Оружие янычара — Civilization War

В XVIII в. как в названиях, так и во внешнем виде оружия янычар просматривалось сильное европейское влияние. Например, у османов были мюшкат тюфенклеры (кремневые ружья), карабина (карабины), табанджа (пистолеты) и чифт табанджали тюфенк (двуствольные пистолеты).

Ранние янычары иногда носили полный комплект доспехов. Это продолжали делать на протяжении столетий при штурмах укреплений. Но к XV в. защитные доспехи османской конницы уже сильно отличались от доспехов пехоты. И в настоящее время многие образцы, считающиеся «янычарскими», на самом деле относятся к кавалерии сипахи. В мирное время янычары не снабжались тяжелым вооружением — все оно было складировано в джебехане (арсеналы). В начале военной кампании солдаты просто выбирали себе оружие, которое считали наиболее подходящим.

Рисунок из «Сулейман-намэ» 1558 г., изображающий осаду города. Стрельба из пушек ведется под прикрытием заполненных землей ящиков. Янычары занимают позиции в траншеях, в то время как турецкая конница отбивает неудачную попытку вылазки, предпринятую христианами.

Поначалу лишь немногие османские пехотинцы были вооружены мечами. Большинство было вооружено луками и короткими копьями. В изготовлении мечей и кинжалов существовала долгая исламская традиция. Однако письменные источники и дошедшие до наших дней образцы свидетельствуют о существовании определенного балканского влияния.

Например, редкая форма меча с широким, расширяющимся к концу клинком, короткими дужками крестовины и головкой эфеса, имеющей форму гриба, была заимствована у византийцев.

Наиболее распространенным типом османской сабли был килич. Он имел широкий клинок с елманью (расширением на конце), изогнутый несколько меньше, чем иранский аджеми килич. Другим типом оружия была гаддара — иранский кинжал с широким и длинным клинком, прямым или слегка изогнутым. До сих пор остается спорным вопрос о происхождении ятагана, клинок которого имел 24 двойной изгиб, и палы, имевшей прямой клинок с односторонней заточкой. Длинный колюще-рубящий или колющий клинок имел меч (меч) — оружие европейского происхождения.

Использовался меч только на флоте и в Венгрии. Пользовались популярностью разнообразные булавы, такие как гюрз, шешпер и кочбаши («баранья голова»), а также боевой топор тебер. Кроме того, османская пехота использовала различные виды древкового оружия — факт, редко отмечаемый историками. Среди них были харба (гвизарма), тирпан (глефа или бердыш с луновидной лопастью), зипкин с крюком и болта (алебарда). Некоторые образцы свидетельствуют об итальянском влиянии, которое османы испытывали со стороны генуэзских и венецианских колоний, однако большая часть подобного турецкого вооружения демонстрирует большое сходство с русским оружием, а бардыш (бердыш) с его длинной лопастью, прикрепленной к древку в двух местах, и обухом, снабженным длинным шипом, очень похож на китайские и среднеазиатские образцы.

На раннем этапе янычарские орты состояли из пеших стрелков из лука. И хотя вскоре большинство янычар перешли на ружья, лук на протяжении всей истории оджака оставался престижным церемониальным оружием. (Использование османами арбалетов не так хорошо известно, хотя этот тип метательного оружия широко использовался поздними византийцами. Даже позднесредневековое турецкое слово чанра, «арбалет», вероятно, происходит от византийского цаггра, хотя оба они восходят к персидско-арабскому слову джаркх.)

Тем не менее именно умение янычар обращаться с огнестрельным оружием более всего притягивало внимание их врагов. Сперва гордившиеся опрятной одеждой янычары без особого энтузиазма отнеслись к грязным ружьям. Однако, убедившись в их эффективности во время венгерской кампании 1440—1443 гг., они постепенно начали переходить на аркебузы с фитильным замком.

Раннее огнестрельное оружие именовалось тюфенк, тюфек или забтанах. Все эти названия происходят от персидских слов, обозначающих выдувные трубки. Типичные османские фитильные ружья были длиннее западных образцов, и калибр у них был больше. Самые большие ружья (из Алжира) могли стрелять массивными 80-граммовыми пулями, самые легкие (из Греции) — 22-граммовыми. Кремневый замок был изобретен, видимо, в Германии, в начале XVI в. Однако обилие пыли делало подобные ружья малоэффективными в условиях Ближнего и Среднего Востока, и османская пехота еще долго сохраняла верность фитильным ружьям. Затем в Испании или Италии был изобретен новый тип кремневого замка — микелет. Его можно было легко очистить от грязи, и на протяжении XVII в. ружья с новым замком распространились через Северную Африку по всей империи.

Лишь после того как в 1645-1669 гг. с огромным трудом у венецианцев был отвоеван Крит, янычары наконец стали широко использовать пистолеты. В 1770 г. барон де Тотт, француз венгерского происхождения, был приглашен в Османскую империю, для того чтобы реформировать армию. Он попытался приучить турок пользоваться штыками. Однако, подобно пикам в прежние времена, этот тип оружия был предан анафеме: йолдаш был индивидуалистом по природе, а использование штыков требовало совместных действий. Янычары неодобрительно отзывались о такого рода боевых действиях, замечая, что те, кто пользовался штыками, «сражались как роботы, а не как воины».

Клинковое оружие янычар: (А) Короткие мечи-кинжалы в кавказском стиле были очень популярны в Османской армии в XVIII в. (Музей Аскери, Стамбул). (В) Османский килич (сабля) с типичной для Турции елманью и жадеитовой рукояткой. (Тауэрский арсенал, Лондон)

ciwar.ru

Кто такие янычары? Значение слова «янычар»

В заметках историков, описывающих Оттоманскую империю, довольно часто упоминается «армия в армии» — специальные войска, подчинявшиеся непосредственно султану. Кто такие янычары, как образовался такой вид войск, можно узнать из этой статьи.

Экскурс в историю

Янычары известны с середины 14 века, когда властью султана Мурада I были организованы подразделения турецкой элитной пехоты. Значение слова «янычары» – «новое войско» (в переводе с турецкого). Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.Избранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей. Им запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.

О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь. Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение.

Лучшие из лучших

Янычары наделялись рядом привилегий. Начиная с 16 века они имели право заводить семью, заниматься различными ремеслами и торговлей в невоенное время. Особо отличившиеся воины награждались лично султаном. В числе даров были драгоценности, оружие и щедрое жалованье. Командиры янычарских рот в течение многих лет занимали высшие военные и гражданские должности турецкой империи. Гарнизоны-оджаки янычаров располагались не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах турецкого государства. К середине 16 века янычары перестают принимать в свои ряды чужаков. Их звание передается по наследству. А янычарская гвардия становится замкнутой общественно-политической кастой. Эта внутренняя, достаточно независимая сила участвовала в политических интригах, возводила и низвергала султанов и играла огромную роль во внутренней политике страны.

Форма янычаров

О том, кто такие янычары и каково их место среди других видов турецких войск, свидетельствуют высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой — кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.

Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.

Под цвет кереи были и шаровары – длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины.

Многие элементы турецкой военной одежды переняли и казаки. По примеру янычаров в их костюмах появляются яркие жупаны и шаровары. Сходство проявляется и во внешнем облике. Казаки и янычары не носили бороды, но отращивали длинные усы. Трудно сейчас сказать, как произошло такое заимствование, но то, что оно имело место – сомнению не подлежит.

Офицеры янычаров

Офицеры носили почти такую же форму, как и остальные янычары. Вместо шапки со шлыком они надевали высокую, поверх которой повязывалась чалма, обычно белого цвета. Иногда на шапку наматывали пояс, такую импровизированную чалму спереди обычно украшали какой-либо драгоценностью – перстнем или брошью с камнем. Вместо кожаного ремня офицеры носили расшитый бархатом пояс или богатый персидский шарф.

Оружие янычаров

Первоначально орты янычаров были лучниками, поэтому первым оружием турецкого гвардейца был лук. В отличие от оружия рядовых воинов, лук янычара был сложным, с огромной дальностью стрельбы. Постепенно луки сменили ружья. К середине 15 века в арсенале янычара находились кинжал, ятаган и топор. О том, что такое сабля янычара и каким грозным оружием она была, можно судить по сохранившимся музейным экспонатам.

Ятаган представлял собой длинный (до 70 см) нож, выгнутый в виде бычьего рога. В отличие от сабли лезвие ятагана находилось не с внешней, а с внутренней стороны. Рукоять его имела вид берцовой кости. Оружие было настолько грозным, что право носить ятаган имели только янычары. Более того, в 17 веке им запрещалась выходить за пределы своей орты с таким ножом. Ятаган, как и другое оружие, был наградным или трофейным. Если в начале войны у бойца орты не было личного оружия, его выдавали командиры.

Янычары у славян

О том, кто такие турецкие янычары, и об эффективности этих военных формирований было широко известно. Неудивительно, что такие подразделения пытались сформировать и другие государства. Однако в всем, кроме внешнего вида и назначения, янычары в армии Речи Посполитой заметно отличались от своих турецких тезок.

В начале 18 века, перед окончанием Северной войны, в результате переговоров между оппозицией магнатов и королем Августом II была проведена военная реформа. Временные войска уступили место частям регулярной армии, в составе пехоты которой было две янычарских роты (хоругви). Они исполняли роль гвардии – состояли при гетмане и использовались им для отдельных поручений и в качестве личной охраны.

Военные оркестры

Хоругви имели и свои собственные оркестры, и свою музыку. Такие оркестры назывались янычарскими капеллами. Главным отличием такой капеллы был барабан – в два раза больше, чем в оркестрах других пехотных полков. В капелле участвовало шесть и более музыкантов, иначе называемых сурмачами. Современники описывают янычарскую музыку как «варварскую» и «ужасную».

Конец янычаров

Белорусские янычары прекратили свое существования после поражения Станислава Радзивилла. После ряда военных неудач он отступил за границу. А его личная армия была распущена, также был демобилизован и янычарский отряд.

Более трагическая участь ждала их турецких собратьев. В Оттоманской империи все знали, кто такие янычары. В отличие от Речи Посполитой эти воины не принадлежали к личной гвардии султана, а существовали как закрытая военная каста, вплоть до 1826 года. Тогда турецким султаном Махмудом II был издан приказ об уничтожении янычаров. Так как в открытом бою шансы победить опытных воинов были ничтожны, султан пошел на хитрость. Более 30 тыс. человек заманили в ловушку на Ипподром и расстреляли из пушек картечью. Так закончилась эра янычаров, и ушло в прошлое их военное искусство.

fb.ru

Наследие янычар (трапезундские ружья)

 1 2

Расположенная на двух континентах, Османская империя на протяжении всего своего существования оказывала значительное воздействие на европейские и азиатские народы. Но вместе с тем и само это мощное государство испытывало разнообразные внешние влияния, которые, в первую очередь, касались военного дела и, конечно же, оружия.

Вооружение турецких воинов было разнородным. Сипахи – военные ленники, отчасти родственные дворянскому ополчению в России, снаряжались кто чем мог. Именно поэтому, говоря о турецком оружии, лучше всего рассмотреть вооружение янычарского корпуса. Находясь на государственном коште, янычары имели более или менее одинаковое оружие. У разных чинов оно было разное и поэтому почти в полном объеме отражало все то многообразие оружия, которое использовалось в Османской империи. И, хотя после ликвидации янычар все, что было с ними связано, оказалось под запретом, именно янычарский корпус до сих пор остается символом былой Турции.

Корпус создавался из лучников, но довольно скоро их оружием стали арбалеты, а с XVII века и они были вытеснены ружьями. Их подразделения назывались орта, или ода. Учебным центром для стрельбы из лука был тир – талимхане, а его руководителем – талимханеджибаши. «Старым и искусным в стрельбе из лука по закону положено давать должность талимханеджибаши. При назначении на должность талимханеджибаши ее дают мастерам этого дела. Закон таков». Это была особая орта под № 54, хотя в ней и были только сам командир и инструктор. Как и в других европейских и азиатских странах, новое оружие постепенно вытесняло старое. Некоторое время на вооружении янычар находились арбалеты, и тогда стрелковой подготовкой ведал другой тир, другая орта, под № 82, – ода зенберекчи. О том, что средств на оборудование стрельбища не жалели, говорит хотя бы то, что мишени были бронзовыми. И пустовал тир для стрельбы из лука не по чьей–то злой воле, как считает автор «Истории возникновения законов янычарского корпуса», а просто из–за того, что шел бурный расцвет огнестрельного оружия. Новому оружию уделялось достаточно внимания. И даже всем недовольный автор отмечает, что специальные инструкторы–стрелки – авджи – обучают янычар стрельбе из ружей по средам и четвергам. «Имеется особая ода авджи… Авджи заняты обучением янычар, когда те стреляют из ружей на Ок мейданы. Во время похода они также учат янычар стрелять из ружей». Были введены даже секбаны авджи, обучавшие стрельбе из огнестрельного оружия не только секбанов, но и янычар других орта. Регулярно, раз в три – четыре месяца, устраиваются смотры – экзамены по стрельбе. Лучший стрелок премируется золотой монетой или серебряной чашей. Но и здесь отмечались недостатки: «Ныне… не выдают ни пороха, ни фитилей. А если даже и выдают, то наши командиры, превратив ружейные фитили в фитили для свечей, жгут их у себя дома. Да воздаст Аллах всевышний нашим командирам по заслугам!».


Турецкие кремнево-ударные штуцеры. XVII век.

Мы видим, что с XVII века огнестрельное оружие в янычарском корпусе практически вытесняет луки и арбалеты.

Прямо в очаге (так назывался янычарский корпус) были мастерские по изготовлению ружей, но и здесь не все было в порядке. «Тюфенкчи же трудятся над изготовлением казенных ружей. Ныне, изготовив ружье, они продают его. Прячутся от глаз тех, кто следит за изготовлением казенных ружей. А ведь жалованье падишаха получают и деньги на расходы берут сполна. Итак, чорваджи, которые являются казенными тюфенкчи, должны приказать тюфенкчи, работающим на государственные нужды, изготавливать казенные ружья так же хорошо, как для частных лиц. Они обязаны следить и наблюдать за этим. Ныне из казны ружей не выдают. Раньше их выдавали новичкам, заступавшим на службу. Они пользовались ими во время похода. Ружей с государственной тамгой (клеймом) не продавали. Казенные ружья были даже лучше собственных. Раз в три года посылали какого–нибудь яябаши или белюкбаши, и, если обнаруживали у горожан, не являющихся янычарами, казенное ружье, они его отбирали и привозили. Тому, кто не был слугой повелителя, нельзя было пользоваться ружьем. Доставив отобранные ружья, передавали их казне. В случае объявления похода ружья раздавались по ода согласно дефтеру. Ныне же тюфенкчи получают от падишаха такое высокое жалованье, а ружей не изготавливают. Ружья янычары перестали получать. Не следует выдавать в таком случае жалованье тюфенкчи. А если уж оно им выдается, то они обязаны заниматься казенным делом, как и прежде». Автор «Истории…» неоднократно обращается к ружейной теме: «При выдаче янычарам ружей из казны необходимо давать им хорошие ружья. Они должны действовать исправно, быть пригодными для стрельбы на поле боя».


Варианты исполнения турецких режей. XVII век.

Наибольшее количество турецких ружей, хранящихся в российских музеях, относится к XVIII – началу XIX столетия. Несмотря на хвалебные слова, сказанные выше о старых государственных ружьях, для янычара, согласно неписаному закону, считалось позором иметь казенное ружье. Как профессионал, он должен был заказывать свой инструмент у хороших мастеров или в известных мастерских. Считалось, что ружье должно говорить о своем хозяине. Ружья представляли собой, как правило, чрезвычайно богато украшенные изделия, но даже среди этих прекрасных образцов есть группа ружей, выделяющихся своей помпезностью и декоративной перегруженностью. Это так называемые трапезундские (тарабузанские) ружья. На них хотелось бы остановиться поподробнее.

Впервые термин «трапезундские ружья» встречается в описях Оружейной палаты времен Петра I, а в научный оборот он был введен в трудах Э. Ленца. История Трапезунда, по–турецки Тарабузана, ныне Трабзона, весьма драматична. Трапезундская империя была создана в 1204 году внуками византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары. В 1461 году империю завоевали турки–османы, и с тех пор она находилась в составе турецкого государства, за исключением некоторого времени в 1916 году, когда город взяли российские войска и превратили его в базу Российского Черноморского флота. Отношение самих турок к этому санджаку было весьма негативным. «Производить среди них (тарабузанцев) набор (в янычары) незаконно. Не делают этого вот почему: мало того, что порочность тарабузанцев превосходит все, что можно себе представить, еще ни один из займов и сипахи из их числа не проявил ни отваги, ни доблести. Они совершали лишь обман да злодейство». Тем не менее это был процветающий город, ибо только в таких санджаках по традиции правили принцы, перед тем как вступить на престол. Будущий султан Селим I правил в Трапезунде с 1512 по 1520 год и на основании своего опыта повелел брать трапезундцев в янычары, с тем чтобы они были доносчиками и помогали предотвращать янычарские бунты. «Жители Тарабузана – зловредные люди, люди двуличные… Как только один такой появится среди них, (из боязни доноса) невозможно будет собираться вместе 4–5 янычарам. Тогда янычары не смогут поднять мятеж». Чуть ниже автор оговаривается: «Со временем плутовство и обман тарабузанцев не замедлили сказаться и само имя «лаз» стало вызывать смех». Таким образом, речь идет о лазах, то есть о мусульманах, и брать их в янычарский корпус действительно было незаконно. Что касается других народностей, населяющих город, то греки занимались в основном торговлей, а армяне, напротив, получили всемирное признание как хорошие мастера. Нам известны превосходные произведения армянских оружейников, которые работали в Польше по приглашению польских королей и создали замечательные центры оружейного производства во Львове и в Каменец–Подольском. Вероятно, что и в Трапезунде основу цехов оружейников и ювелиров составляли армянские мастера. Мотивы декора трапезундских ружей перекликаются с произведениями армянских ювелиров и орнаментикой армянского национального костюма. Впрочем, трапезундские ружья выделяются не только своим декором, но и стилистикой изготовления. Одинаковый тип замков, идентичные стволы, большое количество антабок – крепежных колец (не менее 16–18) – характеризуют эти ружья. Им свойственна общая для турецких ружей форма приклада, ствола, замка и прочих деталей.


Детель трапезундского ружья. Вторая половина XVII века.

 1 2

Вас может заинтересовать:

Оставить сообщение:


www.pro-kop.ru

оружие турецких янычар. Как сражались ятаганом

Ятаган является контактным длинноклинковым колюще–рубяще–режущим холодным оружием длиной до 810 мм и клинком от 570 до 690 мм, изогнутым в сторону лезвия, острым боевым концом и рукоятью, как правило, без ограничения, с массивным выступом в сторону лезвия клинка и раздвоенной головкой в виде «ушей». Европейская традиция причисляет ятаган к саблям. Это холодное оружие являлось, скорее, оружием пехотинцев, потому что рубить им наотмашь довольно несподручно.

Ятаган в основном известен как специфическое оружие турецких янычар – воинских подразделений Османской империи, которые часто формировались из лиц нетурецкого происхождения.

Форма клинка ятагана не является уникальной, потому что вогнутым клинком с заточкой на вогнутой стороне обладали такие виды холодного оружия как махайра, фальката, подсаадачный нож, кукри, тесак. Хотя именно у ятагана клинок не имеет расширения к острию, и сохраняет одинаковую ширину. Тем не менее, крайне редко, но все-таки наблюдались и исключения.

Заточенный по вогнутой стороне, ятаган считался оружием, которое «в обороне – щит, а в нападении – сразу две раны наносит». Действительно, если в бою блокировать вражеское оружие вогнутым лезвием, то соскользнуть ему с этого препятствия будет намного сложнее.

Одним из наиболее распространенных приемов боя ятаганом был следующий: поставив тупой выпуклой стороной оружия жесткий отшибающий блок, развернуть кисть и нанести противнику укол острием в подмышку или бок. Из этого же положения можно было провести и режущий удар на себя – массивные ушки на рукоятках многих ятаганов хорошо предохраняли руку от соскакивания с них.

При рубяще–режущем ударе ятаганом может возникнуть «эффект серпа», когда оружие действительно наносит две раны: одну – серединой лезвия или его частью, прилегающей к рукояти, и другую – противоположной частью лезвия или острием при режущем движении на себя.

Отдельные авторы утверждают, что есть возможность, кроме применения ятагана в ближнем бою, результативно использовать его в качестве метательного оружия. Метание ятагана обеспечивается специфической формой его клинка и рукояти. Упомянутые выше «ушки» обеспечивают стабилизирующий полет ятагана.

Опытные метатели холодного оружия говорят, что метание такого оружия возможно лишь на 5-6 метров, не более. 

Похожие статьи:

sekach.ru

Янычары: с оружием против своих

Версия для печати

О ком идет речь: о хищных, жестоких захватчиках, которые уничтожали на своем пути буквально все живое, подчиняя далекие, чужие земли; или об умелых воинах, которые самоотверженно служили своему повелителю-султану, готовы были отдать за него и саму жизнь? О янычарстве — без мифов и стереотипов.

Кем же, в конце концов, были эти люди, о которых уже написано много беллетристической, легкомысленной, как, впрочем, и серьезной специальной исторической литературы? Что мы, собственно, знаем достоверного о янычарах? О ком идет речь: о хищных, жестоких захватчиках, которые уничтожали на своем пути буквально все живое, подчиняя далекие, чужие земли; или об умелых воинах, которые самоотверженно служили своему повелителю-султану, готовы были отдать за него и саму жизнь?

Кто перед нами: изменники своей святой христианской веры и Отчизны, которые перешли на сторону «басурманов», или просто высокопрофессиональные солдаты Средневековья (последнее не отрицалось даже теми европейскими христианскими хронистами, которые были настроены по отношению к янычарам откровенно враждебно, как, например, Константином Островицей, сербом, который во второй половине ХV века попал в плен к туркам, служил в османской армии и написал преинтересные «Записки янычара»)?

Вопросы интересные не только с сугубо научной, историко-академической точки зрения, и не только потому, что здесь мы имеем дело со многими реальными драматическими сюжетами, которые касаются жизни и смерти людей. Слово «янычар», которое в определенное время стало символическим, обобщенным заменителем понятий «предатель», «ренегат», «отщепенец», едва ли не «палач Родины» (кстати, «заслуга» в этом принадлежит в первую очередь писателям и публицистам — по крайней мере, такой выдающийся востоковед, как академик Агатангел Крымский, ничего аналогичного о янычарах не пишет), это слово имеет, к счастью, и вполне конкретное, реальное историческое наполнение.

Попробуем коротко осветить, показать его, опираясь не на мифы, а на более-менее проверенные факты. И тогда увидим, как в живой истории непостижимым образом переплетаются, совмещаются, сосуществуют, казалось бы, несовместимые события, явления, конфликты, процессы. И это касается не только нашей темы, читатель.

Янычары перед султанским дворцом. ХVI в. Старинный рисунок / Фото с сайта FAUSTOFF.RU

Итак, кто же такие янычары? Это — регулярная пехота в Османский империи (определенная часть историков даже считает их первым регулярным войском в Европе вообще), которая существовала с 1365 года по 1826 год (более четырех с половиной веков). Само слово «янычары» происходит от турецкого «йеничери» — «новый воин». Эти воины принадлежали к рядам личной гвардии султана («капикулу»), более того, составляли ее основу. При этом они официально считались «рабами» султана; мы увидим, что на самом деле все было значительно сложнее.

Что касается формирований янычаров — в «лучшие времена», в ХVІ веке, их численность достигала 80, и даже 100 тысяч бойцов), они выполняли разнообразные функции: во-первых, были главной ударной силой султанской армии во время грандиозных завоевательных походов по территории Восточной и Южной Европы (Украины в частности), Балкан, Средиземноморских стран, впоследствии — Венгрии, Австрии, государств Востока (Иран, Ирак, Палестина), Кавказа (Армения, Грузия)…

Вот здесь и жестокость, и неистовство, и отвага, и боевое умение янычаров (они начинали как стрелки-лучники, но уже в начале ХVI века неплохо научились владеть огнестрельным оружием) проявилось в полной мере. Во-вторых, были личными охранниками султана и членов его семьи, а также часовыми, полицейскими и пожарными. И, в-третьих, при необходимости (если властитель Османской империи отдавал такой приказ) осуществляли карательные функции.

Стоит сказать об истории формирования и порядке комплектации и пополнения янычарских соединений. Янычарская пехота, исходя из необходимости реорганизации войска Османской империи, была создана султаном Мурадом І в 1365 году. Это войско довольно существенно способствовало успеху агрессивных военных акций новообразованного султанского Турецкого государства в ХIV—XV веках; так, без янычаров, которые упрямо, с настойчивостью фанатиков штурмовали мощные защитные стены Константинополя, вряд ли было бы возможно захватить этот большой город в мае 1453 года.

Однако возникает вопрос: как комплектовались и пополнялись ряды янычарских бойцов? Ответ достаточно известный и драматический: основную часть этих соединений составляли юноши-христиане 12—16 лет (случалось, и младшие), которые были взяты в плен во время далеких походов султанской армии или отобраны у родителей на территориях, уже официально присоединенных к Османской империи, в рамках тотального военного рекрутского набора (эта акция называлась «девширме» — налог кровью).

Конкретно это касалось болгарских, сербских, украинских, албанских, армянских, греческих, грузинских, боснийских мальчиков, которых забирали из семьи и, требуя сурового соблюдения «девширме» (собственно, общей официальной повинности христианского населения империи), впоследствии воспитывали в строгих исламских традициях.

Стоит отметить, что набор «девширме» (применялась разнарядка) не был абсолютно всеохватывающим. От этой акции освобождались женатые (вот почему в ту эпоху фиксируются поразительно многочисленные случаи ранних браков детей), христианские жители Стамбула, которые владели турецким языком, лица иудейского вероисповедания. Характерно, что, несмотря на кровь, угрозу жизни, риск опасных битв, достаточно большая часть родителей (а впоследствии — и сами мальчики) четко понимали: служба в рядах янычаров позволяла добиться высокого статуса в обществе. А если для этого нужно поднять оружие против своей бывшей Родины — увы…

Как мы уже говорили, янычары назывались «рабами султана» и постоянно жили в монастырях-казармах. Первые 200 лет существование янычарского корпуса (вплоть до 1566 года, когда умер самый могущественный из османских властителей — султан Сулейман I Пышный) им было запрещено жениться и иметь собственное хозяйство; потом этот запрет был отменен, что имело глубокие и неоднозначные последствия для дальнейшей истории янычарства как института.

Вся собственность умершего или погибшего в бою янычара становилась достоянием его полка, в котором он служил. Интересно, что янычары овладевали не только военным искусством (владение огнестрельным оружием, луком, мечом, строевые упражнения), но и изучали литературу, языки, право, теологию, каллиграфию (следовательно, не все из них, по крайней мере, были просто жестокими головорезами).

Старые или раненые янычары имели право на получение пенсии; многие из них, прекратив воевать, делали достаточно успешную военную карьеру. В 1683 году, по приказу султана Мехмеда ІV, в янычары начали брать и детей мусульман (важный исторический рубеж).

Вернемся к тому, как происходило воспитание будущих янычаров. Пригодных для службы мальчиков обязательно отправляли в Стамбул; здесь самых способных из них селили в (на современном языке) «центре подготовки кадров» Эндеруне, который располагался на территории грандиозного султанского дворцового комплекса Топкапы. Там таким образом отобранных христианских мальчиков готовили к придворной охранной службе.

Других детей отправляли в янычарский корпус, а перед этим часто отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они учились турецкому языку, исламу, основам военного дела, у них воспитывали послушание и покорность. Впоследствии юношей отправляли в учебные корпуса, там они на протяжении по меньшей мере шести лет проходили (под наблюдением евнухов) военную подготовку, обучаясь владению разнообразными видами оружия.

Какими же были задачи янычаров во время боя? Столкновение обычно начинала конница, которая должна была прорвать линию обороны противника. Янычары же, стреляя из ружей, строились клином и начинали атаку, используя мечи и другое оружие (отдельная интересная тема — провести сравнительный анализ этой тактики и боевых приемов наших запорожских казаков). Достаточно часто случалось так, что враг османцев, особенно если он не имел многочисленной дисциплинированной пехоты, не выдерживал такой атаки. Характерно при этом, что янычары, обычно, не стреляли залпами, предпочитая прицельную стрельбу. Отметим также, что во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок).

Янычара легко было отличить от представителя традиционного мусульманского населения, потому что он имел усы и бритую бороду, что было нехарактерно для последнего. Членов янычарских корпусов можно было отличить и от остальных османских военнослужащих: они носили белый войлочный колпак («юскюф») со свисающим сзади куском материи, который по форме напоминал, во-первых, рукав султанского халата, а, во-вторых, парадную шапку запорожского казака (!). Сначала самым популярным оружием янычаров были короткие копья и пики, впоследствии — ружья, арбалеты, мечи, сабли, кинжалы, ятаганы. Применялись также и разные булавы, боевые топоры, некоторые виды древкового оружия (алебарды, бердыши).

И еще один не очень известный факт. Оказывается, существовали сугубо «христианские» янычары: в армии Речи Посполитой по турецкому образцу были сформированы из добровольцев собственные янычарские части. Король Август ІІ в начале ХVIII века создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычаров полностью наследовали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом, в частности, военные барабаны были турецкого образца.

Историю янычаров и янычарства в полной мере можно понять лишь в контексте общей социальной политики османских правителей. Вот что пишет об этом выдающийся турецкий историк Халил Иналджик: «Османский режим заменил феодальную раздробленность централизованным правлением, а налоги и привилегии назначались на усмотрение феодальных сеньоров.

Для крестьянства (новопокоренных стран. — И. С.) новый режим должен был быть лучше старого. Чтобы понять преимущество османцев над местной балканской администрацией, стоит лишь сравнить османские законы с кодексом законов сербского монарха Стефана Душана. Например, кодекс Душана требовал от крестьянина работать на своего господина два дня в неделю; османские же правила требовали, чтобы земледелец работал на землях местного феодала в его пользу лишь три дня в год.

Протекция крестьянства от эксплуатации местной властью была основополагающим принципом османского правления. В то же время османы официально признали православную церковь, собственно, притесняя католическую по всем своим владениям. Эти факторы важны для объяснения, почему так легко и быстро распространялась османская экспансия на Балканах, и почему крестьянство не присоединилось к сопротивлению своих господ османам».

И далее Иналджик пишет: «Завоеватели, однако, не видят в себе представителей каких-либо особых, специфических социальных убеждений. Они знали, что, проводя политику примирения относительно христиан, они могли легче расширять свои владения и увеличивать источники доходов.

Это также было частью их экспансионистской доктрины — толерантно вести себя с местной знатью и военным классом. Османы брали представителей военного класса себе на службу, за исключением тех, кто открыто противостоял им, и таким образом в Болгарии, Сербии, Албании, Македонии и Фессалии они содержали на службе многотысячные местные войска, известные под славянским названием «войников».

Они довольствовались правом на использование фиксированного участка государственной земли, были освобождены от уплаты налогов и служили воинами в боевых частях османской армии. Валахи, сербские христиане-кочевники также были освобождены от уплаты определенных налогов в обмен на службу пограничными сторожами и в отрядах для рейдов на вражеские территории. Многие солдаты, набранные из вассальных государств, служили в османском войске под командованием своих князей и сеньоров, не принимая ислам». Так утверждает один из самых авторитетных исследователей истории Османской империи классической эпохи.

Чтобы читатель лучше представлял себе реальное содержание высказывания «янычары — рабы султана», стоит отметить, что эти «рабы», а особенно после того, как им было разрешено иметь собственное дело и обогащаться, настолько укрепили свое политическое и экономическое влияние, что, случалось (и это не было редкостью), свергали, возводили на трон и даже убивали самих султанов, организовывали государственные перевороты!

Так, задушили тетивой лука султана Ибрагима (1648 г.), зарезали султана Османа ІІ (1622 г.), и это — лишь два примера; на самом же деле в ХVII—XVIII веках такие случаи отнюдь не были единичными. Однако логика истории одновременно заключалась и в том, что, в известной мере доминируя в правительстве, меняя султанов, получая новые и новые должности и большие деньги, янычары постепенно, шаг за шагом, теряли мастерство воинов, превращаясь в своего рода обычных дельцов, чиновников, а то и взяточников. В конечном итоге это и повлекло ликвидацию института янычарского войска в 1826 году.

А как на счет феномена «украинского янычарства», блестяще раскрытого Романом Иванычуком в романе «Мальви»? Это — большая, болезненная и страшная тема. Однако тема для отдельного разговора. Очень тяжелого.

Игорь Сюндюков, опубликовано в издании  День


В тему:

argumentua.com

Янычары Википедия

Янычарские офицеры

Яныча́ры (тур. yeniçeri [еничери] «новое войско»[1]) — регулярная пехота вооружённых сил (ВС) Османской империи в 1365—1826 годах.

Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (иррегулярной лёгкой конницей) составляли основу войска (ВС) в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

История

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана турецким султаном Мурадом I в 1365 году. Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румелии (Балканы), отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Османские власти, набирая войско из рабов, вместе с тем решали и внутриполитическую задачу, создав мощный противовес влиянию поместного войска (сипахи).

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начали брать и детей мусульман.

С конца XVI — начала XVII веков постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, например, в 1622, 1623 и 1807 годах).

Расформирование

Наконец, в 1826 году корпус янычаров был официально упразднён указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычаров был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

Комплектование и обучение

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпусы. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпусы, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для добровольцев-мусульман.

Функции

Структура

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 военнослужащих. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбаши и кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом исследователи отмечают определенное сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал Истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были Румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из трёх частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. — «рискующие головой») численностью около 100 добровольцев. Во время осады Вены Сулейманом Великолепным осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами, лучник и два воина с ружьями. Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены султаном Сулейманом великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Форма одежды и вооружение

Янычарский воин.

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена из шерсти. Форма одежды старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех, однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались различные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы, бердыши, алебарды, гвизармы), а также пистолеты (с XVII века). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой казан (казан-и шериф).

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части[2]. Король Польши Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образца[3].

См. также

Примечания

Литература

  • Водовозов В. В. Янычары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Введенский Г. Э. Янычары. — СПб.: Атлант, 2003. — 176 с.: ил. — (Оружейная академия). — ISBN 5-901555-11-2. — 2000 экз.
  • Николле Дэвид. Янычары. — М.: ООО «АСТ», Астрель, 2004. — 72 с.: ил. — (Элитные войска). — ISBN 5-17-025193-9.
  • Са­виц­кий В. Кор­пус яны­чар: Об­ра­зо­ва­ние, ор­га­ни­за­ция, ком­плек­то­ва­ние и ко­манд­ный со­став в XIV—XVI вв. // Цейх­га­уз. — М., 1999. — № 9. — С. 4—7.
  • Чухлиб Т. Казаки и янычары. — Киев: Изд. дом Киево-Могилянской академии, 2010. — 446 с.

Ссылки

wikiredia.ru

Янычары — Википедия

Янычарские офицеры

Яныча́ры (тур. yeniçeri [еничери] «новый воин») — регулярная пехота Османской империи в 1365—1826 годах. Янычары вместе с сипахами (тяжёлой конницей) и акынджи (лёгкой иррегулярной конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские, охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.

История

По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана турецким султаном Мурадом I в 1365 году. Комплектовалось новое войско из юношей-христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы, армяне, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румелии (Балканы), отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Османские власти, набирая войско из рабов, вместе с тем решали и внутриполитическую задачу, создав мощный противовес влиянию поместного войска (сипахи).

В янычары изначально набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы-мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.

Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях-казармах. Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начали брать и детей мусульман.

С конца XVI — начала XVII веков постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычаров. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, напр., в 1622, 1623 и 1807 годах).

Наконец, в 1826 году корпус янычаров был официально упразднён указом султана Махмуда II, а бунт возмущённых указом янычаров был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.

Видео по теме

Комплектование и обучение

После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпусы. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпусы, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для добровольцев-мусульман.

Функции

  • завоевательные походы;
  • гарнизонная служба;
  • охрана султана;
  • городская полиция.

Структура

Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 солдат. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага. Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбаши и кул кяхьясы. Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, адепты которого играли роль своего рода полковых священников. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом исследователи отмечают определенное сходство между янычарами и европейскими духовно-рыцарскими орденами.

Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал Истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имамы. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были Румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), Анадолу агасы (Азия), Гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.

Оджак состоял из 3 частей:

  • Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
  • Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
  • Секбан — 34 орта

В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. — «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.

Тактика

Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами, отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. — «рискующие головой») численностью ок. 100 добровольцев. Во время осады Вены Сулейманом Великолепным осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами, лучник и 2 воина с ружьями. Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены султаном Сулейманом великолепно проявили себя янычарские инженеры.

Униформа и вооружение

Янычарский воин.

Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода, что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака. Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.

Изначально янычары были искусными лучниками, а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех, однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи. На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты. Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями, кинжалами, ятаганами. Популярностью пользовались различные булавы, боевые топоры и разные виды древкового оружия (глефы, бердыши, алебарды, гвизармы), а также пистолеты (с XVII века). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой суповой котел (казан-и шериф).

Христианские янычары

В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части[1]. Король Польши Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образца[2].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *