со своей работой.

Несмотря на кучу проблем, данная модель смогла продержаться на производстве 24 года. За это время грузовики подвергались следующим модернизациям:

  • На неё устанавливали мощные дизельные двигатели;
  • Изменяли форму кабины;
  • Устанавливали баки увеличенной емкости.

Кроме этого, проводилось ещё множество усовершенствований различных систем автомобиля. Несмотря ни на что, водители не любили ЗИЛ-133, стараясь поскорее пересесть на МАЗ или КАМАЗ, передав своего «Крокодила» молодому водителю. Даже ЗИЛ-130 был в приоритете у водителей, хотя новая модель должна была быть значительно лучше его.

Модификации ЗИЛ-133

За 24 года производства ЗИЛ-133 на свет появилось множество модификаций данного грузовика:

  • Опытная модель, получившая индекс ЗИЛ-133В. Это был седельный тягач, который появился в 1966 году;
  • В 1968 году появился ЗИЛ-133Н. Это была тоже опытная модель;
  • Одной из первых серийных модификаций стал ЗИЛ-133Г. Его выпуск продолжался до 1987 года;
  • ЗИЛ-133Г1 отличался удлиненной базой;
  • ЗИЛ-133Г2 получил усиленную раму, и его грузоподъёмность увеличилась до 10 тонн;
  • ЗИЛ-133ГЯ;
  • ЗИЛ-133ГЯ кран до сих пор встречается на дорогах России и СНГ.

Всего на базе шасси ЗИЛ-133 было выпущено около 17 модификаций грузовиков, среди которых встречались как тягачи, так и бортовые и самосвальные модификации.

В некоторых источниках можно встретить упоминания о ЗИЛ-133ГЯ бортовом. На самом деле, это автокран. Бортовой была модификация ЗИЛ-133ГЯС, которая выпускалась с 1980 по 1984 годы. Также эта модификация выпускалась и в других типах кузова. Имела некоторые усовершенствования и доработки в своей конструкции.

В 1982 году появился опытный образец тягача, оснащённый дизельным двигателем с турбиной. Технические характеристики нового двигателя ЗИЛ-133 наконец-то решили проблему с постоянной нехваткой мощности при перевозке тяжёлых грузов. В 1988 году инженеры-конструкторы придумали оснастить кабину спальным местом, что было весьма революционной идеей для грузовой автомобильной промышленности тех лет.

Одной из последних моделей стал седельный тягач ЗИЛ-133ВЯ, который начали производить в 1995 году. Один из наиболее популярных грузовиков завода имени Лихачёва ЗИЛ-ММЗ-4516 производился именно на базе ЗИЛ-133.

Технические характеристики ЗИЛ-133

Так как грузовик инженерам-конструкторам пришлось разрабатывать в ускоренном темпе, это не могло не повлиять на его качество. Первые автомобили значительно уступали по надёжности ЗИЛ-130, хотя по сравнению с первыми моделями КАМАЗ, они были достаточно качественными изделиями. Главной проблемой грузовиков, особенно тех, которые работали с большими грузами, была недостаточная мощность мотора.

После того, как на автомобиль начали ставить дизельные моторы, эта проблема осталась в прошлом. Кроме того, снизился расход топлива, что было очень актуально в 1990-х годах.

Трансмиссия ЗИЛ-133 оснащалась пневмомеханическим приводом. Это позволяло двигаться по пересечённой местности с максимальными удобствами. Водитель мог сначала выбрать нужную передачу в делителе, после чего включить её простым нажатием на педаль сцепления.

Тормозная система ЗИЛ-133 была существенно переработана, так как для тяжелого грузовика стандартных тормозных систем недостаточно. Всю систему можно разделить на следующие категории:

  • Основная рабочая тормозная система. Тормоза работают на сжатом воздухе. Задние и передние колёса имели раздельные системы торможения. Задействовать систему можно было педалью тормоза и специальным тормозным краном;
  • Стояночный тормоз грузовика должен был обеспечить машине неподвижность не только на ровной поверхности, но и под уклоном, поэтому данная система работает за счёт пневматики. За счёт специальных энергоаккумуляторов задний мост удерживает колёса в неподвижном состоянии. Впрочем надёжность данной системы под большим вопросом, так как водители постоянно жаловались на низкий ресурс этих аккумуляторов;
  • В дополнение к основной на ЗИЛ-133 устанавливалась и дополнительная тормозная система. Она помогала основным тормозам справиться с повышенной нагрузкой. Её работа заключается в использовании торможения двигателем. Работа данной системы приводит к значительному продлению ресурса основной тормозной системы;
  • На ЗИЛ-133 устанавливалась и запасная система тормозов. Водители часто называли её «стоп-кран». Она работает за счёт использования крана ручника. Так как стояночный тормоз работает за счёт энергоаккумуляторов, то выход их из строя спровоцирует отказ сразу двух тормозных систем.

Приборная панель ЗИЛ-133 оснащена различными типами индикаций, которые сигнализировали водителю о неполадках в различных системах автомобиля.

Особенности шасси и подвески грузовика

Так как ЗИЛ-133 стал грузовиком повышенной грузоподъёмности, ему понадобилась совершенно новая усиленная рама. Её сделали из двух лонжеронов усиленного типа, которые соединены между собой за счёт специальных поперечин. Так как длина рамы значительная, для придания ей необходимой жёсткости понадобилось пять поперечин. Каждая из них выполняет ещё и дополнительные функции поддержки различных агрегатов:

  • На первой стоят опоры двигателя;
  • На второй, третьей и четвёртой – другие узлы грузовика. Например, на третьей крепятся лонжероны рамы;
  • На пятой закреплено устройство сцепки.

Такая конструкция весьма надёжна и долговечна. К сожалению, мощные рамы грузовиков советского периода сильно подвержены коррозии, поэтому без надлежащего ухода они могут полностью разрушиться. Выбирая такой грузовик в качестве рабочей машины, нужно внимательно осмотреть её раму.

Что касается подвески, то спереди установлена зависимая система, имеющая рессоры и амортизаторы телескопического типа. Задняя подвеска тоже зависимая, но она лишена амортизаторов.

Основные плюсы и минусы ЗИЛ-133

Трёхосный грузовик завода имени Лихачёва имеет как положительные, так и отрицательные качества. К положительным можно отнести только простую и экономную эксплуатацию, по сравнению с импортными аналогами. Безусловно, что зарубежные грузовики такого же класса намного ресурснее, но их цена и стоимость запчастей превосходит ЗИЛ-133 в несколько раз.

Главными минусами эксплуатации отечественного грузовика являются следующие факторы:

  • Недостаточная мощность бензиновых двигателей;
  • Плохая проходимость на бездорожье или во время снегопадов;
  • Низкий ресурс оригинальных запасных частей.

Кроме того, водители часто жалуются на неудобные кабины и отсутствие шумоизоляции в них.

ЗИЛ-133 так и остался в тени КАМАЗа, хотя именно инженерам завода имени Лихачёва принадлежит идея создания мощного трехосного грузовика, обладающего повышенной грузоподъёмностью.

warways.ru

Грузовик ЗиЛ-133 с удлинённой базой

ЗиЛ-133 — популярный грузовой транспорт, выпускаемый в Советском Союзе и России. Серийный выпуск длился более 20 лет. Основное предназначение — сельскохозяйственная деятельность. Для перевозки грузов по пересеченной местности введена трёхосная конструкция.

Общая информация

Первоначальная разработка транспорта имела статус опытного образца, поэтому серийное производство наладить не получилось. В первой половине 80-х годов прошлого столетия выпущена небольшая серия грузовиков. В последующие годы версия модернизировалась, адаптировалась под суровые условия российского бездорожья. В конечном итоге, транспорт получил удлинённую базу и кузов, усилия направили на освоения рынка специализированного транспорта.

Самой популярной модификацией стал автокран ЗиЛ-133. На шасси установили автокран КС-3575А. Грузоподъёмность техники составляла 10 тысяч килограмм. После выпуска первых экземпляров от потребителей поступили положительные отзывы, машина стала пользоваться широким спросом в народном хозяйстве. Автомобили, находящиеся в рабочем состоянии, несут службу на различных строительных объектах в наши дни. В зависимости от надстройки, длина стрелы может быть от 14,5 до 17 метров.

Тягач относится к классу бортовых грузовиков. В основу кузова легла деревянная платформа, прочность ей придаёт металлический каркас. Боковые и задний борта открываются для удобной погрузки. Устанавливаемый на металлическое основание тент, позволяет перевозить пассажиров в ненастную погоду.

Основная характеристика — мощное авто с хорошей управляемостью, позволяющее довозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы страны. Основное преимущество — возможность установки специализированного оборудования. В версиях последних лет выпуска боковые борта состоят из трёх частей, каждая из которых открывается отдельно. В годы выпуска потребители могли заказывать грузовик с установленной платформой или без неё.

Технические характеристики

Большую популярность тягачу обеспечили высокие ТТХ. Снаряжённый вес составляет 8,6 тонн, а грузоподъёмность достигает десяти тонн. Возможна транспортировка прицепа, вес которого не больше 11,5 тонн. Максимальная скорость ЗиЛ-133 — 85 км/ч при разгоне до 60 км/ч за пять секунд. Мощности хватает для подъёма в гору с углом наклона до 25 градусов.

Двигатель ЗиЛ-133 — КамАЗ-740.10. Он развивает приемлемую для такого класса мощность, а расход топлива относит его к категории экономного транспорта. Трансмиссия представлена стандартной конструкцией: сцепление и коробка передач. Восемью шпильками крепятся колёса дискового вида. В устройство передней подвески включены полуэллиптические рессоры, а в устройство задней — рессорно-балансирные. Основная тормозная система выполнена по барабанному типу. Основные детали рулевого механизма — поршень-рейка и шариковая гайка.

При правильном подходе к эксплуатационному обслуживанию автомобиль прослужит долгие годы, не требуя дорогостоящего ремонта. Достаточно вовремя менять мелкие детали по истечению срока их службы. Даже после завершения выпуска этой модели, в магазинах запчастей для спецтехники можно найти необходимые детали в отличном состоянии. Для удобства пользователей комплектующие разбиты по категориям, которые относятся к тому или иному элементу грузовика.

К новому поколению относят ЗиЛ-133 ГЯ бортовой. Несмотря на сложность конструкции и увеличенную массу, он легко преодолевает грунтовые дороги и бездорожье. Сложность передвижения возникает в весенний и зимний периоды, когда грунтовая дорога представляет собой «грязевую кашу» или полностью занесена снежным покровом. Температурные условия не ограничивают использование машины: она показывает стабильную работу при температуре от -40 до +40 градусов по Цельсию.

Конструкция рамы ЗиЛ-133 практичная — она сделана из двух лонжеронов, которые скреплены между собой поперечинами. Высокая прочность рамы достигнута благодаря первой, четвёртой и пятой поперечин. Каждая поперечина выполняет определённые функции:

  • Первая — носит на себе опору силовой установки, крыльев и облицовки радиатора;
  • Вторая — включает в себя кронштейн и одну из промежуточных опор карданной передачи;
  • Третья — носит на себе лонжероны рамы;
  • Четвёртая — обе части швеллерного сечения;
  • Пятая — предназначена для тягово-сцепного устройства.

Габаритные характеристики:

  • Длина — 9 метров;
  • Ширина — 2,5 метра;
  • Высота — 2,395 метра;
  • Дорожный просвет — 25 сантиметров.

Размеры машины определяют хорошую манёвренность не только в сельской местности, но и в условиях плотного городского трафика.

Устройство задней подвески сделано по балансирному типу. Такое конструкционное решение оптимально подходит под использование в деревнях и сёлах. Первые экземпляры выпускались с трёхступенчатой раздаточной коробкой. Когда ЗиЛ-133 прошёл процедуру улучшения, общая конструкция была изменена для упрощения ремонта в полевых условиях, а раздатка получила пять передач.

В кабине тягача может поместиться три человека — водитель и два пассажира. Кабина разрабатывалась для обеспечения комфортных рабочих условий и хорошего обзора дороги водителю. Вентиляционная система представлена в виде нескольких люков, которые отвечают за подачу свежего воздуха. Крепления кабины сделаны из высокопрочного материала, но их изъян кроется в заводской сборке — они плохо затягивались. Лобовое стекло даёт хороший обзор дороги и обочин, боковые зеркала позволяют контролировать зону, недоступную для прямого взгляда шофёра.

При средней скорости в 60 км/ч расход топлива составляет 36 литров на 100 километров. В своё время грузовик с таким показателем относили к классу экономичного транспорта. Шестилитровый двигатель развивает до 150 лошадиных сил. Так как авто относится к классу тягачей, предусмотрена возможность крепления прицепа. Для расширения функциональных возможностей владелец может транспортировать прицепы многих видов.

Разновидности транспорта

На базе машины разработали не только ЗиЛ-133 кран, но и множество других модификаций:

  • Б — Шасси с укороченной базой. В массовое производство не вошёл;
  • В — седельный тягач, который производится мелкими сериями;
  • Г — модернизированная версия длиннобазовой 133-й модели, которая получила один топливный бак и два боковых борта;
  • Г1 — получила два топливных бака и три боковых борта;
  • Г2 — грузоподъёмность базовой версии увеличена с 8 до 10 тонн;
  • Д — самосвальное шасси с короткой базой;
  • Д1 — упрощённая по конструкции модификация Д;
  • 144Н — вариант для использования в сельском хозяйстве с односкатными арочными шинами;
  • Зил-133 ГЯ — бензиновый мотор адаптирован под использование дизельного горючего;
  • ВЯ — самосвальное шасси с укороченной базой, адаптированное под дизель;
  • Э133ВЯТ — силовой агрегат дополнен турбонаддувом;
  • Г40 — улучшенная версия ГЯ. Основное изменение — установлена кабина с комплекса 4331 и силовая установка ЗиЛ-6454;
  • Г42 — шасси под установку кранового оборудования с кабиной 4331 и мотором ЗиЛ-6454;
  • Д42 — самосвальное шасси с кабиной 4331 и двигателем ЗиЛ-645;
  • 13305А — седельный тягач с кабиной 4331 увеличенной длины и силовым агрегатом ЗиЛ-6454;
  • 133Г50 — улучшенная версия Г2, кабина заменена на 4331, а мотор на ЗиЛ-508 карбюраторного вида;
  • 133Д2 — самосвальное шасси, получившее кабину 4331 и двигатель карбюраторного типа ЗиЛ-508;
  • 451400 — установлен новый кузов НефАЗ;
  • 630900 — модернизированная модель Г40, которая получила новую силовую установку ЯМЗ-236А;
  • 640900 — седельный тягач с силовым агрегатом ЯМЗ-236А;
  • 6309Н0 — улучшенный вариант 630900, мотор оптимизирован под экологические стандарты Евро-2;
  • 6309Н2 — шасси для монтажа крана с двигателем Евро-2;
  • 45222 — самосвальное шасси с мотором Евро-2;
  • 630980 — улучшенная модификация 6309Н0 с кабиной ЗиЛ-433180, мотор адаптирован под экологические стандарты Евро-3.

Большое разнообразие видов тягача объясняется незначительными улучшениями дизайна и некоторых технических узлов. Большинство модификаций либо не дошли до серийного выпуска, либо выпущены маленькими партиями. Разработаны также машины специального назначения: пожарные цистерны и лестницы, бетоносмесители, фургоны, инкассаторский транспорт и многое другое.

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ЗиЛ-133 — надёжная машина, служащая своим владельцам годами. Люди, пользовавшиеся этим автомобилем и которые продолжают его эксплуатацию, отзываются о нём в хорошем тоне. Он редко ломается, легко обслуживается, расходует мало топлива. Основной недостаток — высокий уровень шума от двигателя и низкое качество отделочных материалов салона.

militaryarms.ru

Супер седельный тягач ЗИЛ-133

Интересное порождение от «ЗИЛ-130». Грузовик, седельный тягач, машина сельско-городских нужд и многое другое – всё это «ЗИЛ-133» и его модификации. Автомобиль, произведенный в Москве, даже засветился на Олимпийских играх в 80-х годах прошлого века. Любому автолюбителю будет интересно ознакомится с историей и возможностями этого силовика. Весь модельный ряд ЗИЛ.

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ

Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.

Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.

Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.

Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.

КАБИНА И КУЗОВ

Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.

Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура производителя «ЗиЛ». Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворота и основной свет спереди.

Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.

Внутри все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.

Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.

Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.

Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон.

Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса. Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности.

Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

При максимальных нагрузках как тягачи, так и грузовики с платформой могут двигаться на приличной скорости, сохраняя при этом вменяемое управление.

Моторы, работающие на бензине и на дизеле производства заводов ЗИЛ и КамАЗ, демонстрируют до сих пор отличные качества в мощности и экономии в использовании. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

ТРАНСМИССИЯ

Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления.

Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления.

Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Весь механизм тормозов состоит из четырех элементов.

  • Рабочая система – основные тормоза, работающие на воздухе. Торможение задних и передних колес разделено. Управление производится посредством педали тормоза в кабине и тормозным краном посредством специальных рычагов;
  • Стояночный тормоз – цель обеспечить неподвижность на горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Система также работает пневматически через специальный краник. Тормозные камеры оснащены специальными энергоаккумуляторами, которые не дают заднему мосту допустить движение колес;
  • Вспомогательная система – актуальна при частом торможении. Снимает часть нагрузки с основных тормозов посредством торможения двигателем. Наличие этого элемента продлевает срок службы всех тормозов вместе;
  • Запасная система – служит для торможения автомобиля в случае отказа основных тормозов. Иначе называется аварийной. Для управления ею используется кран стояночной системы, который приводит в действие энергоаккумуляторы.
Для контроля всех систем в машине предусмотрена звуковая и световая индикация.

ШАССИ И ПОДВЕСКА

Рама состоит из двух лонжеронов штампованного типа, которые соединяются посредством поперечин. Последние играют важную роль в поведении рамы. Жесткость обеспечивается особенным строением первого, четвертого и пятого поперечных соединений.

Это важно, так как на первой установлены опоры для двигателя и некоторых других рабочих элементов; на третьей поперечине – лонжероны рамы; четвертая представляет собой две идентичные половины швеллерного сечения; на пятой – тягово-сцепное устройство.

Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.

МОДИФИКАЦИИ

  • Первый опытный образец «сто тридцать третьего» индексировался «133В». Машина увидела свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль был выпущен тиражом, не слишком превышающим своего родителя.
  • «ЗИЛ-133Н» в очередной раз пробная версия для испытаний. Произведен автомобиль в 1968 году.
  • ЗИЛ с удлиненной базой и способностью тянуть за собой прицеп получил маркировку «133Г». Борта кузов в этой версии откидывались со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления сходили с конвейера до 1987 года серийно.
  • Вышеупомянутая модель подверглась изменениям образовав грузовик с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата было в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность была равна 8 тоннам.
  • «ЗИЛ-133Г2» полностью аналогичная копия «133Г1» с увеличенной грузоподъемной силой до 10 тонн.
  • Не обошлось и без строительных модификаций. Автокран «ЗИЛ-133ГЯ» стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для воплощения модификации в жизнь провели целый ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с шасси, приспособленным под установку крана «КС-3575А», довершал это силовой агрегат КамАЗ-740. Так и выпускали до 1992 года.
  • «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ – загрузчик минеральных удобрений. Производство шло с 1979 до 1992 года.
  • На той же базе выпускали «ЗСА-7» — загрузчик сеялок автомобильный. Сойдя с конвейера первый раз в 1979 году, выпускался следующие 13 лет.
  • Очередной опытной версией для улучшения автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сходил с конвейера в годы 1980-1984.
  • Специально для Олимпиады в 1980 году завод имени Лихачева предоставил автомобиль для транспортировки лошадей – «ТС-5982». Фургон поставили на шасси «ЗИЛ-133Г». Внешне машина привлекательна. Поле проведения спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
  • Могучий опытный образец «ЗИЛ-Э133ВЯТ» из 1982 года существенно отличался от своих собратьев. У данного седельного тягача был дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбонаддувом. Кабина использовалась ЗИЛ-133ГЯ, только была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь обновить грузовик, в кабину было добавлено спальное место, что несло революционный характер в автопромышленности тех времен.
  • В период с 1991 по 1992 год производился ЗИЛ-133ГМ в качестве образца для опытов.
  • В 1992 году «Смоленский завод КДМ» стал производить «ЗИЛ-133Г4» для уборки улиц. В их число входили снегоуборочные, посыпочные и пылесбивающие машины. Производится до настоящего времени.
  • «ЗИЛ-133Г40» с удлинённой базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для транспортировки различных грузов. Серийно производился с 1992 по 1999 год.
  • Параллельно с предыдущей версией с конвейера сходила база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Применение находит в соответствующих сферах.
  • На заводе имени Лихачёва в период 1992-99 производили седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
  • Очередной седельный тягач, но уже нового поколения – «ЗИЛ-133ВЯ», начал производится в 1995, и с успехом выполняет поставленные задачи до сих пор.
  • На базе «ЗИЛ-133» производился не менее популярный грузовик «ЗИЛ-ММЗ-4516». Период производства 1993-2002 годы.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В ряд положительных качеств входит экономичная эксплуатация. Для ремонта автомобиля не требуется больших затрат, включая замену деталей. При закупке комплектующих покупателю легко ориентироваться в назначении элементов, так как они разделены на соответствующие подгруппы. Всё для замены можно приобрести у официального дилера, что добавляет гарантии качества. Если планируется массовый ремонт или покупатель является постоянным клиентом — обусловлена система скидок, что определенно притягивает.

Отрицательно машина «ЗИЛ-133» ведет себя в условиях абсолютного бездорожья или в заснеженную погоду. Несмотря на это, при любых погодных условиях грузовики верно выполняют свою работу. Негативное впечатление также оставляет шумоизоляция салона и качество обработки внешних элементов машин. Так или иначе, это можно списать на мелкие недостатки.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Продукция «ЗИЛ» советского производства плавно переросла в современную автопромышленность именно посредством «сто тридцать третьей» модели. Ее модификации не использовались в единицах структур, а остальные полным ходом даже до сих пор используют этого грузовичка.

Несмотря на применение унификаций и небольшой тираж модель «133» занимает достойное место в истории. В последствии объединившись с ЗИЛ-130 производились упрощенные версии машин.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

Вам понравилось? Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал чтобы не пропускать другие наши публикации в Дзен https://zen.yandex.ru/all_auto Спасибо!
По материалам http://all-auto.org/884-zil-133.html
Copyright © http://all-auto.org

proavto21.ru

ЗИЛ 133 - легендарный советский грузовик

ЗИЛ 133 - модель, разработанная в качестве опытного тягача, поэтому серийный выпуск данной машины налажен не был. Увидела свет лишь небольшая партия этой техники, созданная в первой половине восьмидесятых годов. Далее модель с колесной формулой 6*4 претерпевала этапы усовершенствования, в результате чего становилась более приспособлена к современным требованиям рынка специализированных транспортных средств. Так появились последователи опытного тягача, рассчитанные на грузоподъемность до восьми тонн. Постепенно модификация упростилась, увеличилась длина колесной базы и размер грузовой платформы.


Автокран 133 ГЯ - это сочетание шасси автомобиля ЗИЛ и автокрана КС-3575А, обладающего способностью к грузоподъемности до десяти тонн. Такой удачный проект вызвал массу положительных отзывов и получил широкое распространение. Благодаря высокому показателю грузоподъемности, техника часто использовалась и применяется до сих пор во многих отраслях строительства и народного хозяйства. Вылет стрелы автокрана может несколько отличаться в зависимости от конкретной модели технического устройства автокрана. Как правило, показатель вылета стрелы находится в диапазоне от четырнадцати с половиной до семнадцати метров.

 

 

ЗИЛ 133 тягач являетсятся бортовым автомобилем производства Московского автомобильного завода имени Лихачева. Кузов машины представляет собой деревянную платформу на основании, выполненном из металла. Особенности конструкции платформы предусматривают наличие откидного заднего борта, а также откидных бортов по бокам устройства. Для расширения эксплуатационных возможностей в данном транспортном средстве можно устанавливать тент и каркас. Благодаря тентованному каркасу тягач способен к перевозке грузов, которые нуждаются в защите от влаги или других осадков при транспортировке к месту назначения.


В целом автомобиль ЗИЛ 133 зарекомендовал себя как удобная в управлении, мощная и качественная специализированная техника, обладающая способностью к агрегатированию с некоторыми другими установками, к примеру, с автокранами. Боковые борта преимущественного количества последующих модификаций составлены из трех частей. Примечательно, что автомобили данной марки поставляются по желанию покупателя либо с платформой, либо без нее. Вариант без платформы – шасси, как уже упоминалось, приспособлено для монтажа разных установок или грузов.

 

Обзор технических характеристик грузовика

 

Чтобы составить более детальное представление о данном транспортном средстве, рассмотрим технические характеристики ЗИЛ 133. Грузоподъемность автомобиля равна десяти тысячам килограмм при снаряженной массе в семь тысяч шестьсот десять килограммах. К технике допускается присоединить прицеп, масса которого не превышает одиннадцати с половиной тонн. Тяжеловесная машина может достигать максимальную скорость до восьмидесяти пяти километров в час. До шестидесяти километров в час техника разгоняется всего за пятьдесят секунд. У автомобиля оптимально хороший угол максимального преодолеваемого подъема, равный двадцати пяти градусам.


Двигатель ЗИЛ 133, модели КамАЗ-740.10, показывает замечательное значение мощности и обладает прекрасными качествами с точки зрения экономности в эксплуатации. Трансмиссия автомобиля представлена сцеплением и коробкой передач. Колеса дискового типа крепятся на восьми шпильках. Передняя подвеска оборудована полуэллиптическими рессорами, а задняя – рессорно-балансирного типа. Рабочая тормозная система оснащена барабанными механизмами. В конструкции рулевого механизма лежат такие детали, как поршень-рейка и винт с шариковой гайкой.

 

 

Автомобиль может долго служить и эксплуатироваться, если обращаться с ним должным образом и по мере необходимости менять запчасти ЗИЛ 133. Современный автомобильный рынок изобилует широким выбором самых разнообразных запчастей, которые продаются оптом и в розницу, имеются в наличии и поставляются на заказ. При больших закупках запчастей оптовым покупателям, как правило, полагается внушительная скидка. Все запасные детали и целые рабочие узлы к данному транспортному средству делятся для удобства на подгруппы. В каждой подгруппе собраны детали и элементы, принадлежащие именно этому рабочему узлу: кузову, двигателю, трансмиссии, ходовой части, механизму управления, электрооборудованию.


Бортовой грузовик ЗИЛ 133 ГЯ кран относится к новым трехосным моделям. Такая техника доступна для эксплуатации в трудных условиях даже на грунтовых дорогах. Машина не может пройти по грунтовой дороге лишь в случае наличия там снежных заносов или периода распутицы. Погода и время года практически не имеют влияния на работоспособность транспортного средства. Его разрешается эксплуатировать при температуре от плюс сорока до минус сорока градусов Цельсия, то есть, абсолютно круглогодично.


Многие интересуются, какие же отзывы об автомобиле ЗИЛ оставляют бывшие и нынешние владельцы данной модели транспорта. Преимущественное количество автовладельцев отмечают великолепное качество данной техники, отсутствие склонности к поломкам и неисправностям. К явным преимуществам транспортного средства этой модели относят неприхотливость (в том числе – к топливу), экономичность использования, надежность в работе и относительную дешевизну ремонта. Но есть и мелкие недостатки, к примеру, уровень шума и недостаточное качество отделки.

 

 

 

Кроме всего выше рассмотренного, стоит узнать, какая рама у ЗИЛ модели 133. Она состоит из двух штампованных лонжеронов, соединяющихся с помощью поперечин. Немаловажный фактор – жесткость рамы. Этот необходимый параметр обеспечивается за счет первой, четвертой и пятой поперечин. Вообще, поперечины – едва ли не самые важные элементы рамы: на первой установлена передняя опора двигателя, крыльев, облицовки и радиатора; на второй установлен кронштейн и первая промежуточная опора карданной передачи; на третьей поперечине – лонжероны рамы; четвертая представляет собой две идентичные половины швеллерного сечения; на пятой – тягово-сцепное устройство.

 

Популярный "народнохозяйственный" автомобиль

 

Трехосный грузовой автомобиль ЗИЛ 133 самосвал с традиционной балансирной задней подвеской был выпущен специально для сельскохозяйственной сферы применения. Раздаточная коробка на этой модели поначалу имела трехступенчатую коробку передач. Но затем, усовершенствовав и намного упростив сложную конструкцию транспортного средства, ее сменили на пятиступенчатую. Пройдя целый ряд изменений в разработках, грузовой автомобиль ЗИЛ 133 так и не вышел в серийное производство, уступив место новым дизельным грузовикам.

 

 

Кабина ЗИЛ 133 рассчитана на три посадочных места. Основными составляющими кабины являются, конечно, крепления, вентиляционные люки, зеркала и стекла. Достаточно обширная кабина разрабатывалась для максимального удобства водителя. Вентиляционные люки должны были обеспечивать внутренний приток свежего воздуха. Крепления выполнялись из качественного и надежного материала, но при заводской сборке недостаточно прочно подтягивались. Зеркала и остекление кабины устанавливались таким образом, чтобы оптимально открывать обзор для шофера транспортного средства.


Грузовики ЗИЛ считались достаточно экономичными, так как расходовали при скорости шестьдесят километров в час всего лишь тридцать шесть литров горючего на сто километров пробега. Мощность двигателя данной техники составляла сто пятьдесят лошадиных сил, а рабочий объем двигателя составлял шесть литров. Машина была предусмотрена для использования с прицепом, так как по основному назначению относится к группе тягачей. Но различные модификации добавляли функциональные возможности техники. Так стало возможным присоединение, например, к седельному тягачу модификации 133 ВЯ полуприцепа-фургона или полуприцепа, оснащенного бортовой платформой.

 

 

 

 

promplace.ru

Зил 133гя — DRIVE2

Zoom

На фото дядя и папа. 2004г

Не много расскажу об этом грузовике. Когда я учился в школе отец работал на таком аппарате в колхозе эта была ходовая машина и крепкая. Машина и меня радует по сей день. Остались много воспоминаний. Помню папа брал с собой на работу в поле когда была зерновая уборка Ну естественно просто так было не интересно сидеть в кабине и щелкать кассетным магнитофоном. Естественно я всегда просил покататься по полю. Он ни когда не отказывал. И какого было удивление остальных мужиков которые были на поле когда за рулем такой машиной 8 летний пацан. Ощущение были не реальные. Оставались положительные эмоций. И веселое настроение на весь день. Проработал отец на ней более 10 лет но потом машину отправили на металлалом.
Из за того что она начала гнить и лопнула рама в нескольких местах. Машину реально очень жалко. Иногда в компаний с пацанами в разговорах мне напоминают. А ты помнишь как ты на гя в клуб приежал Конечно помню такое разве забудешь.

Завод имени Лихачева: история создания и выпуска автомобиля Модель ЗИЛ-133ГЯ выпускался с 1979 по 1992 год, генеральным конструктором семейства был Кашлаков Михаил Васильевич. Машина создавалась на базе ЗИЛ-130 как автомобиль повышенной проходимости. Одним из основных заказчиков выступало Министерство Обороны СССР, параллельно разрабатывалась и народнохозяйственная модификация. Первые прототипы автомобиля были построены в 1970 году, после чего проводились работы по доводке и подготовка к запуску серийного производства. За этот период был освоен выпуск новых механизмов и агрегатов, одновременно было начато изготовление автомобиля ЗИЛ-133Г1 с двигателем и коробкой передач от модели ЗИЛ-130. Машина в процессе испытаний и последующей эксплуатации показала отличные результаты, что дало толчок для дальнейшего развития серии. Место ЗИЛ-133ГЯ в модельном ряду: предшественники и приемники автомобиля Семейство грузовых автомобилей ЗИЛ-133 включает в себя семнадцать модификаций, основой для которых является шасси со средней базой. Часть из них выпускалась серийно, другие – мелкими экспериментальными партиями по заказам министерств и ведомств или для отработки технологий. Платформой для модели ЗИЛ-133ГЯ послужил автомобиль ЗИЛ-133Г2, на который был установлен дизельный двигатель КАМАЗ-740 (ЯМЗ-740) и усиленная карданная передача.

Особенности и сферы применения ЗИЛ-133ГЯ Описываемый автомобиль разработан для применения в умеренном климатическом поясе. Эксплуатация модели ЗИЛ-133ГЯ допускается в следующих условиях: Диапазон рабочих температур от -40 до +40°C/ Относительная влажность воздуха максимальная – 98 %. Запыленность воздуха не более 1 г/м3. Скорость ветра предельная – 20 м/с. Машина сохраняет свои тягово-динамические характеристики с незначительными изменениями на высоте до 1500 метров и может быть использована в высокогорных районах. Автомобиль с успехом эксплуатируется на грунтовых дорогах при условии, если обеспечена его нормальная проходимость. Данное качество позволяет применять машины для выполнения полевых работ совместно с сельскохозяйственной техникой. Автомобиль модели ЗИЛ-133ГЯ оснащен деревянно-металлической платформой с откидывающимися бортами, на который устанавливаются брезентовые тенты на дугах. Машина применяется в качестве тягача в составе автопоезда с прицепом марки ГКБ-8350 максимальной массой до 8 т. Допускается применение и других прицепов имеющих такую же весовую нагрузку, а также соответствующее прицепное устройство и разъемы для подключения пневмосистемы и электрооборудования.

Технические характеристики ЗИЛ-133ГЯ Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ трехосный с колесной формулой 6×4 с двумя ведущими мостами соединенными в единую тележку и установленными сзади. Машина имеет рамную конструкцию и снабжена бортовой платформой для перевозки разнообразных грузов общим весом до 10 тонн. Может эксплуатироваться на дорогах общего пользования с твердым асфальтовым или бетонным покрытием. Допускается движение по грунтовкам за исключением периодов распутицы и снежных заносов. Двигатель КамАЗ-740 Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ – первая модель, серийно выпускавшаяся автозаводом им. Лихачева, оснащенная дизельным силовым агрегатом. На машине использован восьмицилиндровый, V-образный, четырехтактный двигатель КамАЗ-740 с жидкостной системой охлаждения. Основные технические характеристики: Рабочий объем – 10, 85 дм3. Диаметр цилиндров и ход поршня – 120×120 мм. Степень сжатия расчетная – 17. Мощность двигателя максимальная – 210 л. с. при 2600 мин-1 Крутящий момент – 650 Нм при 1600 -1800 мин-1. Частота оборотов коленчатого вала на холостом ходу – 600 мин-1, максимальная – 2930 мин-1. Расход топлива удельный от 165 до 178 г/л. с./ч. Вес двигателя эксплуатационный – 1120 кг, конструкционный – 730 кг. Работа силового агрегата обеспечивается кривошипношатуным механизмом, ГРМ, системой охлаждения и смазки, подогрева, топливной и выпуска отработанных газов. Рациональная компоновка, использованная конструкторами, позволила уменьшить габариты двигателя. Угол развала между цилиндрами составляет 90°, в это пространство вписан газораспределительный механизм, ТНВД, насос гидроусилителя руля, воздушный компрессор. В двигателе предусмотрены воздушные заслонки, перекрывающие выход воздуха из цилиндров. Данный механизм позволяет использовать силовой агрегат использовать в качестве вспомогательной тормозной системы на затяжных спусках. Тем самым заметно повышается эффективность замедления автомобиля. Силовой агрегат оснащен электрическим стартером, который совместно с предпусковым подогревателем обеспечивает гарантированный запуск в условиях низких температур. Привод вентилятора системы охлаждения осуществляется через гидромуфту, которая устанавливается соосно шкиву коленчатого вала автомобиля. Узел обеспечивает достаточный обдув радиатора при недостаточности набегающего потока воздуха. Топливная система автомобиля ЗИЛ-133ГЯ состоит из бака, двух насосов низкого и высокого давления, а также трубопроводов, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки. Работой силового агрегата управляет регулятор частоты вращения и автоматическая муфта опережения впрыска. Подготовка воздуха для подачи в цилиндры двигателя осуществляется при помощи двухступенчатого воздушного фильтра с решеткой инерционного типа и сменным элементом. Коробка передач ЗИЛ-133ГЯ Транспортное средство оснащено механической трансмиссией с ручным управлением. Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ оборудован десятиступенчатой коробкой переключения передач, которая состоит из основного агрегата и приставного делителя. Данное устройство предназначено для упрощения процесса управления транспортным средством. Делителя обеспечивает возможность повышения передаточного числа для любой из включенных передач путем перевода его рычага в положение повышенная передача. Управление механизмом производится при помощи дополнительной ручки, смонтированном на рычаге КПП, и выполненный в форме крана. Такая конструкция позволяет, не отрывая руки изменять режим работы делителя. В конструкцию коробки передач входят следующие узлы и детали: корпус с картером, выполненным в виде единого блока с картером сцепления, ведущий, ведомого с промежуточного валов и механизма переключения передач. Подвеска, трансмиссия и ходовая часть Передача крутящего момента от силового агрегата на КПП осуществляется через сухое двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом. Механизм устанавливается на маховике двигателя и закрыт картером, который изготовлен в виде единой детали с корпусом коробки передач. Привод обоих ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-133ГЯ осуществляется при помощи карданной передачи, что соединяет их с выходным валом коробки. Она состоит из валов, промежуточной опоры, шарниров и шлицевых соединений. Основу ведущих мостов составляют стальные картеры, изготовленные с использованием сварочных технологий. Внутри них смонтированы шестеренчатые редукторы, межколесные дифференциалы, полуоси, подшипники. Главная передача на автомобиле для ЗИЛ-133ГЯ и ВЯ – гипоидные одинарные с передаточным числом – 6, 83 и смещение оси ведущей шестерни вниз. На наружных поверхностях картеров закреплены сваркой кронштейны для рессор, реактивных тяг, а на торцах – кованые цапфы с опорными кольцами для монтажа сальников полуосей. Помимо перечисленных агрегатов в состав ходовой части входит передний мост с механизмом, обеспечивающим поворот управляемых колес. В конструкции передней подвески используются полуэллиптические рессоры и телескопические амортизаторы двухстороннего действия. Устройство крепится к раме шарнирно с помощью ушек и пальцев, к мосту – посредством хомутов с резьбовыми соединениями. В состав задней подвески входят две продольные балансирные рессоры и реактивные тяги, задающие определенные траектории перемещения мостов. Габаритно-массовые характеристики ЗИЛ-133ГЯ Описываемая модель относятся к классу большегрузных автомобилей и способна перевозить до 10 тонн при собственной массе в 7610 кг. В снаряженном состояние масса между осями транспортного средства распределена следующим образом: на передний мост приходится 3290 мм, на задний и промежуточный совокупно – 4320 кг. Автомобиль ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габаритно-массовые характеристики: Длина – 9250 мм. Ширина 2500 мм. Высота (по кабине) – 2405 мм. Погрузочная высота платформы – 1380 мм. Расстояние между осями: передней и промежуточной 4610 мм, промежуточной и задней – 1400 мм. Колея по передним колесам – 1835 мм, по задним – 1850 мм. Дорожный просвет минимальный – 235 мм. Грузовая платформа имеет длину в 6100 мм при ширине 2328 мм и высоте бортов в 575 мм, возможно их наращивание до 926 мм. Кабина автомобиля ЗИЛ-133ГЯ Транспортное средство относится к грузовикам капотного типа. На автомобиле ЗИЛ-133ГЯ использована трехместная кабина от модели ЗИЛ-130 с общим диваном и жестко закрепленной спинкой. В передней части ее установлены фары, пофарники и указатели поворотов, между которыми расположена радиаторная решетка с характерными горизонтальными прорезями. Из кабины обеспечивается хороший круговой обзор через ветровое, боковые и заднее окна. Попасть внутрь можно через запираемые двери, снабженные опускающими окнами и поворотной форточкой. Рабочее место водителя оборудовано приборным щитком, рулем, педальным узлом, рычагами переключения передач и стояночного тормоза. Органы управления автомобилем расположены удобно и в меру информативны, что упрощает вождение. На щитке установлены следующие приборы и устройства: Спидометр со счетчиком пробега. Указатели тока, температуры двигателя, количества топлива. Манометр двухстрелочный, указывает давление воздуха в рабочей тормозной системе. Сигнальная лампа перегрева охлаждающей жидкости. Контрольные лампы: дальнего света – синяя, указателя поворотов – зеленая. Выключатель зажигания с ключом. Трехпозиционная ручка переключателя света. Ручки управления дроссельной заслонкой карбюратора, стеклоочистителя, подачей горячего воздуха из отопителя, жалюзи радиатора. Кнопка включения насоса омывателя. Выключатели плафона освещения кабины, вентилятора кабины и двухпозиционный для управления противотуманными фарами. Трехпозиционный переключатель управления электродвигателем печки. Ножной переключатель ближнего и дальнего света фар. Для управления агрегатами и механизмами автомобиля предусмотрены три педали: сцепление, тормоз и акселератор. Кнопка звукового сигнала находится в центре рулевого колеса, что упрощает ее использование при необходимости. На потолке кабины установлена розетка для переносной лампы, которая может работать даже при отключенной массе, поскольку находится в цепи аварийной сигнализации.

www.drive2.com

ЗИЛ-133 — википедия фото

Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4, на базе 5-тонного ЗИЛ-130, началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133. Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось. Необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода, который должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой «кабина над двигателем»[источник не указан 41 день]. Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе (ЗИЛ-170).

Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера «Г» в индексе. ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.[1] Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн. Отдельно следует упомянуть о распространённой ошибке, что модификации ЗиЛ-133Г1 и Г2 отличаются друг от друга внешне разным оформлением оперения капота кабины в стиле ЗИЛ-130, выпущенных до 1977-78 годов и после 1978 года. На самом деле смена оформления кабин шла на заводе потоком и касалась всего модельного ряда сразу, в том числе и семейства 133. Таким образом, модификация 133Г1, выпущенная до конца 1978 года, имела старое оформление, а выпускавшиеся с конца 1978 года — уже новое. Модификация 133Г2 имела только новое оформление, поскольку выпускалась с 1980 года. Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий. Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740. Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.[2]

Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-113ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л (бензин) у ЗИЛ-133Г2 (бензин).[3]. Вместе с тем, «ГЯ», являясь фактически «капотной» альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых. Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года, после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс 133Г40 и выпускалась на ЗИЛе до 1999 года.

Ввиду унификации с ЗИЛ-130 ЗИЛ-133 мало отличается от него конструктивно, одно из главных принципиальных отличий — два ведущих моста, из которых первый несёт в себе межосевой дифференциал с ручной блокировкой (посредством пневмокрана в кабине)[4].

С 2014 г. доступна модель ЗИЛ-133ГЯ в масштабе 1:43 производства Start Scale Models, а с 2015 ещё и от Автоистории. 25.10.2014 модель КаВЗ-5982 (шасси ЗИЛ-133Г1) в масштабе 1/43 вышла в рамках проекта «Автомобиль на Службе» (№ 78)

org-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *