Содержание

Ту-214ОН — Википедия. Что такое Ту-214ОН

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения,[2] разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“». В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см[3].

По состоянию на конец 2013 года самолёт собран в двух экземплярах — с б/н 64519, произведённый в 2011 году

[4], и с б/н 64525, выпущенный в декабре 2013 года[5].

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу, однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1

[6].

Со 2 по 11 сентября 2018 года проведена международная сертификация самолёта. Отчёт об освидетельствовании подписан 22 государствами-участниками Договора по открытому небу, 24 сентября 2018 года был подписан США. Таким образом Ту-214ОН получил допуск к выполнению наблюдательных полётов над территориями иностранных государств[7].

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

214ОН — это… Что такое Ту-214ОН?

Ту-214ОН — самолёт авиационного наблюдения,[1] разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения «Вега». В состав БКАН входят кадровая и панорамная аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см

[2].

По состоянию на конец 2012 года самолёт собран в единственном экземпляре — с б/н 64519. Второй самолёт (б/н 64525) запланирован к сдаче на 2013 год.

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Источники

Ссылки

dic.academic.ru

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Самолет-разведчик специального назначения Ту-214ОН (Открытое небо).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Россия
Первый полет: 2011 г.

Первый экземпляр самолета специального назначения (легальной авиаразведки) Ту-214ОН «Открытое небо», разработанный конструкторским бюро холдинга «Туполев», построен на казанском предприятии в мае 2011 года по заказу концерна радиостроения «Вега». 1 июня 2011 года в Казани самолёт совершил первый испытательный полёт. Летчики-испытатели компании «Туполев» выполнили 24 испытательных полета и дали высокую оценку. Теперь начата подготовка лайнера к сертификационным испытаниям, которые стартуют в начале 2012 года, передает ИТАР-ТАСС.

Ту-214ОН оборудован современным комплексом БКАН (бортовым комплексом авиационного наблюдения), позволяющим осуществлять контроль соблюдения договоров об ограничении вооружений. В состав БКАН входят аэрофотоаппараты, ТВ- и ИК-камеры, радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой. Согласно договоренности разрешение аэрофотоаппарата и ТВ- камеры составляет 30 сантиметров, для радиолокатора бокового обзора — три метра, для ИК-камеры — 50 см.

Как рассказали в дирекции компании, новинка оборудована современными приборами для аэрофотосъемки и другими эффективными средствами наблюдения, причем впервые не только отечественными. Раньше оснащать бортовые комплексы наблюдения импортной техникой Россия не имела права.

Лайнер предназначен для инспекционных полетов над территориями государств v участников договора по «Открытому небу». Он будет следить с воздуха за тем, как в других странах выполняются пункты важнейших международных соглашений, в том числе и в области вооружений.

Ту-214ОН призван заменить устаревшие Ту-154 и Ан-30. На стапелях КАПО имени Горбунова ведется сборка еще одного аналогичного летательного аппарата.

Договор об «Открытом небе» был принят 27 государствами — участниками ОБСЕ в 1992 году. Соглашение открыло воздушное пространство над ними для контроля в целях поддержания мира. Ныне в международном договоре участвуют 34 страны.

Впервые Ту-214ОН был продемонстрирован общественности на международном авиасалоне МАКС-2011. Само появление в России самолета Ту-214ОН получило большой резонанс. В ходе авиашоу самолет посетили и дали ему высокую оценку представители Италии, Норвегии, Канады, США.

Основным эксплуатантом Ту-214ОН станет Минобороны РФ.

ЛТХ:

Модификация: Ту-214ОН
Размах крыла, м: 42,00
Длина самолета, м: 46,20
Высота самолета, м: 13,90
Площадь крыла, м2: 182,40
Масса, кг
-пустого самолета: 59000
-максимальная взлетная: 110750
Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90А
Тяга, кгс: 2 х 16000
Максимальная скорость, км/ч: —
Крейсерская скорость, км/ч: 850
Практическая дальность, км: 6500
Практический потолок, м: 12000.

Первый экземпляр Ту-214ОН.

Первый Ту-214ОН заходит на посадку.

Ту-214ОН на стоянке.

Ту-214ОН на стоянке.

Ту-214ОН на рулежке.

Взлет Ту-214ОН.

Взлет Ту-214ОН.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН после взлета.

Ту-214ОН в полете.

Ту-214ОН заходит на посадку.

Кабина Ту-214ОН.

Кабина Ту-214ОН.

Ту-214ОН. Рисунок.

.

.

Список источников:
ОАО Туполев. Ту-214ОН.
Сайт «Уголок неба». 2013 страница: «Туполев Ту-214ОН».
Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Ту-214ОН — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения,[2] разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“». В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см

[3].

По состоянию на конец 2013 года самолёт собран в двух экземплярах — с б/н 64519, произведённый в 2011 году [4], и с б/н 64525, выпущенный в декабре 2013 года[5].

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Видео по теме

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу, однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1

[6].

Со 2 по 11 сентября 2018 года проведена международная сертификация самолёта. Отчёт об освидетельствовании подписан 22 государствами-участниками Договора по открытому небу, 24 сентября 2018 года был подписан США. Таким образом Ту-214ОН получил допуск к выполнению наблюдательных полётов над территориями иностранных государств[7].

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Ту-214ОН Википедия

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения,[2]

разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения „Вега“». В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см[3].

По состоянию на конец 2013 года самолёт собран в двух экземплярах — с б/н 64519, произведённый в 2011 году [4], и с б/н 64525, выпущенный в декабре 2013 года[5].

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Эксплуатация

Предполагалась эксплуатация обоих Ту-214ОН над территорией США для полётов в рамках договора по открытому небу, однако американские военные убедили своё правительство запретить использование этих самолётов, аргументируя это возможностью установки на борту «недокументированных» систем слежения. В связи с этим, два самолёта Ту-214ОН по состоянию на 2017 год простаивали, а их работу выполняли Ту-154М-ЛК1[6].

Со 2 по 11 сентября 2018 года проведена международная сертификация самолёта. Отчёт об освидетельствовании подписан 22 государствами-участниками Договора по открытому небу, 24 сентября 2018 года был подписан США. Таким образом Ту-214ОН получил допуск к выполнению наблюдательных полётов над территориями иностранных государств[7].

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Ту-214ОН — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ту-214ОНТу-214ОН

Ту-214ОН («Открытое небо») — самолёт авиационного наблюдения,[1] разработанный в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Самолёт создан специально для выполнения полётов в рамках Договора по открытому небу над территориями стран-участниц договора для замены самолётов Ан-30Б и Ту-154М ЛК-1.

Ту-214ОН — первый в истории Договора по открытому небу самолёт, оснащённый всеми видами разрешённой аппаратуры наблюдения.

Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения (БКАН) разработки ОАО «Концерн радиостроения «Вега»». В состав БКАН входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см[2].

По состоянию на конец 2013 года самолёт собран в двух экземплярах — с б/н 64519, произведённый в 2011 году [3], и с б/н 64525, выпущенный в декабре 2013 года[4].

Оборудование

Бортовой комплекс авиационного наблюдения предназначен для получения изображений местности, записи полученных материалов, документирования поступающей информации и средств наблюдения, управления средствами наблюдения и формирования навигационных данных для средств наблюдения.

Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°.

Самолёт оборудован бортовым счётно-вычислительным комплексом. БЦВК предназначен для управления работой и управления режимом контроля средств наблюдения, а также для отображения в реальном времени информации со средств наблюдения и её записи. В состав БЦВК входят 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ), объединённых в локальную сеть: АРМ оператора аэрофотокомплекса, АРМ оператора РЛС, АРМ оператора ИК-аппаратуры, АРМ оператора ТВ-аппаратуры и АРМ старшего лётного представителя.

Источники

  1. [www.airwar.ru/enc/spy/tu214on.html Ту-214ОН]
  2. [www.oborona.ru/includes/periodics/defense/2011/0718/13536870/detail.shtml В России создана лучшая в мире авиационная система наблюдения для реализации международного договора]
  3. [russianplanes.net/reginfo/219 ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация]
  4. [russianplanes.net/reginfo/372 ✈ russianplanes.net ✈ наша авиация]

Напишите отзыв о статье «Ту-214ОН»

Ссылки

  • [www.tupolev.ru/russian/Show.asp?PubID=4362 Самолёт Ту-214 «Открытое небо» совершил первый полёт]
  • [www.vega.su/news/526/ Ту-214ОН на МАКС-2011]
  • [www.vega.su/production/detail.php?ID=82 Авиационная система наблюдения «Открытое небо»]
  • [russianplanes.net/reginfo/219 Первый Ту-214ОН в реестре Russianplanes.net]

Отрывок, характеризующий Ту-214ОН

– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.
– Ах да, – сказала она. «Вы ничего не заметили?» сказал ее взгляд.
Пьер находился в приятном, после обеденном состоянии духа. Он глядел перед собою и тихо улыбался.
– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.

wiki-org.ru

Ту-214ОН — легальный разведчик открытого неба

Два самолёта Ту-214ОН, заказанных Министерством обороны России, используются для инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу. По своим характеристикам оба борта не имеют аналогов в мире. Современнейшее оснащение Ту-214ОН отвечает всем условиям договора, однако вызвало опасение американских конгрессменов.

Обеспокоенность конгрессменов

13 апреля 2014 года американская газета Weekly Standard опубликовала письмо, направленное госсекретарю США Джону Керри четырьмя американскими сенаторами — республиканцами Дэном Коутсом (Dan Coats), Джеймсом Ришом (James Risch), демократами Марком Уорнером (Mark Warner) и Мартином Генрихом (Martin Heinrich). В письме говорилось: «За последние несколько лет в России было завершено строительство двух новых самолётов в рамках договора по открытому небу, которые оснащены цифровым фотооборудованием, радаром бокового обзора с синтезированной апертурой и инфракрасной аппаратурой. Как вы знаете, государства — участники договора по открытому небу должны сертифицировать любые новые самолёты, прежде чем они могут быть использованы для наблюдательных полётов в рамках договора.

Мы понимаем, что на предстоящей встрече конгрессменов с представителями Администрации президента США будет рассматриваться и вопрос о российской сертификации. Мы настоятельно рекомендуем вам внимательно оценить последствия этой сертификации для будущих наблюдательных полётов в рамках открытого неба и рассмотреть все мнения ключевых заинтересованных сторон в правительстве США».

15 апреля председатель комитета по делам вооруженных сил Палаты представителей США Говард МакКеон (Howard McKeon) и председатель подкомитета по стратегическим силам этого же комитета Майк Роджерс (Mike Rogers) призвали президента США Барака Обаму отказать новым российским самолётам в праве летать в воздушном пространстве США.

В заметке в Weekly Standard сообщалось, что по словам источника, близкого к конгрессмену Роджерсу, он не написал бы такое письмо, если бы не просьба разведслужб США, «очень встревоженных» возможными последствиями сертификации российских самолётов.

В марте 2016 года американские военные снова выказали своё беспокойство относительно договора Открытое небо. «Это соглашение стало крайне важным компонентом в сфере возможностей России производить сбор разведданных о Соединенных Штатах», – заявил глава Стратегического командования США адмирал Сесил Хейни изданию Defence One.

Причиной беспокойства стал новый комплект датчиков, которыми будут оснащены российские самолёты. Издание отмечает, что использование всего оборудования для этих целей было согласовано обеими сторонами, технологии имеются на рынке в свободном доступе и значительно уступают новейшим разработкам. Более того, изображения, полученные со спутников, как правило, превосходят по разрешению снимки, сделанные с этих самолётов.

Договор позволяет устанавливать более современное оборудование. В частности, российская сторона собирается перейти с плёночных носителей на цифровые. Впрочем, качество при этом осталось неизменным. Тем не менее начальник разведывательного управления Минобороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт считает, что новое оснащение даст России «значительное» преимущество.

Несмотря на данные заявления военных, сенаторов и конгрессменов, Государственный департамент США настоял на соблюдении обязательств договора по открытому небу. Но пока Ту-214ОН не прошел сертификацию и не одобрен Консультативной комиссией по «Открытому небу» и не может применяться для мониторинга, в том числе и для полётов над территорией США. Тем не менее, сертификация самолётов Ту-214ОН должна состояться, после чего они смогут использоваться по назначению.

Договор и самолёты

Договор по открытому небу устанавливает программу безоружных воздушных наблюдательных полётов над всей территорией его участников. Документ предназначен для повышения взаимопонимания и доверия, предоставляет всем участникам, независимо от размера, непосредственную роль в сборе информации о вооруженных силах и деятельности, представляющих для них интерес.

Впервые режим «взаимного воздушного наблюдения» предложил президент США Дуайт Эйзенхауэр председателю Совета министров СССР Николаю Булганину на Женевской конференции в 1955 году. Однако Советский Союз тогда отверг эту концепцию. Обсуждение договора по открытому небу вновь началось по инициативе президента США Джорджа Буша-старшего только в 1989 году между тогдашними членами НАТО и странами Варшавского договора. Его подписание состоялось 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия). Договор вступил в силу 1 января 2002 года. На данный момент к нему присоединилось 34 государства: Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швеция и Эстония.

Кыргызстан подписал договор, но не ратифицировал. 6 апреля 2012 года Грузия приняла решение о прекращении своих обязательств перед Россией в рамках договора по открытому небу. Канада и Венгрия являются странами-депозитариями договора. Согласно договору к нему могут в любое время присоединиться государства — бывшие республики СССР.

Любые другие страны будут рассматриваться Консультативной комиссией по открытому небу в Вене.

Самолёты и установленная на них аппаратура для инспекционных полётов в рамках договора подлежат обязательным процедурам сертификации и предполётного досмотра, подтверждающим их соответствие стандартам договора. В США для таких полётов официально сертифицирован самолёт OC-135B Open Skies. Канада использует самолёт С-130 Hercules, оснащенный аппаратурой SAMSON. Этой же машиной пользуются Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Греция, Италия, Португалия и Испания. Болгария, Румыния и Украина используют принадлежащие им самолёты Ан-30. Такой же самолёт был у Чехии, но он был выведен из эксплуатации в 2003 году. Швеция использует самолёт SAAB 340 (OS-100), который был сертифицирован в 2004 году.

Россия в рамках договора использует для полётов над европейскими странами самолёт Ан-30Б, а над территориями США и Канады — Ту-154М-ЛК1. С учётом предстоящего вывода из эксплуатации Ту-154 в России был объявлен конкурс на новый самолёт для договора по открытому небу.

«Минобороны планировало в дальнейшем на замену Ту-154 ввести самолёт такого же класса, но с более экономичными характеристиками, — рассказывает заместитель технического директора Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова по специальному оборудованию — филиала ОАО «Туполев» Сергей Шмаров. — Когда обсуждался выбор самолёта, оценивалось удобство размещения бортового специального комплекса, лётные характеристики».

«Рассматривалось несколько вариантов самолета-носителя, — добавляет заместитель главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо» ОАО «Концерн радиостроения «Вега» Владимир Медведев. — В 2005 году начальник вооружения ВВС принял решение использовать Ту-214. Мы выпустили дополнение к техническому заданию, и началась работа по проектированию на базе этого самолёта».

Министерство обороны разместило заказ на производство двух самолётов авиационного наблюдения Ту-214ОН. Головным разработчиком авиационной системы наблюдения «Открытое небо» стало ОАО «Концерн радиостроения «Вега»».

Самолет Ту-214ОН был разработан ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214. Строились самолёты на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, ставшем в 2014 году филиалом фирмы «Туполев».

1 июня 2011 года в Казани самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64519) совершил первый испытательный полёт. Пилотировал самолёт экипаж во главе с командиром Николаем Капелькиным. После выполнения лётно-конструкторских испытаний в апреле 2012 года начались государственные сертификационные испытания Ту-214ОН.

22 августа 2013 года решением Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета было выдано Дополнение к сертификату типа №СТ196-Ту-214/Д13.

4 июля 2014 года второй самолёт Ту-214ОН (бортовой номер 64525), собранный на Казанском заводе, отправился к месту базирования.

«Иностранцы завидуют России»

Ту-214ОН имеет ряд отличий от базового пассажирского самолёта.

«Доработка касалась изменения как кабины экипажа — введение дополнительного рабочего места штурмана, дополнительного рабочего места оператора — так и размещения бортового авиационного комплекса наблюдения, — рассказывает Сергей Шмаров. — На этом самолёте установлена дополнительная система энергоснабжения. Она позволяет питать отдельно от дополнительного генератора, который установлен на двигателе, специальные бортовые комплексы. Кроме того, эта система позволяет повысить безопасность при выполнении полёта над океаном, обеспечив при аварийной ситуации электроснабжение самолёта в течение 120 минут. Борт 64525 сделан один в один как первый самолёт проекта «Открытое небо» 64519».

«Каждая страна имеет право на создание самолёта наблюдения, но не каждая страна делает такие самолёты, — говорит Владимир Медведев. — Договор по открытому небу предусматривает использование четырёх средств наблюдения. Разрешающая способность аппаратуры не должна быть лучше, чем прописано в договоре».

В качестве оптических средств наблюдения на самолётах Ту-214ОН установлены немецкие цифровые фотоаппараты и телевизионные камеры с разрешающей способностью не лучше чем 30 см. На борту Ту-214ОН также есть локатор бокового обзора с разрешающей способностью три метра. Кроме того, установлена инфракрасная аппаратура, у которой разрешающая способность 50 см. Все эти характеристики были подтверждены во время государственных испытаний.

Первый из двух Ту-214ОН демонстрировался на авиасалонах МАКС в подмосковном Жуковском в 2011 и 2013 годах.

«Его посетили представители десятков государств, которые входят в договор по открытому небу, — уточнил Сергей Шмаров. — Им было сообщено, что при желании эти самолеты могут быть изготовлены и поставлены для них. Также возможно их использование и на условиях аренды».

«Ту-214ОН на сегодня является самым лучшим из всех самолётов, которые созданы в рамках договора, — уверен Владимир Медведев. — Все иностранцы, в том числе и американцы, говорят, что завидуют России, у которой есть такой самолёт. Осталось только теперь ввести его в эксплуатацию».

Сейчас самолёты Ту-214ОН базируется на аэродроме Чкаловский. Летчики и бортовые операторы, которые будут в дальнейшем его эксплуатировать, уже прошли цикл обучения.

Ту-214ОН — это самолёты для проведения легальной разведки. Эти самолёты имеют право летать над всей территорией стран-участниц. Представители России сообщают маршрут полёта, согласовывают его с принимающей стороной, самолёт прилетает за границу, и если нет никаких опасных явлений, главным образом — погодных, то никто не имеет права отказать такому полёту. Лишь высота полёта должна быть такой, чтобы разрешающая способность аппаратуры была не лучше оговоренной.

При работе, например, в панхроматическом канале центрального фотоаппарата высота полёта должна быть не ниже трёх с небольшим километров. На высоте ниже этого значения аппаратуру включать нельзя. Эти высоты и должны быть подтверждены иностранными экспертами при процессе освидетельствования нового самолёта. Если в процессе освидетельствования это подтверждается, то аппаратура допускается для полёта за границу.

Руководители программы выражают уверенность, что при отсутствии каких-либо политических препятствий самолёты Ту-214ОН успешно пройдут сертификацию и смогут использоваться в рамках договора «Открытое небо». Однако препятствия, видимо, есть, поэтому самолёт Ту-214ОН пока и не прошёл сертификацию ККОН.

По материалам ОАК, ОАО «Туполев», Реестр Ту-214ОН, Aviaforum.ru, Википедия

Загрузка…

aviation21.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *