Тяжелый танк Porsche VK 4501(P), Германия » Военное обозрение

В середине 1941 года фирмой Porsche на испытания был представлен опытный тяжелый танк VK 3001(P) или Typ 100. Эта машина имела ряд характерных особенностей, отличавших ее от другой аналогичной техники немецкой разработки. Часть этих отличий оказала негативное влияние на проект в целом и привела к тому, что заказчик не пожелал запускать серийное производство новой техники. Кроме того, уже шла разработка нового варианта тяжелого танка под обозначением VK 4501(P).

В конце мая 1941 года немецкое командование в очередной раз пересмотрело требования к перспективному тяжелому танку. Опыт нескольких предыдущих проектов показал, что новая машина должна иметь еще более толстое бронирование и соответствующую боевую массу. При использовании брони толщиной до 100 мм танк должен был весить порядка 45 т. Также следовало использовать мощное орудие, способное пробивать до 100-150 мм брони на расстоянии порядка 1 км. В соответствии с этими требованиями была начата разработка двух проектов, известных под названием VK 4501.


К разработке новой бронемашины были привлечены две организации. Проект от фирмы Henschel получил обозначение VK 4501(H), от компании Porsche – VK 4501(P). В дальнейшем первый проект, имевший в названии литеру «H», получил одобрение заказчика, после чего новый танк пошел в серийное производство. Эта машина получила широкую известность под названием Pz.Kpfw.VI Tiger. Второй проект завершился менее удачно, с меньшим количеством построенной техники.
Опытный танк VK 4501(P) на испытаниях. Фото Rascarcapaco.blogspot.ru

На фирме Porsche новый проект получил собственное обозначение Typ 101. Кроме того, на разных этапах разработки применялись и иные названия. Использовались обозначения, отражающие боевую массу машины (VK 4501), порядковый номер в войсках (Pz.Kpfw.VI) и т.д. Большая часть переименований осуществлялась в соответствии с распоряжениями заказчика в лице армии.

В новом проекте предлагалось максимально широко использовать имеющиеся наработки с учетом обновленных требований к технике. Планировалось сохранить основные положения проекта, а также внести некоторые изменения в бронирование и комплекс вооружения. Это позволяло ускорить разработку проекта, но при этом выполнить имеющиеся требования. Подобный подход дал возможность сократить количество вновь разрабатываемых узлов и агрегатов.

Существующий корпус, созданный в рамках предыдущего проекта, получил усиленное бронирование. Его лобовая часть должна была собираться из листов толщиной до 100 мм, защита бортов и кормы возлагалась на 80-мм детали. В связи с изменением толщины брони пришлось изменить обводы лобовой части корпуса. Кроме того, была скорректирована конструкция верхней части корпуса, образовывавшей развитые надгусеничные ниши. Между верхней лобовой и бортовыми деталями имелись скошенные скулы. 25-мм горизонтальная крыша корпуса в кормовой части машины была соединена с наклонным листом.


Схема танка Tiger(P). Рисунок Rascarcapaco.blogspot.ru

Также в рамках проекта был разработан обновленный вариант башни, использовавшейся на тяжелом танке предыдущей версии. Башня имела вертикальный лобовой лист, а также оснащалась изогнутой деталью, выполнявшей функции бортов и кормы. По уровню защиты башня нового танка не отличалась от корпуса и состояла из листов толщиной до 100 мм.

Компоновка танка VK 4501(P) должна была полностью заимствоваться из предыдущего проекта. В передней части корпуса помещались агрегаты электрической трансмиссии и некоторые механические устройства, за которыми помещалось отделение управления. Центр корпуса вмещал боевое отделение, а силовая установка располагалась в корме.

Бронемашина типа VK 3001(P) оснащалась двумя бензиновыми двигателями мощностью по 210 л.с. Для компенсации роста боевой массы танк нуждался в более мощных двигателях. В рамках проекта VK 4501(P) был разработан новый карбюраторный двигатель Typ 101. От предшественника это изделие отличалось в полтора раза большим объемом и мощностью 310 л.с. Два новых двигателя должны были помещаться в кормовой части корпуса. Рядом с ними располагались два электрогенератора Siemens sGV 275/24 мощностью 275 кВт каждый. При помощи набора кабелей электроэнергия подавалась на электромоторы Siemens D1495a, помещенные в передней части корпуса. Через бортовые передачи электрические двигатели вращали передние ведущие колеса.

Перспективный тяжелый танк сохранил основные принципы управления, предложенные в предыдущем проекте. Механик-водитель мог изменять параметры работы двух бензиновых двигателей, однако основным средством управления был набор систем, позволявших изменять параметры тока, подаваемого на тяговые электродвигатели. Бензиновые двигатели при этом могли работать в одном и том же режиме.


Опытное шасси с весовым имитатором башни на испытаниях. Фото Чемберлен П., Дойл Х. «Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны»

Ходовая часть с доработками заимствовалась у предыдущего танка. Было предложено использовать по шесть сдвоенных опорных катков большого диаметра на каждом борту. Авторы проекта отказались от использования резиновых бандажей, но сохранили общую архитектуру ходовой части. Катки блокировались попарно, а их тележки устанавливались на торсионах. Для экономии места внутри машины торсионы помещались снаружи, а также размещались вдоль корпуса. Ведущие колеса помещались в передней части шасси с заметным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса. Верхняя ветвь гусеницы лежала на опорных катках, не нуждаясь в поддерживающих роликах. Для танка VK 4501(З) было разработано два варианта гусениц. Изделие шириной 500 мм предназначалось для транспортировки техники по автомобильным и железным дорогам, а для эксплуатации в полевых условиях следовало применять 600-мм гусеницу.

Основное вооружение танка должно было помещаться во вращающейся башне. Изначально в качестве «главного калибра» предполагалось использовать перспективное 88-мм орудие. Расчеты показывали, что для такой танковой пушки необходимо увеличить размеры боевого отделения, а также довести диаметр погона до 2 м. Из-за специфической координации работы разных предприятий и заказчика появился заказ на разработку башни под погон меньшего диаметра, которая могла нести лишь 75-мм пушку. В дальнейшем проблемы с боевым отделением были решены, а заказчик и разработчик выбрали требуемый тип оружия.

Основным вооружением тяжелого танка «Тип 101» решили сделать танковую пушку 8,8 cm KwK 36 со стволом длиной 56 калибров. Это орудие соответствовало требованиям заказчика относительно боевых качеств, а также имело приемлемые габариты и могло быть установлено на перспективном танке. Пушку предлагалось комплектовать бинокулярным телескопическим прицелом и устанавливать на качающейся системе. С помощью приводов поворота башни обеспечивалось круговое горизонтальное наведение. Углы возвышения менялись от -9° до +18°.


Проверка шасси на пересеченной местности. Фото Aviarmor.net

На одной установке с орудием предлагалось монтировать спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. От второго пулемета в установке лобового листа корпуса изначально решили отказаться. Впоследствии установку корпуса все же ввели в проект. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик орудия, курсовым – стрелок-радист. Также в распоряжении экипажа могло иметься несколько пистолетов-пулеметов, используемых в качестве оружия самообороны.

За счет увеличения размеров корпуса и боевого отделения в танке удалось разместить достаточно крупные и объемные стеллажи для боеприпасов. Боекомплект 88-мм орудия мог состоять из 64 снарядов. Для использования с пулеметом предлагалось транспортировать свыше 4300 патронов. Также имелось место для перевозки шести магазинов к пистолетам-пулеметам с 192 патронами.

Экипаж танка VK 4501(P) / Typ 101 должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса располагались механик-водитель и радист. Они могли наблюдать за обстановкой при помощи люков в лобовом и скуловых листах корпуса. На их рабочих местах имелся набор всех необходимых органов управления. Так, водитель имел средства управления машиной, а радист располагал радиостанциями двух типов.


Изучение техники. Фото Чемберлен П., Дойл Х. «Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны»

В башне имелись места для наводчика, командира и заряжающего. Командир мог вести наблюдение через набор смотровых приборов на собственной башенке. Аналогичными системами, но с меньшими углами обзора располагал заряжающий. Наводчик должен был использовать имеющийся на его месте прицел. В крыше башни и на башенке предусматривались два люка для доступа внутрь машины.

Интересной особенностью нового проекта была эргономика боевого отделения и необычный способ посадки экипажа на свои места. По ряду причин технического характера башня танка была максимально сдвинута вперед, из-за чего ее лобовая часть перекрывала крышу отделения управления, не позволяя оснастить ее люками. В результате весь экипаж танка должен был попадать внутрь машины только через два люка в крыше башни. Сначала в танк следовало садиться водителю и радисту, затем в него должны были забираться наводчик, командир и заряжающий. Высадку предлагалось производить в обратном порядке.

Рост защиты и огневой мощи привели к увеличению габаритов и боевой массы. Длина танка «Тип 101» по корпусу составляла 6,6 м, с учетом орудия – 9,34 м. Ширина достигла 3,4 м, высота – 2,8 м. Боевая масса значительно превысила требуемые 45 т и дошла до 57 т. При таком росте веса танк, по расчетам, должен был развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода не превышал 105-110 км.


Танк с башней на трассе. Фото Aviarmor.net

Предварительный вариант проекта VK 4501(P) был готов к концу июня 1941 года. Вскоре появился документ, оговаривавший график выполнения последующих работ. Также в этот период проекту присвоили дополнительное название Tiger. Впоследствии, во избежание путаницы с конкурирующим проектом фирмы Henschel, танк от «Порше» стали именовать Tiger(P). Также сохранялись имевшиеся обозначения. Подписанные документы помимо прочего оговаривали участие в проекте различных фирм-субподрядчиков, от которых требовалась поставка тех или иных комплектующих.

По имеющимся данным, к концу июля 41-го были подписаны несколько соглашений о поставке значительного количества комплектующих для новых танков. Так, в течение заданного периода фирма Krupp должна была собрать и отправить на сборку 100 корпусов и такое же количество башен для танка Tiger(P). В соответствии с этими контрактами и утвержденным планом, сотня новых бронемашин должна была отправиться заказчику с весны по осень 1942 года. Также существует распространенное мнение, согласно которому сборка первой крупной партии танков была запущена по самовольному решению Фердинанда Порше, однако оно противоречит иным сведениям.

Сборка броневых корпусов для танков VK 4501(P) стартовала в самом конце 1941 года. Производство таких изделий продолжалось до середины 42-го. Первые башни, в силу разных причин, были выпущены только в середине весны 1942 года, после чего удалось начать сборку опытных машин. Согласно имеющимся данным, в рамках первого заказа в общей сложности было построено не более 65 шасси и лишь 15 башен, из которых собрали только 10 опытных образцов.


Транспортировка VK 4501(P) по железной дороге. Фото Wiki.warthunder.ru

Первый опытный экземпляр перспективного тяжелого танка вышел на испытания в конце зимы 1942 года. Ввиду отсутствия требуемого боевого отделения было принято решение не оснащать имеющееся шасси башней, вместо которой следовало применять весовой имитатор. Шасси продемонстрировало не слишком высокие характеристики подвижности. Также имелись проблемы с работой отдельных агрегатов. Первый прототип плохо показал себя в ходе заводских испытаний, из-за чего был отправлен на доработку. Вместо него заказчику для испытаний представили следующую машину опытной партии в аналогичной комплектации.

К этому времени были выявлены недостатки отдельных элементов бронемашины. Так, двигатели нового типа имели недостаточную надежность и не выдерживали длительную работу на максимальной мощности, которая могла приводить к разрушению их деталей. Также разработчиков и заказчика не устроила конструкция башни, которую следовало улучшить. В течение мая 1942 года был сформирован объемный список необходимых изменений, которые следовало внести в те или иные узлы и агрегаты машины.

Изначально заказчик рассматривал тяжелый танк от фирмы Porsche в качестве фаворита имеющейся программы. Тем не менее, по мере проведения испытаний мнение специалистов армии менялось. Со временем более многообещающей разработкой стал считаться танк VK 4501(H). В начале июля 1942 года был составлен отчет о проведении совместных испытаний двух бронемашин, в котором отмечались преимущества танка Tiger(H). На доработку конкурирующей машины, по подсчетам специалистов, требовалось не менее года. Из-за этого ее посчитали непригодной к принятию на вооружение и серийному производству.


Танк с башней в поле. Фото Wikimedia Commons

К моменту окончания испытаний руководство нацистской Германии пришло к выводу о невозможности параллельного строительства двух тяжелых танков разных типов. Промышленность была загружена массой других заказов, из-за чего следовало сделать выбор. После появления отчета об испытаниях решение стало очевидным, однако дальнейшая судьба двух тяжелых танков должна была определиться при помощи дополнительных испытаний. В середине ноября состоялись сравнительные испытания двух танков, в ходе которых обе представленные машины показали не только преимущества, но и недостатки. Тем не менее, танк от «Хеншель» показал себя лучше, чем его конкурент.

Разработку фирмы Henschel решили поставить в серию, тогда как дальнейшее развитие проекта Typ 101 сочли бесперспективным. Вскоре танк VK 4501(H) был принят на вооружение под названием Panzerkampfwagen VI Tiger. Проект Tiger(P) был закрыт за отсутствием перспектив 22 ноября 42-го. Официальный документ о таком завершении проекта был подписан чуть позже, в декабре. К этому времени было построено восемь опытных машин, отличавшихся друг от друга комплектацией, оснащением, предназначением и т.д. Кроме того, для испытаний построили два корпуса, не оснащенные внутренними агрегатами.

10 декабря армия потребовала разработать два варианта модернизации имеющегося танка с использованием новых двигателей и агрегатов трансмиссии. Танк Typ 130 должен был получить один двигатель Maybach HL 120TRM вместо двух отдельных моторов, а проект Typ 131 подразумевал замену электрической трансмиссии гидравлическими системами. После завершения разработки обновленных проектов планировалось перестроить по ним некоторое количество имевшихся в наличии шасси VK 4501(P). В дальнейшем новые двигатели получили почти все построенные бронемашины.


САУ Elefant / Ferdinand. Фото Wikimedia Commons

Построенная техника использовалась в различных целях. Так, опытные образцы «Типа 101» использовались в разных новых проектах в качестве платформы для отработки новых идей и решений. Один из танков в полной комплектации, получивший башню и вооружение, по некоторым данным, весной 1944 года был отправлен на Восточный фронт для испытаний в условиях реальных боевых действий. Эта машина использовалась до середины лета, когда была уничтожена в ходе одного из боев.

После закрытия проекта было решено достроить заложенные шасси типа VK 4501(P), а также использовать их в качестве основы для новой техники. В общей сложности было собрано 90 шасси, которые в ходе достройки и модернизации оснащались двигателями нового типа. В дальнейшем эти шасси были использованы при строительстве самоходной артиллерийской установки Sturmgeschütz mit 8,8 cm StuK 43 или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) с 88-мм противотанковой пушкой PaK 43. В дальнейшем эти машины получили широкую известность под названием Elefant / Ferdinand.

Проект тяжелого танка Porsche VK 4501(P) / Typ 101 не дал реальных результатов. Было построено несколько опытных машин, а также значительное число шасси предсерийной партии. При этом в армию попал лишь один танк в полной комплектации, которому удалось в течение некоторого времени участвовать в войне на Восточном фронте. Прочие предсерийные образцы до определенного времени простаивали без дела, после чего было решено использовать их при строительстве новых САУ. После такой переделки имевшихся шасси производство VK 4501(P) не продолжалось за ненадобностью. Фирме Henschel удалось создать более удачный вариант тяжелого танка, который после доводки был принят на вооружение и отправлен в серийное производство. В дальнейшем фирмой Porsche была предпринята попытка улучшить имеющийся проект, однако уже было слишком поздно для исправления имеющейся ситуации.

По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://panther-panzer.de/
http://vn-parabellum.narod.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.

topwar.ru

VK4501(H) против VK4501(P)

Назначенный на 20 апреля, день рождения Гитлера, показ конкурирующих образцов тяжелой техники неумолимо приближался. 19 апреля оба прототипа были разгружены c железнодорожных платформ на станции, расположенной в 11 км от ставки фюрера в Восточной Пруссии. Для выгрузки пришлось использовать железнодорожный кран, поскольку рамп или поддонов, способных выдержать груз массой 50 г в окрестностях не нашлось. «Тигр» Порше сразу же показал собственную невозможность развернуться на 90 град без посторонней помощи — его тележки завязли в мягком грунте. Представитель фирмы Хеншель инженер Курт Арнольд отрядил на помощь свой VK4501(H), однако машина Хеншеля не сумела вызволить «Тигр» Порше из восточнопрусской грязи. Машину удалось вытащить только с помощью все того же железнодорожного крана.

Вид справа на прототип танка VK4501 (Р) Tiger. Хорошо видна ранняя башня «Тигра».

Марш по пересеченной местности стал первым серьезным испытанием для двух прототипов тяжелого танка. Обе машины в пути неоднократно ломались, а на «Тигре» даже загорелся двигатель.

Показ был назначен на 14 ч, однако в последний момент рейхсмаршал Геринг и министр вооружений Шпеер перенесли начало демонстрации на 10 ч 30 мин утра. Гитлер мог выделить на осмотр танков всего полтора часа. К назначенному времени был готов только прототип VK4501 (Р), поскольку доктор Арнольд заставил своих людей осмотреть трансмиссию, прежде чем срок начала демонстрации перенесли. Трансмиссия оказалась разобранной, а собрать ее к новому сроку уже не успевали. Вокруг танка фирмы Хеншель валялась груда деталей и агрегатов, когда к машине приблизились две августейшие фигуры. На глазах Гитлера инженеры и техники в темпе принялись собирать трансмиссию. Вскоре после 11 ч можно было начинать показательные пробеги прототипов на максимальной скорости.

Профессор Фердинанд Порше инспектирует один из прототипов танка VK4501 (Р) Tiger, завод фирмы Ни белунгверке в Сент-Валентаине, Австрия.

Пробег однозначно выиграл «Тигр», разогнавшийся на километровой трассе до 50 км/ч. VK4501(H) сошел с дистанции: на 850 м он набрал скорость 45 км/ч, но затем задымил двигатель. Во избежание пожара мотор пришлось выключить. Когда двигатель остыл доктор Арнольд предложил Шпееру провести более реалистичное сравнение -продемонстрировать маневренные качества машин. Шпеер согласился. Результат оказался для специалиста предсказуемым: VK4501(H) отработал отлично, а «Тигр» застрял.

По мнению Гитлера эти «испытания» явного победителя не выявили. На совещании со Шпеером и Зауэром фюрер порешил, что обе машины нуждаются в доводке с последующим «вторым» туром испытаний. Присутствующие полностью разделяли здравые суждения своего вождя, однако в конце совещания верховный рефери всех огорошил: Гитлер предложил заказать Порше 90 «Тигров». Никто не стал спорить. На Гитлера магически воздействовало имя Порше, в технические детали он и не вдавался.
Вскоре после показа в Вольф-Шанце обозначение VK4501 исчезло из официальных документов, прог рамма разработки и производства тяжелых танков стала именоваться Tigerprogramm.

Окончательная сборка тяжелых танков «Тигр» велась на заводе фирмы Вегманн. Данный снимок сделан в 1943 г. Корпус и башня полностью окрашены в темно-желтый цвет. Внешний ряд опорных катков снят, узкие транспортные гусеницы. Башни с серийными номерами с 184 по 286 оснащались дымовыми гранатометами и не имели эпископов заряжающего.

Очередная серия сравнительных испытаний между VK4501(P) и VK4501(H) h2 проводилась в мае 1942 г. на полигоне танковой школы в Бад-Берка под Эйзенахом. Вывод по результатам испытаний был для Порше убийственным: ходовая часть VK4501(P) исключает использование танка в полевых условиях: пушка выступает настолько далеко за пределы корпуса, что при движении по пересеченной местности существует реальная вероятность повреждения дульного тормоза о грунт.

Торсионы на танке Порше лопались даже при движении машины по относительно хорошим дорогам. Большинство представителей вермахта высказалось в пользу танка фирмы Хеншель. Конструкторы VK4501(H) сумели учесть еще и человеческий фактор, немаловажный на войне. Танк Хеншель имел более приземленную конструкцию, чем машина витающего в небесах Порше, для обслуживания танка Порше требовались инженеры. VK4501(H) не являлся подарком для ремонтников, но все-таки он был гораздо проще в эксплуатации по сравнению с VK4501 (Р).

Вид слева первого серийного танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. HI (Sd.Kfz. 181), Versuchserie Tiger Nr. V1. Танк оснащен экспериментальной дополнительной откидной бронеплитой в лобовой части корпуса, так называемой броней Vorpanzer. На серийных машинах такая броня никогда не ставилась. Обратите внимание на отсутствие крыльев, причем они вообще не предусмотрены — их некуда и нечем крепить: отверстий под болты в корпусе танка нет. Танк VI не имел также большого количества аксессуаров, размещенных на бортах и в корме корпуса.

Известно всего два построенных прототипа «Тигра» Порше, эти машины иногда называют Tiger (Р). По завершению испытаний их передали в 503.s.Pz.Abt. Затем один из прототипов использовался в качестве командирского танка в 653-м тяжелом танковом батальоне. Еще несколько шасси конвертировали в эвакуационные машины Bergetigers. Для массового производства военные выбрали машины фирмы Хеншель. Шасси танков Порше послужили базой для тяжелых истребителей танков, известных как «Фердинанд» или «Элефант». Гитлер остался недоволен решением военных, долго возмущался, но в конечном итоге смирился, выслушав аргументы своих советников.

Истребитель танков «Фердинанд»

С июля 1942 г. по май 1943 г. 90 заказанных Порше «Тигров» были переделаны в истребители танков 8,8 cm Pak-43/2 L/71 aufPzJg Tiger (Р) (Sd.Kfz. 184). Наименование «Ферлинанд» — дань уважения конструктору, профессору Порше, однако позже официально собственное имя самоходки изменили на «Элефант». Боевой дебют «Фердинандов» состоялся на Курской дуге, где машины в полной мере продемонстрировали ненадежность ходовой части и плохую проходимость по пересеченной местности. Пушка «Фердинанда» успешно поражала любые советские танки на любой дистанции, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку гений Порше не удосужился вооружить самоходку пулеметом.

Экипажам приходилось проявлять солдатскую смекалку. Министерство пропаганды рассказало о передовом методе борьбы с советской пехотой, предложенным майором Ноаком из 654. sPz.Jg.Abt. Майор рекомендовал наводчикам, после того как они обнаружат группу солдат противника, вставить в казенную часть орудия верный MG-42 и стрелять, стрелять, стрелять. Наводить пулемет следовало точно так же как и орудие — посредством штатного оптического прицела. В ряде подразделений умельцы наваривали на корме «Фердинандов» платформы для панцергренадеров, которые автоматно-пулемет-ным огнем могли бы отгонять пехоту противника. Имеется информация об использовании «Фердинандов» с платформами в боях, однако распространения они не получили — слишком велики оказались потери среди ничем не защищенных панцергренадеров.

Все уцелевшие после Курской битвы «Фердинанды» собрали в 653. sPz.Jg.Abt.. который был отправлен на Итальянский фронт. Тяжелые истребители танков модернизировали с учетом опыта боевых действий под Курском: установили пулемет в лобовом бронелисте корпуса, добавили амбразуры для стрельбы из пистолетов и смотровые щели, на крыше рубки появилась командирская башенка от штурмового орудия StuG III. Использование «Фердинандов» в Италии можно оценивать двояко. При действиях из засад, блокировании дорог машины проявили себя в самом выигрышном свете, зато попытки использования тяжелых самоходок в открытом бою нередко проваливались по причине плохой проходимости и неудовлетворительной маневренности мастодонтов.

tanki-tiger.narod.ru

VK4501(H) | Тяжёлые танки

История

Опыт полученный при разработке танков VК3001 и VK3601 позволил конструкторам фирмы Хеншель смело взяться за работу по созданию 45-тонной машины. Танк VK4501(H) проектировался под башню фирмы Крупп с диаметром погона 1850 мм, вооруженую 88-мм орудием. Учитывая предыдущий опыт «плодотворного» сотрудничества с фирмой Крупп вся программа разработки танка представлялась чрезвычайно рискованной из-за вероятной «виртуальности» башни. На момент начала работ по танку требуемой башни не существовало даже на бумаге.

Описание конструкции

В этих условиях пришлось предусмотреть альтернативный вариант — башню с диаметром погона 1650 мм, вооруженную 75-мм пушкой KwK-42 L/70. Эта башня проектировалась в КБ фирмы Рейнме-талл, танк под нее получил обозначение VK4501(H) Н2. В конструкции «Н2» использовался узкий корпус от шасси VK3601(H), у которого лишь увеличили до 100 мм толщину брони. Проект «Н1» под башню с 88-мм орудием требовал значительной переделки верхней части корпуса, так называемой надстройки или «суперструктуры». Теперь надстройка нависала над опорными катками. Расширение верхней части кор пуса стало необходимым ввиду установки башни с погоном диаметра 1850 мм.

Верхняя часть корпуса сильно изменилась, в то время как низ и ходовая часть фактически остались прежними, как на VK3601(H). Чтобы сохранить прежнее удельное давление на грунт при возросшей на 10 т массе конструкторы пошли на увеличение ширины гусениц. Увеличение ширины гусениц, в свою очередь, привело к появлению четвертого ряда опорных катков. Двигатель Майбах НL-210Р-30 мощностью 600 л.с. к этому времени уже был готов.

Его установка позволяла сохранить у новой машины ходовые характеристики танка VK3601(H). Двигатель комплектовался полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR, тормозная система — регенеративная, разработанная на основе британских тормозов Меррит-Браун. Замена традиционных рычагов на рулевое колесо с гидроусилителенм намного облегчило работу механика-водителя, одновременно улучшив маневренность танка, особенно — маневренность на ограниченном пространстве. Рычаги, тем не менее, остались, но их предполагалось использовать лишь в качестве резервных органов управления. Кроме тою, рычаги можно было применять в качестве стояночного тормоза.

Итог

Доктор Эрвин Адерс со своими людьми работал день и ночь не только чтобы в наилучшей степени учесть пожелания заказчика — очень хотелось изготовить первое

tanks1.wordpress.com

Танки Тигр

Нa совещании в штабе командования сухопутными войсками Германии 26 мая 1941 г. обсуждался вопрос, который касался концепции тяжелого танка.

Гитлер стоял за еще более тяжелую, нежели VK3601, машину, способную сокрушать вражескую оборону. Организационно отдельные подразделения из примерно двадцати таких танков могли бы придаваться каждой панцердивизии. На подразделения возлагались бы задачи прорыва обороны и организации своего рода «улицы», по которой в тыл врага будут устремляться более легкие танки. Из тактического предназначения напрямую вытекала необходимость хорошей бронезащиты танка — до 100 мм, а также мощного вооружения, которое позволило бы танку подавлять огневые точки и уничтожать танки противника.

Расчетная масса танка росла в ходе предварительного проектирования с поразительной скоростью. Германский тяжелый танк набирал массу ужасающими темпами. Поначалу в качестве тяжелого рассматривался танк Pz.Kpfw. IV массой 25 т, затем танк массой 30 т (DW, VK3001), на момент проведения совещания тяжелый танк набрал расчетную массу порядка 40 г (VK3601(H)) и даже 65 т (VK6501 (H)). Гитлер настоял на вооружении танка 88-мм пушкой, что привело к очередному пересмотру концепции танков.

Требовалось шасси, на которое можно было бы установить башню с диаметром погона 1850 мм, масса машины при этом не могла быть менее 43 т. В результате появилось техническое задание WaPruf-б на проектирование танка массой 45 т.

Опыт полученный при разработке танков VК3001 и VK3601 позволил конструкторам фирмы Хеншель смело взяться за работу по созданию 45-тонной машины. Танк VK4501(H) проектировался под башню фирмы Крупп с диаметром погона 1850 мм, вооруженую 88-мм орудием. Учитывая предыдущий опыт «плодотворного» сотрудничества с фирмой Крупп вся программа разработки танка представлялась чрезвычайно рискованной из-за вероятной «виртуальности» башни. На момент начала работ по танку требуемой башни не существовало даже на бумаге.

В этих условиях пришлось предусмотреть альтернативный вариант — башню с диаметром погона 1650 мм, вооруженную 75-мм пушкой KwK-42 L/70. Эта башня проектировалась в КБ фирмы Рейнме-талл, танк под нее получил обозначение VK4501(H) Н2. В конструкции «Н2» использовался узкий корпус от шасси VK3601(H), у которого лишь увеличили до 100 мм толщину брони. Проект «Н1» под башню с 88-мм орудием требовал значительной переделки верхней части корпуса, так называемой надстройки или «суперструктуры». Теперь надстройка нависала над опорными катками. Расширение верхней части кор пуса стало необходимым ввиду установки башни с погоном диаметра 1850 мм.

Верхняя часть корпуса сильно изменилась, в то время как низ и ходовая часть фактически остались прежними, как на VK3601(H). Чтобы сохранить прежнее удельное давление на грунт при возросшей на 10 т массе конструкторы пошли на увеличение ширины гусениц. Увеличение ширины гусениц, в свою очередь, привело к появлению четвертого ряда опорных катков. Двигатель Майбах НL-210Р-30 мощностью 600 л.с. к этому времени уже был готов.

Его установка позволяла сохранить у новой машины ходовые характеристики танка VK3601(H). Двигатель комплектовался полуавтоматической трансмиссией Майбах OLVAR, тормозная система — регенеративная, разработанная на основе британских тормозов Меррит-Браун. Замена традиционных рычагов на рулевое колесо с гидроусилителенм намного облегчило работу механика-водителя, одновременно улучшив маневренность танка, особенно — маневренность на ограниченном пространстве. Рычаги, тем не менее, остались, но их предполагалось использовать лишь в качестве резервных органов управления. Кроме тою, рычаги можно было применять в качестве стояночного тормоза.

Доктор Эрвин Адерс со своими людьми работал день и ночь не только чтобы в наилучшей степени учесть пожелания заказчика — очень хотелось изготовить первое опытное шасси к 20 апреля 1942 г. -дню рождения Гитлера. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезда в Растенбург; в ставку вождя и учителя.

tanki-tiger.narod.ru

Тяжелый танк Henschel VK 3001(H), Германия » Военное обозрение

В конце тридцатых годов немецкая фирма Henschel по заказу армии разработала два проекта тяжелых «танков прорыва» Durchbruchwagen. Проекты DW I и DW II дошли до испытаний и показали, какие идеи инженеров имели перспективы, а от каких следовало отказаться. При этом оба танка прорыва в существующем виде не представляли интереса для войск, что привело к необходимости дальнейшего развития этой техники. Следующим шагом к созданию серийного тяжелого танка стал проект VK 3001(H), разработку которого доверили все тем же специалистам из компании «Хеншель».

Заказ на разработку нового проекта был размещен в сентябре 1939 года, буквально через несколько дней после начала боевых действий в Европе. В соответствии с техническим заданием, перспективный тяжелый танк должен был иметь боевую массу на уровне 30 т. Требовалось оснастить машину усиленным в сравнении с DW I и DW II бронированием, а также 75-мм нарезной танковой пушкой. Кроме того, следовало изучить возможность применения вооружения большего калибра, вплоть до 105 мм. Также планировалось переработать различные агрегаты машины с целью получения улучшенных характеристик.


Название нового проекта было образовано с учетом требуемой боевой массы (30 т), порядкового номера разработки такого класса и фирмы-подрядчика. В результате соединения всех этих данных появилось название VK 3001(H). Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что в отношении этого проекта также применялось название Panzerkampfwagen VI, так и не ставшее официальным, а в дальнейшем перешедшее к другой бронемашине.
Прототип VK 3001(H) на испытаниях. Фото Ost-front.ru

К моменту получения заказа на проект VK 3001(H) фирма Henschel уже вела работы по дальнейшему развитию «Танка прорыва». Проект DW III находился на ранних стадиях и был далек от завершения и строительства прототипа. Тем не менее, инженеры посчитали неразумным прекращать работы ввиду появления нового заказа. В результате имеющиеся наработки по Durchbruchwagen III стали основой для нового тяжелого танка VK 3001(H). Фактически предлагалось оставить без изменений большую часть существующего проекта, а также изменить ряд узлов и агрегатов. Завершив таким образом разработку имеющегося проекта, компания-подрядчик планировала в самом ближайшем будущем представить заказчику требуемую бронемашину.

Проект VK 3001(H) основывался на существующей разработке, что привело к сохранению основных черт техники. В частности, имело место значительное сходство с точки зрения конструкции броневого корпуса и размещения основных агрегатов. Одновременно с этим планировалось использовать иные элементы силовой установки, новую ходовую часть, а также разработать вариант танка с усиленным вооружением увеличенного калибра.

Было решено использовать отработанную и проверенную предыдущими проектами форму корпуса с несколькими прямолинейными лобовыми листами, расположенными под разными углами друг к другу. Лобовая часть нового танка имела традиционную для немецких бронемашин того времени форму с вертикальным верхним листом, в котором находились смотровые приборы. Лобовые листы корпуса должны были иметь толщину от 35 до 50 мм. Сзади к лобовым листам крепились вертикальные борта толщиной 50 мм. Защита кормовой проекции так же возлагалась на 50-мм броню. Крыша и днище танка должны были выполняться из брони толщиной до 20 мм.

В проекте VK 3001(H) было решено использовать новую башню с соответствующим уровнем защиты. Ее конструкция основывалась на наработках по предыдущим проектам, однако броня башни должна была отличаться большей толщиной. Толщина лобовых листов башни достигала 50 мм. Борта и корма имели толщину 30 и 50 мм соответственно.

Танк сохранил классическую для немецкого танкостроения компоновку. В передней части корпуса, непосредственно под лобовыми листами корпуса, помещались агрегаты трансмиссии. Сразу за ними помещалось отделение управления, позади которого предусматривалось крупное боевое отделение. Корма традиционно отводилась под двигатель и его дополнительные агрегаты.


Схема тяжелого танка с башней и вооружением. Рисунок Aviarmor.net

В корме корпуса предлагалось размещать карбюраторный двигатель Maybach HL 116 мощностью 300 л.с. с воздушной системой охлаждения. При помощи карданного вала, проходящего над днищем через боевое отделение, двигатель соединялся с агрегатами механической трансмиссии. Трансмиссия на основе механической коробки передач имела шесть передач переднего хода и одну заднего.

В ходе испытаний двух прототипов танков Durchbruchwagen было установлено, что существующая конструкция ходовой части не в полной мере удовлетворяет требованиям. По этой причине для VK 3001(H) был разработан новый вариант подвески и опорных катков. Теперь на каждом борту корпуса предлагалось устанавливать по семь сдвоенных опорных катков среднего диаметра, оснащенных резиновыми бандажами. Катки монтировались на индивидуальной торсионной подвеске и размещались в шахматном порядке. При этом во внутреннем ряду находилось четыре катка, во внешнем – три.

Были сохранены традиционные передние ведущие колеса и кормовые направляющие. В средней части борта имелось три поддерживающих ролика для верхней ветви гусеницы. Ширина металлической гусеницы выросла до 520 мм, однако по-прежнему использовалось цевочное зацепление. Все использованные изменения ходовой части и гусеничного движителя были связаны с требуемым ростом боевой массы и соответствующим изменением удельной нагрузки на опорную поверхность.


В базовом варианте проекта VK 3001(H) предлагалось использовать броневую башню, созданную на основе агрегата среднего танка Pz.Kpfw.IV, но имеющую усиленное бронирование. В башне должно было размещаться 75-мм орудие и спаренный пулемет. Основным оружием танка предлагалось сделать танковую пушку 7,5 cm KwK 37 со стволом длиной 24 калибра. При помощи ручных приводов наведения орудие можно было наводить по вертикали в пределах от -10° до +20°. Горизонтальная наводка была круговой и обеспечивалась путем поворота всей башни. Пушка должна была наводиться при помощи телескопического прицела TZF9.


Прототип на испытаниях. Фото Ost-front.ru

Дополнительное вооружение перспективного танка состояло из двух пулеметов MG 34 калибра 7,92 мм. Один из них монтировался на орудийной установке и наводился вместе с пушкой. В лобовом листе корпуса предлагалось монтировать стандартную пулеметную установку с ограниченными углами наведения.

По некоторым данным, размеры боевого отделения позволяли разместить внутри танка укладки для размещения до 80-90 снарядов основного орудия калибра 75 мм и свыше 4000 патронов для пулеметов.

Также разрабатывался вариант увеличенной башни, в которой должна была располагаться перспективная пушка калибра 105 мм. Требуемое орудие на тот момент отсутствовало, однако планы по перевооружению разрабатываемого танка уже рассматривались всерьез. Башня для 105-мм пушки должна была иметь соответствующие габариты, а также оснащаться всей необходимой аппаратурой.

Управлять новым тяжелым танком должен был экипаж, состоящий из пяти человек. В передней части корпуса, в отделении управления, помещались рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Водитель и радист располагали смотровыми приборами в лобовом и бортовом листах корпуса. Для посадки в машину они должны были использовать собственные люки в крыше.

В башне размещались наводчик, командир и заряжающий. Их рабочие места оснащались смотровыми приборами в бортах и крыше башни. Кроме того, в башне имелся набор люков для доступа в боевое отделение. На рабочем месте командира, помещенном у левого борта башни, имелась дополнительная башенка небольшой высоты с набором смотровых приборов для наблюдения за всем окружающим пространством.


Прототип с имитатором башни, оснащенным рубкой. Фото Aviarmor.net

Переделка имевшегося проекта DW III позволила выполнить имевшиеся требования по габаритам и весу перспективной машины. При этом, однако, боевая масса тяжелого танка VK 3001(H) достигла 32 т – немного больше установленной техническим заданием. Длина машины без учета орудия составляла 5,81 м, ширина – 3,16 м, полная высота – 2,57 м, высота по корпусу – 1,83 м.

К началу 1940 года фирма Henschel завершила разработку проекта VK 3001(H), что позволило приступить к строительству опытной машины, которой предстояло выйти на испытания. Весной того же года заводом «Хеншель» была выполнена сборка бронемашины. При этом, однако, на испытания вышло только шасси с броневым корпусом. Башня новой конструкции еще не была готова, а кроме того, отсутствовала необходимость в ее использовании. По этой причине на полигон отправили шасси, на крыше которого имелись бетонные блоки, являвшиеся весовым имитатором башни.

Интересно, что на имеющихся фотографиях прототипов VK 3001(H) присутствуют два варианта имитатора. В первом случае на крыше корпуса располагались несколько бетонных колец требуемого веса, во втором – на кольцах дополнительно помещалась небольшая рубка с окнами в бортах и люком в крыше. Такое оснащение позволяло специалистам наблюдать за испытаниями, находясь в новой машине, но будучи защищенными от внешних воздействий.

Испытания опытного танка продолжались до лета 1940 года. Машина развивала скорость до 35 км/ч и демонстрировала запас хода на уровне 150 км. Подобные параметры соответствовали исходному техническому заданию, что позволяло рассчитывать на продолжение работ и дальнейшее принятие тяжелого танка на вооружение. С точки зрения подвижности новая бронемашина немного уступала существующим образцам, однако имела значительные преимущества в защите, а также могла превосходить их по огневой мощи. Таким образом, по совокупности характеристик танк VK 3001(H) представлял интерес для войск.


Испытания танкового шасси в варианте инженерной машины с отвалом. Фото Ost-front.ru

По результатам испытаний было принято решение о строительстве предсерийной партии новых танков. Следовало ликвидировать выявленные недостатки конструкции, а затем построить по обновленному проекту восемь бронемашин. Кроме того, было заказано производство 12 башен с 75-мм танковыми пушками. Технику новой партии планировалось использовать в полигонных и войсковых испытаниях. Кроме того, она должна была стать эталоном для будущих серийных тяжелых танков новой модели.

Первый предсерийный танк VK 3001(H) построили к маю 1941 года. Вскоре после этого было решено отказаться от дальнейшей сборки этой техники, хотя часть уже начатых машин следовало достроить. Два таких шасси в исходной комплектации были переданы заказчику в октябре 41-го. После этого новые образцы тяжелого танка не строились. К моменту прекращения строительства фирмой Krupp, привлеченной к проекту на правах субподрядчика, было собрано 12 башен новой конструкции с пушками калибра 75 мм. При этом готовые башни не устанавливались на имеющиеся шасси. Вместо них бронемашины получили весовые имитаторы разной конструкции.

Уже в конце весны 1941 года армия решила отказаться от дальнейшего развития проекта VK 3001(H). Эта машина по своим характеристикам и по общим показателям заметно уступала более новому танку VK 3601. Как следствие, продолжение разработки имеющегося проекта посчитали нецелесообразным. Строительство было прекращено еще на стадии сборки предсерийной партии. Об эксплуатации перспективных тяжелых танков в войсках речи уже не шло.

Несмотря на закрытие проекта ввиду отсутствия перспектив, немецкая армия все же привлекла три построенных шасси к некоторым работам. В частности, эта техника использовалась в сравнительных испытаниях, в ходе которых «противостояла» более новым танкам VK 3601 и VK 4501(H). Естественно, более новые танки показали лучшие характеристики и победили в неофициальном соревновании. Следует отметить, что результатом проекта VK 4501(H) стал серийный тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Tiger. Таким образом, весной 1941 года заказчик сделал правильный выбор, отказавшись от имеющегося проекта.


Результат работы «бульдозера». Фото Aviarmor.net

Один из четырех образцов шасси VK 3001(H) в дальнейшем стал опытной машиной и привлекался к проведению различных исследований, испытаний и т.д. Эксплуатация этого образца продолжалась до самого конца войны. Его применяли в качестве шасси для новых экспериментальных образцов бронетехники, в первую очередь вспомогательного назначения. Остальные танковые шасси были переданы одной из танковых школ, где использовались в качестве средства обучения механиков-водителей.

До решения о прекращении производства новых танков фирма «Крупп» успела собрать дюжину башен с вооружением. Половина этих изделий была отправлена в Западную Европу для использования при строительстве укреплений Атлантического вала. Башни и боевые отделения танков должны были монтироваться на укреплениях и использоваться для противодействия возможному нападению противника.

В мае 1941 года, вскоре после принятия решения о прекращении работ по проекту VK 3001(H), немецкое командование приказало начать разработку новых самоходных артиллерийских установок с орудиями калибров 105 и 128 мм. Фирмой Rheinmetall-Borsig был предложен проект САУ с 128-мм длинноствольной пушкой 12,8 cm PaK 40. В качестве носителя этого орудия было предложено самоходное шасси на базе тяжелого танка VK 3001(H). Фирма «Хеншель» согласилась представить коллегам недостроенные образцы шасси, которые планировалось использовать при сборке самоходок.

В рамках проекта с условным обозначением 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK 3001(H) была увеличена длина шасси, что компенсировалось добавлением одной пары опорных катков. В корме корпуса располагалась рубка с орудием требуемого типа. Фирмой Henschel были предоставлены два недостроенных шасси, которые вскоре стали базой для новых самоходок. Эту технику представили на испытания в начале 1942 года. Две машины получили имена Max и Moritz, в честь героев известной назидательной поэмы. После прохождения всех испытаний боевые машины были отправлены на фронт.


Единственный сохранившийся образец САУ Sturer Emil. Фото Wikimedia Commons

Самоходки, получившие от солдат общее прозвище Sturer Emil («Упрямый Эмиль»), дошли до Сталинграда, где одна из них была повреждена и после этого брошена экипажем. САУ стала трофеем Красной армии, а позже превратилась в музейный экспонат. Сейчас эта машина хранится в Кубинке. Второй образец «Эмиля» весной 1944 года был разбит в ходе авиаудара.

Оставшиеся прототипы танкового шасси VK 3001(H) оказались немногим более удачливыми. Как минимум, одна такая машина была обнаружена войсками союзников после захвата завода Henschel, где находилась эта и другая техника. Специалисты стран-победителей изучили трофейную машину и сделали некоторые выводы. Ожидаемо обнаруженные шасси не смогли заинтересовать военных, поскольку успели безнадежно устареть и не имели перспектив даже по состоянию на середину 1941 года.

За ненадобностью почти все имевшиеся образцы техники семейства VK 3001(H) были утилизированы. До наших дней сохранилась только самоходка 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK 3001(H), хранящаяся в музее бронетанковой техники г. Кубинка.

Проект тяжелого танка VK 3001(H) фирмы Henschel разрабатывался одновременно с танком VK 3001(P), который создавался компанией Porsche. Обе эти машины прошли необходимые испытания, но не смогли заинтересовать армию. К моменту их выхода на испытания были созданы новые образцы аналогичной техники с большим потенциалом. В итоге в конце весны 1941 года проект 30-тонного тяжелого танка был закрыт ввиду отсутствия реальных перспектив. Вместо него следовало развивать более новую разработку – тяжелый танк VK 3601.

По материалам:
//achtungpanzer.com/
//aviarmor.net/
//armor.kiev.ua/
//ost-front.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.

topwar.ru

VK 4501 P

Здравствуйте, дорогие танкисты. Сегодня речь пойдёт о немецкой тяжелой машине 8-ого уровня: VK4502 (P) Aust.A. Называемый также: альфа тапок, недотапок, ауст.

image

История разработки
После неудачи с прототипом VK 4501 (P) Порше начал работы по доводке своего проекта для производства в будущем. Для Порше стало ясно, что простое усиление бронирования прототипа VK4501(P) не позволят ему соответствовать требованиям, предъявляемым к будущим танкам. В новом проекте, в своем постоянном желании достичь невиданных ранее характеристик, Порше предложил четыре варианта двигателей, два варианта привода (электрический и гидравлический) и два варианта корпуса с расположением башни впереди (в игре VK4502 (P) Aust.A) и с расположением башни сзади (в игре VK4502 (P) Aust.В). Таким образом VK4502 (P) был многоликим танком. Башня для VK4502 (P) была разработана после того, как Порше доложил, что орудие 8.8 cm kwk 43 L\71 невозможно установить в башню VK4501 (P). К 7 мая 1942 года разработка новой башни была практически завершена. Отправка в производство VK4502(P) была подписана в апреле 1942 года. Изначально была заказана серия из 200 корпусов и 200 башен, первые четыре из которых должны были быть готовы к октябрю 1942 года. К сожалению для Порше, его любимое детище — двигатель собственной конструкции, разработанный с использованием последних достижений конструкторской мысли того времени, — послужил причиной провала VK4502 (P). В ходе испытаний 10-цилиндровый двигатель потерпел неудачу, и у комиссии не было уверенности, что в будущем этот двигатель можно довести до нужного уровня надёжности. Тем более, что ещё не стёрлись из памяти предыдущие фиаско Порше, когда он использовал в своих прототипах точно такую же силовую схему привода. В ноябре 1942 года все контракты, относящиеся к VK4502(P), были аннулированы.

Прокачка

image

Характеристики орудий:

Орудие 8,8 cm KwK 36 L/56

8,11-9,2 Скорострельность (выстр/мин)
132/171/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
220/220/270 Средний урон (ед.)
0,38 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 8,8 cm KwK 43 L/71

6,59-8,22 Скорострельность (выстр/мин)
203/237/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
240/240/295 Средний урон (ед.)
0,34 Разброс на 100 м (м)
2,9 Время сведения (сек)

Орудие 10,5 cm KwK 45 L/52

5,5-6,74 Скорострельность (выстр/мин)
200/244/60 Средняя бронепробиваемость (мм)
320/320/420 Средний урон (ед.)
0,37 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Характеристика башен:

Башня VK-4502-(A)-Turm Ausf. A

100/80/80 Бронирование (лоб/борт/корма в мм)
30 Скорость поворота (град/сек)
400 Обзор (м)
Устанавливаемые орудия: 8,8 cm KwK 36 L/56, 8,8 cm KwK 43 L/71, 10,5 cm KwK 45 L/52

Башня VK-4502-(A)-Turm Ausf. F

185/80/80 Бронирование (лоб/борт/корма в мм)
25 Скорость поворота (град/сек)
400 Обзор (м)
Устанавливаемые орудия: 8,8 cm KwK 36 L/56, 8,8 cm KwK 43 L/71, 10,5 cm KwK 45 L/52

Характеристика радиостанций:

Радиостанция FuG 7

415 Дальность связи (м)

Радиостанция FuG 12

710 Дальность связи (м)

Характеристика двигателей:

Двигатель 2x Porsche Typ 100/1

600 Мощность двигателя (л.с.)
20% Вероятность пожара при попадании

Двигатель 2x Porsche Typ 100/3

670 Мощность двигателя (л.с.)
20% Вероятность пожара при попадании

Двигатель Porsche Deutz Typ 180/2

840 Мощность двигателя (л.с.)
15% Вероятность пожара при попадании

Характеристика ходовых:

Ходовая VK-4502-(A)-Ketten Ausf. A

54,18 Максимальная нагрузка (т)
25 Скорость поворота (град/сек)

Ходовая VK-4502-(A)-Ketten Ausf. C

59,2 Максимальная нагрузка (т)
28 Скорость поворота (град/сек)

Основные ТТХ

1 570 Прочность
38 Максимальная скорость (км/ч)
120/80/80 Бронирование корпуса (лоб/борт/корма в мм)

Судя по ТТХ многие игроки вздохнут спокойно со словами: «Ооо! На него ж топ орудие без башни ставиться». Да, так оно и есть, но грузоподъемность настолько мала, что Вам не удастся поставить даже орудие Орудие 8,8 cm KwK 43 L/71 доставшееся нам от Tiger (P). Поэтому за 14650 опыта придется попотеть (лучше, конечно же, к моменту покупки танка иметь свободный опыт на гуслю). Далее устанавливаем топ орудие (16800 опыта), затем топ башню (15520 опыта) и в конце топ двигатель (31000 опыта). Топ радиостанция и предтоповый двигатель нам достаются от Tiger (P).

image

(орудие 8,8 cm KwK 36 L/56, башня VK-4502-(A)-Turm Ausf. A)

image

(орудие 8,8 cm KwK 43 L/71, башня VK-4502-(A)-Turm Ausf. F)

image

(орудие 10,5 cm KwK 45 L/52, башня VK-4502-(A)-Turm Ausf. F)

Экипаж и перки

Командир, наводчик, механик-водитель, радист, заряжающий.
Можно много спорить о перках, они зависят от стиля игры. Но первый перк для всех, бесспорно, ремонт. После начала второго перка перебиваем ремонт у командира на лампочку. Второй перк: у командира опять ремонт, наводчик – плавный поворот башни, мех-вод – плавный ход, радист – радиоперехват, заряжающий – бесконтактная боеукладка.
После начала 3-его перка перебиваем 2-й перк всем на боевое братство, а 3-им опять качаем то же самое, что и при 2-м перке. 4-й командир – орлиный глаз, наводчик – снайпер, мех-вод – король бездорожья, радист – изобретатель, заряжающий – отчаянный. Маскировку качать нет смысла, т.к. что у альфа-тапка, что и у последующих танков коэффициент заметности достаточно большой и мы ничего особо не выиграем.

Модули

image

Из модулей рекомендую поставить: стабилизатор, досылатель, просветленную оптику.
После прокачки боевого братства можно заменить один из модулей, на Ваш выбор, на вентиляцию. Лично я заменил досылатель, перезарядка с бб и вентиляцией и 100 процентным заряжающим около 9 сек.

Танк в игре

Главным плюсом этого танка является скорострельное и точное орудие, динамика, скорость. Недостатки — слабая броня, большие размеры, маленькое склонение орудия, не ТТшное пробитие орудия. Сам танк представляет собой нечто среднее между ТТ и СТ. При игре на нем самое главное – правильно выбрать себе место, скорость нам это позволяет. Как упоминалось выше, танк имеет большой размер и маленькое склонение орудия, что делает неровности местности не помощником, а скорее проблемой. Во врага, который находится на горе не получиться просто высунуть башню и выстрелить, нужно будет вылезти полностью, получить ненужный дамаг и только потом выстрелить самому. В нижний лист брони Вас будут пробивать практически все, кто умеет стрелять, а вот верхний лист, при поставленном угле будет огорчать вашего противника рикошетами и непробитиями. Часто критует башню (под ней находится слабое место), двигатель, бк, из экипажа чаще всех умирает наводчик. Играть в клинче – смертельная ошибка, в танки, которые ниже вас вы просто не будете попадать, склонения не хватит.

image

Из-за небольшого пробития лучше возить с собой пару голдовых снарядов. Не забываем про арту, она нас любит. Сразу же, после Tiger (P), вам нужно будет время, чтобы привыкнуть к танку, т.к. по стилю игры они ОЧЕНЬ разные. На альфа тапке не стоит геройствовать и лезть впереди всех, а стоять во второй линии и при любом удобном моменте наносить дамаг противнику.
Для лучшего понимания игры на данном танке ознакомьтесь со следующими ВОДами:

wot-news.com

VK 4501(P) Tiger. Прототип танка Тигр (Порше)

VK 4501(P) TIGER

 

Разработкой тяжёлого танка в Германии до 2МВ занимались две фирмы: Henschel und Sohn и Porsche, но ничего конкретного так и не было сделано.

Porsche начал проэктирование ещё осенью 1940 и к моменту принятия так называемой “Tigerprogram” уже имел определённый прогресс.

 

Ходовая VK4501(P) намного надёжней чем у VK 4501(H). Габариты машины, позволяли перевозить её на стандартных железнодорожных платформах. До того, как было принято 88 мм KwK36 на корпусе установливалась ложная башня для сохранения весового баланса.

26 мая 1941 на заседании посвящённом перспективам проэктирования и создания нового оружия, на котором присутствовал Адольф Гитлер, фирмам Henschel и Porsche было поручено закончить создание тяжёлого танка к лету 1942. На Круппа возлагалась обязанность обеспечить прототипы орудием с башнями.

 

Фотография показывает танк сзаду. Крышка над двигателем открыта и группы людей на машине и слева от неё обсуждают возникшие проблемы. На корме лежит домкрат. Похоже, что снимок сделан возле железнодорожного переезда.

 

Henschel взял за основу нового танка своюпредыдущую разработку VK 3601(H), откуда позаимствовал многие узлы и агрегаты подвергнув часть из них адоптации и модернизации.

Porsche тоже устремил взор на свою наработку: VK 3001(P), Leopard. Новая машина должна была иметь вес 45 тонн 88мм орудие KwK L/56. В отличии от прототипа Хеншеля, машина Porsche имело по 6 опорных катков на борт, а не по 24 катка в три ряда.Башня была смещена в переднюю часть корпуса, что нарушало равномерное распределение веса и сильно затрудняло ведение боя в городе или на холмистой местности.

 

В нижней части корпуса заметны специальные направляющие плиты, удерживающие гусеницы сверху на опорных катках и непозволяющие гусеницам слететь.

 

Если у Henschel «визитной карточкой» было 3-х рядное расположение катков, то у Porsche это была силовая установка. В кормовой части машины находились два бензиновых двигателя с воздушным охлаждением, рзработанные Porsche – Type 101/1. Бензиновые двигатели вращали 2 электрогенератора, от которых электический ток поступал к двум электромоторам, по одном4у на каждую гусеницу , которые электродвигатели  и вращали. Вместо коробки передач на прототипе Porsche стояли электрические реостаты, которыми регулировалась скорость хода.

Прогрессивность идей д-ра Порше очевидна неоспорима, если бы они ещё работали… Бензиновые ддвигатели были крайне ненадёжны, часто ломались и требовали длительного ремонта и имели тенденцию к возгоранию. Электрическая система требовала большого количества меди, которая была стратегическим металлом и в военное время являлась дефицитом.19 апреля 1942 на станцию возле Растенбурга, в Восточной Пруссии прибыли прототипы Henschel и Porsche. Оттуда они двинулись на ставку Гиитлера «Вольфшанце», постоянно ломаясь на своём 11-километровом пути.

20 апреля 1942, в день рождения фюрера, для него оганизовали смотрины новых танков. В 10.30 возле машин начали собираться нацистские бонзы, а к 11 часам подошёл и фюрер. Гитлер провёл около 20 минут возле прототипа своего любимца д-ра Порше. На творение же инженеров Хеншеля фюрер кинул лишь беглый взгляд. К тому же танк Henschel имел башню позаимствованную у Porsche из-занехватки времени. Когда, наконец началась демонстрация ходовых качеств танков, то оказалось, что машина Porsche явно уступает прототипу Henschel в манёвренности. Симпатии наблюдавших склонялись не в пользу VK 4501(P).

Основные испытания заполанировали на июлб 1942 в танковой школе в Berka, в Германии. Эти испытани окончательно отдали пальму первенства машине VK 4501(H).

VK 4501(P) оказался маломанёвренным, проваливался на мягком грунте и требовал помощи эвакуационных машин, чтобы выбраться, система управления постоянно ломалась и нуждалась в длительной доводке, к томуже танк Porsche был длинее танка Henschel.

В июле 1942 прототип VK 4501(H) был принят на вооружение и пущен в серию

К июлю 1942 на заводах Nibelungenwerke закончили 5 машин.

Д-р Порше был настолько уверен в своей победе над конкурентом, что ещё до официального решения начал серийный выпуск корпусов VK 4501(P) и до прекращения производства успел выпустить 90 машин.

Изготовленные машины стремились хоть как-то использовать и по-возможности, реабилитировать их качество. В начале сентября 1942 танками Porsche решили вооружить два PzAbt для действий в Северной Африке. Немалую роль сыграл двигатель с воздушным охлаждением.. Но, творение Porsche ждал очередной провал. Для испытаний и учёбы 5 танков Porsche направили в Dollersheim, в Австрии, где с августа по сентябрь 1943 три машины переделали ремонтные Bergepanzer Tiger (P).

Впрочем, один Tiger (P) таки понюхал пороху в качестве командирского танка Panzerbefehlswagen VI(P)  в sPzAbt 653 в первом полугодии 1944 на Восточном Фронте.

Стремясь максимально полезно использовать 90 уже готовых корпусов VK 4501(P) 22 сентября 1942 их решили конвертировать в тяжёлые самоходные орудия Ferdinand.

Однако бои в Сталинграде оказали влияние на немецкое руководство и приказом Гитлера от 22 ноября 1942 предписывалось сделать один Rammtiger для разрушения барикад и оборонительных сооружений. Танк должен был иметь наклонные бронеплиты и своеобразные нож-отвал, чтобы таранить укрепления врага. Rammtiger вооружался одним MG.

К 7 дкабря 1943 Порше подготовил техническую документацию, а 5 января 1943 Гитлер надумал переделать три VK 4501(P) в Rammtigger. Чем закончилась эта  интересная идея неизвестно,  но какое-либо упоминание о боевом применении этих машин не сохранилось в аналах истории.

 

На фото видна ранняя башня с плоским верхом. Человек на переднем плане  в тёмной шляпе — доктор Фердинанд Проше.

 

vn-parabellum.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *