Содержание

Туполев Андрей Николаевич — биография и достижения

ТУ-104, ТУ – 124, ТУ-134 и еще более 100 разновидностей моделей самолетов разработал всего один человек – гениальный конструктор Андрей Николаевич Туполев (10 ноября 1888 г. -23 декабря 1972 г.). Благодаря ему весь мир получил технологию производства грузовых и пассажирских самолетов, военных и гражданских аэропланов. Собственно, можно без преувеличения сказать, что благодаря Андрею Николаевичу наша страна получила современную систему моделей  самолетов, которые сегодня лишь модифицируются с учетом современных потребностей.

Удивительно, что такой талантливый человек родился в дворянской семье, где мало внимания уделялось техническому образованию детей. Но еще со школьной скамьи он начал увлекаться механикой и техникой, мечтая о том, что создаст такой прибор, который бы позволил человеку летать в небе. В 1908 году он стал студентом технического училища в Москве, где с особым рвением стал заниматься в кружке воздухоплавателей. Уже через пару лет он оказался в небе, совершив свой первый полет на планере, который сам же и смастерил вместе с командой таких же энтузиастов-студентов.

Нельзя сказать, что Андрей Николаевич Туполев был прилежным студентом, он как и молодежь того революционного времени активно участвовал в политической и общественной жизни страны. Из-за участия в студенческом мятеже 1911 года, его исключили из университета, он был вынужден отправиться в Тверь, где жила его семья. Это была его не последняя ссылка, уже в советский период истории нашей страны, он будет вынужден по политическому доносу оставить любимое дело. Но до второй ссылки был период, когда наша страна узнала этого талантливого конструктора.

Карьера Туполева А.Н.

 

Уже через 5 лет он работает в авиационном бюро, где создает первые аэродинамические трубы, эта работа сблизила его с не менее талантливым конструктором Жуковским, их «творческий» союз принес СССР создание научного института – ЦАГИ, где и началось создание Туполевым первых самолетов. Этот период принес много открытий как самому Туполеву, так и СССР в целом. Именно он первый конструирует цельнометаллические самолеты, разрабатывает особый сплав алюминия для строительства самолетов. Его первый самолет назывался АНТ-1 (1923 год), за ним последовал АНТ-2, АНТ3. С этого периода Андрей Николаевич начинает налаживать процесс производства серийных самолетов для гражданской и военной промышленности. Конечно, особую помощь в процессе создания самолетов послужили заграничные командировки в США, Германию, Францию. Туполев как губка впитывал разработки иностранных держав, создав неповторимые самолеты.

В тот период советское общество сосуществовало с массовыми доносами и постоянными репрессиями. Не избежал необоснованного обвинения и Андрей Николаевич (не удивительно, что кто-то в научном обществе завидовал гению и таланту конструктора), его осудили в 1940 году к лагерным работам на 15 лет. Но военное время все расставило по своим местам, и с 1941 года Андрей Николаевич продолжает работать на авиационную промышленность СССР. Правда, во время своей ссылки, он продолжал разрабатывать новые модели военных самолетов, так в этот период в небо взмыл ТУ-2.

В военное время Андрей Туполев работал на авиационном заводе, разрабатывая и совершенствуя модели самолетов. Благодаря ему воздушное пространство нашей страны защищали ТВ-1, СБ, а морские границы охраняли торпедные катера, на которыми также работал Андрей Николаевич.

Смолеты Туполева А.Н.

 

Не стоит забывать, что самолеты Андрея Николаевича не только служили военным целям, самолеты Туполева любили рекордсмены, предпочитая легкие летательные аппараты для установления мировых рекордов. На его самолетах спасали экипаж с Северного полюса, благодаря его летательному аппарату был совершен полет без пересадок в США, с трапов его самолета пассажиры отправлялись в научные экспедиции и летали на отдых в Крым. Благодаря его разработкам и образовалась компания «Аэрофлот», где основой авиационного парка и стали самолеты Туполева.

Конечно, у такого талантливого человека немало званий, он не раз становился героем СССР, он долгое время являлся членом Академии наук, он входил в состав научных обществе таких держав как Великобритания, США, Франция.

Невозможно поверить, что у такого занятого человека была и личная жизнь. Он женился на простой девушке Юлии, от этого брака на свет появилось двое прекрасных детей – Алексей (он пошел по стопам отца и стал работать в ОКБ «Туполев») и Юлия, которая выбрала для себя профессию доктора. Его имя увековечено на улицах, площадях и памятниках в разных городах нашей планеты. К его творчеству уважительно продолжают относиться и в наши дни, ведь созданные им модели стали основой авиационного парка России и мира. Его разработанные принципы продолжают уживаться в современных конструкциях, взмывающих в небо.

 

historytoday.ru

Туполев, Андрей Николаевич — Википедия. Что такое Туполев, Андрей Николаевич

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября [10 ноября] 1888[1] — 23 декабря 1972) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.

Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Биография

Детство

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в селе Пустомазово (57°03′20″ с. ш. 37°18′29″ в. д.HGЯO ныне — Кимрский район, Тверская область) в семье провинциального нотариуса. Русский. По происхождению по матери из дворян.[2]. Мать — Анна Васильевна (1850—1928) (урождённая Лисицына), родилась в Торжке в семье судебного следователя, окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери.

Отец, Николай Иванович Туполев (1842—1911), был родом из Сургута, выходцем из сибирских казаков. Учился на юриста в Санкт-Петербургском университете, сочувствовал революционерам-народникам. Хотя и не участвовал в деятельности народнических организаций, после убийства Александра II был выслан из Санкт-Петербурга. Родители Туполева купили на сбережения Анны Васильевны небольшую усадьбу Пустомазово, где занялись сельским хозяйством.

Высшее образование

Ещё во время обучения в Тверской гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член Воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором в 1910 году самостоятельно совершил первый полёт. В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в студенческих волнениях и за распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в Москву в Училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путём доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолётостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжёлому железу — с другой.

В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6), с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолёт АНТ-25

[3]. В 1934 году появился многомоторный самолёт АНТ-20 («Максим Горький»). Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Г. К. Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены А. Н. Туполев (ПГУ) и Н. М. Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 г., когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогло Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Г. Форда, Д. Кристи и Г. Кёртисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским

[источник не указан 329 дней][4] возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолётов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности, принятым в ВВС РККА. Благодаря В. М. Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолёт фирмы Дуглас DC-3.

Создатель самолета Ту-2. В апреле 1939 года проект получил внутреннее обозначение «изделие 57» и официальное — самолёт «ПБ» (пикирующий бомбардировщик). Имелось и официальное наименование машины — «ФБ» (фронтовой бомбардировщик). Ту-2 был вторым по важности советским двухдвигательным бомбардировщиком, разработанным Андреем Туполевым после ареста. На базе Ту-2С выпускался разведчик Ту-2Р, ничем, кроме наличия фотоаппаратов в фюзеляже, не отличавшийся от серийных машин, который также мог носить полноценную боевую нагрузку.

Производство первоначально было организовано на заводе № 22 в Казани, затем на заводе оставили головное производство, а серийно самолёт строился на 23-м заводе в Москве и 166-м заводе в Омске. Во время войны было выпущено 800 самолётов, из которых на фронт попало около 750 машин.

Серийный выпуск Ту-2 продолжался с 1942-го по 1952-й годы (в 1941-м году 1 опытный экземпляр). В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций, не считая опытных, и переоборудовали в УТБ 176 бомбардировщиков.

Создатель стратегического бомбардировщика Ту-4.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114. 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144

Арест и заключение

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолётов иностранной разведке. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова, в разговоре с ним И. В. Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вёл сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов).Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[5].

Член ЦИК СССР. Депутат ВС СССР (1950—1972 годы).

Скончался 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[6].

Семья

Общественно-политическая деятельность

Андрей Николаевич Туполев не состоял в КПСС[7]. Неоднократно избирался депутатом Советов различных уровней.

Память

  • Могила Туполева на Новодевичьем кладбище Москвы

  • Могила жены Туполева на Новодевичьем кладбище

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, г. п. Сокол.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева), 4 июня 2014 года в Казани — в сквере на пересечении улиц Декабристов, Гагарина и Королёва — был открыт памятник А. Н. Туполеву.
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А. Н. Туполеву и И. И. Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[8]. Имя Туполева также было присвоено устиновской средней школе, на ней также установлена мемориальная доска в память о герое.[1]
  • Московский машиностроительный завод «Опыт» имени А. Н. Туполева.

Награды и звания

Примечания

  1. 1 2 Юрий Крюков. Туполев. Возвращение в Пустомазово. — Кимры, 2008. — 128 с.
  2. ↑ http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10008
  3. ↑ Н. Гордюков, «Самолёт из легенды» Архивировано 30 сентября 2012 года., Моделист-Конструктор, 8-1978
  4. ↑ Входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка. В 1937 г. был арестован по делу М. Н. Тухачевского. Расстрелян в 1943 году
  5. ↑ Туполев Андрей Николаевич в базе данных memo.ru
  6. ↑ Могила А. Н. Туполева на Новодевичьем кладбище
  7. ↑ Бодрихин, 2011, с. 3.
  8. ↑ Мемориал А. Н. Туполева

Литература

Ссылки

wiki.sc

Туполев Андрей Николаевич, подробная биография

(1888-1972) советский авиаконструктор

Для современного человека реактивный самолет настолько привычен, что мы даже не задумываемся, что каких-нибудь тридцать лет назад их еще не было. Удивительно, но, когда начиналась работа над Ту-104 — первым пассажирским реактивным самолетом, высказывались сомнения в том, что обычный человек сможет выдержать полет со скоростью 1000 километров в час.

Сама же идея строительства подобных самолетов возникла почти семьдесят лет назад, когда в далеком 1918 году Туполев закончил МВТУ и стал заниматься совершенно новой тогда областью — аэродинамическим расчетом самолетов. Со своим учителем, академиком С. А. Чаплыгиным, он впервые разработал методику расчета самолета как единого целого.

Как и многие другие конструкторы, Андрей Николаевич Туполев занимался не только авиацией. Он проектировал скоростные глиссеры и даже аэросани. Но с 1922 года он становится одним из ведущих авиаконструкторов страны. Именно тогда в составе ЦАГИ — основанного Жуковским аэрогидродинамического института — было создано конструкторское бюро Туполева.

С самого начала отличительной чертой его конструкторского подхода стало решение проблем, казавшихся всем принципиально неразрешимыми. Так, например, Андрей Туполев первым спроектировал и построил цельнометаллический самолет. Не слушая возражений тех, кто утверждал, что подобная машина будет слишком тяжелой и не сможет подняться в небо, конструктор доказал, что по своим летным качествам она значительно превосходит все известные в то время модели самолетов. Любопытно, что в Европе аналогичные машины стали строить лишь через несколько лет.

Творческая фантазия Туполева была поистине безграничной. Под его руководством был создан знаменитый самолет «Родина» (АНТ-25), на котором были совершены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку. В 1936 году, когда самолет увидели американцы, они восприняли его появление как событие едва ли не более значительное, чем сам полет Чкалова.

Однако сам конструктор в это время находился в заключении. Как и многие другие, в тридцатые годы Андрей Туполев был оклеветан и более чем на десять лет оказался оторванным от семьи и научных исследований. Лишь с началом войны ему было разрешено вернуться к конструкторской работе.

В годы войны он создал фронтовой бомбардировщик Ту-2, а также целое семейство торпедных катеров, отличавшихся высокими динамическими качествами.

В первые послевоенные годы конструктор продолжал строить военные самолеты. На них было установлено множество мировых рекордов по дальности полета, высоте подъема грузов и скорости, а также выполнено 28 уникальных перелетов. Наиболее известен спроектированный им реактивный бомбардировщик Ту-16.

Одним из первых, Андрей Николаевич Туполев перешел к пассажирскому самолетостроению. Созданный им первый реактивный самолет Ту-104 стал легендой отечественного самолетостроения.

В нем наиболее полно воплотились те принципы и подходы, которые конструктор вынашивал всю жизнь.

Девизом Андрея Туполева всегда были слова: «Некрасивая машина никогда не будет летать». Вот почему все спроектированные им самолеты отличались не только высокими техническими качествами, но и прекрасным внешним и внутренним дизайном. Они были удобны как для пассажиров, так и для летчиков и радовали глаз своими пропорциями.

Туполев впервые организовал в составе своего бюро специальный отдел, который занимался разработкой внутренней отделки самолета. На протяжении многих лет его возглавляла жена конструктора, Юлия Андреевна Туполева. Спроектированные ею интерьеры самолетов напоминали хорошо обставленные гостиные, где человек чувствует себя уютно и комфортно и может расслабиться и отдохнуть.

Андрей Николаевич Туполев впервые в практике самолетостроения применил и другое новшество — полную герметизацию самолета. Независимо от высоты полета давление в кабине оставалось почти таким же, как и на земле. И пассажиры, и летчики во время полета почти не испытывали никаких неприятных ощущений. Даже окна оставались всегда прозрачными, потому что были снабжены специальной системой подогрева.

После Ту-104 Андрей Туполев создал целое семейство пассажирских реактивных лайнеров. Среди них — небольшой самолет Ту-124, способный садиться на аэродромы без покрытия, а также первый в истории самолетостроения сверхдальний пассажирский самолет Ту-114.

Последняя модель, над которой конструктор работал до самого конца жизни, была такой же новаторской, как и все остальные. Это был первый в истории сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Однако увидеть свою мечту воплощенной в реальный образ конструктор не успел, поскольку умер до окончания испытаний новой машины.

biografiivsem.ru

Туполев, Андрей Николаевич — это… Что такое Туполев, Андрей Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Туполев.

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября (10 ноября) 1888 — 23 декабря 1972) — русский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер (1968), Герой Труда (1926), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин

Биография

Детство

Родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1888 года, в селе Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации и шпионаже. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937г) в это время все еще находился под следствием- компроментирующих фактов на него было более чем предостаточно ( дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). 5 января 1936г приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ) Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг- торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев встретившись с американским конструктором А.Н.Северским (Прокофьев- эмигрировал в США в 1917г) разместил заказы по своему усмотрению(влияние Прокофьева).Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П.И.Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г, находясь в ОТБ-172)-возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1(строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА-который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года[1].

Летательные аппараты

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25[2]. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

Конструкторское бюро Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Семья

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.
Зять Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

Память

  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Твери,Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени.
  • В 1973 году именем Туполева был назван Казанский авиационный институт (с 1992 года — Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева).
  • В городе Кимры на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А. Н. Туполева (скульптор Х. Б. Геворкян).
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву.
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам Туполеву и Сикорскому — «Поэма о крыльях».
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное сельцо Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской области[3].

Награды и звания

  • Герой Труда (1926)[4].
  • Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).
  • восемь орденов Ленина (21.02.1933, 16.09.1945, 1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1958, 1968)
  • орден Октябрьской Революции (1971)
  • орден Суворова 2-й степени (1944)
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1943)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1927, 22.12.1933)
  • орден Красной Звезды (17.08.1933)
  • орден «Знак Почёта» (1936)
  • орден «Георгий Димитров» (Народная Республика Болгария, 1964)
  • медали.
  • Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).
  • Лауреат премии Н. Е. Жуковского (1958)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).
  • Почётный гражданин Парижа (1964), Нью-Йорка и города Жуковский Московской области (1968).

Примечания

Литература

Ссылки

 Туполев, Андрей Николаевич на сайте «Герои страны»

 

Герои Труда

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я

biograf.academic.ru

1. Биография Туполева. Конструкторская деятельность А.Н. Туполева

Похожие главы из других работ:

Авиаконструкторы В.М. Петляков, В.М. Мясищев

2.1 Работа в ОКБ Туполева

Владимир Михайлович прошел большой творческий путь конструктора, ученого, профессора. В студенческие годы он работал в ЦИАМ в отделе В.Я. Климова и занимался авиационными двигателями, которые только начинали проектироваться в нашей стране…

Видные ученые, врачи и медицинские сестры в истории медицины. Сестра милосердия Бакунина Е.М.

2. Биография

Екатерина Михайловна Бакунина, представительница известного дворянского рода, родилась 12 сентября 1810 г. в Петербурге, где ее отец Михаил Бакунин был губернатором и сенатором, внучатая племянница фельдмаршала М.И…

Герои Отечественной войны 1812 года

Биография

Надемжда Андремевна Думрова (известна также под именем Алексамндра Андремевича Алексамндрова; 17 сентября 1783 — 21 марта (2 апреля) 1866) — первая в русской армии женщина-офицер (известна как кавалерист-девица) и писательница…

Джон Фицджеральд Кеннеди. Исторический портрет, 1917-1963

Биография

Мать — Роза Элизабет Фицджеральд (1890—1995), филантроп, матриарх клана Кеннеди. Училась в католической школе и колледже Манхэттенвилль. Отец — Джозеф Патрик Кеннеди (1888—1969), предприниматель и политик, патриарх клана Кеннеди…

Диктатура и политика Сталина

Биография

«Коба», «дядя Джо», Иосиф Сталин американцы дословно переводили его фамилию как «Человек черной металлургии». Тех, кто хоть немного знает, кто такой Иосиф Сталин, биография этого человека не удивит…

Исполнительское искусство Святослава Рихтера

Биография

Рихтер, Святослав Теофилович (20.3.1915, Житомир, — 1.8.1997, Москва). Русский пианист с немецкими корнями. Детство и юность провел в Одессе, где учился у своего отца, пианиста и органиста, получившего образование в Вене…

Л.Д. Троцкий: жизнь в революции

1. Биография

Лев Троцкий — настоящее имя Лейба Бронштейн — родился 25 октября 1879 года 7ноября по новому стилю. По какому-то капризу истории он родился в день будущего октябрьского переворота, в котором В.Ленин и Л.Троцкий сыграли главную роль…

Личность И.В. Cталина

1. Биография

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) родился 21 декабря 1879 г. в небольшом городке, расположенном в гористой местности на востоке Грузии, примерно в 45 милях от Тифлиса. Эта дата дается во многих энциклопедиях и научных трудах…

Ломоносов Михаил Васильевич

1 Биография

М.И. Голенищев-Кутузов

3. Биография

Михаил Илларионович Голенищев — Кутузов родился 16 сентября 1745 года в Петербурге. Отец Кутузова — Илларион Матвеевич был крупным военным инженером и образованнейшим человеком…

Мазепа — человек и политик

1. Биография

1.1. Семья Мазепа родился в шляхетской православной семье. Первый документально известный предок будущего гетмана был Николай Мазепа — Колединский, которому за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице…

Нурсултан Назарбаев — первый Президент Республики Казахстан

1.1 Биография

Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев родился 6 июля 1940 г. в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области. По окончанию средней школы он уехал на строительство крупнейшего в стране Карагандинского комбината…

Роль личного помощника: Воскресенской Зои Ивановны

Биография

Воскресенская Зоя Ивановна родилась 28 апреля 1907 года на станции Узловая Тульской области в семье помощника начальника железнодорожной станции. В четырнадцать лет, в 1921 году ее, как грамотную девушку…

Судьба Григория Распутина — портрет на фоне заката империи

2. Биография

Долгое время исторические сведения о Распутине были не доступны широкой публике. О нем можно было узнать только из Энциклопедического словаря: Распутин (Новых) Григорий Ефимович(1872-1916), фаворит Николая2 и его жены Александры Федоровны…

Фундаментальные исследования и научно-технический прогресс (на примере исследований Н.Л.С. Карно)

1. Биография

КАРНО, Никола Леонар Сади (Carnot, Nicolas-Lйonard Sadi) (01.06.1796, Париж, — 24.08.1832, там же), французский физик и инженер, один из основателей термодинамики. Родился 1 июня 1796 в Париже в семье известного политического деятеля и ученого Л.Н. Карно…

hist.bobrodobro.ru

Биография Андрея Туполева | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ

Дата рождения: 10 ноября 1888 года
Дата смерти: 23 декабря 1972 года
Место рождения: Тверская губерния Российской Империи
Туполев Андрей Николаевич – именитый авиаконструктор советского времени. Также Андрей Туполев стал Героем Социалистического Труда три раза.
Андрей родился в обычной крестьянской семье неподалеку от Твери. Правда, его отцу удалось выбиться в нотариусы местного уровня. Мальчик хорошо учился и уже в гимназии стал проявлять способности и интерес к технике и точным наукам. Вскоре он стал студентом императорского технического училища, где серьезно занялся аэродинамикой.
Эти занятия привели его в воздухоплавательный кружок, где был создан планер, на котором был совершен успешный пробный полет. К сожалению, вскоре за участие в бунте студентов и за сокрытие литературы, бывшей нелегальной, Андрей был изгнан из училища и отправлен домой, под полицейский надзор.
Только перед началом Мировой войны он смог доучиться, причем с отличием. Молодой специалист начал свою деятельность в расчетном бюро, которое работало на нужды авиации. Он был одним из конструкторов аэродинамической трубы, а затем стал организатором и руководителем центрального аэрогидродинамического института.
Именно там он понял, что это его призвание – конструировать летательные аппараты. Одним из разработок стала замена материалов, из которых

делали самолеты на другие, более легкие и прочные.
Под его руководством отказались от использования дерева и железа. Вскоре молодого инженера арестовали за то, что он якобы занимался вредительством, будучи членом антиреволюционной организации.
Он был арестован не один, а с многими коллегами и другими директорами авиазаводов. Приговор был суровым – более десяти лет в лагерях. Обвинение было абсурдным, никто не верил, в то, что важные авиационные чертежи передавались иностранным агентам.
Туполева отправили в специализированное бюро, откуда он отправился в США с целью закупки авиамоторов и получения договоренности о получении лицензий на постройку определенных типов самолетов. Миссия прошла более-менее успешно, хотя не обошлось без конфликтов с другими членами делегации. От отбытия наказания инженер был освобожден в 1941 году.
За время работы инженером было создано несколько модификаций летательных аппартов – от одного из самых успешных бомбардировщиков до грузопассажирского восьмидвигательного “Максима Горького”.
После войны продолжилась разработка военной техники, и на вооружение был принят Ту-16, один из самых быстрых летательных аппаратов. Одним из самых красивых и элегантных на тот момент времени была также разработка Туполева – самолет Ту-144.
Параллельно конструктор участвовал в политической жизни страны в качестве депутата Верховного Совета.
Скончался именитый авиастроитель в 1972 году.
Достижения Андрея Туполева:
– Под руководством инженера сделаны проекты более чем ста типов самолетов
– На самолетах конструктора было установлено около восьмидесяти выдающихся рекордов, сделано три десятка нестандартных перелетов
– Был автором многих новых инженерных проектов, таких как аэродинамические трубы и гидроканалы
– Награжден множеством советских городов и медалей
– Почетный член престижных авиационных обществ Великобритании и США
– Награжден восемью орденами Ленина
Даты из биографии Андрея Туполева:
– 1908 г. поступил в Императорское техническое училище
– 1909 г. стал членом кружка, занимавшегося воздухоплаванием
– 1910 г. первый полет на самодельном планере
– 1911 г. выслан домой
– 1918 г. завершил после перерыва обучение в училище
– 1937 г. арестован
– 1940 в качестве приговора получил 15 лет лагерей
– 1955 г. полностью реабилитирован
– 1972 г. скончался
Интересные факты Андрея Туполева:
– Не стремился к материальным ценностям и к обладанию властью
– ТУ-114 был военным бомбардировщиком, переделанным в пассажирский. Именно на нем Хрущев прибыл на выставку в США, поразив всех
– Многие российские города имеют улицу имени авиаконструктора

.

ege-essay.ru

Туполев Андрей Николаевич — Биография

Андре́й Никола́евич Ту́полев (29 октября (10 ноября) 1888 года, сельцо Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии — 23 декабря 1972, Москва) — русский и советский авиаконструктор, академик АН СССР. Генерал-полковник-инженер (1968). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин

Детство

Родился 29 октября (10 ноября) 1888 года, в сельце Пустомазово (ныне — Кимрского района) Тверской губернии, в семье провинциального нотариуса.

Высшее образование

Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Профессиональная деятельность

В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Н. Е. Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу — с другой

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. Приговор был абсолютно абсурдным. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова в разговоре с ним Сталин сказал, что не верит в виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели. (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936 г. приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ).

Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917 г.), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946 г., находясь в ОТБ-172) возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V—IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»).

В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

В 1925 году Андрей Николаевич создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе. Также в 1932 году под руководством Туполева бригадой П. О. Сухого был сконструирован самолет АНТ-25. В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «Максим Горький». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.

КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик Ту-16. Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч. Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — Ту-104.

В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт Ту-114.

Член ЦИК СССР. Депутат Верховного Совета СССР (1950-72 гг.).

Скончался 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

pomnipro.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.