Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»? — Андрей Харук
Просмотров: 4071
Свадьба как повод познакомиться (СИ)
Анна Минаева
Ее ждала счастливая семейная жизнь, но все пошло наперекосяк. Или, наоборот, наладилось? Случайный…
Просмотров: 3811
Помощница особого назначения (СИ)
Ксения Болотина
— Вы находите меня привлекательным? — задал мужчина неожиданный вопрос. — Нет, — выдала честный…
Просмотров: 3196
Право первой ночи (СИ)
Оксана Чекменёва
Откуда пошёл тот обычай – никто уж и не помнит. Всегда он был. Чтобы в первую брачную ночь невеста…
Просмотров: 2720
Золотой путь или как полюбить дракона (СИ)
Ирина Зимина
В школе «Золотая нить» обучаются лишь лучшие из лучших. Алексе очень повезло, что ее туда приняли.…
Просмотров: 2675
Контракт (ЛП)
Мелани Морлэнд
Тиран днем и плейбой ночью – такова репутация Ричарда ВанРайена. Он живет так, как хочет, не…
Просмотров: 2620
Поцелуй дракона для рыжей бестии (СИ)
Ксюра Невестина
Угодила в беду? Не отчаивайся!Получила магическую силу и сумасбродного мужа-мага? Не беда!Гораздо…
Просмотров: 2277
Матильда Старр. Мачеха для наследника (СИ)
Матильда Старр
Я попала другой мир, в лапы дракона и в безвыходную ситуацию. Здесь есть колдовство, магия, а еще –…
Просмотров: 2192
Рабыня дракона (СИ)
Юлия Трольд
Меня предназначили в жертву чудовищу, оставив на скале у моря, чтобы искупить ошибку царицы, моей…
Просмотров: 1942
Пара для дракона (СИ)
Светлана Михайленко
Любящий отец готов сделать все, чтобы его сын был счастлив. Даже лично найти ему пару.
Просмотров: 1931
Муж в подарок, неприятности прилагаются (СИ)
Артелина Грудина
Моя жизнь полна сюрпризов, но не все из них приносят мне радость. При рождении судьба одарила меня…
Просмотров: 1795
Заарканить Золушку (ЛП)
Изабелла Старлинг
Пара обуви не изменит твою жизнь… Но бриллиантовый ошейник мог бы. Раф: У меня только две страсти в…
Просмотров: 1675
Венок для оборотня (СИ)
Amy Moon
Иллин не желала несметных сокровищ, и сомн блестящих мужчин ей был без надобности. Все, чего хотела…
Просмотров: 1616
Когда альфа замурлыкает (ЛП)
Ив Лангле
Гордости льва льстит не только имеющийся у него прайд, но и его собственная грива, поэтому когда…
Просмотров: 1545
Проданная невеста (СИ)
Wolf Lita
Собираешься замуж? Но что если сестра-близнец тоже имеет виды на твоего жениха? Думаешь, для…
Просмотров: 1452
Клуб любовниц ректора — трилогия (СИ)
Хелена Хайд
Могла ли я, поступая в столичный университет, подумать о том, что моя учеба там прервется, а я…
Просмотров: 1438
Приключения по расписанию, или как влюбиться в оборотня (СИ)
Валерия Метельная
Что вы будете делать, если на вас «свалился» оборотень-красавчик, конечно же подберете его, будете…
Просмотров: 1399
Волчья Кровь
Кристина Волкова
Читая книги в жанре фентези, я даже представить себе не могла, что через неожиданно короткий срок,…
Тайна императорского рода (СИ)
Светлана Шёпот
Продолжение истории про Эволет, которая в прошлой жизни носила имя Оксана. Свадьба с главой темного…
Просмотров: 1279
Принадлещащая Чейзу (ЛП)
Лорен Донер
Жасмин встретила парня своей мечты, который ею, к сожалению, не заинтересовался. Целый год был…
Просмотров: 1272
Да кто бы мог подумать?
Дианелла КВК
— Вы живы, прекрасно, — улыбнулся во все тридцать два зуба мой новоиспеченный э-э-э-э, я так и не…
Просмотров: 1231
Космо… Ёперный театр (СИ)
Светлана Михайленко
Попаданцы бывают разными. Кому-то судьба отвешивает плюшек полными горстями, а кого-то выпинывает в…
Просмотров: 1193
Говори со мной по-итальянски (СИ)
Лаура Тонян
Еве Мадэри ни за что не забыть тот день, когда пять лет назад Лукас Блэнкеншип и его друзья…
Просмотров: 1184
Двадцать два несчастья (СИ)
Наталья Косухина
Когда в город духов придут ветра, родятся семь ведьм, разной магии, но одной сущности. Большое и…
Просмотров: 1151
Заклейменная байкером (ЛП)
Б Хэмел
Я заклеймена не тем байкером. Мой отец — президент МК «Демоны», и ради них я сделаю, что угодно.…
Просмотров: 1078
Не влюбляться… (СИ)
Кристина Корр
Бесплодие. Приговор, который втянул Анну Юзову в рискованную авантюру. В своём желании усыновить…
Просмотров: 932
Лика
Никола
Иногда нам приходиться убегать. От ошибок. От разочарований. От любви.Кого-то вынуждают бежать.…
Просмотров: 915
Замуж не напасть…(СИ)
Светлана Михайленко
«Замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть». Плохо, что маги не знают маггловских поговорок)))
Просмотров: 910
В плену вседозволенности (ЛП)
Алеата Ромиг
Эрика Эллис доступна каждому, каждый вечер по телевизору – новости в пять тридцать и затем снова в…
itexts.net
Несущие смерть. Лучшие штурмовики в истории авиации » Военное обозрение

В общевойсковом наступательном бою можно обойтись без поддержки с воздуха: гаубичный артиллерийский дивизион Советской армии мог за один час обрушить на голову врага полтысячи снарядов калибра 152 мм! Артиллерия бьет в туман, грозу и вьюгу, а работа авиации зачастую бывает ограничена неблагоприятными погодными условиями и темным временем суток.
Конечно, у авиации имеются свои сильные стороны. Бомбардировщики могут использовать боеприпасы огромной мощности – пожилой Су-24 стрелой взмывает ввысь с двумя авиабомбами КАБ-1500 под крылом. Индекс боеприпаса говорит сам за себя. Трудно представить себе артиллерийское орудие, способное стрелять такими же тяжелыми снарядами. Чудовищная морская пушка «Тип 94» (Япония) имела калибр 460 мм и массу орудия 165 тонн! При этом дальность её стрельбы едва достигала 40 км. В отличии от японской артиллерийской системы, Су-24 может «забросить» парочку своих 1,5-тонных бомб на пять сотен километров.
Но для непосредственной огневой поддержки наземных войск не требуется столь мощных боеприпасов, как и сверхбольшой дальности стрельбы! Легендарная пушка-гаубица Д-20 бьет на 17 километров – более чем достаточно для поражения любых целей в прифронтовой полосе. А мощности её снарядов массой 45-50 килограммов хватает для поражения большинства объектов на переднем крае обороны противника. Ведь неслучайно, в годы Второй мировой войны Люфтваффе отказалось от «соток» – для непосредственной поддержки наземных войск было достаточно авиабомб массой 50 кг.
В результате, мы сталкиваемся с удивительным парадоксом – с точки зрения логики, эффективная огневая поддержка на переднем крае может быть обеспечена только лишь применением артиллерийских средств. Нет никакой необходимости в применении штурмовиков и прочих «самолетов поля боя» — дорогих и ненадежных «игрушек» с избыточными возможностями.
С другой стороны, всякий современный общевойсковой наступательный бой без качественной поддержки с воздуха обречен на скорое и неминуемое поражение.
У штурмовой авиации есть свой секрет успеха. И этот секрет никак не связан с летными характеристиками самих «самолетов поля боя», толщиной их брони и мощностью бортового вооружения.
Чтобы решить головоломку, предлагаю читателям познакомиться с семью лучшими штурмовиками и самолетами непосредственной поддержки войск в истории авиации, проследить боевой путь этих легендарных машин и ответить на главный вопрос: для чего нужна штурмовая авиация?
Противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт II» («Удар грома»)
Норм. взлетная масса: 14 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: семиствольное орудие GAU-8 с боезапасом 1350 снарядов. Боевая нагрузка: 11 точек подвески, до 7,5 тонн бомб, блоков НУРС и высокоточного оружия. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость у земли 720 км/ч.

«Тандерболт» — не самолет. Это настоящая летающая пушка! Главным конструктивным элементом, вокруг которого построен штурмовик «Тандерболт», является невероятное орудие GAU-8 с вращающимся блоком из семи стволов. Мощнейшая из авиационных пушек калибра 30 мм, когда-либо устанавливавшихся на самолетах – её отдача превышает силу тяги двух реактивных двигателей «Тандерболта»! Темп стрельбы 1800 – 3900 выстр./мин. Скорость снаряда на срезе ствола достигает 1 км/с. Рассказ о фантастической пушке GAU-8 был бы неполным без упоминания о её боеприпасах. Особенно популярен бронебойный PGU-14/B с сердечником из обедненного урана, пробивающий на дистанции 500 метров под прямым углом 69 мм брони. Для сравнения: толщина крыши советской БМП первого поколения 6 мм, борт корпуса 14 мм. Феноменальная точность орудия позволяет с дистанции 1200 метров уложить 80% снарядов в круг диаметром около шести метров. Другими словами, односекундный залп на максимальной скорострельности дает 50 попаданий во вражеский танк!


Достойный представитель своего класса, созданный в разгар Холодной войны для истребления советских танковых армад. «Летающий крест» не страдает от отсутствия современных прицельно-навигационных систем и высокоточного оружия, а высокая живучесть его конструкции была не раз подтверждена в локальных войнах последних лет.
Норм. взлетная масса: 60 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 105 мм гаубица, 40 мм автоматическая пушка, два 6-ти ствольных «Вулкана» калибра 20 мм. Экипаж: 13 человек. Макс. скорость 480 км/ч.

При виде атакующего «Спектра» Юнг и Фрейд обнялись бы как братья и заплакали от счастья. Национальная американская забава – отстрел папуасов из пушек с борта летящего самолета (т.н. «ганшип» — пушечный корабль). Сон разума рождает чудовищ.
Идея «ганшипа» не нова – попытки установить на самолет тяжелое вооружение делались еще во времена Второй мировой. Но лишь янки догадались смонтировать батарею из нескольких пушек на борту военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес» (аналог советского Ан-12). При этом, траектории выпущенных снарядов перпендикулярны курсу летящего самолета – пушки ведут огонь сквозь амбразуры в левом борту.
Увы, весело пострелять из гаубицы по проплывающим под крылом городам и поселкам не получится. Работа АС-130 намного прозаичнее: цели (укрепленные пункты, скопления техники, мятежные кишлаки) выбираются заранее. При подходе к цели, «ганшип» делает вираж и начинает кружить над целью с постоянным креном на левый борт, таким образом, чтобы траектории снарядов сходились точно в «точке прицеливания» на поверхности земли. В сложных баллистических расчетах помогает автоматика, «Ганшип» оснащен самыми современными прицельными системами, тепловизорами и лазерными дальномерами.
Несмотря на кажующийся идиотизм, АС-130 «Спектр» — простое и гениальное решение для локальных конфликтов низкой интенсивности. Главное, чтобы у противовоздушной обороны противника не было ничего серьезнее ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов – иначе, никакие тепловые ловушки и оптико-электронные системы защиты не спасут «ганшип» от огня с земли.

Рабочее место наводчика

Рабочее место заряжающих
Двухмоторный штурмовик Хеншель-129
Норм. взлетная масса: 4,3 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 2 пулемета винтовочного калибра, две автоматические пушки калибра 20 мм со 125 снарядами на ствол. Боевая нагрузка: до 200 кг бомб, подвесных пушечных контейнеров или другого вооружения. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 320 км/ч.

Самолет настолько уродлив, что нет никакой возможности показать его реальное ч/б изоображение. Hs.129, фантазия художника.
Омерзительный небесный тихоход Hs.129 стал самым громким провалом авиационной промышленности Третьего рейха. Плохой самолет во всех смыслах. О его ничтожности говорят учебники для курсантов летных училищ Красной армии: там, где «мессерам» и «юнкерсам» уделены целые главы, Hs.129 удостоился лишь нескольких общих фраз: можно безнаказанно атаковать со всех направлений, кроме атаки в лоб. Короче, сбивайте его, как хотите. Медленный, неуклюжий, слабый, и ко всему еще «слепой» самолет — немецкий летчик не видел из своей кабины ничего, кроме узкого участка передней полусферы.
Серийное производство неудачного самолета возможно было бы свернуто, не успев начаться, но встреча с десятками тысяч советских танков заставило немецкое командование принимать любые возможные меры, лишь бы остановить Т-34 и его бесчисленных «коллег». В результате, убогий штурмовик, выпущенный в количестве всего 878 экземпляров, прошел всю войну. Отметился на Западном фронте, в Африке, на Курской дуге…

Немцы неоднократно пытались модернизировать «летающий гроб», ставили на него катапультируемое кресло (иначе пилоту было не спастись из тесной и неудобной кабины), вооружали «Хеншель» 50 мм и 75 мм противотанковыми пушками – после такой «модернизации» самолет едва держался в воздухе и кое-как развивал скорость 250 км/ч.
Но самой необычной была система «Форстерзонд» — оснащенный металлодетектором самолет летел, едва не цепляясь за верхушки деревьев. При срабатывании датчика в нижнюю полусферу выстреливались шесть снарядов калибра 45 мм, способные проломить крышу любого танка.
История о Hs.129 – это история о летном мастерстве. Немцы никогда не жаловались на плохое качество техники и воевали даже на таких убогих машинах. При этом, время от времени, добивались некоторых успехов, на счету проклятого «Хеншеля» немало крови советских солдат
Бронированный штурмовик Су-25 «Грач»
Норм. взлетная масса: 14,6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: двуствольная пушка ГШ-2-30 с боезапасом 250 снарядов. Боевая нагрузка: 10 точек подвески, до 4 тонн бомб, неуправляемых ракет, пушечных контейнеров и высокоточного оружия. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 950 км/ч.

Символ жаркого неба Афганистана, советский дозвуковой штурмовик с титановой броней (общая масса броневых плит достигает 600 кг).
Идея дозвуковой высокозащищенной ударной машины родилась в результате анализа боевого применения авиации по наземным целям на учениях «Днепр» в сентябре 1967 года: всякий раз, лучшие результаты демонстрировал дозвуковой МиГ-17. Устаревший самолет, в отличие от сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков Су-7 и Су-17, уверенно находил и прицельно поражал точечные наземные цели.
В результате на свет появился «Грач», специализированный штурмовик Су-25 с предельно простой и живучей конструкцией. Неприхотливый «самолет-солдат», способный работать по оперативным вызовам сухопутных войск в условиях сильного противодействия фронтовой ПВО противника.
Немалую роль при проектировании Су-25 сыграли «трофейные» F-5 «Тайгер» и А-37 «Дрэгонфлай», прибывшие в Советский Союз из Вьетнама. К тому времени, американцы уже «вкусили» все прелести противопартизанской войны в условиях отсутствия четкой линии фронта. В конструкции легкого штурмовика «Дрэгонфлай» был воплощен весь накопленный боевой опыт, купленный, к счастью, не нашей кровью.
В результате, к началу Афганской войны Су-25 стал единственным самолетов советских ВВС, максимально приспособленным к подобным «нестандартным» конфликтам. Кроме Афгана, благодаря своей дешевизне и простоте эксплуатации, штурмовик «Грач» отметился в паре десятков вооруженных конфликтов и гражданских войн по всему миру.
Лучшее подтверждение эффективности Су-25 – «Грач» не сходит с конвейера тридцать лет, помимо базовой, экспортной и учебно-боевой версии, появился ряд новых модификаций: противотанковый штурмовик Су-39, палубный самолет Су-25УТГ, модернизированный Су-25СМ со «стеклянной кабиной» и даже грузинская модификация «Скорпион» с зарубежной авионикой и прицельно-навигационными системами израильского производства.



Сборка Су-25 «Скорпион» на грузинском авиазаводе «Тбилавиамшени»
Многоцелевой истребитель P-47 «Тандерболт»
Норм. взлетная масса: 6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: восемь пулеметов 50-го калибра с боезапасом 425 патронов на ствол. Боевая нагрузка: 10 точек подвески для 127 мм неуправляемых реактивных снарядов, до 1000 кг бомб. Экипаж: 1 пилот. Макс. скорость 700 км/ч.

Легендарный предшественник современного штурмовика А-10, спроектированный грузинским авиаконструктором Александром Картвелишвили. Считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. Роскошное оснащение кабины пилота, исключительная живучесть и защищенность, мощное вооружение, дальность полета 3700 км (от Москвы до Берлина и обратно!), турбонаддув, позволявший тяжелому самолету вести бой на заоблачных высотах.
Все это достигнуто благодаря появлению двигателя Пратт&Уитни R2800 – невероятной 18-цилиндровой «звезды» воздушного охлаждения мощностью 2400 л.с.
Но что делает эскортный высотный истребитель в нашем списке лучших штурмовиков? Ответ прост – боевая нагрузка «Тандерболта» была сравнима с боевой нагрузкой двух штурмовиков Ил-2. Плюс восемь крупнокалиберных «Браунингов» с общим боезапасом 3400 патронов – любая небронированная цель превратится в решето! А для уничтожения тяжелой бронетехники под крылом «Тандерболта» могли подвешиваться 10 неуправляемых ракет с кумулятивными боевыми частями.
В результате истребитель P-47 успешно применялся на Западном фронте в качестве штурмовика. Последнее, что видели в своей жизни многие немецкие танкисты, – пикирующее на них серебристое тупоносое бревно, извергающее потоки смертельного огня.

P-47D Thunderbolt. На заднем плане Б-29 Enola Gay, Национальный музей Авиации и Космонавтики США


Бронированный Штурмовик Ил-2 vs Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87
Попытка сравнения Ju.87 со штурмовиком Ил-2 всякий раз встречает яростные возражения: да как вы смеете! это разные самолеты: один атакует цель в крутом пикировании, второй – обстреливает цель с бреющего полета.
Но это лишь технические детали. По факту обе машины – «самолеты поля боя», созданные для непосредственной поддержки наземных войск. У них общие задачи и ЕДИНОЕ предназначение. А вот какой из способов атаки эффективнее – выяснить.
Юнкерс-87 «Штука». Норм. взлетная масса: 4,5 тонны. Стрелково-пушечное вооружение: 3 пулемета калибра 7,92 мм. Бомбовая нагрузка: могла достигать 1 тонны, но обычно не превышала 250 кг. Экипаж: 2 человека. Макс. скорость 390 км/ч (в горизонтальном полете, разумеется).




В сентябре 1941 года было выпущено 12 Ju.87. К ноябрю 1941 года производство «лаптежника» было практически прекращено – всего выпустили 2 самолета. К началу 1942 года производство пикирующих бомбардировщиков вновь возобновилось – всего за последующие полгода немцы построили около 700 Ju.87. Просто удивительно, как выпускавшийся в таких ничтожных количествах «лаптежник» смог натворить столько бед!
Табличные характеристики Ju.87 тоже вызывают удивление – самолет морально устарел еще за 10 лет до своего появления, о каком боевом применении может идти речь?! Но, в таблицах не указано главное – очень прочная, жесткая конструкция и тормозные аэродинамические решетки, позволявшие «лаптежнику» практически отвесно пикировать на цель. При этом Ju.87 мог ГАРАНТИРОВАННО «положить» бомбу в круг радиусом 30 метров! На выходе из крутого пике скорость Ju.87 превышала 600 км/ч – советским зенитчикам было крайне сложно попасть в столь быструю цель, постоянно меняющую свою скорость и высоту. Заградительный зенитный огонь был тоже малоэффективен – пикирующий «лаптежник» мог в любой момент изменить наклон своей траектории и выйти из зоны поражения.
Однако, несмотря на все свои уникальные качества, высокая эффективность Ju.87 объяснялась совсем другими, гораздо более глубокими причинами.
Ил-2 Штурмовик: норм. взлетная масса 6 тонн. Стрелково-пушечное вооружение: 2 автоматические пушки ВЯ-23 калибра 23 мм с боезапасом 150 снарядов на ствол; 2 пулемета ШКАС с боезапасом 750 выстрелов на ствол; 1 крупнокалиберный пулемет Березина для защиты задней полусферы, боекомплект 150 выстрелов. Боевая нагрузка – до 600 кг бомб или 8 неуправляемых реактивных снарядов РС-82, в реальности бомбовая нагрузка обычно не превышала 400 кг. Экипаж 2 человека. Макс. скорость 414 км/ч

«В штопор не срывается, по прямой летит устойчиво даже с брошенным управлением, садится сам. Прост, как табуретка»
— мнение пилотов Ил-2
Самый массовый самолет в истории боевой авиации, «летающий танк», «бетонный самолет» или попросту «Schwarzer Tod» (неправильный, дословный перевод – «черная смерть», правильный перевод – «чума»). Революционная машина для своего времени: штампованные броневые панели двойной кривизны, полностью интегрированные в конструкцию Штурмовика; реактивные снаряды; мощнейшее пушечное вооружение…
Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов Ил-2 (плюс еще около тысячи модернизированных штурмовиков Ил-10 в первой половине 1945 г.). Количество выпущенных Илов превышало количество всех немецких танков и САУ, имевшихся на Восточном фронте – если бы каждый Ил-2 уничтожил хотя бы по одной единице вражеской бронетехники, стальные клинья Панцерваффе просто перестали бы существовать!
Много вопросов связано с неуязвимостью Штурмовика. Суровая реальность подтверждает: тяжелое бронирование и авиация – вещи несовместимые. Снаряды немецкой автоматической пушки MG 151/20 пробивали бронекабину Ил-2 насквозь. Консоли крыла и хвостовая часть фюзеляжа Штурмовика были вообще выполнены из фанеры и никакого бронирования не имели – очередь зенитного пулемета запросто «отрубала» крыло или хвост от бронекабины с летчиками.
Смысл «бронирования» Штурмовика был в другом – на предельно малых высотах резко возрастала вероятность поражения огнем стрелкового оружия немецкой пехоты. Вот здесь и пригодилась бронекабина Ил-2 — она прекрасно «держала» пули винтовочного калибра, а что касается фанерных консолей крыла, мелкокалиберные пули не могли причинить им вреда – Илы благополучно возвращались на аэродром, имея по несколько сотен пулевых пробоин.
И все же, статистика боевого применения Ил-2 безрадостна: в боевых вылетах было потеряно 10759 самолетов этого типа (без учета небоевых аварий, катастроф и списания по техническим причинам). С оружием Штурмовика тоже все было не так просто:
При стрельбе из пушки ВЯ-23 при общем расходе 435 снарядов в 6 вылетах пилоты 245-го ШАП получили 46 попаданий в колонну танков (10,6 %), из них лишь 16 попаданий в танк точки наводки (3,7 %).
— отчет об испытаниях Ил-2 в НИИ вооружений ВВС
Безо всякого противодействия противника, в идеальных полигонных условиях по заранее известной цели! Более того, стрельба с пологого пикирования плохо сказывалась на бронепробиваемости: снаряды просто рикошетили от брони – ни в одном из случаев броню вражеских средних танков пробить не удалось.
Еще меньше шансов оставляла атака бомбами: при сбросе 4 бомб с горизонтального полета с высоты 50 метров вероятность попадания хотя бы одной бомбы в полосу 20×100 м (участок широкого шоссе или позиция артиллерийской батареи) составляла всего 8%! Примерно той же цифрой выражалась точность стрельбы реактивными снарядами.
Неплохо показал себя белый фосфор, однако, высокие требования к его хранению сделали невозможным его массовое применение в боевых условиях. Но самая интересная история связана с кумулятивными противотанковыми авиабомбами (ПТАБ), весом 1,5-2,5 кг – Штурмовик мог взять на борт до 196 таких боеприпасов в каждом боевом вылете. В первые дни Курской дуги эффект был ошеломительный: Штурмовики «выносили» ПТАБами по 6-8 фашистских танков за один заход, чтобы избежать полного разгрома немцам пришлось срочно менять порядок построения танков. Тем не менее, реальная эффективность этого оружия часто подвергается сомнению: в годы войны было изготовлено 12 миллионов ПТАБ: если хотя бы 10% этого количества было бы применено в бою, а из них 3% бомб попали в цель – от бронетанковых сил Вермахта ничего бы не осталось.
Как показывает практика, основными целями Штурмовиков все-таки были не танки, а немецкая пехота, огневые точки и артбатареи, скопления техники, железнодорожные станции и склады в прифронтовой полосе. Вклад Штурмовиков в победу над фашизмом неоценим.



Итак, перед нами семь лучших самолетов непосредственной поддержки сухопутных сил. Каждый «супергерой» имеет свою уникальную историю и собственный неповторимый «секрет успеха». Как вы могли заметить, все они не отличаются высокими летными характеристиками, скорее наоборот – все как один неуклюжие, тихоходные «утюги» с несовершенной аэродинамикой, отданной на откуп повышенной живучести и вооружению. Так в чем же смысл существования этих самолетов?
152 мм пушка-гаубица Д-20 буксируется грузовым автомобилем ЗиЛ-375 с максимальной скоростью 60 км/ч. Штурмовик «Грач» летит в небе со скоростью в 15 раз быстрее. Это обстоятельство позволяет самолету в считанные минуты прибыть на нужный участок линии фронта и высыпать на голову противнику град мощных боеприпасов. Артиллерия, увы, таких возможностей оперативного маневра не имеет.
Отсюда следует незамысловатый вывод: эффективность работы «авиации поля боя» в первую очередь зависит от грамотного взаимодействия между сухопутными силами и ВВС. Качественная, связь, организация, правильная тактика, грамотные действия командиров, авиадиспетчеры-корректировщики. Если все сделано правильно, авиация принесет на своих крыльях победу. Нарушение данных условий неизбежно вызовет «френдли файр».
topwar.ru
Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»?
|
||||||||||||||||||||||||||
www.rulit.me
Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»? (pdf)
Андрей Иванович ХарукИстория, Транспорт и авиация
Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»? 5235K, 322 с. (скачать pdf) издание 2012 г. издано в серии Фронтовые дуэли. Поединки Второй Мировой (следить)Добавлена: 15.09.2012
Аннотация
Декабрь 1942 года. Манштейн рвется к окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Наша авиация наносит бомбо-штурмовые удары по немецким войскам. На выходе из атаки пятерка Ил-2 сталкивается с группой пикировщиков Ю-87 под прикрытием «мессеров». «Илы» успевают открыть огонь первыми, в считаные секунды сбив три «юнкерса» из шести, и, прижимаясь к земле, без потерь уходят на свой аэродром…
Конечно, данный случай — исключение из правил: ударные самолеты не предназначались для воздушных боев. — однако вся Великая Отечественная была заочным поединком этих легендарных машин, ставших главными символами ВВС РККА и Люфтваффе. Советский штурмовик против немецкого пикирующего бомбардировщика! «Черная смерть» против «Штуки»! «Горбатый» против «лаптежника»! Ожесточенная дуэль не просто самолетов, а двух взаимоисключающих концепций авиации поля боя, двух противоположных подходов к ведению войны в воздухе: если немногочисленные Ju.87 были «заточены» под нанесение сверхточных, «ювелирных», снайперских ударов по малоразмерным целям, то «илы» массированно работали по крупным объектам, коммуникациям и площадям, став оружием тотальной войны. Какая из двух концепций оказалась более эффективной? Что лучше — Ю-87 или Ил-2? Казалось бы, ответ очевиден — лучше тот, кто одержал победу в войне. Однако на самом деле все не так просто…
Викторов Алекс в 19:40 (+02:00) / 18-09-2012
«НУРСы были основным оружием ИЛов до появления ПТАБ (прародителей кассеток), а также повышения калибра авиапушек.»Вариант кассетки был на вооружениизадолго до принятия на вооружение «ИЛ2», назывался РРАБ: ротационно рассеивающая авиабомба,применялся еще в Финскую.(Источник — В.И.Раков «Крылья над морем»(летчик-бомбардировщик, дважды Герой Советского Союза, обе звезд получил во время ВОВ))
Abc121 в 15:53 (+02:00) / 18-09-2012, Оценка: отлично!
yossarian — Чукача не читатель, чукача пейсатель?
Аннотацию до конца дочитай малолетняя ЛоЛка.
VitMir — хуй там==>
Ну ты понял. Для Ил-2 основным оружием были авиационные НУРСЫ. Как не странно, идеально подходящие для БШУ.
VitMir в 15:50 (+02:00) / 18-09-2012, Оценка: хорошо
Ju-87 с Пе-2 — слишком просто, в лоб, и не так интересно сравнивать (а 129-х выпустили слишком мало, чтобы принимать их в расчет в сравнении со «Штуками» и тем более ИЛами).
Сравниваются две разные концепции «самолета поля боя» — и два ее воплощения: пикировщик «Штука», который не был бронирован и фактически не мог на бреющем полете расстреливать мех.колонны на марше, и штурмовик «Ил-2», который не мог наносить в крутом пикировании точные бомбовые удары. Их боевое применение показывает, что устаревший «Штука» более полезен и эффективен при завоеванном люфтваффе господстве в воздухе, а «Ил» машина более универсальная, в том числе в воздушном бою, но несущая слишком мало полезной/боевой нагрузки и не умеющая точно бить в небольшие цели.
Стоило бы еще сравнить с Илами «Фокке-Вульф — 190F» в модификации штурмовика…
2 Abc121: Не совсем соглашусь, 1)ИЛы создавались для БШУ прежде всего по мехколоннам, и лишь потом по скоплениям техники, НУРСы с рельсовыми направляющими и их разбросом лучше работали по второму типу целей (площадных), а вот по первому — точность и соотвественно эффективность весьма хромала, особенно при штурмовке поперек колонн, 2) НУРСы были основным оружием ИЛов до появления ПТАБ (прародителей кассеток), а также повышения калибра авиапушек.
Кстати, американский «Тандерболт» благодаря большей боевой нагрузке был удачней и ценней в качестве штурмовика, чем Ил-2 и тем более Ил-10.
2 Викторов Алекс: РРАБы и ПТАБ — чуть-чуть слегка не совсем одно и то же :), и со штурмовиков/пикировщиков РРАБы в ВОВ не применялись, только с более тяжелых бомберов (а на ИЛах использовались КМБ с небольшими бомбами или зажигательными ампулами)…
yossarian в 15:41 (+02:00) / 18-09-2012, Оценка: плохо
Бред какой-то. Сравнивать тёплое и мягкое. Да, немцы называли «штуку» штурмовиком. Но пикирующим бомбардировщиком (с соответствующим боевым применением) она от этого быть не перестала. Так давайте сравнивать машины одинакового назначения и применения. «Штуку» — с «пешкой». А «Ила» — с «Хеншелем-129».
УПД.
2Abc121 — Ты мне не тычь!
В ВВС СССР были и Илы, и «пешки». То есть и штурмовики поля боя, и орудия точечных ударов. Так что хули «сравнивать две концепции», если обе они применялись нашими ВВС?
Поэтому корректнее было бы сравнивать «нашу» и «их» реализацию той или иной концепции. На всех уровнях, причём. Конструкторском, производственном, стратегическом, организационном, тактическом.
З.Ы. У того же Харука есть, кстати, интересная книжка про «церштёреры» — «Мессершмитты» 110/210/410. Очень поучительная история про то, как можно, совершенствуя хороший самолёт, слепо следуя мёртворождённой концепции «разрушителя», создать «летающий гроб» и три военных года с его доводкой трахаться.
kokebooks.space
Андрей Харук. Ил-2 против «Штуки» Ju. 87. Что лучше — «лаптежник» или «черная смерть»?
Совершенно согласен с предыдущим отзывом… Вообще, учитывая, что больше книг в этой серии не издается, видимо проект провалился. Книга в общем ни о чём. Сопоставление общеизвестных фактов и цифр. Если уж хотели сравнивать что то с чем то, надо было найти какую то оригинальную концепцию, сюжет так сказать. Так же согласен с Чирковым, что книга как бы написана в пику Зефировско-Дёгтевской, но при этом не только не стала «достойным ответом» или альтернативой, но и вообще выстрелила в пустоту так сказать…
Михаил Хворов0
И даже несколько обидно. Ведь Харук в принципе вроде неплохой специалист в этой области. Но! Во-первых, само издание: малый формат, желтые газетные страницы, и, соответственно, маленькие некачественные фотографии+полное отсутствие цветных иллюстраций. Уже одно это делает книгу непривлекательной. Во-вторых, не в обиду будет сказано хорошему автору, книга тяжелочитаема. Харук сыплет цифрами: нумерация воевавших частей, ТТД самолетов, статистика. Плюс сухое изложение. В итоге книга читатется тяжело, неинтересно. С трудом продираешься через эти цифры. Сложилось такое впечатление, что Харук писал не для широкого круга любителей военной истории, а для технических специалистов и профессиональных историков. В-третьих, и это главное. Книга откровенно вторична. Еще 5 лет вышла книга известного историка М. В. Зефирова (в соавторстве с Д. М. Дегтевым) на аналогичную тему — «Лаптежник» против «черной смерти». Которая, кстати намного более легко и увлекательно читается. И с полиграфической точки зрения намного более качественная. Зачем надо было еще одну такую же книгу писать, непонятно? тем более, структурно книга Харука точь в точь поторяет книгу Зефирова. Сначала общая история штурмовой авиации, потом паралельно показывается история создания и эксплуатации Ил-2 и Ю-87. Более того. Смысл сравнивания столь разных самолетов вообще непонятен. Так как даже сам Харук об этом пишет в своей заключительной главе — машины абсолютные разные, создавались для разных целей, концептуально разные. Тогда зачем всё это? Или это какая-то детская страсть сравнивать кто круче, кто победит. У нас уж сколько статей и книг написано на предмет сравнивания танков Т-34 и «Пантера». Тоже не совсем корректно их сравнивать, но более-менее они близки друг к другу. Здесь же слишком велика разница между самолетами. Вообщем тяжелочитаемая книга со сравнительным анализом того, что сравнивать-то проблематично. Если уж хотите всё-же почитать, то лучше уж тогда почитайте книгу Зефирова и Дегтева.
Чирков Игорь0, Россия,Western Siberia
dic.academic.ru
Андрей Харук — «Штука» Ju.87 против «Черной смерти» Ил-2 » Cherrysoft

В огненном небе Великой Отечественной главными символами воздушной войны стали не «мессеры», «яки», «фоккеры» и «лавочкины», а немецкий пикировщик Ju.87 и советский штурмовик Ил-2. «Штука» против «Черной смерти»! «Лаптежник» против «горбатого»! То была ожесточенная дуэль не просто ударных самолетов, а двух противоположных концепций авиации поля боя, двух взаимоисключающих подходов к ведению войны в воздухе: если немногочисленные «юнкерсы» были «заточены» под нанесение сверхточных, «ювелирных», снайперских ударов по малоразмерным целям, то «илы» массированно работали по крупным объектам, коммуникациям и площадям, став оружием тотальной войны. Какая из двух концепций оказалась более эффективной? Кто одержал верх в этой заочной дуэли? Что лучше – Ю-87 или Ил-2?
В этой книге речь пойдет о двух самолетах. Нет, не просто самолетах — а Самолетах с большой буквы, машинах, ставших символами. «Юнкере» Ju 87 — знаменитая «штука» — был настоящим воплощением напора и мощи «блицкрига». И хотя к середине 1941 г. этот самолет считался уже устаревшим, тем не менее он оставался в строю практически до поражения Третьего рейха. Ил-2 — легендарное изделие С.В. Ильюшина — прошел с первого до последнего дня Великую Отечественную войну, став одним из символов Победы, сравнимым по известности, разве что, с легендарной «тридцатьчетверкой». Оба эти самолета создавались, в принципе, для решения сходных задач, но при этом их создатели пошли совершенно разными путями. Какой же из них был лучше? Казалось бы, ответ очевиден — учитывая, кто победил в прошедшей войне. Но на деле все не так однозначно — стоит хотя бы учесть, что Ил-2 выпустили в шесть (!) раз больше, чем «штук». Попробуем же проанализировать особенности двух концепций самолета поля боя и специфику их воплощения.
Автор: Андрей Харук
Издательство: Яуза
Год издания: 2014
Жанр: Военная техника. Авиация. История
Формат: PDF
Язык: Русский
Серия: Дуэль оружейников
Качество: Отличное
Иллюстрации: Цветные и чёрно-белые
Страниц: 144 с ил.
Размер: 26.6 Мб
Скачать Андрей Харук — «Штука» Ju.87 против «Черной смерти» Ил-2
cherrysoft.ru
Харук А.И. Ил-2 против ‘Штуки’ Ju.87. Что лучше — ‘лаптежник’ или ‘черная смерть’? [PDF]
М.: Яуза,Эксмо, 2012. — 320 с., ил. — (Фронтовые дуэли. Поединки Второй Мировой). — ISBN 978-5-699-54791-3.Декабрь 1942 года. Манштейн рвется к окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Наша авиация наносит бомбо-штурмовые удары по немецким войскам. На выходе из атаки пятерка Ил-2 сталкивается с группой пикировщиков Ю-87 под прикрытием «мессеров». «Илы» успевают открыть огонь первыми, в считаные секунды сбив три «юнкерса» из шести, и, прижимаясь к земле, без потерь уходят на свой аэродром.Конечно, данный случай — исключение из правил: ударные самолеты не предназначались для воздушных боев. — однако вся Великая Отечественная была заочным поединком этих легендарных машин, ставших главными символами ВВС РККА и Люфтваффе. Советский штурмовик против немецкого пикирующего бомбардировщика! «Черная смерть» против «Штуки»! «Горбатый» против «лаптежника»! Ожесточенная дуэль не просто самолетов, а двух взаимоисключающих концепций авиации поля боя, двух противоположных подходов к ведению войны в воздухе: если немногочисленные Ju.87 были «заточены» под нанесение сверхточных, «ювелирных», снайперских ударов по малоразмерным целям, то «илы» массированно работали по крупным объектам, коммуникациям и площадям, став оружием тотальной войны. Какая из двух концепций оказалась более эффективной? Что лучше — Ю-87 или Ил-2? Казалось бы, ответ очевиден — лучше тот, кто одержал победу в войне. Однако на самом деле все не так просто.Предисловие.
Рождение авиации поля боя.
Американские идеи.
Советские эксперименты.
В рамках концепции глубокой операции.
Оттеории — к практике.
Арийский путь.
Рождение «летающего танка».
Проблемы производства.
Конкурс на «настоящий пикировщик».
Серийный выпуск.
«Штуки» в боях.
Лицом к лицу.
Вариант «Дора».
Модернизированный Ил-2.
Тяжелый год.
Сталинград.
Главная цель — танки!
Противотанковый Ил-2.
«Штука» с «зенитками».
Жаркий 1943-й.
Курск.
Холодная осень 1943-го.
Ил-2 против «Штуки» Ju.87.
Наследник «штуки».
Ил-2: варианты развития.
1944 год.
Освобождение.
Последние бои.
Итоги.
Литература и источники.
www.twirpx.com