Х-27ПС («изделие 72») – противорадиолокационная ракета » Военное обозрение

В 1974 году совместно с Су-17М2 на вооружение фронтовой авиации приняли первую противорадиолокационную ракету Х-28. К сожалению, имея неплохие летные характеристики ракета, увы, отвечала поговорке о «первом блине» в том, что касалось эксплуатационных свойств и массогабаритных показателей. Использование жидкого топлива обеспечивало значительную дальность, однако затрудняло длительное хранение ракет в боеготовом состоянии, а также создавало предпосылки к происшествиям во время работ с высокотоксичными и агрессивными компонентами. Несмотря на то, что Су-17 мог поднять Х-28 в воздух, с учетом необходимости подвески контейнера с обеспечивающей ее применение аппаратурой радиотехнической разведки «Метель-А», данный комплект соответствовал предельным возможностям истребителя-бомбардировщика и мог использоваться для уничтожения относительно близких целей.

Конечно, уже в то время разрабатывалась более совершенная твердотопливная противорадиолокационная ракета Х-58. Но по массогабаритным показателям ракета была близка к Х-28 и больше подходила для фронтового бомбардировщика Су-24, чем для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17.


Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с управляемой ракетой Х-27ПС и контейнером «Вьюга»

В начале 70-х годов открылась перспектива создания пассивной ГСН, пригодной для установки на Х-25. Но задачу разработки противорадиолокационной ракеты невозможно было решить простой заменой лазерной головки самонаведения на пассивную радиолокационную. Использование ракет Х-23, Х-25 и Х-66 рассматривалось вне увязки с возможностями противодействующих средств противоракетной обороны противника. В связи с этим временной интервал между запуском ракеты и попаданием ее в цель не играл решающей роли.

При решении задачи по подавлению средств противовоздушной обороны противника характерной является дуэльная ситуация: или сбивается самолет, или уничтожается ЗРК. В момент появления самолета летящего на низкой высоте над радиолокационным горизонтом в зоне прикрытия ПВО противники практически одновременно обнаруживают друг друга. Пуск авиационных противорадиолокационных и зенитных ракет производился с минимальной задержкой. Для выживания самолетов требовалось, чтобы наземные средства наведения зенитных орудий были уничтожены до того, как они достигнут боевых порядков авиации. Поэтому противорадиолокационные ракеты должны были обладать более высокой скоростью, то есть по возможности лететь быстрее зенитных ракет противника.

Кроме скоростных характеристик ракет в дуэльной ситуации «самолет против зенитного комплекса», большое значение имеет максимальная дальность пуска. В отличие от изделий, созданных в калининиградском КБ ранее, на противорадиолокационные ракеты не накладывалось ограничений по дальности пуска равных 10 тыс. м. Ограничение определялось естественным пределом визуальной видимости цели.

Таким образом, разработка на базе ракеты Х-25 противорадиолокационной ракеты Х-27ПС (ПС — «пассивное самонаведение») кроме применения новой пассивной радиолокационной головки самонаведения предполагала повышение ее энергетических возможностей. Данный параметр решили увеличить за счет увеличения мощности двигательной установки. Первоначально Х-25 предполагалось оснастить дополнительным ускорителем, который размещался в хвостовой части. Однако проведя анализ боевой эффективности, стало ясно, что в этом случае скорость и дальность авиационной ракеты будут недостаточной для успешной борьбы с ЗРК имеющими относительно большую дальность стрельбы (например «Найк-Геркулес» и «Хок»). Даже при «работе» фронтовой авиации на небольших высотах, которые позволяют скрытно сблизиться с зенитными комплексами на дальность, меньшей дальней границы зоны поражения данных комплексов, скоростные зенитные ракеты большой мощности могут успеть поразить самолеты.

Компоновка управляемой ракеты Х-27ПС. Графика И. В. Приходченко

В результате приняли решение ограничить тип целей для ракет более массовыми и размещаемыми непосредственно в боевых порядках частей СВ маловысотными комплексами «Роланд» и «Кроталь». При этом оптимальным тех. решением оказалось увеличение энергетики основного РДТТ по времени работы и суммарному импульсу, а не применение ускорителя.

С учетом многообразия режимов и широкого диапазона работы радиолокационных станций вероятного противника для новой противорадиолокационной ракеты предусматривалось несколько модификаций головки самонаведения.

Аппаратура головки самонаведения обеспечивала пеленгацию радиолокационных станций противника не только по основному, но и по боковым лепесткам диаграммы направленности. Разработку головки самонаведения вели исходя из взаимодействия со станцией радиотехнической разведки «Вьюга», которая изначально была предназначена для обеспечения применения более мощной противорадиолокационной ракеты Х-58. Кроме того, в зависимости от расположения цели, дальности перед пуском и высоты полета обеспечивалась установка антенны на заданный угол по курсу и углу места.

Ракеты «воздух—земля» ранее созданные в калининградском ОКБ в силу особенностей систем наведения применяемых на них наводились на цели по траекториям, близким к прямолинейным. Угол подхода к цели при этом определялся в основном высотой полета носителя и дальностью пуска в этот момент. При подавлении радиолокационных средств противника включая станции наведения зенитных ракет фронтовая авиация, в большинстве случаев, действует с максимально возможного удаления и на предельно малых высотах.

При этом, в случае прямолинейного полета ракета подлетала бы к цели по траектории близкой к горизонтальной, однако прямое попадание в аппаратную кабину РЛС или антенный пост не гарантировалось, особенно если учесть такое явление как «ослепление» головки самонаведения в непосредственной близости от целей. Противорадиолокационная ракета без прямого попадания после полета по пологой траектории упала бы далеко за целью — радиолокационной станцией противника. Кроме того, при подходе к земле под малым углом во время подрыва боевой части подавляющее большинство поражающих элементов ушло бы или в грунт, или в небо, не причинив значительного ущерба противнику.


В связи с этим для противорадиолокационной ракеты необходимо было реализовать специальную траекторию в ходе которой имелся начальный маловысотный участок скрытного сближения, последующая отработка «горки» и пикирование на цель под углом от 20 до 30°. Для реализации такой траектории ракету пришлось оснастить автопилотом СУР-273. Автопилот совместно с головкой самонаведения обеспечивал наведение на цель даже при временных отключениях радиолокационной станции противника. Данный тактический прием операторов РЛС ЗРК был хорошо известен и широко применялся во время Вьетнамской войны при пусках американскими военными противорадиолокационных авиационных ракет «Шрайк».

Новый двигатель ПРД-276 обеспечивающий быстрый разгон, а также последующее поддержание высокой скорости полета на принципиально ином, высокоэнергетичном смесевом твердом топливе обеспечивал суммарный импульс, который в полтора раза превышал импульс использовавшегося ПРД-228. Полное время работы двигателя составило 11,5 секунд. Двигатель при этом был выполнен двухрежимным. На начальном уровне тяга составляла около 2 тонн и обеспечивала быстрый разгон ракеты. На пониженном маршевом режиме, обеспечивалась поддержка высокой средней скорости на траектории. Однако на начальном этапе летной отработки первые ракеты Х-27ПС были оснащены старым ПРД-228.

Решением РВПК подписанным 15 августа 1972 года для вооружения МиГ-23Б калининградскому КБ задавалась разработка на базе ракеты Х-25 противорадиолокационной Х-27ПС с дальностью до 30 тыс. м. при этом масса не должна была превышать 350 килограмм. Среднюю скорость полета на всю дальность установили на уровне 350 метров в секунду. Для ракеты предусматривалось сочетание пассивной радиолокационной ГСН и автономной системы управления. Аппаратура устанавливаемая на самолет должна была задавать курс на цель при полете носителя на больших высотах с точностью ±12°, а малых высотах – ±6°.

На гос. испытания требовалось представить ракету с головкой самонаведения в диапазоне А на МиГ-23Б в IV квартале 1974 года, а с головкой самонаведения в диапазоне А’ — на Су-17МБ и МиГ-21 в 1975 году. Тех. предложением по головкам самонаведения диапазонов В и С предусматривался выпустить в IV квартале 1972 года. Разработку ГСН диапазона А (ПРГС-1) поручили московскому ЦНИИРТ под руководством Н.А. Викторова, (позднее МКБ «Кулон», главный конструктор В.И. Павлюченко), а диапазона А’ (ПРГС-2) и проработки по головкам самонаведения в диапазонах В и С НПО «Автоматика» (Омск) под руководством главного конструктора А.С. Киричука. Эта же организация занималась разработкой подвесной самолетной станции радиотехнической разведки «Вьюга». Автопилот СУР-273 (автономная система управления) разрабатывался конструкторами Третьего Московского приборостроительного завода под руководством О.В. Успенского. Разработкой твердотопливного двигателя ПРД-276 вело московское ОКБ «Искра» (бывшее КБ-2 завода №81) под руководством главного конструктора И.И. Картукова (позже данную должность занял Ю.В. Куликов).

В дальнейшем кроме обозначения Х-27ПС употребляли и обозначение Х-27.

В 1972 году на ракету Х-27ПС рассмотрели проект ТТЗ, подготовили план-график разработки, выдали технические задания на основные элементы. Через два года появился эскизный проект и основная тех. документация. Тогда же под Х-27 диапазонов А и Б переоборудовали Су-17М2, под «Метель» и Х-27 – МиГ-23Б №501, МиГ-23Б №3321 переоборудовали для проведения автономных запусков Х-27ПС на начальном этапе отработки. К этому времени определили технический облик ракеты. В 1975 году ее макет представили госкомиссии.

В первом отсеке размещалась пассивная радиолокационная головка самонаведения и датчик контактного подрыва.

ГСН ПРГС-1ВП обеспечивала наведение на радиолокационные станции противника, которые работают в диапазоне А при непрерывном излучении. Головка самонаведения осуществляла избирательный захват одной из трех РЛС расположенных близко, переключаться с одной на другую, в случае временного прекращения излучения цели переключаться на другую РЛС или производить повторный захват, осуществлять приоритетный захват радиолокационной станции, которая работает в режиме наведения ракеты.

ГСН ПРГС-2ВП была предназначена для поражения импульсных радиолокационных станций, работающих в диапазоне А». Головка также обеспечивала разные режимы применения.

Второй, приборный, отсек предназначался для размещения аппаратуры СУР-71, которая включает блок управления БУ-41, а также блок БФКУ-42, служащий для организации полета по выбранной траектории, системы контактных датчиков СКК, рулевых приводов основных каналов ПГ-11, на внешней поверхности отсека размещались датчики рулей. Поскольку в передней части Х-27ПС размещалась довольно массивная головка самонаведения, для обеспечения маневренности необходимо было сдвинуть центр давления вперед. Для этого перед рулями были размещены небольшие неподвижные дестабилизаторы.

В третьем отсеке размещалась 90-килограммовая осколочно-фугасная боевая часть Ф-27 и предохранительно-исполнительный механизм И-255. С учетом обусловленного применением тяжелой головкой самонаведения снижения массы боевой части при отсутствии дополнительной боевой части конструкцию Ф-27 оптимизировали исходя из нанесения максимального урона антенным устройствам радиолокационных станций противника. Заряд боевой части насытили стальным крошевом, а для повышения поражающего действия обеспечивался воздушный подрыв неконтактным датчиком. Для противорадиолокационных ракет более предпочтительным оказалось использование лазерного взрывателя. В отличие от радиолокационного взрывателя он не создавал помех для работы пассивной ГСН и не оказывал своим излучением влияния, которое демаскирует поле ракеты.

В четвертом отсеке находился твердотопливный двигатель РДТТ-276М с контактами устройства запуска двигателя и узлами подвески.

В пятом отсеке размещались воздушный аккумулятор давления, силовой привод, пиросистема, блок распределения электроснабжения и ампульные батареи. На наружной поверхности размещался бортразъем.

Ракета предназначалась для уничтожения радиолокационных станций наведения зенитных ракет, а также станций орудийной наводки зенитной артиллерии. При скорости пуска от 160 до 410 метров в секунду дальность должна была составлять 25 тыс. м, при скорости 250 метров в секунду и высоте 50 метров лишь 6 — 10 тыс. м. Скорость ракет при полете на высотах от 50 м до 12 тыс. м должна была составлять от 160 до 850 м/с. Масса ракеты равнялась 300 кг. Масса осколочно-фугасной боевой части – 90 кг.

По результатам проработок предусматривалось осуществлять пуск с высоты 12 тыс. м на скорости 420 метров в секунду на дальности до 37 тыс. м. На этом этапе разработки дальность ограничивалась временем полета, которое обеспечивалось возможностями воздушного аккумулятора давления и ампульной батареи. При пуске на скорости 380 м/с со средних высот дальность снижалась до 30 тыс. м. Ракета на малых высотах тормозилась, дальность при пуске с высоты 50 метров составляла до 17 тыс. м. При круговом вероятном отклонении равном 10 метрам вероятность поражения цели оценивали как 0,7.

В 1975 году с МиГ-23БМ №3321 были проведены первые автономные пуски Х-27ПС оснащённые ПРД-228, заимствованным у Х-25. В тоже время с наземных стендов осуществлялись пуски ракет оснащенных ПРД-276. Позднее на самолет установили контейнер «Вьюга». Кроме того, под «Метель» и Х-27 оборудовали самолет МиГ-23БМ №2201. 8 августа 1975 года были начаты госиспытания ракеты с головкой самонаведения диапазона А. В 1976 году с МиГ-23БМ №3321 осуществляли телеметрические и автономные пуски по специальным РЛС мишеням, а МиГ-23БМ №2201 был задействован на совместных летных испытаниях.



12 октября были завершены пуски ракет диапазона А с самолетной аппаратурой «Метель» разработанной ранее для Х-28. В конце года самолет переоборудовали под «Вьюгу» для проведения этапа Б. 19 июня 1976 года гос. испытания возобновились. На данном этапе испытывались и ракеты с модификацией головкой самонаведения, предназначенной для уничтожения импульсных РЛС. 13 октября того же года завершился этап Б испытаний ракет диапазонов А и А’ на МиГ-23БМ №2201. Кроме того, к испытаниям противорадиолокационных ракет был подключен МиГ-23БК №362 оснащенный «Кайрой». В 1977 году – МиГ-27 №352 и МиГ-23БК №363. В 1979 году успешно провели контрольные испытания, используя МиГ-27М №92 оснащенный «Вьюгой».

Ракету приняли на вооружение 2 сентября 1980 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ракета обеспечивала поражение радиолокационных станций противника на удалении до 40 тыс. м. Максимальная скорость — 850 м/с, время полета — 90 с. При оснащении ракеты ГСН ПРГС- 1ВП и ПРГС-2ВП ее длина составляла 4,194 и 4,294 м соответственно, а масса — 301 и 303 кг. Для обоих вариантов диаметр корпуса – 275 мм, размах крыла —755 мм.

Источник информации:
Журнал «Техника и вооружение», «ЗВЕЗДА» СИЯЛА В КОРОЛЕВЕ Ростислав Ангельский

topwar.ru

Тактическая противорадиолокационная ракета X-27. — Российская авиация

Тактическая противорадиолокационная ракета X-27 («изделие 72», Х-27ПС).

Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1972 г.
Испытания: 1975-1976 гг.
Принятие на вооружение: 1980 г.

15 августа 1972 года вышло Решение № 221 Комиссии Президиума СМ СССР военно-промышленным вопросам, ставившее перед ОКБ КМЗ задание — создать легкую противорадиолокационную ракету для вооружения самолетов фронтовой авиации МиГ-21бис, МиГ-23Б, Су-7Б и Су-17М, предназначенную для поражения работающих РЛС ЗРК «Хок» и «Найк Геркулес», зенитно-артиллерийских комплексов, что должно было обеспечиваться сменными пассивными радиолокационными ГСН.

В ЦНИИРТ (Москва) под руководством Н.А.Викторова и в ЦКБ «Автоматика» (г. Омск) под руководством А.С.Киричука были созданы ПРГС, способные пеленговать РЛС-цели различного типа. Для увеличения дальности полета по сравнению с ракетами Х-23 и Х-25 был разработан двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе с суммарным импульсом в полтора раза выше, чем у ПРД-228 при тех же массогабаритных характеристиках.

На 3-м МПЗ по техническому заданию ОКБ «Звезда» был разработан автопилот СУР-73, котоый позволил в дальнейшем создать целое семейство управляемых ракет.

За базовую схему для новой ракеты, получившей обозначение Х-27ПС, взяли схему ракеты Х-25. На ней установили пассивную радиолокационную систему наведения, новый автопилот, позволявший ракете выполнять маневр «горка» для повышения ЛТХ и эффективности новой, фугасной боевой части, силовую установку из двух твердотопливных ракетных двигателей: основного двухрежимного ПРД-276 с суммарным импульсом 15500 кг/с и временем работы 6-10 с и дополнительного ПРД-277 с суммарным импульсом 5000 кг/с и временем работы 8-12 сек., размещавшегося в хвостовом отсеке на месте дополнительной части ракеты Х-25. В отличие от ПРД-228 на ПРД-276 и ПРД-277 применили новое смесевое топливо, имевшее более высокий удельный импульс. Предполагалось, что Х-27ПС при стартовой массе 350 кг будет иметь дальность до 55 км. Однако в процессе ОКР было решено отказаться от дополнительного двигателя, что упростило конструкцию ракеты, а выросшую у нее из-за более тяжелой ГСН продольную устойчивость удалось снизить за счет установки дестабилизаторов.

Заводские летные испытания, в ходе которых было выполнено 4 пуска программного варианта ракеты, оборудованного габаритно-массовым макетом ГСН, двигателем и доработанным до уровня Х-27ПС автопилотом ракеты Х-25, были проведены на самолете МиГ-23Б с 29 января по 18 февраля 1975 года. Они преследовали цель оценить работу контура стабилизации ракеты, определить ее аэродинамические, баллистические и динамические характеристики, действие на нее стартовых возмущений. В июле были проведены испытания двигателя ПРД-276. С 8 августа начались государственные совместные летные испытания (этап «А») ракеты Х-27ПС (изделие 721) с ГСН ПРГС-1ВП в составе вооружения доработанного самолета МиГ-27, оборудованного подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Метель-23/72», которые завершились 12 октября 1976 года. Входе них было выполнено 28 пусков ракеты Х-27ПС в различных вариантах комплектации для определения работоспособности систем ракеты и совместимости с оборудованием самолета. С 26 января по 8 июля 1977 года на самолете МиГ-27, оснащенном подвесным контейнером с аппаратурой управления ГСН «Вьюга», проведен этап «Б» государственных совместных испытаний (14 пусков), в ходе которых круговое вероятное отклонение составило 3,2 м. Вероятность поражения одной ракетой Х-27ПС (без учета надежности) работающей типовой зачетной цели — кабины РЛС П-20 (П-35) — характеризуется частотностью попадания в зону достоверного поражения 0,87.

По результатам государственных испытаний ракета Х-27ПС с ГСН ПРГС-1ВП была рекомендована в серийное производство. 19 июня 1977 года на самолетах МиГ-23БК, проходившем в то время летные испытания и МиГ-27 начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-27ПС (изделие 727) с ГСН ПРГС-2ВП, который планировалось завершить 30 декабря 1977 года. Однако после выполнения 8 пусков, в которых круговое вероятное отклонение составляло 1,8, причем в трех были зафиксированы прямые попадания, по предложению комплексной испытательной бригады 13 октября было принято совместное решение МАП, МРП и ВВС по завершению ГСЛИ опытной ракеты Х-27ПС с ГСН ПРГС-2ВП без проведения этапа «Б» испытаний.

По результатам государственных совместных летных испытаний было решено отказаться на серийных ракетах от неконтактного радиовзрывателя в ГСП ПРГС-1ВП из-за его низкой точности срабатывания и надежности.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 2 сентября 1980 года № 758-248 ракета Х-27ПС была принята на вооружение ВВС СССР. Ракета серийно выпускалась в 1977-1983 гг. Калининградским производственным объединением «Стрела».

Ракета Х-27ПС выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:

— планер. Выполнен в основном из алюминиевых сплавов и состоит из корпуса, четырех консолей крыла, на каждой из которых установлен элерон, и четырех рулей. Перед рулями для повышения управляемости ракеты дестабилизаторы. Корпус технологически делится на пять отсеков. Все детали конструкции имеют антикоррозийное покрытие;

— двигатель ПРД-276 (изделие 502-0), являющийся твердотопливным, однокамерным ракетным двигателем. Заряд смесевого топлива обеспечивает двухрежимную работу двигателя с повышенным уровнем тяги в течение первых двух секунд и не требует при своем производстве бронирования и механической обработки. Для воспламенения топлива используется воспламенитель В-287, унифицированный для восьми двигателей различного назначения и требующий герметичных условий. Благодаря использованию в конструкции корпуса двигателя высокопрочных сталей КВК-26 и КВК-32, вновь созданного материала ПДМ-2К, одновременно выполняющего функции теплозащитного покрытия и защитно-крепящего слоя, заливной конструкции заряда, двигатель ПРД-276 по сравнению с двигателем ПРД-228 ракет Х-66, Х-23, Х-25 имеет при практически равной массе почти в полтора раза больший суммарный импульс. Двигатель ПРД-276 имел суммарный импульс 17 200 кг/с, тягу за время 0,15-2,0 сек. более 2000 кг, время работы 5-11,5 сек., массу топлива 81 кг, массу снаряженную 122 кг;

— пассивную радиолокационную ГСН (ПРГСН). Ракета оснащается одной из двух ГСН: ПРГС-1ВП (Л077) или ПРГС-2ВП (Л015), идентичных между собой по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям. В обеих ГСН используются фазовый метод пеленгации и подвижная стабилизированная антенна.

Проекции Х-27ПС. Схема.

Компоновка ракеты предусматривает сборку, стыковку, а также технологическую взамозаменяемость ее агрегатов и отсеков, что достигается размещением аппаратуры в виде отдельных блоков:
1-й отсек — ГСН. На ее корпусе в плоскости рулей установлены дестабилизаторы;
2-й отсек — отсек управления, где размещены блоки БУ-42-01 и БФКУ-79, два пневмопривода рулей ПГ-11 и система контактных датчиков СКД-24. Снаружи отсека установлены две пары рулей и чека предохранительного механизма ПМ-68;
3-й отсек — боевая часть. В передней части отсека расположен исполнительно-предохранительный механизм И-255;
4-й отсек — двигатель. На корпусе двигателя располагаются узлы подвески под носитель и дополнительные узлы крепления крыла;
5-й отсек — отсек энергообеспечения, где размещаются пневмоблок, ампульная химическая батарея, блок питания БП-72, элементы электроавтоматики, пневмопривод ПГ-10. Снаружи отсека расположены основные узлы крепления консолей крыла, а в верхней части располагается разъем для электросвязи с носителем. В задней части отсека находится разъем безопасности.

Внизу снаружи под отсеками ракеты имеется гаргрот, в котором проложены воздушная трубка и электрожгут из 5-го отсека во 2-й.

Х-27ПС. Компоновочная схема.

Ракета Х-27ПС предназначена для поражения РЛС и входит в систему управляемого ракетного вооружения, которая включает:
— одну-две ракеты Х-27ПС;
— авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ;
— подвесной съемный контейнер с аппаратурой «Вьюга» (или «Вьюга-17») для управления работой ГСП ракет;
— средства индикации и управления в кабине летчика;
— наземное контрольно-проверочное оборудование.

Аппаратура «Вьюга» разработки ПО «Автоматика» (г. Омск) предназначена для управления работой головок самонаведения ракет на подвеске, подготовки к пуску ракет по работающим РЛС, выдачи в автопилот ракеты команд и сигналов для формирования траектории полета, определения дальности до цели и нахождения самолета в зоне разрешенного пуска. Она обеспечивает:
— одновременную подготовку к пуску двух ракет одного типа с ГСН одного литера;
— управление антенной системой ГСН по курсу;
— установку антенной системы ГСН на расчетный угол в зависимости от высоты полета и тангажа самолета;
— определение по сигналам ГСН и датчика тангажа самолета текущего значения угла визирования захваченной РЛС-цели;
— определение при высоте полета более 5 км угла визирования, соответствующего минимальной и максимальной дальностям пуска;
— определение при высоте полета менее 5 км зоны возможных пусков интегрированием воздушной скорости от намеченного ориентира при известных координатах РЛС-цели;
— выдачу целеуказания ГСН одной ракеты на угловые координаты РЛС-цели, захваченной ГСН другой ракеты;
— выдачу в автопилот ракеты тангажа самолета с учетом несоосности строительных осей ракеты и самолета;
— выдачу в СУВ информации для индикации летчику;
— совместную проверку работоспособности ГСН ракеты и аппаратуры «Вьюга». Система управляемого ракетного вооружения Х-27 используется истребителями-бомбардировщиками МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М4 и Су-17М3П.

Ракета Х-27ПС под крылом Су-17М3П.

Ракета Х-27ПС.

 Ракета Х-27ПС.

Тактика действий самолетов-носителей Х-27ПС сводится к минимуму пребывания в зоне поражения ЗУР комплексов «Хок» и «Найк Геркулес». Подготовка ракеты к боевому применению осуществляется на позиции подготовки ППП-3У, укомплектованной аппаратурой контроля АКПА7-3УК. Применение ракеты возможно днем и ночью в любых метеоусловиях. Пуск одной или двух ракет по одной (или разным РЛС-целям), обнаруженной и захваченной ГСН ракеты, возможен с пикирования, кабрирования (до 20°) и горизонтального полета, после чего летчик разворачивает машину с максимальной перегрузкой и уходит из зоны поражения ЗУР атакуемого комплекса.

Возможности ракеты Х-27ПС постоянно проверялись при различных испытаниях, в ходе которых она демонстрировала свою высокую боевую эффективность. Так, на войсковых испытаниях, проведенных в сентябре 1981 года, было выполнено 8 пусков ракет Х-27ПС — 3 ракеты поразили цели прямым попаданием, а у 5 промах не превышал 6 м. По результатам всех испытаний в 37% пусков был зафиксированы прямые попадания.

Существенными недостатками ракеты Х-27ПС являются недостаточно высокие дальность пуска и среднетраекторная скорость полета, низкая помехозащищенность при прерывистой работе РЛС и наличии вблизи РЛС ложных источников излучения.

Модификации:
Х-27ПС («изделие 721») — с головкой ПРГС-1ВП (Л-077). Головка ПРГС-1ВП (Л-077) предназначена для наведения на цели с непрерывным узлучением диапазона частот А (РЛС ЗРК «ХОУК» и ЗРК «ХОУК» УС), позволяя пеленговать станции не только по основному лучу, но и по его боковым лепесткам диаграммы направленности. Обеспечивает обнаружение и наведение на одну из трёх РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим частотам; переключение наведения в полёте при выключении РЛС целеуказания на другую станцию на той же позиции; повторный захват при пропадании сигнала или смене несущей частоты; приоритетный захват РЛС подсвета как наиболее опасной; возможность перенацеливания и пуска по другой РЛС.

Х-27ПС («изделие 727») — с головкой ПРГС-2ВП (Л-015). Головка ПРГС-2ВП (Л-015) служит для атаки целей с импульсным излучением диапазона частот А’ (прежде всего РЛС ЗРК «Найк-Геркулес») и позволяет также селектировать сигналы РЛС по частоте повторения, выделяя их среди помех, и кратковременно запоминать положение РЛС при её выключении, продолжая следить в этой зоне.

ТТХ ракеты Х-27ПС (изделие 721/727):
Макс. дальность пуска, км:
-при максимальной высоте пуска: 40
-при минимальной высоте пуска: До 25
Мин. дальность пуска, км:
-при макс. высоте пуска: 18
-при мин. высоте пуска: 10
Диапазон высот пуска, км: 0,05…12
Диапазон скоростей пуска, км/ч: 700-1250
Скорость полета, м/с:
-максимальная: 880
-средняя (на дальности 25 км): 300-450
Время управляемого полета, с: 90
Располагаемая перегрузка, g: до 10
Точность (Екво), м: 7,5;
Размеры, мм:
-длина ракеты: 4194/4294
-диаметр ракеты: 275
-размах крыла: 755
Стартовая масса ракеты, кг: 310/311
Масса боевой части, кг: 88,5
Тип боевой части: Ф
Тип двигателя: РДТТ
Тип системы наведения: ПРГС
Условия применения: СМУ
Самолеты-носители: МиГ-27К, МиГ-27М, МиГ-27Д, Су-17М3П, Су-17М4.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Х-27 / Х-25П (AS-12 KEGLER)

Х-27 / Х-27ПС — AS-12 KEGLER
Х-25П 
Х-25МП (изделие 711 ?) / Х-25МПУ

 

Противорадиолокационная ракета. Принята на вооружение в 1974 г. (Х-27), в 1978 г. принята на вооружение Х-27ПС. Замена AS-9. Х-27 предназначалась для вооружения МиГ-23БК. Разработана и производилась на ГНПО «Звезда-Стрела». Х-25МП принята на вооружение до 1987 г. Ракета Х-25МПУ разработана специально для применения против ЗРК типа «Кроталь» и «Роланд». Ракеты применяются с пусковой установки АПУ-68УМ3. Данные по Х-25МП (по умолчанию).

 

Ракета Х-25МП на стенде «Мосаэрошоу-92»

 

Наведение — пассивная РЛС ГСН, аппаратура наведения «Вьюга» в контейнере БА-58 (на Су-17М3/М4), самонаведение включается по достижении ракетой угла пеленга на цель 27 град. (в вертикальной плоскости). Для разных диапазонов излучения РЛС противника применяются два типа координаторов (часть ГСН) — ПРГС-1ВП или ПРГА-2ВП.

 

Двигатель — РДТТ

 

Длина — 4353 мм (4194 мм)
Диаметр корпуса — 275 мм
Размах крыла — 810 мм (755 мм)
Масса — 320 кг (Х-25МП/МПУ)
Масса БЧ — 89,6 кг

 

Скорость:

— 900 м/с 
— 860 м/с (Х-25МП) 
— 850 м/с (Х-25МПУ)
Дальность действия:

— до 40 км (60 км)
— 3-40 км (Х-25МПУ)
КВО — 3-5 м

 

Боевая часть — обычная (фугасная)

Носители — МиГ-27/27БК (1 шт. под крылом и РЛС наведения в контейнере на подвеске, Х-27), МиГ-29М/К (до 4-х шт.), Су-17М3/М4, Су-24, Су-25.

Статус:
Россия — 1998 г. еще есть на вооружении, возможно снимается.

Проекции ракет Х-25П и Х-25МП

militaryrussia.ru

Авиационная тактическая ракета Х-25МЛ (изделие 713)

]]>]]>

Авиационная тактическая ракета Х-25МЛ с лазерной головкой самонаведения предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и переправ, малотоннажных судов, железнодорожных эшелонов и других целей.

Ракета Х-25МЛ, входящая в состав модульного ряда тактических ракет «воздух-земля» Х-25М,разработана ОКБ «Звезда» в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 1978г.

Идея создания семейства ракет Х-25М родилась из опыта разработки и серийного производства предыдущего поколения управляемого ракетного вооружения, созданного коллективом этого конструкторского бюро. Работа над ракетами ]]>Х-23]]>, Х-25 и Х-27 выявила их значительную общность по основным подсистемам. Сущность новой модульной концепции Х-25М подразумевала выделение у ракет различного назначения общих подсистем, формирующих единый базовый модуль, к которому стыковались сменные модули для  изделий различного назначения.  Применение модульного принципа построения ракет обеспечивало сокращение времени на разработку новых изделий, затрат на проведение их испытаний, упрощало адаптацию каждого типа вооружения к различным авиационным носителям, снижало общие затраты на переподготовку персонала в войсках, облегчало техническое обслуживание эксплуатирующими организациями.

Основными принципами, заложенными в идеологию построения модульной ракеты Х-25М, были:

  • замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
  • возможность формирования необходимого облика ракеты  непосредственно в строевых частях ;
  • возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты должно было позволить:

  • уменьшить количество типов ракет;
  • значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
  • сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
  • создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамично развивающейся ситуации на театре военных действий;
  • повысить эксплуатационную надежность систем вооружения;
  • упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты ]]>Х-23М]]>, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем разработать для ракеты новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.

В состав модульного ряда вошли ракеты:

  • ]]>Х-25МЛ]]> — с лазерной головкой самонаведения;
  • ]]>Х-25МР]]> — с радиокомандной системой наведения;
  • ]]>Х-25МП]]>- с радиолокационной пассивной головкой самонаведения.

Самолет-носитель: МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Як-141, МиГ-29М, Су-35. 

Первые серийные ракеты были сданы заказчику в 1982 году. Пик серийного производства пришелся на вторую половину 80-х годов. После распада Советского Союза в производстве находились только ракеты Х-25МЛ, объем выпуска которых значительно снизился. Последние ракеты были изготовлены в 1997 году. Всего было произведено около 25000 ракет типа Х-25М, из которых более 5000 отправлено на экспорт в 15 стран. Приказом № 0209 от 13 августа 1989 года министра обороны СССР ракеты Х-25МП, Х-25МЛ и Х-25МР были приняты на вооружение. Это была самая массовая советская ракета класса «воздух-поверхность» как по выпуску, так и по количеству вооруженных ей самолетов.

На западе ракета получила обозначение AS-10 «Karen».

Состав

]]>]]>Ракета Х-25МЛ  (изделие 713)  выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением крыла и рулей (см. ]]>проекции]]>). Двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе разработан в ОКБ-81 под руководством И.И.Картукова. Фугасная боевая часть Ф-27 размещается в носовой части планера за РГСН и в хвостовом отсеке за двигательной установкой.

Ракета имеет полуактивную лазерную головку самонаведения 24Н1 (см. ]]>фото]]>), которая используется также для ракет  ]]>Х-29Л]]> и С-25Л, входящих в комплект вооружения самолетов Су-17 (различных модификаций), Су-24М, МиГ-23БМ и МиГ-27К.

Наведение ракеты Х-25МЛ на цель проводится по методу пропорционального сближения. Параметром управления является угловая скорость изменения направления линии визирования цели. Сигнал управления формируется на выходе следящего лазерного координатора цели, имеющего угол поля зрения — 2o, максимальный угол пеленга цели — 30o. Система управления также стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену.

Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней лазерного луча с необходимой точностью, была создана станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других самолётов в группе. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТУ-индикаторе. Точное удержание луча подсвета на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы. На конечном участке траектории ракета делает «горку».

Для транспортировки и хранения ракеты используется специальный контейнер.

Х-25МЛ используется в системах вооружения «Прожектор», «Кайра», «Клен», «Шквал», включающих:

  • лазерную станцию подсвета цели;
  • до четырех ракет Х-25МЛ;
  • авиационные пусковые устройства АПУ-68УМЗ и АПУ-68УМ2;
  • контрольно-проверочную аппаратуру.

Система вооружения «Прожектор» используется самолетами Су-17М2, «Кайра» — Су-24М, Су-24МК и МиГ-27К, «Клен» — Су-17МЗ, Су-17М4, Су-22МЗ, Су-22М4, Су-25, Су-25К и МиГ-27М, «Шквал» — Су-25Т. Все самолеты могут размещать до 4 ракет (кроме Су-17М2, на котором размещаются 2 ракеты). Кроме того, в ходе летных испытаний самолета МиГ-29М была подтверждена способность использования ракет Х-25МЛ.

Тактико-технические характеристики

Разработчик ОКБ «Звезда»
Изготовитель ГНЦП «Звезда-Стрела»
Дальность действия,км
                     минимальная 2.5-3
                     максимальная 10
Время полета на максимальную дальность ,с 15-18
Скорость полета максимальная ,м/с 870
Скорость полета средняя ,м/с 400-450
Скорость полета носителя ,км/ч 600-1250
Высота пуска,км 0.05-5
Точность стрельбы (КВО) ,м 5-10
Длина ракеты, мм 3705-3750
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 275
Размах крыльев, мм 820
Размах оперения, мм 493
Стартовый вес ,кг до 310
Вес боевой части,кг 86
Транспортный контейнер
                         длина,мм 4200
                         ширина,мм 860
                         высота,мм 806
                         масса контейнера с ракетой , кг 540

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г.
  2. Широкорад А.Б. «История авиационного вооружения», -Мн.: Харвест, 1999.-560с.

rbase.new-factoria.ru

Х-27ПС («изделие 72») – противорадиолокационная ракета « Энциклопедия безопасности

В 1974 году вместе с Су-17М2 на вооружение фронтовой авиации приняли первую противорадиолокационную ракету Х-28. К огорчению, имея хорошие летные свойства ракета, как досадно бы это не звучало, отвечала поговорке о «первом блине» в том, что касалось эксплуатационных параметров и массогабаритных характеристик. Внедрение водянистого горючего обеспечивало значительную дальность, но затрудняло долгое хранение ракет в боеготовом состоянии, также создавало предпосылки к происшествиям во время работ с высокотоксичными и брутальными компонентами. Невзирая на то, что Су-17 мог поднять Х-28 в воздух, с учетом необходимости подвески контейнера с обеспечивающей ее применение аппаратурой радиотехнической разведки «Метель-А», данный набор соответствовал предельным способностям истребителя-бомбардировщика и мог употребляться для поражения относительно близких целей.

Естественно, уже в то время разрабатывалась более совершенная твердотопливная противорадиолокационная ракета Х-58. Но по массогабаритным показателям ракета была близка к Х-28 и больше подходила для фронтового бомбовоза Су-24, чем для истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 и Су-17.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К с управляемой ракетой Х-27ПС и контейнером «Вьюга»

Сначала 70-х годов открылась перспектива сотворения пассивной ГСН, применимой для установки на Х-25. Но задачку разработки противорадиолокационной ракеты нереально было решить обычной подменой лазерной головки самонаведения на пассивную радиолокационную. Внедрение ракет Х-23, Х-25 и Х-66 рассматривалось вне увязки с способностями противодействующих средств противоракетной обороны противника. В связи с этим временной интервал меж пуском ракеты и попаданием ее в цель не играл решающей роли.

При решении задачки по угнетению средств противовоздушной обороны противника соответствующей является дуэльная ситуация: либо сбивается самолет, либо уничтожается ЗРК. В момент возникновения самолета парящего на низкой высоте над радиолокационным горизонтом в зоне прикрытия ПВО противники фактически сразу обнаруживают друг дружку. Запуск авиационных противорадиолокационных и зенитных ракет выполнялся с малой задержкой. Для выживания самолетов требовалось, чтоб наземные средства наведения зенитных орудий были уничтожены до того, как они достигнут боевых порядков авиации. Потому противорадиолокационные ракеты должны были владеть более высочайшей скоростью, другими словами по способности лететь резвее зенитных ракет противника.

Не считая высокоскоростных черт ракет в дуэльной ситуации «самолет против зенитного комплекса», огромное значение имеет наибольшая дальность запуска. В отличие от изделий, сделанных в калининиградском КБ ранее, на противорадиолокационные ракеты не накладывалось ограничений по дальности запуска равных 10 тыс. м. Ограничение определялось естественным пределом зрительной видимости цели.

Таким макаром, разработка на базе ракеты Х-25 противорадиолокационной ракеты Х-27ПС (ПС — «пассивное самонаведение») не считая внедрения новейшей пассивной радиолокационной головки самонаведения подразумевала увеличение ее энергетических способностей. Данный параметр решили прирастить за счет роста мощности двигательной установки. Сначало Х-25 предполагалось оснастить дополнительным ускорителем, который располагался в хвостовой части. Но проведя анализ боевой эффективности, стало ясно, что в данном случае скорость и дальность авиационной ракеты будут недостаточной для удачной борьбы с ЗРК имеющими относительно огромную дальность стрельбы (к примеру «Найк-Геркулес» и «Хок»). Даже при «работе» фронтовой авиации на маленьких высотах, которые позволяют скрытно сблизиться с зенитными комплексами на дальность, наименьшей далекой границы зоны поражения данных комплексов, скоростные зенитные ракеты большой мощности могут успеть поразить самолеты.

survincity.ru

Противорадиолокационная ракета Х-25МП(Х-25МПУ) | Ракетная техника

]]>]]> В 1978 году вышло постановление Совета Министров СССР о создании модульного ряда тактических ракет «воздух-земля» с единым двигателем, боевой частью, системой стабилизации, но с различными системами наведения. Разработка комплекса была поручена КБ «Звезда».

Идея родилась из опыта разработки и серийного производства предыдущего поколения управляемого ракетного вооружения, созданного коллективом конструкторского бюро. Работа над ракетами ]]>Х-23]]>, Х-25 и Х-27 выявила их значительную общность по основным подсистемам. Поэтому сущность модульной концепции заключается в выделении у группы ракет различного назначения общих подсистем, которые, будучи объединенными, образуют единый для всех ракет данного модульного ряда базовый модуль, тогда как стыкующиеся к ним сменные модули создают разнообразие типов ракет.  Применение модульного принципа построения ракет обеспечивало сокращение времени на разработку новых изделий, затрат на проведение их испытаний, упрощало адаптацию каждого типа вооружения к различным авиационным носителям, снижало общие затраты на переподготовку персонала в войсках, облегчало техническое обслуживание эксплуатирующими организациями.
 

Основными принципами, заложенными в идеологию построения модульной ракеты Х-25М, были:

  • замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
  • возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
  • возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты должно было позволить:

  • уменьшить количество типов ракет;
  • значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
  • сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
  • создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамично развивающейся ситуации на театре военных действий;
  • повысить эксплуатационную надежность систем вооружения;
  • упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты ]]>Х-23М]]>, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем разработать для ракеты новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения.

В состав модульного ряда вошли ракеты:

  • ]]>Х-25МЛ]]> — с лазерной головкой самонаведения;
  • ]]>Х-25МР]]> — с радиокомандной системой наведения;
  • ]]>Х-25МП]]> — с радиолокационной пассивной головкой самонаведения.

Ракета Х-25МП с пассивной радиолокационной головкой самонаведения (РГСН) предназначена для высокоточного поражения радиолокационных средств управления систем ПВО противника, в том числе РЛС зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Hawk», ]]>»Improved Hawk»]]>, «Nike Hercules».

Для поражения ЗРК типа ]]>»Roland-1″]]> и ]]>»Crotale»]]> ракета Х-25МП была модернизирована и получила индекс Х-25МПУ. Модернизация заключалась в расширении диапазона частот пассивной РГСН и в применении инерциальной системы наведения, обеспечивающей возможность пролонгации наведения и повторного захвата цели при временном выключении излучения РЛС-цели. Резко увеличилась дальность стрельбы.

Самолеты-носители:  МиГ-23БК, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Як-141, МиГ-29М, МиГ-29К.

Кроме принятой на вооружение триады, ОКБ «Звезда», с использованием заложенных в Х-25М модульных принципов, предложило варианты Х-25МТ с телевизионной ГСН, Х-25МТП с тепловизионной ГСН для поражения теплоизлучающих целей, Х-25МС с системой спутниковой навигации и Х-25МА с активной РЛГСН разработки «Фазотрон-НИИР» (30-кг головка обеспечивает дальность пуска до 40 км).

На западе ракета получила обозначение AS-12 «Kegler».

Состав

]]>]]>Ракета Х-25МП выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением крыла и рулей (см. ]]>проекции]]>).

Система управления ракеты — комбинированная. В вертикальном канале наведения осуществляется в два этапа. На первом — с помощью автопилота СУР-73  , который обеспечивает движение ракеты по логарифмической траектории и стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену . При достижении угла пеленга 27 — 30°  ракета переводится в пикирование и делает «горку» (при этом фугасный удар БЧ оказывается наиболее эффективным) . 

На втором этапе — по излучению РЛС-цели осуществляется самонаведение. В зависимости от диапазона излучения радиолокационных целей  на ракете устанавливаются радиолокационные координаторы цели ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП соответственно. Высокочувствительные ГСН были созданы НПО «Автоматика».  

Координатор ПРГС-1ВП позволяет производить поиск радиолокационных целей с непрерывным излучением   диапазона А и слежение за ними в секторе ±30o при нахождении ракеты на подвеске самолета-носителя. Максимальная угловая скорость слежения антенны координатора ПРГС-1ВП — 6 град/c.

Головка ПРГС-1ВП (А-077) предназначена для наведения на цели с непрерывным излучением диапазона А и обладает углом захвата 60 — 100°, позволяя пеленговать станции не только по основному лучу, но и по его боковым лепесткам диаграммы направленности.

 ПРГС-1ВП   обеспечивает:

  • обнаружение и наведение на одну из трех РЛС на одной позиции, отличающихся по рабочим частотам;
  • переключение наведения в полете при выключении РЛС целеуказания на другую станцию на той же позиции;
  • повторный захват при пропадании сигнала или смене несущей частоты;
  • приоритетный захват РЛС подсвета как наиболее опасной;
  • возможность перенацеливания и пуска по другой РЛС.

Сменная головка ПРГС-2ВП (Л-015) служит для атаки целей с импульсным излучением диапазона А’ и позволяет также селектировать сигналы, выделяя их среди помех, и кратковременно запоминать положение РЛС при ее выключении, продолжая следить в этой зоне.  Координатор ПРГС-2ВП осуществляет поиск РЛС-целей диапазона А1 и слежение за ними в секторе ±30o по курсу и от +20o до -40o по тангажу при нахождении ракеты на подвеске самолета-носителя. Максимальная угловая скорость слежения антенны координатора ПРГС-2ВП — 8 град/c.  

Двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе разработан в ОКБ-81 под руководством И.И.Картукова.   ПРД-276 с топливным зарядом 81 кг имел стартовую тягу 2000 кГс и время работы до 11,5 с. Фугасная боевая часть Ф-27 размещается в носовой части планера за РГСН и в хвостовом отсеке за двигательной установкой. Заряд БЧ насыщен металлическими включениями — стальным крошевом. Боевая эффективность обеспечена установкой контактного взрывателя, подрывающего БЧ при попадании в цель (антенные системы РЛС уязвимы к фугасному удару, в отличие от защищенных целей других ракет, требующих поражения кумулятивной струей или пробивным действием).
 ]]>]]>

Х-25МП отличаются от Х-25 улучшенной аэродинамикой, измененной формой и ромбовидным профилем рулей и оперения.  Увеличение габаритов и веса ракеты Х-25МП по сравнению с базовым вариантом Х-25 потребовало установки дестабилизаторов в плоскости рулей. Смещая вперед аэродинамический фокус ракеты, дестабилизаторы снижают запас ее устойчивости и делают работу рулей более эффективной.   На поздних вариантах  дополнительная БЧ в хвостовом отсеке была снята, а приемлемая центровка достигнута перекомпоновкой ракеты. Эффективность рулей повышена за счет удлинения корпуса ракеты проставками. Освободившиеся объемы использованы для размещения оборудования и энергосистемы большей емкости, что позволило увеличить  дальность пуска.  Воздушный баллон увеличенной энергоемкости обеспечивал питание рулевых машинок на 90с управляемого полета. Соответственно возросла и емкость аккумуляторной ампульной батареи.

Для транспортировки и хранения ракеты Х-25МП используется специальный контейнер, в который она упаковывается на заводе-изготовителе. Контейнер обеспечивает ракете необходимые условия хранения и защищает ее от влаги, ударов и тд.

Тактико-технические характеристики

Изготовитель ГНЦП «Звезда-Стрела»
Дальность действия,км
                       X-25МП 2.5-10
                       X-25МПУ 3-40
Скорость полета максимальная ,м/с 850-920
Скорость полета средняя ,м/с 400-500
Скорость полета носителя ,км/ч 600-1250
Высота пуска,км 0.05-10
Длина ракеты, мм
                      Х-25МП с ПРГС-1ПВ 4194
                      Х-25МП с ПРГС-2ПВ 4294
                      Х-25МПУ 4300
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 276
Размах крыльев, мм 755-820
Стартовый вес ,кг
                      X-25МП 320
                      X-25МПУ 320
Вес боевой части,кг
                      X-25МП 89.6-90
                      X-25МПУ 86
Авиационная пусковая установка АПУ-68, АПУ-68УМ
Транспортный контейнер
                     длина,мм 4816
                     ширина,мм 855
                     высота,мм 816
                      масса контейнера с ракетой , кг 530

Источники

  1. А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г.
  2. Широкорад А.Б. «История авиационного вооружения», -Мн.: Харвест, 1999.-560с.
  3.  В. Марковский, К. Перов «Советские авиационные ракеты «Воздух-земля».М., Издательский центр «Экспринт»
     

rbase.new-factoria.ru

Х-25М («изделие 71») – унифицированная тактическая ракета от КБ «Звезда»

После того как была завершена разработка противорадиолокационной ракеты на вооружении советской фронтовой авиации находилось три типа ракет (Х-27ПС, Х-25 и Х-23), которые были близки по основным конструктивным решениям и массогабаритным показателям, однако различались по корпусным элементам, двигательным установкам, боевым частям а также ряду других систем. В связи с этим, для обеспечения простоты эксплуатации и удобства, повышения технико-экономических показателей возникла необходимость перейти к производству унифицированных тактических ракет, которые бы различались лишь системами управления, выбор которых определялся тактической задачей.
В 1978 году приняли решение создать модульный ряд ракет типа Х-25. Министр авиационной промышленности подписал соответствующий приказ 2 января 1979 года.

Чтобы затраты на новую разработку не превышали ожидаемого положительного экономического эффекта от унификации, конструкторами ОКБ «Звезда» было принято решение пойти по пути максимального использования отработанных узлов, агрегатов и систем. Подавляющее большинство общих элементов для новых ракет — автопилот СУР-273, двигатель ПРД-276, боевая часть Ф-27, крылья, энергоблок и пассивная радиолокационная головка для противорадиолокационной ракеты Х-25МП — заимствовали у наиболее поздней из созданных ракет — Х-27ПС. Х-25МЛ – ракета с лазерным наведением – оснащалась головкой самонаведения 24Н1 заимствованной от Х-25. Ракету Х-25Р оснащали системой радиокомандного наведения на базе аппаратуры «Дельта-PM1» заимствованной от Х-23М.

Первый и пятый (хвостовой) отсеки ракеты в зависимости от модификации был сменным. Хвостовой отсек в ракетах Х-25МП и Х-25МЛ был выполнен в виде легкого обтекателя. Внутри шестого отсека в Х-25МР была размещена аппаратура радиокомандного наведения, на наружной поверхности — кронштейн с трассером и приемная антенна.

Характерной особенностью Х-25МП («изд. 711») является некая «приталенность» обводов в месте соединения первого и второго отсеков. Ракеты Х-25МП, согласно справочнику «Оружие России», оснащается ГСН ПРГС-1ВП диапазона А (угол приема излучения ±30°, угловая скорость отслеживания цели до 6 град/с) и ГСН ПРГС-2ВП диапазона А’ (угол приема излучения по азимуту ±30°, по углу места – от + 20 до -40°, угловая скорость отслеживания цели до 8 град/с). Длина ракеты оснащенной ГСН ПРГС-1ВП – 4194 мм, ПРГС-2ВП — 4294 мм. Максимальная дальность пуска — 40 тыс. м. Масса боевой части составляет 90,6 кг. Стартовая масса ракеты с ПРГС-1ВП – 311 кг, с ПРГС-2ВП – 321 кг. Точность наведения – 3—5 метров.

Ракета Х-25МЛ («изд. 713») оснащается лазерной головкой самонаведения со следящим координатором с углом пеленгации цели до 30° и полем зрения 2°. Длина Х-25МЛ — 3570 мм. Стартовая масса ракеты — 295 кг. Масса боевой части — 86 килограмм. Ракета применяется с высот от 50 до 5 тыс. м. на дальностях от 2,5 тыс. м до 10 тыс. м. Максимальную дальность полета 10 тыс. м смогли достигнуть путем применения более мощной двигательной установки, а также систем которые обеспечивают ее более длительный полет. Однако на практике данная дальность полета достигалась лишь при очень благоприятных метеоусловиях. Максимальная скорость полета Х-25МЛ – 860 м/с. Точность попадания – 4—5 метров.

Длина радиокомандной модификации Х-25МР («изд. 714») – 3800 мм. Масса ракеты — 300 кг. Масса боевой части – 90,6 кг. Дальность применения – до 10 тыс. м.

Диаметр корпуса всех ракет семейства Х-25М имеют 275 мм, размах рулей — 493 мм, крыла — 755 мм.

Высокая степень унификации с созданными ранее изделиями значительно сократила время разработки и испытаний ракет Х-25М. Уже в 1981 году тремя пусками ракет с МиГ-27К №1308 был завершен этап А гос. испытаний модификации Х-25МП. С этого же самолета осуществили восемь пусков ракеты Х-25МР, что с 18 пусками с МиГ-27К №14 дало возможность завершить заводские испытания данной модификации. В 1982 г. с МиГ-27К №1308 осуществили один пуск Х-25МП, шесть пусков Х-25МР а также пять пусков Х-25МЛ по этапу Б завершив таким образом гос. испытания.

В 1981 году, после завершения создания основных модификаций Х-25МР, Х-25МП и Х-25МЛ, приступили к разработке принципиально нового варианта Х-25МТ – ракеты с телевизионной ГСН. Данная головка самонаведения обладала высокой точностью наведения при повышенной устойчивости к воздействию средств создания помех, созданных для противодействия лазерным ГСН (аналогичным 24Н1) за рубежом. Позднее появилась модификация Х-25МТП, оснащенная тепловизионной ГСН, обеспечивающей всепогодное применение оружия. Кроме того, на международных салонах и выставках представляли модификацию ракеты Х-25А оснащенную активной радиолокационной головкой самонаведения массой 30 килограмм. Дальность обнаружения радиоконтрастных целей составляла до 40 тыс. м.



Также предусматривалась дальнейшая модернизация созданных в 1981 году ракет Х-25М с пассивными радиолокационными и лазерной ГСН. В частности, во время реализации программы модернизации ракеты Х-25МЛ велись работы по модернизированной помехоустойчивой ГСН типа 24Н1, которая принимает модулированный сигнал от доработанной бортовой аппаратуры носителя. Однако данные работы были приостановлены для сосредоточения сил конструкторов на более перспективных и помехоустойчивых вариантах ракет с тепловизионными и телевизионными головками самонаведения.

Более успешными оказались работы по универсальной противорадиолокационной ракете Х-25МПУ, которая обеспечивала поражение радиолокационных станций в широком частотном диапазоне.

Источник информации:
Журнал «Техника и вооружение», «ЗВЕЗДА» СИЯЛА В КОРОЛЕВЕ Ростислав Ангельский

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *