Си-47 Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. SkyTrain.C-47 (словесное название ВВС США — «Ска́йтрэйн», КВВС Великобритании и БС — «Дако́та») — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года, построено около 10 тыс. машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.
Боевое применение в годы Второй Мировой войны
Боевое применение в годы холодной войны
Конец 40-х
Израильский истребитель Avia S-199 преследует египетский бомбардировщик C-47 «Дакота» над Тель-Авивом. 3 июня 1948 года22 апреля 1946 года C-47 ВВС США был обстрелян над столицей Австрии Веной. Самолёт смог вернуться на аэродром.
В августе-сентябре 1946 года американские C-47 часто вторгались в воздушное пространство Югославии. За этот период югославские истребители Як-3 и «Спитфайр» сбили четыре C-47
29 июля 1947 года индонезийский истребитель P-40 сбил индийский самолёт C-47[источник не указан 1159 дней].
22 мая 1948 года английский C-47 был сбит над Египтом египетскими истребителями «Спитфайр»[источник не указан 1159 дней].
3 июня 1948 года, в ходе арабо-израильской войны, израильский истребитель Avia S-199 (чешский послевоенный вариант самолета «Мессершмитт» Bf.109) сбил два египетских самолёта C-47 «Дакота», которые сбрасывали бомбы на Тель-Авив[источник не указан 1159 дней].
4 ноября 1948 года израильский истребитель Avia S-199 обстрелял египетский C-47, однако тот смог вернуться на аэродром[2].
Кроме того, 4 ноября 1948 года пара индийских истребителей Tempest Mk.II обстреляла пакистанский C-47 «Дакота», однако пилот повреждённого самолёта смог уйти от преследователей [3].
21 декабря 1948 года возле греческого города Пилос, греческими войсками был сбит C-47A чешских авиалиний. Весь экипаж, 5 пилотов и 19 пассажиров, погиб. Самолёт при плохой видимости выпустил сигнальные огни, которые на земле расценили как враждебные действия[4].
Война в Корее
список потерь:
10 июля 1950 года над Южной Кореей огнём зенитной артиллерии был сбит американский C-47. Весь экипаж катапультировался.
21 ноября 1950 года в 13 км от северокорейского города Хесанджин разбился американский C-47B. Весь экипаж, три человека, погиб.
15 ноября 1950 года между корейской авиабазой Кимпо и японской Брэди разбился американский C-47A. Весь экипаж, четыре человека, погиб.
2 декабря 1950 года при взлёте с северокорейского аэродрома Хагару-ри разбился американский С-47D. Погибших не было.
5 марта 1951 года на японской территории разбились американские C-47 и C-47A. Самолёты пытались сесть с одним неработающим двигателем. В первом оба пилота получили травмы, во втором один погиб, двое травмировано.
30 апреля 1951 года в 80 км от северокорейского Вонсана был сбит американский C-47D, разбрасывающий пропагандистские листовки. Весь экипаж, пять американцев и один южнокореец, погиб[5].
27 мая 1951 года в гору врезался C-47 греческих ВВС после взлёта с авиабазы Тэгу. Погибших не было.
29 сентября 1951 года возле Маедонга в гору врезался американский C-47A. Весь экипаж, семь человек, погиб.
29 апреля 1952 года возле Дэнтист С в море рухнул американский C-47A. Весь экипаж, восемь человек, погиб.
20 августа 1952 года в воздухе остановились двигатели у американского C-47A. Оба пилота катапультировались, но при приземлении получили травмы. Самолёт упал в 17 милях от К-13.
21 декабря 1952 года сразу после взлёта разбился американский C-47A.
22 декабря 1952 года проезжающий по аэродрому греческий C-47D был протаранен взлетающим истребителем F-80C. Выжил лишь один грек, три остальных грека и девять американцев погибли.
26 декабря 1952 года сразу после взлёта в Чинхэ разбился греческий C-47.
Всего в ходе корейской войны было потеряно 11 американских и 3 греческих C-47. В них погибли по крайней мере 37 американцев, 3 грека и 1 южнокореец[6].
Дальнейшая служба
Обломки шведского разведчика, сбитого в 1952 году советскими истребителями МиГ-1519 ноября 1951 года возле венгерского города Папа советскими истребителями был принуждён к посадке C-47 американских ВВС, нарушивший воздушную границу. США выплатили 120 тысяч долларов за нарушение границы. Повреждённый самолёт восстановлению не подлежал[7][8].
8 октября 1952 года во время пролёта над Берлином был обстрелян военный американский C-47.
29 ноября 1952 года ЦРУ решило использовать гражданский C-47 для эвакуации своего агента из Китая. Операция завершилась провалом — над провинцией Гирин самолёт был сбит, были убиты два агента ЦРУ, ещё два были взяты в плен.
11 ноября 1957 года израильскими истребителями «Мистер» IV был перехвачен и принуждён к посадке иорданский C-47, нарушивший воздушное пространство.
30 мая 1959 года C-47 ООН был перехвачен и принуждён к посадке израильскими истребителями «Мистер» IV. Нарушал границу самолёт ООН или нет, неизвестно.
25 мая 1960 года C-47 ВВС США был перехвачен над Восточной Германией и принуждён к посадке советскими истребителями. Девять членов экипажа были задержаны на два месяца[9].
15 мая 1962 года, в ходе операции «Трикора», нидерландский патрульный самолёт P-2 Neptune сбил индонезийский C-47[10].
В сентябре 1965 года в ходе второй Индо-Пакистанской войны, шесть индийских C-47 было уничтожено вражескими самолетами на аэродромах, первые два 7 сентября и четыре 14 сентября.[11][12]
21 марта 1968 года сразу после взлёта с мозамбикского аэродрома Муеда был сбит португальский C-47A [13].
3 сентября 1970 года после спасательного вылета из ангольского города Уамбо был обстрелян британский C-47A, гидравлика была повреждена и стало вытекать топливо. Самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме Луанда. Погибших не было, самолёт отремонтирован[14].
Война во Вьетнаме
Местом наиболее широкого использования «Дакот» стал Индокитай. Первые 18 французских C-47 появились здесь ещё в ноябре 1946 года. В ходе первой Индокитайской войны C-47 активно использовались французами для транспортировки грузов и личного состава. Всего в ходе войны участвовали около 200 «Дакот». Несколько их разбилось при посадке на труднодоступный аэродром Сам-Нео в Лаосе. В ходе решающего сражения в марте-мае 1954 года около 100 французских C-47 обеспечивали по воздуху поддержку окруженного гарнизона. Каждая «Дакота» брала в среднем по 2,5 тонны груза или около 25 раненых или десантников. Опорный пункт так и не удалось удержать, были сбиты по меньшей мере 4 «Дакоты», почти все остальные получили различной степени повреждения.
После поражения Франции Советский Союз в конце 1955 года поставил Северному Вьетнаму 4 «Дакоты» собственного производства (Ли-2). Южному Вьетнаму от французов остались 16 C-47. В 1956 ещё 16 C-47 южновьетнамцы получили от американцев. В конце 1959 года 36 советских Ли-2 были перебазированы в Северный Вьетнам для помощи северовьетнамской армии и южновьетнамскому партизанскому движению. Советские пилоты совершили несколько тысяч боевых вылетов, перевезли большое количество грузов и более 10 тысяч человек личного состава. 23 января 1961 советский Ли-2 был сильно повреждён при посадке на аэродром Сам-Нео в Лаосе, самолёт пришлось бросить. Советские Ли-2 также много раз попадали под огонь американских истребителей, при этом безвозвратно не было потеряно ни одного самолёта. Одна советская «Дакота» была сбита зенитным огнём и одна разбилась, при этом погибли 9 членов экипажа[15]. В ноябре 1961 года в Южном Вьетнаме появились первые 4 C-47 США. Уже в декабре один из них был сбит. В 1963 году советские Ли-2 перестали совершать вылеты над зоной боевых действий, все машины были оставлены северовьетнамцам. [16] В следующий раз советские Ли-2 совершили боевые вылеты летом 1968 года для поддержки северовьетнамского наступления.[17] Южный Вьетнам ко времени начала наступления имел около 90 «Дакот». В ходе боевых действий активно использовались ударные AC-47. В ходе наступления было сбито и уничтожено на земле несколько десятков американских и южновьетнамских «Дакот». К моменту его окончания у южан осталось 63 машины.
Весной 1972 года ДРВ и южновьетнамские партизаны, при поддержке самолётов Ли-2, начали «пасхальное» наступление. 3 марта северовьетнамский Ли-2 был по ошибке сбит ЗРК С-75, погиб весь экипаж и пассажиры — 20 человек. К 31 марта 1972 года южновьетнамская армия безвозвратно потеряла 42 C-47 и 7 AC-47.[18] В конце 1972 года, для восполнения потерь, США поставили южновьетнамцам ещё 12 RC-47 и 33 EC-47. К этому времени «Дакоты» стали постепенно заменяться новыми C-130, в результате чего 6 C-47 было отправлено назад в США. В 1973 году с наступлением перемирия «Дакоты» вновь стали использоваться для гражданских перевозок.
список известных потерь:
29 июля 1966 года американский разведчик RC-47D был сбит северовьетнамским истребителем МиГ-17[19].
19 мая 1973 года камбоджийский коммерческий C-47A, в 10 км от аэропорта Свай Рейнг, был сбит огнём стрелкового оружия калибра 7,62 мм. Весь экипаж, 11 человек, погиб[20].
5 февраля 1973 года в 56 км от лаосского города Сараван огнём с земли был сбит американский самолёт радиоэлектронной борьбы EC-47Q. Сообщалось, что самолёт пытался найти расположение северовьетнамских танков на тропе Хо Ши Мина. Весь экипаж, восемь человек, погиб[5][21].
За всё время войны американская сторона безвозвратно потеряла 43 самолёта C-47, в том числе 19 AC-47. Южный Вьетнам в ходе войны располагал около 150 C-47. В конце войны, на авиабазе Тан Сон Нат северовьетнамцы уничтожили около 10 южновьетнамских «Дакот» и захватили 21 самолёт C-47 и 7 DC-3. Всего в конце войны было захвачено в качестве трофеев больше 40 C-47 и неизвестное число DC-3. В числе трофеев были ударные AC-47 и самолеты РЭБ EC-47. [21][22][23].
Турецкое вторжение на Кипр
19 турецких C-47 сбрасывали десант на побережье Кипра. От огня с земли один самолёт загорелся и вернулся на территорию Турции[24].
Дальнейшая служба
30 мая 1977 года выстрелом из РПГ-7 над Мозамбиком был сбит родезийский военно-транспортный самолёт C-47 «Дакота»[25].
В ходе войны за Огаден в 1977 году, Эфиопия потеряла по меньшей мере 5 «Дакот». Из них 3 было сбито сомалийскими истребителями МиГ-21 и 1 МиГ-17. Кроме этого 1 эфиопский C-47 был расстрелян на земле сомалийскими МиГ-17[26].
28 января 1978 года над городом Тибести разбился чадский C-47-DL. Самолёт, вероятно, был сбит повстанцами
1 августа 1981 года возле мозамбикского города Бейра ракетой с земли, запущенной дружественными войсками, по ошибке был сбит французский C-47B. Погиб весь экипаж, шесть человек[28].
Гражданская война в Сальвадоре
27 января 1982 отряд коммандос ФНОФМ прорвался на главную базу ВВС Сальвадора в Илопанго, на которой он уничтожил большое количество летательных аппаратов, включая три C-47[29].
4 декабря 1990 года возле сальвадорского города Чалате из ПЗРК «Игла» бойцами ФНОФМ был сбит сальвадорский AC-47 «Дакота». Весь экипаж, пять человек, погиб[30].
Гражданская война в Никарагуа
9 апреля 1979 года Сандинистская Народная армия (СНА) сбила никарагуанский C-47, весь экипаж погиб.
В июле 1979 после отступления правительственных войск с одной из авиабаз, 3 C-47 были захвачены СНА в качестве трофеев.
3 октября 1983 года СНА из ПЗРК Стрела-2М сбила C-47 контрас. Все трое лётчиков взяты в плен. Это первый самолёт, сбитый из ПЗРК в Латинской Америке.
27 августа 1984 года C-47 контрас с грузом оружия нарушил воздушную границу Никарагуа. Бойцы СНА сбили самолёт из ПЗРК Стрела-2. Все восемь человек, находившиеся на борту, погибли[31].
11 марта 1987 года никарагуанский C-47 был сбит истребителями ВВС Гондураса, после нарушения воздушной границы.
Тактико-технические характеристики С-47А
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека
- Варианты нагрузки:
- 28 снаряжённых военнослужащих
- или 14 раненых с 3 сопровождающими
- или 2722 кг груза
- Длина: 19,43 м
- Размах крыла: 29,11 м
- Высота: 5,16 м
- Площадь крыла: 91,70 м²
- Масса пустого: 7700 кг
- Масса максимальная взлётная: 14 061 кг
- Двигатели:: 2 × Пратт-Уитни R-1830 (2×1200 л. с.)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 369 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Нормальная дальность полёта: 2600 км
- Максимальная дальность полёта: 6100 км
- Практический потолок: 7300 м
Всё по[32]
Страны-эксплуатанты
- Бенин Бенин — два С-47 находились на вооружении военно-воздушных сил в 2011 году[33]
- Зимбабве Зимбабве — 10 C-47 на хранении, по состоянию на 2016 год[34]
- Колумбия Колумбия — 6 AC-47T, по состоянию на 2016 год[35]
- ЮАР ЮАР — 3 C-47TP, по состоянию на 2016 год[36]
Примечания
- ↑ Air victories of Yugoslav Air Force
- ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1948—1966
- ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
- ↑ Tuesday 21 December 1948
- ↑ 1 2 US Crashes 1950-2002 / Jan van Waarde
- ↑ KORWALD Database/C-47 Section
- ↑ Ludington Daily News — Dec 28, 1951
- ↑ L’Unita 21-11-1951 Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Aircraft Downed During the Cold War and Thereafter
- ↑ European Air-to-Air Victories
- ↑ Пылающий Индостан. Часть III. АиВ 2003 06
- ↑ Пылающий Индостан. Часть IV. АиВ 2004 05
- ↑ Thursday 21 March 1968
- ↑ Thursday 3 September 1970
- ↑ Обучая, сражались и побеждали
- ↑ Легендарный Ли-2. АиВ 1995 05
- ↑ АиВ 2006 02
- ↑ South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft deliveries. GlobalSecurity database
- ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
- ↑ Spokane Daily Chronicle — May 19, 1973
- ↑ 1 2 Vietnam Air Losses: United States Air Force, Navy and Marine Corps fixed-wing aircraft losses in Southeast Asia 1961-1973 / Chris Hobson
- ↑ Toperczer, Istvan. MiG-21 Units of the Vietnam War. Osprey 2001, No. 29. стр.80-81
- ↑ Flying dragons: The South Vietnamese Air force. Robert C.Mikesh. 2005
- ↑ Cyprus, 1974: Turkish Point of View
- ↑ Mozambique, 1962—1992
- ↑ Под Жарким небом Африки
- ↑ Saturday 28 January 1978
- ↑ Saturday 1 August 1981
- ↑ Бои в Сальвадоре
- ↑ Flight International 8-14 May 1991
- ↑ Авиация Контрас
- ↑ C-47 Skytrain
- ↑ Вооружённые силы зарубежных стран // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (772), 2011. стр.69
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 478. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 391. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 468. — ISBN ISBN 9781857438352.
Литература
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
Ссылки
wikiredia.ru
Douglas C-47 Skytrain. Фото. Характеристики.
США
Тип: двухдвигательный транспортный самолет
Вместимость: экипаж из трех человек и до 28 парашютистов
Являясь грузовой модификацией революционного самолета DC-1 1933 года компании «Дуглас», самолет С-47 был военным потомком самолета «Слипер Транспорт» (Sleeper Transport) компании «Дуглас», увеличенного варианта самолета DC-2. Когда в 1936 году самолет DC-3 поступил в эксплуатацию, Армия немедленно связалась с компанией «Дуглас» и посоветовала компании переделать авиалайнер для военного использования. Изменения включали установку более мощных двигателей, усиление пола кабины и большие грузовые двери. Поэтому, когда в 1940 году ВВС США выдали контракт на первые самолеты С-47, компания «Дуглас» немедленно начала производство.
Было построено около 963 самолетов С-47. Первые самолеты поступили в эксплуатацию ВВС США в 1941 году. Последующие модификации самолета «Скайтрейн» (Skytrain — небесный вагон) включали модели А и В, которые отличались от исходного самолета С-47 в основном электросистемами и моторами. Этот самолет был ключевым фактором в успехе военных усилий войск союзников — он выполнял роль «воздушного моста», перевозя людей и материалы практически на все театры военных действий.
Построено около 10 926 самолетов в США плюс еще 2000 самолетов Ли-2 (главный инженер Лисунов) в СССР и 485 японских самолетов «Накаяма» L2D. Более чем 200 самолетов C-47/DC-3 остаются сегодня в военной эксплуатации в ВВС 31 страны, более 300 летают также в гражданских организациях*.
Основные данные
Размеры:
- Длина: 19,64 м
- Размах крыла: 28,96 м
- Высота: 5,16 м
Вес:
- Пустого: 7700 кг
- Максимальный взлетный: 11 793 кг
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 369 км/ч
- Дальность полета: 3420 км
- Силовая установка: два двигателя R-1830-93 «Твин Уосп» компании «Пратт- Уитни»
- Мощность: 2400 л. с. (1790 кВт)
Дата первого полета:
- 17 декабря 1935 года (самолет «Слип Траспорт» компании «Дуглас»)
Сохранившиеся годными к полетам модификации:
- С-47, С-47А, С-47В, С-35, R4D DC-3 и Ли-2
avia.pro
Си-47 Википедия
C-47 Skytrain | |
---|---|
C-47 | |
Тип | военно-транспортный самолёт |
Производитель | Douglas Aircraft Company |
Первый полёт | 23 декабря 1941 года |
Эксплуатанты | ВВС США ВВС Великобритании |
Единиц произведено | ~10 000 |
Базовая модель | Douglas DC-3 |
Варианты | Douglas XCG-17[en] Douglas AC-47 Spooky[en] ТС-62 |
Изображения на Викискладе |
C-47 (словесное название ВВС США — «Ска́йтрэйн», КВВС Великобритании и БС — «Дако́та») — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года, построено около 10 тыс. машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.
Содержание
- 1 Боевое применение в годы Второй Мировой войны
- 2 Боевое применение в годы холодной войны
- 2.1 Конец 40-х
- 2.2 Война в Корее
- 2.3 Дальнейшая служба
- 2.4 Война во Вьетнаме
- 2.5 Турецкое вторжение на Кипр
- 2.6 Дальнейшая служба
- 2.7 Гражданская война в Сальвадоре
- 2.8 Гражданская война в Никарагуа
- 3 Тактико-технические характеристики С-47А
- 3.1 Технические характеристики
- 3.2 Лётные характеристики
- 4 Страны-эксплуатанты
- 5 Примечания
- 6 Литература
- 7 Ссылки
Боевое применение в годы Второй Мировой войны[ | ]
ru-wiki.ru
Транспортный самолет Douglas C-47 — АВИАКОЛЛЕКЦИЯ
Все С-47 выпускались в стандартной окраске ВВС армии США. Верхние и боковые поверхности покрывались оливково-зеле-ной краской Olive drab 41, нижние — светлосерой Neutral grey 43. (далее…)
После окончания войны генерал Д. Эйзенхауэр (впоследствии президент США) сказал, что наибольший вклад в победу внесли три составляющие американского арсенала — вездесущий джип «Виллис», базука (реактивный противотанковый гранатомет) и… (далее…)
Когда Вторая мировая война закончилась, фирма «Дуглас», используя задел узлов и агрегатов С-47, выпустила 28 пассажирских самолетов DC-3D.
В послевоенный период множество С-47 и С-53 продали различным авиакомпаниям по цене около 25 000 долларов за штуку. (далее…)
После Второй мировой войны С-47 «расплылись» по всему миру. Советский Союз еще в годы войны передал некоторое количество «дугласов» Польше и Чехословакии. (далее…)
Мирная жизнь во Вьетнаме длилась недолго. Одну войну сменила другая. Поддерживаемые с севера партизаны стремились свергнуть прозападный режим на юге. (далее…)
В июне 1950 г. началась война в Корее. Северокорейские танки стремительно рванулись на юг. Правительство США распорядилось начать эвакуацию из Южной Кореи американских гражданских лиц. (далее…)
После окончания Второй мировой войны еще немало С-47 осталось на вооружении в США и Великобритании. Они осуществляли рутинные перевозки людей и грузов как в военных, так и гражданских целях. (далее…)
Войну во Вьетнаме собственно начали именно С-47. 12 сентября 1945 г. шесть самолетов высадили на аэродроме Таншон-нят под Сайгоном 150 французских солдат. (далее…)
В рамках программы ленд-лиза С-47 поставлялись и в Советский Союз. Первую партию из 25 С-47 и четырех С-53 ожидали в мае-июне 1942 г., но первые семь С-47 доставили на авиабазу Лэдд-филд на Аляске только в сентябре. 25 сентября с Чукотки прибыли советские экипажи. (далее…)
Британские Королевские ВВС до войны транспортной авиации практически не имели. После начала боевых действий они реквизировали некоторое количество техники у авиакомпаний. (далее…)
aviacollections.ru
На Таймыре завершается экспедиция по эвакуации самолёта С-47 «Дуглас», пролежавшего в тундре 70 лет
22 апреля 1947 года в 00:30 с аэродрома Бухта Кожевникова через Дудинку в Красноярск, выполняя обратный рейс, вылетел пассажирский самолёт С-47 «Дуглас», на борту которого находились 26 пассажиров, в том числе трое детей и 6 женщин и 852 кг багажа.
Через пол-часа после взлёта отказал левый двигатель, ещё через 4 часа полёта из-за перегрева вышел из строя второй. В 5:30 командир воздушного судна Максим Тюриков совершил вынужденную аварийную посадку на болото в тундре, в 180 км от поселка Волочанка. При посадке оторвало левый двигатель и получил сильные повреждения передний обтекатель, но никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
Фото (с) Русское географическое общество
Историческая справка:
16 апреля 1943 г. в распоряжение Управления Полярной Авиации Главного Управления Северного морского пути (УПА ГУСМП) временно был откомандирован для ледовой разведки экипаж С-47 (серийный номер — 42-32892, заводской номер – 9118) в составе: командир корабля капитан Серафим Антюшев, лётчик капитан Николай Сырокваша, воздушный стрелок-радист воентехник 2-го ранга Александр Абрамчук, авиационный бортовой техник военный инженер 3-го ранга Вениамин Барукин и авиационный бортовой техник Михаил Пятин.
Работы у «Дугласа» и экипажа хватало. Он получил свой знак принадлежности к полярной авиации, занимался разведкой льдов в Карском море, входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации. С 1946 года самолёт был передан из Полярной авиации в ГВФ и, получив обозначение «СССР Л-1204», находился в составе 26-го транспортного авиационного отряда Красноярского управления Гражданского Воздушного флота.
Четыре дня спустя Тюриков вместе с бортмехаником, бортрадистом и шестью пассажирами ушли, чтобы выйти к населённому пункту или стойбищу кочевников, и пропали.
За 70 лет, которые самолёт пролежал в тундре, на его внутренней обшивке хорошо сохранились надписи, оставленные самим командиром и пассажирами. Из этих записей и стали известны некоторые подробности полёта. Одна из последних записей датирована 1 мая: «Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Все ждём спасения. Праздник встретили весело», — написал на обшивке кто-то из пассажиров.
Надписи на стенах самолёта были сделаны химическим карандашом. Причём нет сомнений, что все они — подлинные.
Надписи на внутренней обшивке / Фото (с) LifeNewsСпустя ещё десять дней — 11 мая 1947 года — самолёт с оголодавшими людьми удалось найти. Оставшиеся пассажиры со вторым пилотом Аношко Сергеем Лукьяновичем были обнаружены и вывезены пилотом Шатровым на самолёте Ли-2 № Н-426. 17 человек были спасены, а «Дуглас» остался на долгие годы лежать в тундре за Полярным кругом.
Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только 23 октября 1953 г. охотником колхоза имени Калинина Авамского района Сахатиным Филиппом Николаевичем в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от места аварийной посадки самолёта. Труп опознан по найденным на месте обнаружения документам (партийный билет, свидетельство пилота, записная книжка). Остальные два члена экипажа и шесть пассажиров считаются пропавшими без вести.
2 августа 2016 года стартовала патриотическая акция «Дуглас ждёт» по эвакуации практически целого самолёта в Красноярск, организованная Экспедиционным центром Русского географического общества в Сибирском федеральном округе.
Сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, подполковник запаса Вячеслав Филиппов рассказал об истории проекта эвакуации «Дугласа»:
— Я узнал о судьбе этого самолёта ещё в 2011 году. Сразу стало понятно, что такой уникальный объект надо вывозить — жалко было, что почти целый ленд-лизовский самолёт военного времени пропадает в тундре. Мы с коллегами не переставали объяснять и доказывать уникальность этого самолёта, имеющего прямое отношение к перегону по Красноярской воздушной трассе в годы войны, работавшего в Красноярске в полярной и гражданской авиации и имеющего конкретную и очень трагическую историю.
Долгое время никому кроме самого Вячеслава Филиппова и его немногочисленных единомышленников идея эвакуации «Дугласа» была не интересна. Предлагалось купить в США летающий самолёт — это проще и дешевле. «Только благодаря директору Военно-инженерного института СФУ Евгению Николаевичу Гарину, нашедшему понимание у руководства Русского географического общества, и финансовой помощи неравнодушных людей всё же удалось успешно провести эту беспрецедентную операцию», — рассказывает Вячеслав Филиппов.
Среди членов экспедиции — Авелина Максимовна Анциферова, дочь легендарного лётчика Максима Тюрикова. В 1947 году ей было всего шесть лет, когда она узнала о гибели на Севере своего отца.
— Я была так воодушевлена, когда узнала о том, что самолёт будет эвакуирован с тундры. Тем более, что я всё сама воочию увижу, ощущу его, потрогаю руками. Для меня это главное событие в моей жизни, — говорит Авелина Максимовна.
Самолёт С-47 «Дуглас» был выпущен в США во время Второй мировой войны. Из-за невозможности эвакуации в то время, он был списан и оставлен на месте аварии. Самолёт С-47 DL (серийный № 42-32892, заводской № 9118) был передан с завода изготовителя в ВВС США 24 февраля 1943 года, а 12 марта в г. Фербенксе на Аляске самолёт был передан в ВВС СССР.
Для эвакуации самолёт необходимо было разобрать на крупные части. Чтобы при разборке не возникли сложности, для надёжности пригласили американского специалиста Глена Мосса, т.к. даже ключи, которыми необходимо откручивать гайки и болты, — специфические, их изготовили в Америке и прислали в Россию специально для этой экспедиции. Глен Мосс уже принимал участие в подобных мероприятиях, в частности, в АлСиб-2015 – перелёте по историческому маршруту Аляска-Сибирь на двух самолётах Douglas C-47 и доставке их в Москву на МАКС 2015.
— «Дуглас» — это часть моей жизни. Мой отец пилот, я сам пилотирую с 19 лет, отлично знаю устройство самолёта. Как только узнал, что собирается экспедиция, сразу же решил поучаствовать. Я могу быть полезным при разборке. Главная проблема — отделить запчасти друг от друга, — рассказывает Глен Мосс.
Экспедицию по эвакуации самолёта «Дуглас» с Таймыра можно считать уникальной. Самолёт хорошо сохранился, его разборка заняла всего одну неделю. Части самолёта на внешней подвеске Ми-8Т доставили для погрузки на баржу. Расстояние от места аварийной посадки С-47 до реки Пясино составляло 78 км, Ми-8Т выполнил 5 рейсов. После погрузки разобранного самолёта, баржа отправилась вверх по Енисею в Дудинку и далее в Красноярск.
Кроме того, спасатели буквально перекопали всю территорию крушения и нашли много интересных вещей, имеющих отношение к аварии. Участник экспедиции, старший преподаватель Института горного дела, геологии и геотехнологий Александр Матвеев отметил, что некоторые раритеты сохранились в хорошем состоянии.
Экипаж самолёта:1. Бортмеханик Писмарев Виктор Ананьевич.
2. Бортрадист Смирнов Алексей Дмитриевич.
3. Второй пилот Аношко Сергей Лукьянович
4. Командир экипажа Тюриков Максим Дмитриевич.
Фото (с) РГО
— Превосходные американские радиостанции, радиокомпасы. Конечно, они повреждены, но, вполне возможно, их удастся отреставрировать. И на удивление комплектно всё — самолёт разгромлен, но не разграблен. Некоторые вещи вообще там удивительные, я их видел только когда-то на исторических фотографиях — печки для разогрева двигателей в зимних условиях на базе огромных бензиновых примусов, — рассказывает Александр Матвеев.
С-47 «Дуглас» — американский военно-транспортный самолёт, более известный под названием «Дакота». Во время Второй мировой войны США поставляла их Советскому Cоюзу по договору ленд-лиза. Самолёты летали по легендарной авиатрассе «Аляска-Сибирь». Часть из них после войны оставили для работы в полярной авиации на севере Красноярского края.
Завершить операцию по доставке «Дугласа» в Красноярск планируется 17 сентября. Восстановленный С-47 «Дуглас» станет одним из главных экспонатов музея освоения Русского Севера, который в скором времени планируется создать в Красноярске. В музеях России нет ни одного экземпляра самолёта этого типа. Но дело, всё же не только в самом самолёте. В первую очередь, это память. Памятник красноярским лётчикам и самому АЛСИБу.
По материалам:
- Русское географическое общество (http://ec-rgo-sfo.com/ekspeditsii/895-duglas-zhdet-pomoshchi)
- LifeNews (https://life.ru/t/новости/896031/na_obshivkie_upavshiegho_70_liet_nazad_na_taimyrie_samoliota_nashli_zapiski_ekipazha)
- НИА-Красноярск (http://www.24rus.ru/more.php?UID=136231)
- Федерал-Пресс, Красноярск (http://fedpress.ru/news/24/society/1665351)
- Сибновости.ру, Красноярск (http://krsk.sibnovosti.ru/society/334091-ekspeditsiya-dostavit-v-krasnoyarsk-samolet-razbivshiysya-v-1947-godu-na-taymyre)
aviation21.ru
Douglas C-47 “Skytrain” Транспортный самолёт
С появлением коммерческого самолёта DC-3, поступившего в эксплуатацию с августа 1936 года, командование USAAC изложило требования для его военно-транспортной модификаций, основываясь на опыте использования аналогичных моделей на базе DC-2. В частности, для увеличения грузоподъёмности предполагалось использование более мощных двигателей, усиления задней части фюзеляжа, установка грузовых дверей и укрепление пола кабины для размещения тяжелых грузов.
В 1940 году армия заключила контракт на поставку первой партии самолётов, получивших обозначение С-47. Конструкция этих машин, даже с учетом указанных выше доработок, почти не отличалась от DC-3. Самолёт С-47 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с однокиилевым оперением и убираемыми в полёте основными стойками шасси. Крыло низкого расположения было снабжено посадочными щитками с гидроприводом и элеронами из легкого сплава с полотняной обшивкой. На передних кромках крыла и хвостового оперения размещались пневматические резиновые антиобледенители. Силовая установка включала два двигателя R-1830-92 “Twin Wasp” с наддувом мощностью по 1050 л.с. на высоте 2285 метров и металлические винты изменяемого шага. Экипаж состоял из 3-х человек: два пилота и радист. В грузовом варианте С-47 мог перевозить 2722 кг полезной нагрузки. Другие варианты предусматривали транспортировку 28 полностью вооруженных парашютистов (на складных сиденьях ковшеобразного типа вдоль бортов кабины) или 18 раненых на носилках и медицинский персонал из трех человек. Под фюзеляжем могли быть установлены узлы крепления и механизм сброса парашютных контейнеров (до 6 штук), имелись также приспособления для транспортировки под фюзеляжем двух трехлопастных винтов.
Производство было развернуто на новом предприятии в Лонг Бич (Калифорния) с небольшой задержкой, поскольку основные производственные мощности фирмы Douglas уже были загружены заказами по выпуску бомбардировщиков SBD «Dauntless» и А-20. В составе USAAF (и впоследствии USAF) транспортные С-47 стали известны как “Skytrain”.
C-47 – первая серийная модификация рассчитанная на транспортировку 27 десантников. Построено 965 самолётов из которых 12 передали United States Navy под обозначением R4D-1.
C-47A – серийная модификация с 24-вольтной электросистемой. Построено 5254, включая 238 переданных United States Navy под обозначением R4D-5. На базе этого варианта было собрано несколько фоторазведчиков RC-47A, спасательных самолётов SC-47A (в 1962 году переименованы в НС-47А) и VIP-транспорты VC-47A.
C-47B – серийная модификация оснащенная двигателями R-1830-90 с турбонагнетателями и дополнительным запасом топлива. Всего было построено 3364 самолёта, которые преимущественно использовались на маршрутах Индии, Бирмы и Китая. В это количество также были включены VC-47B.
C-47D – данное обозначение присваивалось самолётам С-47В, на которых в послевоенный период демонтировали турбонагнетатели.
С-47Е – серийная модификация с увеличенным транспортным отсеком, позволявшем перевозить 27-28 пассажиров
AC-47D – вариант огневой поддержки оснащенный тремя 7,62-мм пулеметами Minigun в бортовых окнах.
XC-47C – единственный прототип на базе С-47 оснащенный поплавками Edo Model 78
EC-47D – данное обозначение было присвоено 26 самолётам C-47D на которых с 1953 года проводилась калибровка электронных систем.
NC-47D – один серийный C-47D модифицированный для проведения различных тестов.
RC-47D – вариант на бае C-47D для фоторазведки и перехвата радисигналов.
SC-47D – несколько самолётов C-47D модифицированных для нужд Search Air Rescue. В 1962 году переименованы в HC-47D.
VC-47D – VIP-транспорт на базе C-47D.
YC-129 – опытный вариант оснащенный двигателями Wright R-1820 мощностью 1425 л.с., также имевший обозначение «Super DC-3» и C-47F. Прототип испытывался сначала в USAF, а впоследствии был передан USN, где обозначение изменили на XR4D-8.
C-47L/M – специальные варианты переданные в пользование American Legation United States Naval Attache (ALUSNA) и Military Assistance Advisory Group (MAAG).
EC-47N/P/Q – данное обозначение присваивалось переоборудованным C-47A\D, предназначенным для выполнения функций радиоперехвата и электронной разведки. Самолёты различались типами установленного оборудования, антенн и двигателей.
C-47R – один С-47М модифицированный для высотных полётов и впоследствии использованный для особых миссий в Эквадоре.
C-117A – штабные самолёты рассчитанные на 24 места, переоборудовано 16 С-47В.
VC-117A – три С-117 использовавшиеся как VIP-транспорты.
SC-117A – один С-117С переделанный в спасательный самолёт.
C-117B/VC-117B – два самолёта C-117A и VC-117B без турбонагнетателей.
CC-129 – данное обозначение было присвоено С-47, которые использовались в составе RCAF в 1970-е гг.
XCG-17 – экспериментальный планер на базе С-47, рассчитанный на перевозку 40 десантников.
Отдельно для воздушно-десантных сил был налажен выпуск специального варианта С-53 “Skytrooper”. Этот самолёт почти не отличался от серийных С-47, если не учитывать демонтированных двухстворчатых грузовых дверей, которые заменили на одностворчатую. В общей сложности было построено только 380 таких самолётов всех модификаций.
XC-53A – экспериментальный вариант с противооблединительной системой и закрылками по всему размаху крыла.
C-53B – модификация для эксплуатации в условиях низких температур, построено 8 самолётов.
C-53C – модификация с увеличенной дверью, построено 17 самолётов.
C-53D – модификация на базе С-53С оснащенная 24-вольтной электросистемой, построено 159 самолётов.
Самолёты для нужд US Navy также строились по отдельным контрактам, хотя первыми транспортниками всё же поделился USAAC. В основном эти машины использовались на Тихоокеанском ТВД, где соединениям флота требовалась более активная поддержка. В составе морской авиации R4D оставались по меньшей мере до середины 1960-х гг.
R4D-1 – обозначение самолётов С-47 использовавшихся в составе USN и USMC.
R4D-3 – обозначение 20 самолётов С-53 использовавшихся в составе USN.
R4D-5 – обозначение самолётов С-47А использовавшихся в составе USN и USMC. В 1962 году обозначение изменено на C-47H.
R4D-5L – модификация для использования в Антарктике с оборудованием для работы в условиях низких температур. В 1962 году обозначение изменено на LC-47H.
R4D-5Q – тренировочная модификация, в 1962 году обозначение изменено на EC-47H.
R4D-5R – один из R4D-5 с салоном на 21 место использовавшийся как персональный транспорт. В 1962 году обозначение изменено на TC-47H.
R4D-5S – модификация для тренировок операторов радаров, в 1962 году обозначение изменено на SC-47H.
R4D-5Z – один из R4D-5 использовавшийся как VIP-транспорт. В 1962 году обозначение изменено на VC-47H.
R4D-6 – обозначение 157 самолётов С-47В использовавшихся в составе USN. В 1962 году обозначение изменено на C-47J.
R4D-6L, Q, R, S, Z – модифицированные варианты R4D-5, которым в 1962 году были присвоены новые обозначения LC-47J, EC-47J, TC-47J, SC-47J и VC-47J.
R4D-7 – обозначение 44 самолётов ТС-47В использовавшихся в составе USN. В 1962 году обозначение изменено на TC-47K.
R4D-8 – модифицированные R4D-5 и R4D-6 с удлиненным фюзеляжем, крылом и хвостовым оперением. В 1962 году обозначение изменено на C-117D.
R4D-8L – данное обозначение было присвоено R4D-8 использовавшихся в Антарктике. В 1962 году обозначение изменено на LC-117D.
R4D-8T – данное обозначение было присвоено R4D-8 переделанным в «летающие танкеры». В 1962 году обозначение изменено на TC-117D.
R4D-8Z – данное обозначение было присвоено R4D-8 переделанным в штабные самолёты. В 1962 году обозначение изменено на VC-117D.
Множество С-47 было поставлено в Великобританию, которая на протяжении всей 2-й мировой войны так и не смогла создать надежный и современный военно-транспортный самолёт собственными силами. В составе RAF прибывшие из США самолёты получили название “Dakota”. Кроме того, конверсией С-47 занималась фирма Airspeed.
“Dakota” Mk.I – британское обозначение для самолётов С-47 и R4D-1.
“Dakota” Mk.II – британское обозначение для самолётов С-53.
“Dakota” Mk.III – британское обозначение для самолётов С-47A.
“Dakota” Mk.III – британское обозначение для самолётов C-47B.
Airspeed AS.61 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.I.
Airspeed AS.62 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.II.
Airspeed AS.63 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.III.
За долгие году своей карьеры эти самолёты буквально вошли в историю и стали одним из символов 1940-х гг., наряду с Junkers Ju-52 заняв достойное место в авиастроении. Если говорить о географической составляющий, то проще перечислить страны, где DC-3 и С-47 не летали вообще (если таковые имеются). Более того, даже спустя 30-40 лет после начала серийного производства появлялись варианты тотальной модернизации этих самолётов, от которых фактически оставался только планер, а вся «начинка» и силовая установка полностью заменялись.
Кроме того, на базе DC-3 по лицензии был налажен выпуск самолётов ПС-84 (Ли-2), которые применялись не только как транспортно-пассажирские – в 1942-1944 гг. оборудованные бомбодержателями и пулеметными турелями Ли-2НБ составляли достаточно большую часть советской авиации дальнего действия. В продолжении «бомбардировочной» темы можно вспомнить использование бывших американских С-47 в составе ВВС Египта и Израиля в ходе 1-й арабо-израильской войны. В течении 1948-го года эти самолёты активно привлекались для бомбовых ударов по городам противоборствующих сил. Также DC-3 строились по лицензии в Японии, где была проведена их модернизация. Самолёты получили обозначения L2D2-L2D5, выпускаясь на заводах Showa и Nakajima.
В странах «третьего мира», таких как Мозамбик, Нигер, Никаругау, Сальвадор и многих других, эксплуатация С-47 продолжалась вплоть до середины 1980-х гг. и даже дольше. В качестве примеров можно привести такие эпизоды:
— 1 августа 1981 года возле мозамбикского города Бейра ракетой с земли, запущенной дружественными войсками, по ошибке был сбит французский C-47B. Погиб весь экипаж, шесть человек.
— 27 августа 1984 года C-47 контрас с грузом оружия нарушил воздушную границу Никарагуа и был сбит бойцами Сандинистской армии из ПЗРК «Стрела-2». Все восемь человек, находившиеся на борту, погибли.
— 4 декабря 1990 года возле сальвадорского города Чалате из ПЗРК «Игла» бойцами ФНОФМ был сбит сальвадорский AC-47. Весь экипаж, пять человек, погиб.
К настоящему времени практически все С-47 и самолёты на их базе сняты с вооружения. Исключение составляет разве что ВВС Бенина, где по состоянию на 2011 год ещё числилось два самолёта.
Источники:
Д.Дональд «Американские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
Rene J. Francillon «McDonnell Douglas Aircraft Since 1920, Vol 1». Naval Institute Press. 1988
«Great Aircraft of the World», Book Editor: Len Cacutt Publishers: Marshall Cavendish Books Ltd. 58 Old Compton Street, London W1V 5PA
М.А.Жирохов «История ВВС Израиля. Оружие возмездия». АСТ\Харвест. Москва\Минск. 2001
Авиация в локальных конфликтах: Бои в Сальвадоре
Klassiker der Luftfahrt: Luftwaffe C-53DO NASARR
Gaetan Marie’s Aviation Profiles
Тактико-технические данные транспортного самолёта Douglas C-47B-DK “Skytrain” :
Длина – 19,43 м
Размах крыла – 29,41 м
Площадь крыла – 91,70 м.кв.
Высота — 5,18 м
Вес пустого – 8226 кг
Вес взлётный (норм.) – 11793 кг
Вес взлётный (макс.) – 14061 кг
Скорость максимальная – 360 км\ч
Скорость крейсерская – 257 км\ч
Скороподъёмность — 3050 метров за 9,5 минут
Дальность – 2575 км
Потолок – 8045 метров
Экипаж – 4 человека
Двигатель – два радиальных Pratt & Whitney R-1830-90C “Twin Wasp”, мощностью 1200 л.с. каждый
Вооружение – не устанавливалось
aviarmor.net
Си-47 Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. SkyTrain.C-47 (словесное название ВВС США — «Ска́йтрэйн», КВВС Великобритании и БС — «Дако́та») — американский военно-транспортный самолёт, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт» на базе пассажирского DC-3. Совершил первый полёт 23 декабря 1941 года, построено около 10 тыс. машин. «Скайтрэйн» широко применялся силами союзников во Второй мировой войне, а после её окончания долгое время оставался на вооружении многих стран мира. Отдельные экземпляры продолжают эксплуатироваться и в начале XXI века.
Боевое применение в годы Второй Мировой войны[ | код]
Боевое применение в годы холодной войны[ | код]
Конец 40-х[ | код]
Израильский истребитель Avia S-199 преследует египетский бомбардировщик C-47 «Дакота» над Тель-Авивом. 3 июня 1948 года22 апреля 1946 года C-47 ВВС США был обстрелян над столицей Австрии Веной. Самолёт смог вернуться на аэродром.
В августе-сентябре 1946 года американские C-47 часто вторгались в воздушное пространство Югославии. За этот период югославские истребители Як-3 и «Спитфайр» сбили четыре C-47[1].
29 июля 1947 года индонезийский истребитель P-40 сбил индийский самолёт C-47[источник не указан 1159 дней].
22 мая 1948 года английский C-47 был сбит над Египтом египетскими истребителями «Спитфайр»[источник не указан 1159 дней].
3 июня 1948 года, в ходе арабо-израильской войны, израильский истребитель Avia S-199 (чешский послевоенный вариант самолета «Мессершмитт» Bf.109) сбил два египетских самолёта C-47 «Дакота», которые сбрасывали бомбы на Тель-Авив[источник не указан 1159 дней].
4 ноября 1948 года израильский истребитель Avia S-199 обстрелял египетский C-47, однако тот смог вернуться на аэродром[2].
Кроме того, 4 ноября 1948 года пара индийских истребителей Tempest Mk.II обстреляла пакистанский C-47 «Дакота», однако пилот повреждённого самолёта смог уйти от преследователей[3].
21 декабря 1948 года возле греческого города Пилос, греческими войсками был сбит C-47A чешских авиалиний. Весь экипаж, 5 пилотов и 19 пассажиров, погиб. Самолёт при плохой видимости выпустил сигнальные огни, которые на земле расценили как враждебные действия[4].
Война в Корее[ | код]
список потерь:
10 июля 1950 года над Южной Кореей огнём зенитной артиллерии был сбит американский C-47. Весь экипаж катапультировался.
21 ноября 1950 года в 13 км от северокорейского города Хесанджин разбился американский C-47B. Весь экипаж, три человека, погиб.
15 ноября 1950 года между корейской авиабазой Кимпо и японской Брэди разбился американский C-47A. Весь экипаж, четыре человека, погиб.
2 декабря 1950 года при взлёте с северокорейского аэродрома Хагару-ри разбился американский С-47D. Погибших не было.
5 марта 1951 года на японской территории разбились американские C-47 и C-47A. Самолёты пытались сесть с одним неработающим двигателем. В первом оба пилота получили травмы, во втором один погиб, двое травмировано.
30 апреля 1951 года в 80 км от северокорейского Вонсана был сбит американский C-47D, разбрасывающий пропагандистские листовки. Весь экипаж, пять американцев и один южнокореец, погиб[5].
27 мая 1951 года в гору врезался C-47 греческих ВВС после взлёта с авиабазы Тэгу. Погибших не было.
29 сентября 1951 года возле Маедонга в гору врезался американский C-47A. Весь экипаж, семь человек, погиб.
29 апреля 1952 года возле Дэнтист С в море рухнул американский C-47A. Весь экипаж, восемь человек, погиб.
20 августа 1952 года в воздухе остановились двигатели у американского C-47A. Оба пилота катапультировались, но при приземлении получили травмы. Самолёт упал в 17 милях от К-13.
21 декабря 1952 года сразу после взлёта разбился американский C-47A.
22 декабря 1952 года проезжающий по аэродрому греческий C-47D был протаранен взлетающим истребителем F-80C. Выжил лишь один грек, три остальных грека и девять американцев погибли.
26 декабря 1952 года сразу после взлёта в Чинхэ разбился греческий C-47.
Всего в ходе корейской войны было потеряно 11 американских и 3 греческих C-47. В них погибли по крайней мере 37 американцев, 3 грека и 1 южнокореец[6].
Дальнейшая служба[ | код]
Обломки шведского разведчика, сбитого в 1952 году советскими истребителями МиГ-1519 ноября 1951 года возле венгерского города Папа советскими истребителями был принуждён к посадке C-47 американских ВВС, нарушивший воздушную границу. США выплатили 120 тысяч долларов за нарушение границы. Повреждённый самолёт восстановлению не подлежал[7][8].
8 октября 1952 года во время пролёта над Берлином был обстрелян военный американский C-47.
29 ноября 1952 года ЦРУ решило использовать гражданский C-47 для эвакуации своего агента из Китая. Операция завершилась провалом — над провинцией Гирин самолёт был сбит, были убиты два агента ЦРУ, ещё два были взяты в плен.
11 ноября 1957 года израильскими истребителями «Мистер» IV был перехвачен и принуждён к посадке иорданский C-47, нарушивший воздушное пространство.
30 мая 1959 года C-47 ООН был перехвачен и принуждён к посадке израильскими истребителями «Мистер» IV. Нарушал границу самолёт ООН или нет, неизвестно.
25 мая 1960 года C-47 ВВС США был перехвачен над Восточной Германией и принуждён к посадке советскими истребителями. Девять членов экипажа были задержаны на два месяца[9].
15 мая 1962 года, в ходе операции «Трикора», нидерландский патрульный самолёт P-2 Neptune сбил индонезийский C-47[10].
В сентябре 1965 года в ходе второй Индо-Пакистанской войны, шесть индийских C-47 было уничтожено вражескими самолетами на аэродромах, первые два 7 сентября и четыре 14 сентября.[11][12]
21 марта 1968 года сразу после взлёта с мозамбикского аэродрома Муеда был сбит португальский C-47A[13].
3 сентября 1970 года после спасательного вылета из ангольского города Уамбо был обстрелян британский C-47A, гидравлика была повреждена и стало вытекать топливо. Самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме Луанда. Погибших не было, самолёт отремонтирован[14].
Война во Вьетнаме[ | код]
Местом наиболее широкого использования «Дакот» стал Индокитай. Первые 18 французских C-47 появились здесь ещё в ноябре 1946 года. В ходе первой Индокитайской войны C-47 активно использовались французами для транспортировки грузов и личного состава. Всего в ходе войны участвовали около 200 «Дакот». Несколько их разбилось при посадке на труднодоступный аэродром Сам-Нео в Лаосе. В ходе решающего сражения в марте-мае 1954 года около 100 французских C-47 обеспечивали по воздуху поддержку окруженного гарнизона. Каждая «Дакота» брала в среднем по 2,5 тонны груза или около 25 раненых или десантников. Опорный пункт так и не удалось удержать, были сбиты по меньшей мере 4 «Дакоты», почти все остальные получили различной степени повреждения.
После поражения Франции Советский Союз в конце 1955 года поставил Северному Вьетнаму 4 «Дакоты» собственного производства (Ли-2). Южному Вьетнаму от французов остались 16 C-47. В 1956 ещё 16 C-47 южновьетнамцы получили от американцев. В конце 1959 года 36 советских Ли-2 были перебазированы в Северный Вьетнам для помощи северовьетнамской армии и южновьетнамскому партизанскому движению. Советские пилоты совершили несколько тысяч боевых вылетов, перевезли большое количество грузов и более 10 тысяч человек личного состава. 23 января 1961 советский Ли-2 был сильно повреждён при посадке на аэродром Сам-Нео в Лаосе, самолёт пришлось бросить. Советские Ли-2 также много раз попадали под огонь американских истребителей, при этом безвозвратно не было потеряно ни одного самолёта. Одна советская «Дакота» была сбита зенитным огнём и одна разбилась, при этом погибли 9 членов экипажа[15]. В ноябре 1961 года в Южном Вьетнаме появились первые 4 C-47 США. Уже в декабре один из них был сбит. В 1963 году советские Ли-2 перестали совершать вылеты над зоной боевых действий, все машины были оставлены северовьетнамцам.[16] В следующий раз советские Ли-2 совершили боевые вылеты летом 1968 года для поддержки северовьетнамского наступления.[17] Южный Вьетнам ко времени начала наступления имел около 90 «Дакот». В ходе боевых действий активно использовались ударные AC-47. В ходе наступления было сбито и уничтожено на земле несколько десятков американских и южновьетнамских «Дакот». К моменту его окончания у южан осталось 63 машины.
Весной 1972 года ДРВ и южновьетнамские партизаны, при поддержке самолётов Ли-2, начали «пасхальное» наступление. 3 марта северовьетнамский Ли-2 был по ошибке сбит ЗРК С-75, погиб весь экипаж и пассажиры — 20 человек. К 31 марта 1972 года южновьетнамская армия безвозвратно потеряла 42 C-47 и 7 AC-47.[18] В конце 1972 года, для восполнения потерь, США поставили южновьетнамцам ещё 12 RC-47 и 33 EC-47. К этому времени «Дакоты» стали постепенно заменяться новыми C-130, в результате чего 6 C-47 было отправлено назад в США. В 1973 году с наступлением перемирия «Дакоты» вновь стали использоваться для гражданских перевозок.
список известных потерь:
29 июля 1966 года американский разведчик RC-47D был сбит северовьетнамским истребителем МиГ-17[19].
19 мая 1973 года камбоджийский коммерческий C-47A, в 10 км от аэропорта Свай Рейнг, был сбит огнём стрелкового оружия калибра 7,62 мм. Весь экипаж, 11 человек, погиб[20].
5 февраля 1973 года в 56 км от лаосского города Сараван огнём с земли был сбит американский самолёт радиоэлектронной борьбы EC-47Q. Сообщалось, что самолёт пытался найти расположение северовьетнамских танков на тропе Хо Ши Мина. Весь экипаж, восемь человек, погиб[5][21].
За всё время войны американская сторона безвозвратно потеряла 43 самолёта C-47, в том числе 19 AC-47. Южный Вьетнам в ходе войны располагал около 150 C-47. В конце войны, на авиабазе Тан Сон Нат северовьетнамцы уничтожили около 10 южновьетнамских «Дакот» и захватили 21 самолёт C-47 и 7 DC-3. Всего в конце войны было захвачено в качестве трофеев больше 40 C-47 и неизвестное число DC-3. В числе трофеев были ударные AC-47 и самолеты РЭБ EC-47.[21][22][23].
Турецкое вторжение на Кипр[ | код]
19 турецких C-47 сбрасывали десант на побережье Кипра. От огня с земли один самолёт загорелся и вернулся на территорию Турции[24].
Дальнейшая служба[ | код]
30 мая 1977 года выстрелом из РПГ-7 над Мозамбиком был сбит родезийский военно-транспортный самолёт C-47 «Дакота»[25].
В ходе войны за Огаден в 1977 году, Эфиопия потеряла по меньшей мере 5 «Дакот». Из них 3 было сбито сомалийскими истребителями МиГ-21 и 1 МиГ-17. Кроме этого 1 эфиопский C-47 был расстрелян на земле сомалийскими МиГ-17[26].
28 января 1978 года над городом Тибести разбился чадский C-47-DL. Самолёт, вероятно, был сбит повстанцами[27].
1 августа 1981 года возле мозамбикского города Бейра ракетой с земли, запущенной дружественными войсками, по ошибке был сбит французский C-47B. Погиб весь экипаж, шесть человек[28].
Гражданская война в Сальвадоре[ | код]
27 января 1982 отряд коммандос ФНОФМ прорвался на главную базу ВВС Сальвадора в Илопанго, на которой он уничтожил большое количество летательных аппаратов, включая три C-47[29].
4 декабря 1990 года возле сальвадорского города Чалате из ПЗРК «Игла» бойцами ФНОФМ был сбит сальвадорский AC-47 «Дакота». Весь экипаж, пять человек, погиб[30].
Гражданская война в Никарагуа[ | код]
9 апреля 1979 года Сандинистская Народная армия (СНА) сбила никарагуанский C-47, весь экипаж погиб.
В июле 1979 после отступления правительственных войск с одной из авиабаз, 3 C-47 были захвачены СНА в качестве трофеев.
3 октября 1983 года СНА из ПЗРК Стрела-2М сбила C-47 контрас. Все трое лётчиков взяты в плен. Это первый самолёт, сбитый из ПЗРК в Латинской Америке.
27 августа 1984 года C-47 контрас с грузом оружия нарушил воздушную границу Никарагуа. Бойцы СНА сбили самолёт из ПЗРК Стрела-2. Все восемь человек, находившиеся на борту, погибли[31].
11 марта 1987 года никарагуанский C-47 был сбит истребителями ВВС Гондураса, после нарушения воздушной границы.
Тактико-технические характеристики С-47А[ | код]
Технические характеристики[ | код]
- Экипаж: 3 человека
- Варианты нагрузки:
- 28 снаряжённых военнослужащих
- или 14 раненых с 3 сопровождающими
- или 2722 кг груза
- Длина: 19,43 м
- Размах крыла: 29,11 м
- Высота: 5,16 м
- Площадь крыла: 91,70 м²
- Масса пустого: 7700 кг
- Масса максимальная взлётная: 14 061 кг
- Двигатели:: 2 × Пратт-Уитни R-1830 (2×1200 л. с.)
Лётные характеристики[ | код]
- Максимальная скорость: 369 км/ч
- Крейсерская скорость: 260 км/ч
- Нормальная дальность полёта: 2600 км
- Максимальная дальность полёта: 6100 км
- Практический потолок: 7300 м
Всё по[32]
Страны-эксплуатанты[ | код]
- Бенин Бенин — два С-47 находились на вооружении военно-воздушных сил в 2011 году[33]
- Зимбабве Зимбабве — 10 C-47 на хранении, по состоянию на 2016 год[34]
- Колумбия Колумбия — 6 AC-47T, по состоянию на 2016 год[35]
- ЮАР ЮАР — 3 C-47TP, по состоянию на 2016 год[36]
Примечания[ | код]
- ↑ Air victories of Yugoslav Air Force
- ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1948—1966
- ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
- ↑ Tuesday 21 December 1948
- ↑ 1 2 US Crashes 1950-2002 / Jan van Waarde
- ↑ KORWALD Database/C-47 Section
- ↑ Ludington Daily News — Dec 28, 1951
- ↑ L’Unita 21-11-1951 Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Aircraft Downed During the Cold War and Thereafter
- ↑ European Air-to-Air Victories
- ↑ Пылающий Индостан. Часть III. АиВ 2003 06
- ↑ Пылающий Индостан. Часть IV. АиВ 2004 05
- ↑ Thursday 21 March 1968
- ↑ Thursday 3 September 1970
- ↑ Обучая, сражались и побеждали
- ↑ Легендарный Ли-2. АиВ 1995 05
- ↑ АиВ 2006 02
- ↑ South Viet Nam Air Force — VNAF — Aircraft deliveries. GlobalSecurity database
- ↑ Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1
- ↑ Spokane Daily Chronicle — May 19, 1973
- ↑ 1 2 Vietnam Air Losses: United States Air Force, Navy and Marine Corps fixed-wing aircraft losses in Southeast Asia 1961-1973 / Chris Hobson
- ↑ Toperczer, Istvan. MiG-21 Units of the Vietnam War. Osprey 2001, No. 29. стр.80-81
- ↑ Flying dragons: The South Vietnamese Air force. Robert C.Mikesh. 2005
- ↑ Cyprus, 1974: Turkish Point of View
- ↑ Mozambique, 1962—1992
- ↑ Под Жарким небом Африки
- ↑ Saturday 28 January 1978
- ↑ Saturday 1 August 1981
- ↑ Бои в Сальвадоре
- ↑ Flight International 8-14 May 1991
- ↑ Авиация Контрас
- ↑ C-47 Skytrain
- ↑ Вооружённые силы зарубежных стран // «Зарубежное военное обозрение», № 7 (772), 2011. стр.69
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 478. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 391. — ISBN ISBN 9781857438352.
- ↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 468. — ISBN ISBN 9781857438352.
Литература[ | код]
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru