технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, расход топлива на 100 км, военный автомобиль с КУНГом

Трехосный вездеход ЗиЛ-131 составлял основу автомобильного парка в Советской Армии и армиях стран-участниц Варшавского Договора. Машины, оснащенные кабиной с панорамным ветровым стеклом, угловатыми передними крыльями и знаменитым КУНГом можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара.

Универсальность и прочность конструкции шасси позволили использовать машину для установки и различных других различных надстроек кроме КУНГа. О мастерстве советских конструкторов, разработавших эту машину, говорит хотя бы тот факт, что она выпускалась с 1966 по 2002 год.

Содержание статьи

История создания

Разработка вездехода ЗиЛ-131 началась одновременно с началом работ по модернизации грузовика ЗиС-151, которые привели к созданию ЗиЛ-157. Для отработки решений были построены два опытных автомобиля под обозначением ЗиС-128 и 128А. Эти машины стали основой для первого опытного экземпляра ЗиЛ-131, построенного в 1956 году.

Особенностью нового вездехода стала широкая унификация узлов с перспективной гражданской машиной ЗиЛ-130. Проект предусматривал две модификации вездехода – тягач ЗиЛ-131 для артиллерийских частей и бортовой грузовик ЗиЛ-131А, предназначенный для доставки личного состава с вооружением. Изначально проект не предусматривал системы подкачки колес в движении.

Опытные машины оснащались перспективным 6-цилиндровым мотором ЗиЛ-Э130, который не удалось довести до серийного производства. По этой причине на вездеход стал устанавливаться мотор, позаимствованный у ЗиЛ-130.

Из-за особых требований заказчика по преодолению бродов, узлы трансмиссии ЗиЛ-131 имели герметизацию стыков специальной пастой, и применялось электрооборудование, способное выдерживать водные преграды.

Выпускной коллектор двигателя отливался из ковкого чугуна и собирался из трех частей. За счет этого он выдерживал резкие изменения температуры, неизбежные при движении вездехода через брод.

Приемочные испытания ЗиЛ-131 и 131А прошли в 1959 году, причем индексы модификаций поменялись местами. Армия отказалась от применения тягача, и в серии строился только бортовой вариант автомобиля ЗиЛ-131. Обозначение 131А появилось в производственной программе завода в 1971 – его присвоили гражданскому варианту.

Освоение ЗиЛ-131 шло долго – первые партии машин завод отправил заказчику только в конце 1966 года. Сборка машин шла в Москве до 1994 года. Помимо этого, с 1987 по 2002 год вездеходы собирались в Новоуральске на заводе УАМЗ.

С 1994 года производился вездеход ЗиЛ-4334, который отличался кабиной и мог комплектоваться различными двигателями. Последние машины были собраны в 2016 году.

Описание конструкции

Вездеход ЗиЛ-131 способен перевозить груз массой до 5000 кг по дорогам с твердым покрытием и до 3500 кг – по грунтовым. Для повышения внедорожных характеристик используется система централизованной регулировки давления воздуха в шинах и мосты с одинаковой шириной колеи.

Картеры мостов расположены в одну линию, что позволило снизить сопротивление при движении по глубокому снегу.

Вездеход способен преодолевать водные преграды с глубиной до 1,5 м.

В основе вездехода лежит рама, составленная из двух лонжеронов и пяти поперечин. Для обеспечения прочности конструкции лонжероны имеют переменное сечение по длине. Соединение элементов рамы выполнено на заклепках.

Двигатель

На серийных армейских вездеходах ЗиЛ-131 применялся 8-цилиндровый 150-сильный двигатель с карбюраторной системой питания. Цилиндры расположены в двух блоках, установленных под прямым углом. Особенностью двигателя является удлиненный маслоприемник и иной масляный картер, позволяющий работать с продольными наклонами до 30⁰, и с поперечными до 20⁰.

Двигатель имеет объем 5,996 л и комплектуется головками под степень сжатия 6,5. Стыки деталей двигателя герметизированы специальной пастой. По отдельным заказам производились машины с двигателем, оснащенным блоком и поршневой группой от мотора ЗиЛ-375.

На модернизированные ЗиЛ-131Н устанавливался 150-сильный мотор с измененными головками блоков, имевшими каналы газораспределения винтовой формы. Двигатель стал немного экономичнее и долговечнее. В 1992 году стали применяться дизеля Минского завода модели Д-245 (105…108 л.с.), а также 132-сильный турбодизель ЗИЛ-0550. Малыми партиями строились машины с импортным 143-сильным дизелем Perkins Phaser 145Т.

Гидравлика и рулевое управление

Гидравлическая система на вездеходе ЗиЛ-131 используется только в рулевом управлении. Рулевой редуктор построен по схеме винт с гайкой, аналогичен грузовому автомобилю ЗиЛ-130.

Гидравлическая система монтировалась на седельном тягаче ЗиЛ-137 и использовалась для привода колес активного полуприцепа.

При движении двигатель через редуктор отбора мощности приводил шестеренный насос. Жидкость под давлением до 150 Мпа подавалась к гидромоторам, установленным на осях полуприцепа. Затем жидкость возвращалась обратно в расходный бак.

Трансмиссия

Вездеходы ЗиЛ-131 и 131Н оснащены сцеплением сухого типа с одним рабочим диском. К картеру сцепления крепится 5-скоростная синхронизированная (кроме первой передачи) коробка передач. Для распределения момента по осям используется 2-скоростной раздаточный редуктор. Картеры коробки и редуктора уплотнены герметизирующей пастой.

От редуктора к переднему и среднему мосту с проходной конструкцией идут два вала. Крутящий момент передается на задний мост при помощи короткого вала. Передний мост подключается вручную или автоматически при помощи электропневматического привода, срабатывающего при включении пониженного ряда в раздаточном редукторе.

Основная коробка комплектуется 1-скоростным редуктором отбора мощности, который используется для привода лебедки. Включение редуктора электропневматическое, осуществляется из кабины.

Электрическая система

Вездеход ЗиЛ-131 оснащен электрической системой постоянного тока с рабочим напряжением 12В. Отрицательный вывод системы подключен на корпус. Узлы электрической системы имеют экраны для защиты от помех, а также защиту от проникновения воды.

Тормозная система

На грузовике применяется пневматическая система привода тормозов. Механизмы барабанного типа, расположены на всех колесах. Стояночный тормоз установлен на выходе раздаточного редуктора. Тормозные камеры оснащались дренажной системой для слива воды, скапливающейся в корпусах при преодолении водных преград.

Варианты надстроек

Бортовой вездеход ЗиЛ-131 оснащался деревянной платформой. По периметру имелась металлическая оковка. Опорные поперечные брусья кузова также изготовлены из металла. Откидывается только задний борт, остальные имеют увеличенную высоту. На боковых бортах расположены откидные скамейки, рассчитанные на 16 человек.

По центру платформы имеется место для установки третьей скамьи, рассчитанной на 8 человек. Грузовик комплектовался тентом, который хранится в отдельном контейнере за задней стенкой кабины.

Большое число армейских вездеходов ЗиЛ-131 оснащалось закрытым фургоном типа КУНГ.

Внутри могли размещаться системы радиосвязи и наблюдения, оборудование для ремонта и т.д. Фургоны оснащены системой вентиляции и подогрева воздуха с автономным отопителем. Воздухозаборники системы вентиляции оснащены фильтрами.

Технические характеристики

  ЗиЛ-157К ЗиЛ-131 Урал-375Д
Масса пустого, кг 5540 6375 8400
Масса с полной нагрузкой, кг 10190 10425 12900
Скорость, км/ч 65 80 75
Расход топлива, л/100 км 42 40 50
Колея, мм 1755/1750 1820 2000
Длина, мм 6684 7040 7350
Ширина, мм 2315 2500 2690
Высота (бортовой вариант), мм 2360 2480 2680
База, мм 3120 3350 3525

Применение

Вездеходы ЗиЛ-131 стали одной из основных машин для создания пожарной техники. На базе машины изготовлялись автоцистерны, рукавные автомобили, лестницы.
В армии шасси вездехода применялось для размещения установок залпового огня, зенитных ракетных комплексов «Волхов» и С-125. Габариты ЗиЛ-131 подходили для доставки армейскими транспортными самолетами, такими как Ан-22 или Ил-76.

Грузовики имели штатные точки крепления, позволявшие устанавливать машину в грузовом отсеке самолета. Армейские седельные тягачи применялись совместно с полуприцепами ОдАЗ-778М или 9325. Полуприцепы использовались для доставки военных грузов или компонентов ракетных комплексов.

Модернизации

Вездеход ЗиЛ-131 претерпел в ходе производства одну модернизацию, которая произошла в 1986 г. Изменения коснулись двигателя, который стал расходовать меньше топлива. Параллельно сократилось количество вредных выбросов отработаных газов. Использовавшийся брезентовый тент заменили на более дешевый и прочный синтетический, унифицированный с изделиями для грузовиков КамАЗ.

Выросла на 250 кг грузоподъемность при движении по грунтовым дорогам. Модернизированные армейские вездеходы получили обозначение ЗиЛ-131Н, а гражданские – 131АН.

Гражданские машины лишились дополнительного топливного бака.

Силами автосборочного завода в городе Чита строились вездеходы ЗиЛ-131С, предназначенные для работы в условиях крайнего Севера. Кабина имела дополнительную изоляцию и двойные стекла. Машины комплектовались противотуманными фарами, системой предпускового подогрева, автономным отопителем. Резинотехнические изделия сохраняли работоспособность при температуре до минус 60⁰С.

Видео

warbook.club

ЗИЛ 131 – легенда как в армии, так и «на гражданке»

Армейский грузовик ЗИЛ 131 можно смело считать настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Этот автомобиль является свидетельством того, что критикуемый советский, а затем и российский автопром все же умел и умеет выпускать хорошие машины. Недаром 131-я модель ЗИЛа и по сегодняшний день широко востребована в самых различных сферах деятельности.

Автомобиль ЗИЛ 131 впервые увидел свет свыше 50 лет назад, придя на смену устаревшему ЗИЛ 157. Год 1986-й ознаменовался выпуском первых модификаций для автомашины, изначально предназначенной только для нужд Советской Армии.

Вернуться к оглавлению

Конструктивные особенности

Грузовик обладал отличной для своего времени проходимостью: ЗИЛ 131 на бездорожье способен преодолевать броды глубиной до 140 см и подъемы под углом до 30°. А его грузоподъемность составляла до 5 тонн при движении по асфальту и до 3,5 т — на грунтовке. Благодаря этим преимуществам автомобиль получил широкое применение в различных отраслях народного хозяйства.

Военный ЗИЛ 131 представляет собой грузовик с капотной компоновкой, изначально заимствовавший цельнометаллическую трехместную кабину с водительским и двумя пассажирскими сиденьями у гражданской модели 130. Однако при первой демонстрации военным пришлись не по вкусу сложная форма изогнутых крыльев и замысловатая решетка радиатора, поэтому позже на машину была установлена еще более упрощенная кабина с опытной модели ЗИЛ 165.

Дизайн грузовика являлся просто революционным для середины 1960-х годов, и за последующую сорокалетнюю историю выпуска этого автомобиля его внешний вид оставался практически неизменным. Кабина ЗИЛ 131 и сегодня смотрится достаточно презентабельно, несмотря на простейшую облицовку радиатора и плоские крылья с изгибом. При этом грузовик 131-й модели был еще и более комфортабельным по сравнению со своим предшественником ЗИЛ 157. В частности, он был оснащен панорамным лобовым стеклом, разделенным на две части, обеспечивая лучший обзор для водителя.

Автомашина, обладавшая оригинальной конструкцией, была во многом схожа с другими советскими вездеходными грузовиками своего времени, такими как ЗИЛ 157К или Урал 375. Данная схожесть транспортных средств объяснялась тем, что советские грузовые автомашины этого класса проектировались в соответствии с едиными нормами, а основные различия между ними сводились к тем или иным нюансам решения поставленных задач, позволяющих повысить грузоподъемность, проходимость и другие показатели.

Инженеры приложили немало усилий для обеспечения относительного снижения стоимости и упрощения конструкции тех или иных узлов и устройства автомобиля в целом без снижения приоритетных эксплуатационных показателей. В конечном итоге им удалось добиться великолепного результата: новая модель оказалась действительно лучшей.

Выпуск новой модели ЗИЛ-131 не ознаменовал собой прекращение производства 157-й — эти грузовики изготавливались параллельно в течение еще почти двадцати лет.

Вернуться к оглавлению

Модификации грузовика

Грузовое шасси автомобиля ЗИЛ-131 позволяло выполнять установку различного дополнительного оборудования и надстроек, в связи с чем машина со временем получила широчайшее применение не только в военной, но и во многих других отраслях. Благодаря оснащению системами ГУР и контроля давления в покрышках водитель получал возможность преодолевать более сложные препятствия. Кроме того, грузовик имел сниженный в сравнении с предшественником расход бензина, а в случае оснащения лебедкой мог использоваться для спасения застрявших автомобилей.

Наибольшую известность получили следующие модификации ЗИЛ 131.

Разновидности Особенности
Бортовой ЗИЛ 131. Классический грузовой автомобиль с кузовом, выполненным из деревянных досок на металлическом каркасе. Все борта, за исключением заднего, являются замкнутыми, а вдоль внутренних боковых стенок кузова смонтированы складные скамейки, вмещающие до 16 пассажиров. Отличительной особенностью конструкции также являлось оперение, обеспечивающее защиту двигателя от проникновения посторонних предметов.
Манипулятор. Автомобиль, характеризующийся повышенной прочностью, поскольку его рама и кузов были изготовлены из углеродистой стали. Высокие прочностные характеристики пришлись по вкусу многим конструкторам, разрабатывавшим на базе данной модификации решения, предусматривающие оснащение различным спецоборудованием, включая краны.
Седельный тягач ЗИЛ 131 В. Предназначен для буксировки полуприцепов, а также его вариация, предназначенная для эксплуатации в условиях высоких температур и пустынных местностей — 131 Х.

В целом количество выпущенных за все время модификаций автомобиля — более пятнадцати. В частности, большой спрос на 131-ю модель проявлялся со стороны армии, где на грузовик устанавливалось различное вооружение, включая «Катюшу». Также достаточно распространенным оказался ЗИЛ модели 131 с кунгом.

Крытый фургон позволял военным осуществлять транспортировку станций обслуживания, радиоточек и другого оборудования.

Вернуться к оглавлению

Технические характеристики

Несмотря на назначение и отличные технические характеристики ЗИЛ 131, его габаритные размеры являются сравнительно небольшими. В базовой комплектации автомобиль имеет следующие габариты.

  1. Длина от бампера на кабине до задней точки кузова — 704 см.
  2. Высота с тентом и без него — 297,5 и 248 см.
  3. Ширина от левого до правого колеса — 250 см.
  4. Снаряженная масса с лебедкой и без нее — 6375 и 6135 кг.
  5. Полная масса с лебедкой и без нее — 10425 и 10185 кг.

Несмотря на достаточно серьезный вес лебедки, она является очень важным элементом комплектации автомобиля, позволяющим успешно справляться с задачами в крайне сложных дорожных условиях, включая экстремальные. Предельная грузоподъемность грузовика — всего 3,5 тонны, однако в случае необходимости транспортное средство может эксплуатироваться с прицепом. Тест-драйв ЗИЛ 131 показывает, что допустимый вес прицепного устройства может варьироваться в зависимости от конкретных дорожных условий. В случае передвижения по твердому дорожному покрытию это значение составляет 6,5 тонны, в условиях грунтового покрытия — 4 тонны.

Протяженность тормозного пути составляет 29 метров при скорости 50 км/ч. Это связано со значительной инерцией, возникающей в связи с большим весом автомобиля в целом и его нагрузкой пассажирами или оборудованием. ЗИЛ-131 проектировался для передвижения в условиях бездорожья, чему способствовали усовершенствованные мосты, восьмислойные покрышки с особым протектором, повышающим сцепление с дорогой, и межосевой дифференциал.

Автомобиль комплектовался 8-цилиндровой карбюраторной силовой установкой мощностью в 150 лошадиных сил. Количество оборотов мотора составляет 3200 об/мин, величина крутящего момента — 41 кГм при 2000 об/мин. Расход топлива равен 240 г/ч на 1 л. с., то есть 30–50 литров на 100 км пути, что на сегодняшний день является достаточно высоким показателем. Однако в те времена бензин был достаточно дешев и этот факт не имел столь важного значения.

Большая часть модификаций грузовика выпускалась с бензиновыми двигателями, однако в 1986 году был налажен выпуск дизельной версии автомобиля. Эта модификация транспортного средства получила маркировку ЗИЛ 131Н. Благодаря достаточно большой величине дорожного просвета (33 см) и колесной формуле 6×6 131-й способен без особых проблем преодолевать даже пересеченную местность, включая поля, леса и т. д.

В целом автомобиль в любых модификациях характеризовался высочайшей надежностью и способностью успешно функционировать в самых сложных климатических условиях, включая тропические, при температурах окружающей среды от —40 до +50°С.

kranigruz.ru

Размеры деталей | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Цилиндры двигателя замеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях вдоль оси коленчатого вала и перпендику­лярно к ней, а также в двух поясах на рас­стоянии 10—15 и 65—70 мм от верхней плос­кости блока цилиндров.

Максимально допустимым износом ци­линдров следует считать 0,4 мм. Неплос­костность поверхности блока по месту со­пряжения с головкой цилиндров допускается не более 0,2 мм на всей длине блока и не бо­лее 0,05 мм на длине 50 мм по плоскости прилегания поддона картера — не более 0,2 мм на всей длине и не более 0,05 мм на длине 50 мм; по плоскости прилегания впускного и выпускного трубопроводов — не более 0,4 мм. Если неплоскостность указан­ных выше поверхностей превышает допус­каемую, необходимо исправить эти поверх­ности шабровкой или чистовым фрезерова­нием.

Прежде чем приступить к ремонту цилинд­ров, необходимо определить степень износа их стенок. Износ стенок замеряют пассиметром размером 100—150 мм, настроенным на номинальный диаметр цилиндра. Для получения стабильности замеров желатель­но все замеры делать при постоянной тем­пературе окружающей среды 10—30° С.

Цилиндры ремонтируют расточкой с по­следующим хонингованием. Для расточки цилиндров рекомендуется применять пере­носные станки модели 2407. Цилиндры сле­дует растачивать, оставляя припуск на хонингование от 0,02 до 0,08 мм. Хонингование осуществляют при помощи абразивных брусков на сверлильных станках или на до­водочных станках модели 2291.

При расточках отклонение перпендику­лярности осей цилиндров от оси коленчатого пала не должно превышать 0,05 мм на дли­не 100 мм. Номинальный и ремонтные раз­меры цилиндров приведены в табл. 1. Размерные группы даются для индивидуаль­ного подбора поршней.

Все цилиндры одного блока ремонтируют под один ремонтный размер. Максимальная конусность и овальность отремонтирован­ного цилиндра допускается не более 0,025 мм. Отдельные цилиндры, диаметры которых выпадают по каким-либо причинам за пределы наибольшего размера 103, 120 мм, могут быть отремонтированы методом гильзования. Количество гильз на одном блоке не должно превышать трех. Гильзы изготовляют из серого чугуна, применяемого для блока цилиндров.

Размеры гильзы и гнезда гильзы в ци­линдре блока приведены на рис. 1. При запрессовке гильзы в блок цилиндров в ру­башку охлаждения следует залить горячую воду, а гильзу по возможности охладить и смазать маслом. Гильзы запрессовывают прессом с натягом 0,05—0,10 мм. Торец за­прессованной гильзы должен быть заподлицо с верхней плоскостью блока цилиндров.

zil131.net

Размеры деталей | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Нажимный диск. Толщина нажимного дис­ка, замеренная по бобышке крепления пар­ных пружинных пластин, 25, 72—26,00 мм. При ремонте нажимного диска допускается проточка рабочей поверхности до размера не менее 24,7 мм.

Неплоскостность нового диска или после ремонта не более 0,1 мм. Коробление на­жимного диска без ремонта допускается не более 0,8 мм.

Рычаг нажимного диска. Диаметр отвер­стий в рычаге нажимного диска под иголь­чатый подшипник 11,42—11,47 мм. Допусти­мый размер отверстий в рычаге без ремон­та 11,49 мм.

Количество роликов в одном шарнире ры­чага— 19. Диаметр ролика 1,59—1,60 мм. Диаметр пальца вилки и рычага 8,17— 8,20 мм. Допустимый размер пальца без ремонта 8,15 Диаметр отверстий в опор­ной вилке рычага и в кронштейне нажим­ного диска под палец рычагов 8.200— 8,258 мм.

Допустимый размер отверстий без ремон­та 8,3 мм.

При износе пальца или отверстий рыча­га, вилки и кронштейна нажимного диска выше допустимых величин их следует за­менить.

Ведомый диск. Диаметр ведомого диска 342 мм. Толщина стального диска 1,8 мм. Толщина диска в сборе с фрикционными на­кладками 9,44—10,16 мм. Предельно допус­тимая толщина диска до замены фрикцион­ных накладок 6,4 мм.

Номинальная ширина шлицевой впадины ступицы 5,89—5,94 мм.

Допустимая ширина шлицевой впадины без ремонта 6,05 мм. При износе шлицевой впадины выше допустимых величин ступицу заменить.

Неплоскостность рабочей поверхности ве­домого стального диска не более 0,3 мм. Не­плоскостность диска в сборе с фрикционны­ми накладками не более 0.5 мм.

Биение рабочей поверхности ведомого диска в сборе с фрикционными накладками при установке ступицы на шлицевую оправ­ку — не более 0,8 мм.

При ослаблении заклепок крепления фрикционных накладок или износе накла­док выше допустимых величин следует за­менить фрикционные накладки.

Муфта выключения сцепления. Расстояние между щеками муфты выключения сцепления пол вилку выключения сцепления 85,54—85,77 мм. Длина щеки под вилку 11 мм. Допустимый размер без ремонта 12,0 мм.

Диаметр отверстия муфты под шейку крышки подшипника ведущего вала короб­ки передач 47,6O—47,65 мм. Допустимый размер без ремонта 47,9 мм.

При износе отверстия муфты под шейку крышки подшипника муфту следует заме­нить.

Диаметр шейки муфты под наружное кольцо подшипника выключения сцепления 55,002—55,032 мм.

Вилка выключения сцепления. Диаметр спорных шеек вилки выключения сцепления 24,955- 25,000 мм. Допустимый размер шеек вилки без ремонта 24,92 мм. При износе опорных шеек вилки выключения сцепле­ния выше допустимого вилку следует заменить.

Расстояние между концами (щеками) вилки 86,00—86,23 мм. Допустимый размер между концами вилки без ремонта 88.0 мм Ремонт щек вилки рекомендуется произ­водить наплавкой с последующей обра­боткой.

Ширина шпоночной канавки 5,945— 5,990 мм. Допустимый размер без ремонта шпоночной канавки 6,01 мм.

Биение опорных шеек вилки выключения сцепления не более 0,12 мм. При биении выше допустимого вилку выправить.

Диаметр отверстия под втулку фланца вилки 30,000—30,045 мм Допустимый раз­мер без ремонта 30,07 мм. При износе от­верстия фланца под втулку его следует раз­вернуть до ремонтного размера 30,250— 30,295 мм.

Наружный диаметр фланца 41,95— 42,00 мм. Допустимый размер без ремонта 41,90 мм. При износе наружного диаметра фланца выше допустимого фланец следует заменить.

Диаметр отверстия втулки фланца под вилку выключения сцепления 25,060— 25,130 мм. Допустимый размер без ремонта 25,17 мм. При износе отверстия втулки вы­ше допустимого размера втулку следует за­менить.

Диаметр отверстия в рычаге под ось вил­ки выключения сцепления 24,977—25,010 мм. Допустимый размер отверстия под ось вил­ки без ремонта 25,3 мм.

Диаметр отверстия под тягу выключения сцепления 24 мм.

При наличии погнутости рычаг выправить. При повреждении резьбы в отверстии под стяжной болт крепления рычага вилки ре­комендуется отверстие заварить, просвер­лить новое и нарезать резьбу M10X1.5 — кл. 2.

Размеры деталей привода выключения сцепления приведены в табл. 1.

zil131.net

ЗиЛ-131

Одновременно с созданием на базе ЗИС-151 модернизированного
полноприводного армейского грузовика ЗИС-157
конструкторы Московского автозавода им. Сталина (с 1956 года им.
Лихачёва) под руководством главного конструктора А.М.Кригера решили
разработать принципиально новый автомобиль. Основные идеи (проходные
мосты, блокируемые межосевые и межтележечные дифференциалы, шины
большого диаметра с регулируемым давлением воздуха, верхнеклапанный
двигатель) были опробованы на экспериментальном автомобиле ЗИС-128.
С учётом выявленных во время его испытаний недостатков в 1956 году
был построен опытный образец ЗИС-131, унифицированный с перспективным
семейством ЗИС-130. Так как ЗИС-131 был изготовлен раньше ЗИС-130, на
нём ещё стоял рядный 6-цилиндровый двигатель.

Из-за трудностей с изготовлением многих деталей, которые не были
взаимозаменяемыми с серийно выпускавшимися, в 1958 году был изготовлен
переходный ЗиЛ-165, который нёс в себе черты ЗиЛ-157 и опытного ЗиЛ-130Л.
Испытания показали, что конструкция оказалась не совсем удачной. Поэтому
дальнейшего развития ЗиЛ-165 не получил и конструкторы продолжили совершенствование
ЗиЛ-131.

В 1959 году состоялись заводские, а затем приёмочные испытания опытных
образцов ЗиЛ-131. На 1961-1962 год было запланировано внедрение в производство
без остановки конвейера ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131, но из-за различный трудностей
производственного характера работы затянулись. ЗиЛ-130 начал выпускаться
с 1 октября 1964 года, а более сложный по конструкции ЗиЛ-131 попал на
конвейер только в 1967 году. Но задержка пошла на пользу: за это время
конструкторы успели сделать автомобиль более совершенным и разработать
его модификации. По сравнению с ЗиЛ-157 у него была больше грузоподъёмность,
выше скорость, ниже расход топлива на тонну перевозимого груза, на метр
меньше радиус поворота, более комфортабельную кабину и более мягкую
подвеску (за счёт применения удлинённых рессор). В феврале 1974 года
семейству ЗиЛ-131 присвоен Государственный знак качества. В октябре
1987 года началось производство и на Уральском автомоторном заводе
(город Новоуральск Свердловской области).

ЗиЛ-131 имеет капотную компоновку. Кабина цельнометаллическая трёхместная
с панораменым стеклом (от ЗиЛ-130). Кузов деревянный с задним откидным
бортом, оборудован откидными скамейками, дугами и тентом. Для увеличения
проходимости применены полный привод, короткие передний и задний свесы,
односкатная ошиновка, система регулирования давления в шинах (от 0,5 до
4,2 кгс/см2), равная колея всех мостов и расположение их
картеров в одну линию (средний мост проходного типа). Герметизация
агрегатов, отключаемые система вентиляции картера двигателя и вентилятор
системы охлаждения позволяют преодалевать брод до 1,4 м (кратковременно
до 1,5 м). Силовая установка состоит из 8-цилиндрового V-образного
карбюраторного верхнеклапанного двигателя ЗиЛ-131. Для движения по
пыльным дорогам установлен пеномасляный фильтр с трёхступенчатой очисткой
воздуха. Топливный насос повышенной производительности обеспечивает
бесперебойную работу в условиях высоких температур. Сцепление однодисковое
сухое. Коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III,
IV и V передачах. Раздаточная коробка двухступенчатая, выполнена по
двухвальной схеме. Главная передача двухступенчатая (конические и
цилиндрические шестерни). Рулевое управление снабжено гидроусилителем.
Подвеска на продольных полуэллиптических рессорах. Передний мост
отключаемый, оснащён шариковыми шарнирами равных угловых скоростей.
Рабочий тормоз барабанный на все колёса с раздельным пневматическим
приводом. Часть машин оборудовалась лебёдкой для самовытаскивания
(устанавливалась в передней части, тяговое услилие 5 тс).

ЗиЛ-131 долгое время был одним из самых распространённых грузовиков
Советской Армии. Применялся он и в гражданских организациях. Его отличала
лёгкость управления, хорошая монёвренность, устойчивость движения.
В процессе производства конструкция постоянно дорабатывалась. На
шасси ЗиЛ-131 было разработано и освоено множество специализированных
автомобилей. Годовой выпуск в 1989 году достиг 48 тыс. автомобилей
(из них 8 тыс. — на УАМЗ).

Выпуск ЗиЛ-131Н на Московском автозаводе прекратился в 1990 году.
Всего было выпущено 998429 автомобилей всех модификаций. Производство
на Уральском автомоторном заводе продолжалось до 2002 года. На конвейере
его сменил ЗиЛ-433420.

Модификации автомобиля:

  • ЗиЛ-131 — базовый. Выпускался в 1967-1986 годах.
  • ЗиЛ-131А — с неэкранированным электрооборудованием (от ЗиЛ-130). Отличался
    отсуствием средней скамейки в кузове, фары-искателя и специального
    военного оборудования. Глубина преодалеваемого брода уменьшена до 0,9 м.
    Выпускался с января 1971 года.
  • ЗиЛ-131В — седельный тягач. Отличался укороченной рамой, седельно-сцепным
    устройством, 2 запасными колёсами. Предназначен для буксировки полуприцепа
    полной масоой до 12 т (по грунту до 10 т). Выпускался в 1968-1986 годах.
  • ЗиЛ-131Д — шасси для самосвалов (опытный).
  • ЗиЛ-131Д (второй с таким названием) — с дизелем «Катерпиллер» (на прототипе
    «Перкинс»). Разработан в 1992 году. Выпускался в Новоуральске с 1993 года.
  • ЗиЛ-131Н — модернизированный. Отличался двигателем ЗиЛ-5081, новыми
    световыми приборами, тентом из синтетического материала (как у КамАЗов).
    Ресурс увеличен до 250 тыс. км. Выпускался с 5 декабря 1986 года в
    Москве и с 27 октября 1987 года в Новоуральске.
  • ЗиЛ-131НА — модернизированный с неэкранированным электрооборудованием.
    Отличался отсутствием правого топливного бака. Выпускался с декабря
    1986 года.
  • ЗиЛ-131НВ — седельный тягач на базе ЗиЛ-131Н. Выпускался с декабря
    1986 года.
  • ЗиЛ-131Н1 — с дизелем Д-245.20 мощностью 105 л.с.
  • ЗиЛ-131Н2 — с дизелем ЗиЛ-0550 мощностью 132 л.с.
  • ЗиЛ-131С, ЗиЛ-131АС — в северном исполнении. Отличались кабиной с
    дополнительной теплоизоляцией, автономным отопителем, двойными стёклами,
    теплоизоляцией аккумуляторной батареи, противотуманными фарами,
    резинотехническими изделиями из морозоустойчивой резины. Предназначены
    для эксплуатации при температуре до -60°C. Выпускались на Читинском
    автосборочном заводе в 1980-1986 годах.
  • ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС — модернизированные в северном исполнении.
    Вупускались на Читинском автосборочном заводе с 1987 года.
  • ЗиЛ-131Х — для эксплуатации в жарких и пустынных районах (опытный).
  • ЗиЛ-137-137Б — активный автопоезд (10×10).

Технические харктеристики

Габариты, мм:

длина

ширина

высота по кабине

высота с тентом

7040

2500

2480

2975
База, мм 3350+1250
Колея, мм 1820
Дорожный просвет, мм 330/355
Радиус поворота, м 10,2
Масса, кг:

в снаряженном состоянии с лебёдкой

полная

6700

10425
Грузоподъёмность, кг:

по шоссе

по грунту

5000

3500
Допустимая масса буксируемого прицепа, кг:

по шоссе

по грунту

6500

4000
Двигатель:

тип

число цилиндров

рабочий объём, см2
степень сжатия

мощность, л.с.

ЗиЛ-131
8

5996

6,5

150
Число передач 5×2
Колёсная формула 6×6
Размер шин 12,00-20″
Запас топлива, л 2×170
Скорость максимальная, км/ч 90
Запас хода, км 850
Глубина преодалеваемого брода, м 1,4
Тормозной путь со скорости 30 км/ч, м 12
Контрольный расход топлива при скорости 40 км/ч, л/100 км 40

Литература

  1. Гоголев Л.Д. Автомобили-солдаты. — М.: «Патриот», 1990. — С. 88-89.
  2. Гусев В. Первопроходцы // За рулём. — 1971. — №9. — С. 8.
  3. Колеватов А. Применение автомобиля повышенной проходимости ЗиЛ-131 // Автомобильный моделизм. — 2003. — №4. — С. 2-8.
  4. Колеватов А. Сто тридцать первый // Автомобильный моделизм. — 2003. — №3. — С. 2-7.
  5. Краткий автомобильный справочник. Гос. НИИавтомоб. трансп. — Изд. 10-е., перераб. и доп. — М.: «Транспорт», 1983. — С. 70-71.
  6. Платонов В.Ф. Полноприводные автомобили. — М.: «Машиностроение», 1989. — С. 55-64.
  7. Технические средства тылового обеспечения. — М.: Воениздат, 2003. — С. 7-8.
  8. Шугуров Л.М. Автомобили России и СССР. — Т. 2. — М.: «Илби», «Прострэкс», 1994. — С. 115-117.

aviaros.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о