Содержание

особенности и основные предметы упряжи для лошади

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали — дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Постромочно-дышловая упряжка

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Цуг

Цуг

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом — цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Постромочная запряжка

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники — задают направление;
  • выносные — самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные — задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея — ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка — устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга — деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник — ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут — элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь — верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) — петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник — лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) — длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга — колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки — кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) — покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга — широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал — ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка — система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень — проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни — два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень — прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник — ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль — лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель — конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья — ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

7ogorod.ru

Выездная сбруя для лошадей

Содержание лошадей для эксплуатации в упряжке требует не только тщательного ухода и качественной кормежки, но также хорошего оснащения. Некоторые коневоды абсолютно не представляют, какой должна быть сбруя для лошадей. Давайте же рассмотрим указанный аксессуар, выделим его основные элементы.

Краткий экскурс в историю

Согласно археологическим сведениям, первая примитивная сбруя для повозки была изобретена еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Конструкция приспособления была чрезвычайно проста и состояла всего лишь из нескольких элементов, которые отвечали за тягу примитивных двухколесных средств передвижения.

Значение дизайну и красоте сбруи начали придавать древние персы, которые разъезжали на закрытых повозках, запряженных четверками лошадей. На то время внимание уделялось созданию упряжей, которые обеспечивали равномерное распределение тяги на каждое животное и обладали внешней привлекательностью.

Более совершенная сбруя использовалась древними греками. В этот период упряжь состояла из грудного ремня, который отвечал за тягу повозки, ярма, подпруги и вожжей. Чем богаче был хозяин лошадей, тем изысканнее была сбруя. То же можно сказать об упряжи времен Римской империи, когда распространенным транспортом выступали колесницы.

В Средневековье оснащение сбруи декоративными элементами утратило былую актуальность, поскольку повозки имели чисто практическое назначение и использовались преимущественно в качестве грузового транспорта.

Схожие черты с современной сбруя приобрела в средине шестнадцатого века во времена широкого распространения легких и удобных пассажирских экипажей. С появлением карет упряжь стала еще более совершенной. На это время сбруя шилась в расчете на использование в одиночных повозках, парах, шестерках и восьмерках.

Что представляет собой сбруя?

Выездная сбруя для лошадей – набор приспособлений, которые применяются для упряжи тягловых животных в повозку, седлания и управления. Исходя из количества коней в упряжке, выделяют парную, одноконную, бездуговую и дуговую сбрую. Подбирается набор приспособлений под каждое животное индивидуально.

В точности подогнанная сбруя для лошадей, изготовленная из качественных, надежных материалов, не только обеспечит безопасность во время передвижения, удобство управления, но также не будет причинять животному дискомфорт. Поэтому выбор сбруи выступает ответственной задачей, от которой напрямую зависит работоспособность и здоровье лошади.

Элементы сбруи лошади

Сбруя для упряжки лошадей состоит из следующих элементов:

  1. Хомут – одно из важнейших приспособлений, задачей которого выступает равномерное распределение нагрузки на плечи и шею коня. Указанный элемент помещается на шею животного в области холки, в нижней части проходит у самого основания шеи. Форма и ширина хомута подбирается индивидуально.
  2. Шлея – позволяет избежать сползания хомута во время передвижения. Представлена в виде нескольких откосных, продольных и поперечных ремней.
  3. Узда – надевается на голову лошади. Применяется для управления животным. Уздечка может быть с одним, двумя удилами или без них. Приспособление без удил используется для удержания лошади во время ее перемещения вне упряжки.
  4. Вожжи – применяются для дистанционного управления лошадью. Выполняются в виде длинных, гладких, удобных для удержания ремней. Окончания вожжей соединяются с удилами.
  5. Седелка – конструктивный элемент сбруи, что предназначен для поддержания оглобель.
  6. Чересседельник – выполняется в виде ремня, который идет от оглобли через седелку.
  7. Подпруга – используется для фиксации седла в статичном положении. Представляет собой широкий, эластичный ремень.

Типы сбруи

Давайте рассмотрим, на какие разновидности разделяется сбруя для лошадей. Фото каждой из них представлены в данном материале.

Согласно целевому назначению выделяют такие типы сбруи:

  • выездные;
  • транспортные;
  • сельскохозяйственные.

Транспортная сбруя применяется для снаряжения упряжек, предназначенных для перевозки людей и мелких грузов. Ввиду сравнительно невысоких нагрузок, такие конструкции отличаются незначительным весом и изготавливаются в расчете на многолошадные упряжки.

Сельскохозяйственная сбруя для лошадей может быть одинарной и пароконной. Конструкции выездных упряжей отличаются особым разнообразием. Их строение зависит от количества лошадей, что будут тянуть повозку. Ниже рассмотрим другие распространенные типы сбруи.

Одноконная

Одноконная сбруя для лошадей выполняется в нескольких вариантах – дуговом и бездуговом. Как следует из определения, рассчитаны такие приспособления на одно животное.

Дуговые упряжи включают в себя дуги, гужи, хомуты, супони, сиделки и чересседельники, уздечки шлеи, вожжи. Что касается бездуговых изделий, в таких конструкциях основную тяжесть повозки берет на себя прочная, широкая шлея. Зачастую наряду с одноконной сбруей применяются укороченные оглобли, что соединяются напрямую с седелкой, а не с хомутом.

Постромочная

Постромочная упряжь отличается наиболее простой конструкцией. Поэтому запросто может быть изготовлена такая сбруя для лошадей своими руками. Впрочем, несмотря на данное преимущество, ее использование приносит немалый дискомфорт, так как во время движения вперед не всегда удается контролировать перемещение повозки.

Постромочная сбруя для лошадей обеспечивает тягу за счет постромок и хомута. Ввиду минимального количества конструктивных элементов, которые отвечают за стабилизацию повозки, такую упряжь рекомендуют снабжать дополнительными тормозами.

Постромочно-дышловая

Применяется как для одноконных, так и для пароконных упряжек. Применение такой сбруи обеспечивает повышенный контроль над передвижением повозки.

Если рассматривать части сбруи лошади данного характера, основным элементом здесь выступает дышло. По этой причине постромочно-дышловая конструкция выступает не слишком подходящим решением для сельскохозяйственного использования. Основным недостатком здесь является повышенное давление дышла на хомут, что вызывает немалый дискомфорт у животных.

Сбруи для лошадей спортивные

Выступали широко распространенной разновидностью упряжи в прошлом веке. Сегодня довольно редко можно встретить коней, запряженных в двухколесные повозки.

Состоит из дышла и постромок. При этом одна лошадь или несколько животных запрягаются по бокам дышла. В то же время постромки соединяются с вагами.

Комбинированная сбруя

Комбинированная разновидность упряжи выступает западноевропейской разработкой. Применяют ее для снаряжения повозок, в которые запрягаются от 6 до 8 лошадей. При этом животные располагаются в повозке согласно габаритам, силе и росту. К примеру, у самой повозки располагаются коренастые лошади, что сдерживают движение. Далее запрягаются животные беговой породы, которые соединяются с дышлом постромками. Впереди идут наиболее слабые выносные лошади. Последние задают направление передвижения и также запрягаются постромками.

Цуг

Представляет собой немецкое изобретение. Применяется для упряжки одновременно шестерых лошадей. Аналогично сбруе спортивного типа, подобные приспособления сегодня используются не часто. При эксплуатации цуга лошади передвигаются по парам или гуськом.

В заключение

Скорость передвижения, тягловые возможности, удобство управления повозкой и комфорт для лошади в ходе езды во многом определяется качеством используемой сбруи. Изготовление и подгонка упряжи под индивидуальные параметры животного способствуют продолжительной и эффективной эксплуатации приспособления. Взвешенный подход к выбору сбруи способствует обеспечению безопасности и выполнению возложенных на нее задач.

fb.ru

Сбруя для лошадей – гужевая конная упряжь

Под сбруей для лошадей понимают комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и фиксируемых в руках человек или прикрепляемых к рабочему механизму для передвижения и работы. Правильно подобранная конская упряжь во многом определяет работоспособность лошади – сбруя принимает тягловое усилие лошади, создавая ответное давление на определенные участки тела. Применение неисправной упряжи или подобранной не по размеру ведет к быстрой утомляемости коня, нарушению работы мышц, легких, появлению болевой реакции.

Из чего состоит упряжь?

Состав сбруи имеет свои исторические, территориальные и хозяйственные особенности. Так седло и уздечка для верховых лошадей также относят к сбруе. Чаще же под упряжью понимают снаряжение для ездовых лошадей. запряженных в телеги, сани или другие подвижные механизмы.

Уздечка

Это обязательный элемент снаряжения лошади, используемый как для верховых, так и для ездовых пород. Уздечкой осуществляется регулирование движения коня – можно направить животное в соответствующую сторону натяжением поводьев, а ударами удил придают ускорение.

Части узды:

  • пара щечных ремней;
  • удила;
  • головной ремень;
  • намордник;
  • поводья;
  • налобник;
  • ремень для закрепления под ганашами (подбородочный).

Принято объединять налобные, нащечные, затылочные и подбородочные ремни в оголовье. Это основная часть сбруи, позволяющая управлять лошадью.  Поводьями регулируют направление движения запряженной лошади, а удилами можно ускорить ее темп – взнуздывание. Также на уздечке могут крепиться шоры – шторки на глазах, чтобы лошади могли смотреть только вперед.

Подбирая уздечку нужно учитывать ее соответствие размерам головы животного. Трензель должен лежать на языке в области беззубого края – не допускается его давление на зубы. Щечные, затылочные и лобные ремни довольно плотно прилегают, прочно фиксируя уздечку. А вот между ганашами и подбородочным ремнем должно поместиться три пальца.

Хомут

Этим устройством осуществляется связь лошади и прикрепляемой техники. Хомут надевают через голову лошади, чтобы он расположился на границе шеи и холки. При этом хомут нужно закрепить так, чтобы он тал параллелен оси лопатки, сверху упирался на гребень шеи, а боковые ветви лежали на мышцах. Важно учитывать размер хомута – он должен идеально подходить животному. Если хомут будет больше, то он опустится ниже, что приведет к сковыванию движений и потере работоспособности. Мелкий хомут стягивает шею, вызывая удушье.

Главный элемент хомута – деревянные клещи, изготавливаемые из прикорневой древесины вяза, березы. К внутренней поверхности клещей крепится хомутина – это перекрученный соломенный жгут, обтянутый кожей. Хомутина смягчает давление деревянных клещей на плечи и шею лошади. С наружной поверхности клещей на уровне нижней трети крепятся гужи – кожаные петли, в которые вставляются оглобли. Кроме механизма закрепления, гужи играют роль амортизации, снижая рывки телеги во время движения.

Седелка

Для поддержки хомута, оглобель и дуги применяется седелка. Также она переносит часть нагрузки с шеи на спину, снижает рывки во время старта и удары при езде по неровному грунту. Для правильной работы важно подобрать нужный размер и форму седелки. Особенность холки лошади заключается в большом количестве сухожилий и других образований из соединительной ткани, поэтом при травмах восстановительные процессы в этой области проходят медленно. Выбор формы седелки в зависимости от типа спины и холки:

  • лежачая седелка подходит лошадям с широкой холкой, она опирается на остистые отростки, мускул плеча, шеи и спины. Состоят из пары колодок с дужками, подушки, горта и покрышки;
  • для высокой и острой холки применяют стоячую седелку, упирающуюся исключительно на латеральные мышцы шеи и холки. При этом остистые отростки остаются свободными;
  • для нормальной ширины и высоты холки и спины подходит горбатая форма. Как и предыдущие собираются из пары полок, арчака, потника и двух колей, которыми крепятся горты.

Седелка крепится подпругами на спине коня на расстоянии 10-15 см позади лопаток. Подпруги затягиваются плотно (вам с трудом удастся просунуть под них два пальца). Их следует отодвинуть от грудных конечностей на 10-15 см назад, чтобы не было помех движению. Плотное затягивание подпруги обеспечивает стабильное положение седелки во время езды. Важно изготавливать подпруги из мягкой, прочной и упругой кожи шириной не менее 7 см.

Шлея

Если хомут позволяет лошади тащить телегу вперед, то шлея не дает хомуту сползти с головы лошади вместе с накатывающимся сзади грузом при движении с горы. Также функцией шлеи является удержание хомута при осаживании коня.

Шлея представляет собой систему ремней:

  • круговой – начинается от одной стороны хомута и идет по боковой поверхности лошади, под седалищными буграми на другую сторону, где опять крепится к клещам;
  • наспинный – идет вдоль позвоночного столба;
  • поперечные – короткие ремни, соединяющие два предыдущих;
  • откосые – также соединяют круговой и спинной ремни, но в задней их части;
  • боковые – крепят шлею к оглоблям.

Правильно подобранная шлея обеспечит нормальное движение лошади. Если ремни будут маленькими, то шлея сваливается на сторону, приводя к потертостям на коже. Шлея больше необходимого размера опускается на бедра, сковывая движения. У шлеи нормального размера можно просунуть ребро ладони между круговым ремнем и задней поверхности бедра.

Дополнительные элементы

В русской сбруе отличительной особенностью является использование дуги. Она дополнительно соединяет гужи с оглоблями, фиксируя их в одном положении. В результате гужи располагаются перпендикулярно хомуту, что исключает образование потертостей. Дугу необходимо делать из качественной древесины, в меру упругой, прочной и легкой. Тяжелый инвентарь будет избыточно давить на коня, а слишком податливая не позволит  хорошо запрячь. Также в небольшой степени дуга выполняет амортизирующую функцию, снижая удары оглобель.

Все части конской сбруи после чистки хранят в специальных теплых, сухих помещениях при конюшне.

Для улучшения работы седелки следует применять чересседеник, который будет распределять вес дуг и хомута на спину, снижая напряжение шеи и плеч. Это позволяет равномерно распределить тягловое усилие по спине и шее лошади.

Также в сбрую можно включить подбрюшник. Это элемент из сыромятной кожи, который сглаживает колебания хомута и дуги. При сильной скачке подбрюшник исключает возможность нанесения травм спине и холке ударами хомута, дуги или оглобель.

Управление лошадью осуществляется вожжами, изготавливаемыми из кожи, веревки или тесьмы. Материал не столь принципиален – важна его прочность и легкость. Поэтому часто делают вожжи комбинированными – часть, которую держат в руках, делают из кожи, а свободную – из тесьмы. На конце вожжей закреплены карабины, для их пристегивания.

Взаимосвязь лошади и сбруи

Упряжь надевается на лошадь, чтобы запрячь ее в телегу или другое транспортное средство. В результате получается слаженный взаимосвязанный комплекс – лошадь давит на сбрую, а та в свою очередь давит на определенные участки тела коня. На этом основано требование правильного подбора упряжи для коня.

Требования к сбруе:

  • прочность и простота изготовления;
  • универсальность хозяйственного применения;
  • соответствовать размерам лошади – не затруднять движения и дыхание.

Так как груженая телега имеет значительную массу, то для передвижения лошадь прикладывает большое усилие. Если вы неправильно подобрали сбрую (плохо закреплена, слишком узкая) или она неисправна, то давление будет неравномерным. Это провоцирует болевую реакцию, приводит к травмам, наминкам. Нередко узкая упряжь сильно сдавливает грудную клетку, что нарушает акт дыхания и кровоснабжение. Кони быстро утомляются, теряется работоспособность.

Чаще от неправильно подобранной сбруи повреждается холка, шея и плечи. Если вы неправильно затянули сбрую, то стирается шерстный покров и кожа – образуются «ожоги». У невнимательных владельцев на этом месте появляются глубокие раны. Такие повреждения требуют длительного лечения – лошади надолго выбывают из работы.

vetugolok.ru

конструкция и назначение, виды сбруи, фото и видео

Вид конного экипажа сегодня вызывает у нас ностальгию и романтику. Поэтому прокатиться в повозке, запряженной парой или даже четверкой удалых скакунов, хотели бы многие. Кстати, покат конного экипажа может стать неплохим бизнесом. Однако наличие самих лошадей и повозки недостаточно для успешной езды – необходимы также глубокие знания в области специальной сбруи, ее строения и использования. Что такое упряжь и сбруя для лошадей, а также ее виды, узнайте в нашем обзоре.

Что такое упряжь?

В прежние годы, когда лошадь была главной работницей и кормилицей крестьянской семьи, люди знали, что от правильно подобранной сбруи, ее качества зависит вся работа. Именно поэтому каждый житель деревни или даже города знал правила подгонки упряжи и ее сборки. Еще чуть раньше, когда конный экипаж был не только средством перевозки грузов, но и видом транспорта строение упряжи знали даже дети.

Итак, сбруя или упряжь для лошадей – это специальный комплекс ремней и приспособлений, надеваемый на корпус животного, для запряжки в повозку и для управления ездой. Чаще всего под словом сбруя подразумевается конская упряжь вместе с уздой и вожжами. Упряжь, находясь на корпусе и соприкасаясь с телом, непосредственно передает тягловое усилие лошади на повозку. Именно поэтому неправильно подобранная или подогнанная упряжь неравномерно распределяет давление и вызывает не только сложность езды, но и причиняет боль и дискомфорт животному. Более того при неправильной затяжке ремней можно вызвать «ожог» мягких тканей, намины и другие повреждения в результате которых лошадь теряет работоспособность.

Важно помнить, что качество ремней – это залог безопасности во время езды. Упряжь лошади должна быть прочной, универсальной и в то же время легкой (чтобы не нагружать корпус лошади), простой в уходе и ремонте. Так как чаще всего сбрую изготавливают из специальных видов мягкой сыромятной кожи, то она требует определенного ухода. Так, после работы, пропитанную потом упряжь нужно развесить на специальную вешалку или деревянный костыль в сухом хорошо проветриваемом месте. После полной просушки все шлеи и ремни смазываются техническим маслом или жиром.

Перед запряганием лошади необходимо внимательно осмотреть сбрую, проверить целостность всех ремней и исправность пряжек и защелок. Также все ремни, соприкасающиеся с телом животного нужно провести рукой с внутренней стороны, дабы проверить, нет ли каких-то заломов или постороннего мусора.

Строение и виды

В зависимости от предназначения и условий работы (транспортный экипаж, работы в поле) нужна специальная сбруя для лошади. По строению различают два основных вида упряжи: с хомутом и нагрудником. Отличаются они тем, что в первом случае основным элементом передачи тяговой силы является хомут, а во втором – шлейный нагрудник. Также упряжь различается по количеству запрягаемых лошадей: одноконная, пароконная, четверка и так далее. Также рабочая или транспортная упряжь подразделяется на дуговую, дышловую и бездуговую. Рассмотрим некоторые виды и их строение более подробно.

Русская или дуговая одноконная упряжь

Дуговая упряжь, судя по названию, отличается от других видов наличием такого элемента, как дуга. Она изготовляется из дерева специальным старинным способом сгибания и необходима для удерживания гужей вокруг оглобель. Гужи скрепляют оглобли и хомут. Раньше на Руси изготовлением дуг занимались специальные мастера, так как необходимо было не только правильно подобрать дерево, но и подготовить. Дуга должна быть одновременно очень легкой и прочной.

Вся конструкция дуговой упряжи состоит из: дуги, хомута, шлеи, седелки, чересседельника, подбрюшника, уздечки с вожжами. Смотрите схему.

Хомут – основа тяговой силы

В данной конструкции упряжи помимо дуги важным элементом является хомут. Так как он используется и в дышловой и бездуговой видах, то его роль и строение рассмотрим более подробно.

Итак, хомут – это основная часть упряжи и служит для передачи тягового усилия лошади на телегу, повозку или плуг. Как и раньше, сегодня хомуты делаются разных размеров. Длину измеряют от верхней части внутренней подушки до клещей, а ширину по уровню расположения отверстий для продевания гужей. Однако в одноконной и пароконной запряжке хомуты отличаются. В первом случае они имеют гужи, во втором – мочки. Строение хомута рассмотрим на более распространенном виде – с гужами.

Хомут состоит из:

  • пары клещей;
  • подушки;
  • двух гужей;
  • хомутины;
  • покрышки;
  • супони;
  • горты;
  • подкладки.

Важно правильно подбирать хомут для лошади, подгонять его под индивидуальные размеры. Так как он ложится на шею животного, то тесный хомут может затруднять дыхание, вызвать спазм легких, большой и свободный будет болтаться, вызывая потертости. Хомут должен плотно прилегать к телу лошади: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя – к плечам. По бокам хомут должен лежать на мускулатуре лопаток.

Для того чтобы правильно подобрать размер хомута, нужно измерить объем шеи лошади. Длину измеряют от уровня гребня у основания холки до плечелопаточного сустава. Потом к полученному числу для транспортного хомута прибавляют 3 см, а для рабочего (возовой) – 6 см.

Более подробно узнать о подборе, строении хомута, а также в целом русской упряжи, смотрите на видео (Екатерина Шарнина).

Остальные части
  1. Седелка – располагается на спине снизу холки и распределяет часть тягового усилия на спину. Также в ее задачи входит амортизация толчков вовремя езды. Подбирается по размеру холки.
  2. Чересседельник – располагается возле сиделки и удерживает оглобли и хомут с дугой, распределяя вес оглобель.
  3. Подбрюшник – снимает резкие колебания хомута, оглобель и дуги во время быстрой езды.
  4. Шлея – облегает корпус лошади и поддерживает хомут во время торможения или движения под уклон.
  5. Уздечка – используется обычная трензельная.
  6. Вожжи на одном конце имеют пряжки или карабины для пристегивания к удилам (трензель). Они должны быть удобными. Делаются из плотной тесьмы или кожи.

Часто вместе с дугой можно встретить слово «зга», это диалектное обозначение кольца на дуге, куда продевается повод. В современных дуговых упряжках зга не используется, а вожжи свободно располагаются по оба бока лошади.

Бездуговая постромочная одноконная упряжь

В бездуговой хомутовой упряжи основная роль тягового усилия так и выполняет хомут. Только в данном случае он крепится к повозке с помощью постромок. В данном случае хомут с оглоблями скрепляют ременные горты. В конструкцию сбруи входит: хомут с гужевыми мочками, постромки, седелка, подпруга, чересседельник, горты вместо гужей, уздечка с вожжами.

Если рассматривать вариант без хомута или европейский вариант упряжи, то его роль выполняет шорка, которая изготовляется из прочной кожи и состоит из нагрудного широкого ремня с кольцами. К кольцам пристегиваются постромки. Как можно увидеть на схеме, в данной конструкции шея и грудь лошади опоясывается нагрудным ремнем и шейным с кольцами для вожжей. На спине располагается седелка при необходимости с зажимом вожжей, подпруга и ремни для оглобель. На крупе располагается шлея с подхвостником или обычный ободовый ремень.

В данных конструкциях очень важную роль играет шлея, так как она распределяет давление на корпус лошади. Она должна проходить на уровне 4-5 см ниже седалищных бугров. В противном случае шлея будет слезать и натирать круп, а слишком низкая будет мешать движению лошади. Ее длина выбирается с учетом того, чтобы между ободовым ремнем и бедрами помещалась ладонь. Что касается нагрудника, то толщина верхнего ремня должна быть не менее 2,5 см, постромочных – не менее 2 см.

Дышловая пароконная

В пароконных упряжках чаще всего используется такой элемент как дышло. В конструкцию сбруи входит: дышло, хомут, постромки, уздечка с вожжами, цепь-напильник. В данном случае дышло регулирует поворот повозки, а постромки передают от хомута тяговое усилие на повозку. В некоторых регионах, в частности, в Украине, дышловая запряжка используется и для одной лошади. Считается, что из всех, эта конструкция самая простая.

 Загрузка …

Фотогалерея

Видео «Европейская упряжь под вагонет»

В данном видео от канала Дианы Галуновой вы сможете увидеть всю конструкцию и составляющие европейского экипажа вагонета, а также сбруи, прилагаемой к нему.

klyv.ru

ее строение, фото и видео

Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».

История возникновения

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;
  • Цуг.

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Видео «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей»

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

zoohoz.ru

Уздечка для лошади: состав упряжи, виды сбруи

Хорошая упряжь для лошади не менее важна, чем условия её содержания и рацион питания. Именно качественные упряжные элементы предохраняют животное от травм и снижают нагрузку во время работы.

Однако, упряжь бывает разная, поэтому перед начинающими коневодами часто встает вопрос – какую именно выбрать? Разновидности и состав лошадиной сбруи мы и рассмотрим в этой статье.

Сбруя – основные элементы

Самая распространенная упряжь для лошади состоит из сбруи и хомута. Каждая деталь должна подходить животному по комплекции и размерам, индивидуальным для каждого коня.

Важность конской сбруи подчеркивает тот факт, что с давних пор на неё денег не жалели и берегли, как зеницу ока.   Чаще всего её изготовляли на заказ, тщательно подгоняя под конкретное животное. В настоящее время готовую сбрую можно купить либо на рынке, либо в специализированном магазине.

Основными составными частями упряжи являются: хомут, уздечка для лошади, дуга, подбрюшник, вожжи и шлея, по необходимости добавляют и дополнительные элементы.

Готовая магазинная упряжь стоит дешевле заказной, но никто не даст гарантии, что все элементы покупной упряжи идеально подойдут лошади.  В связи с этим опытные коневоды рекомендуют все-таки подбирать каждый элемент по отдельности, ориентируясь на параметры конкретного животного.

Хомут является важнейшим и обязательным упряжным элементом. Именно через него происходит передача тягового усилия на повозку или сани. Хомут необходимо располагать на шее коня таким образом, чтобы он не стеснял свободу движений и не мешал свободному дыханию.  Он не должен быть ни излишне длинным, ни чересчур широким. В противном случае можно повредить кожный покров коня или нанести ему другие повреждения, снижающие тяговое усилие. Чтобы закрепить этот элемент правильно и надежно, шлея должна быть прочной и крепкой.

Назначение шлеи – удерживать на месте хомут, особенно в те моменты,  когда животное спускается под уклон или тормозит после осаживания.  Её подгоняют таким образом, чтобы между седалищными буграми животного и ободочным ремнем можно было втиснуть человеческую ладонь.

Состоит шлея из нескольких ремней. Изготавливают шлею из прочной и качественной кожи, что придает её необходимые характеристики.  Размеры этого элемента необходимо определять точно, исходя из параметров конкретного животного. Неверный размер шлеи может привести к потертостям и прочим повреждениям кожи лошади.

Также надежность и срок эксплуатации всех упряжных элементов сильно зависит от качества  подпруги. Её делают исключительно из хорошей кожи, поскольку этот материал не раздражает животного и плотно прилегает к его корпусу.

Самой сложной  частью конской упряжи специалисты считают  узду.

В её состав входят: поводья, удила и недоуздок, который обхватывает голову коня.  Самой практичной считается так называемая походная уздечка, которая дает возможность вести лошадь с помощью дублирующих поводьев, и позволяет поить её, не распрягая.

Также обязательно в составе любой упряжи присутствуют вожжи, которые бывают как кожаными, так и текстильными.

Такая часть сбруи, как седелка, предназначена  для закрепления и поддержания всей запряжки с помощью чересседельника. Седелка также участвует в передаче тягового усилия и в распределении его по спине коня.  Различают лежачую и горбатую сиделку. На спине седелка держится с помощью подпруги.

Чересседельник пропускается через седелку (откуда и название), а затем за два конца крепится к правой и левой оглобле.  Он также отвечает за поддержку веса дуги, оглобель и хомута, и за передачу тягового усилия на седелку.

Подбрюшник, как и  чересседельник – это кожаный ремень. Оба этих ремня соединены между собой с помощью кольца и крепятся к оглоблям посредством петель. Подбрюшник также фиксирует положение упряжи на животном. Его пропускают под подпругой и крепят за два конца к обеим оглоблям. Важно помнить, что высота оглобель над землей  должна быть оптимальной – не слишком высокой, но и не заниженной.

Важный элемент лошадиной сбруи – дуга. С её помощью хомут крепится к оглоблям при помощи гужей. Также дуга выполняет функцию амортизатора в случае резких рывков или сильных толчков, поэтому она должна быть не только прочной, но и упругой.

Оглобли должны быть равными по длине.

Изготавливают их обычно из прочной древесины.

Разновидности конской сбруи

Важно, чтобы сбруя была высокого качества и максимально подходила лошади по её размерам. Помимо этого, она должна быть легкой и простой в ремонте.

Упряжь бывает разной. По своему назначению она делится на:

  • сельскохозяйственную;
  • транспортную;
  • выездную.

Сельскохозяйственная, в свою очередь,  делится на одноконную и пароконную.

Транспортная предназначена для перевозки больших весов, поэтому обычно предусматривает запряжку нескольких лошадей (двух, четырех, шести и так далее).

Выездная упряжь относится к парадной, поэтому число животных в ней может различаться.

Все разновидности сбруи также делятся на одноконные, пароконные и многолошадные.

Для сельхозработ чаще всего используют одноконную упряжь. При парной запряжке лошади могут стоять рядом друг с другом, а могут – и друг за другом. Рассмотрим эти разновидности поподробнее.

Строение уздечки для лошади

Одноконная

Одноконная упряжь может быть дуговой  и бездуговой. Как понятно из названия, с её помощью запрягается одна упряжная лошадь. Дуговая состоит из:  дуги, хомута, гужей, супони,  оглобель, сиделки,  чересседельника,  шлеи, уздечки и вожжей.

При использовании бездугового варианта функцию хомута выполняет шлея, принимая на себя основной вес повозки. В её состав также входят: ременные горты, оглобли, уздечка, вожжи и так далее. Другое название такой упряжи –   оглобельно-постромочная. Нередко в таком варианте применяют более короткие оглобли, которые крепят не к хомуту (которого нет), а к седелке, лежащей на спине животного.

Постромочно-дышловая упряжь

Такой вариант одинаково хорошо подходит как для запряжки одной, так и двух лошадей. Основная часть такого варианта – дышло, жестко прикрепленное к оглоблям.

Однако, особенно если такая упряжь используется при тяге двухколесного оборудования, кони нередко травмируются из-за того, что дышло слишком сильно давит на хомут. Чтобы этого избежать и повысить работоспособность лошади, специалисты советуют надевать седелку и затягивать постромки чересседельником.

Постромочный вариант

Такой вид сбруи очень прост, но крайне неудобен. Это связано с тем, что при поступательном  движении трудно удержать повозку. Данный тип предусматривает передачу тягового усилия от хомута напрямую через постромки,  без оглобель.

Из-за их отсутствия при торможении повозка часто наезжает на коня, поэтому она должна иметь собственный тормоз.

Тачаночный тип запряжки

Предусматривает запряжку сразу четырех лошадей, стоящих рядом друг с другом.  В настоящее время встречается редко, чаще всего – в постановочных шоу. Такая упряжь относится к постромочно-дышловой. С помощью центрального дышла запрягают центральную пару животных, а постромками, прикрепленными к вагам – боковых (справа и слева).

Комбинированная запряжка

Эта разновидность типична для стран Европы, и предусматривает сразу большое количество коней  (обычно – от шести до восьми). В состав такой упряжки входят как дышло с постромками, так и оглобли.

При использовании такого варианта на первый план выходит подбор лошадей по ростовым и силовым показателям. Так, коренники должны быть высокими и крепкими, чтобы у них хватало сил удержать повозку.

Пристяжные лошади (в паре или в тройке с коренными) запрягаются при помощи постромок и отвечают за поворот всего экипажа. Перед коренниками ставятся кони, называемые выносными. Их также запрягают посредством  постромок. Основная их задача –  задавать общее направление.

Упряжка Цуг

Запряжка цугом – чисто немецкое изобретение. В такой упряжке – шесть лошадей (с двойным выносом).

Сейчас такой вариант практически не применяется (разве что на различных исторических шоу и при съемке кинофильмов).

Суть упряжки цугом в том, что кони  в ней идут друг за другом гуськом,  либо попарно, либо поодиночке.

Этот вариант относится к постромочно-дышловому, когда запрягается одна либо две пары коренных животных, а все остальные становятся выносными.

YouTube responded with an error: Daily Limit Exceeded. The quota will be reset at midnight Pacific Time (PT). You may monitor your quota usage and adjust limits in the API Console: https://console.developers.google.com/apis/api/youtube.googleapis.com/quotas?project=67208376783

Рейтинг автора

2

Написано статей

68

goferma.ru

что должны знать начинающие коневоды?

Лошади нуждаются не только в качественном питании и уходе, но и в хорошем оснащении. К примеру, начинающие коневоды часто понятия не имеют, что такое сбруя для лошадей и как ее выбрать для своего скакуна. В этой статье мы расскажем все об этом аксессуаре — из чего он состоит, какие виды бывают подробно с фото и видео.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Из чего состоит сбруя?

Что же такое конская сбруя и из чего она состоит? Традиционная упряжь представляет собой снаряжение, которое состоит из сбруи, хомута и седла. Все эти элементы подбираются для животного исходя из индивидуальных нужд, учитывая телосложение и габариты коня. Еще с древности коневоды никогда не скупились на сбрую — она практически всегда делалась на заказ, с учетом размеров животного и тщательно подбиралось украшение, исходя из масти и породы лошади. В настоящее время проблем с тем, чтобы приобрести сбрую, практически нет — ее можно купить как на рынке, так и в специализированном магазине.

Теперь из чего состоит украшение? В состав конной упряжи входит хомут, уздечка, дуга, вожжи, шлея, подбрюшник, в некоторых случаях могут быть добавлены и другие компоненты. Всегда дешевле будет приобрести уже готовое снаряжение, но часто бывает такое, что отдельные компоненты не подходят коню или пони. Поэтому специалисты советуют покупать все элементы отдельно.

Хомут является обязательной деталью снаряжения, его предназначение заключается в передаче тяговой силы на повозку. Этот элемент надевается таким образом, чтобы он не препятствовал дыханию и не мешал коню передвигаться. Если хомут будет очень широким или длинным, то от этого на теле животного могут появиться ссадины.

Конструкция обычной сбруи

Шлея обычно изготавливается из кожи. Для каждого коня выбирается отдельный размер шлеи — перед покупкой его нужно знать. Узда считается одним из самых сложных элементов любой упряжи. Узда состоит из удил, недоуздка, поводьев.

Не менее важным элементом является подбрюшник — эта деталь упряжи предназначена для надежной фиксации положения снаряжения. Подбрюшник фиксируется на оглоблях, а дуга крепит хомут к ним же при помощи гужей. Можно сказать, что дуга выполняет роль своеобразных амортизаторов во время рывков, поэтому она должна быть максимально прочной.

Виды сбруи

В целом все виды упряжек для коней и пони подразделяются на:

  • транспортные;
  • выездные;
  • для сельскохозяйственных нужд.

Но и эти три подвида разделяются на несколько видов.

Одноконная

Одноконное украшение может быть бездуговым или дуговым, оно может использоваться, как понятно из названия, только на одной лошади. Если упряжь дуговая, то она будет оснащена дугой, хомутом, гужью и прочими компонентами. Что касается бездуговой вариации, то в этом случае главная тяжесть повозки будет ложиться на шлею. Кроме того, такое украшение оснащено гортами и хомутом с гужевыми мочками.

Постромочно-дышловая

Такая упряжь может использоваться как для одноконной, так и для пароконной запряжки. Основным ее предназначением является регулировка передвижения повозки и вход в поворот. Самым главным элементом в данном случае является дышло, которое располагается сбоку (посередине в двуконной запряжке) и крепится либо специальной шлеей на голову, либо соединяется с хомутом соединяется.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Постромочная

Этот вид упряжи для лошади или пони довольно прост по своей конструкции, но достаточно неудобен, так как при езде вперед иногда бывает очень сложно удержать повозку. В этом случае тяга осуществляется за счет постромок и хомута. По мнению специалистов, такой тип украшения для пони или коня необходимо дополнительно оснастить тормозами, чтобы избежать повреждений лошадки.

Комбинированная

Комбинированный вид аксессуара предназначен для использования с большим количеством коней — от 6-8 голов. Комбинированные упряжи для лошадей и пони подбираются индивидуально под рост и силу животного. Самые крепкие лошадки всегда ставятся спереди колонны. Всаднику необходимо уметь хорошо обращаться с конями, поскольку именно первые две лошадки определяют направление движения.

Тачаночная

Этот тип упряжки является неактуальным сегодня, поскольку он использовался до 1900 годов. Само украшение состоит из дышла и постромок. Следует отметить, что такие упряжи предназначены для четырех коней, поэтому сегодня их встретить практически невозможно.

ЦУГ

Цуг для пони и коней представляет собой немецкое изобретение, которое может использоваться для шести животных сразу. Как и в случае с тачаночной упряжью, это украшение сегодня почти уже не эксплуатируется. При использовании цуга пони перемещаются или гуськом, или по парам. Больше о сбруях вы можете узнать из видео.

Фотогалерея


Видео «Как правильно запрячь лошадь»

О том, как правильно запрячь коня, смотрите на видео.

kykarek.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *