Содержание

как сложился русский народный костюм, картины, фотографии.

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество — не менее трех десятков — самых разных нарядов. Особенно наши прародительницы любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. А уж как они любили бусы!..

На формирование любого национального костюма (будь то английский, китайский или племени бора-бора), его покроя и орнамента всегда влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия народа.

«Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства».

В русских костюмах. Муром, 1906–1907 годы. Частное собрание (архив Казанковых)

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили.

«Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая, рубаха непременно доходила до щиколоток. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудная часть украшались вышивкой, тесьмой, узорами. Причем цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочая рубаха для жатвы всегда богато украшалась и приравнивалась к праздничной.

Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенный оберег, поскольку верили, что, используя плоды земли для пропитания, отбирая жизнь у пшеницы, ржи или рыбы, они нарушают естественную гармонию, вступают с природой в конфликт. Перед тем как убить животное или скосить траву, женщина произносила: «Прости, Господи!»

Рубаха-«рыболовка». Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, село Шардонемское.

Покосная рубаха. Вологодская губерния. II половина XIX века

Рубаха из авторской коллекции художников Карелиных

Кстати, об этимологии слова «рубаха». Оно происходит вовсе не от глагола «рубить» (хотя колоть дрова в такой одежде, безусловно, удобно), а от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Как правило, трапециевидного силуэта, сарафан надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное облачение князей с длинными откидными рукавами, сшитое из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой (круглый) сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник.

«Наряжались красавицы разных сословий почти одинаково — разница была лишь в цене мехов, тяжести злата и блеске каменьев. Простолюдинка «на выход» надевала длинную рубаху, поверх нее — расшитый сарафан и душегрейку, отделанную мехом или парчой. Боярыня — рубаху, верхнее платье, летник (расширяющаяся книзу одежда с драгоценными пуговицами), а сверху еще и шубку для пущей важности».

Поверх сарафана надевалась короткая душегрея (что-то наподобие современной кофты), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка (кацавейка, телогрейка) шилась из дорогих, плотных тканей — бархата, парчи.

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей мод, вернула в обиход русский сарафан, одежду, порядком подзабытую отечественным высшим сословием после реформ Петра, который не только брил бороды боярам, но и запретил ходить в традиционной одежде, вменив подданным следовать европейскому стилю. Государыня считала необходимым воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Едва сев на русский трон, Екатерина начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами»,

 — писал англичанин, побывавший при русском дворе.

Понева

Женский костюм. Понева

Женский костюм. Понева

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Попросту юбка. Обязательная часть гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол поневы украшался узорами и вышивкой. Чаще всего понева изготавливалась из полушерстяной ткани в клетку.

Надевалась на рубаху и оборачивалась вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали еще передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

Пояс

Женские пояса из шерсти

Пояса со славянскими узорами

Станок для ткачества поясов

Неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Пояс — магический круг — защищал от нечисти, и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. К концу XIX века в некоторых южных областях стало допускаться ношение пояса просто под сарафан. Пояса были шерстяные, льняные и хлопковые, их вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором — замужние женщины. Желто-красным поясом из шерстяной ткани, украшенной тесьмой и лентами, оборачивались в праздники.

Передник

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский городской костюм в народном стиле: кофта, передник. Россия, конец XIX века

Женский костюм Московской губернии. Реставрация, современная фотография

Не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением праздничного наряда, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Впрочем, на Руси в ходу больше было слово «запон» — от глагола «запинати» (закрывать, задерживать). Определяющая и самая обильно украшенная часть наряда — узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками. Край оформлен кружевом и оборками. По вышивке на переднике можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников и предпочтения владелицы. Каждый завиток, каждый стежок подчеркивал индивидуальность.

Головной убор

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Костюмы из авторской коллекции художников Карелиных

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

После венчания и обряда «расплетения косы» девушка приобретала статус женщины и носила «кичку молодухи». С рождением первенца ее сменяла рогатая кичка или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения. Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок (убрус).

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных

Женский костюм. Красный цвет

Женский костюм села Сумерки Пронского уезда Рязанской губернии и костюм крестьянки села Ветчаны Касимовского уезда. Конец XIX — начало XX века. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной, кумач...

Красивая одежда что рекомендательное письмоМузей кружеваДом елецкого кружеваПлатки и шали в русском народном костюмеМосковский историко-этнографический театрФольклорно-этнографический театр «Кресень»

Возраст владельцев без труда определялся по цветовой гамме. Наиболее колоритно одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы пожилых и детей.

Женский костюм изобиловал узорами. Вышивки на сарафанах и рубахах перекликались с резным обрамлением деревенской избы. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. Трехчастный ансамбль девушки надевали на каждый выход в свет. Рубаху дополняли сарафаном и кокошником либо поневой и сорокой. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. Многослойность одеяний у знати подчеркивала их достаток.

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть, а с середины XIX века — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом, кумач, ситец, сатин. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды покроя, живописное декоративное и цветовое решение, кички, сороки — все это бытовало в крестьянской среде вплоть до середины — конца XIX века, когда традиционный костюм начинает вытеснять городская мода. Одежду все чаще приобретают в магазине, реже шьют на заказ.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных - лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

www.culture.ru

Русские народные костюмы

Костюм Ванавара Красная


Костюм Ванавара Красная

Костюм Ванавара Голубая


Костюм Ванавара Голубая

Костюм Русский Белый


Костюм Русский Белый

Костюм Искуссница


Костюм Искуссница

Костюм Сокур


Костюм Сокур

Костюм Марья


Костюм Марья

Костюм Фартук-Занавеска


Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Фартук-Занавеска


Костюм Фартук-Занавеска

Костюм Жар-Птица


Костюм Жар-Птица

Костюм Купола


Костюм Купола

Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор)


Костюм Зеленый Сарафан (Сибирский Хор)

Костюм Кадриль


Костюм Кадриль

Костюм Аннушка


Костюм Аннушка

Костюм Сарафан Красный


Костюм Сарафан Красный

Костюм Сарафан Синий


Костюм Сарафан Синий

Костюм Варюша


Костюм Варюша

Костюм Василек


Костюм Василек

Костюм Кадриль


Костюм Кадриль

Костюм Малахит (Сибирский Хор)


Костюм Малахит (Сибирский Хор)

Костюм Сарафан-Лягушка


Костюм Сарафан-Лягушка

Костюм Русский Иван До Марья


Костюм Русский Иван До Марья

Костюм Рубаха Русская С Вышивкой


Костюм Рубаха Русская С Вышивкой

Костюм Веселинка


Костюм Веселинка

Костюм Мошково


Костюм Мошково

Костюм Сашенька


Костюм Сашенька

Костюм Веселинка Мужской


Костюм Веселинка Мужской

Костюм Мошково 2


Костюм Мошково 2

Костюм Бирюсиночка


Костюм Бирюсиночка

Костюм Анна


Костюм Анна

Костюм Анна Накидка С Вышивкой


Костюм Анна Накидка С Вышивкой

Костюм Анна Красная


Костюм Анна Красная

Костюм Мошково 3


Костюм Мошково 3

Костюм Добрынюшка


Костюм Добрынюшка

Костюм Василиса


Костюм Василиса

Костюм Утюшка Луговая


Костюм Утюшка Луговая

Костюм Кадриль Хохлома


Костюм Кадриль Хохлома

Костюм Плясовая


Костюм Плясовая

Костюм Вензеля


Костюм Вензеля

Костюм Сарафан Народный


Костюм Сарафан Народный

Костюм Луговое


Костюм Луговое

Костюм Зеленый Сарафан


Костюм Зеленый Сарафан

Костюм Купчиха


Костюм Купчиха

Костюм Завьяловский


Костюм Завьяловский

Костюм Белое С Вензелями


Костюм Белое С Вензелями

Костюм Кадриль


Костюм Кадриль

Костюм Курочка


Костюм Курочка

Костюм Величальный


Костюм Величальный

Костюм Перепляс Бирюза


Костюм Перепляс Бирюза

Костюм Урожайный


Костюм Урожайный

Костюм Аннушка 2


Костюм Аннушка 2

Костюм Ярмарка


Костюм Ярмарка

Костюм Аленький Цветочек


Костюм Аленький Цветочек

art-moda.com

Русский народный зимний костюм - Мода 2017

Великая Россия богата не только своей историей, но и народными костюмами. Женщинам и девушкам на каждое событие отводился особый наряд, который указывал на социальное положение в обществе и статус. Но также является неотъемлемой частью женского гардероба был русский народный зимний костюм, у которого тоже есть своя история. Но мы сегодня расскажем не об истории происхождения зимнего костюма, а о том, с чего состоял, собственно говоря, этот наряд.

Зимние русские народные костюмы

В отличие от мужчин, у которых было все просто, женщинам зимой приходилось сложнее, потому что нужно было одевать на себя кучу одежды.

Если в теплое время года наряду был сарафан и нижнее хлопчатобумажное платье, то зимой для пошива одежды использовались более теплые ткани, а одежды становилось больше. Так, например, русский народный женский зимний костюм входили такие элементы одежды, как:

  • Шубейка - распашная короткая зимняя верхняя одежда, сшитая из парчи и утепленная ватином. В комплекте к шубейка обычно шились меховая подкладка и меховой воротник. Шубейка могли носить женщины из высшего общества, и надевал он только по праздникам.
  • Суконный опашень - длинная исходная верхнюю одежду. Застегивался опашень сверху вниз пуговицами, а края одежды декорировались вышивкой с золотых нитей. Рукава были длинные, но с разрезами, поэтому они висели.
  • Душегрея - короткая распашная одежда, которая обычно надевался поверх сарафана. Для ее пошива использовались дорогие узорчатые ткани, а края украшали каймой. Носили ее все женщины, независимо от социального статуса.
  • Телогрея - распашные одежда, имеющая пуговицы или завязки и достигает длины до бедер. По форме и силуэту очень напоминала шубку. Шилась телогрея из дорогих тканей, таких как, парча, атлас, бархат и мех.
  • Шубы и шубки - теплая верхняя одежда, наличие которой свидетельствовало о состоятельности и обычно она доставалась девушкам в приданое от родителей. Крестьянские женщины также носили шубы, но шились они из овечьей шерсти.
  • Также в русский народный костюм входили и чулки, которые зимой были крайне необходимы женщинам. Халява было связано с шерстяных нитей, а носок был выполнен из овечьей пряжи.
  • Также в зимнем женском гардеробе можно было найти теплые шали и головные уборы.

Русский народный зимний костюм "Затея" Видео.

woman-b.com

Русский национальный костюм | Стиль Жизни

Русский национальный костюм

Екатерина Панкина, стилист-имиджмейкер/консультант по стилю

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию я наблюдала в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, – принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости.

На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.

На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.

Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.

Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.

Быть может, из-за петровских нововведений русский народ утерял связь с национальным костюмом, но память предков во многих из нас так или иначе жаждет возвращения к истокам и народному колориту.Давайте вместе вспомним, чем отличался русский народный костюм. Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт. Талия не подчёркивалась. Цвета в основном были яркими, радостными.

При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (северно-русский) и понёвный комплект (южнорусский, более древний). При этом издавна рубаха всегда была основой женского наряда. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка.Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями – шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.Интересно, что на рубахах девушек (в основном Тверской, Архангельской и Вологодской губерний), которые уже были просватаны, встречались различные геометрические узоры: ромбы, круги, кресты. У древних славян такие узоры несли смысловую нагрузку.Сарафан (от иранского слова  sеrāрā – значение этого слова примерно «одетый с головы до ног») был основной одеждой северно-русских областей. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек.Более простым в изготовлении был прямой (круглый) сарафан на лямках. Он появился несколько позднее. Самыми популярными цветами и оттенками для сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца. Выбор ткани зависел от семейного достатка.Поверх сарафана одевалась короткая душегрея, которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы. Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной; как правило, её длина зависела от длины женской рубахи. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой. Сама понёва изготавливалась, как правило, из ткани в клетку, полушерстяной.Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). Спереди часто надевали ещё передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.В разных регионах понёвы декорировали по-разному. Они также отличались по цветовой гамме. Например, в Воронежской губернии, понёвы богато украшались оранжевой вышивкой и блёстками.А в Рязанской и Калужской губерниях понёвы были украшены сложными ткаными узорами. В Тульской губернии в основном была понёва красного цвета, а чёрная клетчатая понёва встречалась в Калужской, Рязанской и Воронежской губерниях.

Понёвы были украшены дополнительными деталями, в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.

Кроме сарафанов и понёв в русском национальном костюме встречались юбка-андарак и платье-кубелёк. Надо отметить, что эти наряды использовались не повсеместно, а лишь в отдельных регионах и сёлах. Например, платье-кубелёк было отличительной одеждой казачества. Его носили донские казачки и казачки Северного Кавказа. Это было платье, которое надевалось поверх рубахи с широкими рукавами. Под это платье часто носили шаровары.Костюм с юбкой-андарак тоже не был типичным русским костюмом. Он получил распространение в некоторых сёлах Курской, Орловской, Смоленской, Вологодской и Рязанской губерниях.

В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.

Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.

Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.

Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.

Женщина в костромском праздничном костюме (г. Галич)

И незамужние девушки, и замужние женщины украшали себя бусами, ожерельями, серьгами. Даже пуговицы принято было украшать особым образом: гравировкой, филигранью, тканью.

Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.

На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы,  сложенные жгутом платки.А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера. В начале 20 века этот сложный убор сменился платком или повойником.Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кику и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.Что касается социальных различий, то знатные женщины в основном носили платья из дорогих тканей поверх шёлковых туник и рубах. Чем богаче была женщина, тем больше слоёв одежды было на ней надето. Одинаково неприличной для всех общественных слоёв была короткая одежда. Нелегко далась перемена костюма русским женщинам, от сдержанной не приталенной одежды к декольтированным платьям и затянутой талии.

Статья написана специально для сайта Матроны http://www.matrony.ru/author/epankina/

http://www.matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

100style.ru

Русский народный зимний костюм

Великая Россия богата не только своей историей, но и народными костюмами. Женщинам и девушкам на каждое событие отводился особый наряд, который указывал на социальное положение в обществе и статус. Но также неотъемлемой частью женского гардероба был русский народный зимний костюм, у которого тоже есть своя история. Но мы сегодня расскажем не об истории происхождения зимнего костюма, а о том, из чего состоял, собственно говоря, этот наряд.

Зимние русские народные костюмы

В отличие от мужчин, у которых было все довольно просто, женщинам зимой приходилось сложнее, потому что нужно было надевать на себя целую уйму одежды.

Если в теплое время года нарядом являлся сарафан и нижнее хлопчатобумажное платье, то зимой для пошива одежды использовались более теплые ткани, а одежды становилось больше. Так, к примеру, в русский народный женский зимний костюм входили такие элементы одежды, как:

  1. Шубейка – короткая зимняя распашная верхняя одежда, сшитая из парчи и утепленная ватином. В комплекте к шубейке обычно шились меховая подкладка и меховой воротник. Шубейку могли носить женщины из высшего общества, и надевался он лишь по праздникам.
  2. Суконный опашень – длинная выходная верхняя одежда. Застегивался опашень сверху донизу пуговицами, а края одежды декорировались шитьем из золотых ниток. Рукава были длинные, но с разрезами, поэтому они висели.
  3. Душегрея – короткая распашная одежда, которая обычно надевалась поверх сарафана. Для ее пошива использовались дорогие узорчатые ткани, а края декорировали каймой. Носили ее все женщины, независимо от социального статуса.
  4. Телогрея – распашная одежда, имеющая пуговицы или завязки и достигающая длины до бедер. По форме и силуэту очень напоминала шубку. Шилась телогрея из дорогих тканей, таких как, парча, атлас, бархат и мех.
  5. Шубы и шубки – теплая верхняя одежда, наличие которой говорило о состоятельности и обычно доставалась она девушкам в приданное от родителей. Крестьянские женщины также носили шубы, но шились они из овечьей шерсти.
  6. Также в русский народный костюм входили и чулки, которые зимой были крайне необходимы женщинам. Голенище было связано из шерстяных ниток, а носок был выполнен из овечьей пряжи.
  7. Также в зимнем женском гардеробе можно было найти теплые шали и головные уборы.

 

das.farmasweb.com

Русский женский народный костюм

Наряды на Руси всегда славились богатой цветовой гаммой и узорами. Обязательными в образе были головные уборы. Основными формами костюма были трапециевидная и прямая.

По костюму можно было судить, из какой губернии, уезда или села девушка. Каждый вид одежды на Руси имел свое значение. Имели место быть костюмы будничные, праздничные, свадебные, траурные. Самой торжественной считалась красная одежда. В то время значение слов «красивый» и «красный» и в принципе имело одно и то же значение.

На Руси все наряды шились из домотканых полотен, однако с середины XX века они стали вытесняться фабричными тканями, мода на которые пришла из Европы при появлении Петра I.

Как выглядит традиционный русский народный костюм?

Северный русский народный костюм имеет некоторые отличия от костюма южного. На севере было принято носить сарафан, на юге – поневу.

Женская рубаха по крою имела сходства с мужской. Она была прямой и с длинным рукавом. Рубаху было принято украшать узорами по рукавам, по низу рукавов, оплечью и низу изделию.

Несмотря на так скоро распространившуюся европейскую моду, северяне сохранили некоторые традиции русского народного костюма. Были сохранены так называемые «епанечки» и душегреи. Они были с рукавами и стеганы на вате. Помимо сарафана северный костюм еще отличала парчовая рубаха, та самая «епанечка» и нарядный кокошник.

На юге вместо сарафана использовалась понева. Эта поясная одежда шилась из шерсти на холщовой подкладке. Понева, как правило, была синяя, черная или красная. Также широко использовалась полосатая или клетчатая ткань. Будничные поневы отделывались довольно скромно – шерстяной домотканой узорной тесьмой.

Понева не выделяла женскую фигуру, а наоборот скрадывала всю ее величавость и красоту за счет своего прямого силуэта. В том случае, если понева обрисовывала талию, ее скрадывали при помощи передника или напуска рубахи. Часто поверх рубахи, поневы и передника надевался нагрудник.

В целом, традиционный русский народный костюм отличался многослойностью. Что касается головного убора, то тут тоже были свои правила ношения. Замужние женщины должны были полностью скрывать волосы, девушкам позволялось вообще не покрывать голову. Незамужней девушке достаточно было надеть ленту или обруч. Широко распространены были кокошники и «сороки».

Девушка в русском народном костюме всегда выглядела красиво и величаво. Свой яркий, женственный образ она дополняла бусами, серьгами, различными ожерельями и подвесками.

На ножках русских красавиц можно было увидеть кожаные сапожки, коты, а также знаменитые лапти.

Юбка и фартук в русском народном костюме

Этот предмет женского гардероба на Руси появился значительно позже поневы. Понева отличалась тем, что ее полотнища не сшивались между собой, а юбка же сшивалась и собиралась на талии в поясок. Юбка имела особое значение в статусе женщины. Замужним девушкам позволялось носить юбку, открывающую ступни. Замужняя женщина всегда закрывала пятки. Полная женщина на Руси – считалась символом здоровья и достатка, поэтому многие девушки на праздники часто надевали несколько юбок, чтобы казаться пышнее. Фартук в русском народном костюме также играл немаловажную роль. Изначально он прикрывал платье во время работы. Затем передник стал и частью русского народного праздничного костюма. В этом случае он шился из белой льняной или хлопчатобумажной ткани. Фартук обязательно украшался роскошными лентами и вышивками.

 

womanadvice.ru

Русский народный костюм женский и мужской

Внимание!!!

Наши старые и новые покупатели обращаем Ваше внимание на то что, в сети Интернет предоставляется устаревшая информация об адресах наших магазинов в г. Москва.

В ТЦ "Кожевники" м. Павелецкая и ТЦ "Раздолье" м. Сокольники мы не работаем!!!

 

Оттенки ткани и рисунок тесьмы могут отличаться от представленных на рекламных фотографиях. При изготовлении костюмов на заказ обговариваются особые условия.


Сортировать по: умолчаниюназваниюновизне

Русский народный костюм — это неотъемлемая часть культуры наших предков, дошедшая до нас через сотни лет. На Руси по одежде можно было определить сословную принадлежность человека, по этому внешнему виду всегда придавалось особое значение.

В силу климатических и территориальных различий в России не сложилось единого женского русского народного костюма, поэтому рассмотрим только его основные составляющие. Неотъемлемой частью являлась холщовая рубаха, украшенная вышивкой на груди, оплечье, внизу рукавов и по краю. В северных и южных губерниях России крой изделия традиционно отличался. Сарафан — еще необходимая принадлежность женского наряда, которая могла быть быть однотонной (например, красной или синей) или комбинированной по цвету. Часто в комплект одежды входил передник, который шился обычно из холста и украшался вышивкой, отделочными вставками, кружевом, бахромой, оборкой. Характерной чертой древнерусского костюма являлось наличие головного убора: кокошника, «сороки», разнообразных повязок. Таким образом, женскому русскому народному костюму свойственна многослойность, различная длина составных частей и обильное украшение. Цветовая гамма также была достаточно яркой и насыщенной. В большинстве преобладали оттенки красного, синего, белого, желтого.

Мужской русский народный костюм является более унифицированным и состоит из рубахи и штанов (портов). Верхняя часть одежды обычно шилась из холщовой ткани для повседневной жизни, и из ситца, сатина, шелка — для праздника. Для древнерусской рубахи характерна длина до середины бедер или ниже и разрез ворота на левой стороне. Также неотъемлемой частью костюма считался пояс, который выполнял функцию оберега. Порты шились из домотканого холста черного или синего цвета. К верхней одежде можно отнести кафтан и зипун.

В своих работах наши костюмеры‐дизайнеры стараются в точности воссоздать национальную одежду и максимально адаптировать ее для выступлений на сцене.

maskaradboom.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *