ШКАС — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Это стабильная версия, отпатрулированная 20 ноября 2018.
Состояниеотпатрулирована
Перейти к навигации Перейти к поиску
ШКАС

Крыльевой вариант пулемёта ШКАС (перевёрнут)
Тип авиационный пулемёт
Страна СССР СССР
История службы
На вооружении СССР СССР
→Испания

ru.wikipedia.org

неизвестные «отцы» знаменитого оружия – Москва 24, 19.09.2016

С 2010 года 19 сентября в России отмечается День оружейника – профессиональный праздник работников оборонных предприятий. По одной из версий, о «своем» торжестве попросил президента России Михаил Калашников.

История знает много имен помимо «отца» самого известного автомата, но еще больше фамилий скрыты – из-за скромности, не слишком известного широкому кругу оружия или поворотов судьбы. Обозреватель m24.ru вспоминает 10 таких конструкторов, по-своему изменивших мир.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Петр Горюнов

В 1930 году Петр, отслуживший пять лет в РККА пулеметчиком, работал слесарем на Коломенском паровозостроительном заводе, когда к ним приехал представитель Ковровского оружейно-пулеметного завода (сейчас это завод имени Дегтярева). Горюнов, не понаслышке знакомый с пулеметом Максима и его недостатках, рассказал гостю о своих идеях по усовершенствованию оружия.

Представитель выслушал и записал его данные, а позже смекалистого слесаря позвали техником в Ковров под руководство Владимира Федорова (о нем речь пойдет ниже). Спустя год Горюнов перешел в опытную мастерскую под начало самого Дегтярева – создателя серии пулеметов и противотанкового ружья.

Сам Дегтярев рассказывал, что однажды к нему пришел мастер Горюнов – по отзывам, хороший специалист, но не изобретатель, и предложил новую модель пулемета, позже получившего название СГ-43. Оружие после доработки приняли на вооружение – шел 1942 год и армии нужны были более легкие пулеметы на замену тяжелым «максимам» (СГ-43 вместе с колесным станком весит 37 килограммов против 70 у «Максима»).

Всего в армию до конца войны было поставлено 80 тысяч таких пулеметов, их производство закрыли только в 1961 году; в частности, оружие модернизировали и ставили на БРДМ-1. За создание СГ-43 Горюнов получил Сталинскую премию. Умер конструктор в 1943 году, когда вернулся из Москвы, где отлаживал СГ перед отправкой на фронт.

Владимир Федоров

В 1897 году на Сестрорецкий завод поступил на практику выпускник Михайловской артиллерийской академии Владимир Федоров. Там он познакомился с создателем трехлинейной винтовки Мосиным. После практики Федоров отправился на службу в Главное артиллерийское управление.

На этой должности Федорову не давала покоя трехлинейка, и он взялся за ее усовершенствование, превратив ее в автоматическую. Всего на тот момент в армии было около 4 миллионов «мосинок», и проще было их переделать, чем запускать производство принципиально новой конструкции.

Калибр у новой винтовки остался тем же, но Федоров придумал собственный патрон – 6,5 мм, который стал первым в мире промежуточным боеприпасом (средний по мощности между пистолетным и автоматным). Боеприпас нужен был Федорову для «ружья-пулемета» – так он окрестил автомат.

В 1916 году артуправление разместило на Сестрорецком заводе заказ на 25 тысяч автоматов, но военное время внесло свои коррективы и заказ уменьшили до 9 тысяч, а потом и вовсе сняли.

Впрочем, Федоров продолжил дело: вместе с Дегтяревым, Шпагиным и Симоновым он разрабатывал автоматы ППШ, ставшие одним из символов победы в Великой Отечественной войне.

Василий Грязев

Василий Грязев родился в городе оружейников – Туле, и в 1945 году поступил на оружейно-пулеметный факультет механического института. После его окончания Грязева отправили на практику в Подольск, в НИИ точного машиностроения (ЦНИИТочмаш), где он должен был заниматься пушечным вооружением авиации.

Тот сотрудник, что решил направить Грязева именно туда, не прогадал: за 16 лет конструктор превратился из практиканта в главного конструктора. Затем Грязева позвал обратно в Тулу другой конструктор – Шипунов, и вместе они начали работать над автоматическим оружием.

Первой их совместной разработкой стала ГШ-23, двуствольная авиапушка. Ее ставили на истребители, транспортные самолеты, перехватчики, штурмовики и вертолеты. Широкое распространение советской техники – от Вьетнама до Кубы – привело к тому, что ГШ-23 буквально объездила весь мир. Сейчас пушку можно увидеть на хвосте транспортника Ил-76М или на вертолете Ми-24.

На правом борту вертолета — спаренная ГШ-23. Фото: ТАСС/Пресс-служба ОАО «Росвертол»

Среди других разработок Грязева – шестиствольная пушка ГШ-6 (в России такой форм-фактор часто именуют «миниган»), скоростная двуствольная ГШ-30 и даже 100-миллиметровая 2А70, которая устанавливается на современные БМП, БТР и БМД.

Аркадий Шипунов


Говоря о Грязеве, нельзя не упомянуть об Аркадии Шипунове – соавторе многих разработок в области авиационной артиллерии. В 1950 году Шипунов окончил с отличием Тульский механический институт по специальности «Стрелковые и артиллерийские системы и установки», тогда же переехал в подмосковный Климовск, где работал в ЦНИИТочмаш. Там он стал заместителем главного инженера.

Спустя 12 лет после окончания вуза Шипунов возглавил Тульское ЦКБ-14, в дальнейшем преобразованного в Конструкторское бюро приборостроения, куда затем пришел и Грязев.

В шестидесятые на смену пушечному вооружению приходит ракетное, и Шипунову доверили заниматься новым направлением. В частности, на его счет можно отнести противотанковый «Фагот», систему запуска управляемых снарядов из ствола танковой пушки и передвижной комплекс ПВО «Панцирь-С1» – всего на счету Шипунова 772 изобретения.

Кроме того, в соавторстве с Грязевым Шипунов разработал пистолет ГШ-18, пробивающий любой бронежилет, огнеметы «Шмель» и первые в мире переносные комплексы ПРО «Игла-С».

«Игла-С». Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

Борис Шпитальный

В 1919 году Борис Шпитальный начал работать помощником машиниста на Северной железной дороге. В 1921-1922 годах он – механик на Мытищинском вагоностроительном заводе, а в 1923 он перешел в лабораторию гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно с работой Борис учился в Московском механическом институте на кафедре авиационного машиностроения и уже тогда он задался целью создать скорострельный пулемет.

Стоит сделать оговорку: речь идет о конце 20-х, когда советским самолетам требовалось нарастить огневую мощь в ответ на разработки вероятного противника. Тогда истребители несли на себе вездесущие «Максимы», но ВВС требовалась большая скорострельность вкупе с новым патроном – старый, если его использовать в скорострельных пулеметах, мог застрять.

После окончания института Шпитальный перешел в Научный автомоторный институт, откуда попал в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. Там в 1930 он и собрал первый образец скорострельного пулемета, который затем довел «до ума» вместе с коллегой – Иринархом Комарицким.

В 1932 году конструкторы показали оружие наркомату обороны, при приемке присутствовал Ворошилов, который, как вспоминают очевидцы, был поражен – новый пулемет, получивший по имени создателей название ШКАС (Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный), мог делать 1200-1800 выстрелов в минуту против 1000-1200 у английских и немецких.

В те годы промышленность шла семимильными шагами, и уже в 1937 году ВВС потребовалось более скорострельное оружие. Тогда Шпитальный показал «ультраШКАС», который стрелял со скоростью 3000 пуль в минуту, но куда надежнее стала спарка двух старых ШКАС, которые и ставили на истребители.

Позже конструкторы, отвечая на вызов времени, разработали крупнокалиберный пулемет ШВАК, из которого сделали 20-мм авиапушку (первая в истории советской авиации), ее ставили даже на танки – например, Т-30. Пушки ШВАК стали самым массовым образцом авиационного вооружения Великой Отечественной.

Танк Т-30 с пушкой ШВАК

Последним творением Шпитального в области авиационного оружия стала 57-мм пушка (калибр сравним с легкими противотанковыми орудиями), но она осталась в чертежах.

Иринарх Комарицкий


Первой серьезной работой Комарицкого стало участие в модернизации знаменитой трехлинейной винтовки образца 1891 года, или «мосинки», а именно он изменил способ крепления штыка. Ранее штык крепился при помощи поворачивающего хомутика, который быстро расшатывался, но Комарицкий вместо хомутика поставил пружинную защелку. После этой доработки оружие получило наименование «7,62-мм винтовка образца 1891/1930 годов».

Кроме того, Комарицкий создал 37-мм десантную пушку ЧК. Контроль за работой над орудием вел лично Сталин, ему же докладывали о ходе испытаний. Всего за время ВОВ было выпущено около 500 пушек. Помимо десантирования, орудия могли ставить на внедорожники вроде «Виллиса» и на мотоциклы, превращая и то, и другое в легкие противотанковые самоходки.

Впрочем, наибольшую известность Комарицкому принес пулемет ШКАС, и его заслугой называют в том числи и налаживание серийного производства.

Семен Владимиров


Семен Владимиров работал механиком на ткацко-прядильной фабрике в Ярославле, на заводах в Петрограде, на приисках и рудниках Сибири в качестве слесаря, механика и техника-конструктора.

В 1919 году Владимиров был мобилизован в партизанский отряд на Алтае, где он впервые познакомился с автоматическим оружием, причем настолько хорошо, что организовал там же ремонтную мастерскую.

Позже Семен Владимиров заведовал крепостной прожекторной станцией в Севастополе, а с окончанием войны он демобилизовался и переехал в Тулу, где поступил на должность слесаря. Спустя некоторое время он стал старшим инженером-конструктором ЦКБ-15, где в 1930 году с целью унификации станков для пулемета “Максим” он создал новый колесно-треножный станок.

Настоящая же известность пришла к Владимирову благодаря работе над пулеметом ШВАК (Шпитальный-Владимиров), переделанным в пушку.

Однако опыт войны показал, что и авиация, и пехота нуждается в оружии более мощном, чем имевшиеся тогда на вооружении 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК. К тому времени в СССР был 14,5-мм патрон, использовавшийся в противотанковых ружьях, и его-то Владимиров и использовал для нового оружия. В 1944 году появился на свет КПВ-44, почти 40-килограммовый пулемет с темпом стрельбы в 500-550 выстрелов в минуту.

При стрельбе на дистанции до 500 метров КПВ пробивал броню толщиной в 32 миллиметра, и его взяли на вооружение, причем не только как пехотный, но и как средство ПВО.

Позже был разработан и танковый вариант – 14,5-мм пулемет Владимирова танковый (КПВТ), который ставили в башнях танков и и ставят до сих пор в бронетранспортерах. КПВТ считается одним из самых мощных серийных пулеметов.

БТР столичного ОМОНа с КПВТ. Фото: m24.ru/Александр Авилов

Валерий Телеш

Валерий Телеш начал работать в ЦКИБ спортивно-охотничьего оружия в Туле помощником известных конструкторов, но позже он ушел в очень узкую отрасль – проектировку и изготовление гранатометов, что и принесло ему известность.

В то время у мотострелковых подразделений был 30-мм гранатомет АГС-17 «Пламя», который весил около 30 килограммов, что, конечно, много для одного человека и вообще большой вес индивидуального по сути оружия ломал все нормативы мотострелковых подразделений.

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Телеш решил разработать более легкое, но более мощное оружие под 40-мм безоболочную гранату. Стоит отметить, что такой боеприпас – без гильзы – упрощает конструкцию оружия, потому что нет нужды вводить систему ее выброса. Итогом работы Телеша стал 16-килограммовый «Козлик». На этом конструктор не остановился и разработал «Балкан» – по сути, тот же «Козлик», но на станке и с сиденьем для стрелка.

Впрочем, у Телеша есть более известные изделия – в частности, ему принадлежит идея ГП-25, первого подствольного гранатомета, и револьверного 6Г30. Также конструктора можно назвать «отцом» одного из самых неоднозначных образцов оружия – стрелкового комплекса «Гроза».

«Гроза». Фото: m24.ru/Александр Авилов

Петр Сердюков

Петр Сердюков после окончания вуза поступил в ЦНИИТочмаш на должность инженера-конструктора, где работал помощником знаменитого оружейника Сергея Симонова (автора карабина СКС) над конструкцией новой самозарядной снайперской винтовки.

Там же он принял участие в разработке подводного пистолета СПП-1, и наработки в области оружия для пловцов помогли ему в создании первого двухсредного автомата – АПС. Сейчас автомат можно увидеть разве что в музее, а вот другие разработки Сердюкова используются и сейчас – речь идет о стрелковом комплексе для спецподразделений, который состоит из автомата «Вал» и снайперской винтовки «Винторез».

«Винторез» слева. Фото: m24.ru/Александр Авилов

До момента создания комплекса в подразделениях спецназначения были доработанные образцы оружия – например, комплексы из глушителей и прицелов на АКМ и АКС74У. Однако у такого решения были недостатки – в частности, снижение дальности эффективной стрельбы и ограниченный ресурс.

Поэтому в ЦНИИточмаш под руководством КГБ решили создать специальные образцы вооружения, которые должны были решать узконаправленные задачи. В итоге Сердюков вместе с коллегами и разработал «Вал» и «Винторез», которые приняли на вооружение еще в 80-х и используют до сих пор.

У комплекса есть аналог – это снайперская винтовка «Выхлоп» и автомат АШ-12, они изготовлены по схеме булл-пап (компоновка, при которой магазин смещен назад, за спусковой крючок) и состоят на вооружении у спецназа ФСБ.

Юрий Данилов

В 1975 году на вооружение был принят автомат АПС – оружие, созданное для подводников. Он умеет стрелять как под водой, так и на воздухе, причем под него разработали специальный игольчатый патрон.

Однако стрельба из АПС вне воды была не очень эффективной, так что пловцам пришлось брать с собой обычные АК. Тогда тульских оружейников попросили разработать двухсредное оружие, и за дело взялся Юрий Данилов.

Автомат АПС. Фото: ТАСС/Сергей Савостьянов

Конструктор-оружейник Юрий Данилов окончил Тамбовское артиллерийское училище и Пензенское высшее артиллерийское училище, после чего был назначен преподавателем в Тульском инженерном училище (ТАИИ, Тульский инженерный артиллерийский институт), где организовал лабораторию для испытания подводного оружия. Так, под руководством Данилова переделали для пловцов пистолеты МСП и С4М.

На основе АПС Данилов разработал «Морского льва» – двухсредный автомат, который мог стрелять как специальными боеприпасами, так и стандартными калибра 5,45 (как у АКС74У). Кроме того, АПС «приодели»: на него повесили прицел, штык-нож, гранатомет, лазерный прицел и прибор для бесшумной и беспламенной стрельбы. На основе «льва» изготовили автомат АДС, который используют боевые пловцы сегодня.

АДС. Фото: wikimedia.org/Виталий Кузьмин

С 2001 года Данилов находится на пенсии, но продолжает преподавать в ТАИИ.

www.m24.ru

Зачем Гитлер хранил на столе пулемет Шпитального

Советские бойцы со знаменитым глобусом в канцелярии Гитлера

Авиация — Пулеметы — Шпитальный — Лучшие в мире — Личный враг Гитлера

Друзья! Горячий привет! Сколько ни читаешь воспоминннания наших асов-истребителей, на каких бы типах самолетов они не воевали, у всех подмечаешь одну занятную историю. И Покрышкин, и Кожедуб, Речкалов и Гулае — все в один голос поминают самым добрым словом одного железного боевого друга.

Друг этот — авиационный пулемет конструктора Бориса Шпитального, легендарный ШКАС. Ни одна страна мира на тот момент не смогла создать ничего подобного, смертоносная машинка действительно вышла удивительная.

Под стеклом на столе Гитлера

Сам конструктор вспоминал замечательный факт. Когда в 1945 году наши солдаты взяли гитлеровскую канцелярию, то на одном из столов обнаружили странный экспонат.

В большом ящике из толстого стекла хранился на виду образец какого-то очередного вундер-ваффе, германского чудо-оружия. В том же ящике был выставлен на всеобщее обозрение и какой-то документ с печатью-свастикой.

Наши бойцы обрадованно захватили трофей и немедленно отправили его особистам для передачи конструкторам. Командир роты нешуточно рассчитывал на орден за добытый секретный образец оружия.

Но ордена не случилось. Нашлись люди, которые смогли прочитать германский приказ. Да и наши летчики очень быстро объяснили пехоте что за штуковина хранилась в стеклянном боксе.

Это был знаменитый авиационный пулемет ШКАС традиционного калибра нашей трехлинейки. Приложенный приказ Гитлера гласил, что пулемет тульских мастеров будет стыдить своим видом в канцелярии германских конструкторов и военных до той поры, пока тем не удастся создать такое же грозное оружие!

Как знают наши читатели, глубоко разбирающиеся в истории оружия, подобраться к высочайшей технической планке Шпитального германским изобретателям так и не удалось.

От «Максима» к оружию будущего

Чуть ли не до тридцатых годов с авиационным вооружением было очень плохо. Большая часть старых машин еще времен Первой мировой вообще не комплектовалась пулеметами.

Считалось, что основные задачи авиации — разведка, корерктировка огня артиллерии, доставка срочных депеш войскам. Воздушные бои если и случались, то превращались в перестрелку пилотов из пистолетов или в тараны крыльями, шасси. Некоторые мастера умудрялись по нескольку раз выходить из таранов живыми, разрубая своим вин том планки рулей высоты или оперения противника.

Когда стало понятно, что без огневой мощи современный самолет немыслим, стали подвешивать к самолетам привычный полевой пулемет Максим. Иногда делали спарку из двух или трех пулеметов, для повышения скорости стрельбы.

Получалось не слишком здорово. Скорость стрельбы для быстротечного авиабоя мала, кучность дрожащего под крылом ствола хромает, штуковина здоровая, перегревается, а сильная отдача разрушает крепления фюзеляжа.

Орджоникидзе поставил задачу конструкторам разработать новый пулемет, совершенно нового поколения. Пулемет предназначенный только для авиации.

Первые шаги

Уже в 1930 году Шпитальный вместе с конструктором Комарицким создают первый образец нового пулемета. В честь фамилий создателей пулемет и получит свое легендарное название ШКАС.

Нашим конструкторам удалось заложить в этот пулет целый ряд совершенно неожиданных решений. Особые затворные пружины, оригинальная схема отвода газов для работы автоматики, хитрая механика досылки патрона.

Патроны вообще были больным местом авиапушек. На гигантских скоростях стрельбы патроны клинило, перекашивало, рвало пулеметные ленты.

Шпитальный разработал особую схему. Каждый патрон от ленты до ствола досылался механикой постепенно, в десять этапов! Это позволяло надежно доставлять патрон из ленты и давать до 20-30 выстрелов каждую секунду! Это не опечатка, двадцать выстрелов пока мы с Вами еле успеем вымолвить «раз».

Еще более замечательно, что машинка Шпитального радостно грызла старые винтовочные патроны, которых было много на складах и о которые запинались менее совершенные системы. Потом, конечно, для повышения эффективности стрельбы придется разработать новый специальный авиапатрон.

В 1930 году ШКАС еще был сырой, новаторской машиной. Еще предстояло много доводить его до состояния гениального экспоната в гитлеровском бункере. Но основные черты лучшего советского пулемета заложили именно тогда.

Взрывные испытания

Летом 1932 года боевой образец ШКАСа представили военным. Принимал демонстрацию нового оружия маршал Ворошилов.

Были продемонстрированы чертежи, даны объяснения и показаны результаты испытаний. Маршал вдруг хитро подмигнул конструктору и спросил может ли тот показать «чортову машинку» в действии.

Пришлось устроить испровизированные испытания прямо на аэродроме. Вытащили на полосу несколько старых железных бочек, выставили на кронштейне авиа-пулемет.

Шпитальный сам взялся за гашетку, вздохнул и дал очередь. Результат превзошел все ожидания маршала.

Когда отгремели выстрелы маршал был в полном восторге. Это не было похоже на стрельбу из обычного пулемета.

Чудовищная скорострельность и плотность огня создавали впечатление буквально взрыва. Вот бочки только что стояли себе спокойненько на бетоне и вдруг их не стало. Только сыпятся с неба с легким ржавым звяканьем о полосу мелкие обломки.

Путевка на фронт

С 1932 года пулемет уже официально принимается на вооружение. В приказе Реввоенсовета стоит гордое название «Пулемет Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный», он же ШКАС!

Тогда же конструктор создает замечательную систему согласования темпа стрельбы с вращением мотора. Теперь пулемет может стрелять даже сквозь свой вращающийся винт!

Через несколько лет конструктор доработает свой пулемет и превратит его в крупнокалиберную авиационную пушку ШВАК. Эта могучая машинка давала еще вдвое большую скорострельность и мощность стрельбы. ШВАКи ставили не только на штурмовики, но даже на танки!

Боевая эффективность ШКАСов и ШВАКов оказалась совершенно убойной. Бороться с истребителями, оснащенными этими пулеметами, было почти невозможно!

Спасибо, что интересуетесь нашей историей. Отличного Вам настроения и успехов! Если Вам нравится наша работа, пожалуйста, поставьте лайк. Ура!

enciklopediya-tehniki.ru

Легенда Шпитального « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

Рассказ об одном из наиболее интересных образцов оружия, с которым Красная Армия встретила Великую Отечественную войну, хочется начать с цитаты. «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, накрытый стеклянным колпаком… тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации»

. Этот эпизод хорошо известен благодаря упоминаниям в литературе и речах экскурсоводов. Достоверность его мы обсудим позже, а пока – начнем с начала.

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Словом, слава и боевые заслуги этого пулемета в достижении побед нашими летчиками столь велики, что о нем стоит поговорить более подробно. Какова история его создания, боевая судьба? В чем достоинства, преимущества перед аналогичными системами?

Схема пулемета разработана конструктором Борисом Гаврииловичем Шпитальным с помощью Иринарха Андреевича Комарицкого. В ее доработке приняли участие И.А.Пастухов, П.К.Морозенко, А.А.Троненко, М.А.Мамонтов, Г.И.Никитин, К.Н.Руднев, И.П.Сомов. Пулемет был принят на вооружение 11 октября 1932 г., но затем еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции, так что серийное производство развернулось только в начале 1934 г. В итоге оружию присвоили обозначение «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального и Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка его продолжалась и после постановки производства в Туле. Большую работу провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П.И.Майна. На ШКАСе оттачивали свои конструкторские способности И.В.Савин, А.К.Норов, С.А.Ярцев, Н.Ф.Токарев.

Автоматика пулемета работала за счет отвода пороховых газов, питание осуществлялось от рассыпной металлической звеньевой ленты. Конструкция состояла из ствола с кожухом, ствольной коробки с крышкой, затворной рамы со штоком и поршнем, затвора, зубчатки, кожуха зубчатки, рычага подачи и его крышки, муфты с рукояткой заряжания, отражателя, гильзоулавливателя, спускового механизма, затыльника.

Ствол крепился в кожухе сухарным соединением. Патронник ствола – плавающего типа, то есть с продольными канавками на стенках, выходящими за передний срез гильзы (канавки Ревелли). После выстрела часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая разность давлений на стенки гильзы и силу ее сцепления со стенками патронника. Это облегчало экстракцию и предотвращало разрыв гильзы при высоких скоростях движения затвора. В 180 мм от дульного среза в стенке ствола выполнялось поперечное газоотводное отверстие. Газовая камора закрытого типа располагалась над стволом и снабжалась пробкой – газовым регулятором с тремя отверстиями диаметрами 2,5, 3,0 и 3,5 мм. Кожух со стволом крепился к ствольной коробке соединительной муфтой. Охлаждение ствола было воздушным, хотя в 1939 г. испытывался вариант и с водяным охлаждением.

Ведущим звеном автоматики служила затворная рама, жестко связанная со штоком поршня. В канале штока помещалась трехжильная возвратно-боевая пружина. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, при этом задний скошенный срез затвора вставал на боевой упор ствольной коробки позади приемного окна. Запирание и отпирание затвора производил фигурный вертикальный выступ затворной рамы. Общая масса подвижной системы составляла 921 г, скорость движения назад – от 9,0 (при газоотводном отверстии 2,5 мм) до 12,1 м/с (при отверстии 3,5 мм).

Ударник был смонтирован в затворе. Выстрел производился с заднего шептала, что естественно для пулемета с большим разогревом ствола. Боевой взвод находился на левой стороне затворной рамы. Спусковой механизм собирался в отдельном корпусе, для повышения живучести в него ввели буферную пружину шептала. При приходе затворной рамы в крайнее переднее положение (то есть после запирания затвора) ее выступ бил по ударнику.

Главной «изюминкой» ШКАСа была система питания, собственно, и позволившая достичь столь высокого темпа стрельбы – 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При движении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево. Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, при этом патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Таким образом, извлечение патрона из ленты и его подача происходили плавно – к приемному окну ствольной коробки патрон подходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Здесь его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая приподнятым вверх. Это позволяло сократить длину хода затвора. Непрерывная работа подающего механизма, снижение скоростей движения ленты и патрона при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение или перекос (правда, прочность гильзы и крепления в ней пули у авиационных патронов все же пришлось увеличить). Кроме того, описанная система позволяла уменьшить длину оружия, что немаловажно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало освободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и с помощью откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, затем включить подаватель.

 

 

Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затворной рамы и затвора. Они не только смягчали удар подвижной системы в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с малой длиной хода затвора и совмещением по времени операций перезаряжания это уменьшало длительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему ПВ-1 А.В.Надашкевича, ДА и ДА-2 В.А.Дегтярева были продолжением опыта Первой Мировой – приспособленными для авиации пехотными пулеметами «Максим» и ДП. ШКАС стал первым специально авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований своего времени. Непрерывная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина – это было реализовано в ШКАС впервые. Равно как впервые в одноствольных системах был достигнут такой темп стрельбы. В самом деле: 7,62-мм французский авиационный пулемет «Дарн» с ленточным питанием давал 1100-1200 выстр./мин, английский 7,7-мм «Виккерс»-F (магазинное питание) – 1000, американский 7,62-мм «Кольт-Браунинг» (ленточное) – 900, германский 7,92-мм MG-17 (ленточное) – 1100.

ШКАС применялся в трех вариантах. Первым получил это оружие истребитель И-16 – в виде крыльевых пулеметов без прицельных приспособлений, с тросовым механизмом перезаряжания и системой тросов для спуска.

В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе – стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике – рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной. Изменился кожух ствола. Турельную установку разработал Н.Ф.Токарев. К примеру, четыре установки Тур-8 имел бомбардировщик ТБ-3-АМ-34РН. Позднее, с созданием новых самолетов, разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок.

Наконец, в 1936 г. был принят синхронный вариант (ШКАС обр. 1936 г.), разработанный К.Н.Рудневым, В.П.Котовым, В.Н.Салищевым. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр./мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули повышало начальную скорость до 800-850 м/с.

Разработка Н.М.Елизаровым вариантов винтовочного патрона с бронебойно-зажигательной, трассирующей, зажигательной пулей завершило формирование авиационного пулеметного комплекса.

Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933 г. их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934 – 2476, то в 1937 – 13 005, в 1940 – 34 233. Правда, больший интерес к началу войны вызывало авиационное оружие более крупных калибров – на 1941 г. запланировали выпуск только 3500 пулеметов ШКАС и 30 000 запасных стволов к ним. Перечислим типы самолетов, на которых стояли ШКАСы: истребители

И-16, И-153, Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, МиГ-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщики ТБ-3, ТБ-7, СБ, Су-2, Пе-2, Ту-2, Ил-4, Ер-2, У-2 (По-2), разведчики Р5-ССС, P-Z, Бе-2 (корабельный), военные варианты Ли-2. ШКАСы ставили вместо ДШК также на торпедные катера Г-5 и Д-3.

В 1939 г. был принят и выпускался в небольшом количестве «сверхскорострельный» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики в нем сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. На СБ ставили носовые установки со спаренными ШКАС. В 1935 – 1937 гг. К.Н.Руднев, В.Н.Полюбин, А.А.Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000-6400 выстр./мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней – цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. Но показательно, что дальнейшие работы в этом направлении были прерваны в связи с планировавшимся переходом на крупнокалиберные пулеметы.

 

 

ШКАС принес Шпитальному известность. Стремительная карьера была типичным явлением в начале 1930-х годов. Впервые появившись в среде оружейных конструкторов примерно в 1930 г., Борис Гавриилович уже в 1934 получил Особое конструкторское бюро (ОКБ-15), которым руководил до 1953-го. Большую поддержку ОКБ оказывали Орджоникидзе, Тухачевский. Действовала своего рода «звездная система», когда в какой-либо области избирался один «лучший», наиболее опекаемый властью. Шпитальный стал таковым в области артиллерийско-стрелкового вооружения авиации. Попал и в поле зрения Сталина. В 1940 г. он, наряду с другими конструкторами, получил Звезду Героя Социалистического Труда и степень доктора технических наук. Сталинские премии 1941 и 1942 годов, два ордена Ленина, орден Суворова 3-й степени, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды… Увы, избежать «звездной болезни» он не сумел. Во всяком случае и Б.Л.Ванников, немало сделавший для постановки и развития производства ШКАС, тесно общавшийся со Шпитальным до войны, в бытность Наркомом вооружений, и В.Н.Новиков, заместитель Наркома вооружений в годы войны, оставили о Шпитальном не самые лицеприятные воспоминания.

Не сумел конструктор и повторить успех ШКАСа. Правда, С.В.Владимиров создал на его основе сначала 12,7-мм пулемет, а потом и 20-мм автоматическую пушку ШВАК (кстати, один из первых серийных образцов бикалиберного оружия). К началу Великой Отечественной 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. ШВАК даже стала танковой пушкой (ТНШ-20). Но война, как самый жестокий экзаменатор, похоронила надежды Шпитального на «монополию». ШКАС стали заменять на самолетах 12,7-мм УБ системы М.Е.Березина. ШВАК сначала частично сменили 23-мм ВЯ-23 А.А.Волкова и С.А.Ярцева, а с 1944 г. – Б-20 Березина. ОКБ-15 Шпитального стало регулярно проигрывать ОКБ-16 А.Э.Нудельмана – 37-мм пушку Ш-37, по предложению Наркома вооружений Д.Ф.Устинова, с конца 1942 г. заменяли в производстве на НС-37. Сдать 37-мм пушку в качестве зенитной или танковой Шпитальному не удалось. ОКБ Нудельмана обошло Шпитального и в работах над 45-мм, новой 20-мм пушкой, уже после войны – над 23- и 30-мм, конкурс на новый 12,7-мм пулемет он проиграл А.М.Афанасьеву. Не достиг большого успеха и в конкурсах на пистолет-пулемет и противотанковое ружье.

Если же исследовать происхождение цитаты, с которой мы начали наш рассказ, то окажется, что находится она в статье… самого Шпитального в тульской газете «Коммунар» от 10 мая 1965 г. (возможно, Шпитальный хотел так поздравить туляков с 20-летием Победы?). Найти другие свидетельства об этом эпизоде не удалось.

Да и сам по себе сильно смахивает он на легенду. Ведь надо признать, что немецким конструкторам уже не было смысла создавать «такой же пулемет». Авиационные пулеметы нормального калибра утратили значение уже к началу Второй Мировой – высокий темп стрельбы не мог компенсировать слабое воздействие пуль по цели. Об этом говорил опыт воздушных боев в Испании. Выпущенные в большом количестве пулеметы продолжали службу в качестве вспомогательного оружия или там, где другие поставить было сложно – как, например, на советском У-2. В послевоенные годы они возродились уже как вооружение вертолетов – то есть другой тип оружия. Не будем уж говорить о том, что для повторения схемы ШКАСа германский винтовочный патрон не подходил по конфигурации гильзы. Остроумная схема ШКАСа быстро исчерпала себя – развитие скорострельных одноствольных авиационных пулеметов пошло другими путями. Правда, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге действительно есть ШКАС, взятый советскими войсками в Берлине. Но в связи с ним ни слова не говорится об Имперской канцелярии.

Небесталанный конструктор и организатор, Шпитальный слишком много времени и сил потратил на «проталкивание» интересных, но не доведенных образцов и, мягко говоря, не слишком корректную борьбу за «славу» (помните у Шварца: «Бороться за свою славу – что может быть утомительнее»). Можно предположить, что легенда о рейхсканцелярии – часть этой борьбы…

И все же славы самого ШКАСа – первого высокотемпного авиационного пулемета – это не может умалить. Воздадим же должное и его творцу.

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАЦИОННОГО СКОРОСТРЕЛЬНОГО ПУЛЕМЕТА СИСТЕМЫ ШПИТАЛЬНОГО И КОМАРИЦКОГО (ШКАС) обр. 1934 г.

Калибр

7,62 мм

Патрон

7,62×54 мм

Масса «тела» пулемета

10,6 кг

Длина от дульного среза до конца рукоятки перезаряжания

935 мм

Длина нарезной части ствола

605 мм

Нарезы

4 правосторонних

Начальная скорость пули

775-825 м/с

Дульная энергия пули

3267-3543 Дж

Темп стрельбы

1800 выстр./мин

Масса секундного залпа

0,29 кг

Питание

металлическая звеньевая лента

Типы установок

крыльевая, турельная, синхронная

 


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Шпитальный — это… Что такое Шпитальный?

  • Шпитальный — Шпитальный, Борис Гавриилович Борис Гаврилович Шпитальный (7 августа (25 июля) 1902(19020725), Ростов на Дону  6 февраля 1972, Москва)  советский оружейный конструктор. В 1927 году окончил Московский механический институт им.… …   Википедия

  • ШПИТАЛЬНЫЙ — Борис Гаврилович (1902 72), конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемёт (ШКАС; совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК; совместно с С. В.… …   Русская история

  • Шпитальный Б. Г. — ШПИТÁЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902–72), конструктор авиац. вооружения, д р техн. наук (1940), Герой Соц. Труда (1940). Создал скорострельный пулемёт (ШКАС; совм. с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК; совм. с С.В. Владимировым, 1936) и др. В …   Биографический словарь

  • Шпитальный Б. Г. — ШПИТÁЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902–72), конструктор авиац. стрелково пушечного вооружения, доктор технич. наук (1940), Герой Соц. Труда (1940). Чл. КПСС с 1940. Окончил Моск. механич. ин т им. М. В. Ломоносова (1927). В 1930 при участии И. А …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гавриилович — (1902 1972) Борис Гавриилович Шпитальный (1902–1972) родился в Ростове на Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. — Московский механический институт имени М.В. Ломоносова по… …   Военная энциклопедия

  • Шпитальный Борис Гаврилович — Б. Г. Шпитальный Шпитальный Борис Гаврилович (1902—1972) — советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт …   Энциклопедия «Авиация»

  • Шпитальный Борис Гаврилович — Б. Г. Шпитальный Шпитальный Борис Гаврилович (1902—1972) — советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт …   Энциклопедия «Авиация»

  • ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гаврилович — (1902 72) российский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемет (ШКАС, совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК, совместно с С. В. Владимировым, 1936)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шпитальный Борис Гавриилович — [25. 7(7.8). 1902, Ростов на Дону, ‒ 6.2.1972, Москва], советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, Герой Социалистического Труда (1940), профессор (1949). Член КПСС с 1940. В 1927 окончил Московский механический институт… …   Большая советская энциклопедия

  • Шпитальный Борис Гаврилович — (1902 1972) советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт имени М. В. Ломоносова (1927). Совместно с И. А.… …   Энциклопедия техники

  • dic.academic.ru

    Шпитальный — это… Что такое Шпитальный?

  • ШПИТАЛЬНЫЙ — Борис Гаврилович (1902 72), конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемёт (ШКАС; совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК; совместно с С. В.… …   Русская история

  • Шпитальный —         Борис Гавриилович [25. 7(7.8). 1902, Ростов на Дону, 6.2.1972, Москва], советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, Герой Социалистического Труда (1940), профессор (1949). Член КПСС с 1940. В 1927 окончил Московский …   Большая советская энциклопедия

  • Шпитальный Б. Г. — ШПИТÁЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902–72), конструктор авиац. вооружения, д р техн. наук (1940), Герой Соц. Труда (1940). Создал скорострельный пулемёт (ШКАС; совм. с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК; совм. с С.В. Владимировым, 1936) и др. В …   Биографический словарь

  • Шпитальный Б. Г. — ШПИТÁЛЬНЫЙ Борис Гаврилович (1902–72), конструктор авиац. стрелково пушечного вооружения, доктор технич. наук (1940), Герой Соц. Труда (1940). Чл. КПСС с 1940. Окончил Моск. механич. ин т им. М. В. Ломоносова (1927). В 1930 при участии И. А …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гавриилович — (1902 1972) Борис Гавриилович Шпитальный (1902–1972) родился в Ростове на Дону в семье механика. В 1908 г. переехал в Москву, где окончил техническое училище, а в 1927 г. — Московский механический институт имени М.В. Ломоносова по… …   Военная энциклопедия

  • Шпитальный Борис Гаврилович — Б. Г. Шпитальный Шпитальный Борис Гаврилович (1902—1972) — советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт …   Энциклопедия «Авиация»

  • Шпитальный Борис Гаврилович — Б. Г. Шпитальный Шпитальный Борис Гаврилович (1902—1972) — советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт …   Энциклопедия «Авиация»

  • ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гаврилович — (1902 72) российский конструктор авиационного вооружения, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1940). Создал скорострельный пулемет (ШКАС, совместно с И. А. Комарицким, 1930), пушку (ШВАК, совместно с С. В. Владимировым, 1936)… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шпитальный Борис Гавриилович — [25. 7(7.8). 1902, Ростов на Дону, ‒ 6.2.1972, Москва], советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, Герой Социалистического Труда (1940), профессор (1949). Член КПСС с 1940. В 1927 окончил Московский механический институт… …   Большая советская энциклопедия

  • Шпитальный Борис Гаврилович — (1902 1972) советский конструктор авиационного стрелково пушечного вооружения, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Окончил Московский механический институт имени М. В. Ломоносова (1927). Совместно с И. А.… …   Энциклопедия техники

  • biograf.academic.ru

    Авиационные высокотемпные » Военное обозрение

    Пулемет ШКАС стал легендой отечественного оружия. Как он рождался и развивался, какую роль сыграл? В год 65-летия Победы стоит вспомнить и об этом.

    Принципиально новый


    Борис Гаврилович Шпитальный (1902–1972) проявил себя как изобретатель уже в 20-е годы. В 1927-м он окончил Московский механический институт им. М. В. Ломоносова по новой тогда специальности авиационного машиностроения, работал в Научном автомоторном институте. Среди его ранних заявок на изобретение были «Приспособление к подающему механизму пулемета для извлечения патронов из ленты» (1927), «Одноместный быстроходный танк» (1928), «Автоматическое оружие» (1929). Схему «сверхпулемета» Шпитальный предложил в 1926 году. Стремительное развитие авиации, рост скоростей и маневренности боевых самолетов и сложность размещения на нем целых «пулеметных батарей» требовали резкого увеличения скорострельности авиационного вооружения.

    Однако новая система нуждалась в существенной доработке – сказалось отсутствие у автора опыта работы с оружием. Поэтому в 1928 году в помощь Шпитальному Оружейно-пулеметный трест выделил Иринарха Андреевича Комарицкого (1891–1971), опытного тульского оружейника, участника работ по модернизации «трехлинейки», работавшего в то время в Совете военной промышленности.

    Для начала требовалось проверить саму реализуемость схемы, и в марте 1930 года трест выдал соответствующее задание Проектно-конструкторскому бюро (ПКБ) Тульского оружейного завода. Для проверки принципа работы пулемета под шифром ППРПШ Шпитальный и Комарицкий командируются в Тулу. Уже 10 мая 1930 года на стрельбище ТОЗа испытан натурный образец «прибора системы инженера Шпитального, вмонтированного на пулемете Дегтярева». Опытный образец пулемета Шпитального – Комарицкого изготовлен в Туле в октябре того же года: интерес к новому авиационному вооружению был велик и работы велись в срочном порядке.

    13 февраля 1932 года Артиллерийское управление РККА выдало заказ на изготовление семи пулеметов для проведения испытаний. Уже в начале июня 1932-го Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К. Е. Ворошилову. А 22 июня появилось постановление Реввоенсовета СССР «О работе инженера Шпитального», в котором начальнику АУ РККА предлагалось: «…а) закончить все испытания пулемета в месячный срок и к 15/VII представить его на вооружение; б) немедленно выдать заказ промышленности на 100 пулеметов системы Шпитального с изготовлением их в 1932 г.; в) в месячный срок совместно с начальником ВВС РККА проработать вопрос о плане внедрения пулеметов Шпитального на боевые самолеты и внести на утверждение РВСС».

    7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а постановлением от 11 октября 1932 года принял пулемет на вооружение. Однако еще два года ушло на технологическую доводку и некоторое упрощение конструкции. Кроме того, живучесть ствола при таком высоком темпе стрельбы оказалась в переделах 1500–2000 выстрелов, так что одновременно с выдачей в марте 1933-го заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, в производство он пошел в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального – Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством крупного оружейника П. И. Майна.

    Пулемет и установки

    ШКАС относился к системам автоматического оружия с газовым двигателем автоматики и питанием патронами из рассыпной металлической ленты. Запирание канала ствола производилось перекосом затвора вниз, стрельба – с заднего шептала. Увеличение темпа стрельбы достигалось большой скоростью движения подвижной системы (от 9 до 12 м/с) и уменьшением длины ее хода. Для этого, например, патрон перед подачей в патронник удерживался подавателем под наклоном вверх. Высокий темп стрельбы потребовал ряда специальных решений. Так, стенки патронника ствола снабдили продольными канавками, выходящими за передний срез гильзы («канавки Ревели»). При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию. Возвратно-боевая пружина выполнена трехжильной. Пружинные буфера затворной рамы и затвора смягчали удар подвижной системы в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для увеличения живучести ввели буферную пружину шептала.

    Но главной изюминкой ШКАСа была система питания. При высоких скоростях подвижной системы извлечение патрона из ленты и подача на линию досылания за один цикл автоматики неизбежно приводили бы к разрывам гильз и выпадению пуль. Подача патрона производилась особой зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся внутри неподвижного кожуха. На оси зубчатки и внутренней поверхности кожуха выполнялся винтовой паз. При повороте зубчатки патрон закраиной гильзы скользил по винтовому пазу так, что его извлечение из ленты и подача происходили за 10 выстрелов. Не менее остроумно был решен выбрасывающий механизм, удалявший гильзу за пределы оружия в два такта.

    ШКАС был первым во многих отношениях. Предшествовавшие ему авиационные пулеметы ПВ-1, ДА и ДА-2 были приспособленными для установки на самолетах наземными пулеметами «Максим» и ДП, то есть продолжали опыт Первой мировой войны. По сравнению с ПВ-1, например, ШКАС был короче и в 1,3 раза легче, более чем вдвое превосходя его по темпу стрельбы. Спаренный ДА-2 пулемет ШКАС превосходил по темпу стрельбы в 1,5 раза, был вдвое легче и опять же компактнее. Непрерывная подача ленты позволяла полностью использовать боекомплект в полете без перезаряжания и для неподвижных, и для подвижных установок. Значительно увеличивая огневую мощь самолета, ШКАС одновременно «экономил» место и массу в нем. ШКАС стал одним из первых специально разработанных авиационных пулеметов, причем с учетом текущего развития авиации и его перспектив. Из зарубежных пулеметов тех лет к специально «авиационным» можно отнести французский «Дарн» и германский MG.15. Но такой темп стрельбы в серийных одноствольных системах был достигнут впервые. Для сравнения: французский «Дарн» давал 1100–1200 выстр/мин, американский «Кольт-Браунинг» – 900, германский MG.17 – 1100. Наиболее близко к ШКАСу подошел 7,92-мм германский MG.81 модели 1938 года – в одинарном варианте он весил 6,5 кг и имел темп стрельбы 1600 выстр/мин, в спаренном (81Z) – соответственно 13 кг и 3200 выстр/мин.

    ШКАС применялся в трех вариантах. Крыльевая и турельная версии его установки были представлены на утверждение в ЦК ВКП(б) уже 17 февраля 1934 года и получили одобрение. Первым из серийных самолетов обрел это оружие истребитель И-16 – на нем установили крыльевые пулеметы. Открытая турельная установка, разработанная Н. Ф. Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. Позднее, с созданием самолетов с улучшенными скоростными характеристиками разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г. М. Можаровского и И. В. Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом. В 1937 году принят синхронный вариант, разработанный в тульском ЦКБ-14 К. Н. Рудневым, В. И. Салищевым, В. А. Галкиным, В. П. Котовым, а в 1938-м – установка синхронного ШКАСа разработки Г. Г. Куренкова, М. И. Владимирского, В. А. Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин, зато некоторое удлинение пути разгона пули увеличивало ее начальную скорость до 800–850 м/с.


    Формирование авиационного пулеметного комплекса логично завершила разработка под руководством Н. М. Елизарова вариантов 7,62-мм патрона с бронебойной пулей Б-30, бронебойно-зажигательной Б-32 (для поражения защищенных броней бензобаков), трассирующей Т-30 (позже Т-46), бронебойно-трассирующей БТ, зажигательно-пристрелочными ЗП или ПЗ. Патроны к авиационному пулемету внешне почти не отличались от «наземных», однако в их конструкции имелся ряд отличий, связанных с использованием в высокотемпном оружии: усилены стенки гильзы и крепление пуль. Для отличия патроны для ШКАСа на закраине гильзы несли букву «Ш». Патроны, помеченные красным профилем пропеллера, предназначались для стрельбы из синхронного пулемета и соответственно отвечали более жестким требованиям по времени от накола капсюля до пролета пули через плоскость винта. При снаряжении лент к авиационным пулеметам патроны с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями обычно составляли около половины.

    В производстве и на службе

    Уже 28 марта 1935 года К. Е. Ворошилов писал наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе: «Опытное самолетное строительство и серийное производство мы переводим на пулеметы ШКАС, а в 1936 году все самолеты серийного производства будут выпускаться только с этими пулеметами». Интересный штрих: если введенный в 1936 году нагрудный знак для выпускников военной школы летчиков и летнабов содержал силуэты авиабомбы и пулемета ДА, то знак выпускников школ летнабов и штурманов 1938 года – бомбы и пулемета ШКАС. Выпуск ШКАСов непрерывно нарастал: если в 1933-м их полукустарным способом собрали 365 штук, а в 1934-м – 2476, в 1935-м – 3566, то в 1937-м – 13 005, в 1938-м – 19 687. Когда в июле 1939 года из состава Тульского оружейного завода был выделен Тульский станкостроительный завод (завод № 66 НКВ, впоследствии – Тульский машиностроительный завод), ему передали производство станкового пулемета «Максим» и авиационного ШКАС. В 1940 году выпуск ШКАСов составил 34 233 штук. ШКАС стал еще и одним из первенцев в изготовлении отечественного автоматического оружия по принципу массового, поточного производства.

    Впервые ШКАСы приняли участие в воздушных боях на советских истребителях в ноябре 1936-го над Мадридом. Год спустя вооруженные ШКАСами И-16 и И-15 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в Советско-финляндской войне.

    Тактико-технические характеристики ШКАС

     

    • 7,62х54R Патрон
    • 10,6 кг Масса тела пулемета
    • 935 мм Длина пулемета
    • 605 мм Длина нарезной части ствола
    • 775-825 м/c Начальная скорость пули
    • 1800 выстр/мин Темп стрельбы
    • 0,29 кг Масса секундного залпа
    • рассыпная звеньевая лента Питание

     

    В 1935–1937 годах К. Н. Руднев, В. Н. Полюбин, А. А. Тропенков отрабатывали так называемую механическую спарку ШКАС (МСШ) – органически спаренные ШКАС с темпом стрельбы до 6000–6400 выстр/мин. Штоки пулеметов снабжались зубчатыми рейками и связывались шестерней, в результате цикл автоматики включал два цикла выстрела, а максимальная сила отдачи не превышала ее величины при одном выстреле. В доработке спарки приняли участие А. А. Мамонтов, Н. Ф. Токарев, А. А. Волков.

    Нужно сказать, что в этот период у ШКАСа появился весьма серьезный соперник – в 1936 году на ковровском заводе № 2 им. Киркижа был создан пулемет системы И. В. Савина и А. К. Норова с противоположно движущимися стволом и затвором и темпом стрельбы 2800–3000 выстр/мин. 8 июня 1937 года Комитет Обороны при Совнаркоме постановил дать заказ на серийное производство 7,62-мм пулемета Савина – Норова (СН).

    Между тем 15 мая 1937 года Шпитальный и Комарицкий закончили отработку «сверхскорострельного» Ультра-ШКАС – время цикла автоматики еще сократили, придав стволу движение вперед после отпирания. Постановлением Комитета Обороны от 13 мая 1939 года на вооружение ВВС принят турельный Ультра-ШКАС. Пулеметы Ультра-ШКАС и СН использовались на истребителях во время Советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

    Укрупнение калибра

    Работа над крупнокалиберными авиационными пулеметами началась еще до принятия ШКАСа на вооружение. В 1931 году в Коврове на основе пулемета ДК изготовили опытный 12,7-мм пулемет с увеличенным темпом стрельбы, а ПКБ Тульского оружейного завода получило задание на разработку 12,7-мм авиапулемета по образцу пулемета Шпитального. К 28 мая 1932 года в тульском ПКБ изготовили 12,7-мм пулемет, созданный на основе ШКАСа Семеном Владимировичем Владимировым (1895–1956). Пулемет не был механически «увеличенным» ШКАСом – при разработке перекомпонована система автоматики (газовая камера и шток поршня переместились под ствол), усовершенствованы механизм вращения зубчатки и затвор с автоматическим спуском ударника.

    В 1934 году принят на вооружение «12,7-мм авиационный пулемет системы Шпитального и Владимирова, ШВАК» (Шпитальный – Владимиров – авиационный – крупнокалиберный). Система питания, аналогичная ШКАСу, потребовала выпуска специально для ШВАКа 12,7-мм патрона с теми же пулями и пороховым зарядом, что и у патрона «наземного» пулемета ДК, но с выступающей закраиной гильзы. В связи с организацией производства ШВАКов на заводе № 2 Владимиров переехал в Ковров. Здесь заменой ствола он создал 20-мм автоматическую пушку ШВАК – так появился один из первых серийных образцов бикалиберного авиационного оружия.

    Тип пулеметаТурельный ШКАСКрыльевой ШКАССинхронный ШКАС
    Масса тела пулемета (кг)10,69,811,1
    Темп стрельбы (выстр/мин)18001800до 1650
    На каких самолетах ставилсяТБ-3, Ил-4, Пе-8, Ер-2, СБ, ДБ-3, Су-2, По-2, Ли-2, МБР-2, Бе-2И-16, Р5-ССС, Ил-2, Бе-2И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7

    В 1935 году на заводе № 2 изготовили 92 пулемета ШВАК и 7 опытных пушек ШВАК, а в 1936-м, когда 20-мм пушка ШВАК запущена в серийное производство – 159 пулеметов ШВАК и 300 пушек. 12,7-мм ШВАК вскоре с производства сняли.

    Выстрелы к пушке ШВАК были созданы на основе той же гильзы, но поскольку гильза стала цилиндрической, небольшой пороховой заряд ограничил мощность патрона. Правда, для авиационной пушки она была достаточной. Масса ШВАК составляла: в крыльевом варианте – 40 кг, в турельном – 42 кг, а в варианте мотор-пушки – 44,5 кг. ШВАК ставились на истребители И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, патрульный самолет-бомбардировщик МТБ-2. На бомбардировщике Пе-8, например, устанавливали два ШКАСа на носовой турели НЭБ-42, пушки ШВАК на кормовой турели КЭБ-42 и верхней турели ТУМ-5 – причем все эти турели имели электрический привод. Синхронная установка ШВАК для истребителя И-16 разработана под руководством А. Г. Ротенберга. На И-16 (И-16П) ШВАК и получили первое боевое крещение над Халхин-Голом в 1939 году. К началу Великой Отечественной войны 20-мм ШВАК и 7,62-мм ШКАС были основным и самым массовым вооружением самолетов ВВС РККА. Кроме того, ШКАС и ШВАК ставили на торпедные катера Г-5 и Д-3.

    Что касается крупнокалиберного авиационного пулемета, то в 1939 году к производству приняли 12,7-мм синхронный пулемет БС системы М. Е. Березина, а уже 22 апреля 1941 года – его же универсальный 12,7-мм УБ.

    В боях воздушных и наземных

    Свою роль в воздушных боях и ШКАС, и ШВАК сыграли. Полковник запаса Н. И. Филиппов, служивший в 171-м Тульском авиационном истребительном полку, вспоминал: «В начале войны наши истребители уступали в скорости немецким, но все равно благодаря более высокой маневренности самой машины и главное – высокой скорострельности ШКАСов мы достойно сражались с противником… Конечно, 7,62-мм патрон был слабоват – тут ничего не скажешь, но сам пулемет сработан туляками отлично. А вот ШВАКи – и пулемет, и пушка, особенно пушка – при такой же надежности, как и ШКАС, имели и более мощный патрон… Из них я сбил большинство своих противников».

    И для ШВАКов, и для ШКАСов в 30-е годы планировалась также «наземная» карьера. Так, в Туле были разработаны мотоциклетная и автомобильная установки ШКАС, оставшиеся опытными. В 1940-м заводу № 66 заказали опытную партию пулеметных станков Соколова «с универсальной головкой для наземной стрельбы из пулемета ШКАС». Это скорее всего была попытка «утилизации» авиапулеметов нормального калибра, которые вскоре должны были заменить крупнокалиберные – скажем, на 1941 год план заказов ШКАСов составлял всего 3500 штук. Для 20-мм ШВАКов в Коврове на заводе № 2 в 1935 году изготовили «универсальные» зенитно-противотанковые треножные установки. Но работа эта не дала удовлетворительного результата, тем более что 20-мм патрон ШВАК был слабоват для «противотанкового». Зато в первый период Великой Отечественной войны ШВАК нашла применение как танковая пушка. Задание на доработку пушки для установки на легкие танки Наркомат вооружения выдал уже 5 июля 1941 года. Работу выполнил А. Э. Нудельман в ОКБ-16, доводилась пушка в ОКБ-15 Шпитального. 5 декабря 1941 года «ШВАК-танковая», выполненная на основе крыльевой ШВАК, принята на вооружение. Она получила обозначение ТНШ («танковая Нудельмана – Шпитального»), ставилась на танки Т-60, Т-40С, Т-38.

    Тогда же авиационные пулеметы нашли применение в системе ПВО. 8 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «О пулеметах для ПВО города Москвы»: «1. Разрешить НКАП взять из своих запасов на самолетных заводах 150 пулеметов БТ и БК и 250 пулеметов ШКАС и оборудовать их для охраны 10 авиационных заводов от воздушного нападения по указанию ПВО. 2. Обязать ВВС – т. Жигарева немедленно доставить в Москву (на самолетах) 1000 шт. пулеметов в распоряжение ПВО г. Москвы. 3. Обязать НКАП – т. Шахурина выделить из своих запасов 100 шт. пулеметов БК и 250 шт. пулеметов ШКАС и передать их в распоряжение ПВО г. Москвы». Зенитные установки под 7,62-мм пулеметы ШКАС и 12,7-мм УБ с кольцевыми прицелами были за неделю разработаны Можаровским, Веневидовым и Афанасьевым. В том же 1941 году ШВАК на тумбовых установках использованы как зенитное вооружение бронепоезда «Ковровский большевик».

    topwar.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *