КР Х-65

КР Х-65




    В середине 1980-х гг.в МКБ «Радуга» на базе КРВБ
Х-55 была создана крылатая ракета, оснащенная обычной боевой частью (фугасной или кассетной).
Она получила обозначение Х-65.

    Ее летно-технические данные впервые были представлены на Московском авиашоу в 1992. Сама Х-65 была показана впервые в 1993 (в
феврале — Абу-Даби, а в сентябре — в Жуковском и Нижнем Новгороде).

    Ракета, Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с
истребителей-бомбардировщиков, соответственно с роторных пусковых устройств типа МКУ-6-5 или ординарных балочных пусковых устройств. Пуск Х-65 может производится с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/ч.

    Система управления Х-65 инерциальная с коррекцией по рельефу местности.

    Ракета Х-65 проходила испытания с конца 80-х гг., но данных об ее принятии на вооружение нет.

    Для поражения надводных кораблей с эффективной поверхностью рассеивания 300 м2 в условиях сильного электронного
противодействия на базе Х-55 создана противокорабельная ракета Х-65СЭ. По своим характеристикам она отличается от Х-65 лишь дальностью стрельбы
(250 км при запуске на малых и 280 км — на больших высотах) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг.

    Самолет-носитель (Ту-22М3 или другой) может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км со скоростью
540-1050 км/ч по морской цели, координаты которой известны лишь ориентировочно. Пуск ракеты осуществляется по принципу «выстрелил и забыл».
В заданный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета увеличивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, пока не захватит цель.

    Ракета Х-65СЭ экспонировалась на выставке МАКС-97. Данных о принятии ее на вооружение нет.



























Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-65 Х-65СЕ
Обозначение NATO AS-15 «Kent» (?)  
Год середина 80-х 1992 (?)
Тип ГСН инерциальная + коррекция по рельефу местности инерциальная + активная радиолокационная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 6,04
Размах крыла, м 3,1
Диаметр корпуса, м 0,514
Стартовый вес, кг 1250
Тип боеголовки фугасная или кассетная фугасно-кумулятивная
Масса БЧ, кг   410
Силовая установка
Двигатель ДТРД
Летные данные
Скорость, км/ч (м/с; М=) 840 (260; 0,77)
Скорость пуска, км/ч 540 — 1050
Высота пуска, м 100-12000
Дальность пуска, км 500-600 250-280
Высота полёта на маршевом участке траектории, м 40-110



Источники информации:


  • «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  • Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР / С.Мороз, С.Попсуевич, 2001 /
  • AS-15 KENT / FAS/
  • Missiles / aviation.ru /

testpilot.ru

КР Х-65

    В середине 1980-х гг.в МКБ «Радуга» на базе КРВБ
Х-55 была создана крылатая ракета, оснащенная обычной боевой частью (фугасной или кассетной).
Она получила обозначение Х-65.

    Ее летно-технические данные впервые были представлены на Московском авиашоу в 1992. Сама Х-65 была показана впервые в 1993 (в
феврале — Абу-Даби, а в сентябре — в Жуковском и Нижнем Новгороде).

    Ракета, Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с
истребителей-бомбардировщиков, соответственно с роторных пусковых устройств типа МКУ-6-5 или ординарных балочных пусковых устройств. Пуск Х-65 может производится с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/ч.

    Система управления Х-65 инерциальная с коррекцией по рельефу местности.

    Ракета Х-65 проходила испытания с конца 80-х гг., но данных об ее принятии на вооружение нет.

    Для поражения надводных кораблей с эффективной поверхностью рассеивания 300 м2 в условиях сильного электронного
противодействия на базе Х-55 создана противокорабельная ракета Х-65СЭ. По своим характеристикам она отличается от Х-65 лишь дальностью стрельбы
(250 км при запуске на малых и 280 км — на больших высотах) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг.

    Самолет-носитель (Ту-22М3 или другой) может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км со скоростью
540-1050 км/ч по морской цели, координаты которой известны лишь ориентировочно. Пуск ракеты осуществляется по принципу «выстрелил и забыл».
В заданный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета увеличивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную головку самонаведения, пока не захватит цель.

    Ракета Х-65СЭ экспонировалась на выставке МАКС-97. Данных о принятии ее на вооружение нет.

























Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-65 Х-65СЕ
Обозначение NATO AS-15 «Kent» (?)  
Год середина 80-х 1992 (?)
Тип ГСН инерциальная + коррекция по рельефу местности инерциальная + активная радиолокационная
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 6,04
Размах крыла, м 3,1
Диаметр корпуса, м 0,514
Стартовый вес, кг 1250
Тип боеголовки фугасная или кассетная фугасно-кумулятивная
Масса БЧ, кг   410
Силовая установка
Двигатель ДТРД
Летные данные
Скорость, км/ч (м/с; М=) 840 (260; 0,77)
Скорость пуска, км/ч 540 — 1050
Высота пуска, м 100-12000
Дальность пуска, км 500-600 250-280
Высота полёта на маршевом участке траектории, м 40-110

Источники информации:

  • «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  • Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР / С.Мороз, С.Попсуевич, 2001 /
  • AS-15 KENT / FAS/
  • Missiles / aviation.ru /

testpilot.ru

Ракеты семейства Х-55. Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты

Ракеты семейства Х-55

К эскизному проектированию малогабаритной низколетящей стратегической крылатой ракеты приступили в МКБ «Радуга» еще в 1971 г. Полномасштабная же разработка Х-55 началась в середине 1976 г.

По назначению ракета Х-55 аналогична американской крылатой ракете AGM-86B, но имеет принципиально иную конструкцию.

Аэродинамическая схема нормальная самолетная со складывающимся прямым крылом. Длина ракеты около 6 м. Максимальный диаметр фюзеляжа 0,51 м Размах крыла 3,1 м. Стартовый вес около 1250 кг. Вес боевой части 410 кг. Мощность спецзаряда 200-250 кт. Турбореактивный двухконтурный двигатель с тягой 500 кг подвешен под фюзеляжем в задней части ракеты.

Маршевая скорость ракеты около 840 км/ч. Маршевая высота полета 40-110 м. Дальность стрельбы до 2500 км.

Система управления инерциальная с коррекцией по рельефу местности.

В середине 70-х годов в ОКБ Туполева был разработан проект переделки противолодочного самолета Ту-142М в стратегический ракетоносец Ту-142МС, который предполагалось оснастить двумя многопозиционными катапультными установками МКУ-6-5 для подвески двенадцати крылатых ракет Х-55. Но сложности с обеспечением приемлемой центровки, а также большой объем необходимых доработок заставили отказаться от этого варианта, было решено разместить на самолете только одну МКУ-6-5 на шесть ракет. Этот проект послужил базой для нового самолета Ту-95МС с одной установкой МКУ-6-5 и дополнительными ракетами Х-55 под крылом.

Крылатая ракета Х-65

Протиеорадиолокационная ракета Х-58Э

Переоборудование первого самолета Ту-142МК в Ту-95МС было закончено в сентябре 1979 г В его грузо- отсеке установили одну роторную МКУ-6-5У (вес пустой установки 1550 кг).

Первый полет опытный самолет Ту-95МС совершил в сентябре 1979 г., а через два года Ту-95МС был запущен в серию. Официально самолет Ту-95МС с ракетой Х-55 принят на вооружение 31 декабря 1983 г.

На вооружение наших ВВС поступили два типа носителей ракет Х-55: Ту-95МС-6 с шестью ракетами на МКУ-6-5У и Ту-95МС-16 с шестью ракетами на МКУ-6- 5У и десятью ракетами на внешней подвеске. Две катапультные установки, несущие по три ракеты, размещались на ближних к фюзеляжу крыльевых пилонах, еще две установки, на две ракеты каждая, крепились к внешним пилонам. Согласно договору ОСВ-2, ограничивающему общее количество ядерных боеголовок на всех видах носителей, все подкрыльевые катапультные установки на Ту-95МС-16 были демонтированы.

На базе ракеты Х-55 в МКБ «Радуга» была создана ее модификация Х-55СМ. Основное отличие Х-55СМ от базовой модели – дополнительные топливные баки, размещенные симметрично по обе стороны фюзеляжа. Стартовый вес ракеты увеличился до 1,5-1,7 т, а максимальный диаметр фюзеляжа – до 0,77 м. Дальность стрельбы возросла с 2500 до 3000 км. Остальные данные близки к базовой модели.

В 1987 г. начали поступать в эксплуатацию бомбардировщики Ту-160 с ракетами Х-55СМ. На каждом Ту-160 размещено по 12 ракет Х-55СМ на двух пусковых устройствах МКУ-6-5У. Кроме того, ракеты Х-55СМ могут нести и бомбардировщики Ту-95МС-16.

В середине 80-х годов в МКБ «Радуга» на базе Х-55 была создана крылатая ракета, оснащенная обычной БЧ (фугасной или кассетной). На выставке «МАКС-93» эта ракета экспонировалась под индексом Х-65.

Ракета Х-65 может применяться как со стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160, так и с истребителей-бомбардировщиков, соответственно с роторных пусковых устройств типа МКУ-6-5 или ординарных балочных пусковых устройств. Пуск Х-65 может производиться с высоты до 12 км при скорости самолета-носителя 540-1050 км/ч.

Система управления Х-65 инерциаяьная с коррекцией по рельефу местности.

Длина ракеты Х-65 – 6,04 м, максимальный диаметр фюзеляжа 0,514 м, размах крыла 3,1 м. Маршевая скорость полета ракеты около 840 км/ч. Высота полета 40- 110 м. Дальность стрельбы 500-600 км.

Ракета Х-65 проходила испытания с конца 80-х годов, но данных о ее принятии на вооружение нет.

Для поражения надводных кораблей с эффективной поверхностью рассеивания 300 м
2на базе Х-55 создана противокорабельная ракета Х-65СЭ По своим характеристикам она отличается от Х-65 лишь дальностью стрельбы (250-280 км) и системой управления. Боевая часть ракеты кумулятивно-фугасная весом 410 кг.

Самолет-носитель (Ту-22МЗ или другой) может осуществить пуск ракеты Х-65СЭ с высоты от 0,1 до 12 км со скоростью 540-1050 км/ч по морской цели, координаты которой известны лишь ориентировочно. Пуск ракеты осуществляется по принципу «выстрелил и забыл». В заданный район ракета летит на малой высоте, управляясь инерциальной системой наведения. В предполагаемом месте нахождения цели ракета увеличивает высоту полета и начинает барражировать, включив бортовую активную радиолокационную ГСН, пока не захватит цель.

Ракета Х-65СЭ экспонировалась на выставке «МАКС-97» Данных о принятии ее на вооружение нет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Стратегическая крылатая ракета Х-55. — Российская авиация

Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500, изделие 120).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1976 г.
Начало серийного производства: 1980 г.
Принятие на вооружение: 1983 г.

Х-55 — дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета большой дальности (КРБД) воздушного базирования, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Проектирование ракетного комплекса с ракетой Х-55 начато по Постановлению Совмина СССР от 8 декабря 1976 года в МКБ «Радуга», главный конструктор — И.С.Селезнев.

С 1968 года по 1970 год ГосНИИАС проведена НИР «Эхо» в результате которой установлено, что применение относительно недорогих дозвуковых крылатых ракет большой дальности с ядерными боевыми частями за счет скрытности и увеличения точности, в условиях системы ПВО вероятного противника может быть весьма эффективно. Система ПВО противника могла быть преодолена за счет массированности применения КР с эшелонированием налета по времени. Скрытность таких КР могла достигаться за счет размера, конструктивных особенностей, а так же за счет низковысотного полета с огибанием рельефа местности. После активизации в 1975 году работ по КРБД воздушного базирования ALCM в США руководством Министерства обороны СССР было принято решение о создании подобного ракетного комплекса.

Сборка опытных образцов ракет «изделие 120» начата Дубнинским машиностроительным заводом в начале 1978 года. Позже, из-за загрузки завода другими заказами, начат перевод производства ракет на Харьковское Авиационное Промышленное Объединение. На первом этапе в ХАПО велось производство отдельных агрегатов, которые передавались для сборки в Дубну.

Макет первого варианта изделия 120.

Первый вариант ракеты «изделие 120» создавался с учетом того, что ракеты будут размещаться в фюзеляже носителя на многопозиционной катапультной установке. Таким образом сечение ракеты в транспортном положении позволяло максимально использовать доступный объем отсека самолета-носителя. Позже, из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота КР Х-55 и конструкция последней была изменена — в транспортном положении ракета по сечению была вписана в габариты торпедного аппарата калибра 533 мм.

Испытания крылатой ракеты велись на полигоне 929-го ЛИЦ НИИ ВВС СССР во Владимировке (Ахтубинск). Первые два экспериментальных пуска были неудачными.

В марте 1978 года по решению министра авиационной промышленности В.А.Казакова начата подготовка серийного производства ракеты Х-55 на Харьковском Авиационном Промышленном Объединении (ХАПО). Производство развертывалось в цехе № 85 ХАПО под руководством А.К.Мялицы. В декабре 1979 года собран первый полноценный фюзеляж ракеты. Первая серийная ракета, полностью изготовленная на ХАПО, передана заказчику 14 декабря 1980 года. Всего для испытаний в течение 1981 года в Дубне и на ХАПО выпущено 40 ракет Х-55.

 Крылатая ракета Х-55 в сборочном цеху ХАПО.

Совместные испытания ракет и носителей проводились на базе трассово-измерительного комплекса полигона 929-го ЛИЦ НИИ ВВС (Ахтубинск). Опытный самолет-носитель Ту-95М-55 (ВМ-021) совершил первый полет 31 июля 1978 года.
Первый пуск Х-55 выполнен 23 февраля 1981 года. До конца 1981 года с носителя Ту-95М-55 выполнено 10 пусков Х-55, а всего в ходе первого этапа летных испытаний выполнено 12 пусков ракет. Один из пусков был неудачным из-за отказа генератора энергосистемы ракеты.
3 сентября 1981 года выполнен зачетный пуск с первого серийного Ту-95МС. С марта 1982 года в испытаниях в Ахтубинске принимал участие второй серийный Ту-95МС. Испытания КРБД Х-55 завершены в декабре 1982 года.

Ракетоносец Ту-95МС.

Ракетный комплекс воздушного базирования, включающий носитель Ту-95МС и крылатые ракеты Х-55, принят на вооружение 31 декабря 1983 года. Производство Х-55 с ХАПО передано на Кировский машиностроительный завод. Производство агрегатов Х-55 было развернуто также на Смоленском авиазаводе.

Наименование ракет типа РКВ-500 использовалось при переговорах по ОСВ между СССР и США. На западе ракета Х-55 получила обозначение AS-15 «Kent».

Конструкция.

Первый вариант ракеты, «изделие 120» — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися под фюзеляж крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты в транспортном положении в сечении оптимизирована для размещения на многопозиционной ПУ («барабане»). Двигатель размещается в фюзеляже и выдвигается из фюзеляжа на пилоне вниз перед пуском. Оперение цельноповоротное, киль складывается набок.
Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — острый нос, сложный профиль сечения, размещение крыльев под фюзеляжем в сложенном положении, минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Возможно, обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита (как у более позднего стандартного варианта ракеты).

Базовый вариант ракеты, Х-55 — нормальной аэродинамической схемы, со складывающимися в разрез фюзеляжа (в топливный бак) крыльями и складывающимся оперением. Конструкция ракеты оптимизирована в т.ч. для использования из торпедного аппарата калибра 533 мм. Это вызвано тем, что из-за задержки с созданием аналогичной КР КС-122 для ВМФ ОКБ «Новатор», рассматривалась возможность постановки на вооружение Флота.

Компоновочная схема ракеты Х-55.

Плоскости крыла складываются в фюзеляж, помещаясь одна над другой. При выпуске плоскости оказываются на разной высоте относительно строительной горизонтали изделия, фиксируются с разными углами установки, из-за чего в полетной конфигурации ракета становится асимметричной. Хвостовое оперение выполнено складным — все его поверхности являются рулевыми цельноповоротными, причем консоли шарнирно ломаются дважды. Киль поначалу складывался набок (первый вариант изделия 120), но затем консоли унифицировали и на киле появился еще один дополнительный шарнир. Для сокращения общей длины убирающимся сделали и хвостовой кок, складывавшийся «гармошкой». Стягивавшая его нихромовая проволока при сбросе пережигалась электрическим импульсом, и кок расправлялся пружиной. Двигатель выдвигается вниз под действием толкателя пиропатрона, после чего открывающиеся створки люка закрывают проем обжимая пилон двигателя. Пиротехническими толкателями также распахивались консоли крыла и оперения, причем эти механизмы работали при высоких давлениях до 350 атм., буквально выбрасывая агрегаты наружу, где те удерживались фиксаторами.

Проекции Х-55. Схема.

Подвеска ракеты под носитель осуществлялась на 4 разнесенных по конструкции бугеля, что позволяло облегчить силовой набор конструкции ракеты. Фюзеляж ракеты был выполнен полностью сварным из сплава АМГ-6. Конструкция крыла выполнялась из композиционного материала состоявшего из кремнийорганической ткани и спецсмолы К-1-70.

Конструкция фюзеляжа оптимизирована для снижения радиолокационной заметности — щели закрываются крышками, на поверхности минимальное количество отверстий и выступающих элементов. Обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена из специальных радиопоглощающих материалов на основе кремнийорганического композита.

Бортовая система управления БСУ-55 — инерциальная с использовнием БЦВМ для коррекции маршрута полета в районах коррекции по цифровой матрице высот района коррекции (экстремальная навигация). На участках коррекции радиовысотомер ракеты определяет текущую высоту рельефа местности и сравнивает с имеющейся в памяти цифровой матрицей высот участка коррекции — таким образом определяется местоположение ракеты на учатске коррекции и система управления ракеты корректирует маршрут полета до следующего участка коррекции. Система управления ракеты обеспечивает стабилизацию по трем осям, отработку заданной программы маршрута, удержание скоростного и высотного режимов полета с выполнением заданных маневров уклонения от перехвата. Контроль скорости и ускорений осуществляется доплеровским измерителем скорости и сноса.
Система управления комплекса вооружения на борту носителя обеспечивает получение точных координат носителя в момент пуска, ввод полетного задания и выставку гироинерциальных платформ крылатых ракет.

Проектированием двигателя для крылатой ракеты нового типа изначально занялись МНПО «Союз» (г. Москва), омское МКБ и НТК им. Н.Д.Кузнецова (г. Куйбышев). Кроме ТРДД рассматривался и вариант силовой установки с винтовентиляторными толкающими винтами. Выбор был сделан в пользу разработки МНПО «Союз».

Малогабаритный ТРДД Р-95-300 (изделие 95, Р-95ТМ-300) тягой 400 кг. Двигатель разработан МНПО «Союз», главный конструктор — О.Н.Фаворский. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина). Двигатель является ТРДД с кольцевой камерой сгорания. Компрессор низкого давления — двухступенчатый вентилятор, компрессор высокого давления — семиступенчатый осевой компрессор. Маслосистема автономная. Запуск ТРДД осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. Для выполнения полетной программы и регулирования Р-95-300 оборудован современной автоматической электронно-гидромеханической системой управления и встроенным электрическим генератором РДК-300 мощностью 4 кВт.
ТТХ двигателя:
Статическая взлетная тяга, кг: 300-350
Длина, мм: 850
Диаметр, мм: 315
Масса, кг: 95
Весовая отдача, кгс/кг: 3,68
Степень двухконтурности: 2
Степень сжатия компрессора: 8,5
Удельный расход воздуха, кг/кгс в час: 0,785
Топливо: Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)

ТРДД Р-95ТМ-300 на выставке «Двигатели-2008».

Так как полёт на максимальную дальность продолжается несколько часов, для питания аппаратуры ракеты не подходят одноразовые аккумуляторные батареи. На двигателе ракеты установили электрогенератор РДК-300 мощностью 4 кВт.

Компактная термоядерная БЧ специально разработанная для применения на КРБД типа Х-55 мощностью 200 Кт. Разработчик — ВНИИА, главный конструктор — А.А.Бриш. Вероятно, из-за удачной конструкции ядерная БЧ этого типа была использована так же на аэробаллистической ракете Х-15.

Модификации:
— Х-55 (изделие 120) — первый опытный вариант крылатой ракеты, оптимизированный по конструкции для размещения на многопозиционной катапультной установке в фюзеляже самолета-носителя.
— Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — серийная крылатая ракета большой дальности оптимизированная по конструкции для размещения в торпедном аппарате.
— Х-55ОК (изделие 121) — опытная крылатая ракета большой дальности с системой управления с использованием оптической корреляции текущего изображения местности с эталонной фотоматрицей участка коррекции маршрута полета. Разработка 1987 года.
— Х-55М (изделие 124) — проект модернизации крылатой ракеты большой дальности.
— Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — крылатая ракета с увеличенной дальностью полета. Оборудована накладными (конформными) топливными баками. Принята на вооружение в 1987 году. Масса топлива в дополнительных конформных баках — 260 кг.
— Х-65 (Х-65СЭ) — проект КРБД с неядерной БЧ. Вероятно, не реализован, но в 1990-е годы неоднократно показывался на выставках военной техники. Так же как и Х-55СМ ракета оснащена конформными топливными баками. Впервые ракета показана на московском авиасалоне в 1992 году, а в 1993 году была показана на выставке вооружений в Абу-Даби (ОАЭ).
— Х-555 — серийная крылатая ракета большой дальности с неядерной боевой частью и улучшенной системой наведения. Конструктивно подобна ракете Х-55СМ. Летные испытания ракет Х-555 проводились в ГЛИЦ им.Чкалова в Ахтубинске в 2002 году. Завершающие пуски Государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 году, выполнены 16.08.2005 г. по полигону Пембой (Воркута) с самолетов Ту-160 «Павел Таран», «Александр Голованов» и «Александр Молодчий». Масса топлива в дополнительных конформных баках — 220 кг.

ТТХ:

Модификация: Х-55 (РКВ-500А) / Х-55СМ (РКВ-500Б)
Длина, м: 8,09 / 8,09
Размах крыла, м: 3,1 / 3,1
Диаметр корпуса, м: 0,514 / 0,77
Стартовый вес, кг: 1700 / 1700
Тип боеголовки: специальная (200 кт)
Масса БЧ, кг: 410
Скорость, м/с (М=): 260 (0,48-0,77)
Дальность пуска, км: 2500 / 3000
Высота пуска, м: 200-12000
Высота полёта на маршевом участке траектории, м: 40-110
Носители: Ту-95М-55, Ту-95МС, Ту-160.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55.

Крылатая ракета Х-55СМ на авиабазе Энгельс.

Ракеты Х-55СМ около ракетоносца Ту-160. Авиабаза Энгельс.

Х-55СМ запущенная с носителя Ту-95МС во время учений «Восток-2014». Сентябрь 2014 г.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Крылатая ракета Х-65 на авиасалоне.

Применение ракеты Х-555 по целям в Сирии с самолета-носителя Ту-95МС.

Х-55. Рисунок 1.

Х-55. Рисунок 2.

Х-55. Рисунок 3.

Проекции Х-55СМ. Схема.

Проекции Х-65. Схема.

.

.
Список источников:
Наука и техника. №2 за 2010 г. В.Марковский, К.Перов. Крылья судного дня. Авиаракетный комплекс Х-55.
Авиация и космонавтика № 9 за 2005 г. В.Марковский. Авиационные крылатые ракеты.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

555 — это… Что такое Х-555?

Технические характеристики КР
Х-55СМ
Система наведения инерциальная с коррекцией
Двигатель ДТРД Р95-300
Длина 8,09 м
Диаметр корпуса 0,77 м
Размах крыльев 3,1 м
Стартовая масса 1700 кг
Скорость полёта 0,48-0,77 М
Максимальная дальность пуска 4500 км
КВО 150 м
Боевая часть ядерная, 200 кт
Масса боевой части 130[1] кг

Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent») — советская (российская) стратегическая крылатая ракета большой дальности.

Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.

Рассчитана исключительно для нанесения ядерных ударов.

Носителями Х-55 являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160.

Ракета разработана в Дубненском МКБ «Радуга» под руководством И. С. Селезнёва.

Ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины

История

В 1971 году с инициативой о создании новой, малогабаритной, низковысотной дозвуковой крылатой ракеты с ядерной боевой частью дальнего радиуса действия выступило руководство МКБ «Радуга». Несмотря на первоначальное неприятие, в 1976 году правительство СССР приняло постановление о срочном создании такого ракетного комплекса. МКБ «Радуга» было поручено разработка таких ракет для авиации, которая получила обозначение Х-55. Сборка первых экспериментальных образцов «изделия 120» начались в Дубне уже в начале 1978 года. Но из-за высокой загрузки дубнинского производства выпуском Х-22, было принято решение о развёртывании производства Х-55 на Харьковском авиапромышленном объединении (ХАПО). На первых порах там выпускались отдельные части ракеты, с передачей их на досборку в Дубну, но впоследствии был налажен выпуск изделия полностью.

25 декаря 1979 года, ввиду исключительной важности проекта ракеты Х-55 были приняты на вооружение, ещё до завершения испытаний. Первая серийная Х-55 из установочной партии, полностью собранная на ХАПО, была передана заказчику 14 декабря 1980 года. Носителем новых ракет было принято решение сделать самолёты Ту-160 и модернизированные Ту-95. Первый пуск серийной Х-55 был произведён 23 февраля 1981 года. Из первых 12 пусков только 1 закончился неудачей, из-за отказа электрогенератора ракеты. Испытания проводились на полигоне 929-го ГЛИЦ и на базе НИИАС в Фаустово. Освоение нового комплекса было начато в 1223 тбап в Семипалатинске. Уже в феврале 1983 полк начал отработку запуска ракет.

31 декабря 1983 г. комплекс воздушного базирования в составе Х-55 и самолёта-носителя Ту-95МС был официально принят на вооружение. В 1984 году на испытаниях была достигнута дальность 2500 километров, была подтверждена высокая точность этих ракет. В декабре 1986 производство Х-55 на ХАПО было свёрнуто и перенесено на завод им. ХХ партсъезда, г. Киров (ныне ОАО «ВМП «АВИТЕК»). Некоторые агрегаты также стали выпускаться на Смоленском авиазаводе.

Особенности конструкции

Ракета имеет металлический сварной корпус, большая часть внутреннего объёма которого представляет собой бак для топлива. Крылья, оперение и носовой обтекатель выполнены из композиционных материалов. Стабилизатор и крылья до пуска ракеты находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

ТТХ двигателя
Р95-300
Тяга 300—350 кг
Длина 850 мм
Диаметр 315 мм
Вес 95 кг

Двухконтурный ТРД Р95-300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающимся из корпуса перед пуском. Запуск двигателя осуществляется пиростартером.

При своих небольших размерах Р95-300 обеспечивает весовую отдачу 3,68 кгс/кг, что соответсвует весовой отдаче ТРД боевых самолётов. Двигатель имеет автоматическую электронно-гидравлическую систему управления, обеспечивающую изменение его режимов и регулировку тяги в процессе полёта ракеты.

Ракета Х-55 оснащена автономной автокорреляционной инерциальной системой наведения с корректировкой траектории по рельефу местности. Закладываемая в ракету перед пуском программа полёта содержит цифровую эталонную карту рельефа местности по маршруту. В процессе полёта бортовая система управления БСУ-55 обеспечивает сравнение этой карты с реальными показаниями высотомера и выдачу при необходимости соответствующих команд на корректировку курса. Помимо функций автопилота и коррелятора в БСУ-55 также заложена возможность выполнения ракетой манёвров для противодействия перехвату.

Модификации

Ракета Х-55 авиационного базирования существует в следующих модификациях:

  • Х-55 (изделие 120, РКВ-500А) — базовый вариант;
  • Х-55ОК (изделие 121) — модификация, оснащённая оптическим коррелятором, обеспечивавшим корректировку траектории ракеты на основе эталонного изображения местности;
  • Х-55СМ (изделие 125, РКВ-500Б) — вариант с увеличенной за счёт установки накладных конформных баков дальностью полёта;
  • Х-65 — тактическая модификация Х-55 с неядерной боевой частью;
  • Х-555 — глубокая модификация ракеты Х-55 повышенной точности. Оснащается боевой частью с обычным взрывчатым веществом массой 350кг[1].

Существуют и другие варианты Х-55, предназначенные для применения без использования авиации:

  • РК-55 (по классификации НАТО — SSC-X-4 «Slingshot») — крылатая ракета наземного базирования. К октябрю 1988 года все комплексы этого типа были уничтожены в рамках выполнения договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности;
  • С-10 «Гранат» (по классификации НАТО — SS-N-21 «Sampson») — крылатая ракета морского базирования.

Современное состояние

По состоянию на 2008 год двигатели для ракет Х-55 (а также для Х-35 и Х-59) выпускает украинское предприятие Мотор Сич.[2]

Литература

  • Марковский В. Авиационные крылатые ракеты // Авиация и космонавтика. — 2005. — № 9 — 1682-7759
  • Мороз С. Г. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР. — М.: Майор, Пилот, 2001
  • Городейко Ю. В. и др. Военная авиация. — Мн.: Попурри, 1999. — Т.2 — ISBN 985—438-348-2

См. также

Ссылки

Источники

  1. 1 2 nvo.ng.ru, «Крылатая ракета, испытанная президентом», 26 августа 2005
  2. Россия хочет выпускать ракеты без Украины, news.bbc.co.uk, 16 июня 2008

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Насос Х 65-50-160Т-С

Химические насосы серии «Х» центробежные горизонтальные одноступенчатые консольные. Предназначены для перекачивания химически активной рабочей жидкости, а также нейтральной жидкости с характеристиками:

Плотность — менее 1850 кг/куб. м
Вязкость — до 30*10-6 кв.м/с
Содержание твердых фракций размером до 0,2 мм
Объемная концентрация твердых фракций — до 0,1%
Температура рабочей жидкости, в зависимости от типа исполнения насоса:
«Д» от 0 С до +90 С;
«Л» от 0 С до +70 С;
«К», «Е», «И» от -40 С до +120 С

Особенность насосов серии «Х» — возможность их обслуживания без отсоединения самого корпуса насоса от всасывающего и напорного трубопроводов. Данная особенность значительно сокращает время обслуживания насоса, упрощает процедуру диагностики и планово-предупредительного ремонта на объекте.
Подвод рабочей жидкости происходит посредством трубопровода, находящегося строго по оси вала насоса. Отвод – вертикально вверх.
Привод насоса от электродвигателя осуществляется посредством упругой муфты. Насосы могут комплектоваться с проставком между полумуфтами насоса и двигателя. При наличии проставки повторная центровка насоса с двигателем после монтажа не требуется.
Тип электродвигатели и его исполнение – в зависимости от условий работы насосного агрегата.

Маркировка насоса:
Х 50-32-125К-5,
Х – насос серии «Х»,
50 — диаметр патрубка, всасывающего рабочую жидкость мм
32 — диаметр патрубка насоса на выходе жидкости, мм
125 — номинальный диаметр рабочего колеса, мм,

К — исполнение насоса по материалу, из которого изготовлена проточная часть:
«К» — высоколегированная хромоникелевая нержавеющая сталь марки 12Х18Н9ТЛ;
«Е» — высоколегированная хромоникелемолибденовая нержавеющая сталь марки 12Х18Н12МЗТЛ;
«И» — высоколегированная хромоникельмолибденомеднистая нержавеющая сталь марки 07ХН25МДТЛ;
«Т» — титановый сплав марки ТЛ3 или ВТ1-0;
«А» — углеродистая сталь марки 25Л.
«Л» — кремнистый чугун марки ЧС15
«Д» — хромистый чугун марки ЧХ28 или ЧХ32 (обладает повышенными антикоррозийными свойствами)

5 — исполнение насоса по типу применяемого уплотнения вала:
Варианты уплотнения вала:
С — одинарное сальниковое уплотнение;
СД — двойное сальниковое уплотнение;
5 — одинарное торцовое уплотнение;
55 — двойное торцовое уплотнение.

Тип уплотнения характеризует также максимальный уровень давления жидкости на входе:
Уплотнение типа «С» и «СД» — 3,5 кгс/кв.см;
Уплотнение «5» — 3,5 кгс/кв.см;
Уплотнение «55» — 8 кгс/кв.см.

99-t.ru

Насос химический Х 65-50-125













Область применения химической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, пищевой, фармацевтической, косметической и в др
Тип насоса Х
Модель Х 65-50-125
Подача, м3/час 25
Напор, м.в.с. 20
Мощность двигателя, кВт 3,0 — 5,5
Частота вращения, об/мин 3000
Напряжение питания, В 380
Внутр. диаметр всас. патрубка, мм 65
Внутр. диаметр напор. патрубка, мм 50
Габаритные размеры, мм 1015х418х450
Масса, кг 175

 

Пример условного обозначения насосного агрегата типа 1Х 65-50-125а-А-55 УХЛ3.1, где:

  • 1 — порядковый номер модификации насоса;
  • Х — тип насоса – химический;
  • 65 — номинальный диаметр входного патрубка, мм;
  • 50 — номинальный диаметр выходного патрубка, мм;
  • 125 — условный диаметр рабочего колеса, мм;
  • а — вариант с подрезкой рабочего колеса пол наружному диаметру;
  • А — условное обозначение материала проточной части;
  • 55 (5,С) — тип уплотнения вала;
  • УХЛ — климатическое исполнение;
  • 3.1 — категория размещения агрегата при эксплуатации.

 

Насосы Х-серии относятся к перекачивающим агрегатам, используемым для откачивания как нейтральных, так и химически активных жидких сред. Насосы получили широкое практическое применение в промышленной отрасли и на бытовых объектах.

Эксплуатационные ограничения.

Купить насосы Х-серии нужно будет тогда, когда стоит задача перекачивания жидкостей, плотность которых не выше 1850 кг/м3, а вязкость составляет не более 30·10-6 м2/сек. В рабочей среде допускается присутствие твердых нерастворимых примесей с концентрацией менее 0,1% и размером не больше 0,2 мм. Зависимо от исполнения насоса может варьироваться температура рабочей среды:

 

  • исполнение «А» – Т= -40°С…+70°С;
  • исполнение «ХО» Т= до +250°С;
  • исполнения «К», «Е», «И» Т=-40°С…+120°С.

 

Особенности конструкции.

Насосы Х-серии включают в свой состав откачивающий узел и приводной механизм. Подвод перекачиваемой жидкости осуществляется с помощью трубопровода, который расположен в соответствии с осью вала насоса. Отвод жидкости реализуется посредством вертикального патрубка. Привод насоса реализуется посредством асинхронного или синхронного электродвигателя, который может иметь общепромышленное или взрывозащитное исполнение. Передача крутящего момента от электромотора к валу осуществляется посредством упругой муфты. Чтобы охладить подшипниковые узлы насоса используется проточная вода, которая подается через штуцера, имеющиеся в корпусе насоса.

po-nasko.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о