Спутная струя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2015; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2015; проверки требуют 11 правок. Хорошо видимая структура спутного следа за военно-транспортным самолётом C-17, отстрелившим залпом тепловые ловушки. Вихревые жгуты с законцовок плоскостей истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, заканчивающего дозаправку

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых жгутов).

Общая длина вихревого следа составляет 10-12 км, иногда больше, и зависит от состояния атмосферы, аэродинамической компоновки и полетной конфигурации ЛА, полетной массы, скорости и высоты полета. У каждого типа самолёта вихревой след индивидуален.

Наиболее сильные воздушные возмущения возникают при взлёте и посадке, когда выпущена механизация крыла и оно обладает наибольшей подъёмной силой (а вихри воздуха за пролетевшем по глиссаде самолетом через некоторое время можно услышать).

Попадание в спутный след из-за высокой

ru.wikipedia.org

Спутный след Википедия

Хорошо видимая структура спутного следа за военно-транспортным самолётом C-17, отстрелившим залпом тепловые ловушки. Вихревые жгуты с законцовок плоскостей истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, заканчивающего дозаправку

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата

двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых жгутов).

Общая длина вихревого следа составляет 10-12 км, иногда больше, и зависит от состояния атмосферы, аэродинамической компоновки и полетной конфигурации ЛА, полетной массы, скорости и высоты полета. У каждого типа самолёта вихревой след индивидуален.

Наиболее сильные воздушные возмущения возникают при взлёте и посадке, когда выпущена механизация крыла и оно обладает наибольшей подъёмной силой (а вихри воздуха за пролетевшем по глиссаде самолетом через некоторое время можно услышать).

Попадание в спутный след из-за высокой турбулентности воздушных масс вызывает сильную болтанку, вплоть до полной потери управляемости. Известно немало авиакатастроф, которые произошли из-за случайного попадания в спутный след и невозможности восстановить управление самолётом. Именно поэтому военные самолёты, работающие в паре (группой), никогда не летят друг за другом, а только пеленгом. С другой стороны, при выполнении координированного (т.е. геометрически правильного) разворота на 360 градусов, при точном развороте по завершении самолёт должно «встряхнуть», что говорит о попадании в собственный спутный след.

Авиадиспетчеры учитывают наличие спутного следа при организации взлётов и посадок, и с учётом фактических метеоусловий выдерживают интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром возмущённого воздуха из зоны глиссады. В последнее время для контроля спутных струй в зоне глиссады начинают применять лидары.

Для уменьшения потерь энергии на образование спутной струи на концах крыльев некоторых самолётов устанавливаются специальные законцовки, по виду напоминающие небольшие «крылышки» — аэродинамические гребни или винглеты (от английского winglets), расположенные вертикально или наклонно. Установка этих элементов позволяет увеличить подъёмную силу крыла и снизить расход топлива. К минусам относится уменьшенная устойчивость к боковому ветру.

Примеры аварий

  • 30 января 1958 года произошла катастрофа Ту-16, принадлежащего ВВС Тихоокеанского флота, командир корабля Чурилин А. Т. Выполнялся учебный перехват истребителями бомбардировщика. По словам пилотов истребителей, Ту-16 неожиданно свалился на крыло и ушёл вниз. Вероятно, что самолёт попал в воздушную струю от самолёта Миг-17. Экипаж погиб. Обломки самолёта обнаружены в Японском море летом 2017 года.
  • 16.04.1986 года, в результате попадания в спутную струю, самолёт Як-38У, пилотируемый майором Г. Ф. Атласовым с инструктором — командиром полка полковником Г. Г. Бакулиным, сорвался в штопор. Попытки вывести из него самолёт к успеху не привели. Лётчики благополучно катапультировались. Самолёт столкнулся с землёй и разрушился.

Галерея

  • Завихрения на закрылке коммерческого лайнера

  • Спутная струя Cessna 182 в аэродинамической трубе

  • Винтовые движители конвертоплана V-22 образуют зону повышенного давления и создают видимые завихрения

wikiredia.ru

Методические рекомендации для экипажей вс при попадание в спутный след.

При внезапном попадании в спутный след за тяжелым воздушным судном самолет может получить значительный импульс вращения, способный перевер- нуть его на спину. В этом случае углы атаки остаются в летном диапазоне и эффективность рулей и элеронов достаточна для обеспечения управляемости. Если угол крена превысил 90° и самолет продолжает вращаться вокруг продоль- ной оси, вполне возможно энергичным отклонением элеронов в сторону вращения «помочь» самолету продолжить  вращение и совершить полный оборот на 360°. При этом неизбежно опускание носа и переход на крутое пикирование к концу вращения.  

Пример: катастрофа самолета Як-40 в а/п Ташкент. При взлете самолет попал в спутный след   взлетевшего непосредственно перед ним самолета Ил-76. Для вывода из внезапно создавшегося перевернутого положения пилоту не хватило ни времени, ни приборной скорости, ни высоты.

Методика вывода ВС из непонятного пространственного положения.

Вывод ВС из непонятного пространственного положения заключается в следующих действиях:

  1. определение действительного положения ВС в пространстве;

  2. определение текущих параметров полета на данный момент;

  3. применение наиболее оптимальных и безопасных действий по  выводу воздушного судна в режим нормального полета.

Определение пилотом положения самолета в пространстве осложняется рядом следующих факторов:

  • сильнейший нервный стресс пилота;

  • неудачная конструкция  командно-пилотажного прибора – авиагоризонта    («вид с самолета на землю»), требующая определенного времени для расшифровки показаний прибора и представления по ним действительного положения самолета в пространстве;

  • отсутствие практики полетов на пилотажном самолете в СМУ.

Наиболее оптимальные и безопасные действия по выводу воздушного судна в режим нормального полета заключаются в следующем:

  • немедленно вывести самолет на летные углы атаки отдачей штурвала (РУС) от себя, независимо, определено или нет пространственное положение самолета и его летные параметры.

  • убедиться, что самолет летит в диапазоне скоростей, обеспечивающем его управляемость, а значит, вывод в нормальный полет.

  • если скорость нарастает, немедленно установить двигателям режим малого газа.

  • определить сторону крена и его величину, используя все возможные приборы.

  • в зависимости от величины крена, угловой скорости вращения самолета вокруг продольной оси и приборной скорости полета отклонением штурвала вывести самолет из крена, либо помочь ему довернуться на 360о.

  • немедленно после устранения крена начать плавный вывод из пикирования, учитывая запас оставшейся высоты, приборную скорость, запас по сваливанию и перегрузке.

Анализ АП и действий летного состава при этом показывает,  что  в  большинстве случаев пилоты, попавший в непонятное пространственное положение, рефлекторно берут штурвал (РУС) на себя. Это может привести к быстрому выходу на закритические углы атаки и сваливанию в непонятном положении ВС. 

Таким образом, при непонятном пространственном положении ВС необхо- димо обезопасить себя от двух первых, самых коварных желаний:

Практические действия при попадании в непонятное пространственное положение воздушного судна:

  • штурвал – от себя;

  • определить величину и темп изменения скорости;

  • установить малый газ;

  • определить величину и сторону  крена;

  • вывести из крена;

  • вывести из пикирования (одновременно с выводом из крена) не превышая предельно-допустимой перегрузки.

Рекомендации летному составу по предотвращению вероятности попадания в спутный след.

  • избегайте пересечения траектории полёта другого воздушного судна;

  • при взлёте сзади другого ВС начинайте разворот в более ранней точке, чем он;

  • избегайте следования за другим ВС по схожей траектории в эшелоне шириной менее 300 м;

  • при посадке позади другого ВС приближайтесь к взлётно-посадочной дорожке по более высокой траектории, чем у первого самолёта, и касайтесь земли впереди точки, в которой коснулось земли шасси первого самолёта.

При оценке конфигурации турбулентности спутного следа ветер является очень важным фактором, потому что концевые вихри дрейфуют вместе с ветром и с его скоростью.

Например: при скорости ветра 20 км/ч концевые вихри перемещаются со скоростью примерно 300 м/мин в направлении ветра.

При следовании позади другого ВС во время выбора точки взлёта или посадки пилот должен учитывать скорость и направление ветра В случае, если определение точки взлета или посадки другого ВС невозможно, следует выждать не менее трёх минут. Этого времени достаточно для того, чтобы турбулентность спутного следа рассеялась.

studfiles.net

Спутный след Википедия

Хорошо видимая структура спутного следа за военно-транспортным самолётом C-17, отстрелившим залпом тепловые ловушки. Вихревые жгуты с законцовок плоскостей истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, заканчивающего дозаправку

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых жгутов).

Общая длина вихревого следа составляет 10-12 км, иногда больше, и зависит от состояния атмосферы, аэродинамической компоновки и полетной конфигурации ЛА, полетной массы, скорости и высоты полета. У каждого типа самолёта вихревой след индивидуален.

Наиболее сильные воздушные возмущения возникают при взлёте и посадке, когда выпущена механизация крыла и оно обладает наибольшей подъёмной силой (а вихри воздуха за пролетевшем по глиссаде самолетом через некоторое время можно услышать).

Попадание в спутный след из-за высокой турбулентности воздушных масс вызывает сильную болтанку, вплоть до полной потери управляемости. Известно немало авиакатастроф, которые произошли из-за случайного попадания в спутный след и невозможности восстановить управление самолётом. Именно поэтому военные самолёты, работающие в паре (группой), никогда не летят друг за другом, а только пеленгом. С другой стороны, при выполнении координированного (т.е. геометрически правильного) разворота на 360 градусов, при точном развороте по завершении самолёт должно «встряхнуть», что говорит о попадании в собственный спутный след.

Авиадиспетчеры учитывают наличие спутного следа при организации взлётов и посадок, и с учётом фактических метеоусловий выдерживают интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром возмущённого воздуха из зоны глиссады. В последнее время для контроля спутных струй в зоне глиссады начинают применять лидары.

Для уменьшения потерь энергии на образование спутной струи на концах крыльев некоторых самолётов устанавливаются специальные законцовки, по виду напоминающие небольшие «крылышки» — аэродинамические гребни или винглеты (от английского winglets), расположенные вертикально или наклонно. Установка этих элементов позволяет увеличить подъёмную силу крыла и снизить расход топлива. К минусам относится уменьшенная устойчивость к боковому ветру.

Примеры аварий[ | ]

  • 30 января 1958 года произошла катастрофа Ту-16, принадлежащего ВВС Тихоокеанского флота, командир корабля Чурилин А. Т. Выполнялся учебный перехват истребителями бомбардировщика. По словам пилотов истребителей, Ту-16 неожиданно свалился на крыло и ушёл вниз. Вероятно, что самолёт попал в воздушную струю от самолёта Миг-17. Экипаж погиб. Обломки самолёта обнаружены в Японском море летом 2017 года.
  • 16.04.1986 года, в результате попадания в спутную струю, самолёт Як-38У, пилотируемый майором Г. Ф. Атласовым с инструктором — командиром полка полковником Г. Г. Бакулиным, сорвался в штопор. Попытки вывести из него самолёт к успеху не привели. Лётчики благополучно катапультировались. Самолёт столкнулся с землёй и разрушился.

Галерея[ | ]

  • Завихрения на закрылке коммерческого лайнера

  • Спутная струя Cessna 182 в аэродинамической трубе

  • Винтовые движители конвертоплана V-22 образуют зону повышенного давления и создают видимые завихрения

ru-wiki.ru

скорость, масса вс, сила ветра.

Спутная турбулентность  (спутный след, спутная струя) — это воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолёта.

Турбулентность в спутном следе связана с возникновением необходимой подъемной силы. На нижней поверхности крыла, создающего подъемную силу, давление выше, чем на его верхней поверхности.

Соответственно, на краях крыла воздушный поток устремляется снизу вверх, в результате чего формируется сильный вихрь, так называемый "вихрь аэродинамической поверхности".

Кроме того, на задней кромке крыла слои потоков текучей среды, поступающих с верхней и нижней поверхностей крыла, имеют различные направления, так что возникает свободный слой смешения, который в направлении размаха крыла связан с соответствующим вихрем аэродинамической поверхности.

Этот свободный слой смешения вместе с соответствующим вихрем аэродинамической поверхности свертывается в два отдельных вихря, которые могут вращаться в противоположных направлениях подобно небольшим горизонтальным смерчам, скорости которых в центральной части в зависимости от размера самолета могут достигать 360 км/ч.

Турбулентность в спутном следе до ее затухания наблюдается позади самолета на расстоянии нескольких сотен размеров размаха крыла.

Это означает, что в случае тяжелого самолета такая турбулентность может сохраняться в течение несколько минут, и длина такого турбулентного следа может достигать 30 км.

Это может иметь печальные последствия, особенно для малых летательных аппаратов, которые входят в турбулентный след; например, серьезные местные флуктуации аэродинамических сил могут привести по всей длине следа к потере устойчивости летательного аппарата, входящего в спутный след.

Пассажирский салон после попадания вс в спутный след.

По этой причине между летательными аппаратами должна выдерживаться соответствующая дистанция, в особенности на этапах взлета и посадки. Вихри аэродинамических поверхностей, которые создаются крылом и являются результатом непрерывного свертывания воздушных потоков, создают опасность для следующего летательного аппарата и поэтому являются ограничивающим фактором для частоты взлетов и посадок.

Авиадиспетчеры учитывают этот эффект при организации взлетов и посадок, выдерживая интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром спутных струй из зоны глиссады.

  1. Минимальный временной интервал между взлетом и посадкой воздушных судов:

между осями которых менее 1000 м, - 45 сек;

  • при полетах с параллельных ВПП, расстояние между осями которых 1000 м и более, - 30 сек.

  1. Минимальный временной интервал при взлете с одной ВПП самолетов 4-го класса за самолетами с ГТД 1 - 3-го класса и вертолетами 1-го класса – 2 мин.

  1. Минимальный временной интервал при посадке на одну ВПП самолетов и вертолетов 3 и 4-го класса за самолетами с ГТД 1 и 2-го класса и вертолетами 1-го класса - 2 мин.

studfiles.net

Спутная струя Википедия

Хорошо видимая структура спутного следа за военно-транспортным самолётом C-17, отстрелившим залпом тепловые ловушки. Вихревые жгуты с законцовок плоскостей истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-15E Strike Eagle, заканчивающего дозаправку

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых жгутов).

Общая длина вихревого следа составляет 10-12 км, иногда больше, и зависит от состояния атмосферы, аэродинамической компоновки и полетной конфигурации ЛА, полетной массы, скорости и высоты полета. У каждого типа самолёта вихревой след индивидуален.

Наиболее сильные воздушные возмущения возникают при взлёте и посадке, когда выпущена механизация крыла и оно обладает наибольшей подъёмной силой (а вихри воздуха за пролетевшем по глиссаде самолетом через некоторое время можно услышать).

Попадание в спутный след из-за высокой турбулентности воздушных масс вызывает сильную болтанку, вплоть до полной потери управляемости. Известно немало авиакатастроф, которые произошли из-за случайного попадания в спутный след и невозможности восстановить управление самолётом. Именно поэтому военные самолёты, работающие в паре (группой), никогда не летят друг за другом, а только пеленгом. С другой стороны, при выполнении координированного (т.е. геометрически правильного) разворота на 360 градусов, при точном развороте по завершении самолёт должно «встряхнуть», что говорит о попадании в собственный спутный след.

Авиадиспетчеры учитывают наличие спутного следа при организации взлётов и посадок, и с учётом фактических метеоусловий выдерживают интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром возмущённого воздуха из зоны глиссады. В последнее время для контроля спутных струй в зоне глиссады начинают применять лидары.

Для уменьшения потерь энергии на образование спутной струи на концах крыльев некоторых самолётов устанавливаются специальные законцовки, по виду напоминающие небольшие «крылышки» — аэродинамические гребни или винглеты (от английского winglets), расположенные вертикально или наклонно. Установка этих элементов позволяет увеличить подъёмную силу крыла и снизить расход топлива. К минусам относится уменьшенная устойчивость к боковому ветру.

Примеры аварий[ | ]

  • 30 января 1958 года произошла катастрофа Ту-16, принадлежащего ВВС Тихоокеанского флота, командир корабля Чурилин А. Т. Выполнялся учебный перехват истребителями бомбардировщика. По словам пилотов истребителей, Ту-16 неожиданно свалился на крыло и ушёл вниз. Вероятно, что самолёт попал в воздушную струю от самолёта Миг-17. Экипаж погиб. Обломки самолёта обнаружены в Японском море летом 2017 года.
  • 16.04.1986 года, в результате попадания в спутную струю, самолёт Як-38У, пилотируемый майором Г. Ф. Атласовым с инструктором — командиром полка полковником Г. Г. Бакулиным, сорвался в штопор. Попытки вывести из него самолёт к успеху не привели. Лётчики благополучно катапультировались. Самолёт столкнулся с землёй и разрушился.

Галерея[ | ]

  • Завихрения на закрылке коммерческого лайнера

  • Спутная струя Cessna 182 в аэродинамической трубе

ru-wiki.ru

Спутная струя — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолёта.

Каждый вихрь образуется из-за стремления воздуха перетечь из области повышенного давления (под крылом) в область пониженного давления (над крылом). Хотя вихри быстро затухают (около 5 минут), но всё же за тяжёлым самолётом они могут тянуться на километры. Нахождение в спутном следе другого самолёта создаёт эффект «езды по кочкам» из-за высокой турбулентности, несколько авиакатастроф произошли из-за попадания в спутный след и невозможности восстановить управление самолётом. Авиадиспетчеры учитывают этот эффект при организации взлётов и посадок, выдерживая интервалы, достаточные для рассеивания или сноса ветром спутных струй из зоны глиссады. В последнее время для контроля спутных струй в зоне глиссады начинают применять лидары.

Для уменьшения потерь энергии на образование спутной струи на концах крыльев устанавливаются специальные законцовки, по виду напоминающие небольшие «крылышки» — аэродинамические гребни или винглеты (от английского winglets), расположенные вертикально или наклонно. Установка этих элементов позволяет увеличить подъёмную силу крыла и снизить расход топлива. К минусам относится уменьшенная устойчивость к боковому ветру.

Галерея

  • Wingtip condensation.jpg

    Завихрения на закрылке коммерческого лайнера

  • Cessna 182 model-wingtip-vortex.jpg

    Спутная струя Cessna 182 в аэродинамической трубе

  • DN-SD-06-03008.JPG

    Винтовые движители конвертоплана V-22 образуют зону повышенного давления и создают видимые завихрения

Напишите отзыв о статье "Спутная струя"

Отрывок, характеризующий Спутная струя

– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *