Су-34 «Утёнок» - незаменимый самолёт для авиации ВКС России

Су-34 — новейший российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик. В СМИ и в ВКС России самолёт имеет неофициальное название «Утёнок», предназначен для замены устаревших самолетов Су-24М и Су-25. Су-34 предназначен для решения широкого спектра задач: нанесение ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника, уничтожение надводных кораблей, ведение радиоэлектронной борьбы, уничтожение воздушных целей и нанесение стратегических ударов (в том числе ядерных).

Истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет сверхманевренность, единственная фигура высшего пилотажа недоступная Су-34 это «Кобра Пугачева». Су-34 имеет большой боевой радиус действия, при использовании подвесных топливных баков и малой боевой нагрузке самолёт способен использоваться в качестве стратегического бомбардировщика.

Су-34 на авиабазе

История разработки

Предшественниками Су-34 были фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель-бомбардировщик Су-17 и Миг-27. Су-24 был специализированным бомбардировщиком, предназначенным для бомбовых ударов. Фронтовой бомбардировщик Су-24 мог атаковать цель на малых высотах (50-150 метров), для этого он имел автоматическую систему огибания рельефа местности. Атака на малой высоте затрудняла обнаружение самолета вражескими радарами и повышала точность бомбометания.

Су-24М имел крыло изменяемой стреловидности, что повышало его аэродинамические характеристики, на больших скоростях полёта более эффективна большая стреловидность, а на малых (взлет, посадка) — меньшая. Модернизированный Су-24М получил усовершенствованную авионику (самолёт смог использовать корректируемые авиабомбы КАБ-500, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-59 «Овод», Х-29) и некоторые другие улучшения.

Полет Су-34 на околозвуковой скорости

Фронтовой бомбардировщик Су-24М мог использовать ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности Р-77. Однако самолет третьего поколения легко засекался вражескими РЛС, имел малую бомбовую нагрузку (стандартно 4 тонны, максимально 7,5), не был способен эффективно противодействовать вражеским истребителям (самолет не имел высокой маневренности, эффективного вооружения класса «воздух-воздух»), имел очень маленький боевой радиус (500 км со стандартной нагрузкой 4 тонны, при нагрузке 7,5 тонны радиус был менее 350 км).

Самолеты Су-17 и Миг-27 имели еще меньшую бомбовую нагрузку (около 2-3 тонн), были в большей степени истребителями, чем бомбардировщиками. Су-25 был штурмовиком и не имел столько возможностей, сколько бомбардировщик (за исключением модернизированных версий). К тому же к концу 80-х все эти самолеты устарели по большинству показателей и не отвечали современным требованиям. Был нужен принципиально новый самолет.

Радиолокационная станция Ш-141

Самолет Су-34 имеет радиолокационную станцию Ш-141 предназначенную для обнаружения широкого спектра целей. РЛС обеспечивает обнаружение:
— крупных наземных целей до 200-250 км;
— наземных целей в среднем до 150 км;
— танковые колонны до 75 км;
— крупных транспортных самолетов (без стелс) до 250 км;
— истребителей (поколения 4, 4+,4++) до 90 км.

Так же самолет имеет РЛС заднего обзора, способную засекать вражеские ракеты и самолеты, попытавшиеся атаковать Су-34 сзади. Дальность обнаружения целей в задней полусфере порядка 5-20 км (отсутствуют точные данные в прессе, для ракеты дальность обнаружения меньше, для самолета больше). Многими экспертами высказывается мнение, что самолет может наводить ракеты на цели, находящиеся в задней полусфере (что в свою очередь является уникальной технологией).

ТРДД АЛ-31Ф-М1

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 имеет два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф-М1 с форсажной камерой. Двигатели АЛ-31Ф-М1 развивают максимальную тягу 13300 кгс. Максимальная скорость при использовании данных двигателей доходит до 1900 км/ч.

Назначение Су-34

Истребитель-бомбардировщик Су-34 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по широкому спектру цель: от одиночных танков и БМП до крупных промышленных объектов и кораблей.

Су-34 имеет 12 узлов подвески вооружения; может использовать всю номенклатуру неуправляемых авиабомб калибром до 1500 кг; корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500; всю номенклатуру неуправляемых авиационных ракет; управляемые ракеты Х-29, Х-58, Х-15, Х-59 «Овод», Х-55/555, Х-35 «Уран» и Х-31. Стандартный боевой радиус действия 1100 км (с меньшим вооружением и подвесными топливными баками радиус действия до 3500 км).

Пуск ракеты

Боевое применение

1. Пятидневная война (август 2008 года) в Южной Осетии: Су-34 в количестве 2-х единиц применялся для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех «Хибины» (еще до принятия на вооружение).

2. Военная операция России в Сирии (с 30 сентября 2015 года).

Красивый эффект от испарения влаги при в процессе преодоления звукового барьера

Модернизация Су-34

Су-34М — перспективная модернизация российского истребителя-бомбардировщика Су-34 «Утёнок». Самолёт получит усовершенствованную электронику, новые двигатели семейства АЛ-41Ф, сможет использовать новые типы ракет (Х-59МК2). Внешне самолёт не будет отличаться от базовой версии. Изменения коснутся авионики, средств РЭБ и двигателей.

Высказывается мнение, что на самолёте заменят прицельно-навигационный комплекс «Платан» на модернизированный или новый комплекс. Также планируется сильно повысить возможности радиоэлектронной борьбы (РЭБ), путём добавления нового съемного контейнера, который будет крепиться на одной из 12 точек подвески самолёта. Комплекс радиоэлектронной борьбы «Хибина», расположенный в двух контейнерах на законцовках крыльев останется и будет дополнять новый комплекс РЭБ.

Самолёт получит перспективную управляемую ракету класса «воздух-поверхность» большой дальности Х-59МК2. Ракета будет иметь максимальную дальность 285 км, на ней будут частично применены технологии снижения радиолокационной заметности (стелс).

Авиационная управляемая ракета Х-59МК2

Длина ракеты составляет 4,2 метра. Х-59МК2 оснащена складным крылом, длина которого от одного конца до другого 2,45 метра. Стартовый вес ракеты около 770 кг. Ракета способна запускаться на высотах от 200 метров до 11 км при скорости полёта от 0,5 до 0,9 Махов (один Мах равняется скорости звука). Во время запуска цель должна находиться в передней полусфере в пределах 90 градусов.

Ракета Х-59МК2 летит на высоте 50-300 метров, скрываясь от радаров противника (радары плохо обнаруживают цели на малых высотах, так как они «сливаются с поверхностью земли»). Вероятное отклонение ракеты от цели не превышает 5 метров (при максимальной дальности в 285 км)!

Боевая часть ракеты имеет массу 310 кг, что позволяет ракете наносить большой урон вражеским целям. Также большая масса БЧ позволит уничтожать широкий спектр целей (от кораблей и промышленных объектов до колонн бронетехники и зенитно-ракетных комплексов). Ракета имеет малогабаритный турбореактивный двигатель, способный развивать скорость до 1000 км/ч. Помимо Су-34М, ракету способен использовать самолёт пятого поколения Су-57.

Данная ракета существенно повысит возможности и перспективного истребителя-бомбардировщика Су-34М и перспективного истребителя пятого поколения Су-57.

Весьма вероятно, что Су-34М сможет использовать ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 и КС-172.

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37

Максимальная дальность пуска Р-37 составляет 300 км. Такая большая дальность позволяет ракете уничтожать на больших дистанциях вражеские стратегические бомбардировщики и крупные транспортные самолёты. Боевая часть ракеты порядка 60 кг. Стартовая масса ракеты 600 кг.

Ракета состоит на вооружении ВКС России и используется высотными истребителями-перехватчиками Миг-31БМ и многоцелевыми истребителями Су-35С. Некоторые источники утверждают, что также ракету способны нести самолёты Су-27. Вероятно, Су-27 нуждаются во внешнем целеуказании при пуске на предельные дальности, потому что их радары не способны засекать на таких больших дистанциях воздушные цели.

Также, вероятно, Су-34М смогут нести перспективные ракеты КС-172 с максимальной дальностью пуска 400 км.

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой АЛ-41Ф

Самолёт Су-34М получит новые двигатели с большей реактивной тягой. Двигатели будут иметь отклоняемый вектор тяги, что повысит маневренность самолёта. Новые двигатели нужны самолету, так как Су-34 весит в полтора раза больше, чем Су-27 на базе которого он разработан.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утёнок» является грозным оружием за счёт мощного и разнообразного вооружения, систем РЭБ, большого боевого радиуса и отличной маневренности. Модернизированная версия повысит возможности Су-34.

/Александр Растегин/

army-news.ru

Характеристики российского самолёта-истребителя Су 34

Су 34 относится к поколению самолётов 4++ и является фронтовым бомбардировщиком, способным наносить бомбовые удары в оперативном тылу противника в любых условиях погоды, днём и ночью с использованием преимущества малых высот, искать и уничтожать воздушные цели, а также бронетехнику и живую силу врага на поле боя.

История создания истребителя Су 34

В 1986 году назначенный руководителем проекта главный конструктор Су 34 Мартиросов приступил к его разработке. На базе Су 27УБ нужно было построить такую машину, которая сочетала бы такие противоречивые качества, как дальность полёта и большую боевую нагрузку вместе с сохранением высокой скорости и маневренности.

Су 34

По ходу разработок постепенно вырисовывалась общая концепция самолёта. Изменили положение пилотов в кабине – они теперь располагались рядом друг с другом, что разрешило повысить эргономические качества и создать выгодные условия для дальних перелётов. Самолёт оснастили новейшим РЛО, установили ПГО и изменили геометрию крыла, сделав новый наплыв, поставили нерегулируемые заборники воздуха. Разработчики разместили в носовой части приёмную штангу системы топливной дозаправки в полёте.

Эскизный проект машины был готов в 1989 году, а первый прототип построили в 1990 году, но в связи с распадом СССР работы по проекту прекратились. Лишь в 1994 году на Новосибирском авиапредприятии изготовили первый серийный самолёт и опробовали в воздухе. В 1995 году истребитель-бомбардировщик Су 34 показали на авиационной выставке во Франции.

Возможность провести государственные испытания появилась только в 2006 году, они затянулись до 2011 года и, наконец, в 2014 году Су 34 в штате ВВС России.

Особенности самолёта Су 34

Самолёт собран по традиционной аэродинамической компоновке со среднерасположенным крылом трапециевидной формы с передним горизонтальным оперением типа «утка» и двухкилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Передняя часть корпуса машины напоминает клюв утки, из-за чего

Су 34 получил среди пилотов прозвище «Утёнок». Силовая установка предоставлена двумя двигателями АЛ-31Ф-М1 и дополнительной вспомогательной установкой для запуска на необорудованных аэродромах.

Су 34 взлет

Конструктор позаботился о защите пилотов.  Бронекапсула кабины, которая весит более полутора тонны, выполнена из 17-мм брони титановых сплавов. Вход осуществляется снизу через нишу основной стойки шасси. Защиту из брони имеют двигатели и основные агрегаты самолёта.

В кабине экипажа предусмотрены удобства для продолжительного полёта – зона отдыха, биотуалет, запас пищи и воды, микроволновая печь. Катапультные кресла оборудованы массажными устройствами. Индикация на лобовом стекле представляет информацию о полёте, которую видно даже не находясь в кресле пилота. Имеется прогулочное пространство, работает система кондиционирования и отопления, в кабине не нужны кислородные маски.

После модернизации предусмотрена установка двигателей АЛ-41Ф, которые могут в режиме «супекруз» поддерживать сверхзвуковую скорость Су 34 неограниченное время. Четыре топливных бака объёмом 12500 литров защищены от взрыва и пожара за счёт заполнения пенополиуретаном, не дающим образоваться горючей газовоздушной смеси.

Су 34 кабина

Радиолокационное, оптиколокационное и телевизионное прицельное оборудование разрешают поражать цели управляемыми ракетами на расстоянии до 2500 км, не заходя в зону действия ПВО противника.

Характеристики истребителя-бомбардировщика Су 34

  • Размах крыла – 14,7 м
  • Длина самолёта – 23,3 м
  • Площадь крыла – 62 м2
  • Максимальный взлётный вес – 45 т
  • Запас топлива в баках – 12100 кг
  • Полезная нагрузка – 8 т
  • Двигатели – 2 х АЛ-31Ф-М1
  • Тяга на форсаже – 2 х 12800 кгс
  • Наивысшая скорость у земли – 1400 км/ч
  • Наибольшее число М – 1,8
  • Практический потолок – 15 тыс.м
  • Дальность полёта на высоте – 4 тыс.км
  • Дальность полёта у земли – 1 тыс.км
  • Максимально допустимая перегрузка – 7
  • Экипаж – 2 чел

Что касается вооружения Су 34, в зависимости от дальности и цели полёта на 12 точках подвески можно разместить в пределах 8 тысяч килограмм:

  • Неуправляемые ракеты
  • Управляемые ракеты типа Х-25, «Москит», «Яхонт», «Альфа»
  • Управляемые ракеты Х-59М
  • Бомбы различных калибров
  • Корректируемые бомбы КАБ-500 и КАБ-1500
  • 8 ракет Р-27, 8 ракет Р-77, 6 ракет Р-73
  • Радиобуи разных типов

Су 34

Боевое применение самолёта Су 34

Впервые участие в боевых действиях Су 34 принял при «Пятидневной» войне против Грузии в 2008 году. Прикрывая действия ударной авиации, Су 34 разбил основную грузинскую РЛС невдалеке от деревни Шавшвеби под Гори.

В марте 2012 года фронтовой бомбардировщик Су 34 применялся для нанесения высокоточных ударов для уничтожения боевиков в Южной Осетии и Дагестане. Детали операции остаются неизвестными, а командование оценило действия фронтового бомбардировщика как удовлетворительные, подчеркнув, что в условиях лесистой и горной местности добиться лучшего невозможно.

На базу в провинции Латакия в сентябре 2015 года перелетели шесть Су 34 из России. Об их участии в боевых действиях стало известно из арабских СМИ, когда боевикам ИГИЛ удалось сбить один Су 34 из зенитной пушки при атаке на скопление боевиков. Самолёт упал, один пилот успел катапультироваться и попал в плен, судьба второго члена экипажа неизвестна.

Су 34 вид снизу

Интересные факты и случаи из эксплуатации

Факт небоевого применения Су 34. 18 апреля 2016 года пара Су 34 разбомбила ледяной затор на Северной Двине. Заходя на бомбометание по одному, они сбросили около 4 тонн бомб за два захода в районе Кобылинских перекатов, попав точно в нужное место.

В июне 1995 года перед вылетом на авиационный салон во Францию решили показать новый самолёт генеральному конструктору Су 34 Симонову М.П. После четвёртого разворота основное шасси не вышло, экипаж, поняв обстановку заложил вираж с большим креном и буквально вытолкнул основные стойки, после чего машину благополучно посадили на бетонную полосу. Можно понять чувство генерального конструктора, ведь спасли не только новый опытный самолёт, но и не сорвали показ его на французском авиационном салоне.

3 августа того же года лётчик-испытатель В. Петруша и штурман В. Ощепков, загрузив пять тонн бомб и ракет поднялись на высоту 15050 м, установив тем самым новый мировой рекорд, попутно подняв 5129 кг полезной нагрузки на 2000 м и превысив ещё одно достижение.

В этом же месяце 19 числа на МАКС-99 превышены ещё три мировых достижения, лётчик-испытатель И. Соловьёв и штурман-испытатель В. Шендрик для самолёта со взлётной массой до 45 т. достигли высоты 16150 метров с полезной нагрузкой 2,3 тонны, какую реактивный самолёт такого класса не достигал ещё никогда.

Су 34

Ещё один печальный факт, выполняя посадку на аэродроме Бутурлиновка, Су 34 4 июня 2015 года выкатился за пределы полосы и перевернулся, члены экипажа остались целы и невредимы.

На 23 февраля 2016 года в строю по охране воздушного пространства у российских ВКС России находятся 83 истребителя-бомбардировщика Су 34, производство которых налажено в НАПО им. В. Чкалова (город Новосибирск), в сборке задействованы 6 тысяч рабочих и инженеров.

Нанесение авиаудара бомбардировщиками Су-34 на учении «Центр-2015»

Видео самолёта-истребителя Су 34:

 

aviarf.ru

Су-34 Википедия

Су-34 (изделие «Т-10В», по ификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[6], поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[7] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Су-34 бортовой номер «05 Красный»

ru-wiki.ru

Су-34 - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[5], поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[6] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Су-34 бортовой номер «05 Красный»

encyclopaedia.bid

Су-34 - российский истребитель-бомбардировщик | Блог Саня Наумов

Су-34 российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик, разработанный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям в любых метеорологических условиях днём и ночью.

                                  Бомбардировщик Су-34 - видео

                                                              Су-34 в Сирии

Концепция самолета подразумевает способность выполнять высокоточные бомбардировки целей в том числе в режиме бронированного штурмовика на низкой высоте с возможностью нахождения в плотном огне ПВО и со средствами подавления ПВО, в том числе необычно мощными средствами РЭБ. При этом Су-34 разработан с учетом возможности самообороны от истребителей противника без необходимости обязательного прикрытия собственными истребителями, в том числе обстрел нападающих истребителей ракетами в своей задней полусфере. Еще одна отличительная особенность Су-34 — это обеспечение дальности полета, приближающейся к стратегическим бомбардировщикам, включая необычно высокие средства комфорта экипажа с учетом таких длительных перелетов Су-34 характеризуется повышенной грузоподъемностью и следовательно большим запасом боеприпасов и топлива за счет аэродинамической схемы «Утка» (переднего горизонтального оперения).

По основным боевым возможностям Су-34 относится к поколению самолётов поколения 4++ за счет развитой авионики, ЭДСУ и большого ассортимента управляемого вооружения. От истребителей пятого поколения как F-22 или Т-50 фронтовой бомбардировщик Су-34 отличает ограниченное применение стелс-технологий и отсутствие размещения вооружения внутри фюзеляжа, однако концепция Су-34 больше ориентирована не на скрытность, а на агрессивное применение РЭБ, а также использование намного большего боекомплекта как по массе (до 8 тонн), так и по разнообразию используемых бомб и ракет ввиду первостепенных задач уничтожения наземных целей.

История

Разработка Су-34 началась в СССР

cont.ws

Су-34 Википедия

Су-34 (изделие «Т-10В», по кодификации НАТО: Fullback — «Защитник») — российский многофункциональный истребитель-бомбардировщик, предназначенный для нанесения ударов авиационными средствами поражения по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине в условиях сильного противодействия средствами противовоздушной обороны противника за счёт уникальных боевых качеств и применения современных средств радиоэлектронной борьбы[6], поражения воздушных целей противника днём и ночью в простых и сложных метеорологических условиях[1].

По своим боевым возможностям Су-34 относится к поколению 4++[7] и позволяет осуществлять выполнение основных боевых задач без сопровождения истребителями прикрытия ввиду высоких боевых качеств, позволяющих вести самостоятельно манёвренный воздушный бой с любыми существующими истребителями противника на равных условиях.

Су-34 бортовой номер «05 Красный»

ruwikiorg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о