Необычные танки Росcии и СССР. Сверхтяжёлый танк Т-42 » Военное обозрение

В конце 20-х и в начале 30-х годов ХХ-го века во всех ведущих танкостроительных державах того времени разрабатывалось множество различных по направлению танковых проектов. Ежегодно создавались и запускались в серию новые машины самых разных типов, от лёгких танкеток для разведки и связи до гигантских, весом более 60 тонн неповоротливых, но хорошо вооруженных машин, способных самостоятельно выполнять сложные боевые задачи. Безусловно, СССР не мог в силу политических причин не участвовать в этой гонке. Согласно программе перевооружения, принятой в 1929 году, в Советском Союзе начались работы над проектами сверхтяжелых танков, или как их ещё называли танков прорыва. Одним из таких проектов, нацеленных на создание мощного, оснащенного самым современным вооружением танка, был проект Т-42.


Учитывая неудачный опыт создания отечественного образца тяжелого танка прорыва Т-30, силами только советских инженеров и конструкторов, для реализации этого проекта был приглашен немецкий инженер Эдвард Гроте. Ему было вскоре поручено, в короткие сроки создать машину, удовлетворяющую требованиям программы перевооружения РККА. Прибыв в Советский Союз в марте 1930 года, Э. Гроте вместе с небольшой группой германских инженеров сразу же приступил к работе над созданием среднего танка ТГ, однако этот танк не удовлетворил приёмную комиссию, работы по его созданию были прекращены. Но вскоре Э. Гроте, принимая во внимание ошибки проекта ТГ, создаёт новый проект сверхтяжелого танка ТГ-4, который, как и предыдущий не произвёл должного впечатления и не был высоко оценен руководством УММ РККА. Тем не менее, амбициозный и жаждущий славы инженер спустя некоторое время представляет на рассмотрение комиссии проект машины весом более 100 тонн, ТГ-5 или другое его обозначение Т-42. По существу это был глубоко переделанный и усовершенствованный проект ТГ-4. По замыслу конструктора это должен был быть пятибашенный танк с вооружением расположенным в двух ярусах. Первый ярус, включавший в себя вооружение, расположенное в четырех башнях, установленных вокруг основной центральной башни, в каждой из двух башен расположенных в передней части корпуса, горизонтальный сектор обстрела которых равнялся 125 градусам, была установлена 45 мм пушка 20К и спаренный с ней 7.62 мм танковый пулемёт ДТ-29.

В башнях расположенных позади центральной, предполагалось установить по одному 7,62 мм или 12,7 мм зенитному пулемёту, с большим углом возвышения для отражения атак с воздуха. Центральная вращающаяся башня, с размешенной на крыше малой командирской башенкой, установленная на высокую подбашенную коробку, оснащалась более тяжелым вооружением, 107 мм пушкой и 7.62 мм пулемётом ДТ-29. Двухъярусное расположение обеспечивало довольно высокие показатели плотности огня и увеличивало суммарный вес залпа, (в некоторых источниках упоминается и трехбашенная схема вооружения). Бронекорпус машины предполагалось изготовить клёпано-сварным, из бронелистов толщиной 50 -70 мм, позволявшем машине выдерживать прямое попадание бронебойного снаряда 37 мм противотанковой пушки, с дистанции 1000 м и ответным огнём 107 мм орудия с этого же расстояния, осколочно-фугасным зарядом уничтожать его. Ходовая часть танка представляла собой очень сложную конструкцию, 17 сблокированных опорных катков были соединены в тележки по 2 и 3 катка. Силовая установка машины включала в себя два дизельных тепловозных двигателя отечественного производства ПТ-100, мощностью 1000 л.с. выпускавшихся заводом «Электрик» и применяемых на одном из первых, построенных в нашей стране тепловозов инженера Я. М. Гаккеля. В системе управления машиной были задействованы сервоприводы, что являлось новшеством для того времени, но крайне усложняло конструкцию ходовой части, которая в свою очередь не отличалась надёжностью и высокой ремонтопригодностью.

Все это в конечном итоге делало танк Т-42, очень дорогой и сложной в производстве машиной, впрочем, это характерно для всех проектов немецкого инженера. К моменту рассмотрения проекта комиссией УММ РККА на Харьковском паровозостроительном заводе уже велись работы по созданию другого тяжелого отечественного танка Т-35, который, по мнению комиссии, был более надёжным и менее сложным, следовательно, дешевле в производстве. При практически одинаковых технических характеристиках, проект Т-42 был отклонён в пользу Т-35. Который в скором будущем был завершен и принят на вооружение РККА. Так закончилась история этого, так и не реализованного проекта, сверхтяжелого танка прорыва инженера Эдварда Гроте. Сложно сказать какова была бы дальнейшая судьба этой машины, будь она принята на вооружение, возможно, она была бы такой же, как и у всех танков-гигантов, большинству из которых так и не пришлось принять участие в боевых действиях.

topwar.ru

Т-42 Сверхтяжелый танк прорыва — aviArmor

Разработчик: КБ под руководством Гротте
Год начала работ: 1932
Танк остался на проектной стадии в виду высокой сложности в постройке и эксплуатации.

Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи.
Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э.Гротте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков.

Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила и тогда, на её основе, Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс

Т-42. Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения.

В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7-мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.

В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.

Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.

Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.

Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли.

Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.

Источники:
М.Н.Свирин «Броня крепка: История советского танка 1919–1937»

М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-35А, СМК, Т-100», серия «Фронтовая Иллюстрация», Москва, 2000 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВЕРХТЯЖЕЛОГО ТАНКА ПРОРЫВ
Т-42 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА~100000 кг
ЭКИПАЖ, чел.9-12
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм?
Ширина, мм?
Высота, мм?
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕодна 107-мм пушка, две 45-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 70 мм
борт корпуса — ~25 мм
корма корпуса — ~20 мм
крыша корпуса — ~15 мм
днище — ~10 мм
лоб главной башни — ~70 мм
борта главной башни — ~30 мм
малые башни — не менее 25 мм
ДВИГАТЕЛЬкарбюраторный (дизельный ?), мощностью 2000 л.с.
ТРАНСМИССИЯэлектрического типа с сервоприводами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 17 опорных катков, ? поддерживающих роиков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ20-25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИ?

aviarmor.net

Сверхтяжёлый танк Т-42 и Т-135 – альтернатива, вошедшая в историю.

Ни когда не думал, что наше, в общем-то, невинное увеличение альтернативной историей внесёт путаницу в историю реальную. Однако же, происходит именно так.

В нашем разделе, посвящённом альтернативному танкостроению уже выложено большое количество таков которых не было, но могли бы быть при определённом стечении обстоятельств в прошлом. Пока все эти машины, всё же, проходят под грифом интернет-фэйк или альтернативная техника. Но подобной деятельности в сети занимались наши коллеги и раньше. И их более старые разработки таки попали на страницы «уважаемых» (теперь уже не очень) интернет-сайтов, и даже книг.

Кстати, хочется отметить, что если у нас на сайте, создатели альтернативных машин, хоть как-то, пытаются их приблизить к реальности. То в реальную историю попали абсолютно фантастические и нереальные проекты.

Ранее уже упоминалось о танке «Бегемот» который попал на страницы книги «Танки. Уникальные и парадоксальные.». Честно говоря, сто бы посчитать этот танк, являющийся, попросту, нагромождением деталей от разных моделей советских танков, реальной машиной, нужно совсем не разбираться ни в истории ни в технике. Однако же, автор – некто В. О. Шпаковский его посчитал вполне реальным проектом, и поместил в книгу. И такой человек, со всеми своими «знаниями» по  истории техники, пишет книги. Которые, хочу заметить, читают наши дети.

Но это ещё не всё. Это только начало. Другие авторы – Михаил и Вячеслав Козыревы издали книгу «Специальное оружие Второй Мировой Войны». В которую на полном серьёзе внесли ещё два «секретных» проекта – танки Т-42 и Т-135. Они, конечно, выглядят не много более реально, чем упомянутый ранее «Бегемот», но именно что не много. И здравый человек в них так же легко признает очередные интернет-фэйки. Но видимо Козыревы к таким не относятся. Хотя, как и упомянутый, Шпаковский, книги по истории техники пишут.



Я не поленился и поискал в сети упоминание об этих проектах. И надо же, они оказывается, находятся на многих сайтах. Т-42, так вообще попал в «Википедию», где о нём написана подробнейшая статья. И, естественно, как о реальной машине. Самое интересное, что в конце статьи даны ссылки на книги: М. Коломийца — Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — 80 с.  и Свирина — Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. Как видите, с указанием страниц. Эти книги есть у нас на сайте и в моей личной библиотеке. Поэтому я не поленился и посмотрел в них. Как оказалось, этих страниц в этих изданиях просто нет. Они заканчиваются раньше. Так же Т-42 угодил, и на ранее, мною уважаемый сайт, «Авиармор». Любопытно, что мне попадалась статья создателя этого сайта, где он развенчивал упомянутые ранее танки «Бегемот» и Т-135, и авторов книг. А вот танк Т-42, показался ему вполне реальным.

Та же история обстоит и с танком Т-135. Правда, в «Википедию» он не попал, но по сети как реальная машина гуляет, так же, довольно бойко.

А теперь о главном. Так как сайт у нас альтернативная история, то рассказу об этих машинах место именно у нас а не в реальной литературе. Ниже я его и привожу:

 

Супертяжёлый танк Т-135.

 

Танк, который изменил ход войны

Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше — тем лучше, и того и другого. Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано «добро» на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152 мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76 мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35.

 .По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированым перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.

Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение обозначением Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени.

Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк….

 Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде — то может и войны б не было. Но история — наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит.

Супертяжёлый танк Т-42.

Сверхтяжелый танк прорыва

 

Разработчик: КБ под руководством Гротте

Год начала работ: 1932

Танк остался на проектной стадии в виду высокой сложности в постройке и эксплуатации.

 

Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи. Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э.Гротте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков. Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила и тогда, на её основе, Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс Т-42. Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения. В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7-мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.

В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.

Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.

Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.

 

Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли. Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.

 

Источники:

М.Н.Свирин «Броня крепка: История советского танка 1919–1937» М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-35А, СМК, Т-100», серия «Фронтовая Иллюстрация», Москва, 2000 г.

 

ВНИМАНИЕ

Все права на материалы сайта принадлежат автору Darkhead.

Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрации

или при наличии активной ссылки на этот сайт.

©2008 www.aviarmor.net

БОЕВАЯ МАССА

около 100 тонн

ЭКИПАЖ, чел.

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

?

Ширина, мм

?

Высота, мм

?

ВООРУЖЕНИЕ

одна 107-мм пушка, две 45-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

?

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические и механические прицелы

БРОНИРОВАНИЕ

до 70 мм

ДВИГАТЕЛЬ

карбюраторный (дизельный ?), мощностью 2000 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

элетрическая, с сервоприводами

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 17 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

20-25 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

?

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

?

Ширина рва, м

не менее 4

Глубина брода, м

?

СРЕДСТВА СВЯЗИ

?

Источники: http://gleb-androsov.livejournal.com/80302.html

http://www.androsov.com/articles/military/t135/t135.htm

http://www.aviarmor.net/TWW2/tanks/ussr/t-42.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-42

alternathistory.com

Т-42 — Википедия. Что такое Т-42

Т-42

Проект танка Т-42 (рисунок, вид с левого борта). 1932 год.
Т-42
Классификация Сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 101,6
Компоновочная схема классическая, многобашенная («крейсерская»)
Экипаж, чел. 15-14
История
Годы производства 1931г
Количество выпущенных, шт. Не выпускался
Основные операторы
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. до 70 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 107-мм обр. 1910/30 г., 2 × 45-мм 20К
Пулемёты 4—5 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя дизельный (в перспективе)
Мощность двигателя, л. с. 2 × 1000
Скорость по шоссе, км/ч 20-27
Преодолеваемый ров, м не менее 4
 Т-42 на Викискладе
Не следует путать с T42 — американским средним танком конца 1940-х годов.

Т-42 (в некоторых источниках — ТГ-V) — советский проект сверхтяжёлого танка межвоенного периода. Разрабатывался в 1930—1933 годах конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Разработки не вышли из стадии чертежей и постройки масштабных моделей, хотя в процессе работ над танком был получен ряд интересных инженерных результатов.

История создания

В конце 1920-х — начале 1930-х годов военно-политическая обстановка требовала от Советского Союза экстренных мер для технического перевооружения армии и выполнения принятой Совнаркомом в 1929 году программы оснащения вооружённых сил бронетехникой. Этому способствовало два обстоятельства, взаимно дополнившие друг друга. Первое и основное, товарищ Сталин закончил драку за дележку власти и утвердился на вершине советского олимпа. На самом деле, драка была очень жесткой и был выигран лишь первый, хотя и основной ее раунд. Еще только предстояла полная зачистка от тех, кто составил конкуренцию Сталину у кормила власти и тех, кто поддерживал противника, но уже сложилась ситуация, при которой у вождя и учителя в руках оказались все силовые рычаги, которыми он мог манипулировать уже в рабочем порядке, что он и сделал позже. Второй момент заключался в том, что СССР и Германия, по итогам Первой Мировой Войны, оказались в положении изгоев. Германия хотела восстанавливать свою армию и военную промышленность, но не могла этого делать, обремененная условиями капитуляции. СССР тоже хотел наращивать свою мощь потому, что концепция мировой революции претерпела серьезные изменения. Для этого был сформирован заказ на разработку именно танка прорыва эшелонированной обороны противника.

Считалось, что такой танк должен быть самодостаточным средством прорыва, имеющим средства борьбы с пехотой, артиллерией и авиацией противника. Он должен был противостоять бронебойным снарядам и давать высокую плотность огня для подавления огневых средств противника. В общем, такая машина должна была идти в лоб на батареи противника и уничтожать все перед собой и вокруг себя.

Собственно, из всех танков, находившихся на тот момент в распоряжении РККА, относительно современными являлись только лёгкие танки сопровождения пехоты Т-18 (МС-1), а парк средних и тяжёлых машин был представлен главным образом британскими танками времен Первой мировой войны, трофеями, захваченными в Гражданскую войну. Стартовавшие было в СССР работы по созданию собственных средних и тяжёлых танков быстро столкнулись с отсутствием в СССР необходимой научной базы и опыта танкостроения, которое сильно тормозило проектирование новых танков и не позволяло создать проект полноценной боевой машины. После ряда неудачных попыток разработки полностью отечественного проекта танка (такого, как Т-30) было решено привлечь специалистов из-за рубежа, в первую очередь — из Германии[1][2].

В марте 1930 года в СССР прибыла приглашённая из Германии группа специалистов во главе с инженером Эдвардом Гротте. Группе поручили разработку проектов перспективных танков для вооружения РККА[1][2][3][4]. Первой работой Гротте стал «мощный средний танк» ТГ, который обладал множеством перспективных решений и в целом опережал уровень мирового танкостроения того времени. Танк произвёл весьма благоприятное впечатление на руководство РККА, но высокая сложность его конструкции предопределила его судьбу — танк остался чисто экспериментальной разработкой[5][6].

Однако Гротте это обстоятельство ничуть не обескуражило, и его КБ приступило к проектированию тяжёлого танка. Будучи талантливым инженером, Гротте имел внушительные наработки в проектировании «стальных колоссов», к тому же в начале 1930-х годов Советский Союз являлся по существу единственной страной, которая обладала достаточной материально-технической базой для проектирования и промышленным потенциалом для постройки подобных машин. К марту 1932 года немецкий инженер представил военным проект многобашенного тяжёлого танка прорыва массой 75 тонн, условно названного ТГ-VI[7]. Эта разработка особой поддержки УММ РККА не получила, в результате чего Гротте капитально переработал её в проект новой машины, получившей индекс Т-42 (или ТГ-V). В сравнении с предшественником танк внушительно потяжелел и весил уже 100 тонн[7]. Летом 1932 года новый проект был рассмотрен военными и, как и предшественник, особого успеха не стяжал[4].

К тому моменту в сфере тяжёлых танков у УММ РККА уже был выбор в лице тяжёлого танка Т-35, по сравнению с которым машина Гротте существенно проигрывала. Во-первых, готового двигателя для танка не существовало, и проблему силового агрегата ещё только предстояло решить. Скоростные и маневровые качества колосса подвергались сомнению, а его цена, между тем, зашкаливала за разумные пределы. В итоге комиссия УММ РККА приняла решение, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию и постановила закрыть работы над этим проектом, сосредоточив усилия на Т-35[4].

Описание конструкции

По компоновочной схеме Т-42 был в принципе аналогичен Т-35 (прототип которого, Т-35-1, в тот момент строился на ХПЗ) и представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противоснарядным бронированием[4][7].

В передней части корпуса размещалось отделение управления. Для обеспечения приемлемого обзора с места механика-водителя его рубка была размещена по оси танка, сильно выдвинута вперёд и оборудована бронированной надстройкой. За отделением управления располагалось боевое отделение. Разнообразное вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса (компоновка, «унаследованная» проектом от своего предшественника, ТГ-IV). Первый ярус образовывали четыре башни, размещённые вокруг подбашенной коробки главной башни. Спереди от неё устанавливались две пушечные башни типа башен танка БТ-2, вооружённые 45-мм танковыми пушками 20К и спаренными с ними 7,62-мм пулемётам ДТ, сзади — две пулемётные башни, оснащенные спаренными пулемётами ДТ с возможностью ведения огня по воздушным целям. Второй ярус образовывала расположенная по продольной оси танка главная башня, вооружённая адаптированной для установки в танк 107-мм пушкой образца 1910/30 годов. Надо сказать, что детальная разработка вооружения танка не являлась задачей данного проекта, и в документации была проработана лишь компоновочная схема размещения вооружения[7]. На крыше главной башни имелась небольшая командирская башенка.

Имелся также вариант с размещением вооружения в трёх башнях, из которых носовая вооружалась 76,2-мм орудием (угол горизонтальной наводки 202°), кормовая — 45-мм (угол ГН 278°) и главная — 107-мм (угол ГН 270°)[7].

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. С силовым агрегатом танка возникли определённые сложности, поскольку мощности имевшихся в распоряжении двигателей не хватило бы даже на то, чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места. Чтобы обеспечить танку установленную техническим заданием УММ РККА скорость, Т-42 требовалось оснастить двигателем мощностью около 2000 л.с. Поскольку в 1932 году столь мощного двигателя физически не существовало, предполагалась спаренная установка двух дизельных двигателей мощностью 1000 л.с., использовавшихся на тепловозах Щэл[4][7].

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего ленивца и ведущего колеса заднего расположения. 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные блокировались попарно в 6 тележек. Для облегчения управления танком, как и в случае с ТГ, Гротте решил применить электротрансмиссию и сервоприводы управления, что, хотя и улучшило эргономичность машины, дополнительно усложнило и удорожало его конструкцию[7].

Предполагалось, что танк будет нести дифференцированное бронирование с максимальной толщиной лобовых деталей корпуса и башен 70 мм[7].

Оценка проекта

Как и большинство сверхтяжёлых танков, разрабатывавшихся в 1920—1930-х годах разными странами мира, Т-42 не имел почти никакой практической полезности. Огромные размеры и масса делали танк прекрасной мишенью, несмотря на противоснарядное бронирование. Динамические характеристики танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала труднорешаемая проблема доставки танков таких размеров и массы к линии фронта и их боевой эксплуатации (к примеру, о преодолении такой машиной рек по мостам можно было и не думать). Наконец, первые же ориентировочные расчёты стоимости танка принесли устрашающие результаты. Учитывая всё сказанное выше, даже объективно очень мощное вооружение Т-42 не играло решающей роли. Таким образом, танк не имел преимуществ перед Т-35, который и был в итоге выбран военными для принятия на вооружение[4].

Однако, стоит отметить ряд прогрессивных решений, применённых Гротте при разработке танка. К таковым относятся, к примеру, наличие командирской башенки и возможность противовоздушной обороны танка, а также широкое использование электро- и сервоприводов[7].

Примечания

  1. 1 2 М. Коломиец. Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 2—3. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  2. 1 2 М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  3. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 151. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  4. 1 2 3 4 5 6 Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л., Тарнавский В. В. Танки-гиганты // Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 201—202. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29.
  5. М. Коломиец. Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 3—8. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  6. М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137—141. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 152. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.

Литература

  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  • Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л., Тарнавский В. В. Танки-гиганты // Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 201—202. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29.

wiki.sc

Т-42 — Википедия

Т-42

Проект танка Т-42 (рисунок, вид с левого борта). 1932 год.
Т-42
Классификация Сверхтяжёлый танк
Боевая масса, т 101,6
Компоновочная схема классическая, многобашенная («крейсерская»)
Экипаж, чел. 15-14
История
Годы производства 1931г
Количество выпущенных, шт. Не выпускался
Основные операторы
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. до 70 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 1 × 107-мм обр. 1910/30 г., 2 × 45-мм 20К
Пулемёты 4—5 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя дизельный (в перспективе)
Мощность двигателя, л. с. 2 × 1000
Скорость по шоссе, км/ч 20-27
Преодолеваемый ров, м не менее 4
 Т-42 на Викискладе
Не следует путать с T42 — американским средним танком конца 1940-х годов.

Т-42 (в некоторых источниках — ТГ-V) — советский проект сверхтяжёлого танка межвоенного периода. Разрабатывался в 1930—1933 годах конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Разработки не вышли из стадии чертежей и постройки масштабных моделей, хотя в процессе работ над танком был получен ряд интересных инженерных результатов.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов военно-политическая обстановка требовала от Советского Союза экстренных мер для технического перевооружения армии и выполнения принятой Совнаркомом в 1929 году программы оснащения вооружённых сил бронетехникой. Этому способствовало два обстоятельства, взаимно дополнившие друг друга. Первое и основное, товарищ Сталин закончил драку за дележку власти и утвердился на вершине советского олимпа. На самом деле, драка была очень жесткой и был выигран лишь первый, хотя и основной ее раунд. Еще только предстояла полная зачистка от тех, кто составил конкуренцию Сталину у кормила власти и тех, кто поддерживал противника, но уже сложилась ситуация, при которой у вождя и учителя в руках оказались все силовые рычаги, которыми он мог манипулировать уже в рабочем порядке, что он и сделал позже. Второй момент заключался в том, что СССР и Германия, по итогам Первой Мировой Войны, оказались в положении изгоев. Германия хотела восстанавливать свою армию и военную промышленность, но не могла этого делать, обремененная условиями капитуляции. СССР тоже хотел наращивать свою мощь потому, что концепция мировой революции претерпела серьезные изменения. Для этого был сформирован заказ на разработку именно танка прорыва эшелонированной обороны противника.

Считалось, что такой танк должен быть самодостаточным средством прорыва, имеющим средства борьбы с пехотой, артиллерией и авиацией противника. Он должен был противостоять бронебойным снарядам и давать высокую плотность огня для подавления огневых средств противника. В общем, такая машина должна была идти в лоб на батареи противника и уничтожать все перед собой и вокруг себя.

Собственно, из всех танков, находившихся на тот момент в распоряжении РККА, относительно современными являлись только лёгкие танки сопровождения пехоты Т-18 (МС-1), а парк средних и тяжёлых машин был представлен главным образом британскими танками времен Первой мировой войны, трофеями, захваченными в Гражданскую войну. Стартовавшие было в СССР работы по созданию собственных средних и тяжёлых танков быстро столкнулись с отсутствием в СССР необходимой научной базы и опыта танкостроения, которое сильно тормозило проектирование новых танков и не позволяло создать проект полноценной боевой машины. После ряда неудачных попыток разработки полностью отечественного проекта танка (такого, как Т-30) было решено привлечь специалистов из-за рубежа, в первую очередь — из Германии[1][2].

В марте 1930 года в СССР прибыла приглашённая из Германии группа специалистов во главе с инженером Эдвардом Гротте. Группе поручили разработку проектов перспективных танков для вооружения РККА[1][2][3][4]. Первой работой Гротте стал «мощный средний танк» ТГ, который обладал множеством перспективных решений и в целом опережал уровень мирового танкостроения того времени. Танк произвёл весьма благоприятное впечатление на руководство РККА, но высокая сложность его конструкции предопределила его судьбу — танк остался чисто экспериментальной разработкой[5][6].

Однако Гротте это обстоятельство ничуть не обескуражило, и его КБ приступило к проектированию тяжёлого танка. Будучи талантливым инженером, Гротте имел внушительные наработки в проектировании «стальных колоссов», к тому же в начале 1930-х годов Советский Союз являлся по существу единственной страной, которая обладала достаточной материально-технической базой для проектирования и промышленным потенциалом для постройки подобных машин. К марту 1932 года немецкий инженер представил военным проект многобашенного тяжёлого танка прорыва массой 75 тонн, условно названного ТГ-VI[7]. Эта разработка особой поддержки УММ РККА не получила, в результате чего Гротте капитально переработал её в проект новой машины, получившей индекс Т-42 (или ТГ-V). В сравнении с предшественником танк внушительно потяжелел и весил уже 100 тонн[7]. Летом 1932 года новый проект был рассмотрен военными и, как и предшественник, особого успеха не стяжал[4].

К тому моменту в сфере тяжёлых танков у УММ РККА уже был выбор в лице тяжёлого танка Т-35, по сравнению с которым машина Гротте существенно проигрывала. Во-первых, готового двигателя для танка не существовало, и проблему силового агрегата ещё только предстояло решить. Скоростные и маневровые качества колосса подвергались сомнению, а его цена, между тем, зашкаливала за разумные пределы. В итоге комиссия УММ РККА приняла решение, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию и постановила закрыть работы над этим проектом, сосредоточив усилия на Т-35[4].

По компоновочной схеме Т-42 был в принципе аналогичен Т-35 (прототип которого, Т-35-1, в тот момент строился на ХПЗ) и представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противоснарядным бронированием[4][7].

В передней части корпуса размещалось отделение управления. Для обеспечения приемлемого обзора с места механика-водителя его рубка была размещена по оси танка, сильно выдвинута вперёд и оборудована бронированной надстройкой. За отделением управления располагалось боевое отделение. Разнообразное вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса (компоновка, «унаследованная» проектом от своего предшественника, ТГ-IV). Первый ярус образовывали четыре башни, размещённые вокруг подбашенной коробки главной башни. Спереди от неё устанавливались две пушечные башни типа башен танка БТ-2, вооружённые 45-мм танковыми пушками 20К и спаренными с ними 7,62-мм пулемётам ДТ, сзади — две пулемётные башни, оснащенные спаренными пулемётами ДТ с возможностью ведения огня по воздушным целям. Второй ярус образовывала расположенная по продольной оси танка главная башня, вооружённая адаптированной для установки в танк 107-мм пушкой образца 1910/30 годов. Надо сказать, что детальная разработка вооружения танка не являлась задачей данного проекта, и в документации была проработана лишь компоновочная схема размещения вооружения[7]. На крыше главной башни имелась небольшая командирская башенка.

Имелся также вариант с размещением вооружения в трёх башнях, из которых носовая вооружалась 76,2-мм орудием (угол горизонтальной наводки 202°), кормовая — 45-мм (угол ГН 278°) и главная — 107-мм (угол ГН 270°)[7].

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. С силовым агрегатом танка возникли определённые сложности, поскольку мощности имевшихся в распоряжении двигателей не хватило бы даже на то, чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места. Чтобы обеспечить танку установленную техническим заданием УММ РККА скорость, Т-42 требовалось оснастить двигателем мощностью около 2000 л.с. Поскольку в 1932 году столь мощного двигателя физически не существовало, предполагалась спаренная установка двух дизельных двигателей мощностью 1000 л.с., использовавшихся на тепловозах Щэл[4][7].

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего ленивца и ведущего колеса заднего расположения. 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные блокировались попарно в 6 тележек. Для облегчения управления танком, как и в случае с ТГ, Гротте решил применить электротрансмиссию и сервоприводы управления, что, хотя и улучшило эргономичность машины, дополнительно усложнило и удорожало его конструкцию[7].

Предполагалось, что танк будет нести дифференцированное бронирование с максимальной толщиной лобовых деталей корпуса и башен 70 мм[7].

Как и большинство сверхтяжёлых танков, разрабатывавшихся в 1920—1930-х годах разными странами мира, Т-42 не имел почти никакой практической полезности. Огромные размеры и масса делали танк прекрасной мишенью, несмотря на противоснарядное бронирование. Динамические характеристики танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала труднорешаемая проблема доставки танков таких размеров и массы к линии фронта и их боевой эксплуатации (к примеру, о преодолении такой машиной рек по мостам можно было и не думать). Наконец, первые же ориентировочные расчёты стоимости танка принесли устрашающие результаты. Учитывая всё сказанное выше, даже объективно очень мощное вооружение Т-42 не играло решающей роли. Таким образом, танк не имел преимуществ перед Т-35, который и был в итоге выбран военными для принятия на вооружение[4].

Однако, стоит отметить ряд прогрессивных решений, применённых Гротте при разработке танка. К таковым относятся, к примеру, наличие командирской башенки и возможность противовоздушной обороны танка, а также широкое использование электро- и сервоприводов[7].

  1. 1 2 М. Коломиец. Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 2—3. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  2. 1 2 М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  3. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 151. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  4. 1 2 3 4 5 6 Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л., Тарнавский В. В. Танки-гиганты // Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 201—202. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29.
  5. М. Коломиец. Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 3—8. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  6. М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137—141. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — С. 152. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
  • Каторин Ю. Ф., Волковский Н. Л., Тарнавский В. В. Танки-гиганты // Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — С. 201—202. — 686 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29.

ru.wikiyy.com

Сверхтяжёлый танк Т-42 и Т-135 – альтернатива, вошедшая в историю.: alternathistory

Ни когда не думал, что наше, в общем-то, невинное увеличение альтернативной историей внесёт путаницу в историю реальную. Однако же, происходит именно так.

 

В нашем разделе, посвящённом альтернативному танкостроению уже выложено большое количество таков которых не было, но могли бы быть при определённом стечении обстоятельств в прошлом. Пока все эти машины, всё же, проходят под грифом интернет-фэйк или альтернативная техника. Но подобной деятельности в сети занимались наши коллеги и раньше. И их более старые разработки таки попали на страницы «уважаемых» (теперь уже не очень) интернет-сайтов, и даже книг.

Кстати, хочется отметить, что если у нас на сайте, создатели альтернативных машин, хоть как-то, пытаются их приблизить к реальности. То в реальную историю попали абсолютно фантастические и нереальные проекты.

Ранее уже упоминалось о танке «Бегемот» который попал на страницы книги «Танки. Уникальные и парадоксальные.». Честно говоря, сто бы посчитать этот танк, являющийся, попросту, нагромождением деталей от разных моделей советских танков, реальной машиной, нужно совсем не разбираться ни в истории ни в технике. Однако же, автор – некто В. О. Шпаковский его посчитал вполне реальным проектом, и поместил в книгу. И такой человек, со всеми своими «знаниями» по  истории техники, пишет книги. Которые, хочу заметить, читают наши дети.

Но это ещё не всё. Это только начало. Другие авторы – Михаил и Вячеслав Козыревы издали книгу «Специальное оружие Второй Мировой Войны». В которую на полном серьёзе внесли ещё два «секретных» проекта – танки Т-42 и Т-135. Они, конечно, выглядят не много более реально, чем упомянутый ранее «Бегемот», но именно что не много. И здравый человек в них так же легко признает очередные интернет-фэйки. Но видимо Козыревы к таким не относятся. Хотя, как и упомянутый, Шпаковский, книги по истории техники пишут.



Я не поленился и поискал в сети упоминание об этих проектах. И надо же, они оказывается, находятся на многих сайтах. Т-42, так вообще попал в «Википедию», где о нём написана подробнейшая статья. И, естественно, как о реальной машине. Самое интересное, что в конце статьи даны ссылки на книги: М. Коломийца — Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — 80 с.  и Свирина — Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. Как видите, с указанием страниц. Эти книги есть у нас на сайте и в моей личной библиотеке. Поэтому я не поленился и посмотрел в них. Как оказалось, этих страниц в этих изданиях просто нет. Они заканчиваются раньше. Так же Т-42 угодил, и на ранее, мною уважаемый сайт, «Авиармор». Любопытно, что мне попадалась статья создателя этого сайта, где он развенчивал упомянутые ранее танки «Бегемот» и Т-135, и авторов книг. А вот танк Т-42, показался ему вполне реальным.

Та же история обстоит и с танком Т-135. Правда, в «Википедию» он не попал, но по сети как реальная машина гуляет, так же, довольно бойко.

А теперь о главном. Так как сайт у нас альтернативная история, то рассказу об этих машинах место именно у нас а не в реальной литературе. Ниже я его и привожу:

 

Супертяжёлый танк Т-135.

 

Танк, который изменил ход войны

Как ни печально признавать, очень часто значимые события, повлиявшие на ход мировой истории, оказываются за кадром и знают о них лишь немногое специалисты. Не стало исключением и отечественное танкостроение, известное поражающими воображение экспериментами вроде телеуправляемых или прыгающих танков.

27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В ходе обсуждения ведущие конструкторы нескольких КБ жарко полемизировали о приоритетности огневой мощи и противоснарядного бронирования. В итоге сошлись на том, что чем больше — тем лучше, и того и другого. Буквально по горячим следам был сделан эскизный проект, расчетные боевые характеристики выглядели столь многообещающе, что немедленно было дано «добро» на производство опытного образца. Это был танк с противоснарядным бронированием и чрезвычайно мощным вооружением, включавшим 152 мм гаубицу для борьбы с ДОТами и две 76 мм пушки, пригодных как для борьбы с танками, так и для других задач, плюс вспомогательное пулеметное вооружение. Башни были унифицированы с танками серии КВ, размещение вооружения повторяло проверенную схему Т-35.

 .По сути, эта уникальная машина должна была изменить все тогдашнюю тактику применения танков, став воистину универсальным, одинаково пригодным и для прорыва и для удержания рубежа, для чего достаточным было бы только верно развернуть танк. Будучи ориентированым перпендикулярно к линии фронта, такой танк способен как игла прошить любую линию вражеской обороны, без труда преодолевая любые рвы, надолбы, эскарпы, контрэскарпы и волчьи ямы. Если танк повернуть вдоль линии фронта, то можно надежно закрыть любую брешь в обороне, лишь бы хватило этих чудо-танков.

Разумеется, воплощение столь масштабного проекта требовало времени, а его уже не было, да и кадры были брошены на производство скоростных автострадных танков. Потому, когда грянула Война, изготовить успели ввести всего один такой танк, получивший обозначение обозначением Т-135. Завод пришлось спешно эвакуировать, супертанк везли в тыл, чтобы продолжить работу, но в Сталинграде его пришлось оставить на территории тракторного завода, где планировалось подготовить его к переброске через Волгу, но вновь не хватило времени.

Как считают некоторые историки, переломным в истории Войны стал именно тот момент, когда ворвавшиеся на территорию завода немцы увидели этот танк….

 Некоторые из любителей альтернативной истории берут на себя смелость утверждать, что если б этот танк удалось запустить в серию годом раньше и успеть его показать миру на традиционном ноябрьском параде — то может и войны б не было. Но история — наука серьезная и сослагательного наклонения не терпит.

Супертяжёлый танк Т-42.

Сверхтяжелый танк прорыва

 

Разработчик: КБ под руководством Гротте

Год начала работ: 1932

Танк остался на проектной стадии в виду высокой сложности в постройке и эксплуатации.

 

Выданное в начале 1930 года техническое задание на разработку тяжелого танка привело к созданию проектов целого ряда многобашенных машин, уникальных как по размерам, так и по огневой мощи.

Одной из таких разработок был проект сверхтяжелого “танка прорыва”, представленный группой инженеров танкостроительного КБ ленинградского завода “Большевик”, руководил которыми немецкий инженер Э.Гротте. Первое его изделие – “маневренный” танк ТГ (1931 г.), хотя и понравился высшему командному составу РККА, обладал внушительным количеством недостатков и, что было более важным, огромной стоимостью в производстве, сравнимой с выпуском целой роты легких танков.

Однако отступать Гроте не собирался. Советский Союз в начале 30-х гг. прошлого века был едва ли не единственной страной, которая могла финансировать проектирование и постройку подобных машин. В марте 1932 года немецкий инженер составил проект многобашенного танка массой 75 тонн, названного ТГ-VI. Эта разработка поддержки не получила и тогда, на её основе, Гроте разработал проект новой машины, которая в дальнейшем получила индекс Т-42.

Масса танка, на этот раз, была доведена до 100 тонн. По компоновке Т-42 был аналогичен Т-35-1, прототип которого строился на харьковском заводе и был недалек от завершения.

В передней части корпуса размещался отсек управления, где место механика-водителя расположили по оси танка, сильно выдвинув вперед и оборудовав бронированной надстройкой. За ним располагалось боевое отделение. Вооружение находилось в пяти башнях: спереди были установлены две малые башни с 45-мм пушками и спаренными 7,62-мм пулеметами, сзади – две башни оснащенные пулеметами (калибра 7,62 или 12,7-мм), способными вести огонь по воздушным целям. Между малыми башнями, по оси танка на специальной надстройке, устанавливалась главная башня со 107-мм орудием, на крыше которой имелась небольшая командирская башенка.

В кормовой части корпуса размещалось моторно-трансмиссионное отделение. Чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места, и заодно обеспечить её установленную техзаданием скорость, на Т-42 планировали установить двигатель мощностью 2000 л.с. Поскольку в 1932 году такого мощного двигателя просто не существовало, стоит предположить, что он мог быть разработан “с нуля”, либо могла использоваться спаренная установка двух двигателей мощностью 900-1000 л.с.

Ходовая часть Т-42 была столь же внушительна, как и вооружение. Применительно на один борт она состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. При этом, 16-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные сблокировали в 6 тележек по два катка.

Для облегчения управления танком Гроте решил использовать электротрансмиссию и сервоприводы управления – учитывая эти факторы, а также вес артиллерийских систем установленных на Т-42, можно сделать вывод, что боевая масса танка превысила бы проектные 100 тонн.

 

Проект сверхтяжелого танка Т-42 был рассмотрен летом 1932 года и произвел не самое лучшее впечатление. По сравнению с явным фаворитом конкурса тяжелым Т-35 танк конструкции Гроте казался чересчур громоздким. Соотношение его длины (около 15 метров) к ширине сразу наводило на мысль, что подвижность машины будет далека от требуемого уровня, да и скоростные качества явно будут не на высоте. Кроме того, предстояло как-то решать проблему доставки танков такой массы к линии фронта и их боевой эксплуатации. В этом случае даже мощное вооружение не играло решающей роли. Рассудив, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию руководство УММ РККА отказалось от развития данного проекта, сосредоточив усилия на Т-35.

 

Источники:

М.Н.Свирин «Броня крепка: История советского танка 1919–1937»

М.Коломиец, И.Мощанский «Многобашенные танки РККА Т-35А, СМК, Т-100», серия «Фронтовая Иллюстрация», Москва, 2000 г.

 

ВНИМАНИЕ

Все права на материалы сайта принадлежат автору Darkhead.

Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрации

или при наличии активной ссылки на этот сайт.

©2008 www.aviarmor.net

БОЕВАЯ МАССА

около 100 тонн

ЭКИПАЖ, чел.

5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

Длина, мм

?

Ширина, мм

?

Высота, мм

?

ВООРУЖЕНИЕ

одна 107-мм пушка, две 45-мм пушки, четыре-пять 7,62-мм пулеметов ДТ

БОЕКОМПЛЕКТ

?

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические и механические прицелы

БРОНИРОВАНИЕ

до 70 мм

ДВИГАТЕЛЬ

карбюраторный (дизельный ?), мощностью 2000 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

элетрическая, с сервоприводами

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

(на один борт) 17 опорных катков, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ

20-25 км\ч

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ

?

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Высота стенки, м

?

Ширина рва, м

не менее 4

Глубина брода, м

?

СРЕДСТВА СВЯЗИ

?

Источники: http://gleb-androsov.livejournal.com/80302.html
http://www.androsov.com/articles/military/t135/t135.htm
http://www.aviarmor.net/TWW2/tanks/ussr/t-42.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-42
Прогамма 1С очень серьёзная и сильная программа для бухгалтерии. Но для работы в ней требуются определённые навыки. Именно их вы сможете получить, если пройдёте обучающие курсы 1с. Один из сайтов с такими курсами вы найдёте по ссылке выше.

 


Ваккумный массаж имеет очень положительное воздействие для человека. Он применяется и для красоты и для лечения. По этой ссылке вы сможете преобрести аппаратный вакуумный массаж и проводить этот вид массажа в своей клинике или косметологическом кабинете.

 


Я думаю, почти все считают что наличие лебедки для внедорожников у джипа не только здорово улучшают его внешний вид, но и является признаком настоящего внедорожника. Кроме того, это действительно полезная вещь, если вам приходится ездить по настоящему бездорожью. Так что заходите по ссылке выше, и подбирайте наиболее подходящую для вашей машины лебёдку.

 



 

alternathistory.livejournal.com

42 — это… Что такое Т-42?

Проект танка Т-42 (рисунок, вид с левого борта). 1932 год.
Т-42
КлассификацияСверхтяжёлый танк
Боевая масса, т101,6
История
Количество выпущенных, шт.Не выпускался
Основные операторы
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.до 70 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки1 × 107-мм пушка обр. 1910/30 г., 2 × 45-мм пушки 20К
Пулемёты4—5 × 7,62-мм пулемётов ДТ
Подвижность
Тип двигателядизельный (в перспективе)
Мощность двигателя, л. с.2 × 1000
Скорость по шоссе, км/ч20-25
Преодолеваемый ров, мне менее 4
Не следует путать с T42 — американским средним танком конца 1940-х годов.

Т-42 (в некоторых источниках — ТГ-V) — советский проект сверхтяжёлого танка межвоенного периода. Разрабатывался в 1930—1933 годах конструкторским бюро завода «Большевик» ОКБ-5 под руководством немецкого инженера-конструктора Эдварда Гротте. Разработки не вышли из стадии чертежей и постройки масштабных моделей, хотя в процессе работ над танком был получен ряд интересных инженерных результатов.

История создания

В конце 1920-х — начале 1930-х годов военно-политическая обстановка требовала от Советского Союза экстренных мер для технического перевооружения армии и выполнения принятой Совнаркомом в 1929 году программы оснащения вооружённых сил бронетехникой. Собственно, из всех танков, находившихся на тот момент в распоряжении РККА, относительно современными являлись только лёгкие танки сопровождения пехоты Т-18 (МС-1), а парк средних и тяжёлых машин был представлен главным образом британскими танками времен Первой мировой войны, трофеями, захваченными в Гражданскую войну. Стартовавшие было в СССР работы по созданию собственных средних и тяжёлых танков быстро столкнулись с отсутствием в СССР необходимой научной базы и опыта танкостроения, которое сильно тормозило проектирование новых танков и не позволяло создать проект полноценной боевой машины. После ряда неудачных попыток разработки полностью отечественного проекта танка (такого, как Т-30) было решено привлечь специалистов из-за рубежа, в первую очередь — из Германии[1][2][3].

В марте 1930 года в СССР прибыла приглашённая из Германии группа специалистов во главе с инженером Эдвардом Гротте. Группе поручили разработку проектов перспективных танков для вооружения РККА[1][2][3][4][5]. Первой работой Гротте стал «мощный средний танк» ТГ, который обладал множеством перспективных решений и в целом опережал уровень мирового танкостроения того времени. Танк произвёл весьма благоприятное впечатление на руководство РККА, но высокая сложность его конструкции предопределила его судьбу — танк остался чисто экспериментальной разработкой[3][6][7].

Однако Гротте это обстоятельство ничуть не обескуражило, и его КБ приступило к проектированию тяжёлого танка. Будучи талантливым инженером, Гротте имел внушительные наработки в проектировании «стальных колоссов», к тому же в начале 1930-х годов Советский Союз являлся по существу единственной страной, которая была в состоянии финансировать проектирование и постройку подобных машин. К марту 1932 года немецкий инженер представил военным проект многобашенного тяжёлого танка прорыва массой 75 тонн, условно названного ТГ-VI[3][8]. Эта разработка особой поддержки УММ РККА не получила, в результате чего Гротте капитально переработал её в проект новой машины, получившей индекс Т-42 (или ТГ-V). В сравнении с предшественником танк внушительно потяжелел и весил уже 100 тонн[8]. Летом 1932 года новый проект был рассмотрен военными и, как и предшественник, особого успеха не стяжал[3][5].

К тому моменту в сфере тяжёлых танков у УММ РККА уже был выбор в лице тяжёлого танка Т-35, по сравнению с которым машина Гротте существенно проигрывала. Во-первых, готового двигателя для танка не существовало, и проблему силового агрегата ещё только предстояло решить. Скоростные и маневровые качества колосса подвергались сомнению, а его цена, между тем, зашкаливала за разумные пределы. В итоге комиссия УММ РККА приняла решение, что Т-42 не полностью соответствует предъявленному техническому заданию и постановила закрыть работы над этим проектом, сосредоточив усилия на Т-35[3][5].

Описание конструкции

По компоновочной схеме Т-42 был в принципе аналогичен Т-35 (прототип которого, Т-35-1, в тот момент строился на ХПЗ) и представлял собой тяжёлый танк классической компоновки, пятибашенный, с двухъярусным расположением пушечно-пулемётного вооружения и противоснарядным бронированием[3][5][8].

В передней части корпуса размещалось отделение управления. Для обеспечения приемлемого обзора с места механика-водителя его рубка была размещена по оси танка, сильно выдвинута вперёд и оборудована бронированной надстройкой. За отделением управления располагалось боевое отделение. Разнообразное вооружение размещалось в пяти башнях, расположенных в два яруса (компоновка, «унаследованная» проектом от своего предшественника, ТГ-IV). Первый ярус образовывали четыре башни, размещённые вокруг подбашенной коробки главной башни. Спереди от неё устанавливались две пушечные башни типа башен танка БТ-2, вооружённые 45-мм танковыми пушками 20К и спаренными с ними 7,62-мм пулемётам ДТ, сзади — две пулемётные башни, оснащенные спаренными пулемётами ДТ с возможностью ведения огня по воздушным целям. Второй ярус образовывала расположенная по продольной оси танка главная башня, вооружённая адаптированной для установки в танк 107-мм пушкой образца 1910/30 годов. Надо сказать, что детальная разработка вооружения танка не являлась задачей данного проекта, и в документации была проработана лишь компоновочная схема размещения вооружения[8]. На крыше главной башни имелась небольшая командирская башенка[3].

Имелся также вариант с размещением вооружения в трёх башнях, из которых носовая вооружалась 76,2-мм орудием (угол горизонтальной наводки 202°), кормовая — 45-мм (угол ГН 278°) и главная — 107-мм (угол ГН 270°)[8].

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормовой части корпуса. С силовым агрегатом танка возникли определённые сложности, поскольку мощности имевшихся в распоряжении двигателей не хватило бы даже на то, чтобы сдвинуть 100-тонную машину с места. Чтобы обеспечить танку установленную техническим заданием УММ РККА скорость, Т-42 требовалось оснастить двигателем мощностью около 2000 л.с. Поскольку в 1932 году столь мощного двигателя физически не существовало, предполагалась спаренная установка двух дизельных двигателей мощностью 1000 л.с., использовавшихся на тепловозах Щэл[5][8].

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 17 сдвоенных опорных катков малого диаметра, переднего направляющего ленивца и ведущего колеса заднего расположения. 1-й и 17-й опорные катки имели индивидуальную подвеску, три средних катка соединили в общую тележку, а остальные блокировались попарно в 6 тележек. Для облегчения управления танком, как и в случае с ТГ, Гротте решил применить электротрансмиссию и сервоприводы управления, что, хотя и улучшило эргономичность машины, дополнительно усложнило и удорожало его конструкцию[3][8].

Предполагалось, что танк будет нести дифференцированное бронирование с максимальной толщиной лобовых деталей корпуса и башен 70 мм[8].

Оценка проекта

Как и большинство сверхтяжёлых танков, разрабатывавшихся в 1920—1930-х годах разными странами мира, Т-42 не имел почти никакой практической полезности. Огромные размеры и масса делали танк прекрасной мишенью, несмотря на противоснарядное бронирование. Динамические характеристики танка также вызывали сомнения. Кроме того, существовала труднорешаемая проблема доставки танков таких размеров и массы к линии фронта и их боевой эксплуатации (к примеру, о преодолении такой машиной рек по мостам можно было и не думать). Наконец, первые же ориентировочные расчёты стоимости танка принесли устрашающие результаты. Учитывая всё сказанное выше, даже объективно очень мощное вооружение Т-42 не играло решающей роли. Таким образом, танк не имел преимуществ перед Т-35, который и был в итоге выбран военными для принятия на вооружение[3][5].

Однако, стоит отметить ряд прогрессивных решений, применённых Гротте при разработке танка. К таковым относятся, к примеру, наличие командирской башенки и возможность противовоздушной обороны танка, а также широкое использование электро- и сервоприводов[3][8].

Примечания

  1. 1 2 М. Коломиец Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 2—3. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3
  2. 1 2 М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Т-42.. Интернет-энциклопедия авиации и бронетанковой техники aviarmor.net. Архивировано из первоисточника 9 мая 2012. Проверено 16 сентября 2010.
  4. Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905—1941. — Москва: Экспринт, 2002. — Т. 1. — С. 151. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1
  5. 1 2 3 4 5 6 Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Тарнавский В.В. Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — 686 с. — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29
  6. М. Коломиец Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — С. 3—8. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3
  7. М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — С. 137—141. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905—1941. — Москва: Экспринт, 2002. — Т. 1. — С. 152. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1

Литература

  • М. Коломиец Многобашенные танки РККА. Часть 2. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2000. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5-2000). — 1500 экз. — ISBN 5-901266-01-3
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905—1941. — Москва: Экспринт, 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1
  • М. Свирин. Танковая мощь СССР. — М.: Яуза, Эксмо, 2009. — 640 с. — 3500 экз. — ISBN 978-5-699-31700-4
  • Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л., Тарнавский В.В. Уникальная и парадоксальная военная техника. — СПб.: Полигон, 2003. — 686 с. — ISBN 5-59173-238-6, УДК 623.4, ББК 68.8 К 29

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *