Содержание

КАТАЛОНСКИЙ СТАТУТ

принят кортесами Исп. республики 9 сент. 1932; провозгласил образование в Испании автономного р-на, охватывавшего обл. каталонских пров. (Барселона, Таррагона, Лерида и Жерона). К. с. предусматривал создание в Каталонии автономных органов власти — парламента и исполнит. совета (пр-ва) во главе с президентом, — получивших общее наименование Генералидад (La Generalidad de Cataluña). Каталонский парламент получил законодат. права в вопросах, связанных с зем. отношениями, местными путями сообщения, санитарией, кооперативами, благотворит. учреждениями. В ведение Генералидада перешли местная полиция и юстиция (во всех юрисдикциях, кроме военной). Каталанский яз. наравне с испанским был признан офиц. языком Каталонии. Конфликты между Генералидадом и пр-вом Испании должен был разрешать Трибунал конституц. гарантий. Предоставление каталонцам автономии в значит. мере удовлетворяло их нац. требования. Однако во время окт. революц. восстания 1934 каталонское пр-во, объявившее о разрыве отношений с центр. пр-вом, по распоряжению последнего было арестовано (7 окт. 1934), парламент закрыт и действие К. с. фактически прекращено (янв. 1935). К. с. был вновь введен в силу декретами от 26 февр., 2 марта и 9 мая 1936, принятыми испанским пр-вом после победы Народного фронта на выборах 16 февр. 1936, и действовал до захвата Каталонии франкистскими войсками в февр. 1939.

Публ.: Estatut (L’) de Cataluñya. Text oficial comentat amb referèneies legals 1 notes de la discussió parlamentàrla, Barcelona, 1933.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Конституционный суд Испании одобрил новый автономный статут Каталонии | В мире

МАДРИД, 28 июн — РИА Новости, Елена Висенс. Конституционный суд Испании одобрил в понедельник в целом текст нового автономного статута Каталонии, вступивший в силу в августе 2006 года, передали испанские СМИ.

«Лишь одна статья нового статута Каталонии — 97, касающаяся юридической власти — признана Конституционным судом неконституционной, 14 статей — частично, то есть в целом они признаны конституционными с некоторыми поправками, касающимися отдельных терминов или незначительных моментов. Так что в своей полноте статут Каталонии является конституционным», — заявила журналистам вице-премьер-министр Испании Мариа Тереса Фернандес де ла Вега на брифинге, который транслировался в прямом эфире телеканала Canal 24 hоras.

Новый статут Каталонии, значительно расширяющий права автономии, был одобрен жителями региона на референдуме 18 июня 2006 года после того, как текст прошел через принятие автономным парламентом, рассмотрение в конституционной комиссии Конгресса, обсуждение и одобрение в Генеральных кортесах и Сенате страны. В голосовании участвовало 48,85% населения, из которых 73% высказались за новый Статут.

Статут вступил в силу 9 августа 2006 года. Но оппозиционная Народная партия, считающая, что документ противоречит конституции страны, подала иск в КС с требованием отменить итоги референдума. В своем иске Народная партия список 187 положений статута, которые считает не соответствующими основному закону страны.

«Из всех требований Народной партии Конституционный суд отверг 92%, так что можно считать, что решение суда является тотальным провалом позиции Народной партии по этому вопросу», — отметила вице-премьер.

КС почти четыре года рассматривал иск, заседания по принятию окончательного решения откладывались шесть раз. За это время Женералитат (правительство) Каталонии принял 48 новых законов, чтобы привести в соответствие реалии с новым статутом. Ряд этих законов теперь могут стать спорными из-за вердикта КС, например, законы, касающиеся изменений в системе образования, статусе каталонского и испанского языков.

Текст вердикта КС пока не опубликован, так что неизвестны еще подробности, в частности, какие именно статьи и положения статута КС требует изменить, чтобы привести в соответствие с конституцией Испании. Как передает агентство EFE, известно лишь, что ряд спорных моментов статута, например, содержащееся в преамбуле определение каталонского народа как нации, КС оставил без изменений.

oldimg1.ria.ru

КАТАЛОНСКИЙ СТАТУТ — это… Что такое КАТАЛОНСКИЙ СТАТУТ?


КАТАЛОНСКИЙ СТАТУТ

принят кортесами Исп. республики 9 сент. 1932; провозгласил образование в Испании автономного р-на, охватывавшего обл. каталонских пров. (Барселона, Таррагона, Лерида и Жерона). К. с. предусматривал создание в Каталонии автономных органов власти — парламента и исполнит. совета (пр-ва) во главе с президентом, — получивших общее наименование Генералидад (La Generalidad de Cataluña). Каталонский парламент получил законодат. права в вопросах, связанных с зем. отношениями, местными путями сообщения, санитарией, кооперативами, благотворит. учреждениями. В ведение Генералидада перешли местная полиция и юстиция (во всех юрисдикциях, кроме военной). Каталанский яз. наравне с испанским был признан офиц. языком Каталонии. Конфликты между Генералидадом и пр-вом Испании должен был разрешать Трибунал конституц. гарантий. Предоставление каталонцам автономии в значит. мере удовлетворяло их нац. требования. Однако во время окт. революц. восстания 1934 каталонское пр-во, объявившее о разрыве отношений с центр. пр-вом, по распоряжению последнего было арестовано (7 окт. 1934), парламент закрыт и действие К. с. фактически прекращено (янв. 1935). К. с. был вновь введен в силу декретами от 26 февр., 2 марта и 9 мая 1936, принятыми испанским пр-вом после победы Народного фронта на выборах 16 февр. 1936, и действовал до захвата Каталонии франкистскими войсками в февр. 1939.

Публ.: Estatut (L’) de Cataluñya. Text oficial comentat amb referèneies legals 1 notes de la discussió parlamentàrla, Barcelona, 1933.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

  • КАТАЛОНСКАЯ КОМПАНИЯ
  • КАТАЛОНСКОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Смотреть что такое «КАТАЛОНСКИЙ СТАТУТ» в других словарях:

  • КАТАЛОНИЯ — (Catalunya на каталанск. яз., Cataluña на исп. яз.) ист. область Испании. Занимает терр. 4 провинций Барселоны, Таррагоны, Лериды, Жероны. Площ. 32 т. км 2. Нас. 3926 т. ч. (1960), в осн. каталонцы. В древности К. была населена иберами. Во 2 в.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • ИСПАНИЯ — (España) гос во в Зап. Европе, расположено на Пиренейском п ове; включает Балеарские (в Средиземном м.) и Канарские (в Атлантическом ок.) о ва. Площ. 503,5 тыс. км 2. Нас. 30,7 млн. чел. (1962, оценка), св. 2/3 испанцы, остальные каталонцы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Попытки Каталонии получить независимость — Каталония автономное сообщество на северо востоке Пиренейского полуострова. Каталония имеет богатую историю. Первыми ее жителями многие ученые считают племя иберов, пришедшее на Пиренеи из Северной Африки. Позже здесь основали свои колонии греки …   Энциклопедия ньюсмейкеров

dic.academic.ru

Устав автономии Каталонии • ru.knowledgr.com

Устав Автономии Каталонии предоставляет основные установленные инструкции Каталонии в соответствии с испанской конституцией 1978. Это определяет права и обязательства граждан Каталонии (Испания), политические учреждения каталонской области, их знаний и отношений с остальной частью Испании и финансирования правительства Каталонии.

Этот Закон был одобрен референдумом 18 июня 2006 и вытесняет Устав Sau, который датировался с 1979.

История

В 1919 первый проект Устава был начат Содружеством Каталонии.

В 1928 проект конституции был написан в Гаване сосланными националистами Catalonian.

Каталония сначала получила Устав Автономии в 1932, во время Второй испанской республики. Этот закон был отменен генералом Франциско Франко после испанской гражданской войны, в основном потому что Каталония была областью, вообще настроенной против сил Насионалеса Франко. Во время периодов его правления, общественного использования каталонского языка и культуры, и более определенно, было резко подавлено каталонское самоуправление..

В 1979, во время испанского перехода к демократии, второй Устав был одобрен референдумом.

18 июня 2006 референдум, исправляющий Устав Автономии Каталонии 1979, чтобы далее расширить власть Generalitat de Catalunya, правительство Каталонии, был одобрен и вступил в силу 9 августа 2006.

Этот референдум был известен своей явкой избирателей, являющейся ниже 50%.

Это было также известно своим неудобным подделыванием, так как напряженные отношения относительно его финала редактируют в пределах коалиционного правительства, которое первоначально продвинуло Устав, привел к ранним региональным выборам в 2006.

Проект 2005 года

«Проект Нового Устава Автономии для Каталонии 2005» был предложением по реформе относительно самоуправления Catalonian.

30 сентября 2005 каталонский Парламент одобрил (с поддержкой 120 депутатов к 15) предложение по реформированию текущего Устава Автономии. Одобренное предложение послали для обзора и обсуждения Кортесу Генерэйлсу (парламент Испании) 2 ноября 2005.

После получения предложения, спроектированного каталонским региональным парламентом, 2 ноября 2005, испанский Конгресс Депутатов одобрил допуск к формальности Предложения по реформированию нового Устава Автономии Каталонии с поддержкой всех групп кроме Народной партии (PP). Последний подал возражение неконституционности перед Конституционным судом Испании, которая управляла неконституционными 14 статьями оригинального текста. Его конституционность была также оспорена некоторыми интеллектуалами и журналистами, связанными с либеральными или консервативными СМИ, такими как ПОКРОВ (католическая радиосеть) и мадридские газеты El Mundo и La Razón.

21 января 2006 испанский лидер оппозиции премьер-министра и Кэйталониэна Артур Мас Хосе Луиса Родригеса Сапатеро достиг предварительного соглашения об определении страны и финансирующий в текущем проекте устава.

10 мая 2006 исправленный текст http://www .gencat.net/nouestatut/cat/estatut_textsenat_cat.pdf прошел через свой финал, прочитывающий обе палаты Парламента, с поддержкой всех сторон и кроме испанской главной оппозиционной партии, консервативной Народной партии и кроме каталонского сепаратистского партийного Esquerra Republicana de Catalunya. Последний голосовал против проекта в испанском Конгрессе Депутатов, но воздержался в Сенате (чтобы избежать голосования блокирования). ERC голосовал против него — несмотря на его старших членов, помогавших в составлении его содержания — в результате внутренних напряженных отношений в пределах стороны, которую эта проблема принесла к поверхности. Позже обе стороны, поскольку противоположные причины, не поддержали голосование на референдуме, проведенном впоследствии относительно прохождения нового Устава.

Президент Каталонии, М. Хонь Пасцюйал Марагалл, решил, что воскресенье 18 июня будет дата, в которую текст был бы помещен в каталонцев в форме референдума. Референдум одобрил Устав, «да» сторона, получающая 74% голосов. Явка избирателей составляла 49,41% общего количества избирателей, беспрецедентно низкой фигуры для этого типа голосования. Новый Устав был в силе с 9 августа 2006.

Данные

  • Референдум 1931 года по Уставу Автономии зарегистрировал явку избирателей 75,13%, из которых 99,49% голосовали благоприятно ее прохождению, согласно официальным результатам выпущенный.
  • Референдум 1979 года по Уставу Автономии зарегистрировал явку избирателей 59,7%, из которых 88,1% голосовали благоприятно.
  • Референдум 2006 года по текущей версии Устава зарегистрировал явку избирателей 48,85%. Из полных голосов 73,24% выступили за новый Устав, в то время как 20,57% были против.

Самоуправление в соответствии с уставом

Каталония — Автономное Сообщество в королевстве Испания со статусом исторической области в испанской конституции 1978. В сентябре 2005 Парламент Каталонии одобрил определение Каталонии как ‘страна’ в преамбуле нового Устава Автономии (автономный основной закон).

120 делегатов всех сторон (CiU, PSC, ERC, ICV-ЗЕМЛЯ) за исключением 15 делегатов Партидо Популара одобрили это определение.

По мнению испанского правительства у этого есть ‘декларативное’, но не ‘юридическая’ стоимость, так как испанская конституция признает нерастворимое «единство испанской Страны».

Generalitat de Catalunya — учреждение, в котором с политической точки зрения организовано самоуправление Каталонии. Это состоит из Парламента, президента Generalitat и Исполнительного совета или правительства Каталонии.

Устав Автономии дает Generalitat Каталонии полномочия, которые позволяют ему выполнить функции самоуправления. Они могут быть исключительными, параллельными и общими с испанским государством или руководителями. Generalitat поддерживает юрисдикцию в различных вопросах культуры, образования, здоровья, справедливости, окружающей среды, коммуникаций, транспортировки, торговли, государственной безопасности и местных органов власти. У Каталонии есть своя собственная полиция, Mossos d’Esquadra, хотя испанское правительство держит агентов в регионе для вопросов, касающихся пограничного контроля, терроризма и иммиграции.

Большей частью системы правосудия управляют испанские судебные учреждения. Правовая система однородна всюду по Испании, за исключением так называемого «гражданского права», которым управляют отдельно в пределах Каталонии.

Критика

Политические партии в пользу испанского национализма, такие как К и PP указали на то, что они описывают как «навязчивую идею идентичности» среди каталонских политиков-националистов и каталонского учреждения СМИ. Они указывают беспрецедентно высокое воздержание на референдуме относительно Устава как признак тех процитированных секторов, являющихся из синхронизации с населением в целом. На противоположной стороне каталонские националисты, такие как CiU, республиканец, Покинутый из Каталонии (ERC) или C.U.P, думают, что Устав не дает Каталонии достаточное самоуправление после того, как это было изменено Конституционным судом Испании. Они требуют Устава, который был принесен к референдуму, отличавшемуся существенно от того Конституционный суд, поставленный на вопросах, рассмотренных ключ этими сторонами, начав первые крупные каталонские демонстрации в пользу каталонской независимости.

Юридическая проблема & ответ каталонцев

Устав был по закону оспорен окружающими Автономными Сообществами Арагона, Балеарских островов и Сообщества Valencian, а также Популярным Partido (в то время, когда главная оппозиционная партия в испанском Парламенте). Возражения основаны на различных темах, таких как оспаривавшее культурное наследие, но, особенно, на предполагаемых нарушениях Устава «солидарности между областями» принцип в финансовых и образовательных вопросах, хранимых испанской конституцией 1978.

Каталонская политическая арена в основном рассмотрела эти дебаты как своего рода культурную войну, ведомую «испанскими националистами» (espanyolistes на каталанском языке). В ответ, четыре из этих шести политических партий в каталонском парламенте — Сходимости и Союза, каталонских социалистов, республиканца, Покинутого из Каталонии и каталонской партии зеленых — и это представляло 88% голосов избирателей, достиг соглашения, чтобы бороться вместе в испанском Сенате, чтобы преобразовать Конституционный суд Испании, и надо надеяться аннулировать возможность опрокидывания каталонского Устава Автономии. Этот договор был особенно интересен, потому что, кроме факта, что они все принадлежат различным степеням каталонского национализма, эти четыре стороны отличаются значительно по политической идеологии, и вместе, они формируют почти 80% каталонского Парламента. Однако эта попытка была в основном неудачна.

После четырех лет обсуждения Конституционный суд Испании оценил конституционность оспариваемых статей, и ее обязательная оценка была выпущена 28 июня 2010. От 6 до 4 большинства судьи Суда переписали 14 статей и продиктовали интерпретацию для еще 27, главным образом касающийся языка, справедливости и налоговой политики. Суждение заверило, что у термина «страна», используемая в преамбуле, нет юридического положения. Это оставило без эффекта любой из юридических пунктов, которые, возможно, гарантировали истинную меру самоуправления для Каталонии. Это также отменило все механизмы, которые были положены на место, чтобы минимизировать distortionary эффекты существующего испанского налога и системы транспортировки. Законность решения была широко подвергнута сомнению в Каталонии: срок трех из двенадцати членов Суда уже истек, когда решение было принято; четвертый участник умер, и испанский Парламент не назначил преемника.

После решения Конституционного суда каталонское общественное мнение стало все более и более благоприятным, чтобы провести референдум, чтобы решить, должна ли Каталония стать независимым государством из Испании. К сентябрю 2013 опросы показывают различные числа согласно инспектору. Согласно испанскому Агентству (Centro de Investigaciones Sociológicas), было бы 40,6% каталонцев в пользу независимости и 25,7% в пользу достижения большего количества самоуправления, в то время как 17,6% будут счастливы в текущей ситуации, и 9,1% из них предпочел бы иметь меньше автономии. Согласно каталонскому агентству (Centre d’Estudis d’Opinió), в случае референдума было бы 55,6% каталонцев в пользу независимости и 23,4% того, что они голосовали против него. Остающиеся проценты в любом опросе все еще не решены.

См. также

  • Автономные сообщества Испании
  • Испанский переход к демократии
  • Устав автономии
  • Каталонская автономия 2010 года возражает

Внешние ссылки

  • Полный текст Устава 2006 года
  • Спорная реформа Устава Автономии Каталонии

ru.knowledgr.com

Национальный вопрос в Испании в период демократизации (1978–1983 гг.)

Конституция Испании 1978 года. Начало процесса автономизации Испании

1970-е – начало 1980-х гг. явился сложным и противоречивым периодом в мировой истории. В это время в мире наблюдается ряд структурных глобальных кризисов, связанных, прежде всего, с двумя экономическими 1974–1975 и 1980–82 гг. Важной особенностью данных экономических кризисов являлось сочетание с глобальными структурными кризисами – энергетическим, сырьевым, продовольственным, валютно-финансовым, экологическим, что в полной мере сказывалось на протяжении и последствиях кризиса. Другой важной особенностью стало то, что впервые за послевоенные десятилетия кризис охватил одновременно все развитые капиталистические государства. Не стала исключением из этого правила и Испания.

По сравнению с ведущими капиталистическими государствами Европы, мировой экономический кризис середины 70-х – начала 80-х гг. ХХ столетия сказался на испанской экономике чрезвычайно неблагоприятно. Причины этого явления крылись в ориентации промышленности Испании на экспортные отрасли, такие как: черная металлургия, судо- и автомобилестроение, текстильная, обувная, швейная, бумажная промышленность.

Однако с ухудшением мировой конъюнктуры в Испании эти отрасли (как традиционные с высоким уровнем трудовых затрат и малой наукоемкостью) оказались в состоянии глубокой депрессии и застоя. Кроме того, на внешних рынках быстро росло предложение указанных товаров из развивающихся стран, где издержки производства были ниже испанских.

Более того резко сократились государственные инвестиции в основные производства, и прямые зарубежные инвестиции, которые упали с 1975 по 1978 г. почти на 70% – с 282 млн до 165 млн долл. [3, с. 7].

Крайне негативно для Испании как нефтеимпортирующей страны отразилось резкое повышение цен на нефть. Вслед за этим в стране резко обострились социальные проблемы: начался стремительный взлет цен, продолжала расширяться инфляция, угрожающие размеры приняла безработица. Если в 1975 г. в стране было зарегистрировано 320 тыс. человек, не имевших работу, то в 1978 г. их число приблизилось к 1 млн, а в 1982 г. достигло 2,1 млн [3, с. 8].

За глубочайшим экономическим и социальным, в стране вызревает и политический кризис. 20 ноября 1975 года после тяжелой и продолжительной болезни умирает глава государства Ф. Франко. Еще до своей смерти Франко официально назначает себе преемника наследного испанского принца Хуана Карлоса I, внука испанского короля Альфонсо XIII. Таким образом, после смерти каудильо должен был состояться мирный переход власти к наследному принцу, что собственно и происходит 21 ноября 1975 г.

Получив основы власти в свои руки, молодой король приступает к плавному процессу перехода страны к полноценной демократической жизни. В 1976 г. на пост премьер-министра он назначает малоизвестного молодого политика Адольфо Суареса, сформировавшегося в рамках франкистского движения.

Статуты об автономии 1979 г. Каталонии и Страны Басков. Реализация принципа демократизации общества и государства

Принятие Конституции стало важнейшим шагом на пути демократизации страны и решения национального вопроса. Однако демократический строй еще должен был полностью укрепиться в существовавших постфранкистских реалиях. Вполне очевидно, что правительство во главе с А. Суаресом требовалось проведение более широких и полных реформ для достижения общей цели: окончательному устранению пережитков и негативного наследия франкизма.

Продолжались кризисные явления в экономике страны. Проводимая экономическая политика правящей партией СДЦ не способствовала выходу экономики из затяжного кризиса, который принимал все большие размеры. Одной из болевых точек испанской экономики являлось несбалансированность государственного бюджета. Дефицит начавший расти в 1975 г., к 1980 году достиг угрожающих размеров – 4,2% национального ВВП, по сравнению с 1,8% в 1974 году. Одновременно увеличивался и государственный долг с 12,1% в 1975 г., до 20,2% в 1980 году. Значительные средства уходили на его размещение и обслуживание. [3, с. 19].

Ненадежными оказались и другие точки опоры испанской экономики. Из-за нехватки капитала в странах Западной Европы и США сократился приток иностранных инвестиций. Прямые зарубежные инвестиции упали с 1975 по 1980 г. почти на 70%. [3, с. 20].

Массовый экспорт рабочей силы из Испании в 60–70-е годы стал источником обострения проблемы занятости в период кризиса. Экономический спад в других странах привел не только к сокращению спроса на иностранных рабочих, но и к повсеместному их вытеснению. Следовательно, это означало еще большее обострение социальных проблем. Продолжался рост цен на основные товары, угрожающие размеры принимала безработица. Если в 1975 г. в стране было зарегистрировано 420 тыс. человек, не имевших работу, то в 1980 г. их число превысило 1 миллион.

Вместе с ухудшением ситуации в экономике и социальной сфере страны постепенно ухудшалась и внутриполитическая ситуация в стране из-за экстремистских действий и терроризма со стороны ЭТА. Процесс становления испанской демократии по-прежнему не содействовал примирению ЭТА и центрального правительства. Причиной этому, как уже было отмечено ранее, была потеря организацией легитимности в глазах собственных граждан и отмежевание от ЭТА ведущих политических сил региона во главе с БНП. [8, с. 44].

Не лишним будет отметить и тот факт, что число покушений и убийств, организованных ЭТА значительно возросло с 1975 года. Согласно официальной испанской статистике в период с 1975 по 1978 гг., в Испании террористической организацией ЭТА было совершено 37 покушений на убийство и убито 45 человек. Соответственно в период с 1978 по 1981 число покушений возросло с 37 до 193, а число убитых составило 239 человек по сравнению с 45 в предыдущий период. Сопоставление этих цифр не оставляет сомнений в том, что в период демократизации акции ЭТА стали на порядок более жестокими. Можно предположить что, руководство организации решило проверить демократическую Испанию на прочность. [11, с. 17].

Видя нестабильность внутриполитической обстановки центральное правительство принимает решение о проведении досрочных парламентских, а затем и муниципальных выборов, которые могли существенно укрепить положение правящей партии и ее внутриполитический курс на разрешение национальной проблемы.

1 марта 1979 г. состоялись внеочередные парламентские выборы. Парламентские выборы не выявили существенных изменений в расстановке политических сил по сравнению с выборами 15 июня 1977 г. В выборах приняли участие 68% испанцев, обладающих правом голоса (общее число избирателей составляло 26 786 тыс. чел.) [47, с. 917].

Вновь выборы принесли убедительную победу центристской проправительственной партии СДЦ, которая получила 6,2 млн голосов – 35,08%, и смогла провести в нижнюю палату парламента 168 своих представителей (в 1977 г. – 165). [47, с. 917].

Бесспорный успех сопутствовал также ИСРП. Социалисты, набрав 5,4 млн голосов – 30,5%, получили 121 депутатских мандатов (в 1977 г. – 118), и стали второй по численности после СДЦ, парламентской группой [47, с. 917].

Такое доверие было связано, прежде всего, с той политикой, которую представители СДЦ ИСРП проводили, находясь у власти. Другие партии расположились на значительном расстоянии от СДЦ и ИСРП.

Что касается, региональных и националистических партий то все они в своем большинстве, 1977 г., не набрали и 1% голосов, за исключением БНП (Баскской националистической партии) 1,54% – 7 мест, и каталонской партии «Конвергенция и Союз» 2,70% 8 мест в парламенте страны [47, с. 918].

Анализируя результаты выборов, стоит заметить что, столь незначительное количество набранных голосов региональными партиями свидетельствует, прежде всего, о том, что партии не успели набрать значимую поддержку, прежде всего среди местного населения, с которой могли бы выйти на общеиспанский уровень политической борьбы. По-прежнему подавляющее большинство доверяло свои судьбы в руки правящей партии СДЦ.

Также при дальнейшем анализе результатов выборов выделить еще один интересный факт: в это время продолжают завоевывать себе место в парламенте партии националистического толка с программными установками на завоевание автономии, в тех областях Испании, в которых ранее не существовали. «Независимые группы Канарских Островов», «Независимые арагонские кандидаты от центра», «Независимые кастильские кандидаты от центра», «Арагонская партия», «Региональная арагонская партия», «Союз народа Наварры», «Валенсийский союз» – все эти партии, вместе взятые не набрали и 1% голосов, но продолжали активно бороться за голоса избирателей. [47, с. 918].

Муниципальные выборы состоялись 5 апреля 1979 г., по их результатам правящая партия СДЦ набрала немногим более 31% голосов, что, конечно же, являлось чувствительным ударом по позициям партии на местном уровне власти. В Каталонии и Стране Басков победу также одержали представители СДЦ, но с еще меньшим перевесом 28% и 26% соответственно. Результаты муниципальных выборов в регионах дали понять правящей партии, что с принятием статутов об автономии не следует тянуть. [47, с. 924].

Для этого новоизбранному правительству А. Суареса, невзирая на межпартийные коллизии, удалось достичь взаимопонимания в вопросе утверждения парламентом Автономных статутов Каталонии и Страны басков.

Между тем, вторая половина 1979 гг. проходила под знаком разработки двух статутов об автономии Каталонии и Страны Басков, о создании которых было объявлено еще в 1978 году.

25 октября 1979 г. проекты Статутов Каталонии и Страны Басков были вынесены на местные референдумы, где получили одобрение большинства граждан. За проект проголосовали 90% и 88% соответственно от числа голосовавших. [47, с. 924].

После однозначной и подавляющей поддержки регионами, проект статутов был представлен на рассмотрение депутатов парламента. 10 декабря 1979 г. проект был одобрен подавляющим большинством голосов в Конгрессе депутатов, а 15 декабря 1979 г. – Сенатом.

Статуты вступили в силу после их подписания 18 декабря 1979 г. королем Хуаном Карлосом I. 22 декабря они были опубликованы в «Официальном бюллетене государства» и во всех печатных изданиях страны.

Статуты 1979 года содержали в себе преамбулу, предварительный раздел, 4 раздела объединяющих 57 в каталонском и 47 статей в баском статутах. Также статуты содержали дополнительные и переходные положения.

Первое что хочется отметить уже в первых статьях предварительного раздела, это то, каким термином определялись каталонский и баскский народы. Согласно первой статье каталонского и баскского статутов жители Каталонии и Страны Басков определялись как национальность: «Каталония как национальность для принятия формы самоуправления образует Региональное автономное объединение в соответствии с Конституцией и настоящим Статутом…» и «Баскский народ, или Euskal-Herria, как сложившаяся национальность для достижения самоуправления образует Региональное автономное объединение в рамках испанского государства под названием Euckadi, или Страна Басков, в соответствии с Конституцией и настоящим Статутом…» [27, с. 167].

Очень существенным различием, которое было отражено в тексте статутов являлось статья заявляющая, в частности, положение по которому Каталония, в отличие от Страны Басков, воспользовавшись законным правом получения автономии воссоздавала ее, а не получала ее впервые как Страна Басков: «В процессе восстановления демократических свобод народ Каталонии воссоздает свои учреждения самоуправления…» [27, с. 186].

«Каталония, осуществляя право на автономию, которое Конституция признает и гарантирует национальностям и регионам, входящим в состав Испании, выражает свою волю образовать Региональное автономное объединение» [27, с. 169].

Таким образом, впервые конституционно признавался исторический статус национальной и территориальной автономии Каталонии.

Анализируя тексты статутов, подробней следует остановиться на первом разделе, в котором содержались положения регламентирующие компетенции местных органов власти.

В статьях данного раздела была разграничена компетенция автономии и центрального правительства. Автономные сообщества могли брать на себя компетенцию в следующих областях: «Организация своих органов самоуправления; Изменение границ муниципалитетов, расположенных на его территории; Благоустройство территории, урбанизм и жилища; Общественные работы в интересах автономного сообщества и дороги на его территории. Железные дороги и дороги, полностью проходящие по территории автономного сообщества. Гавани, порты и спортивные аэродромы, и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью. Земледелие и животноводство в соответствии с общим направлением экономического развития. Леса и лесное хозяйство. Управление в области охраны окружающей среды. Рыбоводство во внутренних водах, использование продуктов моря, аквакультура, охота и речное рыболовство. Местные ярмарки. Поощрение развития экономики автономного сообщества в соответствии с целями национальной экономической политики. Ремесла. Музеи, библиотеки, консерватории, представляющие интерес для автономного сообщества. Памятники, представляющие интерес для автономного сообщества. Развитие культуры, исследований, а если необходимо образования на языке автономного сообщества. Развитие и организация туризма на своей территории Развитие спорта и досуга. Социальное обеспечение. Здравоохранение и гигиена. Координация и иные функции местной полиции на условиях, устанавливаемых органическим законом» [27, с. 167–175, 187–195].

В свою очередь государство обладает следующими исключительными компетенциями: «Национальность, иммиграция и эмиграция, статус иностранцев и право убежища. Международные отношения. Оборона и вооруженные силы. Отправление правосудия. Торговое, уголовное, пенитенциарное право и процессуальное законодательство, за исключением особых случаев, вытекающих из своеобразия права автономных сообществ. Трудовое законодательство. Гражданское законодательство. Законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности. Таможенный и тарифный режимы; внешняя торговля. Денежная система: валюта, ее обмен и конвертируемость; общие основы организации кредитной, банковской и страховой систем. Законодательство о мерах и весах, установление точного времени. Основы и координация общего планирования экономической деятельности. Государственные финансы и государственный долг. Развитие и общая координация научно-технических исследований. Международные меры по здравоохранению. Основы и общая координация здравоохранения. Основы законодательства и экономический режим системы социального обеспечения. Морское рыболовство с учетом особенностей в его организации в автономных сообществах. Торговый флот, приписка судов к порту; порты общегосударственного значения; аэропорты общегосударственного значения; контроль за воздушным пространством; транзит и воздушный транспорт; метеорологическая служба и регистрация воздушных транспортных средств. Железные дороги и наземный транспорт, проходящий по территории более одного автономного сообщества; почта, телеграф и телефон; воздушные, подводные кабели и радиокоммуникации. Правовые основы режима печати, радио и телевидения и вообще всех средств массовой коммуникации с учетом возможности их развития и использования автономными сообществами. Защита испанского культурного и художественного наследия, памятников от вывоза и расхищения; музеи; библиотеки и архивы, принадлежащие государству. Охрана общественной безопасности» [27, с. 167–175, 187–195].

Как видно из выше приведенного текста статутов и Конституции, государство брало на себя полномочия в общегосударственных сферах, отвечающих национальным интересам, таких как правосудие, использование природных и иных ресурсов, развитие национальной культуры и т.д. Вместе с тем без ущерба для осуществления законодательства службами автономных сообществ.

В этой же связке необходимо рассмотреть и статьи 38-ю баскского и 40-ю каталонского статутов, в которых оговаривались формы контроля центрального правительства над автономиями. Так, согласно статутам, контроль над решениями автономных сообществ должны регулировать положениями Конституционного Суда: «Законы Каталонии исключены из-под административного надзора и подлежат лишь контролю Конституционного Суда по вопросу их конституционности» [27, с. 178]. «Законы, принимаемые баскским Парламентом, подлежат только конституционному контролю, осуществляемому Конституционным Судом» [27, с. 198].

В целях корректировки работы баскского парламента и исполнительного совета, а также каталонского парламента и генерального правления, в автономиях создавались специальные комиссии, которые давали заключения о соответствии статутам законопроектов, а также разрешение споров о разграничении компетенции, которые могут возникнуть между органами Регионального автономного объединения и органами каждой из исторических областей:

«Не нарушая положений пункта 1 предыдущей статьи, законом Каталонии создается орган консультативного характера и регулируется его деятельность. Этот орган в случаях, определяемых самим законом, будет давать заключения о соответствии настоящему Статуту законопроектов или законопредложений, переданных на обсуждение в Парламент Каталонии для их принятия» [27, с. 179].

«Споры о разграничении компетенции, которые могут возникнуть между органами Регионального автономного объединения и органами каждой из исторических областей, передаются на решение в арбитражную комиссию, формируемую из равного числа представителей, назначенных по усмотрению баскского Правительства и местного Собрания представителей заинтересованной области, и возглавляемую Председателем Высшего суда правосудия Страны Басков. Порядок рассмотрения спора определяется законом баскского Парламента» [27, с. 198]

И, наконец, заключительные положения, касающиеся напрямую автономных объединений это положения, определяющие финансовую составляющую и бюджетную политику автономий. Так согласно трем статьям и Автономное сообщество пользуется финансовой автономией и могло заменить государство в сборе налогов в пределах своей автономной области: «Автономное сообщество пользуется финансовой автономией в целях своего развития и для осуществления своей компетенции, соблюдая принципы координации с Государственным казначейством и солидарности всех испанцев» [27, с. 180–184]. «Для надлежащего исполнения и финансового обеспечения своих полномочий Страна Басков располагает собственными автономными финансами» [27, с. 199–201].

Нельзя обойти стороной и различия в финансах Каталонии и Страны Басков. Финансы автономных сообществ складывались в основе своей из общих поступлений от налогов, как местных, так и общегосударственных. Существенная разница состояла как раз в дополнительных источниках доходов автономных сообществ. В каталонском статуте было прописано на порядок больше статей дохода, чем в баскском статуте.

Также стоит отметить, что согласно принятым статутам за Каталонией, в отличие от Страны Басков, сохранялись значительные права, относительно государства в бюджетно-финансовой сфере.

Так согласно статьям статута Каталония могла пересмотреть процентное соотношение участие в государственном бюджете страны, руководить налоговой системой автономного сообщества, создавать собственные учреждения содействующих экономическому и социальному развитию автономии: «Закрепление нового процентного соотношения участия будет объектом переговоров, и будет пересматриваться по просьбе Правительства или Генерального Правления каждые пять лет» [27, с. 186].

«Руководство налоговой системой, сбором налогов, ликвидация собственных налогов и контроль за ними принадлежит Генеральному Правлению, которое располагает всеми полномочиями для организации выполнения указанных задач, не исключая сотрудничества, которое может быть установлено с государственной налоговой администрацией особенно в тех случаях, когда того требует вид налога» [27, с. 186].

«За Генеральным Правлением сохраняются полномочия на создание учреждений, содействующих полной занятости, экономическому и социальному развитию в пределах своей компетенции» [27, с. 186].

Самое же важное положение касалось фактического равноправия автономии и государства в используемом финансовом режиме: «Генеральное Правление пользуется финансовым режимом, который закон предусматривает для государства» [27, с. 186]. Положение данной статьи фактически закрепляла за автономными властями положение государства в такой, несомненно, важной сфере как финансы.

В свою очередь «финансовые маневры» Страны Басков были значительно ограниченными. Так же как и Каталонии Стране Басков разрешалось руководить налоговой системой автономного сообщества, частично устанавливать собственные налоги и организацию их сбора, но при этом, в отличие от Каталонии, Страна Басков не получала равноправия с государством касательно финансового режима и признавала верховенство государственных структур над автономными: «компетентные органы исторических областей в пределах своей территории могут поддерживать, устанавливать и регулировать налоговую систему, построенную с учетом общей структуры налогообложения государства и норм, содержащихся в самом Общем соглашении, для координации финансовой деятельности и сотрудничества с государством…» [27, с. 203].

«Взимание налогов, управление взиманием, ликвидация и восстановление налогов, контроль за взиманием, исключая поступления от таможенных сборов и поступления от финансовых монополий, осуществляются в пределах каждой исторической области соответствующими местными Собраниями представителей. При этом не исключается сотрудничество с государством и его высший контроль» [27, с. 203].

Значительно жестче, по сравнению с Каталонией, оговаривались вложения Страны Басков в общегосударственный бюджет: «вклад Страны Басков в общегосударственные финансы представляет собой общий взнос, состоящий из соответствующих взносов каждой области, вносимый на счет общегосударственных расходов, которые не берет на себя Региональное автономное объединение»



biofile.ru

Про Каталонию и ее сепаратизм (небольшой исторический экскурс)

  Страна у Средиземного моря

    Каталония — историческая провинция на северо-востоке Пиренейского полуострова, между Средиземным морем и Пиренеями. Сегодня этот термин обычно используют в отношении автономного региона (автономного сообщества) в составе Испании. Однако некоторые каталонские националисты предъявляют претензии и на исторические территории на юге Франции. Столица автономного региона находится в Барселоне. В автономии проживает 7,5 миллионов человек. По некоторым оценкам, 65% из них считают себя каталонцами. Есть у автономии и собственный официальный язык — каталанский. Он принадлежит к окситано-романской подгруппе романских языков. Всего на нём говорят около 11 млн. человек на территории Испании, Франции, в Андорре и Италии. В самой Каталонии на каталанском говорят 74% жителей сообщества, а понимают язык 95% из них.

    Каталония — один из наиболее развитых регионов Испании. Притом что в нём проживает лишь 16% населения страны, здесь производится 20% ВВП и 24% промышленной продукции. Автономия обеспечивает 28% экспорта Испании. Размер ВВП Каталонии сопоставим с ВВП таких далеко не последних европейских стран, как Финляндия и Дания. Автономная область отдаёт в национальный бюджет на 16 млрд. евро в год (8% регионального ВВП) больше, чем получает взамен субсидий и выплат. Правда, после мирового кризиса 2008 года Каталония оказалась и главным должником среди регионов страны. Попытки местных властей добиться резкого снижения доли налогов, уходящих в Мадрид, стали одним из катализаторов последних событий.

    Штрихи к историческому портрету

  Каталония имеет богатое прошлое. Отсчёт её истории принято вести с 801 года, когда на отвоёванных франкскими королями у мавров землях была образована Испанская марка. Она состояла из девяти графств, наиболее мощным из которых была Барселона.

Создание графства Барселона.
Картина каталонского художника XIX века



    В XII веке в результате брачного союза графство Барселона вошло в состав Королевства Арагон, сохранив при этом значительную автономию. Именно полосатый арагонский флаг, саньера, стал основой для эстелады — флага современных сторонников каталонской независимости. В XIII веке сформировался местный представительный сословный орган — кортесы, а в XIV веке — орган исполнительной власти — Женералитат.
    В это время постепенно складывалась этническая культура каталонцев, вырабатывался литературный язык. Наконец, появилось и само слово «Каталония» для обозначения исторической области. В то время княжество Каталония занимало территорию нынешнего автономного сообщества и большую часть французского департамента Восточные Пиренеи.
    В 1469 году король Арагона Фердинанд женился на королеве Кастилии Изабелле. Династический брак двух монархов положил начало единому испанскому государству, в состав которого вошла и Каталония.

    По мере укрепления испанской монархии Мадрид усиливал давление на «старинные свободы» регионов: в Каталонии размещались кастильские войска, туда назначались кастильские чиновники. В мае 1640 года это привело к восстанию каталонцев — жнецов-сегадоров, которых поддержала каталонская элита.


Участники восстания жнецов.
Картина каталонского художника XIX века

   Женералитат объявил о низложении испанского короля Филиппа IV и обратился за помощью к французскому королю Людовику XIII, воевавшему с Испанией. На подмогу каталонцам пришла французская армия. После победы над испанцами при Монтжуике в январе 1641 года каталонские кортесы официально объявили французского короля графом Барселонским — хотя звучали и призывы провозгласить республику под патронажем французского монарха.
    Война продолжалась целое десятилетие. На фоне усталости населения и недовольства французской оккупацией инициатива постепенно переходила в руки Испании. В июле 1651 года испанская армия под командованием Дона Хуана Австрийского Младшего осадила Барселону. 13 октября 1652 года столица Каталонии капитулировала на условиях полной амнистии и сохранения старинных вольностей княжества, что король Филипп IV и подтвердил в 1653 году. Вялотекущая война продолжалась ещё несколько лет и завершилась Пиренейским миром 1659 года, установившим современную испано-французскую границу по одноименной горной системе. Французский король получал каталонские земли севернее Пиренеев и отказывался от претензий на остальную часть Каталонии и титула графа Барселонского.

Раздел Каталонии по Пиренейскому миру 1659 года

   Каталонская автономия просуществовала ещё полвека — до войны за испанское наследство, в которой каталонские кортесы поддержали габсбургского претендента на испанский трон Карла VI. В июле 1713 года, после нескольких лет боёв, Барселона была осаждена. Весной следующего года с прибытием крупных франко-испанских сил под командованием английского изгнанника, герцога Бервика, начались решающие сражения. 11 сентября 1714 года Барселона пала.

Штурм Барселоны, сентябрь 1714 года



    В современной Каталонии этот день объявлен Национальным днём Каталонии (Диада). Это главный праздник каталонских националистов, которые 11 сентября почитают память храбрых защитников города.

Первое открытое празднование Диады в Каталонии, сентябрь 1977 года

   Вслед за поражением в войне настал конец автономии. Королевские декреты Нуэва-Планта 1715 года ликвидировали все традиционные политические институты и старинные права Каталонии. Даже само это название исчезло с географической карты. Вместо автономии появились провинции Барселона, Жирона, Лерида и Таррагона, которыми управляли назначаемые из Мадрида интенданты. В 1768 году использование каталанского языка в делопроизводстве было официально запрещено. Однако идеи сепаратизма продолжали жить. В 1812–1814 годах территория Каталонии входила в состав наполеоновской Франции, а в середине XIX века в ходе Карлистских войн каталонцы поддерживали потерпевшего поражение дона Карлоса.

    Каталонское пробуждение

    Со второй трети XIX века Каталония начала развиваться как один из индустриальных центров Испании, и уже к началу ХХ века она стала ведущим промышленным и финансовым регионом страны. Барселона превратилась в крупнейший экономический и культурный центр Испании — её называли «испанским Нью-Йорком». Экономическое развитие возымело и политические последствия: каталонцы всё более противопоставляли «передовую» и «современную» Каталонию «отсталым» и «средневековым» Кастилии и Андалусии.
    Середина XIX века в Каталонии, как и во многих других европейских странах, отмечена национальным пробуждением, которое началось с возрождения языка и культуры страны. В 1880 году прошёл первый Каталонский конгресс. В 1885 году каталонская интеллигенция обратилась к испанскому королю Альфонсо XII с «Ходатайством о защите моральных и материальных интересов Каталонии». Это был первый манифест каталонских регионалистов.
    В 1901 году образовалась первая региональная политическая партия, выступавшая за широкую автономию. Королевская власть пошла на некоторые уступки: 6 апреля 1914 года было создано Каталонское содружество (Манкомунитат) — административное объединение четырёх провинций Каталонии. Под эгидой содружества проводилась большая программа развития каталонской культуры, кодифицировались нормы каталонского литературного языка.
    Но диктатура генерала Мигеля Примо де Риверы (1923–1930 гг.) прервала эти процессы.


    Каталонское содружество было ликвидировано, политические партии ушли в подполье, а многие их видные деятели эмигрировали. В это же время набирала обороты радикализация каталонского движения. Всё большую роль в нём начали играть левые республиканцы, а в 1928 году на конгрессе в Гаване впервые прозвучало требование независимости Каталонии.
    С начала ХХ века Каталония была также одним из главных центров испанского анархизма. Местные боевики-«пистолерос» прославились на всю страну своими экспроприациями и политическими убийствами, а барселонский металлист Буэнавентура Дуррути стал настоящим народным героем.

    Автономная Каталония и Гражданская война

    С установлением Второй Республики в Испании каталонские националисты вышли из тени. Одержавшая победу на муниципальных выборах Левая республиканская партия Каталонии 14 апреля 1931 года провозгласила «Каталонское государство», сделав тем самым заявку на независимость.
    Испанское временное правительство Асаньи пошло на серьёзные уступки лидеру каталонских националистов Франсеску Масиа, и 21 апреля 1931 года был издан правительственный декрет о широкой автономии Каталонии. Документ восстанавливал самостоятельное правительство — Женералитат, первым за последние два века (и 122-м за всю историю) президентом которого стал Масиа.


Президент Женералитата Франсеску Масиа, 1933 год

Как вы понимаете, эта обнаженная фигура на площади Каталонии в Барселоне — не Франсеск Масия!
Она символизирует скорбь барселонцев по этому неординарному человеку.

Сам монумент работы Жузепа-Марии Субиракса представляет собой перевёрнутую лестницу
(в этом весь характер каталонцев, которые постоянно подчеркивают, что они не испанцы, а как бы наоборот).
Бюст самого Масия настолько мал, что его почти и не видно.

   Республиканская конституция, принятая Учредительными кортесами 9 декабря 1931 года, закрепила широкую автономию Каталонии. 9 сентября 1932 года был принят Статут Автономного сообщества Каталония. На парламентских выборах 16 февраля 1936 года 36 из 50 мест от автономии в кортесах получили левые республиканцы Каталонии, входившие в состав Народного фронта.

Барселона, июль 1936 года



    А через несколько месяцев началась Гражданская война.

    Попытка генерала Годеда 20 июля поднять мятеж в Барселоне была легко подавлена. Каталония стала одним из важнейших оплотов республиканцев. С ноября 1936 года в Барселоне находился президент Испанской Республики Асанья.


    Обострение отношений между каталонскими республиканцами и коммунистами в мае 1937 года вылилось в бои на улицах Барселоны, в которых погибло более полутысячи человек. Но, несмотря на войну, каталонские власти не забывали и о других сферах жизни. Например, в регионе было открыто более двух тысяч новых школ, где преподавался каталанский язык.


Положение Испанской Республики к лету 1938 года



    В марте 1938 года националисты отсекли Каталонию от основной территории республиканцев и захватили важную электростанцию в Тремпе. Это парализовало местную промышленность. 23 декабря националисты развернули в Каталонии генеральное наступление, и к середине января 1939 года республиканские силы были разгромлены. 26 января войска генерала Ягуэ вступили в Барселону. 12 февраля 1939 года остатки республиканских частей и тысячи беженцев пересекли французскую границу.

   В годы режима Франко

    Поражение республиканцев в Гражданской войне серьёзно отразилось на обстановке в Каталонии. Автономия региона была упразднена, любые проявления национальных чувств, отличных от общеиспанских, подавлялись. Было запрещено не только использовать родной язык в деловой и общественной жизни, но и говорить на нём. Даже в 1960-е годы на улицах Барселоны человека могли забрать в полицейский участок только за то, что он говорил по-каталански. Правонарушителю грозил штраф и даже несколько лет тюрьмы. Всё делопроизводство перешло на кастильский язык, равно как и газеты, радио, телевидение, книгоиздательство, обучение в школе и вузах. Десятки тысяч каталонцев после победы Франко покинули страну.

Каудильо Франциско Франко рядом с Гиммлером:

Красавец, не правда ли?

    Последний глава автономной Каталонии Льюис Компанес после гитлеровской оккупации Франции был выдан Мадриду и в октябре 1940 года расстрелян. Тем не менее в эмиграции продолжал работу Женералитат, издавались газеты на каталанском языке. До конца 1940-х годов в Каталонии действовали малочисленные партизанские отряды. На долгие годы единственным дозволенным выражением национальных чувств для каталонцев стала поддержка футбольного клуба «Барселона».

    При этом Каталония продолжала оставаться одним из локомотивов экономического развития Испании. На волне экономического бума 1960-х годов испанцы переселялись с сельского юга в каталонские города. Ныне эти «новые каталонцы» и их потомки составляют около трети населения региона.

   От возрождения автономии до референдума

    На первых демократических выборах после краха режима Франко в 1977 году более 75% жителей Каталонии высказались за восстановление автономии. После этого королевский указ возродил деятельность Женералитата. Новая испанская Конституция 1978 года признавала существование в стране разных национальностей и их право на автономию.


Король Испании Хуан Карлос I

    25 октября 1979 года в соответствии с положениями Конституции был принят Статут автономного сообщества Каталония. Каталония получила собственное правительство (Женералитат), парламент и право принимать решения по довольно широкому кругу вопросов — от формирования органов самоуправления и налоговой системы до вопросов здравоохранения и охраны окружающей среды. В середине 1990-х годов к местным властям перешёл также ряд полномочий в области транспорта, связи, общественной безопасности. Например, в регионе была создана собственная полиция, не подчиняющаяся Мадриду. Каталанский язык получил официальный статус наравне с испанским (кастильским). С 1983 года его изучение в школах стало обязательным. Постепенно система образования переходила к преподаванию на каталанском языке. Для продвижения языка было создано Управление по языковой политике. Ежегодно на поддержание каталаноязычных СМИ, на публикацию книг на каталанском и перевод книг иностранных авторов на каталанский язык выделяются значительные средства.


    До середины 2000-х годов в каталонской политике преобладали умеренные националисты. Как объяснял председатель Женералитата в 1990-х годах Жорди Пужоль, «мы хотим оставаться испанцами, но мы также хотим иметь наш язык, нашу культуру, наши традиционные политические институты, и чтобы реальность того, что мы являемся другим народом, была воспринята в Испании».

    В последнее десятилетие наметилась тенденция к радикализации каталонцев.

    В 2006 году была принята новая редакция Статута автономии, закреплявшая обязательное владение двумя языками — кастильским и каталанским — и их употребление в регионе. Причём приоритет отдаётся последнему. Новая редакция также существенно расширила полномочия региона в международных отношениях, судебной системе, финансовой сфере. Конституционный суд Испании признал 14 статей этого Статута не соответствующими испанской конституции. В 2009–2011 годах в ряде городов состоялись местные референдумы по вопросу независимости. В 2010 году к власти в Каталонии пришло правоцентристское объединение «Конвергенция и Союз», провозгласившее своей целью обретение «собственного государства» в составе Европейского Союза. После выборов 2012 года оно сохранило власть, создав коалицию с Левыми республиканцами Каталонии. Нынешний глава Женералитата — Карлес Пучдемон.

    Активно поддерживают идею независимости многие известные каталонцы, в их числе знаменитый футболист Пепе Гвардиола.

    Празднование Диады 11 сентября 2012 года превратилось в полуторамиллионную манифестацию под лозунгом «Каталония — новое государство в Европе». 23 января 2013 года каталонский парламент принял Декларацию о суверенитете. Она провозглашала регион «суверенным политическим и правовым субъектом в составе Испании».
    В 2014 году Каталония с грандиозным размахом отпраздновала 300-летие потери автономии. Об односторонней направленности празднеств хорошо говорят названия секций научной конференции, приуроченной к этой дате: «Институционно-политические и административные репрессии Испании в отношении Каталонии», «Социально-экономические репрессии Испании в отношении Каталонии», «Культурно-языковые репрессии Испании в отношении Каталонии», «Проблематика каталонских эмигрантов, спасающихся от репрессий Испании».

    Через несколько месяцев, 9 декабря 2014 года, был проведён первый, неофициальный, опрос населения по вопросу о независимости. В нём приняло участие 37% избирателей, 81% которых на вопрос «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым Государством?» ответили положительно. После победы на досрочных выборах 27 сентября 2015 года националисты заявили о запуске процесса суверенизации региона.
    В его рамках и прошёл нынешний, уже официальный, референдум, состоявшийся 1 октября 2017 года. Его результаты должны были дать каталонским властям право провозгласить независимость. Центральные же власти, опираясь на статью 2 Конституции Испании, которая говорит о «нерушимом единстве испанской нации, общем и неделимом отечестве всех испанцев», признали проведение референдума неконституционным. Конфликт продолжается, а будущее Каталонии остаётся неопределённым.


  Источники:
    https://vk.com/historydocs
    КАТАЛОНИЯ: СЕПАРАТИЗМ ПОД СЕНЬЮ ЭСТЕЛАДЫ
    #МИР_ВОКРУГ_НАС_historydocs

    Литература:


  1. Волкова Г. И. Испания: Государство автономий и проблема территориальной целостности. — М.: Макс Пресс, 2011.

  2. Волкова Г. И. Каталонский национализм и проблемы территориальной целостности Испании // Сравнительная политика. 2016. № 2 (23).

  3. Кеймен Г. Испания: дорога к империи. — М.: АСТ, 2007.

  4. Испания — Каталония: Империя и реальность: Сб. ст. / Пер., сост. И предисл. Е. Висенс. — М.: Regnum, 2007.

  5. Кирчанов М. В. Националистическая модернизация (Каталонский опыт). — Воронеж: Научная книга, 2010.

  6. Кожановский А. Н. Народы Испании во второй половине ХХ в. (Опыт автономизации и национального развития). — М.: Наука, 1993.

  7. Тамарович А. Ю. Движение за независимость Каталонии: причины и предпосылки сепаратизма // Известия Иркутского государственного университета. — 2013. № 2 (11), ч. 2. С. 148–156.


sergeyurich.livejournal.com

Что необходимо знать о референдуме в Каталонии — Международная панорама

В воскресенье, 1 октября 2017 года, краевые власти автономного сообщества Каталония провели референдум об отделении от Испании. За это проголосовали 90% каталонцев, но центральные власти в Мадриде плебисцит не признали. ТАСС объясняет, почему Каталония хочет отделиться, как проводилась подготовка к референдуму и каковы будут его последствия.

Каталония — один из самых благополучных районов Испании

ВВП у этой испанской автономной области больше, чем у всей Португалии. Каталония обладает развитой экономикой и отличается одним из самых высоких индексов социально-экономического развития в Испании. Сторонники отделения традиционно считают, что Каталония «кормит Испанию», в частности, ее наиболее отсталые регионы — Андалусию, Валенсию, Мурсию.

Испанский финансово-экономический кризис 2007–2015 годов обострил отношения между Каталонией и центральным правительством в Мадриде. Работники барселонского Департамента экономики подсчитали, что Каталония как субъект королевства подвергается бюджетной дискриминации: в 2010 году каталонцы внесли в бюджет Испании налогов на суммы в размере 118,5% к общенациональному уровню, но при этом получили субсидий на сумму, которая составляла 98,9% от среднего по стране уровня.

После этого разоблачения число сторонников отделения Каталонии от Испании впервые за всю историю автономии превысило планку в 50% от всего электората. Согласно сентябрьскому опросу общественного мнения, проведенному социологической службой SocioMétrica для интернет-издания El Español, за независимость выступало 50,1% каталонцев, против — 45,7%.

Каталонская проблема имеет глубокие исторические корни

Историческая Каталония (современные автономная область в Испании и департамент Восточные Пиренеи во Франции) до 987 года находилась под властью французских королей, в Средние века входила в состав Арагонского королевства. С 1359 года она имела свой парламент и органы управления, однако постепенно утратила эти привилегии. В 1700 году Каталония потеряла северные земли (они отошли Франции), а в 1714 году, по завершении войны за испанское наследство, на правах провинции вошла в состав Испании.

В этом конфликте Каталония поддерживала кандидатуру Карла Австрийского, но к власти пришел его конкурент — король Филипп V из династии Бурбонов. Он отменил старые законы Каталонии, запретил использование каталанского языка в администрации, университетах, и церкви, а в качестве администраторов поставил кастильцев. Годовщина падения Барселоны в той войне, 11 сентября 1714 года, до сих пор отмечается как Национальный день Каталонии.

В 1871 году каталонцы предприняли попытку отделиться от королевства, но после переговоров остались в его составе. В XIX и ХХ веках Каталония пережила гонения на каталанский язык, культуру и политические институты (особенно во время диктатур Примо де Риверы и Франко). Последний человек, провозгласивший независимое каталонское государство (Каталонское государство в рамках Испанской республики) 6 октября 1934 года, — президент Луис Компанис — был расстрелян франкистами.

Однако борьба за независимость продолжалась. В 1979 году каталонцы добились автономии и официального статуса каталанского языка, что было закреплено в Уставе Каталонии. В 2006 году парламент региона принял новый Устав, расширявший права каталонцев и признававший их отдельной нацией. Документ был одобрен каталонским и испанским парламентами, а затем референдумом в Каталонии. Однако действие Устава было заморожено в связи с иском в Конституционный суд (КС), который подала Народная партия Каталонии (PPC, филиал правящей партии Испании Partido Popular). В 2010 году суд постановил, что единственной государствообразующей нацией, признаваемой конституцией, является испанская.

Предыдущие попытки провести референдум заканчивались ничем

В 2009–2010 годах в области была проведена серия неофициальных консультативных референдумов, в ходе которых 90% участников высказались за независимость. 23 января 2013 года парламент Каталонии принял декларацию, в которой область провозглашалась «суверенным политическим и правовым субъектом Испании», и объявил о проведении референдума по его будущему статусу.

Однако в марте 2014 года КС признал решение каталонского парламента противоречащим конституции. Согласно решению суда, «автономная область не имеет права в одностороннем порядке созывать референдум, позволяющий решать вопрос о принадлежности к Испании». Единственной возможностью достижения суверенитета является внесение в конституцию изменений, которые должны получить одобрение большинства граждан Испании.

27 сентября 2015 года в Каталонии прошли парламентские выборы, победу на которых одержала коалиция «Вместе «за» (JxSí), выступающая за отделение. 27 октября 2015 года эта коалиция и партия «Кандидаты за народное единство» (CUP), имеющие в парламенте большинство, согласовали проект резолюции, объявляющий «начало процесса создания независимого государства Каталония в виде республики». 6 октября 2016 года парламент Каталонии сумел одобрить резолюцию о проведении до сентября текущего года референдума о выходе из состава Испании.

Правительство Испании сразу же обратилось в КС, который впоследствии аннулировал действие документа. Несмотря на это, каталонские власти продолжили настаивать на своем и утверждать, что решение КС не помешает провести плебисцит.

Нынешний референдум незаконен с точки зрения Мадрида

Испания — унитарное государство, чья конституция не предполагает самоопределения регионов. Аргумент сторонников независимости заключается в том, что международное право (в частности, право наций на самоопределение) имеет примат над национальным, согласно нормам, которые принимает и сама Испания. Один из аргументов Мадрида отсылает к закону, в котором говорится, что носителем суверенитета является испанский народ. Иными словами, одна часть населения королевства, то есть каталонцы, не могут решать судьбу всей страны.

В распоряжении Мадрида имеется целый ряд законных инструментов, чтобы не признавать плебисцит. В частности, в конституции Испании существует 155-я статья, в которой говорится о том, что, «если автономное сообщество не выполняет обязательства, которые налагает конституция и другие законы, или его действия представляют серьезную угрозу общим интересам Испании», то правительство, получив одобрение абсолютного большинства в Сенате, «может принять необходимые меры, чтобы заставить» данный регион выполнить свои обязательства. Проще говоря, 155-я статья приостанавливает действие автономии и переводит все органы региональной администрации в центральное подчинение. За 39 лет испанской конституции эта мера не была применена ни разу.

Не побоявшись действий Мадрида, 6 сентября каталонский парламент одобрил «Закон о референдуме о самоопределении Каталонии»: 72 парламентария проголосовали за, 60 — против, трое воздержались. В тот же день его подписал председатель Женералитета (правительства) Каталонии Карлес Пучдемон. Документ был фактически навязан сторонниками независимости из JxSí и их союзниками из CUP — благодаря им в регламент работы парламента внесли поправки, позволяющие принять закон в одном чтении без дебатов, в обход прежней процедуры. Эта поправка в регламент уже приостановлена КС.

Председатель правительства Испании Мариано Рахой раскритиковал действия сепаратистов и заявил, что референдума о независимости Каталонии не будет. «Это акт бесчестного неповиновения нашим демократическим институтам, которые правительство должно защищать, — отметил премьер. — Мы все обязаны соблюдать решения Конституционного суда».

Премьера поддержал король Филипп VI, который в середине сентября впервые высказался на тему каталонского кризиса. «Конституция восторжествует над теми, кто пытается нарушить мирное сосуществование граждан», — заявил монарх.

Процедура подготовки к референдуму не была прозрачной

Неизвестно, как были составлены избирательные списки, — они находятся в ведении Мадрида, у властей Каталонии к ним доступа нет. Сторонники независимости объявили о завершении регистрации для голосования 30 марта, однако оставили в секрете, каким образом они получили списки избирателей. Это может быть расценено как нарушение закона.

Остается тайной, за чей счет финансируется референдум. Для голосования власти Каталонии закупили более 6 тыс. урн, но умолчали, на какие средства и кем была осуществлена закупка. Чтобы ни один евро не пошел на нелегальное финансирование референдума, испанское правительство взяло на себя основные выплаты, которые ранее находились в руках каталонского правительства, — речь идет о здравоохранении, образовании, социальных услугах и так далее. Мадрид также грозит перекрыть доступ Каталонии к Фонду ликвидности автономных сообществ (ФЛА), оставив краевые власти без денег на выплаты бюджетникам.

Из-за того что Мадрид объявил референдум вне закона, подготовка к нему превратилась для каталонских властей в игру «кошки-мышки» с испанскими правоохранителями. Согласно инструкциям Генеральной прокуратуры Испании, полицейские должны были конфисковать урны для голосования, избирательные бюллетени, агитационные материалы и инструкции для членов избирательных участков. Поэтому все это производилось и хранилось в секрете от правоохранителей, а те регулярно прочесывали типографии и предприятия, подозреваемые в сотрудничестве с сепаратистами. 20 сентября гражданская гвардия изъяла в ходе обысков 45 тыс. именных уведомлений, которые предназначались для отправки членам местных избиркомов в муниципалитеты Каталонии. В тот же день было арестовано 10 млн бюллетеней для референдума. 

К властям Каталонии также предъявляют ряд претензий, связанных непосредственно с процедурой проведения референдума:

• Согласно Венецианской комиссии (европейскому консультативному органу по конституционному праву), организацией плебисцита должен заниматься независимый и беспристрастный орган. Между тем избирком Каталонии включает в себя пять человек, каждый из которых напрямую связан со сторонниками отделения.

• Из 948 муниципалитетов Каталонии 700 согласились провести голосование, остальные — ответили отказом. Сепаратисты не располагают полной поддержкой муниципальных властей трех из четырех столиц провинций Каталонии: Барселоны, Лейды и Таррагоны (две последних полностью отказались предоставлять помещения для голосования). Там голосование прошло в помещениях, принадлежащих краевым властям, а не муниципалитетам.

• Закон о проведении плебисцита подразумевает присутствие международных наблюдателей. Но имена многих скрывали от публики.

Последствия референдума будут непредсказуемыми

Еще до референдума Мадрид начал «закручивать гайки». 20 сентября МВД Испании перевело на особый режим дежурства каталонских полицейских, а гражданская гвардия Испании после обысков в офисах нескольких департаментов правительства региона задержала 12 человек, среди которых — главы экономического и налогового ведомств Каталонии и сотрудники министерства телекоммуникаций, а также труда и социальных вопросов. В ответ в автономии и по всей стране прошла волна митингов в поддержку независимости.

В день референдума правоохранители свернули работу порядка 300 участков, при том что власти Каталонии обещали обеспечить функционирование около 2,3 тыс. участков в день референдума. Во многих местах появление полицейских и гвардейцев привело к стычкам с голосующими. В ряде случаев правоохранители для усмирения толпы были вынуждены прибегнуть к резиновым пулям и слезоточивому газу.

В результате этих инцидентов, по данным каталонских властей, разного рода повреждения получили 844 человека. В свою очередь, МВД Испании сообщило о ранении 13 сотрудников полиции и гражданской гвардии в ходе этих столкновений.

Каталонию теперь ожидают серьезные политические и экономические испытания. По оценке мадридского издания ABC, государственный долг региона может вырасти до €265 млрд — это 124% от ВВП (при этом заметная часть долга будет находиться в руках Испании). Отделение от Испании будет означать для Каталонии и выход из Евросоюза, а соответственно — из зоны евро. С другой стороны, будет нанесен удар по бюджету испанского государства, которому, вероятно, потребуется поддержка Евросоюза.

Не существует гарантий, что Каталония впоследствии станет членом ЕС. Согласно законодательству Евросоюза, вступление в сообщество должно быть одобрено единогласно всеми членами. Испания уже заявляла, что наложит вето. Другие государства могут поступить таким же образом, поскольку у них самих есть территориальные единицы с сепаратистскими притязаниями. Еще один фактор — получение признания иностранных государств и международных организаций, как ООН. Этого Каталония добиться не сможет.

В народе популярен еще один аргумент против отделения — ФК «Барселона» перестанет играть в испанской футбольной лиге. Это подтвердил президент лиги Хавьер Тебас: «Будущее «Барселоны» в том случае, если Каталония отделится, вызывает у меня обеспокоенность. Был удивлен высказываниями, согласно которым «Барселоне» разрешат выбирать, в какой лиге играть. Следует четко сказать, что дело обстоит иначе». По его словам, «в спорте нет варианта а-ля карт» — в случае отделения каталонские клубы не смогут играть в испанской лиге.

Артур Громов

tass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *