Содержание

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Еще один класс советских кораблей, носивший в НАТО кличку «убийца авианосцев», — мощный газотурбинный крейсер. После распада СССР эти корабли составили костяк тяжелых надводных сил флота России.

По техническому облику это ударный газотурбинный (более дешевый, чем атомные корабли проекта 1144) крейсер, носитель тяжелых противокорабельных ракет. Проектирование корабля началось в апреле 1972 года ленинградским Северным проектно-конструкторским бюро. Первый корабль этого типа («Слава») флот получил в 1983 году.

В качестве основных задач ему ставилась борьба с корабельными группами и конвоями противника, поэтому акцент в вооружении сделан именно на ПКР. Основной целью ракетоносцев советского флота были американские авианосцы, отсюда и кличка.


Российский ракетный крейсер «Москва», головной корабль проекта 1164 «Атлант». Фото: George Chernilevsky

Полное водоизмещение 11380 тонн, длина 186 метров, максимальная скорость хода 34 узла. Экипаж 510 человек.

Корабль проектировался под ПКР П-500 «Базальт», далее был перевооружен на более совершенные П-1000 «Вулкан». На крейсере их 16 (восемь спаренных пусковых). Длина ракеты почти 12 метров, масса без стартовых ускорителей свыше 5 тонн. Дальность стрельбы 550−700 км в зависимости от выбранного профиля траектории. Скорость до 2,5 М. Боевые части — фугасно-кумулятивная (заряд взрывчатого вещества около 500 кг) или ядерная.

Зенитно-ракетное вооружение крейсера состоит из восьми револьверных пусковых установок ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты 5В55РМ) и двух установок ЗРК «Оса-АК» с боекомплектом 48 ракет 9М33.

Артиллерийское вооружение включает 130-мм двухорудийную артустановку АК-130 и шесть шестиствольных 30-мм зенитных автоматов АК-630.

Противолодочное вооружение состоит из двух торпедных аппаратов (боекомплект 10 противолодочных торпед), двух реактивных бомбометных установок РБУ-6000 (боекомплект 96 реактивных глубинных бомб) и вертолета Ка-27.


Ракетный крейсер «Маршал Устинов» в северной Атлантике, июнь 1993 года. Фото: Википедия

Планировалось построить десять таких крейсеров, потом план урезали до шести, а заложить успели только четыре. Всего было построено и введено в строй три таких корабля — «Москва» (бывший «Слава»), «Варяг» (бывшая «Червона Украина»), «Маршал Устинов». Все он находятся в составе российского флота: «Москва» — флагман черноморцев, «Варяг» — тихоокеанцев, а «Маршал Устинов» в данный момент находится на капитальном ремонте и модернизации в Северодвинске (планируется вернуть его на флот к концу 2015 года).

Четвертый корабль — «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов») — находится в собственности Украины и стоит в Николаеве, у стенки судостроительного завода, в оценочной готовности около 95%. С конца 2000-х годов велись переговоры о возможной его покупке Россией у Украины и включении в состав Северного флота, однако с начала 2014 года они были прерваны.

defendingrussia.ru

Россия вернет в строй самые большие в мире крейсера

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
Фото из книги «Оружие России»

Как сообщил 19 сентября заместитель министра обороны России – начальник вооружений ВС РФ Владимир Поповкин, наше военное ведомство намерено усилить отечественный ВМФ тяжелыми атомными ракетными крейсерами (ТАРКР). «У нас осталось несколько таких кораблей от советского флота. Мы разработали программу по их восстановлению», – сказал Поповкин в радиоэфире. Минобороны считает целесообразным иметь в составе ВМФ до трех таких кораблей. Один из них будет на Тихоокеанском флоте, а два – на Северном.

ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ФЛАГА

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ находится один тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». С сентября 2008 года по март нынешнего года этот самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль – флагман российского Северного флота совершил сверхдальний поход. Записав на свой счет два трансатлантических перехода и побывав в трех океанах, атомный крейсер принял участие в совместных российско-венесуэльских учениях «Венрус-2008» и российско-индийских – «Индра-2009», а также провел маневры с кораблями ВМС ЮАР. Попутно еще погонял пиратов в Аденском заливе и даже поймал десяток морских разбойников.

«Петр Великий» успешно перенес полугодовое плавание, продемонстрировал флаг и российскую мощь, привлек внимание и поднял престиж нашего флота. А, главное, показал, что не только РВСН и Ту-160 являются элементами большой международной политики. Более того, этот атомный рекордсмен Книги Гиннесса – фактор влияния, что называется, с доставкой на место – во время похода он заходил в порты Триполи (Ливия), Акзас-Караагач (Турция), Тулон (Франция), Ла-Гуайра (Венесуэла), Кейптаун (ЮАР) и Мармагао (Индия). Каждый такой заход – это информационный всплеск мирового масштаба.

Столь наглядная иллюстрация тезиса «Россия встает с колен» произвела сильное впечатление на верхи государства и Минобороны. Можно считать, что окончательно забыты попытки превратить российский военный флот в прибрежный. И вполне могла родиться соблазнительная мысль сделать океанское дежурство российского ВМФ постоянным. Но для этого необходимы как минимум три атомных корабля, поскольку один из них постоянно будет находиться на плановом ремонте. А два других смогут, чередуясь, по полгода бороздить Мировой океан.

Поскольку Россия из-за мирового финансового кризиса еще не окончательно «поднялась с колен», строить такие крейсера ей не по силам и не по карману. Но можно вернуть в строй советское наследие – ТАРКР «Адмирал Нахимов», пребывающий в ремонте с 1999 года, и ТАРКР «Адмирал Лазарев», отправленный на отстой в ожидании утилизации.

СИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Советский Союз ввязавшись в гонку вооружений, оказался в роли вечного догоняющего. Руководство страны придерживалось принципов симметричного ответа, слегка скорректированного «миролюбивой» политикой. Это означало, что всякое военное новшество США получало запоздалый зеркальный ответ. Только вместо ударных авианосцев мы строили авианосные крейсера, поскольку авианосец – орудие агрессии.

Появление в составе ВМС США атомного крейсера УРО «Лонг-Бич» в 1961 году побудило советское руководство заказать проект надводного корабля с атомной энергетической установкой, способного действовать в удаленных районах Мирового океана в составе группировки и самостоятельно. Американский «Лонг-Бич» водоизмещением 17 500 тонн предназначался для прикрытия атомного же авианосца, фактически это был эскортный фрегат. В СССР на первом месте стояла борьба с атомными подводными лодками, поэтому у нас был создан новый класс боевых кораблей – большой противолодочный корабль (БПК). И проектировать начали тоже БПК водоизмещением 8000 тонн с ядерным реактором от АПЛ. Необходимо отметить, что большая масса ядерных энергетических установок диктует водоизмещение корабля – пока оно не может быть ниже 8–10 тыс. тонн.

Однако по мере проектирования возрастала мощность реактора и увеличивались размеры будущего «пенителя Мирового океана». Главком ВМФ СССР Сергей Горшков, реально представлявший надежность существовавших тогда атомных силовых установок, потребовал, чтобы крейсер имел запасную силовую установку на органическом топливе. В результате появился проект 1144 «Орлан» – корабль длиной в четверть километра (251 м) и водоизмещением 28 000 тонн. На его борту собрали едва ли не все флотское вооружение, кроме минно-трального: противокорабельные ракетные комплексы средней дальности «Гранит» для борьбы с крупными надводными кораблями, включая авианосцы; ракетный комплекс «Метель»; 12 установок зенитных ракет «Форт»; 10 торпедных аппаратов; реактивный бомбомет РБУ-600, РБУ-1000 и две пушки калибра 100 мм.

Но этот набор менялся на каждом следующем корабле серии. Что тоже было советской традицией – никакой унификации, постоянная модернизация. В результате четыре построенных атомных крейсера оказались четырех разных типов, то есть многоцелевые. Они могли бороться с подводными лодками, самолетами и надводными кораблями противника. Хотя – по большому счету – стали средством сдерживания, которое предназначено больше для демонстрации потенциала, чем для реальной войны.

МЫ СТРОИЛИ, СТРОИЛИ…

Строительство крейсеров велось в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где было построено первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой – ледокол «Ленин». Первый из «Орланов» под названием «Киров» был заложен 27 марта 1973 года. Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер передали ВМФ СССР. Находился в боевом составе Северного флота. В 1984 году совершил первый длительный поход в Средиземное море. Во втором дальнем походе (1 декабря 1989 года – 17 февраля 1990-го) на корабле вышел из строя носовой реактор, после чего он был переведен в резерв. В 1992 году корабль был переименован в «Адмирал Ушаков», а 19 сентября 1999 года поставлен в док для утилизации.

Второй корабль серии – «Фрунзе» (с 1992 года – «Адмирал Лазарев») строился по модернизированному проекту 1144.2. Заложен 27 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981-го, а вступил в строй 31 октября 1984 года. Находился в боевом составе Тихоокеанского флота. Был признан небоеспособным и в 1999 году выведен из боевого состава ВМФ в состояние длительной консервации. С июня 2000 года планировалось начало ремонта «Адмирала Лазарева» на судоремонтных предприятиях Дальнего Востока. Но денег в бюджете не хватило.

Третий – «Калинин» (с 1992 года – «Адмирал Нахимов») заложен 17 мая 1983 года, спущен на воду 25 апреля 1986-го, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Находился в боевом составе Северного флота. Последнее плавание совершил в июле 1997 года. 14 августа 1999 года поставлен на плановый ремонт и модернизацию к причалу Севмашпредприятия в Северодвинске. По графику ремонт должны были провести в течение 3–4 лет. Но из-за недофинансирования работы фактически так и не начались, шел лишь неторопливый демонтаж оборудования и отправка его на предприятия-изготовители. Только в 2008 году ремонт «Адмирала Нахимова» включили в Программу перевооружения с вводом корабля в строй в 2012 году. В конце сентября 2008 года началась, наконец-то, выгрузка отработанного ядерного топлива. В операции задействованы представители нижегородского ОКБМ им. Африкантова и экипаж специализированного судна Беломорской военно-морской базы.

Четвертый «Орлан» – «Петр Великий» – был заложен 25 апреля 1986-го под названием «Куйбышев». Позднее получил имя «Юрий Андропов». Спущен на воду 25 апреля 1989-го. Переименован в «Петр Великий» 22 апреля 1992 года. В ноябре 1996 года пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний на месте постоянной дислокации, которые растянулись на два года. Включен в боевой состав Северного флота в марте 1998 года. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл. США.

Ядерная силовая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах КН-3 по 300 Мвт и двумя главными турбозубчатыми агрегатами (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте ГТЗА могут получать пар от двух паровых котлов на органическом топливе, работающих в автоматизированном режиме. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и скорость корабля (максимальная скорость составляет 31 узел, а при плавании под вспомогательными паровыми котлами 17 узлов). Мощность ядерной силовой установки равна 140 тыс. л. с.

На корабле имеется 1600 помещений, включая 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин на 8–30 человек каждый, 15 душевых, две бани, сауна с бассейном, двухуровневый медицинский блок, спортзал с тренажерами, три кают-компании – для мичманов, офицеров и адмиралов, салон для отдыха, корабельная телестудия.ТАРКР «Петр Великий» обладает повышенной автономностью плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. На корабле установлены ЗРК «Кинжал», зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик», один из двух ЗРК С-300Ф заменен более совершенным С-300ФМ. Ударное ракетное оружие представлено противокорабельным ракетным комплексом (ПКРК) «Гранит» – 20 наклонных пусковых установок со сверхзвуковыми противокорабельными ракетами П-700.

Противолодочное и противоторпедное вооружение включает противолодочный ракетный комплекс «Водопад-НК» (универсальные ракетно-торпедные пусковые установки с ракетами), ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» с боезапасом 40 реактивных глубинных бомб, а также три противолодочных вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РЦ.

«Петр Великий» предназначался для действий в удаленных районах морей и океанов в составе авианосной ударной группы, в которую должны были входить авианесущий крейсер типа «Адмирал Кузнецов», ракетный крейсер типа «Слава», большой противолодочный корабль типа «Удалой», десантные корабли типа «Иван Рогов» и транспорты обеспечения типа «Березина» или «Борис Чиликин».

Пятый ТАРКР – «Дзержинский» – был снят с финансирования и разобран прямо на стапеле.

Имеется, впрочем, еще один «Орлан» – засекреченный «корабль связи» «Урал», о котором стараются не вспоминать, поскольку это самый большой провал советского судостроения (и не только судостроения).

Атомный корабль радиоэлектронной разведки «Урал» заложили летом 1981 года, на воду спустили в 1983 году, а в боевой строй флота приняли в 1989 году. Полный экипаж, включая специалистов-электронщиков, – 1000 человек. Огромный вычислительный комплекс из нескольких ЭВМ типа ЕС-1046 и «Эльбрус». Система наблюдения «Коралл» позволяла отслеживать траектории баллистических ракет и космических аппаратов. Можно сказать, что этот плавучий разведцентр вобрал все новейшие наработки советской радиоэлектронной промышленности. Находясь в долговременном автономном плавании у берегов Америки, «Урал» мог бы «просвечивать» насквозь все американские космодромы, полигоны и аэродромы. Цены бы ему не было, окажись он работоспособен.

После принятия в строй «Урал» совершил двухмесячный переход в порт приписки Владивосток. Всю дорогу большие команды специалистов ликвидировали поломки механизмов и пытались отладить работу «Коралла» и ЭВМ. Однако неполадки в системе охлаждения носового реактора оказались неустранимы, как и неувязки в электронной аппаратуре. К тому же возник крен в пять градусов, который тоже не удалось ликвидировать. Корабль встал на якорь и превратился в плавучую гауптвахту для штрафников и неперспективных офицеров. Позднее «Урал» переставили к заводской стенке, где он еще долго будет дожидаться утилизации. Уникальную аппаратуру с высоким содержанием драгметаллов за два десятка лет в основном уже «утилизировали». Впрочем, сейчас подобная аппаратура заинтересует разве лишь музей.


Крейсер типа «Тикондерога» оказался эффективней атомных монстров США.
Фото с сайта warships.ru

РАЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В США после первых экспериментов с атомными надводными судами в 1974–1975 годах были построены два атомных крейсера (фрегата) типа «Калифорния», а в 1976–1980 годах – четыре атомных крейсера типа «Вирджиния». Полное водоизмещение тех и других – 11 000 тонн. В их задачу входило обеспечение ПВО авианосных соединений. Первоначально на них имелись только зенитные ракетные комплексы и противолодочное оружие, позднее добавились противокорабельные ракеты и крылатые ракеты «Томагавк».

При высокой стоимости и огромных размерах атомные крейсеры оказались вооружены не лучше, чем обычные корабли меньшей размерности. Это относится не только к американским крейсерам, но и к российским ТАРКР. За миллиард долларов можно выстроить целую флотилию современных судов, несущих в несколько раз больше различных вооружений, чем атомный крейсер. К тому же никто не знает, какой окажется живучесть такого корабля в реальном морском бою. Есть подозрения, что защитить себя такие огромные мишени вряд ли смогут.

Поэтому руководство ВМС США отдало предпочтение крейсерам типа «Тикондерога», ввод в строй которых начался в 1981 году. Сейчас в строю 22 таких корабля, оснащенных многофункциональной системой оружия «Иджис». Их боевая эффективность в разы превосходит атомных предшественников. С 2006 года все они проходят модернизацию и будут служить до 2016–2019 годов.

В 2004 году американцы списали последний свой атомный крейсер. Тем более что этап разборки и утилизации у них включен в жизненный цикл корабля и разрабатывается еще в процессе проектирования. В России о проблеме утилизации не думали до тех пор, пока не пришлось списывать первые атомные подводные лодки. С помощью зарубежных спонсоров этот вопрос постепенно решается, а вот как быть с надводными кораблями, пока никто не знает.

Из пяти построенных атомных военных кораблей, считая «Урал», только один – самый последний в серии – «Петр Великий» вот уже 10 лет на ходу и даже совершил почти полугодовой дальний поход. «Адмирал Ушаков» и «Урал» годятся только на металлолом, поэтому их удел – стоять в ожидании разделки. «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» могут снова встать в строй. По стоимости это, наверное, дешевле, чем их утилизация. Они еще вполне могут, при периодическом ремонте, прослужить 20–30 лет, а проблему утилизации будут решать уже наши внуки.

К сожалению, эксплуатация ТАРКР – дело дорогостоящее, осложненное отсутствием специальной береговой инфраструктуры. Чтобы нормально эксплуатировать корабль с ядерной энергетической установкой, требуется специально оборудованная база с береговыми службами, оборудование для загрузки и выгрузки топливных элементов, слива жидких радиоактивных отходов и много другого – целый завод. Ничего этого нет. Для подобных процедур приходится вставать к заводской стенке, а это уже ремонт, который хороших денег стоит. В принципе «Петр Великий» обходится без базы 10 лет и еще 30 лет обойдется.

Восстанавливать «Нахимова» и «Лазарева» в их прежнем виде – бессмысленно. Сейчас уже XXI век. Значит, предстоит серьезная реконструкция и перевооружение, сравнимые с переделкой авианесущего «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья». И стоимость будет соответствующая – от 500 млн. до 1 млрд. долл. за штуку, если не больше. Северодвинский Севмаш, надо полагать, обрадуется такому фронту работ. Легко подумать, что Объединенная судостроительная компания является главным лоббистом возвращения атомных крейсеров.

Ввод в строй и удачная эксплуатация ТАРКР могут ускорить принятие политического решения о строительстве атомных авианосцев, что на многие годы обеспечит бюджетными вливаниями целый ряд предприятий судостроительной отрасли и смежников.

Может возникнуть вопрос о боевом предназначении возрождаемых атомных крейсеров. Ибо нет у нас военно-морской доктрины и геостратегических целей в Мировом океане. Но поскольку ТАРКР создавались как оружие сдерживания, то никакими боевыми задачами их можно не грузить. Главная их работа – поражать воображение и демонстрировать военно-морскую мощь России. С этим они справляются отлично. Лишь бы реакторы не потекли в чужом порту…

nvo.ng.ru

«Пётр Великий» проекта 1144 шифр «Орлан» — атомный ракетный крейсер России

«Пётр Великий» проекта 1144 шифр «Орлан» — атомный ракетный крейсер России.

Самыми мощными крейсерами всех времен и народов являются российские корабли класса «тяжелый атомный ракетный крейсер» (сокращенно ТАРКР) проекта 1144 (шифр «Орлан»). Специалисты часто называют их кораблями XXI века. Они были построены в ответ на требование советских военных моряков создать боевой океанский корабль неограниченной автономности и дальности действия, способный совершать самостоятельные крейсерские операции в удаленных районах мирового океана, отыскивать и уничтожать корабли противника любого класса: транспортные, авианесущие (в том числе атомные стратегические авианосцы), подводные лодки (в том числе атомные) и прочие. Кроме того, новому кораблю предписывались и обычные функции крейсеров — совместно с эсминцами и фрегатами осуществлять охрану авианосных ударных соединений и конвоев транспортных и десантных судов.

Крейсер «Пётр Великий» проекта 1144 назначен кораблем-флагманом Северного флота России. Согласно современной доктрине российского флота его основным предназначением является поиск и уничтожение стратегических авианосных флотилий возможного противника.

История крейсера «Пётр Великий»

Технически проектирование крейсеров этого типа было завершено в 1972 г., закладка головного корабля, получившего название «Киров», состоялась в 1974 г. В 1980 г. он начал проходить испытания и был включен в состав флота. До 1991 г. удалось построить еще две такие модели — «Фрунзе» и «Калинин». Последний корабль, «Андропов», был заложен в 1988 г., а затем. в 1992 г. переименован в «Пётр Великий». В состав флота крейсер вступил в 1998 г. Сегодня «Пётр Великий» — это единственный находящийся в активной эксплуатации корабль класса ТАРКР проекта 1144 «Орлан». Остальные корабли этого типа: «Калинин» («Адмирал Нахимов»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Киров» («Адмирал Ушаков») — находятся на ремонте и модернизации, после чего планируется их возвращение в состав флота.

На начало 2000-х гг. «Пётр Великий» был самым большим в мире действующим боевым кораблем (исключая авианосцы).

Полюбоваться на крейсер можно и с экранов своих телевизоров, так как упомянутый крейсер встречается в старых советских фильмах http://kino-go.club/films-2017/

Конструкция крейсера «Пётр Великий»

Крейсер не имеет аналогов за рубежом. По водоизмещению он превышает американские корабли того же типа в 2,5 раза. Атомная энергетическая установка мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 32 узлов, а дальность плавания при использовании ядерного топлива не лимитируется (при использовании неядерного топлива составляет 3 года). В то же время автономность плавания корабля по запасам продовольствия составляет 60 суток. Расчетный срок эксплуатации ядерной установки крейсера составляет 50 лет, ее мощности хватает для полного обеспечения города с 150-200 тыс. жителей электроэнергией и отоплением.

В конструкции ТАРКР реализован ряд мер по снижению его радиолокационного следа. На корабле установлена усиленная защита артиллерийских погребов для хранения снарядов и ракет всех классов.

Вооружение

Перечень установленного на крейсерах вооружения поражает. Его основу составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса П-700 «Гранит», которые полностью автономны в полете, имеют весьма эффективную схему поражения целей и повышенную помехозащищенность. Дальность стрельбы ракетой «Гранит» — 700 км, скорость полета превышает скорость звука в 2,5 раза.

Имеется также мощное артиллерийское вооружение в составе спаренной автоматической артустановки АК-130 с дальностью стрельбы до 25 км и скорострельностью до 86 выстрелов в минуту. Его дополняют несколько зенитно-ракетных комплексов: ЗРК С-300Ф «Форт» (боезапас — 48 ракет), ЗРК С-300ФМ «Форт-М» (46 ракет), а также 16 пусковых установок ЗРК «Кинжал» (128 ракет). Ракетно-торпедное вооружение представлено двумя 533-мм противолодочными ракетно-торпедными комплексами типа РПК-6М «Водопад» (по пять пусковых устройств на борт, боезапас — 20 ракетоторпед), предназначенными для поражения подводных лодок противника на расстоянии до 60 км.

Кроме того, имеется шесть зенитных ракетно-артиллерийских комплексов типа «Кортик» (общий боезапас — 144 ракеты), предназначенных для противоракетной обороны корабля от высокоточного оружия: противокорабельных ракет, самонаводящихся авиабомб и т. д. Каждая из установок «Кортик» имеет по две шестиствольные 30-мм скорострельные автоматические установки АК-630 М2 с суммарной скорострельностью примерно 10 000 выстрелов в минуту, а также два блока почетыре ракеты 9М311 — модификации армейского ракетного комплекса 2С6 «Тунгуска». Борьба с подводными лодками ведется также с помощью реактивных бомбометов (1 РБУ-12000 и 2 РБУ-1000), 10 торпедных 533-мм аппаратов и вертолетов (базирующийся на крейсере авиаотряд включает 3 вертолета Ka-27).

Технические характеристики крейсера «Пётр Великий»

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Атомный ракетный крейсер — Википедия

Атомный ракетный крейсер — подкласс ракетных крейсеров, отличающийся от других кораблей этого класса наличием ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Первые атомные крейсеры появились в 1960-х годах. В связи со значительной сложностью и крайне высокой стоимостью они имелись лишь в ВМС сверхдержав — США и СССР. В настоящий момент атомные ракетные крейсеры эксплуатируются только ВМФ России.

Атомные крейсера ВМС США в едином строю. 1981 г.

Предпосылки к созданию атомных ракетных крейсеров

В начале 1950-х годов военных и конструкторов ведущих стран охватила «ядерная» эйфория. Несмотря на скромные удельные характеристики тогдашних ЯЭУ, ядерные реакторы планировались к установке на самолёты[1], локомотивы[2] и даже автомобили[3]. Естественно первыми кандидатами на звание «атомных» стали военные корабли. В 1955 году вошла в строй первая в мире атомная ПЛ «Наутилус». Однако если целесообразность установки ЯЭУ на ПЛ была вполне очевидной, то выгоды подобной энергетики для надводных кораблей представлялись не столь однозначными. В 1950-х — начале 1960-х годов в США развернулась открытая дискуссия о применении атомных надводных кораблей. Сторонники ядерной энергетики, которых возглавлял «отец атомного флота» адмирал Хайман Г. Риковер, выдвигали следующие аргументы в пользу ЯЭУ:

  • Очень большая автономность по дальности плавания;
  • Способность практически неограниченно длительного поддержания высокой скорости без влияния на pесурс главных механизмов;
  • Отсутствие pазвитых газоходов, упрощающее внутреннее pасположение и аpхитектуру надстройки.

Противники атомного флота в свою очередь указывали на следующие проблемные моменты:

  • Чрезвычайно большая стоимость, что неизбежно приведёт к сокращению численности флота;
  • Возможности более традиционных энергетических установок ещё не исчерпаны;
  • Пресловутая высокая автономность кораблей с ЯЭУ достигается только по дальности плавания, но отнюдь не по боезапасу, провианту и прочим видам снабжения.

Следует заметить, что в США не проводилось открытых дискуссий по совершенно очевидной проблеме — боевой живучести атомных кораблей.

Несколько странным… явилось отсутствие (во всяком случае, в открытой прессе) дебатов по поводу боевой живучести атомных НК. Вопрос этот, действительно, лежит на поверхности: что же будет с атомным кораблем при даже незначительном поражении, скажем, систем 1-го контура? Для кого опаснеё станет корабль — для противника или для своего экипажа?[4]

Видео по теме

Первое поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсеры США

Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич»

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach) в США приступили в 1955 году. Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США. Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность — 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC[5]. Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм противолодочных торпед. «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно — и как Fleet escort и как Missile cruiser[6].

Атомный ракетный крейсер «Бейнбридж»

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги», чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» — 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию — 2 спаренные 76-мм установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны.

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в 1961 году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:[4]

1. Фактоp увеличения дальности плавания на максимальных скоростях для HК имеет существенно большее значение, чем для ПЛ. АЭУ такое увеличение может обеспечить pадикальным образом.

2. HК с АЭУ действительно имеют более высокую стоимость, чем таковые с обычными ГЭУ (в 1,3—1,5 pаза). Тем не менее, конкретные цифры pасчетов нельзя считать точными. Hаиболее надежные данные — по содержанию и pемонту, самые неопределенные — по эксплуатации (нет опыта), по новому вооружению, содержанию и подготовке личного состава.

3. АЭУ по весу и габаритам превышает обычные ГЭУ. Сосредоточенные нагрузки и более значительные pазмеры энергетических отсеков требуют иного общего pасположения помещений и существенного изменения конструкции корпуса. Существующие АППУ ограничивают эффективную мощность ГЭУ, что в сочетании с ГТЗА на пониженных паpаметрах пара при прочих pавных условиях понижают максимальную скорость атомных HК по сравнению с обычными.

4. АЭУ требует большее количество обслуживающего личного состава, причем значительно более высокой квалификации. Это влечет за собой ещё большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.

5. Автономность корабля по запасам топлива — это ещё не все. Существует автономность по провизии, по запасным частям и материалам (масла, смазки и т. п.), по боезапасу. По этим статьям атомный HК преимуществ перед неатомным не имеет.

Атомный ракетный крейсер «Тракстан»

Тем не менее, Конгресс США по собственной инициативе заказал для моряков корабль, о котором они не просили. Им стал крейсер «Тракстан» (CGN-35 Truxtun) — атомный вариант ракетных крейсеров типа «Белкнап», полностью соответствовавший по вооружению своим паротурбинным двойникам. Основное вооружение сократилось до 1 спаренной ПУ с которой можно было запускать и зенитные ракеты «Терьер» и противолодочные ракето-торпеды ASROC, но корабли получили новую автоматизированную артустановку калибра 127 мм.

Следует заметить, что классификация этих кораблей оказалась крайне запутанной. Официально они числились в составе флота как DLG (Destroyer leader guided) — лидерами эскадренных миноносцев (атомные соответственно — DLGN), также часто именовались Fleet escort — эскортными кораблями флота, что дало повод называть их фрегатами. Лишь в 1975 году все эти боевые единицы стали классифицироваться как ракетные крейсеры[7].

Проект советского атомного ракетного крейсера

В 1955—56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами, а также ЗРК ближнего действия М-1. Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале 1957 года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Предполагаемые ТТХ были следующими: водоизмещение 15—16 тысяч тонн, скорость — 32 узла, вооружение включало ПКРК П-40 или П-6, ЗРК М-1 и М-3, кроме того, устанавливались две 76-мм артустановки АК-726 и два РБУ-2500 [1]. Планировалось построить до 7 кораблей этого проекта.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того, вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте 1959 года.

Второе поколение атомных ракетных крейсеров

Атомные ракетные крейсеры США

Атомный ракетный крейсер «Саут Кэролайн» типа «Калифорния»

После некоторой паузы американские ВМС возобновили строительство атомных крейсеров. Это было связано как с накопленным опытом, так и с закладкой первого атомного авианосца типа «Нимиц». В 1970 году были заложены два корабля типа «Калифорния». Их основное вооружение вновь оказалось зенитным — 2 ПУ ЗРК «Тартар». Имелся также стандартный набор противолодочных средств, а артиллерия усилилась за счёт установки двух автоматизированных орудий калибра 127 мм. Энергетическая установка была значительно улучшена и появилась возможность брать на борт вертолёт, но лишь на посадочную площадку. Водоизмещение крейсеров этого типа превысило 10 000 тонн. Предполагалось построить 5 крейсеров типа «Калифорния», но от дальнейшего развития проекта отказались в пользу крейсеров типа «Вирджиния».

Атомный ракетный крейсер «Вирджиния»

Крейсеры типа «Вирджиния» были усовершенствованным типом атомных крейсеров. В отличие от типа «Калифорния» на них установили ПУ для более дальнобойных ракет «Терьер», а также ангар для вертолёта. В перегруз можно было взять две винтокрылых машины. Крейсеры вступили в строй в период между 1976 и 1980 годами.

В 1980-х годах крейсеры типа «Калифорния» и «Вирджиния» прошли серьёзную модернизацию. Устаревшие зенитные ракеты были заменены на «Стандарт SM-2ER», ближнюю оборону обеспечивали 20-мм. зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс». Крейсеры получили также и ударное оружие — КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун», превратившись таким образом в многоцелевые корабли. Следует заметить, что по возможностям ПВО они даже после модернизации серьёзно уступали крейсерам типа «Тикондерога», оснащённым системой «Иджис». Все они были списаны во второй половине 1990-годов.

В 1970-х годах в США велись проектные работы над атомным крейсером нового поколения CSGN (Cruiser strike, guided missile, nuclear). При водоизмещении близком к «Лонг Бич» этот корабль должен был нести ПУ для перспективных крылатых ракет SLCM, впоследствии принятую на вооружение как «Томагавк» (Tomahawk), ПУ ПКР «Гарпун», зенитную систему «Иджис», а также 203-мм. артустановку и вертолёты. До строительства дело не дошло — американский флот предпочёл строить относительно недорогие, но многочисленные «Тикондерога» с газотурбинной ЭУ.

Атомные ракетные крейсеры СССР

в 1960-х годах главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными ПЛ вероятного противника. Это привело к появлению невиданного ранее класса — больших противолодочных кораблей (БПК), чьей задачей стала ПЛО в морской и океанской зоне. Первенцем этих программ стал БПК проекта 61, считавшийся вполне удачным кораблём. На его концептуальной базе в 1962 году и начал создаваться проект 1144 атомного БПК. В соответствии с веяниями времени водоизмещение корабля поначалу ограничивалось 8000 тонн. Основным вооружением нового БПК должен был стать перспективный Универсальный ракетный комплекс (УРК), способный поражать все типы целей — воздушные, надводные и подводные. Дополнять его должны были артустановки калибра 57-76 мм, РБУ, торпедные аппараты и беспилотный вертолёт.

Атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144.2. 1985 г.

Фактически УРК остался на бумаге, беспилотный вертолёт также не был создан и в ТТЗ 1969 года состав вооружения был определён из противолодочного ракетного комплекса «Метель», ЗРК С-300Ф, ПУ ПКР «Малахит», артустановок калибра 130-мм. (А-217) и 30-мм. (АК-630), а также двух пилотируемых вертолётов Ка-252.

Всего было заложено и построено 4 тяжёлых атомных ракетных крейсеров (сокращённо ТАРКР) проекта 1144: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Юрий Андропов». Ещё один крейсер, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», был зачислен в списки Советского ВМФ, но не закладывался и 4 октября 1990 г. снят со строительства на Балтийском заводе.

С конца 1960-х годов параллельно с атомным БПК разрабатывался и атомный крейсер проекта 1165. Его основным вооружением предполагалось сделать ПКР «Гранит» (36—48 ракет в боекомплекте) и ЗРК С-300Ф. Ввиду того, что БПК 1144 постепенно приобретал черты многоцелевого корабля, в 1971 году было принято решение об объединении двух проектов[8].

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Том II, Ч. 1. — СпБ.: Галея Принт, 2003.
  • Коваленко В. А. Остроумов М. Н. Справочник по иностранным флотам. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971.
  • Кузин В. П. Никольский В. И. Военно-морской флот СССР 1945—1991. — СпБ.: Историческое морское общество, 1996.
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1910—2005. — Минск: Харвест, 2007.
  • Соколов А. Н. Советский ракетный крейсер. Зигзаги эволюции. — М.: Военная книга, 2006.
  • Широкорад А. Б. Флот, который уничтожил Хрущёв.- М.: АСТ, 2004.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996.

wikipedia.green

Ракетный крейсер Москва

Скорость хода32 узла
Дальность плавания6000 мор. миль
Водоизмещение11490 т
Осадка8,4 м

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» (ГРКР «Москва»)

Российский ракетный крейсер, головной корабль проекта 1164 «Атлант».

Создан на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве под именем «Слава». После списания противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123 унаследовал его имя и стал флагманом Черноморского флота России. Один из 2-х кораблей 1-го ранга в составе Черноморского флота (второй — большой противолодочный корабль Керчь»).

История

60-е годы ознаменовались массовым принятием на вооружение во всех флотах мира боевых кораблей, имеющих в качестве главного оружия крылатые ракеты класса “корабль-корабль”. Вместе с этим резко растёт роль подводных лодок как главной ударной силы флотов. В результате всё это привело к созданию новых классов боевых кораблей-носителей крылатых ракет и кораблей, специально предназначенных для борьбы с подводными лодками.
Следующее десятилетие характерно развитием борьбы с авианесущими группами кораблей. В ответ на развитие морских сил вероятного противника создается отечественный комплекс «Базальт» с телеуправляемой противокарабельной ракетой (ПКР) П-500, снабжённой обычной или ядерной боевой частью, двигающейся в полете по сложной траектории. Комплекс «Базальт» оснащён усовершенствованной системой распределения целей между ракетами одного залпа и оптимизированным алгоритмом выбора главной цели в ордере авианесущей ударной группы (АУГ) вероятного противника. На ПКР П-500 была впервые оборудована система радиоэлектронного противодействия (РЭП), обеспечивающая защиту от средств ПВО АУГ. Целеуказание «Базальта» осуществлялось созданной к этому времени системой морской космической разведки и целеуказания «Легенда» (на вооружении с 1976 г.) и самолетами Ту-95РЦ.
Носителями крылатых ракет, среди прочих, должны были стать новые ракетные крейсера, они могли использовать в одном залпе 16 ПКР, что по боевой эффективности в четыре раза превосходило возможности существующих на то время РКР. Комплексом ПКР П-500 планировалось вооружить крейсера с газотурбинными установками проекта 1164 «Атлант», главным кораблем которого стал РКР «Москва» (при закладке «Слава»).
РКР «Москва» по своим боевым возможностям намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса. Ракетные комплексы “корабль-корабль”, зенитные системы ПВО и ПРО артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня и ближнего боя, торпедные аппараты составляют ударную мощь корабля.

Описание

Предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп, так же специализируется на противовоздушной обороне удаленных соединений, огневой поддержки десанта.

Основная газотурбинная установка крейсера на каждом валу имеет по два форсажных и одному маршевому двигателю. Корабль способен развивать скорость до 32 узлов.

Вооружение крейсера Москва

Основное ударное оружие РКР «Москва» — противокорабельные крылатые ракеты. Ракета «Базальт» П-500 (4К80) — первая отечественная крылатая ракета морского базирования с высокой сверхзвуковой скоростью полета. Изначально (в 1975г.) принята на вооружение атомных подводных лодок проекта 675. В 1977 году — на вооружение авианесущих крейсеров типа «Киев» проекта 1143.
Ракета массой до 6 тонн обладает скоростью полета 2-2.5М, дальностью стрельбы до 550 км и мощной фугасно-кумулятивной боевой частью в 500 кг или ядерным БЗ.
На крейсере «Москва» ракеты П-500 размещаются в шестнадцати ненаводящихся контейнерах, без перезарядки.


На крейсере «Варяг» пр.1164 ПКР «Базальт» заменен на ракеты «Вулкан»(предполагалась аналогичная замена для предыдущих кораблей). Отличие комплекса П-1000 «Вулкан» состоит в другой ракете (3М-70), где за счет новейших технических решений и частичного снятия брони дальность стрельбы возросла до 700км. Перезарядка комплексов «Базальт» и «Вулкан» осуществляется только на базах кораблей, т.к. представляет из себя довольно трудоемкую операцию.

В систему ПВО обороны РКР «Москва» входит многоканальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) коллективной — зональной обороны С-300Ф «Форт» с 64 ракетами 5В55 (SA-N-6) заряженных в 8 барабанов. Дальняя граница зоны поражения 75 км, ближняя — 5 км на высоте целей до 25 километров числом до 12. Максимальная скорость ЗУР до 2000 м/с.
Комплекс предназначен для защиты кораблей от атак как современных так и перспективных самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения, в том числе маневрирующих и летящих на предельно малых высотах над водной поверхностью.


В состав комплекса входит подпалубная пусковая установка барабанного типа. Старт ракеты – подпалубный, вертикальный из транспортно-пускового контейнера с запуском маршевого двигателя после выхода ракеты, что обеспечивает пожаро — взрывобезопасность погреба. Целеуказания ЗРК получает через устройство сопряжения, входящее в состав системы управления. Комплекс через устройство сопряжения связан также с корабельными датчиками углов килевой и бортовой качек, курса и скорости корабля. В режиме автономного поиска комплекс производит обзор пространства и обнаружение целей заданном секторе ответственности.
Пуск ракеты осуществляется из контейнера под пусковым люком. После схода ракеты ракеты барабан проворачивается, подготоввливая к старту очередную ракету в ТПК.
Средства ПВО крейсера имеют также ЗРК самообороны — «Оса-М» (48 ракет).


Комплект обеспечивает запуск зенитных управляемых ракет 9М33 (SA-N-4) с 2-х пусковых установок (2х2) по воздушным и надводным целям. «Оса-М» способна самостоятельно решать задачи ближней обороны надводных боевых кораблей и вспомогательных судов, на которых она распорлагается, от атак одиночных противокорабельных ракет, самолетов, вертолетов и малых надводных судов. Комплекс состоит из системы управления (СУ), убирающейся подвижной ПУ с хранилищем ракет и устройством перезарядки и противовоздушных ракет. «Оса-МА» имеет дальность от 1,2 до 10 километров и высоту поражения от 25 до 5000 метров. Максимальная скорость ракеты составляет 600 м/сек.


Артиллерийское вооружение РКР «Москва» включает 2х2 130-мм артустановку АК-130 (боекомплект 2000 выстрелов) и 6 30-мм АУ АК-630 (боекомплект 16000 выстрелов).
130-мм двухорудийная корабельная автоматическая установка автоматизированного арткомплекса АК-130-МР-184. Предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям. Дальность стрельбы состовляет до 22000 м., скорострельность 30 выстр/мин на ствол. Боекомплект 180 выстрелов, масса без боекомплекта 98 тонн.


Артустановка, вместе с обычными конструктивными элементами, присущими морским артиллерийским системам среднего калибра, имеет ряд оригинальных технических узлов, которые позволили — впервые в отечественной практике — достичь скорострельности, не имеющей аналогов в современном мире, это позволило эффективно решать задачи поражения воздушных (в т. ч. ПКР) целей, атакующих корабли на предельно малых высотах. Наведение артустановки и управление огнем при ее боевом применении производится дистанционно, в автоматическом режиме, от автоматизированной радиолокационной системы управления (АРЛСУ) МР-184, от дальномерного визирного устройства (ДВУ) или от автономного башенного оптического прицельного устройства (БОПУ) «Конденсор-218» с помощью электрогидравлических приводов. Также предусмотрены ручные приводы наведения для повседневного технического обслуживания.


Скорострельность артустановки может регулироваться: от одиночных выстрелов и залпов (одновременно двумя автоматами) до очередей.
Корабельные 30-мм артустановки АК-630 (6 АУ) поражают воздушные цели, ПКР, малоразмерные суда, всплывающие мины, легко бронированные наземные цели. В 1989 году на вооружение была принята ракетно-пушечная система ЗМ87 «Каштан», включающая модернизированную АК-630.


Несмотря на ударную «специализацию», крейсер оснащён и противолодочным вооружением. Два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата и две ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, с 12-ю реактивными глубинными бомбами (РГБ-60) каждая, предназначена в основном для защиты корабля от торпед. В кормовой части крейсера располагается вертолет КА-27.


РБУ-6000 представляет собой стационарную, наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью радиально расположенными стволами. Под установкой в подпалубном помещении размещается погреб с глубинными бомбами. Заряжание и разряжание пакета стволов осуществляется с помощью заряжающего устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. Выход обслуживающего персонала на палубу для этой цели не нужен. После того произойдёт зарядка последнего ствола РБУ автоматом переходит в режим наведения. После израсходования всех бомб она также автоматом переходит в положение «заряжание» — пакет стволов опускается на угол 90 град. и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу.


РГБ-60 это неуправляемые реактивные снаряды с фугасными боевыми частями и реактивными двигателями на твердом топливе. Взрыватель УДВ-60, предназначенный для применения в РГБ-60, обеспечивал подрыв боевых частей бомб при ударе о цель и на заранее установленной глубине в пределах от 15 до 350 м. Значения глубины взрыва бомб вводились во взрыватели с помощью приборов управления стрельбой, дистанционно, по команде с ГКП. Стрельба могла быть залповая или одиночная, из одной или двух установок. РГБ совершая полет по баллистической траектории, приводняется на заданной дистанции.

Электронное оборудование крейсера «Москва» включает боевую информационно-управляющую систему (БИУС), системы управления стрельбой противокорабельными, противовоздушными ракетами, торпедной стрельбой. Имеются РЛС обнаружения воздушных целей, 3 навигационных РЛС и РЛС управления стрельбой 130 мм орудий, РЛС управления стрельбой 30 мм орудий. Радиоэлектронное противодействие осуществляют активная и пассивная системы РЭП, система электронных помех из 2-х ПУ ПK-2 (200 ракет).

Служба

-С 18 по 22 ноября 1986 года совершил визит в греческий город Пирей.


-21 марта 1991 года поставлен в Николаеве на капитальный ремонт.


-16 мая 1996 года крейсер был переименован.


-В августе 1999 года крейсер вновь вступил в строй.


-В 2003 году во главе ОБК КЧФ в составе СКР «Сметливый» и «Ладный» принимал участие вместе с боевыми кораблями КТОФ БПК «Адмирал Пантелеев», «Маршал Шапошников» и танкера «Владимир Кольчицкий» в российско-индийских военно-морских учениях Индра-2003.


-В 2008 и 2009 годах в Средиземном море принимал участие в военно-морских учениях, вместе с кораблями Северного флота.


-С 9 по 12 августа 2008 года крейсер принимал участие в вооружённом конфликте с Грузией в водах Абхазии.


-7 сентября 2009 года на борту крейсера произошло чрезвычайное проишествие. В некоторых СМИ говорилось о взрыве парового котла и о 10 пострадавших членах экипажа. Командование ВМФ опровергло эту информацию, сообщив в свою очередь, что из-за утечки дизельного топлива и попадания его на электропроводку произошло задымление одного из отсеков, в результате пострадавших нет, проводится расследование причин ЧП.


-В 2012 году крейсер перестал быть отдельной воинской частью.


-С 03 июля и по 18 ноября 2013 года крейсер находился в дальнем походе. Корабль нанёс делове визиты в порты Лиссабон (Португалии), Гавана (Куба), Коринто (Никарагуа), Ла-Гуайра (Венесуэла). Заходил в порт Кипра. Экипаж решал задачи в составе межфлотского отряда кораблей Военно-Морского Флота в Средиземном море и Атлантическом океане. С сентября по ноябрь ГРКР «Москва» выполнял боевые задачи в роли флагмана постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.


-В марте 2014 года крейсер совместно с другими кораблями Черноморского Флота учавствовал в блокаде украинских ВМС на озере Донузлав.


-В декабре 2015 года отправится на модернизацию в Северодвинск в «Центр судоремонта „Звёздочка“». Планируется заменить ЗРК С-300Ф «Форт» на ЗРК С-400.


-12 августа 2014 года на гвардейский ракетный крейсер совершил визит Президент России Владимир Путин с Президентом Египта Абдельфаттахом Сиси.


-По состоянию на 17 сентября 2014 года гвардейский ракетный крейсер находится на боевой службе в Средиземном море, где сменил СКР «Сметливый».


-По новой информации ремонт крейсера будет проходить на 13-м судоремонтном заводе в г. Севастополь.


-18 января 2015 года флагман Черноморского флота ракетный крейсер «Москва» вернулся в Севастополь из похода.


-По состоянию на 19 января 2015 года крейсер в ближайшее время отправится на ремонт, а затем пройдет модернизацию

Скорость хода32 узла
Дальность плавания6000 мор. миль
Водоизмещение11490 т
Осадка8,4 м

wartools.ru

Ракетный крейсер Википедия

Ракетный крейсер — подкласс крейсеров, военный корабль крупного водоизмещения, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый, по преимуществу, пусковыми установками управляемых ракет. Широко распространён также термин крейсер УРО (с управляемым ракетным оружием), в англоязычных странах, соответственно, Guided Missile Cruiser (ВМС США). Следует отметить особенности национальной классификации: в американском флоте термином «ракетный» (CG, DG, FG) именуется корабль, оснащённый ЗРК зональной обороны, в советском/российском ВМФ приставка «ракетный» означает наличие противокорабельного ракетного комплекса (ПКРК).

Переоборудованные ракетные крейсера[ | код]

Американские крейсера[ | код]

Разработка первых зенитных управляемых ракет, начатая в США с конца 1940-х годов, заставила командование флота задуматься о выборе подходящих носителей для нового оружия. Поскольку американский флот был не только огромным по размеру, но и состоял по большей части из новых кораблей, строительство дополнительных боевых единиц не выглядело разумным. Гораздо более предпочтительными казались планы перестройки существующих кораблей в ракетные и самыми подходящими в этом плане были крейсера, особенно учитывая немалые габариты первых управляемых ракет.

Первыми крейсерами-ракетоносцами американского флота можно условно считать четыре корабля типа «Балтимор», модернизированных в 1954—1955 годах для применения самолётов-снарядов «Регулус-1» класса «корабль-берег». Переоборудование свелось к замене гидросамолётов на самолёты-снаряды, которые размещались в том же подпалубном ангаре. Боекомплект состоял из 4 самолётов-снарядов. Всё остальное вооружение тяжёлых крейсеров сохранялось, ввиду чего эти корабли не считались настоящими ракетоносцами.

Проект «Бостон»

Фактически первыми «настоящими» ракетными крейсерами американского флота стали «Бостон» (англ. CAG-1 Boston) и «Канберра» (англ. CAG-2 Canberra), принадлежавшие к тяжёлым крейсерам типа «Балтимор». В 1952—1956 годах они прошли переоборудование, в ходе которого получили по две спаренные установки ЗРК «Терьер» вместо кормовых башен главного и универсального калибра[1]. Для размещения нового оружия и оборудования, обеспечивающего его работу, объём надстроек кораблей пришлось увеличить примерно в два раза, заменить фок-мачту на усиленную и

ru-wiki.ru

Атомный ракетный крейсер — Википедия РУ

В начале 1950-х годов военных и конструкторов ведущих стран охватила «ядерная» эйфория. Несмотря на скромные удельные характеристики тогдашних ЯЭУ, ядерные реакторы планировались к установке на самолёты[1], локомотивы[2] и даже автомобили[3]. Естественно первыми кандидатами на звание «атомных» стали военные корабли. В 1955 году вошла в строй первая в мире атомная ПЛ «Наутилус». Однако если целесообразность установки ЯЭУ на ПЛ была вполне очевидной, то выгоды подобной энергетики для надводных кораблей представлялись не столь однозначными. В 1950-х — начале 1960-х годов в США развернулась открытая дискуссия о применении атомных надводных кораблей. Сторонники ядерной энергетики, которых возглавлял «отец атомного флота» адмирал Хайман Г. Риковер, выдвигали следующие аргументы в пользу ЯЭУ:

  • Очень большая автономность по дальности плавания;
  • Способность практически неограниченно длительного поддержания высокой скорости без влияния на pесурс главных механизмов;
  • Отсутствие pазвитых газоходов, упрощающее внутреннее pасположение и аpхитектуру надстройки.

Противники атомного флота в свою очередь указывали на следующие проблемные моменты:

  • Чрезвычайно большая стоимость, что неизбежно приведёт к сокращению численности флота;
  • Возможности более традиционных энергетических установок ещё не исчерпаны;
  • Пресловутая высокая автономность кораблей с ЯЭУ достигается только по дальности плавания, но отнюдь не по боезапасу, провианту и прочим видам снабжения.

Следует заметить, что в США не проводилось открытых дискуссий по совершенно очевидной проблеме — боевой живучести атомных кораблей.

Несколько странным… явилось отсутствие (во всяком случае, в открытой прессе) дебатов по поводу боевой живучести атомных НК. Вопрос этот, действительно, лежит на поверхности: что же будет с атомным кораблем при даже незначительном поражении, скажем, систем 1-го контура? Для кого опаснеё станет корабль — для противника или для своего экипажа?[4]

Атомные ракетные крейсеры США

  Атомный ракетный крейсер «Лонг Бич»

К проектированию первого атомного ракетного крейсера «Лонг Бич» (CGN-9 Long Beach) в США приступили в 1955 году. Следует заметить, что американцы вовсе не стремились создать именно «крейсер». Основной задачей будущего корабля виделась ПВО авианосного соединения во главе с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». Таким образом предполагалось создать фактически эскортный корабль. Однако в тот момент американские судостроители ещё не располагала достаточно компактными ЯЭУ. Энергетическая установка «Лонг Бич» C1W создавалась на базе реактора S5W, применявшихся на первых серийных ПЛ ВМС США. Мощность оказалась недостаточной и на крейсере пришлось установить два таких реактора, причём общий вес энергетической установки оказался в 5 раз больше, чем такой же по мощности котлотурбинной. Результатом этого стал резкий рост размеров и водоизмещения корабля.

Вооружение корабля отражало его эскортную сущность — 1 спаренная ПУ ЗРК «Талос» (Talos), 2 спаренных ПУ ЗРК «Терьер» (Terrier) и восьмизарядная ПУ противолодочных ракето-торпед ASROC[5]. Для самообороны от ПЛ предназначались 2 трёхтрубных ТА для 324-мм противолодочных торпед. «Лонг Бич» первоначально не имел ни одного артиллерийского орудия и не случайно классифицировался двойственно — и как Fleet escort и как Missile cruiser[6].

  Атомный ракетный крейсер «Бейнбридж»

Следующим представителем атомных ракетных крейсеров ВМС США стал «Бейнбридж» (CGN-25 Bainbridge), вошедший в строй в 1962 году. К моменту начала строительства этого корабля удалось разработать заметно более компактный реактор D2G. что позволило разместить две такие установки в корпусе крейсера типа «Леги», чьим атомным вариантом и являлся «Бейнбридж». Вооружение атомного крейсера полностью соответствовало «Леги» — 2 спаренных ПУ «Терьер», восьмизарядная ПУ ASROC и 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата. В отличие от «Лонг Бич», «Бейнбридж» изначально получил артиллерию — 2 спаренные 76-мм установки, разработанные ещё в годы Второй мировой войны.

В итоге американский флот получил небольшое соединение атомных кораблей в составе «Энтерпрайза», «Лонг Бича» и «Бейнбриджа», которое рассматривалось командованием флота как экспериментальное. Предполагалось, что следует накопить опыт эксплуатации атомных кораблей и лишь потом принимать решение о развитии атомных надводных сил. В связи с этим американское военно-морское ведомство намеревалось сделать паузу в строительстве атомных крейсеров. Оценки эффективности атомного надводного флота были крайне осторожными. Так в 1961 году оперативное управление штаба ВМС представило Конгрессу доклад, где в частности утверждалось:[4]

1. Фактоp увеличения дальности плавания на максимальных скоростях для HК имеет существенно большее значение, чем для ПЛ. АЭУ такое увеличение может обеспечить pадикальным образом.

2. HК с АЭУ действительно имеют более высокую стоимость, чем таковые с обычными ГЭУ (в 1,3—1,5 pаза). Тем не менее, конкретные цифры pасчетов нельзя считать точными. Hаиболее надежные данные — по содержанию и pемонту, самые неопределенные — по эксплуатации (нет опыта), по новому вооружению, содержанию и подготовке личного состава.

3. АЭУ по весу и габаритам превышает обычные ГЭУ. Сосредоточенные нагрузки и более значительные pазмеры энергетических отсеков требуют иного общего pасположения помещений и существенного изменения конструкции корпуса. Существующие АППУ ограничивают эффективную мощность ГЭУ, что в сочетании с ГТЗА на пониженных паpаметрах пара при прочих pавных условиях понижают максимальную скорость атомных HК по сравнению с обычными.

4. АЭУ требует большее количество обслуживающего личного состава, причем значительно более высокой квалификации. Это влечет за собой ещё большее увеличение водоизмещения и стоимости эксплуатации.

5. Автономность корабля по запасам топлива — это ещё не все. Существует автономность по провизии, по запасным частям и материалам (масла, смазки и т. п.), по боезапасу. По этим статьям атомный HК преимуществ перед неатомным не имеет.

  Атомный ракетный крейсер «Тракстан»

Тем не менее, Конгресс США по собственной инициативе заказал для моряков корабль, о котором они не просили. Им стал крейсер «Тракстан» (CGN-35 Truxtun) — атомный вариант ракетных крейсеров типа «Белкнап», полностью соответствовавший по вооружению своим паротурбинным двойникам. Основное вооружение сократилось до 1 спаренной ПУ с которой можно было запускать и зенитные ракеты «Терьер» и противолодочные ракето-торпеды ASROC, но корабли получили новую автоматизированную артустановку калибра 127 мм.

Следует заметить, что классификация этих кораблей оказалась крайне запутанной. Официально они числились в составе флота как DLG (Destroyer leader guided) — лидерами эскадренных миноносцев (атомные соответственно — DLGN), также часто именовались Fleet escort — эскортными кораблями флота, что дало повод называть их фрегатами. Лишь в 1975 году все эти боевые единицы стали классифицироваться как ракетные крейсеры[7].

Проект советского атомного ракетного крейсера

В 1955—56 годах руководство советского ВМФ выдало два задания на проектирование надводных кораблей с ЯЭУ. Предполагалось разработать лёгкий крейсер проекта 63, вооружённый стратегическими и противокорабельными ракетами, а также ЗРК ближнего действия М-1. Одновременно разрабатывался корабль ПВО проекта 81, оснащённый ЗРК дальнего действия М-3. В начале 1957 года обе разработки были объединены на базе крейсера проекта 63.

Предполагаемые ТТХ были следующими: водоизмещение 15—16 тысяч тонн, скорость — 32 узла, вооружение включало ПКРК П-40 или П-6, ЗРК М-1 и М-3, кроме того, устанавливались две 76-мм артустановки АК-726 и два РБУ-2500 [1]. Планировалось построить до 7 кораблей этого проекта.

Разработка крейсера была поручена ЦКБ-17, но фактически дело не пошло дальше эскизного проекта, который оказался весьма приблизительным, так как большая часть запланированного вооружения и оборудования существовала только на бумаге. Кроме того, вызывала большие сомнения боевая устойчивость кораблей проекта в открытом океане, особенно при воздушном нападении. В результате работы были прекращены в марте 1959 года.

Атомные ракетные крейсеры США

  Атомный ракетный крейсер «Саут Кэролайн» типа «Калифорния»

После некоторой паузы американские ВМС возобновили строительство атомных крейсеров. Это было связано как с накопленным опытом, так и с закладкой первого атомного авианосца типа «Нимиц». В 1970 году были заложены два корабля типа «Калифорния». Их основное вооружение вновь оказалось зенитным — 2 ПУ ЗРК «Тартар». Имелся также стандартный набор противолодочных средств, а артиллерия усилилась за счёт установки двух автоматизированных орудий калибра 127 мм. Энергетическая установка была значительно улучшена и появилась возможность брать на борт вертолёт, но лишь на посадочную площадку. Водоизмещение крейсеров этого типа превысило 10 000 тонн. Предполагалось построить 5 крейсеров типа «Калифорния», но от дальнейшего развития проекта отказались в пользу крейсеров типа «Вирджиния».

  Атомный ракетный крейсер «Вирджиния»

Крейсеры типа «Вирджиния» были усовершенствованным типом атомных крейсеров. В отличие от типа «Калифорния» на них установили ПУ для более дальнобойных ракет «Терьер», а также ангар для вертолёта. В перегруз можно было взять две винтокрылых машины. Крейсеры вступили в строй в период между 1976 и 1980 годами.

В 1980-х годах крейсеры типа «Калифорния» и «Вирджиния» прошли серьёзную модернизацию. Устаревшие зенитные ракеты были заменены на «Стандарт SM-2ER», ближнюю оборону обеспечивали 20-мм. зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс». Крейсеры получили также и ударное оружие — КР «Томагавк» и ПКР «Гарпун», превратившись таким образом в многоцелевые корабли. Следует заметить, что по возможностям ПВО они даже после модернизации серьёзно уступали крейсерам типа «Тикондерога», оснащённым системой «Иджис». Все они были списаны во второй половине 1990-годов.

В 1970-х годах в США велись проектные работы над атомным крейсером нового поколения CSGN (Cruiser strike, guided missile, nuclear). При водоизмещении близком к «Лонг Бич» этот корабль должен был нести ПУ для перспективных крылатых ракет SLCM, впоследствии принятую на вооружение как «Томагавк» (Tomahawk), ПУ ПКР «Гарпун», зенитную систему «Иджис», а также 203-мм. артустановку и вертолёты. До строительства дело не дошло — американский флот предпочёл строить относительно недорогие, но многочисленные «Тикондерога» с газотурбинной ЭУ.

Атомные ракетные крейсеры СССР

в 1960-х годах главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными ПЛ вероятного противника. Это привело к появлению невиданного ранее класса — больших противолодочных кораблей (БПК), чьей задачей стала ПЛО в морской и океанской зоне. Первенцем этих программ стал БПК проекта 61, считавшийся вполне удачным кораблём. На его концептуальной базе в 1962 году и начал создаваться проект 1144 атомного БПК. В соответствии с веяниями времени водоизмещение корабля поначалу ограничивалось 8000 тонн. Основным вооружением нового БПК должен был стать перспективный Универсальный ракетный комплекс (УРК), способный поражать все типы целей — воздушные, надводные и подводные. Дополнять его должны были артустановки калибра 57-76 мм, РБУ, торпедные аппараты и беспилотный вертолёт.

  Атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144.2. 1985 г.

Фактически УРК остался на бумаге, беспилотный вертолёт также не был создан и в ТТЗ 1969 года состав вооружения был определён из противолодочного ракетного комплекса «Метель», ЗРК С-300Ф, ПУ ПКР «Малахит», артустановок калибра 130-мм. (А-217) и 30-мм. (АК-630), а также двух пилотируемых вертолётов Ка-252.

Всего было заложено и построено 4 тяжёлых атомных ракетных крейсеров (сокращённо ТАРКР) проекта 1144: «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Юрий Андропов». Ещё один крейсер, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», был зачислен в списки Советского ВМФ, но не закладывался и 4 октября 1990 г. снят со строительства на Балтийском заводе.

С конца 1960-х годов параллельно с атомным БПК разрабатывался и атомный крейсер проекта 1165. Его основным вооружением предполагалось сделать ПКР «Гранит» (36—48 ракет в боекомплекте) и ЗРК С-300Ф. Ввиду того, что БПК 1144 постепенно приобретал черты многоцелевого корабля, в 1971 году было принято решение об объединении двух проектов[8].

http-wikipediya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *