Истребитель Су-57 на испытаниях превзошел лучшие американские аналоги — Российская газета
Эксклюзивное детище российского авиапрома — новейший истребитель пятого поколения Су-57 завершил первый этап государственных испытаний. Скоро армия получит уникальную машину: высокоскоростную и сверхманевренную, отлично вооруженную и защищенную от современных и перспективных средств ПВО.
И хотя преимущества самолета никто не оспаривает, среди экспертов пошли жесткие споры, надо ли запускать его в серию. Или вместо пятого поколения сразу перейти к разработке шестого. Споры не умозрительные. От выбора зависит, каким будет главная ударная сила — боевая авиация. Бывший главком Воздушно-космических сил РФ, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности генерал-полковник Виктор Бондарев в эксклюзивном интервью «Российской газете» объяснил, почему Су-57 по-настоящему прорывной проект.
Виктор Николаевич, когда читаешь о новом истребителе, создается впечатление, что речь идет не судьбе конкретного самолета, а о будущем всей нашей военной авиации. Неужели Су-57 играет такую важную роль?
Виктор Бондарев: Уверен: этот авиационный комплекс нужен России, нашим войскам. Он — не источник заработка, а средство обеспечения национальной безопасности государства.
Посмотрим на проблему шире. В современном мире авиация является важнейшим видом вооруженных сил, по мере развития технологий ее роль постоянно растет. Сухопутная фаза любого потенциального вооруженного конфликта между высокотехнологичными державами сегодня сведется к минимуму. А в будущем войны полностью переместятся в воздушно-космическое пространство. Поэтому в странах, чье руководство ответственно подходит к обеспечению национальной безопасности, уделяется первостепенное внимание разработке новых боевых самолетов и вертолетов.
Можно смело говорить, что Россия находится в авангарде этих процессов. Мы имеем все основания гордиться и отечественными научно-исследовательскими институтами, и российской авиационной промышленностью.
Виктор Бондарев: Наши конструкторские бюро спроектировали, а заводы создали множество крылатых машин разных классов, аналогов которым нет ни у кого в мире. Главным достижением, вершиной инженерной мысли и флагманом парка истребителей пятого поколения является новейший многофункциональный истребитель Су-57. Этот самолет — гордость не только российских ВКС, но и всего мирового авиапрома. Напомню, что программа по разработке данной машины стартовала еще в 2001 году, и ее реализация была рассчитана более чем на 15 лет. Тогда, в самом начале, проект проходил под обобщенным, но многообещающим названием — перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Позже самолету присвоили заводской индекс Т-50, а серийный образец назвали Су-57.
Так что же на самом деле представляет собой «пятерка»: принципиально новый самолет или некую замену Су-27?
Виктор Бондарев: Его создание в качестве замены для Су-27 была обусловлено объективной необходимостью. Самолеты четвертого поколения стоят на вооружении с 1970-х годов. С тех пор произошел серьезный технологический скачок, в том числе в радиоэлектронных системах. Их современный уровень позволяет эффективно обнаруживать и уничтожать самолеты четвертого поколения на дальностях, не дающих возможность им применять свое вооружение. А новые средства постановки радиоэлектронных помех способны полностью подавить их бортовые радиолокационные станции.
Получается, что эпоха главенства самолетов четвертого поколения близится к завершению. Понятно, что они будут еще много лет активно эксплуатироваться. Тем не менее, развитые западные страны, в том числе члены НАТО, планомерно перевооружают свои войска на истребители пятого поколения.
Не отстают и некоторые азиатские государства. Например, китайские J-20 достигли уровня полномасштабного серийного производства. Аналогичная ситуация в Японии. В число обладателей технологий пятого поколения могут скоро войти Индия с проектом AMCA, а также Южная Корея и Индонезия, совместно разрабатывающие перспективный истребитель KF-X.
Но нас-то больше волнует, что подобные самолеты уже имеют США и их союзники.
Виктор Бондарев: Конечно, в данном контексте нас в первую очередь интересуют члены НАТО — потенциальные противники России. Драйвером развития технологий пятого поколения среди стран альянса являются Соединенные Штаты. Они же в НАТО лидируют по показателю внедрения передовых технологий как в собственных ВВС, так и в войсках Североатлантического блока.
Приведу некоторую статистику. Боевой состав тактической авиации стран НАТО — это более 5 тыс. боевых самолетов третьего, четвертого и пятого поколений. Только в ВВС США порядка 2100 истребителей, из которых на долю пятого поколения приходится седьмая часть: три сотни F-22 и F-35A. Американские ВМС насчитывают 88 палубных истребителей F-35B/C. А общая численность корабельной авиации США — более тысячи самолетов.
Если говорить о доле истребителей пятого поколения в натовских частях, то это 8 процентов. Причем к 2040 году лидеры НАТО планируют довести данный показатель до 50 процентов.
Проблема ведь не только в том, что этой техникой оснащаются натовские войска. Американцы активно снабжают современными самолетами армии других стран мира. Торгуют истребителями налево и направо.
Виктор Бондарев: Действительно, приобретение F-35 различных модификаций значится в планах у Великобритании (до 2030 года — 138 штук), Турции и Австралии (до 2030 года — по 100 штук), Италии (до 2028 года — 90 штук), Нидерландов (до 2025 года — 85 штук), Норвегии (до 2024 года — 52 штуки), Израиля (до 2025 года — 50 штук), Японии (до 2023 года — 42 штуки), Южной Кореи (до 2025 года — 40 штук). Обсуждаются сроки поставок и условия контрактов с Канадой на поставку 65 и Данией — на поставку 30 истребителей американского производства. Наконец, госзаказ самих США на F-35 до 2044 года составил 2456 единиц.
Напрашивается вывод: реализация зарубежных программ по истребителям пятого поколения существенно изменит баланс сил в мире. Поэтому работы по Су-57, его дальнейшему совершенствованию и вводу в серию, приобретают неоспоримую актуальность.
Тем более, как утверждают эксперты, по многим характеристикам российский авиакомплекс ведь превосходит все американские аналоги.
Виктор Бондарев: Утверждение, на мой взгляд, корректное. Я тоже считаю, что F-35, несмотря на количественное превосходство в абсолютных цифрах (по состоянию на 1 июля 2018-го их изготовлено более 300), по летно-техническим характеристикам во многом уступают нашему Су-57.
Эта машина может решать как истребительные задачи завоевания превосходства в воздухе, так и ударные миссии по уничтожению наземных и надводных целей противника. Способность вести эффективный воздушный бой и поражать высокотехнологичные объекты противника обеспечиваются рядом передовых тактико-технических характеристик и уникальными качествами, присущими машинам пятого поколения.
Это — многофункциональность, минимальная заметность для радаров во всех волновых диапазонах, включая инфракрасный и радиолокационный. Такой самолет должен обладать сверхманевренностью, иметь возможность уходить от атак противника на сверхзвуковой скорости без форсажа. Бортовая электроника призвана помогать летчику в решении многих задач, наделять его способностью вести всеракурсный ближний бой с многоканальной стрельбой ракетами разной дальности.
Су-57 отвечает всем этим требованиям. Он оснащен стеллс-технологиями, дающими малую заметность. Оборудован РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Благодаря новой силовой установке машина летает на сверхзвуковой бесфорсажной крейсерской скорости. Истребитель обладает сверхманевренностью, в том числе при полете на сверхзвуковой скорости. Там высокий уровень автоматизации и интеллектуализации процессов боевого применения, эффективная комплексная оборона. К тому же Су-57 полностью наш, российский самолет.
У него есть надежная защита от современных зенитных средств?
Виктор Бондарев: Конечно, есть. Малая заметность и аэродинамические преимущества, в частности сверхзвуковая крейсерская скорость, позволяют Су-57 с легкостью преодолевать ПВО противника, выходя на дальности эффективного применения вооружения. Его «фазированная» радиолокационная станция дает возможность летчику вести бой даже в условиях активных радиоэлектронных помех.
Бортовая система управления Су-57 может сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них
Помимо защиты от наземных средств ПВО, Су-57 прекрасно защищен от вражеских самолетов. В конструкции истребителя использованы новейшие композиционные материалы, а специальное покрытие, которое обеспечивает малую заметность машины, обладает безаналоговой химической формулой.
По всей обшивке самолета распределены шесть радаров, которые дают круговой обзор. Датчики аппаратуры для инновационного комплекса радиоэлектронной борьбы «Гималаи» рассредоточены по поверхности истребителя, позволяя ему оставаться невидимым. И при этом «засекать» малозаметные самолеты противника. Сверхманевренность машины обеспечивают два мощных двигателя с управляемым вектором тяги, что гарантирует самолету разворот в воздухе почти на месте.
Вы наверняка общались с летчиками-испытателями Су-57. Что они говорят о новой машине?
Виктор Бондарев: Она дает им практически неограниченные возможности в пилотировании и в бою. Это — благодаря высокому уровню роботизации: Су-57 снабжен полноценным «электронным пилотом». Он также может в условиях дефицита времени подсказать человеку правильное решение и взять на себя большое число рутинных операций.

Будучи главкомом ВВС Виктор Бондарев стоял у истоков создания Су-57. Тогда самолет назывался «перспективный авиакомплекс фронтовой авиации». Фото: РИА Новости
Истребитель может воевать в одиночку и в рамках концепции «единого поля». Су-57 способен передавать данные о целях на другие самолеты и наземные комплексы ПВО, а также получать целеуказания от них. Бортовая система управления сопровождает до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из них.
Если можно, расскажите о вооружении Су-57 подробней.
Виктор Бондарев: Вооружен Су-57 отменно. Может применять крылатые ракеты, управляемые ракеты «воздух-поверхность», ракеты класса «воздух-воздух» различной дальности, обычное и высокоточное вооружение, включая корректируемые авиабомбы. Причем весь этот арсенал практически не заметен для радиолокационного распознавания.
На нем установлена 30-мм пушка 9-А1-4071К, готовая отрабатывать боекомплект в любом режиме огня. Всего Су-57 несет до 14 типов вооружений. Это действительно эффективное средство неядерного сдерживания.
Ничего похожего, а тем более лучшего, на сегодняшний день в мире не изобрели. Специалисты классифицируют Су-57 не просто как образец пятого поколения, а как самолет поколения 5+. Причем внедрение новых технологий в этот истребитель продолжается. Ряд из них эксперты причисляют уже к технологиям шестого поколения.
К тому же у Су-57 огромный модернизационный потенциал — его хватит на полвека. Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета построено на принципах открытой архитектуры. По сути, истребитель имеет все задатки для превращения в полностью автоматический, беспилотный вариант боевой машины.
Если не забегать вперед, а говорить только о сегодняшнем дне, — то Су-57 отлично завершил первый этап госиспытаний, подтвердил все заданные летно-технические характеристики. Он проявил себя не только на полигонах, но и в боевой обстановке в Сирии. Напомню, что пилотные образцы этой машины были отправлены на российскую авиабазу Хмеймим еще полгода назад.
Так откуда же разговоры о нецелесообразности серийного производства Су-57? Что достаточно выпускать такие машины для продажи за рубеж и в качестве технической и испытательной базы под будущую «шестерку»?
Виктор Бондарев: Действительно, подобные мнения от некоторых так называемых экспертов я слышал. Они предлагают уже сейчас приступить к работе над машиной шестого поколения, которая станет переходным вариантом между пилотируемыми истребителями и беспилотными интеллектуальными ударными комплексами. При этом рекомендуют выпускать Су-57 малой серией — для отработки технических задач. Или, что еще хуже, просто сформировать экспортный облик Су-57 — для продажи и, таким образом, добиться компенсации затрат на его разработку и становление «на крыло».
Звучат и иные доводы, в чём-то противоположные. Мол, зачем нам пятое поколение, если прекрасно летают истребители поколения 4++, например тот же Су-35. По этому поводу скажу: истребители четвертого поколения, даже модернизированные до варианта «++», уже устарели и не отвечают новым вызовам. Они, конечно, пригодны для локальных боевых конфликтов со слабым противником. Однако в условиях насыщенной средствами радиоэлектронной борьбы и ПВО противника обстановки, при воздействии имеющихся в войсках некоторых стран истребителей пятого поколения, выполнять боевые задачи нашей армии без Су-57 невозможно.
Так что над созданием «шестерки» вообще рано думать?
Виктор Бондарев: Мнения о переходе к шестому поколению часто звучат непрофессионально. Лично я уверен: не освоив современные авиатехнологии на технике пятого поколения, перейти сразу к шестому нельзя.
На мой взгляд, предложения сформировать экспортный облик Су-57 и продавать эти самолеты (приведу цитату одного из подобных призывов: «капитализировать на внешних рынках затраты, понесенные по данной машине») являются либо открытым предательством или же элементарной некомпетентностью и недальновидностью.
Повторю: авиакомплекс Су-57 нужен, без него нет движения вперед. Он необходим нашим Вооруженным силам для обеспечения эффективного противодействия вражеским войскам и гарантированного превосходства над ВВС любых стран. А главное, для нашей национальной безопасности, для стабильного, устойчивого благополучия России, на которую при наличии таких современных высокотехнологичных боевых комплексов никто не рискнет напасть.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Юрий Гаврилов
rg.ru
российский многоцелевой истребитель в Сирии
Военный обозреватель Sputnik выяснил основные характеристики новейшего многоцелевого истребителя Су-57 и рассказал, на что способен этот «терминатор»
Тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57 заметили в Сирии, и машина уже успела обрасти легендами. За пару дней четверка Су-57 в пригороде Дамаска (Восточная Гута) якобы уничтожила сотни террористов, а также примкнувших к ним военнослужащих НАТО и сотрудников американских частных военных компаний (ЧВК). Даже резолюция 2401 Совбеза ООН о приостановке боевых действий в Сирии на 30 дней 24 февраля принята вроде бы от полной растерянности Запада перед мощью Су-57. Что правда, а что преувеличение?
Резолюция Совбеза требует немедленной приостановки боевых действий, однако террористические группировки Нусра*, ИГ*, Аль-Каида* и аффилированные с ними структуры выведены за ее рамки, то есть подлежат уничтожению прежним порядком. В Восточной Гуте имеется филиал Нусры* и местные банды-попутчики, поэтому боевые действия там не прекращаются. Как продолжаются и попытки Запада использовать «террористический интернационал» для свержения законного правительства Сирийской Арабской Республики и расчленения страны.Комментируя испытательные полеты Су-57, вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил: «Проведенная работа позволила подтвердить правильность принятых решений в части планера, комплекса бортового оборудования, обеспечивающих систем и оборудования, авиационных средств поражения». Прибытие в Сирию четырех истребителей Су-57 свидетельствует об успешном завершении первого этапа государственных испытаний в России.
Тайны испытаний
Израильская разведка 25 февраля обнаружила точку базирования Су-57 в Сирии, и газета Haatetz опубликовала ее спутниковые снимки.
Авиабаза Хмеймим и пронизанное недружественным электромагнитным излучением сирийское воздушное пространство — прекрасный полигон для комплексных испытаний тяжелого истребителя пятого поколения.
Многоцелевой истребитель-невидимка Су-57 создавался для качественного превосходства над предшественниками, противниками и конкурентами. Это российский ответ американским самолетам пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II. И все же эффективность нового авиационного комплекса можно проверить лишь в условиях, максимально приближенных к боевым.Эксплуатация Су-57 в Сирии позволит отработать новые образцы управляемого ракетного и бомбового оружия, проверить бортовой радиолокационный комплекс на предельную дальность обнаружения целей. Между тем в сирийском воздушном пространстве многие цели имеют малую «эффективную площадь рассеивания» (ЭПР), свойственную авиатехнике НАТО (слабое отражение электромагнитных волн усложняет обнаружение объекта в воздухе бортовыми РЛС).
Превосходство не самоцель. Опыт вооруженных конфликтов последних десятилетий показывает: основной военный инструмент Запада — количественное и качественное доминирование в воздухе. Поэтому безусловным государственным приоритетом России становится противодействие воздушной агрессии, создание мощных Воздушно-космических сил. И эффективность авиационного комплекса Су-57 имеет огромное значение для обеспечения военной безопасности страны, а также для технологического прогресса в авиационной промышленности и сохранения лидирующих позиций на мировом рынке вооружений.
Первая серийная партия Су-57 (12 машин) будет поставлена ВКС России в 2019 году. И, по мнению зарубежных экспертов, американский «истребитель будущего» F-35 станет легкой добычей для российского самолета пятого поколения.
Явное превосходство
Для Су-57 разработаны образцы ракетного оружия, которые в два-три раза превосходят возможности российских образцов-предшественников и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Из открытых источников известно, что истребитель получит три типа новых ракет «воздух-воздух» (малой, средней и большой дальности).
Внешний вид Су-57 (отсутствие видимых подвесок для ракет и бомб) позволяет предположить, что все оружие находится во внутренних отсеках. По информации корпорации «Тактическое ракетное вооружение», во внутренних отсеках самолета могут размещаться ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой и большой дальности, а также ракеты средней дальности. Дополнительно предусмотрена возможность установки шести внешних узлов подвески, на которых истребитель может нести ракеты и бомбы весом до полутора тонн. Пушка Су-57 имеет боеприпасы с высокой термостойкостью.Радиоэлектронная система Су-57 принципиально отличается от традиционной бортовой РЛС. На самолете установлены основная радиолокационная станция и несколько других активных и пассивных радиолокационных и оптико-локационных станций — т.н. «умная обшивка». Единая информационная система боевого применения и управления истребителя интегрирована с подсистемой обмена данными с другими самолетами. Она обеспечивает взаимодействие с командными пунктами, группами самолетов, разведывательными системами Сухопутных войск, Воздушно-космических сил и ВМФ.
Истребитель имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, плавно сопряженным с широким фюзеляжем, который зрительно составляет почти половину размаха крыла. Благодаря широкому фюзеляжу колея трехстоечного шасси составляет 5,5 метра. Плоское днище фюзеляжа скрывает два внутренних отсека вооружения. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе. В конструкции широко использованы композиционные материалы (70% поверхности и 25% веса самолета).
Су-57 по размаху крыла и длине больше F-22, обладает радиолокационной малозаметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью до 2600 км/час (без использования форсажа), высокой маневренностью с большими перегрузками. Стелс-технологии Су-57 гармонично интегрированы с комплексом важнейших характеристик, и это позволяет победить в классическом воздушном бою и в высокотехнологичном противостоянии.
На первом этапе истребитель оснащался новейшими двигателями Рыбинского НПО «Сатурн» с цифровой системой управления и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф1 (изделие 117) с тягой по 15 000 килограммов на форсаже и межремонтным ресурсом 4000 часов. АЛ-41Ф1 удовлетворяет всем требованиям к истребителю пятого поколения, пара двигателей обеспечивает самолету сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе (26 тонн). И все же основными для серийных Су-57 станут двигатели, известные как «изделие 129» с форсажной тягой свыше 18 000 килограммов, тяговооруженностью более чем 1,3 (при нормальной взлетной массе) и более высокой топливной эффективностью.* — террористическая организация, запрещенная в Казахстане, России и других странах
ru.sputniknews.kz
на что способен истребитель пятого поколения Су-57 — РТ на русском
Российский истребитель пятого поколения Су-57 приступил к очередной фазе лётных испытаний с применением новейших авиационных средств поражения. Эксперты отмечают, что тесты такого рода являются одним из заключительных этапов разработки самолётов. Ожидается, что Су-57 может поступить в войска уже в 2018 году. Об огневой мощи и уникальных характеристиках боевой машины — в материале RT.
Новый этап
Российский истребитель пятого поколения Cу-57 (до августа 2017 года — Т-50, ПАК-ФА) приступил к очередной фазе испытаний. Об этом в интервью журналу «Военно-техническое сотрудничество» сообщил Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ). По его словам, комплекс вооружения для Су-57, разрабатываемый компанией, в настоящее время проходит лётную проверку.
«Мы перешли к практическим полётам. Думаю, что в недалёком будущем увидим и результат», — говорит гендиректор ТРВ.
Разрабатывать Су-57 начали почти 20 лет назад, ещё в 1999 году. Тогда проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК-ФА). Новый самолёт разработки ОКБ им. Сухого должен заменить стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31. Среди иностранных аналогов российского самолёта пятого поколения истребитель F-22 Raptor и универсальный ударный самолёт F-35, поступившие на вооружение ВВС США.
Также по теме
Удалённый доступ: зачем Вашингтон перебрасывает в Южную Корею новейшие ударные самолёты США передислоцируют в Южную Корею шесть истребителей F-22 Raptor и четыре истребителя-бомбардировщика F-35A Lightning. Новейшие…
Свой первый полёт воздушное судно под заводским индексом Т-50, построенное на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, совершило в 2010 году. По данным на август прошлого года, было произведено 11 самолётов. А в декабре прошли испытания предназначенного для Су-57 нового двигателя с увеличенной тягой и топливной эффективностью, известного как «изделие 30». Прежде на Су-57 ставили модернизированную версию двигателя АЛ-31Ф. Её же используют на самолётах Су-35С.
Как заявил в августе 2017 года главнокомандующий ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, Минобороны получит новую машину уже в 2018 году.
«Т-50, или Су-57, скоро, со следующего года, начнёт поступать в войска, и пилоты будут его осваивать и эксплуатировать», — сообщил тогда Бондарев.
Однако, как отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, это не значит, что самолёт в текущем году поступит в боевые части.
«Самолёт полетел с двигателем второго этапа в декабре 2017-го. Доводка двигателя, тем более с новым газогенератором и новой горячей частью, — это очень длительный процесс, — объясняет эксперт. — Поэтому, думаю, 12 самолётов будет закуплено, и все они пойдут формально в ВКС, но на деле в ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова в г. Ахтубинск Астраханской области. — RT), может быть, в Липецк (Государственный ордена Ленина Краснознамённый центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В.П. Чкалова. — RT), там, где отрабатывают уже не самолёт, а тактику боевого применения».

- Истребитель пятого поколения Су-57
- © Wikimedia / Rulexip
По словам эксперта, Су-57 ещё несколько лет будет находиться на этапе испытаний в структуре ВКС. Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП).
«Применение АСП — это тоже непростая вещь. Нужно это отработать в разных режимах, разных ситуациях, нанести удары по разным мишеням», — отмечает эксперт.
Говоря о целях создания Су-57, Макиенко заявил, что этот истребитель призван «усилить позиции РФ в воздухе».
«Этот истребитель нужен для того, чтобы держать воздух», — резюмировал эксперт.
Ударная сила
Особенность Су-57 — сочетание функций ударного самолёта и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Су-57 может быть оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К, ракетами класса «воздух — воздух»: Р-73/РВВ-МД (малой дальности), К-77-1/РВВ-АЕ/СД (средней дальности), К-37М/РВВ-БД (большой дальности), а также ракетами класса «воздух — поверхность»: Х-38МЭ (малой дальности), Х-58УШКЭ (противорадиолокационной), Х-35УЭ (тактической противокорабельной) —и корректируемыми авиационными бомбами КАБ-500С. Максимальная боевая нагрузка самолёта — 10 тонн.
«Если говорить о пушке, то это в принципе известная автоматическая 30-миллиметровая пушка КБ Шипунова (ГШ-30-1. — RT), — рассказал RT об особенностях вооружения Су-57 главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Но используются новые боеприпасы, например с пластиковым ведущим устройством, что повышает их начальную скорость, а ресурс ствола пушки увеличивает в несколько раз».

- Авиационная пушка ГШ-30-1
- © Wikipedia
Кроме того, по словам Мураховского, предполагается использовать и снаряды с дистанционным подрывом на различных участках траектории их полёта.
Испытания пушки начались в 2016 году в Подмосковье на Государственном казённом научно-испытательном полигоне авиационных систем в Фаустове. Скорострельность изделия, предназначенного для поражения всех современных бронированных целей, достигает 30 выстрелов в минуту.
Что касается управляемых авиационных средств поражения, то они, как отмечает Мураховский, составят основу боекомплекта Су-57.
«Это новое поколение ракет «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и новое поколение высокоточных авиационных средств поражения категории «воздух — поверхность». Это и противокорабельные ракеты, и противорадиолокационные», — отмечает эксперт.

- Истребитель пятого поколения Су-57
- © Wikimedia / Dmitry Zherdin
Виктор Мураховский подчёркивает, что корректируемые авиабомбы этого самолёта будут наводиться по лазерному лучу или использовать для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации. По словам эксперта, будут применяться и авиабомбы малого калибра — менее 100 кг, необходимость в появлении которых продемонстрировала операция в Сирии.
«Разрабатываются и барражирующие боеприпасы, и целый ряд других изделий», — говорит эксперт.
Умная мощь
По словам Макиенко, всё, что касается ракет или АСП, — это очень закрытая тема. В самом общем виде совершенствование АСП, отмечает эксперт, заключается в усилении помехозащищённости, увеличении дальности, может быть, уменьшении габаритов, «поскольку всё это надо помещать в закрытые отсеки».
Последнее требование, по словам экспертов, обусловлено необходимостью сделать самолёт малозаметным. Для этого почти все вооружения спрятаны внутри борта.
«Су-57 как комплекс пятого поколения может обеспечить маршевый сверхзвуковой полёт без форсажа штатного двигателя самолёта, — отмечает Мураховский. — Конфигурация планера Су-57 такова, что он имеет меньшую эффективную площадь рассеяния (ЭПР), чем самолёты предыдущих поколений».
Показатели заметности самолёта Су-57 для радаров российские и зарубежные специалисты оценивают в диапазоне от 0,1 кв. м до 0,4 кв. м. Для сравнения: ЭПР Су-27 — более 10 кв. м.
«Также отличительной особенностью Су-57 является использование так называемого цифрового борта», — сказал Мураховский.
На самолёте есть электронный второй пилот — бортовой компьютер, который может взять на себя часть функций по управлению самолётом и ведению боя. Так, боевая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой позволяет одновременно распознать до 60 целей и навести оружие сразу на 16 мишеней. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Гималаи» с функцией умной обшивки, в свою очередь, создаёт помехи головкам самонаведения ракет противника.
Также по теме
Воздушный щит: 105 лет со дня основания военной авиации России 12 августа в России отмечается День Воздушно-космических сил. 105 лет назад указом российского императора Николая II был сформирован…
Всё радиоэлектронное оборудование, все системы вооружений, силовая установка Су-57, по словам Мураховского, имеют цифровое управление и «заведены на общую цифровую шину».
«Узлы агрегата имеют модульную конструкцию, что позволяет реализовать новые режимы управления полётом, функционирования силовой установки, применения вооружения, систем связи», — рассказал военный эксперт.
По словам Мураховского, модульная схема позволяет интегрировать истребители в единую систему управления авиацией и противовоздушной обороной и использовать их в составе так называемых разведывательно-ударных контуров (объединённые под одним руководством средства ведения разведки и поражения).
«Это снижает время цикла боевого управления в ходе боевых действий и, соответственно, время реакции на появление противника примерно в три-пять раз по сравнению с существующими вариантами», — отмечает эксперт.
По словам Мураховского, теперь предстоит тщательная отработка всех систем Су-57.
«Новый боевой комплекс от пушки до высокоточных средств поражения требует полной отработки на этом самолёте не только в том, что касается применения самого изделия, но и интеграции с системами управления и вооружения не только ВКС, но и других видов войск», — подчеркнул эксперт.
russian.rt.com
Почему Америке надо бояться наших истребителей пятого поколения Су-57
В течение последних семи лет вся страна следила за разработкой нового многофункционального истребителя проекта ПАК ФА. Последний должен был заменить тяжелый истребитель четвертого поколения Су-27, устранить временное преимущество американских самолетов 5-го поколения F-35 и F-22 Raptor.
История будущей легенды
Прототип, получивший заводское название Т-50, впервые поднялся в воздух 29 января 2010 года. На нем был установлен двигатель Су-35, что дало возможность крылатой машине получить летную классификацию «4 ++», максимально приблизившись по своим летным характеристикам к американцам. Но не получить превосходство над их истребителями.
Всего за 7 лет было построено 10 прототипов истребителя Т-50, каждый из которых дополнительно модернизировался, получая новые узлы и системы. Но настоящий прорыв произошел лишь летом нынешнего года. В августе конструкторам АКБ «Сухого» удалось завершить испытания принципиально нового авиационного мотора, получившего название «Изделие 30», полностью развернувшего ситуацию в российскую пользу.
Новые турбореактивные двухконтурные двигатели с управляемым вектором тяги позволили истребителю, получившему окончательное название Су-57, развивать сверхзвуковую скорость до 2,6 тысячи км/час без использования форсажа. Это серьезно экономит топливо, увеличивая дальность беспосадочного полета до 4,3 тысячи км. А система дозаправки в воздухе ограничивает боевые возможности истребителя исключительно наличием боеприпасов.
Общая мощность двигателей истребителя, получившего полноценную «пятерку» в авиационной классификации, составляет 36 тысяч килограмм/сил. Для сравнения, двигатели американского истребителя F-22 Raptor, который единственный способен на равных конкурировать с новой российской «Сушкой», имеют мощность 32 тысячи кгс, а его маневренность уступает Су-57.
Технические характеристики грозы воздушного пространства
Несмотря на высокую секретность российской разработки, в открытых источниках удалось получить информацию о ряде ее летных и технических характеристик.
- Су-57 обладает сверхманевренностью и может практически мгновенно менять направление полета, уходя от ракет противника.
- Крылья и передние части корневых наплывов оборудованы отклоняемыми носками, увеличивающими обтекаемость самолета.
- Цельно поворотное вертикальное оперение способно исполнять роль тормоза.
- Отдельные элементы конструкции изготовлены из композиционного пластика высокой прочности.
- Корпус имеет радиопоглощающее и молниестойкое покрытие.
- Самолет имеет низкую радиолокационную, инфракрасную и оптическую заметность, позволяющую относить его к категории «невидимок».
- Система дозаправки в воздухе позволяет проводить длительные во времени боевые операции.
- В носовой части Су-57 размещается перспективная радиолокационная станция раннего обнаружения противника.
F-22 Raptor. wikipedia
Пора на службу!
Экспериментальный образец Су-57 оснащен автоматической авиационной пушкой 9-А1-4071К калибра 30-мм. Первые два серийных образца этого самолета поступят в элитные подразделения Воздушно-Космических сил России уже в мае следующего года. На них предполагается установить новейшие образцы управляемых ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» отечественного производства.
Вооружение Су-57 будет сопоставимо с ракетно-артиллерийскими системами американских истребителей F-35 и F-22 Raptor и значительно превзойдет по мощи широко разрекламированный китайский истребитель пятого поколения J-20.
Согласно Государственной программе вооружений, до 2025 года парк истребительной авиации ВКС России пополнится 60 новейшими истребителями пятого поколения Су-57, уже называемыми потенциальным неприятелем «русскими ястребами». Первые 12 истребителей Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина обещает поставить воздушному флоту страны уже до конца 2021 года.
www.eg.ru
СУ-57: характеристики и история создания
Бизнес 29 сентября 2017Су-57 – истребитель 5-го поколения, разработанный в ОКБ им. Сухого в рамках проекта ПАК ФА. До конца лета 2017 года машина была более известна под индексом Т-50, пока не получила свое серийное название. Данная машина разрабатывалась как более современная замена истребителю Су-27 и противовес американскому F-22. По конструкции и характеристикам Су-57 полностью соответствует пятому поколению. В 2010 году он впервые поднялся в небо. В 2013-м было запущено мелкосерийное производство пробных версий, необходимых для испытаний. В 2016 году появилась официальная информация о том, что серийные поставки самолета начнутся уже в 2018 году. Давайте познакомимся с техническими и тактическими характеристиками Су-57 и историей создания этого самолета.

Разработка
Прежде чем приступить к обзору характеристик Су-57 и его особенностей, познакомимся с историей создания первого самолета пятого поколения, построенного в РФ. Еще в конце 1990-х ВВС СССР определились с требованиями, выдвигаемыми к истребителю нового поколения, который должен был сменить модели Су-27 и Миг-29. Опираясь на эти требования, КБ им. Сухого создало прототип самолета Су-47, а РСК «Миг» – 1.44. Распад Советского Союза привел к экономическому спаду и остановке работ по созданию нового истребителя. Вскоре проект 1.44 перестали финансировать и закрыли, а Су-47 начали использовать как летающую лабораторию.
Лишь в 2002 году работы по проекту принципиально новой машины были восстановлены. Так началась история Су-57, характеристики которого мы сегодня рассмотрим. Разработку самолета поручили КБ Сухого. В своем детище оно должно было опираться на конструкторские решения проектов Су-47 и Миг 1.44, а также современные технологии, которые с конца 90-х, конечно же, сделали решительный шаг вперед. В 2004 году президент России В. Путин познакомился с макетом самолета, а через год разработка начала активно финансироваться.
Испытания
В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.
В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.
В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Видео по теме
Конструкция: общие сведения
С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.
Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.
Кабина
Из-за особенных характеристик и типа Су-57 ширина его одноместной кабины больше, нежели у модели Су-27. Оборудование во многом унифицировано с истребителем Су-35С, который относят к поколению «4++». Кабина пилота оснащается генератором кислорода.
Информация отображается посредством 2 15-дюймовых многофункциональных индикаторов МФИ-35, одного МФИ меньшего размера (справа снизу), одного резервного индикатора, отображающего текущую полетную информацию (справа сверху), коллимационной системы ШКС-5 и речевого информатора. Кроме того, часть данных отображается прямо на стекле шлема летчика.
Фонарь кабины состоит из передней (козырек) и задней частей. Чтобы его открыть, нужно сдвинуть заднюю часть назад, подобно тому, как это делается в модели Т-10. 1-я и 3-я версии Т-50 имели продольный переплет на задней части, в остальных моделях его нет. На внутренней стороне фонаря нанесено радиопоглощающее покрытие, которое снижает заметность самолета на 30%. Известно, что в недалеком будущем фонарь истребителя может получить значительные изменения.
По данным Сергея Позднякова – гендиректора и главного конструктора проектного предприятия «Звезда», Су-57 получит совершенно новое катапультное кресло. Оно будет превосходить предыдущие варианты кресел, используемые в ВВС РФ по всем параметрам.
Главная особенность новой катапульты – использование малогабаритной системы электронного управления движением кресла, которая может взаимодействовать с информационной системой истребителя. Система способна автоматически анализировать скорость движения самолета, высоту полета, углы крена и прочие параметры. Кроме всего прочего, она учитывает вес и рост летчика. Новое кресло испытывалось параллельно с самолетом. Система жизнеобеспечения, кислородная система и прочее снаряжение также были разработаны с чистого листа.

Планер
Интегральный планер истребителя Су-57 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет среднерасположенное трапециевидное крыло, которое плавно сопрягается с фюзеляжем. Широкий фюзеляж составляет порядка 45% размаха крыла. Угол стреловидности равен 48 градусам по передней кромке и 14 градусам — по задней. Механизация крыла представлена элеронами, флаперонами и носками крыла. Приводы элеронов и флаперонов располагаются под крылом и скрываются под продолговатыми обтекателями, слегка выступающими с основной плоскости. На концах крыльев есть скосы.
Крыло оборудовано развитым наплывом, передняя часть которого поворотная. Когда моторы самолета заглушены, поворотные части наплыва пребывают в висячем состоянии. В случае отказа во время полета они принимают отклоненное нерабочее положение. На предыдущих истребителях семейства Су (30-я, 33-я и 34-я модели) ПГО (переднее горизонтальное оперение) использовалось для повышения маневренности ввиду отсутствия моторов с УВТ (управлением вектором тяги). Наличие ПГО позволяет повысить маневренные характеристики самолета в вертикальной плоскости, в особенности на передних углах атаки. Благодаря ему увеличивается диапазон критических режимов до момента срыва потока с управляющих и несущих плоскостей. В целом же, эффективность ПГО по сравнению с моторами, оснащенными УВТ, ниже.
Хвостовое оперение истребителя Су-57, характеристики которого мы сегодня рассматриваем, представлено цельноповоротными трапециевидными стабилизаторами и килями, развал которых для уменьшения заметности равен примерно 26°. У основания килей находятся небольшие воздухозаборники, необходимые для охлаждения различных систем самолета. Аэродинамическое торможение достигается путем отклонения килей, увеличивающего лобовое сопротивление.
У моторов есть также дополнительные воздухозаборники, расположенные под фюзеляжем. Мотогондолы размещаются по обе стороны плоского днища фюзеляжа на расстоянии примерно 1,3-1,4 метра друг от друга. Подобным образом располагаются две пары створок отсеков с вооружением. Под местами соединения фюзеляжа и консолей крыла установлены два гребня с треугольным сечением. На их наружной поверхности установлены также створки отсеков вооружения.
В задней части самолета, между соплами моторов, выступая за них (как у самолета Су-27), располагается хвостовая балка, в которую вмонтирован контейнер парашютно-тормозной системы. На носовой части справа находится авиапушка, а слева – выдвижная штанга, с помощью которой истребитель может дозаправиться топливом в воздухе.
Самолет Су-57 имеет трехстоечное шасси, по конструкции похожее на аналогичный элемент модели Су-27. Все стойки складываются в сторону, противоположную направлению движения. Благодаря широкому фюзеляжу колея шасси составила целых 5,5 м. Двухколесная носовая стойка имеет пару посадочных фар и грязеотбойник. Основные стойки имеют по одному колесу диаметром в 1 м. При уборке в ниши, расположенные около наружных сторон воздухозаборников, они осуществляют поворот по двум осям.

Форма планера была выбрана из соображений малозаметности – важнейшей характеристики для Су-57 и всех современных истребителей. Что касается массы планера, то она была существенно снижена (по сравнению с предшественниками) за счет широкого использования композитных материалов (КМ). По словам А. Давиденко – главного конструктора самолета, на КМ приходится 25% массы пустого самолета и 70% площади. Давиденко также отметил, что у планера Су-57 в 4 раза меньше элементов по сравнению с Су-27. Последняя особенность позволяет сделать процесс сборки более быстрым и менее трудоемким, что существенно сказывается на цене самолета. Рассматривая характеристики Су-57, нельзя не отметить, что углепластиковые детали корпуса получили специальное молниестойкое покрытие.
Моторы
Прототип Су-57 и первые серийные образцы оснащались двигателями модели АЛ-41Ф1, которые получили рабочее название «Объект 117». Этот турбореактивный двухконтурный мотор имеет форсажную камеру и управляемый вектор тяги. Он был создан в НПО «Сатурн». Силовая установка позволяет развить сверхзвуковую скорость без применения форсажа. Она оснащается полностью цифровой системой управления и плазменной системой зажигания. В отличие от моторов самолета F-22, российский двигатель оснащается круглыми, а не прямоугольными соплами. От двигателя, используемого в самолете Су-35С, его отличает увеличенная сила тяги, сложная система автоматизации, новая турбина, пониженный расход горючего и цифровая система управления.
«Тип 30»
В рамках программы «ПАК ФА» также разрабатывается силовая установка 2-го этапа, получившая рабочее наименование «Тип/Изделие 30». В сентябре 2016 года опытные образцы этого мотора были построены и поступили на первые испытания. Этот двигатель был создан с нуля. По словам создателей, в нем внедрено множество новшеств и некоторые из них не имеют аналогов. Первый полет Су-57 с новыми двигателями, характеристики которых пока не разглашаются, запланирован на четвертый квартал 2017 года.

Вооружение
Истребитель будет вооружаться 30-миллиметровой авиационной пушкой модели 9-А1-4071К, которая представляет собой усовершенствованную версию пушки ГШ-30-1, выпускаемой для самолетов Миг-29 и Су-27. Эта пушка способна отработать весь боекомплект в любом режиме огня. Во внутренние бомбоотсеки будут закладываться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» разной дальности. Они отличаются от предшественников повышенной чувствительностью, помехозащищенностью и возможностью обнаружения и захвата вражеской цели прямо во время автономного полета. Вероятно также, что на внешних узлах подвески будут использоваться ракеты «воздух-воздух» модели КС-172. В общей сложности, истребитель пятого поколения получил 14 типов вооружения.
Электронные системы
Радиолокационная система истребителя принципиально отличается от авиационной РЛС в традиционном понимании. Вместе с основной РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) на борт самолета установлен ряд вспомогательных станций, как активных, так и пассивных. Будучи разнесенными по всей поверхности фюзеляжа, они представляют собой так называемую «умную обшивку». Интегрированная многофункциональная РЛС получит 5 встроенных антенн.
Малозаметность
Для истребителей 5-го поколения такой показатель, как малозаметность, является одним из принципиальных и включает в себя ряд мер, снижающих вероятность обнаружения истребителя в инфракрасном, видимом световом и радиодиапазоне, а также акустически.
Снижение заметности самолета Су-57 в радиодиапазоне достигается не только за счет его формы и использования особых материалов (поглощающих и отражающих), но и за счет средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Кромки отдельных элементов планера ориентированы в строго ограниченных направлениях, а углы между поверхностями имеют определенный диапазон. Дабы избежать эффекта уголкового отражателя, инженеры исключили расположение деталей конструкции под углом 90° друг к другу. Кроме того, для снижения радиозаметности основное количество вооружения было спрятано во внутренние отсеки самолета.

Благодаря удачному маскировочному (камуфляжному) окрашиванию корпуса удалось снизить заметность истребителя в видимом диапазоне. Снижение инфракрасной (тепловой) заметности самолета достигается благодаря особой конструкции моторов.
Немаловажную роль в малозаметности современного истребителя играет способность получать данные о вражеских объектах, не выдавая при этом себя. С этой целью самолет оснащается системой пассивных датчиков и сенсоров, а также надежным каналом обмена информацией.
Технические характеристики истребителя Су-57
Параметры, приведенные ниже, частично являются предположительными (расчетными), так как точных данных в общем доступе нет.
Итак, основные характеристики Су-57:
- Длина – 19,7 м.
- Высота – 4,8 м.
- Размах крыла – 14 м.
- Колея шасси – 5 м.
- База шасси – 6 м.
- Масса пустого самолета – 18,5 т.
- Нормальная взлетная масса с полным топливным баком – 30,61 т.
- Максимальная взлетная масса – 37 т.
- Масса мотора – 1,35 т.
- Максимальная тяга – 880 (на «Тип 30» — порядка 11000) кгс.
- Тяга на форсаже – 15000 (на «Тип 30» — порядка 18000)кгс.
Летные характеристики Су-57:
- Предельная скорость – 2600 км/ч.
- Предельная бесфорсажная крейсерская скорость – 2100 км/ч.
- Практическая дальность с полным топливным баком: на дозвуковой скорости – 4300 км; на сверхзвуковой бесфорсажной скорости – 2000 км.
- Практический потолок – 20 км.
- Длина пробега/разбега – 350 м.
Экспортная версия
Для поставки в Индию, а в перспективе возможно и в другие страны, была создана экспортная модификация самолета Су-57, получившая название FGFA. ОАК и индийская компания HAL подписали договор о совместном создании и производстве истребителя 5-го поколения. По условиям соглашения, индийская сторона будет заниматься разработкой бортового ПК, навигационной системы, системы самозащиты и информационных дисплеев. Все остальные работы на себя берет фирма «Сухой». Доля HAL в проекте оценивается минимум в 25%. Предположительно, версия истребителя, созданная совместными усилиями РФ и Индии, будет поставляться на экспорт. Конечно же, технические характеристики истребителя Су-57, созданного для продажи, будут отличаться от моделей, поступающих на вооружение РФ. Ориентировочная цена такого самолета составит 100 млн долларов США.

Сравнение с F-22
Пока что в мире есть только один истребитель пятого поколения – американский F-22. Перспектива принятия Россией в скором времени на вооружение своего самолета 5-го поколения не могла не вызвать резонанс в экспертных кругах. Издание National Interest (США) опубликовало детальное сравнение технических характеристик Су-57 и F-22. По результатам исследования был обнаружен целый ряд преимуществ российского истребителя. Если говорить коротко, то Су-47 сильнее в условиях ближнего боя, а F-22– дальнего.
Кроме того, экспертная комиссия сделала такие выводы:
- В крыльях Су-57 установлен радар L-диапазона. Стелс-средства американского истребителя против него бессильны. Вместе с тем, этот радар нуждается в доработке, так как обладает недостаточной точностью для наведения ракет исключительно по его данным. Для F-22 в ближайшем времени не планируется создание такого радара.
- Су-57 будет оснащаться инфракрасным радаром обнаружения с первых экземпляров, а F-22 получит схожую систему лишь к 2020 году.
- Оба самолета оснащаются далеко не самой современной электроникой, поэтому традиционное превосходство американской авиации в авионике в этом случае не реализовано в полной мере. Американцы не скрывают, что многие системы их истребителя уже считаются устаревшими.
- F-22 может брать на борт шесть тяжелых дальних ракет, в то время как Су-57 только четыре. Вместе с тем, дальность пуска у российских ракет в два раза больше.
- Стелс-оборудование обоих истребителей ставит под сомнение целесообразность использования дальних ракет – велика вероятность промаха при выстрелах с большой дальности, а также вероятность быстрого сближения, которое приводит к маневренному бою.
- За счет смены вектора тяги в 3 измерениях Су-57 обладает лучшими показателями маневренности. Американский истребитель способен менять вектор тяги лишь в двух измерениях, что в условиях ближнего боя может принести ему поражение.
- Российский военно-промышленный комплекс уже много лет превосходит американский за счет использования системы управления запуском ракет ближнего боя посредством специального шлема. Последний может производить пуск ракеты Р-73 по взгляду пилота. Подобная система для американских ВВС будет создана лишь к 2020 году.
Отдельно эксперты отмечают стоимость истребителей 5-го поколения. Независимо от страны-производителя, она слишком велика. Получается, что тактико-технические характеристики Су-57 и F-22 не имеют значения в силу сверхмалых объемов производства этих самых самолетов. Иными словами, обсуждать, какая машина лучше можно долго, но то количество экземпляров, которое России и Америке по карману произвести, вряд ли сможет оказать существенное влияние на исход крупного сражения.
Заключение
Рассмотрев историю производства и характеристики Су-57 – первого российского истребителя 5-го поколения, можно сделать вывод, что машина получилась очень достойной. Из-за распада СССР ее создание сильно затянулось (американский F-22 был пущен в серию в 2005 году), однако результат того стоил. На сегодняшний день по своим характеристикам самолет Су-57 не имеет аналогов в мире.
Источник: fb.rumonateka.com
Су-57 переходит на новый уровень / Вооружения / Независимая газета
Су-57 – российский первенец истребителей пятого поколения. Фото с сайта uacrussia.ru
В последний день прошлого месяца вице-премьер правительства России Юрий Борисов и заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко посетили авиационный завод им. Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ им.Ю.А. Гагарина), который является филиалом ПАО «Компания «Сухой».
Работу по выполнению Гособоронзаказа по производству Су-57 и исполнению контрактных обязательств, связанных с поставкой современных истребителей, Борисов оценил положительно. Он сообщил, что «предприятия уже адаптировались к потребностям министерства обороны. Они ритмично, поквартально сдают свою продукцию». А Криворучко отметил, что «первый контракт на поставку истребителей Су-57 предполагает поставку Минобороны двенадцати истребителей».
Заключение первого контракта на поставку установочной партии многофункциональных истребителей пятого поколения в небольшом количестве вполне объяснимо. На этом этапе должно быть получено подтверждение готовности производства к выпуску продукции с установленными требованиями и в заданных объемах.
Новый самолет разработки ОКБ им. Сухого, который постепенно заменит стоящие на вооружении ВКС России истребители Су-27 и перехватчики МиГ-31, начали разрабатывать почти 20 лет назад в 1999 году. Тогда проект получил название Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), а на КнААЗ им.Ю.А. Гагарина ему присвоили заводской индекс Т-50. Свой первый полет он совершил в 2010 году, к августу 2017 года насчитывалось 11 машин и тогда же появилось официальное серийное название российского многофункционального истребителя – Су-57.
Су-57 объединил технологии пятого поколения с высокой скоростью и дальностью полета, мощными двигателями и отличными маневренными характеристиками истребителей Сухого. Портал Global Conflict в рейтинге современных истребителей поставил его на первое место. Аналоги российского самолета пятого поколения – американские F-22 и F-35, а также китайские J-20 и J-31. При этом необходимо особо подчеркнуть, что истребитель F-22, с которым обычно любят сравнивать еще не пошедшие в крупносерийное производство российские и китайские машины, уже … давно не выпускается: его серийное производство завершено аж в 2011 году!
На машинах, которые согласно контракту получит Минобороны, стоят так называемые двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1, которые представляют собой очень глубокую модернизацию турбореактивного АЛ-31Ф. Но эксперты не считают эти двигатели соответствующим пятому поколению, и начало крупносерийного выпуска связывают с производством двигателя второго этапа, известного как «изделие 30».
![]() |
| Истребитель F-22 «Раптор» из состава 90-й истребительной
авиаэскадрильи сопровождает российский ракетоносец в зоне ответственности NORAD Аляски. 22 ноября 2007 года. Фото с сайта jber.jb.mil |
Новый двигатель с увеличенной тягой и топливной эффективностью, предназначенный для Су-57, уже прошел испытания в декабре 2017 года. И теперь предусматривается его доводка, что может занять длительное время. Но в результате новый двигатель позволит получить летно-технические характеристики, полностью отвечающие пятому поколению истребителей.
Кроме тестирования нового двигателя будет отрабатываться и использование новых авиационных средств поражения (АСП). Две опытные машины Су-57 непродолжительное время находились в Сирии и прошли испытания с применением новейших АСП. Министр обороны Сергей Шойгу подтвердил, что испытания новейших российских истребителей проведены в «горячей точке». «Они действительно были там. Были недолго, два дня, – сообщил Шойгу. – Было два самолета. За это время выполнили программу испытаний, в том числе боевых. Их сопровождали самолеты-лаборатории, и самолеты, которые отслеживали все параметры работы оружия».
В системах вооружений Су-57 сочетаются функции ударного самолета и истребителя. Возможно оснащение истребителя авиационной пушкой, ракетами класса «воздух – воздух» различной дальности, ракетами класса «воздух – поверхность», а также противорадиолокационными, противокорабельными и корректируемыми авиационными боеприпасами, которые наводятся по лазерному лучу или используют для самонаведения систему инерциально-спутниковой навигации.
Совершенствование АСП связано с усилением помехозащищенности, увеличением дальности и уменьшением габаритов с возможностью размещения во внутренних отсеках, что обусловливается необходимостью сделать самолет малозаметным. Показатели заметности Су-57 для радаров, считают российские и зарубежные специалисты, фактически на два порядка меньше, чем у Су-27.
Бортовой компьютер самолета – электронный второй пилот – обеспечивает помощь в управлении самолетом и во время ведения боя. Самолет оснащается бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, современной оптико-локационной станцией, бортовым комплексом обороны и пр. Все радиоэлектронное оборудование, системы вооружений и силовая установка Су-57 имеют цифровое управление.
«По сравнению с истребителями предыдущих поколений, Су-57 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Самолёт пятого поколения оснащен принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа. Это в значительной степени снижает нагрузку на летчика и позволяет концентрироваться на выполнении тактических задач. Бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно», – указывается на сайте Объединенной авиастроительной корпорации.
Юрий Борисов считает, что многофункциональный истребитель пятого поколения является «козырем» России, однако, по мнению вице-премьера, форсировать его массовое производство не имеет смысла. Это станет актуальным, если начнется отставание по ТТХ предыдущих поколений истребителей от зарубежных аналогов. «Самолет проявил себя очень хорошо, в том числе и в Сирии, подтвердил свои летно-технические характеристики и боевые возможности. Вы знаете, что у нас Су-35 сегодня считается одним из лучших самолетов в мире. Поэтому у нас нет смысла форсировать работы по массовому производству самолета пятого поколения», – сказал он в эфире телеканала «Россия 24». По мнению вице-премьера, в настоящее время наибольшее значение приобретают вопросы качества и модернизации, а также разработка перспективной техники. «Нас больше уже интересуют вопросы качества, вопросы будущего, модернизации, вопросы перспективной техники», – заявил Борисов.
nvo.ng.ru
Су-57 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (3 августа 2017) |
Су-57 (заводской индекс Т-50) — российский многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый ОКБ имени П. О. Сухого в рамках проекта «ПАК ФА» (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) (программа «И-21»). До августа 2017 года самолёт был известен под заводским индексом Т-50. 11 августа 2017 года главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя пятого поколения Т-50. Самолет получил обозначение Су-57[7].
Самолёт разрабатывается для замены в российских ВВС истребителя Су-27[8]. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).
Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года[2]. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений[9]. В начале 2016 года Юрий Борисов сообщил, что серийные поставки истребителей Су-57 начнутся с 2018 года.[10][11]
Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в IV квартале 2017 года.[12]
encyclopaedia.bid

F-22 Raptor. wikipedia