Средний танк Vickers Medium Tank Mk.I » Военное обозрение
Vickers Medium Tank Mk.I стал первым серийным британским средним танком с размещением вооружения в башне кругового вращения. Разработка боевой машины началась в 1922 году компанией Vickers. Танк серийно производился с 1923 по 1925 гг. и находился на вооружении армии соединенного королевства с 1924 по 1938 гг. Первоначально он классифицировался как легкий танк Tank Light Mark I, но позднее, с появлением более легких боевых машин этой категории его переквалифицировали в средний.В 1925 году на сборочных линиях компании Vickers танк Mk.I сменил созданный на его базе Medium Tank Mk.II. Точное количество выпущенных боевых машин неизвестно, но по имеющимся данным, всего в Великобритании было произведено 168 танков типа Mk.I и Mk.II. Большую их часть составляли машины Medium Mark II. Таким образом, можно сделать вывод о том, что число выпущенных танков Medium Tank Mk.I составляло несколько десятков единиц (вероятно, порядка 50).
Склонность британских военных чиновников к «ромбовидным» танкам с гусеницами, которые полностью охватывали корпус, достаточно крепко засела в их умах, долгое время не давая покоя. Такие танки продолжали разрабатываться в Великобритании даже после завершения Первой мировой войны. Примером является семейство танков TOG, которые в итоге и положили конец истории подобных танков. Такие боевые машины привлекали разработчиков высокой проходимостью и способностью легко преодолевать «лунный ландшафт» (так называли поля сражений Первой мировой, перепаханные воронками снарядов и рядами траншей). Но минусов у ромбовидных танков было гораздо больше. Неповоротливость, большие размеры, очень низкая защищенность гусениц — все это делало их легкими мишенями на поле боя, что неоднократно смогли доказать немецкие пехотинцы и артиллеристы.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
В 1919 году состоялась вполне ожидаемая реорганизация танковых сил Великобритании, после которой в Королевском танковом корпусе (КТК) осталось всего 5 батальонов, которые были оснащены легкими танками Mk.B и средними Mk.V. Остальные танки отправили в резерв или сделали учебными машинами. В первые послевоенные годы в Англии из бюджета выделялись очень небольшие суммы на создание новых танков, при этом большая часть финансирования ушла на не оправдавший надежд проект Mk.D, испытания данного танка были завершены в 1921 году. Спустя два года Tank Design Department, который и отвечал за разработку новых танков для нужд КТК, был и вовсе закрыт. Это окончательно остановило поток государственных денег, который был направлен на создание новых бронированных машин. Но разработка танков на этом не закончилась, просто велась уже в инициативном порядке британскими компаниями. Еще в 1920 году британская пехота хотела получить легкий танк, первоначально обозначенный как Mk.D, он должен был обладать проходимостью танка Mk.V и маневренностью Mk.A. В 1921 году компания Vickers-Armstrong (на тот момент один из основных поставщиков вооружений для британской армии) спроектировала такую боевую машину. Новый танк получил обозначение Vickers Light Tank (иногда его также называли Vickers Light Tank D). Боевая машина сохранила ромбовидную форму корпуса, но получила сферическую башню кругового вращения и, что было немаловажно, обладала небольшими размерами. Испытания Vickers Light Tank завершились достаточно успешно. По крайней мере, по основным параметрам новый танк превосходил Mk.C, однако в 1922 году все силы специалистов компании были брошены на более современный проект танка, который получил обозначение Vickers Light Tank Mk.I. В 1924 году название сменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На предприятии танку был присвоен индекс A2E1.
Техническое задание, которое было получено от военных в 1922 году, предусматривало разработку среднего танка, масса которого составляла бы до 12 тонн. Его основным вооружением должна была стать 47-мм пушка, а бронирование должно было быть противопульным. Планировалось, что в самое ближайшее время танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mk.C, став основной Королевского танкового корпуса.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Корпус танка Medium Tank Mk.I имел металлический каркас, который обшивался бронелистами одинаковой толщины методом клепки. Толщина катаных бронелистов составляла всего 6,35 мм (четверть дюйма). При этом коробкообразная форма корпуса с вертикальными бортовыми и задней стенками не способствовала лучшей защите. Такое бронирование могло спасти экипаж, узлы и агрегаты танка лишь от легкого стрелкового оружия и не выстояло бы под обстрелом бронированными пулями и огнем артиллерии противника. Для примера круговое бронирование танка Renault FT составляло 16 мм, что обеспечивало надежную защиту от любых пуль винтовочного калибра.
В передней части корпуса танка с правой стороны находилось отделение управления с местом механика-водителя, над местом механика-водителя располагался специальный бронеколпак цилиндрической формы. С левой стороны от мехвода располагалось моторно-трансмиссионное отделение (МТО). За механиком-водителем находилось боевое отделение с башней кругового вращения. Башня танка обладала цилиндрической формой со скосами крыши по бортам. Для наблюдения за местностью экипаж танка должен был использовать смотровые щели.
Экипаж боевой машины состоял из 5 человек: механик-водитель, командир, заряжающий и два пулеметчика. В расположении командира танка имелся также перископический панорамный прицел. Посадка и высадка из танка членов экипажа осуществлялась из двух люков по бортам боевой машины и кормовой двери, которая была дверью в прямом смысле этого слова. Также в крыше башни имелся большой двустворчатый люк, свой люк был и у механика-водителя. Высота танка превышала 2,8 метра. Это было вызвано передним расположение моторно-трансмиссионного отделения. В то же время большая высота корпуса позволила сделать работу экипажа более комфортной.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Ходовая часть танка осталась многоколесной, как и у предыдущих разработок компании Vickers. Она состояла из 10 опорных и 2 «независимых» катков, а также 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса на каждый борт.
Танковая башня стала продуктом дальнейшей эволюции башни ранее представленного танка Vickers Infantry Tank No.1. Башня также каталась по погону на 3-х больших роликах, которые были установлены с внешней стороны. При этом инженеры компании отказались от сложной сферической формы, сделав башню больше похожей на ту, что устанавливались на бронеавтомобили Rolls-Royce. В башне расположили 3-фунтовую пушку Vickers (47-мм) с длиной ствола 50 калибров и сразу 4 пулемета Hotchkiss (3 по периметру башни и еще один зенитный). С учетом того, что в башне находилось всего 2 члена экипажа, такое число пулеметов выглядит как минимум странным. Но еще более странным является то, что в бортах корпуса были размещены еще 2 пулемета, на этот раз производства компании Vickers. Для каких целей на танк понадобилось ставить пулеметы двух разных фирм, является загадкой.
Интересно и то, что в боекомплекте британской 47-мм пушки не было осколочно-фугасных снарядов. Medium Tank Mk.I стал первым танком, в котором британские военные реализовали свою концепцию «для пехоты хватит пулеметов». Концепция, как показала практика, была очень спорной. Английские танкисты проверили ее на своей собственной шкуре во время Второй мировой войны. Однако осколочно-фугасные боеприпасы были в составе боекомплекта 3,7-дюймовой (94-мм) танковой гаубицы, которой были вооружены некоторые танки, получившие обозначение Medium Mark I CS (танки непосредственной огневой поддержки). В боекомплекте этих боевых машин были и дымовые снаряды.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Силовая установка танка была представлена 8-цилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения Armstrong-Siddley, развивавшим мощность 90 л.с. Двигатель располагался слева от механика-водителя. Трансмиссия танка включала в себя 4-скоростную коробку переключения передач и многодисковое сцепление без синхронизаторов. Во время движения боевой машины к шуму двигателя Armstrong-Siddley прибавлялся еще и треск переключаемых передач. В сумме у непосвященных людей могло сложиться впечатление, что трансмиссия танка вот-вот совсем развалится.
Топливная система не отличалась особой новизной. Запас горючего располагался в двух топливных баках, которые находились в передней части корпуса сверху. От них топливо поступало в промежуточный бак, откуда уже самотеком двигалось к двигателю. Для охлаждения и смазки силовой установки был создан 4-галонный бак, в котором располагался весь запас масел. Однако достаточно скоро выяснилось, что текущий расход, а также утечка масла при эксплуатации танка очень велики, поэтому серийные боевые машины получили 13,5-галонные баки для масла. По мнению британского генерал-майора Н. В. Данкана, который принимал участие в приемке танков Medium Tank Mk.I и следил за их эксплуатацией в армии, такие технические решения были шагом назад, который оставлял танкостроение страны на уровне Первой мировой войны.
На испытаниях танка, которые проводились в 1923-1924 годах, он показал сопоставимые с танком Mk.V ходовые характеристики, обладая при этом слегка лучшей маневренностью. Максимальная скорость танка во время испытаний составила 24 км/ч (15 миль/ч), а запас хода составил порядка 190 км (120 миль). После завершения серии испытаний средний танк был признан пригодным к запуску в серийное производство. Тогда же в 1924 году боевая машина была принята на вооружение КТК, начался ее серийный выпуск на предприятиях компании Vickers.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Практически сразу же начались работы по усовершенствованию и созданию новых модификаций. Улучшенная модификация танка получила обозначение Mk.IА. В первую очередь у танка усилили бронирование, толщину вертикально размещенных бронелистов довели до 8 мм. Для облегчения стрельбы по воздушным целям задняя часть башни получила небольшой скос, также улучшены были и бортовые пулеметные установки. Двигатель танка теперь можно было запустить не только изнутри, но и снаружи боевой машины (до этого запустить можно было лишь из отделения управления). Танки данной серии начали выпускать с 1925 года.
Начавшаяся активная войсковая эксплуатация новой бронетехники выявила многочисленные технические огрехи, в первую очередь связанные с ходовой танка. Во время совершения маршей достаточно часто выходили из строя опорные катки, поэтому экипажам танков Mk.I приходилось запасаться ими впрок, а весь путь от армейских полигонов до мест дислокации танковых частей был усеян выброшенными катками. При этом проведение ремонта ходовой части в полевых условиях оказалось очень трудным занятием, поэтому очень часто с боевых машин демонтировались бронещиты, которые прикрывали наружные элементы подвески и трансмиссии. В дальнейшем на всех выпущенных танках Mk.I и Mk.IA была выполнена установка новых опорных катков, отличающихся улучшенной конструкцией.
Достаточно скоро появилась очередная модификация, получившая обозначение Mk.IA*: на этих танках башенные пулеметы Hotchkiss были заменены на спаренный с орудием 7,7-мм пулемет Vickers. Опустевшие шаровые установки просто прикрыли бронелистами. С целью улучшения обзора за окружающей обстановкой на крыше башни был размещен небольшой по размерам командирский купол (Bishops’s Mitre). В войсках его прозвали «епископской митрой».
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Очень ограниченной серией были выпущены танки огневой поддержки, получившие обозначение Mk.ICS. На этих боевых машинах вместо 47-мм пушки была установлена короткоствольная 15-фунтовая (94-мм) танковая гаубица, в боекомплекте данного танка были осколочно-фугасные и дымовые снаряды.
Но из всех модификаций наиболее интересной представляется все же колесно-гусеничный вариант, который получил обозначение Vickers Wheel-Cum-Track Tank. Эта боевая машина была представлена в 1926 году. Основной целью разработчиков было исследование возможности увеличения скорости движения танка, одновременно с этим решалась проблема износа гусеничной ходовой боевой машины. Переход с гусеничного на колесный ход осуществлялся при помощи механических домкратов с отбором мощности от двигателя, он занимал всего одну минуту. Первый экземпляр колесно-гусеничного Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I смог пройти испытания с переменным успехом — управление боевой машиной при колесном ходе оказалось очень тяжелым, при этом максимальная скорость почти не выросла. Обе возникших на испытаниях проблемы постарались решить в модификации Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, которая отличалась лишь наличием задних колес увеличенного диаметра. Но после проведения достаточно длительных испытаний был сделан окончательный вывод о том, что данное направление развития танка неперспективно и в начале 1928 года работы по колесно-гусеничному танку были окончательно остановлены.
Карьера танков Medium Mk.I в британской армии была довольно длительной. Хотя уже в 1926 году их постепенно начали заменять на более новые Medium Tank Mk.II, последние танки Mk.I были окончательно выведены из эксплуатации лишь к 1938 году. Они активно использовались во время учений межвоенного периода и стали настоящей «учебной партой» для многих британских танкистов тех лет. При этом несколько танков было также отправлено в колониальные владения Великобритании, однако точное число «экспортных» Medium Tank Mk.I назвать очень трудно. Как ни странно, но именно такое экспортное прошлое подарило танку будущее, позволив сохранить редкую боевую машину до наших дней. Единственный сохранивший средний танк Vickers Medium Tank Mk.I находится сегодня в экспозиции Special Services Batallion Museum, расположенного в городе Бломфонтейн в ЮАР.
Фото: tankdevelopment.blogspot.ru
Тактико-технические характеристики Vickers Medium Tank Mk.I:
Габаритные размеры: длина — 5330 мм, ширина — 2780 мм, высота — 2820 мм.
Боевая масса — 11,7 т.
Бронирование — 6,35 мм (круговое бронирование).
Силовая установка — 8-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley, мощностью 90 л.с.
Скорость — 24 км/ч (по шоссе).
Запас хода — 190 км.
Вооружение — 47-мм пушка QF 3 pounder Vickers, 4х7,7-мм пулемета Hotchkiss M1909 и 2х7,7-мм пулемета Vickers
Экипаж — 5 человек.
Источники информации:
https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/medium_mk.1.htm
http://warspot.ru/5605-medium-tank-mk-i-pervyy-manyovrennyy
http://armoredgun.org/brm003/brit_12_vickers_mk1.html
Материалы из открытых источников
topwar.ru
Vickers Medium Mk. I: обзор, характеристики, сравнение параметров
В 1921 году компанией Vickers-Armstrong был спроектирован Vickers Light Tank. На основании испытаний 1923–1924 годов был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. В 1924 году был переименован в Vickers Medium Tank Mk. I. В том же году Mk. I был принят на вооружение и построен в количестве 30 экземпляров. Ещё 50 танков было построено в модификации Mk. IА. Все машины этого типа были выведены из эксплуатации только к 1938 году.
Нация Великобритания Великобритания
Уровень Уровень I
Тип Средний танк Средний танк
Стоимость Кредиты 0 Опыт 0
worldoftanks.ru
Medium Tank Mk.I Средний танк
Официальное обозначение: Medium Tank Mk.I
Альтернативное обозначение: Vickers Medium Tank Mk.I
Начало проектирования: 1920 г.
Дата постройки первого прототипа: 1923 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в течении 1925 г.
Склонность британских чиновников из военных ведомств к “ромбовидными” танками с гусеницами полностью охватывающими корпус, крепко засела в их умах и не давала покоя вплоть до появления TOG, который в итоге положил конец истории машин этого типа. В первую очередь они нравились своей хорошей проходимостью и способностью без труда преодолевать “лунный ландшафт”, однако минусов у них оказалось намного больше. Большие габариты, неповоротливость и крайне низкая защищенность гусеничных цепей делали эти танки хорошими мишенями на поле боя, что было неоднократно доказано немецкими артиллеристами и пехотинцами. Тем не менее, даже после завершения войны в Великобритании работы в данном направлении продолжались.
В 1919 г. прошла вполне ожидаемая реорганизация танковых сил, после которой в Королевском Танковом Корпусе (КТК) осталось всего пять батальонов, оснащенных средними танками Mk.V и легкими Mk.B. Остальные машины отправили в резерв или перевели в разряд учебных. В первые послевоенные годы из бюджета всё ещё выделялись немаленькие суммы на разработку новых машин, но большая их часть ушла на не оправдавший надежд Mk.D, испытания которого завершили в 1921 г. Спустя два года Департамент Разработки Танков (Tank Design Department, TDD), занимавшейся проектированием новых машин для нужд КТК был вообще закрыт, что окончательно прервало государственную поддержку направленную на создание танков. Однако, как можно догадаться, “свято место пусто не бывает”.
Ещё в 1920 г. британская пехота выразила желание приобрести легкий танк под первоначальным обозначением Mk.D, обладавший проходимостью Mk.V и маневренностью Mk.A. Такая машина была в 1921 г. была спроектирована фирмой Vickers-Armstrong (в то время – одного из основных поставщиков вооружения для армии) и получила соответствующее название Vickers Light Tank (иногда его называют Vickers Light Tank D). Данный танк сохранил ромбовидную схему, но получил сферическую башню с круговым вращением и, что немаловажно, обладал предельно малыми размерами. Испытания Vickers Light Tank прошли вполне успешно – по крайней мере, по основным показателям, Mk.D превосходил Mk.C, но в 1922 г. все силы были брошены на более современный проект, получивший название Vickers Light Tank Mk.I, которое в 1924 г. заменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На фирме этот танк проходил под индексом А2Е1.
Техническое задание, выдвинутое в 1922 г. армейским штабом, предусматривало создание среднего танка массой около 12 тонн, вооруженного 47-мм пушкой и бронированием, способным выдерживать обстрел из крупнокалиберных пуль. Планировалось, что в ближайшие годы такой танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mk.C и станет основой сил Королевского Танкового Корпуса.
Ходовая часть танка осталась многоколесной. Она состояла из 10 опорных и 2 “независимых” катков, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Коробкообразный корпус танка собирался из катаных бронелистов толщиной 6,5 мм при помощи клёпки, причем бортовые и задняя панели были вертикальными, что только ухудшало их пулестойкость. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам. Бронирование в лобовой части было доведено до 12 мм. Такая защита спасала экипаж и агрегаты танка только от мелкокалиберных пуль, и была совершенно не эффективно против огня даже легкой артиллерии или бронебойных патронов.
Вооружение танка состояло из спаренной установки 47-мм пушки QF 3-pdr Gun Mk. I с длиной ствола 50 калибров и 7-мм пулемета Hotchkiss в башне, а также двух аналогичных пулеметов, установленных по бортам. Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели. В распоряжении командира танка находилась перископическая командирская панорама. Над местом механика-водителя был установлен специальный бронеколпак цилиндрической формы.
На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов. При движении танка к шуму двигателя прибавлялся ещё и треск переключаемых передач, в сумме создававших впечатление, что трансмиссия вот-вот развалится.
Топливная система также не отличалась новизной. Запас бензина находился в двух топливных баках, располагавшихся сверху в передней части корпуса. От них горючее поступало в промежуточный бак и уже оттуда, самотеком, к двигателю. Для смазки и охлаждения силовой установки был разработан 4-галлонный бак, в котором находился весь запас масла. Впрочем, очень скоро выяснилось, что текущий расход и утечка масла слишком велики, поэтому серийные танки оснащались уже 13,5-галонным баком.
По мнению генерал-майора Н.В.Данкана (N.W.Dunkan), принимавшего участие в приёмке танков Mk.I и следивших за их эксплуатацией, подобные технические решения были безусловным шагом назад, оставлявших Великобританию на уровне машин Первой Мировой войны.
На испытаниях, проходивших в 1923-1924 гг., танк Mk.I показал сопоставимые с Mk.V ходовые характеристики, при несколько лучшей маневренности. Его максимальная скорость составила 15 миль в час (24 км\ч), а запас хода приближался к 200 милям (322 км). На основании этого был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. В том же году Mk.I был принят на вооружение КТК и построен в количестве 30 экземпляров.
Второй серийный вариант Mk.IА получил сразу несколько улучшений. На нем усилили до 8 мм толщину бортовых листов, для облегчения ведения огня по самолётам задняя часть башни получила небольшой скос, были также улучшены бортовые пулеметные установки. Запуск двигателя танка мог производится теперь и снаружи (ранее – только из отделения управления). Постройка машин этой серии производилась в 1925 г. и была завершена после сборки 50 танков.
Начавшаяся в войсках эксплуатация танков сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. На марше слишком часто выходили из строя опорные катки, так что экипажам Mk.I приходилось запасаться впрок и этими деталями, а весь путь от полигона до танковых боксов был усеян выброшенными колесами. Кстати, ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому зачастую с танков снимали бронещиты, закрывавшие наружные элементы подвески и трансмиссии. В связи с этим на всех 80 Mk.I и Mk.IA была произведена замена на опорные катки улучшенной конструкции.
В скором времени часть танков доработали до модификации Mk.IA*: на них башенные 7-мм пулеметы Hotchkiss были заменены на спарку из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, а для компенсации увеличившейся нагрузки в кормовой части башни был установлен свинцовый противовес. С целью улучшить обзор за окружающей обстановкой на крыше башни появился небольшой командирский купол (“Bishops’s Mitre”).
В очень небольшом количестве были построены “танки огневой поддержки” Mk.ICS. Вместо стандартной 47-мм пушки на них устанавливали 15-фунтовую гаубицу, а по бортам размещали оборудование для постановки дымовых завес. В опытном порядке один из серийных танков Mk.I был оснащен двигателем Ricardo мощностью 90 л.с.
Из всех модификаций наиболее интересной всё же следует признать колесно-гусеничный вариант, получивший название Vickers Wheel-Cum-Track Tank и появившийся в 1926 г. Главной задачей при его разработке было исследование возможности увеличения скорости передвижения танка, одновременно решалась проблема износа гусеничной ходовой части. Переход с гусениц на колёса осуществлялся механическими домкратами с отбором мощности от двигателя и проходил всего 1 минуту.
Первый экземпляр Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I прошел испытания с переменным успехом – управление танком при движении на колесах оказалось чрезмерно тяжелым, при этом скорость практически не увеличилась.
Обе этих проблемы попытались решить на модифицированном танке Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, отличавшегося только увеличенным диаметром задних колёс. Однако, после непродолжительных тестов, был сделан вывод о бесперспективности данного направления и в начале 1928 г. работы по колесно-гусеничному варианту были прекращены.
Карьера танков Medium Mk.I в составе британской армии оказалась очень скоротечной. Начиная с 1926 года их начали постепенно заменять на более новые Medium Tank Mk.II, однако все танки этого типа были выведены из эксплуатации только к 1938 г. Несколько машин также было отправлено в колониальные владения, хотя точное количество «экспортных» Medium Tank Mk.I ещё предстоит установить. Как это ни странно, но именно «ссылка» в отдаленные владения Великобритании позволила сохранить это редкий образец техники межвоенного периода. По всей видимости, единственный доживший до нашего времени Medium Tank Mk.I сейчас находится в Special Services Batallion Museum (г.Бломфонтейн, ЮАР).
Источники:
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг.». Минск, «Харвест», 1999
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки второй мировой войны». Москва, АСТ-Астрель. 2003
JED The Military Equipment Directory
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank Mk.I обр.1925 г.
БОЕВАЯ МАССА | 11700 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5330 |
Ширина, мм | 2780 |
Высота, мм | 2820 |
Клиренс, мм | |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 47-мм пушка QF 3 pounder Vickers, четыре 7-мм пулемета Hotchkiss и два 7,71-мм пулемета Vickers |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптические пулеметные и телескопический орудийный прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 6,35 мм борт корпуса – 6,35 мм корма корпуса — 6,35 мм башня — 6,35 мм крыша — 6,35 мм днище — 6,35 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | карбюраторный, Vickers-Armstrong, 8-цилидровый, мощностью 90 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 10 опорных катков с амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, 2 «независимых» катка, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница |
СКОРОСТЬ | 24 км\ч по шоссе |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 190 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | |
Высота стенки, м | 0,70 |
Глубина брода, м | |
Ширина рва, м | 2,00 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | отсутствовали |
aviarmor.net
Vickers Medium Mk. I — британский СТ I уровня
Обладает мощным вооружением и высокой прочностью, однако крупные габариты и слабое бронирование делают из него лёгкую мишень.
Историческая справка
Первый британский серийный танк с размещением вооружения в башне кругового вращения. Vickers Medium Mk. I серийно производился с 1923 по 1925 год, после чего был заменён на сборочных линиях разработанным на его основе танком Medium Mark II.
Элитная комплектация
Цена | 0 кредитов |
Прочность | 140 HP |
Масса/макс. | 12.24/13.2 т. |
Мощность | 110 л.с. |
Скорость | 24/8 км/ч. |
Поворотливость | 28 °/с |
Корпус | 6.35/6.35/6.35 мм. |
Башня | 8/8/8 мм. |
Боекомплект | 60 шт. |
Урон | 70/70/95 HP |
Пробитие | 45/57/29 мм. |
Перезарядка | 4.5 сек. |
Скорость ГН | 32 °/с |
Углы ВН | -7…+16° |
Обзор | 280 м. |
Связь | 250 м. |
Преимущества
- Высокий урон
- Хорошее пробитие
- Много HP
Недостатки
- Слабое бронирование
- Большие габариты
- Плохая поворотливость
- Небольшая скорость
Навыки и умения экипажа
Командир | |||
Наводчик | |||
Механик-водитель | |||
Радист | |||
Заряжающий |
Оборудование
Улучшенная вентиляция | Стереотруба | Маскировочная сеть |
Снаряжение
Малая аптечка | Малый ремкомплект | Ручной огнетушитель |
Применение
Слабое бронирование танка и его огромные размеры заставляют вести засадную тактику и стрельбу из укрытий.
Читайте также
tankistador.ru
Vickers Medium Tank Mk.I Склонность британских чиновников из военных ведомств к «ромбовидными” танками с гусеницами полностью охватывающими корпус, крепко засела в их умах и не давала покоя вплоть до появления TOG, который в итоге положил конец истории машин этого типа. В первую очередь они нравились своей хорошей проходимостью и способностью без труда преодолевать «лунный ландшафт”, однако минусов у них оказалось намного больше. Большие габариты, неповоротливость и крайне низкая защищенность гусеничных цепей делали эти танки хорошими мишенями на поле боя, что было неоднократно доказано немецкими артиллеристами и пехотинцами. Тем не менее, даже после завершения войны в Великобритании работы в данном направлении продолжались. В 1919 г. прошла вполне ожидаемая реорганизация танковых сил, после которой в Королевском Танковом Корпусе (КТК) осталось всего пять батальонов, оснащенных средними танками Mk.V и легкими Mk.B. Остальные машины отправили в резерв или перевели в разряд учебных. В первые послевоенные годы из бюджета всё ещё выделялись немаленькие суммы на разработку новых машин, но большая их часть ушла на не оправдавший надежд Mk.D, испытания которого завершили в 1921 г. Спустя два года Департамент Разработки Танков (Tank Design Department, TDD), занимавшейся проектированием новых машин для нужд КТК был вообще закрыт, что окончательно прервало государственную поддержку направленную на создание танков. Однако, как можно догадаться, «свято место пусто не бывает”. Ещё в 1920 г. британская пехота выразила желание приобрести легкий танк под первоначальным обозначением Mk.D, обладавший проходимостью Mk.V и маневренностью Mk.A. Такая машина была в 1921 г. была спроектирована фирмой Vickers-Armstrong (в то время – одного из основных поставщиков вооружения для армии) и получила соответствующее название Vickers Light Tank (иногда его называют Vickers Light Tank D). Она сохранила ромбовидную схему, но получила сферическую башню с круговым вращением и, что немаловажно, обладало предельно малыми размерами. Испытания этого танка прошли вполне успешно – по крайней мере, по основным показателям, Mk.D превосходил Mk.C, но в 1922 г. все силы были брошены на более современный проект, получивший название Vickers Light Tank Mk.I, которое в 1924 г. заменили на Vickers Medium Tank Mk.I. На фирме этот танк проходил под индексом А2Е1. Техническое задание, выдвинутое в 1922 г. армейским штабом, предусматривало создание среднего танка массой около 12 тонн, вооруженного 47-мм пушкой и бронированием, способным выдерживать обстрел из крупнокалиберных пуль. Планировалось, что в ближайшие годы такой танк полностью заменит собой морально устаревшие Medium Mk.C и станет основой сил Королевского Танкового Корпуса. Ходовая часть танка осталась многоколесной. Она состояла из 11 опорных и 1 «натяжного” катка, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Коробкообразный корпус танка собирался из катаных бронелистов толщиной от 5 до 8,5 мм при помощи клёпки, причем бортовые и задняя панели были вертикальными, что только ухудшало их пулестойкость. Башня танка была оригинальной конструкции: она имела цилиндрическую форму, но крыша получила два скоса по бортам. Бронирование в лобовой части было доведено до 12 мм. Такая защита спасала экипаж и агрегаты танка только от мелкокалиберных пуль, и была совершенно не эффективно против огня даже легкой артиллерии или бронебойных патронов. Вооружение танка состояло из спаренной установки 2-фунтовой (47-мм) пушки и 8-мм пулемета Hotchkiss в башне, а также двух аналогичных пулеметов, установленных по бортам. Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели. В распоряжении командира танка находилась перископическая командирская панорама. Над местом механика-водителя был установлен специальный бронеколпак цилиндрической формы. На танке устанавливался карбюраторный 8-цилиндровый двигатель Armstrong-Siddley, мощностью 90 л.с., располагавшийся слева от водителя. Трансмиссия включала 4-скоростную КПП и многодисковое сцепление без синхронизаторов. При движении танка к шуму двигателя прибавлялся ещё и треск переключаемых передач, в сумме создававших впечатление, что трансмиссия вот-вот развалится. Топливная система также не отличалась новизной. Запас бензина находился в двух топливных баках, располагавшихся сверху в передней части корпуса. От них горючее поступало в промежуточный бак и уже оттуда, самотеком, к двигателю. Для смазки и охлаждения силовой установки был разработан 4-галлонный бак, в котором находился весь запас масла. Впрочем, очень скоро выяснилось, что текущий расход и утечка масла слишком велики, поэтому серийные танки оснащались уже 13,5-галонным баком. По мнению генерал-майора Н.В.Данкана (N.W.Dunkan), принимавшего участие в приёмке танков Mk.I и следивших за их эксплуатацией, подобные технические решения были безусловным шагом назад, оставлявших Великобританию на уровне машин Первой Мировой войны. На испытаниях, проходивших в 1923-1924 гг., танк Mk.I показал сопоставимые с Mk.V ходовые характеристики, при несколько лучшей маневренности. Его максимальная скорость составила 15 миль в час (24 км\ч), а запас хода приближался к 200 милям (322 км). На основании этого был сделан вывод, что танк пригоден к серийному производству. В том же году Mk.I был принят на вооружение КТК и построен в количестве 30 экземпляров. Начавшаяся в войсках эксплуатация танков сразу выявила многочисленные технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью. На марше слишком часто выходили из строя опорные катки, так что экипажам Mk.I приходилось запасаться впрок и этими деталями, а весь путь от полигона до танковых боксов был усеян выброшенными колесами. Кстати, ремонт ходовой части в полевых условиях оказался очень нелегким делом, поэтому зачастую с танков снимали бронещиты, закрывавшие наружные элементы подвески и трансмиссии. В связи с этим на всех 80 Mk.I и Mk.IA была произведена замена на опорные катки улучшенной конструкции. В скором времени часть танков доработали до модификации Mk.IA*: на них башенные 8-мм пулеметы Hotchkiss были заменены на спарку из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, а для компенсации увеличившейся нагрузки в кормовой части башни был установлен свинцовый противовес. С целью улучшить обзор за окружающей обстановкой на крыше башни появился небольшой командирский купол («Bishops’s Mitre”). В очень небольшом количестве были построены «танки огневой поддержки” Mk.ICS. Вместо стандартной 47-мм пушки на них устанавливали 15-фунтовую гаубицу, а по бортам размещали оборудование для постановки дымовых завес. В опытном порядке один из серийных танков Mk.I был оснащен двигателем Ricardo мощностью 90 л.с. Из всех модификаций наиболее интересной всё же следует признать колесно-гусеничный вариант, получивший название Vickers Wheel-Cum-Track Tank и появившийся в 1926 г. Главной задачей при его разработке было исследование возможности увеличения скорости передвижения танка, одновременно решалась проблема износа гусеничной ходовой части. Переход с гусениц на колёса осуществлялся механическими домкратами с отбором мощности от двигателя и проходил всего 1 минуту. Первый экземпляр Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.I прошел испытания с переменным успехом – управление танком при движении на колесах оказалось чрезмерно тяжелым, при этом скорость практически не увеличилась. Обе этих проблемы попытались решить на модифицированном танке Vickers Wheel-Cum-Track Tank Mk.Iа, отличавшегося только увеличенным диаметром задних колёс. Однако, после непродолжительных тестов, был сделан вывод о бесперспективности данного направления и в начале 1928 г. работы по колесно-гусеничному варианту были прекращены. Тактико-технические характеристики среднего танка Vickers Medium Mk.I
Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг. Сост. Г. Л. Холявский. Минск, «Харвест», 1999. |
hisofweapons.ucoz.ru
Vickers Medium Mark I — это… Что такое Vickers Medium Mark I?
Танки Vickers Medium Mk I на манёврах в Великобритании | |
Vickers Medium Mark I | |
---|---|
Классификация | средний танк |
Боевая масса, т | 11,7 |
Компоновочная схема | с передним расположением двигателя |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | Виккерс. |
Годы производства | 1923—1925 |
Годы эксплуатации | 1924—1938 |
Количество выпущенных, шт. | несколько десятков |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6550 |
Ширина корпуса, мм | 2780 |
Высота, мм | 2820 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 6,5 |
Борт корпуса, мм/град. | 6,5 |
Корма корпуса, мм/град. | 6,5 |
Днище, мм | 6,5 |
Крыша корпуса, мм | 6,5 |
Лоб башни, мм/град. | 6,5 |
Борт башни, мм/град. | 6,5 |
Корма башни, мм/град. | 6,5 |
Крыша башни, мм | 6,5 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 47-мм QF 3 pounder Vickers |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 50 |
Пулемёты | 1—4 × 7,7-мм «Гочкисс» M1914, 2 × 7,7-мм «Виккерс» |
Подвижность | |
Тип двигателя | V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley |
Мощность двигателя, л. с. | 90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 24 |
Запас хода по шоссе, км | 190 |
Удельная мощность, л. с./т | 7,7 |
Тип подвески | сблокированная попарно, на вертикальных пружинах |
Vickers Medium Mark I (в переводе с англ. Виккерс, средний, модель I, также обозначался, как Tank Medium Mark I, Medium Mark I, Medium Mk.I или просто Mk.I) — британский средний танк 1920-х годов. Создан в 1922—1923 годах фирмой «Виккерс».
Первоначально классифицировался как лёгкий танк (англ. Tank Light Mark I), однако позднее, с появлением более лёгких машин этой категории, был переклассифицирован в средний.
Первый британский серийный танк с размещением вооружения в башне кругового вращения. Mk.I серийно производился с 1923 по 1925 год, после чего был заменён на сборочных линиях разработанным на его основе танком Medium Mark II. Точное количество выпущенных машин неизвестно, однако, по имеющимся данным, всего было выпущено 168 танков типа Mk.I и Mk.II, бо́льшую часть из которых составили Mk.II. Таким образом, можно предполагать, что количество выпущенных танков Mk.I составляет несколько десятков штук (вероятно, около 50). Танки Mk.I состояли на вооружении Королевских танковых войск Великобритании с 1924 года.
Последние танки этого типа были сняты с вооружения Великобритании в 1938 году.
Модификации
- Medium Mark I — базовая модификация.
- Medium Mark IA — улучшенная модификация, со слегка увеличенной толщиной брони (до 8 мм в вертикальных деталях) и рядом других небольших изменений (несколько изменённая форма капота водителя, кормовой части башни и т. д.).
- Medium Mark IA* — модификация с заменой двух башенных пулемётов одним спаренным с орудием пулемётом «Виккерс», а также с новой поворотной командирской башенкой (прозванной в войсках «епископской митрой»).
- Medium Mark I CS и Medium Mark IA CS — «танк непосредственной поддержки пехоты» с заменой 47-мм пушки на 95-мм танковую гаубицу, на базе танков Mark I и Mark IA, соответственно.
- Light Mark I Special (L) India — вариант для использования в Индии, с вооружением башни только из четырёх пулемётов «Гочкисс». В отличие от других модификаций, не был переклассифицирован в средний танк.
- Medium Mark I Wheel-and-Track — опытный колёсно-гусеничный танк, разработанный в 1926 году для повышения мобильности войск. Для обеспечения колёсного хода танк снабжался двумя парами крупных колёс в лобовой и кормовой частях танка. Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся путём подъёма танка на домкратах и опускания колёс ниже уровня гусениц. Передняя колёсная пара была управляемой. Также машина оборудовалась несколько видоизменённым капотом водителя. Подобным образом был переделан и испытан один танк Mk.I, однако после неудовлетворительных испытаний его снова переделали в линейный.
Литература
- P. Chamberlain, C. Ellis Tanks of the World 1915—1945. — London: Arms and Armour Press, 1972. — 256 с. — ISBN 0-30436-141-0
- Leland Ness Jane’s World War II Tanks and Fighting Vehicles — The Complete Guide. — London: HarperCollins Publishers, 2002. — 237 с. — (Jane’s Information Group). — ISBN 0-00711-228-9
dic.academic.ru