Рассказы об оружии. Т-18. Первый советский серийный танк » Военное обозрение

Говоря о первых советских танках, да еще и применяя термин «серийный», можно поговорить и о «Танке М», и о Т-16, и о Т-17.


Все вышеперечисленные боевые машины были выпущены количеством более 1 единицы, что в принципе, дает возможность говорить о серийном производстве. Однако если мы говорим о заводском серийном производстве, а не отверточной сборке, то здесь, без сомнений и оговорок, первенец советского танкостроения именно Т-18.

959 изготовленных машин – это как раз и есть то, что принято считать серией.

В конструкции Т-18 или МС-1 («Малый сопровождения», модель 1-я) явно прослеживается все тот же старина «Рено» FT-17. Именно эта машина стала опорной при производстве всех вышеперечисленных моделей.

Но деваться было некуда, в Российской империи танков не было вообще, поэтому оставался только путь лицензионного производства. Для чего во Франции была закуплена официальная лицензия на производство FT-17.

В 1924 году Комиссией по танкостроительству были разработаны требования к танку сопровождения пехоты.

В соответствии с ними предполагалось создание танка массой в 3 тонны, с вооружением из 37-мм пушки или пулемёта, 16-мм бронёй и максимальной скоростью в 12 км/ч.

При этом с 1924 года шло активное изучение трофейных иностранных танков. Более других советским военспецам приглянулся итальянский «Фиат 3000», являвшийся творением на базе «Рено-17».

Весной 1925 года, после рассмотрения проекта в штабе РККА, требования были скорректированы: допустимая масса танка была увеличена до 5 тонн, чтобы обеспечить размещение более мощного двигателя и одновременную установку пушки, и пулемёта.

К марту 1927 года был закончен первый прототип, получивший индекс Т-16. Танк-прототип был очень похож на «Рено-17», но имел меньшую длину корпуса, меньшую массу и лучшую подвижность. Но главное – танк был значительно дешевле, чем первенец советского танкопрома «Танк М».


Испытания, правда, выявили огромное количество недостатков, и прототип одобрен не был.

Второй прототип, при постройке которого были учтены все замечания, был закончен к маю 1927 года и пошел на испытания под индексом Т-18. Испытания закончились успешно, и в июне 1927 года танк был принят на вооружение под обозначением «малый танк сопровождения обр. 1927 г.» (МС-1) или Т-18.


Т-18 (МС-1) образца 1927 г.

Боевая масса, т: 5,3
Экипаж, чел: 2

Размеры:
Длина корпуса, мм: 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм: 1760
Высота, мм: 2120
Клиренс, мм: 315

Бронирование: стальная катаная, 8-16 мм

Вооружение: 37-мм пушка Гочкиса (либо ПС-1), боекомплект 104 снаряда, 2 пулемета Федорова 6,5-мм или Дегтярева ДТ-29 с боекомплектом 1040 патронов.

Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с: 35
Скорость по шоссе, км/ч: 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч: 6,5
Запас хода по шоссе, км: 100

Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,37
Преодолеваемый подъём, град: 36
Преодолеваемая стенка, м: 0,5
Преодолеваемый ров, м: 1,85
Преодолеваемый брод, м: 0,8

В целом тот еще «гадкий утенок». Однако, пусть в контурах Т-18 никак нельзя было разглядеть силуэта Т-34 и тем более, Т-90, это был наш первый серийный танк.

Строили первенца на ленинградском заводе «Большевик» и Мотовилихинском машиностроительном заводе в Перми.

Странно, но жизнь у первенца оказалась весьма длинной и насыщенной. Несмотря на неказистость и откровенно не блещущие ТТХ.

Годы эксплуатации МС-1/Т-18 во всех справочниках значатся как с 1928 по 1942 год. Но даже до Великой Отечественной танк успел повоевать.

Боевое крещение Т-18 получил в ходе конфликта на КВЖД в ноябре 1929 года. Осенью Забайкальской группе Особой Дальневосточной армии (ОДВА) была придана рота из 10 танков, которые и приняли участие в Мишаньфусской наступательной операции 17-19 ноября.

Боевые испытания показали недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки, но в целом танки отработали удачно.

К началу 1938 года, находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. Однако, вместо утилизации и отправки на металлолом танкам была уготована иная участь.

Распоряжением наркома вооружений Ванникова от 2 марта 1939 года все оставшиеся в строю Т-18 были сняты с вооружения, и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов.

На деле еще с 1934 года началось оборудование укрепрайонов Ленинградского военного округа 160-ю списанными танками Т-18 в качестве БОТов – бронированных огневых точек.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки образца 1932 г.

Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю или просто устанавливались в качестве БОТ у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

Те танки, которые еще могли двигаться и находились в удовлетворительном техническом состоянии, придавались гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек.

Превращённые в доты Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, однако довольно значительное (около 140) количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.

Сведения о боевом применении Т-18 в Великой Отечественной войне в основном носят отрывочный характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.

Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах. Известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском Укрепрайонах.

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941-1942 года использовались 9 единиц Т-18 из состава 150-й танковой бригады.

Размещённые в районе озера Хасан в виде фортификационных сооружений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Зато в наше время дальневосточные Т-18 являются объектами работы поисковиков и реставраторов. И, как это ни странно, но количество Т-18 в нашей стране исчисляется не единицами.

Только на Дальнем Востоке России известно не менее восьми сохранившихся Т-18, один из танков принял участие в Параде 9 мая 2018 года в городе Уссурийске.

Танк Т-18, который послужил фотомоделью, находится в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Истринского района Московской области.

Основой для реставрации этого экспоната послужил танковый корпус, найденный поисковиками на местах боев Великой Отечественной.

Реставрация ведется уже больше двух лет и фактически близится к завершению. На сегодняшний момент машина на 90% является оригинальной, а так как поставлен вопрос с восстановлением в музее, уверен, что через год мы сможем увидеть ее на ходу.

И, соответственно, покажем танк изнутри.

topwar.ru

Танк Т-18м

Танк является результатом проведенной в 1938 году модернизации первого танка советской конструкции МС-1 (Малый Сопровождения — первый). Танк был принят на вооружение Красной Армии в 1927 году и производился серийно в течение почти четырех лет. Всего было выпущено 950 машин. Корпус и башня собира­лись методом клепки из катаных броневых листов. Механическая трансмиссия размещалась в одном блоке с двигателем и состояла из многодискового главного фрикциона, трехступенчатой коробки передач, конического дифференциала с ленточными тормозами (механизма поворота) и одноступенчатых бортовых передач.

Механизм поворота обеспечивал поворот танка с минимальным радиусом, равным ширине его колеи (1,41 м). Пушка калибром 37-мм системы «Гочкис» и 18-мм пулемет размещались в башне кру­гового вращения. Для повышения проходимости танка через рвы и траншеи танк был снабжен так называемым «хвостом». В ходе мо­дернизации на танке был установлен более мощный двигатель, де­монтирован хвост, танк был вооружен 45-мм пушкой образца 1932 года с большим боезапасом. В первые месяцы войны танки Т-18м использовались в качестве неподвижных огневых точек в системе советских приграничных закрепрайонов.

История создания танка

Легкий танк Т-18 (МС-1 или «Русский Рено»).

В период Гражданской войны в России танки «Рено» повоевали и в войсках интервентов, и у белых, и в Красной Армии. Осенью 1918 года, 3-ю роту «Рено» 303-го полка штурмовой артиллерии направили на помощь Румынии. Она выгрузилась 4 октября в греческом порту Салоники, но в боевых действиях поучаствовать не успела. Уже 12 декабря рота оказалась в Одессе вместе с французскими и греческими войсками. Впервые эти танки вступили в бой 7 февраля 1919 года, поддержав совместно с бронепоездом белых атаку польской пехоты под Тирасполем. Позже, в бою под Березовкой, один танк «Рено» FT-17 был поврежден и захвачен бойцами Второй Украинской Красной армии в марте 1919 года после боя с частями Деникина.

Машину отправили в Москву в качестве подарка В.И.Ленину, который дал указание организовать на ее базе производство аналогичной советской техники.
Доставленный в Москву, он 1 мая 1919 года прошел по Красной площади, а позже был доставлен на Сормовский завод и послужил образцом для постройки первых советских танков «Рено русский». Эти танки, известные также как «М», были построены в количестве 16 штук, снабжались двигателями типа «Фиат» мощностью в 34 л.с. и клепаными башнями; на части танков позднее поставили смешанное вооружение — 37-мм пушка в передней части и пулемет в правом борту башни.

Осенью 1918 рода трофейный «Рено» FT-17 был отправлен на Сормовский завод. Коллектив конструкторов технического бюро за сравнительно короткое время с сентября по декабрь 1919 года — разработал чертежи новой машины. При изготовлении танка «сормовичи» кооперировались с другими предприятиями страны. Так Ижорский завод поставлял броневые катаные листы, а Московский завод АМО (ныне ЗИЛ) — двигатели. Несмотря на многие трудности через восемь месяцев с начала организации производства (31 автуста 1920 года) первый советский танк покинул сборочный цех. Он получил название «Борец за свободу товарищ Ленин». С 13 по 21 ноября танк выполнил официальную программу испытаний.
В машине сохранена компоновочная схема прототипа. Впереди располагалось отделение управления, в центре — боевое, в корме моторно-трансмиссионное. При этом с места механика-водителя и командира-стрелка, составляющих экипаж обеспечивался хороший обзор местности, кроме того непростреливаемое пространство в направлении движения танка вперед было небольшим. Корпус и башня были каркасными бронирование противопульным. Броневые листы лобовых поверхностей корпуса и башни наклонены под большими углами к вертикальной плоскости что повышвло их защитные свойства, и соединены заклепками. В лобовом листе башни в маске устанавливалась 37-мм танковая пушка «Гочкис» с плечевым упором или 18-мм пулемет.Некоторые машины имели смешанное (пулеметно-пушечное) вооружение.Боекомплект с пушечным вооружением из 250 унитарных артиллерийских выстрелов.В качестве приборов наблюдения использовались смотровые щели.Средств внешней связи не было.

На танке устанавливался четырех-цилиндровый карбюраторный однорядный  автомобильный двигатель жидкостного охлаждения  мощностью 34 л.с,позволяющий двигаться со скоростью 8,5 км/ч. В корпусе он располагался продольно и и был направлен маховиком в сторону носовой части. Механическая трансмиссия из конического главного фрикциона сухого трения (сталь по ко же),четырех-ступенчатой коробки передач,бортовых фрикционов с ленточными тормозами (механизмов поворота) и двух-ступенчатых бортовых передач.Механизмы поворота обеспечивали выполнение этого маневра с минимальным радиусом,равным ширине колеи машины (1,41 метр). Гусеничный движитель (применительно к каждому борту) состоял из крупнозвенчатой гусеничной ленты цевочного зацепления. Девять опорных и семь поддерживающих катков направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса заднего расположения. Поддерживающие катки (кроме заднего) подрессорены винтовой спиральной пружиной. Подвеска балансирная. В качестве ее упругих элементов использовались листовые полуэплиптические рессоры прикрытые броневыми листами.Танк имел хорошую опорную и профильную проходимость. Для увеличения профильной проходимости при преодолении рвов и эскарпов в его кормовой части был установлен съемный кронштейн («хвост»). Машина преодолевала ров шириной 1,8 м и эскарп высотой 0,6 м, могла преодолевать вброд водные преграды глубиной до 0,7 м, и валить деревья толщиной до 0,2 — 0,25 м,не опрокидываясь на подъемах до 38 градусов, и при кренах до 28 градусов.

Электрооборудование однопроводное,напряжение бортовой сети 6В.Система зажигания от магнето.Пуск двигателя производится из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки. По своим тактико-техническим характеристикам танк Т-18, не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию крыши превосходил его. В последующем были изготовлены еще 14 таких танков, некоторые из них получили наименования: «Парижская коммуна»,»Пролетариат», «Буря»,»Победа»,»Красный боец»,»Илья Муромец». Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце производство машин из-за экономических и технических трудностей было прекращено.
Читайте также: «Легкий танк Т-80»

После глубокой модернизации в 1938 году получил индекс Т-18м.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса

5,8 т

Размеры:

 

длина

3520 мм

ширина

1720 мм

высота

2080 мм

Экипаж

2 человека

Вооружение

1х37-мм пушка «Гочкис»
1х18-мм пулемет
на модернизированном Т-18М
1х45-мм пушка,образца 1932 года
1х7,62-мм пулемет

Боекомплект

112 снарядов, 1449 патронов, на Т-18 250 снарядов

Бронирование:

 

лоб корпуса
лоб башни

16 мм

Тип двигателя

карбюраторный ГЛЗ-М1

Максимальная мощность

Т-18 34 л.с,Т-18м 50 л.с

Максимальная скорость

Т-18 8,5 км/час,Т-18м 24 км/ч

Запас хода

120 км

Источники:

  • «Танк Рено-Русский» (год изд.1923), М.Фатьянов;
  • М. Н. Свирин, А. А. Бескурников. «Первые советские танки»;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • А. А. Бескурников «Первый серийный танк. Малый сопровождения МС-1»;
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905-1941;
  • Zaloga, Steven J., James Grandsen (1984). Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two;
  • Peter Chamberlain, Chris Ellis: Tanks of the world 1915-1945.

pro-tank.ru

Использование танков Т-18 (МС-1) во Второй мировой войне

Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина “приседала” при трогании с места и “кивала” при торможении – это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

Более серьёзно к вопросу модернизации подошли в 1937 году. Как показали испанские события легкобронированные машины оказались слишком уязвимы для набиравшей силу противотанковой артиллерии, поэтому в СССР развернулась активная программа строительства танков с противоснарядным бронированием, в том числе и легких типов.
Однако на балансе РККА продолжало оставаться более 1000 единиц устаревшей техники, львиную долю из которых составляли “малые танки сопровождения” различных вариантов. К этому времени в эксплуатации находились далеко не все из них – из-за сильного износа ходовой части и моторно-трансмиссионной установки эти машины либо передавались на склады, либо находились на территории воинских частей в частично разукомплектованном виде и использовать их в боевой обстановке не представлялось возможным. Тем не менее, отправлять на переплавку более чем 800 танков Т-18 тогда не решились.
Вместо этого, руководство ГАБТУ поставило задачу модернизировать эти боевые машины. Предполагалось оснастить Т-18 двигателем ГАЗ-М1 и коробкой передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только 2. Также была модернизирована башня – кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу.

В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм “гочкиссом” и одним 7,62-мм пулеметом ДТ. Опытный образец танка, названного Т-18М, был построен на заводе №37 им.Орджоникидзе. Для этого был использован серийный Т-18, который подвергли выше перечисленным доработкам. Правда, новый двигатель выдать отказались и пришлось использовать “поношенный”, снятый с Т-38.
Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк “юзил” при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон.

Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полно полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…
Общий объём производства Т-18, несмотря на его устарелость, оказался достаточно большим. Уже к ноябрю 1930 года завод “Большевик” сдал 259 танков, а к моменту завершения выпуска в конце 1931 года их количество достигло 959 единиц. После этого завод перевели на выпуск легких танков Т-26.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю либо просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точка) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.

fishki.net

Использование танков Т-18 во Второй мировой войне: picturehistory


К началу 1938 года всё ещё находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переданных в 1934—1937 годах в распоряжение укрепрайонов Ленинградского военного округа для строительства ДОТов, остальные были уже отправлены на металлолом. Но даже формально остававшиеся на вооружении танки в большинстве своём находились в неисправном состоянии, а многие были к тому же и разоружены (с части танков были демонтированы пушки, переданные для вооружения танков Т-26).

Положение усугублялось отсутствием запчастей, которые получались только в частях путём разукомплектования одних танков для ремонта других. В связи с этим, распоряжением наркома вооружений от 2 марта Т-18 были сняты с вооружения и 700 из них были переданы в распоряжение укрепрайонов военных округов, а также Народному Комиссариату ВМФ.


(Т-18 и моряки)

Дополнительная справка:


Не успели принять Т-18 на вооружение РККА, как уже летом 1929 года танк едва не признали устаревшим. Согласно принятой 18 июля Системе танко-тракторного-автоброне-вооружения танк Т-18 считался не отвечающим требованиям ведения современных боевых действий.
В течении ближайших 2-3 лет его планировалось полностью заменить «основным танком сопровождения» Т-19, разработку которого поручили конструкторской бригаде С.А.Гинзбурга, и новыми машинами зарубежного образца. Однако до этого времени списывать Т-18 никто не собирался. В одном из пунктов решения РВС СССР отмечалось следующее:
«Впредь до конструирования нового танка допустить на вооружении РККА танк МС-1. АУ УС РККА принять все меры по увеличению скорости танка до 25 км/ч.»
Так на заводе «Большевик» приступили к первому этапу модернизации Т-18, установив на нём более мощный (40 л.с.) двигатель, 4-скоростную КПП, ввели 4-й поддерживающий ролик, гусеничные цепи типа «орлиный коготь» и грязезащиту катков. На танках более поздних серий появилось новое литое ведущее колесо с внешним зацеплением.

Башню перепроектировали, ликвидировав заднюю пулеметную установку и установив вместо неё прямоугольную кормовую нишу в которой планировалось установить радиостанцию (на самом деле она так и не была установлена). Кроме этого, на модернизированных танках применили бортовой башенный вентиляционный люк с прямоугольной крышкой. Планировалось также усилить артиллерийское вооружение, за счет установки новой 37-мм пушки Б-3, но в конечном итоге оставили старую «гочкисс».

В таком виде танк получил обозначение «МС-1 (Т-18) образца 1930 г.» и был принят к серийному производству. Впрочем, никаких особых улучшений эти нововведения не принесли. Скорее наоборот – масса танка лишь возросла и добиться требуемой скорости 25 км\ч естественно не удалось. Был также разработан новый вариант «танка сопровождения», который проходил под обозначениями Т-20 и T-18 «улучшенный», но серийным он также не стал.

Очередная попытка модернизировать Т-18 была предпринята в 1933 году. К этому времени в СССР большими партиями строился легкий танк Т-26, подвеска которого для легкой боевой машины оказалась очень удачной. Так возникла идея создать «гибрид» серийного Т-18 с элементами ходовой части Т-26. От «двадцать шестого» заимствовали три тележки с 6 опорными катками и пластинчатой амортизацией, установили новое увеличенное ведущее колесо, а вместо 4-х стандартных поддерживающих роликов поставили 3 большего диаметра. В остальном опытный Т-18 соответствовал серийному танку образца 1930 года.

Опытный экземпляр такого танка поступил на испытания 19 мая 1933 года, но эффект был получен скорее отрицательный. Из-за неравномерной нагрузки на опорные катки машина «приседала» при трогании с места и «кивала» при торможении – это приводило к преждевременному износу подвески. По ходовым качествам обновленный Т-18 оказался даже хуже серийных машин. При попытке двигаться на третьей передаче глох двигатель, а подъём в 30° оказался для танка непреодолимым.

Более серьёзно к вопросу модернизации подошли в 1937 году. Как показали испанские события легкобронированные машины оказались слишком уязвимы для набиравшей силу противотанковой артиллерии, поэтому в СССР развернулась активная программа строительства танков с противоснарядным бронированием, в том числе и легких типов.
Однако на балансе РККА продолжало оставаться более 1000 единиц устаревшей техники, львиную долю из которых составляли «малые танки сопровождения» различных вариантов. К этому времени в эксплуатации находились далеко не все из них – из-за сильного износа ходовой части и моторно-трансмиссионной установки эти машины либо передавались на склады, либо находились на территории воинских частей в частично разукомплектованном виде и использовать их в боевой обстановке не представлялось возможным. Тем не менее, отправлять на переплавку более чем 800 танков Т-18 тогда не решились.
Вместо этого, руководство ГАБТУ поставило задачу модернизировать эти боевые машины. Предполагалось оснастить Т-18 двигателем ГАЗ-М1 и коробкой передач от плавающего танка Т-38 обр.1936 г., что повлекло за собой переделку моторно-трансмиссионного отделения. Изменилась и ходовая часть: были установлены новые направляющие и ведущие колёса, вместо 4-х поддерживающих роликов оставили только 2. Также была модернизирована башня – кормовую нишу (за ненадобностью) устранили, а на крыше вместо грибообразного колпака появилась конусная крышка из углеродистой стали, что позволяло немного снизить массу.

В очередной раз рассматривался вопрос об усилении вооружения, но тогда оптимального решения не нашли и так по-прежнему остался с 37-мм «гочкиссом» и одним 7,62-мм пулеметом ДТ. Опытный образец танка, названного Т-18М, был построен на заводе №37 им.Орджоникидзе. Для этого был использован серийный Т-18, который подвергли выше перечисленным доработкам. Правда, новый двигатель выдать отказались и пришлось использовать «поношенный», снятый с Т-38.
Испытания состоялись в марте 1938 года и не принесли желаемых результатов. Вместо заложенной в проекте максимальной скорости 30-35 км\ч удалось развить всего 24,3 км\ч, при этом старый двигатель не смог работать на 4-й передаче. Более серьезной проблемой стал сместившийся назад центр тяжести. Теперь танк «юзил» при торможении на мокром шоссе и с трудом преодолевал даже незначительный уклон.

Сравнив полученные показатели в ГАБТУ решили, что идея полноценной модернизации Т-18 себя полно полностью изжила, и имеющиеся танки необходимо будет использовать для других целей…
Общий объём производства Т-18, несмотря на его устарелость, оказался достаточно большим. Уже к ноябрю 1930 года завод «Большевик» сдал 259 танков, а к моменту завершения выпуска в конце 1931 года их количество достигло 959 единиц. После этого завод перевели на выпуск легких танков Т-26.

Переданные укрепрайонам танки подлежали перевооружению на спарки пулемётов ДТ, ДА-2 либо на 45-мм пушки обр. 1932 г. Из неисправных танков демонтировались двигатели и трансмиссия, а бронекорпуса закапывались по башню в землю либо просто устанавливались в качестве БОТ (бронированных огневых точка) у мостов, перекрёстков дорог и в других удобных для обороны местах.


(В постоянной засаде. фото 1941 г.)Танки, сохранившие возможность передвигаться, были переданы гарнизонам укрепрайонов для использования в качестве подвижных огневых точек. К началу Великой Отечественной войны, в войсках ещё имелось около 450 бронекорпусов и 160 танков. Превращённые в ДОТы Т-18 были в основном сосредоточены на западных границах СССР, некоторое их количество было также установлено в системе укреплений в районе озера Хасан, где в 1938 году проходили бои с Японией.
Сведения о боевом примении Т-18 в Великой Отечественной войне носят в основном отрывочных характер. В большинстве своём танки, сосредоточенные на западных границах СССР, были уничтожены или захвачены в первые дни или недели войны, хотя немногочисленные экземпляры использовались несколько дольше.
(Т-18 на немецкой фотографии)Танки Т-18 и БОТ на их основе сражались с врагом в укрепрайонах (УР) — в частности, известно о боях с их участием в Осовецком, Владимиро-Волынском и Минском УР. Несколько Т-18 было передано в состав 9 механизированного корпуса, понёсшего большие потери в ходе танкового сражения в районе Луцка-Ровно; 29 июня корпус получил 14 таких танков, из которых на 2 июля осталось всего две машины (из них одна неисправная).

Последнее известное боевое применение Т-18 относится к битве за Москву, в которой зимой 1941—1942 года использовались 9 Т-18 из состава 150-й танковой бригады, по документам числившиеся на вооружении вплоть до февраля, когда в бригаде ещё имелось три таких танка. Размещённые в районе озера Хасан в виде укреплений Т-18 состояли на вооружении до начала 1950-х годов, когда они были исключены из системы укреплений и заброшены.

Последнее фото уникально тем, что на нем слева, с открытой дверью, еще один редкий для СССР танк:

Видео танчега на ходу!

СМ. также:
Сирийские БМП-1: 40 лет в войнах
Бронезащищеннные автомобили
Железный кулак РККА.
Боевое применение тяжелых танков ИС-3
Артсамоход поддержки пехоты
Бронетрактор Н.А. Гулькевича

picturehistory.livejournal.com

Боевые машины на базе МС-1 (Т-18)

Легкий танк МС-1 (Т-18) был первым серийным советским танком, и на протяжении почти 10 лет оставался на вооружении. Не удивительно, что на его базе (кстати, довольно хорошо себя зарекомендовавшей), конструкторы создали целое семейство вспомогательных боевых машин.

Телеуправляемый танк ТT-18

После опробования в 1929-30 гг. первого телеуправляемого танка, которым стал «Рено-ФТ», 23 марта 1930 г. на подобные испытания вышел и Т-18, оборудованный аппаратурой трехкомандного управления (вправо-влево-стоп) типа «Мост-1». В ходе испытаний танк, двигаясь со скоростью 2,5-4 км/ч, уверенно выполнял команды оператора и продемонстрировал принципиальную правильность идеи управления боевой машины по радио.

В 1933 году был изготовлен специализированный телетанк ТТ-18 (индекс «ТТ» был присвоен только в 1934 г.). При его создании из интерьера машины были удалены все штатные органы управления, а на месте водителя разместилась новая шестнадцатикомандная аппаратура управления конструкции Остехбюро системы 1932 года. В отличие от предшественника ТТ-18 мог выполнять очень сложные маневры: менять скорость и направление движения; останавливаться и глушить двигатель; подрывать заряд ВВ на борту и т.д. (кстати, на телетанки планировали монтировать также аппаратуру выпуска отравляющих веществ). Максимально возможная дистанция телеуправления составляла 1,5 км, но реально не превышала 500-1000 м, и то лишь при ясной погоде.

ТТ-18 был изготовлен в нескольких экземплярах (не менее 7 шт.). 8 января 1933 года 5 машин ТТ-18 были переданы для испытаний в специальный отряд № 4 ЛВО, куда вошли также ТТ-26 и ТТ-27. Цель испытаний заключалась в выборе типа телетанка для дальнейших работ и серийного производства. Испытания продлились 10 дней, а затем были повторены в октябре того же года. Их результаты были, увы (!), не благоприятными для ТТ-18. Правда, отмечалась хорошая проходимость танка и легкость его следования командам, но в целом благодаря малому весу танка, а также сравнительно узкой колее при высоком силуэте, он практически не мог двигаться по прямой (его все время доворачивало влево-вправо от толчков на ухабах). Поэтому ТТ- 18 в серии не производился и на вооружении не состоял.

Т-18 — химический танк

В декабре 1930 года один танк Т-18 был передан в распоряжение Военно-Химуправления, где он при помощи специалистов Института Химобороны гг. Пригородского и Калинина был оснащен комплексом для химической войны и постановки дымовых завес. Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 л, в котором под давлением 16 атмосфер находилось газообразное (жидкое) ОВ — или дымообразующая смесь, а также распылителя, содержавшего 2, 3 — или 5 форсунок. Оборудование весило 152 кг и монтировалось на «хвосте» танка. Время работы комплекса при одном баллоне составляло 8-8,5 минут, что позволяло при движении танка со скоростью 10-12 км/ч заразить («задымить») участок местности протяженностью 1,6-1,7 км. Опыты с этим танком велись до 1934 года, после чего были свернуты.

Проект САУ на базе Т-18

В начале 30-х годов шасси Т-18 рассматривалось — как потенциальная база различных боевых машин. Так в 1930 году на шасси Т-18 проектируется самоходная пушка механизированных соединений и транспортер боеприпасов (танк снабжения) к ней. При разработке этой САУ предусматривалась монтировка 76,2-мм полковой пушки (вариант САУ поддержки) и 45 — мм противотанковой пушки (вариант истребителя танков) на единой повозке из ходовой части танка Т-18. Установкой 76,2-мм полковой пушки обр. 1927 года на шасси танка сопровождения занимался конструктор АНИИ М.Иванов. 11 июня 1930 года было принято положительное решение об изготовлении этой САУ «в металле» до 10 октября 1930 года. Но работы были остановлены в пользу создания такой же САУ на шасси Т-19.

Проект САУ на базе танка МС-1 (Т-18)

Проект танка снабжения на базе Т-18

«Танк снабжения» для САУ представлял собой оригинальную конструкцию. Корпус предполагалось изготовить новой конфигурации. Бензобак убирался внутрь, а на надгусеничных полках размещались два бронированных (толщина брони — 5-7 мм) контейнера для перевозки 10 ящиков (50 выстрелов) к 76,2-мм пушке, 16 лотков (192 выстрела) к 45-мм противотанковой пушке — или эквивалентного по весу количества цинков с патронами. Проект танка снабжения был одобрен, но никаких работ по его изготовлению не велось.

Проект машины снабжения на базе танка МС-1 (Т-18)

Проект огнеметного танка Т-18

Найдены описания проекта огнеметного танка ОТ-1, в котором бак с огнесмесыо располагался на «хвосте» Т-18, а брандспойт монтировался вместо орудия (по непроверенным данным этот проект был все-таки реализован «в металле» в 1931 году вместе с Т-18 химическим), радиотанка управления механизированных соединений, а также эскизный проект «штурмового саперного танка», который должен был нести на себе деревянный мост, предназначенный для переправы автомобилей и малых танков через ручьи и противотанковые рвы шириной до 4 метров (танк оснащался также специальным буром для изготовления шурфов и механической пилой по дереву), но и эти машины изготовлены не были.

Т-18 как артиллерийский тягач

Интересно отметить также, что некоторые элементы ходовой части Т-18 были использованы при создании в 1930-31 гг. гусеничного лафета к 203-мм гаубице Б-4, ставшей одним из наиболее мощных полевых орудий СССР в годы Второй Мировой войны. Далее, в 1931-32 гг., шасси танка Т-18 рассматривалось как самодвижущаяся ствольная повозка для 122-мм или 152-мм гаубицы (причем лафет должен был транспортироваться самой повозкой на прицепе), но при опробовании шасси, загруженного балластом, равным по весу стволу 152-мм гаубицы обр. 1910 г. с учетом прицепленного лафета, танк отказался перемещаться по мягкому грунту — двигатель глох даже при попытке движения на самой низкой передаче.

Проект саперного танка на базе МС-1 (Т-18)

Источник: компиляция armedman.ru из открытых источников (в т.ч. М.Свирин, А.Бескурников «Первые советские танки»)

armedman.ru

Т-18 Википедия

Т-18

Т-18 в Бронетанковом музее в Кубинке.
Т-18 (МС-1) образца 1927 г.
Классификация лёгкий пехотный танк
Боевая масса, т 5,30
Компоновочная схема классическая с башней в центре и двигателем сзади
Экипаж, чел. 2
История
Годы производства 1928—1931
Годы эксплуатации 1928—1942
Количество выпущенных, шт. 959
Основные операторы СССР СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 3500, 4380 с «хвостом»
Ширина, мм 1760
Высота, мм 2120
Клиренс, мм 315
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 16
Борт корпуса, мм/град. 16
Корма корпуса, мм/град. 16
Днище, мм 8
Крыша корпуса, мм 8
Лоб башни, мм/град. 16
Борт башни, мм/град. 16
Корма башни, мм/град. 16
Крыша башни, мм 8
Активная защита 18
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм Гочкиса
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 20
Боекомплект пушки 104
Прицелы диоптрический
Пулемёты 2 × 6,5-мм Фёдорова
Подвижность
Тип двигателя рядный 4‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 35
Скорость по шоссе, км/ч 16
Скорость по пересечённой местности, км/ч 6,5
Запас хода по шоссе, км 100

ru-wiki.ru

Легкий танк Т-18 (МС-1). Фото, чертежи, видео

Первый советский серийный легкий танк Т-18 (МС-1) обр. 1927г.

Все статьи по сборке модели танка Т-18 МС-1

Гони империализма гиену,
Могучий рабочий класс!
Вчера были танки лишь у Чемберлена,
А нынче есть и у нас!!!

Помаленьку подбираюсь к началу постройки первого серийного советского танка. Пластик в коробке больше всего напоминает легкий танк Т-18 (МС-1) образца 1927 года. Его и будем строить.

Легкие танки т-18

Потратил несколько вечеров на поиск фотографий, чертежей и другой информации по этой машине. Общий вывод: информации сохранилось очень мало, большая часть фотографий очень плохого качества, в найденных чертежах есть небольшие расхождения в геометрии и размерах.

Танк Т-18 (МС-1) на параде в Москве 7 ноября 1929 г.

В общем тактика пока такая: грубые косяки геометрии и отдельных узлов буду исправлять по мере желания, но гнаться за миллиметрами не вижу смысла. Постараюсь соблюсти баланс достоверности и «художественности» модели с приоритетом «художественности».

Скорее всего буду делать интерьер. Интересное решение по интерьеру нашел тут.

Легкий танк т 18 (мс 1). Литература

Первые советские танки.

По танку нашел замечательную книжку  «Первые советские танки». Авторы: М. Свирин и А. Бескурников. История создания танка, много фотографий, чертежей, сведений по мат. части.

В книге относительно подробно дана мат. часть по внутреннему устройству танка. Для себя пока не решил, буду ли заниматься интерьером. Скачать книгу Первые советские танки

Легкий танк т 18 (МС-1). Чертежи модели в масштабе 1/35

Чертеж легкого танка Т-18 (МС-1) в масштабе 1 к 35

Сделал очень полезное дело, подобрал все более-менее приличные чертежи легкого танка т-18 и его узлов и привел их к масштабу 1:35. Прилично так повозился с подгонкой, чисткой исходников и версткой.

Скачать чертежи легкого танка Т-18 (МС-1) в масштабе 1:35.
Размер архива около 19Мб

Все чертежи готовы к распечатке, нужно просто распечатать в 100% масштабе. Формат: A4, 300dpi. Кроме того в архиве есть файл в формате PSD (Фотошоп), где все разложено по слоям.

Видео по танку Т-18 (МС-1)

Ребята с UFO Garage сделали модельку танка Т-18 МС-1 в масштабе 1:1. На канале много видео о стройке. Очень близко к оригиналу получилось. Пушка танка, кстати, сделана из пенопласта 🙂

Еще один восстановленный танк Т-18 (МС-1) на ходу находится в музее «Техника XX века в Приморском крае». Судя по чертежам и историческим фотографиям, танк очень качественно восстановлен.  Правда, как говорят сами музейщики, башня на танк установлена от позднего танка 1930 года. Ну и гусеницы, скорее всего, самодел.

Дневник постройки

Исторические фотографии легкого танка Т-18 (МС-1)

Отобрал фотографии с хорошим качеством, которые могут быть полезны для постройки.

Все материалы по легкому танку Т-18 (МС-1) необходимые для постройки модели

По этой ссылке вы можете скачать все материалы, валки, фотографии, примеры постройки моделей (фото взяты с сайта karopka.ru), чертежи и т.д., которые я посчитал полезными для будущей постройки этой модели. Размер архива около 110Мб.

P.S. Интернет большой и я уверен, что нашел далеко не всю информацию. Буду очень признателен, если кто-то интересовался этим танком и у него есть другие фотографии и материалы по этой модели!

izkorobka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *