ВОРОНЕЖ - родина ВДВ

Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, впервые в СССР, осуществлено полноценное десантирование боевой группы.

   Мысли о возможности быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появились вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садится практически на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927-1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для своевременой переброски войск в Средней Азии, во время борьбы с басмачами.

 В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, предназначенных для быстрой переброски по воздуху. По его замыслам такие подразделения, вооруженные в том числе и тяжелым оружием, должны были самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о "посадочных" десантах, о применении парашютов для высадки бойцов, тогда никто еще не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения пилотов, и непривлекал внимания военных специалистов.

   Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.

  В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.

   По свому примечательна история этого назначения и знакомства Мошковского и Минова. Вот как ее описывает в своей повести «С крыла на крыло» летчик–испытатель Игорь Шелест:

«Яков Мошковcкий был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело. От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.

— А я знаю, зачем вы прилетели к нам!.. — сказал он.
Минов обернулся, удивленный формой обращения. С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили. — Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как!.. — улыбнулся довольно Минов.
Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый!...
Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал... Как его?..
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!»

 В последствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».

   26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады.

   Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта.

   Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании "Ирвин". Прыжки совершались с двухмоторного самолета "Фарман-Голиаф" 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.

   Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. "Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий. на территории "противника" — прокоментировал свое задание Баранов.

  Высадку десанта решено было произвести с самолета "Фарман-Голиаф". В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков.

   Так как грузоподъемность самолета "Фарман-Голиаф" не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов, вторую группу возглавил Яков Мошковский. Длинноствольное оружие и боеприпасы было решено выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах.

   Подготовку к десантной операции закончили 31 июля. Каждый боец знал свое место в самолете и свою задачу на земле. Снаряжение десантников, состоящее из основного и запасного парашютов, было уложено и тщательно подогнано по фигуре бойца, оружие и боеприпасы упакованы в подвесные мешки и короба грузовых парашютов.

   2 августа 1930 года в 9 часов утра самолет "Фарман-Голиаф" под управлением летчика Громова поднялся в воздух. На борту самолета находилась первая группа десантников во главе с Миновым, а так же Мошковский, вылетевший с целью уточнения места выброски десанта. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле размером 600 на 800 метров вблизи хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа. Первая группа была десантирована с высоты 350 метров. Вся группа покинула борт в течение пяти секунд. Самолет развернулся и лег на обратный курс. Тем временем над площадкой на высоте 150 м прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка, и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина, в которых находились винтовки и два ручных пулемета, снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи. Подбежав к ним, парашютисты приступили к распаковке грузовых мешков.

  Вернувшийся на аэродром "Фарман-Голиаф" забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования. Приземление второй группы произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая группа. Еще через несколько минут оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения боевой задачи. В исходном районе их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.

  В разросшемся современном городе историческое место высадки первого десанта занимает территорию, парка Победы у торгового центра «Арена». В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: "Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек". А позже 4 сентября 2010 установлен памятник «Воронеж — родина ВДВ. Скульптура состоит из десантника в военной форме 1930-х годов и мальчика с моделью самолета в руках. Фигуры стоят под куполом парашюта. Автор монумента - Владимир Петрихин

www.moovso.ru

Воронеж – родина ВДВ — Союз Десантников России

– «Воронеж – город воинской славы», – читаю я на пирамиде памятного знака при въезде в столицу Черноземья. А ещё со школьных лет мне известно, что Воронеж – колыбель русского флота, в том числе военно-морского. Но то, что Воронеж – родина ВДВ, стало для меня открытием, и, думаю, не только для меня. А вот десантники точно знают, что 2 августа 1930 года на войсковых учениях в небе под Воронежем было произведено первое в истории России парашютное десантирование военного подразделения в составе 12 человек.

С этого дня Воронеж стал родиной Воздушно-десантных войск нашей Родины.

2010-й год являлся в этом плане юбилейным, и творческая группа под руководством воронежского скульптора, члена Союза художников России Владимира Назаровича Петрихина разработала проект монумента.

А.Н. Спиридонов, основатель Воронежской общественной организации ветеранов Воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Союз десантников», за свой вклад в возведение памятника «Воронеж – родина ВДВ» был награждён 2 августа 2013 года на ВДНХ в Москве, и награда эта необычна. Александр Николаевич Спиридонов – единственный в Воронежской области обладатель кортика «Маргелов».

Александр Николаевич одним из первых поддержал идею создания объединений десантников на местах. Созданные при его поддержке и участии Союзы десантников во многих районах Воронежской области стали центром притяжения активных, инициативных людей. Если где-то понадобится помощь, десантники, воспитанные и сплочённые Спиридоновым, не колеблясь скажут: «Никто, кроме нас».
Верный присяге

В канун Дня десантника, 1 августа, Михаилу Михайловичу Гогину, заместителю председателя Воронежского областного отделения Межрегиональной общественной организации ветеранов Воздушно-десантных войск и войск специального назначения «Союз десантников», исполнится 55 лет. Юбилей знаменательный, как и вехи жизненного пути увлечённого своим делом человека.

– Я родом из села Ширяево, – говорит Михаил. – У нас там народ особый. Вначале жили только острогожские казаки, потом стали селиться мастеровые люди: ткачи, кузнецы, гончары. Приезжали отовсюду, даже из Грузии. Кузнецами зачастую были цыгане. У меня в роду есть и грузины, и цыгане. Вот такое необычное содружество привело к выработке особенных характеров, стойких в любой жизненной ситуации. И ещё народ у нас поющий, танцующий, талантливый!

Михаил Гогин – автор и исполнитель песен, посвящённых десантникам, родной армии, любимой Родине. В 2008 году на XII международном фестивале «Афганский ветер» Михаил получил высшую награду – гран-при фестиваля. Есть у него и своя группа – «Батя», которую он организовал в Воронеже.

– Люблю родной край, – с теплотой в голосе признаётся Михаил Михайлович. – И родное село, и Калач. Город этот особенный, он притягивает, его нельзя не любить. Мне всегда хотелось сделать для него что-то хорошее. Поэтому я обрадовался, когда узнал, что там есть человек, который собирает десантников, Юрий Котляров. Мы тотчас связались с Юрием, пригласили в Воронеж. Вскоре в Калаче начал свою работу местный Союз десантников.

Сколько славных дел за плечами Союза! Участие в автопробегах, благотворительных акциях, возложение венков, открытие памятника генералу Маргелову, установка баннеров, прославляющих десантное братство, перечислить всё невозможно.

В настоящее время Михаил Михайлович работает над объединением Союзов десантников юга Воронежской области, 12-ти районов. Это нужно для того, чтобы укрепить позиции Союза десантников России в Воронежской области, вести военно-патриотическое воспитание не только молодёжи, но и в целом населения, так как люди черпают из Интернета самую разную информацию, и найти в ней для себя правильные выводы не каждый может.

За плечами Гогина большой опыт – военный, жизненный. Он «афганец», был начальником военной типографии на Кушке. Сильные характеры, героизм наших солдат и офицеров, боль потерь – всё прошло перед его глазами… В запас он вышел в 1991 году.

Михаил Михайлович перебирает награды:

– Медаль «Заслуги перед РСВА», медаль «За верность десантному братству».. Орден? Тоже есть – орден «Генерала армии Маргелова». Это самая дорогая для меня награда, вручили в Москве, на ВДНХ. Альбом мой «За Батю» понравился…

Безусловно! Михаил Михайлович вправе гордиться орденом. А меня привлекла ещё одна необычная награда Гогина – медаль «За верность присяге», и я подумала: «Что может быть более почётным для человека, который однажды принёс своей стране воинскую присягу и сейчас, будучи в запасе, остаётся верен ей в каждом деле, в каждом прожитом дне».
Десантник-краевед

Есть люди, способные на гражданский подвиг. Именно так можно сказать о калачеевце Игоре Николаевиче Адамове, который однажды взял под свою опеку целый объект культурного наследия да так и заботился о нём несколько лет подряд.

Речь идёт о подземном православном монастыре в черте города, известном под названием «Калачеевская культовая пещера». Сам факт самоотверженного служения родному городу, стремление сохранить его славу и бесценное наследие седой старины произвёл на меня сильное впечатление, и я решила познакомиться с этим человеком.

Игорь Адамов улыбчив, его суждения просты и открыты. О себе рассказывает вкратце, зато подробно и охотно – о родном городе и его благоустройстве. Служил он в 21-й десантно-штурмовой бригаде краснознамённого Закавказского военного округа. Потом успешно окончил геолого-географический факультет Харьковского университета по специальности «инженерная гидрогеология», был победителем в соревнованиях по спелеотуризму.

Характер десантника предстал передо мною во всей своей силе. В 2015 году Игорь Адамов, лейтенант запаса, призванный на переподготовку, был награждён грамотой губернатора Воронежской области А.В. Гордеева – «за высокий профессионализм и мастерство, умелое командование личным составом подразделения». Вернулся он с погонами старшего лейтенанта – по приказу Министра обороны Российской Федерации С. Шойгу.

После военных сборов Адамов пришёл в районный Дом культуры, так как надо было устранить бесчисленное количество неполадок после наспех сделанного капитального ремонта здания. Обнаружив в подвале РДК разбросанный фотоархив, Игорь бережно собрал его, развесил на стенах фото гремевшей в Калаче в 60-70-х годах театральной труппы, ныне не существующих фотостудии и студии кино-документалистики, сделал целую картинную галерею. Его и сейчас не оставляет мысль привести этот архив в порядок, сохранить – для людей, для города.

Работая в РДК «Юбилейный» на должности начхоза, Адамов участвовал в благоустройстве городского парка, и снова – для людей, для города.

Мне стало понятно, что заставляло Игоря Адамова по собственной инициативе расчищать вход в пещеру после зимы, косить траву вокруг, дежурить у входа, покупать навесные замки на дверь, когда их срезали ночью представители резвой молодёжи, уговаривать подвыпивших незваных посетителей прийти в другой раз, проводить каждый год бесчисленное количество экскурсий для туристов, паломников, местных жителей и приезжих, не отказывая никому.

Адамову охотно помогали товарищи по Союзу десантников, пенсионеры, предприниматели, просто неравнодушные люди. Вместе ставили рекламный щит, чистили заброшенный сад возле пещеры, устанавливали перила, чтобы людям удобно было подниматься вверх по горе.

Заботясь о пещере, он сотрудничал с местной администрацией, стал одним из учредителей НКО «Калачеевские краеведы» и был очень рад, что на восстановление объекта культурного наследия в июне нынешнего года немалые средства выделил Минстрой.

9 мая 2018 года Игорь Адамов был награждён медалью «За верность десантному братству», а я учредила бы для него награду «За верность родному краю».

Елена Свиридова

sdrvdv.ru

Воронеж - родина ВДВ, история зарождения десантных войск

В одном из парков Воронежа стоит памятник воздушным десантникам. Однако не знакомые с историей города люди часто не понимают, почему Воронеж – родина ВДВ. Нередко этот славный род войск ассоциируется у них с другими городами нашей необъятной страны. Возможно потому, что Воронеж – не единственный город, тесно связанный с историей «голубых беретов». Но при этом есть веские причины полагать их родиной именно Воронеж.

Первым делом – парашюты

А началось все не с десанта, а с авиации. В конце 20-х годов ХХ века в СССР остро стояла проблема применения летчиками парашютов. Они-то были. Но пилоты не доверяли парашютам, относились к ним без должной серьезности, часто не брали их с собой. Это увеличивало риск гибели пилота, а ведь его требовалось долго готовить, затрачивая на это большие средства!

П.И. Баранов — один из создателей военной авиации и авиапромышленности СССР

В 1928 году П.И. Баранов, начальник военной авиации СССР, после одного из совещаний поинтересовался мнением комбрига Л.Г. Минова о перспективах применения парашютов военными летчиками. Комбриг заявил, что полагает средства спасения необходимыми.

Тогда его отправили в командировку в США – изучать особенности обеспечения безопасности летного состава и специфику применения парашютов. Комбриг подчинился решению командования неохотно. Но в Америке ему самому предложили попробовать совершить прыжок с парашютом. Минов прыгнул, а потом сразу дал согласие участвовать в соревнованиях на точность приземления и занял на них третье место!

Л.Г.Минов перед первым прыжком в США

Как «опытный парашютист», Л.Г. Минов вскоре стал первым в СССР наставником по парашютному делу.

Диверсанты с крыльями

Теория десантирования тем временем развивалась параллельно. В принципе, бывали эпизоды с заброской с помощью самолетов людей на позиции противника или в его тыл с определенным разведывательным или боевым заданием. В Красной армии эту идею продвигал маршал Тухачевский (тогда еще не репрессированный).

Но парашюты «приземленному» Тухачевскому и в голову не приходили. Десант ему виделся как доставка самолетом в нужный район группы бойцов с необходимым снаряжением для выполнения определенного задания. Для высадки людей и снаряжения самолет должен был приземлиться, благо в то время позволительно было обходиться без аэродромов и садиться на любую сколько-нибудь ровную поверхность.

Подобный метод потом использовался во время Великой Отечественной войны для доставки людей и снаряжения в партизанские отряды. Но он требовал довольно серьезной подготовки и был пригоден далеко не для всякой местности.

Инструктор и первый доброволец

А Л.Г. Минову тем временем было предложено провести показательные занятия на базе 53-й эскадрильи 11 авиабригады. Относилась часть к Московскому военному округу, но базировалась в Воронеже. Уже после принятия решения о проведении таких занятий стало известно о гибели в катастрофе 7 пилотов этой бригады, включая ее командира. Парашютами пользоваться они не умели… Учения с участием Минова должны были стать пропагандой парашюта как средства спасения пилота, продемонстрировать летчикам его пользу и надежность и побудить не пренебрегать им.

Минов Леонид Григорьевич, советский летчик и парашютист

Показательные выступления Л.Г. Минова были назначены на 26 июля 1930 года. Прочим советским пилотам он, с его небогатым еще опытом прыжков и дипломом от американцев, казался асом парашютного дела. Для первого выступления Минов сумел найти только одного добровольца, согласившегося немедленно повторить рискованный опыт.

Точнее, доброволец нашел его сам. Дежурный по авиабригаде Яков Мошковский во время первого (после возвращения из Америки) визита Минова в Воронеж позабыл о субординации и напрямую попросил считать его первым кандидатом на прыжок с парашютом. Минов не забыл молодого пилота, и Мошковский стал его первым помощником-добровольцем.

Бедный доброволец далеко не сразу решился шагнуть за борт самолета, повторяя действия инструктора. Но все же решился, и благодаря этому шагу превратился в инструктора-парашютиста №2.

Показательные выступления удались на славу, оба парашютиста-десантника приземлились весьма удачно, и вслед за Яковом Мошковским осмелели и другие пилоты. Всего 26 июля 1930 года свои первые прыжки в Воронеже совершили 5 человек.

Значок с куполом

В то время любые достижения, связанные с армией, обороноспособностью страны, широко пропагандировались и считались достойными подражания. Вскоре после показательных выступлений Минова в Воронеже парашютный спорт стал массовым явлением на территории СССР. В 1934 году появилось официальное спортивное звание мастера по этому направлению. Минов получил удостоверение №1, а Мошковский — №2. Известным стал значок парашютиста с изображением купола.

Я.Мошковский и Л.Минов, архивное фото

Совершить хотя бы один прыжок с парашютом стало делом чести не только продвинутых комсомольцев, но и почти всех, кто был хоть как-то связан с армией. Известно, что даже маршал Буденный (вообще-то настороженно относившийся к военным новшествам) прыгал с парашютом, причем на момент прыжка ему было 48 лет!

Сегодня десантники и спортсмены-парашютисты творят в небе такое, о чем Минов с Мошковским и мечтать не могли. Но они работали не ради спортивных медалей – их задачей было повысить уровень безопасности летного состава в военной авиации и изучить возможности применения парашютов для доставки людей и грузов в нужную точку по воздуху.

День рождения десанта

Работа Минова на учениях в Воронеже заслужила одобрение высокого армейского начальства, и П.И. Баранов предложил ему попробовать организовать групповую высадку с самолета на парашютах с последующим выполнением условного боевого задания на вражеской позиции.

Для этой операции отобрали 12 человек. Все они неделю назад впервые прыгнули с парашютом, но это никого не остановило! Яков Мошковский в этом деле уже выступал заместителем и помощником Минова.

Для высадки выбрали ровный пустырь на берегу Дона в районе хутора Клочково и дачи врача К.В. Федяевского (ныне там расположен микрорайон Тенистый, входящий в состав Советского района Воронежа). Группу доставляли в два захода, так как самолет не мог взять более 7 человек за раз. Приготовления были закончены к 31 июля.

Все произошло 2 августа 1930 года. Первая группа высадилась с высоты 350, вторая – 500 метров. Мошковский десантировался дважды – с первой группой ради изучения местности, а затем (вернувшись на самолете на аэродром) уже со своей собственной. За штурвалом десантного самолета сидел летчик-испытатель М.Громов. Незадолго до учений его собственную жизнь спас парашют. Одновременно с высадкой людей отрабатывали и технологию выброса груза – с высоты 150 м воздушным десантникам сбросили два мешка и 4 короба с оружием, боеприпасами и необходимым снаряжением. Все прибыло благополучно, было распаковано, и десантная группа успешно справилась с поставленной боевой задачей.

Первый воздушный десант в Воронеже, 2 августа 1930 г.

Вот почему Воронеж – родина ВДВ. До 2 августа 1930 года не только в отечественных, но и в мировых военных анналах не было зафиксировано случаев высадки с парашютами диверсантов с четко установленным боевым заданием. Хотя официально новый род войск в этот момент еще не существовал, фактически вопрос был решен. И уже во время Великой Отечественной войны высадки воздушного десанта осуществлялись довольно часто. А 2 августа в нашей стране традиционно празднуется День парашютиста – не только десантника, любого.

Французский союзник

Кроме воронежских летчиков и американских инструкторов-парашютистов свою лепту в создание российского воздушного десанта внесли французские самолетостроители. Первых парашютистов Л.Г. Минов тренировал на французских самолетах «Фарман-Голиаф». Они могли принять на борт не более 7 человек, но зато выходить за борт на них было удобно. Парашютист просто шагал за дверь, а на прочих самолетах ему перед прыжком приходилось вылезать на плоскость крыла. Это было нелегко чисто физически, да и на нервы неопытных парашютистов действовало порядком.

Сам Л.Г. Минов первый прыжок совершил именно с крыла, но у него был особый случай – из-за высокого роста и могучего телосложения он просто не смог поместиться во внутреннем отсеке самолета вместе с инструкторами-американцами, и так и взлетал, стоя на крыле! Но своих учеников он обучал по более щадящей методе. Сперва они привыкали «выходить за дверь» «Фармана», а уж потом – вылезать на плоскости отечественных самолетов.

Самолет «Фарман Голиаф» (Farman Goliath)

Что до парашюта, то Минов обучался прыжкам на американской системе «Ирвинг». Но в России имелся свой парашют, известный как «ранец Котельникова». Принципиальных различий между конструкциями не было, и советские летчики и десантники потом использовали парашюты различного происхождения. А вот списанным «на пенсию» с летной работы воронежским «Фарманам» первые советские парашютисты остались благодарны на всю жизнь. В Воронеже высадка первого десанта 2 августа 1930 года тоже производилась с «Фарманов» – вот почему ради группы из 12 человек пришлось сделать 2 рейса. Грузы же для группы сбросили самолеты Р-1 – их тоже понадобилось целое звено.

Много позже появились специализированные десантные самолеты, способные поднимать большие группы людей и большие грузы, а также обеспечивающие удобство высадки.

Памятник первому десанту в Воронеже

Город-родина ВДВ ныне украшен двумя памятными знаками этому событию. На месте высадки десанта 1930 года в 1997 году установлен памятный знак в виде гранитной глыбы с соответствующей случаю надписью. Но более известен памятник «Воронеж – родина ВДВ», появившийся в сентябре 2010 года. Он представляет собой изображение военного в обмундировании 30-х годов и рядом с ним – мальчика, держащего в руках модель самолета. Их обоих прикрывает парашютный купол.

Каждый год во время призывов воронежские парни ищут способ попасть в ВДВ. Это признание мужества, силы и отваги – получить право служить в этих продуваемых всеми ветрами войсках.

Автор: Мария Гончарова

2vrn.ru

Памятник Десантникам "Воронеж - Родина ВДВ" в Воронеже в парке Победы

Памятник десантникам

Памятник находится в Коминтерновском районе города Воронежа, микрорайон Северный, у пересечения улицы Генерала Лизюкова и улицы 60 Армии в парке Победы у торгово-развлекательного комплекса Арена. Памятник представляет собой скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых фигур:
десантника, одетого в военную форму 30-х годов прошлого столетия, и стоящего рядом с ним подростка, держащего в руке модель самолета.
Над фигурами стальная конструкция, почти 10 метровой высоты, в виде раскрытого парашюта. Пьедестал выполнен из отполированных гранитных плит, на которых выбиты название - «Воронеж - Родина ВДВ» и флаг ВДВ.

Памятник «Воронеж - Родина ВДВ» олицетворяет Воинский долг, мужество и преемственность поколений.

Проект монумента разработан творческой группой под руководством воронежского скульптора, члена Союза художников России Петрихина Владимира Назаровича.

Это один из современных (сравнительно «молодых») памятников Воронежа.

Открытие памятника

Изначально памятник планировали открыть на 1 августа 2010 к 80-й годовщины ВДВ, однако торжественное мероприятие пришлось отложить на месяц из-за чрезвычайной ситуации, вызванной пожарами лета 2010 года.

Официальное открытие монумента «Воронеж - Родина ВДВ» состоялось 4 сентября 2010 года. Торжественная часть была превращена в целый праздник с возложением цветов к подножию скульптуры, маршем роты почетного караула, показательными выступлениями парашютистов, после чего состоялся праздничный концерт.

История возникновения ВДВ и памятника «Воронеж - Родина ВДВ»

Датой рождения Воздушно-Десантных Войск принято считать 2 августа 1930 года. В этот день, во время опытно-показательных учений ВВС Московского военного округа на окраине города Воронежа, состоялась первая в мировой истории выброска десанта.

В Воронеже историческое место высадки первого десанта занимает территорию парка Победы у ТРЦ «Арена». В 1930 годы здесь была земля свободная от пахоты, в 2-х километрах от аэродрома, недалеко от хутора Клочково. Данное событие положило начало формированию подразделений ВДВ и таким образом, Коминтерновский район города Воронежа стал родиной ВДВ.

В наше время поле, где приземлялись первые десантники, превратилось в застроенный многоэтажными домами жилой микрорайон Северный, а пустырь около Академии искусств, на котором был установлен памятник, превратился в большой парк, названный Парком Победы.

В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: «ЗДЕСЬ 2 АВГУСТА 1930 ГОДА ПРОИЗВЕДЕН ПЕРВЫЙ ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ В СССР В КОЛИЧЕСТВЕ ДВЕНАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК». А позже 4 сентября 2010 установлен памятник «Воронеж - Родина ВДВ».

Фотографии памятника Воронеж - Родина ВДВ











Видео с открытия памятника Воронеж - Родина ВДВ

www.voronezh-club.ru

Памятник «Воронеж – родина ВДВ»

Годы создания:

2010 год

Памятник установлен в Северном микрорайоне Воронежа на месте высадки первого в СССР десантного формирования

Описание памятника:

Впервые высадка военных парашютистов и выброс груза с оружием и боеприпасами для десантников состоялась под Воронежем 2 августа 1930 года. Теперь этот день ежегодно отмечается как день рождения отечественных воздушно-десантных войск, а Воронеж по праву считается родиной  ВДВ.

Первый памятник десантникам был установлен на этом месте 2 августа 1997 года.  Это – красная гранитная глыба, на лицевой поверхности которой укрепили металлическую табличку со словами: «ЗДЕСЬ 2 АВГУСТА 1930 г. ВПЕРВЫЕ В СССР БЫЛ ВЫСАЖЕН ВОЗДУШНЫЙ ДЕСАНТ В КОЛИЧЕСТВЕ ДВЕНАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК»

В наше время поле, где приземлялись первые десантники, превратилось в застроенный многоэтажными домами жилой микрорайон, а пустырь близ Академии искусств, на котором был установлен первый памятник, превратился в большой парк, названный Парком Победы.

4 сентября 2010 года в парке Победы состоялось торжественное открытие монумента «Воронеж – Родина ВДВ». Он представляет собой скульптурную композицию, состоящую из двух бронзовых фигур – десантник, одетый в военную форму 30-х годов прошлого столетия, и рядом с ним подросток, держащий в руке модель самолета. Над ними взметнулся парашютный купол – стальная конструкция девятиметровой высоты. Пьедестал памятника выполнен из отполированного гранита.

Проект монумента разработан творческой группой под руководством воронежского скульптора, члена Союза художников России Владимира Петрихина.

Фотогалерея памятника

Памятник на карте

Адрес памятника:

Воронеж, парк Победы

visit-voronezh.ru

Браво, Воронеж! » » Воронеж – родина ВДВ и парашютного спорта

Воронеж общепризнанно является родиной отечественного парашютного спорта и воздушно-десантных войск, о чем напоминает мемориальный комплекс на месте бывшего военного аэродрома, где когда-то прыгали первые советские парашютисты и откуда в полет отправлялись первые в СССР воздушные десантники.

Комбриг ВВС РККА, летчик Л. Г. Минов

Идея быстрой переброски войсковых подразделений по воздуху появилась вместе с зарождением боевой авиации. Самолеты того времени были достаточно неприхотливыми, они вполне обходились без аэродромов и могли садится практически на любой более менее горизонтальной площадке, что позволяло осуществлять первые вывозы разведчиков в тыл противника уже в годы Первой мировой войны. А в 1927—1929 годах Красная Армия успешно использовала авиацию для своевременной переброски войск в Средней Азии во время борьбы с басмачами.
В 1928 году командующий Ленинградским военным округом М. Н. Тухачевский начал пропагандировать идею создания специальных подразделений, которые могли бы самолетами вывозиться в тыл противника и там выполнять боевые задачи. Речь пока еще шла только о «посадочных» десантах, ибо парашют рассматривался тогда исключительно как средство спасения пилотов, и не привлекал внимания военных специалистов.

Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику – будущему комбригу ВВС РККА — Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР. В 1928 году выступив с докладом на совещании руководящего состава Военно-воздушных сил с докладом, он впервые затронул тему использования парашютов в авиации. После чего в 1929 году, выполняя задание командующего ВВС РККА П. И. Баранова, Л. Г. Минов в составе советской торговой организации «Амторг совершил рабочую поездку США. Там он ознакомился с состоянием парашютного дела и методикой подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом, а затем произвел закупку американских парашютов.

Прибыв на завод компании «Ирвин», занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, и получив приглашение испытать парашюты на практике, Л. Г. Минов совершил три прыжка и получил при этом диплом парашютиста.
После возвращения Л. Г. Минова на родину, главнокомандующим ВВС П. И. Барановым было принято решение о внедрении парашютов в авиации, и первым делом с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков провести учебные сборы в Воронеже.

Наш город был выбран для этого не случайно. В конце 1920-х годов на юго-западной окраине Воронежа располагался крупнейший военный авиаузел. Здесь базировалась особая 11-я авиабригада тяжелых бомбардировщиков Московского военного округа ВВС РККА, которая в июне 1930 года понесла тяжелую потерю — при совершении испытательного полета под Саратовом разбился самолет ТБ-1. В катастрофе погибли комбриг Александр Осадчий и шесть человек экипажа (их могилы находятся в парке «Орленок»). Одной из причин гибели летного состава комиссия признала неумение членов экипажа пользоваться парашютами. И, подписанный главкомом ВВС П. И. Барановым, приказ № 0476 от 3 июля о проведении в Воронеже первого учебно-тренировочного сбора по прыжкам с парашютом был направлен на поднятие боевого духа деморализованной авиабригады.

Тяжелые бомбардировщики ТБ-1 на аэродроме

 

 

Руководителем тех сборов и главным инструктором по парашютной подготовке был назначен Л. Г. Минов, помощником которого стал молодой летчик из 11-ой авиабригады Яков Давидович Мошковский

26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леонид Григорьевич Минов, которому предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады, позднее вспоминал: «Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек…»

 

Этот показательный прыжок Л. Г. Минова, совершенный из двухмоторного самолета «Фарман-Голиаф», фактически стал первым в СССР учебно-тренировочным прыжком с парашютом. С тех пор, 26 июля считается днем рождения советского парашютного спорта.

Самолет «Фарман-Голиаф»

 

 

Вторым в тот день прыгал летчик Я. Д. Мошковский, которому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда парашютиста пришлось снимать с помощью пожарной лестницы. Однако эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие военные летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. Таким образом за время учебных сборов, проводившихся с 26 по 29 июля курсантами-военлетами в количестве 30 человек было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков.

После того, как об успешных прыжках доложили главкому П. И. Баранову, от него поступил приказ: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать военлетов для группового прыжка, которые по ходу воронежского учения смогли бы продемонстрировать выброску вооруженных парашютистов, готовых к диверсионным действиям на территории противника.

С этой целью из числа наиболее опытных летчиков-курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, было отобрано десять добровольцев. В их число вошли военлеты Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков и Поваляев. Высадку десанта решено было произвести с уже опробованного на практике самолета «Фарман-Голиаф». Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение военлетов, отважившихся на групповой прыжок.

Так как грузоподъемность самолета «Фарман-Голиаф» не позволяла брать на борт более семи человек, было решено произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Л. Г. Минов, а вторую группу Я. Д. Мошковский. При этом винтовки и два ручных пулемета, а так же снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи, должны были выбросить с трех самолетов Р-1 на грузовых парашютах. В качестве места высадки было выбрано свободное от посевов поле вблизи хутора Клочково, где ныне располагается пригородный поселок Тепличный.

Первый советский воздушный десант (2 августа 1930 года)

Утром 2 августа 1930 года самолет «Фарман-Голиаф» под управлением летчика Громова поднялся в воздух. Находившаяся на его борту, первая группа летчиков во главе с Л. Г. Миновым десантировалась с высоты 350 метров. А вслед за десантниками над площадкой на высоте 150 метров прошла тройка самолетов Р-1 и сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжелых короба конструкции Н.П. Благина с оружием и снаряжением.

Меж тем, вернувшийся на аэродром «Фарман-Голиаф» забрал остальных участников десанта, и через несколько минут выбросил вторую группу над площадкой десантирования. После чего оба подразделения собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в исходный район для выполнения учебно-боевой задачи. Там их уже ждал грузовик, который доставил парашютистов-десантников на аэродром. Задача первого воздушного десанта была выполнена.

Памятный знак в честь высадки первого воздушного десанта

В наши дни место бывшего военного аэродрома, где производились первые прыжки с парашютом и откуда отправились на десантирование первые советские воины-десантники, занимает территорию, занимает участок в Северном микрорайоне Воронежа, ограниченный улицами генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульваром Победы. Долгое время эта территория была пустырем. В 1997 году здесь был установлен памятный знак — огромный монолит необработанного гранита с мемориальной доской, текст которой не соответствовал исторической действительности: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек». Затем на месте пустыря разбили парк, названный священным именем Победы. И в нем уже в 2010 году (по соседству с памятным знаком) разместили скульптурную композицию на гранитном пьедестале со словами «Воронеж – Родина ВДВ». Что является признанным фактом истории нашего отечества.

Монумент "Воронеж — родина ВДВ

К тому времени день 2 августа, ознаменованный первой отечественной воздушно-десантной операцией, всенародно отмечался в России как День воздушно-десантных войск — профессиональный праздник действующих и военнослужащих запаса ВДВ, установленный Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года.

День ВДВ в Воронеже

bravo-voronezh.ru

Монумент в честь высадки первого в СССР воздушного десанта «Воронеж – родина ВДВ»

Воронеж общепризнанно является родиной отечественного парашютного спорта и воздушно-десантных войск, о чем напоминает мемориальный комплекс на месте бывшего военного аэродрома, где когда-то прыгали первые советские парашютисты и откуда в полет отправлялись первые в СССР воздушные десантники.

«Воронеж – родина ВДВ» — монумент в честь высадки первого в СССР воздушного десанта

Военлеты. В центре сверху — инструктор Л. Г. Минов

Летом 1930 года в Воронеже состоялся первый учебно-тренировочный сбор Военно-воздушных сил Московского военного округа по прыжкам с парашютом, проходивший на базе 53-й воздушной эскадрильи, которая базировалась на территории современного Северного микрорайона, где в довоенные годы размещался большой и малый военные аэродромы.

Руководителем сбора был назначен тридцатилетний военный летчик, а впоследствии комбриг Леонид Григорьевич Минов, недавно вернувшийся из командировки в США, где он изучал постановку парашютного дела. 26 июля 1930 года участники сборов собрались на воронежском аэродроме. И, поднявшись в воздух на двухмоторном самолете «Фарман-Голиаф», Л.Г. Минов совершил показательный прыжок, который фактически стал первым в СССР учебно-тренировочным прыжком с парашютом. С тех пор, 26 июля считается днем рождения советского парашютного спорта.

 А затем была проведена учебная операция по высадке первого военно-воздушного десанта, состоявшего из двенадцати человек во главе с Л.Г. Миновым. В качестве места высадки десантников было выбрано свободное от посевов поле вблизи хутора Клочково, где ныне располагается пригородный поселок Тепличный.

Памятный знак, посвященный высадке первого воздушного десанта

В наши дни место бывшего военного аэродрома, где производились первые прыжки с парашютом и откуда отправились на десантирование первые советские воины-десантники, занимает участок в Северном микрорайоне Воронежа, ограниченный улицами генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульваром Победы.

Долгое время эта территория была пустырем. В 1997 году здесь был установлен памятный знак — огромный монолит необработанного гранита с мемориальной доской, текст которой не соответствовал исторической действительности: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек».

Затем на месте пустыря разбили парк, названный священным именем Победы. И в нем уже в 2010 году (по соседству с памятным знаком) был открыт памятник воздушно-десантным войскам.

 

 

Созданная скульптором Владимиром Петрихиным, скульптурная композиция изображает десантника, одетого в военную форму 30-х годов прошлого столетия, рядом с которым стоит подросток, держащий в руке модель самолета. При этом обе фигуры располагаются под вытянутым вверх куполом раскрытого парашюта – на гранитном пьедестале с надписью «Воронеж – Родина ВДВ».

 

 

Ко времени открытия этого памятника день 2 августа, ознаменованный первой отечественной воздушно-десантной операцией, всенародно отмечался в России как День воздушно-десантных войск — профессиональный праздник действующих и военнослужащих запаса ВДВ, установленный Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года.

День ВДВ в Воронеже

bravo-voronezh.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о