Содержание

Никулин, Николай Николаевич — Википедия. Что такое Никулин, Николай Николаевич

Никола́й Никола́евич Нику́лин (7 апреля 1923, село Погорелка ныне Рыбинский район, Ярославская область — 19 марта 2009, Санкт-Петербург) — российский и советский искусствовед, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Эрмитажа, специалист по живописи Северного Возрождения, автор книги «Воспоминания о войне»[1][2].

Биография

Родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка Мологского уезда Ярославской губернии в семье учителя. В 1927 году Никулины обосновались в Ленинграде, Николай учился в школе на Мойке[3].

В 1941 году окончил школу (десять классов), 27 июня 1941 года пошёл добровольцем в ленинградское ополчение, но был направлен в радиошколу. После её окончания и получения звания младшего сержанта в ноябре 1941 направлен на Волховский фронт радиотелефонистом в дивизион 883-го корпусного артиллерийского полка (с 24 марта 1942 года преобразован в 13-й гвардейский пушечный артиллерийский полк). В его составе участвовал в наступлении от Волховстроя, в тяжелейших боях под Киришами, под Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), в прорыве и снятии блокады Ленинграда.

Атаки в Погостье продолжались своим чередом. Окрестный лес напоминал старую гребёнку: неровно торчали острые зубья разбитых снарядами стволов. Свежий снег успевал за день почернеть от взрывов. А мы всё атаковали, и с тем же успехом. Тыловики оделись в новенькие беленькие полушубки, снятые с сибиряков из пополнения, полёгших, ещё не достигнув передовой, от обстрела. Трофейные команды из старичков без устали ползали ночью по местам боёв, подбирая оружие, которое кое-как чистили, чинили и отдавали вновь прибывшим. Всё шло как по конвейеру[4].

Из книги Н. Н. Никулина

После ранения летом 1943 года попал в пехоту. В составе 1-го батальона 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии участвовал в неудачной Мгинской наступательной операции; окончил дивизионные снайперские курсы, но из-за нехватки сержантов был назначен командиром отделения автоматчиков, а после гибели отделения, как артиллерист, наводчиком трофейной 37-мм немецкой пушки (после её потери штатной 45-миллиметровой пушки) в батальонную батарею. Отказался вступить в ВКП(б)

[5]. Был ранен и после излечения с сентября 1943 года снова воевал в тяжёлой артиллерии, старшим радиотелеграфистом в 1-й батарее 48-й гвардейской тяжёлой гаубичной бригады разрушений[6] (входила в состав 2-й артиллерийской дивизии прорыва РГК[7]).

Участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков (прорыв линии «Пантера»), Тарту, Либаву. Летом 1944 года получил две медали «За отвагу»[* 1] за поддержание связи из боевых порядков пехоты и НП к батареям, устранение порывов провода под огнём и корректировку огня[9]. После ранения в августе 1944 служил старшиной отдельной медсанроты в той же 2-й артиллерийской дивизии, которая в начале 1945 года была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг.

Был четыре раза ранен, контужен[6]. С ноября 1941 до четвёртого ранения в августе 1944 года постоянно находился на передовой (с перерывами на лечение ран). Закончил войну в Берлине в звании гвардии сержанта[5][8]. 28 мая 1945 года был награждён орденом Красной Звезды[* 2][11].

Демобилизовался благодаря наличию ранений в ноябре 1945[5]. В 1950 году с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Учился у историка искусств Н. Н. Пунина.

С 1949 года работал в Эрмитаже экскурсоводом. В 1955 стал научным сотрудником отдела западноевропейского искусства, где трудился более 50 лет. Ученик учёного-эрмитажника В. Ф. Левинсона-Лессинга, совместно с которым работал над первым научным каталогом фламандских примитивов, вышедшем в Брюсселе (1965). В 1957 году при Эрмитаже окончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

[8].

С 1965 года преподавал в Институте имени И. Е. Репина. Профессор, заведующий кафедрой истории европейского искусства XV—XVIII веков, вёл ряд специальных курсов: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерландская живопись XV века», занимался подготовкой аспирантов.

С 1991 года — член-корреспондент Российской академии художеств. Ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции нидерландской живописи XV—XVI веков. В течение многих лет он был также хранителем немецкой живописи XV—XVIII веков. Автор более ста шестидесяти статей в российских и иностранных научных журналах, книг, каталогов, учебников и учебных пособий.

Воспоминания о войне хранителя Эрмитажа Николая Никулина люди передают из рук в руки и скачивают в интернете, горячо спорят, плачут и признаются, что у них произошёл переворот в сознании

[12].

Надежда Курчатова

И всё же, повторюсь, главное событие последних лет, если продолжить военную тему, — «Воспоминания о войне» Николая Николаевича Никулина. Не случайно они были на моей памяти единственной книгой минувшего десятилетия, которую было трудно, почти невозможно, купить. Казалось, в наши времена абсолютного изобилия книжного дефицита не осталось. Но книга петербургского искусствоведа, выпущенная малым тиражом в Издательстве Государственного Эрмитажа, оказалась раскуплена мгновенно. На ярмарке Нон-фикшн в Москве на стенде издательства только сокрушенно качали головой: «Никулин? Ещё вчера закончился… Приезжайте к нам в Петербург, в наших киосках что-то ещё осталось…» В Эрмитаже интеллигентные продавцы разводили руками: «Давно уже нет… Ждите новое издание, вроде бы обещали…» На прошлогодней Нон-фикшн все повторилось: второе издание было раскуплено в первые два дня. Прошел слух — Никулин есть в «Фаланстере», добравшиеся до «Фаланстера» сообщали, что и там уже нет. Не было никаких промоакций, рекламы, «раскрутки». О книге узнавали по старинке: от друзей и знакомых, разве что сюда же прибавились виртуальные знакомые и друзья

[13].

Ольга Лебёдушкина

В свободное время увлекался книгами и старинной музыкой. В 1975 написал воспоминания о Великой Отечественной войне, вызвавшие после их издания в 2007 году широкий общественный резонанс[13].

Умер 19 марта 2009 года в Санкт-Петербурге[8].

Книги

  • Никулин Н., Русаков Ю. Государственный Эрмитаж / The Hermitage Museum / Musee de L’Ermitage. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961.
  • Никулин Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Л.: Аврора, 1970.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л.: Аврора, 1973.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. — Л.: Искусство, Аврора, 1980.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  • Никулин Н. Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. — М.: Искусство, 1984; — 2 изд. — 1987.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — ISBN 5-85200-099-X.
  • Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV—XVIII веков. Эрмитаж. — Л.: Искусство-СПб, 1989. — ISBN 5-210-00039-7; — 2 изд. — 1992. — ISBN 5-210-02189-0.
  • Никулин Н. Якоб Филипп Хаккерт / Jacob Philipp Hackert. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, — 1998. — ISBN 5-88654-080-6.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: АСТ, 1999. — ISBN 5-237-03603-1.
  • Никулин Н. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. — ISBN 5-93572-162-7.
  • Никулин Н. Рогир фан дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. — СПб.: Арка, 2007. — ISBN 978-5-91208-009-8.

Книга «Воспоминания о войне»

В 1975 году[* 3] написал книгу «Воспоминания о войне», которая впервые была опубликована только в 2007 издательством Государственного Эрмитажа[* 4][1].

…Я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний…

…Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрёл род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства — орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали — античеловечны…

…Надо думать, эта селекция русского народа — бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных…

[5]

Из книги Н. Н. Никулина

После первого издания книга несколько раз переиздавалась. Несмотря на жанр «мемуары», подчёркиваемый и незамысловатым названием, она рассматривается литературоведами и в рамках «современной военной прозы», а её автор как писатель, наряду с автором романа «Прокляты и убиты» Виктором Астафьевым[2].

Переписка с Василём Быковым

В 1996 году Н. Н. Никулин послал рукопись Василю Быкову. Между ними завязалась переписка. Из писем Быкова:

Милый, дорогой Никулин!

Нелёгкое это было чтиво — столько Вы вывалили нашей страшной войны, которая в общем уже стала забываться. Даже её участниками. …Я читал с не покидающим ощущением сожаления оттого, что не издано это книгой, что это только рукопись для неё. Хотя понятно, конечно: а когда это можно было издать? Ещё недавно такое из редакций и издательств не возвращалось (передавалось КГБ), а теперь — кому это надо? Издательства озабочены лишь одним — доходами, а литература такого рода доходов не даёт…

…Конечно, правда о войне не реализована ни наукой, ни искусством, — главная и основная так, по-видимому, и уйдёт в небытие. Молодые поколения, разумеется, по уши в собственных проблемах, а старые, те, что на своих плечах вынесли главную тяжесть войны? Боюсь, что эти не только не способствуют выявлению правды и справедливости войны, но наоборот — больше всех озабочены ныне, как бы спрятать правду, заменить её пропагандистским мифологизированием, где они герои и ничего другого…[4]

Отзывы

Тихий и утончённый профессор, член-корреспондент Академии Художеств выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда

[14].

Николай Николаевич совершил обычный подвиг в самом высоком, христианском смысле этого слова. Он сказал соотечественникам Правду. Написал небольшую книгу, после публикации которой её читатели стали другими людьми. … Признать правоту Никулина означало признать лживыми и бессовестными все существующие, до сих пор упорно нам навязываемые представления о минувшей войне, ныне объявленной главным идеологическим символом. Никулин наглядно показал: советская власть воевала с внешним врагом так, что превратила «священную войну» в массовое истребление русского народа во имя спасения партийной номенклатуры[15].

На мой взгляд — это уникальное произведение, подобных ей трудно найти в военных библиотеках. Оно замечательно не только литературными достоинствами, о которых я, не будучи литературоведом, не могу объективно судить, сколько точными до натурализма описаниями военных событий, раскрывающими отвратительную сущность войны с её зверской бесчеловечностью, грязью, бессмысленной жестокостью, преступным небрежением к жизни людей командующими всех рангов от комбатов до верховного главнокомандующего. Это — документ для тех историков, которые изучают не только передвижения войск на театрах военных действий, но интересуются и морально-гуманистическими аспектами войны[16].

Д. Ломоносов[17]

Одна только история с книгой Никулина показала, что Вторая мировая война вовсе не перестала быть «поводом для сопереживания». Наоборот, она выявила огромную общественную потребность в заполнении реально существующих разрывов и пробелов памяти, в преодолении недосказанности[13].

О. Лебёдушкина

Рецензии

Награды

Семья

  • Отец — Никулин Николай Александрович (1886—1931), уроженец Белгорода, окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и затем поступил на юридический; в Первую мировую войну служил фельдшером, потом работал учителем в Рыбинске и окрестностях, откуда происходила семья его жены[3].
  • Мать — Никулина (Ваулина) Лидия Сергеевна (1886—1978), выпускница Бестужевских курсов.
  • Жена — Григорьева Ирина Сергеевна (1930 г. рожд.), заведующая отделением рисунка в отделе истории западноевропейского искусства Эрмитажа.
  • Сын — Никулин Владимир Николаевич (1959 г. рожд.), сотрудник Института ядерной физики РАН.
  • Дочь — Никулина Лидия Николаевна (1961 г. рожд.).
  • Четверо внуков[8].

Примечания

  1. ↑ В одном случае изначально был представлен к ордену Красной Звезды. За бои же в 1941, 1942 и 1943 получил только медаль «За оборону Ленинграда» [8].
  2. ↑ За службу в санроте представлялся к медали «За боевые заслуги», награда была повышена командиром дивизии, вероятно, с учётом всего боевого прошлого[10].
  3. ↑ В книге есть вставки, относящиеся к 2000-м годам[5].
  4. ↑ Некоторые новеллы из книги публиковались ранее на страницах газет[14].
  5. ↑ В юбилейном 1985 году непосредственные участники войны, получившие ранения в боях и награждённые в период войны любым орденом СССР или одной из определённых указом медалей, включая медаль «За отвагу», были награждены орденом Отечественной войны I степени[18].

Источники

Ссылки

wiki.sc

Никулин, Николай Николаевич — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Никулин. Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Никола́й Никола́евич Нику́лин (7 апреля 1923, село Погорелка ныне Рыбинский район, Ярославская область — 19 марта 2009, Санкт-Петербург) — российский и советский искусствовед, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Эрмитажа, специалист по живописи Северного Возрождения, автор книги [http://www.imwerden.info/belousenko/books/nikulin/nikulin_vojna.htm «Воспоминания о войне»][1][2].

Биография

Родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка Мологского уезда Ярославской губернии в семье учителя. В 1927 году Никулины обосновались в Ленинграде, Николай учился в школе на Мойке[3].

В 1941 году окончил школу (десять классов), 27 июня 1941 года пошёл добровольцем в ленинградское ополчение, но был направлен в радиошколу. После её окончания и получения звания младшего сержанта в ноябре 1941 направлен на Волховский фронт радиотелефонистом в дивизион 883-го корпусного артиллерийского полка (с 24 марта 1942 года преобразован в 13-й гвардейский пушечный артиллерийский полк). В его составе участвовал в наступлении от Волховстроя, в тяжелейших боях под Киришами, под Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), в прорыве и снятии блокады Ленинграда.

Атаки в Погостье продолжались своим чередом. Окрестный лес напоминал старую гребёнку: неровно торчали острые зубья разбитых снарядами стволов. Свежий снег успевал за день почернеть от взрывов. А мы всё атаковали, и с тем же успехом. Тыловики оделись в новенькие беленькие полушубки, снятые с сибиряков из пополнения, полёгших, ещё не достигнув передовой, от обстрела. Трофейные команды из старичков без устали ползали ночью по местам боёв, подбирая оружие, которое кое-как чистили, чинили и отдавали вновь прибывшим. Всё шло как по конвейеру[4].

Из книги Н. Н. Никулина

После ранения летом 1943 года попал в пехоту. В составе 1-го батальона 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии участвовал в неудачной Мгинской наступательной операции; окончил дивизионные снайперские курсы, но из-за нехватки сержантов был назначен командиром отделения автоматчиков, а после гибели отделения, как артиллерист, наводчиком трофейной 37-мм немецкой пушки (после её потери штатной 45-миллиметровой пушки) в батальонную батарею. Отказался вступить в ВКП(б)[5]. Был ранен и после излечения с сентября 1943 года снова воевал в тяжёлой артиллерии, старшим радиотелеграфистом в 1-й батарее 48-й гвардейской тяжёлой гаубичной бригады разрушений[6] (входила в состав 2-й артиллерийской дивизии прорыва РГК[7]).

Участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков (прорыв линии «Пантера»), Тарту, Либаву. Летом 1944 года получил две медали «За отвагу»[* 1] за поддержание связи из боевых порядков пехоты и НП к батареям, устранение порывов провода под огнём и корректировку огня[9]. После ранения в августе 1944 служил старшиной отдельной медсанроты в той же 2-й артиллерийской дивизии, которая в начале 1945 года была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг.

Был четыре раза ранен, контужен[6]. С ноября 1941 до четвёртого ранения в августе 1944 года постоянно находился на передовой (с перерывами на лечение ран). Закончил войну в Берлине в звании гвардии сержанта[5][8]. 28 мая 1945 года был награждён орденом Красной Звезды[* 2][11].

Демобилизовался благодаря наличию ранений в ноябре 1945[5]. В 1950 году с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Учился у историка искусств Н. Н. Пунина.

С 1949 года работал в Эрмитаже экскурсоводом. В 1955 стал научным сотрудником отдела западноевропейского искусства, где трудился более 50 лет. Ученик учёного-эрмитажника В. Ф. Левинсона-Лессинга, совместно с которым работал над первым научным каталогом фламандских примитивов, вышедшем в Брюсселе (1965). В 1957 году при Эрмитаже окончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения[8].

С 1965 года преподавал в Институте имени И. Е. Репина. Профессор, заведующий кафедрой истории европейского искусства XV—XVIII веков, вёл ряд специальных курсов: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерландская живопись XV века», занимался подготовкой аспирантов.

С 1991 года — член-корреспондент Российской академии художеств. Ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции нидерландской живописи XV—XVI веков. В течение многих лет он был также хранителем немецкой живописи XV—XVIII веков. Автор более ста шестидесяти статей в российских и иностранных научных журналах, книг, каталогов, учебников и учебных пособий.

Воспоминания о войне хранителя Эрмитажа Николая Никулина люди передают из рук в руки и скачивают в интернете, горячо спорят, плачут и признаются, что у них произошёл переворот в сознании[12].

Надежда Курчатова

И всё же, повторюсь, главное событие последних лет, если продолжить военную тему, — «Воспоминания о войне» Николая Николаевича Никулина. Не случайно они были на моей памяти единственной книгой минувшего десятилетия, которую было трудно, почти невозможно, купить. Казалось, в наши времена абсолютного изобилия книжного дефицита не осталось. Но книга петербургского искусствоведа, выпущенная малым тиражом в Издательстве Государственного Эрмитажа, оказалась раскуплена мгновенно. На ярмарке Нон-фикшн в Москве на стенде издательства только сокрушенно качали головой: «Никулин? Ещё вчера закончился… Приезжайте к нам в Петербург, в наших киосках что-то ещё осталось…» В Эрмитаже интеллигентные продавцы разводили руками: «Давно уже нет… Ждите новое издание, вроде бы обещали…» На прошлогодней Нон-фикшн все повторилось: второе издание было раскуплено в первые два дня. Прошел слух — Никулин есть в «Фаланстере», добравшиеся до «Фаланстера» сообщали, что и там уже нет. Не было никаких промоакций, рекламы, «раскрутки». О книге узнавали по старинке: от друзей и знакомых, разве что сюда же прибавились виртуальные знакомые и друзья[13].

Ольга Лебёдушкина

В свободное время увлекался книгами и старинной музыкой. В 1975 написал воспоминания о Великой Отечественной войне, вызвавшие после их издания в 2007 году широкий общественный резонанс[13].

Умер 19 марта 2009 года в Санкт-Петербурге[8].

Книги

  • Никулин Н., Русаков Ю. Государственный Эрмитаж / The Hermitage Museum / Musee de L’Ermitage. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961.
  • Никулин Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Л.: Аврора, 1970.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л.: Аврора, 1973.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. — Л.: Искусство, Аврора, 1980.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  • Никулин Н. Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. — М.: Искусство, 1984; — 2 изд. — 1987.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — ISBN 5-85200-099-X.
  • Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV—XVIII веков. Эрмитаж. — Л.: Искусство-СПб, 1989. — ISBN 5-210-00039-7; — 2 изд. — 1992. — ISBN 5-210-02189-0.
  • Никулин Н. Якоб Филипп Хаккерт / Jacob Philipp Hackert. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, — 1998. — ISBN 5-88654-080-6.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: АСТ, 1999. — ISBN 5-237-03603-1.
  • Никулин Н. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. — ISBN 5-93572-162-7.
  • Никулин Н. Рогир фан дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. — СПб.: Арка, 2007. — ISBN 978-5-91208-009-8.

Книга «Воспоминания о войне»

В 1975 году[* 3] написал книгу [http://www.imwerden.info/belousenko/books/nikulin/nikulin_vojna.htm «Воспоминания о войне»], которая впервые была опубликована только в 2007 издательством Государственного Эрмитажа[* 4][1].

…Я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний…

…Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрёл род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства — орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали — античеловечны…[5]

Из книги Н. Н. Никулина

После первого издания книга несколько раз переиздавалась. Несмотря на жанр «мемуары», подчёркиваемый и незамысловатым названием, она рассматривается литературоведами и в рамках «современной военной прозы», а её автор как писатель, наряду с автором романа «Прокляты и убиты» Виктором Астафьевым[2].

Переписка с Василём Быковым

В 1996 году Н. Н. Никулин послал рукопись Василю Быкову. Между ними завязалась переписка. Из писем Быкова:

Милый, дорогой Никулин!

Нелёгкое это было чтиво — столько Вы вывалили нашей страшной войны, которая в общем уже стала забываться. Даже её участниками. …Я читал с не покидающим ощущением сожаления оттого, что не издано это книгой, что это только рукопись для неё. Хотя понятно, конечно: а когда это можно было издать? Ещё недавно такое из редакций и издательств не возвращалось (передавалось КГБ), а теперь — кому это надо? Издательства озабочены лишь одним — доходами, а литература такого рода доходов не даёт…

…Конечно, правда о войне не реализована ни наукой, ни искусством, — главная и основная так, по-видимому, и уйдёт в небытие. Молодые поколения, разумеется, по уши в собственных проблемах, а старые, те, что на своих плечах вынесли главную тяжесть войны? Боюсь, что эти не только не способствуют выявлению правды и справедливости войны, но наоборот — больше всех озабочены ныне, как бы спрятать правду, заменить её пропагандистским мифологизированием, где они герои и ничего другого…[4]

Отзывы

Тихий и утончённый профессор, член-корреспондент Академии Художеств выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда[14].

М. Пиотровский

Николай Николаевич совершил обычный подвиг в самом высоком, христианском смысле этого слова. Он сказал соотечественникам Правду. Написал небольшую книгу, после публикации которой её читатели стали другими людьми. … Признать правоту Никулина означало признать лживыми и бессовестными все существующие, до сих пор упорно нам навязываемые представления о минувшей войне, ныне объявленной главным идеологическим символом. Никулин наглядно показал: советская власть воевала с внешним врагом так, что превратила «священную войну» в массовое истребление русского народа во имя спасения партийной номенклатуры[15].

К. Александров

На мой взгляд — это уникальное произведение, подобных ей трудно найти в военных библиотеках. Оно замечательно не только литературными достоинствами, о которых я, не будучи литературоведом, не могу объективно судить, сколько точными до натурализма описаниями военных событий, раскрывающими отвратительную сущность войны с её зверской бесчеловечностью, грязью, бессмысленной жестокостью, преступным небрежением к жизни людей командующими всех рангов от комбатов до верховного главнокомандующего. Это — документ для тех историков, которые изучают не только передвижения войск на театрах военных действий, но интересуются и морально-гуманистическими аспектами войны[16].

Д. Ломоносов[17]

Одна только история с книгой Никулина показала, что Вторая мировая война вовсе не перестала быть «поводом для сопереживания». Наоборот, она выявила огромную общественную потребность в заполнении реально существующих разрывов и пробелов памяти, в преодолении недосказанности[13].

О. Лебёдушкина

Рецензии

  • Ирина Щербакова. [http://urokiistorii.ru/2010/05/nikulin-vospominaniya-o-voine Николай Никулин. Воспоминания о войне] // Уроки истории ХХ век. — 5 апреля 2010.
  • Ольга Лебёдушкина. [http://magazines.russ.ru/druzhba/2011/5/le13.html Память как прерванное молчание / Покаяние и прощение. Литература как работа памяти и забвения. Заметки по разным поводам] // Дружба народов. — 2011. — № 5.
  • Надежда Курчатова. [http://expert.ru/expert/2011/35/nashi-shtyiki-na-vyisotah-sinyavina-nashi-polki-podo-mgoj/ Наши штыки на высотах Синявина, наши полки подо Мгой] // Эксперт. Online. — 5 сентября 2011.
  • Алексей Пекарш, Григорий Пернавский. [http://warspot.ru/3143-voyna-nikolaya-nikulina-pravda-i-lozh-memuarov Война Николая Никулина: правда и ложь мемуаров] // WarSpot. — 8 мая 2015.

Награды

Семья

  • Отец — Никулин Николай Александрович (1886—1931), уроженец Белгорода, окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и затем поступил на юридический; в Первую мировую войну служил фельдшером, потом работал учителем в Рыбинске и окрестностях, откуда происходила семья его жены[3].
  • Мать — Никулина (Ваулина) Лидия Сергеевна (1886—1978), выпускница Бестужевских курсов.
  • Жена — Григорьева Ирина Сергеевна (1930 г. рожд.), заведующая отделением рисунка в отделе истории западноевропейского искусства Эрмитажа.
  • Сын — Никулин Владимир Николаевич (1959 г. рожд.), сотрудник Института ядерной физики РАН.
  • Дочь — Никулина Лидия Николаевна (1961 г. рожд.).
  • Четверо внуков[8].

Напишите отзыв о статье «Никулин, Николай Николаевич»

Примечания

  1. В одном случае изначально был представлен к ордену Красной Звезды. За бои же в 1941, 1942 и 1943 получил только медаль «За оборону Ленинграда» [8].
  2. За службу в санроте представлялся к медали «За боевые заслуги», награда была повышена командиром дивизии, вероятно, с учётом всего боевого прошлого[10].
  3. В книге есть вставки, относящиеся к 2000-м годам[5].
  4. Некоторые новеллы из книги публиковались ранее на страницах газет[14].
  5. В юбилейном 1985 году непосредственные участники войны, получившие ранения в боях и награждённые в период войны любым орденом СССР или одной из определённых указом медалей, включая медаль «За отвагу», были награждены орденом Отечественной войны I степени[18].

Источники

  1. 1 2 [http://urokiistorii.ru/2010/05/nikulin-vospominaniya-o-voine Ирина Щербакова. Николай Никулин. Воспоминания о войне] // Уроки истории. XX век. — 5 апреля 2010.  (Проверено 11 марта 2015)
  2. 1 2 Равиль Нургалеев. [http://bspu.ru/node/43406/ В университете обсудили современную военную прозу] // Официальный сайт Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. — 18 февраля 2015.  (Проверено 11 марта 2015)
  3. 1 2 [http://ftii.artspb.net/index.php/about/person/105-nikulin Илья Доронченков. Николай Николаевич Никулин (1923—2009)] / Факультет теории и истории искусств // Российская академия художеств. — 2012.  (Проверено 14 марта 2015)
  4. 1 2 [http://www.novayagazeta.ru/society/4561.html Немецкие пулемётчики сходили с ума] // Новая газета. — 10 марта 2010.  (Проверено 13 марта 2015)
  5. 1 2 3 4 5 Николай Никулин. [http://www.imwerden.info/belousenko/books/nikulin/nikulin_vojna.htm Воспоминания о войне]. — 2 изд. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008.  (Проверено 12 марта 2015)
  6. 1 2 3 Наградной лист Н. Н. Никулина // Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»: [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000121.jpg&id=41537934&id=41537934&id1=aee5106e5a6bdee8f0d9f30471e9e85f С. 1.] и [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000122.jpg&id=41537935&id=41537935&id1=c66c0cd20d18309e15f71a1f77c1d595 С. 2.].  (Проверено 11 марта 2015)
  7. [http://www.ainros.ru/osdg1/t12/rozenkranc_aa.pdf Александр Розенкранц. На другом берегу стояли американцы и англичане] // Аinros.ru.  (Проверено 12 марта 2015)
  8. 1 2 3 4 5 [http://glory.rin.ru/cgi-bin/person.pl?act=more&id=870&surname=&father=&name=&word=&ids=&start=1&page=1 Никулин Николай Николаевич // Аллея славы.]  (Проверено 11 марта 2015)
  9. [http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/ Карточка награждённого медалью «За отвагу». Никулин Николай Николаевич] // Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».  (Проверено 14 марта 2015)
  10. Наградной лист Н. Н. Никулина // Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»: [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000121.jpg&id=41537934&id=41537934&id1=aee5106e5a6bdee8f0d9f30471e9e85f С. 1.] и [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000122.jpg&id=41537935&id=41537935&id1=c66c0cd20d18309e15f71a1f77c1d595 С. 2.].  (Проверено 11 марта 2015)
  11. Наградной лист Н. Н. Никулина // Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»: [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000121.jpg&id=41537934&id=41537934&id1=aee5106e5a6bdee8f0d9f30471e9e85f С. 1.] и [http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/374/033-0690306-2547%2B012-2554/00000122.jpg&id=41537935&id=41537935&id1=c66c0cd20d18309e15f71a1f77c1d595 С. 2.].  (Проверено 11 марта 2015)
  12. [http://expert.ru/expert/2011/35/nashi-shtyiki-na-vyisotah-sinyavina-nashi-polki-podo-mgoj/ Надежда Курчатова. Наши штыки на высотах Синявина, наши полки подо Мгой] // Эксперт. Online. — 5 сентября 2011.  (Проверено 13 марта 2015)
  13. 1 2 3 [http://magazines.russ.ru/druzhba/2011/5/le13.html Ольга Лебёдушкина. Покаяние и прощение. Литература как работа памяти и забвения. Заметки по разным поводам] // Дружба народов. — 2011. — № 5.  (Проверено 11 марта 2015)
  14. 1 2 [http://www.inosmi.ru/russia/20090401/248232.html Андрей Пуговкин. Война и миф. «Нет и не было войн справедливых»] // ИноСМИ. — 1 апреля 2009.  (Проверено 11 марта 2015)
  15. [http://www.yabloko.ru/publications/2009/05/08_1 Кирилл Александров. Памяти Н. Н. Никулина] // РОДП «Яблоко». — 8 мая 2009.  (Проверено 11 марта 2015)
  16. Дмитрий Ломоносов. [http://lomonosov.livejournal.com/23406.html Н. Н. Никулин о войне] // Дмитрий Б. Ломоносов / Livejournal.com. — 24 марта 2010.  (Проверено 11 марта 2015)
  17. Дмитрий Ломоносов. Записки рядового радиста. — М.: Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03409-0.  (Проверено 11 марта 2015)
  18. [http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12591.htm Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года «О награждении орденом Отечественной войны активных участников Великой Отечественной войны 1941—1945 годов»] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР.
  19. [http://podvignaroda.mil.ru/podvig-flash/ Карточка награждённого к 40-летию Победы. Никулин Николай Николаевич] // Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».  (Проверено 11 марта 2015)

Ссылки

  • [http://glory.rin.ru/cgi-bin/person.pl?act=more&id=870&surname=&father=&name=&word=&ids=&start=1&page=1 Биография]. Проверено 4 февраля 2010. [http://www.webcitation.org/66yh9cGxp Архивировано из первоисточника 17 апреля 2012].  (Проверено 11 марта 2015)
  • [http://www.youtube.com/watch?v=TDrP1Of1zO4 Николай Николаевич Никулин в фильме из авторской программы М. Б. Пиотровского «Мой Эрмитаж». Россия, 2009. Телеэфир от 30.11.09].  (Проверено 11 марта 2015)
  • [http://www.youtube.com/watch?v=3gdXxNT3xI8 Николай Никулин «Воспоминания о войне». Аудиокнига].  (Проверено 11 марта 2015)
  • [http://www.youtube.com/watch?v=QIzDVgnaNjY Семинар «Современная военная проза» в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы. 18.02.2015].  (Проверено 25 марта 2015)

Отрывок, характеризующий Никулин, Николай Николаевич

Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них… Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли…
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души… Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после
гибели Магдалины и после каждого падения новой капли воды становилась всё больше и больше на неё похожа…
Эта пещера и сейчас называется «пещерой Марии». И все желающие могут увидеть стоящую там Магдалину.

Повернувшись, чуть поодаль Светодар увидел другое чудо – в другом углу пещеры стояла статуя его сестры! Она явно напоминала кудрявую девочку, стоявшую над чем-то лежащим… (Веста, стоявшая над телом своей матери?..) У Светодара зашевелились волосы!.. Ему показалось, что он начал сходить с ума. Быстро повернувшись, он выскочил из пещеры.

Изваяние Весты – сестры Светодара. Окситания не пожелала их забывать…
И создала свой памятник – капля по капле ваяя дорогие её сердцу лица.
Они стоят там веками, а вода продолжает свою волшебную работу, делая
их всё ближе и всё более похожими на настоящих…

Позже, чуть отойдя от потрясения, Светодар спросил у Марсилы, знает ли она о том, что он увидел. И когда услышал положительный ответ, его душа буквально «зарыдала» слезами счастья – в этой земле и вправду всё ещё жива была его мать – Золотая Мария! Сама земля Окситании воссоздала в себе эту прекрасную женщину – «оживила» в камне свою Магдалину… Это было настоящим творением любви… Только любящим зодчим была природа.

У меня на глазах блестели слёзы… И совершенно не было за это стыдно. Я очень многое бы отдала, чтобы встретить кого-то из них живыми!.. Особенно Магдалину. Какая же дивная, древняя Магия пылала в душе этой удивительной женщины, когда она создавала своё волшебное царство?! Царство, в котором правило Знание и Понимание, и костяком которого была Любовь. Только не та любовь, о которой кричала «святая» церковь, износив это дивное слово до того, что не хотелось долее его слышать, а та прекрасная и чистая, настоящая и мужественная, единственная и удивительная ЛЮБОВЬ, с именем которой рождались державы… и с именем которой древние воины бросались в бой… с именем которой рождалась новая жизнь… именем которой менялся и становился лучше наш мир… Вот эту Любовь несла Золотая Мария. И именно этой Марии мне хотелось бы поклониться… За всё, что она несла, за её чистую светлую ЖИЗНЬ, за её смелость и мужество, и за Любовь.
Но, к сожалению, сделать это было невозможно… Она жила столетия назад. И я не могла быть той, кто её знал. Невероятно глубокая, светлая печаль вдруг захлестнула меня с головой, и горькие слёзы полились потоком…
– Ну что ты, мой друг!.. Тебя ждут другие печали! – удивлённо воскликнул Север. – Прошу тебя, успокойся…
Он ласково коснулся моей руки и постепенно печаль исчезла. Осталась только горечь, будто я потеряла что-то светлое и дорогое…
– Тебе нельзя расслабляться… Тебя ждёт война, Изидора.
– Скажи, Север, учение катаров называлось Учением Любви из-за Магдалины?
– Тут ты не совсем права, Изидора. Учением Любви его звали не посвящённые. Для тех же, кто понимал, оно несло совершенно иной смысл. Вслушайся в звучание слов, Изидора: любовь по-французски звучит – амор (amour) – не так ли? А теперь раздели это слово, отделив от него букву «а»… Получится а’мор (а’mort) – без смерти… Вот и получается истинное значение учения Магдалины – Учение Бессмертных. Как я уже раньше тебе говорил – всё просто, Изидора, если только правильно смотреть и слушать… Ну, а для тех, кто не слышит – пусть остаётся Ученьем Любви… оно ведь тоже красиво. Да и истины толика в этом всё же остаётся.
Я стояла совершенно остолбенев. Учение Бессмертных!.. Даария… Так вот, что являлось учением Радомира и Магдалины!.. Север удивлял меня множество раз, но никогда ещё я не чувствовала себя столь потрясённой!.. Учение катаров притягивало меня своей мощной, волшебной силой, и я не могла себе простить, что не говорила об этом с Севером раньше.
– Скажи, Север, осталось ли что-то от записей катар? Должно же было что-то сохраниться? Даже если не самих Совершенных, то хотя бы просто учеников? Я имею в виду что-то об их настоящей жизни и учении?
– К сожалению – нет, Изидора. Инквизиция уничтожила всё и везде. Её вассалы, по приказу Папы, посылались даже в другие страны, чтобы уничтожить каждую рукопись, каждый оставшийся кусочек бересты, какой только могли найти… Мы искали хоть что-нибудь, но ничего не смогли спасти.
– Ну, а сами люди? Не могло ли остаться что-то у людей, кто сохранял бы это через века?
– Не знаю, Изидора… Думаю, даже если кто-то и имел какую-то запись, то её изменили за время. Человеку ведь свойственно всё перекраивать по-своему… А уж особенно не понимая. Так что вряд ли что-либо сохранилось, как оно было. Жаль… Правда, у нас сохранились дневники Радомира и Магдалины, но это было до создания катар. Хотя, думаю, учение не изменилось.
– Прости, за мои сумбурные мысли и вопросы, Север. Вижу, что потеряла много, не придя к вам. Но всё же, я пока жива. А пока дышу, я ещё могу тебя спрашивать, не так ли? Расскажешь ли мне, как закончилась жизнь Светодара? Прости, за то, что прервала.
Север искренне улыбался. Ему нравилось моё нетерпение и жажда «успеть» узнать. И он с удовольствием продолжил.
После своего возвращения, Светодар жил и учил в Окситании всего два года, Изидора. Но эти годы стали самыми дорогими и счастливыми годами его скитальческой жизни. Его дни, освещённые весёлым смехом Белояра, проходили в любимом Монтсегуре, в окружении Совершенных, которым Светодар честно и искренне пытался передать то, чему долгие годы учил его далёкий Странник.
Они собирались в Храме Солнца, который удесятерял собой нужную им Живую Силу. А также защищал их от нежелательных «гостей», когда кто-то собирался туда тайно проникнуть, не желая появляться открыто.
Храмом Солнца называли специально построенную в Монтсегуре башню, которая в определённое время суток пропускала в окно прямые солнечные лучи, что делало Храм в тот миг истинно волшебным. А ещё эта башня концентрировала и усиливала энергию, что для работающих там в тот момент катар облегчало напряжение и не требовало слишком большой отдачи сил.

В скором времени произошёл непредвиденный и довольно таки забавный случай, после которого ближайшие Совершенные (а потом и остальные катары) начали называть Светодара «огненным». А началось это после того, как во время одного из обычных занятий Светодар, забывшись, полностью раскрыл перед ними свою высокую энергетическую Сущность… Как известно, все без исключения Совершенные были видящими. И появление пылающей огнём сущности Светодара вызвало настоящий шок у Совершенных… Посыпались тысячи вопросов, на многие из которых даже у самого Светодара не было ответов. Ответить мог, наверное, только Странник, но он был недосягаемым и далёким. Поэтому Светодар вынужден был как то объясняться с друзьями сам… Удалось ему это или нет – неизвестно. Только с того самого дня все катары начали называть его Огненным Учителем.
(О существовании Огненного Учителя и правда упоминается в некоторых современных книгах про катар, только, к сожалению, не о том, который был настоящим… Видимо прав был Север, говоря, что люди, не понимая, переделывают всё на свой лад… Как говорится: «слышали звон, но не знают где он»… Например, я нашла воспоминания «последнего катара» Дэода Роше, который говорит, что Огненным Учителем был некий Штайнер(?!)… Опять же, к Чистому и Светлому насильно «приживляется» народ Израиля…. которого никогда не было среди настоящих Катар).
Прошло два года. Мир и покой царили в уставшей душе Светодара. Дни бежали за днями, унося всё дальше старые печали… Малыш Белояр, казалось, рос не по дням, а по часам, становясь всё смышлёнее и умней, перегоняя в этом всех своих старших друзей, чем сильно радовал дедушку Светодара. Но вот в один из таких счастливых, спокойных дней, Светодар вдруг почувствовал странную, щемящую тревогу… Его Дар говорил ему – в его мирную дверь стучится беда… Ничего вроде бы не менялось, ничего не происходило. Но тревога Светодара росла, отравляя приятные мгновения полного покоя.
Однажды, Светодар гулял по окрестностям с маленьким Белояром (мирское имя которого было – Франк) недалеко от пещеры, в которой погибла почти что вся его семья. Погода была чудесной – день стоял солнечный и тёплый – и ноги сами понесли Светодара проведать печальную пещеру… Маленький Белояр, как всегда, нарвал близ растущих полевых цветов, и дедушка с праправнуком пришли поклониться месту умерших.
Наверное, кто-то когда-то наложил проклятие на эту пещеру для его семьи, иначе невозможно было понять, как же они, такие необычайно одарённые, вдруг почему-то полностью теряли свою чувствительность, именно попадая только в эту пещеру, и как слепые котята, направлялись прямиком в кем-то расставленный капкан.
Весело щебетавший свою любимую песенку Белояр вдруг замолк, как это всегда случалось, стоило ему войти в знакомую пещеру. Мальчик не понимал, что заставляло его вести себя именно так, но как только они входили внутрь – всё его весёлое настроение куда-то испарялось, и оставалась в сердечке только печаль…
– Скажи мне, дедушка, а почему здесь всегда убивали? Это место очень печальное, я это «слышу»… Давай уйдём отсюда дедушка! Мне оно очень не нравится… Здесь всегда пахнет бедой.
Малыш боязливо передёрнул плечиками, будто и, правда, почувствовав какую-то беду. Светодар печально улыбнулся и крепко обняв мальчика, хотел уже выйти наружу, как у входа в пещеру неожиданно появились четверо незнакомых ему человек.
– Вас не приглашали сюда, незваные. Это семейная печальня, и сюда запрещён вход посторонним. Уходите с миром, – тихо произнёс Светодар. Он тут же горько пожалел, что взял с собой Белояра. Малыш испуганно жался к деду, видимо чувствуя нехорошее.
– Что ж, как раз это и есть подходящее место!.. – нагло захохотал один из незнакомцев. – Не придётся ничего искать…
Они начали окружать безоружную пару, явно стараясь пока не приближаться.
– Ну, прислужник Дьявола, покажи нам свою силёнку! – храбрились «святые войны». – Что, не помогает твой рогатый господин?
Незнакомцы нарочито себя злили, стараясь не поддаваться страху, так как про невероятную силу Огненного Учителя видимо были наслышаны достаточно.
Левой рукой Светодар легко задвинул малыша за спину, а правую протянул к пришедшим, как бы загораживая вход в пещеру.
– Я предупредил вас, остальное ваше дело… – сурово произнёс он. – Уходите и с вами ничего плохого не случится.
Четверо вызывающе загоготали. Один из них, самый высокий, вытащив узкий нож, нагло им размахивая пошёл на Светодара… И тут Белояр, испуганно пискнув, вывернулся из державших его дедушкиных рук, и пулей метнувшись к человеку с ножом, начал больно колотить по его коленям подхваченным на бегу увесистым камушком. Незнакомец взревел от боли и, как муху, отшвырнул мальчика от себя подальше. Но беда-то была в том, что «пришедшие» всё ещё стояли у самого входа в пещеру… И незнакомец швырнул Белояра именно в сторону входа… Тонко закричав, мальчик перевернулся через голову, и лёгким мячиком полетел в пропасть… Это заняло всего несколько коротких секунд, и Светодар не успел… Ослепший от боли, он протянул руку к ударившему Белояра человеку – тот, не издав ни звука, пролетел в воздухе пару шагов и грохнувшись головой об стенку, грузным мешком съехал на каменный пол. Его «напарники», видя столь печальный конец своего вожака, кучей попятились во внутрь пещеры. И тут, Светодар сделал одну-единственную ошибку… Желая увидеть жив ли Белояр, он слишком близко пододвинулся к обрыву и лишь на мгновение отвернулся от убийц. Тут же один из них, молнией подскочив сзади, нанёс ему в спину резкий удар ногой… Тело Светодара улетело в бездну след

o-ili-v.ru

Николай Николаевич Никулин Википедия

Никола́й Никола́евич Нику́лин (7 апреля 1923, село Погорелка ныне Рыбинский район, Ярославская область — 19 марта 2009, Санкт-Петербург) — российский и советский искусствовед, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Эрмитажа, специалист по живописи Северного Возрождения, автор книги «Воспоминания о войне»[1][2].

Биография

Родился 7 апреля 1923 года в селе Погорелка Мологского уезда Ярославской губернии в семье учителя. В 1927 году Никулины обосновались в Ленинграде, Николай учился в школе на Мойке[3].

В 1941 году окончил школу (десять классов), 27 июня 1941 года пошёл добровольцем в ленинградское ополчение, но был направлен в радиошколу. После её окончания и получения звания младшего сержанта в ноябре 1941 направлен на Волховский фронт радиотелефонистом в дивизион 883-го корпусного артиллерийского полка (с 24 марта 1942 года преобразован в 13-й гвардейский пушечный артиллерийский полк). В его составе участвовал в наступлении от Волховстроя, в тяжелейших боях под Киришами, под Погостьем, в Погостьинском мешке (Смердыня), в прорыве и снятии блокады Ленинграда.

Атаки в Погостье продолжались своим чередом. Окрестный лес напоминал старую гребёнку: неровно торчали острые зубья разбитых снарядами стволов. Свежий снег успевал за день почернеть от взрывов. А мы всё атаковали, и с тем же успехом. Тыловики оделись в новенькие беленькие полушубки, снятые с сибиряков из пополнения, полёгших, ещё не достигнув передовой, от обстрела. Трофейные команды из старичков без устали ползали ночью по местам боёв, подбирая оружие, которое кое-как чистили, чинили и отдавали вновь прибывшим. Всё шло как по конвейеру[4].

Из книги Н. Н. Никулина

После ранения летом 1943 года попал в пехоту. В составе 1-го батальона 1067-го стрелкового полка 311-й стрелковой дивизии участвовал в неудачной Мгинской наступательной операции; окончил дивизионные снайперские курсы, но из-за нехватки сержантов был назначен командиром отделения автоматчиков, а после гибели отделения, как артиллерист, наводчиком трофейной 37-мм немецкой пушки (после её потери штатной 45-миллиметровой пушки) в батальонную батарею. Отказался вступить в ВКП(б)[5]. Был ранен и после излечения с сентября 1943 года снова воевал в тяжёлой артиллерии, старшим радиотелеграфистом в 1-й батарее 48-й гвардейской тяжёлой гаубичной бригады разрушений[6] (входила в состав 2-й артиллерийской дивизии прорыва РГК[7]).

Участвовал в боях за станцию Медведь, города Псков (прорыв линии «Пантера»), Тарту, Либаву. Летом 1944 года получил две медали «За отвагу»[* 1] за поддержание связи из боевых порядков пехоты и НП к батареям, устранение порывов провода под огнём и корректировку огня[9]. После ранения в августе 1944 служил старшиной отдельной медсанроты в той же 2-й артиллерийской дивизии, которая в начале 1945 года была переброшена под Варшаву, откуда двинулась на Данциг.

Был четыре раза ранен, контужен[6]. С ноября 1941 до четвёртого ранения в августе 1944 года постоянно находился на передовой (с перерывами на лечение ран). Закончил войну в Берлине в звании гвардии сержанта[5][8]. 28 мая 1945 года был награждён орденом Красной Звезды[* 2][11].

Демобилизовался благодаря наличию ранений в ноябре 1945[5]. В 1950 году с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета. Учился у историка искусств Н. Н. Пунина.

С 1949 года работал в Эрмитаже экскурсоводом. В 1955 стал научным сотрудником отдела западноевропейского искусства, где трудился более 50 лет. Ученик учёного-эрмитажника В. Ф. Левинсона-Лессинга, совместно с которым работал над первым научным каталогом фламандских примитивов, вышедшем в Брюсселе (1965). В 1957 году при Эрмитаже окончил аспирантуру и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения[8].

С 1965 года преподавал в Институте имени И. Е. Репина. Профессор, заведующий кафедрой истории европейского искусства XV—XVIII веков, вёл ряд специальных курсов: «Творчество Босха», «Творчество Брейгеля», «Нидерландская живопись XV века», занимался подготовкой аспирантов.

С 1991 года — член-корреспондент Российской академии художеств. Ведущий научный сотрудник и член Учёного совета Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции нидерландской живописи XV—XVI веков. В течение многих лет он был также хранителем немецкой живописи XV—XVIII веков. Автор более ста шестидесяти статей в российских и иностранных научных журналах, книг, каталогов, учебников и учебных пособий.

Воспоминания о войне хранителя Эрмитажа Николая Никулина люди передают из рук в руки и скачивают в интернете, горячо спорят, плачут и признаются, что у них произошёл переворот в сознании[12].

Надежда Курчатова

И всё же, повторюсь, главное событие последних лет, если продолжить военную тему, — «Воспоминания о войне» Николая Николаевича Никулина. Не случайно они были на моей памяти единственной книгой минувшего десятилетия, которую было трудно, почти невозможно, купить. Казалось, в наши времена абсолютного изобилия книжного дефицита не осталось. Но книга петербургского искусствоведа, выпущенная малым тиражом в Издательстве Государственного Эрмитажа, оказалась раскуплена мгновенно. На ярмарке Нон-фикшн в Москве на стенде издательства только сокрушенно качали головой: «Никулин? Ещё вчера закончился… Приезжайте к нам в Петербург, в наших киосках что-то ещё осталось…» В Эрмитаже интеллигентные продавцы разводили руками: «Давно уже нет… Ждите новое издание, вроде бы обещали…» На прошлогодней Нон-фикшн все повторилось: второе издание было раскуплено в первые два дня. Прошел слух — Никулин есть в «Фаланстере», добравшиеся до «Фаланстера» сообщали, что и там уже нет. Не было никаких промоакций, рекламы, «раскрутки». О книге узнавали по старинке: от друзей и знакомых, разве что сюда же прибавились виртуальные знакомые и друзья[13].

Ольга Лебёдушкина

В свободное время увлекался книгами и старинной музыкой. В 1975 написал воспоминания о Великой Отечественной войне, вызвавшие после их издания в 2007 году широкий общественный резонанс[13].

Умер 19 марта 2009 года в Санкт-Петербурге[8].

Книги

  • Никулин Н., Русаков Ю. Государственный Эрмитаж / The Hermitage Museum / Musee de L’Ermitage. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1961.
  • Никулин Н. Детали картин Эрмитажа. Западноевропейская живопись XV—XVI веков. — Л.: Аврора, 1970.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л.: Аврора, 1973.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в Эрмитаже. — Л.: Искусство, Аврора, 1980.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: Изобразительное искусство, 1981.
  • Никулин Н. Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV—XVI веков. — М.: Искусство, 1984; — 2 изд. — 1987.
  • Никулин Н. Нидерландская живопись XV—XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа. — М.: Изобразительное искусство, 1988. — ISBN 5-85200-099-X.
  • Никулин Н. Немецкая и австрийская живопись XV—XVIII веков. Эрмитаж. — Л.: Искусство-СПб, 1989. — ISBN 5-210-00039-7; — 2 изд. — 1992. — ISBN 5-210-02189-0.
  • Никулин Н. Якоб Филипп Хаккерт / Jacob Philipp Hackert. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, — 1998. — ISBN 5-88654-080-6.
  • Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — М.: АСТ, 1999. — ISBN 5-237-03603-1.
  • Никулин Н. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. — СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. — ISBN 5-93572-162-7.
  • Никулин Н. Рогир фан дер Вейден. Лука, рисующий Мадонну. — СПб.: Арка, 2007. — ISBN 978-5-91208-009-8.

Книга «Воспоминания о войне»

В 1975 году[* 3] написал книгу «Воспоминания о войне», которая впервые была опубликована только в 2007 издательством Государственного Эрмитажа[* 4][1].

…Я обратился к бумаге, чтобы выскрести из закоулков памяти глубоко засевшую там мерзость, муть и свинство, чтобы освободиться от угнетавших меня воспоминаний…

…Война — самое большое свинство, которое когда-либо изобрёл род человеческий, … война всегда была подлостью, а армия, инструмент убийства — орудием зла. Нет, и не было войн справедливых, все они, как бы их ни оправдывали — античеловечны…

…Надо думать, эта селекция русского народа — бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных…

[5]

Из книги Н. Н. Никулина

После первого издания книга несколько раз переиздавалась. Несмотря на жанр «мемуары», подчёркиваемый и незамысловатым названием, она рассматривается литературоведами и в рамках «современной военной прозы», а её автор как писатель, наряду с автором романа «Прокляты и убиты» Виктором Астафьевым[2].

Переписка с Василём Быковым

В 1996 году Н. Н. Никулин послал рукопись Василю Быкову. Между ними завязалась переписка. Из писем Быкова:

Милый, дорогой Никулин!

Нелёгкое это было чтиво — столько Вы вывалили нашей страшной войны, которая в общем уже стала забываться. Даже её участниками. …Я читал с не покидающим ощущением сожаления оттого, что не издано это книгой, что это только рукопись для неё. Хотя понятно, конечно: а когда это можно было издать? Ещё недавно такое из редакций и издательств не возвращалось (передавалось КГБ), а теперь — кому это надо? Издательства озабочены лишь одним — доходами, а литература такого рода доходов не даёт…

…Конечно, правда о войне не реализована ни наукой, ни искусством, — главная и основная так, по-видимому, и уйдёт в небытие. Молодые поколения, разумеется, по уши в собственных проблемах, а старые, те, что на своих плечах вынесли главную тяжесть войны? Боюсь, что эти не только не способствуют выявлению правды и справедливости войны, но наоборот — больше всех озабочены ныне, как бы спрятать правду, заменить её пропагандистским мифологизированием, где они герои и ничего другого…[4]

Отзывы

Тихий и утончённый профессор, член-корреспондент Академии Художеств выступает как жёсткий и жестокий мемуарист. Он написал книгу о Войне. Книгу суровую и страшную. Читать её больно. Больно потому, что в ней очень неприятная правда[14].

Николай Николаевич совершил обычный подвиг в самом высоком, христианском смысле этого слова. Он сказал соотечественникам Правду. Написал небольшую книгу, после публикации которой её читатели стали другими людьми. … Признать правоту Никулина означало признать лживыми и бессовестными все существующие, до сих пор упорно нам навязываемые представления о минувшей войне, ныне объявленной главным идеологическим символом. Никулин наглядно показал: советская власть воевала с внешним врагом так, что превратила «священную войну» в массовое истребление русского народа во имя спасения партийной номенклатуры[15].

На мой взгляд — это уникальное произведение, подобных ей трудно найти в военных библиотеках. Оно замечательно не только литературными достоинствами, о которых я, не будучи литературоведом, не могу объективно судить, сколько точными до натурализма описаниями военных событий, раскрывающими отвратительную сущность войны с её зверской бесчеловечностью, грязью, бессмысленной жестокостью, преступным небрежением к жизни людей командующими всех рангов от комбатов до верховного главнокомандующего. Это — документ для тех историков, которые изучают не только передвижения войск на театрах военных действий, но интересуются и морально-гуманистическими аспектами войны[16].

Д. Ломоносов[17]

Одна только история с книгой Никулина показала, что Вторая мировая война вовсе не перестала быть «поводом для сопереживания». Наоборот, она выявила огромную общественную потребность в заполнении реально существующих разрывов и пробелов памяти, в преодолении недосказанности[13].

О. Лебёдушкина

Рецензии

Награды

Семья

  • Отец — Никулин Николай Александрович (1886—1931), уроженец Белгорода, окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и затем поступил на юридический; в Первую мировую войну служил фельдшером, потом работал учителем в Рыбинске и окрестностях, откуда происходила семья его жены[3].
  • Мать — Никулина (Ваулина) Лидия Сергеевна (1886—1978), выпускница Бестужевских курсов.
  • Жена — Григорьева Ирина Сергеевна (1930 г. рожд.), заведующая отделением рисунка в отделе истории западноевропейского искусства Эрмитажа.
  • Сын — Никулин Владимир Николаевич (1959 г. рожд.), сотрудник Института ядерной физики РАН.
  • Дочь — Никулина Лидия Николаевна (1961 г. рожд.).
  • Четверо внуков[8].

Примечания

  1. ↑ В одном случае изначально был представлен к ордену Красной Звезды. За бои же в 1941, 1942 и 1943 получил только медаль «За оборону Ленинграда» [8].
  2. ↑ За службу в санроте представлялся к медали «За боевые заслуги», награда была повышена командиром дивизии, вероятно, с учётом всего боевого прошлого[10].
  3. ↑ В книге есть вставки, относящиеся к 2000-м годам[5].
  4. ↑ Некоторые новеллы из книги публиковались ранее на страницах газет[14].
  5. ↑ В юбилейном 1985 году непосредственные участники войны, получившие ранения в боях и награждённые в период войны любым орденом СССР или одной из определённых указом медалей, включая медаль «За отвагу», были награждены орденом Отечественной войны I степени[18].

Источники

Ссылки

wikiredia.ru

Никулин, Николай Львович Википедия

Николай Львович Никулин (род. 3 декабря 1986 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский журналист, телеведущий, кинокритик[1], писатель.

Ранняя биография

Родился 3 декабря 1986 года в городе Москва. Учился в ГАУГН (Институт философии РАН) и в Институте журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ). С 2007 по 2012 работал корреспондентом журнала «Телепрограмма» в ИД «Комсомольская правда».

Карьера

С 2009 по 2012 в качестве радиоведущего[2] принимал участие в программах «Синематрица» и «Стереотипы», а также в развлекательных эфирах «С пультом по жизни» при участии Елены Ханги, «Пятница, я люблю тебя» и «Телепузики» на радиостанции «Комсомольская правда».

В 2011—2012 годах работал телеведущим ток-шоу «Все свои» о проблемах молодёжи в современном мире на канале Просвещение.

С 2012 по 2013 — креативный продюсер телеканала КП-ТВ в ИД «Комсомольская правда», ведущий программы «Стереотипы», автор и режиссёр документальных фильмов.

С 2015 года работает на канале РЕН ТВ ведущим блога о новостях киноиндустрии, а с 2017-го ведёт на портале «Известия» передачу «Смотреть кино».

Замечен в чтении лекций по литературе[3], участии в телевизионных шоу[4][5][6][7].

В октябре 2017 года в рамках «Философского клуба» в Библио-Глобусе представил книгу «Пока Фрейд спал». Энциклопедия человеческих пороков. Серия «Философия в легком стиле». [8][9][10]

Фильмография

Интервью

  1. 2012 — Интервью с Дмитрием Быковым
  2. 2012 — Интервью с Александром Прохановым
  3. 2012 — Интервью с Захаром Прилепиным
  4. 2012 — Интервью с Дмитрием Глуховским
  5. 2016 — Интервью с Райаном Рейнольдсом
  6. 2016 — Интервью c Эмиром Кустурицей
  7. 2016 — Интервью с Кейт Бекинсейл
  8. 2017 — Интервью с Дэнни Бойлом
  9. 2017 — Интервью с Миллой Йовович
  10. 2017 — Интервью с Фёдором Бондарчуком
  11. 2017 — Интервью с Константином Хабенским
  12. 2017 — Интервью с Олегом Тактаровым
  13. 2017 — Интервью с Кшиштофом Занусси

Документальные фильмы

  1. 2012 — Письмо Захара Прилепина товарищу Сталину
  2. 2013 — Документальный фильм: Владимир Маяковский. Бесценных слов транжир и мот

Видеография

Публикации

Николай Никулин. Презентация книги «Пока Фрейд спал. Энциклопедия человеческих пороков» в магазине Библио-Глобус
  1. Николай Никулин. Сто и одна книга, которую нужно прочитать. Сборник статей. — М.: Вест-Консалтинг, 2013. — 216 с. — ISBN 978-5-91865-186-5.
  2. Николай Никулин. Пока Фрейд спал. Энциклопедия человеческих пороков. Серия «Философия в легком стиле». — М.: Рипол Классик, 2017. — 534 с. — ISBN 978-5-386-10075-9.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Никулин, Николай Иванович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Никулин. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Никулин, Николай.

Никола́й Ива́нович Нику́лин (3 октября 1931(19311003), Москва — 31 декабря 2005) — советский и российский литературовед-вьетнамист, доктор филологических наук, профессор.

Биография

Родился в Москве 3 октября 1931 года.

В 1954 году окончил Московский институт востоковедения. Был стажёром в Демократической Республике Вьетнам (1954—1956). С 1960 по 1964 год работал научным сотрудником Института востоковедения АН СССР.

В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию «Творчество Нгуен Зу (1765—1820)».

С 1969 года перешёл на работу в ИМЛИ АН СССР, где с 1975 по 2005 год возглавлял отдел литературы Азии и Африки. Опубликовано более 200 работ.

В 1974 году защитил докторскую диссертацию «Национальные художественные традиции и межнациональные связи в развитии вьетнамской литературы».

Основные работы

  • Никулин Н. И. Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу. М.: Художественная литература», 1965. — 119 с.
  • Никулин Н. И. Вьетнамская литература: от средних веков к Новому времени: X—XIX вв. (1977).

Напишите отзыв о статье «Никулин, Николай Иванович»

Ссылки

  • [dlib.eastview.com/browse/doc/9843171 Personalia. In memoriam. Николай Иванович Никулин (1931—2005)]  (Проверено 29 августа 2010)

Отрывок, характеризующий Никулин, Николай Иванович

Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.

wiki-org.ru

Никулин, Николай Николаевич — Википедия

Николай Николаевич Никулин
Дата рождения:

7 апреля 1923(1923-04-07)

Место рождения:

село Погорелка, Мологский уезд, Ярославская губерния, СССР (ныне: Рыбинский район, Ярославская область, Россия)

Дата смерти:

19 марта 2009(2009-03-19) (85 лет)

Место смерти:

Санкт-Петербург, Россия

Страна:

 СССР
 Россия

Научная сфера:

искусствоведение

Место работы:

Государственный Эрмитаж

Учёная степень:

кандидат искусствоведения

Учёное звание:

профессор, член-корреспондент Российской академии художеств

Альма-матер:

Исторический факультет ЛГУ

Награды и премии:

encyclopaedia.bid

Никулин, Николай Иванович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никулин; Никулин, Николай.
Николай Иванович Никулин
Дата рождения:

3 октября 1931(1931-10-03)

Место рождения:
  • Москва, СССР
Дата смерти:

31 декабря 2005(2005-12-31) (74 года)

Место смерти:
  • Москва, Россия
Научная сфера:

литературоведение, востоковедение, вьетнамистика

Место работы:

ИМЛИ РАН

Альма-матер:

МИВ (1954)

Учёная степень:

доктор филологических наук

Никола́й Ива́нович Нику́лин (3 октября 1931(19311003), Москва — 31 декабря 2005) — советский и российский литературовед-вьетнамист, доктор филологических наук, профессор.

Биография[ | ]

Родился в Москве 3 октября 1931 года.

В 1954 году окончил Московский институт востоковедения. Был стажёром в Демократической Республике Вьетнам (1954—1956). С 1960 по 1964 год работал научным сотрудником Института востоковедения АН СССР.

В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию «Творчество Нгуен Зу (1765—1820)».

С 1969 года перешёл на работу в ИМЛИ АН СССР, где с 1975 по 2005 год возглавлял отдел литературы Азии и Африки. Опубликовано более 200 работ.

В 1974 году защитил докторскую диссертацию «Национальные художественные традиции и межнациональные связи в развитии вьетнамской литературы».

Основные работы[ | ]

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Никулин Н. И. Великий вьетнамский поэт Нгуен Зу. М.: Художественная литература», 1965. — 119 с.
  • Никулин Н. И. Вьетнамская литература: от средних веков к Новому времени: X—XIX вв. (1977).

Ссылки[ | ]

  • Personalia. In memoriam. Николай Иванович Никулин (1931—2005)  (Проверено 29 августа 2010)
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники,

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *