Содержание

Троян: римский император-язычник, о котором даже христиане вспоминали с теплом.

Траян – выдающийся римский император, о котором тепло отзывались даже христиане Средневековья. Так, Данте встретил душу императора-язычника в шестом круге рая. Почти все время пребывания у власти этот цезарь провел в походах, но в перерывах между войнами он проявил себя и в качестве умелого цивилизованного правителя. Тацит назвал эпоху Траяна «счастливейшим веком».

Первый цезарь-провинциал

Траян (53 — 117 гг.) пришел к власти после того, как его усыновил предыдущий император Нерва. Своим выбором бездетный Нерва нарушил устоявшиеся политический порядок в государстве. Никогда еще Римом не правил человек, происходивший не из Италии, а Марк Ульпий Нерва Траян родился в Бетике (современной Испании). Более того, его род не считался старинным. Лишь отец Траяна дослужился до консулата. Восшествие на престол «испанца» ознаменовало новый этап римской истории. Такое могло произойти лишь в большой империи, граждане которой считались равными вне зависимости от происхождения.

Второй из «пяти хороших императоров»

Возвышению Траяна способствовала его блестящая карьера в армии. Будущий император служил в Германии и Испании, участвовал в подавлении восстаний варваров. Престарелый Нерва, проводя операцию «Преемник», делал свой выбор, исходя из личных качеств и талантов кандидатов. Остановившись на Траяне, цезарь не прогадал. Его успешный опыт послужил примером для нескольких последующих государей, при которых Римская империя пережила свой расцвет (их также называют «пятью хорошими императорами»: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий).

Денарий Траяна

Английский историк XVIII века Эдуард Гиббон так охарактеризовал эту эпоху: «Если бы кому-нибудь из историков поручено было указать на такой период всеобщей истории, в продолжении которого человечество наслаждалось наибольшим спокойствием и благоденствием, то он без малейшего колебания мог бы указать на промежуток времени между смертью Домициана и возвышением Коммода (96−180 гг.). Беспредельная Римская империя процветала в это время под управлением монархов, руководимых мудростью, добротой и справедливостью».

Колонна Траяна и Траянов мост

Правление Траяна (98 — 117 гг.) — хроника непрекращающихся завоевательных походов. Главным символом этой политики стала Колонна Траяна, воздвигнутая в 113 году в память о победах над даками на территории современной Румынии (романизация Дакии оставила на регионе неизгладимый след и повлияла на формирование румынского народа, чей язык принадлежит к романской группе).

Когда-то на вершину колонны вела винтовая лестница. Около ста сцен походов Траяна были изображены на барельефах — на них насчитывается не меньше 2 500 фигур. Император встречается пятьдесят раз. Его главный противник Децебал — шесть раз. В Дакию полководец совершил два похода. Архитектор Аполлодор Дамасский, соорудивший колонну, также построил мост через Дунай, по которому во время войны перешли римские легионы (около 100 000 человек). Траянов мост был первым мостом через Дунай и самым длинным мостом Античности. Позже Адриан приказал разрушить его, чтоб помешать варварам проникать на территорию империи.

Реконструкция Траянова моста на рисунке начала XX века.

Победа над даками праздновалась римлянами с невиданным размахом. Дион Кассий писал: «Он [Траян] устроил игры продолжительностью в сто двадцать три дня, во время которых было убито одиннадцать тысяч диких и домашних животных, а в боях участвовали десять тысяч гладиаторов».

Переписка с Плинием

Эпоха Траяна оставила историкам богатый материал для исследований. Самый известный документ эпохи — письма Плиния Младшего. Этот писатель и адвокат был приближенным Траяна и состоял с ним в доверительных отношениях. Подробности многих реалий того времени (античный водопровод, коррупция, раннее христианство и т. д.) мы знаем именно благодаря переписке императора и консула.

Один из ответов Траяна Плинию характеризует его и как человека: «И никогда не считаться с анонимными доносами, ибо сие недостойно нашего века и служит плохим примером». Даже христиане Средневековья поминали цезаря добрым словом. Например, Данте встретил Траяна в шестом круге рая «Божественной комедии», а папа Григорий Великий по легенде своими молитвами помог душе императора-язычника вознестись на небо. У римлян же появилась поговорка, с которой сенаторы обращались к императорам, желая им «быть счастливее Августа и лучше Траяна».

Колонна Траяна в начале XVII века.

Покоритель Востока

Вторая половина царствования Траяна (после завоевания Дакии) прошла в войнах на Востоке, привлекавшего римлян своими богатствами. Сначала легионы заняли Набатею (царство на территории Израиля, Иордании и Саудовской Аравии). Затем началась война с Парфянским царством за Армению. В это время штаб-квартирой Траяна была Антиохия. В 115 году он чуть не погиб там в чудовищном землетрясении (город в одночасье превратился в руины, погибли тысячи жителей, а императору пришлось выпрыгивать из окна дома, чтобы не оказаться под развалинами).

Несмотря на то, что катастрофа в тылу замедлила наступление римской военной машины, вскоре Траян покорил Месопотамию. Пала столица парфян Ктесифон (город, расположенный на берегу Тигра, в нескольких десятках километров от современного Багдада). Император первым из римских полководцев ступил на берег Персидского залива. Существует легенда, что тогда Траян пожалел: «Будь я помоложе, поплыл бы отсюда до Индии». Повторить поход Александра Македонского ему действительно не удалось.

Римская империя в 117 году.

Летом 117 году, во время осады месопотамской крепости Хатра, Траян заболел. Осада была снята, а руководство армией передано Адриану. Императора повезли в столицу, но тому становилось все хуже (судя по всему, случился инсульт). Траян скончался в Киликии (юг современной Турции). Прах цезаря был похоронен в цоколе колонны, названной его именем. Завоевания Траяна, обожествленного после смерти, оказались последним порывом империи — уже Адриан перешел к политике обороны рубежей гигантского государства.

homsk.com

Троян (мифология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.

Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»

[1] (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

Император[править | править код]

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» — римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.
«Века Трояни»:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке — время, когда Римская империя ещё существовала. Траян в этом смысле мог быть олицетворением всех римских императоров, поскольку именно при нем славяне соприкоснулись с римлянами, а Дакия начала превращаться в Румынию. В Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn — Траян).

Божество[править | править код]

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий[2]. Есть и трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова»[3]. Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян — это калька слова Троица с некоего тюркского языка у «которого отсутствовала категория грамматического рода»[4](среди тюрков в XI веке было распространено диофизитское (т.е. с усиленной относительно Православия ролью Троицы) несторианство, возникшее за 7 веков до этого).

Троянцы[править | править код]

Версия А. Н. Веселовского[5] и Р. О. Якобсона связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне — «Троянских деяний» Диктиса и Дарета. Многие средневековые книжники считали свои народы потомками троянцев, не были исключением и славяне.

«Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

  1. ↑ В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» — так было прочитано слово «Боян», поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме.
  2. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199—203.
  3. Югов А. К. Траянова земля или — Боянова
  4. ↑ Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  5. Веселовский А. Н. Новый взгляд на Слово о полку Игореве // Журнал Министерства народного просвещения. Август. 1877. Пятое десятилетие. Часть CXCII.

ru.wikiyy.com

Троян (мифология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.

Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»[1] (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

Видео по теме

В «Слове о полку Игореве»

Император

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» — римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.
«Века Трояни»:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке — время, когда Римская империя ещё существовала. Траян в этом смысле мог быть олицетворением всех римских императоров, поскольку именно при нем славяне соприкоснулись с римлянами, а Дакия начала превращаться в Румынию. В Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn — Траян).

Божество

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий[2]. Есть и трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова»[3]. Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян — это калька слова Троица с некоего тюркского языка у «которого отсутствовала категория грамматического рода»[4](среди тюрков в XI веке было распространено диофизитское (т.е. с усиленной относительно Православия ролью Троицы) несторианство, возникшее за 7 веков до этого).

Троянцы

Версия А. Н. Веселовского[5] и Р. О. Якобсона связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне — «Троянских деяний» Диктиса и Дарета. Многие средневековые книжники считали свои народы потомками троянцев, не были исключением и славяне.

«Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

Примечания

  1. ↑ В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» — так было прочитано слово «Боян», поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме.
  2. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199—203.
  3. Югов А. К. Траянова земля или — Боянова
  4. ↑ Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  5. Веселовский А. Н. Новый взгляд на Слово о полку Игореве // Журнал Министерства народного просвещения. Август. 1877. Пятое десятилетие. Часть CXCII.

Литература

wiki2.red

Троян (мифология) — Википедия. Что такое Троян (мифология)

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.

Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»[1] (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

В «Слове о полку Игореве»

Император

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» — римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.
«Века Трояни»:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке — время, когда Римская империя ещё существовала. Траян в этом смысле мог быть олицетворением всех римских императоров, поскольку именно при нем славяне соприкоснулись с римлянами, а Дакия начала превращаться в Румынию. В Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn — Траян).

Божество

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий[2]. Есть и трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова»[3]. Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян — это калька слова Троица с некоего тюркского языка у «которого отсутствовала категория грамматического рода»[4](среди тюрков в XI веке было распространено диофизитское (т.е. с усиленной относительно Православия ролью Троицы) несторианство, возникшее за 7 веков до этого).

Троянцы

Версия А. Н. Веселовского[5] и Р. О. Якобсона связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне — «Троянских деяний» Диктиса и Дарета. Многие средневековые книжники считали свои народы потомками троянцев, не были исключением и славяне.

«Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

Примечания

  1. ↑ В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» — так было прочитано слово «Боян», поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме.
  2. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199—203.
  3. Югов А. К. Траянова земля или — Боянова
  4. ↑ Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  5. Веселовский А. Н. Новый взгляд на Слово о полку Игореве // Журнал Министерства народного просвещения. Август. 1877. Пятое десятилетие. Часть CXCII.

Литература

wiki.sc

Троян (мифология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.

Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»[1] (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

В «Слове о полку Игореве»

Император

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» — римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Трояня» — Дакия и, в частности, местность в устье Дуная, где шли столкновения Руси с половцами.
«Века Трояни»:

Были вѣчи Трояни, минула лѣта Ярославля
На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій

Всеслав Полоцкий, упомянутый в этом фрагменте жил в XI веке. Соответственно, век Трояна закончился 7 веков назад (11-7), то есть в IV веке — время, когда Римская империя ещё существовала. Траян в этом смысле мог быть олицетворением всех римских императоров, поскольку именно при нем славяне соприкоснулись с римлянами, а Дакия начала превращаться в Румынию. В Саге о Хормунде упоминается морской поход викингов на Валланд (Валахия), где некогда конунгом был злой колдун Траин (др.-сканд. Þráinn — Траян).

Божество

По другой версии, Троян — это славянское языческое божество, известное из сербского фольклора, или мифический предок славян; в таком случае земля Трояня — земля славян или конкретно Русь. А. Г. Кузьмин высказал мнение, что Троян может быть родоначальником русского княжеского дома Рюриковичей, а седьмой век — седьмое поколение рода, считая от Трояна, к которому принадлежал князь-волхв Всеслав Полоцкий[2]. Есть и трактовка, согласно которой Троян — ошибочное прочтение имени Бояна, другого загадочного персонажа «Слова»[3]. Л. Н. Гумилев выдвигал альтернативную версию о том, что Троян — это калька слова Троица с некоего тюркского языка у «которого отсутствовала категория грамматического рода»[4](среди тюрков в XI веке было распространено диофизитское (т.е. с усиленной относительно Православия ролью Троицы) несторианство, возникшее за 7 веков до этого).

Троянцы

Версия А. Н. Веселовского[5] и Р. О. Якобсона связывает имя Трояна с Троей и славянскими версиями античных легенд о Троянской войне — «Троянских деяний» Диктиса и Дарета. Многие средневековые книжники считали свои народы потомками троянцев, не были исключением и славяне.

«Седьмой век» в понимании Якобсона, который иначе членит текст, не связан с Всеславом, а означает седьмое тысячелетие (древнерусское значение слова) от сотворения мира, с седьмым столетием которого, начавшимся в 1092 г., связывались эсхатологические ожидания, и когда кочевники начали вторгаться на Русь («землю Трояню»).

Примечания

  1. ↑ В Екатерининской копии вместо «На седьмом вѣцѣ Трояни», как в первом издании, стоит «На седьмом вѣцѣ Зояни». Р. О. Якобсон предположил, что в оригинале стояло «з Трояни», где буква з, называющаяся «земля», стояла вместо этого слова, чему есть другие примеры в древнерусских рукописях, то есть читать надо «земли Трояни». По мнению А. К. Югова, это ошибка переписчика, как и само упоминание Трояна в «Слове» — так было прочитано слово «Боян», поскольку лигатура тр и буква б почти не различаются на письме.
  2. Кузьмин А. Г. Начало Руси. М.: Вече, 2003. С. 199—203.
  3. Югов А. К. Траянова земля или — Боянова
  4. ↑ Л. Н. Гумилёв. Несторианство и Древняя Русь
  5. Веселовский А. Н. Новый взгляд на Слово о полку Игореве // Журнал Министерства народного просвещения. Август. 1877. Пятое десятилетие. Часть CXCII.

Литература

wikiredia.ru

Троян (мифология) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Троян.

Троя́н — персонаж южнославянского фольклора.

На Руси Троян в качестве языческого божества фигурирует в апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам». Обычно считается, что Троян был заимствован в древнерусскую книжность из южнославянского фольклора (в силу балканских корней славянской книжности). В одном из эвгемерических пассажей XVI века языческий бог Троян прямо выводится от римского императора Траяна:

И да быша разумѣли мнозии человѣци, и въ прѣлъсть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии мнози, ибо яко то человѣци были сут старѣишины: Перунь въ елинѣх, а Хорсь въ Кѵпрѣ, Троянь бяше царь в Римѣ.

Имя Троян четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве», где фигурируют «вечи Трояни», «седьмой век Троянь»[1] (к нему относится деятельность князя Всеслава Полоцкого, то есть XI век), «земля Трояня» (которую однозначно локализовать исходя из контекста не удаётся) и «тропа Трояня».

В балканском фольклоре[ | ]

Образ римского императора Траяна, претерпев значительную мифологизацию, занял заметное место в балканском фольклоре (аналогично императору Диоклетиану, ставшему Дукляном). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трёхглавый. В сербской сказке у Трояна три головы: одна голова пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами. В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон, обитающий в Троянском граде на горе Цене. Он навещает свою возлюбленную по ночам в Среме и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете. Брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки. Троян задерживается до рассвета. На обратном пути демон спрыгивает с коня и прячется в стоге сена, но проходящие мимо коровы растаскивают стог. Закутавшись с головой в плащ, Троян ложится под куст, надеясь, что солнце обойдет его стороной. Но бредший мимо какой-то бездельник, завидев свернувшегося под кустом человека, из пустого любопытства срывает с него плащ. Тут солнечные лучи настигают демона и растапливают его.

В «Слове о полку Игореве»[ | ]

Император[ | ]

Относительно того, кто такой Троян, существует множество гипотез разной степени достоверности. Одни полагают, что Троян — это римский император Марк Ульпий Траян, воевавший на Балканах и известный славянам (или, скорее, его мифологизированный образ; Траян, как и многие успешные императоры, был обожествлён, в Дакии остались носящие его имя Траяновы валы). «Тропа Трояня» — это его военная дорога в Причерноморье (via Traiani) или воздвигнутый им памятник («тропеум» — римский трофей в знак бегства противника, tropheum или tropeum Traiani, сохранившийся до наших дней).

въ тропу Трояню чресъ поля на горы

«Земля Троя

ru-wiki.ru

Марк Чугуний Троян — Абсурдопедия

Для людей с извращённым чувством юмора так называемые «эксперты» из Википедии предлагают статью, озаглавленную Траян.

Это статья о римском императоре Японии. Об одноимённой лошади читайте статьи Троя и Вирус, а о химическом элементе — статью Чугуний
Чугуниевая скульптура одноимённого Марка

Марк Чугуний Троян — малоизвестный римский император. По словам букваря, он жил давно, когда ещё не было не только тебя, но и твоих родителей, твоих бабушек и дедушек и даже когда не было Дедушки Ленина. К моменту побега в Японию оброс следующим титулом: Император Цезарь, Великий и Ужасный, Сын Межушного Нервы, Траян Лучший Август, Сентябрь и Март, Германский Дакийский Парфянский Монгольский Турецкий Всяко-Разный, Великий, Величайший, Наивеличайший, Самый Наивеличайший Понтифик, наделён властью народного трибуна 121 раз, Император 113 раз, Консул 16 раз, Отец Отечества, Прадед Человечества, Дядя Вселенной, Дедушка Всея Всего и Всего Остального.

Марк Чугуний родился действительно давно, в 53 году в семье столяра и плотника. Он был первым императором, родившимся на дороге, ведущей от Рима в кабак. Из-за странного имени его дразнили в школе, называя «Маркой» или «Маркизом». Марк обижался и угрожал своим одноклассникам, головы которых и поныне хранятся среди руин древнего Рима.

В восьмом классе поспорил с друзьями, ещё не потерявшими головы, на фингал, что станет императором. Поскольку фингал получать не хотелось, устроил революцию и таки стал императором.

Правление Римом[править]

Став императором, Марк Чугуний первым делом поставил обещанный фингал и отрубив обещанные головы. Затем устроил капитальный ремонт в своём дворце, пригласив умелых рабов из Средней Азии.

Когда дворец в ходе ремонта окончательно превратился в руины, Марк Чугуний Троян переехал в соседний двор. Там ему чего-то не хватало для полного счастья, поэтому он горестно захватил ещё кусок современного Египта.

Во время правления принял множество необъяснимых решений, в том числе обмен всего золота императорской казны на более дешёвый чугуний, а также присвоение себе всех возможных титулов.

Дакийский поход[править]

Как и всякому правителю Рима, Трояну надлежало бы сходить поход в какую-нибудь дальнюю провинцию и покорить её (даже если её уже покоряли). И тогда Троян пошёл в поход на Дакию. Хотя преимущество тяжеловооружённых и чугунобронированных легионеров было очевидно перед перьевыми защитами уток (которым, к тому же, подрезали крылья), Троян лично запугал около 100 000 уток и вернулся в Рим с торжеством, пройдя 1 000 миль из Дакии в Рим (хотя на самом деле он прошёл 5 миль до ближайшей фермы и обратно).

Свержение и бегство[править]

Его брат, Каспер Интернет Секьюрити, объявил его вредителем для всей империи и поднял восстание, которое добилось своей цели. От греха подальше Марк Чугуний Троян бежал аж до самой Японии, где нечаянно устроил государственный переворот, установив власть Чугуната Токугавы. Поняв, что натворил, взял себе имя Чугунато Токугава и стал единоличным чугуном Японии.

Правление Японией[править]

Будучи чугуном Японии, Чугунато Токугава активно перековывал мечи на чугунные дубины, за что и получил прозвище «Чугунная дубина». Поскольку японский он не знал, то очень гордился своим прозвищем, считая его возвышенным и прекрасным. Пытался перевести на японский «Император Цезарь, Великий и Ужасный, Сын Межушного Нервы, Траян Лучший Август, Сентябрь и Март, Германский Дакийский Парфянский Монгольский Турецкий Всяко-Разный, Великий, Величайший, Наивеличайший, Самый Наивеличайший Понтифик, наделён властью народного трибуна 121 раз, Император 113 раз, Консул 16 раз, Отец Отечества, Прадед Человечества, Дядя Вселенной, Дедушка Всея Всего и Всего Остального», но ничего путёвого этим не добился, только в одной летописи был прозван «Котеи шиза ва ойнару осарубеки мусуко мезушонго неруа и т. д. и т. п.» После этого он ничего не делал, пил сакэ, писал хокку и предавался размышлениям, как это делали все великий японцы того времени.

Интересные факты[править]

  • Википедия требует не путать Марка Чугуния Трояна с топонимом в Болгарии, как будто кто-то собирался.
  • Она же утверждает, что Марк Чугуний Троян более известен как Траян, хотя его ни так ни эдак не знают.

absurdopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *