Обзор ракет Х-101 и Х-102
Сирийская кампания позволила российским вооруженным силам не только проверить в реальных боевых условиях новейшие крылатые ракеты морского базирования «Оникс», но и впервые со времен Афганистана применить стратегическую авиацию.
Начиная с 17 ноября российская стратегическая авиация, используя самолеты Ту-95 и Ту-160 начала наносить ракетные удары по территории Сирии. Для ударов была использованы крылатые ракеты Х-55 и Х-555, а также новейшая российская разработка Х-101.
Х-101 – это новейшая российская крылатая ракета воздушного базирования, разработка которой началась еще в конце 80-х годов прошлого столетия. Она имеет дозвуковую скорость, дальность полета до 5000 километров, форму, которая делает ее незаметной для радаров.
Новая ракета по своим размерам больше крылатых ракет Х-55 и Х-555, поэтому стратегический бомбардировщик Т-95 может нести их только на внешней подвеске (8 ракет), а модернизированный Ту-160 может брать сразу 12 ракет Х-101, которые размещаются в двух грузовых отсеках.
Данные об этой крылатой ракете засекречены, но известно, что для навигации и наведения Х-101 использует систему «Спрут» с системой коррекции траектории полёта, а также данные от спутниковой системы ГЛОНАСС. На завершающем этапе полета для повышения точности используется телевизионная система наведения. По другим данным, Х-101 имеет инерциальную систему наведения, с приемником данных от ГЛОНАСС и телевизионную систему наведения на конечном этапе траектории. Это позволяет уменьшить круговое возможное отклонение до 10-20 метров.
Существует еще одна ракета: Х-102, она отличается от Х-101 только боевой частью. На ракете Х-102 можно устанавливать ядерный боевой заряд, ориентировочной мощностью до 250 килотонн. Боевая часть Х-101 имеет вес 400 кг.
Х-101 может лететь на разных высотах: от 30 метров до 6000.
Новая крылатые ракеты Х-101 и Х-102 значительно усилят потенциал российской стратегической авиации, которая ранее не слишком высоко оценивалась американскими военными экспертами. В принципе, это и немудрено. Большая часть российской стратегической авиации представлена самолетами Ту-95, первый полет которого состоялся еще при жизни Сталина (1952 год). Теперь же российские «стратеги» могут наносить удары, не входя в зону ПВО потенциального противника.
Если говорить о результатах ударов, нанесенных в Сирии с использованием российских крылатых ракет, то здесь информация довольно неопределенная. Российские генералы заявляют, что все ракеты поразили свои цели, нанеся серьезный урон инфраструктуре ИГИЛ (эта организация запрещена в России). Однако сирийская умеренная оппозиция заявляет, что большая часть ракет упала в зоне, которую контролируют именно они (опубликованы фото обломков). Другая часть ракет, запущенная по Алеппо, так и не достигла своих целей.
Ниже приводятся технические характеристики российской крылатой ракеты Х-101.
Параметр | Значение |
Разработчик | МКБ «Радуга» |
Год начала испытаний | 1999 |
Длина, м | 7,45 |
Диаметр, мм | 742 |
Размах крыла, м | 3 |
Стартовый вес, кг | 2200—2400 |
Масса БЧ, кг | 400 |
Масса топлива, кг | 1250 |
Скорость, м/c, крейсерская | 190—200 |
Скорость, м/c, максимальная | 250—270 |
Дальность пуска, км | до 4500—5500 по разным данным |
Профиль полёта | Изменяемый |
Высота профиля полёта, м | от 30—70 до 10 000 |
ЭПР, м² | 0,01 |
Тип ГСН | оптоэлектронная система коррекции + ТВ |
Силовая установка | Двигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кгс |
Точность (КВО), м | 5—6 |
Ядерный вариант ракеты | Х-102 (250 кт) |
Носители | Ту-95 (8 ракет) Ту-160 (12 ракет) |
militaryarms.ru
Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 » Военное обозрение
Основным вооружением российских стратегических бомбардировщиков в настоящее время являются крылатые ракеты семейства Х-55. Боеприпас, появившийся в начале восьмидесятых годов, имел высокие характеристики, но этот факт не остановил развитие ракетного направления. Сразу после принятия на вооружение ракеты Х-55 МКБ «Радуга» занялось новым проектом, но из-за тяжелой экономической и политической обстановки в стране в конце восьмидесятых и начале девяностых активные работы начались лишь через 10-12 лет после завершения разработки предыдущей ракеты. В настоящее время работы по созданию новой крылатой ракеты для стратегической авиации подходят к концу.Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), фото опубликовано 27.09.2012 г. (http://forums.spacebattles.com)
Во второй половине прошлого десятилетия в открытый доступ начали регулярно попадать фотографии бомбардировщиков Ту-95МС, на внешней подвеске которых располагались некие новые ракеты. Отсутствие информации о каких-либо подобных проектах помимо Х-101 послужило поводом для соответствующих предположений. Согласно наиболее распространенным оценкам, новая Х-101 по сравнению с предыдущей Х-55 стала крупнее и тяжелее. Стартовая масса новой ракеты оценивается в 2400 килограмм, 400 из которых приходятся на боевую часть. Длина ракеты – около 7,5 метра, размах раскладываемого крыла не превышает 4,5-5 метров. Диаметр корпуса, предположительно, остался на уровне габаритов ракеты Х-55СМ – около 0,75-0,8 метра.
Предположительно прототипы или макеты КРБД Х-101 под Ту-95МС борт №317 (красный), снимки не позже 2007 г. (http://forum.keypublishing.com)
Исходя из информации о том, что Х-101/102 является дальнейшим развитием концепции, заложенной в проекте Х-55, можно сделать выводы о типе ее силовой установки. Вероятно, это выдвигаемый в полете турбореактивный двигатель. Такая силовая установка позволит ракете лететь с крейсерской скоростью на уровне 700-750 километров в час или с максимальной не более 1000 км/ч. Наибольший интерес из всех характеристик перспективной ракеты представляет дальность полета. Согласно имеющимся сведениям, ракеты Х-101 и Х-102 смогут поражать цели на дальностях около 5000 километров от точки пуска.
Точные данные о типе системы наведения ракеты отсутствуют. В то же время, несколько лет назад в средствах массовой информации появились сведения, согласно которым Х-101 оснащена некой оптико-электронной системой коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Ввиду дефицита информации трудно говорить, насколько правдива эта информация. Однако куда более правдоподобной выглядит другая версия: ракета имеет инерциальную систему наведения, а также аппаратуру для радиолокационной или телевизионной коррекции на конечном участке полета.
Предположительные проекции КРБД Х-101 (с) http://militaryrussia.ru, уточненный вариант от 30.01.2011 г.
Интересны имеющиеся данные о точности новой ракеты. Согласно отечественным источникам, круговое вероятное отклонение Х-101 находится в пределах 10-20 метров. По данным агентства Jane’s, этот параметр не превышает 6-10 метров для ракеты с конвенциональной боевой частью и 100 метров для варианта с ядерным оснащением. По понятным причинам, обе версии информации о точности на данный момент не получили официального подтверждения, равно как и не были опровергнуты.
В некоторых источниках упоминается третий вариант перспективной крылатой ракеты для дальней авиации. Боеприпас с условным названием Х-СД должен иметь среднюю дальность полета, что заметно расширит возможности разрабатываемого семейства ракет. В то же время, такая разработка на базе Х-101 последний раз упоминалась несколько лет назад, что можно толковать по-разному. В частности, нельзя исключать вариант, при котором заказчик отказался от крылатой ракеты средней дальности и все работы по ней были свернуты.
Открытые данные о времени и ходе испытаний также отсутствуют. В разных источниках упоминаются разные даты начала таких работ, от второй половины девяностых до середины двухтысячных. Стоит отметить, основная масса фотоматериалов, на которых изображены самолеты Ту-95МС с новыми ракетами, появилась в течение нескольких последних лет. Это может говорить об интенсификации испытаний и завершающем их этапе.
Две фотографии Ту-95МС в испытательном полете предположительно с прототипом КРБД Х-101 образца 2010 г., лето 2010 г. (фото Дениса Апалькова, http://russianplanes.net)
В прошлом 2012 году в официальных заявлениях руководства Минобороны несколько раз упоминалось завершение работ над новым проектом и скорое принятие ракеты на вооружение. Более того, весной министр обороны А. Сердюков упомянул, что военно-воздушные силы уже получили новую ракету. Однако несколько месяцев спустя, в сентябре, в прессе появилась иная информация. Со ссылкой на замминистра обороны А. Сухорукова утверждалось, что в течение ближайших месяцев будет принят на вооружение новый боеприпас для дальней авиации. Вероятно, заявления обоих руководителей военного ведомства касались именно ракет Х-101 и Х-102.
С момента тех заявлений прошло несколько месяцев, но официальных сообщений о принятии на вооружение крылатой ракеты Х-101/102 пока не было. Таким образом, вероятно, в течение ближайшего времени арсенал стратегической авиации действительно пополнится двумя типами новых крылатых ракет с конвенциональной и ядерной боевыми частями.
По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/
http://ktrv.ru/
topwar.ru
В России рассказали об особенностях ракет Х-101 — Российская газета
Новейшие стратегические ракеты Х-101, которые Дальняя авиация России использует для ударов по террористам в Сирии, обладают рядом уникальных преимуществ, рассказал ТАСС главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.— Это новое поколение высокоточных крылатых ракет большой дальности. Х-101 выполнена на обновленной технологической основе исключительно из российских комплектующих и малозаметна для радиолокации. Усовершенствованная система наведения обеспечивает при пусках на любую дальность, включая максимальную, отклонение от цели не более чем на пять метров, — рассказал Мураховский. Максимальная дальность полета ракеты пять тысяч километров.
Навигационная система Х-101 инерциальная, как у баллистических ракет. Зная точку старта, электроника по продольным и боковым ускорениям вычисляет текущие координаты. Полученные данные корректируются оптико-электронной системой, которая сравнивает пейзаж под ракетой с эталонными образцами. На подлете к цели Х-101 включает головку самонаведения, принцип действия которой засекречен.
— В отличие от ракет предыдущего поколения имеется возможность перенацеливания ракеты на другой объект после пуска. Программируются контрольные точки маршрута и цели, которые ракета может поразить. Затем возможна смена цели в ходе выполнения боевой задачи, — рассказал редактор «Арсенала Отечества».
17 ноября Х-101 были впервые запущены дальним бомбардировщиком Ту-95МС. Самолет специально модернизировали под новые ракеты: усилили пилоны, доработали бортовую электронику, чтобы самолет мог выдавать ракетам полетное задание, выполнять другие действия, связанные с их боевым применением.
Ту-95МС может нести восемь Х-101 на пилонах под крыльями. Две барабанные пусковые установки стратегического ракетоносца Ту-160 вмещают 12 ракет. Осенью 2015 года «Белые лебеди» трижды обстреливали ими позиции боевиков в Сирии.
Масса боеголовки Х-101 400 килограммов. Ядерный вариант, Х-102 имеет боевую часть мощностью 250 килотонн.
Крылатая ракета большой дальности Х-101 (Х-102) – оружие возмездия
17 ноября 2015 года Воздушно-космические силы России впервые применили самолеты Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3 стратегической авиации, которые нанесли массированный ракетно-бомбовый удар по объектам террористов «Исламского государства» в Сирии. Боевое применение авиационных крылатых ракет большой дальности Х-555 и Х-101 стало поворотной точкой в военной антитеррористической операции, как до этого было с применением аналогичных ракет морского базирования «Калибр». Как сообщил представитель Минобороны РФ, с 5:00 до 5:30 утра по московскому времени 12-ю дальними бомбардировщиками Ту-22М3 были нанесены бомбовые удары по объектам ИГИЛ в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор, а стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34-х крылатых ракет воздушного базирования по объектам боевиков в провинциях Идлиб и Алеппо. В ходе первого массированного авиационного удара крылатыми ракетами большой дальности было уничтожено 14 важных целей: пункты управления вооруженными формированиями, склады боеприпасов и других материальных средств, защищенные укрытия, лагеря подготовки боевиков.
В очередной раз Россия заявила о себе, как об одном из ключевых игроков на мировой шахматной доске, получив не только политическое, но и военное преимущество. Боевое применение новейших крылатых ракет в реальных условиях позволит поддерживать боевую готовность стратегической авиации на высоком уровне, а также в значительной мере усовершенствовать это оружие в будущем. До сего времени характеристики ракеты Х-101 являются секретными, однако информация о ней постоянно циркулирует во всемирной сети и постоянно дополняется новыми сведениями, которые в большей степени являются предположительными.
Разработка новой крылатой ракеты авиационного базирования большой дальности была начата в нашей стране в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Проектирование велось в МКБ «Радуга» с использованием наработок по
По своей конструкции новая ракета в целом повторяла свою предшественницу с нормальной аэродинамической схемой, но имела более оптимальную форму фюзеляжа, а крылья в транспортном положении складывались снизу под фюзеляжем, а не во внутренние ниши, то есть ракета имела схему низкоплан. В хвостовой части находилось оперение из трех складывающихся плоскостей и складной обтекаемый кок. Двигатель представляет собой малогабаритный ТРДД (возможно РД-95ТМ-300) с тягой 360 кг, который после старта выдвигается снизу в хвостовой части из ниши в фюзеляже, как на Х-55.
Бортовая система управления ракеты имеет высокоточную инерциальную систему с коррекцией по заложенным в память БЦВМ цифровым картам рельефа местности и спутниковой навигацией. При этом сообщалось, что и в отличие от радиолокационного высотомера на Х-55, ракета Х-101 (Х-102) оборудована более точным оптико-электронным лазерным высотомером. В зависимости от профиля полета и заданной дальности, ракета может лететь как на высоте 6 км, так и у самой земли — 30-70 м, огибая рельеф местности и обходя заранее разведанные зоны ПВО противника. Для наведения на цель на конечном этапе устанавливается телевизионная система «Спрут» либо радиолокационная ГСН.
Обычная (неядерная) боевая часть может быть осколочно-фугасной, фугасной, объемно-детонирующей или кассетной. С ее помощью можно уничтожать как открыто расположенные, так и высокозащищенные объекты противника, в том числе заглубленные бункеры. Специальная (ядерная) боевая часть имеет мощность 250 кт.
Бомбардировщик Ту-95МС с крылатыми ракетами Х-101 на испытаниях |
В 1995 г. разработка ракеты была завершена и начато ее опытное производство для испытаний. Первые пуски прототипов Х-101 производились с переоборудованного бомбардировщика Ту-95МС в 1998 г. в Ахтубинске. Самолет мог нести под крылом на пилонах до 8 ракет. Испытания продолжились в 1999 и в 2000 годах, после чего было начато серийное производство ракет на заводе в Смоленске с декабря 2002 г. Тогда же было запланировано начать переоборудование строевых бомбардировщиков-носителей до уровня Ту-95МСМ с возможностью нести 6 ракет на внутренней револьверной установке и еще 8 ракет на четырех пилонах под крылом. Помимо этого, ракеты Х-101 и Х-102 должны были нести модернизированные самолеты Ту-160 (до 12 штук в двух отсеках вооружения на револьверных установках), а также модернизированные Ту-22М5 (до 4 штук под крылом и во внутреннем отсеке).
По некоторым данным принятие на вооружение новых ракет состоялось в 2013 г. уже после развертывания их серийного производства, начатого в 2011 г. За счет высочайшей точности (1-5 метров) и большой дальности (по разным оценкам до 3500 км) ракета Х-101 даже с обычной боевой частью способна решать не только тактические, но и стратегические задачи. Сообщалось также о разработке с 2000 г. ракеты средней дальности Х-СД с использованием готовых технических решений Х-101, с такой же системой управления, но с уменьшенными габаритами и дальностью стрельбы.
Предположительные характеристики
крылатой ракеты большой дальности Х-101 (Х-102)
Стартовая масса, кг | 2200…2400 |
Масса БЧ, кг | 400 |
Тип снаряжения БЧ | обычная или ядерная |
Дальность стрельбы, км | 3000…3500 |
Скорость максимальная, м/с | 250…270 |
Скорость крейсерская, м/с | 190…200 |
Основные размерения, мм: |
|
— длина | ~7600 |
— размах крыла | ~4400 |
— ширина корпуса | ~750 |
Площадь ЭПР, кв.м | ~0.01 |
Высота полета, м: |
|
— минимальная | 30…70 |
— максимальная маршевая | 6000 |
Бортовая система управления | Автономная, инерциальная с коррекцией по рельефу местности от лазерного высотомера и системы спутниковой навигации Наведение на конечном участке – телевизионная или радиолокационная ГСН |
Поделиться в социальных сетях:
otvaga2004.ru
Крылатые Ракеты Х 101 И Х 102. Военные технологии. informatik-m.ru
крылатые ракеты х 101 и х 102karelmilitary
Блокнот военного милитариста
Российским ученым удалось создать лучшую крылатую ракету в мире — ее наименование Х-101/Х-102. Сегодня она является венцом эволюции этого вида вооружений. Постановка ракеты на боевое дежурство позволит укрепить отечественные ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.
Это, безусловно, новая стратегическая крылатая ракета — Х-101/Х-102. В ракете идеально совместили параметры точности и дальности при весьма высокой разрушительной силе и многофункциональности (напомню, что Х-101 — ракеты с неядерной боевой частью, а Х-102 имеют ЯБЧ). Работы над ней начались еще в 1984 году, однако только через 11 лет ракета была создана и начались испытания и последующие доработки.
При этом, наиболее поражает дальность полета ракеты, которая, по некоторым данным, составляет от 5500 до 10 000 км. Другие источники приводят информацию о том, что она может провести в полете 10 часов, что позволит ей на крейсерской скорости около 700 км/час поражать цели на расстоянии почти 7000 км. Скорее всего, такая разница в цифрах может быть вызвана лишь продолжающимися доработками и малым количеством информации от официальных источников об этом изделии.
Новая ракета значительно тяжелее своих предшественников — почти в 2 раза по сравнению с Х-55. Ее вес составляет от 2200 до 2400 кг, а масса боевой части — 400 кг. Сердцем ракеты является реактивный двигатель РД-95ТМ-300, который имеет тягу то ли 360, то ли 500 килограмм-сил. Изначально планировалось, что ракета должна иметь винтовентиляторный двигатель, имеющий два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Но в середине 90-х годов конструкторы приняли решение ради экономии средств прекратить разработку нового двигателя и вернуться к идее об установке более мощного реактивного.
Корпус ракеты представляет собой привычный низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Это необходимо для уменьшения ЭПР (эффективной площади рассеяния — площадь некоторой фиктивной плоской поверхности, расположенной нормально к направлению падающей плоской волны, которая, будучи помещена в точку расположения цели, создает у антенны радиолокационной станции ту же плотность потока мощности, что и реальная цель) ракеты — в итоге она составляет до 0,01 м2. Это необходимо и для того, чтобы более рационально использовать место в бомбоотсеке самолета, ведь из-за увеличенных размеров требуется дополнительная модернизация носителей.
По точности ракета вполне может посоревноваться даже с высокоточными боеприпасами США JDAM. При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м! Автономная корреляционная система Спрут с оптико-электронной системой коррекции траектории полета, интегрированный приемник системы ГЛОНАСС, и, возможно, радиолокационная корреляционная ГСН на конечном участке, позволяют ракете наносить смертельный удар по врагу, укрывающемуся как в малозаметных (всего 2-3 м), так и в движущихся целях (вроде автомобиля или танка). Такие технологические новшества нужны прежде всего для неядерного варианта изделия.
Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты. Кроме БЧ с двумя боеголовками существуют ещё и 2 варианта БЧ с одной боеголовкой: проникающего действия и с кассетным боеприпасом. Вполне вероятно, что будут использоваться самоприцеливающиеся противотанковые боевые элементы в варианте кассетной боеголовки подобно РБК-500 СПБЭ-Д. Это позволит уничтожать сразу более 10 вражеских танков. Мощность ядерной боевой части для Х-102 предположительно составляет 200 килотонн, что всего в два раза меньше, чем от взрыва метеорита Челябинск .
Носителями этого чуда техники выступят стратегические бомбардировщики России. Эта ракета является одним из основных предлогов для модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Все Ту-160 должны быть модернизированы до варианта Ту-160М к 2020 году, что позволит в два раза увеличить его боевую эффективность. Ту-95МС будут усовершенствованны до стандарта Ту-95МСМ. Предположительно, что и модернизированные Ту-22М5 будут иметь возможность нести четыре таких ракеты.
Сейчас Ту-95МС поднимают 8 ракет Х-101/Х-102 только на внешних узлах подвески. Ту-160 сможет нести до 12 ракет в двух отсеках для вооружения. Многоцелевые атомные подводные лодки пр.885/885М могут вместить до 32 КР этого типа.
Важно, что ракета имеет собственную станцию постановки активных помех и устройство для пуска ловушек. Она может изменять профиль полета и имеет очень низкий показатель заметности, что позволяет самостоятельно избегать огня даже самых современных и перспективных средств ПВО/ПРО. Благодаря большой дальности полета, носитель может производить пуски, не заходя в зону поражения вражеских средств ПВО, и не будучи обнаруженным радарами противника. К моменту поражения ракетой цели пилоты уже могут в безопасности обсуждать прошедший полёт за чашечкой кофе на родной авиабазе.
Как видите, российским специалистам удалось подготовить достойную смену советской крылатой ракете Х-55. Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов. Принятие ее на вооружение позволит укрепить ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.
Российские военные хотят больше крылатых ракет — Defense Update
Крылатая ракета Х-555 рядом со стратегом Ту-95МС. Источник: samlib.ru
В ближайшие три года количество крылатых ракет увеличится в пять раз, к концу текущего десятилетия в 30 раз, заявил министр обороны России Сергей Шойгу, сообщает defense-update.com 6 июля. Есть ли у России новые КР и кто будет ими управлять?
Большинство российских КР было разработано во время холодной войны и предназначено для поражения стратегических целей, таких как командные пункты, радары и ракетные базы. КР морского базирования в основном предназначены для «обезглавливающего удара» по авианосцам. Для XXI века российской армии понадобятся высокоточные тактические крылатые ракеты с обычным снаряжением, которые сейчас развертываются в США и европейских странах.
КР с обычной боеголовкой, такие, как Tomahawk, Storm Shadow, SCALP и Taurus, с 1991 года использовались практически во всех локальных войнах. У России нет большого оперативного арсенала КР, который можно было применять в таких конфликтах.
Россия предлагает на экспорт несколько типов крылатых ракет, в том числе варианты ракеты «Клаб», разработанных для подводных лодок и береговой обороны. Имеются также КР Х-55 советской разработки для воздушных носителей, новейшая версия ракеты, имеющая индекс Х-101, создана в ОКБ «Радуга». В прошлом году ВВС России объявили, что в году примут на вооружение эту ракету. Новое оружие будет доступно в двух вариантах – Х-101 с обычным оснащением и Х-202 с ядерным боезарядом (последний имеет индекс Х-102 – прим. «ВП» ). В отличие от своего предшественника Х-55 ракеты Х-101/102 имеют ТРДД, утопленный в фюзеляже, что значительно снижает аэродинамическое сопротивление и радиолокационную заметность. Боевая часть весит 400 кг (880 фунтов), то есть в два раза больше, чем у Х-555 (вариант Х-55 с обычной боеголовкой – прим. «ВП» ). Дальность Х-101 составляет 3500-5000 км, точность стрельбы 10 м, при наведении на цель используется инерциальная система, сопряженная со спутниковой системой ГЛОНАСС.
Вероятно, будут приниматься на вооружение ракеты, запускаемые с наземных ПУ и подводных лодок, которых объявят крылатыми ракетами. Это противокорабельные ракеты «Москит»/BRAHMOS и «Яхонт», запускаемые с пусковых установок войск береговой обороны (BrahMos является совместной российско-индийской разработкой на базе экспортной версии 3М55Э «Яхонт», который, в свою очередь, создан на базе 3М55 «Оникс», состоящего на вооружении береговых ПКРК «Бастион» — прим. «ВП» ),
Справка «ВП». Такой впечатляющий прогнозный рост количества КР в вооруженных силах России может быть объяснен также с вводом в строй 8 запланированных к строительству ударных АПЛ пр. 885 «Ясень»/ «Ясень-М» (типа «Северодвинск»). По некоторым сообщениям, каждая лодка может нести 8 ПУ для 32 ракет серии Х-101, по другим – 24 ракеты.
Х-101 / Х-102
АННЫЕ НА г. (стандартное пополнение)
Ракета Х-101 / изделие 111
Ракета Х-102
Крылатая ракета большой дальности. Разработана в МКБ Радуга с использованием опыта создания КРБД Х-55. Ракета отличается увеличенной дальностью, выполнена с использованием технологий снижения радиолокационной заметности и в двух вариантах по боевым частям — с обычной БЧ (Х-101) и с ядерной БЧ (Х-102). По неподтвержденным данным разработка ракеты начата в 1984 г. (в 1992 г. по данным Jane’s) и по данным СМИ завершена к 1995 г. По западным данным испытания прототипов ракет Х-101 начаты с носителя Ту-95МС в начале октября 1998 г. в Ахтубинске. Так же в некоторых источниках указывается, что испытательные пуски ракет велись в 1999 г. и в апреле 2000 г. в ходе учений 37-й воздушной армии ДА России. Решение о начале серийного производства ракет Х-101 принято в октябре 1999 г. Осенью 1999 г. так же планировалось начать переоборудование самолетов-носителей по типу Ту-95МСМ. По западным данным серийное производство ракет начато на заводе в Смоленске 1 декабря 2002 г. По нашему мнению, по состоянию на 2010 г. ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания. Ранее была неподтвержденная информация о принятии ракет на вооружение в 1999 г. и в 2002-2003 г.г. Наименование изделие 111 взято из источника Jane’s.
20 марта г. министр обороны России А.Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности. Поступление ракет Х-101 в ВВС России ожидалось в г.
forums.spacebattles.com ). forum.keypublishing.com ). forum.keypublishing.com ). russianplanes.net ). forum.keypublishing.com ). russianplanes.net ).Система управления и наведение — согласно СМИ КРБД оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета с телевизионной системой наведения на конечном этапе Спрут . По нашему мнению, ракета оборудована инерциальной системой наведения с использованием БЦВМ с коррекцией по цифровым эталонным картам участков коррекции полета с использованием данных лазерного (оптико-электронного) высотомера. На конечном этапе полета, вероятно, используется оптическая или радиолокационная корреляционная ГСН.
Конструкция — КРБД выполнена по нормальной аэродинамической схеме, низкоплан. Крылья в транспортном положении сложены под фюзеляжем от центральной части в сторону хвоста в горизонтальной плоскости. В хвостовой части фюзеляжа раздвижной кок.
Двигатели — малогабаритный ТРДД, предположительно, РД-95ТМ-300 с тягой 360 кг, выдвигаемый из нижней части фюзеляжа после старта. Возможно, выдвигается не двигатель, а воздухозаборник двигателя. В западных СМИ есть информация о варианте КРБД с винтовым турбовентиляторным двигателем.
Длина — 7.6 м (оценка)
Размах крыла — 4.4 м (оценка)
Диаметр корпуса — 0.75 м (оценка)
Площадь ЭПР — 0.01 кв.м
Масса — 2200-2400 кг
Масса БЧ — 400 кг
Дальность действия — 5000-5500 км
Скорость максимальная — 250-270 м/с
— минимальная — 30-70 м
— максимальная маршевая — 6000 м
КВО:
— 12-20 м
— 6-9 м (в ходе испытаний, Jane’s)
— 100 м (мод. с ядерной БЧ, Jane’s)
Продолжительность полета — 10 часов (источник )
— Х-101 — обычная БЧ, возможны варианты — осколочно-фугасная, фугасная, объемно-детонирующая, кассетная существует так же версия об оснащении ракеты одновременно двумя разделяющимися боеголовками, позволяющими уничтожать две цели разнесенные на 100 км (источник ).
— Х-102 — ядерная, мощностью 250 кт (источник )
— Х-101 — прототип и первый вариант КРБД с обычной БЧ
— Х-102 — вариант КРБД с ядерной БЧ
— Х-СД — предположительно, проект ракеты малой (средней) дальности, создаваемой на базе КРБД Х-101. По состоянию на 2000 г. начата разработка ракеты. В ракете предположительно будет использована система управления от Х-101.
militaryrussia.ru, вариант от 04.07. г. militaryrussia.ru, уточненный вариант от 30.01. г.— Ту-95МС — может нести 8 ракет на двойных узлах подвески с катапультными пусковыми установками на пилонах под крылом (4 пилона)
— Ту-95МСМ — модификация Ту-95МС специально для ракет типа Х-101. Предположительно может нести 6 ракет на внутренней револьверной МКУ и 8 ракет на 4-х пилонах под крылом. Переоборудование самолетов по стандарту Ту-95МСМ планировалось начать осенью 1999 г.
ablogin.ru/ ). russianplanes.net ).— Ту-160 — может нести в двух отсеках вооружения на барабанных внутренних подвесках до 12 КРБД (по 6 шт в отсеке). Возможно, что применение ракет типа Х-101 возможно только на модернизированных Ту-160.
— Ту-22М5 — модернизированный на заводе №360 серийный Ту-22М3. Предположительно сможет нести 4 ракеты типа Х-101 или 6-8 ракет типа Х-СД.
— 1995 г. — возможное начало испытательных пусков первых прототипов.
— 1999 г. — возможно, ракеты проходят испытания. Возможно (но крайне маловероятно) даже принятие на вооружение
ракет Х-101 / Х-102.
— 2009 г. 10 августа — в СМИ сообщается о планах в рамках Государственного Оборонного Заказа на 2010 г. начать закупки КРБД Х-102.
— 2010 г. — по нашему мнению ракеты Х-101 и Х-102 еще не приняты на вооружение ВВС России и, вероятно, проходят испытания.
— г. март — СМИ сообщают, что в г. планируются закупки 20 КРБД воздушного базирования. Возможно, это будут КРБД типа Х-101 / Х-102.
— г. — ракеты Х-101 должны были начать поступать в ВВС России (источник ).
Волкова А. Григорьев С. Стратегические станут многоцелевыми. // Независимое военное обозрение. №22 / 2000 г.
lenta.ru. 2009 г. г.Марковский В. Перов К. Советские авиационные крылатые ракеты. // М-Хобби. №8 / 2004 г.
missiles2go.wordpress.com/. г.Источники: http://karelmilitary.livejournal.com/87568.html, http://vpk.name/news/92717_rossiiskie_voennyie_hotyat_bolshe_kryilatyih_raket__defense_update.html, http://militaryrussia.ru/blog/topic-440.html
Комментариев пока нет!
informatik-m.ru
Крылатая ракета Х-101/102
Х-101 (Х-102 с ЯБЧ) — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования созданная по технологии Стелс. Разработчик — КБ Радуга.
Носители Х-101/102: стратегический бомбардировщик Ту-95 (8 ракет), стратегический бомбардировщик Ту-160 (12 ракет), ракетоносец Ту-22К (2 ракеты) и фронтовой штурмовик Су-34 (2 ракеты). По некоторым данным (без пруф) дальность ракет Х-101/102 может достигать 9000 или даже 10000 километров.
К сожалению, большая часть данных о КР Х-101/102 до сих пор засекречена. Тем не менее даже по информации, полученной из открытых источников, можно сделать потрясающие выводы. Вот что, например, пишут об этой фантастической отечественной крылатой ракете в СМИ:
pravda.ru: «Российским ученым удалось создать лучшую КР в мире — ее наименование Х-101/Х-102. Сегодня она является венцом эволюции этого вида вооружений. Постановка ракеты на боевое дежурство позволит укрепить отечественные ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.»
inosmi.ru: «Это, конечно, не новость, но ракета Х-101/102 действительно шедевр. Ее дальность (5-5,5 тыс км) делает ее оружием первого удара. Особенно, при наличии у России огромного числа зарядов малой мощности для войны в Европе. Получается, что (при такой дальности) америкосы просто не успевают перехватить наши бомбовозы, которые взлетают, например, с Камчатки. Или даже из Владика. Им хватает времени долететь до точки пуска, сбросить все ракеты и еще вернуться на базу. Причем, не исключено, что Х-101 смогут устанавливать на СУ-34 (парочку), превращая их из штурмовиков в стратегический бомбардировщик. У самого Су-34 радиус 4 тыс (с дозаправкой — 7), 5 тыс. самой ракеты — начертите радиус из Приморья — все США под ударом.»
defence.pk: Kh-101/102 was developed as a stealthier, more accurate successor of Kh55SM. Unlike its predecessor, the turbojet engine is recessed inside the fuselage, significantly reducing drag and radar signature. The Kh-101 is equipped with a conventional warhead while the Kh-102 carries a nuclear warhead. Its warhead weigh 400 kg (880 pounds) twice the size of the Kh-555. The ranges of Kh-101 is 3,500-5,000 km with accuracy of 10 meters. It will employ an inertial navigation system assisted by the Russian satellite based navigation network GLONASS. Russia will increase its number of cruise missiles by 30 times by the end of the current decade, Defense Minister Sergei Shoigu said Friday. We will boost the number of cruise missiles fivefold in the next three years and by 30 times by 2020
Щелкните мышкой по любой синей панели ниже для получения дополнительной информации.
ТТХ крылатых ракет Х-101/102
X-101/102 | |
---|---|
Масса, кг. | 2400 |
БЧ, кг. | 400 |
ЯБЧ, кт. | 200 |
Длина, м | 7.45 |
Диаметр корпуса, м | 0.74 |
Размах крыла, м | 3.0 |
ЭПP, м2 | 0.01 |
Двигатель | ДТРД |
Тяга двигателя, кГс | 500 |
Масса топлива, кг | 1250 |
Стартовая масса, кг | 2400 |
Скорость максимальная, км/ч | 970 |
Скорость крейсерская, км | 720 |
Дальность, км. | 5500 |
Дальность ЯБЧ, км. | 9000 |
КВО, м | 2-6 |
Маршевая высота полета, м | 30/70 |
Базирование | ВВС |
Сравнение с Х-БД
Х-БД | X-101/102 | |
---|---|---|
Масса, кг. | Нет данных | 2400 |
БЧ, кг. | Нет данных | 400 |
ЯБЧ, кт. | Нет данных | 200 |
Длина, м | ≤ 10 | 7.45 |
Диаметр корпуса, м | ≤ 0.8 | 0.74 |
Размах крыла, м | Нет данных | 3.0 |
ЭПP, м2 | ≤ 0.01 | 0.01 |
Двигатель | Малогабаритный ТРДД | ДТРД |
Тяга двигателя, кГс | Нет данных | 500 |
Масса топлива, кг | Нет данных | 1250 |
Стартовая масса, кг | Нет данных | 2400 |
Скорость максимальная, км/ч | Нет данных | 970 |
Скорость крейсерская, км | Нет данных | 720 |
Дальность, км. | ≥ 5000 | 3000 |
Дальность ЯБЧ, км. | > 6500 | 5500 |
КВО, м | ≤ 1-2 | 2-6 |
Маршевая высота полета, м | Нет данных | 30/70 |
Базирование | Нет данных (скорее всего любое) | ВВС |
Сравнение с Х-БД
© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru
Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.
youinf.ru
Долетит ли Х-101 до Вашингтона? Сирийская премьера нашей крылатой ракеты прошла отлично
Запад находится под большим впечатлением от использования российской Дальней авиацией в Сирии новой крылатой ракеты с уникальными характеристиками. Речь идет о крылатой ракете «воздух-поверхность», которая впервые в истории была применена в боевых условиях. Ракета была запущена со стратегического ракетоносца Ту-160.
Впечатление было столь велико, что некоторые западные комментаторы начали ракету мифологизировать. Так, американский журнал «Популярная механика» называет Х-101 межконтинентальной ракетой с дальностью, превышающей 10 тыс. километров. Это означает, что «если запустить ее в Москве, она может ударить по практически любой части США». Журнал так завершает свою апологию русскому оружию: «И это сильно беспокоит Пентагон!».
Справедливости ради следует сказать, что Пентагон возлагает большие надежды на гиперзвуковую ракету Х-51. Однако она еще не готова и неизвестно когда будет принята на вооружение. А AGM-129, которая представляла в линейке «воздух-поверхность» ракеты дальнего действия, напротив, была снята с вооружения 8 лет назад. Так что у ВВС США в настоящий момент существует громадная дыра в сегменте стратегических крылатых ракет, которые позволяют бомбардировщикам выпускать боекомплект задолго до вхождения в зону действия ПВО противника. В настоящий момент самые дальние американские ракеты — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в 4 раза. Действительно, Пентагон это не может не волновать.
Переход с атома на фугас
До 17 ноября 2015 года, когда состоялись международные «смотрины» Х-101, главной ракетой российской стратегической бомбардировочной авиации считалась Х-55, принятая на вооружение в 1983 году. И по нынешним временам это очень серьезное оружие, оснащаемое как фугасной, так и ядерной БЧ. Существует несколько модификаций ракеты. Самая дальнобойная из низ — Х-55СМ — способна улетать на расстояние в 3500 км. При этом ядерная боеголовка имеет мощность 250 кт.
Надо сказать, что КВО (круговое вероятное отклонение от цели) у ракеты равнялось 100 метрам. Для ядерной боеголовки столь невысокая точность стрельбы была не критичной. Но в 1987 году после подписания Договора о сокращении ядерных ракет средней и малой дальности пришлось заменять ядерные боеголовки на фугасные. В связи с чем необходимо было существенно уменьшать КВО. На Х-55 были проведены определенные мероприятия, которые улучшили точностные характеристики. Кстати, то же самое были вынуждены делать и американцы со своими AGM-86.
Но качественный рывок в повышении точности удалось совершить лишь в результате глубокой модернизации ракеты, разработанной в МКБ «Радуга». Испытания новой ракеты Х-555 начались в 2000 году. А на вооружение она была принята в конце 2004 года.
За счет того, что ядерная боеголовка была заменена более тяжелой фугасной, дальность ракеты сократилась до 2000 км (с топливными баками — до 2500 км). Однако главную задачу конструкторы решили — КВО Х-555 составило 20 метров. Этого удалось достичь за счет модернизации системы управления. В ней помимо инерциально-доплеровской системы, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, используется также оптико-электронная система коррекции и спутниковая навигация.
Помимо этого ракета приобрела дополнительные возможности для эффективного преодоления ПРО противника. Во-первых, за счет использования композиционных материалов и коррекции внешнего дизайна была существенно снижена ее видимость для РЛС. Во-вторых, ракета получила возможность изменять профиль полета.
Баллистическая дальность по настильной траектории
К разработке Х-101 МКБ «Радуга» приступило в 1995 году, стремясь создать лучшую в мире дальнюю крылатую ракету. Что конструкторам удалось в полной мере. Одновременно с ней появилась и ее «сестра-двойняшка» Х-102, отличающаяся наличием ядерной боеголовки.
У новой ракеты была существенно повышена точность наведения. Этого удалось добиться за счет введения в систему управления, помимо имевшихся у Х-555 механизмов, двух эффективных и надежных узлов коррекции траектории. Прежде всего, это система глобального позиционирования ГЛОНАСС. А также использование оптико-электронной системы коррекции траектории с телевизионным наведением на последних этапах полета. Новая система управления полетов обеспечивает КВО для Х-101 около 5−6 метров. У ядерной Х-102 этот показатель несколько больше.
Существенно снижена и видимость ракеты в радио- и инфракрасном диапазонах. В Х-101 максимально использованы стелс-технологии. Благодаря чему эффективная площадь рассеяния (ЭПР) новой ракеты не превышает 0,01 кв.м. Конструкторы для этого не только максимально использовали материалы, поглощающие радиоволны, но и несколько сплющили корпус по вертикали, добиваясь максимальной обтекаемости ракеты лучом РЛС.
Благодаря коррекции конструкции удалось убить и еще одного зайца — пространство в бомбоотсеке используется более рационально, появляется возможность загрузки дополнительных ракет. Х-101 вооружены два наших стратегических бомбардировщика — Ту-95МС и Ту-160. Для турбовинтового ветерана такая коррекция профиля ракет не имеет существенного значения, поскольку они в количестве 8 единиц располагаются на внешних подвесках. А вот в бомбоотсеке Ту-160 удалось разместить 12 ракет.
Испытания ракеты начались в 2007 году. А в 2013 году она была принята на вооружение в частях Дальней авиации ВВС.
Разработчики раскрывают далеко не все параметры Х-101/Х-102. Это связано с засекреченностью всех возможностей нового оружия. Поэтому к некоторым сведениям, приводимым в открытых источниках, следует относиться с осторожностью. В то же время они, как говорится, не противоречат здравому смыслу, способностям и возможностям наших конструкторов и оборонной промышленности. Например, можно встретить информацию о том, что одна из модификаций ракеты имеет разделяющуюся на две части боеголовку.
Упомянутый в начале статьи американский журнал «Популярная механика» взял не с потолка дальность в 10 тыс. километров. Такая цифра порой мелькает в СМИ. Но при этом существуют сведения о том, что МКБ «Радуга» продолжает работы по ракете с целью улучшения ее характеристик. Так что и 10 тыс. километров в будущем могут оказаться не такой уж и фантастикой.
Х-101 — дозвуковая ракета. Как, в принципе, и все существующие в мире ракеты этого класса. Для сверхзвука требуется много топлива, в связи с чем дальность неизбежно сократится. Собственно, сверхзвуковая скорость и не требуется, когда речь идет о стелющемся полете, небольших габаритах, низких тепловых излучениях и малой заметности для систем ПРО.
Знакомясь со сведениями о двигатели ракеты, напрашивается вывод о том, что в обозримом будущем одна из модификаций Х-101, действительно, сможет улетать на 10 тыс. километров. Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце 90-х годов была идея использования винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Такие двигатели позволяют существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/ч. Соответственно, и дальность ракеты также должна существенно возрасти. Вполне вероятно, что сейчас конструкторы вернулись к этой идее.
И, наконец, о боеголовках. У Х-102 она такая же, как и у Х-55 до момента ядерного разоружения ракет средней и малой дальности, — 250-килотонная. БЧ неядерной ракеты массой 400 кг может быть двух видов — проникающего и кассетного.
ТТХ Х-555, Х-101, AGM-129 и AGM-86D
Длина, м: 8, 9 — 7,45 — 7,35 — 6,32
Диаметр, мм: 770 — 742 — 740 — 620
Размах крыла, м: 3,1 — 3,0 — 3,12 — 3,65
Стартовая масса, кг: 1500 — 2400 — 1250 — 1950
Масса БЧ, кг: 410 — 400 — 200 — 540
Масса топлива, кг: н/д — 1250 — н/д — н/д
Тяга двигателя, кГс: 400 — 500 — 330 — 275
Скорость крейсерская, км/ч: 720 — 720 — н/д — 775
Скорость максимальная, км/ч: 970 — 970 — 800 — 1000
Дальность, км: 2500 — 5500 — 3700 — 1200
Маршевая высота полета, м: 40/110 — 30/70 — н/д — н/д
ЭПР, кв.м.: 0,1 — 0,01 — 0,01 — 0,2
КВО, м: 20 — 5 — 30 — 3
Эксплуатация: 2004-н/в — 2013-н/в — 1993−2007 — 2002-н/в
svpressa.ru