Статья 359 УК РФ 2016-2017. Наемничество . ЮрИнспекция
Точнее будет говорить не о подведомственности, а о подсудности. Регулируется это ст. 31 УПК РФ (вот ее действующая редакция) : Статья 31. Подсудность уголовных дел 1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 107 ч. 1, 108, 109 ч. 1 и 2, 134, 135, 136 ч. 1, 146 ч. 1, 147 ч. 1, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 174 ч. 1, 174.1 ч. 1, 177, 178 ч. 1, 183 ч. 1, 184 ч, 1, 3 и 4, 185, 191 ч. 1, 193, 194 ч. 1, 195, 198, 199 ч. 1, 199.1 ч. 1, 201 ч. 1, 202 ч. 1, 204 ч. 1 и 3, 207, 212 ч. 3, 215 ч. 1, 215.1 ч. 1, 216 ч. 1, 217 ч. 1, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 225 ч. 1, 228 ч. 1, 228.2, 234 ч. 1 и 4, 235 ч. 1, 236 ч. 1, 237 ч. 1, 238 ч. 1, 239, 244 ч. 2, 247 ч. 1, 248 ч. 1, 249, 250 ч. 1 и 2, 251 ч. 1 и 2, 252 ч. 1 и 2, 253, 254 ч. 1 и 2, 255, 256 ч. 3, 257, 258 ч. 2, 259, 262, 263 ч. 1, 264 ч. 1 и 2, 266 ч. 1, 269 ч. 1, 270, 271, 272 ч. 1, 273 ч. 1, 274 ч. 1, 282 ч. 1, 285.1 ч. 1, 285.2 ч. 1, 287 ч. 1, 288, 289, 291 ч. 1, 292, 293 ч. 1, 294 ч. 1 и 2, 296 ч. 1 и 2, 297, 298 ч. 1 и 2, 301 ч. 1, 302 ч. 1, 303 ч. 1 и 2, 306 ч. 1 и 2, 307 ч. 1, 309 ч. 1 и 2, 311 ч. 1, 316, 322 ч. 1, 323 ч. 1, 327 ч. 1, 327.1 ч. 1 и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. 2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой (в части подсудности уголовных дел мировому судье) , третьей и четвертой настоящей статьи. 3. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны: 1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 ч. 2, 126 ч. 3, 131 ч. 3 и 4, 205, 206 ч. 2-4, 208 ч. 1, 209 — 211, 212 ч. 1, 227, 263 ч. 3, 267 ч. 3, 269 ч. 3, 275 — 279, 281, 290 ч. 3 и 4, 294 — 302, 303 ч. 2 и 3, 304, 305, 317, 321 ч. 3, 322 ч. 2, 353 — 358, 359 ч. 1 и 2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации; 2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 настоящего Кодекса; 3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. 4. Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в статье 452 настоящего Кодекса, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности. 5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам. 6. Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, а также уголовные дела, переданные в указанный суд в соответствии с частями четвертой — седьмой статьи 35 настоящего Кодекса. 7. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 346-ФЗ. 8. Военные суды, дислоцирующиеся за пределами территории Российской Федерации, при рассмотрении уголовных дел в случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, руководствуются настоящим Кодексом. 9. Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимают в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса. 10. Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.Комментарии к Статье 359 Уголовного кодекcа РФ
Статья 359 УК РФ. Наемничество
Комментарий к статье 359 УК РФ:
1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника и за его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях.
2. Наемничество наносит ущерб мирному сотрудничеству государств, и поэтому ряд бывших союзных республик (Украина, Узбекистан) в 1995 г. приняли норму об уголовной ответственности за наемничество. В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, «О защите жертв войны» (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001) признали, что наемник не имеет прав законного комбатанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.
3. Объектом наемничества являются международные правоотношения в сфере использования регулярных вооруженных сил другого государства для межгосударственного вооруженного конфликта или военных действий.
Устав ООН категорически запрещает наемничество: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства».
4. Объективную сторону наемничества согласно ч. 1 ст. 359 УК составляют следующие альтернативные деяния: а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспечение наемников; г) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Вербовка — это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она начинается с поиска кандидатов в наемники, психического воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания и пр.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт и заканчивается заключением соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.
Обучение имеется в виду военное: передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.
5. Использование в вооруженных конфликтах или военных действиях предполагает вовлечение в непосредственное участие наемника в выполнение боевых заданий, связанных с вооруженным конфликтом или ведением военных действий. Использование наемника в других функциях, например в мародерстве, насилии, ограблении, образует состав не наемничества, а самостоятельных преступлений: убийства, изнасилования, кражи, если они не подпадают под признаки состава «военные преступления».
6. Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных действий. Наемничество может иметь место как в мирное, так и в военное время: в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: субъект осознает, что занимается вербовкой, обучением, финансированием наемника, и желает этого.
8. Субъект преступления по ч. 1 ст. 359 УК общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
9. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 359 УК названы: а) использование виновным своего служебного положения и б) совершение деяния в отношении несовершеннолетнего.
Квалифицирующий элемент наемничества — использование служебного положения — охватывает сферы как должностной, так и более широкой служебной деятельности. Она может быть связана с военной службой вербовщика. Например, работники военкоматов вербуют демобилизованных из армии лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Несовершеннолетние, потерпевшие от наемничества, — это лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту их вербовки и иных наемнических действий.
10. В ч. 3 ст. 359 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления. В этом случае наемник является субъектом преступления, который несет ответственность за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.
Участие может выражаться путем нахождения в рядах военных подразделений комбатантов сторон конфликта, в выполнении боевых заданий, наконец, в индивидуально-инициативном поражении противника.
Субъективная сторона преступления и со стороны вербовщика, и со стороны наемника содержит прямой умысел, при котором виновный осознает общественную опасность наемничества и желает его совершать.
Субъект (ч. 3 ст. 359 УК) преступления специальный, поскольку таковым может быть лицо, участвующее в военном конфликте в роли наемника.
11. Исходя из содержания примечания к ст. 359 УК, наемником является лицо, которое: 1) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; 2) постоянно проживает на территории участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях государства. Таким образом, наемником может быть гражданин, не являющийся законным комбатантом, который по своей инициативе, в группе либо индивидуально, на добровольных, но оплачиваемых началах участвует в вооруженном международном конфликте или военных действиях.
www.ugolkod.ru
статья 359 УК РФ в 2018 году, наказание и уголовная ответственность
Нормы международного права расценивают наёмничество как преступление и рекомендуют всем государствам предусмотреть уголовную ответственность за данное деяние в национальном законодательстве.
О мерах ответственности в России за наёмничество читайте далее.
Суть понятия «наёмник»
Впервые понятие «наёмник» было использовано в ст. 47 Дополнительного протокола I Женевской Конвенции 1977 г., в соответствии с которой наёмником считается лицо, которое:
- специально завербовано на местной или иностранной территории, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
- фактически сражается в боевых операциях;
- получает материальное вознаграждение;
- не является гражданином государства-участника конфликта или не проживает на его территории;
- не входит в состав вооруженных сил противоборствующих стран.
В резолюции ООН от 4 декабря 1987 г. отмечено, что действия наёмника направлены на подрыв конституционного порядка в стране или её территориальной целостности и свержение правительства.
Почему наёмничество является преступлением?
В современном мировом сообществе отношения основаны на принципах уважения суверенитета государств и народов, территориальной целостности страны, мирного разрешения споров, всеобщей борьбы против применения силы в межгосударственных отношениях.
Эти положения были выработаны человечеством на протяжении всего своего существования. Наёмничество стало сегодня угрозой стабильности в мире.
На рубеже 20-21 веков между государствами участились вооруженные конфликты как внешние, так и внутренние, участниками которых являлись наёмники.
Эти лица провоцируют или усиливают вооруженные столкновения, нарушают спокойную жизнь мирного населения.
Проявления наёмничества наблюдались в вооруженных конфликтах в Афганистане и Ираке, Югославии, Чечне. Большое число наёмников замечено в Западной Африке.
Наёмничество сопровождает такие опасные преступления, как убийство, теракты, государственные перевороты, торговлю людьми, контрабанду оружием и наркотическими веществами.
Наёмники признаются международным правом уголовными преступниками и должны нести за свои деяния ответственность перед судом.
В 1980 году по решению ООН был создан Специальный комитет из представителей 33 государств для разработки международной конвенции, в которой планировалось закрепить обязательства государств по борьбе с наёмничеством.
Резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН, подписана 40 и ратифицирована 30 государствами 4 декабря 1989 года.
Россия не подписала и не ратифицировала данную Конвенцию, но признаёт наёмничество преступлением по национальному уголовному праву.
Уголовный кодекс РФ содержит раздел XII, в котором глава 34 посвящена преступлениям против мира и безопасности человечества, среди которых обозначено и наёмничество. В ст. 359 УК РФ рассматривается состав данного преступления и виды ответственности за подобное деяние.
Наёмничество – преступление глубоко безнравственное и особо опасное, поскольку в рамках данного преступления формируется группа людей, которые профессионально занимаются такими страшными деяниями, как:
- убийства;
- теракты;
- причинение тяжких ранений;
- уничтожение народно-хозяйственных объектов;
- хищение национального богатства государства и имущества населения страны, против которой наёмник работает.
Интересный факт! В США наёмничество разрешено законом.
Состав и виды данного преступления
Объектом наёмничества является мирное сосуществование народов и государств. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что наёмники зарабатывают путём участия в военных действиях на стороне чужого государства.
С объективной стороны данное преступление выражается в вербовке гражданина иного государства, его обучении, материальном обеспечении и использовании в вооруженном конфликте.
Под вербовкой понимается набор людей для оплачиваемого участия в вооруженном конфликте или военных действиях. Обучение наёмников происходит в виде специальных занятий по применению оружия, боевых припасов, военной техники; по обучению тактике ведения боя.
Финансированием наёмников считается выделение им денежных средств. Иное материальное обеспечение предусматривает экипировку наёмника обмундированием по сезону, обеспечение их оружием, боеприпасами, автотехникой и т. п.
Под использованием наёмника в вооруженном конфликте понимается привлечение его к боевым операциям и мероприятиям военного характера в зоне боевых действий или за его пределами.
Преступление считается завершённым с момента осуществления лицом деяний, одного из указанных в диспозиции закона и совершается исключительно при наличии прямого умысла. Мотивами наёмничества в основном служат корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.
Субъектом преступления могут быть лица, уполномоченные госорганами или органами военного управления либо завербованные лица, действующие по своей воле или по инициативе народных, национальных движений.
Наёмничество как военное преступление рассматривается в ч. 3 ст. 359 УК РФ и предусматривает непосредственное участие наёмника в военных действиях.
Объект данного состава аналогичен. Выражается это преступление в непосредственном участии наёмника в боевых операциях в ходе военного конфликта.
Преступление считается завершённым с момента начала военной акции при участии наёмника. Субъектом данного состава признаётся вменяемый наёмник, достигший 16-летнего возраста.
От наёмников необходимо отличать военных советников, не принимающих личного участия в военных действиях и направленных на службу в армию иного государства по соглашению между странами.
Не являются наёмниками также и добровольцы, если они включены в личный состав вооружённых сил воюющей стороны.
Уголовная ответственность за наёмничество в 2018 году
Уголовный Кодекс, в частности ст. 359, предусматривает за наёмничество ответственность в виде следующих наказаний:
- Часть I: лишение свободы сроком от 4 до 8 лет.
- Часть II: ограничение свободы до 2 лет или лишение свободы сроком от 7 до 15 лет с возможным штрафом до 500 000 р.
- Часть III: ограничение свободы до 1 года или лишение свободы от 3 до 7 лет.
Таким образом, наёмничество в России, как и в большинстве цивилизованных государств, является преступлением и грозит довольно строгими мерами наказания в виде лишения свободы.
ugolovnyi-expert.com
Современное наемничество: буква закона | Warspot.ru
Одно из наиболее известных определений государства гласит, что это организация, монополизирующая право на применение легитимного физического насилия на контролируемой им территории. Сегодня это определение находится под сомнением ввиду наличия частных структур, на законных основаниях эффективно осуществляющих военную функцию там, где государство не считает необходимым или возможным собственное вмешательство. Существование таких структур создаёт условия для размывания самих основ государственного суверенитета, причем одновременно как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Каков же правовой статус наёмников и частных военных компаний в современном мире?
Война и государственный суверенитет
C началом эпохи модерна, проявившейся в том числе в виде образования государств-наций, сложилась прямая связь между понятием государственного суверенитета и определением войны. Классическую форму эта связь обрела в определении Карла Клаузевица, согласно которому «война является продолжением политики». Война отныне являлась монополией государства. Одно лишь государство имело право объявлять войну и вести ее силами регулярной армии. Причем его соперником могло быть только другое государство и его армия.
Военные действия, не подпадающие под это определение, соответственно, не могут быть классифицированы в качестве войны. Для их обозначения применяются такие эвфемизмы, как «контртеррористическая операция», «конфликт низкой интенсивности» и т.д. Этот принцип также стал основополагающим для международного права и оказался зафиксирован в I Женевской конвенции 1864 года и Гаагской конвенции 1899 года, а также в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года.
После II мировой войны принцип государственной монополии на ведение войны был подтвержден во многих документах. В их числе – Статья 2 Устава ООН, Нюрнбергское соглашение, договор 1998 года, известный как Римский Устав Международного уголовного Суда, который требует универсальной юрисдикции и разграничивает законную и «незаконную» форму войны, ряд постановлений Международного суда ООН и другие.
Бог, как известно, на стороне больших батальоновПоявление частных военных компаний и рост их значения в современных войнах привели к проблематизации этого явления и попыткам ввести его в рамки принятых ранее правовых определений.
Правовой статус наемника
Наемничество долго находилось вне поля зрения международного права и только широкий размах, который это явление приобрело в ходе войн, сопровождавших процесс деколонизации на африканском континенте, способствовал его правовой проблематизации. Наиболее известное определение наемничества содержится в Статье 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году:
«Наемник – это лицо, специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях; принимающее участие в военных действиях с целью получения личной выгоды, материальное содержание которого значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства; не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории; не входящее в личный состав вооруженных сил стран, находящихся в конфликте; не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил».
Существующее определение рассматривает наемничество в качестве формы преступной деятельности граждан одного государства на территории другого. Категорический запрет на подобного рода деятельность содержался уже в III и IV Женевских конвенциях, принятых, соответственно, в 1929 и 1949 годах.
Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятая резолюцией ООН 4 декабря 1987 года, определила, что действия наемника направлены на свержение правительства, подрыв конституционного порядка или территориальной целостности государства. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года категорически запрещает государствам – членам ООН поддерживать действия наемников:
«Каждое государство обязано воздерживаться от организации и поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства».
Международным правом наемники признаются уголовными преступниками и должны нести ответственность перед судом. То есть они являются международными преступниками.
На практике, когда дело доходит до конкретных обвинений, квалифицировать то или иное лицо в качестве наемника – весьма сложная задача. Чтобы быть признанным судом в этом качестве, обвиняемый должен полностью удовлетворять сразу всем вышеперечисленным критериям. В результате суд на основе предоставленных обвинителем материалов должен доказать, что обвиняемый
- был специально завербован в третьей стране, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
- принимал участие в военных действиях в целях получения личной выгоды;
- получал материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам такого же ранга;
- не входил в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте.
Помимо технической стороны вопроса, связанной со сложностью поиска и обнаружения доказательств в столь щекотливом вопросе, вышеперечисленные условия сами по себе являются столь ограничительными, что удовлетворить им практически невозможно. Лишь очень незначительная часть лиц, действительно участвующих в международных военных конфликтах, по факту соответствия всем этим формальным признакам может быть признана наемниками.
Практическим доказательством этого тезиса является незначительное число осужденных по соответствующему обвинению лиц. Лучше всего о сложившемся положении сказал один из «солдат удачи»:
«наемник, который не может опровергнуть свою принадлежность к этой профессии в суде, достоин того, чтобы быть расстрелянным на месте вместе со своим адвокатом!»
Следует также добавить, что действие международных договоров распространяется на те державы, которые эти договоры подписали. К Дополнительному протоколу I от 1977 года, в отличие от самих Женевских конвенций, присоединились далеко не все страны. В частности, его не ратифицировали США.
Арест в международном аэропорту Бангкока Джозефа Мануэля Хантера по прозвищу Рембо, ветерана вооруженных сил США, обвиненного в наемничестве и убийствах гражданских лицНа национальном уровне во многих странах существуют законы, запрещающие вербовку наемников. В России, например, это статья 359 Уголовного кодекса. Согласно ей, вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. Участие в вооруженном конфликте в качестве наемника влечет за собой лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Проблема статуса частных военных компаний
Особенное значение определение правового статуса наемника имеет применительно к ситуации с частными военными компаниями. Современными исследователями было предложено пять специфической особенностей ЧВК, которые отличают эти структуры от других участников вооруженных конфликтов.
- Частные военные компании являются официально зарегистрированными корпоративными структурами, что отличает их от частных лиц сомнительного статуса, подряжавшихся в качестве наемников во время африканских войн 1960-х годов.
- Эти структуры действуют на международном глобальном рынке, предлагая свои услуги преимущественно иностранным заказчикам, в отличие от охранных агентств, приоритетом которых является поиск заказчика на внутреннем рынке.
- В своей деятельности они мотивированы скорее соображениями коммерческой прибыли, нежели политического интереса. Это не предполагает, что ЧВК совершенно игнорируют политический фактор и взаимодействуют с любым клиентом, предложившим самую высокую цену за их услуги, однако по своему происхождению они являются прежде всего коммерческими предприятиями.
- Они ориентированы на военный способ разрешения конфликта путем уничтожения или сдерживания противника, что отличает их от правоохранительных структур, которые вынуждены по возможности избегать ситуаций, связанных с применением насилия.
- Основным методом работы ЧВК является организованное вооруженное насилие.
Каждый из вышеперечисленных пунктов сам по себе предполагает возможные исключения, но все вместе они предоставляют хороший набор критериев для проверки того, является ли вооруженный негосударственный субъект конфликта частной военной компанией или нет. Представители ЧВК и их адвокаты сходу отметают обвинения в принадлежности своих сотрудников к категории наемников. Правда, их указания на организованный и открытый характер деятельности не выглядит убедительным.
Существует целый ряд препятствий для того, чтобы признать их представителей легальными комбатантами. Будучи зачастую инкорпорированными в состав ведущих военные действия правительственных сил, они, как правило, все же оказываются не в состоянии удовлетворить всем четырем критериям к комбатантам со стороны III Женевской конвенции (ношение формы, подчинение единому командованию и так далее.).
При этом подавляющее большинство современных частных подрядчиков не принимает непосредственного участия в боевых действиях, а лишь осуществляет снабжение и обеспечивают боеспособность армии. И с точки зрения статьи 4 а (4) III Женевской конвенции охранники, строители, шоферы, механики и повара являются «гражданскими лицами, следующими за вооруженными силами, но не входящими в их состав».
Растущая сложность управления современными военными системами и необходимость владения специальными знаниями для их использования являются одной из основных причин, обусловивших необходимость привлечения сил армейских подрядчиковОднако многие функции, ушедшие на аутсорсинг частных подрядчиков, носят вполне военный характер. Cотрудники ЧВК управляют беспилотными самолетами Global Hawk и Predator, противотанковыми установками TOW, обслуживают истребители F-117 и бомбардировщики B-2, а также проводят разведывательные операции. Такие действия, безусловно, являются звеньями в цепи событий, связанных с непосредственным осуществлением военных операций. Соответственно, их исполнители были специально наняты для выполнения военных задач, и, таким образом, все же являются наемниками.
ЧВК и национальное законодательство
На сегодняшний день только в США, Великобритании, ЮАР и Израиле действующее законодательство регулирует деятельность частных военных компаний. К примеру, в Соединенных Штатах, начиная с 2000 года, продажа военных услуг регулируется Законом о контроле над экспортом вооружений, согласно которому каждая частная военная или охранная компания обязана получить в Госдепартаменте лицензию для работы за рубежом. В случае ее получения деятельность фирмы по выполнению контракта будет контролироваться Государственным департаментом. Кроме того, сделки, стоимость которых превышает 50 млн. долларов, подлежат одобрению Конгрессом США.
Военные подрядчики, действующие в рамках контракта с государством, как на территории США, так и на территории других стран, по сути являются правительственными агентами, и, таким образом, с точки зрения закона рассматриваются как сотрудников правительственных организаций. Эта точка зрения значительно упрощает правовое регулирование деятельности ЧВК и обеспечивает их взаимодействие с другими правительственными структурами.
Вместе с тем Рабочая группа по услугам индивидуальной защиты в Ираке, созданная при Государственном департаменте США в 2007 году, сообщала о серьезных проблемах в этой сфере, с точки зрения докладчика, являвшихся результатом несовершенства законодательной базы и практик правоприменения. Например, хотя на американские ЧВК, действовавшие в Ираке, формально распространялось законодательство США о зарубежной военной юрисдикции, действенный механизм для успешного судебного преследования сотрудников частных военных компаний, фактически отсутствовал вплоть до 2005 года.
Допрос пленного в Афганистане с целью выяснения его личностиКак следствие прорехи в законодательной базе, самим компаниям и их сотрудникам удавалось избежать ответственности за совершенные ими преступления за пределами территории США. Трехлетний промежуток, пока закон не был пересмотрен для устранения этих недостатков, создал атмосферу «дикого запада», по крайней мере, в восприятии, для охранных компаний в Ираке. В течении этого времени правительственные структуры постепенно стали утрачивать контроль над действиями сотрудников ЧВК, что в итоге привело к череде громких скандалов.
Правовой статус ЧВК
Первая серьезная попытка международного регулирования деятельности ЧВК была осуществлена в так называемом «Документе Монтрё», принятом 17 сентября 2008 года. Его создание было инициировано правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста. С момента публикации документ подписали представители более 50 государств, в том числе США, Великобритания, Франция, Германия и Китай. Россия в их число не входит, так как ее законодательство пока не предусматривает и не регулирует такую деятельность.
Основой Документа Монтрё является тезис, гласящий, что международное гуманитарное право и соблюдение прав человека должны распространяться на деятельность ЧВК. Сам Документ призван устранить правовой вакуум в деятельности таких организаций.
Определение, содержащееся в Документе, гласит, что ЧВК – это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они сами себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест, техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов, содержание под стражей заключенных, консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.
Документ Монтрё возлагает ответственность за действия ЧВК на государства, которые заключают с соответствующей компанией договор об оказании услуг, в том числе и в тех случаях, когда такие ЧВК заключают субподряды с другими ЧВК. Государство-наниматель несет ответственность за возможные нарушения международного гуманитарного права, стандартов в области прав человека или иных норм международного права, совершенные ЧВК, если такие преступления вменяются ему в вину согласно обычному международному праву.
Государство происхождения, которому принадлежит соответствующая ЧВК или в котором зарегистрирована ее штаб-квартира, обязано при соответствующих обстоятельствах принимать все меры для пресечения и расследования возможных нарушений со стороны ЧВК. На государствах происхождения лежит обязательство принимать законы, необходимые для обеспечения эффективных уголовных санкций в отношении лиц, совершающих или приказывающих совершать серьезные нарушения норм, установленных Женевскими конвенциями.
То государство, на территории которого действует соответствующая ЧВК, в Документе Монтрё называется государством территориальной юрисдикции. В ситуациях оккупации части территории обязательства государств территориальной юрисдикции ограничиваются районами, в которых они способны осуществлять эффективный контроль.
ЧВК принимают участие в большинстве современных вооруженных конфликтовПомимо декларативных заявлений о всеобщей обязанности соблюдать норму международного гуманитарного права, совершать действия, направленные на их защиту, Документ содержит правила и практические рекомендации для разработки соответствующих нормативных актов. Например, определение круга услуг, которые могут или не могут быть переданы на подряд частных военных компаний, а также критерии при отборе ЧВК и условия заключающихся с ними контрактов.
Вместе с тем, как указано во Введении к документу, он сам и «содержащиеся в нем положения не создают правовых обязательств», а носят рекомендательный характер, являясь своего рода наброском для возможной международной нормативной базы.
Литература:
- Коновалов И. П, Валецкий О. В. Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. – 136 с.
- Адельханян Р. А. Военные преступления в современном праве. М., 2006.
- Алешин В. В. Наемничество – преступление международного характера // Российский ежегодник международного права, 1998–1999. СПб., 1999.
- Ананьев В.А. Еще раз о ЧВК: поговорим о нюансах / nvo.ng.ru
- Серков С. Возможности регулирования деятельности ЧВК / navoine.info
- Цепков Н. Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования / zakon.ru
- Частные военные и охранные компании и международное законодательство / milcons.ru
- Наемники и частные военные компании / web-mistress.livejournal.com
warspot.ru
Статья 447. Наемничество
Содержание Уголовного кодекса Украины | Скачать бесплатно комментарий Уголовного кодекса
1. Вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях —
наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
2. Участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
***
1. Наемничество как преступление, предусмотренное ст. 447 УК, посягает на политику невмешательства Украина во внутренние дела других государств, как основание ее внешней безопасности. Наемничество признается преступлением в случаях приглашения или использование наемников для участия в вооруженных конфликтах других государств.
2. Объективную сторону преступления образуют указанные в ст. 447 УК деяния:
а) вербовка наемников;
б) материальное их обеспечения;
в) обучение с целью использования в вооруженных конфликтах других государств, и
г) использование наемников в вооруженных конфликтах или в свержении государственной власти или нарушении территориальной целостности другого государства. Для наличия в действиях лица состава оконченного преступления достаточно совершения им одного из указанных в ст. 447 УК деяний.
3. Субъективно это преступление совершается умышленно, умысел прямой — субъект действует с целью использования наемников для свержения государственной власти или нарушение территориальной целостности государства.
4. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 447 УК, является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
5. По ч. 2 ст. 447 УК отвечают граждане Украины, непосредственные участники (наемники) вооруженных конфликтов других государств, без соответствующего разрешения органов государственной власти Украины приняли участие в таких конфликтах за материальное вознаграждение.
6. Ответственность за наемничество наступает с шестнадцати лет.
juristoff.com
какое наказание предусматривает статья 359 Уголовного кодекса РФ за это правонарушение?
Наемничество является преступлением против мира и человечности. Борьба с наемниками ведется как на уровне международного законодательства, так и российского. Ответственность за наемничество наступает в соответствии с нормами Уголовного кодекса. Согласно принятому в Нью-Йорке в 1989 году международному акту каждое государство должно внести свой вклад для искоренения данного явления путем применения уголовного наказания.
Наемничество: сущность и определение
Наемник – это лицо, которое действует на территории другого государства и не является его гражданином и в целях получения материальной выгоды (денежного вознаграждения) участвует в вооруженном конфликте или боевых действиях. Он не проживает постоянно на территории этой страны и не был направлен сюда для исполнения официальных обязанностей.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Наемников по нормам международного права следует отличать от военнопленных и комбатантов. Последние – это лица, которые входят в состав вооруженных сил и являются участниками боевых действий в составе регулярной армии (за исключением медицинского и духовного персонала), а также в партизанских отрядах или ополчении и пр. Наемниками не могут быть признаны советники, консультанты и прочие лица, которые выполняют задание вооруженных сил. Военнопленными являются комбатанты, попадающие во власть другой стороны.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что отдельные граждане выбирают в качестве способа заработка убийства и другие тяжкие преступления как по результатам вербовки, так и по своей инициативе. Объект преступления – это и народов.Ответственность наступает не только за само участие в вооруженных конфликтах, но и за вербовку и подстрекательство к совершению данного преступления, обучение, материальное обеспечение и финансирование наемников.
Вербовка наемника заключается в возбуждении у лица или группы лиц решимости стать наемником (в данном случае речь идет о подстрекательстве к участию в вооруженных конфликтах) либо в предложении лицу, которое занимается данным ремеслом выполнить определенные задачи за деньги. Она может заключаться в агитации или записи желающих участвовать в составе вооруженной группы. Моментом преступления в этом случае является получение согласия на вступление в ряды наемников.
Обучение – это подготовка ранее завербованного наемника. Обучение направлено на передачу знаний о видах оружия, способах его использования, методах диверсионных, разведывательных и военных операций, приемах выживания в различных условиях. Целью является формирование определенных навыков и умений.
Финансирование наемничества заключается в предоставлении денежных средств в наличной или безналичной форме, включающих вознаграждение за проделанную работу и компенсацию затрат.Под финансированием может пониматься и создание материальной базы для вербовки, обучения, содержания и использования наемников в конфликтах.
Под материальным обеспечением понимается передача денег, обмундирования, оружия, имущества, продуктов питания, военной техники, боеприпасов и медикаментов и пр.
Обучение, а также материальное и финансовое обеспечение считаются оконченными с начала совершения соответствующих действий.
Моментом участия в боевых конфликтах является начало активных действий (это может быть наступление, засада и пр.).
Субъективной стороной данного преступления является наличие прямого умысла. Мотив совершения данного преступления не учитывается, но обычно он является корыстным. Если речь идет об идейных мотивах участия в вооруженных конфликтах, то такое лицо не считается наемником, а является добровольцем.
Таким образом, важным признаком наемника является получение им вознаграждения. Речь необязательно идет о деньгах, вознаграждение может выплачиваться в виде определенной выгоды: оплаты долгов, получении ценностей, недвижимости и пр.
Деятельность наемников обычно направлена на свержение действующего правительства или подрыв норм конституции, посягательство на территориальную целостность государства.
Ответственность за наемничество
Ответственность за наемничество предусмотрена ст.359 Уголовного кодекса. Она предусматривает лишение или ограничение свободы либо штраф. Преступление, совершенное по ч.1 и 3 относится к тяжким, ч.2 – особо тяжким.
Согласно ч.1 ст.359 предусмотрено наказание за вербовку наемников, их материальное или финансовое обеспечение, обучение, использование в военных действиях. Оно может грозить лишением свободы на срок 4-8 лет с ограничением свободы до 2 лет или без него.
Квалифицирующим признаком преступления является использование лицом для вербовки и обучения наемников своего служебного положения или преступление, направленное на вербовку несовершеннолетнего.
Под должностным лицом может пониматься , отвечающий за комплектацию состава вооруженных сил. Такие деяния грозят им лишением свободы на 7-15 лет со штрафом до 500 тыс.р. или в размере дохода осужденного на срок до 3 лет с ограничением свободы на срок 1-2 года или без него.
Часть третья предусматривает меры ответственности за самостоятельное преступление лица. Если наемник принимал участие в вооруженных конфликтах или боевых действиях, то ответственность за это наиболее суровая (по ч. 3 ст.359). Она предполагает лишение свободы на срок 3-7 лет с ограничением свободы до года или без него. Под участием в конфликте могут пониматься действия, которые были направлены на подготовку (планирование) или проведение военных операций.
К ответственности за наемничество могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет и отвечающие признакам вменяемости.
Помимо Уголовного кодекса, характеристика наемничества приведена в Женевской конвенции от 12 августа 1949 года (относительно жертв вооруженных конфликтов) и Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием наемников и их обучением от 1989 года.
Важно понимать, что ответственность за наемничество наступает по нормам того государства, на территории которого лицо совершило правонарушение.
То есть, например, россиянина, воюющего на территории Европы, к ответственности по 359 ст. УК РФ не привлекут, а будут использоваться европейские законы. Поэтому судебная практика по данной статье не была наработана и случаев привлечения лиц по нормам 359 ст.УК РФ в практике не было.
Таким образом, наемничество относится к тяжелым уголовным преступлениям, которые несут прямую угрозу обществу и государства. Они караются лишением свободы сроком до 15 лет по 359 статье Уголовного кодекса. Для того чтобы лицо было признано наемником, оно должно отвечать следующим критериям: не иметь гражданства любой из сторон, участвующих в конфликте, не проживать на территории данного государства, преследовать цель получения вознаграждения в виде денег или прочих благ (несмотря на то, что в УК отсутствует указание на мотив совершения преступления).
Отягчающими признаками преступления являются совершение его должностным лицом в отношении несовершеннолетнего. Наказание предусмотрено не только за активное участие в конфликте, но и вербовку, обучение и прочее.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Рейтинг автора
25
Автор статьи
Юрист
Написано статей
65
Загрузка…pravo.team
статья УК РФ, объективные признаки, состав преступления, смежные составы
Когда идет война, люди со стороны видят «белую» и «черную сторону» — агрессора и жертву. Но зачастую под маской четкой полярности скрываются третьи лица, влияющие на ход событий. Иногда они не раскрывают своих лиц и действуют через «другие руки».
Один из рычагов их воздействия выражается через наемников. Итак, давайте узнаем, почему наемничество является преступлением против мира по международному уголовному праву.
Общие сведения о злодеянии
Вмешательство в жизнь другого государства, особенно неявное, никогда не останется безнаказанным или безответным. Поэтому всеми законами запрещено наемничество в военных конфликтах. Когда воюют два государства можно с достаточной точностью оценить силы противника. Но когда в игру вступают дополнительные силы с неизвестными целями, угроза значительно возрастает.
Предотвратить это явление стараются законами и иными нормативно-правовыми актами. В последнее время наемничество является серьезной проблемой мирового характера. Ее пытаются устранить не только отдельные государства, но и на уровне их глобальных объединений.
Уголовно-правовая характеристика наемничества
Термин наемничество определяется согласно Дополнительному протоколу Женевской конвенции 1949 года. Он означает лицо, принимающее участие в военных действиях неофициально за денежное вознаграждение. Наемник:
- Не является гражданином государства-участника;
- Не проживает длительное время на его территории;
- Не выполняет официальных поручений.
Наказание за наемничество в России диктуется статьей (ст.) из УК РФ под номером 359. Запрещает действие наемников Декларация Генеральной Ассамблеи ООН. Непосредственное распространение наемники получили из-за применения в локальных конфликтах, в частности на территории бывшего СССР.
Про объективные признаки наемничества и его состав преступления поговорим далее.
Более подробно о том, что такое наемничество, расскажет это видео:
Состав преступления и его квалификация
- Объективная сторона преступления заключается трех видах действий:
- По первой части статьи – выполнение руководящими лицами действий, направленных на создание и направление наемников на военные действия;
- По второй части статьи – выполнение тех же действий лицами, использующими свое служебное положение или использующими в качестве наемников несовершеннолетние лиц;
- По третьей – функционирование наемников в военных действиях.
- Субъект по всем трем частям один и тот же – лицо, достигшее возраста 16 лет.
- Субъективная сторона кроется в прямом умысле. Невозможно подготовить наемника или являться им самим и не осознавать своих действий.
Отметим основное отличие данного преступления, наемничества, от смежных составов правонарушений – наемники обязательно принимают участие в военных действиях. Например, военный советник направляется в чужую страну, действует по соглашению и помогает чужой армии.
Не являются наемниками добровольцы, которые вступили в ряды армии воюющей страны.
Виды
Статья 359 из Уголовного кодекса Российской Федерации отвечает не только за существование самих наемников. Ее первая часть определяет наказание за следующие типы деятельности:
- Вербовка людей;
- Обучение и подготовку кадров;
- Финансирование, любое обеспечение наемников;
- Непосредственное управление наемником.
Остальные типы преступления полностью раскрываются в формулировках статьи. Наемничество может выражаться исключительно в военной форме, поэтому классификация действий будет зависеть только от методики и навыков самих нанятых людей.
Наказание и ответственность
Уголовная ответственность за наемничество предполагает следующее:
Часть статьи 359 | Наказание |
Первая | Лишение свободы на 4-8 лет с возможным ограничением свободы на не более чем два года |
Вторая | Лишение свободы на 7-15 лет с возможным: |
Третья | Лишение свободы на 3-7 лет с ее ограничением до года |
Следующее видео расскажет о том, каким стало первое в истории РФ дело, возбужденно по статье «Наемничество»:
ugolovka.com