Ракетный комплекс «Тополь» (РС-12ПМ): история и ТТХ

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать комплекс, обладающий повышенной живучестью, достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название «Тополь», закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных «Тополей» на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями. Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме «кокон».

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса — 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления ­Тополя» — инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере («минометный старт»).

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы — 10500 км. Длина ракеты — 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части – 1 т. Мощность ядерного боезаряда — 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) — 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса — 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты «Гранит» и «Барьер», вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе «Баррикады».

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом «Тополь» и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии «Тополей» были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии — под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть «Тополей», оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты «Тополь» с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР «Тополь» разработана конверсионная космическая ракета-носитель «Старт». Пуски ракет «Старт» осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Тополь-М ракетный комплекс — Военный информатор

Тополь-М ракетный комплекс

Модернизированный ракетный комплекс «Тополь-М» — первый ракетный комплекс, созданный только российскими предприятиями, составляет ядро всей группировки Ракетных войск стратегического назначения. Именно на него возлагаются большие надежды в сохранении и поддержании ядерного потенциала на необходимом уровне для гарантированного сохранения безопасности страны.

Ракетный комплекс является уникальным и примерно в 1,5 раза превосходит комплекс предыдущего поколения по боеготовности, маневренности и живучести (в мобильном варианте), эффективности поражения различных объектов, в том числе и в условиях развертывания противоракетной обороны.

Энергетические возможности новой ракеты позволяют увеличить забрасываемый вес, значительно снизить высоту активного участка траектории, повысить эффективность преодоления перспективных средств противоракетной обороны.

Комплекс «Тополь-М» вобрал имеющийся отечественный научно-технический задел и достижения отечественного ракетостроения. Специалисты утверждают: все, что относится к процессу его разработки, испытаний, к его тактико-техническим характеристикам, определяется словом «впервые». Впервые создается полностью унифицированная ракета для высокозащищенного шахтного и для мобильного грунтового базирования. Впервые внедрена новая система экспериментальной отработки, при которой в процессе наземных и летных испытаний применены высоконормативные режимы работы систем и агрегатов ракетного комплекса. Это позволило резко сократить традиционный объем испытаний, снизить затраты, не потеряв при этом в надежности.

Межконтинентальный стратегический комплекс «Тополь-М» представляет собой трехступенчатую моноблочную твердотопливную ракету, «упакованную» в транспортно-пусковой контейнер, в котором она может находиться не менее 15 лет. Срок эксплуатации — более 20 лет.

«Тополь-М» — глубокая модернизация комплекса «Тополь» и выпускается как в шахтном, так и в грунтовом исполнении. Важно то, что обновление ракетного арсенала не требует существенных затрат — не нужно перестраивать пусковые установки, изменяя диаметр или глубину «стаканов» шахтных ПУ. При переходе на «Тополь-М» меняется лишь система крепления контейнера к ракете.

Вот ее тактико-технические характеристики: длина корпуса вместе с головной частью — 22,7 м, диаметр — 1,86 м, стартовый вес — 47,2 т, забрасываемый вес боевой нагрузки 1200 кг, дальность полета — 11 тысяч км. Казалось бы, ничего особенного. Но главные достоинства «Тополя-М» не в этом. В ракете установлена точная система наведения и управления. Благодаря новым техническим решениям, «Тополь-М» невосприимчив к действию электромагнитного импульса, возникающего при ядерном взрыве, и уже сегодня способен преодолеть любую систему противоракетной обороны противника. Новая ракета оснащена неким секретным прибором, превращающим ее в «невидимку» для самых современных противоракетных систем.

Цельную головную часть ракеты «Тополь-М» можно заменить на разделяющуюся боеголовку, несущую три самостоятельные головные части, что делает ракету неуязвимой для любой системы противоракетной обороны — перехватить одновременно три боеголовки невозможно. Действующие договоры этого России не позволяют, но ситуация в любой момент может измениться…

В процессе проектирования систем и агрегатов автономной пусковой установки (АПУ) комплекса «Тополь-М» было применено множество принципиально новых технических решений. Например, система неполного вывешивания позволяет развертывать АПУ «Тополь-М» даже на мягких грунтах. Улучшены также проходимость и маневренность пусковой установки. Все это существенно повышает маневренность, скрытность действий и живучесть пусковых установок и ракетных частей в целом.

Уже только это делает «Тополь-М» суперсовременным оружием XXI века, способным надежно защитить нашу страну от внешней агрессии, а при необходимости стать оружием неотвратимого возмездия.

Технические характеристики:

длина корпуса вместе с головной частью — 22,7 м,
диаметр — 1,86 м,
стартовый вес — 47,2 т,
забрасываемый вес боевой нагрузки 1200 кг,
дальность полета — 11 тысяч км.

 

Источники:
1. Ракетная техника : Военный информационный сайт
2. Deagel.com : Guide to Military Equipment

 

Похожие новости:

military-informant.com

РТ-2ПМ2 Тополь-М — российский ракетный комплекс

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (Индекс УРВ РВСН — 15П165 (шахтный) и 15П155 (подвижный), по договору СНВ — РС-12М2, по классификации НАТО — SS-27 Sickle B, в переводе — Серп) — российский ракетный комплекс стратегического назначения c МБР 15Ж65 (15Ж55 — ПГРК), разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов на базе комплекса РТ-2ПМ «Тополь». Первая МБР, разработанная в России после распада СССР.

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» — видео запуска ракеты

Ракета 15Ж65 (15Ж55) трёхступенчатая, твердотопливная. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. В последующем десятилетии «Тополь-М» должна была стать основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения.
В 2011 году МО РФ отказалось от дальнейших закупок ракетных комплексов «Тополь-М» в пользу дальнейшего развёртывания МБР РС-24 «Ярс» с РГЧ ИН, хотя постановку на боевое дежурство шахтных пусковых установок «Тополь-М» последнего, шестого полка 60-й ракетной дивизии планировалось закончить в 2012 году.

 

Разработка Тополь-М

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе ПРОНИТ. Для подвижного МИТ разрабатывал двигательную установку на твердом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нем ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твердом топливе. Система управления разрабатывалась в НПЦ Автоматики и Приборостроения, боевой блок — в Саровском ВНИИЭФ.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.
Комплекс производится ОАО «Воткинский завод» и ЦКБ «Титан».

Размещение Тополь-М

Размещение первых ракет в модифицированных шахтах, использовавшихся для ракет УР-100Н (15А30, РС-18, SS-19 Stiletto), начато в 1997 году.
25 декабря 1997 года на опытно-боевое дежурство в 60-й ракетной дивизии (пгт. Татищево) были поставлены первые две ракеты 15Ж65 (пусковой минимум) первого в РВСН полка вооружённого ракетным комплексом 15П065-35 — 104-го ракетного полка. А 30 декабря 1998 года, 104-й ракетный полк (командир — подполковник Ю. С. Петровский) заступил на боевое дежурство полным составом из 10 ШПУ с МБР «Тополь-М» шахтного базирования. Ещё четыре полка с МБР «Тополь-М» шахтного базирования заступили на боевое дежурство 10 декабря 1999 года, 26 декабря 2000 года (перевооружение с 15П060), 21 декабря 2003 года и 9 декабря 2005 года.

Процесс перевооружения на комплекс подвижного базирования начался 21 ноября 2005 года в 54-й гвардейской ракетной дивизии (г. Тейково), когда из эксплуатации были выведены два дивизиона и подвижный командный пункт (ПКП) 321-го ракетного полка (321 рп). Через год, в ноябре 2006 года, 321 рп заступил на опытно-боевое дежурство в составе одного дивизиона (3 пусковых установки) и ПКП ракетного полка на комплексе «Тополь-М». На боевое дежурство 1-й ракетный дивизион и ПКП 321 рп заступил 10 декабря 2006 года в 15:00. Тогда же стало известно о подписании президентом Владимиром Путиным новой государственной программы вооружений до 2015 года, которой предусмотрена закупка 69 МБР «Тополь-М».

В 2008 году Николай Соловцов заявил о начале в ближайшее время оснащения ракет «Тополь-М» разделяющимися головными частями (РГЧ). Оснащение «Тополей-М» РГЧ станет важнейшим способом поддержания ядерного потенциала России. «Тополь-М» с РГЧ начал поступать на вооружение в 2010 году.

В апреле 2009 года командующий РВСН Николай Соловцов заявил, что производство подвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М» прекращается, на вооружение РВСН будут поступать более совершенные комплексы.

Расположение 54-й ракетной дивизии по состоянию на 2010 год продолжало модернизироваться. По состоянию на конец 2012 года, на боевом дежурстве находилось 60 ракет «Тополь-М» шахтного и 18 мобильного базирования. Все ракеты шахтного базирования стоят на боевом дежурстве в Таманской ракетной дивизии (Светлый, Саратовская область).

Стационарный комплекс РТ-2ПМ2 включает в себя 10 межконтинентальных баллистических ракет 15Ж65, смонтированных в шахтных пусковых установках 15П765-35 (переоборудованные ШПУ 15П735 и 15П718 ракет 15А35 и 15А18М) либо 15П765-60 (переоборудованные ШПУ ракет 15Ж60), а также командный пункт 15В222.
Автономная пусковая установка 15У175 мобильного комплекса представляет собой одну ракету 15Ж55, помещённую в высокопрочный стеклопластиковый ТПК, смонтированный на восьмиосном шасси МЗКТ-79221.

Ракета 15Ж65 (15Ж55) состоит из трёх ступеней с твердотопливными маршевыми двигателями. Маршевые ступени выполнены из композитов, путём намотки типа кокон. Все три ступени оборудованы поворотным соплом для отклонения вектора тяги (решётчатые аэродинамические рули отсутствуют). Первая ступень имеет тягу 100т, массу 26т, из них масса ступени 3т, длину 8,5 м, время работы 60с. Вторая ступень имеет тягу 50 т, массу 13т, из них 1,5т ступень, длину 6 м, время работы ступени 64 с. Третья ступень имеет тягу 25т, массу 6т, из них 1т ступень, длину 3,1 м, время работы 56с.

Метод старта — миномётный для обоих вариантов. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.

Ракета оснащена отделяемой головной частью с одним термоядерным боевым блоком мощностью 550 кт тротилового эквивалента. ГЧ также оборудована комплексом средств преодоления ПРО. КСП ПРО состоит из пассивных и активных ложных целей, а также средств искажения характеристик головной части. Несколько десятков вспомогательных двигателей коррекции, приборы и механизмы управления позволяют боевой части совершать манёвры на траектории, затрудняя её перехват на конечном участке траектории. Некоторые источники утверждают, что ЛЦ неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитного излучения (оптическом, инфракрасном, радиолокационном).

В связи с прекращением существования договора СНВ-2, запрещавшего создание многозарядных межконтинентальных баллистических ракет, МИТом проводились работы по оснащению «Тополей-М» разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Возможно, результатом этих работ является РС-24 «Ярс».
Машины инженерного обеспечения и маскировки.

В 2013 году на вооружение мобильных ракетных комплексов «Тополь-М» поступило 12 первых машин (из них 9 в Тейковскую ракетную дивизию) инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ). Машины обеспечивают маскировку (заметание) следов боевых мобильных ракетных комплексов, вышедших на дежурство, а также создание высококонтрастных, хорошо заметных со спутников следов к ложным боевым позициям.

Испытания Тополь-М

Лётные испытания ракеты шахтного варианта базирования были проведены в период с 1994 по 2000 год, с их окончанием, в период 2000—2004 годов были проведены испытания мобильного варианта комплекса.

Испытания боевого оснащения

Несмотря на завершение испытаний ракетного комплекса и постановку на боевое дежурство серийной техники, работы по совершенствованию комплекса были продолжены в направлении развития боевого оснащения (головных частей), при этом в качестве носителя использовалась доработанная ракета комплекса «Тополь», так:

1 ноября 2005 года с полигона «Капустин Яр» в Астраханской области проведён успешный пуск ракеты РТ-2ПМ «Тополь» в рамках испытаний элементов нового боевого оснащения — единого боевого блока, ряда вновь разработанных элементов комплекса средств преодоления противоракетной обороны и ступени разведения, на которую может монтироваться до шести боевых блоков, при этом ступень разведения унифицирована для установки на МБР морского («Булава») и наземного («Тополь-М») базирования.

Лётное испытание нового боевого блока на штатной ракете комплекса РТ-2ПМ были совмещены с испытаниями в интересах продления гарантийного ресурса «Тополя». Впервые в российской практике, пуск был произведён не с космодрома Плесецк по полигону «Кура» на Камчатке, а с испытательного полигона «Капустин Яр» по расположенному в Казахстане 10-му испытательному полигону «Сары-Шаган» (район Приозёрска). Это было сделано в связи с тем, что радиолокационное обеспечение полигона «Кура» не позволяет фиксировать маневры, производимые боеголовками после их отделения от МБР. К тому же эти маневры отслеживаются американскими средствами измерений, размещёнными на Аляске. Параметры полёта из «Капустина Яра» на «Сары-Шаган» ведутся исключительно российскими средствами контроля.

Тактико-технические характеристики комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М»

Количество ступеней…………………..3
Длина (с ГЧ)…………………..22,55 м
Длина (без ГЧ)…………………..17,5 м
Диаметр…………………..1,81 м
Стартовая масса…………………..46,5 т
Забрасываемый вес…………………..1,2 т
Вид топлива…………………..твёрдое смесевое
Максимальная дальность…………………..11000 км
Тип головной части…………………..моноблочная, термоядерная, отделяемая
Количество боевых блоков…………………..1 (+ ~20 ложных целей)
Мощность заряда…………………..0,55 Мт
Система управления…………………..автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования…………………..шахтный и мобильный
История запусков
Состояние…………………..действующая
Места запуска…………………..1 ГИК «Плесецк»,
Число запусков…………………..16 (успешных-15; неудачных-1)
Принята на вооружение…………………..1997
Первый запуск…………………..20 декабря 1994

 

Фото Тополь-М


militaryarticle.ru

ОБЖ. Сайт Сарапулова А.Е. — «Тополь М»

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «ТОПОЛЬ-М» СТАЦИОНАРНОГО ШАХТНОГО И ПОДВИЖНОГО ГРУНТОВОГО ВАРИАНТОВ БАЗИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МИТ

         В середине 1980-х годов международная обстановка начала ухудшаться. Быстро наращивались стратегические ядерные силы США; на вооружение поступи МБР «Пискипер», БРПЛ   «Трайдент-2», морские и авиационные крылатые   ракеты.   Впервые   за два десятилетия в Европе стали развертывать американские ракеты средней дальности — «Першинг-2» и «Томагавк». Но в наибольшей мере грозила нарушением сло­жившегося стратегического паритета объявленная президентом США Р.Рейганом программа развития систем ПРО, известная как «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) или как «Звездные войны».

         Кроме того, к этому времени в срочной замене нуждались более 350 моноблочных ракет УP-100K и РТ-2П с истекши­ми сроками эксплуатации. Ход переговоров с США указывал на то, что готовящееся соглашение будет ограничивать не число ракет, а количество размещенных на них боевых блоков. Между тем почти все относительно современные советские МБР могли оснащаться РГЧ. Единственным ис­ключением был «Тополь», но он не размещался в шахтных установках. Таким образом, для поддержания стратегичес­кого паритета требовалась разработка новой моноблочной МБР, обеспечивающей эффективное применение в условиях развертывания перспективной ПРО и при наращивании наступательных стратегических возможностей США.

         Соответствующие проектные проработки велись в МИТ по теме «Тополь-М» и в днепропетровском КБ «Южное» под наименованием «Универсал». В соответствии с постановле­нием от 9 февраля 1987 года проведение полномасштабной ОКР по созданию МБР с принципиально новым типом боевого оснащения было поручено реутовскому НПО ма­шиностроения, хотя эта организация и не имела опыта раз­работки баллистических твердотопливных ракет и подвиж­ных стратегических комплексов.

         В условия. ухудшающегося финансово-экономического положения страны многотипностъ вновь разрабатываемого вооружения РВСН была недопустима. Интересы безопас­ности СССР требовали создания нового комплекса, единого для подвижного и стационарного базирования, с ракетой, способной нести как традиционное, так и перспективное боевое оснащение.

         Для решения этой задачи необходимо было объединить усилия всех конструкторских организаций страны, специализировавшихся на разработке МБР. Заместитель генерального конструктора МИТ Ю.С.Соломонов в августе 1988 года провел соответствующие переговоры с КБ «Юж­ное» в Днепропетровске, по результатам которых в конце года обе организации совместно разработали техническое предложение по единой ракете, подвижному и стационар­ному комплексам.

         Военно-промышленная комиссия своим решением от 9 сентября 1989 года утвердила сформировавшуюся к тому времени новую кооперацию разработчиков ракеты и комплексов. Создание подвижного грунтового комплекса было поручено МИТ, стационарного шахтного комплексаКБ «Южное». Ракету, получившую наименование РТ2ПМ2, разрабатывали совместно обе организации. Впервые требовалось создать МБР, универсальную по видам базирования. Как летательный аппарат она была полностью универсальна для обоих видов базирования. Однако, в силу объективных факторов и особениостей производственных возможностей н намеченных предприятий-изготовителей, транспортно-пусковой контейнер для подвижного комплекса был выпол­нен из стеклопластика, а для шахтного — из металла, причем на последнем закреплялся ряд систем наземного оборудо­вания. С учетом этого для изделия подвижного комплекса было принято наименование 15Ж55, а шахтного — 15Ж65.
         Для ракеты МИТ разрабатывал большинство элементов боевой ступени, включая твердотопливную двигательную установку, двигатели третьей и второй ступеней, соединительные отсеки, а КБ «Южное» — двигатель первой ступени ракеты, головной обтекатель и резервный вариант двига­тельной установки боевой ступени на жидком монотопли­ве. В конце 1989 года был выпущен совместный эскизный проект по ракете и шахтному комплексу, а полгода спус­тя — по подвижному грунтовому комплексу. Ракета была представлена как модернизация ракеты «Тополь», что не противоречило положениям договора ОСВ-2 и договора о ликвидации РСМД.
         В 1991 году на Южном машиностроительном заводе была изготовлена первая летная ракета РТ2ПМ2, которую, однако, так и не удалось поставить на полигон.

         В конце 1991 года МИТ пришлось приступить к форми­рованию скорректированной, чисто российской коопера­ции разработчиков и изготовителей комплекса, получив­шего название «Тополь-М». К разработке первой ступени вместо КБ «Южное» подключили пермское НПО «Искра», а МИТ стал головным как по грунтовому подвижному, так и по стационарному шахтному комплексам. В кооперации с привлеченными организациями в 1992 году бы выпу­щено дополнение к эскизному проекту, существенно изме­нившее облик ракеты и комплекса.
                 
        
 

                                     

                                              



                                     

  Пуск ракеты из стационарного шахтного РК «Тополь-М»

                         

         Стационарный комплекс 15П165 отвечает всем требо­вания к комплексам четвертого поколения, обеспечивает высокую защищенность от поражающих факторов ядерно­го взрыва, комплексную, в том числе фортификационную, защиту от обычных боеприпасов, включая высокоточное оружие.

 

         На стадии эскизного проекта в качестве основного варианта было принято создание шахтной пусковой ус­тановки путем модернизации средств (разработка мос­ковского ОКБ «Вымпел») стартовой позиции комплекса УР-100Н УTTX, предназначенных для жидкостных ракет 15А35. После подписания договора СНВ-1, предусмат­ривающего ликвидацию половины имевшихся у СССР тя­желых жидкостных МБР Р-36М УTTX и Р-36М2, с учетом возможности полного отказа от ракет этого типа в соот­ветствии с подписанным, но так и не вступившим в силу договором СНВ-2, санкт-петербургским КБСМ совместно с МИТ был разработан проект переоснащення их шахт под комплекс «Тополь-М».

         Обшая разработка ракеты велась под руководством директора и генерального конструктора Б.Н.Лагутина, а выбор новых технических решений по ракете осуществлял Ю.С.Соломонов. При оп­ределении технического облика изделия в первую очередь учитывалась основная угроза — перспектива развертывания мощ­нейшей эшелонированной ПРО с элемен­тами космического базирования. Кроме того, новая МБР шахтного базирования должна была обладать высоким уров­нем стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва.

         В ракете реализованы самые передо­вые технические решения — применены твердые топлива повышенной энергети­ки, корпуса двигателей из высокопрочных органопластиков, поворотные управляю­щие сопла, двигательная установка бое­вой ступени с глубоким регулированием тяги. Оригинальная конструктивная схема позволила максимально облегчить конс­трукцию энергетически наиболее значи­мой третьей ступени, переложив ряд ее функций на нижние ступени, С учетом необходимости прохождения через так называемые пылегрунтовые образования ядерного взрыва — грибовидные облака щебенки, парящей в вихрях на высоте 10-20 км над землей, ракета была выполнена без выступающих частей. Боевое осна­щение было надежно прикрыто прочным обтекателем.

         Высокая стойкость ракеты к воздействию всех поражающих факторов ядерно­го взрыва и оружия на новых физических принципах обеспечивается также тща­тельным подбором наиболее эффектив­ных и стойких материалов, топлив и спе­циальных защитных покрытий весьма сложного состава.

         Для успешного преодоления космического эшелона перспективной ПРО была существенно сокращена продолжительность работы   двигателей.   В результате   почти весь разгонный участок полета проходит в пределах атмосферы, надежно прикры­вающей ракету от   большинства   видов оружия ПРО космического базирования. Использование мощных органов управле­ния  и бортовой аппаратуры с широким возможностями  впервые обеспечило     отработку противоракетного   траекторного маневра – для уклонения от перехватчиков космического базирования.

         Для прикрытия боевого блока на пассивном участке траектории разработаны разнообразные высокоэффективные средства проти­водействия ПРО. На их основе формируются адаптивные комплек­сы средств противодействия, конкретная комплектация которых может корректироваться исходя из фактического качественного и количественным состава систем ПРО, выявляемого по мере их испытаний и развертывания


         Летные испытания ракетного комплекса «Тополь-М» проходили на полигоне в Плесецке. В декабре 1994 года состоялся первый пуск ракеты из переоборудованной шахтной пусковой установки, предназначенной ранее для комплекса УP-100H УTTX. В декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков ра­кеты «Тополь-М» были поставлены на опытно-боевое дежурство. Первый полк из десяти ракет этого типа 30 декабря 1998 года за­ступил на боевое дежурство.

         В 1997 году директором и генеральным конструктором инсти­тута был назначен Юрий Семенович Соломонов. Многие ракетные комплексы («Пионер», «Тополь», «Горн», «Сирена» и др.) создавались при его непосредственном участии.

         В ходе испытаний РК «Тополь-М» было выполнено десять пусков ракет, девять из них прошли успешно Последний пуск 9 февра­ля 2000 года был проведен из переоборудованной шахты.
 

                                     

                                              



                                     

   Подвижный грунтовый стратегический РК «Тополь-М»

                           

         Указом Президента РФ от 13 июля 2000 года стационарный ра­кетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М» был принят на вооружение. Комплекс стал наиболее сложной из единичных систем оружия, изготовление, отработка, натурные испытания и внедрение в серийное производство которой были проведены силами российской кооперации после распада СССР.

         Изготовителем ракет «Тополь-М» стал Воткинский машиностроительный завод. В дальнейшем все усилия разработчиков были сосредоточены на создании подвижного комплекса. Первый пуск «Тополя-М» с подвижной пусковой установки был произведен   20 сентября 2000 года.

 

          При создании систем и агрегатов самоходной пусковой установки использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать пусковые установки даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. Комплекс способен производить пуски ракет из любой точки позиционного района, обладает более совершенными средствами маскировки от оптических и  других средств разведки.

         Первый за последние   15 лет   пуск  стратегической ракеты на предельную дальность на расстояние более 11 тысяч километров в район на акватории Тихого оке­ана был осуществлен с самоходной пусковой установки чекса «Тополь-М» 20 апреля 2004 года.  При этом был разработан и реализован комплекс мероприятии по доведению до работоспособного состояния и задейс­твованию обеспечивающих эти испытания сил и средств, включая  длительно бездействовавшие корабли командно-измерительного комплекса. Заключительный четвер­тый пуск ракеты мобильного варианта «Тополь-М» был проведен 24 декабря 2004 года. В 2006 году поставлен на боевое дежурство первый полк, вооруженный под­вижным грунтовым ракетным комплексом с ракетой «То­поль-М».

         Перевооружение  частей   РВСН  проводилось  с использованием имеющейся  инфраструктуры.  Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой управления и связи.

         По ряду элементов ракета унифицирована с перспек­тивными ракетами «Булава» морского базирования для атомных подводных лодок стратегического назначения проекта 955.

         Основные технические решения по ракете «Тополь-М» оп­ределяют ее высокий модернизационный потенциал, в частности, возможность применения разделяющейся головной части, перспективных высокоточных боевых блоков, в том числе с неядерным оснащением, и принципиально новых средств преодоления средств преодоления самых совершенных систем ПРО.

         В связи с окончанием срока договора СНВ-2, запрещавшего создание межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися БЧ, МИТ были начаты работы по созданию на основе «Тополя-М» нового ракетного комплекса РС-24 «Ярс». Главное отличие «Ярса» от «Тополя-М» заключается в наличии разделяющейся головной части. В 2007-2008 годах было произвидено с полигона «Плесецк» по полигону «Кура» было произведено 3 испытательных пуска данных ракет, все они прошли успешно.  На данный момент достоверных сведений о технических данных РК РС-24 «Ярс» в открытом доступе нет. Предположительно, ракета оснащена 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения мощностью 150-300 Кт, ее максимальная дальность составляет 11000 км.

         В марте 2011 года первый ракетный полк подвижных установок РС-24 в составе двух дивизионов заступил на боевое дежурство. По словам командующего РВСН ВС РФ генерал-лейтенанта Алексея Каракаева, в будущем подвижные комплексы «Тополь-М» будут постепенно заменены на «Ярсы», в то же время принятие на вооружение шахтных комплексов «Тополь-М» будет продолжаться. Планируется, что в обозримом будущем комплексы РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» будут составлять основу российских РВСН.

 
         Основные тактико-технические характеристики РК РТ-2ПМ2 «Тополь-М»:

         Типы базирования – подвижный грунтовый, шахтный.

         Ракета – трехступенчатая, твердотопливная, универсальная для двух типов базирования.

         Боевое оснащение – моноблочная ГЧ с ядерным боевым блоком и комплексом средств преодоления ПРО.

         Максимальная дальность, км – 11000.

         Стартовая масса, т – 46,5.

         Длина ракеты, м – 22,55.

         Максимальный диаметр ракеты, м – 1,81.

 

sarapylov-a-e.ucoz.ru

технические характеристики. Колесные автомобили военного назначения

МЗКТ-79221 – колесное шасси, которое обладает повышенными характеристиками по мощности и грузоподъемности. Работает оно на 16 колесах. А мощность установленного на него силового агрегата достигает 800 лошадиных сил. Используется шасси для перевозки особо крупных грузов. Является базой для перевозки ракетного мобильного комплекса «Тополь-М». В настоящее время с его помощью можно перевозить даже ядерное оружие.

Исторические факты

Опытный образец шасси МЗКТ-79221 был собран в 1992 году. Его разработка осуществлялась на базе автомобиля МАЗ-7922, который к тому времени успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны. Производилось шасси силами Минского завода колесных тягачей.

Разработчики подвижного ракетного комплекса «Тополь-М» столкнулись с такой проблемой, как транспортировка своего детища. Платформа, которая выполняла данную работу ранее, уже не подходила. Поэтому разработчикам пришлось искать предприятие, которое смогло бы изготовить необходимое транспортное средство. К сожалению, среди отечественных предприятий таковых не нашлось. Поэтому был заключен договор на создание шасси с Минским заводом.

В течение последующих нескольких лет разработка продолжалась. В серийное производство модель поступила только в 2000 году.

Назначение автомобиля

Используется специальное колесное шасси для перевозки крупногабаритных грузов. Это могут быть ракетные установки, вышки для бурения нефтяных скважин. На базе шасси могут устанавливаться даже большегрузные краны.

Основное назначение – выполнение функций военной обороны. Кроме этого, может использоваться и в гражданских целях. Для этого разработана специальная модификация с индексом 100. Данная версия шасси способна разгоняться до 45 километров в час.

Особенности тягача

Колесные автомобили военного назначения укомплектовываются силовыми агрегатами ЯМЗ-847. Они способны развивать мощность до 800 лошадиных сил. Полная масса составляет 120 тонн. По бездорожью тягач способен перевозить 80 тонн груза.

Тягач МЗКТ-79221 обладает огромными размерами. Его ширина составляет 3,4 метра. В длину он равен 22,7 метра. Движется за счет 16 колес, шины в которых с переменным давлением. Представить их размер можно, если узнать, что высота каждого такого изделия составляет почти 2 метра. Накачать воздухом такое колесо очень сложно. Поэтому установлены специальные насосы, которые накачают шины в случае поломки прямо на ходу. Давление в колесах контролируется встроенной системой. В случае ремонта необходимо соблюдать специально разработанный порядок действий при замене колеса МЗКТ-79221.

Из 8 осей 6 являются управляемыми (кроме двух центральных). Благодаря этому значительно уменьшился радиус разворота. Он практически равен данному параметру, характерному для четырехосного грузовика. Радиус поворота тягача равен 18 м. Для разворота автомобилю достаточно участка площадью 34 м2. За счет этого маневренность для тягача подобных размеров находится на высоте. Для улучшения данного показателя используется интересная система поворота колеса. В то время, когда колеса, установленные на первых осях, поворачиваются в одну сторону, колеса задних осей поворачиваются в противоположную.

Все неровности дороги сглаживаются за счет колес с большим диаметром, подвески и гибкой рамы, которая способна предсказуемо деформироваться. С этой же целью элементы крепятся к шасси в трех точках.

Приемочное испытание грузовик прошел с положительной отметкой. Поэтому его рекомендовали к серийному производству.

Силовой агрегат и коробка передач

На тягач МЗКТ-79221 устанавливается дизельный мотор с турбонаддувом ЯМЗ-847,10. Двигатель четырехтактный с непосредственным впрыском топлива. Охлаждение силового агрегата жидкостного типа. Вырабатываемая им мощность достигает 800 л. с. Объем двигателя равен 25,8 л.

При движении «в пустую» тягач потребляет 240 л. В состоянии полной загруженности расход увеличивается до 300 л. Емкость топливного бака составляет 825 л. Топлива достаточно, чтобы тягач мог двигаться 500 км без остановок.

Коробка передач автоматическая. Но в автоматическом режиме передачи переключаются только после того, как скорость движения тягача будет выше 10 км/ч. Чтобы развить максимальную скорость, необходимо также переключать передачи в ручном режиме. Рабочий интервал КПП разделен на 4 диапазона. Движение вперед или назад регулируется дополнительной кнопкой.

Кабина размещена в передней части, слегка сдвинута в левую сторону. Салон оборудован металлическими элементами. Нет ни стеклоподъемников, ни кондиционера. Управлять тягачом должны трое человек (один водитель и двое помощников), Салон практически полностью заполнен различными кнопками и рычагами. Причем обучение управлению длится год. Во время движения водитель должен выполнять все действия «на опережение».

Достоинства

МЗКТ-79221, технические характеристики которого рассмотрены выше, обладает рядом преимуществ. Среди них выделяют:

  • Способность перевозить грузы общей массой до 80 тонн.
  • Выносливость (автомобиль выдерживает сильнейшие нагрузки во время движения при наличии препятствий).
  • Маневренность (несмотря на свои большие габариты).
  • Контроль давления колес проводится из кабины.

  • Наличие бортового компьютера, который следит за состоянием основных узлов и механизмов машины (двигателя, подвески, ходовых элементов, давления в колесах и так далее).
  • Установлен двигатель автомобильного типа. Он обладает ресурсом до капитального ремонта (5 тысяч часов). Предшественники оснащались танковыми моторами, ресурс которых не превышал 300 ч.
  • Возможность двигаться вброд, если глубина не превышает 1,1 м.

Недостатки

По своей конструкции тягач МЗКТ-79221 является внедорожником, так как обладает несколькими осями. Соответственно, он предназначен именно для движения по пересеченной местности. Но при этом тягач не может двигаться по маршруту, который не проверен. Все колеса должны касаться земли. Если хотя бы несколько будут висеть в воздухе, произойдет перегрузка всей конструкции. А на подобные перегрузки автомобиль не рассчитан.

Среди недостатков можно выделить также большой расход топлива. Мощный двигатель, установленный на автомобиль, потребляет топливо с удвоенной силой.

Аналоги и конкуренты

Серийный выпуск тягача МЗКТ-79221 начался в 2000 году после ряда проведенных испытаний. Все это время автомобиль производится в ограниченных количествах, малыми сериями. За прошедшие годы ни отечественные, ни зарубежные производители спецтехники не смогли предложить аналога данному колесному шасси. Технические характеристики тягача делают его уникальным транспортным средством. Прибрести его можно, но сделать это непросто. В продаже имеются только модификации МЗКТ-79221-100, которые предназначены для использования в гражданской отрасли. Заказать модель можно как у производителя, так и у обычного покупателя. Только в последнем случае техника будет подержанная, а не новая.

fb.ru

РС-12 М2 » Тополь «

 

 

 

 

В конце 1993 года Россия заявила о разработке первой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки МБР. Разработка ракеты «Тополь-М» ведется российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники под руководством Генерального конструктора Б.Н. Лагутина и Юрия Соломонова.

Ракета «Тополь-М» создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой будет считаться ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:
числу ступеней;
виду топлива любой из ступеней;
стартовой массе более чем на 10%;
длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;
диаметру первой ступени более чем на 5%;
забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.

Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые конструктивного исполнения МБР «Тополь-М» жестко ограничены.

 

«Тополь-М»

На 1-ГИК МО проходил этап государственных летных испытаний ракетного комплекса «Тополь-М». В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки.

В процессе боевого дежурства ракета «Тополь-М» будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2, например, соответствующим образом дооборудованных шахтные ПУ ракет РС-20 (модернизированные конструктором Д.К. Драгуном). Такая доработка должна обеспечить невозможность установки «тяжелой» МБР в ПУ ракеты «Тополь-М» и включает заливку бетона на дно шахты и установку ограничительного кольца в верхней части ПУ. Размещение ракет «Тополь-М» в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса.

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. Это делает их недостижимыми для всех действующих систем ПРО. «Мало того, Соломонов пообещал, что в случае необходимости на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения. «Если будут сняты ограничения по договору (СНВ-2), а также выделены соответствующие финансовые средства и соответствующее время, «Тополь-М», безусловно, может быть превращен в ракету с РГЧ»

 

 

Сравнение
«Тополь» и
«Тополь-М»

 

28 апреля 2000 Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение Ракетных войск стратегического назначения межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М».

Краткая характеристика

Конструкторское бюро Московский институт теплотехники
Генеральный конструктор Лагутин Борис Николаевич
Тип ракеты межконтинентальная
Способ старта активно-реактивный («минометный»)
Способ базирования стационарный, шахтная ПУ, и мобильный
Начало разработки 1994 год
Начало летно-конструкторских испытаний декабрь 1994 года 


Основные ТТХ

Максимальная дальность стрельбы, км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса, тонн 47,1
Забрасываемая масса, тонн 1,2
Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)
Максимальный диаметр, м 1,86
Тип головной части моноблочная, ядерная, имеет инерциальную автономную систему наведения.
Количество ГЧ 1
Топливо твердое, смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК.
Эквивалент боезаряда — 0.55 мегатонн тринитротолуола.
Отклонение от цели — 0.9 км. 

Татищево, апр.1999

Производителем ракет «Тополь-М» является ГП «Воткинский машиностроительный завод». Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в «Арзамасе-16».

Дислокация частей — полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты «Тополь-М» /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство. 


Татищево, апр.1999


Татищево, апр.1999


Татищево, апр.1999


Татищево, апр.1999


Стартовая позиция


Стартовая позиция


Стартовая позиция


Пуск


После пуска

 

  

lemur59.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *