Содержание

Сухопутные войска  Франции — проект «Скорпион»

Проект «Скорпион» (SCORPION) — программа, благодаря которой сухопутные войска (СВ) Франции, начиная с 2014 г., пребывают в состоянии реформирования. В среднесрочной перспективе проект призван подготовить части СВ к растущему спектру задач и различным сценариям угроз. Наряду с формированием новых организационных структур программа включает радикальное обновление и модернизацию материальной базы французской армии.

Проект «Скорпион». Эмблема.

Общая картина

Подобно большинству сухопутных войск европейских стран НАТО после окончания холодной войны СВ Франции также болезненно переживали всеобщую экономию. Помимо прореживания личного состава она сопровождалась сокращениями закупок и задержками в поставках новой боевой техники. В результате все еще многочисленный парк французской военной техники произведен 1980-х гг. и, как правило, значительно старше военнослужащих, которые ее обслуживают. Сокращение в период между 1990 и 2017 гг. численности армии с 288 тыс. до 112,5 тыс. чел. — частично из-за отказа в 2001 г. от обязательной военной службы — дополнительно усугубило проблемы.

Вместе с тем, осознание необходимости надежной обороны за последние годы во Франции значительно усилилось. Не в последнюю очередь это произошло из-за заметно возросшей угрозы террора в собственной стране. По оценкам аналитиков, данная тенденция будет нарастать, благодаря все более угрожающей активности России и самой Франции в Передней Азии и, особенно, в Африке.

Франция в Африке

Там в нескольких государствах против исламистских террористов только в рамках операции «Бархан» действуют 4 тыс. французских военнослужащих. До сегодняшнего дня ВС Франции поддерживают несколько общевойсковых баз в разных частях континента, а именно: Сенегал, Кот-д’Ивуар и Джибути. К ним добавляются базы на французских заморских территориях: Майотта, Реюньон, Французская Гвиана и Новая Каледония. В ряде регионов мира Франция играет стратегическую роль, которую хотела бы сохранить и в будущем.

Упадок материального обеспечения СВ Франции

Военные специалисты отмечают сильное устаревание военной техники Франции. В частности, хотя СВ страны и получили в последние годы ударные вертолеты «Тигр», БМП VBCI (колесная формула – 8х8) и  артиллерийскую систему CAESAR (6х6), большая часть армейского парка требует срочной замены.

Это касается, прежде всего, колесного БТР VAB (4×4) с его более 30 вариантами конфигурации, разведывательных машин AMX-10 RCR (6×6) и ERC-90 Sagaie. Относительно последней, из 248 единиц, по состоянию на 1 июля 2017 г., имелось пригодными к эксплуатации только 80. Средний возраст БТР VAB составляет 33 года. При этом, из около 2 600 ед. парка этой модели отдельные транспортные средства старше 40 лет.

Образцы бронетехники СВ Франции. Слева направо: БТР VAB (4×4) и разведывательные машины AMX-10 RCR (6×6) и ERC-90 Sagaie

Из-за повышенного износа многочисленные операции французских СВ в последние десятилетия дополнительно обременяются материальной ситуацией. VAB, AMX10 RCR и ERG-90 Sagaie образовали и образовывают, благодаря их аэромобильности и высокой подвижности, костяк оперативных сил. Вместе с тем, немногие машины переносят  сложные климатические и топографические условия боевого применения в Африке, когда еженедельный пробег достигает годового показателя для техники того же типа, базирующейся на родине.

Как отмечают специалисты, неудивительно, что часть армейского парка транспортных средств зачастую не пригодна к эксплуатации. Господствует нехватка запасных частей. Так, в 2016 г. только 44 процента всех колесных БТР VAB были боеготовы, процент AMX-10 RCR чуть выше – 48 процента (годом ранее – 55 процентов).

Проект «Скопион» (SCORPION), согласно общему замыслу, призван устранить перечисленные проблемы материально-технического обеспечения, одновременно интегрируя почти завершенную реформу структуры СВ и увеличение численности личного состава.

Проект «Скорпион» и новые организационные структуры СВ

Начало работ над концепцией проекта относится к 2000 г. Сухопутные войска  Франции с 2014 г. пребывают в состоянии организационной реструктуризации, которую предполагается завершить в текущем 2018 г.

Важнейшая часть новой структуры – это командование сухопутных сил (Commandement des Forces Terrestres) дислоцирующееся в г. Лилль (Lille). Наряду со штаб-квартирой корпуса быстрого развертывания (Corps de Réaction Rapide, г. Лилль) ему подчинены специализированные командования (Commandements Spécialisés) сил разведки, связи, логистики и ремонта. Кроме того, командованию СВ подчиняются две смешанные дивизии, имеющие в своем составе по три бригады и части дивизионного подчинения. Штабы новых соединений в гг. Безансон (Besançon) и Марсель (Marseille) заменили дислоцировавшиеся там ранее органы военного управления.

Сухопутные войска Франции. Эмблема.

В ходе реструктуризации из ранее существовавших восьми бригад – две расформированы. Образованы шесть укрупненных бригад по пять батальонов, а также от двух до трех батальонов боевой поддержки в каждой.

(Примечание. В этом контексте в СВ Франции обычно говорят о полках. Фактически же, по оценкам западных военных экспертов, подавляющее большинство этих подразделений соответствуют укрупненным батальонам с 1000 и более чел. личного состава).

Новые организационные структуры должны дополняться французскими частями германо-французской бригады, а также подразделениями Иностранного легиона, отрядом армейской авиации, учебными и другими подразделениями.

Акты террора 2015 г. привели к росту численности доступных для проведения операций сил СВ с 66 до 77 тыс. чел. Из них только 47 тыс. чел. находятся в обоих дивизиях. Помимо прочего, образованы 33 дополнительные роты в пехотных, танковых и инженерно-саперных батальонах.

Теракты в Париже

В итоге, считается, что проект «Скорпион» укрепил структуру СВ Франции, а также улучшил их реакцию и устойчивость. Последняя версия программы на период 2019-2025 гг. получила статус закона (Loi de Programmation Militaire, LPM, рус. – Закон о планировании направлений политики обороны на ближайшие годы). Документ определил перспективы дополнительного увеличения и ускорения текущих и запланированных закупок вооружения и военной техники.

Улучшение материально-технической базы СВ

Название проекта «SCORPION» (Synergie du Contact Renforcée par la Polyvalence et l’Infovalorisation, рус. – синергия контакта усиливается универсальностью и информационной оптимизацией) указывает на фактические цели проекта. Они основаны на описанных мерах реструктуризации и направлены на материально-техническую базу СВ Франции.

В дополнение к обновлению парка техники СВ предусматривается обеспечить универсальность и быстроту обмена информацией между вновь приобретенными или модернизированными боевыми транспортными средствами (

Infovalorization). В результате должна быть создана система коммуникации для широкого спектра задач, использующая высокомобильную и глобально применимую архитектуру C4ISR.

Новая бронетехника

Бронированная машина «Грифон»

Самой масштабной закупкой в рамках проекта «Скорпион» объявлено приобретение колесной 6х6 многоцелевой бронированной машины (БМ) VBMR (Véhicule BlindéMulti-Rôles) под обозначением «Грифон» (Griffon). В долгосрочной перспективе общий объем закупок этой модели должен составить 1 872 ед.

Бронированная машина «Грифон»

Производитель нового транспортного средства – консорциум в составе французских оборонных предприятий «Некстер» (Nexter) и «Рено Трак Дефенс» (Renault Trucks Defense) и «Талес» (Thales). «Грифон» планируется изготавливать в пяти основных вариантах. Конфигурации командирской машины и транспортера для личного состава намечается дополнить медико-санитарной и ремонтно-восстановительной машинами, а  также машиной артиллерийской разведки.

Согласно закону LPM, поставка первых 936 ед. бронетехники завершится к 2025 г. Парк «Грифонов» дополняется меньшим колесным 4×4 БТР VBMR Léger. Первоначально, в период до 2025 г., намечено приобрести 489 ед. этой модели. В дальнейшем, до конца 2030 г., общее количество данного БТР планируется довести до 978 машин.

БРБМ «Ягуар»

Проект «Скорпион» также предусматривает поставку для СВ Франции в общей сложности 300 ед. БРБМ «Ягуар»  (Engin Blindé de Reconnaissanceet the Combat, EBRC, рус. –  боевая разведывательная бронированная машина).

БРБМ «Ягуар»

Модель с колесной формулой 6×6 оснащена 40 мм скорострельной автоматической пушкой CTAS (Cased Telescoped Armament System, рус. –  телескопическая система вооружения) и двумя ПУ ПТУР типа MMP (

Missile Moyenne Portée). Боекомплект одной ПУ – две ракеты. Сообщается, что «Ягуары» заменят устаревшую бронетехнику моделей AMX-10RCR, ERC-90 Sagaie и противотанковый вариант VAB с ПТУР «Хот».

Если поступление многоцелевых «Грифонов» ожидается с 2018 г., то первые «Ягуары» прибудут в войсках к 2020 г. Согласно LPM, до 2025 г. армии первоначально будет передано 150 машин, а до 2030 г. включительно — 300.

Дизайн «Грифона» и «Ягуара» предусматривает использование, где это возможно, одинаковых конструктивных компонентов. По замыслу изготовителей, это облегчит обеспечение запасными частями и позволит экономить на ремонте.

Основной боевой танк «Леклер»

Другим важным элементов повышения боевых возможностей СВ Франции в рамках проекта «Скорпион» является модернизация 200 ОБТ AMX-56 «Леклер». Эту часть программы намечено провести в промежуток между 2020 и 2028 гг., затратив общую сумму в размере 330 млн. евро.

ОБТ AMX-56 «Леклер»

Проект «Скорпион» как мегасистема

Важнейшей составляющей проекта должна стать внедряемая боевая информационной системы SICS (Système d’Informationet the Communication Scorpion). Относительно ее возможностей сообщается, что SICS «объединит совместно действующие боевые машины в высокоэффективную сеть, что позволит создать совершенно новые оперативные возможности» для сухопутных войск.

В целом, согласно оценкам специалистов, проект «Скорпион» образует систему систем (мегасистему), в которой около 70 процентов всех используемых на боевой технике инженерных решений полностью или в значительной степени идентичны. Подобные инновации имеют особое значение для СВ, которые в ходе операций обычно действуют в составе общевойсковых тактических групп (Groupements Tactiques Interarmes, GTIA). Успех групп, в свою очередь, основывается на тесной координации и применении различных систем поражения.

Тактические последствия

При обычных условиях такая группа состоит из одной (легкой) танковой роты и от двух до трех пехотных рот (или наоборот). В качестве средства  усиления им придаются инженерно-саперная рота и другие дополнительные силы. В результате формируется подразделение, пригодное к самостоятельным действиям и превосходящее по численности батальон.

Согласно публикациям, первая GTIA SCORPION должна быть сформирована и готова к оперативным действия в 2021 г. (на начальном этапе под использование AMX-10 RCR). Первая бригада, отвечающая требованиям проекта «Скорпион» появится в составе СВ Франции в 2023 г. Следующая – в 2025 г.

В качестве воинской части для тестирования новых технологий в составе сухопутных войск недавно реанимирован 5 драгунский полк в Майле-ле-камп (Mailly-le-camp). Организационно полк состоит из трех танковых, двух пехотных и одной разведывательной рот, а также сил артиллерийской разведки и инженерно-саперного  подразделения. Общая численностью полка – 1100 чел.

Парк боевой техники включает широкий модельный ряд: танк AMX-56 «Леклер»,  колесная 8×8 БМП VBCI, БТР VAB в различных вариантах и легкий (4×4) бронеавтомобиль VBL. Ожидается, что первые боевые машины моделей «Грифон» и «Ягуар» пополнят парк полка в 2018 или 2020 гг. В качестве экспериментальной части в будущем полк станет базой для разработки и практической адаптации тактических основ концепции «Скорпион».

Интернационализация

Между тем, проект «Скорпион» вышел за границы Франции. Сообщается о вступлении в программу Бельгии, которая за 1,1 млрд. евро заказала 417 «Грифонов» и 60 «Ягуаров». В период между 2025 и 2030 гг. новая техника, вероятно, заменит используемые СВ Бельгиии 8×8 БТР Piranha III C, 4×4 бронеавтомобиль Dingo 2 и  разведывательную 6×6 БМ Pandur I. По оценкам министерства обороны Бельгии, в результате тесные стратегические партнерские отношения между ВС двух стран только углубятся.

БТР Piranha III C

Франция также ожидает возможных заказов из других стран НАТО или других частей мира. Однако, по мнению ряда специалистов, проект «Скорпион» для целей военного сотрудничества интегрировать достаточно сложно, поскольку он в большей степени учитывает потребности французской обороны. В частности, его использование в интересах заключенного в конце 2017 г. 25 странами ЕС соглашения о постоянном  структурированном сотрудничестве PESCO (Permanent Structured Cooperation) отклонено.

Критика программы

С самого начала проект «Скорпион» является предметом яростной критики как со стороны командования СВ Франции, так и заинтересованной общественности. Дискуссия  регулярно возобновляется из-за низких количественных показателей поставляемых образцов новой боевой техники. Так, в конечном итоге, всего 300 БРБМ «Ягуар»  заменят парк из бывших (по состоянию на 2014г.) 256 AMX-10 RCR, 110 ERC-90 Sagaie и 140 VAB HOT.

В этой связи отдельные критики указывают на ложность выбранного пути развития. По их мнению,  использование требовательных к условиям эксплуатации и, возможно, восприимчивых к ошибкам новых технологий в ходе операций в Африке является не верным. Вместо этого, продуктивнее было бы приобрести простые и выносливые транспортных средств, количество которых из-за более низких издержек могло бы быть большим.

Вооруженность

Некоторые критики считают БРБМ «Ягуар» с ее 40 мм скорострельной пушкой CTAS хуже вооруженной для дуэльного боя, чем ее предшественники ERC-90 Sagaie (основная пушка 90 мм) и AMX-10 RCR (основная пушка 105 мм).

Пушка CTAS

Сторонники же  «Ягуаров» отмечают, что, во-первых, в ходе возможных миссий в Африке «Ягуар» вряд ли встретится с тяжелым танком. Кроме того, скорострельность его пушки CTAS достигает 168 выстрелов в минуту, а снаряд имеет высокую проникающую способность. Бронебойные боеприпасы типа APFSDS-T с близкого расстояния пробивают армированную сталь толщиной 175 мм (на дистанции 3000 м — 125 мм). Многоцелевые боеприпасы с ударным взрывателем позволяют проникать через 210 мм железобетона. К этому добавляются ПТУР MMP, с помощью которых «Ягуар» сможет поражать бронетехнику с главным оружием большего калибра.

Ограниченная аэромобильность

Сторонники проекта «Скорпион» отмечают, что «Грифон» и «Ягуар» предлагают экипажам лучшую защиту, чем их предшественники. Однако, как следствие новые модели имеют более высокий рабочий вес, что ограничивает их пригодность к воздушным переброскам. Так, БРБМ «Ягуар» вести 25 т напротив 14,5 т (AMX-10 RCR) и 8,3 т (ERC-90 Sagaie) ее предшественников. Боевая машина «Грифон» с 24,5 т также значительно тяжелее, чем БТР VAB (в зависимости от варианта от 13 до 16 т). Вес  БТР VBMR Léger ожидается в диапазоне от 10 до 12 т.

Военно-транспортный самолет A400M

Таким образом, проект «Скорпион» выдвигает новые требования перед стратегическим и тактическим воздушным транспортом ВВС Франции. В частности, максимальная полезная нагрузка все еще используемого французскими ВВС самолета C-160F «Трансал» всего 16 т. Ее достаточно для перевозки одной БРМ ERC-90 Sagaie, но не хватит для «Ягуара». С другой стороны, поступающий на вооружение от «Airbus» самолет A400M имеет максимальную полезную нагрузку 37 т, что делает его гораздо более совместимыми с парком проекта «Скорпион».

Кроме того, сторонники проекта отмечают, что в Африке ВС Франции располагают рядом стратегических баз, которые могут служить передовыми складами. Помимо этого, в рамках операции «Щиток» (Corymbe) в Гвинейский залив регулярно прибывают и могут осуществлять транспортировку боевой техники многоцелевые боевые корабли типа «Мистраль».

Вертолетоносец «Мистраль»

Последовательность реализации

С поставки первой БМ «Грифон» в 2018 г. проект «Скорпион» должен инициировать обновление бронетехники СВ Франции. Вторая фаза проекта, начиная с 2023 г., наряду с поставками «Грифонов», «Ягуаров» и VBMR Léger даст старт модернизации 629 ед. БМП VBCI. Модернизация в первую очередь подразумевает  оснащение БМП системой боевого управления SICS для гарантированной совместимости с парком проекта «Скорпион». Дополнительно планируется модернизация  и интеграция в архитектуру «Скорпиона» около 18 500 комплектов боевой экипировки пехотинца  FÉLIN (Fantassin à équipement et liaisons integrées).

Стоимость всей программы закупок и модернизации за 12 лет составит около 8 млрд. евро, из которых, как сообщается, только 6 млрд. евро считаются гарантированно обеспеченными. На этом фоне фундаментальное увеличение расходов на оборону кажется неизбежным, поскольку другие виды вооруженных сил Франции также ожидают реализации крупных проектов закупок.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта «ИнВоен Info»!

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Email*

Подписаться

Эксперты отмечают, что для Франции решение руководства НАТО о повышении оборонных расходов в среднесрочной перспективе до двух процентов ВВП остается актуальным. После сорных сокращений в 2017 г. этот показатель достиг 1,78 процента. Оборонные расходы текущего 2018 г. в сравнении с предыдущим годом  увеличены почти на два млрд. евро и в сумме достигнут почти 34,2 млрд. евро. Согласно LPM путем постепенного увеличения цель в два процента ВВП должна быть достигнута к 2025 г.

В этой связи, проект «Скорпион» рассматривается некоторыми аналитиками, как проверочный маркер серьезности намерений французского правительства поставить в среднесрочной перспективе обороноспособность страны на стабильный фундамент.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

invoen.ru

Сухопутные войска  Франции — проект «Скорпион»

Проект «Скорпион» (SCORPION) — программа, благодаря которой сухопутные войска (СВ) Франции, начиная с 2014 г., пребывают в состоянии реформирования. В среднесрочной перспективе проект призван подготовить части СВ к растущему спектру задач и различным сценариям угроз. Наряду с формированием новых организационных структур программа включает радикальное обновление и модернизацию материальной базы французской армии.

Проект «Скорпион». Эмблема.

Общая картина

Подобно большинству сухопутных войск европейских стран НАТО после окончания холодной войны СВ Франции также болезненно переживали всеобщую экономию. Помимо прореживания личного состава она сопровождалась сокращениями закупок и задержками в поставках новой боевой техники. В результате все еще многочисленный парк французской военной техники произведен 1980-х гг. и, как правило, значительно старше военнослужащих, которые ее обслуживают. Сокращение в период между 1990 и 2017 гг. численности армии с 288 тыс. до 112,5 тыс. чел. — частично из-за отказа в 2001 г. от обязательной военной службы — дополнительно усугубило проблемы.

Вместе с тем, осознание необходимости надежной обороны за последние годы во Франции значительно усилилось. Не в последнюю очередь это произошло из-за заметно возросшей угрозы террора в собственной стране. По оценкам аналитиков, данная тенденция будет нарастать, благодаря все более угрожающей активности России и самой Франции в Передней Азии и, особенно, в Африке.

Франция в Африке

Там в нескольких государствах против исламистских террористов только в рамках операции «Бархан» действуют 4 тыс. французских военнослужащих. До сегодняшнего дня ВС Франции поддерживают несколько общевойсковых баз в разных частях континента, а именно: Сенегал, Кот-д’Ивуар и Джибути. К ним добавляются базы на французских заморских территориях: Майотта, Реюньон, Французская Гвиана и Новая Каледония. В ряде регионов мира Франция играет стратегическую роль, которую хотела бы сохранить и в будущем.

Упадок материального обеспечения СВ Франции

Военные специалисты отмечают сильное устаревание военной техники Франции. В частности, хотя СВ страны и получили в последние годы ударные вертолеты «Тигр», БМП VBCI (колесная формула – 8х8) и  артиллерийскую систему CAESAR (6х6), большая часть армейского парка требует срочной замены.

Это касается, прежде всего, колесного БТР VAB (4×4) с его более 30 вариантами конфигурации, разведывательных машин AMX-10 RCR (6×6) и ERC-90 Sagaie. Относительно последней, из 248 единиц, по состоянию на 1 июля 2017 г., имелось пригодными к эксплуатации только 80. Средний возраст БТР VAB составляет 33 года. При этом, из около 2 600 ед. парка этой модели отдельные транспортные средства старше 40 лет.

Образцы бронетехники СВ Франции. Слева направо: БТР VAB (4×4) и разведывательные машины AMX-10 RCR (6×6) и ERC-90 Sagaie

Из-за повышенного износа многочисленные операции французских СВ в последние десятилетия дополнительно обременяются материальной ситуацией. VAB, AMX10 RCR и ERG-90 Sagaie образовали и образовывают, благодаря их аэромобильности и высокой подвижности, костяк оперативных сил. Вместе с тем, немногие машины переносят  сложные климатические и топографические условия боевого применения в Африке, когда еженедельный пробег достигает годового показателя для техники того же типа, базирующейся на родине.

Как отмечают специалисты, неудивительно, что часть армейского парка транспортных средств зачастую не пригодна к эксплуатации. Господствует нехватка запасных частей. Так, в 2016 г. только 44 процента всех колесных БТР VAB были боеготовы, процент AMX-10 RCR чуть выше – 48 процента (годом ранее – 55 процентов).

Проект «Скопион» (SCORPION), согласно общему замыслу, призван устранить перечисленные проблемы материально-технического обеспечения, одновременно интегрируя почти завершенную реформу структуры СВ и увеличение численности личного состава.

Проект «Скорпион» и новые организационные структуры СВ

Начало работ над концепцией проекта относится к 2000 г. Сухопутные войска  Франции с 2014 г. пребывают в состоянии организационной реструктуризации, которую предполагается завершить в текущем 2018 г.

Важнейшая часть новой структуры – это командование сухопутных сил (Commandement des Forces Terrestres) дислоцирующееся в г. Лилль (Lille). Наряду со штаб-квартирой корпуса быстрого развертывания (Corps de Réaction Rapide, г. Лилль) ему подчинены специализированные командования (Commandements Spécialisés) сил разведки, связи, логистики и ремонта. Кроме того, командованию СВ подчиняются две смешанные дивизии, имеющие в своем составе по три бригады и части дивизионного подчинения. Штабы новых соединений в гг. Безансон (Besançon) и Марсель (Marseille) заменили дислоцировавшиеся там ранее органы военного управления.

Сухопутные войска Франции. Эмблема.

В ходе реструктуризации из ранее существовавших восьми бригад – две расформированы. Образованы шесть укрупненных бригад по пять батальонов, а также от двух до трех батальонов боевой поддержки в каждой.

(Примечание. В этом контексте в СВ Франции обычно говорят о полках. Фактически же, по оценкам западных военных экспертов, подавляющее большинство этих подразделений соответствуют укрупненным батальонам с 1000 и более чел. личного состава).

Новые организационные структуры должны дополняться французскими частями германо-французской бригады, а также подразделениями Иностранного легиона, отрядом армейской авиации, учебными и другими подразделениями.

Акты террора 2015 г. привели к росту численности доступных для проведения операций сил СВ с 66 до 77 тыс. чел. Из них только 47 тыс. чел. находятся в обоих дивизиях. Помимо прочего, образованы 33 дополнительные роты в пехотных, танковых и инженерно-саперных батальонах.

Теракты в Париже

В итоге, считается, что проект «Скорпион» укрепил структуру СВ Франции, а также улучшил их реакцию и устойчивость. Последняя версия программы на период 2019-2025 гг. получила статус закона (Loi de Programmation Militaire, LPM, рус. – Закон о планировании направлений политики обороны на ближайшие годы). Документ определил перспективы дополнительного увеличения и ускорения текущих и запланированных закупок вооружения и военной техники.

Улучшение материально-технической базы СВ

Название проекта «SCORPION» (Synergie du Contact Renforcée par la Polyvalence et l’Infovalorisation, рус. – синергия контакта усиливается универсальностью и информационной оптимизацией) указывает на фактические цели проекта. Они основаны на описанных мерах реструктуризации и направлены на материально-техническую базу СВ Франции.

В дополнение к обновлению парка техники СВ предусматривается обеспечить универсальность и быстроту обмена информацией между вновь приобретенными или модернизированными боевыми транспортными средствами (Infovalorization). В результате должна быть создана система коммуникации для широкого спектра задач, использующая высокомобильную и глобально применимую архитектуру C4ISR.

Новая бронетехника

Бронированная машина «Грифон»

Самой масштабной закупкой в рамках проекта «Скорпион» объявлено приобретение колесной 6х6 многоцелевой бронированной машины (БМ) VBMR (Véhicule BlindéMulti-Rôles) под обозначением «Грифон» (Griffon). В долгосрочной перспективе общий объем закупок этой модели должен составить 1 872 ед.

Бронированная машина «Грифон»

Производитель нового транспортного средства – консорциум в составе французских оборонных предприятий «Некстер» (Nexter) и «Рено Трак Дефенс» (Renault Trucks Defense) и «Талес» (Thales). «Грифон» планируется изготавливать в пяти основных вариантах. Конфигурации командирской машины и транспортера для личного состава намечается дополнить медико-санитарной и ремонтно-восстановительной машинами, а  также машиной артиллерийской разведки.

Согласно закону LPM, поставка первых 936 ед. бронетехники завершится к 2025 г. Парк «Грифонов» дополняется меньшим колесным 4×4 БТР VBMR Léger. Первоначально, в период до 2025 г., намечено приобрести 489 ед. этой модели. В дальнейшем, до конца 2030 г., общее количество данного БТР планируется довести до 978 машин.

БРБМ «Ягуар»

Проект «Скорпион» также предусматривает поставку для СВ Франции в общей сложности 300 ед. БРБМ «Ягуар»  (Engin Blindé de Reconnaissanceet the Combat, EBRC, рус. –  боевая разведывательная бронированная машина).

БРБМ «Ягуар»

Модель с колесной формулой 6×6 оснащена 40 мм скорострельной автоматической пушкой CTAS (Cased Telescoped Armament System, рус. –  телескопическая система вооружения) и двумя ПУ ПТУР типа MMP (Missile Moyenne Portée). Боекомплект одной ПУ – две ракеты. Сообщается, что «Ягуары» заменят устаревшую бронетехнику моделей AMX-10RCR, ERC-90 Sagaie и противотанковый вариант VAB с ПТУР «Хот».

Если поступление многоцелевых «Грифонов» ожидается с 2018 г., то первые «Ягуары» прибудут в войсках к 2020 г. Согласно LPM, до 2025 г. армии первоначально будет передано 150 машин, а до 2030 г. включительно — 300.

Дизайн «Грифона» и «Ягуара» предусматривает использование, где это возможно, одинаковых конструктивных компонентов. По замыслу изготовителей, это облегчит обеспечение запасными частями и позволит экономить на ремонте.

Основной боевой танк «Леклер»

Другим важным элементов повышения боевых возможностей СВ Франции в рамках проекта «Скорпион» является модернизация 200 ОБТ AMX-56 «Леклер». Эту часть программы намечено провести в промежуток между 2020 и 2028 гг., затратив общую сумму в размере 330 млн. евро.

ОБТ AMX-56 «Леклер»

Проект «Скорпион» как мегасистема

Важнейшей составляющей проекта должна стать внедряемая боевая информационной системы SICS (Système d’Informationet the Communication Scorpion). Относительно ее возможностей сообщается, что SICS «объединит совместно действующие боевые машины в высокоэффективную сеть, что позволит создать совершенно новые оперативные возможности» для сухопутных войск.

В целом, согласно оценкам специалистов, проект «Скорпион» образует систему систем (мегасистему), в которой около 70 процентов всех используемых на боевой технике инженерных решений полностью или в значительной степени идентичны. Подобные инновации имеют особое значение для СВ, которые в ходе операций обычно действуют в составе общевойсковых тактических групп (Groupements Tactiques Interarmes, GTIA). Успех групп, в свою очередь, основывается на тесной координации и применении различных систем поражения.

Тактические последствия

При обычных условиях такая группа состоит из одной (легкой) танковой роты и от двух до трех пехотных рот (или наоборот). В качестве средства  усиления им придаются инженерно-саперная рота и другие дополнительные силы. В результате формируется подразделение, пригодное к самостоятельным действиям и превосходящее по численности батальон.

Согласно публикациям, первая GTIA SCORPION должна быть сформирована и готова к оперативным действия в 2021 г. (на начальном этапе под использование AMX-10 RCR). Первая бригада, отвечающая требованиям проекта «Скорпион» появится в составе СВ Франции в 2023 г. Следующая – в 2025 г.

В качестве воинской части для тестирования новых технологий в составе сухопутных войск недавно реанимирован 5 драгунский полк в Майле-ле-камп (Mailly-le-camp). Организационно полк состоит из трех танковых, двух пехотных и одной разведывательной рот, а также сил артиллерийской разведки и инженерно-саперного  подразделения. Общая численностью полка – 1100 чел.

Парк боевой техники включает широкий модельный ряд: танк AMX-56 «Леклер»,  колесная 8×8 БМП VBCI, БТР VAB в различных вариантах и легкий (4×4) бронеавтомобиль VBL. Ожидается, что первые боевые машины моделей «Грифон» и «Ягуар» пополнят парк полка в 2018 или 2020 гг. В качестве экспериментальной части в будущем полк станет базой для разработки и практической адаптации тактических основ концепции «Скорпион».

Интернационализация

Между тем, проект «Скорпион» вышел за границы Франции. Сообщается о вступлении в программу Бельгии, которая за 1,1 млрд. евро заказала 417 «Грифонов» и 60 «Ягуаров». В период между 2025 и 2030 гг. новая техника, вероятно, заменит используемые СВ Бельгиии 8×8 БТР Piranha III C, 4×4 бронеавтомобиль Dingo 2 и  разведывательную 6×6 БМ Pandur I. По оценкам министерства обороны Бельгии, в результате тесные стратегические партнерские отношения между ВС двух стран только углубятся.

БТР Piranha III C

Франция также ожидает возможных заказов из других стран НАТО или других частей мира. Однако, по мнению ряда специалистов, проект «Скорпион» для целей военного сотрудничества интегрировать достаточно сложно, поскольку он в большей степени учитывает потребности французской обороны. В частности, его использование в интересах заключенного в конце 2017 г. 25 странами ЕС соглашения о постоянном  структурированном сотрудничестве PESCO (Permanent Structured Cooperation) отклонено.

Критика программы

С самого начала проект «Скорпион» является предметом яростной критики как со стороны командования СВ Франции, так и заинтересованной общественности. Дискуссия  регулярно возобновляется из-за низких количественных показателей поставляемых образцов новой боевой техники. Так, в конечном итоге, всего 300 БРБМ «Ягуар»  заменят парк из бывших (по состоянию на 2014г.) 256 AMX-10 RCR, 110 ERC-90 Sagaie и 140 VAB HOT.

В этой связи отдельные критики указывают на ложность выбранного пути развития. По их мнению,  использование требовательных к условиям эксплуатации и, возможно, восприимчивых к ошибкам новых технологий в ходе операций в Африке является не верным. Вместо этого, продуктивнее было бы приобрести простые и выносливые транспортных средств, количество которых из-за более низких издержек могло бы быть большим.

Вооруженность

Некоторые критики считают БРБМ «Ягуар» с ее 40 мм скорострельной пушкой CTAS хуже вооруженной для дуэльного боя, чем ее предшественники ERC-90 Sagaie (основная пушка 90 мм) и AMX-10 RCR (основная пушка 105 мм).

Пушка CTAS

Сторонники же  «Ягуаров» отмечают, что, во-первых, в ходе возможных миссий в Африке «Ягуар» вряд ли встретится с тяжелым танком. Кроме того, скорострельность его пушки CTAS достигает 168 выстрелов в минуту, а снаряд имеет высокую проникающую способность. Бронебойные боеприпасы типа APFSDS-T с близкого расстояния пробивают армированную сталь толщиной 175 мм (на дистанции 3000 м — 125 мм). Многоцелевые боеприпасы с ударным взрывателем позволяют проникать через 210 мм железобетона. К этому добавляются ПТУР MMP, с помощью которых «Ягуар» сможет поражать бронетехнику с главным оружием большего калибра.

Ограниченная аэромобильность

Сторонники проекта «Скорпион» отмечают, что «Грифон» и «Ягуар» предлагают экипажам лучшую защиту, чем их предшественники. Однако, как следствие новые модели имеют более высокий рабочий вес, что ограничивает их пригодность к воздушным переброскам. Так, БРБМ «Ягуар» вести 25 т напротив 14,5 т (AMX-10 RCR) и 8,3 т (ERC-90 Sagaie) ее предшественников. Боевая машина «Грифон» с 24,5 т также значительно тяжелее, чем БТР VAB (в зависимости от варианта от 13 до 16 т). Вес  БТР VBMR Léger ожидается в диапазоне от 10 до 12 т.

Военно-транспортный самолет A400M

Таким образом, проект «Скорпион» выдвигает новые требования перед стратегическим и тактическим воздушным транспортом ВВС Франции. В частности, максимальная полезная нагрузка все еще используемого французскими ВВС самолета C-160F «Трансал» всего 16 т. Ее достаточно для перевозки одной БРМ ERC-90 Sagaie, но не хватит для «Ягуара». С другой стороны, поступающий на вооружение от «Airbus» самолет A400M имеет максимальную полезную нагрузку 37 т, что делает его гораздо более совместимыми с парком проекта «Скорпион».

Кроме того, сторонники проекта отмечают, что в Африке ВС Франции располагают рядом стратегических баз, которые могут служить передовыми складами. Помимо этого, в рамках операции «Щиток» (Corymbe) в Гвинейский залив регулярно прибывают и могут осуществлять транспортировку боевой техники многоцелевые боевые корабли типа «Мистраль».

Вертолетоносец «Мистраль»

Последовательность реализации

С поставки первой БМ «Грифон» в 2018 г. проект «Скорпион» должен инициировать обновление бронетехники СВ Франции. Вторая фаза проекта, начиная с 2023 г., наряду с поставками «Грифонов», «Ягуаров» и VBMR Léger даст старт модернизации 629 ед. БМП VBCI. Модернизация в первую очередь подразумевает  оснащение БМП системой боевого управления SICS для гарантированной совместимости с парком проекта «Скорпион». Дополнительно планируется модернизация  и интеграция в архитектуру «Скорпиона» около 18 500 комплектов боевой экипировки пехотинца  FÉLIN (Fantassin à équipement et liaisons integrées).

Стоимость всей программы закупок и модернизации за 12 лет составит около 8 млрд. евро, из которых, как сообщается, только 6 млрд. евро считаются гарантированно обеспеченными. На этом фоне фундаментальное увеличение расходов на оборону кажется неизбежным, поскольку другие виды вооруженных сил Франции также ожидают реализации крупных проектов закупок.

Нравится наш контент. Подпишитеcь на новые публикации сайта «ИнВоен Info»!

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных.

Email*

Подписаться

Эксперты отмечают, что для Франции решение руководства НАТО о повышении оборонных расходов в среднесрочной перспективе до двух процентов ВВП остается актуальным. После сорных сокращений в 2017 г. этот показатель достиг 1,78 процента. Оборонные расходы текущего 2018 г. в сравнении с предыдущим годом  увеличены почти на два млрд. евро и в сумме достигнут почти 34,2 млрд. евро. Согласно LPM путем постепенного увеличения цель в два процента ВВП должна быть достигнута к 2025 г.

В этой связи, проект «Скорпион» рассматривается некоторыми аналитиками, как проверочный маркер серьезности намерений французского правительства поставить в среднесрочной перспективе обороноспособность страны на стабильный фундамент.


По материалам журнала «Europäische Sicherheit &Technik»

invoen.ru

Автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легковой штурмовой бронированный фото

Автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легкий штурмовой бронированный фото, в конце прошлого года легкий штурмовой автомобиль «Скорпион» успешно завершил госиспытания и теперь, после устранения ряда несущественных, как говорят специалисты, замечаний, он готов встать на вооружение. И пока, как всегда «интернет-специалисты» ведут жаркие диспуты, а если быть точнее просто «срач» по поводу нужен ли нашей армии «Автомобиль скорпион 2м и ЛША Б» или не нужен. Встанет он на вооружение или не встанет? А тем временем первые 60 машин для армии уже заказаны. Их будут делать на заводе в подмосковном Фрязино. Там же, если будет спрос, обещают в скором времени наладить выпуск и гражданской версии «Скорпиона», а вот тут немного непонятно. Так как при наличии денюжек, между 2-мя и 3-мя млн. рубликов авто покупали, не испытывая проблем. Ну да ладно, посмотрим в чем различие между версиями.

скорпион легковой штурмовой бронированный ЛША Б и скорпион 2м версия с цельнометаллическим небронированным кузовом или брезентовым верхом на заднем плане

Новый автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легкий штурмовой бронированный фото, для российской армии разработала частная компания — корпорация «Защита»,  уже более 20 лет занимающаяся проектированием и производством специализированного и бронированного транспорта, а также «брониками»,»демократизаторами» и наручниками. Причем не только разработала, но уже даже выпустила первые опытные экземпляры целиком за свои собственные деньги. И только потом уже представила машины на суд военных: смотрите, испытывайте, решайте. Если нравится — покупайте. Готовы, мол, изготовить столько, сколько требуется родине… Кстати смотрим тут =>> бронеавтомобиль Булат СБА-60-К2 KAMA3 фото, так же разработан это корпорацией.
На самом деле именно так работают многие западные военные компании, но для нас такой подход пока еще в диковинку. Что характерно, использование большого числа импортных узлов, агрегатов и комплектующих. Что не совсем вяжется с требованиями военных и заявлениями правительства (теперь у нас все будет родное, отечественное и нам пофигу все санкции), при создании, внимание, это касается отечественной боевой техники.

Легковой штурмовой бронированный Скорпион ЛША Б фото

«Скорпион ЛША Б» это самая тяжелая, версия легкого штурмового автомобиля. Она обладает пятым классом защиты (держит пулю АК и винтовки), который при использовании дополнительных бронеэлементов можно увеличить до 6А (защищает от специальной утяжеленной пули патрона к винтовке СВД).

Автомобиль Скорпион ЛША Б легковой штурмовой бронированный фото после испытаний на соответствие заявленному пятому классу защиты

Она отличается от обычной машины бронированным кузовом-капсулой с модным нынче V-образным днищем, эффективно рассеивающем взрывную волну при наезде на мину. В процессе госприемки такой автомобиль выдерживал взрыв двухкилограммового заряда (в тротиловом эквиваленте) и условный экипаж внутри обитаемого отсека оставался целым и невредимым. Машина способна перенести и взрыв четырех килограмм тротила.

Машина после взрыва четырех килограмм тротила, бронированная капсула защитила людей, правда лишилась моторного отсека, подвески, колес и прочих элементов

Правда, при этом от нее мало что остается — только сама бронированная капсула, без моторного отсека, колес, подвесок и прочего. Но люди внутри все равно выживут!
Расплата за такую неуязвимость — солидный вес. Снаряженная масса броневика составляет более четырех тонн. Что же его тащит?

Под капотом польский четырехцилиндровый дизель Andoria

Чтырехцилиндровый турбодизель польской фирмы Andoria. При рабочем объеме 2,7 л он выдает 156 л.с. Это вам не старый армейский УАЗик с его 75-сильным моторчиком! Кстати, представители «Защиты» утверждают, что у них уже подписан договор с поляками на лицензионную сборку двигателей на территории России. Если сборка начнется (а все зависит только от количества заказанных армией машин), то мотор перестанет быть импортным! Как знаем 60 уже заказали, осталась узнать как отреагируют гражданские покупатели. Бронированный «Скорпион» ЛША Б пока что обут в импортные внедорожные шины с противопрокольными вставками. Возможно, со временем колеса тоже подберут отечественные. Все то же самое касается и корейских коробок передач, и редукторов, скорее всего Ssang Yong. Их тоже со временем планируют начать делать у нас, имеются в виду узлы. Аккумуляторы тут стоят танковые, нового образца.

Ssang Yong поставщик внедорожников для южнокорейской армии

Зачем, спросите, понадобилось столько всего иностранного? К сожалению еще далеко не все умеем делать сами. Перед конструкторами стояла задача сделать автомобиль, пригодный для эксплуатации не только в условиях тяжелого бездорожья, но и на дорогах общего пользования. Это значит, что машина должна быть достаточно мощной, динамичной, управляемой как обычный легковой автомобиль и при этом по-армейски крепкой и надежной. Требования во многом взаимоисключающие. Пришлось искать компромисс. Но в итоге на скорпионе 2м и ЛША Б легкий штурмовой бронированный фото, все же появилась независимая подвеска, дисковые тормоза и даже АБС.

Автомобиль скорпион ЛША Б фото

В обитаемом отсеке броневика может устанавливаться либо четыре либо шесть кресел для десантников. Для лучшей взрывозащищенности они крепятся не к полу, а к бортам машины. Это четырехместный вариант. Посередине салона укладки для боекомплекта и место пулеметчика. Сам пулемет («Корд» или КПВТ) устанавливается на крышу.
Коробка передач здесь пятиступенчатая, а «раздатка» с понижающим рядом и возможностью жесткого подключения переднего моста
Автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легкий штурмовой бронированный фото, интерьер только кажется спартанским, на самом деле он продуман до мелочей. Да и органов управления тут чуть ли не вдвое больше, чем на обычном автомобиле.

Варианты исполнения торпеды и приборки продуман до мелочей органов управления тут чуть ли не вдвое больше, чем на обычном автомобиле, необходимо учесть, что дизайн панели меняется, как и много го другого

На крыше броневика пред-усмотрены два люка. Передний (круглый) предназначен для установки пулемета. Задний (квадратный) — для аварийного десантирования экипажа.
Кое-кто из конструкторов до сих пор с сожалением говорит о том, что неразрезной задний мост был бы крепче редуктора с приводами, а барабанные тормоза в грязи работают куда лучше дисковых…

Автомобиль скорпион 2м, незащищенная версия автомобиля. По умолчанию она оснащается легким брезентовым верхом, натянутым поверх массивного каркаса безопасности. Возможен вариант и с цельнометаллическим небронированным кузовом. У легкой тентованной машины (так же как и у цельнометаллической) днище простое, взрывонезащищенное. Оно плоское, а не V-образное, как на броневиках.

И у легкой тентованной машины и цельнометаллической днище простое, взрывонезащищенное, плоское, а не V-образное, как на броневиках

Место водителя здесь практически такое же, как и в броневике. Отличия в деталях. Например, здесь более простой блок «климата» и вентиляции.

Немного про изменения, они коснулись даже стилизованной эмблемы корпорации

И десантный отсек здесь проще. Вместо подвешенных к стенкам кузова «противовзрывных» кресел — обычные лавки вдоль бортов.

скорпион легковой штурмовой бронированный ЛША Б и скорпион 2м версия с цельнометаллическим небронированным кузовом или брезентовым верхом

Пассажирский салон или десантный отсек называем кому как нравится, различия, фото немного староваты, а модернизация и улучшения происходят постоянно смотри сравнивай

Если для бронированной пятитонной машины мощность 156-сильного дизеля достаточна, то для вдвое более легкой тентованной версии она даже избыточна. Избавившись от более чем полутора тонн бронеэлементов, гражданская версия с дизельком прет буквально как танк. При подъеме по склону оврага автомобиль просто выпрыгивает в воздух!

Автомобиль скорпион 2м фото, прыжок в подъем

Различие характеристик смотри на схеме.

ТТХ автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легковой штурмовой бронированный

Получившейся машиной действительно не только легко и удобно, но еще и приятно управлять. За рулем «Скорпиона» невольно появляется опасное чувство вседозволенности. Автомобиль так легко и непринужденно преодолевает препятствия, что начинает казаться, будто преград для него не существует вовсе. Но это, конечно же, не так.

В дополнение к замкам установлены щеколды, дешево сердито и на века

На автомобиле 2 бака топлива, доступ к горловине бака аналогичен хаммеру через замок

Чудес не бывает. Севшую на брюхо в глубоком рыхлом снегу, вхолостую крутящую всеми четырьмя колесами, задача вытащить весьма нетривиальна. Вес то ого-го, но все же не 4 тонны как у броневика, а с 2,5-ми приходилось копаться каждому уважающему себя владельцу рамного внедорожника. Лебедка в помощь, если есть за что зацепиться. Да хотя бы за такую же машинку. Она вполне способна упереться колесами в снег и с помощью штатной, закрепленной под передним бампером лебедки вытащит застрявшую на ровное место. На капоте машины закреплены два стопорных «башмака», которые можно снять и подложить под колеса. Говорят, что это решение подсказали военные разведчики, которым уже довелось испытать автомобиль скорпион 2м и ЛША Б легкий штурмовой бронированный фото, в условиях, максимально приближенных к боевым. Это именно они настаивали на том, чтобы уходящие на задание машины были максимально автономны… Так же в планах создателей, изготовление арктической версии данного авто, способной работать в зоне экстремально низких температур.

toparmy.ru

Сухопутные войска получат бронеавтомобили «Скорпион» — Российская газета

На вооружение Сухопутных войск России поступят легкие штурмовые бронированные автомобили «Скорпион ЛША-2Б».

Как сообщил генеральный директор корпорации «Защита» Сергей Старун, в договоре с минобороны РФ на поставку опытно-промышленной партии речь идет о нескольких десятках армейских бронемашин. Глава предприятия также отметил, что в апреле этого года автомобили серии «Скорпион» были переданы в подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ.

По словам Старуна, на данный момент государственные испытания прошли «Скорпион ЛША-1» с открытым верхом, «Скорпион ЛША-2» с жестким металлическим верхом, а также бронированный автомобиль «Скорпион ЛША-2Б». Последний год назад был испытан в сложных климатических условиях.

— Летом прошлого года бронированный «Скорпион ЛША-2Б» в составе 15 перспективных образцов военной автомобильной техники успешно прошел испытания в жаропустынных, песчаных и горных районах в Астраханской области и в Кабардино-Балкарии. Общая протяженность маршрута при испытаниях составила примерно 4200 километров, — цитирует гендиректора «Защиты» агентство «Интерфакс-АВН».

Старун также добавил, что интерес к небронированным «Скорпионам» проявило министерство внутренних дел РФ.

Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т.д.

Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4х4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/час) и маневренность.

На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя» и т.д. Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД), а также конструкциями от подрыва мин.

rg.ru

Скорпионы для российской армии » Военное обозрение

Россия, вслед за зарубежными странами, такими как США, Франция и Германия, начала уделять большое внимание разработке легкой бронетехники. Скорпион-ЛТА и Скорпион-ЛША – новейшие образцы российских бронеавтомобилей. Отечественные броневики производства ЗАО Корпорация «Защита» по своим параметрам не отстают от лучших зарубежных аналогов.


Первое явление легкого тактического автомобиля Скорпион общественности произошло во время международного салона «Комплексная безопасность-2011». Планируется, что новинка сможет участвовать в контртеррористических и разведывательных операциях, патрулировании территорий, а также в сопровождении транспортных колонн на любых дорогах и при полном их отсутствии. Проходимость автомобиля на высшем уровне. Надежное прикрытие обеспечивают пулеметы «Корд» и КПВТ, а также гранатомет «Пламя».

При массе бронеавтомобиля в 4 тонны, предел его скорости – 130 км/ч, запас хода Скорпиона-ЛТА равен одной тысяче километров. Защита от пуль стрелкового оружия, установленная на автомобиле, приравнена к 6 классу ГОСТа, дополнительно установлены конструкции, защищающие от подрыва взрывных устройств в пределах 6 кг в тротиловом эквиваленте.

С легким штурмовым автомобилем Скорпион общество познакомилось еще в 2010 году. Эта бронемашина может использоваться для транспортировки восьми человек, перевозки грузов, эвакуации раненых, а также участвовать в специальных наземных операциях. Как и описанная выше модель, Скорпион-ЛША может быть носителем вооружения и использоваться в любую погоду на любых дорогах. В настоящее время испытание этого бронеавтомобиля проводятся по специальной программе Минобороны РФ, поскольку планируется, что в ближайшие месяцы легкие штурмовые автомобили поступят на вооружение.

Внешность новинок легкой бронетехники не слишком отличается от обычных внедорожников. Скрытое бронирование приводит к тому, что сторонний наблюдатель может вообще не отличить военную технику от обычного автомобиля. В то же время проводятся испытания и небронированной гражданской версии Скорпионов, которая может стать «разъездной» машиной командирского состава. Автомобили напичканы специальным оборудованием, в том числе устройствами видеослежения, навигации, устройствами радиоподавления взрывателей и другими. Такая начинка может сохранить жизнь водителю и пассажирам во многих ситуациях.

Технические характеристики Скорпион-ЛТА:
Длина, м – 5,19
Ширина, м – 2,15
Высота, м – 2,06
База, м – 3,023
Полная масса, кг – 5000
Снаряженная масса, кг – до 4300
Грузоподъемность, кг – до 1500
Экипаж, человек – 5
Тип двигателя – дизель

Крутящий момент, Н*м/об/мин – 705/1800
Объем двигателя – 6600
Мощность, л.с./об/мин – 280/3800
Максим. скорость – 130 км/ч Запас хода, км – 1000
Колесная формула – 4х4
Коробка передач – автоматическая, 6-ступенчатая
Тормоза передние, задние – дисковые
Подвеска передняя, задняя – независимая

Вооружение Скорпион-ЛТА:
Пулемет ПК калибра 7,62 мм
Поворотное кольцо для установки пулемета «Корд» калибра 12,7 мм
Гранатомет АГС – 17
Бойницы в стеклах
Комплектация Скорпион — ЛТА:
Система кондиционирования воздуха
Система принудительной вентиляции / удаления пороховых газов
Фильтровентиляционная установка
Средства связи
Системы видеонаблюдения
4-точечные ремни безопасности
3-точечные ригельные запоры дверей
Боевая информационно-управляющая система
Система спутниковой навигации glonass, gps
Лебедка
Полноразмерное запасное колесо
Система пожаротушения моторного отсека

topwar.ru

«Скорпион» укрепит французскую армию / Вооружения / Независимая газета

Испытание боевой бронированной машины VBCI.
Фото с сайта компании «Некстер»

«Сегодня мир стал более нестабильным и непредсказуемым». Этот тезис, использованный авторами «Белой книги по обороне и безопасности» Франции, после событий последних лет в Афганистане, Ираке и теперь уже в Южной Осетии не видится таким уж далеким от истины. Нелогичны, противоречивы и крайне непредсказуемы даже действия «главной демократии мира» – Соединенных Штатов, бросающих своих солдат «для борьбы с террористами» за многие тысячи километров от Североамериканского континента, в результате чего, однако, проявления экстремизма все чаще отмечаются едва ли не во всех частях планеты.

НОВЫЕ УГРОЗЫ

В подобной обстановке французское военно-политическое руководство решило, что основным гарантом национальной безопасности и территориальной целостности страны могут быть лишь ее вооруженные силы. Особенно с учетом того, что, по прогнозам Парижа, к 2025 году Пятая республика окажется в зоне досягаемости баллистических ракет, разрабатываемых в так называемых «новых центрах силы».

А ведь есть еще и активизировавшая в последнее время свою деятельность международная террористическая сеть, спонсируемая определенными радикальными кругами в исламском мире и направленная в первую очередь, по мнению Парижа, против всей Европы и Франции в том числе. На повестке дня встали и новые, нетрадиционные, риски и угрозы: кибертерроризм, угрозы здоровью населения и природе, вызванные нарушением функционирования биосферы планеты и пр.

Как ни крути, а французский солдат – это единственная реальная сила, на которую могут положиться граждане.

«ТЕХНОВОИНЫ» ПЯТОЙ РЕСПУБЛИКИ

Однако сегодня для эффективного решения возложенных на него задач солдату уже недостаточно иметь хороший, безотказный автомат и надежные средства индивидуальной бронезащиты. Век высоких технологий неизбежно накладывает свой отпечаток и на армию.

Париж в этом вопросе сделал ставку на новую программу комплексного перевооружения французских сухопутных войск, получившую обозначение «Скорпион». Ее совокупный бюджет, уже утвержденный на всех уровнях в соответствии с требованиями национального законодательства, достигает 10 млрд. евро, а первые реальные, твердые, контракты с компаниями на поставки вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) будут заключены не далее как в начале 2009 года.

Рассчитанная на период до 2025 года программа предусматривает кардинальное повышение боевого потенциала соединений и подразделений французских сухопутных войск за счет оснащения их перспективными системами C4I (командование, управление, связь, компьютеры и разведка), а также стрелковым и ракетным оружием, бронетанковой и артиллерийской техникой, беспилотными летательными аппаратами и наземными роботизированными комплексами. Кроме того, будет производиться модернизация уже принятых на вооружение соединений, частей и подразделений образцов ВВСТ.

Если говорить обобщенно, то французская программа «Скорпион» является аналогом американской программы «Перспективные боевые системы» (Future Combat Systems или FCS) и британской – «Перспективные системы быстрого реагирования» (Future Rapid Effects Systems или FRES). В общей сложности в рамках «Скорпиона» планируется оснастить и вооружить новыми образцами ВВСТ и иного снаряжения восемь межвидовых бригад численностью по 5–6 тыс. человек каждая и имеющих в своем составе достаточно крупные авиационную и артиллерийскую компоненты. Причем, как отметил в одном из интервью исполнительный директор Генеральной делегации по вооружениям французского Минобороны (DGA – агентство военного ведомства Франции, отвечающее за НИОКР и поставки ВВСТ национальным вооруженным силам) по программе «Скорпион» полковник Жером Перри, в ходе ее планирования и практической реализации «учитывались и будут учитываться наработки и опыт, полученный коллегами в ходе реализации своих программ FCS и FRES». Не исключается и возможность более активного участия в «Скорпионе» крупных американских военно-промышленных корпораций, уже занятых в аналогичной программе Соединенных Штатов.

Основные же претенденты на получение подрядов по французской программе – это национальные или общеевропейские компании: EADS, MBDA, «Некстер» (бывшая GIAT Industries), «Сажем» и «Талес». Хотя, как подчеркнул полковник Перри, такие известные европейские корпорации, как BAE Systems, «Рейнметалл» и SAAB, отказались принять участие в программе «Скорпион».

Одной из приоритетных задач разработчиков программы, по словам полковника Жерома Перри, является «достижение более высокого, чем сейчас, уровня интеграции в оперативном отношении – с тем, чтобы могли проводить комбинированные операции на любом уровне, до бригады включительно, с использованием авиации и артиллерии». Но выполнение такой задачи требует реализации значительного по размаху комплекса мероприятий, что может вызвать, по оценкам экспертов, определенные трудности. Например, одновременное внедрение систем связи и информационных систем на различных уровнях, с одной стороны, в конечном итоге приведет к росту боевого потенциала сухопутных войск, но, с другой – потребует в процессе практической реализации напряжения всех сил.

Амбициозность программы «Скорпион» можно оценить по списку основных проектов (подпрограмм), намеченных к реализации в ее рамках:

– новые типы тактических ракет малой, средней и большой дальности – в рамках совместной франко-британской программы по созданию многоцелевых боевых ракет семейства MRCM;

– современные средства связи и управления, а также перспективные информационные системы;

– капитальная модернизация основных боевых танков (ОБТ) «Леклерк»;

– закупка 2600 бронетранспортеров нового образца, призванных заменить боевые бронированные машины (ББМ) семейства VAB;

– поставка в войска 300 боевых разведывательно-дозорных машин нового поколения EBRC – для замены стоящих сегодня на вооружении машин AMX-10RC и Panhard ERC-90.

Особый интерес представляет первый пункт – о ракетах малой, средней и большой дальности, разрабатываемых на единой базе. Изначально программа по созданию многоцелевых боевых ракет семейства MRCM являлась трехсторонним проектом, получившим обозначение программы по созданию «Европейской модульной ракеты» (ЕММ), но в конце 2007 года из нее вышел третий участник – Швеция.

Согласно утвержденному откорректированному плану, начиная с 2015 года вооруженные силы участвующих в проекте стран начнут получать целые семейства управляемых боеприпасов для уничтожения наземных целей различного типа, имеющих так называемую «открытую архитектуру» и обладающих способностью к определенной трансформации – в зависимости от складывающейся тактической обстановки. Главный подрядчик по программе – компания MBDA.

Необходимо также отметить, что в программу был включен и целый ряд проектов, уже осуществлявшихся к моменту старта «Скорпиона». Среди них, например, создание компаниями «Талес», «Некстер» и «Сажем» демонстратора технологий – интегрированной системы класса «воздух–поверхность», получившей обозначение ВОА. А французская компания Bertin Technologies будет дорабатывать, теперь уже в интересах французских сухопутных войск, свой беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки «Хоувер-Ай» (Hover Eye), имеющий взлетную массу всего 9 фунтов (4,086 кг) и предназначенный для ведения разведки и наблюдения в ходе боевых операций в населенных пунктах. Компания работает над проектом уже пять лет и недавно представила пять прототипов нового БПЛА, способных совершать полет в автономном режиме, с огибанием препятствий и возможностью «зависать» над объектом при скорости ветра до 35 км/час.

Отдельного упоминания заслуживают армейские роботизированные комплексы, создаваемые инженерами французской компании ЕСА. Данная подпрограмма финансируется Генеральной делегацией по вооружениям и предусматривает создание трех автоматизированных (полуавтоматических) роботизированных боевых платформ для ведения боя в городских условиях. Хотя, по мнению полковника Жерома Перри, один из роботов – мощная огневая система дальнего действия – вероятнее всего будет исключен из программы «Скорпион», а его задачи будет решать перспективная ББМ EBRC или же модернизированный ОБТ «Леклерк».

Кроме того, на базе трех пехотных полков в ближайшее время планируется сформировать подразделения нового типа, которые будут оснащены к апрелю 2011 года новыми ББМ совместного производства компаний «Некстер» (г. Версаль, бывшая GIAT Industries) и «Рено Тракс Дифанс» (г. Лион, бывшая Renault V.I.) типа VBCI (Vehicule Blinde de Combat d’Infanterie) с колесной формулой 8х8.

К настоящему времени консорциум получил уже контракты на 172 боевые бронированные машины, а к концу 2008 года ожидает контракт еще на 118 единиц. В конце июня 2008 года о решении присоединиться к консорциуму компаний EADS и «Некстер», занятому в программе создания по заказу сухопутных войск Франции перспективной колесной боевой бронированной машины поколения VBCI, объявило руководство компании SAIC.

По оценкам французских военных экспертов, новая колесная ББМ полностью соответствует всем основным требованиям, предъявляемым к бронетехнике данного класса командованием французской армии, и отличается высокой мобильностью, хорошей степенью защищенности от воздействия различных поражающих факторов, возможностью включения в контур «цифрового поля боя», а также способностью адаптироваться для решения широкого круга задач (в том числе благодаря и модульному принципу построения своей бронезащиты, что позволяет варьировать ее степень в зависимости от текущей обстановки). Кроме того, машина аэротранспортабельна и может легко перебрасываться по воздуху новыми военно-транспортными самолетами А400М.

Фактически ББМ типа VBCI представляет собой французский вариант таких примерно однотипных машин, как британская ББМ типа FRES (Future Rapid Effects System) и американская ББМ типа FCS (Future Combat System).

Консорциум разработчиков уже выполнил также проектирование еще трех модификаций боевых бронированных машин типа VBCI, в том числе и мобильного ПТРК, оснащенного ракетным комплексом «Эрикс» (Eryx), поступившим на вооружение сухопутных войск Франции в 1994 году и уже экспортированным в такие страны, как Бразилия, Канада, Малайзия, Чад, Норвегия и Турция. Боевая часть ПТУР данного комплекса имеет максимальную дальность стрельбы 600 м и способна пробить до 900 мм стандартной стальной гомогенной брони.


Французский пехотинец сегодня.
Фото из архива автора

МЕНЬШЕ ЧИСЛОМ, НО ЭФФЕКТИВНЕЕ

Серьезные изменения коснутся и такого рода войск, как артиллерия. Согласно планам военного строительства, в сухопутных войсках Франции «бог войны» уменьшится в количественном выражении – будут списаны старые артсистемы AUF1 и AUT1, но зато повысится его боевой потенциал – за счет поступления в войска новых мобильных 155-мм артсистем «Цезарь» и реактивных систем залпового огня LRU.

Первая серийная САУ, выпущенная с завода компании «Некстер», была передана сухопутным войскам 16 июля 2008 года, тогда как пять предсерийных установок изготовитель передал на «апробацию» СВ еще в 2003 году. В планах компании производство 40 артсистем, в том числе шести штук – для армии Таиланда. В общей сложности же на сегодня сухопутные войска Франции заказали 77 таких мобильных артиллерийских установок со сроком поставки до 2010 года (они оснащены СУО компании «Атлас» и ИНС марки «Сигма-30» на кольцевых лазерных гироскопах компании «Сажем Дифанс Секьюритэ»), а экспортные контракты, кроме шести артсистем для Таиланда, включают еще 80 единиц для неназванной страны на Ближнем Востоке или зоне Персидского залива со сроками поставки в 2009–2011 годах.

Вероятнее всего, что заказчик – армия Саудовской Аравии. Причем «цезари», видимо, будут даже собираться по лицензии в самой стране-покупательнице и монтироваться на шасси автомобиля повышенной проходимости «Унимог» производства «Мерседес-Бенц», выбранного по причине того, что немецкая компания имеет достаточно развитую сеть офисов продаж и техподдержки по машинам данной марки (французские и таиландские «цезари» используют шасси армейских грузовиков компании «Рено Тракс Дифенс» с колесной формулой 6х6, запасом хода по шоссе 600 км и максимальной скоростью по шоссе 80 км/час).

САУ «Цезарь» имеет боевую массу 18 тонн, аэромобильна (может легко перебрасываться по воздуху тактическим ВТС С-130), способна выполнять до шести выстрелов в минуту и обладает возможностью поражать различные цели на дальности 4,5–42 км – при использовании стандартного боеприпаса повышенной дальности ERPB – и даже до 50 км – с реактивным снарядом (на машине находится 18 готовых к стрельбе снарядов, подаваемых автоматически). Боевой расчет – 4–5 человек – обеспечивает перевод самоходки из походного в боевое положение за 1 минуту или ее снятие с позиции и выход на марш уже через 40 секунд после последнего выстрела.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ

Повышенное внимание уделяется и улучшению разведдеятельности на разных уровнях – до конца этого года состояния оперативной готовности должны достичь первые подразделения разведки, придаваемые каждой из четырех многоцелевых бригад «нового типа», двух «тяжелых» (танковых) бригад с ОБТ «Леклерк» и двух «легких» бригад.

«Наличие этих полностью боеготовых восьми бригад позволит нам побеждать в любом вооруженном конфликте или войне любой интенсивности, на любом театре военных действий – от пустыни до гор, а также в городах», – подчеркивал теперь уже бывший командующий сухопутными войсками Франции генерал Бруно Кюше. И новые образцы ВВСТ, упомянутые в программе «Скорпион», уже начали поступать на вооружение французской армии: вертолет огневой поддержки «Тигр», транспортный вертолет NH90, индивидуальный комплект военнослужащего «FELIN» (компания «Сажем»), системы C4I компании EADS, «Сажем» и «Талес», а также легкие ББМ PVT компании «Панар Дженерал Дифенс» (Panhard General Defense).

Наряду с работами промышленности и военных ученых в направлении создания новых или модернизации уже имеющихся образцов ВВСТ, официальный Париж предпринимает и усилия иного рода. Так, по информации командования сухопутных войск Франции, в целях упрощения и повышения эффективности закупок и разработок ВВСТ в ближайшее время будет сформировано новое агентство – Объединенное управление по материально-техническому обслуживанию сухопутных войск, которое и будет отныне отвечать за определение основных направлений политики в области оснащения армии современными образцами ВВТ и их претворение в жизнь. Но это, по оценкам экспертов, потребует от французских генералов пересмотра всей структуры снабжения и обеспечения данного вида ВС Франции, сохранившейся в практически неизменном виде со времен холодной войны.

Основная же цель реформирования французской армии заключается в подготовке личного состава к войнам нового поколения, которые к тому же вероятнее всего будут во многих случаях вестись в густонаселенных районах или в городах. Именно поэтому главный упор в программе «Скорпион» и сделан на индивидуальное боевое снаряжение бойцов и командиров, оснащение войск новейшими образцами легкой колесной бронетехники и многоцелевыми вертолетами, а также адаптация тяжелого вооружения к ведению боев в стесненных условиях населенных пунктов.

ТРУДНОСТИ РЕФОРМЫ

В целом, по расчетам французских военных экспертов, реализация мероприятий по рассматриваемой программе позволит существенно повысить эффективность процессов планирования, разработки и закупок вооружений, военной и специальной техники для сухопутных войск Франции, а также подготовить их к успешному ведению боевых операций в войнах нового поколения. При этом военному ведомству будет обеспечена экономия материальных и людских ресурсов.

Однако есть и неприятные моменты, которые серьезно беспокоят командование французских сухопутных войск. В частности – планируемое сокращение численности этого вида национальных вооруженных сил. Генералы СВ опасаются, что в ходе реализации новой стратегии военного строительства Пятой республики, основные положения которой были недавно (17 июня с.г.) обнародованы в новой «Белой книги по обороне и безопасности», армию ждет неизбежное сокращение – и в отношении личного состава (военнослужащих и гражданских специалистов), и в отношении количества военных баз. Причем еще большая обеспокоенность свойственна экспертам вне Минобороны Франции – по их мнению, такие сокращения могут привести к снижению боевого потенциала таких важных родов войск, как артиллерия и инженерные войска.

«Давайте будем реалистами – численность сухопутных войск, так же как и других видов вооруженных сил, будет сокращена, – отметил в интервью американскому еженедельнику «Дифенс ньюс» генерал армии Бруно Куше. – Однако я уверен в наличии хорошей перспективы для нас: основные положения «Белой книги», наряду с реальной оперативной обстановкой, сложившейся, к примеру, в Афганистане, заставят руководство больше инвестировать в сухопутные войска, которые сегодня оснащены устаревшим вооружением, страдают от низкой аэромобильности, а также испытывают нужду в дополнительном количестве защиты».

Таким образом, ближайшее десятилетие будет очень трудным для французской армии. Но именно в течение этих лет стоит ожидать коренного преобразования сухопутных войск Франции, роста их боевого потенциала и возможностей по ведению боевых действий в вооруженных конфликтах различной интенсивности. Фактически Париж сделал ставку на новые технологии и намерен создать хорошо оснащенную армию XXI века.

nvo.ng.ru

Корпорация «Защита» поставит в армию «Скорпионы» » Военное обозрение

Первая партия автомобилей «Скорпион» будет поставлена в войска корпорацией «Защита» в 2015 г., сообщает газета ВПК со ссылкой на «Интерфакс-АВН».
«В 2015 году корпорация планирует изготовить несколько десятков армейских автомобилей типа «Скорпион» в рамках гособоронзаказа», – сказал источник агентства в ВПК. Он напомнил, что «трём типам армейских автомобилей «Скорпион» была присвоена литера 0-1 и они были приняты на снабжение армии».

По словам источника, речь идёт «об армейских автомобилях «Скорпион ЛША-1» (ЛША — лёгкий штурмовой автомобиль) с открытым верхом (тент), «Скорпион ЛША-2» с жестким металлическим верхом и бронированном автомобиле «Скорпион ЛША-2Б»».

«Летом текущего года бронированный «Скорпион ЛША-2Б» в составе 15 перспективных образцов военной автомобильной техники успешно прошел испытания в жаропустынных, песчаных и горных районах в Астраханской области и Республике Кабардино-Балкария. Общая протяженность маршрута при испытаниях составила примерно 4200 км».

Он отметил, что «что тактико-технические и эксплуатационные характеристики специального транспортного средства «Скорпион» в основном соответствуют заданным требованиям заказчика, действующим стандартам и другой нормативно-технической документации, а по уровню отдельных специальных свойств (противоминная стойкость, стойкость воздействию зажигательных смесей типа «напалм» и др.) более чем в 3 раза превосходят заданные требования».

Как отмечалось ранее, данные автомобили предназначены для спецподразделений. Главным достоинством небронированного «Скорпиона ЛША» является его скорость и манёвренность. Он может нести различное вооружение, в том числе пулемёты КПВТ, «Корд», либо гранатомёт «Пламя».

Справка ВПК: «Масса «Скорпиона» в зависимости от модификации составляет 4,5-5,0 т при грузоподъемности до 1,1 т. Двигатель – дизель мощностью 166 л.с. Максимальная скорость – 130 км/ч. Запас хода – 1000 км. Колесная формула – 4х4. Броневая защита – защита салона, топливных баков, аккумуляторных батарей, моторного отсека. Автомобиль оборудован защитой от пуль стрелкового оружия по 6 классу ГОСТ и конструкциями от подрыва взрывных устройств мощностью до 600 грамм в тротиловом эквиваленте».

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *