Содержание

Сарматы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 ноября 2018; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 ноября 2018; проверки требуют 9 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Сармат.

Сарма́ты (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — народ, состоявший из кочевых ираноязычных[1][2][3][4][5] племён конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана). По мнению исследователей[6] сарматы, под именем «савроматы», впервые упоминаются Геродотом, который сообщал: «Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов»

[7]. По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I в. до н. э.) этнонимы «савроматы» и «сарматы» употреблялись как синонимы[8].

Античными авторами к сарматам причислялись[9]: аорсы, языги,

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Сармат (ракетный комплекс) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

предприятие безуспешно надеялось на помощь со стороны руководства страны в организации дополнительных заказов и инвестиций со стороны западных партнеров.

это разве стиль Википедии? Это скорее Раша тудей

это вопрос, прошу перенести его ниже 185.162.16.126 12:43, 1 марта 2018 (UTC)

А концепцию ПРО PALISADES OF FIRE ОНА ПРОЙДЕТ ? Blackdeath2233 09:56, 16 ноября 2015 (UTC)

Не нашел никаких источников что это такое. Уточните и лучше дайте ссылку на АИ, я соберу информацию по вопросу. —Madnessgenius 16:45, 16 ноября 2015 (UTC)

Вы и не найдете этих русскоязычных источников да и в английской части трудно найти.Тема эта засекречена.Но кое-что есть на поверхности.Palisades of Fire это проект Ливермора 1975 года, одно из возможных применений одной бомбы.

"Even as late as the end of 1991, certain LLNL scientists were still advocating the development of a "super" thermonuclear weapon with a yield on the order of "tens of thousands of megatons" to destroy missile warheads883"

Ссылка: 883-”Weapons Designers Ponder Their Future,» Oakland Tribune, December 31, 1991, pp. A-1, A-10.Chuck Hanssen ,SWORDS OF ARMAGGEDON. VOL.4.

Это не super а SUPER — вы понимаете о чем я ? Blackdeath2233 17:33, 16 ноября 2015 (UTC)

Системы ПРО на ядерном взрыве в воздухе для сбивания боеголовок все сняты с вооружения, т.к. даже достаточно «чистый» термо-ядерный заряд все равно приведет к выпадению радиоактивных осадков на «защищаемый» город. Фактически это уже история, чем оружие. Поскольку снято с вооружения, то не вижу смысла описывать. —Madnessgenius 18:35, 16 ноября 2015 (UTC)

Эта система никогда не была на вооружении да и ряд других более интересных чем SPARTAN.Здесь речь не идет о 4-мегатонной боеголовке W-71 для Спартана,а о заряде ,большим чем весь существоваший на Земле арсенал в пике около 25000-30000 мт.Не о защите города а целого континента.Да и то другие люди, что анализировали этот концепт пришли к выводу о его абсурдности даже в глобальной термоядерной войне.Подробности описаны в книге Брода Война Теллера 1992 года.Супер я имел ввиду классический Супер,не устройство на радиационной имплозии.Бомба эта не была разработана -разработка есть испытание,валидация концепта.Но программа ASC- http://www.lasg.org/documents/SSMP-FY2014.pdf планирует достичь predictive capability for full system nuclear performance in 3d к 2030 гоу.Для этого компьютер в 100 экзафлоп необходим. старые бомбы считают еще 1950-х годов.Хотя им вероятно это придется отложить ввиду провала с NIF.Комплекс где-то на 60 mj нужен. Проблемы с радиоактивными осадками для космических взрывов не было. Могу добавить по Статусу.Для того ,что бы вызвать цунами ,описанное Сивковым нужен источник энергии где-то в миллиард мегатонн-не ядерный,не точечный.Здесь есть обширная литература по этому.Даже специальный журнал.Кобальт не увеличивает радиоактивное заражение-510 тонн -это шутка.Американцы считали ,что Хрущев взорвал 100-мегатонную бомбу получше-

ru.wikipedia.org

сармат — Викисловарь

Материал из Викисловаря

Перейти к навигации Перейти к поиску
См. также Сармат.
В Википедии есть страница «сармат».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.сарма́тсарма́ты
Р. сарма́тасарма́т
сарма́тов
Д.сарма́тусарма́там
В.сарма́та

ru.wiktionary.org

Сарматы | Наука | FANDOM powered by Wikia

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8B


Файл:1729.jpg

Сарматы (греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) — общее название кочевых скотоводческих ираноязычных племён (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.), расселившихся в III веке до н. э. — IV веке н. э. в степях от Тобола на востоке до Дуная на западе.

    Краткая история Править

    Сарматы не жили в городах и даже не имели постоянного места жительства. Это был истинно кочевой народ. Они жили лагерем, перевозя своё имущество туда, куда привлекали их лучшие пастбища или оттесняли враги. По свидетельствам древних историков, сарматы

    «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I в. н. э. Помпоний Мела).

    «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» (Помпоний Мела).

    Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I в. до н. э. — начала I в. н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».

    Культура и религия Править

    Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» у древних народов. Также у сарматов был распространен культ предков.

    Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.

    Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

    Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское

    Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) и пр.; названия многих других речек являются переводом с сарматского.

    Некоторые исследователи увязывают с сарматами гаплогруппу G*, наиболее распространённую на Кавказе и представленную также в Европе.

    Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

    Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «… у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную». (Корнелий Тацит) Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях.

    «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».

    Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

    Сарматские женщины Править

    Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

    О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага». Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

    Файл:Szlachcic polski.jpg

    С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII столетий польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».

    de:Sarmaten en:Sarmatians es:Sármatas fa:سرمتی fi:Sarmaatit fr:Sarmates gl:Sármata it:Sarmati ja:サルマタイ kk:Сарматтар lt:Sarmatai lv:Sarmati nl:Sarmaten no:Sarmatianere pl:Sarmaci pt:Sármatas ro:Sarmaţi sr:Сармати sv:Sarmater uk:Сармати

    ru.science.wikia.com

    Сарматы — Википедия (с комментариями)

       
    
    Все сарматы и татары, покорённые и от других народов издавна в Русь пришедшие, язык и веру переменив, по языку, ныне употребляемому, славянами или русскими с древности себя полагают.[42]
    </td>
      </td>
     </tr>
    </table>
    
    

    Данные ДНК-археологии

    У найденных на Северном Кавказе двух образцов II—III века, принадлежащих сарматской культуре, была определена Y-гаплогруппа J1 (M267+) и митохондриальные гаплогруппы h2c21 и K1a3. Анализ антропологического материала, связываемого с сармато-аланскими этническими подразделениями II—IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+), J1 (M267+) и J2a (M410+). Женскую линию характеризуют митохондриальные гаплогруппы: I4a, D4m2, h2c21, K1a3, W1c и X2i. В свою очередь, исследование аутосомных маркёров показало, что, несмотря на наличие примесей разных направлений, в целом можно говорить о том, что в данных результатах обнаружены типичные европейские генотипы[43]. Это говрит о том, что в системе сакской государственности имели место принципы демократии.

    С середины XVI века польские гуманисты начинают высказывать мысль о том, что польская шляхта происходит от сарматов, древнего степного народа, известного из греческой и римской этнографии. В XVII веке этот тезис стал основой идеологии польской знати — сарматизма (своего рода социальный расизм: аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье — славян и литовцев). В искусствоведении есть специальный термин «сарматский портрет»: на протяжении XVII и XVIII веков польские аристократы желали, чтобы художники изображали их «сарматами».

    Быт и культура

    Одежда

    Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).

    По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами» (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).

    Жилища

    Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие, или преследующие враги» (Помпоний Мела).

    Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. — начала I века н. э. Страбон: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».

    Положение женщин

    Особенностью савроматов было высокое положение женщин, их активное участие в общественной жизни и военных действиях. Древние писатели часто называют савроматов женоуправляемым народом. Геродот пересказал легенду об их происхождении от браков скифских юношей с амазонками — легендарным племенем женщин-воительниц. Савроматские женщины могли возглавлять племена и исполнять жреческие функции. Учёные полагают, что савроматский род был материнским, и счёт родства на этапе разложения родового строя велся ещё по женской линии. Впоследствии, когда на основе савроматских племен возникли новые сарматские союзы, признаки «матриархата» исчезли. Сарматское общество стало «патриархальным».[44]

    Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений,еще и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

    О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках.

    Культура и религия

    По-видимому, форма правления у сармат представляла собой военную демократию, однако прямых свидетельств о структуре верховной власти в сарматских племенах начала эры нет. При характеристике верховной власти чаще всего употребляют термин «скептух»[45], значение которого не вполне ясно, так как он прилагался и к племенным вождям, царям, военачальникам, и к придворным сановникам (в частности, при ахеменидском дворе)[46].

    Образ животных, особенно барана, занимал видное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Часто барана изображали на ручках сосудов, мечей. Баран являлся символом «небесной благодати» (фарна) у древних народов. Также у сарматов был распространен культ предков.

    Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апутары (обманщицы). Было ли её святилище в Пантикапее — неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.

    Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5—7 метров в высоту. Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому ещё в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

    Сарматы не прошли бесследно для юга Украины и России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек протославянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр — сарматское Danastr или Danaistr; Днепр — Дънепр — Danaper; Дон (вода/река) от сарматского «dānu», осетинского дон (вода/река). Названия многих других речек являются переводом с сарматского. В Башкортостане есть река Ашкадар.

    Некоторые историки предполагали, что сарматы являются основными предками восточных и южных славян, но эта теория отвергнута большинством учёных, которые указывали на явные отличия культуры сармат от культуры древних славян. Предположительно, сарматы были зороастрийцами (вера иранских племен), и их поклонение огню — солнцу передалось восточно-славянским народам (перунизм).

    Археология

    С сарматами связывают Сарматскую археологическую культуру, преимущественно представленную погребальными курганами. В её рамках выделяют три отдельных (хронологически последовательных) культуры: раннесарматскую («Прохоровскую»), среднесарматскую («Сусловскую»), позднесарматскую[47].

    Раннесарматская («Прохоровская») в череде сарматских культур датируется IV—II вв. до н. э. Своё название она получила в связи с курганами расположенными у с. Прохоровка (Шарлыкского р-на в Оренбургской обл.), раскопанными крестьянами в 1911 году. Указанные курганы были доследованны С. И. Руденко в 1916 году. М. И. Ростовцев, опубликовавший материал раскопок у с. Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III—II вв. до н. э. Классическое понятие «Прохоровская культура» было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья. В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к «Прохоровской культуре», датируются рубежом эр.

    Среднесарматская («Сусловская») культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году. В его периодизации подобные памятники составили ступень A («Stuffe A») и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники (большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника, расположенного в Советском р-не, Саратовской обл.) концом II — концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «Сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».

    Захоронения

    Курганы кладбища — курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд[48]. Погребённые лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица, костяные ложечки.

    Антропология

    Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.[49][50]

    Военное дело

    Сарматы считались прекрасными воинами, широко распространено мнение, что именно они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.

    Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную» (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться».

    Сарматы были очень ловкими воинами. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.

    Военное дело сарматов в работах античных авторов

    Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер.

    Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I—II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV—III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела сорматов.

    Краткие сообщения

    Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий, отправленный в 8 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Томы, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7).

    Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Аней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса.

    О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I—II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652—710).

    Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231—233).

    Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852—891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145—150).

    Евтропий, упоминал об истребленном в Сарматии легионе. Вдобавок к этому он писал о войнах Диоклетиана с сарматами (VII, 23; IX, 25).

    Описания кочевой конницы и сарматских набегов

    Аристотель оставил одно из наиболее ранних сведений, относящихся к «благородству и благонравности» кочевой конницы: «Говорят, что у скифского царя была однажды благородная кобылица, от которой все жеребята были очень хороши. Желая, чтобы она родила от самого лучшего из них, царь подвёл его к матери для случки, жеребец не хотел, но когда кобылицу закрыли, то, не заметив, вскочил на неё. Когда же после случки открыли голову кобылице, то жеребец, увидев её, убежал и бросился с утесов» (Истории о животных, IX, 47).

    В III в. до н. э. Антигон Каристский, также упомянул историю скифской кобылице (Свод невероятных рассказов, LIV, 59). Следующим кто дал небольшую характеристику коннице воинственных сарматов был Овидий. Он описывает диких коней и «сарматов, опасных конём» (Скорбные элегии, III, 10).

    Гай Плиний Секунд Старший пишет: «Сарматы, собираясь в долгий путь, накануне не кормят лошадей, а дают им лишь немного попить, и таким образом они, сидя верхом, продвигаются непрерывно на расстояние 150 миль…» (4, 162). Он упоминает рассказ Аристотеля о «скифской кобылице», а также пишет о том, что скифы отдают предпочтение использованию на войне кобылиц (4, 156, 165).

    Полиен, описывая военную операцию сарматской царицы Амага (сарматская царица), отмечает, что воины её отряда имели при себе двух сменных лошадей и таким образом смогли преодолеть расстояние в 1200 стадий (VIII, 56).

    Одним из последних авторов писавших о кочевой коннице был Клавдий Элиан. Им очередной раз повторяется аристотелевский «рассказ о скифской кобылице» (О животных, IV, 7).

    Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Всё это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния.
    Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4).

    Описания вооружения сарматов

    Античные авторы большое внимание уделяли стрелам кочевников. Аристотель писал о рецепте скифского яда для стрел приготовленного из ехидны и человеческой крови (О чудесных случаях, 141). Почти дословно этот рассказ повторяет повествование Аристотеля, в его рассказе вместо компонента ехидны скифы используют змей (Рассказы о диковинах, 845а, 141).

    Теофраст пишет о «смертоносных растениях, которыми смазывают стрелы». Как повествует античный ботаник, одни яды сразу убивают, от действия других человек умирает от истощения. (Теофраст, О растениях, XV, 2).

    Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).

    Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).

    Описание традиционного оружия ближнего боя — меча и копья также представлено в работах античных авторов. Овидий пишет о сарматах вооружённых ножами (Скорбные элегии, V, 7). Иосиф Флавий упоминает сарматский меч (О войне иудейской, VII, 7, 4), Валерий Флакк описывает «управляющего огромной пикой сармата» (Аргонавтика, VI, 20), Павсаний пишет о костяных копьях (Описание Эллады, I, 21, 5). Клавдий Клавдиан также пишет о сарматских копьях (О консульстве Стилихона, I, 122).

    Довольно часто античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5).
    Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).

    Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растёт шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому её высушивают и делают панцири» (О водах, 172).

    Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел ещё зелёные сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).

    Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).

    Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов

    Страбон описывает разгром 50 тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетённые из прутьев щиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17). Географ приводит численность войск сираков и аорсов, пишет о господстве последних над большей частью каспийского побережья (V, 8).

    Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девятитысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжёлые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твёрдой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.

    Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана, управлявшего в 131—137 годах Каппадокией. В 135 году Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась — армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приёмы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.

    Ещё одно произведение Арриана также повествует о военном деле сарматов (Тактика, 47, 16,6, 35,3). В «Тактике», историк упоминает всадников, вооружённых дротиками и атакующих на аланский манер, клинообразные построения кочевой конницы, а также воинские значки в виде драконов. Знамёна «не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

    Аммиан Марцеллин описывал некоторые военные обычаи сарматов. С самого рождения кочевники учатся верховой езде, постоянно тренируются, поклоняются мечу. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении. Также Марцеллин даёт описание обычая скальпирования врагов и украшения этими скальпами сарматских лошадей.

    Напишите отзыв о статье «Сарматы»

    Примечания

    1. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 109.
    2. Геродот. «История», 4. 21.
    3. Н. Лысенко. Языги на дунайском Лимесе Рима в I—II вв. н. э. — С. 3—4.
    4. [global.britannica.com/EBchecked/topic/524377/Sarmatian Sarmatian]. // Britannica.
    5. Асайи (ασάιοι) — сарматское племя, обитавшее в Причерноморье незадолго до нашествия кельтского племени галатов. Из сайев наиболее известен царь Сайтафарн.
    6. 1 2 Геродот. «История». 4, 110—117.
    7. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 143—147.
    8. Геродот. «История», 4. 11.
    9. По другой версии, изложенной в главе 4, 13 «Истории», Геродот, ссылаясь на Аристея из Проконнеса, говорит, что скифов вытеснили исседоны (а не массагеты).
    10. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 103.
    11. А. А. Немировский. Массагеты Геродота и саки тиграхауда. // Эдубба вечна и постоянна. — СПб., 2005. — С. 217—224.
    12. Геродот. «История». 1, 201.
    13. Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — М., 1982. — С. 85.
    14. Геродот. «История», 4. 119—120.
    15. J. Marquart. Eransahr…, P. 155.; Он же. Wehrot und Arang. — P. 136.
    16. Лукиан из Самосаты. Токсарид, или дружба, 39.
    17. Тадеуш Сулимирский. Сарматы. Древний народ юга России. [www.litmir.net/br/?b=144140&p=27 Языги в Венгрии: ранний период]. М., 2008.
    18. Аммиан Марцеллин. [www.alanica.ru/library/Ammian/text.htm «Римская история» (XXXI, 2.1)]. Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни.
    19. 1 2 3 Аммиан Марцеллин. [www.alanica.ru/library/Ammian/text.htm «Римская история» (XXXI, 2.12—13)]. Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни.
    20. Флавий Юлий Констант (ок. 320—350 гг.), младший сын Константина I. Цезарем был провозглашён в 333 г. н. э.
    21. Аврелий Виктор. «О Цезарях» (XLI).
    22. Сократ Схоластик. [krotov.info/acts/04/socrat/socr04.html Церковная история (IV. 31)].
    23. Roberts W. E. Valentinian I. // An Online Encyclopedia of Roman Emperors.
    24. Иордан. [www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576 «Гетика» (129—130)]. Перевод Е. Ч. Скржинской.
    25. Иордан. [www.vostlit.info/Texts/rus/Iordan/text1.phtml?id=576 «Гетика» (121—127)]. Перевод Е. Ч. Скржинской.
    26. Перевалов С. М. [docs.google.com/file/d/0B2vxQFEmULckMV9CVEF6QW5Tb0U/edit?pli=1 Аланы // Российская историческая энциклопедия. Под ред. акад. А. О. Чубарьяна. Т. 1: Аалто — Аристократия. М.: ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2011. С. 220—221.]
    27. Птолемей. [www.pereplet.ru/gorm/almagest/geogr.htm «География»]
    28. Клавдий Птолемей. Географическое руководство // ВДИ. 1948. — № 2.
    29. Примечание: Европейскую Сарматию Птолемей описывает в части (III, 5) «Географии».
    30. Примечание: Азиатскую Сарматию Птолемей описывает в части (III, 8) «Географии».
    31. 1 2 3 М. М. Блиев, Р. С. Бзаров. История Осетии
    32. [www.kdvorik.ru/base.php?id=551 Конный дворик. Энциклопедия конника. Сарматы]
    33. Птолемей. [www.pereplet.ru/gorm/almagest/geogr.htm География (III, 10. 37—40)]. Перевод К. С. Апта. Примечание: В «Географии» (III, 10. 37—40) Птолемей описывает восьмую карту Европы (см. рис.).
    34. Georges Dumézil, А. З. Алмазова, Boris Aleksandrovich Kaloev. «Скифы и нарты»
    35. Птолемей. [www.pereplet.ru/gorm/almagest/geogr.htm География (III, 18. 41—43)]. Перевод К. С. Апта. Примечание: В «Географии» (III, 18. 41—43) Птолемей описывает вторую карту Азии (см. рис.)
    36. Аланы // БРЭ. Т. 1. М., 2005.
    37. [grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Middle/Alani.htm Аланы]
    38. Н. В. Анфимов. Меоты-предки адыгов. Майкоп 1989
    39. [www.darial-online.ru/1999_4/gagloyti.shtml Аммиан Марцеллиан. История. XVII.]
    40. [www.iranicaonline.org/articles/alans-an-ancient-iranian-tribe-of-the-northern-scythian-saka-sarmatian-massagete-group-known-to-classical-writers-from Encyclopædia Iranica | Articles]
    41. [www.ossblog.ru/prikladnoe_iskusstvo_sarmatov-4.html Прикладное искусство сарматов]
    42. История Российская (Татищев) Ч.1., гл.33:7
    43. Афанасьев Г. Е., Ван Л., Вень Ш., Вэй Л., Добровольская М. В., Коробов Д. С., Решетова И. К., Ли Х., Тун С. [www.academia.edu/15713987/Афанасьев_Г.Е._Ван_Л._Вень_Ш._Вэй_Л._Добровольская_М.В._Коробов_Д.С._Решетова_И.К._Ли_Х._Тун_С._Хазарские_конфедераты_в_бассейне_Дона_Тезисы_докладов_на_Всероссийской_научной_конференции_Естественнонаучные_методы_исследования_и_парадигма_современной_археологии_._М._ИА_РАН._2015 Хазарские конфедераты в бассейне Дона] // Тезисы докладов на Всероссийской научной конференции «Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии». М.: ИА РАН. 2015, С.9.
    44. [osetins.com/2007/10/05/sarmatskoe-zavoevanie.html Сарсматское завоевание. Осетия и Осетины, Алания, Аланы]
    45. М. А. Балабанова. Хозяйственно-культурный уклад и образа жизни сарматских племен по данным античных письменных источников. // Отечественная история, 2011.
    46. Д. П. Каллистова, А. И. Павловский, В. В. Струве. Всемирная история. — М., 1956. — Т. 2, с. 150.
    47. А. Х. Пшеничнюк. [encycl.bash-portal.ru/sarm_kult.htm Культура ранних кочевников Южного Урала]. — М., 1983.
    48. Байте // БРЭ. Т. 2. М., 2005.
    49. Антропология. Материалы к краниологии сарматов. А. Н. Багашев. [www.ipdn.ru/rics/va/_private/a1/2-bag.pdf]
    50. Об антропологическом составе сарматов Терновки Балабанова М.А

    Литература

    • Тадеуш Сулимирский. [www.litmir.net/br/?b=144140&p=27 Сарматы. Древний народ юга России]. — М., 2008.
    • Вельтман А. Ф. [az.lib.ru/w/welxtman_a_f/text_0340.shtml#TOC_id20240075 Аттила и Русь IV и V века]. — М., 1858.
    • М. А. Балабанова. [new.volsu.ru/upload/medialibrary/c54/1_stgbamjdoepmrbwmdzlc.pdf Хозяйственно-культурный уклад и образа жизни сарматских племен по данным античных письменных источников]. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4, История 2011. No 1.
    • А. А. Немировский. [kronk.spb.ru/library/nemirowsky-aa-2005.htm Массагеты Геродота и саки тиграхауда]. // Эдубба вечна и постоянна. — СПб., 2005. — С. 217—224.
    • Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. [sno.pro1.ru/lib/narody_nashey_strany_v_istorii_gerodota/narody_nashey_strany_v_istorii_gerodota.pdf Народы нашей страны в «Истории» Геродота]. — М., 1982.
    • Н. Лысенко. [www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/N_Lysenko_Yazigi_na_Dunay.pdf Языги на дунайском Лимесе Рима в I—II вв. н. э.]
    • Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Мысль, 1983.
    • Зобов Ю. С. [www.samgaps.ru/oren/istor_1_2.htm Древние обитатели приуральских степей: сарматы]
    • Иловайский Д. И. Начало Руси. — М.: Астрель; АСТ, 2006. — 629 c. — (Историческая библиотека). ISBN 5-17-012509-7 ; ISBN 5-271-05355-5
    • Карышковский П. О. Материалы к собранию древних надписей Сарматии и Тавриды // Вестник древней истории. 1966. № 2.
    • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. СПб., 1993.
    • Хазанов А. М. [liberea.gerodot.ru/a_hist/sarmaty02.htm Материнский род у сарматов].
    • R. Brzezinski и др. The Sarmatians 600 BC — AD 450 (in series Men-At-Arms 373). ISBN 1-84176-485-X
    • [www.davidrumsey.com/luna/servlet/detail/RUMSEY~8~1~29832~1140567:Sarmatia—Fenner-Sc-,-Paternoster- Sarmatia. Fenner Sc., Paternoster Row] (London, Joseph Thomas, 1835)
    • Н. Ф. Шевченко. [www.archaeology.ru/Download/Krasnodar/Krasnodar_1989.pdf Сарматы в восточном Приазовье (I в. до н. э. — II в. н. э.)] // Кочевники степей а античный мир (проблемы контактов). Материалы 2-го археологического семинара. — Новочеркасск, 1989.

    Ссылки

    • [osetini.com/view_post.php?id=8 Скифы и сарматы].
    • [grants.rsu.ru/osi/Don_NC/Ancient/Earliron/Sarmats/sarmat.htm Предметы сарматского быта и украшения].
    • [annals.xlegio.ru/sarmat/piiks.htm Проблемы истории и культуры сарматов].
    • [www.silk-road.com/artl/sarmatian.shtml The Women Warriors — the Sarmatians].

    wiki-org.ru

    Сармат — Википедия (с комментариями)

    Википедия объявляет 2019 год «Годом Биткоина» и представляет сайт
    https://bitcoinom.org — лучший сервис для покупки и хранения Биткоинов.

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Сармат — многозначный термин:

    Предприятия

    Техника и вооружение

    Культура и искусство

    Топоним

    Природное явление

    См. также

    Напишите отзыв о статье «Сармат»

    Примечания

    1. «Квант», Научно-исследовательский институт // Предприятия оборонно-промышленного комплекса России и стран СНГ. Справочник. изд. 4-е, пер. М., 2008. стр.154
    __DISAMBIG__

    Отрывок, характеризующий Сармат

    «Обожаемый друг души моей, – писал он. – Ничто, кроме чести, не могло бы удержать меня от возвращения в деревню. Но теперь, перед открытием кампании, я бы счел себя бесчестным не только перед всеми товарищами, но и перед самим собою, ежели бы я предпочел свое счастие своему долгу и любви к отечеству. Но это последняя разлука. Верь, что тотчас после войны, ежели я буду жив и все любим тобою, я брошу все и прилечу к тебе, чтобы прижать тебя уже навсегда к моей пламенной груди».
    Действительно, только открытие кампании задержало Ростова и помешало ему приехать – как он обещал – и жениться на Соне. Отрадненская осень с охотой и зима со святками и с любовью Сони открыли ему перспективу тихих дворянских радостей и спокойствия, которых он не знал прежде и которые теперь манили его к себе. «Славная жена, дети, добрая стая гончих, лихие десять – двенадцать свор борзых, хозяйство, соседи, служба по выборам! – думал он. Но теперь была кампания, и надо было оставаться в полку. А так как это надо было, то Николай Ростов, по своему характеру, был доволен и той жизнью, которую он вел в полку, и сумел сделать себе эту жизнь приятною.
    Приехав из отпуска, радостно встреченный товарищами, Николай был посылал за ремонтом и из Малороссии привел отличных лошадей, которые радовали его и заслужили ему похвалы от начальства. В отсутствие его он был произведен в ротмистры, и когда полк был поставлен на военное положение с увеличенным комплектом, он опять получил свой прежний эскадрон.
    Началась кампания, полк был двинут в Польшу, выдавалось двойное жалованье, прибыли новые офицеры, новые люди, лошади; и, главное, распространилось то возбужденно веселое настроение, которое сопутствует началу войны; и Ростов, сознавая свое выгодное положение в полку, весь предался удовольствиям и интересам военной службы, хотя и знал, что рано или поздно придется их покинуть.

    wiki-org.ru

    Сармат (ракета) Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сармат.
    РС-28 «Сармат»

    Изображение ракеты
    Общие сведения
    Страна Россия Россия
    Назначение МБР
    Разработчик ГРЦ имени Макеева
    Изготовитель Красноярский машиностроительный завод
    Основные характеристики
    Количество ступеней 3
    Длина (с ГЧ) ~ 30—35 м[1]
    Длина (без ГЧ) ?
    Диаметр ?
    Стартовая масса свыше 200 тонн[2]
    Забрасываемый вес до 10 тонн[3]
    Вид топлива жидкое смесевое
    Максимальная дальность глобальная[4]
    Тип головной части РГЧ ИН
    Количество боевых блоков более 10[5]
    Система управления инерциальная, автономная
    Способ базирования ШПУ
    История запусков
    Состояние разработка, испытание
    Принята на вооружение ~ 2020 год

    РС-28 «Сармат» (по классификации НАТО Satan-2[6]) — российский стратегический ракетный комплекс пятого поколения шахтного базирования[7] с тяжёлой многоступенчатой жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР)[8].

    Концепцией комплекса «Сармат» является не просто акцент на максимальный вес забрасываемых боеголовок, как в Р-36М, которые могут быть уничтожены средствами ПРО, а доставка пусть меньшего числа боеголовок, но по траекториям и способами, существенно затрудняющими их уничтожение даже перспективными комплексами ПРО; заложенная в ракете технология «орбитальной бомбардировки» с нанесением удара по территории США по суборбитальной траектории через Южный полюс Земли в обход развёрнутых средств ПРО, а также позволяет осуществлять запуски гражданских космических аппаратов. Также, управляемые боевые блоки «Авангард» (Ю-71) позволят впервые применять российские и советские МБР в локальных войнах по стратегии «глобального удара», с поражением стратегических объектов кинетической энергией боевого блока, без использования ядерного взрыва. Ракета использует модернизированную версию двигателя РД-264, уже применяемого в советской МБР Р-36М2.

    Серийное производство МБР «Сармат» планируется начать в 2021 году; первый полк, оснащённый такими ракетами, встанет на боевое дежурство к тому же сроку.[9]

    ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *