Содержание

Князь Святослав – биография — Русская историческая библиотека

Святослав Игоревич, великий князь Киевский, был сыном Игоря Рюриковича. После несчастной кончины отца (945), он остался младенцем, под опекою своей матери, великой княгини Ольги. Воспитание юного Святослава было поручено боярину Асмулу, который взял его с собою в поход против мятежных древлян (946 г.), и копье, брошенное слабою рукою отрока, было знаком к началу сражения под Коростенем.

Ольга, принявшая христианство, напрасно старалась отвлечь своего сына от идолопоклонства. Святослав оказывал матери привязанность и уважение, но отвергал все её просьбы и увещания касательно перемены веры. Он оставался поклонником Перуна, следуя примеру любимой своей дружины, составленной из ревностных защитников русского язычества. Возмужав в военном стане, Святослав любил проводить дни в поле, в кругу собранных войск; разделял с дружинниками их суровую жизнь, труды и простую пищу, не заботясь укрывать себя от холода и непогоды; свод небесный служил ему шатром, а седло – изголовьем. В 964 году Ольга передала воинственному сыну своему правление государством.

Памятник князю Святославу в Запорожье

 

Берега Оки, Дона и Волги были свидетелями первых подвигов князя Святослава. Он покорил вятичей по Оке (965), и это ввело его в войну с хазарами. Разбив хазарского кагана, Святослав взял его укрепленную столицу Саркел (Белую Вежу) на Донце. После этого Святославу покорилась вся Донская держава хазар, так что под властью кагана едва лишь удержалась часть Крыма. Вслед за тем Святослав обратился (966 г.) к Босфору Киммерийскому (Керченскому проливу), где утвердил свое владычество, обезопасив новое русское княжество Тмутараканское победами над окружавшими его племенами ясов (осетинов) и касогов (алты-казаков в Абхазии). Распространив, таким образом, пределы Руси до Кубани и Кавказских гор, князь Святослав возвратился в Киев.

 

 

В 967 году открылась знаменитая война Святослава с Византией за Болгарию. Святослав с 60-тысячной дружиною бросился к берегам Дуная, рассеял болгар, занял всю их землю, и гордясь успехами русского оружия, избрал своею столицею крупный болгарский город Переяславец. Печенеги, подучаемые греками, желавшими удалить Святослава с Балкан, воспользовались его отсутствием и осадили Киев (968 г.). Воевода Претич сумел хитростью спасти город и семью великого князя, который, поспешно возвратившись в отечество, прогнал печенегов в степи, восстановил спокойствие в Руси, и снова начал мечтать о дунайских завоеваниях, о счастливой, щедро наделенной дарами природы Болгарии.

Памятник князю Святославу в селе Старые Петровцы, Киевская область

Автор фото — Юля Крилова

 

После кончины своей матери Ольги, князь Святослав созвал боярский совет и объявил о своем намерении соединить Болгарию с Русью. Управление Киевом он на время своего нового похода против византийцев поручил своему старшему сыну, Ярополку; древлянской землею – Олегу, а в Новгород назначил Владимира; подобным образом и в Болгарии он оставил двух туземных царевичей, Романа и Бориса Петровичей (сыновей умершего царя Петра). В своем же лице, князь Святослав сосредоточил верховную власть над Русью и Болгарией, справедливо называя Дунай серединой земель своих, откуда он устремлял свой орлиный взор на все славянские племена.

Но князю-язычнику Провидение не судило быть совершителем этого великого подвига: новый византийский император Иоанн Цимисхий дал ходу войны совершенно другой оборот. Вторая война с Византией обессмертила обоих героев, Святослава и его достойного соперника, но кончилась в пользу последнего. Русские, в начале второго похода дошедшие до Адрианополя, в конце его, по Доростольскому миру, обязались оставить Болгарию и возвратиться в Россию. Так рухнули замыслы Святослава.

Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом. Картина Г. Семирадского, 1884

 

После того как посол Феофил Синкел и русский воевода Свенельд заключили от имени своих государей мирный договор (971 г.), состоялось свидание Цимисхия с князем Святославом на берегу Дуная. Императора сопровождала блестящая свита; Святослав же приплыл в лодке, в простой белой одежде, сам управляя веслом. Святослав обязался не воевать с Грециею и отказаться от Болгарии; Цимисхий обещал покровительствовать торговле русских купцов в Константинополе. Они расстались внешне дружелюбно, но в уме Цимисхия уже созревал замысел погубить русского князя.

Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880

 

Святослав поплыл из Доростола Дунаем и через Черное море достиг устья Днепра. Там, не слушая советов Свенельда, предлагавшего обойти Днепровские пороги сухим путем, он остался зимовать в Белобережье. Весною 972 года, с горстью войска, изнуренного недостатком в пище, Святослав отправился далее. Между тем печенеги, извещенные Цимисхием о малочисленности русской дружины, засели в засаду близ порогов и напали на киевского героя. Князь Святослав погиб (972 г.) в этой битве. Из его черепа печенежский князь Куря сделал себе застольную чашу. Свенельд с малым числом воинов спасся и принес в Киев печальную весть о гибели великого князя.

По словам византийского современника, Льва Диакона, бывшего свидетелем дунайского свидания двух государей-героев, Святослав был среднего роста, довольно статен; имел голубые глаза, но мрачный вид, густые брови, плоский нос и широкую грудь. Он носил длинные усы, редкую бороду, на голове чуб (как впоследствии носили Запорожские казаки), а в ухе золотую серьгу с жемчугом и рубинами.

Князь Святослав отличался твердостью воли и духа в предприятиях и опасностях, суровой жизнью в поле, мужеством в битвах, был великодушен и действовал всегда открыто, извещая врагов о своем нападении.

Подробнее прочитать о князе Святославе можно в «Истории государства Российского» Карамзина, исследованиях А. Д. Черткова и Н. В. Савельева-Ростиславича. Критический обзор всех мнений о Святославе дан в изданной до революции книге Александрова «Современные исторические труды в России».

 

rushist.com

Князь Святослав — День Великой Русской Победы.

3 июля — День Великой Русской Победы.

3 Липня (июля) 964 года дружина князя русов —
Святослава Игоревича (Хороброго) из рода Рюриковичей
одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана.
Столица иудейской Хазарии — Итиль была взята войском Святослава и была разрушена, затем были взяты и разрушены ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу её паразитарной власти.

По свидетельствам средневековых путешевственников, основной статьей доходов каганата, кроме посредничества и ростовщичества, на протяжении всей его истории была работорговля. Регулярные набеги на соседние земли (преимущественно славянские) давали хазарам большое количество рабов, которых продавали по всему миру.

Укрепляясь на славянских землях с помощью постройки новых крепостей, хазары осуществляли свои набеги на славян всё чаще и чаще, обкладывая их данью…

Великий воин, защитник Светлой Руси!
Маленькая страна Македония подарила мировой истории Александра Великого. Весь мир знает римлянина Юлия Цезаря. Однако мало кто за пределами России знает воина, сравнимого с Александром и Цезарем, а как правителя и человека безмерно превосходящего их — великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым.
Более того, сейчас и из русской памяти его пытаются вычеркнуть, вытеснить. Выходят книжки по Русской истории, где нашему герою уделяются две-три странички, если ещё не строчки. А то нет и того, как в неведомо зачем переизданной дореволюционной детской книжке «Моя первая русская история», где за Ольгой сразу идёт Владимир. Словно и не было Святослава Храброго, которого даже враги почтительно называли «царствующим на север от Дуная» и сравнивали с древним героем Ахиллом.
Лев Прозоров ( Озар Ворон) » Святослав Хоробре. Иду на вы!»

Князь Святослав Игоревич

Первый раз имя Святослава упоминается в летописи под 945 г. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Было это в тот раз, когда княгиня Ольга вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Впереди киевской дружины на коне сидел Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копье улетело недалеко — пролетело между ушей коня и ударило коня в ногу. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем». Таков был древний обычай русов – только князь мог начать битву. И неважно, в каком возрасте пребывал князь.
Князь Святослав Игоревич с детства воспитывался как воин. Воспитателем, наставником Святослава был варяг Асмуд, учивший юного воспитанника быть первым и в бою, и на охоте, крепко держаться в седле, управлять ладьей, плавать, укрываться от вражеских глаз и в лесу, и в степи. Полководческому искусству обучал Святослава другой варяг — главный киевский воевода Свенельд.

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. С середины 60-х гг. X века можно отсчитывать время начала самостоятельного правления князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Но Святослав Игоревич не был похож на свою мать. Если Ольга стала христианской, то Святослав оставался язычником — и в общественной жизни, и в быту. Так, скорее всего, все сыновья Святослава были от разных жен, ведь у славян-язычников было многоженство. Например, матерью Владимира была ключница-рабыня Малуша. И хотя ключница, державшая ключи от всех княжеских помещений, считалась важной персоной при дворе, ее сына-князя презрительно называли «робичичем» — сыном рабыни.

Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, необремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Хочу идти на вас».

Князь Святослав совершил два больших похода. Первый — против Хазарии. В 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десне, вступила в земли вятичей, одного из больших славянских племен, бывших в ту пору данниками хазар. Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву и двинул свою рать дальше — против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Побеждая во всех битвах, князь сокрушил захватил и разрушил столицу Хазарского каганата город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе. На берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества. Разгром угнетавшего Русь паразитического рабовладельческого Хазарского каганата является величайшим подвигом Святослава и его войска!

В 968 г. Святослав отправился в новую военную экспедицию — против Дунайской Болгарии. Туда настойчиво звал его Калокир, посол византийского императора Никифора Фоки, надеявшегося столкнуть в истребительной войне два опасных для его империи народа. За помощь Византии Калокир передал Святославу 15 кентинариев (455 киллограмм) золота. Прийти на выручку союзной державе русский князь был обязан по договору, заключенному с Византией в 944 г. князем Игорем. Золото было даром, сопровождавшим просьбу о военной помощи.

Святослав с 10-тысячным войском разгромил 30-тысячное войско болгар и захватил город Малую Преславу. Этот город Святослав назвал Переяславцем и объявил столицей своей державы. В Киев он возвращаться не хотел.

Болгарский царь Петр вступил в тайный союз с Никифором Фокой. Тот, в свою очередь, подкупил печенежских вождей, согласившихся в отсутствие великого князя напасть на Киев. Но приход небольшой рати воеводы Претича, принятую печенегами за передовой отряд Святослава, вынудил их снять осаду и отойти от Киева.

Святославу пришлось вернуться с частью дружины в Киев. Он разгромил печенежское войско и отогнал в степь. После этого он объявил матери: «Не любо сидеть мне в Киеве. Хочу жить в Переяславце на Дунае. Там средина земли моей. Туда стекается все доброе: от греков — золото, ткани, вина, овощи разные; от чехов и венгров — серебро и кони, из Руси — меха, воск и мед.»

Через три дня княгиня Ольга умерла. Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями: Ярополка посадил княжить в Киеве, Олега послал в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород. Сам же поспешил в свои владения на Дунае.

Здесь он разгромил войско царя Бориса, пленил его и овладел всей страной от Дуная и до Балканских гор. Весной 970 года Святослав перешел через Балканы, штурмом взял Филипполь (Пловдив) и дошел до Аркадиополя. Дружинам его оставалось всего лишь четыре дня пути по равнине до Царьграда. Здесь и произошла битва с византийцами. Святослав победил, но потерял многих воинов и не пошел дальше, а, взяв с греков «дары многие», вернулся назад в Переяславец.

Б.Ольшанский. Предание о Святославе

В 971 году война продолжилась. В этот раз византийцы хорошо подготовились. На Болгарию со всех сторон двинулись заново подготовленные византийские армии, многократно превосходя числом стоящие там Святославовы дружины. С тяжелыми боями, отбиваясь от наседающего врага, отходили русские к Дунаю. Там, в городе Доростоле, последней русской крепости в Болгарии, отрезанное от родной земли, войско Святослава оказалось в осаде. Более двух месяцев византийцы осаждали Доростол.

Наконец, 22 июля 971 года русские начали свой последний бой. Собрав перед сражением воинов, Святослав произнес свои знаменитые слова: «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми. Ибо мертвые срама не знают, а если побежим — покроемся позором. Так не побежим, но станем крепко, а я пойду впереди вас. Если моя голова ляжет, то сами решите, как вам быть». И ответили ему воины: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».

Бой был очень упорным, и многие русские воины погибли. Князь Святослав вынужден был отступить обратно в Доростол. И решил русский князь заключить мир с византийцами, поэтому советовался с дружиной: «Если не заключим мир и узнают, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами воюют, и кто нам тогда поможет? Заключим же мир, ведь они уже обязались платить нам дань – этого с нас и хватит. Если же перестанут платить нам дань, то снова, собрав множество воинов, пойдем из Руси на Царьград». И воины согласились, что князь их говорит правильно.

К. В. Лебедев
«Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»

Святослав начал переговоры о мире с Иоанном Цимисхием. Историческая встреча их произошла на берегу Дуная и была подробно описана византийским хронистом, находившимся в свите императора. Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо. Вот как описал очевидец грозного русского воина: «Святослав был среднего роста, ни слишком высок, ни слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми длинными, висящей на верхней губе усами. Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким».

Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него». Случилось это в 972 году.


3 июля — День Великой Русской Победы.
Б.Ольшанский. Сеча на Днепре

Так героически погиб князь Святослав Игоревич, Освободитель, великий сын Земли Русской, выдающийся воин и полководец

Значение разгрома Хазарии для Руси

Главным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость.
Свободу от дани, свободу от дани войском для Хазарских походов.

Конец работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов,
поставившие под вопрос выживание русского народа. Хазарский каганат был сокрушен.
Конец Хазарии означал объединение в едином государстве,
Киевской Руси, большей части восточнославянских племен.

Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов.
Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах.
Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье.
Русь открыла себе свободную дорогу на Восток.

Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения — порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения — духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.


Памятник под Белгородом работы В.Клыкова

Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги.

Русские летописи и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после разгрома Хазарии и восточные и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские летописи и былины этого не делают. В русских былинах есть два образа — Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими богатырями воюет против врагов Руси. Со вторым сражается Илья Муромец. В былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с «царем иудейским» и «силой жидовскою». То есть русский народ видел разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных хазарских памятников до сих пор не обнаружено.

Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования. Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой…

СЛАВА РУСИ !!!
СЛАВА РУСЬКОЙ ПОБЕДЕ !!!
СЛАВА СВЯТОСЛАВУ !!!

Источник: http://www.perunica.ru/sviatoslav/2044-3-iyulya-den-velikoj-russkoj-pobedy.html

stragasevera.livejournal.com

Второй Дунайский поход Святослава, 969–971 годы

Второй Дунайский поход Святослава, 969–971 годы

Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава.

Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь (Пловдиев), населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. пленных, желая сломить желание местных жителей поддерживать византийского императора.

Схема расположения сил под Доростолом в 971 году

Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город (Филиппополь)». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. воинов, хотя на деле имел меньше бойцов. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгров и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирие со Святославом.

Лебедев К. В. Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная

Разгромив мятежников, весной 971 г. император перешел Балканы и вторгся в контролируемую Святославом Болгарию. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. пехотинцев и 15 тыс. всадников. После двухдневной осады греки взяли Переяславец (Преславу). Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблестный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей.

Слободчиков В. Святогор

Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами». Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов».

Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась. «Ведь они… слышали от стариков из своего народа, — замечает Лев Диакон, — что этим самым «мидийским огнем» ромеи превратили в пепел на Евксинском (море) огромный флот Ингора (Игоря), отца Сфендослава (Святослава)». В византийский лагерь были доставлены продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней. По версии Льва Диакона, под Доростолом был убит Сфенкел (Свенельд), на деле, он, очевидно, был тяжело ранен, ибо позже мы видим его живым в Киеве, по сообщению ПВЛ. Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил (мечом) в шею — голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только (Икмор) погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу».

Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса.

В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки. Лев Диакон сообщает, что прежде «росы» предпочитали биться пешими, а под Доростолом выехали однажды и на конях.

Неопределенность исхода войны тяготила обе стороны. В Византии произошла попытка нового государственного переворота, к счастью для Иоанна Цимисхия, неудачная. Святослав советовался с дружиной: что делать? Одни говорили, что надо продолжать попытки прорваться с боем из Доростола. Другие предлагали тайно улизнуть ночью. Третьи советовали вступить в переговоры. Святослав закончил вече, сказав, что если не будем биться, погибнет слава, спутница русского оружия; лучше погибнуть в бою, «ибо мертвые сраму не имут». Впрочем, князь заметил, что если он падет, то его воины вольны «сами о себе помыслить». «Где твоя голова ляжет, там и мы свои сложим», — таков был ответ дружины. 20 июля 971 г. Святослав повел ее в новую атаку.

«Скифы напали на ромеев, — рассказывает Лев Диакон, — кололи их копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Видя, с какой неистовой яростью бросался Сфендослав (Святослав) на ромеев и воодушевлял к бою ряды своих, Анемас… устремился на (предводителя росов) и, ударив его мечом по ключице, поверг вниз головою наземь, но не убил. (Сфендослава) спасла кольчужная рубаха и щит… Анемас же был окружен рядами скифов, конь его пал, сраженный тучей копий; он перебил многих из них, но погиб и сам… Гибель Анемаса воодушевила росов, и они с дикими, пронзительными воплями начали теснить ромеев…

Но вдруг разразился ураган вперемежку с дождем… к тому же поднялась пыль, которая забила… глаза. И говорят, что перед ромеями появился какой-то всадник на белом коне;…он чудодейственно рассекал и расстраивал ряды росов… Впоследствии распространилось твердое убеждение, что это был великомученик Феодор…»

Ранение Святослава и буря заставили русов укрыться в Доростоле. Чуть позже Святослав пошел на переговоры. Он согласился отказаться от претензий на Дунайскую Болгарию, взяв за это дань на 10 тыс. воинов и русские города. Он заключил мир с Византией, которая позволяла ему спокойно вернуться на родину. В ходе переговоров Святослав лично встречался с Иоанном Цимисхием, благодаря чему Лев Диакон сумел увидеть и запечатлеть облик русского князя-воителя:

«Император, покрытый вызолоченными доспехами, — подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом (рубином), обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

досадные ляпы в истории русской живописи

Перед вами — четыре полотна на исторические темы, глядя на которые, нужно помнить выражение «не верь глазам своим».

«Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова

Итак, начнем с популярного ныне Суворова. Переход войск через перевал Сен-Готард во время швейцарского похода 1799 года — исторический факт. Картина написана к столетию этого события, за нее художник был даже удостоен ордена Святого Владимира. Однако и на ошибку ему указали почти сразу.



Сложный горный переход солдаты выполняют, не нарушая шеренг строя (что физически вряд ли возможно в горах). При этом во время строевого марша на ружья навинчены штыки. Присмотритесь, на что напарывались бы задние шеренги, если бы поход действительно происходил именно так?

Естественно, если речь не шла об атаке в ближнем бою, штыки с ружей снимали.

«Богатыри» Виктора Васнецова

Военно-историческая тема — вообще известная «засада» для художников, тем более, когда речь идет о легендарном материале. Виктор Васнецов писал свою картину более двадцати лет, но своим богатырям при этом очень сильно польстил.

Мы не будем обсуждать сейчас, исторические ли персонажи Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, ко времени ли Владимира Крестителя относится их деятельность, или же «Владимир Красно Солнышко» включил в себя еще и черты Владимира Мономаха (есть и такая версия). В любом случае в изображении богатырей художник был неслыханно щедр.



Всех троих богатырей Васнецов нарядил в металлические доспехи. Однако подобные образцы вооружения на Русь попадали чаще всего с Ближнего Востока через Европу, либо через монголо-татар. Произойти такое могло не раньше XIII века, а то и сильно позже. Алеша Попович в своей пластинчатой кольчуге и вовсе напоминает турецкого янычара века этак пятнадцатого.

Отдельный вопрос — лошади богатырей. В мощном коне Ильи Муромца отчетливо просматриваются черты тяжеловоза. Однако в России порода тяжеловозов была зарегистрирована лишь в конце XIX века. Сходными чертами обладает арденская порода из Бельгии, но и та современную мощь приобрела веке в восемнадцатом.

Разные по цвету штанины Алеши Поповича — бонус для внимательного зрителя. Кстати, надевать под кольчугу одежду из столь дорогих тканей — необъяснимая расточительность.

«После побоища Игоря Святославича с половцами» Виктора Васнецова

Продолжаем тему древней Руси и исторических ляпов.

Про «После побоища» даже современники говорили, что «Васнецов написал не картину, а оперу», — настолько красиво и поэтично изображено на ней поле сражения.

Отдельные моменты (например, «червленые щиты» русской дружины) здесь заимствованы прямо из «Слова о полку Игореве», но вот с исторической правдой все равно приключилась беда. Про поздние пластинчатые доспехи на этот раз умолчим, поводов для разговора нам хватит и без них.



Центральное место в композиции занимает тело молодого и прекрасного Ростислава Всеволодовича со стрелой в сердце. Оставим в стороне вопрос, могла ли стрела пробить такую кольчугу, и как она настигла князя в ближнем бою (который шел на мечах). Есть момент гораздо более интересный.

Смерть Ростислава действительно упомянута в «Слове о полку» — в лирическом отступлении, где автор, размышляя об усобицах, перечисляет едва ли не всех русских князей, погибших за полвека. Проблема в том, что погиб Ростислав вовсе не в походе Игоря Святославича (где его вообще не было), а в битве на Стугне в 1093 году. Причем погиб князь не на поле боя — он утонул в реке, отступая с места сражения.

В качестве бонуса можно сказать, что в Древней Руси сцены, изображенной Васнецовым, быть не могло вообще. Как помним, многие участники столкновения Игоря с половцами выжили. Так вот, уходя с поля боя, победители должны были снять все доспехи с погибших — просто потому, что оружие считалось законным трофеем победителей. В древности столь дорогими вещими не разбрасывались, и после небольшого ремонта доспехи верой и правдой служили иногда не одному поколению новых хозяев.

А потом мы гадаем, почему никак не можем найти места древних сражений, и откуда на «шлеме Александра Невского» из Оружейной Палаты арабская вязь.

«Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» Клавдия Лебедева

И, наконец, еще один сюжет. Картина Клавдия Лебедева создана в 1880-е годы, однако известна у нас очень мало. И неспроста. Перед нами — просто апофеоз исторических ошибок.



Что любопытно, князь Святослав изображен здесь как раз в соответствии с историческими документами. Именно таким — с чубом и серьгой в ухе — описывали его греческие историки. Было это много веков назад, так что заподозрить их в причастности к современным историческим конфликтам можно едва ли.

Собственно, некоторые детали картины Клавдий Лебедев добросовестно заимствовал из описания Льва Диакона — и чуб князя, и его белую рубаху, и то, что Святослав сам сидел на веслах. Однако представить, что изображенная на картине мизансцена имела место в реальности, можно едва ли.

Иначе нам придется признать, что византийский басилевс не только разгуливал по берегам Дуная в походном, но все же парадном облачении, но еще и стоял, как школьник, перед мелким северным соседом, который при встрече сидел, да еще и спиной к императору.

При всех многочисленных конфликтах с греками в византийских церемониях русичи все-таки разбирались. А уж греки разбирались в них несомненно.

Дарья Менделеева

Из: Матроны

www.izbrannoe.com

Читать книгу Русь между Югом, Востоком и Западом Владимира Борисовича Миронова : онлайн чтение

Текущая страница: 9 (всего у книги 42 страниц) [доступный отрывок для чтения: 28 страниц]

Заключение мирного договора между Русью и Византией

Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами». Это было похоже на почетную капитуляцию. Договор писался под диктовку византийцев и содержал одни обязательства Руси перед Византией, что не могло удовлетворить Святослава.

Святослав и Цимисхий

Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная…

Святослав не смирился с поражением. Он говорил: «Пойду на Русь, приведу еще больше дружины». Иначе говоря, он был намерен вновь жертвовать жизнями сограждан ради наживы, хотя и из этого похода возвращался, имея много захваченного золота, серебра и пленных. На порогах поджидали печенеги. В 972 г., после долгого «стояния», среди его войска начался голод. Князь сделал попытку прорваться, но она не удалась. «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп, и после пили из него». Важна даже не сама гибель князя. Он получил то, что получает почти каждый агрессор. Подобно царю Киру он поплатился не только жизнью, но головой. Видимо, он и сам предвидел такой конец: «аще моя глава ляжетъ», «изъбьютъ дружину мою и мене». Важнее мораль… Верно гласит летопись: «Чужих ища, своя погубих». Да и летопись не скорбит о Святославе. Общественное мнение Руси было не в пользу этого завоевателя и грабителя. Выскажем «крамольную мысль». Святославу следовало навсегда уйти из истории в прошлое, чтобы стало складываться единое Русское государство. На войнах и грабежах, что погубили тысячи полных сил молодых воинов, жизнеспособное государство не создашь. Хотя, с другой стороны, и без военных побед формирование мощного государства невозможно. Нужна золотая середина. Полагаем, это задержало рождение единого Русского государства на пару веков. О том не пишут, а надо было бы. В итоге «акций» Игоря и Святослава будет подготовлена почва для будущих страшных междоусобиц. И мы с вами скоро увидим, как некогда могучее Киевское государство, детище Святослава, распадется формально и фактически. Такова плата за авантюристическую, агрессивную и в целом бесперспективную политику «последнего норманна» – Святослава.

Средь иных факторов, что вели к успеху византийское воинство, можно упомянуть такие, как: четкое управление войсками, организация тыла, а также умелая работа дипломатов. Перед войной византийцы умело поработали на ниве дипломатии, и им удалось убедить союзников русов (печенегов и венгров) «отложиться» от Святослава. В итоге русы перед решающей битвой оказались без конных войск, что ослабило их ударную мощь. Это стало одной из причин поражения. Дж. Хэлдон в «Истории византийских войн» пишет: «В ходе блестящей четырехмесячной кампании, тщательно подготовленной и поддержанной хорошо организованной работой тыла, император Иоанн I Цимисхий проявил себя великим полководцем и государственным деятелем Византии, сокрушив и изгнав из пределов империи одного из самых опасных врагов за ее историю».

Печенеги

Эта военная кампания вновь подтвердила «роль дисциплины и организации в победах имперских армий во второй половине X в.». Заключенный Святославом с Византией в 971 г. мир фиксировал попытку русских вытеснить Византийскую империю из Причерноморья и Крыма. Это перемирие отложило решение вопроса на довольно длительное время. Иначе говоря, о дружеских, подлинно союзнических отношениях между державами тогда не было и речи.

Подходит ли Святослав под образ героя земли Русской?! Груб и воинственен без меры. Обращаясь к другим странам, князь обычно говорил им: «Хочу на вы ити». Тут видна неприкрытая угроза: «Обязательно нападу на вас». Нет тут ни грана и «рыцарства», ибо в подобном случае говорили: «Иду на вы». Не жаловал он и послов, нарушая все правила приличия, говоря с теми, словно с арестантами: «Въве-дете я семо» (Введи). Однако будем помнить иные ратные дела его: не кто иной, как Святослав Игоревич достиг тогда успеха – открыл Киевской Руси дорогу на Восток. Ведь до него окские и волжские речные пути были заблокированы хазарами, а, как ранее было сказано, там проходили торговые потоки из Персии, Средней Азии, Индии, Китая и в обратном направлении. Решить проблему тогда можно было только военным путем, и сделать это было непросто. Греки построили Хазарскому каганату крепость на нижнем Дону (Саркел). Тогда для только еще набиравшей силу Руси важнее было открыть «окна» на восток и юг, нежели «окно в Европу». И князь Святослав это сделал. Что же касается его агрессивности, воинственности, грабительских навыков, то это главные черты варяга и викинга. В X веке для мирного земледельца и пахаря слово «викинг» – на Руси или в Европе – обычно звучало как ругательство или как проклятие.

Святослав Храбрый

Характерно, что созданная силой оружия языческая федерация Русского государства под эгидой Святослава исчезла фактически тотчас после его гибели. Отдельные ее части – Древлянская земля, Киев, Новгород – оказались предоставлены сами себе. В.О. Ключевский писал: «Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями, политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права.» Перед походом на Дунай Святослав отправил своего третьего сына, Владимира, княжить в Новгород, о чем послы новгородские упорно просили: «Аще не пойдете к нам, то налезем князя собе» (то есть сами найдем себе князя). Так гласило древнее предание. В 979 г. Владимир покинул Киев и направился в Новгород. Туда он двинулся по давно известному пути «из варяг в греки». Это был в первую очередь торговый путь (по Днепру, в верховьях Днепра суда тащили волоком до Ловоти, затем те попадали в озеро Ильмень, а оттуда в реку Волхов). Тем же путем весной из городов Новгорода, Смоленска и др. грузы шли в Киев и Византию. Наступал час Владимира – Владимира Красное Солнышко.

УХОД ОТ ЯЗЫЧЕСТВА И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

Время правления Владимира на Руси – время знаменательное, во многом определяющее. И дело не только в принятии христианства. Христианство пришло к нам в пестрой и разношерстной кампании. Считается, что впервые о новой вере на Руси услышали еще в I в., когда на земли Северного и Восточного Причерноморья явились миссионеры из Сирии во главе с апостолом Андреем Первозванным (Матфей, Симон Зилот, Иуда). По преданию, Андрей Первозванный, идя по пути «из варяг в греки», якобы отметил место будущего Киева, предрек ему великое будущее и воздвиг тут крест. Велика была роль в «пропаганде» идей христианства и княгини Ольги. Будучи знатного рода, она стала женой князя Игоря, однако отношения с мужем не сложились, княгиня не жила в Киеве и фактически стала правительницей княжества после смерти Игоря (945).

Церковь отмечает праздник в честь Андрея Первозванного

История с древлянами – возможно, миф. Территория древлян не определена летописью, обитали они по соседству с полянами, к северо-западу от Киева, их центром был Иско-ростень. Древляне имели развитую племенную организацию, в том числе свое княжение и дружину. Между древлянскими и киевскими князьями до X в. происходили стычки: «…древляне живяху зве-риньскимъ образом, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды девиця». Как бы там ни было, а древляне якобы прислали к Ольге послов, и те заявили: «Мы били мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны; их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала». Ольга с женским коварством сделала вид, что согласна с предложением: мужа, мол, уже не воскресишь. Но по ее приказу два посольства от древлян были преданы смерти (одних зарыли живыми, а других сожгли в бане). «Ушла, не утолив своего сердца местью и зная, что произойдет это нескоро; до тех пор, пока вся земля древлянская не ответит ей за свершенное, не будет ей покоя». История эта (эта версия) далеко не всеми учеными поддерживается.

Древляне

Следует учесть, что древляне – мало-исследованнная страница истории Киевской Руси. Хотя усилия в этом направлении были сделаны еще в 1864 г. русским историком Д.И. Прозоровским и в 1971 г. А.М. Членовым в статье «Древлянское происхождение князя Владимира», опубликованной в «Украинском историческом журнале». А. Членов построил древлянскую теорию о выдающейся роли Древлянской земли и древлянского княжеского рода в истории всей Русской державы. Эта теория легла в основу его книги «По следам Добрыни», которую можно считать вкладом в разработку проблем истории Киевской Руси. Одновременно это вообще первый опыт пространной биографии Добрыни. Если же учесть, что и Владимир, согласно этой версии, принадлежал к древлянам, а Добрыня, его соратник и дядя, был сыном князя Мала Древлянского, то понятна решимость, с которой обращались в дальнейшем с киевлянами, злейшими врагами древлян, Владимир и Добрыня, наследники славных родов.

Мщение княгини Ольги древлянам за смерть князя Игоря

Считают, что жестокие действия Ольги вызваны восстанием древлян, а не заботой об Игоре. Кроме того, она не просто жена или регентша при малолетнем Святославе (в момент гибели отца тому было не менее 4-х лет), но фактически и прямая правительница Киева. В этой роли она пребывала до смерти в 969 г. и действовала как правительница, которая обязана все «уставить» и «изрядить» на подвластной земле. Она выступила против древлян, требуя от них полной покорности, столицу их сожгла, а народ обложила тяжелой данью (третья часть дани поступала лично ей). При этом действия ее отличаются особым, изощренным коварством: уничтожила послов, организовала тризну на могиле мужа, уничтожив затем приглашенных гостей – древлян.

Мнения ученых о мотивах действий Ольги разошлись. Одни полагают, что летописцы «подчистили» ее биографию, превратив историю подавления восстания древлян в акт мщения княгини за смерть мужа. Другие видят в этом оговор «честной вдовы-христианки». Говорят, она как женщина просто не могла применить столь жестокую казнь. Действительно, вся история выглядит нереально. Трижды к древлянам она шлет послов с предложением мира и союза. Но никто из древлян после визита к Ольге не возвращается живым. Многие древляне были убиты (Повесть временных лет говорит о гибели 5000 человек) или отданы в рабство дружинникам княгини. Расправа была крайне жестокой, но, зная жестокость методов ее мужа Игоря и сына Святослава, вообще эпохи в целом, ничему не удивляешься.

В.Л. Белых. Княгиня Ольга

Народ был обязан княгине Ольге многими позитивными моментами в ее правлении, «мудрейшей из людей», психологически подготовившей к принятию православия. В 955 г. княгиня направилась в Константинополь, чтобы своими очами увидеть красоту службы христианской. Возможно, на сердце у нее было неспокойно после содеянного изуверства. В любом случае, очевидно одно: визит укрепил решимость принять крещение. В свою очередь, и Византия желала утвердить на Руси веру православную, видя в том и важное политическое орудие. Обратив в свою веру воинственных соседей, ромеям было бы гораздо проще решать военно-политические, торговые и экономические вопросы. Летописи гласят, что в свое время, когда послы закончили деловую часть переговоров, император попросил их задержаться в Византии. Их богато одарили, приставили к ним специальных людей, которые «водили по церквам, показывали богатства, излагали учение Христовой веры». Визит в Константинополь Ольги, видимо, описан ее духовником – попом Григорием. Об этом говорят церковный характер изложения и то, что внимание особо акцентируется на крещении Ольги. Тот восторгается сим событием, сравнивая ее с царицей Эфиопской, пошедшей к Соломону в надежде обрести у него мудрость бога («Искаше доброе мудрости Божья»).

Княгиня Ольга в храме

Патриарх Феоклит свершил таинство ее крещения при Константине Багряно родном. С императором она повела себя строго, и когда тот предложил выйти за него замуж, она ему прямо заявила: «Азъ пагана есмь!» По сути дела, вынудила императора окрестить ее, затем потребовала тотчас же отпустить домой («Хотящи домови»). Похоже, император Византии признал ее женскую мудрость и умственное превосходство и уважительно изрек: «Преклюкала мя еси, Ольга». Домой та вернулась победительницей, с дарами, книгами, иконами и крестами, сохранив «девичью честь». Ольга обещала императору Византии прислать в ответ многие дары, в особенности «вой и помощь». Но, когда послы того прибыли в Киев, продержала их у ворот, как и ее продержали, и отправила ни с чем в Царьград. Уже-лания стать христианкой были серьезные основания. «За устремлениями Ольги и других русских князей стояло стремление распространить свое влияние на земли, когда-то входившие в состав Великой Моравии. Косвенным свидетельством преобладающего влияния христиан на Руси при Ольге служит сообщение Титмара Мер-зербургского о наличии в Киеве в начале XI в. около 400 церквей. Вряд ли столько мог построить Владимир Святой за 20 лет, прошедших с момента его крещения».

И. Акимов. Крещение княгини Ольги

О том же говорят сообщения летописных источников и житийной литературы, где сказано, что Ольга стала насаждать христианство, крушить кумиров, возводить церкви.

Владимир заложил основы могучего государства, не только восстановив Древнюю Русь в границах Игоря и Святослава, но и расширив ее. Он победил балтское племя ятвягов, между Неманом и Западным Бугом, двинулся на булгар и Хаза-рию (985). Распространение христианства вряд ли заставило его «вложить мечи в ножны» (Мухаммед ал-Ауфи). Последнее – вымысел. Русские – воинственная нация, но принятие христианства сделало их умнее и дипломатичнее. Победив булгар, Владимир в отличие от Святослава, следуя мудрому совету своего дяди Добрыни, освободил пленных булгар, предложил им мирный договор равных. Побежденные булгары и русские поклялись друг другу в вечной дружбе. «Тогда не будет между нами мира, – гласила клятва, – когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Не исключено, что эти первые соглашения и стали примером для будущих поколений, когда России придется налаживать тесные контакты с Казанским ханством.

Заслуги Ольги и Владимира велики. Они вывели нас из мрака язычества. Поляне времен князя Кия (VI в.) «бяша мужи мудри и смыслене… и бяху же погане: жру-ще озером и кладязем и ращением яко же прочий погани». Правда, тут ничего не говорится об идолах, но в событиях X в. идолы Перуна и Велеса упомянуты. Дата возведения шести «кумиров» князем Владимиром указывает на 980 г., а на 983 г. – принесение человеческих жертв. Кровожадный ритуал имел место у многих народов. «Хроника» Титмара Мерзербургского гласит: у поморских славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Жертвы приносили и восточные славяне. На холме вне теремного двора Киева, где стояли поставленные кумиры, при князе Владимире «привожаху сыны и дщери, и жряху бесомъ и осквер-няху землю требами своими». Людей приносили в жертву в случае каких-то бедственных событий в жизни народа – неурожае, бездождии, холоде, а также «ради умножения плодов земных». Эти жертвы считались самыми угодными богам и действенными. Они отвечали тогдашним воззрениям славян на смерть как на переход в другое состояние. Люди рассматривали свое бытие в природе как процесс «жизнь—смерть—жизнь», а потому и смерть должна была привести к усилению плодоносящей силы земли, к ее возрождению. Такие же находки делались в Вышеграде на берегу Вислы, в Праге, в Плоцке, где на жертвенной площадке рядом с каменным алтарем лежали кости коня и был воткнут меч.

Славянские идолы – Дажьбог, Перун и др.

Схожие крупные захоронения найдены в крупных культовых центрах в Арконе, где, по словам Саксона Грамматика, «ежегодно после жатвы собирались жители всего острова перед храмом, приносили жертвы и праздновали именем веры общественный пир». По данным археологов, идолы у полян и «прочих поганых» существовали уже в III–IV вв. В споре за первенство среди религий участвовали многие языческие боги: Перун, пришедший с берегов Балтийского моря, Хорс – Солнце, небесный Дажь-бог, бог Велес. Заметим, что служение культу Перуна, богу-громовержцу, сопровождалось принесением ряда кровавых жертв. Перед нами настоящий языческий Олимп. Интересен и вывод ученого В. Демина: «…Русский народ в связи с прочими славянами даже в остатках своего творчества. передал повесть своего бытия доисторического глубже, выразительнее и обильнее многих современных народов Европы. Здесь всего ближе мы можем сравнить его с Грецией. Вот достойное поле для тысячи будущих русских мифологов и улика для настоящих». Улик множество, и удивительно, что наука зачастую упорно не желает видеть того, что лежит буквально перед глазами.

А. Клименко. Языческий Перун

Ведь истоки древнейших культур могли находиться не только в признанных центрах культур (Месопотамия, Египет, Греция, Рим, Китай, Корея, Индия, Япония). Все уже тогда было рассредоточено и в движении – народы, земли, цивилизации, умы. Слов нет, богатейшая полуязыческая культура (песни, музыка, танцы, сказы, былины, пословицы, обряды, заговоры да наговоры) участвовала в формировании личности, ее нравственного и духовного облика. Поэтому и значение такой народной педагогики было не просто велико, но в известном смысле и определяюще. Эта могучая полуязыческая-полухристианская сила веками сохраняла и оберегала, словно берегиня, душу русского народа. Будучи в тесном единении с природой, славяне обожествляли ее. Верховным божеством считался Перун – бог молнии и грома, он посылал дожди, без которых нет урожая. Поклонялись славяне и Стрибогу – богу ветра и бури, чтили богиню плодородия Мокошь, бога скота Велеса, бога растений и подземного мира Симаргла. В конце декабря, когда солнце набирало силу, ходили славить светило, праздник соединился с Рождеством Христовым. Масленица – отклик древнего языческого праздника весны, которую особенно торжественно встречали. В праздник Ивана Ку-палы ночью купались, чтобы встретить зарю чистыми, жгли костры, прыгая через пламя и очищая себя огнем. Поклонялись душам усопших, верили в то, что у каждого рода есть свой дух-покровитель, щур или пращур. Весной торжественно и всенародно отмечались праздник русалок, иные природные языческие празднества.

К. Маковский. Русалки

Достаточно почитать былины и сказы, в которых жизнь описана густыми, яркими красками. Исследователь обрядов и обычаев нашего народа М. Забелин писал: «Во время свадеб в старину тут всегда присутствовали глумотворцы (шутники), органники, гусельники (гусляры). Обычай этот существует и поныне; не раз церковь восставала против таких порядков, которые суть прямо следы язычества, и хотела отделить все обычаи пред венчанием и по венчании, но этого было нельзя искоренить, так как самый акт, основанный в своем будущем на любви и согласии, на семейном счастье, вызывал на веселье». К сожалению, эта дохристианская культура почти не дошла до нас. Не только войны, вражеские нашествия, битвы и пожары, но и церковь иногда была тому причиной. В эпоху, которую Д.С. Лихачев называл «эпической эпохой», эпохой русского прошлого, русской независимости, славы и могущества, патриархальных взаимоотношений князя и дружины богатырей, когда народ в лице богатырей мог брать верх, когда богатыри могли влиять на судьбу страны и т. д., то есть в одну общую условную «эпическую эпоху» и происходит действие былин. В итоге из жизни и памяти народа исчезли аграрно-бы-товая обрядность, образцы языческой и народной притчи, мифы, бывальщины, приговоры и т. п. Вплоть до XVI века Русская церковь упорно преследовала скоморохов с их «гуслями», «гудками» и «свирелями». Выдающийся историк и фольклорист А.Н. Афанасьев отмечал, что «заботою духовенства было уничтожение народных игрищ; вместе с музыкой, песнями, плясками и ряженьем в мохнатые шкуры и личины игрища эти вызывали строгие запретительные меры.». Это верно и в отношении части книжного наследия. По мнению ученых, уцелели только малые доли процента былого книжного богатства Руси XI–XII вв. Таким образом, первоначальная христианская культура, прораставшая на Руси сквозь распятую языческую плоть, дошла до нас, но в крайне усеченном виде. К величайшему сожалению, ныне мы имеем лишь самые жалкие остатки богатейшей былой образности. Они – в языке, русской песне и поэзии. Самые просвещенные народы мира поражались музыкальным талантам наших предков. Константинопольский хронист Феофи-лакт Симокатта поражен тем, что славянские послы в VI веке прошли от берегов Балтики до Византии без оружия – с одними гуслями через плечо.

3. Лаврентьев. Сваты. Русь языческая

Руси нужна была духовная опора, религиозная спайка. Таковая достигается с помощью церкви. Процесс принятия христианства на Руси шел интенсивно. В «Чтении о Борисе и Глебе» сказано: «Апостолы же пошли проповедовать Евангелие по всей земле, как и заповедовал им Господь; и многие уверовали и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа, и стала радость великая уверовавшим в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо видели многие чудеса, которые творили святые апостолы во имя Господа нашего Иисуса Христа: слепые прозревали, хромые ходить начинали, прокаженные очищались, бесы от людей отгонялись молитвами святых апостолов. И умножались христиане, и капища идольские были разрушены и уничтожены. И так все это было, только осталась страна Русская в прежней прелести идольской, ибо не слышали здесь ни от кого ни слова о Господе нашем Иисусе Христе, ибо не ходили к ним апостолы, не проповедовал им никто слово Божие. Но вот сам Владыка Господь наш Иисус Христос благостию своей призрел свое творение, ибо не дал погибнуть им в прелести идольской. Был же, сказано, князь в те годы, владевший всей землей Русской, по имени Владимир. Был же он муж праведный и милостивый к нищим и к сиротам, и к вдовицам, но верой – язычник. Владимиру было явление Божие, чтобы христианином стать. И потом всем вельможам своим и всем людям своим приказал креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Слышите чудо, исполненное благодати?

С.В. Иванов. Христиане и язычники

Еще вчера приказывал всем жертвы приносить идолам, а сегодня повелевает креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа! Вчера не ведал, кто такой Иисус Христос, а сегодня проповедником его стал, вчера язычником Владимир назывался, а сегодня христианином Василием называется! То второй Константин на Русь явился!» Императору Константину чудо явилось в виде небесного знамения, и он стал христианином. В случае с Владимиром следует говорить об уме.

Молодость и Мудрость

Умный князь на Руси – это всегда чудо.

Детали этого обращения можно найти в «Речи философа». Автор – греческий миссионер, судя по всему, прибыл в Киев специально с целью склонить князя Владимира к крещению. «Речь философа», известная по Повести временных лет (986), написана в форме диалога князя и проповедника. Философ сжато и деловито изложил в ней Ветхий и Новый Заветы, а также главные принципы христианства. По его словам, люди впали в язычество после разрушения богом Вавилонской башни, когда «разидо-шася по странам и кождо своя норовы при-яша». Первая стадия воззрений – культ природы: «По дьяволю научению ови ращением, кладезем и рекам жряху [приносили жертвы] и не познаша бога». Вторая стадия обращения к богам связана с изготовлением идолов и человеческими жертвами, чем и занимались отец и дед библейского Авраама: «Посемь же дьявол в большее прелыценье вверже человеки и начата кумиры творити: ови древяны, ови медяны, а друзии мрамаряны, а иные зла-ты и сребрены. И кланяхуся им и приво-жаху сыны своя и дъщери и закалаху пред ними и бе вся земля осквернена». Эти же два этапа наблюдаются в жизни многих народов мира как Европы, так и Азии, прослеживаясь и на раннем этапе возникновения Древней Руси.

Речь грека философа перед князем Владимиром

Принятие христианства означало приход Руси в сообщество христианских государств. Историк В. Даркевич писал: «Христианство и язычество разделяет духовная пропасть, сравнимая, пожалуй, с различием между идолом и иконой. Грубо высеченный идол с человекоподобными чертами, один из многих в системе многобожия, – это Бог сам по себе, властвующий над какой-либо космической стихией и принимающий разные воплощения». Такие каменные монументальные изваяния или маленькие фигурки из самых разнообразных материалов широко распространены у восточных славян. И подтверждение тому – археологические раскопки. Напротив, икона – это и священный почитаемый предмет, и образ, каноническое изображение Христа, Богоматери или святого. Христианство возвысило человека над его повседневным бытием, придало земной жизни смысл, вселило надежду на вечную жизнь души. Недаром В.В. Розанов говорил: «Христианство нежнее, тоньше, углубленнее язычества. Под воздействием православия русский характер психологически трансформировался, в корне изменился менталитет народа, и в том числе – представления о человеке и его месте в обществе, воззрения о природе и Боге как творце всего сущего. Христианство выделило человека из окружающей среды как высшее творение Бога, созданное по его образу и подобию» («Христианство на Древней Руси»). Переход от язычества к православию позволил не только установить известную систему иерархии на Руси, но и приобщиться к сокровищам мировой мысли и культуры. Религия отвратила наших предков от дикого образа жизни, когда язычники «живяху в лесе, якоже всякий зверь». До этого братья-славяне «живуще скотски: убиваху друг друга, ядоху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкиваху у воды девиц». Православная церковь на Руси, осудив обычаи кровной мести и самосуда, превознося силу добродетелей, веру и подвижничество, воспитывала людей, способствуя очищению души, укреплению духа. Надо было укрепить и закрепить этот первоначальный религиозный опыт. Как заметил И. Ильин, «религиозный опыт строится прежде всего через субъективную, личную культуру духовенства». Таким образом, в 987 г. русский народ стал частью Вселенской единой святой соборной Апостольской церкви.

В. Васнецов. Князь-язычник Владимир и Гора Богов

Причины, которые привели князя Владимира к такому решению, случайными, конечно, не назовешь. Полагаем, ни красота церковного искусства (при всей ее значимости), ни византийская эстетика культового действа не стали главным доводом в пользу решения князя принять христианство. Предпосылки глубже и закладывались они исподволь… Их можно увидеть уже в действиях бабки Владимира, Ольги, христианки, ранее дважды посетившей византийский двор. Новую религию приняла часть дружинников-скандинавов, служивших киевским князьям. При князе Игоре в Константинополе существовала церковь пророка Ильи – центр торговой и деловой колонии русских (912–942). А затем в Киеве возводят Ильинскую церковь – в знак солидарности киевских христиан-варягов с царьградскими единоверцами. Выбор консолидирующей общество религии был сделан – византийское христианство. Приход русского народа в лоно христианства принято относить к XI в. Однако недавние археологические находки на Дону показывают: первые христиане могли появиться тут гораздо раньше, в V в., может быть, и ранее. Владимир, приняв это решение, положил начало древнерусской цивилизации. Произошел великий исторический поворот. Русь вошла в ареал восточно-православных государств, не порывая связей с католическим Западом. Конечно, разделение церквей внесло трагический раскол в судьбы Европы и России, проведя кровавую межу между Западом и Востоком. Но это произойдет уже позже. и отнюдь не Древняя Русь была тому виной.

А. Иванов. Великий князь Владимир в Корсуни

Византия стала нашей «крестной матерью», чему было немало причин экономического, культурного, военно-стратегического характера. Князья, варяжские гости и дружинники русских князей, ходя в дальние походы, не могли не видеть того, как живет окружающий мир (Греция, Рим, Испания). В этих странах имелись монастыри, академии, библиотеки, школы, бывшие очагами цивилизации. Ачто же видим на Руси? Проведем в качестве сравнения параллель.

В.М. Васнецов. Отдых князя Владимира после охоты

Первая религиозная реформа Владимира сделала из Перуна «бога богов». В 980 г. князь торжественно водрузил 6 языческих кумиров, но примерно тогда же, в 983 г., в монастыре Боб-био ученым Гербертом были обнаружены тома астрологии Боэция и книги по геометрии. Европа поклонялась книгам, мы – языческим идолам. «И начаша кумиры творити: ови древяны, ови медяны, а друзии мрамаряны, а иные златы и сребрены. И кланяхуся им и привожаху сыны своя и дъще-ри и закалаху перед ними и бе вся земля осквернена». С дикостью надо было заканчивать, если говорить о цивилизации. Владимир был далек от христианских идеалов. На его совести немало грехов: вероломное убийство брата Ярополка, убийство полоцкого князя Рог-волда, что «пришел из-за моря», двух его сыновей, насилие над его красавицей дочерью Рогнедой (в ответ на предложение князя Владимира вступить с ней в брак та ответила резким отказом, предпочтя Ярополка и град Киев да еще вдобавок оскорбив Владимира, назвав «робичичем», т. е. сыном рабыни). Не был князь примером добродетели и воздержания во время пиров и забав на охоте, однако все эти личные огрехи отступали на второй план при решении столь важного и судьбоносного государственного вопроса, как принятие веры, сего инструмента политики.

Владимир и Рогнеда

Говорят, что у Владимира не было выбора: иудаизм и ислам были-де представлены соседними с Русью кочевыми и полукочевыми народами, «весь образ жизни и менталитет которых был абсолютно чужд земледельцу-славянину. А униженный и маловлиятельный в конце X в. Рим был слишком далеко». Принятие православия в качестве официальной государственной религии не было предопределено судьбой, но вместе с тем серьезное решение не могло быть и принято спонтанно. Возможно, имел место спор религий. При ином раскладе ведущей религией мог бы стать ислам или христианство запад-норимского толка. Но Владимир не принял религии латинян, хотя и послал «в немцы» послов взглянуть на церковную службу. Рим и католический вариант православия не отвечали глубинным дальним интересам Руси.

iknigi.net

История, События, Факты. 23.07.2013 | Рыцарский вестник

     23 июля 971 г. киевский князь Святослав Игоревич и византийский император Иоанн Цимисхий заключили мирный договор по итогам войн, проходивших на Дунае в 968-971 гг. 

К. В. Лебедев. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»

     Цимисхий в окружении приближенных ожидал Святослава. Князь прибыл на ладье, сидя в которой греб наравне с простыми воинами. Отличить его греки могли лишь потому, что надетая на нем рубаха была чище, чем у других дружинников и по серьге с двумя жемчужинами и рубином, вдетой в его ухо.

     В 968-971 гг. Русь и Византия боролись за сферы влияния на Дунае. Сначала военные действия складывались удачно для русского войска, которое выступало совместно с болгарским и в союзе с венграми и печенегами. Однако к концу 970 г. Византии удалось решить внутриполитические проблемы, связанные с восстанием Варды Фоки, и император начал готовить новую армию.

     Мирный договор 971 г. в целом восстанавливал довоенную систему взаимоотношений. Новым было то, что русы поклялись своим оружием и именем языческих богов Перуна и Волоса никогда больше не нападать на Византию и подчинённые ей территории в Херсонесе и Болгарии.  Текст клятвы сохранился в «Повести временных лет».

— Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву свою: хочу вместе с русскими, которые подо мною, с боярами и прочими, иметь мир и полную любовь с великим царем греческим и со всеми людьми вашими до сконча­ния века. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на нее воинов, и не наведу иного народа на страну ва­шу. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я емубуду противником и буду воевать с ним. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты богом, в которого веруем, — Перуном и Белесом, богом скота, и да будем желты, как золото, и да будем иссечены своим же оружием. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написали в хартии этой и скрепили сво­ими печатями.

knightbulletin.com

Trojden | Становление Древнерусского государства (§ 5)

Основные вопросы изучения материала

1) Образование государства.

2) Захват Киева и путь «из варяг в греки».

3) Олег и Игорь — первые князья Древнерусского государства.

4) Борьба с древлянами и реформы Ольги.

5) Походы Святослава

Типы уроков

Комбинированные

Ресурсы уроков

Учебник, § 5. Карта «Русь в IX—X вв.». Фрагменты летописей, трудов историков.

А. П. Медведев. «Был ли греческий полис государством?» — http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1352390836

Документальный сериал «Правители Руси» (Олег, Игорь, Ольга и Святослав) — http://www.videorusi.ru/publ/3—1—0—557

К. В. Лебедев. «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная» (репродукция картины)

Основные понятия и термины

Государство. Князь. Дружина. Дань. Полюдье. Реформа. Уроки. Погосты

Основные даты

860 г. — первый большой поход русов на Константинополь. 882 г. — объединение Новгорода и Киева князем Олегом. Образование Древнерусского государства. 907 г. — поход князя Олега на Константинополь. 911 г. — договор Руси с Византией. 912—945 гг. — правление князя Игоря в Киеве. 941 г. — поход князя Игоря на Константинополь. 944 г. — договор Руси с Византией. 945—964 гг. — правление княгини Ольги в Киеве. 964—972 гг. — правление князя Святослава в Киеве

Персоналии

Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Домашнее задание

§ 5 учебника. Задания к контурным картам. Посмотреть документальный сериал (серии 2—4) «Правители Руси». Использовать информацию в рассказе о деятельности первых князей Руси.

Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками первых древнерусских князей. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники»

Модули уроков

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вспомните, что такое государство.

На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, было ли сформировано государство у того или иного народа?

Определять существенные черты догосударственного и государственного устройства древних обществ.

Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Какие государства уже существовали в Европе, Азии, в том числе на территории современной России (см. карту)?

Было ли государство в греческих городах-полисах Северного Причерноморья? Сравните системы управления полисов и сложившийся общественный порядок у восточнославянских племён

Применять ранее полученные знания.

Раскрывать на примерах культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.

Использовать понятие «государство» в новой учебной ситуации

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Можно ли утверждать, что у восточнославянских племён в VI—VIII вв. уже существовало государство? Какие условия должны были быть в наличии для формирования у них собственного государства?

Последовательно перечислите названия рек, по которым проходил путь при движении «из греков в варяги». Определите роль Киева на этом пути. Покажите на карте территорию Древнерусского государства в X в.

Прочитав п. 3 параграфа, назовите главные причины походов князей на Византию.

Прочитайте по ролям отрывок из летописи, повествующий о гибели князя Игоря. Как вы думаете, что стало причиной гибели князя? О каких политических особенностях Древнерусского государства можно узнать из этого источника?

Рассмотрите репродукцию картины К. В. Лебедева «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная». Опишите внешность действующих лиц. В чём вы видите особенность композиционного построения картины? Придумайте возможный диалог между правителями. Сыграйте сцену по ролям в классе.

Опираясь на рассказ учителя, определите, в чём основные различия политики, проводившейся княгиней Ольгой и князем Святославом

Соотносить известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа. Использовать карту при установлении причинно-следственных связей.

Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами.

Использовать сведения из летописи для выявления особенностей устройства Древнерусского государства.

Выполнять творческие задания.

Моделировать возможное отношение различных персоналий к тем или иным историческим событиям.

Участвовать в учебных исторических драматизациях.

Сравнивать и оценивать итоги деятельности первых правителей Руси

Беседа.

Работа с текстом и картой.

Драматизация

 

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Сравните власть князя у восточнославянских племён в IX—X вв. с властью европейских правителей. Сделайте выводы.

Объясните, почему княгиню Ольгу один из историков назвал подлинной устроительницей государства на Руси. Что вы понимаете под этим определением?

Можно ли князю Святославу дать такую же оценку, какая дана княгине Ольге одним из историков?

Соответствовали ли цели походов русских князей государственным интересам Руси? Для ответа на этот вопрос уточните, что такое, на ваш взгляд, государственные интересы.

Примите участие в дебатах «Опыт деятельности первых князей Руси полезен для современных руководителей страны». Приведите доводы за и против

С помощью учителя сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.

Участвовать в дискуссии (дебатах)

Беседа.

Дебаты             

Дополнительный материал

А. П. МЕДВЕДЕВ. «Был ли греческий полис государством?» — http://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1352390836

Проблема происхождения государства и его сущности относится к вечным темам. В исторических исследованиях последнего времени обозначились два крайних подхода — тенденция к максимальному удревнению государственности, с одной стороны, и радикальному её омоложению — с другой. Аргументы, подтверждающие наличие в полисах признаков государства:

— судя по свидетельству Аристотеля, в каждом полисе была своя тюрьма;

— наличие полисных денежных систем. И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету. А монета была не только средством денежного обращения, но и действенным материалом для пропаганды полисного суверенитета. Выпуск полисами собственной монеты имеет принципиальное значение для определения статуса полисов как суверенных государств;

— наличие аппарата управления обществом. В античном полисе VI—V вв. до н. э. происходил сложный и противоречивый процесс постепенного отделения публичной власти от массы граждан, хотя сохранялись кратковременность пребывания магистрата на полисной должности и принцип очерёдности;

— существование правотворчества, результатом которого было законодательство. В VII—VI вв. до н. э. в греческих полисах принимались писаные законы;

— наличие территории, полисных границ;

— наличие постоянных военных контингентов и в мирное время.

К картине К. В. Лебедева «Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная»

Святослав и византийский император Иоанн Цимисхий заключили мир на условиях военной помощи, соблюдения прежних договоров и присоединения болгарских земель к Византии. Тем не менее договор Цимисхия и Святослава до сих пор вызывает споры многих учёных, изучающих войну 970—971 гг. Обсуждаются условия, при которых было принято соглашение о перемирии, и суть перемирия. Вопрос состоит в том, кто победил и кто остался побеждённым. Одни историки находили в нём свидетельство неудачи руссов, их поражения в войне. Другие рассматривали это соглашение как документ, восстанавливавший прежние нормы отношений двух государств и включавший ряд новых обязательств Руси на Балканах.

Развёрнутую характеристику и Святославу, и императору даёт современник историк Лев Диакон:

«Показался и Сфендослав [Святослав], приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос — признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой»;

«Лицо белое, здорового цвета, волосы белокурые, надо лбом жидкие, глаза голубые, взгляд острый, нос тонкий, соразмерный, борода вверху рыжая и слишком суженная по сторонам, а внизу правильной формы и не подстриженная. Он был малого роста, но с широкой грудью и спиной; в нём таилась гигантская сила, руки обладали ловкостью и непреодолимой мощью; геройская душа его была бесстрашна, непобедима и отличалась поразительной для такого маленького тела отвагой. Он один без боязни нападал на целый отряд и, перебив множество [врагов], с быстротой птицы возвращался к своему войску, целый и невредимый. <…> Он всех превосходил щедростью и богатством даров: всякий, кто просил у него чего-либо, никогда не уходил обманутым в своих надеждах. Он был человеколюбив и ко всем обращался с открытым сердцем и лаской, расточая, подобно пророку, елей благотворительности; если бы паракимомен [придворный, постельничий] Василий не обуздывал его ненасытное стремление оказывать благодеяния согражданам, он очень скоро исчерпал бы всю императорскую казну на раздачи бедным. Но недостаток Иоанна состоял в том, что он сверх меры напивался на пирах…»

По условиям мирного договора 971 г., скреплённого личной встречей Святослава и Иоанна Цимисхия, руссы должны были покинуть Дунай; они обязались не нападать более на здешние земли. Но за Русью сохранились завоевания в Причерноморье и Поволжье. Восстанавливались условия старого русско-византийского договора.

Святослав обратился также к византийскому императору с просьбой помочь в проходе русской рати через земли, контролируемые печенегами. Иоанн Цимисхий обещал сделать это. Но, вместо того чтобы выполнить условия договора, греки решили убрать своего опасного соперника: к печенегам греческое посольство везло золото, дорогие подарки и просьбу императора нанести удар Святославу во время его возвращения в Киев.

Осенью русская рать появилась в устье Днепра. Но все пути на север были перерезаны печенегами. Тогда Святослав зазимовал в русских поселениях, расположенных на берегах днепровского устья. Весной 972 г. он снова попытался прорваться в Киев, но на порогах, там, где руссы перетаскивали свои ладьи берегом, минуя бурлящие водовороты, печенеги подстерегли его. Небольшое русское войско было окружено и уничтожено. Сам Святослав погиб в бою. А из его черепа печенежский хан Куря по старому степному обычаю сделал чашу, оковал её золотом и пил из неё на пирах.



trojden.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *