Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый»)

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» - видео

Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.

Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:

• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.

Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;

• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД - суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000


Скорость хода наибольшая, узлов
30

Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР

Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4x8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2x8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов - калибр 2x2 — 30-мм

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1x1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60

Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6x1 - 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 1 х 12 - 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»


Добавить комментарий

oruzhie.info

Сторожевые корабли проекта 11540 Википедия

Сторожевые корабли проекта 11540

СКР «Неустрашимый»
Проект
Страна
  • СССР СССР →Россия Россия
Изготовители
  • Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
В строю
2
Отменено 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 м (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70 или D090
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10 000 л.с. (маршевый)
2 × 18 500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК

ru-wiki.ru

Сторожевой корабль проекта 11540 «Ястреб»

Крупный многоцелевой фрегат проекта 1980-х годов с мощным вооружением.

Крупный многоцелевой фрегат проекта 1980-х годов с мощным вооружением.

Разработан по техническому заданию 1981 года на проект многоцелевого сторожевого корабля (фрегата) стандартным водоизмещением 3−4 тысячи тонн с учетом опыта иностранных флотов. Ориентиром для «Ястребов» выбрали американские фрегаты типа Oliver Hazard Perry и немецкие типа Bremen.

Первый корабль был заложен в 1987 году. К сожалению, распад СССР остановил серийное строительство «Ястребов», которых планировалось вводить в строй буквально десятками. Головной «Неустрашимый» успел попасть на Балтфлот «под елочку» в декабре 1990 года. А вот второй — «Неприступный» — задержался в достройке аж до 2009 года, прежде чем был передан балтийцам уже под другим именем («Ярослав Мудрый»). Третий корабль («Туман»), заложенный в 1993 году, остается недостроенным на «Янтаре». По ряду сведений, с 2014 года он будет достраиваться с новым оснащением как охотник за малошумным неатомными субмаринами.

Разработчик проекта — Зеленодольское проектное конструкторское бюро. Строительство вел Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (в Калининграде).

Полное водоизмещение корабля 4350 тонн. Максимальная скорость 30 узлов, экономическая 18 узлов. Двигательная установка — два маршевых газотурбинных двигателя (по 37 тыс. л. с.) и два форсажных (по 20 тыс. л. с.), по паре «маршевый-форсажный» на каждую линию валов. Дальность плавания 3500 миль на 16 узлах. Экипаж 214 человек, в т. ч. 27 офицеров.


Сторожевой корабль «Неустрашимый» на Балтике. Фото: Mike Banzhaf

Ударное вооружение (только на «Ярославе Мудром») включает две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет 3М24 «Уран» в средней части корпуса.

Зенитное вооружение представлено четырьмя восьмиконтейнерными барабанными пусковыми установками ЗРК 3К95 «Кинжал» (боезапас 32 ракеты). Также установлены два боевых модуля ракетно-артиллерийского комплекса 3М87 «Кортик»: каждый включает в себя два шестиствольных 30-мм автомата 6К30ГШ (боекомплект 1000 снарядов) и восемь контейнеров для зенитных ракет (боекомплект 32 ракеты 9М311К).

Противолодочное вооружение представлено двумя строенными универсальными пусковыми установками, позволяющими применять стандартные торпеды, а также и ракето-торпеды комплекса РПК-6М «Водопад». Также имеется одна двенадцатиствольная установка РБУ-6000«Смерч-2» с реактивным глубинными бомбами РГБ-60.

Артиллерийское вооружение состоит из 100-мм установки АК-100 с боезапасом 350 снарядов.

Корабль оснащен противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ в ангаре.

defendingrussia.ru

Проект 11540 Ястреб (Тип Неустрашимый)

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» - видео

Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.
Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:
• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.

Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;
• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД - суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000

Скорость хода наибольшая, узлов
30

Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000

Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4x4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР

Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4x8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2x8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов - калибр 2x2 — 30-мм

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1x1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60

Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6x1 - 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 1 х 12 - 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1

Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)

 

Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»


militaryarticle.ru

Проект 11540 «Ястреб» - многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый». Оружие и военная техника. Добавил Сергей Бакуменко — VilingStore.net

Мно­го­це­ле­вой сто­ро­же­вой ко­рабль про­ек­та 11540 пред­на­зна­чен для борь­бы с ди­зель­ны­ми и атом­ны­ми ра­кет­ны­ми и мно­го­це­ле­вы­ми под­вод­ны­ми лод­ка­ми в сред­ней зо­не, для про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны, про­ти­во­ло­доч­но­го и про­ти­во­ка­тер­но­го обес­пе­че­ния сил фло­та, эс­корт­ной служ­бы, под­держ­ки бое­вых дей­ст­вий су­хо­пут­ных войск, обес­пе­че­ния вы­сад­ки мор­ских де­сан­тов и ре­ше­ния дру­гих за­дач.

Проект 11540 «Ястреб» - многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый»

СКР име­ет по­лу­бач­ную ар­хи­тек­ту­ру с про­длен­ным по­лу­ба­ком и но­со­вым буль­бом, в ко­то­ром раз­ме­ща­ет­ся ан­тен­на гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са, со сплош­ной над­строй­кой и от­но­си­тель­но боль­шой вы­со­той над­вод­но­го бор­та в но­со­вой око­неч­но­сти кор­пу­са. Все кор­пус­ные кон­ст­рук­ции вы­пол­не­ны сталь­ны­ми. Во­до­не­про­ни­цае­мы­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен на 12 от­се­ков (с ше­стью про­ти­во­по­жар­ны­ми зо­на­ми), при этом есть воз­мож­ность сквоз­но­го «штор­мо­во­го» про­хо­да от но­са до тран­ца че­рез там­бу­ры и во­до­не­про­ни­цае­мые две­ри. Кор­пус соз­дан с ис­поль­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гий по сни­же­нию аку­сти­че­ской за­мет­но­сти, име­ет за­щи­ту от ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния. Улуч­ше­нию мо­ре­ход­но­сти спо­соб­ст­ву­ют ус­по­кои­те­ли кач­ки с вы­движ­ны­ми ру­ля­ми, а так­же ску­ло­вые ки­ли.

Проект 11540 «Ястреб» - многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый»

Воо­ру­же­ние

Ра­кет­ное воо­ру­же­ние ко­раб­ля (от­сут­ст­ву­ет на пер­вом ко­раб­ле се­рии) пред­став­ле­но ком­плек­сом про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет «Уран» в со­ста­ве двух 4-контейнерных пус­ко­вых ус­та­нов­ки, рас­по­ло­жен­ных по­пе­рек диа­мет­раль­ной плос­ко­сти в сред­ней час­ти ко­раб­ля, с бое­за­па­сом в 8 ПКР Х-35 (3М24) и ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ную сис­те­му управ­ле­ния.

Для борь­бы с под­вод­ны­ми лод­ка­ми и для по­ра­же­ния над­вод­ных це­лей на СКР ус­та­нов­лен ком­плекс «Во­до­пад-НК» (РПК-6) с ра­ке­то-тор­пе­да­ми в 6 уни­вер­саль­ных ста­цио­нар­ных по­борт­ных (по 3 на борт) од­но­труб­ных пус­ко­вых ус­та­нов­ках с фик­си­ро­ван­ным уг­лом подъ­е­ма око­ло 20° ка­либ­ра 533 мм с сис­те­мой управ­ле­ния стрель­бой ком­плек­са ПЛО «Онега-11540». Го­лов­ная часть ра­ке­ты пред­став­ля­ет из се­бя ма­ло­га­ба­рит­ную тор­пе­ду УМГТ-1 или СПБ с глу­би­ной хо­да до 500 мет­ров при ско­ро­сти в 41 узел, даль­ность хо­да 8 км. Даль­ность стрель­бы ком­плек­сом до 40 км. Бое­за­пас - 6 ра­кет. При не­об­хо­ди­мо­сти из пус­ко­вых ус­та­но­вок мож­но стре­лять обыч­ны­ми тор­пе­да­ми или стра­те­ги­че­ски­ми кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми боль­шой даль­но­сти «Гра­нат».

Про­ти­во­ло­доч­ная ре­ак­тив­ная бом­бо­мет­ная ус­та­нов­ка РБУ-6000 яв­ля­ет­ся ча­стью сис­те­мы про­ти­во­ло­доч­ной обо­ро­ны «Смерч-3». Дан­ные для стрель­бы по­сту­па­ют от сис­те­мы управ­ле­ния ог­нем «Бу­ря». Бое­за­пас из 60 ра­кет раз­ме­щен под пус­ко­вой ус­та­нов­кой. Ра­ке­ты за­гру­жа­ют­ся ав­то­ма­ти­че­ски че­рез эле­ва­тор. Ко­гда по­след­няя труб­ка за­гру­же­на, пус­ко­вая ус­та­нов­ка ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­клю­ча­ет­ся на стрель­бо­вой ре­жим. Ис­поль­зо­вав все ра­ке­ты, пус­ко­вая ус­та­нов­ка ав­то­ма­ти­че­ски воз­вра­ща­ет­ся в по­зи­цию за­груз­ки. Мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы - 6000 мет­ров, мак­си­маль­ная глу­би­на це­ли - 500 мет­ров. Вес ра­ке­ты - 110 кг и вес бое­вой час­ти - 25 кг.

В со­ста­ве средств са­мо­обо­ро­ны име­ют­ся, так­же, при­бо­ры гид­ро­аку­сти­че­ско­го про­ти­во­дей­ст­вия.

Про­ти­во­воз­душ­ная и про­ти­во­ра­кет­ная обо­ро­на осу­ще­ст­в­ля­ет­ся мно­го­ка­наль­ным зе­нит­ным ком­плек­сом ближ­не­го дей­ст­вия «Кин­жал» с под­па­луб­ны­ми ба­ра­бан­ны­ми пус­ко­вы­ми ус­та­нов­ка­ми (че­ты­ре мо­ду­ля по 8 пус­ко­вых ус­та­но­вок), с вер­ти­каль­ным стар­том и об­щим ком­плек­том в 32 ра­ке­ты 9М330. Даль­ность по­ра­же­ния до 12 км, по вы­со­те - до 6 км. Взры­ва­те­ли ра­ке­ты на­чи­на­ют реа­ги­ро­вать на во­ду на вы­со­те ни­же 10 мет­ров, по­это­му ра­ке­той мож­но стре­лять и по над­вод­ным це­лям сред­не­го во­до­из­ме­ще­ния.

Старт ЗУР осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью га­зо­ди­на­ми­че­ской ка­та­пуль­ты. Для её ра­бо­ты при­ме­ня­ет­ся удар го­ря­че­го га­за, ко­то­рый вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в спе­ци­аль­ном га­зо­ге­не­ра­тор­ном кон­тей­не­ре и вы­бра­сы­ва­ет ра­ке­ту на вы­со­ту до 15-20 мет­ров вверх. Га­зо­ди­на­ми­че­ская сис­те­ма ещё до вклю­че­ния мар­ше­во­го дви­га­те­ля раз­во­ра­чи­ва­ет ра­ке­ту в сто­ро­ну це­ли. В про­цес­се по­ле­та ра­ке­та кор­рек­ти­ру­ет­ся ра­дио­ко­ман­да­ми, по дан­ным, по­лу­чае­мым от соб­ст­вен­ной СУ или от РЛС «Фре­гат».

На ру­бе­же до­ст­ре­ла це­лей вклю­ча­ет­ся зе­нит­но-ар­тил­ле­рий­ский ком­плекс ЗМ87 «Кор­тик» (по од­ной на ка­ж­дом бор­ту). Сис­те­ма мо­жет так­же ра­бо­тать и на по­ра­же­ние ма­ло­раз­мер­ных над­вод­ных це­лей, на­чи­ная от не­боль­ших ка­те­ров и кон­чая пла­ваю­щи­ми ми­на­ми. Об­щий бое­за­пас - 64 зе­нит­ных ра­ке­ты и 6000 сна­ря­дов ка­либ­ра 30 мм.

Для по­ра­же­ния мор­ских, бе­ре­го­вых и воз­душ­ных це­лей в но­со­вой час­ти ко­раб­ля рас­по­ло­же­на од­но­ору­дий­ная уни­вер­саль­ная ар­тил­ле­рий­ская ус­та­нов­ка АК-100 ка­либ­ра 100 мм с сис­те­мой управ­ле­ния MP-145 «Лев». Бое­за­пас 350 вы­стре­лов, даль­ность стрель­бы до 21,5 км.

Име­ет­ся са­лют­ная пуш­ка 21-КМ.

Для за­щи­ты ко­раб­ля от ору­жия с те­п­ло­вы­ми го­лов­ка­ми са­мо­на­ве­де­ния СКР ос­на­щен во­се­мью де­ся­ти­труб­ны­ми пус­ко­вы­ми ус­та­нов­ка­ми ПК-10 для стрель­бы 120-мм сна­ря­да­ми те­п­ло­вых по­мех, а для борь­бы с ра­дио­ло­ка­ци­он­ны­ми и оп­ти­че­ски­ми го­лов­ка­ми са­мо­на­ве­де­ния дву­мя 16-трубными 82-мм ус­та­нов­ка­ми ПК-16. Даль­ность стрель­бы от 200 до 1800 мет­ров.

В пе­ре­груз мо­гут быть при­ня­ты для по­ста­нов­ки ми­ны, от 16 до 20, в за­ви­си­мо­сти от ти­па.

В кор­мо­вой час­ти ко­раб­ля раз­ме­щен ангар с взлет­но-по­са­доч­ной площад­кой для про­ти­во­ло­доч­но­го вер­толе­та Ка-27. Для не­го пре­ду­смот­рен по­греб авиа­ци­он­но­го бое­за­па­са и ке­ро­си­но­хра­ни­ли­ще (с за­па­сом то­п­ли­ва на пять вы­ле­тов).

Для об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док и тор­пед, а так­же для вы­да­чи це­ле­ука­за­ния ус­та­нов­лен гид­ро­аку­сти­че­ский ком­плекс «Звезда-М1» с под­киль­ной ан­тен­ной в но­со­вом буль­бо­вом об­те­ка­те­ле и ин­фра­зву­ко­вой бук­си­руе­мой про­тя­жен­ной ан­тен­ной пе­ре­мен­ной глу­би­ны, ко­то­рая ис­поль­зу­ет­ся при не­бла­го­при­ят­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях. Даль­ность об­на­ру­же­ния этим ком­плек­сом при нор­маль­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях дос­ти­га­ет 25 км.

Для вы­ра­бот­ки кур­са, оп­ре­де­ле­ния от­но­си­тель­ной ско­ро­сти, прой­ден­но­го рас­стоя­ния, оп­ре­де­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния ко­раб­ля, в том чис­ле и по спут­ни­кам, на СКР ус­та­нов­лен на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Бей­сур». Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ный ком­плекс средств свя­зи «Бу­ран» по­зво­ля­ет под­дер­жи­вать круг­ло­су­точ­ную связь. У ко­ман­ди­ра име­ет­ся ра­дио­те­ле­фон.

Бое­вая ин­фор­ма­ци­он­но-управ­ляю­щая сис­те­ма «Трон-11540» осу­ще­ст­в­ля­ет сбор, об­ра­бот­ку, ото­бра­же­ние ин­фор­ма­ции о над­вод­ной, воз­душ­ной и под­вод­ной об­ста­нов­ке, вы­да­чу це­ле­ука­за­ния сис­те­мам воо­ру­же­ния ко­раб­ля и так­ти­че­ской груп­пы, а так­же обес­пе­чи­ва­ет управ­ле­ние ко­раб­лем в слож­ных на­ви­га­ци­он­ных ус­ло­ви­ях. Ин­фор­ма­ция для БИ­УС мо­жет быть по­лу­че­на и от внеш­них ис­точ­ни­ков.

РЛС об­ще­го об­на­ру­же­ния - не­ста­би­ли­зи­ро­ван­ная фа­зи­ро­ван­ная ре­шет­ка «Фре­га­т-МА» с даль­но­стью об­зо­ра от 2 км до 145 км, име­ют­ся на­ви­га­ци­он­ные РЛС, дру­гие обыч­ные для ко­раб­ля это­го ти­па ра­дио- и на­ви­га­ци­он­ные сред­ст­ва. Ус­та­нов­ле­на ан­тен­на сис­те­мы «свой-чу­жой» третье­го по­ко­ле­ния.

Глав­ная энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

В ка­че­ст­ве глав­ной энер­ге­ти­че­ской ус­та­нов­ки ис­поль­зу­ет­ся двух­валь­ная га­зо-га­зо­тур­бин­ная ус­та­нов­ка (ГГТУ) ти­па COGAG. В со­став глав­ных ме­ха­низ­мов вхо­дят все­ре­жим­ные мар­ше­вые тур­би­ны М-70 по 10000 л.с. ка­ж­дая, с двух­ско­ро­ст­ны­ми ре­дук­то­ра­ми и мар­ше­вой ре­дук­тор­ной при­став­кой и две фор­саж­ных тур­би­ны М-90 по 18500 л.с. ка­ж­дая, с од­но­ско­ро­ст­ны­ми ре­дук­то­ра­ми. Об­щая мак­си­маль­ная мощ­ность со­став­ля­ет 57000 л.с., ско­рость при этом дос­ти­га­ет 29 уз­лов. Для по­вы­ше­ния жи­ву­че­сти энер­го­ус­та­нов­ка раз­де­ле­на на два ав­то­ном­ных ма­шин­ных от­де­ле­ния и две не­за­ви­си­мые энер­ге­ти­че­ские груп­пы пра­во­го и ле­во­го бор­та, обь­е­ди­нен­ные мар­ше­вой ре­дук­тор­ной при­став­кой, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет ра­бо­ту лю­бой мар­ше­вой тур­би­ны на оба вин­та, что да­ет по­вы­ше­ние эко­но­мич­но­сти дан­но­го ти­па энер­го­ус­та­нов­ки на 25% (по срав­не­нию с ва­ри­ан­том ра­бо­ты «ГТУ толь­ко на свой винт»), ско­рость при этом дос­ти­га­ет 13 уз­лов.

Элек­тро­стан­ция ко­раб­ля (в кор­мо­вом и но­со­вом от­де­ле­ни­ях) на­пря­же­ни­ем 380 вольт пе­ре­мен­но­го то­ка со­сто­ит из двух ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных ди­зель-ге­не­ра­то­ров по 800 кВт, трёх ДГ-600 и га­зо­тур­бо­ге­не­ра­то­ра мощ­но­стью 1250 кВт. Кон­троль за ра­бо­той ГЭУ и энер­ге­ти­че­ской сис­те­мы ко­раб­ля осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью дис­тан­ци­он­но­го управ­ле­ния.

Два крон­штей­на на длин­ном греб­ном ва­лу спо­соб­ст­ву­ют по­вы­ше­нию про­пуль­сив­но­го КПД и сни­жа­ют уров­ни виб­ра­ции и шу­ма дви­жи­тель­но-ру­ле­во­го ком­плек­са

Даль­ность пла­ва­ния 18-узловым хо­дом со­став­ля­ет 2900 миль, с ав­то­ном­но­стью 30 су­ток при за­па­се то­п­ли­ва в 580 т.

На СКР пре­ду­смот­ре­ны уст­рой­ст­ва для при­ня­тия в мо­ре с су­дов снаб­же­ния жид­ких и су­хих гру­зов.

Для обог­ре­ва по­стов, по­гре­бов и жи­лых по­ме­ще­ний ко­раб­ля ис­поль­зу­ет­ся сис­те­ма кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха.

Эки­паж - 210 че­ло­век (35 офи­це­ров, 34 мич­ма­на, 141 стар­ши­на и мат­рос). Ря­до­вой со­став раз­ме­щен в вось­ми 22 ме­ст­ных куб­ри­ках с двухъ­я­рус­ны­ми кой­ка­ми, мич­ма­ны - в 6- (од­на каю­та) и 4-местных каю­тах, офи­це­ры рас­по­ла­га­ют­ся в двух- и че­ты­рех­ме­ст­ных каю­тах с двухъ­я­рус­ны­ми кой­ка­ми. Для ко­ман­ди­ра ко­раб­ля и ко­ман­ди­ра со­еди­не­ния пре­ду­смот­ре­ны бло­ки по­ме­ще­ний с ка­би­не­та­ми. На СКР име­ют­ся за­пас­ные мес­та как для ря­до­во­го со­ста­ва, так для мич­ма­нов и офи­це­ров, по­ме­ще­ния для от­ды­ха, бы­то­вые, спор­ту­го­лок. Име­ет­ся оп­рес­ни­тель­ная ус­та­нов­ка.

С уве­ли­че­ни­ем глу­би­ны по­гру­же­ния и ско­ро­сти под­вод­ных ло­док, осо­бен­но с по­яв­ле­ни­ем атом­ной энер­ге­ти­ки, сто­ро­же­ви­ки по­сле­во­ен­ной по­строй­ки на­ча­ли бы­ст­ро ус­та­ре­вать, а по­сколь­ку из-за ог­ра­ни­чен­ных объ­е­мов на этих ко­раб­лях труд­но бы­ло ус­та­нав­ли­вать бо­лее со­вре­мен­ное воо­ру­же­ние и сис­те­мы об­на­ру­же­ния, то про­ще бы­ло на­ла­дить по­строй­ку но­вых про­ек­тов. Наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ным по воо­ру­же­нию ко­раб­лем это­го ти­па стал строя­щий­ся с на­ча­ла 70-х го­дов в мас­со­вых ко­ли­че­ст­вах (по офи­ци­аль­ной клас­си­фи­ка­ции - ма­лый про­ти­во­ло­доч­ный ко­рабль) про­ект 1124 «Аль­бат­рос».

В 1972 го­ду Зе­ле­но­доль­ско­му ПКБ (ра­нее ЦКБ-340) ВМФ бы­ло вы­да­но так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние на раз­ра­бот­ку ма­ло­го про­ти­во­ло­доч­но­го ко­раб­ля про­ек­та 1154 (шифр «По­мор­ник»), пред­на­зна­чен­но­го на за­ме­ну и в раз­ви­тие МПК про­ек­та 1124.

По тре­бо­ва­ни­ям ТТЗ и по за­мыс­лу глав­но­го кон­ст­рук­то­ра Л.Ф. Фе­до­сее­ва но­вый МПК-СКР дол­жен был по­лу­чить бо­лее мощ­ную энер­го­ус­та­нов­ку (с га­зо­вы­ми тур­би­на­ми вме­сто ди­зель-га­зо­тур­бин­ной на 1124), от­че­го ско­рость пол­но­го хо­да долж­на бы­ла воз­рас­ти до 35 уз­лов. Пред­по­ла­га­лась за­ме­на ЗУР «Оса» на но­вый ком­плекс «Кин­жал» для борь­бы с низ­ко­ле­тя­щи­ми ра­ке­та­ми. С це­лью адап­та­ции но­во­го ЗРК к кор­пу­су 1124 (и для ис­пы­та­ний) бы­ло про­ве­де­но пе­ре­обо­ру­до­ва­ние од­но­го из ко­раб­лей- МПК-104 (про­ект 1124К). Од­на­ко это не уда­лось - ком­плекс для это­го ти­па ока­зал­ся тя­же­ло­ват. Так, про­ек­тан­та­ми бы­ло обе­ща­но, что ан­тен­ный пост «Кин­жа­ла» бу­дет ве­сить две тон­ны, ре­аль­ный же вес пре­вы­сил рас­чёт­ный бо­лее чем в три раза. Вме­сто под­па­луб­ных ста­цио­нар­ных кон­тей­не­ров бы­ла при­ме­не­на ре­воль­вер­ная сис­те­ма вра­щаю­щих­ся ба­ра­ба­нов, бо­лее уяз­ви­мая, с гро­мозд­ки­ми при­во­да­ми, тя­же­лая, за­ни­маю­щая мно­го мес­та. Вна­ча­ле пред­ла­га­лась ячеи­стая сис­те­ма раз­ме­ще­ния ЗУР внут­ри кор­пу­са, ко­то­рая бы­ла от­кло­не­на из-за боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва от­вер­стий в па­лу­бе.

Ре­ше­но бы­ло уве­ли­чить га­ба­ри­ты кор­пу­са «По­мор­ни­ка». Ско­рость в этом слу­чае сни­жа­лась до 32 уз­лов. Пе­ред са­мым ут­вер­жде­ни­ем тех­ни­че­ско­го про­ек­та 1154 вдруг поя­ви­лось ис­ку­ше­ние в ви­де но­вой гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ции даль­не­го дей­ст­вия ти­па «Звез­да», с циф­ро­вой вы­чис­ли­тель­ной ап­па­ра­ту­рой, по ти­пу са­мых но­вых аме­ри­кан­ских ГАС. Ру­ко­во­дством бы­ло ре­ше­но ста­вить эту стан­цию на про­ек­ти­руе­мый ко­рабль, с кор­рек­ти­ров­кой до­ку­мен­та­ции. Но кор­рек­ти­ров­ка за­тя­ну­лась, так как и стан­ция ока­за­лась по­боль­ше и по­тя­же­лее, и энер­гии она по­треб­ля­ла боль­ше: при­шлось ста­вить но­вую элек­тро­стан­цию, ус­та­нав­ли­вать но­вый боль­шой об­те­ка­тель ГАС. В ито­ге к мо­мен­ту ут­вер­жде­ния но­во­го эс­киз­но­го про­ек­та в 1975 го­ду во­до­из­ме­ще­ние ко­раб­ля со­став­ля­ло уже 1500 тонн.

О за­ме­не но­вым про­ек­том МПК про­ек­та 1124 уже не бы­ло ре­чи. Вы­ри­со­вы­вал­ся со­вер­шен­но дру­гой ко­рабль, ко­то­рый ни­как не «вле­зал» в ста­пель­ные мес­та ко­раб­ля-про­то­ти­па и имел бо­лее ши­ро­кие воз­мож­но­сти. Ста­ло ло­гич­ным ус­та­но­вить на 1154 но­вый про­ти­во­ло­доч­ный ра­ке­то-тор­пед­ный ком­плекс «Во­до­пад», про­хо­див­ший к то­му вре­ме­ни ис­пы­та­ния, а но­вый ко­рабль пе­ре­клас­си­фи­ци­ро­вать из МПК в СКР.

По ут­вер­жден­но­му тех­ни­че­ско­му про­ек­ту (в 1976 г.) во­до­из­ме­ще­ние ко­раб­ля пре­вы­си­ло 1800 тонн, ско­рость упа­ла до 30 уз­лов, хо­тя уже ус­та­нав­ли­ва­лась бо­лее мощ­ная га­зо­тур­бин­ная ус­та­нов­ка.

По по­ста­нов­ле­нию ЦК КПСС и Сов­ми­на СССР за №1135-345 бы­ло за­пла­ни­ро­ва­но строи­тель­ст­во се­рии сто­ро­же­вых ко­раб­лей в оче­ред­ной де­ся­ти­лет­ней про­грам­ме (1981-1990 гг.). На­сту­пал мо­мент вы­да­чи до­ку­мен­та­ции на за­во­д-строи­тель для за­клад­ки го­лов­но­го СКР, но тут поя­ви­лись но­вые со­блаз­ны в ви­де зе­нит­ной ра­кет­но-ар­тил­ле­рий­ской ус­та­нов­ки «Кор­тик» для по­ра­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей на по­след­нем ру­бе­же, пе­ред са­мым ко­раб­лем.

К это­му вре­ме­ни в ка­че­ст­ве про­то­ти­па ста­ли рас­смат­ри­вать уже СКР проекта 1135 (опи­ра­ясь на по­гра­нич­ный ва­ри­ант) и ло­гич­ным ста­ло ре­ше­ние о ба­зи­ро­ва­нии на ко­раб­ле вер­то­ле­та, что су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ло воз­мож­но­сти ко­раб­ля. По­сле пе­ре­но­са объ­ем­но­го под­киль­но­го об­те­ка­те­ля ГАС в но­со­вую часть воз­ник­ли до­пол­ни­тель­ные про­бле­мы.

От­кор­рек­ти­ро­ван­ный тех­ни­че­ский про­ект был ут­вер­жден в 1979 го­ду, хо­тя ско­рость ко­раб­ля со­став­ля­ла все­го лишь 27 уз­лов при во­до­из­ме­ще­нии 2500 тонн. За­ду­ман­ный как ма­лый про­ти­во­ло­доч­ный ко­рабль, вы­ну­ж­ден­но под­пи­рае­мый из­нут­ри «рас­пу­хаю­щим» обо­ру­до­ва­ни­ем, СКР ока­зал­ся весь­ма «за­жа­тым» ко­раб­лем, с низ­ки­ми, ка­тер­ны­ми под­во­ло­ка­ми, уз­ки­ми ко­ри­до­ра­ми, тес­ны­ми куб­ри­ка­ми и да­же тра­пы все бы­ли вер­ти­каль­ны­ми. Мно­гие нор­мы оби­тае­мо­сти не бы­ли со­блю­де­ны.

Семь лет про­ек­ти­ро­ва­ния (а фак­ти­че­ски, сплош­но­го пе­ре­про­ек­ти­ро­ва­ния од­но­го за дру­гим воз­ни­кав­ших ва­ри­ан­тов) при­ве­ли к то­му, что ВМФ пе­ре­смот­рел свои преж­ние взгля­ды на бое­вое при­ме­не­ние это­го ко­раб­ля. Вся про­де­лан­ная ра­бо­та ока­за­лась «в кор­зи­не».

В 1981 го­ду ВМФ по хо­да­тай­ст­ву Мин­суд­про­ма раз­ра­бо­тал от­кор­рек­ти­ро­ван­ное так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние на про­ект 11540 (из­ме­нен­ный шифр «Яс­т­реб»), глав­ным кон­ст­рук­то­ром но­во­го ко­раб­ля был на­зна­чен Н.А. Яков­лев­ский, глав­ным на­блю­даю­щим от ВМФ O.K. Ко­роб­ков (ра­нее за про­ек­том на­блю­дал В.Я. Кор­су­ков). Эс­киз­ный про­ект как та­ко­вой не раз­ра­ба­ты­вал­ся, сра­зу на­ча­лась раз­ра­бот­ка тех­ни­че­ско­го про­ек­та, ут­вер­жден­но­го в 1983 го­ду.

Раз­ра­бот­ка про­ек­та 11540 по­тре­бо­ва­ла про­ве­де­ния ря­да спе­ци­аль­ных НИ­ОКР, в том чис­ле по сни­же­нию уров­ня под­вод­но­го шу­ма, обес­пе­че­нию мо­ре­ход­ных ка­честв и хо­ро­шей управ­ляе­мо­сти. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние бы­ло уде­ле­но так­же и сни­же­нию уров­ней фи­зи­че­ских по­лей ко­раб­ля. Впер­вые в прак­ти­ке оте­че­ст­вен­но­го ко­раб­ле­строе­ния в про­цес­се от­ра­бот­ки ТТЗ и на­уч­но-тех­ни­че­ско­го со­про­во­ж­де­ния глав­ным кон­ст­рук­то­ром Н.А. Яков­лев­ским и глав­ным на­блю­даю­щим ка­пи­та­ном 2 ран­га В.Я. Кор­су­ко­вым ис­поль­зо­ва­лись ре­зуль­та­ты во­ен­но-эко­но­ми­че­ских ис­сле­до­ва­ний по­лу­чен­ных на сис­те­ме ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го про­ек­ти­ро­ва­ния (САПР) «Чер­теж» стар­шим на­уч­ным со­труд­ни­ком ка­пи­та­ном 3 ран­га В.И. Ни­коль­ским. В про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния ме­ня­лась ком­по­нов­ка ко­раб­ля: так ЗРК с кор­мы был пе­ре­ме­щен в нос, ан­тен­на ГАС из под­киль­но­го об­те­ка­те­ля пе­ре­мес­ти­лась в но­со­вой бульб. Со­став воо­ру­же­ние так­же ме­нял­ся от про­ек­та к про­ек­ту. Пер­во­на­чаль­но на ко­раб­ле пред­по­ла­га­лось ус­та­но­вить про­ти­во­ло­доч­ный ком­плекс РПК-5 «Ли­вень» (РБУ-10000). Но в кон­це кон­цов раз­ра­бот­ка ком­плек­са бы­ла пре­кра­ще­на, а «Яс­т­реб» по­лу­чил уже хо­ро­шо от­ра­бо­тан­ную на фло­те РБУ-6000. Офи­це­рам 1-го ЦНИИ МО при­шлось дол­го «вое­вать» и за раз­ме­ще­ние на ко­раб­ле 100-мм ору­дия АК-100. «Воо­ру­жен­цы» на­стой­чи­во (осо­бен­но спе­циа­ли­сты ЦНИИ им. акад. А.Н. Кры­ло­ва) «про­дви­га­ли» 76-мм АУ АК-176.

1-й Ин­сти­тут ВМФ на­стой­чи­во ре­ко­мен­до­вал ус­та­но­вить на но­вый СКР ДГТУ, спра­вед­ли­во рас­счи­ты­вая на то, что та­кое ре­ше­ние - наи­бо­лее оп­ти­маль­ное и «по­та­щит» за со­бой этот тип ус­та­нов­ки и на дру­гие но­вые ко­раб­ли. Од­на­ко в окон­ча­тель­ном ва­ри­ан­те при­шлось при­ме­нить ГГТУ по схе­ме про­ек­та 1135 с мар­ше­вы­ми и фор­саж­ны­ми дви­га­те­ля­ми. Это бы­ло вы­зва­но тем, что то­гда ни ди­зель­ное ни га­зо­тур­бин­ные ве­дом­ст­ва ни­как не хо­те­ли брать на се­бя раз­ра­бот­ку ре­дук­то­ра и ус­та­нов­ки в ком­плек­се.

Строи­те­лем го­лов­но­го ко­раб­ля но­во­го пер­спек­тив­но­го ти­па сто­ро­же­вых ко­раб­лей был вы­бран При­бал­тий­ский за­вод «Ян­тарь» в го­ро­де Ка­ли­нин­гра­де, по­сколь­ку до­вод­ка в пе­ри­од ис­пы­та­ний тре­бу­ет по­сто­ян­но­го воз­вра­ще­ния к до­стро­еч­ной стен­ке, а та­кой га­ба­рит­ный ко­рабль нель­зя бы­ло транс­пор­ти­ро­вать по внут­рен­ним вод­ным пу­тям в Зе­ле­но­дольск и об­рат­но.

По­на­ча­лу Управ­ле­ни­ем ко­раб­ле­строе­ния ВМФ бы­ла оп­ре­де­ле­на по­треб­ность в но­вом ти­пе ко­раб­ля не ме­нее 100 еди­ниц, ко­то­рые на­ме­ча­лось стро­ить на 7 за­во­дах. Глав­ком ВМФ СССР со­кра­тил это ко­ли­че­ст­во до 70 и 4 (Ка­ли­нин­град, Керчь, Ле­нин­град, Ха­ба­ровск). До кон­ца де­ся­ти­ле­тия (1990 г.) толь­ко на за­во­де «Ян­тарь» пла­ни­ро­ва­лась по­строй­ка се­ми еди­ниц, при­чём один в ва­ри­ан­те по­гра­нич­но­го сто­ро­же­во­го ко­раб­ля. Да­лее раз­ра­ба­ты­вал­ся СКР с уси­лен­ным ра­дио­элек­трон­ным воо­ру­же­ни­ем ПВО.

Го­лов­ной ко­рабль был за­ло­жен 25 мар­та 1987 го­да и на­зван «Не­уст­ра­ши­мым». Строи­тель­ст­во шло дос­та­точ­но бы­ст­ры­ми тем­па­ми и 25 мая 1988 го­да СКР был спу­щен на во­ду. Ко­рабль был предъ­яв­лен ВМФ в 1990 го­ду, при­ем­ный акт под­пи­сан 28 де­каб­ря 1992 го­да, а при­нят в со­став Бал­тий­ско­го фло­та 24 ян­ва­ря 1993 го­да. При­ни­мал ко­рабль от про­мыш­лен­но­сти ка­пи­тан 2 ран­га Н. Ав­раа­мов.

Вто­рой ко­рабль про­ек­та был за­ло­жен 26 мая 1988 го­да, спу­щен (вы­ве­ден из пе­ре­да­точ­но­го до­ка) в ию­не 1990 го­да. При за­клад­ке ему бы­ло да­но имя «Не­при­ступ­ный», 16 сен­тяб­ря 1995 го­да он был пе­ре­име­но­ван в «Яро­слав Муд­рый». В 1994 г., при 75% го­тов­но­сти, ра­бо­ты бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны из-за фи­нан­со­вых за­труд­не­ний. В 2002 г. строи­тель­ст­во во­зоб­но­ви­ли с уче­том кор­рек­ти­ров­ки тех­ни­че­ско­го про­ек­та ко­раб­ля и ле­том 2009 го­да СКР во­шел в со­став Бал­тий­ско­го фло­та.

Тре­тий ко­рабль про­ек­та «Ту­ман», за­ло­жен­ный в 1993 го­ду, вско­ре из-за от­сут­ст­вия фи­нан­си­ро­ва­ния был снят со строи­тель­ст­ва и на ста­пе­ле раз­де­лан на ме­талл.

Водоизмещение, т:
стандартное 3590
полное 4250
Основные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 129,8 (117,2)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6 (14,2)
осадка наибольшая (средняя) 8,35 (4,76)
Суммарная мощность ГЭУ, л.с. 57000
Скорость хода, узл.:
наибольшая 29
экономная 18
Дальность плавания экономным ходом, миль 2900
Автономность, суток 30
Экипаж, чел. 210

Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Уран» 2х4
ПКР 3М24 8
Зенитное
ПУ ЗРК 3К95 «Кинжал» 4х8
Боезапас, ракет 32
ЗРАК 3М87 «Кортик» 2
Боезапас ЗУР, шт 64
Боезапас 30-мм снарядов, шт 6000
Артиллерийское
Артустановка АК-100 1
Боезапас снарядов, шт 350
Салютное орудие 21-КМ
Противолодочное
ПУ «Водопад-НК» 6
Боезапас 6
РБУ-6000 1
Боезапас 60
Минное до 20
Авиационное Ка-27

vilingstore.net

Сторожевые корабли проекта 11540 - это... Что такое Сторожевые корабли проекта 11540?

«Неустрашимый»
Проект
Страна  Россия
Изготовители Янтарь
Операторы Балтийский флот России
Годы постройки 1986
В строю 2 на вооружении
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 м (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (габаритная по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели Двухвальная газотурбинная — 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ суммарной мощностью
Мощность 37 000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20 000 л. с. (форсажные ГТУ)
Скорость хода 30 узлов (полная), 18 узлов (экономическая)
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек, в т. ч. 27 офицеров
Вооружение
Артиллерия 1 АК-100
Ракетное вооружение 2х4 ПУ ПКР «Х-35»
4x8 ПУ «Кинжал»
2 ЗРАК «Кортик»
Противолодочное вооружение 2x3 533-мм ТА,
1 х РБУ-6000,
2 х «Водопад-НК»
Авиационная группа 1 вертолёт «Ка-27»

Сторожевые корабли проекта 11540 шифр Ястреб — тип сторожевых кораблей (по классификации NATO — фрегатов) российского флота. Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2012 год входят в состав Балтийского флота.

Представители

Примечания

Литература

  • Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.

Ссылки

dic.academic.ru

Сторожевые корабли проекта 11540 Википедия

Сторожевые корабли проекта 11540

СКР «Неустрашимый»
Проект
Страна
  • СССР СССР →Россия Россия
Изготовители
  • Прибалтийский ССЗ «Янтарь»
Операторы
  • ВМФ России
Годы постройки с 1986
Годы в строю с 1990
Годы в эксплуатации с 1991
Построено 2
В строю 2
Отменено 1
Основные характеристики
Водоизмещение 3590 тонн (стандартное)
4350 тонн (полное)
Длина 129,8 м (наибольшая)
117,2 м (по КВЛ)
Ширина 15,6 м (наибольшая)
14,2 м (по КВЛ)
Осадка 8,35 м (по бульбу)
4,8 м (на миделе)
Двигатели 2 × маршевый ГТА М-70 или D090
2 × форсажный ГТА М-90
Мощность 2 × 10 000 л.с. (маршевый)
2 × 18 500 л.с. (форсажный)
Движитель 2 × ВФШ
Скорость хода 30 узлов (полная)
Дальность плавания 3000 миль ходом 18 узлов
3500 миль ходом 16 улов
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 214 человек (27 офицеров)
Вооружение
Навигационное вооружение НРЛС МР-212 «Вайгач»
НК «Бейсур»
Радиолокационное вооружение РЛС типа «Фрегат»
РЛС ЗРК МР-352 «Позитив»
РЛС УО МР-145 СУО «Лев»
Радиоэлектронное вооружение КС Р-782 «Буран»
ГАК МГК-365 «Звезда-М1»
Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25
2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16
8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10
БИУС «Трон-11540»
СУО АУ «Лев-145»
СУО комплекса ПЛО «Онега-11540»
Артиллерия 1 × АК-100
Зенитная артиллерия 2 × ЗРАК

ruwikiorg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *