24 — это… Что такое SS-24?


РТ-23 (также 15Ж52 или РС-22Б (по договорам ОСВ, СНВ, РСМД), по классификации НАТО SS -24 , «Scalpel») — межконтинентальная баллистическая ракета на вооружении РВСН СССР.

РТ-23 была заявлена как новая МБР (по Договору ОСВ-2 каждая из сторон могла принять на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для последующего универсального применения в составе разных вариантов мобильных и стационарных комплексов. Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массово-габаритным характеристикам, поскольку по своим боевым возможностям ракета не должна была уступать новой МБР США — ракете «MX» и в то же время не потерять мобильных свойств.

Конструкция

РТ-23 выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX».

Конструкция первой ступени

Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряженной ступени составляет 53,т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещенным неподвижным соплом.

Конструкция второй ступени

Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. Корпус РДТТ — коконной конструкции.

Конструкция третьей ступени

Третья ступень включает маршевый двигатель, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.

Головная часть

Ракета оснащается РГЧ типа MIRV с десятью ББ, размещенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.

ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии. Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается.

Тактико-технические характеристики

Макимальная дальность, км10000
Стартовая масса, т104,5
Забрасываемый вес, кг4050
Масса топлива, т
Длина ракеты в сборе с ТПК, м22,6
Максимальный диаметр, м2,4
Тип ГЧРазделяющаяся ГЧ типа «MIRV»
nб.б. x qб.б., число х Мт10 х 0,55
Тип системы управленияАвтономная, инерциальная
Точность стрельбы, предельное отклонение
ТопливоСмесевое твердое
Номинальная тяга МД 1 ступени, кН
Удельный импульс тяги, м/с:
Органы управления 1-й стуениклапаны вдува газа в закритическую часть сопла

Железнодорожный комплекс с РТ-23

Железнодорожный комплекс с ракетой РТ-23 был первым образцом такого вида вооружения. Его создание требовало решения многих сложных проблем, связанных с конструкцией железнодорожных ПУ, обеспечением старта из таких ПУ, вопросами боевого управления, энергоснабжения, обеспечением точности наведения в условиях нахождения на маршрутах боевого патрулирования и др.

Модификации

РТ-23УТТХ

dic.academic.ru

Ракетные «войны» местного масштаба | Газета «День»

Еще сравнительно недавно почти на всех встречах украинских и американских руководителей последние неизменно вспоминали о судьбе стратегических ракет СС-24. Мол, когда, наконец, вы решитесь-таки их уничтожить. В итоге Украина согласилась избавиться от этих ракет. Но сегодня СС- 24 снова неожиданно попали в зону действия разновекторных интересов — уже в родном государстве.

Межконтинентальные баллистические ракеты СС-24, прозванные на Западе «Скальпелями», были гордостью и последним словом военно- технической мысли СССР. Каждая из них с хирургической точностью могла забросить на десять тысяч километров по 10 ядерных боеголовок, способных переварить в пепел десять крупных американских городов. 46 «Скальпелей» прочно были врезаны в Украину, где дислоцировалась 43-я ракетная армия войск стратегического назначения, в арсенале которой было 176 шахтных ракетных установок.

Распад Союза, окончание «холодной войны», разоруженческие ветры, провозглашение независимой Украиной безъядерного статуса — все это в корне изменило и судьбы ракетчиков, и судьбы ракет. Теперь военные заняты непривычным для себя делом — они уничтожают свое оружие. Причем делается это на американские деньги — благодаря инициативным сенаторам Сэму Нанну и Ричарду Лугару, решившим, что лучшим вкладом Америки в национальную безопасность будет финансирование ядерного разоружения бывших советских республик. В соответствии с международными договоренностями Украина уже избавилась от всех 130 жидкостных ракет СС-18. Теперь — очередь за «Скальпелями». Но сегодня копья ломаются вокруг проблемы — где хранить, где и как уничтожать СС-24? Складывается впечатление, что американские деньги для этих целей как яблоко раздора для украинских исполнителей.

В 1997 году по итогам совместного совещания Министерства иностранных дел, Минобороны и Минпромполитики Украины было решено, что стратегические ракеты СС-24 будут храниться на одном из удаленных арсеналов оборонного ведомства — в Михайленках. Теперь речь идет о том, чтобы их хранение и ликвидацию осуществлять непосредственно в Павлограде. Но насколько безопасно это для густонаселенного промышленного центра? Тем более что в этом городе еще помнят случай, когда в Павлограде взорвалась одна ракетная ступень — от чего пострадала едва ли не треть Павлоградского химического завода. Стоит ли рисковать снова? За разъяснениями «День» обратился на Павлоградский химический завод, к его директору Леониду Шиману.

— Леонид Николаевич, почему так случилось, что планы по хранению и утилизации ракет изменились?

— До того как мы пришли в эту программу (речь идет о программе совместного уменьшения угрозы, реализуемой между Украиной и министерством обороны США. — Авт. ), а это случилось год назад — ликвидационные работы проводила в основном 43 ракетная армия. Они разворачивали эту деятельность, исходя из своих критериев. Так у них и родилось решение — хранить ракеты в Михайленках. А там раньше планировалось построить восемь складов. И хранить ракеты в собранном виде после истечения гарантийного срока 5—7 лет. Но военные — специалисты в обслуживании военной техники. А здесь речь идет о принципиально новой ситуации, где есть необходимость рассматривать ракету не как оружие, а как образец техники, который нужно утилизировать.

Так как Павлоградский химический завод являлся производителем всех трех ступеней ракеты, КБ Южное было генеральным разработчиком, а Павлоградский механический завод осуществлял сборку этих ракет — мы высказали наши опасения военным, что хранение ракет в собранном виде представляет большую опасность. Лучше ракету разобрать. И для того чтобы безопасно хранить ракеты до завершения процесса ликвидации, необходимо разобрать их как можно быстрее и на более мелкие элементы. Такие подходы мы изложили американцам. Они с нами согласились. И те работы, которые раньше проводились в Михайленках по строительству новых складов для ракет, были прекращены. Сейчас предпринимаются усилия по скорейшему освобождению складов от тех ракет, которые там уже хранятся. Их нужно быстрее разобрать и хранить поэлементно.

— Но ведь до сих пор не было известно о каком-то окончательном решении, так сказать, в вашу пользу…

— Правительство приняло решение и запретило строить склады в Михайленках еще в 1998 году. А военные всякими обходными путями убеждали американцев вкладывать деньги и строить эти склады, мотивируя это различными обстоятельствами.

— А где гарантия, что в Павлограде с этими ракетами будет безопаснее?

— Есть определенные технические правила, нормы. У нас предполагается, что все ракеты до конца 2001 года будут разобраны. Ни одна из ракет больше, чем восемь месяцев после истечения гарантийного срока, храниться не будет. Это не 5—7 лет, как планировалось в Михайленках. И дальше они будут размещаться на складах, которые в свое время создавались для изготовления этих ракет. Здесь заводы, цеха для всего этого. Мы производили до ста ракет в год. А теперь речь идет всего о 54 ракетах.

И на Павлоградском механическом заводе, и на Южном машиностроительном заводе, и у нас созданы специальные цеха и есть квалифицированные люди, способные безопасно выполнить эту работу.

— Но раньше ведь сообщалось, что Украина унаследовала лишь 46 баллистических ракет СС-24?

— 46 — это те, что стояли на боевом дежурстве. Плюс речь идет о ракетах, которые у нас были в хранилищах. У нас уже хранятся 8 с половиной разобранных ракет.

— Что запланировано делать дальше после того, как ракета разбирается?

— Первоначально наши военные предлагали эти ракеты вообще сжечь. В программе это тоже было сначала обусловлено. Все 54 с половиной ракеты должны быть сожжены. Так как это делается сейчас в России.

— Но ведь такой подход объяснялся тем, что у нас нет технологий утилизации твердого топлива ракет СС-24?

— Мы подготовили свое технико-экономическое обоснование. Суть решения состоит в том, что ракеты нецелесообразно сжигать. Было предложено наше решение проблемы — производство из ракетного топлива промышленно взрывчатых материалов, при чем этим материалы дают возможность существенно повлиять на уменьшение загрязненности окружающей среды, с чем традиционно связаны подрывные работы. Приведу такой пример. В Кривом Роге подрывается более 70 тысяч тонн взрывчатых материалов в год. Половина из этих взрывчатых материалов — чистый тротил. Взрыв одного килограмма тротила выбрасывает 800 литров газов. Так что, если подсчитать, то ежегодно в Кривом Роге выбрасывается два с половиной миллиарда кубических метров газа. Из них 70 процентов — это вредные газы NО, СО, сажа и т.д. А если мы заменяем часть этого тротила на ВВ, которое будет содержать твердое ракетное топливо, то при взрыве будет выделяться 900 литров газа. Но содержание там вредных газов — всего 0,5 процента.

— Так это только теория или уже практика?

— Мы год проводили исследования по заказу министерства обороны США. Там тоже, кстати, ракеты не сжигают. Там есть технологии, при помощи которых извлекается топливо и перерабатывается или на компоненты для других ракетных топлив, или для промышленных взрывчатых материалов. Так вот, мы провели исследования и на основе этих исследований дали технико-экономическое обоснование. Это обоснование защитили у нас в правительстве, в министерстве обороны США и, наконец, оно прошло через американский Конгресс. И то, что Конгресс выделяет деньги под ликвидацию ракет — это где-то 20—25 млн. долларов — является лучшей зашитой нашего технологичного решения проблемы утилизации твердотопливных СС-24.

— Леонид Николаевич, но на планы хранения боевых ракет в Павлограде весьма остро и негативно реагируют общественные организации вашего города. Выходит, вы их так и не смогли переубедить в своей правоте…

— Мы вместе с представителями американских фирм их неоднократно приглашали к себе, собирали, рассказывали, что предусматривает программа уничтожения стратегических ракет. Но обеспокоенность у этих людей остается.

Я их тоже понимаю. Но мы им объяснили, что все проекты, которые будут здесь выполняться, соответствуют украинским нормам и законам и по охране труда, и по охране окружающей среды. Представители общественных организаций, если они захотят, будут иметь доступ к тем проектам, которые будут здесь осуществляться.

Оптимизм и уверенность Леонида Шимана разделяют далеко не все. Например, от военных довелось услышать аргумент, что хотя в Павлограде и производилось ежегодно 100 ракет, но никогда не было такого, чтобы на заводе хранилось полсотни изделий за раз. Мол, такой размах далеко не безопасен. Тем более что главное условие спокойствия — вовсе не в умелой разборке ракет «до винтика». Это все равно, что утверждать, что вынутая из снаряда взрывчатка — безопасна.

Есть замечания к настойчивости павлоградцев и у начальника управления экологической безопасности по Днепропетровской области Николая Шпака. В разговоре с корреспондентом «Дня» Николай Владимирович так оценил ситуацию:

— С точки зрения безопасности, в хранилищах Павлоградского химического завода в разобранном виде можно хранить не больше тех ракет, что у них уже есть сейчас. Есть соответствующие документы, паспорта, проектные решения, подтверждающие, что не нужно переходить границу дозволенного. Ракеты рационально хранить в тех хранилищах, которые есть у военных. И отправлять ракеты в Павлоград нужно только по мере их переработки на заводе. Но эта переработка не ведется, поскольку неизвестно, по какой именно технологии будут утилизироваться эти изделия.

— Но руководство Павлоградского химзавода утверждает, что у них технология такая есть и она удовлетворяет всех — в том числе и США?

— Я могу сказать, что технология извлечения твердого топлива еще не прошла экспертизу. У меня есть официальные письма от руководства ПХЗ, что в конце этого года будет проведен тендер на технологию утилизации ракет. Но тендера как такового нет, официального уведомления в мой адрес нет, окончательного выбора технологии нет и экспертизы этой технологии нет. До прохождения всей этой цепочки утилизация ракет — извлечение твердого топлива и его переработка на взрывчатые вещества — не может производиться.

…Вот такая история, причем, у каждого из действующих лиц — своя. А во вторник в Павлограде вдруг объявились представители еще одной небезразличной к происходящему стороны. В город прибыла инспекция министерства обороны США. Цель подобных проверок в соответствии с Договором СНВ-2 довольно традиционна — убедиться, что в Павлограде не возобновилось производство баллистических ракет СС-24. Впрочем, ради этого американцы к нам наведывались уже давненько. И если раньше они ломали голову над тем, как защитить Америку от наших «Скальпелей», то теперь они, наверно, не прочь взглянуть — способны ли мы уберечь себя от своих же «ноу- хау»…

day.kyiv.ua

ПОД ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ ВЗОРВАЛАСЬ РАКЕТА СС-24

Взрыв твердого ракетного топлива произошел в минувшую субботу вечером на Павлоградском механическом заводе в Днепропетровской области. О подробностях происшедшего стало известно лишь теперь — руководство завода и местные власти попытались скрыть инцидент на режимном предприятии, где сейчас в соответствии с государственной программой демонтируются ракеты СС-24.

 Как сообщается, обошлось без жертв, хотя взрыв и оставил без стекол дома в радиусе 5 километров от предприятия. Четверо работников предприятия получили ранения осколками выбитого оконного стекла.

 По официальной версии, которую предложило руководство завода, «произошел объемный взрыв продуктов сгорания во время сжигания пиротехнических изделий и сегментов твердого топлива ракет». Жители Павлограда, однако, не исключают, что произошел взрыв ступени одной из ракет.

 На заводе работает комиссия, которая расследует причины взрыва. По сообщению Павлоградского управления МЧС Украины, в пробах почвы и воздуха концентрация вредных веществ не превышает допустимых норм.

 На заводе в Павлограде проходит утилизация стратегических ракет СС-24, деньги на которую выделили США в обмен на безъядерный статус Украины.

 Как стало известно, это не первый инцидент, связанный с попытками утилизации СС-24 в Павлограде. Так, в начале года была раскрыта деятельность преступной группировки под руководство заместителя директора завода. Злоумышленники вывезли за 2 месяца более 6 тонн частей ракет СС-24, которые были проданы в качестве обычного металлолома.

 Радиус действия твердотопливной ракеты СС-24 — 10 тысяч километров. Каждая ракета может нести до 10 ядерных боеголовок. Во времена СССР на Украине дислоцировалась 43-я армия Ракетных войск стратегического назначения. На территории Украины находилось 46 шахтно-пусковых установок для СС-24.

 

 Александр Горобец

 ПРАВДА.Ру

 Украина

www.pravda.ru

Метеорит, ракета 3М25 / Х-80 — SS-NX-24 SCORPION / AS-X-19 KOALA / SSC-X-5

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение) Комплекс П-750 / 3К25 «Метеорит-М», ракета 3М25 «Гром» — SS-NX-24 SCORPION
Комплекс «Метеорит-А», ракета 3М25А «Гром» / Х-80 / изделие 255 — AS-X-19 KOALA
Комплекс «Метеорит-Н», ракета 3М25Н «Гром»- SSC-X-5 SCORPION



Крылатая ракета большой дальности. Разрабатывалась в ОКБ-52 (НПО «Машиностроения», г.Реутов) генерального конструктора В.Н.Челомея. Предварительная проработка облика универсальной по носителям сверхзуковой крылатой ракеты проводилась в рамках НИР «Метеорит» с 1973 г. (источник). Постановление Совмина СССР о создании универсальной стратегической крылатой ракеты вышло 9 декабря 1976 г. Ракета проектировалась в трех вариантах базирования — морском (для ПЛАРК пр.949М), воздушном (для Ту-95 и, возможно, Ту-160) и наземном (вероятно, с самоходной ПУ). Эскизный проект комплекса морского базирования защищен в декабре 1978 г., авиационного базирования — в январе 1979 г. Разработка жидкостных двигателей стартово-разгонной ступени велась КБ Химавтоматики (КБХА) с 1977 г. по 1988 г. Производство ракет велось на заводе им.Хруничева. Предварительные испытания ракеты на раскрыв крыльев и запуск маршевого двигателя проходили в НПО машиностроения в Реутово.

Первый пуск морского варианта КР «Метеорит» с наземного стенда на полигоне Капустин Яр состоялся 20 мая 1980 г. Ракета не вышла из контейнера ПУ и частично его разрушила. Последующие 3 пуска были также неудачными. В пятом пуске 16 декабря 1981 г. ракета успешно стартовала и пролетела около 50 км. По неподтвержденным данным, кроме пусков с наземного стенда, велись испытания так же пусками с погружающегося стенда ПСК на Черном море (вероятно, полигон в Балаклаве). Всего со стендов в 1982-1987 г.г. проведено более 30 пусков ракет 3М25. Летные испытания ракеты с подводной лодки К-420 пр.667М состояли из трех пусков — 27.12.1983 г., и по одному пуску в 1984 г. (06.11.1984 г.) и 1986 годах.

В ходе испытаний наибольшие проблемы вызвала доводка систем коррекции по радиоконтрастному РЛ-изображению местности, отказы системы плазмообразования комплекса защиты КР от РЛ-обнаружения и, собственно, сам процесс старта КР — т.к. не удалось реализовать сверхзвуковой запуск маршевого двигателя ракеты, как предполагалось ТЗ на создание ракеты.

После прекращения программы разработки ракеты (1993 г.) на заводе им.Хруничева осталось около 15 готовых экземпляров ракет 3М25.

Особая благодарность пользователю «Случайный» с форума http://militaryrussia.ru за помощь в работе над материалом.


Авиационная ракета 3М25А «Метеорит-А» в стартовой конфигурации (http://testpilot.ru)


Морской вариант комплекса «Метеорит-М», ракета 3М25 «Гром» в стартовой конфигурации с блоками СРС (60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 — 2006. М., 2006 г.)


В некоторых документальных ТВ-программах видеофрагмент с пуском ПКР «Вулкан» или «Базальт» выдается за съемку первого пуска КР «Метеорит-М» 3М25 (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)


Испытательный старт ракеты 3М25 «Метеорит» — SS-NX-24 на полигоне Капустин Яр, 1980-е годы (фото из архива пользователя «Случайный», опубликовано 28.08.2011 г., http://militaryrussia.ru/forum).


Испытательные пуски КР «Метеорит» (не готово):
№ ппДатаВариант ракетыПусковая установкаПолигонОписание
0120.05.1980морскойназемный стендКапустин Яр
первый пуск ракеты, ракета не вышла из контейнера, загорелась и частично его разрушила
02морскойназемный стендКапустин Ярнеудачный старт
03морскойназемный стендКапустин Ярнеудачный старт
04морскойназемный стендКапустин Ярнеудачный старт
0516.12.1981морскойназемный стендКапустин Ярпервый успешный старт, ракета пролетела около 50 км
     
 1981-1987 г.г. ??морскойплавстенд ПСКЧерное море 
     
??26.08.1983морскойназемный стенд НС-2 или КС-2Капустин Яруспешный старт, дальность 1910 км, высота полета 20000 м не достигнута
     
1627.12.1983морскойПЛАРК пр.667МБелое море (по данным Широкорада — Берингово море — сомнительно)

Баренцево море по дрюданным

первый пуск с ПЛ, успешный старт, полет не штатный
 январь 1984 г.авиационныйТу-95МААхтубинск, пуск по трассе полигона Капустин Яр
пуск не состоялся, дестабилизатор КР при сборке изделия устанавливался в положение «0», к моменту пуска необходимо было переместить его в крайнее положение — передней кромкой вниз. Пилоты носителя увидели перемещение дестабилизатора и отменили пуск (http://military.tomsk.ru/forum, 2011 г.).
1711.01.1984авиационныйТу-95МААхтубинск, пуск по трассе полигона Капустин ЯрПервый пуск авиационного варианта, ракета пошла не тем курсом и ликвидирована на 61 сек полета. Планировался полет по трассе Грошево — Тургай — Макат — Сагиз — Эмба.
1824.05.1984авиационныйТу-95МААхтубинск, пуск по трассе полигона Капустин ЯрВторой успешный старт, полет не штатный; ракета ликвидирована. Планировался полет по трассе Грошево — Тургай — Макат — Сагиз — Эмба.
191984 г.морскойназемный стенд НС-2 или КС-2Капустин Яр 
201984 г.морскойназемный стенд НС-2 или КС-2Капустин Яр 
211984 г.морскойназемный стенд НС-2 или КС-2Капустин Яр 
2206.11.1984морскойПЛАРК пр.667МБаренцево мореуспешный старт, полет не штатный, 6-й пуск «Метеорита» в 1984 г.
     
??1986 г.морскойПЛАРК пр.667МБаренцево мореуспешный старт, полет не штатный
     
??1988 г.морскойназемный стендКапустин Яргосударственные совместные испытания, первые 4 пуска с наземного стенда
??1988 г.морскойназемный стендКапустин Яргосударственные совместные испытания
??1988 г.морскойназемный стендКапустин Яргосударственные совместные испытания
??1988 г.морскойназемный стендКапустин Яргосударственные совместные испытания
??1988 г. ?морскойПЛАРК пр.667МБаренцево морегосударственные совместные испытания
??1988 г. ?морскойПЛАРК пр.667МБаренцево морегосударственные совместные испытания
??15.12.1989морскойПЛАРК пр.667МБаренцево морегосударственные совместные испытания, вероятно последний пуск с ПЛАРК пр.667М
     
371991   всего проведено 37 пусков

Совместные государственные испытания носителя (ПЛАРК К-420) и КР «Метеорит-М» начаты в 1988 г. Проведено 4 пуска с наземного стенда и 3 пуска с ПЛ. Соотношение успешных и неудачных пусков не изменилось (примерно 50 на 50). Всего за время испытаний проведено 50 пусков с наземных и погружающихся стендов и с подводной лодки. В 1989 г. с учетом результатов испытаний разработка морского варианта комплекса прекращена (15.12.1989 г.). Оборудование комплекса снято с ПЛАРК и лодка в качестве торпедной ПЛА вступила в строй ВМФ в 1990 г.

Для испытаний ракет «Метеорит» изготовлено около 100 ракет 3М25 и 3М25А из которых в испытаниях израсходовано 70 шт. 

Авиационный вариант ракет комплекса «Метеорит-А» не испытывался с наземных стендов. Все испытания авиационного варианта проходили пусками с самолета Ту-95МА (около 20 пусков). Ракета в процессе испытаний носила наименование «изделие 255». Первый пуск осуществлен 11 января 1984 г. (неудачный пуск). Второй пуск — 24 мая 1984 г. (неудачный пуск). В ходе испытаний при пусках на полную дальность из-за нехватки длины трассы полигона Капустин Яр на траектории полета от Волги до Балхаша (трасса Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба) проводился маневр разворота на 180 град., что весьма необычно для КР с такой скоростью полета. Комплекс в ходе испытаний был практически доведен до требуемых показателей, но разработка авиационного варианта так же была прекращена в 1992 г.

Наземный вариант комплекса «Метеорит-Н» разрабатывался, но не строился и не испытывался (?). Вцелом, связка КР + СРС подобны морскому варианту комплекса. Разработка наземного варианта ракет возможно была прекращена по причине заключения Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

Пусковая установка:
Комплекс морского базирования:
— СМ-290 — наклонная ПУ встраиваемая в корпус ПЛ — на стадии эскизного проекта предполагалось использование единой ПУ и комплекта аппаратуры с КР «Гранит», но в процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ «Рубин» установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.
Угол наклона ПУ — 45 град
Тип старта — «мокрый» (с затоплением ПУ перед стартом)


Компоновочная схема ПУ СМ-290 («КБ специального машиностроения: от артиллерийских систем до стартовых комплексов». С.-Пб., 2004 г., взято тут — http://rbase.new-factoria.ru)
Комплекс авиационного базирования:
— пуск осуществлялся с пилона под крылом самолета-носителя Ту-95МА.

Ракета 3М25:
Система управления и наведение: система управления автономная инерциальная с коррекцией данным считывания радиолокационного радиоконтрастного изображения местности с использованием для обработки данных РЛС высокопроизводительной БЦВМ. Система корректировки РЛ-изображению местности кардинально отличается от систем типа «Терком», которые наводят ракету по цифровой матрице рельефа местности , получаемой с помощью радиовысотомера. В ВМФ СССР был создан вычислительный центр подготовки цифровых карт местности для прокладки маршрутов КР с подобной системой корректировки. В процессе испытаний доведение системы коррекции по РЛ-изображения вызвало много проблем.

К концу 1980-х решение было найдено в выделении и распознавании контуров контрастных изображений, но статистику по испытаниям на 3М25 не успели получить. Хотя решение было признано перспективным и планировалось к применению на МБР «Альбатрос» и УББ 15Ф178 (http://militaryrussia.ru/forum).

Ракета оснащена уникальным комплексом преодоления ПВО / комплексом радиоэлектронного противодействия. На ракете устанавливался комплекс защиты с системой плазмообразования. Плазмогенератор работал в переднюю сферу КР и маскировал воздухозаборник маршевого двигателя. В процессе испытаний нарушения в работе высоковольтной аппаратуры плазмогенератора приводили к аварийным пускам.

Кроме того в комплексе обороны использовалось буксируемые ложные цели (ист. — 60 лет в строю полигон Капустин Яр, подтверждено и дополнено). Комплекс РЭБ самостоятельно принимал решение о применении ложных целей.

Конструкция — аэродинамическая схема ракеты — «утка», ракета оборудована складывающимся треугольным крылом и нижним складным вертикальным оперением. воздухозаборник расположен под фюзеляжем.


Раскладывание крыла ракеты 3М25А комплекса «Метеорит-А» (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ,  10.11.2007 г.)


Двигатели:
— стартово-разгонная ступень (СРС) — морской и наземный варианты КР — крупногабаритная ступень устанавливаемая под КР с 2 х ЖРД РД-0242 разработки КБХА (г.Воронеж) тягой по 12000 кг с управляемыми поворотными соплами. Двигатели для СРС разработаны на базе двигателей 1-й ступени МБР 15А20 / УР-100К. Пневмогидравлическая система ступени аналогична ПГС БРПЛ Р-29 / 4К75. В морском варианте так же использовались два стартовых РДТТ для вывода ракеты на поверхность из-под воды. Всего КБХА произведено 48 летных испытаний (96 двигателей).
Схема двигателей — ЖРД с дожиганием окислительного газогенераторного газа
Время работы СРС — около 32 сек
— СРС авиационного варианта — на ранней стадии проектирования, когда предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка, предполагалось использование стартово-разгонного РДТТ. На окончательной стадии проекта на авиационном варианте КР разгонный РДТТ отсутствовал.

— маршевый ПВРД — на ранней стадии проектирования предполагалось использование маршевого ПВРД ОКБ М.Бондарюка.

— маршевый — короткоресурсный ТРД КР-23 разработки Уфимского моторостроительного объединения (НПП «Мотор»), главный конструктор С.А.Гаврилов, с 1983 г. — А.А.Рыжов. Техзаданием на создание ракеты предусматривался запуск ТРД на сверхзвуковой скорости, сообщаемой системе СРС, что так и не было реализовано в процессе испытаний. В некоторых источниках двигатель назван «КР-93». Серийное производство двигателя велось Тюнемским авиамоторным заводом.
Тяга двигателя (ист. — Форум сайта…):
— 10000 кг (на земле)
— 8000 кг (на высоте 24000 м)


Короткоресурсный ТРД КР-23 в музее Тюменского авиамоторного завода, 11.10.2012 г. (фото — kodeam, http://kodeam.livejournal.com).
Согласно ТЗ на создание ракеты СРС должна была разгонять систему до сверхзвуковых скоростей с последующим пуском маршевого ТРД на этих скоростях. Но в процессе испытаний на скорости >1M пуск ТРД осуществить не удавалось. Поэтому в процессе испытаний перешли к схеме работы с отделением СРС при скорости системы менее 1М с запуском маршевого ТРД. С целью компенсации потери дальности при такой схеме работы СРС на маршевой ступени использован новый тип высокоэнергетического синтетического топлива, которое было существенно дороже штатного топлива. но обеспечивало заданную дальность полета.

Запуск маршевого двигателя — морской и авиационный вариант КР — в хвостовой части ракеты располагался сбрасываемый стабилизирующий хвостовой отсек, после сбрасывания отсека со стабилизатором включался РДТТ раскрутки (турбостартер) маршевого ТРД. Турбостартер представляет из себя дисковый РДТТ с тангенциальными соплами, насаженный на задний конец вала маршевой турбины. Раскрутив турбину, он вылетает через сопло назад, турбина выходит на чрезвычайный режим (форсаж) и работает в этом режиме в процессе разгона — в течение нескольких десятков секунд. После разгона, двигатель переходит на нормальный маршевый режим.


Раскадровка одного из пусков ракеты 3М25А «Метеорит-А» с носителя Ту-95МА. Первые три кадра — отделение от носителя, далее — свободный полет, отстрел стабилизатора с запуском РДТТ-турбостартера, работа турбостартера, запуск маршевого двигателя на форсаже (кадр ТВ-программы «Смотр», телеканал НТВ, 10.11.2007 г.)

ТТХ ракеты:
 Данные проектаМорской вариант 3М25
Авиационный вариант 3М25А
Длина 12.5 м12.8 м
Диаметр корпуса КР 900 мм900 м
Размах крыла 5.1 м5.1 м
Площадь крыла 22 кв.м22 кв.м
Масса стартовая 12650 кг 
Масса маршевой ступени (крылатой ракеты) 6380 кг6300 кг
Дальность действияболее 5000 км до 5000 км по проекту
Скорость маршевая2.5-3 М
более 3500 км/ч
 около 3000 км/ч по проекту
Высота полетаболее 20000 м 22000-24000 м по проекту

Масса БЧ — около 1000 кг

Продолжительность полета — более 1 часа

Тип БЧ: ядерная

Модификации:
— Комплекс П-750 «Метеорит-М», ракета 3М25 «Гром» — SS-NX-24 SCORPION — КРБД морского базирования для вооружения ПЛАРК.

— Комплекс «Метеорит-А», ракета 3М25А «Гром» / изделие 255 — AS-X-19 KOALA — КРБД авиационного базирования для вооружения носителей Ту-95МА.


— Комплекс «Метеорит-Н», ракета 3М25Н «Гром»- SSC-X-5 SCORPION — КРБД наземного базирования, разработка не завершена.

Носители:
Морской вариант:
— ПЛАРК пр.949М
— согласно изначальному замыслу планировалось вооружить ПЛАРК пр.949М унифицированным по пусковым установкам и по комплексу оборудования с ПКР «Гранит» комплексом вооружения. В процессе проработки проекта ПЛАРБ пр.949М ЦКБ МТ «Рубин» установлено, что использование унифицированной ПУ невозможно, так же как и использование единого комплекта аппаратуры.

— ПЛАРК пр.675
— испытания комплекса на подводных лодках планировалось вести с переоборудованной ПЛАРК пр.675. Не реализовано.

— ПЛАРК пр.667М YANKEE SIDECAR — ЦКБ МТ «Рубин» для проведения испытаний и в дальнейшем для использования в составе ВМФ предложил переоборудование ПЛАРБ пр.667А, выводимую из состава ВМФ по договору ОСВ-1, по проекту пр.667М. Переоборудование ПЛАРБ К-420 (заводской №432) производилось ПО «Севмаш». Технический проект переоборудования разработан ЦКБ МТ «Рубин» в первом квартале 1979 г. ПЛ поставлена в эллинг ПО «Севмаш» 18 июня 1980 г., спущена на воду после окончания переоборудования 15 октября 1982 г., швартовые и заводские испытания лодки без испытания ракетного комплекса проведены с 1 ноября 1982 г. по 4 августа 1983 г. На ПЛАРК установлены 12 наклонных ПУ (угол наклона 45 град, размещение по 6 шт побортно) ракет 3М25, ширина ракетного отсека увеличена до 15 м, длина корабля увеличилась на 20 м. Установлена аппаратура предстартовой подготовки и пуска ракет «Клевер», аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания «Коршун-44», пневмогидросистемы КСППО, перекомпоновам центральный пост корабля под установку системы управления комплексом ракетного оружия «Андромеда», установлен новый навигационный комплекс «Тобол-АТ», комплекс средств радиосвязи «Молния-ЛМ1», ГАК МГК-400 «Рубикон». Для удержания ПЛ в стартовом коридоре глубин установлена система стабилизации глубины погружения «Бор». Пуск мог производиться с глубины до 40 м при скорости ПЛ до 10 узлов. После завершения разработки комплекса (15.12.1989 г.) ПЛАРК К-420 в 1990 г. переоборудована в торпедную ПЛА и в декабре 1990 г. включена в состав Северного флота.

Авиационный вариант:
— Ту-95МА — ракетоносец Ту-95МС №04 переоборудованный на Таганрогском авиазаводе для испытаний КР «Метеорит-А». На самолете установлена система управления ракетного комплекса «Лира», 2 пилона для ракет комплекса под крылом, остался свободным бомбоотсек в котором предполагалось разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами Х-15П.

Статус: СССР / Россия
— 2007 г. август — морской вариант КР «Метеорит» (с узлами крепления СРС) в «парадной» окраске и с надписью «Метеорит-А» демонстрировался на открытой экспозиции авиасалона МАКС-2007.

Источники:
60 лет в строю полигон Капустин Яр. 1946 — 2006. М., 2006 г.
Асанин В., Ракеты отечественного фота. // Техника и вооружение. №10 / 2006 г., №№ 6, 9 / 2007 г., № 6 / 2009 г. 
Конструкторское Бюро Химавтоматики. Сайт http://www.kbkha.ru, 2010 г.
Настоящие сверхзвуковые. Сайт http://www.testpilots.ru/tp/hard.htm, 2010 г.
«Ракетная техника» — информационная система. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2010 г.
«Смотр». ТВ-программа телеканала НТВ, 2007-2008 г.г.
Форум сайта http://militaryrussia.ru/forum, 2011-2012 г. г.
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., «Яуза», «Эксмо», 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru, 2010 г.
Якубович Н. Боевые самолеты Туполева. М., Яуза, Эксмо. 2010 г.
Balancer.ru. Сайт http://forums.airbase.ru, 2010 г.

militaryrussia.ru

Авиационная неуправляемая ракета С-24 (Россия)

Проектирование тяжелой авиационной ракеты АРС-240 было начато по Постановлению Совмина СССР № 2469-1022сс от 19 марта 1953 г. Ракету разрабатывало НИИ-1 ГКОТ, а авиационное пусковое устройство ПУ-12-40 — завод № 81 ГКАТ. Ракета АРС-240 была принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24 и сразу же запущена в крупносерийное производство. В 1964 и 1965 гг. выпускалось по 2200 ракет в год.

Длина ракеты 2330 мм. Размах четырехперого стабилизатора около 600 мм. Стартовый вес ракеты 235 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 123 кг. Она содержит 23,5 кг взрывчатого вещества.

В полете ракета развивает скорость 413 м/с при дульной скорости всего 3,6 м/с. Длина активного участка траектории 250 м. Время полета на дистанцию 1000 м — 3 с. Табличная дальность пуска ракет С-24 — до 2 км. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышает 0,3-0,4% от дальности полета.

Корпус боевой части имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления («запланированного разрушения»). При подрыве он образует 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Практика показала, что при наземном взрыве до 70% осколков остаются в воронке. Тем не менее корпус боевой части достаточно прочен. При стрельбе по броне толщиной 25 мм, кирпичной стенке толщиной в 2,5 кирпича и деревоземляному перекрытию в пять накатов бревен диаметром 25-30 см корпус с боевой частью не разрушался, а ВВ не самодетонировало. Уже после принятия на вооружение ракета стала оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 «Жук», срабатывающим на высоте 30 м над целью.

Для уничтожения защищенных объектов используется контактный взрыватель, имеющий 3 степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус боевой частью, подрываемой после заглубления внутрь обьекта.

Стабилизация ракеты происходит за счет крыльевого оперения. Неравномерность работы двигателя компенсируется вращением.

Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имеет семь сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты обеспечивает почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. Время работы двигателя 1.1 с. при этом выгорает 72 кг ракетного топлива. После прекращения работы двигателя стабилизация в полете сохраняется с помощью оперения, плоскости которого имеют наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение.

В модернизированном варианте С-24Б изменен состав топлива двигателя на более устойчивый и сохраняющий свои характеристики при перепадах температуры и влажности.

Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У. АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск УР и НУР.

Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до шести ракет С-24. а штурмовик Су-25 — до восьми. Для использования ракет С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.

Калибр, мм 240
Длина, мм 2330
Масса ракеты, кг 235
Масса БЧ, кг 123
Тип БЧ осколочно-фугасная
Дальность, м 2000
Радиус поражения, м 300-400

www.dogswar.ru

УР-100Н — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
УР-100Н / УР-100Н УТТХ

Межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования 15А35 / УР-100Н УТТХ / РС-18Б в транспортно-пусковом контейнере 15Я54
Общие сведения
Страна СССР СССР
Индекс 15A30
Код СНВ РС-18А
Классификация НАТО SS-19 Stiletto
Назначение МБР
Разработчик ОКБ-52
Основные характеристики
Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 27 м
Длина (без ГЧ) 24 м
Диаметр 2,5 м
Стартовая масса 105,6 тонн
Забрасываемый вес 4 350 кг
Вид топлива жидкое смесевое
Максимальная дальность 10 000 км
Тип головной части РГЧ ИН
Количество боевых блоков 6
Мощность заряда

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *