Военно-научный комитет : Министерство обороны Российской Федерации
Начался прием заявок, на соискание Государственной премии им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Предпосылки к зарождению военно-научных органов в России появляются с образованием в русской армии Генерального штаба 30 января 1763 г. Фактически императрицей Екатериной II был создан военный орган, способный осуществлять единое, централизованное управление вооруженными силами государства.
При нем появились первые военные библиотеки и архивы. В них хранились исторические документы — описания хода сражений, планы и карты с диспозицией войск. На основе этих материалов разрабатывались инструкции и артикулы по обучению войск для действий на поле боя.
В дальнейшем большое значение для создания военно-научных органов оказало образование 8 сентября 1802 г. Военного министерства России. Всего через 10 лет, 27 января 1812 г., впервые в военной истории нашей страны при этом ведомстве был создан Военный ученый комитет (ВУК). В его состав вошли шесть непременных членов (двое — по части квартирмейстерской, двое — по части артиллерийской и еще двое – по части инженерной), а также почетные члены и члены-корреспонденты из России и других стран.
Согласно Уставу первый ВУК выполнял следующие задачи:
—собирал «все новые издаваемые лучшие сочинения о воинском искусстве и разных частях, к нему принадлежащих», назначал «лучшие и полезнейшие из них к переводу на Российский язык»;
—рассматривал «проекты и предложения по ученой воинской части и представлял о них мнения свои Военному Министру»;
—издавал Военный журнал, производил экзамены всем чиновникам, «вступающим в ученые корпусы Военного Департамента»;
—участвовал в надзоре за всеми «учеными заведениями по Квартирмейстерской, Инженерной и Артиллерийской части…».
Цель учреждения ВУК заключалась в «усовершенствовании ученой части военного искусства и в распространении военно-научных сведений в войсках». Можно сказать, что она актуальна и в настоящее время. В своей истории Комитет неоднократно менял имя и структуру, но направление деятельности — научное — оставалось неизменным.
Во второй половине XIX века созданный еще Екатериной ВУК прекратил существование. На смену ему пришел Совещательный комитет, который позже был переименован в Военный ученый комитет Главного штаба. В зону ответственности этого органа входила ученая деятельность Генштаба, корпус военных топографов, а также образование в армии и военные архивы.
Кроме того, Комитет занимался распределением денежных субсидий на издание военно-исторических работ. К примеру, Военным ученым комитетом были изданы такие крупные военно-теоретические работы, как «Северная война. Документы 1705-1708 гг.», «Письма и бумаги А.В. Суворова, Г.А. Потемкина и П.А. Румянцева 1787-1789 гг.». Глубоко изучались петровское военное наследие, шведские войны, война 1812 г. В 1878 г. при Военном ученом комитете была создана военно-историческая комиссия для описания русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
В 1900 г. ВУК был расформирован. В начале XX века его функции исполняли Комитет Главного штаба, Комитет по образованию войск, Комитет Генерального штаба. Эти органы имели широкие полномочия и были способны руководить разработкой фундаментальных трудов по военной стратегии, тактике и военной истории. В них трудились видные российские военные ученые, которые создали многочисленные военно-теоретические и военно-исторические труды, актуальные до настоящего времени.
Большевики, пришедшие к власти в результате Октябрьской революции 1917 г., придавали военным наукам огромное значение. 10 февраля 1925 г. приказом Реввоенсовета РККА было сформировано Управление по исследованию и использованию опыта войск. Под его руководством велась военно-историческая, военно-научная и уставная работа в Красной Армии.
Позже, в годы Великой Отечественной войны, на базе отделения оперативной подготовки Генштаба создается Отдел по использованию опыта войны. В его задачи входило изучение и обобщение боевого опыта; разработка общевойсковых наставлений и инструкций по ведению боя; подготовка приказов, директивных указаний НКО и ГШ по использованию опыта войны; описание операций Великой Отечественной войны для «Сборника материалов по изучению опыта войны».
После Победы исследованием исторического опыта и разработкой военно-теоретических проблем при Генштабе занимались Управление по использованию опыта войны, Военно-исторический отдел, Архив Генерального штаба и Архив Красной Армии.
Именно эти органы составили основу для образования в 1953 г. Военно-научного управления Генерального штаба. Оно просуществовало четверть века, было расформировано и вновь создано уже в 1985 г. За 70 лет своей истории (1925-1995 гг.) военно-научные органы претерпели около 40 изменений.
25 октября 1999 г. был сформирован Военно-научный комитет Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Ровно через 10 лет директивой Министра обороны Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. на его основе был создан Военно-научный комитет Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящий момент ВНК ВС РФ – это орган управления военной наукой, который непосредственно подчиняется начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первому заместителю Министра обороны Российской Федерации.
Военно-научный комитет (ВНК) Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для решения задач научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в реальных и прогнозируемых условиях военно-политической, экономической и демографической обстановки.
Основные задачи:
- опережающее развитие теории строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенствованию форм и способов боевого применения группировок войск, развитию вооружения и военной техники, исследованию других наиболее актуальных вопросов;
- совершенствование системы планирования научных исследований и координации деятельности научно-исследовательских организаций и вузов Министерства обороны Российской Федерации, научных организаций РАН, других министерств и ведомств, ведущих исследования по оборонной тематике;
- совершенствование военно-научного комплекса Вооруженных Сил, его состава, структуры и штатной численности, с учетом существующих потребностей, укрепление нормативной правовой базы, определяющей условия и порядок функционирования комплекса;
- развитие моделирующей и лабораторно-экспериментальной базы, дальнейшая автоматизация процессов проведения исследований, в том числе системы информационного обеспечения;
- руководство военно-исторической работой, научно-информационной и издательской деятельностью в Вооруженных Силах;
- организация и координация военно-научного сотрудничества с иностранными государствами.
ens.mil.ru
Сегодня — день создания Военного ученого Комитета ВС РФ
День науки в советское время отмечался в третье воскресенье апреля. В 1999 году Указом Президента Российской Федерации 8 февраля был установлен праздник День российской науки «учитывая выдающуюся роль российской науки в развитии общества и государства, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук» (в 1724 году).
Указ Александра I от 27 января (8 февраля по новому стилю) 1812 года о создании Военного ученого Комитета (по инициативе фельдмаршала М.Б. Барклая де Толли) совпал с 88-летием Академии наук.
Годовщина создания этих организаций – прообразов Российской академии наук (РАН) и Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК ВС РФ) теперь отмечается в один день – День российской науки.
С этой даты начинается 204-летняя история центральных военно-научных органов Вооруженных Сил России, в которой выделяются имперский (1812-1917 гг), советский (1918-1991 гг) и современный (с 1992 года) периоды.
Названия, функции и объем содержания органов управления военно-научной работой в ВС РФ с ходом истории менялись, но военно-научная работа в масштабе Вооруженных Сил неизменно оставалась важной частью их деятельности. От ее постановки зависели успехи и просчеты в развитии и боевой деятельности ВС.
Непосредственно центральный орган управления военно-научной работой в ВС РФ начал формироваться в 1992-93 годах, его отправной базой было Военно-научное управление, которое входило в состав Центра военно-стратегических исследований (ЦВСИ) ГШ ВС СССР, затем в состав ЦВСИ ГШ ВС РФ.
На этой базе во исполнение приказа МО РФ от 23 января 1993 года было сформировано Военно-научное управление ГШ ВС РФ (ВНУ ГШ).
В 1999 году ВНУ ГШ ВС РФ переформируется в Военно-научный комитет Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК ГШ) в результате слияния двух организаций — Комитета военно-технической политики (КВТП) и ВНУ ГШ.
В 2010 году на основе директивы Министра обороны РФ ВНК ГШ преобразуется в ВНК ВС РФ.
С 2015 г. ВНК ВС РФ возглавляет председатель Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Макушев Игорь Юрьевич.
Справочно:
планирование, организация и контроль проведения научных исследований в интересах обороны, руководство научной работой в ВС РФ через военно-научные комитеты (военно-технические комитеты, научно-технические группы) видов (родов войск), органов военного управления;
организация научных исследований по обоснованию и участие в формировании и реализации единой военно-технической политики в Российской Федерации по вопросам планирования, строительства, развития и применения ВС РФ, создания, совершенствования и применения образцов ВВСТ;
участие в разработке и формировании предложений в проекты государственных программ вооружения и государственного оборонного заказа в части НИОКР;
координация деятельности военно-научного комплекса ВС РФ, организация взаимодействия с РАН, научными учреждениями ФОИВ, общественными научными организациями и объединениями, с иностранными государствами через ГУМВС МО РФ в рамках военно-научного сотрудничества;
планирование, организация и руководство военно-исторической работой, редакционно-издательской деятельности в ВС РФ и контроль их выполнения, а также организационно-методическое руководство Военно-научной библиотекой Генерального штаба ВС РФ.
Векторы военной науки | Военное обозрение
В Национальном центре управления обороной Российской Федерации под руководством председателя Военно-научного комитета Вооружённых Сил РФ – заместителя начальника Генштаба Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенанта Игоря Макушева прошёл сбор руководящего состава органов военного управления, военно-научных (научно-технических, Морского научного) комитетов, научно-исследовательских организаций и вузов Министерства обороны России.
Председатель Военно-научного комитета Вооружённых Сил РФ – заместитель начальника Генштаба Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев:
«Основная цель развития военно-научного комплекса в долгосрочной перспективе – это создание и реализация опережающего научно-технического задела, гарантированно обеспечивающего военную безопасность и обороноспособность государства, а также высокую боеготовность Вооружённых Сил».
На сборе подводились итоги проведённых в 2015 году мероприятий по развитию Военно-научного комплекса (ВНК). Участников мероприятия проинформировали об основных задачах на 2016 год и путях дальнейшего совершенствования ВНК.
В сборе приняли участие должностные лица, отвечающие в органах военного управления за научную работу, председатели вновь созданных 22 военно-научных (научно-технических, Морского научного) комитетов, представители органов военного управления, научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ, заместители начальников образовательных организаций высшего образования Минобороны РФ по учебной и научной работе, а также представители основных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, Академии военных наук, Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки России, Российского фонда фундаментальных исследований. Также были приглашены авторитетные представители экспертного сообщества – деятели военной науки СССР и Российской Федерации. Всего в сборе приняли участие около 200 представителей экспертного сообщества.
Предложения в гособоронзаказ будут формироваться на основании решений президиума Научно-технического совета Минобороны РФ.
Участники мероприятия рассмотрели широкий спектр вопросов по реализации основных положений Концепции развития военно-научного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также по особенностям организации работы Научно-технического совета Министерства обороны России.
По словам генерал-лейтенанта Игоря Макушева, Концепцией, которую утвердил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на наращивание кадрового потенциала институтов, расширение их возможностей по проведению научных исследований, а также на уточнение тематики этих исследований.
Реализация Концепции разделена на три основных этапа.
– На первом из них в 2016 году предполагается сформировать основу для дальнейшего развития. В течение года планируется скорректировать направления деятельности институтов и усовершенствовать имеющиеся механизмы подготовки кадров, в особенности гражданских специалистов, чтобы приступить к их реализации на втором этапе, – пояснил заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
Далее, в период с 2017 по 2020 год, предполагается проведение основных мероприятий Концепции – наращивание научного потенциала, модернизация экспериментальной и испытательной базы, а также расширение взаимодействия военных институтов с научными организациями других министерств и ведомств.
– Только на третьем этапе, в период с 2021 по 2025 год, предусматривается возможность реструктуризации военно-научного комплекса, направленной на создание новых научных организаций и структурных подразделений существующих научных организаций, – заявил генерал-лейтенант Макушев.
Он подчеркнул, что решения об изменении сети научных организаций Минобороны должны опираться, с одной стороны, на реальные потребности армии, с другой – на результаты выполнения предыдущих этапов Концепции.
– Основная цель развития военно-научного комплекса в долгосрочной перспективе – это создание и реализация опережающего научно-технического задела, гарантированно обеспечивающего военную безопасность и обороноспособность государства, а также высокую боеготовность Вооружённых Сил, – подчеркнул председатель Военно-научного комитета.
Иными словами, военная наука уже сегодня должна не только обозначить основные угрозы и вызовы безопасности нашей страны, но и дать ответы на то, как этим угрозам противостоять.
– Исходя из этих задач формируется тематика исследований, проводимых военными институтами, – продолжил замначальника Генерального штаба. – Так, в число приоритетных научных направлений входит изучение вопросов невоенных способов достижения военных целей и асимметричных ответов на военные действия противника. При разработке вооружения ключевая роль отводится созданию робототехнических комплексов.
Что касается особенностей организации работы Научно-технического совета Министерства обороны России в 2016 году, то, по словам генерал-лейтенанта Макушева, планируется активизировать его деятельность как основного совещательного органа по вопросам военно-технической политики и развитию системы вооружения.
– С этого года решение о включении предложений органов военного управления в План научной работы Вооружённых Сил и гособоронзаказ будет приниматься президиумом Научно-технического совета Министерства обороны, – сказал заместитель начальника Генштаба Вооружённых Сил РФ. – До представления в президиум предложения должны пройти предварительное рассмотрение в координационных научно-технических советах органов военного управления и на заседаниях секций Научно-технического совета Министерства обороны.
militaryreview.ru
Военно-технический комитет : Министерство обороны Российской Федерации
Главная Совет министров обороны государств-участников СНГ Рабочие органы Координационные комитеты Военно-технический комитет
Председатель – заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии БУЛГАКОВ Дмитрий Витальевич.
Военно-технический комитет при СМО СНГ (ВТК) образован Решением СМО СНГ от 19 апреля 1995 года.
Задачи (функции) ВТК:
— вырабатывает, согласовывает и вносит на рассмотрение Совета министров обороны предложения по:
основным направлениям военно-технической политики государств-участников Содружества Независимых Государств;
концептуальным вопросам расширения, укрепления и совершенствования многостороннего военно-технического сотрудничества министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств;
координации планирования, разработки, производства, ремонта вооружения, военной техники, имущества и их использования;
вопросам технического обеспечения Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, а также Коалиционных (региональных) группировок войск (сил) при их создании;
сближению нормативно-правовых актов государств-участников Содружества Независимых Государств в военно-технической области;
— координирует, в пределах своих полномочий, взаимодействие соответствующих органов управления министерств обороны государств-участников Содружества Независимых Государств по вопросам:
реализации соглашений и других документов Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и Совета министров обороны в области военно-технического сотрудничества;
создания оптимальной системы вооружения и военной техники;
проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения и военной техники;
оптимизации системы заказов вооружения и военной техники;
контроля качества разработки и изготовления опытной и серийной продукции военного назначения на предприятиях оборонной промышленности государств-участников Содружества Независимых Государств;
технического содействия в освоении, эксплуатации, ремонте и утилизации вооружения и военной техники;
проведения совместной политики в области военной стандартизации, унификации, каталогизации, метрологии и сертификации;
взаимного обмена научно-технической информацией по образцам вооружения и военной техники, находящимся в разработке, производстве и эксплуатации, современным методам и технологиям их обслуживания и ремонта, в том числе проведение, при необходимости, научно-технических конференций, совещаний и семинаров;
создания условий для совместного использования элементов военной инфраструктуры;
утилизации вооружения и военной техники в соответствии с принятыми договоренностями по сокращению вооружений;
организации подготовки (обучения) военно-технических кадров и специалистов;
решения других проблем в области военно-технического сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств;
— обеспечивает Совет министров обороны информационно-аналитическими и другими материалами по вопросам военно-технического сотрудничества;
— рассматривает результаты (обсуждает итоги) реализации принятых Комитетом решений (рекомендаций) и других достигнутых многосторонних договоренностей по вопросам военно-технического сотрудничества;
— выполняет иные задачи, возлагаемые на него Советом министров обороны.
Состав ВТК:
Комитет состоит из Председателя и членов Комитета. В состав Комитета в качестве его постоянных членов входят заместители министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств по вооружению или соответствующие им должностные лица министерств обороны, ведающие вопросами вооружения и военной техники.
mil.ru
-В Минобороны обсудили меры по совершенствованию военно-научного комплекса Вооруженных Сил.
17.02.2016 (17:01). Сегодня в Национальном центре управления обороной Российской Федерации проведены сборы руководящего состава органов военного управления, военно-научных (научно-технических, Морского научного) комитетов, НИО и вузов Минобороны с целью анализа итогов проведенных в 2015 году мероприятий по развитию военно-научного комплекса ВС РФ, информирования об основных задачах на 2016 год и мерах по их выполнению.
Участниками сборов был рассмотрен широкий спектр вопросов по реализации основных положений Концепции развития военно-научного комплекса на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также особенностям организации работы Научно-технического совета МО РФ.
В сборах приняли участие должностные лица, отвечающие в органах военного управления за научную работу, председатели вновь созданных военно-научных (научно-технических, Морского научного) комитетов, начальники научно-исследовательских организаций МО РФ (филиалов) и их заместители по научной работе, заместители начальников вузов МО РФ по учебной и научной работе и начальники научных подразделений вузов, представители основных заинтересованных структур — ФИОВ, РАН, РАРАН, РФФИ, АВН, ФАНО, ВАК при Минобрнауки России.
Публикуем тезисы выступления на сборах председателя Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя начальника Генерального штаба генерал-лейтенанта Игоря Юрьевича Макушева:
— Военно-научный комплекс является основным механизмом Министерства обороны для формирования научной основы обеспечения военной безопасности страны.
В рамках проводимой в Вооруженных Силах научной работы институты и вузы, составляющие основу военно-научного комплекса, решают широкий спектр задач по научному обоснованию строительства, развития и применения Вооруженных Сил, сопровождению разработки и создания современных систем вооружения, а также формированию требований к идущим им на смену перспективным комплексам.
Современная структура военно-научного комплекса включает 18 научно-исследовательских институтов и более 20 военно-учебных заведений Министерства обороны. Тематика проводимых ими исследований обеспечивает решение научных задач по основным направлениям военного строительства.
Научный потенциал военно-научного комплекса составляет около 5 тысяч высококвалифицированных ученых — докторов и кандидатов наук.
Количество исследований, проводимых в интересах Министерства обороны, ежегодно растет. С 2012 года количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ увеличилось на 30%. При этом организациями военно-научного комплекса ежегодно осуществляется военно-научное сопровождение всех исследований и разработок, выполняемых в рамках гособоронзаказа.
Таким образом, в 2015 году успешно завершилось более 400 работ, проводимых при непосредственном участии военных институтов.
Качество проводимых исследований напрямую определяет эффективность поступающих в войска образцов и возможности Вооруженных Сил по отражению возникающих угроз и вызовов.
Благодаря скоординированной работе органов военного управления, военных институтов и предприятий оборонно-промышленного комплекса удалось поставить в войска новейшие комплексы вооружения, системы связи, автоматизации и разведки. Большинство из них отлично зарекомендовали себя в ходе многочисленных учений.
Сегодня перед нами встают задачи по парированию новых угроз и вызовов безопасности РФ. Большинство из них напрямую или косвенно связаны с использованием современных достижений науки и технологий в военных целях, коренным образом изменивших характер венного противоборства. Это в очередной раз подчеркивает необходимость интенсивного развития и наращивания возможностей военно-научного комплекса.
В этой связи с 2013 года руководством Министерства обороны проводится непрерывная работа по совершенствованию научной составляющей.
За три года принят целый ряд ключевых решений, направленных на расширение сети научных организаций, оптимизации системы управления научной работой и деятельностью институтов.
В этом плане 2015 год имел особое значение. Остановлюсь на некоторых мероприятиях.
Завершено формирование современной сети научно-исследовательских организаций Министерства обороны, утвержденной Министром обороны 18 мая 2013 г.
Были созданы 8 научно-исследовательских организаций. В том числе центральные научно-исследовательские институты Военно-воздушных сил, Войск воздушно-космической обороны, Главный научно-исследовательский испытательный центр робототехники.
В военных академиях проведены мероприятия по созданию крупных научных подразделений. Научно-исследовательские институты и центры сформированы в Военной академии материально-технического обеспечения, Общевойсковой академии, Военной академии войсковой противовоздушной обороны, а также Краснодарском военном училище.
Существенно переработана нормативная правовая база Министерства обороны в части организации научной работы и деятельности научно-исследовательских организаций.
Так, в 2015 году утвержден новый порядок организации научной и военно-исторической работы. Внесены изменения в порядок организации военно-научного сопровождения. В частности новым положением предусмотрено сопровождение исследований и разработок, проводимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса как в рамках гособоронзаказа, так и в инициативном порядке.
Приказом Министра обороны уточнен состав и порядок работы Научно-технического совета Министерства обороны. Впервые разработана и утверждена методика оценки эффективности научных организаций.
Формируется система руководства научной работой путем создания военно-научных и научно-технических комитетов в видах и родах войск, центральных органах военного управления.
Всего в органах военного управления создано 10 военно-научных и 10 научно-технических комитетов. Следуя традициям, в Главном командовании Военно-Морского Флота сформирован Морской научный комитет.
Решен вопрос формирования военно-научного комитета Главного управления Связи.
Продолжена работа по сотрудничеству в области научных исследований с другими федеральными органами исполнительной власти страны, организациями и фондами.
Заключено трехсторонне соглашение с Федеральным агентством научных организаций и Российской академией наук, а также двустороннее соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований.
Спланировано проведение совместных исследований с федеральными органами исполнительной власти силового блока по ключевым направлениям обеспечения национальной безопасности.
Президентом Российской Федерации утвержден План проведения научных исследований в области обороны. Разработка плана проводилась межведомственной рабочей группой в составе представителей от Министерства обороны, и ряда других федеральных органов исполнительной власти.
План содержит более 200 приоритетных научных направлений и предусматривает работу по получению актуальных результатов.
В октябре 2015 года Министром обороны утверждена Концепция развития военно-научного комплекса на долгосрочный период. Подробней остановлюсь на основных ее положениях.
Концепцией определены цель, задачи и основные подходы по совершенствованию военно-научного комплекса, этапы и механизм ее реализации.
Целью развития военно-научного комплекса является создание и реализация опережающего научно-технического задела, гарантированно обеспечивающего военную безопасность и обороноспособность государства, а также высокую боеготовность Вооруженных Сил и их способность решать все поставленные задачи в ближне-, средне- и долгосрочной перспективе.
Предлагаемые преобразования сосредоточены по трем основным направлениям:
сохранение и развитие научного потенциала и научных школ в научно-исследовательских институтах и вузах, наращивание их возможностей по проведению научных исследований, развитие лабораторно-экспериментальной базы;
совершенствование руководства научными исследованиями в Министерстве обороны, формирование и развитие системы взаимодействия между институтами для обеспечения совместного получения актуальных научных результатов;
совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей проведение научных исследований.
Основные подходы в рамках названных направлений приведены на слайде. Мероприятия по их реализации должны определяться индивидуально для каждой организации и реализовываться программно-целевым методом.
Предполагается реализовать Концепцию в три этапа:
первый, предварительный, этап — до конца этого года.
второй этап, предполагающий приведение военно-научного комплекса в соответствие с современными требованиями — 2017- 2020 гг.
третий этап, предусматривающий наращивание возможностей военно-научного комплекса — 2021-2025 гг.
На первом этапе, до конца 2016 года, предусматривается проведение подготовительных мероприятий по совершенствованию военно-научного комплекса Вооруженных Сил, а также созданию основы для его дальнейшего развития.
В рамках второго этапа, предполагается проведение основных мероприятий по приведению военно-научного комплекса Вооруженных Сил в состояние, позволяющее обеспечить проведение всего необходимого объема исследований на современном уровне.
Планируется до 2020 года обеспечить наращивание имеющегося кадрового и научного потенциала военно-научного комплекса Вооруженных Сил за счет реализации различных механизмов подготовки специалистов для институтов и научно- исследовательских подразделений вузов, создание современной инфраструктуры для проведения научных исследований и испытаний, развитие научных школ.
В частности, предусмотрена модернизация лабораторноэкспериментальной и испытательной базы увязанная с мероприятиями, предусмотренными государственной программой вооружения.
Кроме того, для оптимизации использования дорогостоящих исследовательских комплексов, не имеющих аналогов в стране, планируется создание так называемых центров коллективного доступа к объектам лабораторно-экспериментальной базы.
Такой центр уже создан на базе одного из подмосковных институтов. Он обеспечивает доступ к ресурсам супер-ЭВМ как организациям военно-научного комплекса, так и внешним организациям.
На третьем этапе, в период до 2025 года, предусматриваются мероприятия по наращиванию возможностей военно-научного комплекса Вооруженных Сил по проведению исследований в области обороны и безопасности Российской Федерации.
Помимо продолжения реализации мероприятий второго этапа, предполагается обеспечить дальнейшее наращивание научного и технического потенциала институтов и вузов, постепенно расширяя компетенции военно-научного комплекса Вооруженных Сил в сфере обеспечения национальной безопасности.
Мероприятия этого этапа в основном ориентированы на развитие связей военно-научного комплекса с внешними организациями — государственными научными и инновационными центрами, расширяя возможности институтов и вузов Минобороны России по проведению исследований в области обороны.
Также на третьем этапе планируется провести уточнение основных стратегических приоритетов и выработать пути развития структуры и состава сети научных организаций для обеспечения их реализации.
В результате к 2025 году планируется увеличить количество докторов и кандидатов наук в научных организациях Министерства обороны до 60 % от численности, повысив результативность проводимых научных исследований до уровня не менее 95 %. Оснащенность военно-научного комплекса современным лабораторно-экспериментальным оборудованием к указанному сроку должна составлять не менее 80 %.
На основании Концепции органами военного управления разработаны планы развития подчиненных научно-исследовательских организаций и военно-учебных заведений. Институтами и вузами подготовлены программы, содержащие детальные мероприятий по уточнению направлений исследований, наращиванию научного потенциала и расширению возможностей по проведению исследований.
Это обеспечивает индивидуальный подход к развитию каждой научной организации Министерства обороны Планы и программы утверждены Министром обороны в декабре 2013 года.
Таким образом, в 2015 году заложена основа дальнейшего развития военно-научного комплекса, обозначены основные цели и задачи, определены основные мероприятия и этапы их проведения, сформирована нормативная правовая база, определяющая его функционирование.
В 2016 году перед Военно-научным комитетом Вооруженных Сил и комитетами видов, родов войск, центральных органов военного управления стоят следующие задачи.
Во-первых, организация совместной работы с федеральными органами исполнительной власти силового блока по реализации Плана проведения научных исследований в области обороны.
Для этого необходимо:
предусмотреть в ведомственных планах научной деятельности проведение исследований по предусмотренным планом направлениям. Для Министерства обороны это План научной работы Вооруженных Сил, планы органов военного управления и научных организаций;
выработать механизм совместной работы научных организаций Минобороны России и федеральных органов исполнительной власти, предусмотрев оперативный обмен исходными данными, полученными научными результатами, а также контроль за проведением исследований со стороны комитетов;
сформировать правовую основу для организации прямого взаимодействия комитетов с аналогичными структурами в других министерствах и ведомствах.
Одновременно продолжить работу по реализации имеющихся и подписанию новых соглашений о сотрудничестве Министерства обороны с общественно-научными организациями, фондами, государственными научными и инновационными центрами.
Во-вторых, выстраивание эффективной слаженной системы руководства научной работой внутри Министерства обороны.
Задачи и функции комитетов должны в полном объеме согласовываться с задачами и функциям Военно-научного комитета Вооруженных Сил. Это позволит выстроить четкую вертикаль управления, обеспечить слаженность и оперативность при решении поставленных задач и добиться качественных преобразований военно-научного комплекса, предусмотренных Концепцией.
В-третьих, повышение качества планирования и проведения научных исследований в области обороны и безопасности.
В 2016 году необходимо обеспечить детальную проработку задач, ставящихся военно-научному комплексу. Деятельность институтов и вузов необходимо сориентировать на реализацию приоритетных мероприятий Плана обороны Российской Федерации, Плана деятельности Министерства обороны и Государственной программы вооружения.
Для решения этой задачи в 2016 году планируется активизировать деятельность Научно-технического совета Министерства обороны как основного совещательного органа по вопросам военно-технической политики и развитию системы вооружения.
С этого года решение о включении предложений органов военного управления в План научной работы Вооруженных Сил и гособоронзаказ будет приниматься президиумом Научно-технического совета Министерства обороны.
До представления в президиум предложения должны пройти предварительное рассмотрение в координационных научно-технических советах органов военного управления и на заседаниях секций Научно-технического совета Министерства обороны.
Данный подход обеспечит высокую востребованность и актуальность получаемых научных результатов.
Следующей важной задачей на 2016 год является работа по популяризации военной науки, включая информационное сопровождение мероприятий по развитию и совершенствованию военно-научного комплекса.
В рамках ее решения заострю Ваше внимание на подготовке к проведению в сентябре этого года международного военно-технического форма «Армия-2016». При организации мероприятий научно-деловой программы форума (/2016/02/v-minoborony-rossii-utverzhdena-programma-provedeniya-ii-mezhdunarodnogo-voenno-texnicheskogo-foruma-armiya-2016/.См. 17.02.2016. -Прим. «Авиапанорама») считаю необходимым актуализировать тематику планируемых мероприятии, обеспечив их непосредственную связь с представляемыми органами военного управления и предприятиями промышленности статическими и динамическими экспозициями;
расширить географию участников круглых столов и брифингов за счет привлечения организаций из удаленных регионов России, а также из-за ее пределов;
привлечение широкого экспертного сообщества к обсуждению важнейших вопросов строительства и развития Вооруженных Сил.
Форум должен стать не только площадкой для обсуждения актуальных проблем, но и механизмом выработки их решений.
В 2016 году и далее необходимо обеспечить неукоснительную и своевременную реализацию положений Концепции развития военно-научного комплекса.
В заключение отмечу, что ситуация в мире, сложившаяся за последние годы, и характер угроз безопасности Российской Федерации заставляют нас по-новому взглянуть на военную науку как на основу, задающую вектор дальнейшего развития военной организации государства.
Поэтому проводимая сегодня работа по развитию военно-научного комплекса направлена не только на укрепление потенциала и расширение возможностей военных институтов, но и формирование надежного фундамента строительства и развития Вооруженных Сил в целом.
25th Февраль 2016 22:38. Категория Новости Просмотров: 332aviapanorama.su
Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев доложил о мерах по совершенствованию военно-научного комплекса Вооруженных Сил
Заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев доложил о мерах по совершенствованию военно-научного комплекса Вооруженных Сил
Председатель Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Макушев доложил на Коллегии Минобороны России о мерах по совершенствованию военно-научного комплекса (ВНК) Вооруженных Сил.
По его словам, военно-научный комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации включает в себя 18 институтов, более 20 вузов и сеть научных комитетов органов военного управления. Руководство военной наукой осуществляет Генеральный штаб.
За прошедшие три года уточнена структура военно-научного комплекса. Сформировано три института и семь крупных научных подразделений в составе вузов, установлены нормы численности основных подразделений, увеличена доля должностей старших научных сотрудников.
Кроме того, создано четыре новые научные роты в Костроме, Тамбове, Сергиевом Посаде и Санкт-Петербурге. Они комплектуются выпускниками ведущих региональных вузов. Также реализованы меры по наращиванию научного потенциала и снижению среднего возраста ученых. Целевая подготовка научных кадров для институтов организована в военных академиях. Обеспечено назначение в НИИ военнослужащих научных рот. Учрежден ежегодный конкурс «Лучший молодой ученый».
«Организация научной работы приведена в соответствие с современной структурой Вооруженных Сил. Уточнен порядок военно-научного сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гособоронзаказа, состав и задачи Научно-технического совета Министерства обороны», — отметил генерал-лейтенант Игорь Макушев.
Кроме того, он подробно отметил результаты конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых Министерством обороны Российской Федерации.
«В рамках научно-деловой программы выставок и форумов проходит обсуждение актуальных вопросов взаимодействия с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, организациями высшей школы и институтами Российской академии наук. Одним из результатов этой работы стало заключение в 2014 и 2015 годах ряда соглашений о сотрудничестве с ведущими организациями фундаментальной науки о проведении совместных исследований в передовых направлениях», — подчеркнул замначальника Генштаба Вооруженных Сил России.
Он также заявил, что принятые меры позволили создать основу для дальнейшего развития военно-научного комплекса. Так, результативность научной работы по сравнению с началом 2014 года повысилась почти на 20 %, а научный потенциал институтов возрос на 18 %.
Генерал-лейтенант Игорь Макушев также отметил, что в составе научных организаций сформированы новые управления и отделы для проработки перспективных научных направлений. Увеличен научный потенциал военно-научного комплекса. Доля докторов и кандидатов наук, в сравнении с 2014 годом, возросла более чем на 30 %.
При непосредственном участии организаций военно-научного комплекса решен ряд важнейших задач Вооруженных Сил. В частности, научные организации и вузы принимают активное участие в апробации новейших образцов ВВСТ в реальных условиях. Данная работа проводится под непосредственным руководством ВНК ВС РФ на регулярной основе.
Это позволило выявлять недостатки современных и перспективных образцов, организовать их доработку для принятия на вооружение.
По словам генерал-лейтенанта Игоря Макушева, с передачей с 2016 года в Генеральный штаб полномочий по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности институты и вузы принимают участие в экспертизах и инвентаризациях результатов научных разработок.
В 2016 году организована экспертиза более 2,5 тыс. результатов исследований, подлежащих правовой охране.
Это обеспечивает своевременное выявление, учет и охрану результатов интеллектуальной деятельности, применяемых в перспективном вооружении, до начала его серийного производства.
В целях реализации в Вооруженных Силах передовых информационных технологий в конце 2016 года на территории города Иннополис (Республика Татарстан) сформирован научно-исследовательский центр.
В 2017 году планируется подготовить и привлечь для работы в институтах более 300 докторов и кандидатов наук, повысить долю современной лабораторно-экспериментальной базы в НИИ, организовать строительство и реконструкцию свыше100 объектов исследовательской инфраструктуры.
В завершение доклада генерал-лейтенант Игорь Макушев отметил, что мероприятия по развитию военно-научного комплекса выполняются в соответствии с решениями, принятыми Министром обороны Российской Федерации.
www.rusarmyexpo.ru
Реформирование военно-научного комплекса направления и задачи
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/1999, стр. 39-41
Реформирование военно-научного комплекса: направления и задачи
Генерал-майор С.А.КОЛЯДИН,
доктор технических наук, академик АВН,
заслуженный деятель науки Российской Федерации
РЕФОРМИРОВАНИЕ Вооруженных Сил, резкие изменения в геополитическом и геостратегическом положении страны, недостаточные экономические возможности по обеспечению эффективного функционирования военной организации государства стали предпосылками для пересмотра роли и места военной науки в военном строительстве, соотношения между содержанием результатов военной науки и практикой оперативной подготовки войск.
Разрешение проблем военной науки в целом неразрывно связано с совершенствованием ее материального носителя — военно-научного комплекса и является одним из наиболее ответственных (можно сказать, деликатных) процессов реформы Вооруженных Сил. Стоимость решений здесь чрезвычайно высока, так как в отдаленном будущем ошибки могут привести к весьма печальным для военной безопасности РФ последствиям.
Следует отметить, что реорганизация военно-научного комплекса в 1997-1998 годах, к сожалению, проводилась без должного военно-научного обеспечения и с изрядной долей поспешности. В результате научно-исследовательские организации (НИО) утратили значительную долю научного потенциала, а экспериментально-лабораторная база, в целом еще находящаяся на приемлемом уровне, поддерживается в работоспособном состоянии лишь усилиями отдельных энтузиастов.
Оптимизация системы научно-исследовательских организаций, состава и структуры их научных подразделений — настоятельное требование времени. Однако проводимые при этом мероприятия не должны носить деструктивный характер, поскольку восстановление научного потенциала является сложным, дорогостоящим и долговременным процессом.
Реформирование военно-научного комплекса, по нашему мнению, предполагает проведение ряда разноплановых мероприятий, в том числе структурно-организационных, научно-исследовательских и технологических.
Структурно-организационные мероприятия должны быть направлены на совершенствование организационных форм системы планирования, организации и контроля научно-исследовательской деятельности Вооруженных Сил.
Во-первых, это предполагает создание в Министерстве обороны органа планирования, организации и контроля научно-исследовательской деятельности как в области военно-теоретических, так и в области научно-технических исследований, обладающего координационными, планово-организационными и контрольными функциями по отношению к субъектам военно-научной деятельности — НИО. На наш взгляд, решать эту задачу должен Военно-научный комитет Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВНК ГШ ВС РФ), опираясь в своей деятельности на аналогичные видовые структуры — военно-научные комитеты видов ВС. В настоящее время их роль выполняют видовые научно-технические комитеты (НТК).
Во-вторых, необходимо сформировать системные межвидовые и видовые научные направления, интегрирующие военно-политические, оперативно-стратегические, военно-экономические, военно-технические исследования вопросов строительства, развития и применения Вооруженных Сил. Эту задачу необходимо возложить на постоянно действующие межвидовые и видовые координационные советы. Считаем, что организующую роль в деятельности координационных советов могли бы взять на себя: ГОУ (ЦВСИ) ГШ ВС РФ — по проблемам строительства и развития ВС; начальник вооружения ВС РФ (ЦНИИ МО, отвечающий за развитие системы ВВТ в Министерстве обороны Российской Федерации) — по проблемам программно-целевого планирования развития системы вооружения; ВНК ГШ ВС РФ — по проблемам реформирования военно-научного комплекса и совершенствования военно-научного обеспечения.
В основе решений координационных советов должны лежать следующие принципы и положения: планирование НИР не по научным направлениям и задачам, а по целям и научно-практическим областям на основе комплексных работ, охватывающих всю проблематику той или иной научно-практической области (направления) и соответственно всех необходимых для их выполнения субъектов — НИО; разработка и внедрение гибкого механизма постоянной координации научно-исследовательской деятельности, позволяющего по предложениям НИО и соответствующих заказчиков комплексировать необходимые и исключать дублирующие друг друга НИР; исключение практики задания и выполнения НИР по обоснованию уже принятых и реализуемых решений и ориентирование таких работ (если они все же необходимы) на поиск путей повышения эффективности выполнения этих решений; выведение НИО из подчинения заказывающим органам, которым они готовят те или иные обоснования и предложения.
В-третьих, необходима разработка и внедрение действенных законодательных процедур по привлечению военной науки и науки оборонных отраслей промышленности к выработке и экспертизе военно-политических решений через соответствующие комитеты Государственной Думы и Совет Безопасности РФ. Реализация такого механизма могла бы осуществляться через ВНК ГШ ВС РФ.
К структурно-организационным мероприятиям можно также отнести и совершенствование нормативно-правовой базы научной работы в МО РФ. Разрабатывать проекты руководящих документов необходимо после широкого и тщательного обсуждения результатов проведения комплексных НИР по соответствующей тематике. В частности, представляется целесообразным действующие руководящие документы по вопросам организации, координации и планирования научной работы в МО РФ переработать по завершении развернутой в Министерстве обороны соответствующей комплексной НИР.
Научно-исследовательские мероприятия необходимо направить на изыскание и реализацию научно обоснованных путей повышения качества и совершенствования как механизма обоснования, планирования и организации научных исследований, так и собственно научно-исследовательской деятельности.
Необходимо уже в ближайшие один-два года проанализировать перспективные планы НИР, проводимых в интересах Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, с тем чтобы сформировать их на основе принципов программно-целевого планирования, т.е. задания комплексных целевых программ исследований по всем научно-практическим областям военной науки (прогнозирование угроз национальной и военной безопасности, строительство, подготовка и применение Вооруженных Сил, система вооружения и военной техники, обеспечение Вооруженных Сил).
Параллельно этой работе целесообразно выполнить НИР по уточнению методологии, методов и алгоритмов программно-целевого планирования научных исследований в интересах Министерства обороны (с участием НИО МО и оборонных отраслей промышленности), а ее результаты реализовать в виде соответствующих автоматизированных систем для различных уровней и органов планирования военно-научных исследований.
В области военно-технических исследований необходимо комплексировать НИР по видам ВВТ, возможным срокам их появления (модернизируемые, перспективные и концептуальные образцы), военно-техническим задачам, технологическим областям (информатика, радиоэлектроника и т.п.). Кроме того, целесообразно было бы задать ряд комплексных НИР по анализу состояния методологии и автоматизации процессов решения базовых военно-научных задач в ЦНИИ видов ВС, головных НИО оборонных отраслей промышленности и соответствующих отделениях РАН (обоснование количественно-качественного состава ВС, формирование предложений в Программу вооружения и Государственный оборонный заказ, моделирование и оценка эффективности боевых действий группировок ВС), что даст возможность перейти к единой методологии их решения во всех видах Вооруженных Сил и Министерстве обороны в целом.
Технологические мероприятия должны быть направлены на решение проблем информационного обеспечения процессов планирования и выполнения НИР в НИО и органах управления военной наукой.
С целью координации, учета и контроля деятельности НИО военно-научными комитетами видов ВС, НИО оборонных отраслей промышленности и РАН необходимо создать и внедрить на базе ВНК ГШ ВС РФ автоматизированную систему планирования НИР. В основу ее программно-технической реализации могут быть положены наработки соответствующих НИО, в том числе видовых. В дальнейшем развитие этой системы должно привести к созданию единой автоматизированной системы планирования научных исследований в Министерстве обороны с выходом на информационные системы и базы данных в ВНК и НИО видов Вооруженных Сил.
В целях оперативного формирования Программы вооружения и Государственного оборонного заказа, согласования плановых документов с Минэкономики России и организациями промышленности необходимо создать закрытую автоматизированную компьютерную сеть по разделам Программы вооружения и Государственного оборонного заказа следующей структуры: управление начальника вооружения ВС РФ — аппараты начальников вооружения и ВНК видов ВС — ЦНИИ видов ВС.
Необходимо, на наш взгляд, восстановить систему централизованного обеспечения НИО МО военно-технической и научной информацией через НТК (ВНК) видов ВС по согласованным с НИО перечням, предусмотрев в последующем переход на автоматизированную систему обмена научно-технической информацией.
Рассмотренные направления реформирования военно-научного комплекса позволят, по нашему мнению, оптимизировать структуру системы НИО МО РФ, поднять на качественно новый уровень организацию, планирование и осуществление научно-исследовательской деятельности.
Военная мысль. 1999. № 3. С. 8-11.
Военная мысль. 1999. № 3. С. 11.
militaryarticle.ru