Содержание

16. Политическое устройство Римской империи.

Римская
империя (лат. Imperium
Romanum,
Res
publica
Romana
(Римская республика) , греч. Βασιλεία
Ῥωμαίων) — постреспубликанская фаза
в развитии древней римской цивилизации,
характерной чертой которой были
автократическая форма правления и
большие территориальные владения в
Европе и Средиземноморье. Хронологические
рамки существования Римской империи
охватывают период времени начиная с
правления первого императора Августа,
до падения империи на Западе, то есть
с 27 года до н. э. по 476 годы. На Востоке
Римская империя продолжала существовать,
постепенно трансформируясь в Византию.

Периодизация
истории Римской империи различается
в зависимости от подхода. Так, при
рассмотрении государственно-правового
устройства обычно выделяется два
основных этапа:

1.
Принципат — форма государственного
устройства, сочетающая республиканские
и монархические черты, существовала в
I веке до н. э. — III веке н. э. Период
Принципата можно разделить на следующие
этапы:

а)
Правление династии Юлиев-Клавдиев и
формирование системы принципата (27 до
н. э. — 68 н. э.)

б)
Год четырёх императоров — масштабный
кризис власти (68-69)

в)
Правление династий Флавиев И Антонинов
— расцвет системы принципата (69-192)

г)
Правление династии Северов — начало
формирования военно-бюрократической
системы (193—235)

д)
Кризис III века — полномасштабный
социально-экономический и политический
кризис Римской империи (235—284) Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор,
сенатор открывающий заседание) —
условный термин в исторической литературе
для обозначения сложившейся в Древнем
Риме в период ранней империи (27 до н. э.
— 284 н. э.) специфической формы монархии,
совмещавшей монархические и республиканские
черты. Обладатели высшей власти в
основном именовались титулом принцепс,
этим подчёркивался их статус не
монарха-самодержца, а первого среди
равных.

В
историографии закрепился титул
«император», хотя основные полномочия
глава государства имел как народный
трибун и принцепс.

Система
принципата стала оформляться при
Августе, власть которого основывалась
на соединении различных магистратур.
Август и его преемники, будучи принцепсами
сената, одновременно сосредоточивали
в своих руках высшую гражданскую
(пожизненный народный трибун) и военную
власть. Формально продолжало существовать
республиканское устройство: сенат,
комиции (народные собрания), магистратуры
(кроме цензоров). Но эти институты
утратили прежнее политическое значение,
так как выборы в них и их деятельность
регулировались принцепсом. еальная
власть была сосредоточена в руках
прицепса-императора и близких к нему
людей, его личной канцелярии, штат
которой непрерывно рос, а сфера
деятельности расширялась.

Термину
«принципат» в исторической литературе
соответствует термин «ранняя империя»,
который считается более точным. На
смену принципату пришёл доминат, где
монархические черты видны гораздо
более явственно, а республиканские
институты большей частью упразднены,
некоторые реорганизованы в монархические.

2.
Доминат (284—476 гг.) — политическая
система, более близкая к монархии.
Внутри периода можно выделить следующие
этапы:

а)
Правление Диоклетиана и Константина
I — формирование системы домината,
административные, военные и
социально-экономические реформы
(284—337)

б)
Империя IV века н. э. — достаточно
стабильное существование системы,
тенденция к политическому размежеванию
западной и восточной частей империи
(337—395)

в)
Окончательное разделение империи на
Восточную и Западную (395—476)

Домина́т
(лат. dominātus «господство», от dominus
«господин», «хозяин») — форма правления
в Древнем Риме, пришедшая на смену
принципату и установленная Диоклетианом
(284—305 гг.). В доминат включают период
тетрархии.

Словом
«доминат» обычно обозначают период
истории Древнего Рима с IV по VI века н.
э. По-иному этот период может называться
«поздней античностью» «поздней
империей». Термин «доминат» происходит
от обычного для того времени обращения
к императору — Dominus et deus noster sic fueri iubet
(буквально «господин и бог» (dominus et
deus)). Впервые так себя назвал Домициан.
Если в конце I века подобная претензия
императора была встречена римлянами
весьма враждебно, то в конце III века
термин dominus был воспринят обществом
довольно спокойно.

Слово
dominus также может переводиться как
«государь».

Доминат
стал следующей фазой постепенной
трансформации Римской республики в
абсолютную монархию — с неограниченной
властью императора. В период принципата
старые республиканские институты
сохранялись и формально продолжали
фукционировать, а глава государства —
принцепс («первый») — считался лишь
первым гражданином республики.

В
период домината римский сенат превращается
в сословие с декоративными функциями[2].
Основным титулом главы государства
вместо «принцепс» («первый») и «император»
(первоначально почётный титул
военачальников) становится «август»
(Augustus — «священный») и «доминус» (Dominus
— «господин», что подразумевало, что
все остальные являются его подданными,
оказываясь по отношению к нему на
положении подвластных сыновей или
рабов).

Основоположником
системы домината обычно считается
император Диоклетиан, хотя ее
предшественниками можно назвать и
других императоров III века, в частности,
Аврелиана. Диоклетиан установил при
своём дворе обычаи, позаимствованные
с Востока. Основным центром власти стал
бюрократический аппарат, ориентированный
на личность доминуса. Комитет, ведавший
сбором налогов, при этом назывался
комитетом «священных (то есть
императорских) щедрот» (sacrarum largitionum).

Император
издавал имперские законы, назначал
чиновников всех уровней и многих
офицеров армии, и, вплоть до конца IV
века, носил титул главы коллегии
понтификов.

Несмотря
на усиление власти императора и еще
большей сакрализации его власти
продолжали существовать некоторые
республиканские традиции. Так, все еще
существовали такие старые республиканские
магистратуры, как консулы и преторы —
правда, являвшиеся в поздней античности
лишь почетными титулами. Традиции
римских народных собраний продолжали
существовать в армии (римские армейские
contiones), с которой императоры были
вынуждены считаться.

Важной
деталью, не позволяющей назвать режим
домината классической монархией,
являлось то, что принцип наследственности
власти до конца так и не утвердился в
Риме. Принадлежность к правящей династии
была довольно важным аргументом в
борьбе за власть, но не являлась
обязательной характеристикой претендента,
а императоры, чтобы обеспечить законную
передачу власти своим потомкам, назначали
их своими формальными соправителями
еще в детстве.

Дата
окончания истории Римской империи
дискусионна. Для Запада обычно называется
дата 476 год — год смещения императора
Ромула Августула или 480 год — год смерти
Непота, последнего юридически легитимного
императора. Для Восточной империи,
государственность которой просуществовала,
изменяясь, ещё около тысячи лет,
называются даты — конец V века, 610 год,
1204 год, 1453 и другие.

Главное
содержание этого периода составляет
процесс всестороннего объединения
античного мира. Оно совершалось уже
Римской республикой, но было тогда
материальным, заключалось в факте
завоевания и подчинения; теперь этот
процесс усложняется (дифференцируется).
Он проявляется:

в
уподоблении (ассимиляции) завоевателей
и покорённых, римского и провинциального
элементов;

в
изменении самой объединяющей власти;

в
объединении частей с целым посредством
впервые созданной для этой цели
государственной администрации;

в
объединении юридических правовых
идеалов и

в
объединении нравственных идеалов.

Этот
процесс объединения, плодотворный и
прогрессивный, достигает своего полного
развития к концу II в. Но он имеет и
обратную сторону: он сопровождается
понижением культурного уровня и
исчезновением свободы, что проявляется
в III в. Между тем совершается религиозное
объединение античного мира на почве
христианства, торжество которого над
язычеством наполняет IV в.

На
протяжении V в. Рим неоднократно
подвергается нападениям со стороны
варваров, которые в 476 г. навсегда
уничтожат классическую римскую
цивилизацию. В новом дуализме на римской
почве зарождается новый исторический
период. Успех социального объединения
и ассимиляции разнородных национальных
элементов провинций особенно наглядно
проявляется в истории самих императоров,
личная судьба и характер которых
становится самым видным фактором в
истории империи.

studfiles.net

9. Государственно-правовое устройство Древнего Рима. Период республики.

Положение
населения.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания
последнего (седьмого) рекса Тарквиния
Гордого установился республиканский
строй. Период республики — период
интенсивного восходящего развития
производства, приведшего к значительным
социальным сдвигам, нашедшим отражение
в изменении правового положения отдельных
групп населения. Значительную роль в
этом процессе сыграли и успешные
завоевательные войны, неуклонно
расширявшие границы Римского государства,
превращавшие его в могущественную
мировую державу.

Основным социальным
делением в Риме стало деление на свободных
и рабов.

Свободные в Риме
распадались на две социально-классовые
группы: имущую верхушку рабовладельцев
(землевладельцев, торговцев) и мелких
производителей (земледельцев и
ремесленников), составлявших большинство
общества. К последним примыкала городская
беднота — люмпен-пролетарии.

Правовое положение
личности в Риме характеризовалось тремя
статусами — свободы, гражданства и
семьи. Только лицо, обладавшее всеми
этими статусами, имело полную
правоспособность. В публичном праве
она означала право участвовать в народном
собрании и занимать государственные
должности. В частном праве она давала
право вступать в римский брак и участвовать
в имущественных правоотношениях.

Рабы в период
республики превращаются в основной
угнетенный и эксплуатируемый класс.
Главным источником рабства был военный
плен. Большое значение как источник
рабства имела широко развившаяся
работорговля — покупка рабов за границей

Государственный
строй. В
период
республики организация власти была
достаточно проста и некоторое время
отвечала условиям, какие были в Риме ко
времени возникновения государства. На
протяжении последующих пяти веков
существования республики размеры
государства значительно увеличились.
Но это почти не отразилось на структуре
высших органов государства, по-прежнему
находившихся в Риме и осуществлявших
централизованное управление громадными
территориями. Естественно, что такое
положение снижало эффективность
управления и стало со временем одной
из причин падения республиканского
строя.

В отличие от
рабовладельческой демократии в Афинах,
в Римской республике сочетались
аристократические и демократические
черты, при существенном преобладании
первых-, обеспечивавших привилегированное
положение знатной богатой верхушки
рабовладельцев. Это отразилось в
полномочиях и взаимоотношениях высших
государственных органов. Ими являлись
народные собрания, сенат и магистратуры.
Хотя народные собрания считались

органами власти
римского народа и были олицетворением

свойственной
полису демократии, не они преимущественно
управляли государством. Это делали
сенат и магистраты — органы реальной
власти нобилитета.

В Римской
республике существовали три вида
народных собраний —
центуриатные,
трибутные и куриатные
(комиции).

Главную роль играли
центуриатные собрания, обеспечивавшие
благодаря своей структуре и порядку
принятие решений преобладающих
аристократических и богатых кругов
рабовладельцев.
В них принимались законы, рассматривались
апелляции приговоренных к смерти,
которые назывались – «обращение к
народу»; в них избирались консулы
(преторы),
их помощники
(цензоры),
проводившие перепись граждан, и квесторы,
ведавшие армейской кассой, объявления
войны.

Второй вид народных
собраний представляли трибутные
собрания
,
которые в зависимости от состава жителей,
триб, участвовавших в них, делились на
плебейские
и патрицианско-плебейские
.
Поначалу их компетенция была ограниченной.
Они избирали низших должностных лиц
(квесторов, эдилов и др.) и рассматривали
жалобы на приговоры
о взыскании
штрафа..

Куриатные комиции
ведали родовыми церемониями и трапезами
по случаю рождения, бракосочетания или
смерти. Именно в них признавались
гражданские права римских юношей,
достигших 18 лет. В этих комициях избирались
авгуры, участвовавшие в ритуалах
инаугурации, то есть торжественного
введения в должность. После
реформ Сервия Туллия потеряли былое
значение. Они лишь формально вводили в
должность лиц, избранных другими
собраниями, и в конце концов были заменены
собранием тридцати представителей
курии — ликторов.

Важную роль в
государственном механизме Римской
республики играл сенат.
Сенаторы (вначале их было 300,
по числу патрицианских родов, а в I в. до
н.э. число сенаторов было увеличено
сначала до 600, а затем до 900) не избирались.
Специальные должностные лица — цензоры,
распределявшие граждан по центуриям и
трибам, раз в пять лет составляли списки
сенаторов из представителей знатных и
богатых семей, уже занимавших, как
правило, высшие государственные
должности.

Первое
место среди магистратов республики
занимали два
консула
. Они
обладали высшей военной властью, дававшей
право жизни и смерти над римскими
гражданами-воинами во время войны.
Консулы обладали также высшей гражданской
властью, позволявшей издавать указы,
обязательные к исполнению.

Вслед за ними
стояли два
претора
. Им
предоставлялась военная власть над
городской милицией (imperium minus), гражданская
власть (potestas) в пределах города Рима и
ближайшей округи, дававшая право издавать
указы (edicta), и судебная власть; именно
преторы принимали иски и определяли
судью для разбора дела. С III века до нашей
эры один претор стал называться
«городским», и он разбирал споры между
римскими гражданами; а второй претор
стал называться «перегринским», и он
расследовал судебные дела между римскими
гражданами и иностранцами.

Реформы Суллы

Реформы Суллы
были направлены на усиление власти
сената и ограничение власти народного
собрания.

Суть реформ
Суллы заключалась в том, что всю
государственную власть он передал
аристократам, или, охотнее, ее органу-сенату.
Вин сам был аристократом из рода и
убеждений и не представлял себе
государства иначе, как под рулем шляхты.
Чтобы обеспечить эту власть самому
высокому классу, он прежде всего старался
уничтожить те круги, которые одолевали
сенат. Так, без милосердия преследовал
он предводителей, членов и сторонников
демократической партии.

studfiles.net

Глава 4. Образование Римской империи. Государственное устройство Древнего Рима в период империи

Эпоха римской
истории с середины III в. до н.э. до конца
I в. до н.э. –
время глубоких
преобразований, которые привели к
созданию нового
облика и сущности римского общества.

Победоносные войны
Римско-италийского союза в Средиземноморье
привели к захвату масс рабов и огромных
средств, которые вкладывались и в
хозяйство и способствовали бурному
развитию экономики, общественных
отношений и культуры народов Италии.

Римско-италийское
общество в начале I в. до н.э. вступило в
полосу кровопролитных гражданских
войн, глубокого общего кризиса,
политической и государственной
организации римской республики. Сложные
взаимоотношения между Италией и
провинциями требовали новой системы
управления. Нельзя было управлять
мировой державой методами и аппаратом,
пригодным для маленькой общины на Тибре,
но малоэффективным для мощной державы.
Исчезли старые классы, интересы которых
отражала римская республика. Появились
новые богачи, люмпен-пролетариат, военные
колонисты. Традиционный республиканский
социально-политический строй сменила
Римская империя. (12)

С 30-х годов до н.э.
начинается новая историческая эпоха –
эпоха Римской империи, которая пришла
на смену Римской республике. Она ослабила
внешнюю агрессию, эксплуатация провинций
стала принимать более организованный
характер. Императоры поощряли городское
строительство и заботились о развитии
культурной жизни, системы дорог, введении
единой имперской денежной единицы. Для
империи первых двух столетий можно
отметить рост техники, развития ремесел,
подъем экономической жизни, рост местной
торговли. Провинциальные города получают
самоуправление. Появляется множество
новых городских центров.

Таким образом, с
27 г. до н.э. и до 476 г. н.э. Рим переживает
период империи, распадающийся на период
принципата (27 до н.э. – 193 н.э.) и домината
(193–476 гг. н.э.).

4.1. Принципат

Период империи с
середины I в. до н.э. до конца V в. н.э.
делился на принципат, когда формально
продолжали функционировать все
республиканские учреждения, но реально
власть находилась в руках принцепса –
первого гражданина республики, –
императора, и доминат, когда была
сформирована новая система управления
во главе с императором. (13)

Период принципата
охватывает время с 27г. до н.э. до 193г. н.э.
Принцепсы сената сосредоточивали в
своих руках высшую гражданскую и военную
власть. Формально продолжало существовать
республиканское устройство: сенат,
народные собрания, магистратуры, но
фактическая власть находилась в руках
принцепса. Таким образом, переход
управления государством к принцепсу
произошел благодаря наделению его
высшей властью, избранию на важные
должности, созданию им отдельного от
магистратур чиновничьего аппарата,
обеспечиваемого образованием собственной
казны принцепса, и командованию всеми
армиями.

Император-принцепс
соединял в своих руках полномочия всех
главных республиканских магистратур:
диктатора, консула, претора, народного
трибуна. В зависимости от рода дел он
выступал: как цензор он комплектовал
сенат; как трибун отменял по своей воле
действия любого органа власти; как
консул и диктатор определял политику
государства, отдавал распоряжения; как
диктатор командовал армией, управлял
провинциями и т.д. (24)

Народные собрания,
главный орган власти старой республики,
пришли в полный упадок. Цицерон писал
по этому поводу, что гладиаторские игры
привлекают римских граждан больше, чем
собрания комиций. Обыкновенными явлениями
стали подкуп сенаторов, разгон собраний,
насилие над их участниками и прочие –
признаки разложения комиции. Император
Август реформировал комиции в
демократическом духе, но отнял у собраний
судебную власть. Кроме того, комиции
лишились своего исконного права избирать
на должность магистратов. Сначала было
принято решение о проверке кандидатов
в консулат и претуру в специальной
комиссии, составленной из сенаторов и
всадников, т.е. апробацию. Но после смерти
Августа, при его преемнике Тиберии
выборы магистратов были переданы в
компетенцию сената.

Сенат уже при
Августе наполнился провинциальной
знатью, всем обязанной принцепсу. Из
органа власти, распространяющейся на
«город Рим», сенат превратился в
общеимперский институт. Положение его
было приниженным, а полномочия
ограниченными. Законопроекты, поступавшие
на одобрение в сенат, исходили от
принцепса, и их принятие обеспечивалось
его авторитетом. В конце концов возникает
и утверждается правило «Все, что решил
принцепс, имеет силу закона».

Средоточием высших
учреждений империи был «двор»,
и именно двор принцепса. Здесь размещалась
императорская канцелярия с юридическим,
финансовым и другими отделами. (8) Финансы
занимают особое место: никогда еще
государство не проявляло такой
изобретательности в отыскании источников
налогов, как в ведомствах Империи,
никогда еще – до Августа – не было столь
многочисленно племя имперских чиновников.

Армия стала
постоянной и наемной. Солдаты служили
30 лет, получая жалованье, а по выходе в
отставку – значительный земельный
участок. Командный состав армии
комплектовался из сенаторского и
всаднического сословий. Рядовой солдат
не мог подняться выше должности командира
сотни

– центуриона.

studfiles.net

Устройство Римской империи — история, уроки

Конспект урока

Предмет история

Тема урока «Устройство Римской империи»

Класс: 5
«14» марта 2015 г.

Учитель Аулов Андрей Васильевич

Тип урока: изучение нового

Форма урока: индивидуальная, фронтальная.

Методы: наглядно – иллюстративный, поисковый.

Оборудование: карта Древнего Рима, текст учебника и дополнительного материала, мудьтимедийный проектор, презентация.

Цель урока: познакомить с устройством римского государства;

выяснить, какова роль Сената в Риме;

познакомиться с устройством римского войска;

Задача: выяснить, как осуществлялось управление в римском государстве.

Проблема. Какое управление лучше и почему: монархия (когда правит царь) или та форма правления, которую мы изучим сегодня?

Основные понятия: Сенат, плебеи, патриции, консул, народный трибун, вето, кандиды, легион, легионеры.

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

II. Актуализация знаний учащимися по теме «Завоевание Римом Италии»

1) как изменилось управление в Риме после изгнания царя?

2) Как возникли крылатые выражения « гуси Рим спасли», « горе побеждённым», « пиррова победа»?

3) Расскажите, как установилось господство Рима над Италией?

III. Изучение нового материала.

План:

1.Выборы консулов и принятие законов.

2.Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.

Выборы консулов.

— Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. III век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.

— Как вы думаете, из-за чего они воевали?

Причины:

1) уравнивание в правах патрициев и плебеев

2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.)

3) получить доступ к общегосударственным землям

— Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле( широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

А есть ли у вас предположения, как проходило голосование?

— Давайте прочитаем о нём ( стр. 212 – каждый гражданин…)

Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин).

Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?

— Каковы функции консулов?

1) проводили наборы в войско

2) созывали Народное собрание

3) предлагали новые законы

4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения

5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)

— А как выбирали народных трибунов? ( стр. 213 — для выборов…)

2) работа по учебнику:

Стр. 213-214 – Сенат и его роль в Риме

Стр. 213 – одежда римлян

— Большую часть римских граждан составляли крестьяне, для которых главной ценностью была земля. Семьи росли, подрастающие сыновья нуждались в собственных участках, и они с завистью смотрели на поля богатых земледельцев. Чтобы избежать восстаний малоземельных крестьян, Римское государство вынуждено было вести завоевательный войны. В результате беспрерывных войн Римское государство расширило свои территории, приобрело богатый военный опыт и создали сильное войско, которое делилось на легионы. Основную массу воинов — легионеров составляли земледельцы; бедняков. Не владевших землёй на военную службу не брали.

Какие же нововведения произошли в римской армии?

1) вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.

2) построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.

3) умение строить походные лагеря – крепости

4) суровая военная дисциплина

— А теперь давайте рассмотрим поподробнее каждое из этих нововведений. (Презентация)

— клятва воинов

Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало марш броски на 30 км. Воины шли в быстром темпе: со скоростью 6,5 и даже 8 км в час. Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь

1 нововведение: У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась самой лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел железную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага.

Римляне вооружали всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведением римлян было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника( 1м3 см), насаждённого на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё. Имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движение воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём опытные легионеры могли сразить сразу двух воинов противника.

2 нововведение: Римское войско делилось на легионы, в которых насчитывало 4500 тыс. воинов. Перед боем римляне строились не сплошной массой, а строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй – воины постарше и покрепче, а в третьей – самые опытные и надёжные воины. В начале боя вперёд выбегали легковооружённые юные воины. Они забрасывали противника дротиками, пущенными из пращи и отбегали. Если консул видел, что они не могут преодолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами. Врагам начинало казаться, что они одолели врага, как вдруг перед ними оказывались воины второго ряда. Если положение было опасным, то вводились резервы – отряды третьей линии Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стенной.

3 нововведение: в походе, даже оставаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь. Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где была поблизости вода, топливо для костров и трава для скота. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересечения улиц отмечали палатки командующего.

Когда легионеры приходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли частоколом. Лагерь превращался в хорошо защищённую крепость. При внезапной тревоге в нём не было паники, ведь каждый воин чётко знал, что ему нужно делать.

Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе.

Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строительного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. Помимо обучения военному искусству, воины изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а также учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Воины получали

жалование ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легионеры приобретали за свой счет. Еда была простой: сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина.

4 нововведение: таких побед не возможно было бы достичь, если бы не было дисциплины. В военное время полководцы имели полную власть над жизнью и смертью своих подчинённых.Нарушение приказа, дезертирство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли розгами виновного, а затем отрубали голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военному суду и забивали палками и камнями. Отличившимся в бою увеличивали долю военной добычи, их награждали почётным оружием. Тому, кто первым забирался на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены.

IV. Закрепление изученного материала.

Игра « Крестики – нолики» : Х – верно, О — неверно

( СЛ. 16)

Х 1

Х 2

Х 3

Х 4

О 5

Х 6

Х 7

О 8

Х 9

1. Для выбора консулов граждане собирались на Марсовом поле ( Х)

2. Оба консула в Риме обладали равноправной властью (Х)

3. Для выборов народных трибунов граждане часто собирались на Форуме.(Х)

4. Все консулы пожизненно становились сенаторами (Х)

5. Сенат отчитывался перед гражданами за свои действия (О)

6. Римское войско делилось на легионы (Х)

7. Перед боем римляне строились в три линии (Х)

8. Первыми бой начинали самые опытные воины(О)

9. Даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь (Х)

V. Домашнее задание.

  • Параграф 46, вопросы.

  • Творческое задание ( по желанию) :

1) сочинение « написать об одном дне военного похода римлян» или

VI. Подведение итогов урока.

Учитель ________Аулов А.В.

Замдиректора по УВР _______Беляева И.А.

4

kopilkaurokov.ru

Государственное устройство Древнего Рима — политика, государственное устройство, власть, сословия, вики — WikiWhat

Основная статья: Древний Рим

Содержание (план)

Царский Рим (753-509 гг. до н. э.)

Управление Древним Римом первоначально было весьма архаич­ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ­ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу­скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

Республиканский Рим (509-27 гг. до н. э.)

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо­кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри­ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика, то есть «общее дело», реальная власть остава­лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями.

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас. Государственный строй Рима в этот период назы­вался республикой и строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос­тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества, таким как заключение ми­ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства, вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ­нейшими должностными лицами были два консула, которые воз­главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора, которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово­дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж­ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны, избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На­родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ­ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу­лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра­ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Римская империя (27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

Принципат

см. Принципат Материал с сайта http://wikiwhat.ru

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом.

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината.

В поздней Римской империи всё более слабела централь­ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре­зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

Картинки (фото, рисунки)

  • Магистрат в тоге

На этой странице материал по темам:

  • Исполнительная власть римской ремпублики

  • Особенности политического устройства древнего рима кратко

  • Древний рим управление государством

  • Древнй рим география

  • Географическое политическое устройство древнего рима

Вопросы к этой статье:

  • Составьте схемы политического управления Древнего Рима.

wikiwhat.ru

Государственный строй Римской империи

Политические институты и конституционные принципы республики,  хотя и были основательно подорваны в ходе длительных гражданских войн и военных диктатур от Суллы  до Августа, не могли сразу,  немедленно исчезнуть и тут же быть заменены новыми.  Этого не позволили бы и глубоко  проникшие  в сознание народа республиканские  традиции.  Поэтому политическая структура раннеримской империи сочетает в  себе  республиканские институты власти с новыми,  монархическими, при явном господстве первых.

Империя вынуждена скрывать свою истинную сущность, реальные полномочия главы государства под обветшалыми учреждениями республики. Внешне все выглядит по-прежнему – заседает сенат, собирается народное собрание, функционируют магистратуры. Введенные в практику политической жизни понятия «империя» и «император» не являются  такими уж новыми,  они извлечены из республиканских запасников и не приобрели пока четких политико-юридических очертаний. Двойственный характер режима ранней империи выразился в создании сложной политической системы, в которой сосуществовали в противоречивом единстве элементы полисно-республиканского и монархического строя.  Потребуется длительное время,  прежде  чем титул «император» из почетного звания полководца в республиканском Риме превратится в титул главы государства. Этот процесс перерождения займет  долгие  два с половиной столетия,  за которые принцепсы, наряду с полномочиями  консулов,  трибунов,  цензоров, будут неоднократно получать и императорское звание.

И только сломив традиционные республиканские  представления, монархия и  ее олицетворение – император овладели правосознанием народных масс и прочно вошли в практику  государственной  жизни. Власть императора  обрела соответствующие  организационно-правовые формы. С всевластием аристократического сената было покончено; к концу II в.  н.э. сенат окончательно отстраняется от управления. То же произошло и с другими республиканскими  институтами власти. Старая политическая система уступила место новому военно-бюрократическому аппарату с императором во главе.  Со  второй половины III в. н.э. монархия утверждается не только окончательно, но и обретает абсолютистские черты.

Период империи традиционно подразделяется на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. – III в. н.э.), от «принципс сенатус» – первый в списке сенаторов, как один из титулов,  присвоенных сенатом основателю империи Октавиану Августу. Известный и ранее, обладатель титула  первого сенатора привилегиями не пользовался, кроме обязанности первым выступать в сенате, что, возможно, могло оказать влияние на решения последнего;

2) доминат (III-V вв. н.э.) происходит от обычного в то время обращения к  императору «доминус эт деус» – господин и бог,  что являлось признанием абсолютной власти императора.

Принципат являлся  переходным  этапом от республики к абсолютной монархии.  Главная тенденция этапа заключалась в постоянном наращивании монархических элементов  в  структуре  государственного  устройства  Рима при сохранении республиканских форм в качестве его внешних декораций. Объем полномочий принцепса основывался на соединении в своем лице полного империя и ряда высших республиканских магистратур – консула, цензора, трибуна, которые уже  не были ограничены ни временем,  ни контролем,  и тем самым давали их носителю всю полноту власти.  Было естественным создание  принцепсом собственного аппарата управления,  отдельной от сената казны и приобретение права руководства всеми вооруженными силами.

Обладая указанными  полномочиями, уже первый  император – принцепс Октавиан – имел право на военное командование, объявление войны и заключение мира,  подписание международных договоров, управление провинциями,  содержание собственной гвардии, осуществление высшего суда, распоряжение государственным  земельным фондом, принятие актов, имеющих силу закона. Консульская власть позволяла в порядке интерцессии отменить решение любого должностного лица,  цензорская – давала право формировать сенат по своему усмотрению, а народного трибуна – контролировать всю систему управления. Полномочия понтифика – верховного жреца  – довершали  пирамиду правовой дозволенности власти принцепса.

Режим раннего  принципата несет в себе двойственное начало: широкие полномочия принцепса как бы делегированы сенатом;  одно время они  уравновешивают  друг  друга. При  императоре Тиберии (начало I в. н.э.) были значительно расширены полномочия сената за счет народного собрания; последнее было практически отстранено от управления государством и продолжало существовать как формальная инстанция для утверждения принятых сенатом и принцепсом постановлений. С другой стороны,  не являясь  наследственной, власть принцепса зависела от избрания в сенате.  Но поскольку предшествующий принцепс еще при жизни называл  своего  преемника (обычно сына – родного или приемного), сенат был заранее связан этим указанием. Силовым инструментом политики все чаще становилась армия,  принцепсы понимали  это,  хорошо  платили  и часто использовали ее в борьбе с сенатом и старой рабовладельческой аристократией.

В период  принципата произошли существенные изменения в положении государственных органов, сохранившихся от  предыдущей республиканской эпохи. Народные собрания  (сохранились только трибутные комиции) пришли в упадок, созывались все реже. Законодательная власть, судебные полномочия, избрание должностных лиц – все перешло к сенату  и принцепсу. Сохраняется лишь церемония: новое должностное лицо представляется народу после своего избрания. Авторитет собраний резко снизился, упала его посещаемость.

Сенат долгое время оставался ведущей политической силой. Его сенатус-консульты получили официально силу закона (I в.н.э.). Но реальный контроль за их применением осуществлял принцепс.  «Независимые» постановления сената чаще являлись формальным актом утверждения решений принцепса.

Магистратура сохранилась, но лишилась реальной власти, прежде всего административной и военной. Консулы председательствовали в сенате и выполняли отдельные поручения.  Народные трибуны не имели права вмешиваться в деятельность принцепса и находились в его распоряжении. Деятельность  эдилов сводилась к наблюдению за общественными местами и юрисдикции в области торговли.  Квесторы утратили финансовые полномочия  и превратились в хранителей архивов. Должность цензора упразднена,  а его функции перешли к принцепсу. И только претор еще сохраняет свои полномочия, оставаясь судьей по гражданским делам;  а вот роль  преторского  эдикта  в  развитии частного права падает,  ибо основным источником права становятся распоряжения императора. Замещение магистратур находилось в полной зависимости от принцепса, а сами магистраты все более оттеснялись императорскими чиновниками.

Неспособность старого аппарата власти осуществлять управление огромной империей вызвала необходимость создания специального административного и военного аппарата принцепса.  Отличительной особенностью  этого  аппарата  стало  отсутствие  выборности должностных лиц, все чиновники являлись слугами принцепса, которых он назначал и смещал по своему усмотрению.  Центром управления становится императорский дворец, где формируется совет (консилиум) с совещательными функциями и канцелярия принцепса,  которая имела отделы управления с необходимым штатом чиновников. На многие  должности  император  назначал  своих вольноотпущенников и даже рабов.

Из сословий сенаторов  и  всадников  принцепс  комплектовал высшую бюрократию империи.  К чиновникам этого ранга относились: префект претория,  командовавший императорской гвардией; префект урбис, обладатель  полицейской власти и представитель правосудия в Риме;  префект, ведавший финансами; наместник Египта; префект, организующий снабжение Рима продовольствием;  префект,  ведавший пожарной службой в Риме и отвечавший за порядок в ночное время и др.

Вновь созданный чиновничий аппарат, не имевший еще стройной системы и сравнительно малочисленный в первые века империи,  наряду с остатками республиканских органов управления,  поставленных на службу принцепсу, был надежной опорой власти последнего. Его деятельность дополняла гласная и негласная полиция, стражники и фрументарии, взявшие под жесткий контроль все сферы общественной и частной жизни граждан. Август создал полицейские войска численностью в  1000 человек во главе с префектом полиции и специальный корпус из семи когорт по 1000 воинов в каждой на случай пожаров.

Решающую материальную силу власти принцепса  и  государства составляла профессиональная  армия, организованная  по принципу найма. После реорганизации при Октавиане Августе она состояла из трех частей:  преторианской  гвардии (9 тыс.  чел.),  легионеров (300 тыс.  чел.) и вспомогательных частей (свыше 200  тыс.чел.). Первые и  вторые имели римское гражданство,  третьи – стремились его получить. Преторианцы занимали привилегированное положение – служили 16 лет,  их жалованье было в 3,5 раза выше, чем у легионеров, служивших 20 лет. Воины вспомогательных частей получали в три раза меньше,  чем легионеры, но служили 25 лет. Служба в армии обеспечивала материально,  приносила достаток, иногда достаточно высокий, позволяющий преторианцам и легионерам при уходе в отставку влиться в состав господствующего класса. Являясь опорой и символом могущества империи и императора, армия временами становилась самостоятельной силой, а принцепсы – ее заложниками.  Случались периоды,  когда армия свергала своих императоров едва ли не ежегодно.

Содержание административного и военного аппарата принцепса осуществлялось из его собственной казны (фиска).  Поступления  в фиск шли за счет ограбления провинций,  поскрипций, конфискаций, налогов – прямых (провинциальный,  подушной и т.п.) и  косвенных (с наследства,  за отпуск рабов на свободу и др.). За расходование этих средств принцепс ни перед кем не  отчитывался.  Расходы государственной казны,  находящейся в ведении сената, существенной роли не играли.

Произошли изменения и в управлении провинциями, ставшими составными частями Римской империи и  получившими единообразное устройство,  включая Италию. От былой самостоятельности в управлении не остается и следа. Повсеместно насаждается римская администрация, суд,  полиция, легионы или военные гарнизоны, императорское законодательство.

Провинции делятся на императорские и сенатские. Императорскими провинциями управляли назначаемые принцепсом легаты; доходы с этих провинций шли в фиск. Во главе сенатских провинций ставились проконсулы или пропреторы,  избиравшиеся по жребию сенатом. Финансовые поступления  из сенатских провинций шли в казну сената. Императорские провинции превосходили сенатские и по  численности (34 из 45), и по богатству.

Система государственного устройства принципата, сложившаяся в общих  чертах при Октавиане,  в последующем активно совершенствовалась. При императоре Адриане (117-138 гг. н.э.) в Риме был оформлен как государственное учреждение совет принцепса,  выросший из частного совещания. В задачи совета входила подготовка  императорских законодательных актов и текущих приказов по вопросам управления. В совет наряду  с  сенаторами  были включены лучшие знатоки римского права – юристы.  Члены совета стали получать  вознаграждение  за службу. Решения совета имели важное значение для внутренней политики империи. Было увеличено число государственных ведомств,  во главе которых вместо вольноотпущенников и рабов были поставлены знатные  всадники.  Адриан уничтожил откупную систему при сборе налогов с населения провинций.

Однако наиболее заметный след в реформировании системы управления оставил император Септилий Север  (193-211  гг. н.э.), считавший своими  важнейшими задачами укрепление института императорской власти, четкую организацию бюрократического аппарата и реформирование армии. При Севере был разработан основной принцип единодержавной монархии: император – единственный источник власти, воля императора – высший закон. В связи с этим изменилось положение сената и магистратов – традиционных носителей власти от  имени  народа. Сенат лишился права издавать законы и выбирать магистратов,  это право перешло к принцепсу. Сенат сохранялся в виде почетного органа – как дань исторической традиции.

Север реформировал государственный  аппарат,  ликвидировав различия между традиционными магистратурами (консулат, претура и др.) и чиновничьими должностями. Расширилась компетенция чиновников, высшие из них наделялись  судебными полномочиями;  вводилась система подчинения на основе титулов и званий;  наблюдалась милитаризация императорской бюрократии.  Изменяются функции префекта претория, он становится ближайшим помощником императора  по  управлению империей,  контролирует работу чиновников, наблюдает за ходом государственных дел. При Севере была завершена организация провинциальной администрации, штаты и компетенция которой также были расширены.  Организация управления в крупных городах поставлена под контроль особых императорских чиновников – кураторов.

Особое внимание Север уделил боеспособности армии,  повышению престижа  военной службы.  Военная реформа привела к существенному повышению денежного содержания рядовым воинам – до  500 денариев легионерам  и 1500 – преторианцам,  а также их командирам. Воины получили официальное разрешение приобретать  землю  и другое имущество,  вступать в законный брак и жить с семьей вблизи гарнизона. Изменения коснулись общего порядка прохождения  службы и возможности  повышения  в должности.  Основная часть воинских подразделений дислоцировалась вдоль границ империи.

Военная реформа  Севера не только привела к повышению боеспособности римской армии,  но и способствовала ее  бюрократизации, прирастанию к местам дислокации.

Государственная система принципата после реформ Септилия Севера встала на путь превращения в новую политическую структуру – доминат, абсолютную монархию.

Доминат. Последующие десятилетия (от Севера до Диоклетиана) были временем глубоких социальных процессов в обществе, связанных с общим кризисом рабовладельческой системы в Риме. Рабство как система хозяйства приходит в упадок. В среде свободного населения усиливается социальное расслоение. Возрастает значение колоната. Обостряется классовая борьба. Становятся массовыми выступления свободного малоимущего населения и городской бедноты. Имперские захватнические войны сменяются оборонительными. Не ослабевает борьба покоренных Римом народов за независимость. Массы «варваров» (приграничные с Римской империей германские племена) взламывают границы империи. В среде рабовладельческой знати обостряется борьба за власть. Решающей силой внутренней политики вновь становится армия. Долгая череда правления «солдатских императоров» (17 императоров за 50 лет) полностью разобщила господствующий класс, привела к общей деградации политических институтов империи. Ситуация вышла из-под контроля. Обвал империи неизбежен, решающим фактором является время.

С приходом к  власти Диоклетиана (284 г.  н.э.) начинается «собирание» империи,  укрепление ее властных институтов.  Власть императора приобретает  деспотические  черты,  по типу восточной деспотии, устанавливается рабовладельческая абсолютная  монархия – доминат.  К этому времени от республиканских традиций не осталось и  следа,  муниципально-полисная  идеология  стала  далеким прошлым. При  доминате республиканские учреждения потеряли общегосударственное значение.  Всесильный  некогда  сенат  полностью подчинился императору и превратился в муниципальный совет г. Рима, а магистраты стали типичными муниципальными чиновниками.

Государственный строй  империи приобретает новые очертания. На вершине властной пирамиды находится император с внешними элементами восточного колорита: недоступность, сложный придворный церемониал, божеские почести. Однако династической  преемственности власти  не  сложилось, вопрос о престолонаследии остается неурегулированным, фактически преемник или указывается самим предшествующим императором или  же становится им по воле армии. По сравнению с принципатом,  полномочия императора не имеют правовых ограничений, он абсолютный монарх, верховный военачальник. При жизни его власть обожествляется,  а после смерти он сам, с учетом заслуг, причисляется к лику богов, культовые обряды и поминания которого считаются обязанностью для верующих.  Все население империи превратилось  из граждан в подданных и даже рабов императора. Государственная религиозная  идеология  утверждала, что раб и свободный, богатый и бедный в одинаковой степени равны перед богом, т.е. императором.

Центральным органом власти является государственный совет – консисториум, состоящий из высших должностных  лиц,  назначаемых императором. По предложению  императора  он обсуждает различные вопросы государственного управления, текущего законодательства и судебные дела,  восходящие в инстанционном порядке к императору; как судебная инстанция, совет выполнял функции аудиторского  суда (суда присяжных). Решающим голосом в совете обладал только император.

Особое место  в  системе властных структур занимает императорский двор. При дворе сосредоточено большое количество различных придворных чиновников,  имеющих в то же время характер органов центрального управления. Наиболее важными из них являются: управляющий императорским  дворцом;  начальник личной канцелярии императора, он же управляющий всеми чиновниками; государственный канцлер; управляющий  государственной казной  и сбором налогов; управляющий императорским имуществом и др. Ведущее место в иерархии чиновников занимал главный юридический советник императора. Именно с его деятельностью связана огромная работа по систематизации и кодификации римского права, подготовкой и проведением важнейших социально-экономических и политических реформ императоров Диоклетиана и Константина.

Высшие государственные управления, как правило, назывались «священными», поскольку непосредственно зависели от «священного дворца» и доминуса. Управление по сбору налогов с населения называлось  «священной щедростью императора». Дворцовые должности, названия которых указывали на  обслуживание  личности императора, например, «начальник священного ложа», считались наивысшими в империи.

Реальное государственное управление сосредоточивается в руках имперских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм  и подвергается специальной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные;  в каждой из этих градаций образуется определенная иерархическая лестница,  причем  каждой  ступени  в  этой лестнице соответствует особый титул;  каждому чиновнику назначается определенное жалованье — соответственно титулу и рангу. Все они получают  внешние знаки отличия и особые привилегии (в частности, право на пенсию).

Произошла централизация управления полицейскими силами империи, включая службу безопасности,  которые возглавил начальник императорской канцелярии, в Риме и других крупных городах – префект города.

Государственно-правовое развитие  Римской империи во многом определялось реформаторской деятельностью императоров Диоклетиана (284-305 гг. н.э.) и Константина (306-337 гг.  н.э.). Их реформы существенным образом повлияли на государственное устройство и  государственное регулирование экономики империи периода поздней античности.

Реформа Диоклетиана  в  области государственного устройства была обусловлена необходимостью усиления государственной  власти для защиты рабовладельческого строя от любых посягательств внутри страны (восстаний рабов,  колонов и др.) и извне,  стремлению покоренных Римом  народов к отделению.  С этой целью Диоклетиан, имея в виду прежде всего укрепление центральной власти и  усиление ее воздействия на провинциальные звенья управления, разделил империю на две части – Западную и Восточную, назначил себе соправителя, присвоив ему титул Августа, с возложением обязанностей по управлению частью империи.  В каждой  половине  империи  стал свой император, но Диоклетиан сохранил  за собой право высшей власти для обеих  частей империи. Первоначально  эти  половины рассматривались как части единого государства. Единым было и законодательство, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Затем  для удобства управления каждый из императоров назначал себе соправителя – цезаря, и тоже с приставкой Августа. В результате этого каждая половина империи была поделена еще на две части. Обособление их стало вопросом времени, но официально  правление четырех императоров (тетрархия) считалось властью единой «императорской семьи», возглавляемой Диоклетианом. Произошло упразднение деления провинций на императорские и сенатские. Провинции были разукрупнены, вместо 45 создается 101 провинция.

С учетом нового государственного устройства произошло реформирование армии. Законодательно закрепив деление армии на пограничные и мобильные войска,  увеличив их на треть и сохранив принцип добровольного найма,  Диоклетиан вместе с тем ввел  рекрутский набор  в  армию. Он обязал владельцев рабовладельческих поместий поставлять в армию определенное в зависимости от размеров их земельных владений количество рекрутов из числа проживавших на их землях колонов, арендаторов и других зависимых людей.

Особенно остро встала проблема государственного регулирования экономики. Нужны были значительные средства на содержание императорского двора, многочисленного чиновничьего аппарата,  армии  и  полиции.

Диоклетиан прибегает к чрезвычайным мерам, пытаясь урегулировать налогообложение, ценовую политику и денежное  обращение. Его денежная реформа (286 г. н.э.) началась с прекращения выпуска низкопробной монеты и замены ее на новую полноценную.  Однако реформа не  удалась – государство не располагало необходимым запасом золота в слитках, обесценивание денег продолжалось.

По-иному сложилась реформа налогообложения. Существовавшая налоговая система была крайне запутанной и мало эффективной. Диоклетиан ввел единый прямой налог – поземельно-подушной, взыскиваемый в натуральном выражении. Для точной раскладки налогов и их своевременного  поступления были введены всеобщая перепись населения и поземельный кадастр. На учет взяли все – население  империи, количество и качество обрабатываемой земли, доходность имений, ремесленных мастерских и т.д.  Налоговые ставки значительно увеличены. Подушное обложение сочеталось с натуральными податями в виде зерна, мяса, шерсти, вина и т.п. В интересах стабильности налоговых поступлений  население  города  и села прикреплялось к месту жительства и роду занятий,  профессии.  Вводилась  ответственность землевладельцев  и  городских властей за своевременное поступление налогов.

Представляет интерес и политика правительства против ростовщичества, чрезмерного повышения цен на товары и услуги, регулирования заработной платы. Особенно любопытным в этом отношении по своей радикальности представляется известный «Эдикт  о  ценах на товары»  301 г.,  в котором устанавливалась общая для всей империи такса на все товары и работы;  требование цены или платы свыше этой таксы каралось высокими штрафами. Понятно, что такое принудительное регулирование товарно-денежных отношений не встретило поддержки господствующего класса и через несколько лет этот эдикт был отменен.

Император Константин  продолжил начатые Диоклетианом реформы. Прежде всего была завершена денежная реформа. Вновь выпущенная золотая монета (солид), в основу которой было положено чистое золото, сделалась основной единицей счета во всей империи. Стабилизировалось денежное обращение. Натуральные налоги были заменены денежными.  Основной формой расчета стали  деньги, однако при господстве  натурального  хозяйства  на обширных территориях империи сохранение натурального обмена было естественным. Принципиально важно  другое:  упорядочение налогообложения привело к фактическому прикреплению колонов и ремесленников к земле и профессии. Начиная с 317 г. эдиктами Константина были прикреплены к своей профессии  мастера  монетного  дела,  корабельщики, оружейники, кожевники,  ткачи,  плотники  и другие ремесленники, которым предписывалось «навсегда оставаться в своем  состоянии». Константин указом 332 г. н.э. предписал беглых колонов возвращать назад и содержать в цепях,  как рабов. Вследствие этого колон лишается  своей прежней свободы,  юридически прикрепляется к той земле,  на которой он записан. Закон 357 г. запретил землевладельцу продавать землю без сидящих на ней колонов.

Наследственной и принудительной становится военная  профессия: сыновья солдат должны также быть солдатами, и лишь недостающее количество пополняется рекрутами и отрядами  из  варварских племен. Константин сохранил деление на пограничные и маневренные войска. Но маневренные войска,  ставшие военной опорой домината, подверглись реорганизации; их наиболее боеспособная часть составила дворцовые войска,  расквартированные в Риме и других столицах империи. Вся совокупность войск внутри страны получила общее название – полевые войска. На случай ведения завоевательных войн создавались оккупационные войска.  Когорты преторианской гвардии были расформированы (312 г.  н.э.), их место заняли отряды дворцовой стражи. Общее руководство военными делами империи было передано особому «начальнику войск» и его помощнику – «начальнику конницы».

magref.ru

Государственное устройство Римской Империи в период принципата

Император

Центральной
фигурой государственного аппарата, безусловно, являлся император, принцепс. Несомненно,
само появление после столетий республиканских традиций фигуры, обладавшей
властью, сравнимой с властью царей является важной особенностью.

После
27 года до. н. э. в лице одного человека объединялось множество республиканских
магистратов, которые формально продолжали существовать, и это является одной из
основных отличительных черт положения принцепса.

Так
Август в 23 году до н. э. получает пожизненную трибунскую власть, potestas tribunnica, но не
само звание народного трибуна, коим не может стать патриций. Таким образом,
персона принцепса становится неприкосновенной, он получает право veto, а также право вносить законопроекты на заседаниях сената, используя
данное право, Август издаёт законы, реформирующие семейную жизнь. [13] Кроме того, обладание властью трибуна должно было, как бы
символизировать демократические истоки власти Августа.[14]
После августа и другие принцепсы наделяются пожизненной властью трибуна.
Трибунская власть уходит вместе с принциатом в третьем веке.

В 43 году до н. э. Август
становится консулом, в конечном итоге он был консулом тринадцать раз, превзойдя
в количестве консульства Мария, который до него держал лидерство. В след за
Августом и другие принцепсы становятся многократно консулами, так Тиберий был
консулом пять раз, а Домициан семнадцать раз, таким образом, император обладают
консульским imperium maius.

Цензорские полномочия также
принадлежат принцепсу, Август принимал их трижды, что позволило ему «вычистить»
сенат. В 43 году цензором становится Клавдий, в 73 году Веспасиан и Тит, а
начиная с Домициана, император обладает пожизненно полномочиями цензора.

В 13 году до н. э., после смерти
Эмилия Лепида, Август избирается верховным понтификом, становясь главой римской
религии, в купе с трибунской властью фигура Августа становится окончательно
обожествлённой. Так описывает его Н. А. Машкин: «Религиозную санкцию своей
власти Август находил и в том, что слова «diui filius» сделались частью его
имени и, наконец, в том, что он был назван Августом. Насколько была велика эта
чисто религиозная санкция власти Августа, показывают некоторые надписи,
особенно провинциальные. На божественную сущность власти Августа неоднократно
указывают поэты того времени (Вергилий, Гораций, Проперций, Овидий)»[15]

После Августа должность принимает
и Тиберий, а в след за ним верховными понтификами становятся в основном
императоры, такой порядок существует до четвёртого века. Сам факт того, что
император является понтификом, делает его схожим с первыми царями, которые
также занимали эту должность.

Также
важно учитывать, что в эпоху принципата Рим активно ведёт оборонительные войны,
и на основе этого император имеет проконсульскую власть, imperium proconsulare,
[16] как над всеми римскими
территориями в целом, так и над «императорскими» или «незамирёнными»
провинциями в частности, император лично назначал своего наместника, легата, в
такие провинции. Проконсульская власть подразумевала как гражданскую, так и
военную власть, а учитывая то, что большинство легионов находилось в
императорских провинциях, император получал командование над большей частью
римской армии.

Особенности
мы также можем увидеть в самих императорских титулах, коих Август принимает
множество. Во-первых, следует упомянуть титул «отца отечества», присвоенный ему
во 2 году. «Этот титул, известный и ранее,
например, его имел Марк Цицерон, в системе высших прерогатив Августа имел
особое значение в качестве своего рода моральной основы всех юридических
полномочий правителя, приравнивая его как отца нации к отцу семейства
единодержавно, строго, но в тоже время заботливо правящего народом как своими
детьми».[17] Далее большинство римских императоров вплоть до
Константина принимают этот титул. Хотя, впрочем, наследник Августа, Тиберий
отказывается от звания отца отечества, как и от императорского титула, об этом
говорит Светоний.[18]

Также в руках императора были сосредоточены обширные судебные
полномочия, так как в силу imperium maius Август, вероятно, лично разбирал в Риме уголовные дела
и выносил смертные приговоры. По некоторым делам решение императора было высшей
судебной инстанцией. В Рим из всех провинций стекались граждане, обвинённые в
тяжких преступлениях на суд к императору. [19]

Формально
принцепс это председатель сената, но после «реставрации республики» 27 года до
н. э. в руках Августа, а после и других императоров, оказалась вся полнота
власти.[20] О том же мы можем читать у
Н. И. Машкина, который также отмечает, что произошла трансформация терминов и
слово «принцепс» отныне означало не только первый среди сенаторов, но и просто
первый человек в государстве, «первый среди равных», что подчёркивает желание
Августа показать свою связь с республиканскими традициями.

Новое
значение приобрёл и титул «император», ведь, как известно, во времена
республики это был лишь триумфальный титул полководца. Август же включил его в
состав своего имени, чем желал подчеркнуть свою особую связь с войском. Таким
образом, титул императора стал ассоциироваться с высшей военной властью, а
позже закрепляется традиция называть всех римских правителей императорами, что,
по мнению Н. И. Машкина, не совсем соответствует юридическим нормам ранней
империи, но всё, же не противоречит реальному положению дел. [21]

Подчеркнуть
свой статус «первого среди равных» Август пытался ещё и внешним видом, так
изначально таких атрибутов абсолютной власти, как скипетр, корона, вышитый
золотом плащ не было, они появились значительно позже. Август же носил одежду
подобающую республиканскому консулу — тогу с пурпурной оторочкой или в военное
время доспехи с накинутым пурпурным плащом.[22] Что весьма логично,
учитывая острую неприязнь римлян к царским атрибутам, так например, очень
многие были возмущены креслом Цезаря в сенате, называя его не иначе как троном.
И Август, помня о печальном конце своего дяди, чей когномен он сделал одним из
своих титулов, не мог не учитывать его ошибок.

Власть
императора же наследственной в чистом виде не была, и существовали разные
способы её передачи, что является важной особенностью принципата, как
монархической формы правления. Так Тиберий был обозначен как единственный
наследник в завещании Августа, и после его смерти ему незамедлительно
присягнули ключевые чиновники в Риме, сенат и легионы, об этом мы можем читать
у Р. Гарая[23].

Власть
императора основывалась на законе, издаваемом сенатом при восхождении нового
императора, (lex de imperio). В статье Н. Великановой мы можем читать, что существует
традиция, основанная Моммзеном, согласно которой основными участниками
наделения принцепса властью являются сенат и армия.[24] Тут ярким примером является
Веспасиан, в 69 году в Александрии провозглашенный императором был поддержан значительной
частью войск, после чего он нанёс поражение Вителлию. Далее Веспасиан получает
поддержку сената, а затем и цензорскую должность, так это события описывает В.
И. Кузищин: « В 69 г. сенат принял «закон о верховной власти Веспасиана», по
которому ему даровались все те права, которыми пользовались принцепсы династии
Юлиев — Клавдиев, начиная с Августа. Стремясь обезопасить себя от возможной
оппозиции в сенате и пополнить его состав за счет способных людей и своих
сторонников, Веспасиан принял в 73 г. полномочия цензора и провел пересмотр
списка сената, исключив из него своих противников и запятнавших себя сенаторов»[25]

Сам
Октавиан Август так говорил о своей власти: «Я превосходил всех своим
авторитетом, власти же я имел не более чем другие, кто был коллегой моим по
магистратуре».[26]
И если во время правления самого Августа в этом изречении была доля правды, то
его последователи со временем всё больше и больше тяготели к единоличной
власти.

Сенат

Важные
особенности мы можем найти, рассматривая сенат эпохи принципата. Так важнейший
республиканский орган продолжал своё существование и формально не претерпел
значительных изменений, оставаясь де-юре высшим органом государства.

Во-первых,
следует упомянуть численность сената. Так после гражданской войны в составе
сената было порядка тысячи членов, так как противоборствующие стороны старались
вводить в состав сената как можно больше своих сторонников, из-за чего в сенате
оказалось множество «сторонних» людей. Август же, используя цензорские
полномочия, о чём уже шла речь выше, «вычистил» сенат, вернув его численность к
республиканским шести сотням. Имея цензорские полномочия, принцепс мог
контролировать состав сената, так в 73 году Веспасиан исключил из сената ряд
оппозиционеров и ввёл представителей провинций за границами Италии, о чём также
уже шла речь выше.

Особенности
мы можем выделить и в функциях сената, так к нему переходят некоторые функции
народных собраний, появляется судебная и законодательная власть, некоторые
функции переходят к принцепсу. Также как уже говорилось выше, после 27 года
сенат стал управлять старыми, «замирёнными» провинциями через пропреторов или
проконсулов, такое своеобразное разделение территориального управления,
безусловно, является важной особенностью. Также у сената имеется отдельная, но
зависимая от императора казна – эрарий. [27]

Кроме
того, в составе сената был образован специальный совещательный орган, связующее
звено между сенатом и принцепсом. Этот орган носил название consilium principis и состоял из консулов,
представителей других магистратов и пятнадцати сенаторов, избираемых по жребию,
и выполнял консультативные и законотворческие функции.[28]

В
правление Тиберия функции сената расширились, в силу упразднения избирательных
комиций, к нему переходят функции выборов магистратов. Таким образом, формально
сенат становится не только высшим законодательным, но и высшим избирательным
учреждением. В целом же Тиберий старался в отношении сената следовать политике
своего предшественника, устанавливая с сенатом обширное сотрудничество. Но со
временем отношения Тиберия с сенатом ухудшаются[29], так описывает это Р.
Гарай: «Однако его попытка превратить сенат в преданного союзника была
предпринята слишком поздно: бессилие сената стало необратимым».[30]

В
общих чертах сенат эпохи принципата можно описать словами Н. Машкина:
«Юридически полновластное учреждение, сенат послушно принимал предложения
Августа, которые обычно разрабатывались в совете принцепса».[31]

Народные собрания

Такой
важный республиканский институт как народные собрания тоже претерпевает в эпоху
принципата значительные изменения, постепенно теряя своё значение, являющиеся логическим
продолжением кризиса комиций, который начался в первом веке до н. э. с
распространением римского гражданства.

При
Августе продолжали собираться народные собрания, на них принимались законы,
предложенные самим Августом или другими магистратами. Также на комициях
происходили выборы магистратов, но эти выборы не были свободными, так как
голосовали за тех, кого указывал Август, в силу так называемого «права
рекомендации», таким образом, комиции становятся послушным инструментом в руках
Августа, теряя своё политическое значение. Впрочем, следует отметить, что
комиции начали терять свой вес ещё с началом борьбы между Цезарем и Помпеем. [32]

После
смерти августа, Тиберий в 14 году н. э. ликвидировал избирательные комиции,
законодательные собрания в формальных целях изредка собираются и дальше, но к
концу первого века отмирают и они. Ф. Зеленский красноречиво описывает это
событие: «Собрания рухнули как прогнившее дерево: народ некоторое время роптал,
но достаточно легко примирился с утратой своих привилегий и не отказал в
послушании монархии, которая гарантировала ему то, что было для него самым
главным – относительное благосостояние». [33]

Магистраты

При
Августе сохранились все республиканские магистратуры, но свои полномочия они
сохраняли лишь формально и из выборных превратились в назначаемые, о чём уже
шла речь выше. Кроме того, власть большинства магистратов была сосредоточена в
руках принцепса, о чём также шла речь выше.

Хоть
консулы и потеряли своё прежнее значение, консулат всё ещё был весьма почётным
и многие граждане стремились к нему, в связи с чем, на один год стали
назначаться не два, а несколько консулов. Так в правление Коммода, в 189 году,
было назначено двадцать пять консулов, таким образом, консулат становился лишь
почётным титулом.

Цензура
также теряет своё прежнее значение, так как ценз и составление сенатских
списков проводились теперь только самим императором.

Преторская
должность также претерпевает некоторые изменения, но её функции даже несколько
расширяются, преторы стали заведовать организацией игр, а также государственной
казной, эрарием. [34]

Трибунская
власть находилась в руках принцепса, а сами народные трибуны теряют своё право veto, а вместе с ним и своё значение. «В
тех случаях, когда заседание созывалось Августом и когда по его предложению
принимались какие-либо постановления, трибунское veto не имело своего обычного значения»[35] К концу второго века
трибуны, также как и эдилы перестают назначаться вовсе.

Императорский
бюрократический аппарат

Наряду
с вышеперечисленными республиканскими магистратами развивался также
императорский бюрократический аппарат, приобретавший всё большее значение.
Создавая этот аппарат, Август в первую очередь использовал личные связи,
назначая лично людей для выполнения его поручений. Ими часто становились
вольноотпущенники или не граждане Рима, но на высшие должности назначались
выходцы из первых сословий.

Так из
сенаторской среды избирался префект города, в функции которого входила охрана
безопасности и порядка в Риме, судебное разбирательство, издание законов
принцепса. В правление Августа эта должность замещается нечасто, но при его приемниках
префект города приобретает всё большее значение. Также существуют должности
префекта анноны, ответственного за снабжение города продовольствием, и префекта
стражи, ответственного за охрану города.

В
качестве наместников в императорских провинциях также из сенаторского сословия
назначались легаты пропреторского ранга, о чём шла речь выше.

Большое
значение в императорском бюрократическом аппарате также имели люди из
всаднического сословия. Венцом карьеры всадников была должность префекта
претория, командующего преторианской гвардией. А учитывая большое влияние этого
подразделения в эпоху принципата, ведь, как известно преторианская гвардия
оказывала существенное влияние на политическую обстановку в Риме, свергая
непопулярных императоров и расширяя власть сильных, эта должность является
весьма значимой, что также является важной особенностью империи эпохи
принципата. Также из числа всадников назначался префект Египта, который
управлял этой провинцией, учитывая её особый статус.

Важную
роль играли прокураторы, являвшиеся финансовыми представителями за пределами
Италии. В обязанности прокураторов входил сбор налогов, управление небольшими
провинциями, а также различные хозяйственные функции. Прокураторы назначались
из всаднического сословия, а также из числа вольноотпущенников. Также из
вольноотпущенников и рабов императора формировались низшие ступени
бюрократического аппарата, которые со временем приобрели существенное значение.
[36]

В эпоху принципата образовывается уникальный
государственный строй, сочетающий в себе как старые республиканские институты,
постепенно теряющие своё значение, так и новые имперские органы
государственного управления, со временем приобретающие всё больший вес.


Особенности общественного устройства Римской Империи
Особенности общественного строя Древней Индии
Возникновение каст древнеиндийского общества
Особенности развития Северной и Южной Италии в ХIV-ХV вв
Особенности общественно-политической жизни Кузбасса 1990 г
Августовский путч 1991 года и распад СССР в жизни Кузбасса
Общественно-политическая жизнь в России в 1992-1993 гг
Проведение выборов в первую Государственную Думу
Обстановка в Кузбассе весной-летом 1993 года
Силовая коллективизация хозяйств в Казахстане
Установление колхозного строя в Казахстане
Отмена крепостного права в Беларуси
Реформирование социалистической экономики



biofile.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о