Проект 11540 «Ястреб» (Тип «Неустрашимый»)
Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.
Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.
В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.
Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;
• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.
Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350
Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8
Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД — суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000
Скорость хода наибольшая, узлов 30
Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4×4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР
Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4×8 (ВПУ)
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2×8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов — калибр 2×2 — 30-мм
Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60
Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6×1 — 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов — калибр 1 х 12 — 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»
Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1
Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)
Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»
Добавить комментарий
oruzhie.info
Сторожевые корабли проекта 11540 | |
---|---|
СКР «Неустрашимый» | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Годы постройки | с 1986 |
Годы в строю | с 1990 |
Годы в эксплуатации | с 1991 |
Построено | 2 |
В строю | 2 |
Отменено | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 3590 тонн (стандартное) 4350 тонн (полное) |
Длина | 129,8 м (наибольшая) 117,2 м (по КВЛ) |
Ширина | 15,6 м (наибольшая) 14,2 м (по КВЛ) |
Осадка | 8,35 м (по бульбу) 4,8 м (на миделе) |
Двигатели | 2 × маршевый ГТА М-70 или D090 2 × форсажный ГТА М-90 |
Мощность | 2 × 10 000 л.с. (маршевый) 2 × 18 500 л.с. (форсажный) |
Движитель | 2 × ВФШ |
Скорость хода | 30 узлов (полная) |
Дальность плавания | 3000 миль ходом 18 узлов 3500 миль ходом 16 улов |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 214 человек (27 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС МР-212 «Вайгач» НК «Бейсур» |
Радиолокационное вооружение | РЛС типа «Фрегат» РЛС ЗРК МР-352 «Позитив» РЛС УО МР-145 СУО «Лев» |
Радиоэлектронное вооружение | КС Р-782 «Буран» ГАК МГК-365 «Звезда-М1» Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 БИУС «Трон-11540» СУО АУ «Лев-145» СУО комплекса ПЛО «Онега-11540» |
Артиллерия | 1 × АК-100 |
Зенитная артиллерия | 2 × ЗРАК |
ru-wiki.ru
Сторожевой корабль проекта 11540 «Ястреб»
Крупный многоцелевой фрегат проекта 1980-х годов с мощным вооружением.
Крупный многоцелевой фрегат проекта 1980-х годов с мощным вооружением.
Разработан по техническому заданию 1981 года на проект многоцелевого сторожевого корабля (фрегата) стандартным водоизмещением 3−4 тысячи тонн с учетом опыта иностранных флотов. Ориентиром для «Ястребов» выбрали американские фрегаты типа Oliver Hazard Perry и немецкие типа Bremen.
Первый корабль был заложен в 1987 году. К сожалению, распад СССР остановил серийное строительство «Ястребов», которых планировалось вводить в строй буквально десятками. Головной «Неустрашимый» успел попасть на Балтфлот «под елочку» в декабре 1990 года. А вот второй — «Неприступный» — задержался в достройке аж до 2009 года, прежде чем был передан балтийцам уже под другим именем («Ярослав Мудрый»). Третий корабль («Туман»), заложенный в 1993 году, остается недостроенным на «Янтаре». По ряду сведений, с 2014 года он будет достраиваться с новым оснащением как охотник за малошумным неатомными субмаринами.
Разработчик проекта — Зеленодольское проектное конструкторское бюро. Строительство вел Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (в Калининграде).
Полное водоизмещение корабля 4350 тонн. Максимальная скорость 30 узлов, экономическая 18 узлов. Двигательная установка — два маршевых газотурбинных двигателя (по 37 тыс. л. с.) и два форсажных (по 20 тыс. л. с.), по паре «маршевый-форсажный» на каждую линию валов. Дальность плавания 3500 миль на 16 узлах. Экипаж 214 человек, в т. ч. 27 офицеров.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» на Балтике. Фото: Mike Banzhaf
Ударное вооружение (только на «Ярославе Мудром») включает две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельных ракет 3М24 «Уран» в средней части корпуса.
Зенитное вооружение представлено четырьмя восьмиконтейнерными барабанными пусковыми установками ЗРК 3К95 «Кинжал» (боезапас 32 ракеты). Также установлены два боевых модуля ракетно-артиллерийского комплекса 3М87 «Кортик»: каждый включает в себя два шестиствольных 30-мм автомата 6К30ГШ (боекомплект 1000 снарядов) и восемь контейнеров для зенитных ракет (боекомплект 32 ракеты 9М311К).
Противолодочное вооружение представлено двумя строенными универсальными пусковыми установками, позволяющими применять стандартные торпеды, а также и ракето-торпеды комплекса РПК-6М «Водопад». Также имеется одна двенадцатиствольная установка РБУ-6000«Смерч-2» с реактивным глубинными бомбами РГБ-60.
Артиллерийское вооружение состоит из 100-мм установки АК-100 с боезапасом 350 снарядов.
Корабль оснащен противолодочным вертолетом Ка-27ПЛ в ангаре.
defendingrussia.ru
Проект 11540 Ястреб (Тип Неустрашимый)

Одним из немногих кораблей, введенных в последнее десятилетие в состав российского ВМФ, является сторожевой корабль «Неустрашимый», построенный на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград по проекту 11540 «Ястреб». Разработка проекта была начата ПКБ в г. Зеленоград в 1981 г., в качестве прототипа использован сторожевой корабль проекта 1135 «Буревестник». Сторожевые корабли этого типа предназначены для выполнения конвойных операций и несения дозорной службы, поиска, слежения и борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, отражения атак средств воздушного нападения противника. Технические возможности позволяют кораблям этого типа длительное время находиться в море и контролировать значительное воздушное и водное пространство.
Сторожевой корабль «Неустрашимый» — видео
Головной корабль серии 712 «Неустрашимый» был заложен 01.04.1986 г., спуск на воду состоялся 01.05.1988 г., из-за отсутствия финансирования корабль вступил в строй лишь 24.01.1993 г. Второй корабль, первоначально именовавшийся «Неприступный», а 30.08.1995 г. переименованный в «Ярослав Мудрый», был заложен 27.05.1988 г., спуск его на воду состоялся в июне 1990 г.
Сторожевики типа «Неустрашимый» представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней вторичного радиолокационного, теплового и электромагнитного полей.
Корпус выполнен с удлиненным полубаком и характерным сломом верхней палубы в носовой оконечности, улучшающим условия боевого использования 100-мм артустановки. Он изготовлен из стали, все соединения выполнены методом сварки. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 13 отсеков (по другим данным — 12 отсеков), непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых трех смежных отсеков. На всем протяжении корпуса имеется двойное дно. Междудонное пространство используется в качестве цистерн для топлива, масла и пресной воды. Система стабилизации включает бортовые рули и выдвижные рули успокоения качки. Выбранные обводы корпуса и соотношения главных размерений обеспечивают высокие мореходные качества корабля. Характеристики остойчивости не накладывают ограничения на его использование при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.

Трехъярусная сплошная надстройка также выполнена из стали. Все жилые и служебные помещения, а также боевые посты подключены к системе кондиционирования воздуха. Корабль располагает необходимыми средствами, обеспечивающими его пожарозащищенность и живучесть. Имеются средства защиты от оружия массового поражения. Корпус и надстройка разделены на четыре цитадели, которые снабжены автономными фильтро-вентиляционными установками, поддерживающими внутри их избыточное давление воздуха. Обеспечению защищенности личного состава способствует также наличие сквозного закрытого прохода от носа до кормы.
На корабле использована двухвальная газотурбинная главная энергетическая установка, состоящая из маршевой части, включающей два газотурбинных двигателя М70, два двухскоростных редуктора и специальную редукторную приставку, а также из форсажной части, включающей два газотурбинных двигателя М90 и два форсажных односкоростных редуктора. Для обеспечения боевой живучести они разделены на две независимые энергетические группы левого и правого бортов, каждая из которых находится в двух автономных машинных отделениях. Упомянутая выше специальная редукторная приставка обеспечивает в случае необходимости работу любого маршевого агрегата на оба валопровода. В качестве движителей использованы два гребных винта фиксированного шага.

Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. Дальность плавания ходом 16 узлов составляет 3500 миль. Автономность по запасам провизии оценивается в 30 суток.
Электроэнергетическая установка состоит из четырех электрогенераторов суммарной мощностью 3050 кВт. Генераторы вырабатывают трехфазный ток напряжением 380 В.
Состав вооружения «Неустрашимого» соответствует его многоцелевому назначению. Артиллерийское вооружение включает одноорудийную автоматическую 100-мм универсальную артустановку АК-100, размещенную на верхней палубе в носовой части корабля, и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик» в составе двух боевых модулей с системами перезарядки ракет и командного модуля со станцией обнаружения целей. Комплекс «Кортик» поражает воздушные цели как зенитными управляемыми ракетами 9М311, так и огнем артустановок АК-630М. Дальность поражения составляет для ЗУР 1,5-8,0 км, для артустановок — 0,5-1,5 км. Досягаемость по высоте — от 5 до 4000 м.
Наряду с комплексом «Кортик», противовоздушную и противоракетную оборону обеспечивает многоканальный зенитный ракетный комплекс «Кинжал», в состав которого входят подпалубная пусковая установка из четырех пусковых модулей с восемью ракетами в каждом, а также система управления, позволяющая вести стрельбу одновременно по четырем целям, находящимся на высотах от 10 до 6000 м и на дальностях от 1,5 до 12 км.
Главное ударное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран», в состав которого входят четыре 4-зарядные пусковые установки, размещенные на нижнем ярусе надстройки за дымовой трубой. Ракеты комплекса могут поражать надводные цели на дальностях от 5 до 130 км. Вместо комплекса «Уран» предусмотрена возможность установки ракетного комплекса «Яхонт» с двенадцатью противокорабельными ракетами или ракетного комплекса «Club-N» с шестнадцатью противокорабельными ракетами ЗМ-54Э или ЗМ-54Э1, которые имеют большую эффективность и дальность стрельбы до 300 км.

В состав противолодочного вооружения входит ракетный комплекс «Водопад» с корабельной системой управления стрельбой «Онега» и шестью стационарными однотрубными 533-мм торпедными пусковыми установками для стрельбы ракето-торпедами «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпедами 53-65К и СЭТ-65. Дальность поражения целей ракето-торпедами — от 5 до 35 км, торпедами — от 2 до 19 км.
Для поражения подводных лодок предназначена и 12-ствольная 213-мм реактивная бомбометная установка РБУ-6000, ведущая стрельбу глубинными бомбами весом 119,5кг (вес фугасной боевой части — 23,5 кг) на дальность 5,7 км. Глубина поражения цели составляет 500 м.
Данные противолодочному вооружению выдаются гидроакустическим комплексом «Звезда-1» с подкильной и буксируемой антеннами. Он обеспечивает:
• поиск и обнаружение подводных лодок;
• определение координат целей;
• опознавание и связь с подводными лодками;
• классификацию подводных целей;
• обнаружение торпед;
• выдачу координат цели в систему управления противолодочным оружием и БИУС.
Базирующийся на корабле вертолет Ка-27ПЛ предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Он может быть оборудован для выдачи противокорабельному ракетному комплексу «Уран» загоризонтного целеуказания на дальности до 200 км от корабля.
Своеобразными «мозговыми центрами» корабля являются боевые информационно-управляющие системы «Трон» и «Дипломат». Они объединяют все системы корабля в единый интегрированный комплекс, который осуществляет автоматизированное взаимодействие сил и средств в боевых действиях оборонительного и наступательного характера. Основные функции этих боевых информационно-управляющих систем:
• подготовка и ведение боевых действий при поиске, обнаружении и нанесении ударов по подводным лодкам, надводным кораблям и береговым целям;
• противовоздушная оборона;
• противоракетная оборона;
• навигационная безопасность плавания;
• управление вертолетом при выполнении боевых задач;
• управление и обеспечение борьбы за живучесть. Входящая в состав радиоэлектронного вооружения корабля РЛС «Фрегат МА» (МР-270) используется для освещения воздушной и надводной обстановки, обнаружения воздушных и надводных целей, выдачи целеуказания системам управления огневыми средствами. На корабле установлены также комплекс радиоэлектронной борьбы «Вымпел-Р2» и комплексы постановки пассивных помех ПК-2 и ПК-10.

Тактико-технические характеристики корабля «Неустрашимый»
Водоизмещение, т:
стандартное 3210
полное 4350
Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 131(123)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6
осадка при полном водоизмещении 4,8
Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная, с раздельной работой форсажных и маршевых двигателей
форсажных ГТД — суммарная мощность, л.с. 2х М90 — 40 000
маршевых ГТД — суммарная мощность, л. с. 2 х М70 — 17 000
Скорость хода наибольшая, узлов 30
Дальность плавания, мили:
ходом 16 узлов 4500
ходом 18 узлов 3000
Вооружение:
Комплекс противокорабельных ракет:
тип комплекса «Уран»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 4×4 (ТПК)
боекомплект 16 ПКР
Зенитный ракетный комплекс:
тип комплекса «Кинжал»
количество ПУ х направляющих для ЗУР (тип ПУ) 4×8 (ВПУ)
боекомплект 32 ЗУР 9М330
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс:
тип комплекса «Кортик»(ЗР87Э)
количество боевых модулей 2
количество ПУ х направляющих для ЗУР 2×8
боекомплект 64 ЗУР 9М311
тип комплекса АК-630М
количество АУ х стволов — калибр 2×2 — 30-мм
Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-100
количество АУ х стволов 1×1
калибр, мм/длина ствола, калибров 100/60
Противолодочное:
тип ПЛРК «Водопад»
КСУС «Онега»
количество РТПУ х труб 6×1 — 533-мм
боекомплект 24 ПЛУР «Водопад-НК», 83-РН и 84-РН или торпеды 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов — калибр 1 х 12 — 213-мм боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»
Авиационное:
тип вертолета Ка-27ПЛ
количество 1
Экипаж (в том числе офицеров), человек 210 (35)
Фото кораблей проекта 11540 «Ястреб»


militaryarticle.ru
Проект 11540 «Ястреб» — многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый». Оружие и военная техника. Добавил Сергей Бакуменко — VilingStore.net

Многоцелевой сторожевой корабль проекта 11540 предназначен для борьбы с дизельными и атомными ракетными и многоцелевыми подводными лодками в средней зоне, для противовоздушной обороны, противолодочного и противокатерного обеспечения сил флота, эскортной службы, поддержки боевых действий сухопутных войск, обеспечения высадки морских десантов и решения других задач.
Проект 11540 «Ястреб» — многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый»
СКР имеет полубачную архитектуру с продленным полубаком и носовым бульбом, в котором размещается антенна гидроакустического комплекса, со сплошной надстройкой и относительно большой высотой надводного борта в носовой оконечности корпуса. Все корпусные конструкции выполнены стальными. Водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 12 отсеков (с шестью противопожарными зонами), при этом есть возможность сквозного «штормового» прохода от носа до транца через тамбуры и водонепроницаемые двери. Корпус создан с использованием технологий по снижению акустической заметности, имеет защиту от оружия массового поражения. Улучшению мореходности способствуют успокоители качки с выдвижными рулями, а также скуловые кили.
Проект 11540 «Ястреб» — многоцелевые сторожевые корабли типа «Неустрашимый»
Вооружение
Ракетное вооружение корабля (отсутствует на первом корабле серии) представлено комплексом противокорабельных ракет «Уран» в составе двух 4-контейнерных пусковых установки, расположенных поперек диаметральной плоскости в средней части корабля, с боезапасом в 8 ПКР Х-35 (3М24) и автоматизированную систему управления.
Для борьбы с подводными лодками и для поражения надводных целей на СКР установлен комплекс «Водопад-НК» (РПК-6) с ракето-торпедами в 6 универсальных стационарных побортных (по 3 на борт) однотрубных пусковых установках с фиксированным углом подъема около 20° калибра 533 мм с системой управления стрельбой комплекса ПЛО «Онега-11540». Головная часть ракеты представляет из себя малогабаритную торпеду УМГТ-1 или СПБ с глубиной хода до 500 метров при скорости в 41 узел, дальность хода 8 км. Дальность стрельбы комплексом до 40 км. Боезапас — 6 ракет. При необходимости из пусковых установок можно стрелять обычными торпедами или стратегическими крылатыми ракетами большой дальности «Гранат».
Противолодочная реактивная бомбометная установка РБУ-6000 является частью системы противолодочной обороны «Смерч-3». Данные для стрельбы поступают от системы управления огнем «Буря». Боезапас из 60 ракет размещен под пусковой установкой. Ракеты загружаются автоматически через элеватор. Когда последняя трубка загружена, пусковая установка автоматически переключается на стрельбовой режим. Использовав все ракеты, пусковая установка автоматически возвращается в позицию загрузки. Максимальная дальность стрельбы — 6000 метров, максимальная глубина цели — 500 метров. Вес ракеты — 110 кг и вес боевой части — 25 кг.
В составе средств самообороны имеются, также, приборы гидроакустического противодействия.
Противовоздушная и противоракетная оборона осуществляется многоканальным зенитным комплексом ближнего действия «Кинжал» с подпалубными барабанными пусковыми установками (четыре модуля по 8 пусковых установок), с вертикальным стартом и общим комплектом в 32 ракеты 9М330. Дальность поражения до 12 км, по высоте — до 6 км. Взрыватели ракеты начинают реагировать на воду на высоте ниже 10 метров, поэтому ракетой можно стрелять и по надводным целям среднего водоизмещения.
Старт ЗУР осуществляется с помощью газодинамической катапульты. Для её работы применяется удар горячего газа, который вырабатывается в специальном газогенераторном контейнере и выбрасывает ракету на высоту до 15-20 метров вверх. Газодинамическая система ещё до включения маршевого двигателя разворачивает ракету в сторону цели. В процессе полета ракета корректируется радиокомандами, по данным, получаемым от собственной СУ или от РЛС «Фрегат».
На рубеже дострела целей включается зенитно-артиллерийский комплекс ЗМ87 «Кортик» (по одной на каждом борту). Система может также работать и на поражение малоразмерных надводных целей, начиная от небольших катеров и кончая плавающими минами. Общий боезапас — 64 зенитных ракеты и 6000 снарядов калибра 30 мм.
Для поражения морских, береговых и воздушных целей в носовой части корабля расположена одноорудийная универсальная артиллерийская установка АК-100 калибра 100 мм с системой управления MP-145 «Лев». Боезапас 350 выстрелов, дальность стрельбы до 21,5 км.
Имеется салютная пушка 21-КМ.
Для защиты корабля от оружия с тепловыми головками самонаведения СКР оснащен восемью десятитрубными пусковыми установками ПК-10 для стрельбы 120-мм снарядами тепловых помех, а для борьбы с радиолокационными и оптическими головками самонаведения двумя 16-трубными 82-мм установками ПК-16. Дальность стрельбы от 200 до 1800 метров.
В перегруз могут быть приняты для постановки мины, от 16 до 20, в зависимости от типа.
В кормовой части корабля размещен ангар с взлетно-посадочной площадкой для противолодочного вертолета Ка-27. Для него предусмотрен погреб авиационного боезапаса и керосинохранилище (с запасом топлива на пять вылетов).
Для обнаружения подводных лодок и торпед, а также для выдачи целеуказания установлен гидроакустический комплекс «Звезда-М1» с подкильной антенной в носовом бульбовом обтекателе и инфразвуковой буксируемой протяженной антенной переменной глубины, которая используется при неблагоприятных гидрологических условиях. Дальность обнаружения этим комплексом при нормальных гидрологических условиях достигает 25 км.
Для выработки курса, определения относительной скорости, пройденного расстояния, определения местоположения корабля, в том числе и по спутникам, на СКР установлен навигационный комплекс «Бейсур». Автоматизированный комплекс средств связи «Буран» позволяет поддерживать круглосуточную связь. У командира имеется радиотелефон.
Боевая информационно-управляющая система «Трон-11540» осуществляет сбор, обработку, отображение информации о надводной, воздушной и подводной обстановке, выдачу целеуказания системам вооружения корабля и тактической группы, а также обеспечивает управление кораблем в сложных навигационных условиях. Информация для БИУС может быть получена и от внешних источников.
РЛС общего обнаружения — нестабилизированная фазированная решетка «Фрегат-МА» с дальностью обзора от 2 км до 145 км, имеются навигационные РЛС, другие обычные для корабля этого типа радио- и навигационные средства. Установлена антенна системы «свой-чужой» третьего поколения.
Главная энергетическая установка
В качестве главной энергетической установки используется двухвальная газо-газотурбинная установка (ГГТУ) типа COGAG. В состав главных механизмов входят всережимные маршевые турбины М-70 по 10000 л.с. каждая, с двухскоростными редукторами и маршевой редукторной приставкой и две форсажных турбины М-90 по 18500 л.с. каждая, с односкоростными редукторами. Общая максимальная мощность составляет 57000 л.с., скорость при этом достигает 29 узлов. Для повышения живучести энергоустановка разделена на два автономных машинных отделения и две независимые энергетические группы правого и левого борта, обьединенные маршевой редукторной приставкой, которая обеспечивает работу любой маршевой турбины на оба винта, что дает повышение экономичности данного типа энергоустановки на 25% (по сравнению с вариантом работы «ГТУ только на свой винт»), скорость при этом достигает 13 узлов.
Электростанция корабля (в кормовом и носовом отделениях) напряжением 380 вольт переменного тока состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов по 800 кВт, трёх ДГ-600 и газотурбогенератора мощностью 1250 кВт. Контроль за работой ГЭУ и энергетической системы корабля осуществляется с помощью дистанционного управления.
Два кронштейна на длинном гребном валу способствуют повышению пропульсивного КПД и снижают уровни вибрации и шума движительно-рулевого комплекса
Дальность плавания 18-узловым ходом составляет 2900 миль, с автономностью 30 суток при запасе топлива в 580 т.
На СКР предусмотрены устройства для принятия в море с судов снабжения жидких и сухих грузов.
Для обогрева постов, погребов и жилых помещений корабля используется система кондиционирования воздуха.
Экипаж — 210 человек (35 офицеров, 34 мичмана, 141 старшина и матрос). Рядовой состав размещен в восьми 22 местных кубриках с двухъярусными койками, мичманы — в 6- (одна каюта) и 4-местных каютах, офицеры располагаются в двух- и четырехместных каютах с двухъярусными койками. Для командира корабля и командира соединения предусмотрены блоки помещений с кабинетами. На СКР имеются запасные места как для рядового состава, так для мичманов и офицеров, помещения для отдыха, бытовые, спортуголок. Имеется опреснительная установка.
С увеличением глубины погружения и скорости подводных лодок, особенно с появлением атомной энергетики, сторожевики послевоенной постройки начали быстро устаревать, а поскольку из-за ограниченных объемов на этих кораблях трудно было устанавливать более современное вооружение и системы обнаружения, то проще было наладить постройку новых проектов. Наиболее сбалансированным по вооружению кораблем этого типа стал строящийся с начала 70-х годов в массовых количествах (по официальной классификации — малый противолодочный корабль) проект 1124 «Альбатрос».
В 1972 году Зеленодольскому ПКБ (ранее ЦКБ-340) ВМФ было выдано тактико-техническое задание на разработку малого противолодочного корабля проекта 1154 (шифр «Поморник»), предназначенного на замену и в развитие МПК проекта 1124.
По требованиям ТТЗ и по замыслу главного конструктора Л.Ф. Федосеева новый МПК-СКР должен был получить более мощную энергоустановку (с газовыми турбинами вместо дизель-газотурбинной на 1124), отчего скорость полного хода должна была возрасти до 35 узлов. Предполагалась замена ЗУР «Оса» на новый комплекс «Кинжал» для борьбы с низколетящими ракетами. С целью адаптации нового ЗРК к корпусу 1124 (и для испытаний) было проведено переоборудование одного из кораблей- МПК-104 (проект 1124К). Однако это не удалось — комплекс для этого типа оказался тяжеловат. Так, проектантами было обещано, что антенный пост «Кинжала» будет весить две тонны, реальный же вес превысил расчётный более чем в три раза. Вместо подпалубных стационарных контейнеров была применена револьверная система вращающихся барабанов, более уязвимая, с громоздкими приводами, тяжелая, занимающая много места. Вначале предлагалась ячеистая система размещения ЗУР внутри корпуса, которая была отклонена из-за большого количества отверстий в палубе.
Решено было увеличить габариты корпуса «Поморника». Скорость в этом случае снижалась до 32 узлов. Перед самым утверждением технического проекта 1154 вдруг появилось искушение в виде новой гидроакустической станции дальнего действия типа «Звезда», с цифровой вычислительной аппаратурой, по типу самых новых американских ГАС. Руководством было решено ставить эту станцию на проектируемый корабль, с корректировкой документации. Но корректировка затянулась, так как и станция оказалась побольше и потяжелее, и энергии она потребляла больше: пришлось ставить новую электростанцию, устанавливать новый большой обтекатель ГАС. В итоге к моменту утверждения нового эскизного проекта в 1975 году водоизмещение корабля составляло уже 1500 тонн.
О замене новым проектом МПК проекта 1124 уже не было речи. Вырисовывался совершенно другой корабль, который никак не «влезал» в стапельные места корабля-прототипа и имел более широкие возможности. Стало логичным установить на 1154 новый противолодочный ракето-торпедный комплекс «Водопад», проходивший к тому времени испытания, а новый корабль переклассифицировать из МПК в СКР.
По утвержденному техническому проекту (в 1976 г.) водоизмещение корабля превысило 1800 тонн, скорость упала до 30 узлов, хотя уже устанавливалась более мощная газотурбинная установка.
По постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР за №1135-345 было запланировано строительство серии сторожевых кораблей в очередной десятилетней программе (1981-1990 гг.). Наступал момент выдачи документации на завод-строитель для закладки головного СКР, но тут появились новые соблазны в виде зенитной ракетно-артиллерийской установки «Кортик» для поражения низколетящих целей на последнем рубеже, перед самым кораблем.
К этому времени в качестве прототипа стали рассматривать уже СКР проекта 1135 (опираясь на пограничный вариант) и логичным стало решение о базировании на корабле вертолета, что существенно расширяло возможности корабля. После переноса объемного подкильного обтекателя ГАС в носовую часть возникли дополнительные проблемы.
Откорректированный технический проект был утвержден в 1979 году, хотя скорость корабля составляла всего лишь 27 узлов при водоизмещении 2500 тонн. Задуманный как малый противолодочный корабль, вынужденно подпираемый изнутри «распухающим» оборудованием, СКР оказался весьма «зажатым» кораблем, с низкими, катерными подволоками, узкими коридорами, тесными кубриками и даже трапы все были вертикальными. Многие нормы обитаемости не были соблюдены.
Семь лет проектирования (а фактически, сплошного перепроектирования одного за другим возникавших вариантов) привели к тому, что ВМФ пересмотрел свои прежние взгляды на боевое применение этого корабля. Вся проделанная работа оказалась «в корзине».
В 1981 году ВМФ по ходатайству Минсудпрома разработал откорректированное тактико-техническое задание на проект 11540 (измененный шифр «Ястреб»), главным конструктором нового корабля был назначен Н.А. Яковлевский, главным наблюдающим от ВМФ O.K. Коробков (ранее за проектом наблюдал В.Я. Корсуков). Эскизный проект как таковой не разрабатывался, сразу началась разработка технического проекта, утвержденного в 1983 году.
Разработка проекта 11540 потребовала проведения ряда специальных НИОКР, в том числе по снижению уровня подводного шума, обеспечению мореходных качеств и хорошей управляемости. Значительное внимание было уделено также и снижению уровней физических полей корабля. Впервые в практике отечественного кораблестроения в процессе отработки ТТЗ и научно-технического сопровождения главным конструктором Н.А. Яковлевским и главным наблюдающим капитаном 2 ранга В.Я. Корсуковым использовались результаты военно-экономических исследований полученных на системе автоматизированного проектирования (САПР) «Чертеж» старшим научным сотрудником капитаном 3 ранга В.И. Никольским. В процессе проектирования менялась компоновка корабля: так ЗРК с кормы был перемещен в нос, антенна ГАС из подкильного обтекателя переместилась в носовой бульб. Состав вооружение также менялся от проекта к проекту. Первоначально на корабле предполагалось установить противолодочный комплекс РПК-5 «Ливень» (РБУ-10000). Но в конце концов разработка комплекса была прекращена, а «Ястреб» получил уже хорошо отработанную на флоте РБУ-6000. Офицерам 1-го ЦНИИ МО пришлось долго «воевать» и за размещение на корабле 100-мм орудия АК-100. «Вооруженцы» настойчиво (особенно специалисты ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова) «продвигали» 76-мм АУ АК-176.
1-й Институт ВМФ настойчиво рекомендовал установить на новый СКР ДГТУ, справедливо рассчитывая на то, что такое решение — наиболее оптимальное и «потащит» за собой этот тип установки и на другие новые корабли. Однако в окончательном варианте пришлось применить ГГТУ по схеме проекта 1135 с маршевыми и форсажными двигателями. Это было вызвано тем, что тогда ни дизельное ни газотурбинные ведомства никак не хотели брать на себя разработку редуктора и установки в комплексе.
Строителем головного корабля нового перспективного типа сторожевых кораблей был выбран Прибалтийский завод «Янтарь» в городе Калининграде, поскольку доводка в период испытаний требует постоянного возвращения к достроечной стенке, а такой габаритный корабль нельзя было транспортировать по внутренним водным путям в Зеленодольск и обратно.
Поначалу Управлением кораблестроения ВМФ была определена потребность в новом типе корабля не менее 100 единиц, которые намечалось строить на 7 заводах. Главком ВМФ СССР сократил это количество до 70 и 4 (Калининград, Керчь, Ленинград, Хабаровск). До конца десятилетия (1990 г.) только на заводе «Янтарь» планировалась постройка семи единиц, причём один в варианте пограничного сторожевого корабля. Далее разрабатывался СКР с усиленным радиоэлектронным вооружением ПВО.
Головной корабль был заложен 25 марта 1987 года и назван «Неустрашимым». Строительство шло достаточно быстрыми темпами и 25 мая 1988 года СКР был спущен на воду. Корабль был предъявлен ВМФ в 1990 году, приемный акт подписан 28 декабря 1992 года, а принят в состав Балтийского флота 24 января 1993 года. Принимал корабль от промышленности капитан 2 ранга Н. Авраамов.
Второй корабль проекта был заложен 26 мая 1988 года, спущен (выведен из передаточного дока) в июне 1990 года. При закладке ему было дано имя «Неприступный», 16 сентября 1995 года он был переименован в «Ярослав Мудрый». В 1994 г., при 75% готовности, работы были приостановлены из-за финансовых затруднений. В 2002 г. строительство возобновили с учетом корректировки технического проекта корабля и летом 2009 года СКР вошел в состав Балтийского флота.
Третий корабль проекта «Туман», заложенный в 1993 году, вскоре из-за отсутствия финансирования был снят со строительства и на стапеле разделан на металл.
Водоизмещение, т:
стандартное 3590
полное 4250
Основные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 129,8 (117,2)
ширина наибольшая (по КВЛ) 15,6 (14,2)
осадка наибольшая (средняя) 8,35 (4,76)
Суммарная мощность ГЭУ, л.с. 57000
Скорость хода, узл.:
наибольшая 29
экономная 18
Дальность плавания экономным ходом, миль 2900
Автономность, суток 30
Экипаж, чел. 210
Вооружение
Ударное
ПУ ПКРК «Уран» 2х4
ПКР 3М24 8
Зенитное
ПУ ЗРК 3К95 «Кинжал» 4х8
Боезапас, ракет 32
ЗРАК 3М87 «Кортик» 2
Боезапас ЗУР, шт 64
Боезапас 30-мм снарядов, шт 6000
Артиллерийское
Артустановка АК-100 1
Боезапас снарядов, шт 350
Салютное орудие 21-КМ
Противолодочное
ПУ «Водопад-НК» 6
Боезапас 6
РБУ-6000 1
Боезапас 60
Минное до 20
Авиационное Ка-27
vilingstore.net
Сторожевые корабли проекта 11540 — это… Что такое Сторожевые корабли проекта 11540?
«Неустрашимый» | |
---|---|
Проект | |
Страна | Россия |
Изготовители | Янтарь |
Операторы | Балтийский флот России |
Годы постройки | 1986 |
В строю | 2 на вооружении |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 3590 (стандартное) 4350 тонн (полное) |
Длина | 129,8 м (наибольшая) 117,2 м (по КВЛ) |
Ширина | 15,6 м (наибольшая) 14,2 м (по КВЛ) |
Осадка | 8,35 м (габаритная по бульбу) 4,8 м (на миделе) |
Двигатели | Двухвальная газотурбинная — 2 маршевых ГТУ и 2 форсажных ГТУ суммарной мощностью |
Мощность | 37 000 л. с. (маршевые ГТУ) + 20 000 л. с. (форсажные ГТУ) |
Скорость хода | 30 узлов (полная), 18 узлов (экономическая) |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 214 человек, в т. ч. 27 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 1 АК-100 |
Ракетное вооружение | 2х4 ПУ ПКР «Х-35» 4×8 ПУ «Кинжал» 2 ЗРАК «Кортик» |
Противолодочное вооружение | 2×3 533-мм ТА, 1 х РБУ-6000, 2 х «Водопад-НК» |
Авиационная группа | 1 вертолёт «Ка-27» |
Сторожевые корабли проекта 11540 шифр Ястреб — тип сторожевых кораблей (по классификации NATO — фрегатов) российского флота. Всего были закончены строительством и вступили в состав ВМФ России два корабля данного проекта из трёх заложенных на стапеле. Оба корабля на 2012 год входят в состав Балтийского флота.
Представители
Примечания
Литература
- Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.
Ссылки
dic.academic.ru
Сторожевые корабли проекта 11540 | |
---|---|
СКР «Неустрашимый» | |
Проект | |
Страна |
|
Изготовители |
|
Операторы |
|
Годы постройки | с 1986 |
Годы в строю | с 1990 |
Годы в эксплуатации | с 1991 |
Построено | 2 |
В строю | 2 |
Отменено | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 3590 тонн (стандартное) 4350 тонн (полное) |
Длина | 129,8 м (наибольшая) 117,2 м (по КВЛ) |
Ширина | 15,6 м (наибольшая) 14,2 м (по КВЛ) |
Осадка | 8,35 м (по бульбу) 4,8 м (на миделе) |
Двигатели | 2 × маршевый ГТА М-70 или D090 2 × форсажный ГТА М-90 |
Мощность | 2 × 10 000 л.с. (маршевый) 2 × 18 500 л.с. (форсажный) |
Движитель | 2 × ВФШ |
Скорость хода | 30 узлов (полная) |
Дальность плавания | 3000 миль ходом 18 узлов 3500 миль ходом 16 улов |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 214 человек (27 офицеров) |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | НРЛС МР-212 «Вайгач» НК «Бейсур» |
Радиолокационное вооружение | РЛС типа «Фрегат» РЛС ЗРК МР-352 «Позитив» РЛС УО МР-145 СУО «Лев» |
Радиоэлектронное вооружение | КС Р-782 «Буран» ГАК МГК-365 «Звезда-М1» Комплекс РЭБ МП-405 «Старт» или ТК-25 2 × ПУ комплекса РЭП ПК-16 8 × ПУ комплекса РЭП ПК-10 БИУС «Трон-11540» СУО АУ «Лев-145» СУО комплекса ПЛО «Онега-11540» |
Артиллерия | 1 × АК-100 |
Зенитная артиллерия | 2 × ЗРАК |
ruwikiorg.ru