Война флотов! 1914 — 18гг.(интересные фотографии): kartam47
Подборка фотографий на военно-морскую тематику!По содержанию является как бэ предисторией этой записи периода второй мировой о войне в Атлантике!
Германская подводная лодка UB 148 в море.
Внутренний вид английской подводной лодки, в стадии строительства. Ньюкасл, Великобритания.
Эвакуация десанта союзников с полуострова Галлиполи во время Дарданелльской операции.
Союзники взрывают свой собственный поврежденный корабль, мешающий прохождению других кораблей. Пролив Дарданеллы.
Британский авианосец «HMS Argus» был создан на базе круизного лайнера и способен был транспортировать до 18 самолетов. Корабль окрашен в «ослепляющий камуфляж» который затруднял противнику определение скорости и вооружения, а также расстояния до судна.
Американские морские пехотинцы и моряки на одном из своих кораблей (скорее всего или «Пенсильвания» или «Аризона»). 1918 год.
Обезвреживание мины на одном из островов архипелага Гельголанд в Северном море. 29 октября 1918 года.
Самолет взлетает с палубы авианосца «USS North Carolina», 12 июля 1916 года.
Корабль с » ослепляющей окраской»
Американские матросы очищают палубу корабля ото льда.
Военные корабли с грузами у скал Андромеды, близ Яффо.
Выгрузка 155мм пушки на полуостров Галлиполи, во время дарданелльской операции.
Моряки французского крейсера «Admiral Aube» позируют фотографам возле установленной на палубе наковальни.
Немецкий линкор SMS Кайзер на параде кайзера Вильгельма II в Киле, Германия.
Британская подводная лодка «HMS A5» — одна из первых субмарин А-класса, которые числились в ВМС Великобритании и предназначались для обороны акваторий.
Изготовление корабельных орудий большого калибра. Вашингтон, округ Колумбия. США.
Кошка, талисман корабля HMS Queen Elizabeth, гуляет вдоль ствола 15-дюймового орудия на палубе, в 1915 году.
Транспортный корабль ВМС США Покахонтес. Переделан из немецкого пассажирского судна Prinzess Ирен, которое на момент начала войны находилось в Нью-Йорке. 1918 год.
Отплытие экипажа на шлюпках с судна торпедированного немецкой субмариной.
Гидросамолет «Burgess» на службе военно-морской полиции США в Нью-Йорке. 1918 год.
Немецкие подводные лодки в гавани.
Линкор ВМС США «USS New Jersey». 1918 год.
Запуск торпеды британским кораблём. 1917 год.
Британский сухогруз «SS Maplewood» атакуется немецкой субмариной «SM U-35» у берегов Сардинии. 7 апреля 1917 года.
Австралийцы встречают возвращающихся с войны солдат в Аутер Харбор, Южная Австралия.
Немецкий крейсер SMS Эмден, на мели, на острове Кокос в 1914 году. Этот крейсер и немецкая эскадрилья Восточной Азии, атаковали и потопили российский крейсер и французский эсминец в Пенанге, Малайзия, в октябре 1914 года. Затем был получен приказ уничтожить британскую радиостанцию на острове Кокос в Индийском океане. В течение этого рейда, его атаковал австралийский крейсер HMAS Сидней. Он повредил Эмден, и заставил того сесть на мель.
Немецкий крейсер «Seydlitz» горит во время битвы за Ютландию. 31 мая 1916 года.
Немецкая подводная лодка, оказавшаяся на южном побережье Англии, после капитуляции.
Корабль Surrender германского флота в Harwich, 20 ноября 1918 года.
Немецкая подводная лодка «U-10» на полной скорости.
Немецкий корабль Шлезвиг-Гольштейн выстреливает из орудия в битве за Ютландию, 31 мая 1916 года, в Северном море.
«Жизнь на флоте», фехтование на борту японского линкора.
kartam47.livejournal.com
Военно-морская живопись. Подборка работ на военно-морскую тематику. / Живопись / magSpace.ru
↑ 13 февраля 1942 года подводная лодка HMS Tempest обнаружила итальянский миноносец Circe
↑ 120-пушечный корабль «Россия», Худ. С.В. Пен, 2000 г.
↑ 1942. 15 января HMS Hesperus таранить U-357 — А. Ю. Заикин
↑ Картина USS Аляски, залив Сан-Франциско, в январе 1945 года, художник Уэйн Скарпаси
↑ Картина USS Huntington (CL 107), в Порт-Саиде, Египет, в 1949 году — художником Уэйном Скарпачи
↑ Линкор Нагато 1920
↑ Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»
↑ Авианосец класса Эссекс и сопровождение
↑ Уэйн Скарпаси. Все четыре Айовы на пути в Вирджинию для вывода из эксплуатации, в 1954 году
↑ Корвет класса Цветок («Флауэр») в бурном море
Бонус 🙂
↑ Стимпанк 🙂
↑ Гнейзенау во время операции Цербер
↑ Атака на Перл-Харбор, Джим Лодьер
↑ Перл-Харбор, линейные корабли в огне — Гамильтон
↑ Горящие корабли после сражения
↑ Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
↑ Пинта и Нинья идут домой
↑ Когг. Характерной особенностью североморских коггов были башенноподобные площадки – кастли (замки) – на носу и на корме для стрелков из лука.
↑ Линкор Калифорния
↑ Прибывшие спасатели и крейсер Индианаполис, 1945 год
↑ Бисмарк
↑ Конвой, мокрый холст
↑ «Адмирал граф Шпее»
↑ Ямато
↑ План «Z», Линейный корабль проекта H-39
↑ Таранто, Суордфиш против итальянского флота, 11 ноября 1940 года. Чарльз Дэвид Кобб. Картина в коллекции Национального музея.
↑ Крейсер Кёнигсберг
↑ Крейсер Индианаполис
↑ Бой в хиосском проливе. Айвазовский
↑ Линкор Миссури
↑ Крейсер Нагара
↑ «Рипалс» — британский линейный крейсер типа «Ринаун»
↑ Буря на Ледовитом океане. 1864 — Айвазовский Иван Константинович
↑ Киров — ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ЭМИШЕВ
↑ Абат-Черкасов Владимир. ‘За морское господство’
↑ Атомный разведывательный корабль Урал
↑ Броненосец Император Александр III погибая закрывает собой броненосцы Бородино и Орёл
↑ Заход в Авачинскую губу ТАВКР Кузнецов во время кругосветного плавания
↑ парусник Паллада
↑ Первый ракетоносец на Камчатке
↑ разведывательный корабль Прибалтика
↑ Эскадренный броненосец «Три Святителя»
↑ Тяжёлый крейсер «Принц Ойген»
↑ Чайный клипер ‘Черная гадюка’ в лунном свете
↑ В проливе (линейный корабль «Victory»)
↑ Торпедирование «Линды Блэк» из Ливерпуля
magspace.ru
Русский флот в рисунках В. В. Иганциуса — часть I
Яхта в курсировала главным образом между Санкт-Петербургом, Петергофом и Кронштадтом, иногда совершая и более длительные плавания. Всего с 1851 по 1902 год яхта совершила 326 походов.Николай I ходил на «Александрии» в 1852—1854 годах только в Петергоф либо Кронштадт. Очень много плавал на «Александрии» Александр II. Когда английская эскадра во время Крымской войны подходила к Кронштадту, он на яхте 19 мая и 4 августа 1855 года выходил на кронштадтский рейд и наблюдал за эволюциями кораблей противника и их перестрелкой с нашими канонерскими лодками.
С 1858 года на протяжении 26 лет яхтой командовал Леонтий Эйлер. Летом 1862 года Россию с официальным визитом посетила английская эскадра. Император её встретил на «Александрии» и, приняв на яхту принца Альберта герцога Эдинбургского, доставил его в Ораниенбаум. Летом 1863 года «Александрия» совершила свое первое плавание в финские шхеры.
14 сентября 1868 года на «Александрии» император и императрица встречали датскую принцессу Марию-Софию-Фредерику-Дагмару, будущую супругу великого князя Александра Александровича, императора России с 1881 по 1894 год.
Неоднократно «Александрия» предоставлялась в распоряжение глав иностранных держав, посещавших Россию: в 1868 году — королевы Дании, в 1872 и 1876 годах — короля Греции, в 1873 году — персидского шаха и в 1876 году — императора Бразилии.
Помимо походов в бассейне Финского залива, на «Александрии» императорская семья совершала плавания по Ладожскому озеру и связанным с ним каналам. Так, летом 1852 года Александр II с семьей посетил на ней Лодейное поле и остров Валаам, а Александр III с императрицей Марией Федоровной в июне 1883 года ходил на яхте на открытие Свирского и Ново-Сясьского каналов. При их открытии через каналы протягивалась голубая шелковая лента, которую, стоя на ходовом мостике «Александрии», перерезала императрица.
Ещё долгие годы «Александрия» участвовала в различных церемониях и встречах глав иностранных держав. На ней 7 июля 1888 года Александр III с великими князьями и большой свитой встретил на подходе к Кронштадту яхту «Hohenzollern», на которой впервые посетил Россию германский император Вильгельм II.
яхта «Стрела»
броненосный корабль «Петр Великий»
здесь он представлен в виде, который получил после реконструкции 1881 года. Построен по проекту контр-адмирала А. А. Попова (автора т.н. «поповок») в 1872 году на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге. Прошел модернизацию в 1881 году на верфи Randolph and Elder (Глазго, Великобритания). По закладке именовался «Крейсеръ», но 30 мая 1872 года переименован в «Петр Великий» в честь 200-летия императора Петра I. Первоначально вооружение состояло из четырёх 12-дюймовых (305-мм) орудий с длиной ствола в 20 калибров, размещённых по два в концевых башнях. Кроме этого на корабле установили шесть 87-мм (4-х фунтовых) пушек, так же были предусмотрены места для установки двух 9-дм (229-мм) мортир. В 1903 году ввиду морального устаревания переклассифицирован в учебное судно для подготовки артиллеристов. С 1917 года использовался как плавбаза для подлодок Балтийского флота. В феврале 1918 года перешел из Петрограда в Гельсингфорс. В апреле того же года вернулся в Кронштадт. В 1921 году разоружен и переклассифицирован в минный блокшив Кронштадтского военного порта. 18 апреля 1959 года выведен из состава КБФ и передан на разборку.
Первоначально при строительстве корабль классифицировался как «мореходный монитор». Надо так же отметить, что «Петр Великий» стал первым полноценным броненосцем русского флота.
броненосный корабль «Чесма»
строился для Черноморского флота. Второй из серии четырех кораблей типа «Екатерина II». Заложен на верфи РОПиТа (Русское Общество Пароходства и Торговли) в Севастополе 25 сентября 1884 года. Передан флоту 17 мая 1889 года. В ходе эксплуатации корабля у него регулярно возникали проблемы как с корпусом, так и, в первую очередь, с машиннно-котельной установкой. Всю службу корабль входил в состав Черноморского флота. Выведен из состава флота в 1907 году и передан на консервацию. В апреле 1912 года отбуксирован к Тендеровской косе, где и был расстрелян как корабль-мишень при испытании схемы бронирования для линкоров типа «Севастополь» под огнем линкора «Иоанн Златоуст».
Примечателоен тот факт, что предназначенные орудия для перевооружения «Чесмы» в июне 1905 года передали как раз на «Иоанна Златоуста».
броненосный корабль «Екатерина II»
Первый из серии четырех однотипных броненосных кораблей — Екатерина II, Чесма, Синоп и Георгий Победоносец.
Заложен в июне 1883 года. Передан флоту в 1889 году. В 1897 году произведена замена котлов на водотрубные системы Бельвиля. Корабль входил в состав Черноморского флота до 1907 года. С 1908 года используется в качестве мишени для торпедных стрельб. Разобран на металл в Николаеве в 1914 году.
броненосный корабль «Синоп»
третий корабль серии «Екатерина II»
Заложен на верфи РОПиТа в сентябре 1883 года, передан флоту в 1889 году. В 1906 году корабль переклассифицирован в учебный, вооружение составило 4 203-мм орудия и 12 152-мм установки Канэ. С 1914 года несет брадвахтенную службу в Севастополе, в 1916 году переведен на Дунай (скорей всего в Измаил), где использовался как штабное судно Дунайского отряда кораблей Черноморского флота. В 1918 году, уже в гражданскую, неоднократно переходил из рук в руки. Принял участие в восстании Румчерода против Украинской Народной Рады и в установлении советской власти в Одессе. После этого оказался на хранении в Севастополе, где уже в мае был захвачен немецкими войсками. 254 ноября 1918 года захвачен британцами и передан белогвардейцам. В феврале 1919 года был разоружен и взорван при эвакуации белогвардейцев из Крыма. К апрелю захвачен Украинским фронтом РККА, но вновь был отбит. После полного взятия частями РККА Севастополя в строй не вводился. В 1923 году был передан на демонтаж и разборку. В 1925 году полностью исключен из списков флота.
броненосный корабль «Император Александр II»
Заложен в эллинге Нового Адмиралтейства 17 ноября 1883 года, передан флоту в 1891 году. Стал первым броненосцем, построенным по 20-летней судостроительной программе. Таким образом, после «Петра Великого» стал вторым бронесцем русского флота. До 1901 года совершал походы по Балтийскому морю, походы в Средиземное море. В 1901 году переклассифицирован в учебный. 7 мая 1917 году переименован в «Зарю Свободы». 25 октября перешел из Кронштадта в Петроград. Его задача была не пропустить артиллерийским огнем к столице войска, верные временному правительству. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и находился до 1921 году. Во время Кронштадского мятежа пострадал при обстреле и в 1922 году был разобран на металл.
броненосный корабль «Император Николай I»
Заложен на заводе общества Франко-Русских заводов в марте 1886 года. Представлял из себя дальнейшее развитие проекта броненосца «Император Александр II». Передан флоту в июле 1891 года. В 1905 году в составе 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского отправился к Порт-Артуру. В составе эскадры был флагманским кораблем отряда кораблей контр-адмирала Небогатова. В цусимском бою, не получив серьезных повреждений и не истратив двух третей боезапаса, по приказу Небогатова спустил Андреевский флаг и сдался в плен. В японском флоте был переименован в «Ики». Совместно с «Мисимой» и «Оникосимой» участвовал в Сахалинской кампании. Уже под японским флагом прошел в 1910 году модернизацию и был переклассифицирован в броненосец береговой обороны. В октябре 1915 года потоплен в качестве мишени линкорами «Конго» и «Хиэй»
По возвращении из плена, контр-адмирал Небогатов был лишен воинского звания и предан суду. Особое присутствие военно-морского суда Кронштадского порта 11 декабря 1906 признало Н. И. Небогатова в необоснованной сдаче и приговорило Н. И. Небогатова к смертной казни, но, «во внимание к долговременной безупречной их службе и крайнему утомлению, в котором они находились после блестяще исполненного исключительного перехода», суд постановил ходатайствовать перед императором о замене для них смертной казни заключением в крепость на 10 лет, причем дальнейшую участь подсудимых представить на Монаршее милосердие.
В результате смертная казнь была заменена заключением под стражу на 10 лет. Отбыв в заключении два года, Н. И. Небогатов был освобожден из заключения по указу Николая II в виду плохого состояния здоровья. Скончался Н. И. Небогатов в Москве 4 августа 1922 года.
броненосный корабль «Двенадцать Апостолов»
заложен в 1888 году, передан флоту в 1892 году. Единственная боевая операция — «немой бой» 1905 года, когда корабль принимал участие в подавлении восстания на броненосце «Князь Потемкин Таврический». В апреле 1911 года разоружен и переклассифицирован в блокшив. Весной 1918 года передан на хранение Севастопольскому порту и в 1926 году разобран на металл.
«Двенадцати Апостолам» пришлось еще раз столкнуться с Потемкиным в самом конце своей жизни. Во время подготовки к съемкам к/ф «Броненосец «Потемкин» выяснилось, что мятежный броненосец уже не может использоваться в качестве съемочной площадки — велись работы по разделке корабля. Поэтому все действия на корабле снимались на борту «Двенадцати Апостолов». При всей общности внешнего вида, у корабля была иная конструкция орудийных барбетов (они имели куполообразные противопульные бронекрышки). Поэтому корабль был весьма капитально «загриморован».
броненосный батарейный фрегат «Князь Пожарский»
Заложен на Галерном острове 18 ноября 1864 года. Передан флоту в 1869 году. Стал первым русским броненосным кораблем, вышедшим за пределы Балтийского моря (походы на Средиземное море). В 1885 году кораблем коммандует капитан I ранга С. О. Макаров. Под его руководством проводится модернизация корабля. Фактически с начала 90-х годов XIX века использовался как учебный корабль, однако официально был переклассифицирован лишь в 1906 году. В 1911 году выведен из состава флота и передан на разделку.
броненосная батарея «Не тронь меня»
заложена 15 января 1863 года, передана флоту 6 июля 1865 года. Наиболее отличилась эта батарея своими авариями — в 1869 году она напоролась на броненосный фрегат «Петропавловск», в 1883 году серьезно повредила норвежское судно «Хайден». В 1905 году «Не тронь меня» была выведена из состава флота и сдана на хранение Кронштадскому порту. С 1908 по 1918 годы используется как несамоходная баржа у частного судовладельца. После национализации передана НКПС для работы в Петроградском морпорту. В 1925 году продана Ленинградскому металлическому заводу. В годы Великой Отечественной Войны, получив повреждения при обстреле, затонула на Неве. В 1950 году поднята и передана на разборку.
броненосная батарея «Кремль»
заложена на заводе Семянникова и Полетики (ныне ЗАО «Невский завод», расположен на проспекте Обуховской обороны, д. 51) 20 октября 1863 года. Передана флоту в 1866 году. Как и «Не тронь меня», отличилась проишествием — 3 августа 1869 года протаранила винтовой фрегат «Олег», который затонул моментально — через 15 минут после столкновения. Исключена из списков флота в 1905 году и в 1908 году разобрана на металл.
броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»
заложен в 1884 году, передан флоту в сентябре 1888 году. Долгое время считался самым мощным крейсером русского флота. Практически сразу после постройки совершил переход на Дальний Восток, где после маневров на рейде порта Чифу пришел во Владивосток. В 1891 году после ремонта пришел в Кронштадт. В 1905 году введен во второй броненосный отряд 3-й тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года во время Цусимского боя получил ряд тяжелых повреждений, а ночью с 14 на 15 мая был торпедирован. Утром 15 мая практически потерявший ход крейсер был затоплен экипажем, но противнику не сдался.
полуброненосный фрегат «Память Азова»
Заложен в 1886 году на Балтийском заводе. Передан флоту в 1890 году. В 1890 году крейсер совершил поход на Дальний Восток. В отличии от перехода 3-й Тихоокеанской эскадры, крейсер прошел Суэцким каналом. Среди участников похода был будущий император Николай II. Считается, что во время захода в Японию Николая чуть не зарубил японский полицейский. С 1894 по 1899 год корабль входит в состав Тихоокеанской эскадры. В 1899 году его возвращают на Балтику. В 1906 году на борту корабля под руководством Нефеда Лобадина поднялся мятеж. Мятеж кончился неудачей — оставшиеся в живых офицеры корабля были освобождены нижними чинами, не желавшими бунтовать и мятеж был подавлен силами экипажа. Нефед Лобадин подорвал себя самодельной бомбой, не желая сдаваться. Хотя… Все одно бы расстреляли под незатейливый пассаж генерала Адлерберга, коменданта Кронштадта: «Копайте, ребята, копайте! Вы хотели земли, так вот вам земля, а волю найдете на небесах».
В 1909 года после ремонта корабль переименовывается в «Двину» и переклассифицируется в учебный. С 1915 года «Двина» плавбаза британских подлодок, действовавших в Балтийском море. В 1918 году — флагманский корабль морского начальника в ледовом походе из Гельсингфорса в Кронштадт. В ночь на 18 августа 1919 года корабль подвергся нападению британских катеров на Кронштадском рейде. Этот бой стал последним в истории корабля. Корабль лег с креном на дно гавани. Подняли его только в 1923 году. «Двина» была отбуксирована в Кронштадский док, где были заделаны все пробоины. С апреля 1925 года — плавсклад в Кронштадской гавани. А в ноябре того же года корабль был передан на разборку и полностью разобран к 1929 году.
полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской»
заложен 9 мая 1881 года. Передан флоту 1 августа 1886 года. Сразу же после постройки отправился в Средиземное море, где стал флагманским кораблем средиземноморского отряда. В 1887 году переведен на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры. В 1889 году вновь вернулся в Кронштадт, откуда после ремонта отправился вновь на Средиземное море. В феврале 1896 года вместе с крейсером «Рюрик» отправился на Дальний Восток, где находился до 1901 года. В том же году вернулся в Кронштадт. В 1904 году корабль ушел в составе второй тихоокеанской эскадры. Приняв бой в Корейском проливе 14 мая 1905 года, получил ряд повреждений. Так же вместе с «Мономахом» прикрыли от огня противника потерявший управление броненосный крейсер I ранга «Аврора». 15 мая от полученных пробоин и огромного объема поступившей забортной воды корабль затонул.
полуброненосный фрегат «Владимир Мономах»
заложен в феврале 1881 года, передан флоту в июне 1883 года. Исторически «Владимир Мономах» был заложен позже однотипного «Дмитрия Донского», но в силу различных причин был построен раньше, став головным кораблем серии. Сразу по завершении испытаний сопровождал императорскую яхту «Держава» в Копенгаген, после чего в 1884 году перешел на Тихий океан, где вошел в состав Тихоокеанской эскадры. В Кронштадт вернулся в 1887 году и в 1888-1889 годах проходил модернизацию. В 1892-1893 годах — вновь модернизация, был убран рангоут. С 1894 года базировался в Чифу. В 1900 году участвовал в переброске войск, которые участвовали в подавлении Боксерского восстания в Китае. В 1901 году корабль снова в Кронштадте. Планировалось переклассифицировать его в учебный, но в силу военной необходимости он был приписан к 3-й Тихоокеанской эскадре и в 1904 году отправился вновь на Дальний Восток.
14 мая 1905 года, следуя в охранении транспортов, обстрелял крейсер «Идзумо», который получил в результате серьезные повреждения. В 21-00 того же дня подвергся торпедной атаке, получил сильную пробоину в районе угольной ямы №2. Старость конструкции корпуса привела к тому, что переборки, не выдерживали напор забортной воды. В результате была затоплена часть котельных отделений. Командир корабля капитан I ранга Попов направил корабль к берегу, но у острова Цусима был атакован контрминоносцем «Сирануи» и вспомогательным крейсером «Садо-Мару». После кратковременной перестрелки ввиду безнадежности положения русского корабля (крен достиг 18 градусов) японцы прекратили огонь. В 10-20 15 мая команда открыла кингстоны и «Владимир Мономах» затонул.
полуброненосный фрегат «Минин»
Заложен в 1865 году, передан флоту в 1878 году. В 1887 году впервые на русском флоту на корабле были установлены водотрубные котлы системы Бельвиля. В 1898 году корабль переоборудован в учебный: установлена паровая машина двойного расширения с черноморского парохода «Опыт» (бывшая царская яхта «Ливадия»), парусный рангоут заменен легкими мачтами, за счет уменьшения запаса топлива оборудованы новые жилые и учебные помещения, изменен состав вооружения. С 1906 года — учебный корабль I ранга. В 1908 году переоборудован в плавучий минный склад. 1909 — присвоено название «Ладога», а с октября 1912 года — минный заградитель (в батарейной палубе устроены рельсы и забортные кормовые скаты). Установлены котлы производства Черноморского механического и котельного завода.
Погиб 15 августа 1915 года, подорвавшись на мине, выставленной у о-ва Эре германской подводной лодкой UC-4, получил пробоину в носовой части по левому борту. В результате быстрого затопления водой котельного отделения произошел взрыв котлов, после чего корабль затонул. Из состава экипажа погибло 5 человек .
полуброненосный фрегат «Герцог Эдинбургский»
Второй корабль типа «Генерал-Адмирал». Заложен в 1870 году, передан флоту в 1877 году. В 1892 году переклассифицирован в крейсер 1-го ранга. В 1897 году проведен капитальный ремонт. В 1898 году переведен в состав Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота.
В 1909 году переоборудован в минный транспорт и переименован в «Онегу». В 1914 году обеспечивал минно-заградительные операции в Балтийском море, но уже к сентябрю 1914 года выведен из активной службы вследствие износа котлов. В октябре был переформирован в блокшив и находился в Гельсингфорсе. В мае 1918 года отведен на буксире в Кронштадт и переименован в «Баррикаду». В 1932 году переформирован вновь в блокшив. С июля 1939 года в распоряжении минно-торпедного управления КБФ. В 1945 году исключен из списков флота и разобран на металл.
броненосный башенный фрегат «Адмирал Лазарев»
Заложен в 1867 году, передан флоту в 1871 году. В боевых действиях корабль не участвовал. За время слуюбы неоднократно модернизировался. В 1911 году выведен из списков флота, корпус затонул в 1912 году при буксировке в Германию на разделку.
Вновь имя прославленного адмирала вернулось на борт русского корабля 22 апреля 1992 года — его получил атомный ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Фрунзе». В настоящее время крейсер числится на хранении.
броненосный башенный фрегат «Адмирал Чичагов»
закладывался по тому же проекту, что и «Адмирал Лазарев». Но в последствии строился как двухбашенный. Заложен в 1866 году, передан флоту в 1869 году. Перевооружен в 1873-1874 годах, в боевых операциях участия не принимал. Разоружен в 1907 году и использовался у Ревеля как мишень.
rivershkiper.livejournal.com
КОРАБЕЛЬНЫЙ «БОДИ-АРТ». Часть первая, военная
Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.
Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…
До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.
Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.
Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте.
Русские миноносцы, несущие камуфляжную окраску. Владивосток, 1905 г.
Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.
Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.
Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage».
Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.
Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.
Британский линкор «Commonwelth» в «искажающей» окраске Н.Вилкинсона, 1918 г.
Американский транспорт «West Mahomet», 1918 г.
Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».
Эскадренный миноносец «Счастливый» в «иллюзорной» окраске Ю.И.Шпажинского, 1915 г.
Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.
Сторожевой корабль («крейсер пограничной стражи») «Кондор» в «иллюзорной» окраске с искажающими силуэт наделками, 1915 г.
И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.
Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.
Транспорт «Olympic». В годы Первой мировой войны родной брат знаменитого «Titanic’а» использовался в для перевозки войск и нёс камуфляжную окраску
Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»
Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!
Линкор «Alabama» в камуфляжной окраске, ноябрь 1942 г.
Итальянский корвет «Euterpe» в весьма распространённой схеме камуфляжа, 1942 г.
Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.
Итальянские корабли времён Второй мировой: тяжёлый крейсер «Bolzano» (вверху) и лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta» в камуфляжной окраске под названием «двойная рыбья кость», февраль 1941 г. (внизу)
«Кубики и лесенки»… Американский эсминец «Patterson»
Американский крейсер ПВО «Juneau» во время Второй мировой войны был покрыт замысловатым узором, как говорится, «с головы до пят»
Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.
На борту этого танкера нарисована целая флотилия каботажных судов
Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.
Старый крейсер, а в годы войны минный заградитель «Коминтерн» в 1942 г. получил камуфляж, сочетавший свойства и маскировочной, и искажающей окраски
Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые
Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…
В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…
Английский эсминец «Hesperus» у берегов Исландии, 1942 г.
Схему камуфляжа, которую нёс американский эскадренный тральщик «Raven», моряки называли «пилой» или «зигзагом»
«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски
Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».
Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»
Морской камуфляж в живописи: картина художника Эдварда Уэдсворта «Корабль в Ливерпуле», 1919 г. Искажающий камуфляж не только был порождён кубизмом, но и время от времени становился «героем» картин приверженцев данного течения в живописи.
Картина Александера Джексона «Конвой», 1919 г.
ocean-media.su
7 легендарных парусников российского флота
28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.
1
Галиот «Орел»
В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль — галиот «Орел». Длина «крупного» судна — 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж — 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. «Орёл» был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте — косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.
2
Яхта «Святой Петр»
«Cвятой Петр» — первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.
3
Галера «Принципиум»
В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина — 38, ширина — 6 метров, высота от киля до палубы — около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа — до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.
4
Фрегат «Крепость»
«Kрепость» — первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина — 37,8, ширина — 7,3 метра, экипаж — 106 человек, вооружение — 46 орудий. Летом 1699 года «Крепость» под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.
5
Линейный корабль «Полтава»
«Полтава» — первый линейный корабль русского флота, и первый — построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина — 34,6 ширина — 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.
6
Линейный корабль «Победоносец»
«Победоносец» — первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе — 160 футов; ширина — 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.
7
Шлюп «Мирный»
Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. «Мирный» — это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью — 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.
russian7.ru
Военный флот — история возникновения
Корабль «Ал. Невский»
Даже при беглом взгляде на модель или рисунок парусного корабля глаз невольно скользит по ровным линиям орудийных портов, а воображение сразу рисует картины морских сражений и усатого канонира с банником в руках. Посмотрите, например, как красиво выглядят линии орудийных портов на 74-пушечном корабле «Александр Невский». Судостроителям потребовалось несколько веков, чтобы достичь такого совершенства. Одним из важнейших достижений на этом пути стало изобретение орудийных портов. Именно этому нововведению в основном и посвящена эта статья.
До XVI века все суда строились как грузовые, но для защиты от пиратов на них ставили несколько пушек. Они занимала много места, что означало уменьшение полезного груза, а значит, и прибыли судовладельца. При возникновении войны такие суда выкупали или просто забирали, а затем вооружали. При этом приходилось укреплять корпус, чтобы он хорошо выдерживал повышенную нагрузку при стрельбе, оборудовать помещения для боеприпасов и пушкарей. Все это требовало времени и денег, а при возникновении войны ни того, ни другого, как правило, не было.
Появление орудийных портов – прямые и отдаленные последствия
Первым шагом к решению этих проблем стало значительное увеличение высоты борта. Так начался путь от галеры к галиону. Затем появились пушечные порты. Считается, что их автором был французский корабельный инженер Дешарж из Бреста. В 1501 году он впервые применил такую конструкцию на галионе «La Charente» («Ле Шарант»), построенном в годы правления Людовика XII (1462-1515).
Широкое внедрение орудийных портов позволило ставить орудия на нижних палубах, получивших название «дек». Вскоре появились двух- и трехдечные суда. Над деками находилась верхняя палуба, на которой ставились более легкие орудия открытой батареи. Это многократно увеличило огневую мощь корабля, и ни одно гражданское судно, даже с усиленным артиллерийским вооружением, уже не могло противостоять военному. Но и военное судно не могло обеспечить такую рентабельность грузоперевозок, какая достигалась на гражданских судах.
Более того, при откате тяжелые орудия оказывали сильное разрушающее воздействие на корпус. Пришлось пойти на значительное усиление корпусных конструкций и обшивки, что привело к увеличению водоизмещения и к дальнейшему снижению грузоподъемности. С течением времени военные суда по своей архитектуре все более удалялись от коммерческих. Технология их постройки приобрела целый ряд специфических особенностей, и в судостроении появилась новая отрасль – кораблестроение.
Строить суда исключительно для военных целей могло только государство. Первой государственный военный флот создала Англия, за ней последовала Испания, Голландия и Франция. Так разошлись пути гражданского и военного флотов, и на протяжении всей последующей истории они развивались самостоятельно, но в тесном взаимодействии друг с другом. В России строительство регулярного государственного флота началось при Петре I. В 1700 году в Воронеже был спущен на воду первый линейный корабль «Гото Предестинация». Подробнее об этом читайте в статье Создание регулярного флота России.
Корабль «Гото Предестинация»
С гравюры Шхонебека
Стратегические последствия
Это не могло не повлиять на развитие стратегии использования флотов. Теперь появилась возможность демонстрировать флаг своей страны, (а заодно и мощь своей артиллерии), отстаивать свои политические и экономические интересы в любом районе мирового океана. В том числе можно было послать эскадру крупных кораблей к побережью любой страны и заставить ее правительство подписать нужные политические или экономические соглашения. Позднее этот метод ведения международных переговоров получил название дипломатии канонерок.
Изменился и характер морских сражений. Раньше боевые действия на море представляли собой схватки между отдельными кораблями. При этом роль артиллерии сводилась к поражению экипажа и абордажной партии противостоящего корабля. С введением орудийных портов основная артиллерия корабля стала располагаться по бортам. Появилась возможность построить корабли в линию и вести бой в составе эскадры. Так зародилась линейная тактика, которая позволила уничтожать корабли противника на расстоянии и избежать абордажного боя. Об эффективности линейной тактики смотрите статью о Керченском сражении.
Конструктивные решения
Сначала орудия ставили на возвышенностях (замках) в носовой и кормовой частях судна. Отверстия для них прорезались разной формы, разных размеров и в тех местах, где стояли орудия. Тогда каждое военное судно стремились вооружить как можно большим количеством орудий. Поэтому орудийные порты располагались близко друг к другу. Только во второй половине XVI века пришло понимание, что лучше поставить на судно меньшее количество крупнокалиберных орудий, чем стеснять палубы множеством мелких пушек.
Так появились ровные ряды орудийных портов по бортам судна. Но при их создании приходилось искать компромиссы в обеспечении порой прямо противоположных требований. Например, артиллеристы хотели бы установить тяжелые орудия как можно выше, чтобы они могли стрелять при любом крене. Кораблестроители, наоборот, стремились сместить все тяжелые грузы как можно ниже, чтобы улучшить остойчивость и мореходность судна. При этом нижние орудийные порты получались слишком близко к воде, что было очень опасно для судна.
Каракка «Мэри Роуз»
Иллюстрация из сборника Anthony Roll
История знает много случаев, когда суда гибли из-за плохой остойчивости и слишком низкого расположения орудийных портов нижней артиллерийской палубы. Наиболее показательной является история английской трёхпалубной каракки «Мэри Роуз» — флагмана и любимого корабля английского короля Генриха VIII Тюдора. Она была спущена на воду в Портсмуте в 1510 году и была перегружена артиллерией. Во время одного из плаваний сильный порыв ветра накренил ее на правый борт, вода хлынула в орудийные порты, и каракка затонула вместе с большей частью экипажа.
Расположение орудийных портов
В каждом деке боковые порты располагались на равном расстоянии друг от друга, а на противоположных бортах корабля они были точно один против другого. Порты разных деков прорезали в шахматном порядке. При этом середина порта верхнего ряда находилась против середины расстояния между портами нижнего ряда. Это обеспечивало большую прочность корабля. Расстояние между портами зависело от ширины орудийного станка и удобства работы прислуги. Для кораблей оно составляло 92 дюйма, а для фрегатов 86 — 90 дюймов в зависимости от калибра орудий.
Размещение носовых и кормовых орудий вызывало тогда серьезные разногласия между артиллеристами и кораблестроителями. В носовой части артиллеристы хотели бы установить погонные орудия, чтобы обеспечить плотный огонь по преследуемому противнику. Кораблестроители, наоборот, стремились сместить первое орудие подальше от форштевня, чтобы освободить место для шпиля, якорных канатов и других устройств, которые значительно ограничивали зону отката орудий.
Еще более сложные проблемы были связаны с размещением кормовых орудий, которые использовались для стрельбы по преследующему противнику. До конца первой четверти XIX века у нас строили корабли с плоской (транцевой) кормой. При этом на каждом деке в корме можно было прорезать только два орудийных порта. Преследующий корабль обычно шел немного сбоку, пытаясь перехватить у отступающего судна ветер. При этом его не могли поразить ни бортовые, ни кормовые орудия.
Решение было найдено только в 1831 году, когда на Николаевской верфи был заложен 120-пушечный корабль «Варшава» с полукруглой кормой. Это позволило решить все проблемы с установкой кормовых орудий и значительно усилить огневую мощь корабля. Но нам это уже не пригодилось. Приближалась Крымская война, в ходе которой новейшие корабли, ставшие подлинным шедевром и «лебединой песней» парусного кораблестроения, пришлось затопить на Севастопольском рейде. Более подробно о Крымской войне читайте здесь.
Не менее серьезной проблемой были и размеры орудийных портов. Артиллеристы считали, что чем больше размеры порта, тем больше сектор обстрела. Кораблестроители же указывали, что, с увеличением размеров порта ослаблялась прочность судна, а внутренние помещение батареи становилось более открытым для картечных выстрелов неприятеля. В конце концов, были приняты стандартные размеры, хотя с артиллерийской точки зрения они не только сужали сектор обстрела, но и уменьшали дальность стрельбы, так как ограничивали угол возвышения ствола.
Украшения кораблей
От Петра I и до Крымской войны русские парусные корабли по роскоши отделки порой не уступали дворцам петербургской знати. Для проектирования корабельных украшений зачастую приглашали знаменитых архитекторов и художников, а их изготовлением занимались выпускники Академии художеств. В первой половине указанного периода в убранстве кораблей использовался стиль барокко, который символизировал мощь и богатство страны. Кроме того, сюжетная резьба поднимала боевой дух команды и подчеркивала славу молодой российской империи и радость первых морских побед.
Затем в убранстве судов перешли к религиозно-монархической тематике. В украшениях появились гербы и вензели императорских особ, а носовая фигура стала изображать того святого, именем которого названо судно. Орудийные порты тоже имели украшения, но только их верхний ряд и только на кораблях и фрегатах. Это хорошо видно на изображении корабля «Гото Предестинация». В отделке судов стиль барокко просуществовал до последнего десятилетия XVIII века, а затем он стал постепенно уступать место классицизму, который полностью утвердился в первом десятилетии XIX века, что отражало патриотический подъем в связи с победой в войне 1812 года.
Корма корабля «Владимир»
Для этого стиля характерны простота и строгое величие, широкое использование элементов античного орнамента: венков, копий и знамен, четкие линии орудийных портов и колоннад. Украшений стало гораздо меньше, но при этом сохранились патриотизм и величественность. Так, например, как выглядела корма 84-пушечного корабля «Владимир», который был построен в 1835 году. На кораблях этого периода орудийные порты вообще не имели украшений.
При написании статьи были использованы следующие материалы:
- Военный энциклопедический лексикон. Издание второе. СПб. 1852-1858.
- Энциклопедия военных и морских наук. Под редакцией Г.А. Леера. СПб. 1883 г.
- Морской атлас. Том Ш. Часть 1. Описание к картам. Москва. 1959 г.
- Ильин А.В. «Наука морской артиллерии». СПб. 1846 г.
- Додонов В.А. «Гладкоствольная артиллерия Российского флота».
Создание орудийных портов, безусловно, стало одним из мощнейших факторов возникновения и развития кораблестроения. Но может быть Вы, уважаемый читатель, знаете и другие, не менее важные факторы. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!
korvet2.ru