Обереговая символика СС — NaziReich.net
Обереговая символика СС
30.09.2007 23:03
- < Назад
- Вперёд >
www.nazireich.net
Значение Рун использовавшихся в СС
Определение происхождения и значения рун стало навязчивой идеей для оккультных ученых из Аненербе, они считали что каждая руна — это не просто буква, это символ, обозначающий важное слово или идею. Они верили, что руна несет в себе смысл обозначаемого понятия, который может быть извлечен и использован в собственных целях. Это мифологическое значение рун натолкнуло Гиммлера на мысль использовать эти знаки в качестве защитных и вдохновляющих талисманов. Напрймер, двойная руна Зиг, используемая СС, означает победу. А эта же руна, повернутая горизонтально, означала успешные завоевания, отвагу, силу, единство, долг и физическую энергию.
Ниже изложенные трактовки основных рун и рунических символов использовавшихся в Третьем Рейхе, являются оригинальными трактовками из документов СС с некоторыми дополнениями и уточнениями. Всего в этой статье описаны 14 основных Рун СС До 1939 года, для новобранцев СС курс лекций по руническому символизму был обязательным, после 1940, когда изучение символизма СС было прекращено, многие из новых членов СС имели лишь смутное представление о значении рун.
А.Свастика
Свастика — один из древнейших орнаментальных мотивов, встречающийся в искусстве многих стран. В разных религиях имеет разное значение. Символ бесконечности бытия, а также знак удачи, силы и власти. В Индии свастика символизирует солнце. У древних скандинавов свастика, развёрнутая налево, была одним из символов бога войны Тора. Свастика использвалась также в России и на Украине: ей украшали одежду и предметы быта.Свастику очень широко использовали члены Добровольческого корпуса ещё до того, как она стала символом НСДАП. Т.н. изогнутая свастика или зонненрад присутствовала на гербе общества Туле. Свастику в качестве символа одним из первых использовал поэт Альфред Шулер — антисемит и ярый националист. Гитлер был знаком с Шулером, и, возможно, именно тогда ему пришла в голову идея сделать свастику символом своего движения. Присутствовала на кольце «Мёртвая голова».
«Солнечное колесо» или «солнечная свастика» — древнескандинавский солярный знак, сивол грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. Был изображён на штандартах дивизий «Викинг» и «Нордланд». Его носили в петлице члены норвежских и датских СС.
С.Зиг-руна
Атрибут бога войны Тора. Символизировала власть, энергию и борьбу, а также гром, молнию и солнечный диск в движении. В 1935 году гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, скомбинировал две зиг-руны и получил всем знакомую эмблему СС. Право на использование этой эмблемы было куплено СС у Хека за символическую сумму в 2,5 рейхсмарки.
D.Гер-руна
Символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки. Присутствовала на штандарте дивизии СС «Нордланд».
Е.Вольфсангель
«Волчий крюк» — языческий оберег, защищавший владельца от происков тёмных сил и дававший власть над оборотнем — вервольфом. В средневековой геральдике обозначал надёжную защиту. В XV веке стал эмблемой горожан, сражавшихся с наёмниками германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости. До сих пор присутствует на гербе немецкого городка Вольфштайн. Вольфсангель первоначально являлся эмблемой НСДАП. Использовался в символике дивизии СС «Рейх».
F.Вариант вольфсангеля
Эмблема WA (Weer Afdeelingen) — голландского эквивалента НСДАП. Её носили на фуражке и рукаве члены голландских СС. Имелась на штандарте дивизии СС «Ландшторм Нидерланд».
G.Опфер-руна
Символ самопожертвования. После 1918 года эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к «Стальному шлему». Памятный знак с опфер-руной был выпущен в честь мучеников 9 ноября — 16 нацистов, убитых во время Пивного путча. Присутствовала на спортивном значке для инвалидов.
Н.Айф-руна
Символ целеустремлённости и энтузиазма. Её некоторое время носили в петлице адъютанты Гитлера и высших чинов СА и СС. Мундир с айф-руной в 1929 году носил Рудольф Гесс.
I.Лебен-руна
Символ жизни. Ставилась в официальных документах перед датой рождения.
J.Тотен-руна
Символ смерти. Ставилась в официальных документах и на могильных плитах перед датой смерти.
К.Тюр-руна
Символ непримиримости в бою, непременный атрибут бога войны Тора. На могилах эсэсовцев устанавливался знак в виде этой руны вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вмете с условным обозначением группы крови. Её носили на рукаве сотрудники отдела пополнения, регистрации и обучения в Главном оперативном управлении СС. Использовалась в символике дивизии СС «30 января».
L.Хайльсцайхен
Символ успеха и удачи. Присутствовал на кольце «Мёртвая голова».
Символ непоколебимой веры. Присутствовал на кольце «Мёртвая голова».
N.Одаль-руна
Символ семьи и кровного родства. Его носили на рукаве сотрудники РуСХА. Символ дивизии СС «Принц Ойген».
www.ultrasrings.com
Символика и ритуалы СС. «Оккультный Рейх». Главный миф XX века
Символика и ритуалы СС
Теперь коснемся символики охранных отрядов, которая, по распространенному мнению, была призвана показать «человеконенавистническую, дьявольскую и антихристианскую сущность» СС. К примеру, Н. Непомнящий в своей книге «Тайны оккультного Рейха» утверждает, что Германия была «сатанинским государством» и отмечает: «К этому выводу приводит черная униформа вездесущих СС, некрофильским символом которых был человеческий череп»410 (сентенция почти дословно повторяет вывод Д. Бреннана). Подобную трактовку атрибутики СС сложно назвать иначе как бредом. Руководствуясь этой логикой, в сатанизме можно легко обвинить суворовцев и белогвардейцев генерала Корнилова.
Больше всего вопросов у недалеких «исследователей» возникает по поводу черного цвета эсэсовской формы и одной из главных эмблем охранных отрядов — «Мертвой головы» (Totenkopf).
«Мертвая голова» была, пожалуй, единственной деталью униформы СС, которая присутствовала на протяжении всей истории организации (не считая, разумеется, общепартийной свастики). Когда первые эсэсовцы выбрали этот символ в качестве своей эмблемы, они совершенно не преследовали цель «напугать» или «устрашить» своих политических противников. Напротив, «Мертвая голова» считалась в тогдашней Германии исключительно положительным знаком. Как пишет английский военный историк Робин Лумсден, «немцы воспринимали мертвую голову прежде всего как историческую эмблему некоторых элитарных частей имперской Германии»411. Немецкий исследователь Гвидо Кнопп также констатирует, что «эмблему мертвой головы они (СС. — Д. Ж.) позаимствовали у войсковых элитных частей, так как эта эмблема в течение столетий служила знаком особой преданности военачальнику»412.
Кроме того, нельзя забывать, что «Мертвая» или «Адамова голова» — древнейший символ. Ник Уорвол отмечает: «Во многих древних культурах череп и кости как наиболее стойкая к разложению и наименее разрушаемая органическая ткань символизировали способность к телесному возрождению, жизненную энергию и силу духа»413. «Адамова голова» не имеет прямого отношения и к сатанизму. Более того, она является важнейшим христианским символом, ее можно обнаружить на некоторых изображениях Креста, под самым Распятием, что обозначает попрание, преодоление смерти. «Адамова голова» использовалась и используется на одеяниях монахов-схимников.
В 1740 году во время церемонии похорон прусского короля Фридриха-Вильгельма I зал с телом почившего был задрапирован черными полотнищами с вышитыми на них серебряной тканью черепами. Черепа были немного повернуты вправо и не имели нижней челюсти. С тех пор «Мертвая голова», как и черный цвет униформы, стали принадлежностью прусской армейской элиты — эта эмблема (по мнению отечественного исследователя В. Акунова, она означала «мистическое единство войны и смерти на поле битвы») украшала кивера и штандарты Королевских лейб-гусар. В 1809 году 17-й гусарский полк и 3-й пехотный батальон 92-го пехотного брауншвейгского полка также получили «Мертвую голову» в качестве почетной эмблемы (у названных частей череп был развернут анфас, а кости располагались под ним).
В годы Первой мировой войны «Мертвая голова» отличала ударные части германской армии, в частности штурмовые батальоны, огнеметные роты и танковые батальоны. Огнеметчикам символ «Мертвой головы» в 1916 году присвоил лично наследный принц, охарактеризовав эмблему как высший знак доблести, который «будет постоянно стимулировать дальнейшее повышение боевого духа, презирающего смерть». В качестве своих персональных эмблем «Мертвую голову» использовали и некоторые пилоты Военно-воздушных сил (к примеру, ас Георг фон Хантельман). Добровольческие корпуса Веймарской Германии — фрайкоры, сражавшиеся с большевизмом, также использовали череп с костями, что символизировало презрение к смерти и готовность идти в своей борьбе до конца. К слову, «Адамова голова» была также распространенным символом в ряде частей Русской армии в конце Первой мировой и во время Гражданской войны.
Привлечение «Мертвой головы» в качестве символа СС в 1923 году легко объясняется тем, что большинство первых эсэсовцев состояло во фрайкорах, носивших антибольшевистский, консервативный и антилиберальный характер. Первоначально за основу была взята «Мертвая голова» прусского образца (интересно, что прусских лейб-гусар называли не иначе как «Черные Мертвоголовые Гусары», «Schwarze Totenkopfhusaren»). Эмблема использовалась охранными отрядами на протяжении 11 лет. В 1934 году череп этого образца стал эмблемой танковых войск Германии, а для СС был разработан новый дизайн символа (обладавший большей анатомической достоверностью).
«Мертвая голова» образца 1934 года выпускалась в разных вариантах: повернутой вправо, влево и анфас. Эту эмблему все члены СС носили на головных уборах. Кроме того, «Мертвой головой» украшались эсэсовские кольца, кинжалы, горжеты, флаги, штандарты, барабаны и трубы. Служащие подразделений по охране концлагерей (впоследствии 3-й танковой дивизии Войск СС «Тотенкопф») носили черепа на своих правых петлицах (вместо сдвоенных Зиг-рун). Как отмечает Константин Залесский, «Мертвая голова должна была напоминать члену СС, что он должен быть готов в любой момент пожертвовать жизнью во благо своего народа». Череп с костями использовался не только в СС и танковых войсках Рейха. «Мертвую голову» носили также 5-й кавалерийский и 7-й пехотный полки вермахта, а также 4-я авиагруппа специального назначения Люфтваффе.
Черную форму и основные цвета СС — белый и черный (исторические цвета Тевтонского ордена) ввел в употребление оберфюрер СС профессор Карл Дибич (1899–1985), возглавлявший в Личном штабе рейхсфюрера СС управление, ведавшее вопросами искусства. Профессор учитывал, что черный цвет традиционно отличал мундиры ряда элитных частей старой имперской Пруссии. Дибич был также автором личных гербов наиболее влиятельных руководителей охранных отрядов (идея опять же позаимствована у тевтонских рыцарей). Личный врач Гиммлера Феликс Керстен в своих воспоминаниях пишет о том, как сам рейхсфюрер оценивал черную форму эсэсовцев: «Он открыто признался мне, что людям нравится красивая униформа, она льстит их самолюбию и превращает в верных слуг Гиммлера. Воплощением этой идеи служит форма, придуманная им для так называемых почетных вождей, которые получают звания, соответствующие их административному положению»414.
Необходимо отметить, что немцы всегда относились к униформе (равно как и ко всему военному) с невероятным пиететом, мало характерным для других европейских наций. Это, несомненно, одно из проявлений наиболее типичной «немецкой национальной черты» — едва ли не патологической страсти к порядку милитаристского образца. Еще в конце XVIII века романтический писатель и мыслитель Фридрих фон Гарденберг (Новалис) в своем цикле афоризмов «Вера и любовь» писал: «Нужно, чтобы государство было зримо во всем, чтобы каждый был отмечен как его гражданин. Не ввести ли мундиры и знаки отличия для всех? Кто подобные вещи считает малозначащими, не знает существенной своеобразной черты человеческой природы»415. Забегая вперед, заметим, что эта «типично немецкая» мысль была почти полностью осуществлена в Третьем рейхе, когда в униформу со сложной системой знаков отличия были облачены даже такие категории государственных служащих, как кондуктора общественного транспорта или шахтеры.
Исследователь нацистской форменной одежды Брайан Ли Дэвис констатирует: «Практически все население Германии было поделено на всевозможные военные и полувоенные формирования, каждое из которых имело свою символику, набор знаков различия, покрой и цвет униформы… Несмотря на исключительно сложную систему званий, должностей и уровней ответственности, немцы весьма охотно согласились с введением формы и с удовольствием носили ее»416.
Первые национал-социалисты, как правило, носили либо мундиры, в которых они воевали в годы Первой мировой войны (или сражались во фрайкорах), либо — обычную гражданскую одежду, дополненную нарукавной повязкой со свастикой. Традиция ношения нарукавных повязок в Германии восходит к временам Тридцатилетней войны (1618–1648), когда солдаты одного полка носили повязки одного цвета (собственно единая форма для немецких военнослужащих была введена только в конце XVII века по примеру французской армии). Члены непосредственных предшественников охранных отрядов — «Штабной стражи» и «Ударного отряда Адольф Гитлер» отличались от штурмовиков и прочих соратников партии «Мертвой головой» на головном уборе.
В конце 1924 года нацисты закупили крупную партию коричневых рубах. Они-то и стали отличительной особенностью членов движения в последующие годы. Когда в апреле 1925 года были сформированы охранные отряды, эсэсовцы также получили коричневые рубахи. Чтобы отличить СС от СА, члены нового подразделения стали носить не коричневые, а черные головные уборы, брюки и галстуки. Еще одним отличием стала черная кайма на повязке со свастикой. Черно-серебристые (для рядовых — черно-белые) петлицы с обозначением звания и номера штандарта (полка) были введены в СС 9 ноября 1926 года (знаменитые сдвоенные Зиг-руны, разработанные гауптштурмфюрером СС Вальтером Хеком, появились на петлице лишь в 1934 году).
В конце 1931 года охранные отряды получили изготовленные фирмой Оверхоффа пряжки ремня, украшенные девизом «Моя честь зовется верность» («Meine Ehre heisst Treue»). До 1945 года дизайн этих пряжек (существовали солдатская и офицерская разновидности) не менялся.
В мае 1933 года в СС было введено ношение погона на правом плече. Погон определял не звание (которое указывалось на петлице), а принадлежность к той или иной иерархической группе (рядовой, унтер-офицер, офицер и т. д.).
Собственно черная униформа (китель, брюки, фуражка) появилась в охранных отрядах непосредственно перед приходом нацистов к власти. Специфическими особенностями кителя был отложной воротник (в рейхсвере и вермахте он был глухим), накладные верхние и прорезные нижние карманы. Под китель надевалась все та же коричневая рубаха с черным галстуком. По торжественным случаям полагалось ношение белой сорочки. С 1936 года офицеры получили черный смокинг для неформальных вечерних мероприятий, а в 1939 году — белый летний вариант повседневной униформы (ее полагалось носить с 1 апреля по 30 сентября). Черная форма подчеркивала элитарность Ордена Гиммлера. Как отмечает Хайнц Хене, «люди из СС носили излюбленную немцами шикарную форму: ее черный цвет искоренял плебейский коричневый… Вся их внешность должна была демонстрировать принадлежность к элите, гвардии строгих пуритан, радеющих о благе государства, и выражать беспрекословное послушание и готовность к выполнению любых приказов фюрера»417.
К началу войны черная форма стала носить почти исключительно парадный характер. Ее продолжали носить лишь члены Общих СС (Allgemeine-SS), находящиеся в тылу. Поэтому абсурдно выглядят некоторые образчики кинематографа, в которых эсэсовцы воюют в черной форме. Единственным исключением была черная униформа танкистов СС, представлявшая собой короткую двубортную куртку с потайными пуговицами. Впрочем, к 1942 году танкистов также переодели в форму серого или серо-зеленого («фельдграу») цветов.
Излишки черного обмундирования пригодились: их использовали формирования коллаборационистов в оккупированных странах (к примеру, вспомогательная полиция на Востоке). С 1935 года в СС стала появляться светло-серая униформа. В 1938 году было введено ношение двух погон, а повязку со свастикой на левом рукаве заменил орел. Как отмечает К. Залесский, замена черной формы на серую была вызвана «желанием руководства СС придать своим членам более „военный“ вид. С началом военных действий все больше немцев призывалось в армию, и отношение населения к сотрудникам СС, „просиживавшим штаны“ в тылу, стало резко ухудшаться. Больше напоминавшая военный мундир светло-серая униформа должна была сгладить это отношение»418.
В своей книге по униформе Рейха Брайан Дэвис совершенно справедливо задавал следующие риторические вопросы: «Смогли бы немцы добиться таких военных успехов, если бы не были объединены всякого рода нашивками, значками и знаками, не только подчеркивающими их заслуги, но и стимулирующими их на большее? Как вам кажется, удалось бы немцам добиться столь ошеломляющих побед, будь они одеты в унылые одинаковые костюмы вроде тех, что в пятидесятые годы повально носили в Китае?»419
Следует рассказать об истории происхождения служебного кинжала СС (Dienstdolch). Историки-фантасты и публицисты-мистификаторы очень любят писать о том, что кинжал СС точно соответствовал кинжалу на эмблеме пресловутого «Общества Туле». Это должно якобы говорить о «преемственности» между баварскими оккультистами и эсэсовцами. К примеру, Ю. Воробьевский пишет, что символом «Общества Туле» «стал кинжал на фоне дубовых листьев. Позднее ежегодно 9 ноября в память „Хрустальной ночи“ точно такие же кинжалы с надписью „Моя честь — верность“ будут вручаться посвященным в СС»420. Совершенно непонятно, о каких «посвященных» идет речь (это оружие по статуту носили все члены Общих СС). Не ясен и «смысл» указания на «Хрустальную ночь».
Рукоятка и гарда оккультной эмблемы совершенно отличаются от эсэсовского варианта. За основу партийных служебных кинжалов (их носили не только в СС, но и в СА и НСКК — Национал-социалистическом автомобильном корпусе) была взята не какая-то оккультная картинка, а вполне реальный прототип — шведский охотничий кинжал XVII века (так называемый Гольбейновский кинжал), который, в свою очередь, восходил к изображению оружия на колонне Траяна в Риме.
Кинжалы были введены 15 декабря 1933 года. На черной рукоятке помещался металлический орел со свастикой, а на лезвии был выгравирован девиз СС. Ножны изготовлялись из сине-черной анодированной стали. Кинжалы СС действительно выдавали только 9 ноября (в годовщину «пивного путча») на торжественной церемонии производства кандидатов в члены СС. После «ночи длинных ножей» 1934 года Гиммлер подарил 200 кинжалов с надписью «В знак сердечной дружбы, Г Гиммлер» («ln herzlicher Kameradschaft, H. Himmler») непосредственным участникам расправы над оппозиционной верхушкой СА. Существовали и наградные варианты кинжала, изготовленные из дамасской стали и более богато украшенные. Их Гиммлер вручал своим соратникам в знак особого расположения (но опять же ни о каких «посвященных» речь идти не может).
Избранным офицерам и выпускникам офицерских школ рейхсфюрер вручал также парадные сабли для ношения в особо торжественных случаях. При награждении этим оружием Гиммлер произносил следующую фразу: «Я вручаю Вам саблю СС. Никогда не обнажайте ее без необходимости. Никогда не вкладывайте ее в ножны без славы!»
Статусом личного подарка рейхсфюрера обладало и серебряное кольцо с «Мертвой головой» (Totenkopfring der SS). Первое время кольцо считалось едва ли не высшей наградой СС и отмечало личные достижения владельца, а также его преданность службе. Изначально кольца вручались в основном ветеранам охранных отрядов, но уже к 1939 году любой добросовестный офицер, прослуживший в СС три года, стал получать его автоматически.
Как уже отмечалось, дизайн кольца по просьбе Гиммлера разработал бригадефюрер СС Карл Вейстхор (Виллигут). Символика кольца восходит к германо-скандинавской мифологии. Согласно преданию, бог Тор носил кольцо из чистого серебра, на котором люди приносили клятву. Кольцо СС представляло собой массивный дубовый венок, увенчанный «Мертвой головой», двумя Зиг-рунами, свастикой, Хагаль-руной и группой рун Хайльцахен. На внутренней стороне кольца находилась выгравированная надпись «S.lb» («моему дорогому»), фамилия владельца, дата вручения и факсимильная подпись Гиммлера.
Каждое кольцо сопровождалось наградным листом с текстом следующего содержания: «Я награждаю Вас кольцом с Мертвой головой СС. Это кольцо символизирует нашу лояльность фюреру, наше непреклонное послушание и наше братство и товарищество. Мертвая голова напоминает нам то, что мы должны быть всегда готовы отдать наши жизни во имя блага немецкого народа. Руны напротив Мертвой головы символизируют наше славное прошлое, которое будет восстановлено через национал-социализм. Две Зиг-руны символизируют аббревиатуру СС. Свастика и Хагаль-руна означают нашу несгибаемую веру в неизбежную победу нашей философии. Кольцо охватывает дубовый венок, дуб — традиционное немецкое дерево. Кольцо с Мертвой головой нельзя купить или продать. Это кольцо никогда не должно попасть в руки того, кто не имеет права держать его. Если Вы покинете ряды СС или погибнете, то кольцо должно вернуться к рейхсфюреру СС. Незаконное приобретение или копирование этого кольца строго запрещено и преследуется по закону. Носите это кольцо с честью! Г. Гиммлер»421.
Кольцо с «Мертвой головой» носилось только на безымянном пальце левой руки. Вручение колец было приурочено к памятным датам: 30 января, 20 апреля, 9 ноября и т. д. При увольнении из СС владелец должен был сдать свое кольцо. Кольца погибших эсэсовцев хранились в «орденском замке» Вевельсбург. Выпуск и выдача колец были прекращены в октябре 1944 года. К этому моменту было вручено 14 500 колец.
Сотрудники научного эсэсовского общества «Наследие предков» («Аненербе») носили несколько иные кольца. Они были увенчаны сдвоенными рунами Эйваз, читавшимися как А-Э (Анен-Эрбе).
Надо коснуться некоторых аспектов использования в символике охранных отрядов рунических знаков. Идея привлечения рун к атрибутике СС принадлежит Вальтеру Хеку и, отчасти, Карлу Вейстхору. Ответим на вопрос, что же скрывается за интересом высокопоставленных эсэсовцев (и прежде всего самого рейхсфюрера) к рунологии. Означает ли использование рун само по себе антихристианство эсэсовцев? Практиковалась ли в недрах «Черного ордена» руническая магия?
В популярной и псевдонаучной литературе ответы на эти вопросы решаются однозначно положительно. Сергей Зубков пишет: «Фюрер был абсолютно уверен в существовании тайного еврейского заговора… Поскольку война велась преимущественно магическими средствами, то руны должны были противостоять каббалистической традиции… Во время Второй мировой войны часто применялись рунические гадания. Наверное, это делалось для того, чтобы уравнять шансы в борьбе против союзников»422.
Содержание термина «runa», буквально означающего «письменный знак», выросло из значения слова «тайна». Таким образом, руны — это «таинственные, нуждающиеся в истолковании знаки». По версии основателя научной рунологии Вильгельма Гримма, смысл слова «руна» мог появиться и из слов «надрез», «насечка» (ср. рус. «рана»). Область распространения рунических знаков простирается с Востока на Запад от Волыни до Ирландского моря и с юга на север от Герцеговины до Гренландии. Памятники датируются промежутком времени около тринадцати столетий.
Рунический буквенный ряд носит название «футарк» (по первым шести знакам, аналогично древнегреческому алфавиту). Древнейшим немецким рядом букв является общегерманский футарк. Рунические надписи, сделанные с его помощью, появляются между 200–700 гг. н. э. Общегерманский рунический ряд состоит из 24 знаков, 16 из которых обозначают согласные звуки, 6 — гласные и 2 — полусогласные.
Фактический создатель «Аненербе» профессор Герман Вирт отмечал: «Руны — это не поздний искаженный вариант латинского шрифта, занесенного на Север. И латинское, и финикийское, и этрусское письмо — разные ветви нордического Священного Ряда, и северные руны — одна из наиболее полноценных его форм, сохранившая наибольшую связь с оригиналом»423.
Надо отметить, что рунические знаки в понимании использовавших их людей обладали могуществом, некой священной силой. Овладеть искусством рун означало приобрести способность управлять заключенной в этих знаках энергией. Рунические символы можно было использовать как для обороны, так и для разрушения. Выдающийся отечественный филолог Михаил Стеблин-Каменский отмечает, что руническая магия могла «защитить могилу от ограбления или разрушения, отогнать от нее злые силы, защитить живых от мертвеца, обеспечить месть за него, принести счастье владельцу предмета»424.
Отношение христианства к рунам было неоднозначно. С одной стороны, некоторые миссионеры видели в рунах враждебное языческое наследие (в 1626 году в Исландии один человек был сожжен лишь за то, что среди его писем были найдены рунические знаки), с другой — известно активное привлечение и использование рун в богослужебной практике. Еще в IV веке вестготский епископ Ульфила ввел специальный рунический буквенный ряд (готский, или готический) для записи переводов Священного Писания. Отдельные готские племена использовали его алфавит вплоть до X века. При обращении Норвегии и Швеции в христианство наряду с немецкими значительную роль играли английские священники. В древней Англии католическое духовенство не отличалось неприятием рунического письма и позволяло использовать его, в том числе, в христианских надписях на каменных крестах. Скандинавские резчики рун не оставляли попыток привести рунический ряд в соответствие с латинским алфавитом. Так возник «младший рунический ряд» («руны Вольдемара»). С XII по XIV век руническими надписями были снабжены многие предметы из церковной утвари (купели, кадила, церковные колокола, раки с мощами и проч.).
В XIX веке зародилась наука рунология. В 1821 году вышла книга Вильгельма Гримма «О немецких рунах». Спектр рунологических исследований был необычайно широк — от чисто научных до оккультных. Руны стали одним из главных объектов спекуляций фелькиш-теоретиков. Скажем, Гвидо фон Лист назвал одну из своих работ «Тайна рун» (1908 год). Несмотря на то что в нацистской Германии рунология достигла своего расцвета, «произвольные толкователи» рун из народнических кругов до поры до времени пытались активно мешать объективному научному процессу.
Ведущий немецкий рунолог профессор Гельмут Арнц, получивший мировую известность в 1930-е годы, с горечью писал: «К несчастью, в этой области встречается слишком много „профессоров всяческих наук“, которые не могут удержать полет своей неуемной фантазии… Им нужны чудеса, они ищут повсюду мистику и волшебство и создают мудреные теории. Нем меньше они знают, тем больше им хочется высказаться по этому поводу. Я считаю своим долгом выступить против них»425. Руководителем Отделения рунологических исследований при научном обществе СС «Наследие предков» был профессор кельтской филологии Вольфганг Краузе, также ученый с мировым именем, совершенно далекий от фантазеров-народников.
Попытки пробудить руны к новой жизни в условиях Третьего рейха обуславливались, по словам национал-социалистического историка Эдмунда Вебера, «стремлением вновь обрести древнее отеческое наследие» и «осознанием немецким народом своих корней и собственных достижений».
Некоторые руны стали эмблемами управлений СС и дивизий Войск СС. К примеру, руна «Тейваз» была символом группы воспитания Главного управления СС, а также 32-й добровольческой гренадерской дивизии Войск СС «30 января»; руна «Одал» — эмблемой Главного управления расы и поселений и 7-й добровольческой горной дивизии «Принц Евгений»; «Вольфсангель», или «волчий крюк», был символом 23-й добровольческой танковой гренадерской дивизии «Недерланд»; «Хагаль» — 6-й горной дивизии «Норд»; руна «Альгиз» обозначала принадлежность к медицинской службе. При этом сообщения некоторых «исследователей оккультного Рейха» о том, что «во время Второй мировой войны» в СС «часто применялись рунические гадания», являются полным вздором.
Подчеркнем, что интерес к рунологии, а также эсэсовские рунические эмблемы отнюдь не подразумевают антихристианства, ведь руническим знакам не придавалось, вопреки досужим домыслам, какое-то магическое значение. Итальянский мыслитель-традиционалист Юлиус Эвола отмечал, что «интерес национал-социализма к рунам… должен быть расценен как чисто символический, без какого-либо эзотерического значения, примерно так же, как фашисты использовали некоторые римские символы»426. В другой своей работе Эвола пишет еще более категорично: «В области понимания символов непреодолимым препятствием стало неприятие трансцендентного измерения, что привело, в частности, к пренебрежению древним „магическим“ аспектом рун»427. Таким образом, использование рун в СС было данью памяти германской исторической традиции, а также носило эстетический характер.
Руны практически не использовались в формированиях негерманских добровольцев Войск СС. На своих петлицах они носили не сдвоенные Зиг-руны, а символы, указывающие на национальную принадлежность. Так, эмблемой 14-й украинской дивизии Войск СС был галицийский лев, 28-й валлонской — бургундский «суковатый» крест, 29-й русской — Георгиевский крест с мечами, 30-й русской — двойной крест или трезуб св. Владимира и т. д.
Таким образом, символика охранных отрядов партии вовсе не была призвана показать антихристианский характер СС. Форма эсэсовцев несла в себе элементы эмблематики элитных армейских частей кайзеровской армии, а основные цвета охранных отрядов восходили к средневековому Тевтонскому ордену. Эсэсовская атрибутика, как правило, уходила корнями в христианский символизм, за исключением рун, использование которых, как мы показали выше, было свидетельством уважения к собственной истории.
Рассмотрим ритуалы «Мерного ордена». Имели ли они неоязыческий или оккультный характер? Где следует искать их корни?
Ритуалы нацистской партии, точно так же как ее атрибутика и символика, преследовали цели произвести на массы необычайное впечатление, возбудить чувство единства, потрафить эстетическим запросам немецкого обывателя. Как уже отмечалось, одной из характерных «национальных черт» немцев является любовь к военизированному порядку (в настоящий момент, впрочем, эта черта искусственно изживается). Исходя из этого, политические партии, общественные движения и кружки сознательно создавали милитаристские структуры и вооруженные отряды. У НСДАП это были штурмовые отряды (Бросцат пишет: «СА вдохнули в политику НСДАП фронтовой дух»428), у коммунистов — Союз борцов Красного фронта, у социал-демократов — «Черно-красно-золотое имперское знамя» и т. д. Все подобные организации имели собственную форму, знаки различия, атрибутику и обрядность. В целом церемониал этих структур восходил к военным традициям германской армии. Впрочем, со временем вырабатывались и ритуалы, связанные с собственной партийной мифологией.
Все сказанное относится и к СС. Поначалу охранные отряды были лишь небольшой частью СА и каких-то специфических церемоний не практиковали. Лишь с момента назначения Гиммлера рейхсфюрером роль «Черного ордена» повысилась. В соответствии с идеей, по которой СС должна была стать гвардией партии (а после и государства), появилась необходимость культивирования собственной системы ритуалов. Олег Пленков отмечает, что «до войны все эти организационные новшества, особый церемониал, инсценировка обрядов и прочие ухищрения обеспечили СС особое место как в системе власти в Третьем рейхе, так и в немецком обществе. Особенно притягательными СС стали для немецкой молодежи»429.
Большинство ритуалов СС было просто скопировано у армии, ведь охранные отряды были в первую очередь военизированной структурой. К примеру, присяга эсэсовца производилась следующим образом: знамя полка знаменосец держал горизонтально (древко параллельно земле), трое новобранцев возлагали свои левые руки на древко, а правые поднимали в «немецком приветствии» и произносили слова клятвы: «Я клянусь вам, Адольф Гитлер, как фюреру и рейхсканцлеру, в верности и храбрости. Клянусь, не щадя самой жизни, повиноваться вам и тем, кому вы поручите командовать мною, и да поможет мне Бог!» Некоторые исследователи видят в подобной личной клятве едва ли не нарушение веками установленного порядка. Между тем во всех традиционных (монархических) державах присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Было бы, наверное, очень странно, если бы в авторитарном Третьем рейхе военнослужащие присягали на конституции.
Ритуалы были тесно увязаны и с партийной мифологией: важное значение имели такие даты, как 30 января (приход к власти), 20 апреля (день рождения Гитлера), 9 ноября (годовщина национальной революции в Мюнхене). К примеру, члены частей усиления СС приносили присягу 9 ноября в 10 часов вечера в присутствии фюрера и на том самом месте, где в 1923 году колонна национал-социалистов была расстреляна полицией.
Процесс подготовки к присяге занимал целый год. 9 ноября кандидата объявляли новобранцем СС с правом ношения формы с чистыми (без сдвоенных Зиг-рун) петлицами. 30 января кандидат получал предварительное удостоверение. 20 апреля новобранец получал эсэсовские петлицы и удостоверение. После клятвы фюреру молодые эсэсовцы сдавали нормативы на спортивный значок и отправлялись отбывать трудовую повинность, после чего — 9 ноября они становились полноправными членами «Мерного ордена». Очевидец описывал ритуал торжественной присяги так: «Полуночное принятие присяги перед Залом полководцев в Мюнхене. Красивые молодые люди, серьезные, с великолепной выправкой и осанкой, с оружием в идеальном порядке. Элита. У меня навертывались слезы на глаза, когда тысячи их в отблесках факелов хором произносили слова присяги на верность фюреру»430.
У кайзеровской армии Гиммлер позаимствовал и традицию дуэлей, которые были формально запрещены в рейхсвере и вермахте.
При этом, разумеется, не стоит отрицать, что ряд эсэсовских ритуалов действительно носил языческий оттенок (к примеру, торжественные церемонии в дни летнего и зимнего солнцестояния). Это объяснимо, ведь некоторые ритуалы были разработаны народниками-неоязычниками. В первой половине 1930-х годов они предпринимали неоднократные попытки отделить членов СС от официальной Церкви. Однако примерно с 1935 года, когда народников начали отстранять от дел, вся активность подобного рода резко пошла на убыль.
К активистам этого рода относится прежде всего уже упоминавшийся Карл Виллигут (Вейстхор). Еще одним влиятельным фелькиш-теоретиком в «Черном ордене» был обергруппенфюрер СС Фриц Вейтцель (1904–1940). Его биография довольно показательна. Будучи учеником слесаря, после окончания Первой мировой войны Вейтцель вступил в марксистский кружок, а к середине 1920-х годов примкнул к штурмовым отрядам (в то время в С А левацкие взгляды не были чем-то из ряда вон выходящим). По всей видимости, тогда же молодой человек познакомился и с идеями народников. В 1927 году Вейтцель переходит в СС. Здесь его карьера стремительно пошла в гору. До прихода НСДАП к власти он командовал крупными частями охранных отрядов, а в 1933 году стал полицай-президентом Дюссельдорфа. После оккупации Норвегии в 1940 году Вейтцель был назначен высшим руководителем СС и полиции «Сервер» (штаб-квартира в Осло), но спустя уже два месяца погиб во время британской бомбардировки.
В 1930-х годах Вейтцель был в числе разработчиков некоторых псевдоязыческих церемоний «Черного ордена», опубликовав две книги: «Празднование ежегодных торжеств в семье эсэсовца» и «Церемонии в СС». В ритуалах, описанных Вейтцелем, большая роль отводилась огню. Церемонии празднования солнцестояния проводились в ночное время. Пленков отмечает, что «нацистские пропагандисты приняли во внимание ощущения людей, собиравшихся ночью у огромного костра: сама атмосфера такого собрания побуждала к мыслям о бренности существования, о величии и т. д.»431.
Можно вспомнить и о том, какое значительное внимание национал-социалисты придавали факельным шествиям. Справедливости ради отметим, что традиция возжигания ночных костров и факелов имеет глубокие народные (в т. ч. христианские) корни. Она связана с обычаем так называемого «пасхального огня» (немцы любили жечь костры и устраивать факельные шествия также на Вальпургиеву ночь, с целью отпугнуть ведьм, пытающихся помешать приходу весны). Таким образом, ничего изначально «зловещего» в факельных шествиях нет.
Не все однозначно и с похоронными церемониями охранных отрядов. Известно, что на могилах павших в боях эсэсовцев вместо христианского креста нередко устанавливали Лебенс-руну (руну жизни). Но сам ритуал едва ли серьезно отличался от похорон военнослужащих вермахта. Почетный караул, траурный марш «Был у меня товарищ», возложение цветов… Кроме того, многочисленные фотографии зафиксировали, что на могилах погибших воинов СС ставились и традиционные христианские кресты. Причем речь идет не о захоронениях иностранных добровольцев (для них христианские похороны были само собой разумеющимися), а о могилах бойцов и командиров таких соединений Ваффен-СС, как «Рейх», 4-я Полицейская дивизия и даже «Мертвая голова», то есть формирований, из которых «христианский дух» якобы «выбивался» особенно настойчиво432. Поэтому заявления некоторых авторов о том, что в охранных отрядах «с началом войны христианская символика почти исчезает»433, являются совершенно ошибочными.
Иными словами, в вопросе похорон (так же как и в случае с церемонией бракосочетания или крещения ребенка) в СС существовал известный плюрализм. В силу того, что две трети эсэсовцев в начале Второй мировой войны называли себя христианами, фактически никому не возбранялось участвовать в ритуалах, основанных на христианских традициях.
По мнению X. Хене, путем возрождения «исторических псевдогерманских народных обычаев» Гиммлер хотел «укрепить корпоративный дух», кроме того, «культ предков и германизма был необходим для придания СС идеологического единства, которого у организации не было»434. Так или иначе, в вопросе использования символики и церемониала нацисты, и в частности эсэсовцы, добились поставленной задачи.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
ОБЕРЕГОВАЯ СИМВОЛИКА СС — Мегаобучалка
Помимо эмблемы «мертвой головы» символом элитарности и братства СС служили руны, которые со временем обрели почти оккультный священный статус. Так в боевом гимне CC «Мы все из СС» была такая строка: «Мы все готовы к битве, в которую нас ведут руны и мертвая голова».
Слово «руна» происходит от древнескандинавского слова «рун», означавшего «секретные письмена». Рунами называли буквы древнегерманского алфавита, распространенные в дохристианскую эпоху, используемые для написания как сакральных, так и бытовых текстов. Существовало три основных типа рун и несколько второстепенных вариантов. Некоторые руны выступали в качестве иероглифических символов, означавших понятия, как, например, в древнем Риме дубовый и лавровый венки служили символами мужества и победы. В 98 г. до новой эры в своем трактате «Germania» древнеримский историк Тацит описал обряд гадания на рунах. В XIX и начале XX века руны стали использоваться национальным движением на севере Европы, где возродился интерес к древним мифам, религиям и праздникам. В этом движении участвовало общество «Туле» в котором в 1919/20 годах состоял Генрих Гиммлер. Он всегда питал слабость к разным шифрам и секретным сообщениям, поэтому не удивительно, что ему очень понравились идеи языческого символизма и он не преминул применить их в СС.
Все эсэсовцы, вступившие до 1939 года, в обязательном порядке изучали рунический символизм в рамках предварительной подготовки. К 1945 году в СС использовалось 14 основных рун. Это:
Символ
Свастика — представляла собой языческий германский символ бога молний — Тора. В XIX веке эта руна приобрела значение символа национализма и расовой борьбы, а после 1918 г. ее в качестве эмблемы выбрали некоторые части фрайкора (например, бригада Эрхарда). В качестве главной эмблемы НСДАП и и третьего рейха свастика непременно фигурировала на всех предметах снаряжения СС, как и других нацистских формирований. Свастика могла быть двух видов: статичная (поставленная на один из рогов) или подвижная (повернутая на 45?, как будто катящаяся). Несколько удлинейная подвижная свастика стала эмблемой так называемой германской СС во Фландрии.
Символ
Солнечный круг — древнескандинавский символ солнца, впоследствии руна стала эмблемой общества «Туле». В дальнейшем ее использовали в качестве эмблемы дивизий СС «Викинг» и «Нордланд», большая часть личного состава которых была из стран Скандинавии. Кроме того, эта руна была символом Шальбургского корпуса — датской службы общей СС.
Символ
Руна «Зиг» — символ победы. В 1933 г. штурм‑хауптфюрер СС Вальтер Хек объединил две «зиг‑руны» и в итоге получилась всем известная эмблема СС. (Авторские права на дизайн у него были выкуплены за 2 марки 50 пфеннингов).
Символ
Руна «Гер» — символ коллективного духа. Использовалась в качестве эмблемы дивизии СС «Нордланд».
Символ
«Волчий крюк» — первоначально был языческим символом, спасавшим от оборотней. В дальнейшем стал геральдическим символом, означавшим волчью яму. До сих пор присутствует на гербе города Вольфштайн. В XV веке «волчий крюк» стал эмблемой нескольких крестьянских восстаний, благодаря чему приобрел значение свободы, независимости, хотя в годы Тридцатилетней войны его звали «знаком распутной тирании». Первое время был эмблемой НСДАП, а затем его использовали в качестве эмблемы дивизии СС «Рейх». Имелись и другие варианты начертания «волчьего крюка». Так, в частности, упрощенный вариант (Символ) являлся эмблемой голландской нацистской партии, а также использовался германской СС в Нидерландах. Затем его выбрали в качестве эмблемы дивизии СС «Ландсторм Недерланд», укомплектованной голландцами.
Символ
Символ самопожертвования. После 1918 г. эту руну носили на касках ветераны войны, а затем ее стали использовать как символ провалившегося пивного путча. Кроме того, данная руна входила элементом в значок СА «За ранение», который могли получить и эсэсовцы, получившие на службе инвалидность.
Символ
Руна «Айф» — символизировала рвение и энтузиазм. Одно время по личному указанию Гитлера была эмблемой его адъютантов, например, в 1929 г. ее носил Рудольф Гесс.
Символ
«Руна жизни» — символизировала жизнь и являлась эмблемой отдела «наследие предков». Данную руну также использовали в документах СС для обозначения даты рождения.
Символ
«Руна смерти» — символизировала смерть. Ее использовали в официальных документах для обозначения даты смерти.
Символ
Руна «Тир» (известна также под названием «боевой») — символ языческого бога войны Тира. Символизировала военное руководство. На могилах эсэсовцев эту руну часто изображали вместо христианского креста. На левом рукаве эту руну носили выпускники имперской офицерской школы СА, которая до 1934 г. выпускала и офицеров СС. Затем руна стала эмблемой департамента СС по призыву и подготовке, а также эмблемой дивизии СС «30 января», укомплектованной курсантами и преподавателями военных школ СС.
Символ
«Эмблема процветания» — присутствовала в качестве элемента на перстне СС «Мертвая голова».
Символ
Руна «Хагалль» — символизировала несгибаемую веру в нацистскую философию и идеологию, требующуюся от всех членов СС. Изображена на перстне СС «Мертвая голова». Эту руну также использовали во время эсэсовского свадебного обряда.
Символ
Руна «Одаль» — символизировала предков, родство, семью и объединяла людей по принципу крови. Руна являлась эмблемой главного расово‑поселенческого управления СС и дивизии СС «Принц Ойген» — первой дивизии, укомплектованной добровольцами из числа фольксдойче.
После 1940 г., когда изучение символизма СС было прекращено, многие из новых членов СС имели лишь смутное представление о значении рун.
megaobuchalka.ru
Униформа дивизии СС «Мертвая Голова»
3-я танковая дивизия СС «Мертвая Голова» (SS-Panzer-Division «Totenkopf») была сформирована в период с 16 октября по 1 ноября 1939 года в Дахау как дивизия моторизованной пехоты. В её состав вошли занимавшиеся охраной концлагерей соединения СС «Мёртвая голова» и оборонный батальон СС Данцига.
Информация: сайт Википедия |
Информация: Молло. «Униформа СС» том 6 |
Информация: Молло. «Униформа СС» том 6 |
Информация: Молло. «Униформа СС» том 6 |
Информация: Молло. «Униформа СС» том 6 |
Информация: Молло. «Униформа СС» том 6 |
Информация: «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1) |
Информация: «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1) |
Информация: «Дивизии СС» (Новый Солдат №30) |
Информация: «Дивизии СС» (Новый Солдат №30) |
Информация: «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1) |
Из-за нехватки высококачественного сукна, из которого до этого шили камуфляж для войск СС, в марте 1944 года появилась камуфлированная униформа в виде куртки и брюк с рисунком в виде мелких пятен, который оказался «демисезонным».
Камуфляж образца 1944 года стал массовым и стандартным для всех подразделений войск СС.
Покрой куртки камуфляжа образца 1944 года почти не отличается от покроя полевого мундира войск СС образца 1943 года, а вся символика камуфлированной куртки ограничена нарукавным орлом СС.
Куртку часто одевали поверх мундира.
Информация: «Дивизии СС» (Новый Солдат №30) |
Информация: «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1) |
Зимой 1944 — 1945 года зимний комплект реверсивной камуфлированной одежды солдата войск СС состоял из парки, брюк, варежек и непопулярной шапочки, куртки с капюшоном образца 1942 года или укороченной куртки с капюшоном образца 1944 года.
Цвет материала, из которого шили куртки, варьировался от серого дo оливково-зелено-серого.
Зимой солдаты часто носили кепи и войлочные боты.
Если солддату не доставалась куртка, тогда он одевал шинель.
Чаще всего зимой у солдат СС на Восточном фронте встречались крутки образца 1942 года. Хорошая теплая одежда в то же время имела ряд недостатков. В бою в ней становилось жарко, тело не «дышало», а сама куртка была слишком длинной и тяжелой.
Короткая куртка образца 1944 года была более удобной, но таких курток в достаточном количестве швейная промышленность Рейха изготовить не смогла.
Куртки образца 1942 года доминиронали среди одежды личного состава частей СС даже в зиму 1944-1945 года.
Информация: «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1) |
Информация: «Камуфляжная униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте № 13) |
Информация: «Камуфляжная униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте № 13) |
Информация: «Униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №19) |
Информация: «Униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №19) |
Информация: «Униформа и артефакты СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №27) |
Информация: «Униформа и артефакты СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №27) |
Информация: «Дивизии СС» (Новый Солдат №30) |
Информация: Уиндроу, Барт «Охранные отряды НСДАП. Войска СС» |
Информация: Лагард «Немецкие солдаты Второй мировой войны» |
Информация: Михулец, Волстад «Войска СС» ч.1 |
Информация: Лагард «Немецкие солдаты Второй мировой войны» |
Информация: Лагард «Немецкие солдаты Второй мировой войны» |
Источники информации:
1. «Totenkopf» на Восточном фронте (Солдат на фронте № 1)
2. Молло «Униформа СС» том 6
3. «Камуфляжная униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте № 13)
4. «Униформа солдат СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №19)
5. «Униформа и артефакты СС в цветных фотографиях» (Солдат на фронте №27
6. «Дивизии СС» (Новый Солдат №30)
7. Уиндроу, Барт «Охранные отряды НСДАП. Войска СС»
8. Лагард «Немецкие солдаты Второй мировой войны»
9. Михулец, Волстад «Войска СС» ч.1
10. Шунков «Солдаты разрушения»
uniforma-army.ru
Эмблемы дивизий СС
|
www.1939.ru
символика и ритуалы Ваффен СС. Войска СС. Кровавый след
Две руны «Зиг» образовали название наших СС. Мертвая голова, свастика и руна «Хагалл» демонстрируют непоколебимую уверенность в окончательной победе нашей философии.
Г. Гиммлер
«…Великие боги — Один, Be и Вилли вырезали мужчину из ясеня, а женщину — из ивы. Старший из детей Бора, Один, вдохнул в людей душу и дал жизнь. Чтобы одарить их новыми знаниями, Один отправился в Утгард, Страну Зла, к Мировому Древу. Там он вырвал свой глаз и принес его в жертву, но этого показалось мало Стражам Древа. Тогда он отдал свою жизнь — решил умереть, чтобы воскреснуть. Девять дней он висел на суку, пронзенный копьем. Каждая из восьми ночей Посвящения открывала ему новые тайны Бытия. На девятое утро Один увидел под собой начертанные на камне руны-буквы. Отец его матери, великан Бельторн, научил его вырезывать и окрашивать руны, а Мировое Древо стало называться с тех пор — Иггдрасиль…»
Так рассказывает об обретении рун древними германцами «Снорриева Эдда» (1222–1225), возможно, единственный полный обзор героического эпоса древних германцев, основанный на сказаниях, прорицаниях, заклинаниях, изречениях, культовых и религиозных обрядах германских племен. В «Эдде» Один почитался как бог войны и покровитель умерших героев Валгаллы. Он считался магом и некромантом.
Другие источники, «Хавамал» и «Волюспа», описывают, как Один (Вотан) предавался ритуальному самоистязанию, чтобы овладеть магическим видением тайн природы. Только ценою боли исполнитель ритуалов мог приобрести магическую и физическую силу. В «Хавамал» Один ранен копьем и, беззащитный, привязан к дереву на девять ночей без воды и питья. На вершине страданий к нему внезапно приходит понимание рун: он составляет восемнадцать рунических заклинаний, заключающих в себе тайну бессмертия, способность к самоврачеванию, искусство побеждать врага в бою и власть над любовными страстями.
Руны и рунические письмена представляют собой знаки древнейшего германского алфавита, высекавшиеся на камне, металле и кости и распространенные преимущественно в Северной Европе. Каждая руна имела имя и магическое значение, выходившее за сугубо лингвистические рамки. Начертание и состав менялись с течением времени и приобрели квазимагическое значение в тевтонской астрологии.
Вспышка интереса к древнейшей письменности германцев в конце XIX и начале XX в. была связана исключительно с оккультной магией рун, составившей основное содержание вновь открытой религии вотанизма с классическими максимами: «Заключи в себе мир и сам станешь творцом», «Не бойся смерти — она не может убить бессмертную душу» или «Брак — корень арийской расы».
Вполне естественно, что Генрих Гиммлер, с юных лет проявлявший повышенный интерес к духовному миру «нордических предков» и искренне считавший себя реинкарнацией основателя Первого рейха Генриха Птицелова, избранного в 919 году королем всех германцев, не мог пройти мимо «арийского наследия», идеально вписывающегося в его апокалиптическое мировидение. По замыслу рейхсфюрера СС, рунам предстояло сыграть особую роль в символике «Черного ордена»: по его личной инициативе в рамках программы «Аненербе» — «Общества по изучению и распространению культурного наследия предков» — был учрежден Институт рунического письма, полный курс которого обязан был пройти каждый кандидат в члены СС. Наряду с прочей эзотерической и оккультной атрибутикой в СС использовались 12 рун так называемого усеченного футарка — рунического алфавита.
Руна «Зиг».
Атрибут бога войны Тора. Знак власти, энергии, борьбы и смерти. В 1933 г. гауптштурмфюрер СС Вальтер Хек, художник-график в мастерской Фердинанда Хофштаттера в Бонне, разрабатывая макет нового значка, объединил две руны «Зиг». Выразительная молниеобразная форма произвела впечатление на Гиммлера, который избрал «сдвоенную молнию» эмблемой СС. За возможность использования запатентованного знака бюджетно-финансовый отдел СС выплатил правообладателю гонорар в размере 2,5 (!) рейхсмарок. Кроме этого, Хек разработал и эмблему С А, объединив руническую «С» и готическую «А».
Руна «Гер».
Символ коллективизма и товарищеской взаимовыручки, царящих в рядах СС, «украшала» один из вариантов дивизионного штандарта 11-й моторизованной добровольческой дивизии Ваффен СС «Нордланд».
Руна «Вольфсангель».
«Волчий крюк» — языческий оберег, защищавший его владельца от происков «темных сил» и дающий власть над оборотнем — верфольфом. В средневековой геральдике обозначал «волчий капкан» — надежную защиту. В XV в. стал эмблемой горожан, сражавшихся с наемниками германских князей. Это древнейший символ свободы и независимости, известный еще со времен Тридцатилетней войны и как «Знак произвола». В настоящее время сохранился на гербе немецкого городка Вольфштайн. «Вольфсангель» первоначально являлся эмблемой НСДАП, а в Ваффен СС использовался в дивизионной символике некоторых танковых подразделений, например, моторизованной дивизии Ваффен СС «Рейх».
Руна «Вольфсангель» (вариант).
Эмблема BA (Weer Afdeelingen) — голландского эквивалента НСДАП. Знак членов организаций СС на территории Голландии. Позднее использовался при оформлении триумфального штандарта 34-й добровольческой пехотной дивизии Ваффен СС «Ландшторм Недерланд».
Руна «Опфер».
Символ самопожертвования. После 1918 г. эту руну использовали ветераны войны как знак принадлежности к «Стальному шлему». Позднее памятный знак с руной «Опфер» был выпущен в честь так называемых «мучеников 9 ноября» — 16-ти сторонников Гитлера, убитых полицией во время «Пивного путча» в 1923 г. Использовалась как элемент графического дизайна нашивок за ранение (СА) и инвалидов СС.
Руна «Эйф».
Символ целеустремленности и энтузиазма. Знак спецформирований СС, в частности, личных адъютантов Гитлера и особо приближенных лиц. Китель с руной «Эйф» в 1929 г. носил Рудольф Гесс.
Руна «Лебен».
Руна «Жизни» — такие знаки носили на мундирах участники разработанной Гиммлером программы селекционного отбора «Лебенсборн СС» — «Источник жизни» — и «Аненербе». Применялась в эсэсовской сфрагистике и делопроизводстве: руна проставлялась на личных документах и высекалась на надгробных плитах членов СС для обозначения даты рождения.
Руна «Тотен».
Знак смерти — для обозначения в документах и на надгробных плитах «даты ухода в «Чертог мертвых» — в гермайской мифологии так назывался дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины.
Руна «Тюр».
Символ непримиримости в сражении, непременный атрибут бога войны, грома и плодородия Тора. Надгробный знак в виде руны «Тюр» устанавливался на могилах эсэсовцев вместо христианского креста. Иногда татуировалась под левым плечевым сгибом членов СС вместе с условным обозначением группы крови. Нашивка на левом рукаве мундира указывала на окончание офицерской «спецшколы СА рейхсфюрера СС» (до 1934 г.) и впоследствии трансформировалась в нагрудный знак сотрудников управления СС по подготовке резервов. В Ваффен СС использовалась в символике 32-й добровольческой пехотной дивизии СС «30 января», сформированной в феврале 1945 г. и укомплектованной профессорско-преподавательским и курсантским составом юнкерских школ СС.
Руны «Хайльсцайхен».
Символы успеха и удачи — элементы рунической ор-наменталистики, в частности, гравировались на эсэсовском наградном кольце «Мертвая голова».
Руна «Хагалл».
Символизировала непоколебимость веры в мифологии СС. В виде знака, эмблемы, нашивки или нарукавного шеврона в обязательном порядке «украшала» униформу всех членов организации — от эсэсмана до рейхсфюрера. Руна «Хагалл» гравировалась на кольцах «Мертвая голова» или вручалась молодоженам СС как церемониальный знак.
Руна «Одал».
Символ семьи и кровного родства. Нагрудный знак сотрудников Главного управления СС по вопросам расы и поселений и эмблема 7-й добровольческой горнострелковой дивизии Ваффен СС «Принц Ойген», ставшей первым соединением в составе СС, укомплектованным исключительно «фольксдойче».
Орел.
Это универсальный символ мощи и величия, эмблема правителей и воинов. В германской мифологии олицетворяет прямую персонификацию Одина, Вилли и Be — триединства арийских богов. Наряду с дубовыми листьями — символом имперской мощи со времен Древнего Рима — занимал важнейшее место в геральдическом ряду Третьего рейха и всех без исключения формирований СС.
Хакенкройц.
Свастика — один из древнейших идеографических символов. Название происходит от двусложного санскритского слова, обозначающего в переводе «благосостояние». Представляет собой правильный равносторонний крест со «сломанными» под прямым углом концами. Символизирует бесконечность существования и цикличность возрождения. Как эмблема «расовой чистоты арийской нации» впервые стала использоваться в Германии накануне 1-й мировой войны. После 1918 г. изображалась на полковых и дивизионных штандартах «фрейкора», например, бригады «Эрхард». В августе 1920 г. Гитлер использовал правостороннюю свастику при оформлении партийного знамени и сравнивал впоследствии свое озарение с «эффектом разорвавшейся бомбы». Свастика стала основным символом НСДАП и Третьего рейха. Этот символ достаточно часто использовался полевыми формированиями СС и общими СС, например, во Фландрии.
Зонненрад.
«Солнечное колесо» или «солнечная свастика» — древнескандинавский солярный знак, символ грома, огня и плодородия арийских магов и колдунов. В Ваффен СС «Зонненрад» был изображен на дивизионных штандартах добровольческой моторизованной дивизии «Викинг», полка и дивизии Ваффен СС «Нордланд», в большинстве своем укомплектованных выходцами из Скандинавии. «Солнечная свастика» использовалась в символике корпуса «Шаль-бург», являвшегося датским филиалом Альгемайне СС.
Руны, использовавшиеся в символике СС
Скрытый смысл рун, древних символов и их каббалистическое значение были непонятны рядовым членам СС, впрочем, как и большинству старших офицеров. После начала военных действий на Западном фронте продолжительность курсов «изучения арийских рун» стала повсеместно сокращаться, позднее они были заменены «вводными инструктажами», которые были прекращены практически полностью в 1940 г.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru