Карта расселения мусульман суннитов и шиитов… — VGil journal



Цифровая (электронная) карта мира — подробная электронная карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама).

В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

Кто такие сунниты?

Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Кто такие шииты?

Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

Доминирующей силой в 1,2-миллиардной «умме» — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

Кто такие ваххабиты?

Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

PS:
спасибо за наводку wrlfck

Метки: ваххабиты, Ислам, суниты, шииты

vgil.ru

Почему сунниты и шииты не могут жить дружно: Политика: Мир: Lenta.ru

В последние годы Ближний Восток стал ареной значимых мировых событий. «Арабская весна», крушение диктатур, войны и непрекращающееся противостояние между влиятельными игроками в регионе стали важнейшими темами международных отношений. Недавно стало известно о самых масштабных потерях арабской коалиции с начала боевых действий в Йемене. Политические и военные баталии зачастую оттесняют на второй план один из основных аспектов многовековых противоречий — религиозную рознь. Лента.ру постаралась выяснить, какое влияние на ситуацию в регионе оказывает раскол между суннитами и шиитами и в чем его причины.

«Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Пророк Аллаха», — так звучит шахада, «свидетельство», первый столп ислама. Эти слова известны каждому мусульманину, в какой бы стране мира он ни жил и на каком бы языке ни говорил. В Средневековье троекратное произнесение шахады «с искренностью в сердце» перед официальным лицом означало принятие ислама.

Противоречия между суннитами и шиитами начинаются уже с этой краткой декларации веры. В конце своей шахады шииты добавляют слова «…и Али — друг Аллаха». Правоверный халиф Али ибн Абу Талиб — один из первых руководителей молодого исламского государства, двоюродный брат пророка Мухаммеда. Убийство Али и гибель его сына Хусейна стали прологом к гражданской войне внутри мусульманского сообщества, расколовшей единую общину — умму — на суннитов и шиитов.

Сунниты полагают, что халифа нужно избирать голосованием уммы среди наиболее достойных мужчин племени курейшитов, из которого происходил Мухаммед. Шииты, в свою очередь, выступают за имамат — форму руководства, при которой высший руководитель является и духовным, и политическим лидером. Имамом, по мнению шиитов, могут быть только родственники и потомки пророка Мухаммеда. Кроме того, по словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают Коран, использующийся суннитами, фальсифицированным. По их мнению, оттуда убраны аяты (стихи), в которых говорится о необходимости назначения Али преемником Мухаммеда.

Молитва в шиитской семье

Фото: Unknown / Brooklyn Museum / Corbis / EastNews

«В суннизме запрещены изображения в мечетях, а в шиитских «хусейниях» очень много изображений Хусейна, сына Али. В шиизме даже есть течения, последователей которых заставляют поклоняться самим себе. В их мечетях вместо стен и михраба (ниша, которая указывает направление на Мекку — прим. «Ленты.ру») установлены зеркала», — рассказал Игнатенко.

На религиозные разногласия наложились этнические: суннизм в первую очередь является религией арабов, а шиизм — персов, хотя существует множество исключений. Не раз убийства, грабежи и погромы объяснялись стремлением наказать еретиков. В XVIII веке, к примеру, сунниты-ваххабиты захватили священный шиитский город Кербелу и устроили там массовую резню. Это преступление до сих пор не прощено и не забыто.

Иранский военный парад в апреле 2015 года

Фото: Morteza Nikoubazl / Zuma / Global Look

Сегодня оплотом шиизма является Иран: аятоллы считают защиту шиитов всего мира своим долгом и обвиняют суннитские страны региона в их притеснении. 20 арабских стран — за исключением Бахрейна и Ирака — преимущественно суннитские. Суннитами же являются в основном и представители многочисленных радикальных течений, воюющих в Сирии и Ираке, в том числе боевики «Исламского государства».

Материалы по теме

07:10 — 14 июля 2015

Возможно, если бы шииты и сунниты жили компактно, ситуация была бы не столь запутанной. Но в шиитском Иране, к примеру, есть нефтеносный район Хузестан, населенный суннитами. Именно там шли основные бои в ходе восьмилетней ирано-иракской войны. Аравийские монархии называют этот регион не иначе как «Арабистан» и не собираются прекращать борьбу за права суннитов Хузестана. С другой стороны, иранские лидеры порой публично называют арабский Бахрейн провинцией Ирана, намекая на то, что шиизм там исповедует подавляющее большинство населения.

Но самой горячей точкой на линии суннитско-шиитского противостояния остается Йемен. Когда началась «Арабская весна», диктатор Али Абдалла Салех добровольно ушел в отставку, президентом стал Абд-Раббо Мансур Хади. Мирный переход власти в Йемене стал излюбленным примером западных политиков, которые доказывали, что авторитарные режимы Ближнего Востока можно в одночасье сменить на демократические.

Однако вскоре обнаружилось, что спокойствие это мнимое: на севере страны активизировались шииты-хоуситы, которых забыли учесть при заключении сделки между Салехом и Хади. Ранее хоуситы неоднократно воевали с президентом Салехом, но все конфликты неизменно заканчивались вничью. Новый лидер показался хоуситам слишком слабым и неспособным противостоять радикальным суннитам из «Аль-Каиды на Аравийском Полуострове» (АКАП), активно действовавшим в Йемене. Шииты решили не ждать, пока исламисты возьмут власть и перережут их как вероотступников-муртадов, и нанести удар первыми.

Сторонники хоуситов рисуют граффити на стене посольства Саудовской Аравии в Сане

Фото: Khaled Abdullah Ali Al Mahdi / Reuters

Их операции развивались успешно: хоуситские отряды объединились с войсками, верными Салеху, и стремительно прошли страну с севера на юг. Пала столица страны — Сана, и бои развернулись за южный порт Аден, последний оплот Хади. Президент и правительство бежали в Саудовскую Аравию. Суннитские власти нефтяных монархий Залива разглядели в происходящем иранский след. Тегеран не стал отрицать, что сочувствует делу хоуситов и поддерживает их, но при этом заявил, что действия повстанцев не контролирует.

Напуганный успехами шиитов в Йемене, Эр-Рияд при поддержке других суннитских стран региона в марте 2015 года начал масштабную воздушную кампанию против хоуситов, попутно поддерживая силы, верные Хади. Целью было провозглашено возвращение к власти бежавшего президента.

К концу августа 2015 года техническое превосходство арабской коалиции позволило ей отбить у хоуситов часть захваченных земель. Министр иностранных дел правительства Хади заявил, что наступление на столицу начнется в течение двух месяцев. Однако этот прогноз может оказаться слишком оптимистичным: до сих пор успехи суннитской коалиции достигались в основном за счет значительного численного и технического превосходства, и если Иран всерьез решит помочь единоверцам вооружением, ситуация может измениться.

Разумеется, объяснять конфликт между хоуситами и властями Йемена исключительно религиозными причинами было бы неверно, однако они играют значительную роль в новой «большой игре» в Заливе — столкновении интересов шиитского Ирана и суннитских стран региона.

Еще одно место, где суннитско-шиитские противоречия во многом определяют политический ландшафт, — это Ирак. Исторически в этой стране, где большинство населения составляют шииты, правящие посты занимали выходцы из суннитских кругов. После свержения режима Саддама Хусейна во главе страны наконец встало шиитское правительство, не желавшее идти на уступки суннитам, оказавшимся в меньшинстве.

Неудивительно, что когда на политической арене появились радикалы-сунниты из «Исламского государства» (ИГ), им без особых проблем удалось захватить провинцию Анбар, населенную в основном их единоверцами-суннитами. Чтобы отбить Анбар у ИГ, армии пришлось прибегнуть к помощи шиитского ополчения. Это пришлось не по вкусу местным суннитам, включая тех, которые до того сохраняли лояльность Багдаду: они считали, что шииты хотят захватить их земли. Сами шииты о чувствах суннитов особо не беспокоятся: так, операцию по освобождению города Рамади ополченцы назвали «Служим тебе, Хусейн» — в честь сына праведного халифа Али, убитого суннитами. После критики из Багдада ее переименовали в «Служим тебе, Ирак». Нередко отмечались случаи мародерства и нападений на местных суннитов при освобождении населенных пунктов.

Шиитское ополчение Ирака

Фото: Reuters

США, которые оказывают поддержку иракским частям с воздуха, относятся к участию в операциях шиитского ополчения без особого восторга, настаивая на его полной подконтрольности багдадским властям. США опасаются усиления влияния Ирана. Хотя в борьбе против ИГ Тегеран и Вашингтон оказались по одну сторону баррикад, они старательно делают вид, что никак не контактируют друг с другом. Тем не менее американские самолеты, наносящие удары по позициям ИГ, заслужили среди суннитов прозвище «шиитской авиации». А идея о том, что США выступают на стороне шиитов, активно используется в исламистской пропаганде.

При этом показательно, что до момента американского вторжения в Ирак конфессиональная принадлежность играла в стране второстепенную роль. Как отмечает директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) Вениамин Попов, «во время ирано-иракской войны солдаты-шииты фактически воевали друг с другом, на первом месте стоял вопрос гражданства, а не веры». Уже после того как офицерам-суннитам армии Саддама Хусейна запретили служить в вооруженных силах нового Ирака, они массово начали вступать в ряды исламистов. «До этого времени они вообще не задумывались, сунниты они или шииты», — подчеркнул Попов.

Сложность политики Ближнего Востока не исчерпывается противостоянием между суннитами и шиитами, однако оно оказывает существенное влияние на происходящее, и без учета этого фактора невозможно составить полное представление о ситуации. «Можно говорить о переплетении противоречий — религиозных, политических, исторических и геополитических конфликтов, — отмечает Игнатенко, — в них нельзя найти начальную нить, и разрешить их невозможно». С другой стороны, нередко звучат мнения о том, что религиозные разногласия — лишь ширма для прикрытия истинных политических интересов.

Пока политики и духовные лидеры пытаются распутать клубок ближневосточных проблем, конфликты региона выплескиваются за его пределы: 7 сентября стало известно, что в Европу под видом беженцев проникли до четырех тысяч боевиков ИГ (террористической группировки «Исламское государство», деятельность которой запрещена на территории России).

lenta.ru

Сунниты, алавиты и все-все-все: религиозная карта войны в Сирии | Блог fanC

Конфликт в Сирии не исчезает из лент новостей пятый год подряд. Может сложиться впечатление, что воюют там уже целую вечность без веских на то причин. Оснований для обострения конфликта и его продолжительности великое множество. Сегодня речь пойдет об этно-конфессиональных различиях и противоречиях – ключевом катализаторе гражданской войны в Сирии.

Сирию едва ли можно назвать полиэтничной страной — 90% ее населения составляют арабы, и лишь оставшиеся 10% — курды и прочие меньшинства. Однако, это не касается ее конфессионального состава: можно выделить по меньшей мере пять крупных общин, и шесть, если учитывать этнический фактор.

Базовый раскол

Сунниты и шииты на карте исламского мира

Исламский мир традиционно делится на суннитов и шиитов. Вопрос различий между этими двумя течениями регулярно поднимается на просторах Интернета, и особенно активно — в связи с нынешними конфликтами на Ближнем Востоке, которые некоторые эксперты помещают в контекст внутриисламского противостояния.

Первоначально раскол произошел в связи с политическими причинами — разделение произошло по вопросу о том, кто имеет право наследовать титул халифа: шииты считали, что он должен передаваться по наследству среди потомков одного из т.н. «Праведных Халифов» — Али. Сунниты, в свою очередь считали, что титул халифа должен передаваться по согласию Уммы — исламской общины.

Однако, с течением времени раскол усиливался в вопросах религиозных практик. На завоеванных арабами территориях располагался и функционировал достаточно весомый пласт до-исламского наследия, адепты которого пытались привнести в ислам некое видение вопросов религии. Начало развиваться сектантство, особенно среди шиитов, которые находились в гораздо менее выгодном положении, чем сунниты — в первую очередь из-за своей малочисленности. Среди изолированных групп представителей шиизма возникали новые учения, которые со временем настолько разошлись с первоначальной трактовкой, что превращались в самостоятельные течения ислама. В результате разрастания отдельных религиозных сект возникли различные группы внутри шиизма, многие из которых представлены проживающими в Сирии меньшинствами: алавиты, шииты-исмаилиты, друзы и т.д.

Алавиты

Расселение алавитов в Сирии

Алавиты среди сирийских меньшинств играют, пожалуй, самую важную роль. К этой группе населения принадлежит президент страны — Башар Асад.

Данные по численности этой религиозной группы в Сирии очень сильно варьируются — от 12% до 18%, что, в общем-то, неудивительно в условиях поликонфессиональной страны, где до недавнего времени мирно уживались представители многих общин и границы самоидентификации могли сдвигаться. Немаловажную роль играет и традиционный принцип «такыйя», согласно которому алавит может исполнять обряды других религий, сохраняя веру в душе. Такой подход сформировался в период османского владычества в Сирии, которое сопровождалось гонениями на представителей этого культа. При условии, что нельзя установить точную численность общины, можно обозначить границы ее расселения — это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия, где еще с XIX в. правили алавитские шейхи.

Рамки религиозного вероучения алавитов размыты. Это достаточно закрытая группа, а внутри самой общины существуют различные течения, идеи которых никак не кодифицированы. Например, алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. В их религиозной системе существует множество мелких нюансов, которые стороннему человеку вряд ли станут ясны даже при более глубоком изучении вопроса.

Известно, что алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства: они празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.

Все указывает на то, что алавизм — даже не течение внутри шиитского ислама, а отдельная религия — настолько некоторые аспекты вероучения расходятся с тем, что традиционно понимают под исламом. По этой причине алавитов долгое время не признавали частью своего течения даже в признанном центре шиизма — Иране. Там алавитов признали мусульманами и шиитами лишь в 1973 г., и то — больше по политическим причинам, чтобы наладить отношения с новым режимом, лидером которого стал алавит Хафез Асад.

Что же касается отношений с другими конфессиями, то радикалы в лице духовного авторитета нынешних религиозных фундаменталистов — салафитов (ваххабитов) Шейхуль-Ислам Ибн Таймии — четко обозначили свое отношение к алавитам (нусайритам) еще в XIII в.:

«Эти люди, именующие себя нусайритами … хуже своим неверием, чем христиане и иудеи! Более того, даже хуже неверием, чем многие многобожники! Их вред для общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) хуже, чем вред воюющих с мусульманами неверных».

Похожее отношение к алавитам сохраняется у радикалов до сих пор. Тезис о «непринадлежности» этой общины к исламу используется по ходу всего конфликта в Сирии. Исламисты объясняли мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада — это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином.

Впрочем, религиозные противоречия не мешали суннитам и алавитам мирно уживаться в рамках одного государства. Явного дисбаланса в виде чрезмерно непропорционального представительства алавитов в кругах политической элиты не было. Своеобразный паритет наблюдается и в семье Башара Асада, который женат на мусульманке-суннитке Асме Асад. При этом, большую часть правительства также составляют сунниты. Ничто не мешает Асаду принимать участие в праздновании как Ид аль-Адха (Курбан-байрам) вместе с мусульманами-суннитами, так и Пасхи вместе с христианами, оставаясь лидером многоконфессиональной страны.

Изображение ключевой фигуры в шиизме — Али

Шииты-двунадесятники

Как уже упоминалось выше, в шиизме, несмотря на то, что самих шиитов в исламском мире меньшинство, существует огромное количество сект и ответвлений. Но и среди шиитов есть свое большинство — это шииты-двунадесятники. Они получили свое имя потому, что признают в качестве духовных авторитетов двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба, полагая, что последний из имамов исчез в детском возрасте. Его возвращения под именем Махди они ждут и поныне. Шииты-двунадесятники составляют большую часть населения Ирана, также проживая в Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне. Присутствуют они и в Сирии — правда, в количестве 750 тыс. человек — 3% населения.

Зона проживания шиитов отмечена светло-красным

Основная зона проживания шиитов-двунадесятников — в пригородах Дамаска и вдоль границы со столь же многоконфессиональным Ливаном. Там же, неподалеку от Дамаска, располагаются основные шиитские святыни Сирии — например, мечеть Саида Зейнаб, которая, как считается, построена на месте захоронения Зейнаб — внучки пророка Мухаммеда. Эта святыня очень почитаема среди шиитов и относительно недавно стала местом массового паломничества. Кроме того, защита мечети Саида Зейнаб от суннитских джихадистов стала формальным поводом для участия шиитской «Хезболлы» и иранского КСИР в сирийском конфликте на стороне Башара Асада.

Бесспорно, причина участия Ирана и его группировки-сателлита в сирийском конфликте лежит отнюдь не в религиозном поле. Речь идет о борьбе между Ираном и Саудовской Аравией, которая, в свою очередь, поддерживает исламистов в Сирии, за влияние в регионе. Сирия представляет собой ключевую точку противостояния, т.к. Иран не может просто так бросить дружественный ему режим Асада, а Саудовская Аравия имеет на Сирию свои виды.

Верхушка королевства Саудов считает, что страной с преимущественно суннитским населением не может управлять представитель другой конфессии. Тем более, господствующией в монархиях Залива конфессией является т.н. салафия — то, что на русском языке обычно понимают под ваххабизмом. Представители этого ответвления суннитского ислама — религиозные фундаменталисты, многие из которых вообще не считают мусульманами даже шиитов-двунадесятников, не говоря уже об алавитах. Салафиты называют шиитов вероотступниками, которые в их представлении приравниваются к многобожникам, а значит, безусловно заслуживают смерти. Все это увязывается со стремлением как можно больше уменьшить сферу влияния Ирана, который за последнее время укрепил свое влияние в регионе — в первую очередь за счет Ирака, элита которого после преобразований, выполненных в период американской оккупации, состоит преимущественно из шиитов (парадоксальным образом американцы помогли Ирану).

Сами шииты-двунадесятники, как и все прочие меньшинства, безоговорочно поддерживают Башара Асада, ведь от исхода нынешнего противостояния зависит не только их благополучие, но и физическое выживание.

Кровавый ритуал самоистязания на шиитский праздник Ашура

Шииты-исмаилиты

От двунадесятников эта группа сирийских шиитов отличается тем, что признает не двенадцать имамов, а только семь. Область их проживания в Сирии — округа города Саламия к югу от Хамы. Общая численность — 200 тыс. человек, что составляет всего 1% от населения страны.

Друзы

В период французского мандата над Сирией у друзов было собственное государство — на карте отмечено голубым

Друзы стоят особняком среди других шиитских ответвлений ислама. Это такой же мистический культ, как и алавизм, со своими практиками и нюансами. Главной особенностью друзов считается принцип крови: непосредственно друзом может считаться лишь тот, чьи родители были друзами. Не существует никаких ритуалов по переходу в религию друзов. Они составляют примерно 3% населения Сирии и практически все компактно проживают в районе Джабаль ад-Друз на юго-западе Сирии.

В отношениях нынешнего режима и друзов все не так просто, ведь исторически между ними и алавитами постоянно разгоралась жестокая борьба, зачастую разжигаемая сначала османскими спецслужбами, а затем и французскими. В результате друзы маневрируют между поддержкой Асада и подчеркнутым нейтралитетом.

Христиане

Христианский храм в городе Хама

В христианской общине Сирии представлены все возможные ответвления: есть и община Антиохийской православной церкви (примерно половина всех христиан Сирии), и католики (18%), а также большое число прихожан Армянской апостольской церкви и даже РПЦ. Общее число приверженцев христианства в стране — около 1,8 млн человек (около 12% населения), что превышает совокупную численность шиитов-двунадесятников и шиитов-исмаилитов. Основные районы проживания — крупные города: Дамаск, Хасеке, Дейр аз-Зор, Сувайда, Хама, Хомс, Тартус.

С самого начала конфликта христиане пострадали очень сильно. Основные центры их проживания были разрушены войной, а провинция Дейр аз-Зор и вовсе попала почти под полный контроль «Исламского государства». Исламисты на захваченных территориях заставляют христиан платить специальный налог — джизью, а во многих случаях просто убивают. Большинство христиан поддерживают законное правительство Сирии — другого выхода для выживания этой общины в стране просто нет.

Курды-сунниты

Область расселения курдов в Сирии

Курды в последнее время все чаще появляются в заголовках новостей о Сирии — в первую очередь из-за борьбы с «Исламским государством». Курды проживают в северо-восточных районах страны, где намерены создать автономию в составе Сирии.

В их самоопределении религиозная принадлежность играет второстепенную роль, они считают себя в первую очередь курдами, и лишь затем — мусульманами. Тем более, среди курдов широко распространены левые взгляды — например, популярен весьма специфический «курдский» коммунизм. Во взаимоотношениях курдов, основной ударной силой которых в Сирии является YPG/PKK, и Асада в течение войны были разные периоды — чаще всего они выступали в союзе против особо опасных группировок на севере страны, но периодически случались и конфликты. Сейчас армия Асада и YPG/PKK совместно действуют против ИГ в районе города Хасеке на северо-востоке страны.

Типичная картина среди сирийцев здорового человека: христианский священник и имам — друзья

Сунниты

Мусульмане-сунниты — наиболее многочисленная община в Сирии. По разным подсчетам они составляют около 70% населения страны. Территория расселения — практически вся Сирия, кроме районов, которые исторически населены алавитами — например, прибрежная провинция Латакия.

Как уже говорилось, война в Сирии некоторыми экспертами представляется как локальное проявление суннитско-шиитского конфликта, но надо понимать, между какими шиитами и какими суннитами разворачивается конфликт.

Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем — не простые мусульмане-сунниты, которых, к слову, и в России насчитывается до 20 млн человек, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Даже те немногие, кто заявляет о «борьбе за демократию» в Сирии, на самом деле воюют либо за тот же Шариат, либо, в лучшем случае, за доминирование своей общины. Могут ли фундаменталисты говорить от лица всех мусульман-суннитов, многие из которых, очевидно, вряд ли хотят возвращения в Средние века? Реальность нынешнего Ближнего Востока такова, что радикальным проповедникам очень просто объяснить молодым людям, что корень всех их проблем — один «неверный», который правит Сирией, и если его заменить на «правоверного» правителя, а то и вовсе установить Халифат, то жизнь наладится и самые острые проблемы исчезнут.

Идеи исламистов находят благодатную почву именно в обществах, которые испытывают проблемы социально-экономического плана, что на Ближнем Востоке встречается сплошь и рядом. Но где-то власть справляется с исламистской угрозой, а в других случаях радикалам настойчиво и обильно помогают из-за рубежа, стремясь опрокинуть легитимный режим. Те сирийские мусульмане-сунниты, которых не поглотили радикальные исламистские идеи, либо поддерживают Асада, либо просто уезжают из страны, которая превратилась в рассадник международного терроризма.

Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент. 

источник

×

cont.ws

Сунниты и шииты на Ближнем и Среднем Востоке, карта: nosikot

  • Ядерные испытания на Земле — карта-анимация

    Смотрим (14 мин!): О наших испытаниях см.тут: http://nosikot.livejournal.com/1235593.html

  • Этническая карта европейской части Османской империи

    (кликабельна!) 1861 год На что обратил внимание: — албанцы уже есть в Косово (% — неизвестен) — турки в северо-восточной Болгарии (а не на юге!)…

  • Обстановка вокруг Идлиба

    Как известно сегодня исламисты должны покануть р-н Идлиба, ситуация там примерно следующая: Там примерно 30.000 «джихадистов», не…

  • Американское военное присутствие в АТР

    Такая вот карта: Как видим 60+ тыс. в/с сейчас и есть тенденция к наращиванию, «сноска» о Филиппинах интересна, но число учений,…

  • Сунниты и шииты на карте мира

    (вот только кто шиитами Албанию насытил — не пойму — это ошибка!) Считается, что шиитов примерно 15% из полутора миллиардов мусульман на Земле…

  • Для «военных туристов» — норвежская служба безопасности выдала секретную карту обьектов НАТО !

    Норвежская служба безопасности на днях опубликовала карту расположения в стране 239 секретных обьектов, вкл. базы НАТО и пр. — и обьявила об…

  • Самые свободные страны мира!

    Карта от шизофреников из «Фридом хауса» Список самых свободных из свободных (минигос-ва не включал, в т.ч. Исландию, неоккупированную…

  • Сепаратизм в Европе на карте

    Лучше иллюстрации не нашел: Какое отношение к Европе имеет Курдистан непонятно, равно как и понятно, что авторы перепутали в Осетии север и юг -…

  • Где на Земле взрывали атомные бомбы

    Карта от Рейтерс: В основном не бомбы, конечно, а устройства, но представление дает — даже еврейско-бурские испытания в Юж.Атлантике вроде как…

  • nosikot.livejournal.com

    Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?


    Карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама). В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

    Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?

    Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

    В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

    Кто такие шииты?

    Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

    Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

    Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

    В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

    Чем отличаются сунниты от шиитов?

    Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

    Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

    Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

    Доминирующей силой в 1,2-миллиардной «умме» — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

    Кто такие ваххабиты?

    Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

    Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

    Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

    Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

    Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

    PS:
    спасибо за наводку wrlfck

    karlsonmarxx.livejournal.com

    Отличия между шиитами и суннитами. В России шииты или сунниты?: yurayakunin

    В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

    Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

    По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

    По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

    Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

    Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

    По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

    Различия в религиозной практике

    Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

    Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

    Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

    Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

    В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

    Шиитский полумесяц

    Большинство шиитов проживают в Иране, Ираке, Сирии, Ливане и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

    В России, почти все мусульмане — сунниты
    В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.

    источник

       

    yurayakunin.livejournal.com

    Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?


    Карта расселения мусульман суннитов и шиитов (карта распространения суннитской (sunni islam) и шиитской (shia islam) ветвей ислама). В последние десятилетия ислам вывинулся в первые ряды международного политического процесса в качестве не только религии, но и идеологии. Причем настолько серьезно, что сегодня воспринимается в качестве одного из важнейших факторов мировой политики. Будучи второй крупнейшей религией мира, ислам неоднороден. Мы постарались прояснить некоторые главные составные части ислама, названия которых у всех на слуху.

    Кто такие сунниты, шииты, ваххабиты?

    Суннизм — доминирующая ветвь ислама. Сунниты — в буквальном смысле этого слова — мусульмане, которые руководствуются «сунной» — сводом правил и устоев, основанных на примере жизни пророка Мухаммеда, его поступках, высказываниях в том виде, в каком они переданы сподвижниками пророка. Суннизм — доминирующая ветвь ислама. «Сунна» объясняет священную книгу мусульман — Коран — и дополняет ее. Потому традиционные последователи ислама считают следование «сунне» главным содержанием жизни каждого истинного мусульманина. Причем речь часто идет о буквальном восприятии предписаний священной книги, без каких либо модификаций.

    В некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

    Кто такие шииты?

    Шиитским религиозным процессиям присущ драматизм. В отличие от суннитов, у шиитов толкование предписания пророка возможно. Правда, только теми, кто имеет на это особое право.

    Шииты представляют собой вторую по значению и численности сторонников ветвь ислама. Само слово в переводе означает «приверженцы» или «партия Али». Так называли себя сторонники передачи власти в Арабском халифате после смерти пророка Мухаммеда одному из его родственников — Али бин Аби Талибу. Они считали, что Али имеет священное право быть халифом как ближайший родственник и ученик пророка.

    Раскол произошел практически сразу после смерти Мухаммеда. Борьба за власть в халифате в итоге привела к убийству Али в 661 году. Его сыновья Хасан и Хусейн также были убиты, причем гибель Хусейна в 680 году у города Кербелы (современный Ирак) до сих пор воспринимается шиитами как трагедия исторических масштабов.

    В наше время, в так называемый день ашуры (по мусульманскому календарю — в 10-й день месяца махаррама) во многих странах шииты проводят траурные процессии, сопровождающиеся бурным проявлением эмоций, когда участники процессии наносят себе удары цепями и саблями.

    Чем отличаются сунниты от шиитов?

    Суннитов больше, чем шиитов, но во время хаджа все разногласия забываются После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом. Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, — это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и «сунны», в частности.

    Столь большое значение, придаваемое шиитами роли Али и имамов, ставит под вопрос место самого пророка Мухаммеда. Сунниты считают, что шииты позволили себе внести в ислам «недозволенные» новшества и в этом смысле противопоставляют себя шиитам.

    Кого в мире больше — суннитов или шиитов?

    Доминирующей силой в 1,2-миллиардной «умме» — мусульманском населении мира — являются сунниты. Шииты представляют не более 10% от общего числа мусульман. Вместе с тем последователи этой ветви ислама составляют абсолютное большинство населения Ирана, больше половины населения Ирака, значительную часть мусульман Азербайджана, Ливана, Йемена и Бахрейна. Несмотря на относительную малочисленность, шииты представляют серьезную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. По мнению аналитиков, внутри исламского мира — несмотря на призывы к мусульманскому братству — существуют реальные условия сектантского раскола, поскольку шииты считают себя несправедливо обойденными в истории.

    Кто такие ваххабиты?

    Ваххабизм — учение, появившееся в исламе относительно недавно. Это учение в рамках суннизма создал в середине XVIII века религиозный деятель Саудовской Аравии Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб.

    Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесенные в ислам — например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты — и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама.

    Несмотря на крайность взглядов, ваххабиты проповедовали братство и единство мусульманского мира, осуждали роскошь, добивались социальной гармонии и следования принципам морали.

    Учение аль-Ваххаба поддержали в свое время многие аравийские шейхи. Но с получением поддержки рода Саудов, которые боролись за объединение Аравийского полуострова под их властью, ваххабизм стал религиозно-политическим учением, а в дальнейшем — официальной идеологией Саудовской Аравии, а также ряда арабских эмиратов. Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне.

    Все карты, фотографии и спутниковые фотографии находятся под защитой авторских прав и принадлежат либо автору ресурса Национальная и государственная безопасность Российской Федерации, либо размещены с разрешения государственных или частных организаций, либо частных лиц. Любое копирование указанных материалов преследуется в соответствии с нормами гражданского и уголовного законодательства Российской Федерации.

    PS:
    спасибо за наводку wrlfck

    leon-rumata.livejournal.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о