Содержание

Виталий Савельев — биография и семья

Биография

Генеральный директор «Аэрофлота» с марта 2009 года. Ранее — первый вице-президент АФК «Система» (2007-2009), заместитель министра экономического развития и торговли (2004-2007), советник генерального директора компании «Связьинвест» по финансам и IT-технологиям, вице-президент ООО «Объединенная компания ‘ГРОС'» (2002-2004), заместитель председателя правления ОАО «Газпром» по финансам (2001-2002), председатель правления банка «Менатеп — Санкт-Петербург» (1995-2001), председатель правления банка «Россия» (1993-1995). Кандидат экономических наук, имеет степень MBA.

Виталий Геннадьевич Савельев родился 18 ноября 1954 года в Ташкенте, столице Узбекской ССР.

В 1977 году Савельев окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина (позднее — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) по специальности «инженер» («инженер-механик». В том же году он начал работать на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, где в различные годы занимал должности от инженера до главного конструктора одного из объединений «Красноярскгэсстроя».

После завершения строительства ГЭС Савельев вернулся в Ленинград, и в 1984 году был назначен заместителем управляющего Всесоюзным трестом «Севзапметаллургмонтаж».

В 1986 году Савельев окончил факультет организаторов промышленного производства Ленинградского инженерно-экономического института имени Пальмиро Тольятти (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет). В том же году (по другим данным — в 1987-м) он стал заместителем начальника главка (управляющего треста) «Главленградинжстрой».

В 1988 году Савельевым в Ленинграде было зарегистрировано СП «Диалог-Инвест» — филиал одного из первых в стране советско-американских предприятий по продвижению на рынок компьютеров и программного обеспечения СП «Диалог». По другим данным, одним из учредителей компании Савельев стал в 1989 году, тогда же он возглавил СП. Пост президента «Диалог-Инвеста», уже ставшего российско-американским, Савельев занял в 1990 году. В 1989 году он выступил одним из инициаторов создания «ДиалогБанка» и занял место в его совете директоров (публиковались также сведения, что в совет директоров он вошел в 1991 году).

В 1993 Савельев был избран председателем правления петербургского банка «Россия», тремя годами ранее созданного управлением делами Ленинградского обкома КПСС. Впоследствии он упоминался в СМИ как «обкомовско-чекистский»: в сентябре 1991 года мэр Петербурга Анатолий Собчак возложил на председателя комитета мэрии Санкт-Петербурга по внешним связям Владимира Путина обязанность по подготовке документов для создания фонда стабилизации экономики Ленинградского района на базе банка «Россия» с привлечением иностранных инвесторов. Известно, что основными акционерами банка являлись несколько фирм, учрежденных предпринимателями Андреем Фурсенко (позднее занял пост министра образования и науки РФ), его братом Сергеем Фурсенко, Владимиром Якуниным (позднее ставшим президентом ОАО «РЖД»), Юрием Ковальчуком и Виктором Мячиным. Сообщалось, что Савельев был приглашен в банк как профессиональный финансист, который мог бы сделать банк прибыльным. С поставленной задачей тот справился — с его приходом «Россия» начала активно кредитовать средний и малый бизнес.

В 1995 году Савельев создал в Петербурге дочернее подразделение основанного бизнесменом Михаилом Ходорковским банка «Менатеп»; в 1995-1996 годах он был управляющим представительством банка. В ноябре 1995 года он был избран председателем правления банка «Менатеп — Санкт-Петербург», на который через несколько лет, в 1998 году, «была переведена разветвленная сеть филиалов падающего московского банка Менатеп, а также некоторые финансовые потоки, которые шли через Москву».

Весной 1996 года Савельев принимал участие в финансировании избирательной кампании баллотировавшегося на второй срок Собчака, избирательный штаб которого возглавлял его заместитель Путин, в 2000 году занявший пост президента РФ. Выборы Собчак тогда проиграл.

В сентябре 2001 года Савельев переехал в Москву — он получил новое назначение: финансист занял должность заместителя председателя правления по финансам ОАО «Газпром» Алексея Миллера. СМИ связывали это назначение с близостью банкира к президентской команде, якобы этому содействовал Ковальчук, которого называли другом Путина. Однако он, по сведениям издания «Ведомости», с Миллером «не сработался» и вскоре покинул компанию. Ходили слухи, что Савельев, уходя в отпуск, попросил до его возвращения никого не назначать на пост главы департамента корпоративных финансов, однако вернувшись, обнаружил, что должность все-таки занята без согласования с ним. После этого Савельев написал заявление «по собственному желанию» и покинул газовую монополию через девять месяцев после начала работы.

В мае 2002 года Савельев по приглашению президента ОАО «Связьинвест» Валерия Яшина пришел в компанию на должность советника генерального директора по финансам и IT-технологиям. Наряду с этим в 2002-2004 годах он также являлся вице-президентом тесно связанного с рынком телекоммуникаций ООО «Объединенная компания ‘Грос'».

В 2004 году Савельев занял пост заместителя министра экономического развития и торговли Германа Грефа, с которым они были знакомы еще со времен работы Грефа в администрации Санкт-Петербурга. В Минэкономразвития Савельев отвечал за работу семи департаментов: государственных целевых программ и капитальных вложений, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, территориального развития, торговых переговоров, внешнеэкономических отношений, экономического сотрудничества со странами СНГ и финансового. В сентябре 2007 года на посту министра Грефа сменила Эльвира Набиуллина. Вслед за уходом своего руководителя в октябре 2007 года в отставку подал Савельев. Отмечалось, что он стал первым из заместителей Минэкономразвития, ушедшим со своего поста после отставки Грефа.

В октябре 2007 года Савельев занял пост первого вице-президента АФК «Система» (именно в его ведении находилась сфера развития телекоммуникационных активов компании). По сообщениям СМИ, решение пригласить Савельева в «Систему» было связано с имевшимся у него опытом работы в данной сфере, в частности в компании «Грос». Летом 2008 года, после утверждения новой организационной структуры корпорации, СМИ сообщили о том, что Савельеву было поручено курировать одну из созданных в АФК бизнес-единиц, занимавшуюся исключительно ее телекоммуникационными активами, в число которых входили «МТС», «Комстар-ОТС», «МГТС», «Скай Линк», «Sistema Shyam TeleServices Ltd.» и ОАО «Интеллект Телеком». С февраля 2008 года по июнь 2009 года Савельев занимал должность председателя совета директоров «МТС», также он был избран председателем совета директоров «Комстар-ОТС» с апреля 2008 года.

В марте 2009 года Савельев покинул АФК «Система» — он сменил Валерия Окулова на посту генерального директора группы «Аэрофлот». Новый директор был назначен на пятилетний срок. Недовольный работой Окулова Александр Лебедев, чья Национальная резервная корпорация владела блокпакетом «Аэрофлота», приветствовал приход Савельева в компанию, несмотря на то, что у того не было опыта работы в авиации. «Хуже, чем было, уже быть не может», — заявлял предприниматель. В июне того же года решением общего собрания Савельев был введен в совет директоров «Аэрофлота».

Савельев — кандидат экономических наук (тема диссертации «Административный бизнес: управление в системе цивилизованного предпринимательства»), член-корреспондент Международной академии информатизации. Известно, что он прошел ряд стажировок в США (в том числе в Колумбийском университете), имеет степень MBA (Master of Business Administration).


facecollection.ru

Савельев Виталий | Лица | RUCOMPROMAT


Савельев Виталий Геннадьевич (родился 18 января 1954 года, Ташкент, Узбекская ССР, СССР) — российский бизнесмен и менеджер, генеральный директор ПАО «Аэрофлот». Кандидат экономических наук.

В 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. В 1986 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Тольятти.

В 1977-1984 годах работал на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС в должностях от инженера до главного конструктора одного из объединений «КрасноярскГЭСстрой». С 1984 года — заместитель управляющего Всесоюзным трестом «Севзапметаллургмонтаж» Минмонтажспецстроя СССР.  С 1987 года — заместитель начальника главка «Главленинградинжстрой» Ленгорисполкома. В 1991-1993 годах — генеральный директор акционерного общества «ДиалогИнвест». С 1993 года — председатель правления банка «Россия». В 1996-2001 годах — председатель правления банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург».

В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Административный бизнес: управление в системе цивилизованного предпринимательства» в Международной академии информатизации в Санкт-Петербурге. В 2001-2002 годах — заместитель председателя правления ОАО «Газпром».

В 2001 году Савельев вошел в состав совета Ассоциации российских банков. В 2002-2004 годах — вице-президент объединённой компании «ГРОС». С 2004 года — заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. С 2007 года — первый вице-президент АФК «Система». С апреля 2009 года — генеральный директор ПАО «Аэрофлот».

В разные годы Виталий Савельев был председателем совета директоров ОАО «ВВЦ», ОАО «Российский банк развития», ОАО «МТС», ОАО «КОМСТАР», ОАО «СММ», ЗАО «Скай Линк», индийской компании «ШиамТелелинк» и других компаний.

Женат, имеет троих детей: два сына и дочь.

<!— AddThis Button BEGIN —> <div> <a fb:like:layout=»button_count»></a> <a></a> <a g:plusone:size=»medium»></a> <a></a> </div> <script type=»text/javascript» src=»//s7.addthis.com/js/300/addthis_widget.js#pubid=54027941″></script> <!— AddThis Button END —>

rucompromat.com

Компания, которая никогда не стоит на месте

Глава ведущей российской авиакомпании рассказал о ее достижениях, поделился планами на будущее, а также откровениями о собственных целях, мечтах, увлечениях. В том числе он ответил на ряд вопросов, которые были присланы нашими читателями в ответ на анонс о предстоящей беседе. C главой «Аэрофлота» беседовал редактор отдела экономики «КП» Валерий Рукобратский.

Годы закаляют

— Виталий Геннадьевич, прежде всего прошу принять от «Комсомольской правды» и наших читателей поздравления с днем рождения «Аэрофлота». Мы заранее оповестили о запланированном интервью с вами, и среди пришедших откликов по меньшей мере десяток начинался с теплых пожеланий в адрес авиакомпании-именинницы.

— Приветствую ваших читателей и благодарю их за поздравления. Действительно, 17 марта нам исполнилось 93 года. Мне очень приятно, что люди, читающие «Комсомолку», не только следят за новостями нашей компании, но и помнят о датах в ее истории.

— Дата солидная. Как ваша компания чувствует себя в столь почтенном возрасте?

— Возраст на самом деле впечатляет. «Аэрофлот» — одна из самых старых авиакомпаний в мире, но вместе с тем одна из самых современных, динамичных и, я бы сказал, закаленных. Спасибо, на здоровье не жалуемся. Запас сил и бодрости хороший.

— Вы могли бы подтвердить это конкретными примерами?

— В течение 2015 года «Аэрофлот» перевез свыше 26 млн. пассажиров — на 10,6% больше, чем в предыдущем году. А вместе с дочерними компаниями в качестве Группы «Аэрофлот» — 39,4 млн., показав рост на 13,4%. По итогам года мы установили новые рекорды по пассажиропотоку в современной истории «Аэрофлота». Но не это главное. Рывок вверх совершен в условиях, когда рынок авиаперевозок в целом находится в депрессивном состоянии. Итоговые показатели отрасли были бы заметно хуже, если бы не динамика, которую придала Группа «Аэрофлот».

Без секретов

— В чем же секрет успеха? Получается, вы обладаете какими-то тайными знаниями, которые неведомы вашим менее удачливым коллегам?

— Никаких секретов у нас нет. Мы являемся публичным акционерным обществом, в котором более 50% акций принадлежит государству. Над нами множество регулирующих и надзорных инстанций — от Росавиации до Федеральной антимонопольной службы. Тут ничего не утаишь, даже при сильном желании. Наоборот, «Аэрофлот» всегда открыто излагает свои взгляды, делится опытом, добивается принятия новых законов, выгодных отечественной отрасли в целом. А главные советы — простые: не гнаться за операционными показателями, за сохранением доли рынка любой ценой, не продавать билеты ниже себестоимости, не раздувать флот, чтобы потом не стоял на бетоне без дела, не влезать в неподъемные долги…

— Вы имеете в виду прекращение полетов авиакомпании «Трансаэро»? Кстати, эта тема тоже волнует наших читателей.

— Да. Справляться с последствиями этого события пришлось «Аэрофлоту» — и самой нашей компанией, и ее дочкам. Выполняя решение правительства, осенью прошлого года мы работали на пределе физических возможностей, без выходных. Мы четко обеспечили бесперебойную перевозку людей с билетами «Трансаэро» на руках — всего около 2 млн. человек. Перевезли практически всех. Остальным возвращена стоимость неиспользованных билетов. Из своих средств выплачивали зарплату персоналу компании, которая оказалась в кризисном положении. Более того, создали внутри Группы «Аэрофлот» более 6000 рабочих мест для сотрудников «Трансаэро», которые столкнулись с перспективой остаться на улице. Все это — огромные усилия и расходы. Но главное, мы выполнили поручение правительства не допустить коллапса в воздушных перевозках и социального взрыва в авиатранспортной отрасли.

Фото: Пресс-служба «Аэрофлота»

— Наши читатели отмечают, что убыток «Аэрофлота» по РСБУ практически полностью совпадает с суммой, которую, по оценкам СМИ, ваша компания потратила на перевозку пассажиров «Трансаэро». Получается, что «Трансаэро» съела всю вашу прибыль. Вам не обидно?

— Ситуацию, когда за ошибки, непродуманную и безрассудную стратегию менеджмента одной компании расплачиваются другие, важно не повторить. Я еще в июне на санкт-петербургском форуме предупреждал, что если срочно не принять меры по комплексной поддержке отрасли, то уже осенью ряд игроков вынужден будет покинуть рынок. К сожалению, я оказался прав. И сейчас мы видим, что проблема сохраняется. На рынке есть компании, находящиеся практически в предбанкротном состоянии, которые продают билеты на большую глубину по демпинговым ценам. Это значит, что вновь могут пострадать люди.

Бизнес — не казино

— Хотелось бы верить, что нужные выводы сделаны, уроки извлечены и теперь ничего подобного не повторится.

— Мне тоже хотелось бы быть оптимистом. Жаль, не получается. Все еще есть примеры того, как какой-нибудь перевозчик ведет себя словно игроман в казино, лезет в долговую петлю, отчаянно демпингует — продает билеты по цене чуть ли не в четверть себестоимости перевозки. А ведь надежды на то, что его проблемы решатся как-то сами собой, волшебным образом, нет никакой. Рынок переживает спад, особенно на зарубежных направлениях. Это раньше они выручали, давали хорошую прибыль, а сейчас сворачиваются. По оценке Росавиации, уже к октябрю этого года с рынка могут уйти четыре российские авиакомпании.

— Почему вас это беспокоит? Разве вы раньше не говорили, что слабые должны уйти? Вот тогда рынок и оздоровится естественным путем. А позиции «Аэрофлота» укрепятся.

— Любое лекарство, даже самое лучшее, действенно только в разумных дозах. Массовое банкротство авиа­компаний к таким лекарствам точно не относится. Вы представляете, чем это грозит стране? Сотни тысяч пассажиров с билетами перевозчиков, которые вдруг перестали существовать. Говорил и еще раз скажу: Группа «Аэрофлот» монополистом быть не хочет — мы будем делать все, чтобы ее доля на российском рынке авиаперевозок не превышала 50%. Но это зависит не только от нас.

Генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. Автор фото: Олег ЗОТОВ.

— Наши читатели задают много вопросов по поводу сообщений о том, что «Аэрофлот» находится в числе госкомпаний — первых кандидатов на приватизацию…

— К вопросу приватизации лично у меня отношение сложное. Это — рыночный инструмент, который хорошо зарекомендовал себя в ряде стран с разными историческими условиями. Но есть ли большой смысл распродавать компанию, которая и без того хорошо работает, к тому же сильно недооценена? Это же всем очевидно. Согласно оценкам независимых отраслевых аналитиков инвестиционных банков акции ПАО «Аэрофлот» в настоящее время имеют потенциал роста до 20 — 30%. Решение — за государством, а не за менеджментом. Нужно учитывать многое. У «Аэрофлота» есть миссия — освоение новой оте­чественной авиатехники. В наших планах — довести ее долю в нашем парке воздушных судов до 100 единиц: 50 машин Sukhoi Superjet 100 и столько же МС-21. Стране крайне нужна собственная конкурентоспособная авиационная техника. Однако совсем не факт, что новый собственник захочет тратить свое время и деньги для ее внедрения и доводки.

Льготные билеты, бюджетные полеты

— Многим полюбились ваши «плоские» льготные тарифы. Что скажете по этому поводу? Что впереди?

— «Плоские» тарифы необходимо использовать очень аккуратно. Они вводятся выборочно, для содействия развитию отдельных территорий — стратегически важных, но отдаленных или в какой-то степени изолированных. Дальний Восток, Калининград, Крым — всем им особенно необходимо надежное и доступное воздушное сообщение. Но мы должны также понимать, что не можем использовать «плоские» тарифы повсеместно, поскольку это подорвало бы конкуренцию на рынке и создало тяжелые условия для других российских авиакомпаний, которые летают на тех же направлениях.

— Иными словами, будущее покажет. А о каких изменениях, которые произойдут в «Аэрофлоте» в этом году, вы можете рассказать с уверенностью?

— «Аэрофлот» никогда не стоит на месте. Перемены — постоянный процесс как внутри самой авиакомпании, так и всей Группы «Аэрофлот». Считаю ее создание одним из самых весомых достижений — как личных, так и достижений моих коллег. Нам удалось сформировать первый полноценный авиационный холдинг в России, который действует во всех основных нишах рынка и дает возможность путешествовать представителям всех социальных слоев — от сверхобеспеченных до малоимущих. Практически каждый год отмечен для Группы каким-то масштабным событием. Минувший год, например, прошел у нас под знаком становления авиакомпании «Победа» — нашей бюджетной дочки. За это время она перевезла более 3 млн. пассажиров по сверхнизким тарифам и вошла в топ-5 крупнейших российских авиакомпаний. Сегодня «Победа» — один из самых популярных брендов, авиакомпания с высочайшими показателями загрузки рейсов. Без нее нашу гражданскую авиацию просто невозможно себе представить. А для нынешнего года знаковым является проект «большой» авиакомпании «Россия». Она по-прежнему будет базироваться в Санкт-Петербурге, в аэропорту «Пулково», но в нее вливаются еще две компании Группы «Аэрофлот» — «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа». На их основе формируются филиалы «России» в Оренбурге и Ростове-на-Дону, а третий филиал размещается в Москве. В итоге «Россия» станет одним из крупнейших перевозчиков с объемом перевозок до 10 млн. пассажиров в год. Это обеспечит ей второе место среди авиакомпаний страны после материнской — «Аэрофлота». Россияне получат мощного оператора, который свяжет надежными маршрутами самые разные уголки страны и значительно повысит доступность воздушных путешествий. Собственно, повышение транспортной связности российских регионов и мобильности населения и есть главная стратегическая цель Группы «Аэрофлот». Старт новой «России» запланирован на летний сезон, который в этом году начинается в авиации 27 марта. Времени остается немного, а вопросов, которые нужно окончательно урегулировать, — достаточно. Так что жаркий сезон у нас уже наступил и даже, можно сказать, в разгаре.

— Какой стиль работы вам больше по сердцу — решительные действия или выжидание удобного момента, оптимальных условий?

— Пожалуй, первое. Мне нравится лозунг Ричарда Брэнсона, президента Virgin Atlantic, который считается гуру современной авиации: «К черту все — берись и делай!» Конечно, необходима поправка на то, что мы — социально ответственная авиакомпания, которая несет огромную ответственность перед страной и ее людьми. Тут формат свободного художника не всегда годится.

— Вы признались, что в силу профессии, должностных обязанностей много летаете по свету. А куда вас душа влечет больше всего?

— В Санкт-Петербург. Он очень красив, на каждом углу — достопримечательности, история, величие. Это великий город, он привлекает толпы туристов. А для меня он — родной дом, малая родина, как принято говорить. Моя супруга — коренная ленинградка. В Санкт-Петербурге живет моя мама. Летние и зимние отпуска моя семья проводит под Петербургом. Эти места с их северной природой — настоящая жемчужина России.

— «Не нужен нам берег турецкий?..»

— Я повидал и сфотографировал немало красот. Но такой красоты, как под Петербургом, не видел больше нигде в мире. Наша страна вообще удивительно богата местами, которые уникально, неповторимо красивы. Курс на развитие внутреннего туризма — совершенно правильный, а не вынужденный из-за того, что зарубежные курорты стали вдруг недоступны. Россия наделена гигантским потенциалом и должна его использовать. В том числе через развитие внутренних авиаперевозок.

— Спасибо за откровенный разговор, Виталий Геннадьевич. «Комсомолка» желает «Аэрофлоту» красивого полета. И чтобы эту красоту оценили ваши пассажиры.

— Спасибо вам. На это и направлены все наши силы.

Фото: instagram.com/v_saveliev

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Виталий Геннадьевич САВЕЛЬЕВ родился 18 января 1954 года.

Имеет два высших обра зования: в 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт, в 1986 году — Ленинградский инженерно-экономический институт. Кандидат экономических наук.

До прихода в «Аэрофлот» (апрель 2009 года) работал в правительстве, а также в организациях энергетической, строительной, финансовой и IT отраслей.

НА ДОСУГЕ

Искусство и спорт

— В том, что «Аэрофлот» — ваше любимое дело, сомнений быть не может. А что еще можно отнести к вашим любимым занятиям? В чем вы свободный художник?

— Если вы имеете в виду увлечения, то, конечно, фотография. Это мое хобби — родом из детства. Оно началось с легкой руки мамы, когда она подарила мне, тогда восьмикласснику, фотоаппарат «Смена-8». С тех пор камера всегда в моих руках, но теперь, конечно, это профессиональная техника. Очень люблю снимать природу, города. Во всем ищу неожиданную сторону, тайную красоту, которая обычно проходит мимо людских глаз незамеченной. Эстетическая составляющая всегда важна для меня, в том числе в работе. Мечтаю о том, чтобы «Аэрофлот» всегда оставался стильной, современной авиакомпанией. А вообще я считаю, что у каждого руководителя должно быть хобби, которое расширяет его кругозор и способствует креативу.

Фото: instagram.com/v_saveliev

— Как у вас на все хватает времени? Профессиональная фотография — дело серьезное, требует много сил и терпения…

— Снимаю по воскресеньям, вечерами, когда у меня появляется свободное время. Стараюсь это делать регулярно. Снимаю в командировках. Стремлюсь использовать для фотографии максимум времени, свободного от деловых встреч. Множество мест в самых разных странах стали для меня совершенно неожиданным открытием. И, надеюсь, для тех, кто увидел эти снимки, цель которых — передать многообразие и красоту мира.

Фото: instagram.com/v_saveliev

— Ваше мастерство получило широкое признание. О стиле Савельева наслышаны все, кто вхож в элитное фотосообщество. Персональные выставки устраиваете?

— Мой главный «выставочный зал» — личный аккаунт в Инстаграме. В настоящее время он насчитывает более 52 тысяч подписчиков.

Фото: instagram.com/v_saveliev

— Считайте, что беседуете с одним из них. Среди снимков заметил немало тех, на которых вы занимаетесь спортом. Вы в прекрасной физической форме. Как вам ее удается поддерживать?

— Спорт — еще одно увлечение, с которым я не расстаюсь с молодости. Серьезно занимался боксом — стал кандидатом в мастера спорта. Сейчас — ежедневный фитнес, причем жесткий, без всяких поблажек к себе. Качаю пресс — делаю сотни качков подряд. Это обязательная процедура. Знаю, что надо, даже если когда-то приходится пересиливать себя. Беговая дорожка, бассейн, теннис. Зимой выхожу на лед. Обливания холодной водой — тоже замечательная вещь. Но тут важно не переусердствовать.

Фотоработы Виталия Савельева можно увидеть на его странице в Инстаграме @v_saveliev.

Фото: instagram.com/v_saveliev

Фото: instagram.com/v_saveliev

Фото: instagram.com/v_saveliev

Фото: instagram.com/v_saveliev

www.kp.ru

Биография — Boss Guide

Савельев Виталий Геннадьевич является генеральным директором авиакомпании «Аэрофлот», имеет учёную степень кандидата экономических наук. Родился в городе Ташкенте 18 января 1954 года.

Начало карьеры

Виталий Геннадьевич учился в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина на механико-машиностроительном факультете. Освоив специальность «инженер-механик» и окончив институт в 1977 году, Савельев приступил к работе на строительстве Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. Здесь он, начав с должности инженера, постепенно пришёл к посту главного конструктора в одном из объединений «Красноярскгэсстроя».

После того как строительство закончилось, Виталий Геннадьевич приехал обратно в Ленинград. В 1984 году он занял пост зам. управляющего Всесоюзным трестом «Севзапметаллургмонтаж». Двумя годами позже Савельев окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти, где учился на факультете организаторов промышленного производства. Вскоре он был назначен заместителем начальника «Главленградинжстрой».

В конце 80-х годов Виталий Геннадьевич зарегистрировал в Северной столице СП «Диалог-Инвест», а затем стал президентом предприятия. Это был филиал советско-американской компании, которая одной из первых стране стала продвигать на отечественном рынке ПО и технику СП «Диалог». Позже Савельев участвовал в создании «ДиалогБанка», вошёл в совет директоров банка.

90-е годы

1993 год в карьере Виталия Савельева был отмечен избранием его председателем правления банка «Россия». Виталий Геннадьевич был приглашён на эту должность как опытный финансист, который был в состоянии сделать так, чтобы банк приносил прибыль. Можно сказать, что Савельев оправдал доверие и блестяще справился со своей задачей: банк под его руководством стал активно заниматься кредитованием малого и среднего бизнеса.

В 1995 году Виталий Савельев открыл в СПб подразделение банка «Менатеп», стал председателем его правления. В 1996 году он принял участие в финансировании предвыборной кампании Собчака, который хотел баллотироваться на второй срок.

2000-е годы

В 2001 году Виталий Геннадьевич стал зам. председателя правления по финансам ОАО «Газпром», для чего ему пришлось переехать в Москву. Однако на данном посту он проработал меньше года, покинув компанию по собственному желанию.

В 2002 году Виталий Савельев был приглашён Валерием Яшиным на место советника гендиректора по финансам и IT-технологиям в ОАО «Связьинвест». Вместе с тем, до 2004 года он был вице-президентом ООО «Объединенная компания ГРОС».

В 2004 году Савельева назначили заместителем Германа Грефа – министра экономического развития. В 2007 году, когда Эльвира Набиуллина сменила Германа Грефа на его посту, Виталий Геннадьевич покинул занимаемую должность вслед за руководителем и стал первым вице-президентом АФК «Система». Также он был выбран председателем совета директоров компаний «МТС» и «Комстар-ОТС».

Виталий Савельев и «Аэрофлот»

В 2009 году Виталий Савельев был назначен генеральным директором «Аэрофлота», несмотря на то что совершенно не имел опыта работы в авиации. Руководство авиакомпанией перешло к нему не в самый простой период её существования: «Аэрофлот» находился в глубоком кризисе.

Чтобы выправить ситуацию, Виталию Савельеву пришлось принять ряд непростых решений, в том числе он был вынужден сократить штат сотрудников. Оптимизировать расходы удалось, в том числе, за счёт пересмотра политики закупки горючего: затраты сократились на целых 30%. Под руководством Савельева в компании был обновлён авиапарк, были внедрены новые технологии, позволившие упростить покупку и бронирование билетов.

Личная жизнь и семья

Виталий Савельев счастлив в браке, у него есть любимая жена и трое детей (дочь и двое сыновей). Он увлекается фотографией, спортом (КМС по боксу). Савельев получил степень MBA в Колумбийском университете в США.

boss-guide.ru

Савельев Виталий Геннадьевич биография и пресс-портрет.

Каталог справочной и контактной информации компаний и персон Санкт-Петербурга и Москвы. Детали биографии бизнесменов СПб, чиновников и представителей социальных структур, сведения о компаниях, госучреждениях, политических и общественных организациях.

Биографическая справка

С 1977 по 1984 год — работал на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, где прошел путь от инженера до главного конструктора одного из объединений «КрасноярскГЭСстрой».

С 1984 по 1987 год — заместитель управляющего Всесоюзным трестом «Севзапметаллургмонтаж».

С 1987 по 1989 год — заместитель начальника главка «Главленинградинжстрой».

С 1989 по 1993 год — президент российско-американского СП «ДиалогИнвест».

С 1993 по 1995 год — председатель Правления банка «Россия».

С 1995 по 2001 год — председатель правления банка «МЕНАТЕП Санкт-Петербург».

С 2001 по 2002 год — заместитель председателя правления ОАО «Газпром».

С 2004 по 2007 год — заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

С 2007 по 2009 год — первый вице-президент АФК «Система».

В разные годы Виталий Савельев был председателем Совета директоров ОАО «ВВЦ», ОАО «Российский банк развития», ОАО «МТС», ОАО «КОМСТАР», ОАО «СММ», ЗАО «Скай Линк», Индийской компании «ШиамТелелинк» и других компаний.

С апреля 2009 года — генеральный директор ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии».

Образование

В 1977 году — окончил механико-машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина по специальности «инженер».
В 1986 году — окончил факультет организаторов промышленного производства Ленинградского инженерно-экономического института имени Пальмиро Тольятти.
Кандидат экономических наук.

Награды, почетные звания

Награжден грамотой Правительства Российской Федерации, орденом Почета, медалями.

whoiswho.dp.ru

Савельев, Виталий Геннадьевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вита́лий Генна́дьевич Саве́льев (род. 18 января 1954, Ташкент, УзССР, СССР) — генеральный директор ПАО «Аэрофлот» с апреля 2009 года, кандидат экономических наук.

Биография

Родился 18 января 1954 года в Ташкенте.

Образование

Окончил Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина (сегодня Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) в 1977 году[1].

В 1986 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт имени Пальмиро Тольятти (сегодня Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет).

Стажировался за рубежом.

Деятельность

В разные годы Виталий Савельев был Председателем Совета директоров ОАО «ВВЦ», ОАО «Российский банк развития», ОАО «МТС», ОАО «КОМСТАР», ОАО «СММ», ЗАО «Скай Линк», индийской компании «ШиамТелелинк» и других компаний.

Член Совета Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга. Был секретарем Совета банкиров и промышленников при губернаторе Санкт-Петербурга.

В 2001 году Савельев вошел в состав Совета Ассоциации российских банков.

6 февраля 2016 года был избран в руководящий орган партии Единая Россия — Высший совет[2].

Член Комиссии по подготовке программного документа партии Единая Россия на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва.[3]

Семья

Женат, воспитывает троих детей: сыновей Андрея и Юрия, дочь Елену.

Видео по теме

Награды и звания

  • Медаль «300 лет Российскому Флоту» (1996).
  • Юбилейный знак «10 лет отряду специального назначения Тайфун» (2001).
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003)[4].
  • Памятная медаль «В ознаменование 100-летия Агентства ИТАР-ТАСС» (2004).
  • Медаль «В память 1000-летия Казани» (2005)[5]
  • Серебряная медаль ФСИН «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2005).
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2005).
  • Орден Почёта (2006)[6].
  • Медаль «75 лет госрезерву» (2006).
  • Знак «За взаимодействие с МВД России» (2006).
  • Медаль «За взаимодействие с ФСБ России» (2007).
  • Медаль «Совет Федерации. 15 лет» (2010).
  • Медаль СВР России «90 лет ИНО — ПГУ — СВР» (2010).
  • Медаль Союзного государства за безупречную службу (2010).
  • Победитель премии «Аристос-2011» в номинации «Лучший высший руководитель» по версии Ассоциации менеджеров и Издательского дома «Коммерсантъ» (2011).[7]
  • Победитель XI церемонии «Персона года-2011» по версии РБК в номинации «Руководитель года» (2012).[8]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013)[9]
  • 1 место ТОП-100 «Российских менеджеров»/Рейтинг высших руководителей в номинации «Транспорт» (2013)
  • Орден Дружбы (2014)
  • Рейтинг «Топ-1000 ведущих менеджеров России» (2014)
  • ТОР-10 самых цитируемых бизнесменов и менеджеров России (2014)
  • Орден Александра Невского (2018)
  • Медаль «За взаимодействие» (СВР)
  • Кандидат в мастера спорта по боксу.
  • Амбассадор Nikon в России.[10]

Примечания

Ссылки

  • Савельев, Виталий Геннадьевич в «Твиттере»
  • Савельев, Виталий Геннадьевич в Инстаграм
  • Интервью каналу Россия-1 — Виталий Савельев: «Аэрофлот» был и остается успешным перевозчиком» 16.12.2014
  • Интервью газете «Коммерсант» — «С чего вдруг мы должны снижать цену?» 24.04.2014
  • Интервью газете «Известия» — «Евросоюз ввел оброк на полеты в своем воздушном пространстве» 25.07.2014
  • Интервью каналу Россия-24 — «Аэрофлот»: говорить о приватизации до 2016 года нельзя» 23.12.2013
  • ПРАЙМ — Гендиректор «Аэрофлота»: «Все равно, наперекор взлетим!» 01.11.2013
  • Савельев, Виталий — статья в Лентапедии. 2012 год.
  • Ъ-Справочник — Савельев Виталий Геннадьевич
  • Интервью газете «КоммерсантЪ» — «Тебе ничего не дают — и ты ничего не должен», 14.08.2012
  • Интервью радиостанции «Эхо-Москвы» — «Аэрофлот — 21 век», 21.08.2012
  • Интервью «Forbes» — «Как реформировали „Аэрофлот“: от спасения в кризис до возвращения монополии», 17.12.2012
  • Корпорация связи — Савельев Виталий Геннадьевич
  • Пассажиры оценили работу авиакомпаний, 12.12.2011
  • «Мнение»: Виталий Савельев о планах «Аэрофлота» Вести-24
  • «Аэрофлот»: стратегия развития. Интервью РБК ТВ,28.07.2011
  • Интервью газете «Ведомости» — «Нам очень помог исландский вулкан», 18.11.2010
  • Интервью Генерального директора ОАО «Аэрофлот» Виталия Савельева на Бизнес-FM

wiki2.red

Савельев, Виталий Геннадьевич — Википедия (с комментариями)

Википедия объявляет 2019 год «Годом Биткоина» и представляет сайт
https://bitcoinom.org — лучший сервис для покупки и хранения Биткоинов.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Савельев.
Виталий Геннадьевич Савельев
Род деятельности:

Российский управленец

Дата рождения:

18 января 1954(1954-01-18) (64 года)

Место рождения:

Ташкент, СССР

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Дети:

двое сыновей и дочь

Награды и премии:

Вита́лий Генна́дьевич Саве́льев (род. 18 января 1954) — генеральный директор ПАО «Аэрофлот» с апреля 2009 года, кандидат экономических наук.

Биография

Родился 18 января 1954 года в Ташкенте.

Образование

Окончил Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина (сегодня Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) в 1977 году.[1]

В 1986 году окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. Пальмиро Тольятти (сегодня Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет).

Стажировался за рубежом.

Деятельность

В разные годы Виталий Савельев был Председателем Совета директоров ОАО «ВВЦ», ОАО «Российский банк развития», ОАО «МТС», ОАО «КОМСТАР», ОАО «СММ», ЗАО «Скай Линк», индийской компании «ШиамТелелинк» и других компаний.

Член Совета Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга. Был секретарем Совета банкиров и промышленников при губернаторе Санкт-Петербурга.

В 2001 году Савельев вошел в состав Совета Ассоциации российских банков.

6 февраля 2016 года был избран в руководящий орган партии Единая Россия — Высший совет[2].

Член Комиссии по подготовке программного документа партии Единая Россия на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва.[3]

Семья

Женат, воспитывает двоих сыновей и дочь.

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2013)[4]
  • Орден Дружбы (2014)
  • Орден Почета (2006)[5].
  • Медаль «За взаимодействие» (СВР)
  • Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003)[6].
  • Медаль «В память 1000-летия Казани» (2005)[7]
  • Медаль «300 лет Российскому Флоту» (1996).
  • Памятная медаль «В ознаменование 100-летия Агентства ИТАР-ТАСС» (2004).
  • Медаль «Совет Федерации. 15 лет» (2010).
  • Медаль СВР России «90 лет ИНО — ПГУ — СВР» (2010).
  • Медаль Союзного государства за безупречную службу (2010).
  • Медаль «75 лет госрезерву» (2006).
  • Серебряная медаль ФСИН «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (2005).
  • Юбилейный знак «10 лет отряду специального назначения Тайфун» (2001).
  • Знак «За взаимодействие с МВД России» (2006).
  • Медаль «За взаимодействие с ФСБ России» (2007).
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2005).
  • Победитель премии «Аристос-2011» в номинации «Лучший высший руководитель» по версии Ассоциации менеджеров и Издательского дома «Коммерсантъ» (2011).[8]
  • Победитель XI церемонии «Персона года-2011» по версии РБК в номинации «Руководитель года» (2012).[9]
  • 1 место ТОП-100 «Российских менеджеров»/Рейтинг высших руководителей в номинации «Транспорт» ([www.kommersant.ru/apps/74937 2013])
  • Рейтинг «Топ-1000 ведущих менеджеров России» ([www.kommersant.ru/doc/2568342 2014])
  • ТОР-10 самых цитируемых бизнесменов и менеджеров России ([www.kommersant.ru/doc/2643501 2014)]
  • Кандидат в мастера спорта по боксу.
  • Амбассадор Nikon в России.[10]

Напишите отзыв о статье «Савельев, Виталий Геннадьевич»

Примечания

  1. [lenta.ru/lib/14159574/ Савельев, Виталий]
  2. [yodnews.ru/news/2016/02/06/sovet Тимур Кизяков и Петр Толстой вошли в Высший совет «Единой России»] «Йод», 06.02.2016
  3. [er.ru/news/139582/ Комиссия по подготовке программного документа]
  4. [pravo.gov.ru:8080/page.aspx?37230 Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 256]
  5. [archive.is/20120909072253/www.pravoteka.ru/pst/1051/525393.html Указ президента от 21 октября 2006 года]
  6. [www.rg.ru/oficial/doc/ykazi/210-03.shtm Указ Президента Российской Федерацииот 19 февраля 2003 г. N 210 О МЕДАЛИ «В ПАМЯТЬ 300-ЛЕТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»]
  7. [onagradah.ru/ukaz-prezidenta-rf-ot-17-oktyabrya-2011-g-n-1355-o-nagrazhdenii-gosudarstvennymi-nagradami-rossijskoj-federacii/ Указ Президента РФ от 17 октября 2011 г. N 1355 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]
  8. [www.rg.ru/2011/10/28/saveliev.html Новая высота Аэрофлота]
  9. [rbctv.rbc.ru/archive/main_news/text/562949983058034.shtml В Москве проходит церемония награждения «Персона Года»]
  10. [nikonpro.ru/ambassador/vitaliy-savelev Виталий Савельев]

Ссылки

  • Савельев, Виталий Геннадьевич в «Твиттере»
  • [instagram.com/v_saveliev Савельев, Виталий Геннадьевич] в [instagram.com/ Инстаграм]
  • [www.vesti.ru/videos/show/vid/630067/ Интервью каналу Россия-1 — Виталий Савельев: «Аэрофлот» был и остается успешным перевозчиком» 16.12.2014]
  • [www.kommersant.ru/doc/2459209 Интервью газете «Коммерсант» — «С чего вдруг мы должны снижать цену?» 24.04.2014]
  • [izvestia.ru/news/574289 Интервью газете «Известия» — «Евросоюз ввел оброк на полеты в своем воздушном пространстве» 25.07.2014]
  • [www.vestifinance.ru/videos/13759 Интервью каналу Россия-24 — «Аэрофлот»: говорить о приватизации до 2016 года нельзя» 23.12.2013]
  • [1prime.ru/transport/20131101/769371791-print.html ПРАЙМ — Гендиректор «Аэрофлота»: «Все равно, наперекор взлетим!» 01.11.2013]
  • Савельев, Виталий — статья в Лентапедии. 2012 год.
  • [www.kommersant.ru/factbook/81295 Ъ-Справочник — Савельев Виталий Геннадьевич]
  • [www.kommersant.ru/doc-rss/2001396/ Интервью газете «КоммерсантЪ» — «Тебе ничего не дают — и ты ничего не должен», 14.08.2012]
  • [www.echo.msk.ru/programs/dozor/921524-echo/ Интервью радиостанции «Эхо-Москвы» — «Аэрофлот — 21 век», 21.08.2012]
  • [www.forbes.ru/sobytiya/kompanii/231006-kak-reformirovali-aeroflot-ot-spaseniya-v-krizis-do-vozvrashcheniya-monopol Интервью «Forbes» — «Как реформировали „Аэрофлот“: от спасения в кризис до возвращения монополии», 17.12.2012]
  • [corporacia.ru/subscriber/persons/522.savelev_vitaliy_gennadevich.htm Корпорация связи — Савельев Виталий Геннадьевич]
  • [www.rbcdaily.ru/2011/12/12/cnews/562949982268259 Пассажиры оценили работу авиакомпаний, 12.12.2011]
  • [www.vesti.ru/videos?vid=379970 «Мнение»: Виталий Савельев о планах «Аэрофлота» Вести-24]
  • [www.aeroflot.ru/cms/press_release/11501 «Аэрофлот»: стратегия развития. Интервью РБК ТВ,28.07.2011]
  • [www.vedomosti.ru/newspaper/article/249903/nam_ochen_pomog_islandskij_vulkan_vitalij_savelev Интервью газете «Ведомости» — «Нам очень помог исландский вулкан», 18.11.2010]
  • [www.bfm.ru/news/2011/11/28/intervju-generalnogo-direktora-oao-aeroflot-vitalija-saveleva.html Интервью Генерального директора ОАО «Аэрофлот» Виталия Савельева на Бизнес-FM]

Отрывок, характеризующий Савельев, Виталий Геннадьевич

Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *