Какие боевые потери СССР понес в Корейской войне

Потери в технике

Советский 64-й истребительный авиакорпус вступил в войну в ноябре 1950 года, на его вооружении находились новейшие на то время реактивные истребители МиГ-15. Эта модель по многим характеристикам превосходила участвовавшие в боях над Кореей американские машины F-80 и F-84. По мнению специалистов, даже поступившие на вооружение F-86 («Сейбр») с трудом могли соперничать с советскими истребителями.

МиГ-15 был лучше «Сейбров» по многим параметрам: высота полета, разгон, скороподъемность, маневренность, а также вооружение – 3 пушки против 6 пулеметов. Впрочем, буквальное техническое сравнение советской и американской машин некорректно, так как они были призваны решать разные боевые задачи. Цели МиГов – тяжелые бомбардировщики В-29, а F-86 охотились непосредственно за самими МиГами.

Согласно советским данным МиГи над небом Кореи сбили 69 самолетов B-29, американцы считают, что было уничтожено всего 16 «Боингов». Что касается МиГов, то по информации советской стороны было сбито 335 таких машин, американцы заявляют от 792 истребителях.

Согласно данным военного писателя Михаила Барятинского расклад по потерям бронетехники такой: в боях было подбито 97 танков Т-34-85, которым удалось уничтожить только 34 американские бронемашины. Всего в Корее за 1950-53 годы было выведено из строя 239 Т-34-85 и СУ-76. Такие потери во многом объясняются тем, что средний советский танк Т-34-85 являлся уже устаревшей моделью, заметно уступая по своим боевым характеристикам новейшим танкам армии США.

Имея примерно одинаковое бронирование, американский «Шерман» все же превосходил советский танк в точности и скорострельности орудия. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что советской бронетехникой управляли корейцы, тогда как в «Шерманах» находились американские или британские экипажи.

Несмотря на минимальные людские потери СССР в Корейской войне, считается что итоги для нашей страны были менее успешными, чем для США. Ведь главной цели – создания объединенной коммунистической Кореи – достигнуть так и не удалось. Кроме того, если США по итогам войны в лице Японии и Германии приобрели новых союзников, то СССР наоборот на долгое время испортил отношения с Китаем. Среди плюсов этого конфликта – демонстрация всему миру эффективности советской истребительной авиации и бесценный боевой опыт для военных.

russian7.ru

Советские летчики в небе Кореи

Подготовка к вылету истребителя МиГ-15 на аэродроме в Китае, 1952 г.

Противостояние Северной Кореи (Корейская Народно-Демократическая Республика, столица — г. Пхеньян) и Южной Кореи (Республика Корея, столица г. Сеул) ознаменовалось столкновением в небе Корейского полуострова двух союзников по анлигитлеровской коалиции – Советского Союза и США. Как известно, оба корейских государства возникли в результате раздела Корейского полуострова на две примерно равные по площади территории. Искусственная граница, проходящая по 38-й параллели, была создана, как объявлялось в приказе главнокомандующего американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке, для удобства приема капитуляции японских войск двумя союзными державами, участвовавшими в разгроме Японии

.

В условиях «холодной войны» бывшие союзники по антигитлеровской коалиции по-своему видели будущее корейских государств. С выводом с Корейского полуострова своих оккупационных войск правительства СССР и США, тем не менее, оставили на его территории определенное количество военных советников. Например, с американской стороны в Южной Корее осталась советническая группа в составе 500 военнослужащих (во главе с генералом Дж. Робертсом), в акватории (Северной и Южной Кореи) — 7-й флот, а на ближайших авиабазах в Японии и Филиппинах — две воздушные армии: тактическая 5-я и стратегическая 20-я

.

В свою очередь, 8 февраля 1948 г. при Корейской Народной Армии (КНА) КНДР был утвержден институт советских военных советников. К концу 1950 г. их штатная численность достигла 246 человек. Большинство из них находились при штабе фронта и главнокомандующем КНА Ким Ир Сене (им запрещалось пересекать 38-ю параллель).

К началу военных действий в 1950 г. самолетный парк ВВС КНА составлял 172 боевых самолета против 1100 самолетов, находившихся в ведении многонациональных сил ООН при активной роли США. Учитывая, что место Китая в Организации Объединенных Наций занимал Тайвань, а СССР из-за этого бойкотировал заседания Совета Безопасности, Соединенные Штаты провели резолюцию, разрешающую применение на Корейском полуострове «войск ООН» под руководством Пентагона.

К этому времени военное влияние СССР на Дальнем Востоке заметно ослабло в результате вывода основной части советских войск с территории Китая и Северной Кореи. Ограниченный воинский контингент продолжал оставаться в Порт-Артуре (Дальнем), арендуемом у КНР, и в районе г. Шанхай.

Первоначально участие советских войск в Корейской войне не предполагалось в расчете на быстротечность военных действий в пользу КНА. Однако значительный перевес в воздушных силах противника заметно осложнил планы военного руководства КНДР. Главные силы тактической авиации (ТА) США были сконцентрированы в 5-й воздушной армии (Япония): тактические бомбардировщики, истребители и самолеты-разведчики.

Стратегическая авиация (СА) включалась в состав специально созданного Временного бомбардировочного командования. Кроме того, на Дальнем Востоке имелись объединения, соединения и части транспортной, авиадесантной, палубной авиации и авиации ПВО, которые также привлекались для выполнения боевых задач. ВВС Южной Кореи, хотя и существовали организационно, практически имели лишь небольшое число учебно-транспортных самолетов Т-6. К концу войны авиационный парк США в Республике Корея увеличился до 2400 боевых самолетов

.

27 июня 1950 г. вступившая в боевые действия американская авиация (наземная и палубная), в результате пассивности ВВС КНА сумела завоевать полное господство в воздухе. В ходе проведенной воздушной наступательной операции ВВС США предприняли попытку вывести из строя стратегические объекты на территории КНДР и нанести поражение крупным группировкам войск КНА (израсходовано 17% летного ресурса бомбардировщиков за всю кампанию).

Однако до середины сентября на сухопутном и морском ТВД коалиционным силам «южан» успехов добиться не удалось. В свою очередь вооруженные силы Северной Кореи (до 75 тыс. чел.), развивая наступление, взяли под контроль до 90% территории Республики (Южная) Корея.

Коренной перелом в ход боевых действий внесла Инчхонская десантная операция («Chromite») ВС США, начавшаяся утром 15 сентября. Этот южнокорейский порт «северяне» не успели вовремя подготовить к обороне. Авиационную поддержку морских сил, задействованных в операции, обеспечивало более 500 боевых и транспортных самолетов и вертолетов. На следующий день город-порт Инчхон перешел под контроль морских пехотинцев США. 26 сентября части КНА покинули столицу Южной Кореи — г. Сеул.

Понеся «исключительно большие потери в живой силе и особенно в артиллерии и танкахвооруженные силы «северян» в беспорядке отступали на север, не имея возможности остановиться и организовать линию обороны. Многонациональные войска ООН вторглись на территорию КНДР и 19 октября взяли ее столицу г. Пхеньян. На протяжении всей операции «Chromite» и последующего наступления коалиционных сил ее авиация наносила многочисленные бомбо-штурмовые удары по войскам КНА, по военным и промышленным объектам Северной Кореи, а также ее союзницы — КНР.

С переносом военных действий на территорию Северной Кореи ее правительство обратилось к руководству СССР с просьбой о посылке «интернациональных летных сил» для прикрытия боевых порядков корейской армии с воздуха. Вскоре на территории Китая началось формирование «средств прикрытия», объединенных в 64-й истребительный авиакорпус, принявший активное участие в войне

. Первоначально летный состав корпуса прикрывал от налетов американской авиации стратегические объекты КНР: район Мукдена, Аньдуна, Цзиань, Дунфына, мосты через р. Ялуцзян и электростанцию в районе Аньдуна.

Инструктаж советских летчиков-истребителей на аэродроме перед вылетом.

В дальнейшем, в соответствии с распоряжением Совмина СССР от 28 августа 1951 г., часть подразделений корпуса была передислоцирована на территорию Северной Кореи, а его летчики начали вести активные боевые действия.

Основу авиакорпуса составили 3 истребительные авиационные дивизии: 28-я иад (67-й и 139-й гвардейский истребительные авиационные полки), 50-я иад (29-й и 177-й иап), 151-я иад (28-й и 72-й иап). Управление 64-го иак размещалось в г. Мукден

.

На 1 ноября 1952 г. в корпусе имелся 441 летчик, численность самолетного парка достигала 321 самолет (МиГ-15бис — 303 и Ла-11 — 18). В дальнейшем некоторые из них были заменены на более современные модификации, в том числе истребители МиГ-17.

По результатам первых воздушных боев были отмечены высокие летно-технические характеристики реактивных истребителей МиГ-15, что нашло отражение в докладной записке командующего ВВС генерал-полковника авиации П.Ф. Жигарева Председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину. Согласно указанному документу «в 5 воздушных боях с численно превосходящим противником самолетами МИГ-15 сбито десять американских самолетов Б-29 и один самолет F-80. Потерь самолетов МИГ-15 в этих боях не было».

Организационно 64-й иак до ноября 1951 г. входил в состав Оперативной группы советских ВВС на территории КНР под командованием главного военного советника НОАК генерал-полковника С.А. Красовского. Затем он был включен в состав Объединенной воздушной армии (ОВА), которой командовал китайский генерал Лю Чжэнь. В декабре 1952 г. ОВА состояла из 3 советских, 4 китайских и 1 корейской авиадивизий. Кроме того, во второй и третьей линиях использовались для наращивания сил и прикрытия аэродромов еще 4 китайские авиадивизии. Советские летчики были одеты в китайскую форму, имели специальные китайские псевдонимы, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК

.

За время ведения боевых действий соединения корпуса совершили 19 203 самолето-вылета. В дневное время суток было произведено 307 групповых воздушных боев, в которых участвовало 7986 экипажей, что составляло 43% от общего количества вылетавших на боевое задание. Всего за период с ноября 1950 г. по январь 1952 г. в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили: летчиков — 34, самолетов – 71. Активные действия советской авиации и зенитной артиллерии по существу срывали авиационные удары противника, рассеивая его боевые порядки и снижая точность бомбометания

.

Одновременно с боевыми действиями корпус выполнял задачу по вводу в строй истребительных частей Объединенной воздушной армии. Еще в октябре 1950 г., с вводом на территорию КНДР китайских добровольцев, при штабе объединенного (корейско-китайского) командования стала работать группа советских военных советников. В конце лета 1951 г. на прифронтовых аэродромах появились первые авиасоединения ОБА. Советником при командующем ОБА был генерал-майор Д.П. Галунов. Северокорейские ВВС возглавил генерал Ван Лэн, его советником стал полковник А.В. Петрачев((Авиация и космонавтика, 1991. № 2. С. 32.)).

За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 самолетов противника. Потери 64-го корпуса составили: летчиков — 25, самолетов МиГ-15бис — 78. Общее соотношение потерь военно-воздушных сил США и СССР за 1953 г. составило 1,9:1.

С июля 1951 г. активное участие в боевых действиях принимали части зенитной артиллерии, группировка которой строилась с задачей кругового прикрытия объекта и обеспечения максимальной плотности огня перед вероятным рубежом бомбардирования.

52-я зенад за период сентябрь — декабрь 1951 г. провела 1093 батарейные стрельбы и сбила 50 самолетов противника. В целом зенитной артиллерией с марта 1951 г. по июль 1953 г. было сбито 16% самолетов противника, уничтоженных силами и средствами 64-го иак.

Герой Советского Союза Л.К. ЩукинГерой Советского Союза С.М. КрамаренкоГерой Советского Союза А.П. СморчковГерой Советского Союза С.П. Субботин

За время войны советские летчики произвели 63 229 боевых вылетов, участвовали в 1790 воздушных боях и сбили 1309 самолетов противника, в том числе огнем авиации — 1097 и огнем зенитной артиллерии – 212.

Советской стороной было захвачено в плен, а затем передано китайским и корейским войскам 262 американских летчика.

«За успешное выполнение правительственного задания» указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены 3504 военнослужащих корпуса, а 22 летчика получили звание Героя Советского Союза. Наиболее результативными советскими летчиками были признаны: Герои Советского Союза Е.Г. Пепеляев, Н.В. Сутягин, Д.П. Оськин, Л.К. Щукин, С.М. Крамаренко, А.П. Сморчков, С.П. Субботин и др. Самолет МиГ-15 последнего 18 июня 1951 г. в ходе воздушного боя столкнулся с преследовавшим его американским истребителем F-86A. При столкновении советский летчик успел катапультироваться, пилот противника (капитан Уильям Крон) погиб. В ряде источников этот эпизод упоминается как первый воздушный таран на реактивном самолете в истории отечественной авиации.

Потери советской авиации с 25 июня 1950 г. по 27 июля 1953 г. составили 125 летчиков и 335 самолетов.

Герой Советского Союза Н.В. СутягинГерой Советского Союза Е.Г. Пепеляев (справа)Герой Советского Союза Д.П. Оськин

Состав 64-го иак периодически менялся. На аэродромы Китая и Северной Кореи прибывали на смену выводимых новые дивизии ПВО и ВВС ВС СССР. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитные артиллерийские дивизии, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и другие части обеспечения. Все командиры дивизий и большинство командиров полков были участниками Великой Отечественной войны и хорошо владели навыками оперативного руководства.

Через 64-й истребительный авиакорпус в общей сложности прошло около 40 тыс. советских военнослужащих.

Спустя 10 лет наши авиаторы вновь встретились с американскими летчиками — когда советские части ВВС и ПВО были размещены на Кубе во время Карибского кризиса.

По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / [Дашков А. Ю., Голотюк В. Д.] ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М. : Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.

Примечания:

www.airaces.ru

Список лётчиков-асов Корейской войны (1950—1953) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016; проверки требуют 13 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016; проверки требуют 13 правок.

Во время войны в Корее (1950—1953) произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями в истории авиации. По своему размаху и интенсивности эти воздушные бои являлись наиболее значимыми после Второй мировой войны. Результатом этого стало появление достаточно большого числа асов — лётчиков, имевших на своём личном счету 5 и более воздушных побед.

За время войны статус асов получили пилоты США, СССР, Северной Кореи и Китая. Ни один из пилотов ВВС Великобритании, Австралии и Южно-Африканского Союза, участвовавших в боевых действиях на стороне ООН, не одержал более 3 побед.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое в 1990—2000-е годы американскими и российскими историками теме воздушной войны в Корее, существует ещё немало «белых пятен» в истории этой войны. Истинное число воздушных побед ВВС США и СССР остаётся дискуссионным, так как официальная статистика обеих сторон существенно расходится. Как показывают исследования, расхождения в цифрах обычно вызваны объективными причинами. Известны случаи, когда «сбитые» американские и советские самолёты успешно возвращались на базы, и наоборот, когда самолёт, засчитанный как «повреждённый», падал, не долетев до аэродрома. Таким образом, все приведённые цифры, как и любая военная статистика, в будущем могут стать объектом для пересмотра и уточнения.

ru.wikipedia.org

Советские летчики-асы в Корейской войне

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до того практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953гг.) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.
Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделившей мир на советский и капиталистические лагеря.
Однако шесть десятилетий назад за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира, отдали жизнь сотни советских лётчиков.

Если точнее, согласно официальной версии во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США, в конце концов, вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулеметные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолетам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших 10 и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысячи человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались.
Все они имели китайские документы без фотографий, носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости» — русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Креей до сих пор не заключён) военный советник президента Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские» могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

Фото: airaces.ru
koreanwaronline.com

russian7.ru

Группа советских военных специалистов в Корее — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 ноября 2017; проверки требуют 5 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
Группа советских военных специалистов в Корейской Народно-Демократической Республике
Годы существования 1945 — 1953
Страна ВНК СК (1945—1948)
КНДР КНДР (

ru.wikipedia.org

Сколько советских самолетов было сбито во время Корейской войны&nbsp

Конфликт на Корейском полуострове стал первым серьезным противостоянием СССР и Запада в рамках «холодной войны». Крайне острожное поведение руководства страны позволило свести количество жертв среди советских военных до минимума.

Победить нельзя

Ранним утром 25 июня 1950 года 10 южнокорейских дивизий вторглись на территорию своего северного соседа. Контрудар Пхеньяна последовал незамедлительно. Так началась Корейская война. Американское правительство под предлогом борьбы с «коммунистической чумой» вынудило 53 государства принять резолюцию, оправдывающую военное вмешательство в корейский конфликт. 15 стран, включая США, Великобританию и Канаду, решили вступить в войну на стороне Южной Кореи, к Северной Корее присоединились СССР и Китай.

Особенностью Корейской войны было столкновение больших группировок на ограниченном пространстве, что повлекло за собой многочисленные жертвы. К примеру, более 80% потерь армии США пришлось на сухопутные силы. Отсутствие явного перевеса у какой-либо из противоборствующих сторон (примерно по 1 млн военных в составе Северной и Южной коалиций) привело к невозможности разрешить конфликт военным путем. Применить тогда атомное оружие американцы так и не решились.

Па самым скромным подсчетам, американские войска убитыми потеряли в Корее около 54 тысяч солдат и офицеров, свыше семи тысяч американцев оказались в плену, почти 400 человек пропали без вести, 22 человека предпочли не возвращаться на родину. Обе Кореи на этой страшной войне недосчитались около 9 миллионов своих граждан, 80% из которых оказались мирными жителями.

Людские потери СССР

Вплоть до середины 70-х годов партийное руководство отрицало участие советских военных в корейском конфликте. В различных документах, наградных листах и похоронках речь шла об «особо важном задании партии и правительства». Возможно вследствие такой скрытности статистические данные о погибших долгое время разнились — в диапазоне от 200 до 1500 человек.

Советский Союз в Корейской войне был представлен преимущественно военно-воздушными силами. В конфликте принимало участие около 26 тысяч советских летчиков, все они входили в ударную группу трех авиадивизий 64-го истребительного авиационного корпуса.

Советские летчики совершили в корейское небо более 63 тысяч вылетов, принимая участие примерно в двух тысячах воздушных боев. Современные данные свидетельствуют, что за все время боевых действий наш авиационный корпус потерял 120 летчиков. Практические все они были похоронены на русском кладбище в китайском городе Далянь (в прошлом Дальний) — там, где покоятся жертвы Порт-Артура. Для сравнения, американские ВВС потеряли 1609 человек, из них 1097 были уничтожены советскими летчиками. [С-BLOCK]

Общие боевые потери Советского Союза в Корейской войне — 466 человек, из них 299 погибших (146 офицеров) и 167 раненых (преимущественно из наземного персонала). При этом ни один из советских граждан так или иначе участвовавших в конфликте не попал в плен. Потери китайских солдат в этой войне оказались несравнимо больше: 60 тысяч погибших, 383 тысячи раненых, 21 тысяча пленных, 4 тысячи пропавших без вести. Общее число погибших в коммунистическом блоке превысило 170 тысяч человек.

Историк и публицист Евгений Норин низкие потери советской стороны в боевых действиях объясняет в первую очередь осторожностью командования, а также тем, что советские летчики воевали преимущественно над территорией Северной Кореи.

Потери в технике

Советский 64-й истребительный авиакорпус вступил в войну в ноябре 1950 года, на его вооружении находились новейшие на то время реактивные истребители МиГ-15. Эта модель по многим характеристикам превосходила участвовавшие в боях над Кореей американские машины F-80 и F-84. По мнению специалистов, даже поступившие на вооружение F-86 («Сейбр») с трудом могли соперничать с советскими истребителями.

МиГ-15 был лучше «Сейбров» по многим параметрам: высота полета, разгон, скороподъемность, маневренность, а также вооружение — 3 пушки против 6 пулеметов. Впрочем, буквальное техническое сравнение советской и американской машин некорректно, так как они были призваны решать разные боевые задачи. Цели МиГов — тяжелые бомбардировщики В-29, а F-86 охотились непосредственно за самими МиГами.

Согласно советским данным МиГи над небом Кореи сбили 69 самолетов B-29, американцы считают, что было уничтожено всего 16 «Боингов». Что касается МиГов, то по информации советской стороны было сбито 335 таких машин, американцы заявляют от 792 истребителях. [С-BLOCK]

Согласно данным военного писателя Михаила Барятинского расклад по потерям бронетехники такой: в боях было подбито 97 танков Т-34-85, которым удалось уничтожить только 34 американские бронемашины. Всего в Корее за 1950-53 годы было выведено из строя 239 Т-34-85 и СУ-76. Такие потери во многом объясняются тем, что средний советский танк Т-34-85 являлся уже устаревшей моделью, заметно уступая по своим боевым характеристикам новейшим танкам армии США.

Имея примерно одинаковое бронирование, американский «Шерман» все же превосходил советский танк в точности и скорострельности орудия. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что советской бронетехникой управляли корейцы, тогда как в «Шерманах» находились американские или британские экипажи.

Несмотря на минимальные людские потери СССР в Корейской войне, считается что итоги для нашей страны были менее успешными, чем для США. Ведь главной цели — создания объединенной коммунистической Кореи — достигнуть так и не удалось. Кроме того, если США по итогам войны в лице Японии и Германии приобрели новых союзников, то СССР наоборот на долгое время испортил отношения с Китаем. Среди плюсов этого конфликта — демонстрация всему миру эффективности советской истребительной авиации и бесценный боевой опыт для военных.

Читайте также

news.rambler.ru

Война в Корее. Величайшие воздушные асы XX века

Официальной датой начала войны в Корее считается 25 июня 1950 года, но фактически противостояние СССР и США, порой вооруженное, началось здесь сразу после окончания Второй мировой войны.

Американцы, несказанно обогатившиеся в годы войны, создали мощные, основанные на последних технических достижениях и ввиду достаточности средств, высоковариативные Военно-воздушные силы. Вершиной авиационных разработок американцев в то время стал Б-29 — тяжелый четырехмоторный стратегический бомбардировщик, апробированный в годы войны на Тихоокеанском театре. Этот тип самолета непрерывно совершенствовался — и в вооружениях, и в системах управления, и в энерговооруженности, и в других нюансах конструкции.

16 сентября 1950 года в бой вступили крупные силы американской армии: в районе Сеула высадился морской десант, одновременно началось наступление с Пусанского плацдарма. Наступательные операции велись при активной поддержке авиации.

Корейская армия оказалась разгромленной, были потеряны сотни тысяч людей (!), большая часть артиллерии, танков и самолетов (это в основном винтомоторные самолеты советского производства — У-2, Як-9, Ил-10, Ту-2). Американские войска вышли на корейско-китайскую границу. Положение северокорейского правительства оказалось катастрофическим.

Ким Ир Сен обратился за помощью к Сталину, Сталин — к Мао Цзэдуну: «Следовало бы немедленно двинуть к 38-й параллели хотя бы 5–6 дивизий. Китайские дивизии могли бы фигурировать как добровольные…»

12 октября Мао Цзэдун выделил сразу 9 общевойсковых армий (около 1 миллиона человек!), и китайцы двинулись к северокорейской границе. Однако без прикрытия с воздуха рассчитывать на успех было сложно. Китай, а тем более Корея не располагали реактивной авиацией, которую использовали США. Требовалось вмешательство Советского Союза. В срочном порядке были переформированы 151-я гвардейская и 28-я истребительные авиадивизии, на аэродромах Ляодуньского полуострова вновь формировалась 50-я иад.

25 октября китайские части, противопоставляя налетам американской авиации так называемую траншейную борьбу (основанную на исключительном трудолюбии и жертвенности китайских солдат), повели мощное наступление по всему фронту.

В воздухе первыми в бой вступили 28-й и 72-й гвардейские истребительные полки, позднее к ним присоединились летчики 139-го гвардейского иап 28-й авиадивизии. Армия США насчитывала на Корейском театре более 1000 самолетов: около 150 реактивных Ф-80, остальные — «Мустанги», «твин мустанги», «инвейдеры», еще более 400 самолетов — «Корсары», «Скайрейдеры» и несколько реактивных пантер — Ф-9Ф, из состава 7-го морского флота США.

Первую победу в корейских боях, по всей видимости, одержал гвардии лейтенант Ф. Чиж из эскадрильи Героя Советского Союза гвардии майора Н. В. Стройкова, сбивший на МиГ-15 в 13.10 1 ноября 1950 года Ф-51 «Мустанг», упавший северо-восточнее Аньдуня. История с «Мустангами», сбитыми Кожедубом в берлинском небе, повторялась.

Около 14.30 1 ноября в бой вступила четверка А. З. Бордуна из 72-го гвардейского полка на МиГ-15. «Лейтенант Хоминич, передав по радио о противнике, с левым разворотом сверху и сзади, под ракурсом 2/4 со стороны солнца атаковал головную четверку Ф-80. В результате атаки один Ф-80 был сбит. Огонь открывался с дистанции 800 м. Прекращение огня на 200 м, длина очереди — три секунды. Выход из атаки лейтенант Хоминич произвел резким набором высоты с последующим разворотом влево».

По докладу пункта управления истребитель противника упал в 25 км юго-восточнее города Аньдун.

Семен Федорович Хоминич, вероятно, стал автором первой воздушной победы реактивной эры, когда реактивный самолет Ф-80 был сбит пушечным огнем с реактивного самолета МиГ-15. Американцы признают в этот день потерю одного Ф-80, но в другое время суток и от зенитного огня. Зная, однако, как штабы полков любой авиационной страны могли «уводить» свой потерянный в воздушном бою самолет от истинной причины его поражения и особенно от такой причины, как «сбит неприятельским истребителем», эту информацию можно, конечно, принимать к сведению, но не считать доказательством.

Большинство западных историков называют автором первой победы, состоявшейся 8 ноября 1950 года, пилота Ф-80 1-го лейтенанта Р. Брауна из 16-й АЭ 51-й авиагруппы ВВС США. Но ни один из советских полков, принимавших участие в боях, потерь в этот день не понес, а китайцы или корейцы на МиГ-15 тогда еще не летали.

12 апреля 1951 года, ровно за десять лет до полета Юрия Гагарина, разыгрался воздушный бой, принесший американцам тяжелые воздушные потери, бой, когда дивизия Кожедуба завоевала свою воинскую славу.

«В тот день американское командование решило окончательно уничтожить переправы через Ялуцзян, и главной ударной силой должны были стать «сверхкрепости». 48 тяжелых бомбардировщиков под прикрытием около 80 истребителей в 8 часов утра появились в зоне действия советских РТС. Свой курс вражеская армада держала на Аньдунский железнодорожный мост. Для летчиков 324-й авиадивизии наступил час проверки мастерства и мужества. Допустить разрушение переправ через пограничную реку Ялуцзян — значило, по существу, проиграть войну, и это прекрасно понимали обе противоборствующие стороны. Так что предстоящий воздушный бой мог решить исход корейской войны».

Знаменитый воздушный бой длился не более получаса. При этом были сбиты 10 «сверхкрепостей» (Субботин, Сучков, Гесь, Образцов, Милаушкин, Шеберстов, Плиткин, Кочегаров, Назаркин, Шебанов) и 4 истребителя, скорее всего Ф-84 (Крамаренко, Лазутин, Субботин, Фукин). Предположительно были сбиты еще три Б-29 и Ф-86.

После «черного четверга» американцы объявили траур по жертвам воздушного боя. Командование произвело перегруппировки бомбардировочной авиации в Южной Корее и Японии. Были осуществлены и значительные кадровые перестановки. До конца боевых действий 324-й дивизии «сверхкрепости» стали редкими гостями в «Аллее «мигов», перешли на ночную боевую работу, во всяком случае, этих типов не значится более в списках сбитых дивизией самолетов.

Бомбардировщик Б-29 являлся выдающимся инженерным сооружением. Он был создан в самых благоприятных условиях при полностью необходимом финансировании и научном сопровождении в 1940–1941 годах молодыми американскими авиаконструкторами Э. Беллом и Э. Уэллсом и совершил первый полет 21 сентября 1942 года. 5 июня 1944 года эта машина выполнила первые боевые вылеты на Тихоокеанском театре.

Б-29 имел хорошую аэродинамику, мощные двигатели (4 по 2200 л. с.), 10-12-точечное вооружение, проектированные баки, герметичные кабины с герметичным лазом, трехколесное шасси с носовым колесом и десятки других «существенных отличий», открывавших путь к машинам новых поколений. Б-29, при габаритах 30,175 на 43,05 метра, имел взлетный вес более 61 тонны, дальность около 6500 км. Максимальная скорость до 600 км/ч, потолок — 10 тысяч метров. Мог нести до 9-10 тонн бомб.

Почти десять месяцев вели бои два полка 324-й истребительной авиадивизии Кожедуба в небе Кореи и Китая, сбили в воздушных боях 216 американских и австралийских боевых машин. На счету их летчиков и бой 12 апреля, и разгром 77-й австралийской авиаэскадрильи, и десятки других вылетов, еще ждущих своих исследователей, художников, поэтов.

Летчикам трехполковой 303-й авиадивизии было записано 318 побед — 18 Б-29, 162 «Сейбра», другие типы. Как видим, самый почетный трофей — Б-29 — поровну поделили между полками дивизий — по 6 на полк, а полки пусть разбираются сами.

Всего за время войны советские летчики совершили в Корее около 64 000 боевых вылетов, провели 1872 воздушных боя, в которых, по официальным данным, сбили 1097 самолетов противника (69 Б-29, 2 РБ-50, 2 РБ-45, 642 Ф-86, 178 Ф-84, 121 Ф-80, 13 Ф-94, 2 Ф4У-5, 28 Метеор Мк. 8, 8 Б-26, 30 Ф-51, два — неопознанные типы). Четыре зенитно-артиллерийские дивизии сбили в небе Кореи 153 самолета противника (из них 7 Б-29). Заметим, что коэффициент достоверности побед над Б-29 достаточно высок — около 0,6 (на один реально потерянный самолет приходится два самолета, заявленные противником как уничтоженные). Китайскими и северокорейскими летчиками был сбит 271 самолет противника (176 «Сейбров» Ф-86, 27 Ф-84, 30 Ф-80, остальные прочих типов).

Абсолютно лучший результат в этом плане у летчиков отдельного ночного 351-го истребительного авиаполка. По официальным данным, они сбили 15 американских самолетов — 9 Б-29, 5 Б-26 и один РБ-50, еще 7 самолетов подбили (5 Б-29 и 2 Б-26) и имеют одну предположительную победу. Шесть четырехмоторных бомбардировщиков сбил и 2 подбил один летчик, заместитель командира полка майор, впоследствии генерал-майор авиации Анатолий Михайлович Карелин, удостоенный звания Героя Советского Союза.

Всего в воздушных боях в небе Кореи и Китая погибло 120 советских летчиков, 126 корейских и китайских. Были потеряны 546 самолетов МиГ-15 и 4 Ла-11, из них 315 МиГ-15 и 4 Ла-11 пилотировались советскими летчиками.

Всего в Корее воевали 10 советских авиадивизий и 5 отдельных авиационных полков.

Специалисты делят войну в Корее на три этапа. Конец первого этапа датируют весной 1952 года, когда вслед за «кожедубовской» 324-й убыла из Кореи и 303-я «куманичкинская» авиадивизия. Первый этап называют самым удачным при оценке боевой работы советских ВВС. Позднее в бои вводились дивизии ПВО, чьи летчики, хорошо обученные полетам в сложных метеоусловиях, не имели достаточных навыков для ведения маневренного воздушного боя. Полное игнорирование преемственности боевой работы, когда дивизии сменялись сразу и целиком, также приводило к новым потерям.

Колоссальный удар был нанесен по амбициям американцев. Конечно, американская разведка без особого труда установила, кто участвует в воздушных боях, кто первым стартует с китайских аэродромов. Но отдать при этом пальму первенства Советам?! Неожиданным и очень неприятным сюрпризом для недавних союзников был и замечательный советский истребитель МиГ-15. В то время он уже не был последним словом советской авиационной техники — в войска уже поступал МиГ-17, а сверхзвуковой МиГ-19 проходил государственные испытания.

Война в Корее принесла огромные человеческие потери: гибель около 4 млн корейцев с обеих сторон, 200 тысяч китайских добровольцев, 54 тысячи погибших американских военнослужащих. Общие потери советских частей и соединений составили 299 человек, из них 138 офицеров (124 летчика: 111 — боевые потери, 13 — остальные), 161 сержант и солдат. В боях было потеряно 335 советских самолетов (319 — МиГ-15 и Ла-11).

Потери ВВС КНР и КНДР составляют 231 самолет МиГ-15 и 126 летавших на «мигах» летчиков. Кроме того, в начальный период войны были потеряны около 150 поршневых самолетов ВВС КНДР (Ли-2, Ил-10, Як-9, По-2) и более 100 летчиков. Северокорейским летчикам засчитано около 90 воздушных побед.

Учитывая, что «корейские» самолеты редко залетали за линию фронта и, соответственно, потери от зенитного огня были крайне редки, а вот потери самолетов на земле иногда приходилось нести, можно констатировать, что «красные» потеряли в той войне около 480 самолетов в воздушных боях.

Американцы претендуют на 800 самолетов, сбитых в воздушных боях. Таким образом, коэффициент достоверности побед американцев — 0,6. Советские, китайские и корейские летчики претендуют на 1386 самолетов, сбитых в воздухе МиГ-15. Хотя американцы до сих пор не опубликовали достоверных данных о потерях, серьезные исследователи оценивают их потери в 750 самолетов, сбитых в воздушных боях. В этом случае коэффициент достоверности побед советских летчиков и их союзников равен 0,54. То есть коэффициенты достоверности побед сторон в корейской войне достаточно близки.

Общие потери авиационной коалиции «стран ООН» по одним оценкам составляют 2866 самолетов, по другим — 3046 машин (признаются в основном не боевые потери — до 80 %). Погибли 1144 летчика ВВС США, 214 попали в плен с последующей репатриацией, 40 пропали без вести. Великобритания, Австралия и Южная Африка (без Канады) потеряли в небе Кореи 152 самолета.

Американцы обладали в Корее значительным численным преимуществом. Здесь воевали реактивные самолеты США десяти типов и английские реактивные «метеоры». На стороне «сил ООН» участвовали также поршневые бомбардировщики В-29, В-26 и несколько типов поршневых истребителей. Авиация «сил ООН» совершила в Корее более миллиона пятидесяти тысяч боевых вылетов, тогда как советская авиация и ее союзники — около 120 тысяч боевых вылетов: почти на порядок меньше. В то же время советские самолеты базировались на китайской территории, куда бомбардировщики противника залетали редко. Действия «северокорейской авиации» с корейских аэродромов были прекращены ввиду противодействия американской авиации, бомбившей взлетные полосы.

После корейских событий регулярных боевых действий в воздухе советская истребительная авиация не вела. Было несколько побед, одержанных советскими летчиками при охране воздушных границ страны, и несколько израильских самолетов, сбитых в ходе арабо-израильских конфликтов. Были и потери. При этом ни один из советских летчиков после корейской войны не одержал пяти побед в воздухе, то есть не стал асом.

Ниже приводится список результативнейших советских асов корейской войны, за ним — биографические справки на трех лучших и трех «двойных» советских асов — летчиков, одержавших более пяти побед как на реактивных, так и на поршневых машинах; далее приводится список результативнейших американских асов, далее — биографические справки на трех результативнейших и трех «двойных» асов США.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *