Крушение Су-24 в Сирии: обстоятельства и гипотезы — Рамблер/новости

Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Российский бомбардировщик Су-24 разбился при взлете с аэродрома «Хмеймим» в Сирии. Члены экипажа не успели катапультироваться и погибли. В российском Минобороны отметили, что причиной произошедшего могла стать техническая неисправность. «Газета.Ru» узнала у авиационных экспертов, что могло привести к крушению самолета.

Российский бомбардировщик Су-24 разбился в Сирии при взлете с правительственного военного аэродрома «Хмеймим», оба члена экипажа погибли. Об этом сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России.

«Десятого октября при совершении разгона на взлет с аэродрома «Хмеймим» (Сирия) для выполнения боевой задачи выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился самолет Су-24. Экипаж самолета не успел катапультироваться и погиб», — рассказали в военном ведомстве.

Согласно докладу с места происшествия, причиной крушения Су-24 могла стать техническая неисправность. В военном ведомстве также уточнили, что на земле разрушений и жертв в результате авиапроисшествия нет.

«Газета.Ru» обратилась к одному из авиационных экспертов, полковнику, военному летчику-снайперу, в прошлом командиру бомбардировочного авиационного полка, имеющему налет на бомбардировщике Су-24 в несколько тысяч часов.

«Не могу даже выдвинуть ни одной версии произошедшего, — пояснил изданию военный авиатор. — Нам практически ничего не известно об обстоятельствах этой катастрофы.

По его словам, принципиальным является конкретный момент катастрофы. Если она случилась, когда самолет находился на полосе, то можно выдвигать одни версии. Предположим, что-то связанное с двигателями. А если самолет оторвался от полосы, то уже возможны другие версии.

«Одно можно сказать точно — если летчики не успели воспользоваться средствами спасения, иными словами катапультироваться, а современные системы дают шанс на спасение экипажа при нулевой высоте, ситуация на борту Су-24 развивалась необычайно скоротечно», — резюмирует эксперт.

«Данных пока очень мало, чтобы выдвинуть хотя бы какую-нибудь правдоподобную гипотезу. Если на борту возник пожар, то летчики должны немедленно покинуть самолет, — рассказал «Газете.Ru» заслуженный военный летчик, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев. — При пожаре на борту самолета срабатывает такая световая и звуковая сигнализация, что хочешь, не хочешь, а выпрыгнешь. Почему этого не было сделано, непонятно. Значит, на борту самолета был взрыв? Столкновение с каким-либо препятствием типа машины аэродромно-технического обслуживания? Пока только гипотеза на гипотезе».

По словам эксперта, самолет может загореться только в том случае, если произошел пожар в двигателе или он скользил фюзеляжем по бетону ВПП (раньше времени убрал шасси?). Само по себе прекращение взлета еще не трагично. Можно, в конце концов, тормозить колесными тормозами вплоть до сжигания резины шасси. Наконец, в конце взлетно-посадочной полосы устанавливается АТУ — автоматизированное тормозное устройство — оно препятствует выкатыванию самолета за пределы ВПП.

«Если на борту самолета возник пожар, то руководитель полетов должен дать команду — немедленно покинуть самолет, — пояснил Мальцев, — значит, и к этой службе возможны претензии. Но подчеркну еще раз — данных слишком мало.

Обстоятельства катастрофы неизвестны. Поэтому мы можем строить только предположения самого общего плана».

В ноябре 2015 года турецкий истребитель сбил такой же российский бомбардировщик в 1 км от границы с Турцией, в сирийской Латакии. В результате инцидента погиб командир экипажа Олег Пешков. Оба пилота успели катапультироваться из сбитого самолета, но боевики расстреляли Пешкова с земли. Штурмана удалось спасти, однако в ходе спасательной операции погиб еще один российский военнослужащий.

За время военной кампании в Сирии российские ВКС неоднократно теряли воздушные суда различных моделей. В апреле прошлого года над территорией САР потерпел крушение российский боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник».

Позднее стало известно, что причиной крушения вертолета могла стать ошибка пилотов. По словам источника, знакомого с результатами расшифровки «черных ящиков», летчики упавшего Ми-28Н потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей. На Ми-28Н не предусмотрена система катапультирования в воздухе — оба члена экипажа погибли.

В декабре 2016 года в Средиземном море потерпел крушение российский истребитель Су-33, осуществлявший посадку на авианосец «Адмирал Кузнецов». Тогда самолет выкатился за пределы палубы авианосца из-за обрыва троса аэрофинишера. Пилота спасли — он успел катапультироваться, после чего был подобран вертолетом.

Похожий случай произошел всего за несколько недель до инцидента с Су-33 — тогда при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море потерпел крушение российский истребитель МиГ-29. Самолет упал за несколько километров до авианесущего крейсера из-за технической неисправности. Летчик катапультировался и был доставлен на борт авианосца.

Читайте также

news.rambler.ru

Основные версии крушения Су 24 в Сирии

В армии острый дефицит тех, кто занимается обслуживанием военной техники, утверждают экспертыФото: военнослужащий российского контингента в Сирии

Катастрофы, аналогичной той, что произошла накануне на российской военной базе в Сирии, могут повториться и в будущем. Случившееся стало тревожным сигналом для министерства обороны и вскрыло серьезную проблему, утверждают опрошенные «URA.RU» военные эксперты.

Накануне бомбардировщик, отправлявшийся на боевое задание, выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и взорвался. В результате погибли летчики Юрий Медведков и Юрий Копылов.

В среду, 11 октября, «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщил, что причиной аварии бомбардировщика Су-24М ВКС России в Сирии могло стать то, что машина находилась в так называемом невзлетном положении. Причины этого и следствие ошибки экипажа, и технические неполадки. Между тем более точно установить причину трагедии поможет параметрический самописец самолета. Глава Минобороны Сергей Шойгу приказал создать специальную комиссию для выяснения причин ЧП.

Порой из-за высокой нагрузки самолеты в Сирии не успевают обслуживать должным образом, говорят военные

Фото: военнослужащий российского контингента в Сирии

Руководитель Центра военного прогнозирования, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок утверждает, что «с большой долей вероятности, не были выполнены в полном объеме все необходимые по регламенту работы». «Скорее всего, самолет уже не первый день нуждался в ремонте, но его могли откладывать — дескать, ничего не случится, если еще немного полетает. К сожалению, у нас такое бывает», — пояснил он «URA.RU».

По мнению эксперта, одна из серьезных проблем российской армии сегодня заключается в остром дефиците кадров, которые непосредственно занимаются обслуживанием военной техники: «Сложилась парадоксальная ситуация: в последние годы в вооруженные силы поступило немало современной техники, а обслуживать ее некому. Насколько мне известно, необходимый для этого персонал был потерян в то время, когда министром обороны был Анатолий Сердюков. Сейчас очень сложно взять и в одночасье восстановить это направление. Именно поэтому существует большой риск того, что подобные трагедии будут повторяться».

Цыганок полагает, что в пользу версии о технической неисправности говорит тот факт, что бомбардировщик потерпел крушение при взлете. «Не исключаю, что в ходе начавшегося расследования выяснится, что члены экипажа ранее уже сообщали о возможных неполадках», — сказал собеседник агентства.

В российской армии стоит острая проблема с летным составом, а также с техническим персоналом, подтверждает военный эксперт, полковник Михаил Тимошенко. «Все прекрасно помнят, как в ходе блестящей реформы экс-министр обороны Сердюков разом прихлопнул военные училища. Он руководствовался сугубо либерально-рыночным подходом. К чему это привело — мы сегодня видим», — рассказал «URA.RU» Тимошенко. По его словам, под сокращение попали и учебные заведения, занимавшиеся подготовкой технических кадров для армии.

Одной из возможных причин крушения Су-24 в Сирии специалисты называют человеческий фактор

Фото: военнослужащий российского контингента в Сирии

«Су-24 — очень сложная машина. Если вы посмотрите на статистику, то убедитесь, что этот самолет — лидер по аварийным случаям. В Сирии машины эксплуатируются очень интенсивно. Вполне вероятно, что с учетом напряженного режима машину просто не успели должным образом обслужить. Просто сами летчики ошибиться на взлете не могли. Они же ведь даже не катапультировались, поскольку были уверены, что взлетят», — отметил Тимошенко.

Военный обозреватель, офицер ВВС в запасе Александр Жилин, в беседе с «URA.RU» утверждает, что в Сирии инженерно-технический и летный состав укомплектован полностью: «Там несут службу высококлассные специалисты, поскольку они выполняют боевые задачи. Однако любая военная техника на сто процентов не застрахована от отказов».

Он считает приоритетными две версии ЧП. Согласно первой, при взлете у бомбардировщика могло произойти разрушение сопла, в результате чего упала тяга и самолет рухнул. Вторая версия — попадание птицы. По словам собеседника «URA.RU», такие случаи иногда происходят и заканчиваются трагедиями.

Впрочем, Жилин не исключил и то, что мог иметь место пресловутый «человеческий фактор»: «Су-24 — очень надежный самолет, однако он требует очень хорошего ухода за аэродромом. Так, на полосе не должно валяться камней, мусора и других посторонних предметов. В ином случае, если таковой предмет попадает в воздухозаборник, это может привести к разрушению двигателя и катастрофе».

ura.news

российский бомбардировщик Су-24 разбился при взлёте в Сирии — РТ на русском

Российский самолёт Су-24 потерпел крушение при взлёте с аэродрома Хмеймим в Сирии. Об этом сообщили в Минобороны России. Члены экипажа бомбардировщика не успели катапультироваться и погибли. На земле разрушений в результате инцидента нет. Причиной ЧП могла стать техническая неисправность, считают в ведомстве.

Российский бомбардировщик Су-24 разбился при взлёте с сирийского аэродрома Хмеймим. Об этом сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

«10 октября при совершении разгона на взлёт с аэродрома Хмеймим (Сирия) для выполнения боевой задачи выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и разрушился самолёт Су-24», — говорится в сообщении ведомства.

Отмечается, что экипажу самолёта выжить не удалось. 

«Экипаж не успел катапультироваться и погиб», — сообщили в министерстве. 

По данным российского ведомства, причиной ЧП могла стать техническая неисправность. На земле разрушений в результате инцидента нет.

Бомбардировщик Су-24 был создан в 1960-е годы в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) Павла Сухого. В эксплуатацию самолёт ввели в 1974 году, а через год его приняли на вооружение. 

Самолёт предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в различных метеоусловиях, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Су-24 производили до 1983 года, после чего стали выпускать новую модификацию самолёта, которая постановлением правительства от 22 июня 1983 года была принята на вооружение под обозначением Су-24М. По оценке специалистов, боевая эффективность Су-24М выросла в 1,5—2 раза.

Также по теме

92 тысячи авиаударов: каких результатов достигли ВКС России за два года операции в Сирии

30 сентября воздушной операции РФ в Сирии исполняется два года. В отличие от США и других западных стран, Москва действует в арабской...

Операция ВКС России в Сирии по уничтожению террористов проводится с 30 сентября 2015 года. 

Воздушно-космические силы РФ действуют в САР на основании договора от 26 августа 2015 года, который позволяет Москве держать в стране авиационную группировку.

В общей сложности за два года проведения операции российские ВКС совершили более 92 тыс. воздушных ударов. По состоянию на сентябрь 2017 года авиация РФ уничтожила более 53,7 тыс. боевиков, 8,3 тыс. командных пунктов, 17,2 тыс. опорных пунктов, 970 лагерей подготовки и 9,3 тыс. объектов инфраструктуры террористических организаций.

С осени 2015 года авиаудары по боевикам наносят фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25СМ. 

Кроме того, в Сирии применяются самолёты дальней авиации Ту-95 и Ту-160. 

В 2016 году на базу Хмеймим был переброшен Су-35C, который является результатом существенной модернизации истребителя Су-27, сконструированного в конце 1970-х годов.

Также по теме

В зоне поражения: какое оружие применяет российская армия в борьбе с террористами в Сирии

Миссия Вооружённых сил РФ в Сирии стала крупнейшей зарубежной военной операцией современной России. Благодаря российским военным...

Армейская авиация в Сирии представлена модифицированными под военные нужды вертолётами Ми-8, ударными машинами Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор».

Вертолёты участвуют в охране авиабазы, поисково-спасательных операциях, уничтожают скопления живой силы и бронетехники, используя ПТУР «Атака» и «Вихрь». От поражения с земли армейскую авиацию защищает комплекс радиоэлектронного противодействия «Президент-С». В период сирийской операции было потеряно всего четыре вертолёта.

Российские военные также применяют в Сирии беспилотные летательные аппараты: лёгкие «Орлан-10», «Эникс-3» и тяжёлые «Форпосты», которые производятся в РФ по израильской лицензии. Общее количество беспилотников в САР оценивается в 70 единиц.

Российская система противовоздушной обороны в Сирии представлена зенитными ракетными комплексами С-300 и С-400 «Триумф», зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С1» и ЗРК «Бук-М2».

  • Вертолёт Ми-28
  • РИА Новости
  • © Виталий Аньков

Аварии с МиГ-29 и Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов»

За время операции ВКС в Сирии Россия потеряла несколько самолётов и вертолётов. 

14 ноября 2016 года истребитель МиГ-29 потерпел аварию в Средиземном море во время захода на посадку за несколько километров до авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». 

Лётчику удалось катапультироваться.

Как сообщали в Минобороны, инцидент произошёл во время тренировочного полёта.

  • МиГ-29
  • Reuters
  • © Viktor Korotayev

Причиной аварии стала техническая неисправность.

5 декабря 2016 года после выполнения боевой задачи в Сирии при посадке на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» самолёт Су-33 выкатился за пределы палубы. Пилот выжил.

Источник в оборонно-промышленном комплексе заявил, что причиной аварий двух палубных истребителей МиГ-29К и Су-33 на авианосце «Адмирал Кузнецов» стал обрыв троса аэрофинишёра.

«В случае с потерей МиГ-29К трос оборвался вследствие того, что самолёт приземлялся на палубу под критическим углом. Посадка же Су-33 происходила штатно, и в этом случае можно предварительно говорить о некачественном тросе», — приводит РИА Новости сообщение источника.

  • Истребитель Су-30СМ на аэродроме
  • РИА Новости
  • © Евгений Епанчинцев

Сбитый Ми-8 в Идлибе

1 августа 2016 года вертолёт ВКС России Ми-8 был сбит в сирийской провинции Идлиб. На борту вертолёта находились три члена экипажа и два офицера российского Центра по примирению враждующих сторон. Все они погибли.

Как сообщали в Генштабе, вертолёт возвращался после выполнения гуманитарной миссии по доставке продовольствия и медикаментов жителям города Алеппо. 

«Вертолёт был сбит с земли над районом, находящимся под контролем вооружённых формирований террористической группировки «Джабхат ан-Нусра»* и примкнувших к ней отрядов так называемой умеренной оппозиции», — говорилось в заявлении начальника Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергея Рудского.

12 апреля 2016 года вертолёт Ми-28Н ВКС РФ разбился в районе сирийского Хомса. 

«Два члена экипажа погибли. При выполнении поисково-спасательных работ тела погибших лётчиков эвакуированы и находятся на авиабазе Хмеймим. По докладу с места крушения, огневого воздействия на вертолёт не было», — цитирует РИА Новости сообщение Минобороны. 

Крушение Су-24

В ноябре 2015 года российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 над территорией Сирии. Он упал в 4 км от границы с Турцией. Генштаб России заявлял, что самолёт не пересекал границу Турции, это подтверждают данные сирийской ПВО.

Во время катапультирования пилот самолёта Олег Пешков был расстрелян с земли боевиками на территории, которую контролировали сирийские туркмены. Погибшему лётчику было присвоено звание Героя России посмертно.

После инцидента с Су-24 российские штурмовики и бомбардировщики, включая машины дальней авиации, вылетают на боевое задание только под прикрытием истребителей.

* «Джабхат ан-Нусра» — террористическая группировка, запрещённая в России.

russian.rt.com

В Сирии разбился бомбардировщик Су-24, экипаж погиб

10 октября на авиабазе Хмеймим (Латакия) при вылете на боевое задание произошла катастрофа фронтового бомбардировщика Су-24М: самолет при разгоне на взлёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и взорвался. Экипаж самолёта не успел катапультироваться и погиб. Разрушений на земле из-за крушения самолёта нет. Об этом сообщило Минобороны РФ. Погибли лётчики Юрий Медведков и Юрий Копылов. Министр обороны Сергей Шойгу приказал создать специальную комиссию, которая установит причины ЧП. От более подробных комментариев в ведомстве воздержались, также не сообщается, была ли детонация боекомплекта или самолёт взорвался только из-за воспламенившегося топлива.

По информации источников газеты “КомерсантЪ”, инцидент произошел в момент вылета экипажа самолёта на боевое задание. Капитанам Юрию Медведкову (командир) и Юрию Копылову (штурман) предстояло нанести удары по пунктам управления и оружейным складам радикальных исламистов в сирийской провинции Дейр-эз-Зор. По утверждению военных, перед вылетом технические специалисты полностью проверили самолёт, нареканий к его состоянию не возникло. Не было сомнений у командования авиабазы в Хмеймиме и в квалификации лётчиков: и капитан Медведков, и капитан Копылов считались опытными пилотами, не раз вылетавшими на боевые задания в Сирии. На хорошем счету они были и в 72-й гвардейской авиационной базе в Черняховске (Калининградская область), где проходили службу до командировки в Сирию: оба имели опыт пилотирования самолётов на малых и сверхмалых высотах, в ночных условиях, а также при метеорологическом минимуме.

По словам собеседников “Ъ”, получив задание, пилоты сели в самолёт и без проблем выполнили руление на ВПП, после чего приступил к взлёту. Преодолев примерно две трети взлётно-посадочной полосы, бомбардировщик должен был оторваться от земли и начать набирать высоту, но этого не произошло. По словам очевидцев, Су-24М на взлётной скорости (примерно 400 км/ч) продолжил движение и спустя несколько секунд выкатился за пределы полосы, у самолёта подломилась передняя стойка шасси и он, ударившись о землю, получил серьёзные повреждения и загорелся. Из деформировавшихся топливных баков (самолёт был заправлен почти полностью) начало вытекать топливо, раздался взрыв. Шансов выжить у пилотов не было.

Источник "Ъ", близкий к комиссии Минобороны, рассказал что данные предварительных отчётов указывают, что механизация крыла и горизонтальное оперение были в "невзлётном положении". Он считает, что это могло стать как следствием ошибки экипажа (командир по какой-то причине не перевел системы самолёта в нужное для взлёта состояние), так и технических неполадок. Например, индикаторы в кабине пилота показали, что самолёт готов к взлёту, а на деле же стабилизатор, закрылки и предкрылки в режим «взлёт» переведены не были. Пилоты, по его словам, до последнего рассчитывали поднять машину в воздух, но, достигнув взлётной скорости, уже не смогли ни остановить Су-24М, ни катапультироваться. Более точно установить причину ЧП поможет параметрический самописец самолёта. Он уже обнаружен.

Разбившийся Су-24М - второй потерянный самолёт этого типа в Сирии. Погибшие лётчики стали 40-м и 41-м военнослужащими, чья гибель была признана Минобороны.

Загрузка...

aviation21.ru

что делали пилоты Су-24 перед крушением

 

Фото: twitter.com

 

Появились альтернативные версии крушения фронтового бомбардировщика Су-24, который разбился вчера на сирийской авиабазе Хмеймим. "Коммерсантъ" со ссылкой на собственный источник пишет, что системы самолета на момент, когда пилот пытался поднять его в воздух, находились в так называемом невзлетном положении. "В частности, не подготовлены к отрыву от взлетной полосы оказались стабилизатор, предкрылки и закрылки", — поясняет газета.

Причиной, по которой так случилось, может быть и ошибка экипажа, и техническая неисправность: если индикаторы в кабине показывали невзлетное положение, то речь о просчете летчика, а если нет — о неполадке. В любом случае, у бомбардировщика не было шансов взлететь.

Он только что заправился, взял полный боекомплект и должен был совершить боевой вылет. Экипаж — капитаны Медведков и Копылов — погибли. Несмотря на то, что конструкция самолета допускает катапультирование на земле, этот маневр не был совершен. Возможно, у пилотов просто не хватило времени, так как они сражались за машину до последнего.

Су-24 принимал участие в боевых действиях, и его гибель была заранее теоретически возможна, но вызывают вопросы сами обстоятельства гибели самолета.

Су-24 — надежная машина с большой историей эксплуатации. Этот фронтовой бомбардировщик увидел свет на заре семидесятых, после того, как в 1967 году инженеры КБ Сухого ознакомились на авиасалоне Ле-Бурже с F-111. Именно эта машина потенциального противника и вдохновила советских специалистов на "ответ Чемберлену". В 2007 году в войска пошла новая серия — Су-24М2. Это другая машина, которая требовала определенного времени для облета в боевых условиях.

В 2015 году австрийские военные специалисты опубликовали на сайте Die.Presse.com свое заключение о российском самолетном парке, летающем в Сирии. В частности, говорилось, что русские эксплуатируют устаревшую технику с неуправляемым бомбардировочным вооружением — старые Су-24.

Можно не обращать внимания на это заключение, но, учитывая, что последний Су-24 был выпущен в начале девяностых, наверное, надо согласиться с тем, что на аэродроме Хмеймим базируются уже пожилые "Сушки". Ничего особенного в этом нет, так как во всем мире ВВС используют технику, которая зачастую старше пилотов, сидящих за штурвалом.

Тем не менее, вкупе с тяжелыми погодными условиями (пустыня с крайне сухим воздухом и мелкой дисперсной пылью), а также в связи с тем, что самолеты эксплуатировались в боевом режиме, можно предположить, что техника просто не выдержала. Такие внештатные ситуации заведомо возможны. Если же речь идет о новой машине, то существует риск облета еще не вошедшей полностью в серию техники.

Наконец, можно дать заключение и по поводу профессионализма пилотов. Капитаны Медведков и Копылов правильно осознали риск и, возможно, намеренно совершили выкатку за пределы полосы, что привело к удару фюзеляжа о землю с возможным детонированием боеприпасов и/или пожару из-за разлившегося керосина. В любом случае, поднимись они в небо на неисправном самолете, он мог свалиться на аэродром со всем горючим и боекомплектом, жертв было бы неизмеримо больше.

Стоило бы проверить и версию возможного саботажа, учиненного кем-то из представителей наземных служб, когда самолет был на стоянке. В любом случае, мастерство пилотов дает повод командованию говорить о том, что экипаж до конца боролся за машину и поэтому не успел катапультироваться.

www.pravda.ru

Загадочная авария Су-24 в Сирии

Российский фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился при взлете с аэродрома Хмеймим в Сирии, сообщило Минобороны РФ. Экипаж не успел катапультироваться и погиб.

Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился, как пишет РИА «Новости»: «На земле повреждений нет. По предварительным данным, причиной случившегося могла стать техническая неисправность машины».

Это уже второй случай потери Су-24 за время операции в Сирии. Первый произошел в ноябре 2015 года, когда российский бомбардировщик был сбит турецким истребителем. Пилот Олег Пешков катапультировался, но был расстрелян с земли боевиками. В ноябре и декабре прошлого года при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерпели аварию Су-33 и МиГ-29. В обоих случаях пилоты успешно катапультировались.

Справка:
Су-24 — фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Су-24 был создан в 1960-е годы в ОКБ Павла Сухого. Су-24 — это двухместный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полете стреловидности и двумя двигателями с боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Конструкция Су-24 цельнометаллическая, используются алюминиевые, титановые и магниевые сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, оснащена двойным управлением, что повышает безопасность полета. Летчик и штурман расположены рядом, один возле другого. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Первый полет на самолете был выполнен 17 января 1970 года. Государственные испытания опытного самолета проводились с января 1970 года по июль 1974 года. Летные испытания Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий. Всего было потеряно 10 самолетов, в том числе: по вине конструкции - 3 (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом), все остальные - из-за двигателя АЛ-21Ф3 (титановые пожары и взрывы камер сгорания). Кроме того, в летных испытаниях было потеряно 4 самолета Су-24М. Погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов. Когда Су-24 приняли на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год, в основном из-за отказов двигателей и управления. В 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что «Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации».

Всего с 1973 по 2011 год потерпело аварию 85 Су-24. Вот данные по авариям на взлете: 


18 апреля 1977 года на аэродроме «Черняховск» при взлете произошел отказ системы управления интерцепторами крыльев: один интерцептор встал на замок, а второй - нет. При взлете тот, который не встал на замок, «отсосало» давлением воздуха, и самолет начал крениться вправо. Штурман при крене более 90° катапультировался в землю. Пилот не успел катапультировался и тоже погиб. Через три месяца по той же причине разбился на взлете Су-24 34-й воздушной армии Закавказского военного округа. Экипаж погиб.

Через 4 дня «во время разгона у земли загорелся и взорвался двигатель Су-24 на аэродроме ОКБ Сухого. Штурман катапультировался, пилот погиб.

12 октября на аэродроме Кировабада, ночью, «взлетая не с ВПП, а с магистральной рулежки, бомбардировщик Су-24 на разбеге зацепил крылом автобус и врезался в хвост стоявшего у обочины транспортного Ан-1. После столкновения с автобусом штурман Су-24 успел катапультироваться, летчик и 4 члена экипажа Ан-12 и офицер ГСМ погибли в результате пожара и взрыва».

26 декабря 1989 года на аэродроме Ханабад в Афганистане на взлете произошло «невключение форсажа левого двигателя, сваливание с высоты 10-15 метров, катапультирование в землю». Экипаж погиб.

20 декабря 2011 года на аэродроме «Украинка» в Серышевском районе Амурской области «самолет выкатился за пределы ВПП, перевернулся и взорвался». Экипаж погиб.


Катастрофу Су-24 в Сирии комментируют на российских авиафорумах профессиональные военные летчики. Прежде всего обращают внимание на то, что «на Су-24 несколько неграмотно сделаны основные стойки, сход на грунт и подлом стоек практически всегда приводит к пробитию второго бака». И действительно, Су-24 – высокоплан с узкой колеей колес. Если ломается одна из колесных стоек, самолет заваливается набок, ломает поворотную часть крыла и переворачивается.
Такое могло произойти из-за отказа одного из двух двигателей, как это случилось в 1992 году на аэродроме Ханабада. По инструкции помощник руководителя полетов (ПРП) должен находится за торцом взлетной полосы, чтобы ему были видны оба сопла и наблюдать, включились двигатели на форсаж или нет - не сводить глаз с самолета, пока тот не взлетит, и техник, который может предупредить пилота по рации о нештатной ситуации.

Нельзя исключать возможность диверсии, причем не обязательно даже стрелять по взлетающему бомбардировщику из ПЗРК. Достаточно забить арматуру в плиты аэродромного покрытия, как это произошло в 1978 году на авиабазе Кюрдамир в Азербайджане. Тогда удалось предотвратить аварию и найти диверсанта, которым оказался прапорщик из аэродромной обслуги. Как пишут на авиафорумах, «черную арматурину, выступающую 7- 10 см. из стыка ПАГов практически не видно. Её надо специально искать», то есть делать регулярную «прочёску» ВПП.

Мог ли экипаж Су-24 на авиабазе Хмеймим катапультироваться с нулевой высоты? Безусловно.


Справка:
К-36ДМ (катапульта - 36 серии Доработанная Модифицированная) — катапультное кресло серии 2 из семейства авиационных кресел К-36. Служит рабочим местом члена экипажа и средством аварийного покидания самолёта. Разработано НПП «Звезда». Считается одним из лучших и самых надёжных катапультных кресел в мире.

Катапультное кресло обеспечивает спасение члена экипажа в диапазоне скоростей самолёта от 0 до 1300 км/ч, включая взлёт, послепосадочный пробег, режим нулевой высоты и скорости, и применяется в сочетании с защитным оборудованием.Безопасность покидания самолёта при аварии в диапазоне высот — 0 до 20 км.

В YouTube есть видео аварийной посадки Су-24 иранских ВВС на одном работающем двигателе. После соприкосновения с ВПП самолет «скозлил» и загорелся, видимо, стойками колес были пробиты баки с горючим. Оба пилота благополучно катапультировались с земли после возгорания.
Немецкий военкор в Сирии Юлиан Робке выложил в сеть фотографию аварии, но обозначил ее местонахождение далеко в стороне от ВПП базы Хмеймим. А российское военное агентство «Анна-ньюс» опубликовало фото разбившегося Су-24, но на нем четко видно, что это Су-22, причем фотография взята из архивов алжирского издания «huffpostmaghreb.com», и на ней – сбитый в 2014 боевиками самолет ливийских ВВС.

Катастрофа Су-24 в Сирии скупо освещается в российских СМИ, причем в Минобороны РФ сразу же, не дожидаясь результатов расследования причин аварии, заявили, что, возможно, была техническая неисправность самолета. Если так, то до выяснения причины этой неисправности должны быть прекращены полеты Су-24 всех модификаций.

Однако, этого не произошло. Су-24 продолжают эксплуатироваться. Может быть, наши военные точно знают, что никакой «технической неисправности» не было, а была диверсия?

Можно ожидать, что согласно сложившейся в РФ уже достаточно давно традиции в прессу начнут «сливаться» противоречащие друг другу версии этой трагической катастрофы, которые через некоторое время вызовут потерю общественного интереса к этой теме, что, возможно, и входит в задачу.

Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук

Загрузка...

argumentiru.com

В Сирии разбился российский Су-24: экипаж погиб

  • Главная
  • Новости
  • Кадры
  • Муви
  • Мысли
  • Реклама
  • О нас