Содержание

Русский народный зимний костюм

Великая Россия богата не только своей историей, но и народными костюмами. Женщинам и девушкам на каждое событие отводился особый наряд, который указывал на социальное положение в обществе и статус. Но также неотъемлемой частью женского гардероба был русский народный зимний костюм, у которого тоже есть своя история. Но мы сегодня расскажем не об истории происхождения зимнего костюма, а о том, из чего состоял, собственно говоря, этот наряд.

Зимние русские народные костюмы

В отличие от мужчин, у которых было все довольно просто, женщинам зимой приходилось сложнее, потому что нужно было надевать на себя целую уйму одежды.

Если в теплое время года нарядом являлся сарафан и нижнее хлопчатобумажное платье, то зимой для пошива одежды использовались более теплые ткани, а одежды становилось больше. Так, к примеру, в русский народный женский зимний костюм входили такие элементы одежды, как:

  1. Шубейка – короткая зимняя распашная верхняя одежда, сшитая из парчи и утепленная ватином. В комплекте к шубейке обычно шились меховая подкладка и меховой воротник. Шубейку могли носить женщины из высшего общества, и надевался он лишь по праздникам.
  2. Суконный опашень – длинная выходная верхняя одежда. Застегивался опашень сверху донизу пуговицами, а края одежды декорировались шитьем из золотых ниток. Рукава были длинные, но с разрезами, поэтому они висели.
  3. Душегрея – короткая распашная одежда, которая обычно надевалась поверх сарафана. Для ее пошива использовались дорогие узорчатые ткани, а края декорировали каймой. Носили ее все женщины, независимо от социального статуса.
  4. Телогрея – распашная одежда, имеющая пуговицы или завязки и достигающая длины до бедер. По форме и силуэту очень напоминала шубку. Шилась телогрея из дорогих тканей, таких как, парча, атлас, бархат и мех.
  5. Шубы и шубки – теплая верхняя одежда, наличие которой говорило о состоятельности и обычно доставалась она девушкам в приданное от родителей. Крестьянские женщины также носили шубы, но шились они из овечьей шерсти.
  6. Также в русский народный костюм входили и чулки, которые зимой были крайне необходимы женщинам. Голенище было связано из шерстяных ниток, а носок был выполнен из овечьей пряжи.
  7. Также в зимнем женском гардеробе можно было найти теплые шали и головные уборы.

 

womanadvice.ru

Зимний русский народный костюм — Щи.ру

С давних времен Русь славилась не только богатыми традициями, но и суровыми зимами. Непростая жизнь русичей и суровый климат повлияли не только на характер народа и его традиции, но и на зимний русский народный костюм. Для зимних нарядов всех слоев населения были характерны: многослойность, теплота, практичность, не маркие цвета и вышитые языческие символы-обереги. Интересная деталь вся одежда запахивалась на левую сторону, а запах был настолько велик, что женщина за пазухой могла укутать ребенка.

Основные детали русской народной зимней одежды:


Русская народная шапка-ушанка

Шапка-ушанка это один из самых распространенных головных уборов. Изначально шапка-ушанка была исключительно мужским головным убором изготовленным из меха. Так как для большей территории Руси была характерна пушнинная живность разных видов и окраса, то соответственно и цвет шапки был разнообразный. Но преимущественно были темного цвета, так как белые и светлые меха высоко ценились. Предназначалась шапка для пребывания на улице в лютые зимние морозы, так как закрывала не только голову и затылок, но и щеки владельца. Название получила благодаря своей форме, по бокам шапки были длинные края которые по бокам закрывали уши и защищали от ветра.


Русский шерстяной платок

Шерстяной платок исконно женский головной убор, вязанный из шерсти овец, либо коз. Шерсть из которой плели платки была выткана собственноручно, а затем связана мастерицами в особый платочный узор, характерный для определенной местности. Практичный в своем применении, платок служил не только головным убором, но и пелериной для малыша, а также переноской новорождённого на груди матери. Уникальные свойства шерсти надежно защищали от холода и ветра женщин, которые повязывали его поверх обычных тканых платков. В основном платки были того же цвета, что и шерсть, из которой они связаны, но также могли быть окрашены или отделаны вышивкой из крашеных шерстяных нитей.



Русская народная шуба (шубейка)

Русская народная шуба (шубейка) прерогатива зажиточных барышень из состоятельных семей высшего сословия. Шилась шубейка из парчи, утеплялась ватином и оторачивалась меховым воротником. Самые богатые могли позволить себе и меховую подкладку для шубейки. Обязательно расшивалась пестрыми узорами, в основном цветочными. Шубейка была короткой, до пояса, но богато украшалась, поэтому считалась нарядом для особых случаев.


Валенки русские народные

Валенки русские народные универсальная обувь для как для мужчин, так и для женщин. Изготавливались из валяной шерсти овец, носили валенки в сухие зимние морозы, так как они боятся воды. Изначально валенки могли себе позволить только зажиточное население, но позже, когда валенки стали более распространены, они сменили волойночные сапоги крестьян.


schci.ru

Русский национальный костюм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017; проверки требуют 12 правок. Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812 Wahlen A. Moeurs. «Русские крестьяне Тверской губернии», 1844 г.

Русский национальный костюм

ru.wikipedia.org

Тема урока: "Русский народный женский костюм"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тема «Русский народный женский костюм» – интерпретация темы «Народная праздничная одежда», взятой из программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для пятиклассников.

По программе на изучение данной темы отводится два урока. Первый урок можно посвятить изучению русского народного женского костюма, второй урок – изучению русского народного мужского костюма.

Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать. Все названия элементов женского русского народного костюма необходимо перечислить подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный летний женский костюм, нарядная одежда и зимнее платье, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.

Необходимо также показать, как одевались женщины в разных губерниях и районах России в девятнадцатом веке.

Опираясь на многолетний опыт работы в средней школе и имея представление о творческих возможностях пятиклассников, делаю определенный вывод, что основной массе детей трудно рисовать фигуру человека в костюме.

В этой теме хотелось бы акцентировать все внимание не на рисовании фигуры человека, а на изображении и декорировании одежды. Поэтому, чтобы упростить задачу восприятия силуэта костюма, были разработаны шаблоны сарафана и кокошника. Дети быстро обводят по контуру форму сарафана и кокошника и, опираясь на таблицы с изображениями цветовой гаммы и видов орнаментов, применяя графитный карандаш и линейку (по желанию), наносят декор. Использование фломастеров в качестве вспомогательных инструментов декорирования цветом ускорит выполнение задания.

Кроме шаблонов по данной теме была разработана презентация. Презентация, посвященная русскому народному женскому костюму, имеет длительный срок создания. Первоначально, как табличные приложения к уроку, были разработаны такие наглядные пособия: технологическая карта, цветовая гамма орнамента, геометрия орнамента, состоящая из четырех вариантов (орнамента центральной полосы и подузора верха сарафана, орнамента рукава и подузора ворота рубашки). И созданы образцы рисунков кокошника и сарафана.

С приходом информационных технологий в среднюю школу возникла потребность объединения всех приложений к уроку в единый комплект. Таким образом, возникла идея создания презентации.

Всем школьникам с раннего детства необходимо прививать эстетическое восприятие произведений искусства и художественный вкус. Мне, как профессиональному художнику, несложно было придумать художественное оформление слайдов. Но из-за нехватки времени я использовала  готовые иллюстрации костюмов, созданные известным художником – графиком Маланичевым Робертом Ивановичем для оформления историко-этнографического справочника «Народы мира», выпущенного издательством «Советская энциклопедия» в Москве в 1988 году. На мой взгляд – это одни из лучших  иллюстраций, посвященные русскому народному женскому костюму.

Надеюсь, что разработанную статью и презентацию к уроку изобразительного искусства в пятом классе по теме «Русский народный женский костюм» будут использовать учителя-предметники, также они смогут сэкономить время при подготовке к уроку по данной теме.

Вид урока: комбинированный.

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.
    • Научить пользоваться шаблонами.
    • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
    • Выделить цветовую гамму.
    • Объединить элементы костюма в целостный образ.
  • Развивающие:
    • Художественный вкус.
    • Логическое мышление.
    • Цветовое и формальное восприятие.
  • Воспитательные:
    • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
    • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный каран­даш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

План урока:

1. Организационная работа (2 минуты).
2. Работа с презентацией (15 минуты).
3. Практическая работа (25 минуты).
4. Подведение итогов (3 минуты).

ХОД УРОКА

I. Историческая справка

Введение

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крес­тьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь.
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

СЛАЙД 2

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

СЛАЙД 3

Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.
Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.
На голову одевали ко­кошник.
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

СЛАЙД 4

Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
 Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

СЛАЙД 5

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

II. Технологическая карта изделия

СЛАЙД 6

Технологическая карта:

1 этап (работа с шаблоном).

На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок 1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника <Рисунок 2>.

Рис. 1

Рис. 2

2 этап (прорисовывание деталей).

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

3 этап (украшение орнаментом).

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

СЛАЙД 7 

Цветовая гамма орнамента.

Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

СЛАЙДЫ 8-11

Геометрия орнамента.

На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

СЛАЙД 12

Украшение кокошника.

Образец  кокошника.

СЛАЙД 13

Украшение сарафана.

Образец готового изделия.

III. Практическая работа обучающихся.

IV. Подведение итогов.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.

Интернет ресурсы:

http://biblioteka.teatr-obraz.ru
http://creatioart.ru/dictionary
http://dic.academic.ru
http://fasmer-dictionary.info
http://ozhegjv.info
http://ru.wikipedia.org
http://russia.yaxy.ru

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Русский народный костюм - традиционная одежда восточных славян, детская, женская и мужская, стиль символики на праздничных нарядах

В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.

Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.

Взгляд в древнейшую историю славянского костюма

Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.

Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.

В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.

Мужская славянская одежда

Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:

  • Простой рубахи;
  • Порток или штанов;
  • Свитки или кафтана.

Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.

Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.

Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.

Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.

Одежда славянских женщин и различные украшения

Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:

  • Различной вышивкой;
  • Тесьмой;
  • Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.

Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.

В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.

Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:

  • Бусы различных цветов;
  • Ожерелья;
  • Массивные браслеты;
  • Кольца и перстни.

Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.

Детская славянская одежда

Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.

Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.

Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.

Особенности русского народного костюма

В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.

Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.

Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.

Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.

Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.

Главные особенности русского костюма

Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:

  • Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
  • В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
  • Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
  • Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
  • Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.

Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.

Особенности женского костюма на юге России и средней полосе

Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.

В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:

  • В Сибири делались самые красивые кокошники;
  • В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
  • В Тверской – лучшее шитье золотом.

Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.

Традиционная мужская одежда в России

Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.

Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.

До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.

Русская народная рубаха и её особенности

Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.

Все русские рубахи имели следующие общие черты:

  • Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
  • Под мышками всегда вставляли ластовицу;
  • Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
  • Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
  • Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
  • Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
  • Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.

Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.

Русский сарафан

После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.

Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.

Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.

warways.ru

Русский народный костюм — Щи.ру

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.


Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

В раздел >>


Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

В раздел >>


Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

В раздел >>


На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

schci.ru

Русская народная одежда | Русская народная одежда фото

Lady 6 мая 2014 | 3 комментария

Модные течения, смелые замыслы, изощренные идеи дизайнеров одежды нет-нет, да и возвращаются к народному костюму. Ведь нигде больше не встретишь столько ярких, самобытных, тысячелетиями выверенных деталей, как в национальных одеждах, а сколько народов, столько и особенных одеяний. В таком чудесном венке одним из самых прекрасных является российский национальный костюм. И это мнение не только сугубо патриотическое: русская народная одежда издревле и доныне поражает всех своей величественной простотой.

Содержание статьи

Русская народная одежда

В национальной одежде, по которой во всем мире сразу узнается русский народ, воплощена и история страны, и беды, пережитые ее народом, и его непобедимое стремление к красоте во всем, в том числе – и в одежде. А ее практичность, яркость и утонченность не может не привлекать внимание. И с точки зрения познания истории костюма, и с целью перенять лучшие его элементы, интерес к этой части этнической культуры народа никогда не теряется.

Дизайнеры мира скрупулезно изучают русский наряд, анализируют все мельчайшие детали. А потом, на основе полученной информации, а также под впечатлением от этого настоящего произведения искусства, создается современная одежда в русском народном стиле. Реализовать народный стиль легко даже с использованием современных тканей и с учетом последних, самых капризных веяний нынешней моды.

Современная одежда с элементами русского народного стиля

Что же отличает такую одежду? Ее стиль характеризируется тем, что в нем остается верность традициям народа и его самобытности. Эта одежда – наша ностальгия по давно ушедшим временам.

Основателями моды на русские наряды были первые эмигранты, которые надежно закрепили ее в европейских странах в начале прошлого века: трактиры и салоны в российском стиле, самовары, цыгане, бублики и — народные наряды. Модельеры, в том числе и Коко Шанель, вводили в гардероб определенные элементы из русской народной одежды – жилеты, пиджаки, отороченные собольим мехом, вышитые платья в крестьянском стиле. Русская народная одежда вдохновила и Вячеслава Зайцева, выпустившего коллекцию в русской стилистике: расписные телогрейки, валенки, сарафаны. Даже Ив Сен Лоран презентовал коллекцию «Русские балеты», пестревшую яркими цветастыми платками, пышными юбками, платьями матрешки и вышитыми жилетами на овчине.

Фото с показа Вячеслава Зайцева

Сегодня из этого стиля очень востребованы Павлово-Посадские платки, которые в европейских странах воспринимаются как один из самых модных элементов одежды. Их носят по-народному, вяжут на шею, обвязывают ими голову в виде рулика-повязки, набрасывают на плечи. Не уступают им оренбургские платки, которые весят всего по нескольку грамм, но при этом являются непревзойденными по своей красоте. В большинстве модных домов Европы оренбургские платки, как и другая , включаются в лучшие коллекции. Не обошел эту тему и Жан Поль Готье.

Оренбургский платок-паутинка

Качественный платок должен проходить через кольцо

Особенно полюбились кутюрье зимние пальто с мехом, украшенные набивными рисунками. Лучшие европейские модельеры каждый год пополняют новейшие коллекции изощренных модников этими универсальными вещами. Настоящие пальто для зимы в национальном российском стиле шьются лишь из самых дорогих и качественных материалов: дубленой кожи, бархата, мехов в натуральных цветах, золотых позументов и парчи. Пальто могут быть самой разной длины, от уровня талии и до линии пяток. Также в последнее время к нам возвратилась мода на исконно русские валенки. В России, как и за рубежом, выпускаются и ортопедические современные валенки, которые расшиваются разноцветным узором, украшаются вставками из кожи, бисером и мехом. Для самых невероятно продвинутых модниц созданы даже свадебные чудо-валенки на небольших каблучках.

Павлово-посадский платок стал настоящим модным трендом

Ксения Собчак в павловопосадском платке

Алёна Водонаева

Мирослава Дума

Покорила сердца современников и русская народная мужская одежда: тулупы, шаровары, а также шапки-ушанки. Хотя пришли они в Россию в пятом веке из Прибалтики, но здесь их приняли лишь с девятнадцатого века и с той поры считают исконно русскими. В швейном цехе в Петербурге шапку усовершенствовали и добавили к ней тесемки. Со времен Великой Отечественной войны шапки-ушанки прописались и в женском гардеробе.

Из-за своей практичности и способности к трансформациям, шапки-ушанки в моде и сегодня. А благодаря фантазии наших дизайнеров они приходят в гардероб модников целого мира все в новых и новых вариациях. Чудную компанию им составляют усовершенствованные модели сапожек, чехлов для мобильников, бумажников, сумочек, ремней, варежек и множества других аксессуаров того же русского народного стиля.

Интерпретация шапки-ушанки в коллекции Жана-Поля Готье

Не осталась незадействованной, конечно, и детская русская народная одежда, благодаря которой детки по всему миру стали походить на малышей с лубяных картинок. Если такую одежду изготавливают по народным канонам и только из натуральных материалов, то она становится очень качественной, красивой и комфортной. Все мамы, отдавшие предпочтение русскому стилю в детской одежде, подтвердят, что современные народные одежки для детишек — это очень удобно, красиво и здорово. Свободного покроя рубашечки, косоворотки, сарафаны и юбки, украшенные милой вышивкой и кружевом, придают детям трогательный кукольный вид.

Одежда в русском народном стиле

Этнические мотивы в нарядах современников все больше популяризируются. Элементы русской народной одежды уже можно угадать в коллекциях, составленных на основе моды других стран. Но и в нашу культуры внедрились многие характерные детали, например, из индийского (пейсли или «огурцы»), шотландского (самобытная клетка), цыганского наряда (пестрые пышные юбки) и так далее. Конечно, и русская, и любая другая одежда слегка «осовременена», но основная идея остается: это свободные, удобные, практичные наряды. В национальном стиле лучшие дома мод предлагают сегодня свои варианты нарядов.

Ульяна Сергеенко — известный дизайнер одежды в русском стиле

Наряды из коллекции Ульяны Сергеенко

Например, — платья широких моделей, со сборками-резинками, с вышивками и складками на горловине. Рукава – реглан, короткие, со сборкой-резинкой на манжетах. Окантовка их подола немного закруглена. В народных традициях – материал натуральный (чаще всего – лен, хлопок и даже конопля). Длинные рубахи в клетку, немного удлиненные, с удобным капюшоном. Коротенькая застежка размещена спереди посредине или сбоку (вариант косоворотки). Рукава подворачиваются, крепятся хлястиком. На бедрах – эластичная резинка. Красиво и удобно!

Русские мотивы в коллекции Готье

Русские народные узоры на одежде, особенно часто применяемые в женском гардеробе, украшают и детские платьица с оборками и окантовкой из белоснежного кружева с тонкой вышивкой. По верху платья – неплотная резинка, бретельки отстегиваются; дополнено подкладкой из тонкого хлопка. Орнаментом оформляются и фланелевые рубашки, сарафаны в русском стиле, льняные туники, блузки, ленточки, повязки для волос, пояса для брюк, тканые платья с бретельками, трикотажные детские и женские брюки-капри и многая другая одежда в русском народном стиле. И если когда-то для бедных крестьян вышивка или кружево были единственной возможностью придать привычному наряду праздничности, то сегодня аналоги тех украшений приравниваются к высокому искусству.

В итоге напрашивается вывод, что современный модный человек должен уметь виртуозно сочетать джинсовую одежду и русские этнические мотивы в гардеробе. Даже деловое платье, украшенное в русском народном стиле, будет смотреться роскошно на самых строгих приемах. Поэтому позвольте себе проявить свою сущность русского человека не только в действиях, словах и помыслах, но и в одежде.

Русская народная одежда фото

Наталья Водянова

Ульяна Сергеенко в пальто от Джона Гальяно

Мирослава Дума

По  материалам сайтов:

http://kivaanna.livejournal.com/116514.html

http://kivaanna.livejournal.com/124001.html

http://www.livemaster.ru/topic/139835-russkij-natsionalnyj-kostyum-zhivaya-sila-krasoty?vr=1&inside=1

Русская народная одежда видео

Просмотры: 10834

Комментарии: 3

ladyzest.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *