Украинский национальный костюм — Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Видео по теме

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

Примечания

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

wikipedia.green

Украинская национальная одежда

Национальная одежда вбирает в себя многогранность истории, уникальность традиций и богатую культуру страны и его народа. Национальная одежда украинцев демонстрирует мировоззрение жителей разных регионов.

Несмотря на все разнообразия современного женского гардероба, каждая девушка должна иметь сорочку или платье в украинском стиле. Благодаря дизайнерам этнические мотивы гармонично «вплетаются» как в повседневную моду, так и в вечерние образы. Это и офисные наряды, и коктейльные или нарядные платья. Не обязательно, чтобы на вас была плахта или пояс. Достаточно, чтобы одежду украшала хотя бы некрупная вышивка.

Особенности женской украинской национальной одежды

Основой для вышитого платья в украинском стиле служили вышиванки, которые состояли из двух частей. Нижняя делалась из грубой и плотной ткани. Сверху сорочки девушка надевала плахту и запаску. Сдержанная плахта обматывалась вокруг талии, привязывалась поясом. Сверху должна была быть запаска, напоминающая фартук.

Такой наряд невозможно представить без акцентов. Скорее не аксессуаром, а неотъемлемой частью образа является пояс. Он выгодно подчеркнет талию, хорошо дополнит платье. Украсить волосы или шею очень просто. Используйте незамысловатые бусы, герданы или элегантную заколку в народном стиле. Раньше количество бусин на украшениях девушки напрямую говорило о достатке ее семьи.

На праздники девушки надевали свои самые красивые платья. Наряды пестрили узорами и богатством цветовых решений. Без бус и венков не обходилось ни одно торжество.

Символика народных вышивок на национальной одежде

Одним из основных в искусстве вышивки предки считали белый цвет. Его ассоциировали с Богом и природой в целом. Поэтому белый орнамент, вышитый на белом полотне – вполне закономерное явление. Зеленый орнамент отображает природное начало, спокойствие и мир. На протяжении всей истории синий служил оберегом и ассоциировался с постоянством и верностью.

Красный – самая любимая расцветка украинцев. Это символ любви, гармонии. Как утверждают знатоки, он отгоняет злые силы. Сильным цветом является черный. Он воплощает достаток и богатство. Говорят, что он нейтрализует негативное влияние на человека, притягивает хорошую энергию.

Приятно осознавать, что этническое платье в национальном украинском стиле или сорочка служат не только неким оберегом, но и очень элегантным изделием в гардеробе. Выделяйтесь из толпы – носите национальную одежду Украины. Кроме того, это даст вам возможность почувствовать себя по-новому.

 

womanadvice.ru

Национальная одежда украинцев

Содержание

1. Традиционный мужской костюм.

2 .Традиционный женский костюм.

3 . Этнические контакты с инонациональным населением.

4 .Верхняя одежда.

5 .Пояс.

6 .Головные уборы.

7 .Обувь.

8 .Обрядовая символика костюма.

9 .Украинская вышивка.

10 .Покраска вещей.

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха , шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков».

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.

Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки».

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

1 . С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.

Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом.

Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.

2 . Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.

3 . Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов.

mirznanii.com

Женский украинский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка . Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый отрез материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин.

Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта.

Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую фигуру женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета.

Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

1. С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, которая был распространена у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.

Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом.

Халатообразная одежда украинцев – (кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата) свита —  надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон (вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця) имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.

goldmuseum.ru

Украинский национальный костюм Википедия

Украинский национальный костюм — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).

Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].

Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!

— Илья Репин[2]

Мужской костюм

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.

Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.

Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».

Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский костюм

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.

Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:

верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

См. также

Примечания

Литература

  • Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
  • Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
  • Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  • Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
  • Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.

wikiredia.ru

Украинская национальная одежда — Украина

История Украины. Украинская национальная одежда. Украинская национальная одежда — это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.

Самобытная украинская национальная одежда — это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий — Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины— заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси. Свидетельства этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда — длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину.

От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровьяэтот обычай сохранялся до начала XX века. Несмотря на традиционность элементов, одежда украинок была довольно разнообразной. По рисунку плахты или орнаменту вышивки или кружева, форме головного убора и подбору украшений можно было узнать не только о том, из какого региона женщина, но даже из какого она села.

Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты — поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т.е. безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой.

На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и понизу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье — красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности.

Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета. Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшения ми — бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины — высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани.

Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды. Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета.

Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, — мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы.Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли.

На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы- кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой.

На Черниговщине носили малахаи — меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки. Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи. Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.

grandukraine.com

УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

PAGE  3

Контрольна робота з Історія Української культури

Назва роботи Одяг Українців______________________________________ 

    Тема: № 21_____________________________________________________

 

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

  1.  УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  КОСТЮМ…………………..…5-12
  2.  ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ МАТИВЫ УКРАИНСКОЙ ВЫШИВКИ13-17
  3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….18
  4.  СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Народный костюм — это память, традиции, менталитет определенной национальности. Его следует рассматривать как своего рода социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и, вместе с тем, является источником информации об определенном этносе. Анализ особенностей национального костюма Украинского народа позволяет нам узнать его  историю, быт, традиции  и обычаи.    Одежда       украинского народа   это  часть  души   людей.           Украинская народная одежда   имеет важное историческое и художественное значение. С древних времен и за время своего существования одежда  устраивает духовные потребности человека,  выполняя необходимые бытовые, социальные и церемониальных функций.  Высокий эстетический уровень, эмоциональная насыщенность отражает мировоззрение и психологию украинского народа.

1.УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI-XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Автор этнографических описаний останавливается на их характеристике: «верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, черного цвета, а кожухи — из недубленых овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков».

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник.

Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — “уставки”.

Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.

Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах ее ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.

В зависимости от кроя украинские рубахи подразделяются на три типа: туникообразные, поликовые (з уставками), на кокетке.

Рубахи шились с воротниками и без них. Последний тип рубахи — наиболее древний — ворот такой рубахи обычно собирался в мелкие сборки и иногда обшивался сверху. Рубаха с воротником называется польской.

На Украине можно провести границу (условно — по Днепру) между обоими типами рубахи: в восточных регионах носили рубахи без воротника, в западных — с воротником, чаще — отложным.

Отличительная особенность украинской женской рубахи — обычай украшения подола, каймы (подподольницы) рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где полик (уставка) представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетом (чохла) у запястья. По издавна заведенному обычаю восточнославянские девушки до пятнадцатилетнего возраста и даже до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; надевание поясной одежды (поневы) связывалось с замужеством и переходом в разряд женщин. Понева — общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные без рисунка запаска, дерга и праздничных наряд в крупную клетку — плахта. Дерга состояла из трех сшитых длинными сторонами полотнищ, образующих собою полосу ткани в 3 м шириной и 60-70 см длиной, охватывающую корпус женщины сзади и подвязанную поясом. Поскольку дерга — повседневная одежда, ее шили из черной или неокрашенной ткани, ничем не украшая.

Украинская запаска отличалась от дерги тем, что к ее верхним углам часто пришивались тесемки, которые завязывались на талии. Обычно носили две запаски, часто — разного цвета: одна (позадниця, задниця) прикрывала туловище сзади, другая (попередниця) — уже первой, надевалась спереди — ее чаще заменяли передником. Запаску изготовляли из качественной и тонкой шерстяной и однотонной ткани синего, зеленого, красного цвета. Плахта как праздничная одежда изготовлялась из ткани клетчатого орнамента; ее вручную вышивали шерстяными или шелковыми нитками. В ранний период известны плахты, шитые из шелковой материи или из золотой и серебряной парчи.

Дальнейший эволюцией поневы считается юбка (спiдниця). В Полесье были широко распространены шерстяные юбки — андараки, чаще полосатого орнамента.

Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами — «монисто», «дукачи».

Этнические контакты с инонациональным населением не могли не сказаться на традиционной одежде украинцев. Взаимодействие с рядом живущими русскими, немцами, со степными народами нашло отражение в заимствованиях друг у друга культурных явлений и выработке общих свойств. Это подтверждается описанием одежды украинцев Покровской слободы: «Верхняя одежда малороссиян мужчин состоит в плисовом и суконном казакине или нанковом халате, шароварах и сапогах, на голове носят картуз или поярковую шляпу. Будничная или вседневная одежда, осенью — суконная свитка (чапан), зимою кожух (овчинный тулуп), нагольный или крытый сукном, смотря по состоянию. Женщины имеют некоторую верхнюю одежду такую же, как и мужчины: халат, тулуп и сапоги. Но собственно женская одежда: немецкое платье, сарафан и юпка с кофтою. Голову покрывают платками, немногие носят очипки (волосники), обвязанные платками. Многие из мужчин бреют бороды, оставляя усы и все вообще стригутся по-казацки».

Верхняя одежда украинцев разнообразна как по покрою, так и по названиям. В науке выделяется 4 типа верхней одежды:

а) С прямой спиной — вид плаща, рубахи или халата. Среди них особый тип широкого халата с рукавами и капюшоном украинцам известен под названием опонча. Роль плаща играла чуга, чугай, чуганя, который был распространен у западных украинцев. Чугу лишь набрасывали на плечи, не надевая в рукава, поэтому рукава иногда зашивали внизу и пользовались ими как карманами или сумкой.

Форму плаща имела манта или гугля украинских гуцулов, похожая на большой мешок, открытый с одной из длинных сторон. Роль капюшона выполняло дно мешка, закреплявшееся на плечах специальными шнурками. В начале XX в. манта служила исключительно обрядовой одеждой невесты во время венчания.

Фасон рубашки имела рабочая верхняя одежда для обоих полов, изготовляемая из холста — шушпан. На Дону шушпан носили с поясом.

Халатообразная одежда украинцев — кобеняк, кирея, сiряк, свита з кобеняком, стовбовата свита надевалась поверх шубы, шилась из сукна преимущественно серого цвета. Пришитый к нему капюшон вiдлога, кобка, каптур, бородиця, шанька, богородиця имел форму мешка с закругленным дном и отверстиями для глаз. То же назначение и такой же фасон у восточноукраинского халата без капюшона, но с широким суконным воротником.

б) Широко распространенным покроем верхней одежды у украинцев был клинообразный: клинья (уси) вшивались сзади по бокам ниже талии, острый конец клина доходил до пояса, а основание оказывалось на уровне подола. По этому образцу шились свита, сiрак, куцинка, гуня.

в) Верхняя одежда, отрезная по талии; нижняя часть при этом собиралась в крупные складки (ряси) или в мелкую сборку, пришивалась к верхней части. Так шилась юпка, свита, кожушина (шуба), кiрсетка — женский жакет без рукавов.

г) В последнем типе покроя сборки делались не только на спине, но и спереди, т.е. кругом по талии. Такой одеждой являлась чемера, чемерка, чамарка.

Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. В мифологическом сознании восточных славян он играл роль оберега, защиты человеческого тела. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Прежде у украинцев были в моде шелковые персидские пояса, невесту подпоясывали вышитым полотенцем — рушником; донские казачки подпоясывали кубелек (род сарафана) поясом из кованого серебра.

Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме — это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна.

В числе последних — высокая барашковая шапка (кучма), зимняя шапка с удлиненными наушниками (треух, малахай), шляпа из войлока и соломы (бриль). В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки.

Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих — они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Это также находит объяснение в мифологическом сознании славян; традиция закрывать голову женщины сохранилась и в XX веке. Появиться в обществе, и особенно в церкви, считалось большим позором для славянской женщины. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остается четырехугольный платок. Генетически он восходит к головному покрывалу (намiтка, перемiтка, серпанок) — длинному полотенцу, который завязывали сзади, опуская концы вдоль спины. Подобный головной убор сохранился в качестве национального в западных районах Украины.

Головной убор кибалка, хомевка, хомля в своей простейшей форме имеет вид обруча или дуги, обращенной назад. На него украинки накручивали свои волосы. Кибалка служила в качестве каркаса для верхнего головного убора.

Упрощенный вариант головного убора украинских женщин — мягкая легкая шапочка (очипок, чепец, чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Шили чепец из куска тонкой ткани разных цветов, с поперечным подрезом на лбу. Подрез делали так, что надо лбом образовывались мелкие сборки, ткань на лбу оставалась гладкой. На затылке закладывали рубец, через который продергивали шнурок. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. Восточноукраинский седловидный чепец с двумя стоячими гребнями поперек головы испытал влияние южнорусского кокошника с двумя гребнями.

Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Наряду с ними были известны и другие: металлическая проволока с подвесками, лента, платок, кусок серебряной или золотой парчи, картонный круг и т.д. Все они — круглой или полукруглой формы. Девичьи головные уборы не закрывали голову и косу — последняя являлась основной прической украинской девушки. Черкасские жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи, и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитые лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером. На голову женщины надевали сперва «очипок» (повойник), стягивавшийся на затылок, затем обвивали голову хлопчатобумажным платком, завязывая концы его на лбу, а девицы — под подбородком и очипка не носили, по праздникам же вместо платка на голову надевали убор из разноцветных лент и ими же убирали всю косу

Обувь украинцев — как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название — морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.

Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

Еще в середине XIX в. преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные, подметка пришивалась к сапогу изнутри (пiд завидь), после чего весь сапог смачивали водой и выворачивали.

В ранний период украинцам были известны и лапти, отличавшиеся от русских и белорусских прямоугольным плетением, низкими боками и очень слабо оформленный носком. Носок и бока такого лаптя состояли их петель, сквозь которые продергивалась веревка, связывающая лапоть и закрепляющая его на ноге

Обрядовая символика костюма — признак, который отражает широкий спектр духовных традиций народа, его мировоззрения и обрядовых норм. Большей частью обрядовыми символами являлись отдельные компоненты костюма: платок или полотенце при сватовстве, крестильные пеленки (крыжмо) при родах, белый (или черный) платок при похоронах. Они должны были защитить человека от злых сил, принести благополучие, здоровье, любовь. Особой магической силой, как считалось, обладали вещи, изготовленные специально к тому или иному обряду собственными руками. Так, девушка непременно должна была сшить своему жениху рубашку. Символическое значение имели и обязательные подарки — сапоги, которые зять дарил теще; намитка — подарок свекрови от невестки. Обрядовая функция одежды проявлялась и в специфических способах ее использования. Так, при исполнении большинства ритуальных действий носили одежду навыворот, тогда как в повседневной жизни это считалось плохой приметой. Участники некоторых обрядов нередко переодевались в костюмы противоположного пола, а также независимо от времени года носили меховую одежду. Роль обрядового символа часто исполняла цветовая гамма одежды. В свадебном костюме издавна доминировал красный цвет. Однако иногда семантика цвета существенно изменялась. В похоронной одежде черный цвет стал символом печали на рубеже XIX — XX вв., вытеснив белый, а кое-где синий. Стабильность способов обеспечения обрядовых функций одежды способствовала превращению некоторых из них в этнические символы.

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни — оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные — преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные — для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и булорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже — с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. 15 Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность — траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: «С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно.

Они охотнее собирают вылупившуюся камаху, нежели пузырьки, потому что из оной краска выходит чище и лучше. Они же рассказывают басенку, что вышедшая камаха на некоторый день собирается из всей страны к одному кусту, и тогда тем людям, которые в день праздника Казанской Богородицы, то есть 8 числа июля, ходят на разсвете в поле оной камахи искать, оставляется на щастiе найти такое сокровище.

Собранный червец катают в сите для очищения от земли, потом сушат на сковороде в печи или на угольях, небольшой жар испускающих. По причине трудного собирания продают червец нарочито дорого, и собирают его не больше, как сколько им надобно для домашнего употребления, ибо они красят червецом поясы и шерстяную пряжу, которою вышивают узоры на своей одежде.

Если хотят они пряжу красить, то кладут в чрезмерно кислой квас, прибавляют еще квасцов и ставят сосуд в печь на целые сутки. Потом вынув пряжу, выжимают и сушат, а червец в горшке трут и варят в воде. Когда все красильные частицы из оного выйдут, то опускают пряжу в горшок и еще варят. Горстью червеца красят они столько пряжи, сколько потребно на 2 пояса или тесьмы, что составляет близ фунта шерсти. Краска из червеца цветом не много лучше краски из травы душицы, только что она не скоро линяет».

В конце XIX — начале XX вв. украинцы перешли на городской костюм, и многие черты национальной традиционной одежды были утрачены.

  1.  ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ МАТИВЫ УКРАИНСКОЙ ВЫШИВКИ

История народной вышивки в Украине уходит корнями в глубину веков. Данные археологических раскопок и свидетельства путешественников и летописцев подтверждают, что вышивание как вид искусства в Украине существует с незапамятных времен. Вышивкой, по свидетельству Геродота, была украшена одежда скифов. Найденные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI в., при исследованиях показали идентичность не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII-XIX вв. Арабский путешественник X в. н.э. в своих рассказах про русов упоминает, что они носили вышитую одежду. К сожалению, памятники украинской вышивки сохранились только за последние несколько веков, но и этого достаточно, чтобы выяснить, что элементы символики орнаментов украинской вышивки совпадают с орнаментами, которые украшали посуду давних жителей территории Украины периода неолита, трипольской культуры.

Вышиванием издавна занимались женщины, которые из поколения в поколение передавали саме типичные, саме яркие образцы орнамента, цвета, технику вышивания. Вышивки, передавая характерные признаки местности, отличаются друг от друга орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

В глубокой древности основные мотивы вышивки отображали элементы символики различных древних культов. В течение многих веков непосредственный конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их использования не исчезли. По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, зооморфные (животные).

Геометрические (абстрактные) орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше.

Сегодня на их основе в народной вышивке широко используются такие мотивы, как «бараньи рога», «кудри», «кудрявцы», «гребешочки» и др. В орнаменте вышивок встречается мотив «кривульки», или «безконечника», известного еще со времен трипольской культуры, т.е. он появился значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Известный узор «рожи» (звездочки, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца и солнечных лучей.

В основе растительного орнамента лежит стремление принести в вышивку красоту природы. Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих в природе форм. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как «виноград», «хмель», «дубовые листья», «барвинок» и др. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив «барвинка» является символом неувядающей жизни, узор «яблочный круг», разделенный на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно стилизованно в форме листьев и веток.

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются: лошадь, заяц, рыба, лягушки; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщице, изображениями, в которых отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто причудливых сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, чешуя карпа, бараньи рога и др.

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.

Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов «позади иголки».

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна — графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный.

В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.

Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение «паучками», которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже — двух- и трехцветные.

На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость.

На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в различных техниках исполнения. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.

В Украине вышивкой украшали рушники, фиранки, женскую и мужскую одежду. Особое внимание уделялось рушникам — древним талисманам дома, семьи. В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, встречали и провожали дорогих гостей, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.

На протяжении многовековой истории искусства вышивки непосредственное содержание символических изображений постепенно стиралось. Несмотря на то, что орнаментальные формы дошли до нас несколько трансформированными, может быть, более абстрактными, символика их в основном сохранилась благодаря традиции.

Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой», «крестик», шов»позади иголки».

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбообразная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна — графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером полотне. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттененный черный.

В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.

На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью, шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Своеобразным центром искусства вышивания в Подолии является село Клембовка. Клембовчанки одни из первых в Украине получили звание мастеров народного творчества. Художественные изделия клембовчанок известны во всем мире, они экспонируются на разных выставках и международных ярмарках, неоднократно им были присуждены золотые медали.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода — явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве — путь развития и обновления современного костюма.

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание. — К., 1986

2. Украинская народная вышивка (Информационный проект «Украина» портала AtlasUA.net)

3. Украинская вышивка Альбом Издательство Киев «МИСТЕТСТВО»1993

4. Культура и искусство All-pages.com

5. Украинская вышивка: от древности до современности kulturoznanie.ru

refleader.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *