Зачем нужны F-35 и Су-57

https://news.ru/storage/news/2a6c36c307a88f070cd79278d30804ac/21256ff6-2882-4fd4-9994-a1d7b0eb51c5_850.jpg Сергей Бобылев/ТАСС

Многие характеристики истребителей пятого поколения остаются загадкой

Наличие истребителей пятого поколения в современных ВВС — вопрос престижа, показатель претензий государства на роль военного и внешнеполитического субъекта, признак высоких возможностей его вооружённых сил. Каждый случай успешного применения таких машин — предмет гордости страны-разработчика, а каждая авария и неудача — повод для многочисленных спекуляций. Что такое пятое поколение истребительной авиации и какую роль ему отводят США, Китай и Россия — в материале News.ru.

Из Т-50 в Су-57

Минобороны России опубликовало новые кадры опытно-испытательных сирийских полётов двух перспективных авиационных комплексов пятого поколения Су-57. Как сообщили в ведомстве, для подтверждения «заявленных возможностей самолёта в условиях реальной боевой обстановки» были проверены лётно-технические характеристики, интеллектуальный информационно-управляющий комплекс, а также работа всех бортовых систем. Первая информация о появлении в Сирии двух Су-57 появилась в феврале. В марте её подтвердил министр обороны Сергей Шойгу. Тогда два истребителя совершили более десяти полётов в сирийском небе.

Разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения начались с конца 1990-х годов. Первые испытания опытных образцов (тогда истребитель назывался Т-50, индекс Су-57 машина получила в августе 2017-го) состоялись в 2010 году на аэродроме Дзёмги в Комсомольске-на-Амуре. В 2018 году Су-57 впервые участвовал в авиационной части парада Победы на Красной площади.

Министерство обороны осторожно подходит к подписанию контрактов на приобретение Су-57. Предположительная стоимость одной единицы пока неизвестна. Средняя цена за истребитель по экспортному контракту в рамках проекта FFGA (неудавшийся проект производства двухместной машины на базе Су-57 для ВВС Индии) составляла порядка $100 млн. Стоимость Су-57 для российских ВВС, по оценке экспертов, может составлять порядка $50–70 млн. Летом военное ведомство вдобавок к десяти лётным прототипам из опытной партии заключило контракт на поставки в ВС четырёх первых бортов из серийной — до 2020 года. В дальнейшем возможна закупка Су-57 с двигателями АЛ-31Ф в 2021–2022 годах, с планами перехода с 2023 года к закупке столь же небольшими партиями модернизированных самолётов Су-57 с двигателем второго этапа, отмечает военный блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий.

Военные неохотно разглашают характеристики Су-57, многие из которых засекречены. Известно, что новейший российский истребитель — одноместный, несёт на борту ракеты класса «воздух — воздух» средней и большой дальности К-77 и высокоточные ракеты «воздух — поверхность» Х-59МК2, вооружён 30-миллиметровой автоматической пушкой. Текущая задача, стоящая перед российскими разработчиками, — перевод Су-57 на двигатели второго этапа «тип-30» или «изделие 30», которые должны существенно улучшить скоростные характеристики и манёвренность машины. Сейчас самолёт оснащён модернизированным двигателем АЛ-31Ф, который стоит на истребителях четвёртого поколения (Су-27) и 4+ (Су-30).

Считается, что истребитель пятого поколения должен иметь следующие основополагающие характеристики: сверхзвуковой полёт без включения форсажа, малая заметность для радиолокационных, оптических, акустических и других систем обнаружения, сверхманёвренность и способность совершать относительно короткие взлёт и посадку. В то же время реальные боевые возможности уже стоящих на вооружении новейших истребителей до сих пор остаются загадкой, и потому целесообразность их применения в реальных боевых условиях подвергается сомнению. Несмотря на это, необходимость в создании новых машин диктуется научно-техническим заделом и общей концепцией применения авиации в современных боевых действиях, заключающейся в постепенном переходе от рискованных «собачьих схваток» (dog fights — так американские военные называют ближний авиационный бой) к обнаружению и уничтожению целей на дальнем расстоянии. Помимо российских истребителей, пока не принятых на вооружение, такие задачи призваны решать ещё три истребителя пятого поколения — американские F-22 и F-35 и китайский J-20.

«Раптор» и «Молния»

По открытым данным, в строю ВВС США находится 195 единиц истребителей Lockheed/Boeing F-22 Raptor («Раптор»). Самолёт поступил на вооружение в 2005 году, его производство закончилось в 2011-м. С сентября 2014 года «Рапторы» активно применялись в Сирии. С 2015 года F-22 включались в состав каждой группы, наносящей удары по объектам в Арабской Республике.

15 декабря 2017 года в сирийском небе произошло «опасное сближение» между F-22 американских ВВС и двумя российскими штурмовиками Су-25. В Пентагоне заявили, что таким образом пилот «Раптора» решил «рискованно пошутить» над российскими коллегами. По словам российских военных, американский истребитель пытался провоцировать российских пилотов, выпускал «тепловые ловушки», но «ретировался», как только на горизонте показался российский истребитель-перехватчик Су-35. Командование ВВС США эти сведения не подтвердило.

Один из основных недостатков «Раптора», по мнению большинства экспертов, — чрезмерно высокая стоимость, составляющая более $300 млн за единицу. Другой истребитель пятого поколения — Lockheed Martin F-35 Lightning II — был введён в состав ВВС США в 2016 году и изначально планировался как более дешёвый самолёт, чем F-22. Сейчас цена одной машины варьируется от $83,4 млн до $108,1 млн — в зависимости от модификации. ВВС и ВМС эксплуатируют около 210 единиц F-35. Выполняются контракты на поставку истребителей в ВВС Великобритании, Бельгии, Израиля, Австралии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Италии, Японии, Южной Кореи и Турции. F-35 также уже выполнял боевые задания в небе над Афганистаном, Ираком и Сирией.

US Navy/Navy Office of Information/Global Look Press

Истребители 5-го поколения Lockheed Martin F-35

Сведения о характеристиках используемых США и Израилем в Ираке, Сирии и Афганистане истребителей пятого поколения до сих пор противоречивые и обрывочные. F-35 считается прорывной машиной: технологии малозаметности, скорость, манёвренность, радиоэлектронное оборудование, система подавления РЛС противника, вооружение — всё это на F-35 находится на другом уровне по сравнению с F-15, F-16 и F/A-18. При этом так и не установлена реальная эффективность реализованной в самолётах технологии малозаметности. Все заявления о способности американских истребителей оставаться незамеченными для российских средств ПВО-ПРО до сих пор носят чисто декларативный характер.

«Чёрный орёл» ВВС НОАК

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 «Чёрный орёл» впервые продемонстрировал своё вооружение 10 ноября 2018 года на авиасалоне в Чжухае — четыре ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности и две ракеты малого радиуса действия. Боевой самолёт совершил первый испытательный полёт в 2011 году и через шесть лет был принят на вооружение ВВС НОАК. Большая часть характеристик J-20, в том числе цена, держатся в секрете.

Эксперты отмечали, что истребитель якобы имеет ряд конструктивных заимствований, в том числе от американского истребителя F-22 и российского опытно-экспериментального МиГ 1.44, который в своё время задумывался в противовес американскому «двадцать второму». Американцы, в свою очередь, обвиняли китайских авиаконструкторов в промышленном шпионаже. Самолёт имеет пониженную радиолокационную заметность, РЛС с активной фазированной антенной решёткой, современную информационную систему, при этом, очевидно, его слабое место — двигатель: сейчас на нём используется вариант российского АЛ-31, но в перспективе машина должна получить вариант АЛ-41. В любом случае, «Чёрный орёл» ВВС НОАК остаётся «тёмной лошадкой» — точно не известно, в какой степени китайскими авиаконструкторами были реализованы американские и российские наработки и каковы оригинальные характеристики боевой машины.

«Собачьи схватки»

Прямых боевых столкновений между истребителями пятого поколения ВВС США, России и КНР пока не происходило, и будем надеяться, не произойдёт. В то же время превосходство боевых машин нового поколения одной страны над другой — предмет спекуляций, сдобренных пропагандой.

Су-57 точно превосходит американские аналоги в манёвренности. Опытная машина ОКБ Сухого даже на испытательных манёврах демонстрировала фигуры высшего пилотажа, в то время как американские истребители пятого поколения таких возможностей лишены. Американский F-35 проигрывал учебные бои истребителю четвёртого поколения F-16 «Атакующий сокол». Манёвренность советских и российских истребителей четвёртого поколения — Су-27 и МиГ-29, и поколения 4+ (Су-30, Су-27СМ2/СМ3) и 4++ (Су-35) — традиционно считается более высокой, чем у западных аналогов, за счёт превосходства советской школы авионики.

Однако «собачьи схватки» не входят в основные задачи истребителей пятого поколения. Их предназначение — завоёвывать превосходство в воздухе, поражая цели на дальнем расстоянии и оставаясь незамеченными для средств радиолокационного обнаружения. Задача «лёгких» истребителей-перехватчиков — подавление наземных средств противовоздушной обороны и сопровождение вылетов оперативно-тактических бомбардировщиков. Именно поэтому, вводя в строй истребители пятого поколения, ВВС ведущих мировых держав пока не собираются отказываться от использования и модернизации самолётов предыдущих разработок. Кроме того, старые машины дешевле, практичнее и хорошо зарекомендовали себя в бою.


news.ru

Россия объявила Китаю стоимость истребителя Су-35. Цена одного самолета Су-35 дороже американского F-35 на 10 миллионов долларов | Военное дело | ИноСМИ

Российская государственная корпорация «Ростехнологии» 24 мая на открытии Петербургского международного экономического форума заявила о том, что в 2015 году Россия и Китая подписали контракт на поставку 24 истребителей Су-35С на сумму в 2,5 миллиарда долларов. К настоящему моменту Россия уже поставила Китаю 14 самолётов Су-35С, оставшиеся 10 истребителей будут доставлены в течение этого года. Если рассчитывать по сумме, прописанной в контракте, то в среднем один истребитель обходится нашей стране в более чем 104 миллионов долларов. Американский стелс-истребитель F-35A в стандартной комплектации стоит примерно 94,5 миллионов долларов. Таким образом, в среднем цена одного самолёта Су-35 выше американского F-35 на 10 миллионов долларов. Но эти цены никак нельзя сравнивать, так как по контракту с Россией в стоимость истребителя также включены обучение персонала, бортовое оружие, запасные части для двигателей, и оборудование. А 94,5 миллиона за американский F-35A — это всего лишь заводская цена без каких-либо дополнительных комплектаций.

 

Ранее сообщалось, что по контракту Китай потратит 2 миллиарда долларов на закупку истребителей Су-35. Цена за каждый самолет составила 85 миллионов долларов. Однако выяснилось, что при заключении контракта не все пункты были чётко оговорены. На самом деле стоимость истребителей составила больше 2 миллиардов долларов. Это подтвердило недавнее публичное заявление корпорации «Ростехнологии».


В марте этого года российское новостное агентство «Спутник» объявило о том, что Россия начала осуществлять поставки  Су-35 в Индонезию. По контракту с Индонезией Россия должна доставить 11 истребителей Су-35 стоимостью 1,1 миллиарда долларов. Согласно контрактной стоимости цена за один самолёт составила чуть больше 100 миллионов долларов. Хотя нам неизвестна комплектация этих истребителей для других стран, для Китая это, безусловно, выгодная сделка. В комплектацию, которую предлагает нам Россия, входит двигатель 117S, который мы очень давно хотели приобрести, а также соответствующая система управления самолётом.


The National Interest
Гуаньча
Sina.com
The National Interest
В начале мая первый истребитель Су-35, полученный ВВС Китая, вернулся в Россию. По сообщениям российских СМИ, отправка Су-35 в Россию связана с обучением и подготовкой китайского лётного состава. После завершения поставок СУ-35 будущие проекты не будут противоречить раннее заключенному контракту. К тому же расходы будут включены в контрактную стоимость — 2,5 миллиардов долларов. По крайней мере в стоимость будущих контрактов, несомненно, будут включены расходы на обучение персонала.


Более того, все больше военных наблюдателей и специалистов в области авиации высказывают мнение о том, что на самом деле покупку истребителей Су-35 можно рассматривать как покупку «авиационных двигателей». Двигательная система Су-35 включает в себя такие технологии, как векторное управление двигателем, программное обеспечение и компоненты, которые достаточно плохо развиты в промышленности Китая.


После того как истребители Су-35 поступили на вооружение в ВВС Китая, появились две очень интересных тенденции. Во-первых, двигатели на истребителях J-20 стали заменяться на отечественные. Во-вторых, на истребителях J-10B стали тестировать векторные сопла отечественного производства.


Что касается истребителя J-20, то в настоящий момент для его нормального функционирования мощностей турбовентиляторного двигателя 10B все еще недостаточно, а до турбовентиляторного двигателя 15 еще далеко. Несмотря на то, что двигатель 117S истребителя Су-35 имеет более короткий срок службы, чем двигатель F119, используемый в американском F-22, сила тяги двигателя Су-35 намного больше. До того, как китайским инженерам удалось разработать свой собственный тип двигателя на истребителях J-20, были установлены американские двигатели AL-31F. Сейчас же использование двигателей Су-35 позволило не только увеличить боеспособность китайских истребителей, но и приблизить их сверхзвуковые характеристики к американским F-22 и F-35.


Развитие в отечественном авиастроении технологий производства векторных сопел также непосредственно связано с двигателем Су-35. Ни для кого не будет неожиданностью тот факт, что в будущем в Китае на базе двигателя Су-35 может появиться комбинированный двигатель с отечественными соплами.


Причина, по которой средняя цена контракта на покупку Китаем истребителей Су-35 дороже американских F-35, во многом обусловлена «комплектацией», в которую входят немало услуг. Но самое ценное — это тот самый двигатель, о котором так много говорят уже на протяжении многих лет. Будь это программное обеспечение или компоненты военных двигательных систем, отечественная военная промышленность в последние годы достигла больших успехов, однако она все ещё на десятилетия отстаёт от передового мирового уровня. Неизвестно, сколько времени потребуется Авиационно-двигательной компании Китая, чтобы устранить этот «технологический разрыв».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Россия не пострадает: Индия еще купит Су-57

Фото: Wikipedia.org — Dmitry Zherdin / CC BY-SA 3.0

Летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов прокомментировал онлайн-изданию ФАН новость о выходе Индии из общего с Россией проекта по созданию своего истребителя пятого поколения FGFA.

Агентство ФАН напомнило, что ранее министр обороны Индии Санджайте Митру  и советник по нацбезопасности Аджит Довала официально заявили, что Нью-Дели больше не будет участвовать с Россией в совместно проекте по созданию истребителя пятого поколения FGFA. Причиной сворачивания программы стала неудовлетворенность индийских властей стоимостью летательного аппарата и его технического составляющей. По мнению военных, он не соответствовал уровню пятого поколения.

Андрей Краснов в интервью ФАН рассказала, что Россия никогда не поставляла за границу образцы вооружения с самым передовым оборудованием. Все лучшее внедрялось и использовалось российской армией. Поэтому нет ничего странного, что FGFA оказался лишенным новейшей авионики, радаров, датчиков и прочих военных приборов. Индия отказалась строить самолет только потому, что не смогла заполучить в свое распоряжение российские технологии, которые делают самолеты РФ лучшими в мире. Именно в этом и кроются расхождения.

По мнению эксперта, после сравнения всех характеристик и тщательного анализа, в Нью-Дели поняли, что создавать свои истребители не имеет смысла, так как это очень дорого. Проще купить готовые самолеты и обслуживать их. Андрей Краснов считает, что Индия в будущем пересмотрит соглашение по FGFA и начнет покупку уже построенных Су-57. Но даже в таком случае Россия не выдаст секреты новейшего летательного аппарата, а у индусов не хватит ресурсов, чтобы довести экспортный вариант до показателей пятого поколения. В итоге Россия ничего не потеряет  и в проигрыше не останется от разрыва соглашения, так как Индия все равно придет за российскими самолетами.

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

Автор: Георгий Павлодубов

Комментарии

politexpert.net

Сухой Су-57 — российский самолет 5-го поколения | Военное дело | ИноСМИ

В российских ВВС происходит смена поколений.


В марте поползли слухи о том, что в небе над Сирией видели несколько самолетов Су-57, они принимали участие в военных действиях России в этой стране.


Тогда впервые можно было видеть пятое поколение российских истребителей в действии.


Предполагается, что Су-57 заменит истребители, которые используются российскими ВВС в настоящий момент — МиГ-29 и Су-27, оба они поступили на вооружение в первой половине 1980-х годов.


По сравнению со своими предшественниками новый самолет быстрее, он более смертоносный, а самое главное, возможно, то, что он почти невидим.


Столь раннее размещение его в Сирии считается довольно рискованным предприятием. По соседству носятся американские F-22, а низкобюджетные группы мятежников нападают на российские базы с помощью артиллерии и бомб, прикрепленных к беспилотникам.

Daily Mail

Как указывает американский журнал «Популярная механика» (Popular Mechanics):


«Для Москвы было бы весьма огорчительно потерять один из самых современных в мире самолетов из-за артиллерийской гранаты стоимостью в тысячу долларов».


Тогда зачем рисковать?


Невидимый и быстрый, как молния


Су-57 производит корпорация «Сухой». Стоимость его составляет около 50 миллионов долларов. Он поднялся в воздух еще в 2010 году, но до недавнего времени мотор самолета — один из важнейших компонентов — был старой моделью, известной под именем «изделие 117».


В декабре, тем не менее, русские, если верить «Авейшнист» (The Aviationist), провели первое успешное испытание нового мотора самолета, «изделия 30».


Он дает Су-57 возможность летать быстрее, чем скорость звука, при этом ему не надо использовать так называемую форсажную камеру, что сжигает много топлива и делает самолет более видимым на экранах радаров.


Поскольку цель создания такого самолета заключается в том, чтобы выпустить свои ракеты и немедленно повернуть назад — еще до того, как враг заметит самолет на экране радара — это большая удача. Особенно если рассматривать ее в совокупности с еще одной действительно большой новостью.


Дело в том, что это — первый российский истребитель, использующий технологию «стелс» для того, чтобы его не засекли вражеские радары.


Он строится из материалов, которые абсорбируют сигналы радаров вместо того, чтобы отражать их. Одновременно с этим самолет оснащен датчиками, которые так или иначе должны обнаруживать и отслеживать и вражеские самолеты, и радары, и наземные цели на больших расстояниях.


По данным «Милитари фактэри» (Military Factory), самолет может нести шесть ракет как внутри, так и снаружи. Пока подтверждено, что в их числе могут быть противокорабельная ракета АС-20 «Каяк», ракета «воздух-земля» АА-12 «Эддер» (Аdder), противорадарная ракета АS-11 «Килтер» (Kilter) и ракета «воздух-земля» Kh-38ME.


Снаряжение включает в себя также две 30 миллиметровых пушки типа GSh-301, ожидается, что Су-57 со временем, в течение следующего десятилетия, можно будет оснащать ракетами, специально приспособленными для этого самолета.


Самолет должен стать непосредственным ответом на американский F-22, который используется уже 13 лет и на 2009 год стоил 150 миллионов долларов за штуку — то есть в три раза больше, чем Су-57.


Различие в цене отражается в видимости на экранах радаров. По информации австралийской «Ньюс» (News), предполагается, что у F-22 лишь несколько миллиметров могут отражать радар. Что же касается Су-57, то тут речь идет о сантиметрах — существенная разница.


Речь может идти о компромиссе. Поскольку самолет должен двигаться быстро на большие расстояния и нести на себе большой груз оружия, он должен быть больше. Впрочем, интернет-источник пишет, что Су-57, по мнению военных аналитиков, сделан наиболее оптимальным, чтобы быть почти невидимым спереди, так что того, как он подлетает, видно не будет.


Но когда самолет разворачивается, чтобы вернуться после атаки, он становится более заметным. Похоже, именно вопрос видимости может существенно ограничить перспективы самолета в будущем.


Возможная потеря Индии


Из-за высокой стоимости одного самолета Су-57 русские сами пока заказали лишь 12 самолетов. Помимо амбиций, связанных с укреплением собственной обороны, есть надежды на возможный экспорт самолета.


Изначально важным крупным покупателем была Индия. Якобы, существовал план купить 108 самолетов, но, похоже, индийские власти сейчас значительно охладели, возможно, они выйдут из сделки.


По данным «Бизнес инсайдер» (Business Insider), индийцы запросили больше информации о F-35, американском истребителе пятого поколения, который стоит около 100 миллионов долларов за штуку.


Если Индии больше понравится этот самолет, все может закончиться тем, что она потратит большую часть своего военного бюджета на 126 экземпляров.


Самолет, производимый компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), как и новые боевые самолеты норвежских ВВС, подвергался сильной критике, приводил к перерасходу бюджетных средств (создатель F-16 Пьер Спрей (Pierre Sprey) вообще назвал его «дерьмом»), постепенно начинает получать хорошие отзывы.


Норвежский летчик-истребитель Мортен Ханке (Morten Hanche) назвал F-35 «королем воздуха», самолет имел успех на авиашоу в Париже летом прошлого года, где, в частности, продемонстрировал, что обладает гораздо лучшей маневренностью, чем утверждали критики.


Eastday.com
The National Interest
AldriMer.no
Для Су-57 успех F-35 и потенциальный отказ от сделки индийских партнеров означает, что у проекта могут возникнуть проблемы с деньгами, и что он должен будет искать новые источники финансирования. Направление образцов Су-57 в Сирию до того, как самолет полностью готов, было, наверное, продиктовано желанием продемонстрировать его качества перед потенциальными клиентами, несмотря на то, что в воздухе там в данный момент никаких соперников нет.


Вопрос в том, кому может понравиться самолет в его нынешнем виде.


Сравнение с «Хонда Цивик» (Honda Civic)


«Это невидимый самолет для бедных», — заявил военный эксперт Майкл Кофман (Michael Kofman) из аналитического центра CNA в интервью Business Insider.


Кофман особо подчеркивает, что, хотя самолет и вправду более невидим, чем боевые самолеты прошлого поколения, он в этом отношении не может сравниться ни с F-22, ни с F-35.


Одновременно с этим он обращает внимание и на то, что самолеты все еще не могут начать использовать «изделие 30». И для Кофмана поэтому конкуренция происходит на дивизион ниже, среди стран, которые не имеют доступа к F-35 и вынуждены выбирать между Су-57 и китайским J-20.


В данном случае, по его мнению, у российского варианта есть очевидные преимущества, но вместе с тем он отметает рыночные перспективы российского Су-57 как конкурента F-35, сказав следующее:


«Я уверен, где-то есть чувак, который верит, что его Honda Civic лучше моего BMW».


Гадать невозможно


Хотя целью обычно является способность нападать незаметно и на расстоянии, важным вопросом также является и то, как Су-57 будет действовать в случае прямого столкновения в воздухе с другим истребителем.


Самолет должен быть особо маневренным, но разве не должен F-35, стоящий вдвое больше, гарантировать американскую победу?


Бывший американский военный летчик Том Фарриер (Tom Farrier) принимает участие в опросах службы «Куора» (Quora), он — один из тех, кто задавал себе именно этот вопрос.


В пространном ответе (который стоит прочитать целиком) он объясняет, почему невозможно предугадать исход воздушного боя между двумя моделями.


Фарриер рисует сценарий, где одному из самолетов удается пересечь линии противника и сбросить свои бомбы, чтобы потом прорываться назад.


Нападавший на тот момент уже сбросит свой груз и теоретически может иметь лучшие предпосылки для того, чтобы победить в ближнем бою — что в конечном итоге будет зависеть от способности пилотов оценить сильные и слабые стороны другого самолета.


И хотя Су-57 будет уступать в качестве, он, по словам Фарриера, может выиграть в количестве:


«Может статься, что „лучший» самолет — тот, кто может предоставить больше за деньги, в которые он обошелся, если думать о цене самолета, насколько легко его обслуживать, насколько легко научиться на нем летать и сколько стоит его использовать», пишет Фарриер.


«Большого количества не вполне совершенных самолетов может быть достаточно для того, чтобы победить кучку исключительно эффективных, но чудовищно сложных и дорогостоящих противников».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Российский Су-57 или американский F-35 — Центр CIGR

В российских ВВС происходит смена поколений. Западная пресса о конкуренции Су-57 и F-35…

В марте поползли слухи о том, что в небе над Сирией видели несколько самолетов Су-57, они принимали участие в военных действиях России в этой стране. Тогда впервые можно было видеть пятое поколение российских истребителей в действии.

Предполагается, что Су-57 заменит истребители, которые используются российскими ВВС в настоящий момент — МиГ-29 и Су-27, оба они поступили на вооружение в первой половине 1980-х годов.

По сравнению со своими предшественниками новый самолет быстрее, он более смертоносный, а самое главное, возможно, то, что он почти невидим. Столь раннее размещение его в Сирии считается довольно рискованным предприятием. По соседству носятся американские F-22, а низкобюджетные группы мятежников нападают на российские базы с помощью артиллерии и бомб, прикрепленных к беспилотникам.

Как указывает американский журнал «Популярная механика» (Popular Mechanics): «Для Москвы было бы весьма огорчительно потерять один из самых современных в мире самолетов из-за артиллерийской гранаты стоимостью в тысячу долларов». Тогда зачем рисковать?

Невидимый и быстрый, как молния

Су-57 производит корпорация «Сухой». Стоимость его составляет около 50 миллионов долларов. Он поднялся в воздух еще в 2010 году, но до недавнего времени мотор самолета — один из важнейших компонентов — был старой моделью, известной под именем «изделие 117».

В декабре, тем не менее, русские, если верить «Авейшнист» (The Aviationist), провели первое успешное испытание нового мотора самолета, «изделия 30».

Он дает Су-57 возможность летать быстрее, чем скорость звука, при этом ему не надо использовать так называемую форсажную камеру, что сжигает много топлива и делает самолет более видимым на экранах радаров.

Поскольку цель создания такого самолета заключается в том, чтобы выпустить свои ракеты и немедленно повернуть назад — еще до того, как враг заметит самолет на экране радара — это большая удача. Особенно если рассматривать ее в совокупности с еще одной действительно большой новостью.

Дело в том, что это — первый российский истребитель, использующий технологию «стелс» для того, чтобы его не засекли вражеские радары.

Он строится из материалов, которые абсорбируют сигналы радаров вместо того, чтобы отражать их. Одновременно с этим самолет оснащен датчиками, которые так или иначе должны обнаруживать и отслеживать и вражеские самолеты, и радары, и наземные цели на больших расстояниях.

По данным «Милитари фактэри» (Military Factory), самолет может нести шесть ракет как внутри, так и снаружи. Пока подтверждено, что в их числе могут быть противокорабельная ракета АС-20 «Каяк», ракета «воздух-земля» АА-12 «Эддер» (Аdder), противорадарная ракета АS-11 «Килтер» (Kilter) и ракета «воздух-земля» Kh-38ME.

Снаряжение включает в себя также две 30 миллиметровых пушки типа GSh-301, ожидается, что Су-57 со временем, в течение следующего десятилетия, можно будет оснащать ракетами, специально приспособленными для этого самолета.

Самолет должен стать непосредственным ответом на американский F-22, который используется уже 13 лет и на 2009 год стоил 150 миллионов долларов за штуку — то есть в три раза больше, чем Су-57.

Различие в цене отражается в видимости на экранах радаров. По информации австралийской «Ньюс» (News), предполагается, что у F-22 лишь несколько миллиметров могут отражать радар. Что же касается Су-57, то тут речь идет о сантиметрах — существенная разница.

Речь может идти о компромиссе. Поскольку самолет должен двигаться быстро на большие расстояния и нести на себе большой груз оружия, он должен быть больше. Впрочем, интернет-источник пишет, что Су-57, по мнению военных аналитиков, сделан наиболее оптимальным, чтобы быть почти невидимым спереди, так что того, как он подлетает, видно не будет.

Но когда самолет разворачивается, чтобы вернуться после атаки, он становится более заметным. Похоже, именно вопрос видимости может существенно ограничить перспективы самолета в будущем.

Возможная потеря Индии

Из-за высокой стоимости одного самолета Су-57 русские сами пока заказали лишь 12 самолетов. Помимо амбиций, связанных с укреплением собственной обороны, есть надежды на возможный экспорт самолета.

Изначально важным крупным покупателем была Индия. Якобы, существовал план купить 108 самолетов, но, похоже, индийские власти сейчас значительно охладели, возможно, они выйдут из сделки.

По данным «Бизнес инсайдер» (Business Insider), индийцы запросили больше информации о F-35, американском истребителе пятого поколения, который стоит около 100 миллионов долларов за штуку.

Если Индии больше понравится этот самолет, все может закончиться тем, что она потратит большую часть своего военного бюджета на 126 экземпляров.

Самолет, производимый компанией «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), как и новые боевые самолеты норвежских ВВС, подвергался сильной критике, приводил к перерасходу бюджетных средств (создатель F-16 Пьер Спрей (Pierre Sprey) вообще назвал его «дерьмом»), постепенно начинает получать хорошие отзывы.

Норвежский летчик-истребитель Мортен Ханке (Morten Hanche) назвал F-35 «королем воздуха», самолет имел успех на авиашоу в Париже летом прошлого года, где, в частности, продемонстрировал, что обладает гораздо лучшей маневренностью, чем утверждали критики.

Для Су-57 успех F-35 и потенциальный отказ от сделки индийских партнеров означает, что у проекта могут возникнуть проблемы с деньгами, и что он должен будет искать новые источники финансирования. Направление образцов Су-57 в Сирию до того, как самолет полностью готов, было, наверное, продиктовано желанием продемонстрировать его качества перед потенциальными клиентами, несмотря на то, что в воздухе там в данный момент никаких соперников нет.

Вопрос в том, кому может понравиться самолет в его нынешнем виде.

Сравнение с «Хонда Цивик» (Honda Civic)

«Это невидимый самолет для бедных», — заявил военный эксперт Майкл Кофман (Michael Kofman) из аналитического центра CNA в интервью Business Insider. Кофман особо подчеркивает, что, хотя самолет и вправду более невидим, чем боевые самолеты прошлого поколения, он в этом отношении не может сравниться ни с F-22, ни с F-35.

Одновременно с этим он обращает внимание и на то, что самолеты все еще не могут начать использовать «изделие 30». И для Кофмана поэтому конкуренция происходит на дивизион ниже, среди стран, которые не имеют доступа к F-35 и вынуждены выбирать между Су-57 и китайским J-20. В данном случае, по его мнению, у российского варианта есть очевидные преимущества, но вместе с тем он отметает рыночные перспективы российского Су-57 как конкурента F-35, сказав следующее:

«Я уверен, где-то есть чувак, который верит, что его Honda Civic лучше моего BMW».

Гадать невозможно

Хотя целью обычно является способность нападать незаметно и на расстоянии, важным вопросом также является и то, как Су-57 будет действовать в случае прямого столкновения в воздухе с другим истребителем. Самолет должен быть особо маневренным, но разве не должен F-35, стоящий вдвое больше, гарантировать американскую победу?

Бывший американский военный летчик Том Фарриер (Tom Farrier) принимает участие в опросах службы «Куора» (Quora), он — один из тех, кто задавал себе именно этот вопрос. В пространном ответе (который стоит прочитать целиком) он объясняет, почему невозможно предугадать исход воздушного боя между двумя моделями.

Фарриер рисует сценарий, где одному из самолетов удается пересечь линии противника и сбросить свои бомбы, чтобы потом прорываться назад. Нападавший на тот момент уже сбросит свой груз и теоретически может иметь лучшие предпосылки для того, чтобы победить в ближнем бою — что в конечном итоге будет зависеть от способности пилотов оценить сильные и слабые стороны другого самолета.

И хотя Су-57 будет уступать в качестве, он, по словам Фарриера, может выиграть в количестве:

«Может статься, что „лучший» самолет — тот, кто может предоставить больше за деньги, в которые он обошелся, если думать о цене самолета, насколько легко его обслуживать, насколько легко научиться на нем летать и сколько стоит его использовать», пишет Фарриер. «Большого количества не вполне совершенных самолетов может быть достаточно для того, чтобы победить кучку исключительно эффективных, но чудовищно сложных и дорогостоящих противников».

линк https://inosmi.ru/military/20180425/242076877.html

Текущее в нашем телеграм канале https://t.me/CenterCIGR (@CenterCIGR)

centercigr.livejournal.com

Россия не выпустит в массовое производство новый Су-57 — Рамблер/новости

Новость прошла несколько незамеченной в главных СМИ, а также в более специализированных изданиях, но ее нельзя недооценивать в ключе связанных с этим политических и стратегических поворотов: Россия не запустит массовое производство Су-57 — новый истребитель-бомбардировщик пятого поколения, оснащенный стелс-технологиями и разработанный конструкторским бюро «Сухой». Как сообщает издание «Дипломат» (The Diplomat), 2 июля заместитель председателя правительства Российской Федерации по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов, выступая в одной телевизионной передаче, заявил, что серийное производство истребителей Су-57 «не имеет смысла» в данный конкретный период и начнется не ранее того момента, когда старые истребители четвертого поколения российских вооруженных сил начнут уступать уровню западных.
«Самолет продемонстрировал прекрасные качества, в том числе в Сирии, где он подтвердил свои возможности и боевые способности, — заявил зампред Борисов. — Вы знаете, что сегодня Су-35 считается одним из лучших самолетов в мире, следовательно, нет смысла ускорять работу и запускать массовое производство самолета пятого поколения».

Что на самом деле стоит за словами Борисова

Несколько месяцев назад Кремль объявил о первом заказе на новые истребители Су-57: в феврале все тот же Борисов рассказал, что Москва оформила заказ на первые 12 экземпляров из опытного производства российского конкурента американских истребителей пятого поколения. Последнее решение Министерства обороны, однако, не должно никого удивлять. Несмотря на низкую стоимость Су-57 по сравнению с американскими аналогами — она составляет от 45 до 54 миллионов долларов за самолет по сравнению, например, с 90 миллионами за F-35 — массовое производство истребителей стало бы огромным финансовым бременем для российской казны, которая в данных конкретных исторических обстоятельствах не способна с ним справиться.

Санкции, что бы о них ни говорила кремлевская пропаганда, и экономика, слишком обусловленная находящимся в постоянной флуктуации рынком углеводородов, оказали весьма негативное воздействие на разные программы в области обороны.

Помимо отказа от проекта новой мобильной межконтинентальной ракеты РС-26 «Рубеж», которая должна была встать в один ряд с новым ракетным комплексом шахтного базирования РС-28 «Сармат», России пришлось отменить проект разработки нового суперавианосца с атомным двигателем «Шторм». Военно-морское судостроение, помимо прочего, стало одним из секторов, наиболее пострадавших в результате экономического кризиса, захлестнувшего Россию.

Истребители Су-57 — не единственный военно-воздушный проект, столкнувшийся с задержками в производстве. Несмотря на последние заявления, проект нового бомбардировщика «ПАК» («Перспективный авиационный комплекс») тоже, судя по всему, немного застопорился, и Москва поставила все на модернизацию линии старых бомбардировщиков Ту-160 («Блэкджек» по кодификации НАТО), доводя их до стандарта «М-2». Решение о скорой модернизации, по правде говоря, является в некотором смысле отличительной особенностью для всего мира военно-воздушных сил и обороны, стремящегося использовать все, что можно использовать, в уже существующих машинах, но сопряженного при этом с футуристическими проектами новых концепций, отвечающих особым запросам военных. Так, в Соединенных Штатах еще не началось производство F-35, а уже появляются задумки истребителей шестого поколения, и точно так же, только в меньшем масштабе, было в России и Китае со сверхзвуковыми ракетами и боеголовками HGV.

Россия и Китай, пусть и наравне с Европой, только сейчас начавшей заниматься разработкой французско-германского истребителя, вышли на рынок истребителей пятого поколения с опозданием, и вторая причина, почему Москва решила отложить массовое производство Су-57, — небольшое количество заказов на этот самолет, если не сказать очень маленькое.

Заказ Турции, как мы вам недавно рассказывали, мог быть просто угрозой Эрдогана и может таковой и остаться, в то время как единственным клиентом, поистине заинтересованным в новом истребителе-бомбардировщике, оставалась Индия, которая, как представляется, сделала шаг назад, и именно он может оказаться решающим.

Су-57 — это ястреб без когтей?

Новый российский истребитель-бомбардировщик появился с опозданием по сравнению со своими западными аналогами. Он впервые поднялся в воздух в 2010 году, и сегодня, спустя восемь лет, уступает в развитии, например, F-35, уже поставленному в корпуса морской пехоты США и других стран — в том числе и Италии — участвующих в программе «Джей-эс-эф» (JSF, Joint Strike Fighter — «совместный ударный истребитель») или нацеленных на эксплуатацию самолета.

Производство Су-57 было сопряжено с многочисленными проблемами, главным образом касавшимися двигателей, которые стали настоящей ахиллесовой пятой самолета: новый и окончательный двигатель российского истребителя — турбореактивный мотор под названием «Изделие 30» — не будет устанавливаться на самолет вплоть до 2023-2025 годов, что усугубит отставание по отношению к уже и без того запоздавшей программе, что создает риск, что российские вооруженные силы получат машину с врожденной задержкой в развитии по сравнению с конкурентами.

Несмотря на это, Су-57, который можно было наблюдать на выставке Международного авиасалона в Москве в прошлом году, станет самолетом, достойным уважения, и, безусловно, он будет большим шагом вперед для всей военно-воздушной промышленности России, которая впервые взялась за разработку стелс-технологий. Как мы уже говорили, в Су-57 стелс-технологии не столь эффективны, как в F-22 и F-35. Возможно, это решение продиктовано не только финансовыми ограничениями, но и предположением, что гораздо более эффективно и менее затратно использовать новые РЛС, позволяющие уходить от малозаметности, а не создавать практически невидимую машину.

Gli Occhi Della Guerra, Италия

Читайте также

news.rambler.ru

Зачем Су-57 новый двигатель?: staryiy

Су-57 –официальное название новейшего российского многоцелевого истребителя пятого поколения, созданного на основе проекта ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Официальное название 11 августа 2017 года обнародовал главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев, до этого самолет носил заводской индекс Т-50.

Перспективный истребитель создавался с 2002 года как замена МиГ-29 и Су-27 и на основе двух проектов, разрабатываемых ещё до развала СССР, а именно проекта 1.44 (ОКБ МиГ) и Су-47 (ОКБ Сухого). С развалом Союза прекратилось финансирование проекта 1.44, но Су-47 повезло гораздо больше: он стал использоваться как летающая лаборатория для тестирования новых технических решений.

В 2005 году на проект Т-50 было выделено финансирование по указу президента В.Путина.

Истребитель пятого поколения

Истребители пятого поколения предполагают соответствие определённому набору требований. Это широкое применение стелс-технологий и -материалов, резко снижающих заметность истребителя на радарах противника и инфракрасном диапазоне; получение информации о боевой обстановке с помощью бортовых устройств, использующих пассивные методы ее сбора; арсенал, состоящий из ракет для всеракурсного ближнего воздушного боя; способность вести многоканальную ракетную стрельбу на больших дистанциях; возможность поражать цели в воздухе, на земле и на воде.

Необходимы также способность развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа; сверхманевренность в трёх плоскостях; автоматизация управления бортовыми информационными системами и системами помех; современное электронное оборудование, помогающее летчику принимать и анализировать боевую информацию, а также обмениваться ее с другими источниками; лёгкость управления за счет внедрения компьютерных систем; наличие круговой информационной системы.

Важность двигателя

Изначально на Т-50 устанавливали двигатель АЛ-41Ф1, созданный на основе АЛ-41Ф, который разрабатывался для проекта МиГ 1.44. Это авиационный турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель с управляемым вектором тяги, за счёт круглой формы сопел обладающий всеракурсностью.

АЛ-41Ф1 имеет большой ресурс работы (4000 часов), повышенную надежность, уменьшенный расход топлива и силу тяги в 15 000 кгс, что на 2500 больше, чем у предыдущего двигателя АЛ-31Ф (который на 80% отличается от АЛ-41Ф1).

Для запуска двигателя не требуется кислородная подпитка, поэтому была сделана плазменная система розжига, установленная в камере сгорания и форсажной. Управление двигателем – электронное, цифровое.

АЛ-41Ф1 обеспечил Су-57 бесфорсажный сверхзвуковой полет и сверхманевренность. Одним из недостатков АЛ-41Ф1 является несоответствие принципу малозаметности. Поэтому специально для Су-57 разрабатывался новый двигатель второго этапа под заводским индексом «изделие 30», первое испытание которого было проведено 5 декабря 2017 года.

Изделие 30 имеет тягу без форсажа в 10 500 кгс против 9500 кгс АЛ-41Ф1, а на форсаже – 17 500 кгс против 15000 кгс у АЛ-41Ф1. При этом зубчатая форма края сопла обеспечивает Су-57 малозаметность при сверхманевренности.

Большая часть технических характеристик нового двигателя для Су-57 засекречена, но известно, что при создании лопаток турбины из уникальных жаропрочных никелевых сплавов были применены новейшие технологии. Для изделия 30 также был сконструирован новый компрессор высокого давления.

Этот мощный двигатель открывает новые возможности перед Су-57: позволяет ему летать на более высоких скоростях, длинных дистанциях и новых высотах, а также нести больше вооружения, что повышает боевую эффективность отечественного истребителя.

Привлекательность для экспорта

На Су-57 устанавливаются самые современные системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самое совершенное ракетное и пушечное вооружение.

Истребитель пятого поколения очень сложная и высокотехнологичная конструкция. Только несколько стран может позволить себе проектирование таких машин, не говоря уже о производстве. И не факт, что удастся создать рабочий прототип, который можно будет внедрить в производство и принять на вооружение.

Конкурентами отечественного Су-57 являются американские F-22 Raptor и F-35 Lightning, а также китайский J-20. Однако китайский конкурент до сих пор не получил двигатель, соответствующий проекту, и летает на двигателях АЛ-31Ф российского производства, да и его РЛС отстает по характеристикам. А F-35 зарекомендовал себя как слишком дорогостоящий аппарат, который по характеристикам ближе к истребителям четвертого поколения, а потому не заслуживает такой высокой цены (от 83 млн долл. до 108 млн долл. в зависимости от версии).

Поэтому к 2020-2030 годам (именно тогда начнется массовое производство Су-57) основными вариантами при покупке истребителя пятого поколения на международном рынке станут отечественный истребитель и американский F-22.
Но, во-первых, стоимость F-22 в производстве равна 187 млн долларов, следовательно, экспортный вариант будет ещё дороже, а во-вторых, США не экспортируют его в третьи страны, такое будет возможно только в виде исключения для отдельных союзников по НАТО.

Однако не все лучезарно и у Су-57. Совместный российско-индийский проект носил название FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Доля России в нем сначала составляла 75%, Индии — 25%. Потом доля индийского партнера сократилась до 13% и предполагает теперь поставку индийскими партнерами деталей, не требующих высоких технологий, таких как: покрышки для самолетов, простейшее навигационное оборудование, индикаторы на лобовом стекле и так далее.

Учитывая, что совместная российско-индийская машина будет поставляться в третьи страны, часть прибыли от экспорта для Индии также сократиться до 13%, а вполне возможно, станет еще меньше. Помимо этого индийские военные предъявляют претензии к малозаметности Су-57, якобы она их не удовлетворяет, и недовольны тем, что российские коллеги не делятся технической документацией.

Не отстают от индийских военных и индийские политики, заявляющие о нецелесообразности продолжения сотрудничества с Россией по данному проекту, так как Индии уже поставляются французские истребители Rafale, а также она может закупать американские F-35.

Единственное преимущество F-35 перед Су-57 в том, что он уже поступил в производство, хотя у него и осталось огромное количество недостатков.

Предположительная экспортная стоимость Су-57 равна примерно 100 млн долл., а для отечественных ВКС она составит около 50 млн долл. Таким образом, продавая один истребитель на экспорт, российские военные могли бы получать две машины для нашей армии.

Уже в 2015 году Минобороны заявило, что вместо 60 заявленных истребителей сможет купить только 12. А с учетом того, что Россия медленно, но верно теряет индийский рынок вооружений, а стран, способных в большом количестве закупать такую технику, как Су-57, немного, то будущее FGFA очень туманно.
Источник


staryiy.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *