РСД-10 — Википедия

ПГРК «Пионер», «Пионер-УТТХ»
Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653
по договору РСМД: РСД-10
по кодификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2

БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница
Тип баллистическая ракета средней дальности
Статус ликвидированы по договору о РСМД
Разработчик МИТ
Главный конструктор А. Д. Надирадзе,
Годы разработки «Пионер»: 1973—1976
«Пионер-УТТХ»: 1979—1981
«Пионер-3»: 1986—1987
Начало испытаний «Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1]
«Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2]
Принятие на вооружение «Пионер»: 11 марта 1976 г.[1]
«Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2]
Производитель

ru.wikipedia.org

20 — «Пионер», который всегда был готов » Военное обозрение

Зарождение мобильного грунтового ракетного комплекса РСД-10 с баллистической ракетой средней дальности началось в 70-х годах. Основной разработчик РСД-10 – московский институт теплотехники, руководитель проектных разработок академик А.Надирадзе. Создание ракеты, получившей индекс 15Ж45, производилось с использованием базы 2-х ступеней от ракеты ПГРК «Темп-2С». Основные новые разработки:
— узла отсечки тяги ДУ для второй ступени;
— соединяющего отсека;
— разделяющейся головной части.

Окончание практических заводских отработок всех разработанных решений ознаменовались летными испытаниями РСД-10 на полигоне Капустин Яр в конце сентября 1974 года. Конструкторам понадобилось около 1.5 года для устранения выявленных проблем, и пройти полную программу государственных испытаний. В середине марта 1976 года госкомисия подписывает акт приемки РСД-10 и комплекс «Пионер» принимают в РВСН Советского Союза. Комплекс сменил на вооружении ВС СССР ракеты Р-14, это вызвало за рубежом известный переполох и отразилось в название комплекса — SS-20 или «Гроза Европы».

В начале августа 1979 года на испытания поступила ракета с улучшенными характеристиками под названием «15Ж53». Испытания проходили на том же полигоне, что и 15Ж45. Более года длились испытания и устранялись замечания. В середине декабря 1980 года улучшенный комплекс под обозначением «Пионер УТТХ» поступает в РВСН. Основные отличия ракеты 15Ж53 – улучшена система управления и агрегатно-приборный блок. Улучшения позволили увеличить точность попадания до 450 метров. Замена двигателей увеличила радиус разведения ББ и повысила дальность действия комплекса до 5.5 тысяч километров. На 1987 год Советский Союз обладал 650 ракетами 15Ж45 и15Ж53. Все они предназначались для ответного удара по различным объектам стран Европы, Ближнего Востока, Соединенных штатов и Азии. РСД-10 и «Пионер УТТХ» состояли на вооружении до 1991 года. Согласно Договору о РСМД, с 1991 года комплексы начинают ликвидировать. Сначала ракеты уничтожали, проводя пуски ракет. Стоит отметить, что комплексы показали при ликвидационных пусках, что все характеристики соответствуют заводским параметрам. Следующие комплексы ликвидировали путем подрыва ракет прямо в заводских контейнерах, шасси комплексов после демонтажных работ, отправлялись в места хранения автомобильной техники. К середине 1991 года все ракеты были уничтожены. Несколько единиц как ракет, так и комплексов оставили в качестве экспонатов для отечественных и зарубежных музеев военной техники.

Состав и устройство комплексов «Пионер»
Стандартный состав комплекса включает в себя следующие компоненты:

— баллистическая ракета 15Ж53 или 15Ж45;
— ПУ;
— транспортное средство для загрузки ракет;

Ракета состоит из двух маршевых ступеней, агрегатно-приборного блока и головной части. Между собой они соединены с помощью стыковочных отсеков. ДУ 1-й ступени состоит из корпуса, выполненного из стеклопластика, и твердотопливного заряда, крышек днища и сопла, и сопла. В нижнем отсеке размещены двигатели для совершения торможения и оборудование рулевых приводов. Для корректировки траектории и управления полетом использовались 8 рулевых решеток аэродинамического и газодинамического типа. ДУ 2-й ступени повторяла основную конструкцию ДУ 1-й ступени, но управление полетом совершалось по другому принципу. Для управления углами рыскания и тангажа применялся метод вдува газа от газогенератора в часть сопла, называемую закритической. Для управления углами крена применялся метод прогона газа по спецустройству. Двигательные установки двух ступеней использовали систему для отсечки тягового усилия. Отключение двигателей происходит с помощью открытия десятка отверстий в передней части на камере сгорания. Давление в камере падает, и твердое топливо прекращает гореть.

Ракетная система управления является разработкой конструкторов под началом академика Н.Пилюгина. СУ ракеты была построена с применением бортовой ВМ, которая обеспечивала достижение заявленных заводских характеристик, проведение регламентных работ и проверок.

Все важные блоки управления имели дублирующие резервные блоки. Это повышало надежность системы управления. Все оборудование находится в герметично-закрытом отсеке. Головная часть разделяющегося типа МИРВ с тремя ББ. Мощность одного ББ -150 килотонн. Каждый боевой блок индивидуально наводился на выбранную цель. Ступень для разведения ББ имела собственную систему управления и ДУ на твердом топливе. Головная часть выполнена без аэродинамического обтекателя, ББ для улучшения аэродинамических характеристик полета ступени располагались под углом к оси ракеты.

Варианты изготовления ГЧ ракет комплекса «Пионер»:

— Мод 1. ГЧ моноблочного типа. Дальность применения до 5 тысяч километров;
— Мод 2. ГЧ разделяющегося типа. Три ББ с ИН. Дальность применения до 5.5 тысяч километров;
— Мод 3. ГЧ моноблочного типа. Мощность ББ- 50 килотонн. Дальность применения до 7.4 тысячи километров. Серийно не выпускалась.

Режим эксплуатации подразумевал помещение ракеты в герметично закрытый ТПК. Контейнер размещался на самоходной ПУ. Автомобильное шестиосное шасси ПУ получила от МАЗ-547. Кроме ТПК с ракетой, на шасси расположены и оборудование для проведения техконтроля и пуска ракеты. Невзирая на свой вес – порядка 80 тонн, скорость движения СПУ была довольно солидной – до 40 км/ч, могла совершать передвижения по любым дорогам, преодолеть метровый брод и подъем до 15 градусов. Радиус разворота 21 метр. Производство пуска осуществлялось с подготовленных позиций типа «Крона» или оборудованных полевых позиций. ПУ вывешивали на домкраты и горизонтировали. Пороховой аккумулятор давления использовался для выброса ракеты из ТПК при производстве пуска. На заданной высоте происходило включение маршевого двигателя 1-й ступени. «Крона» — металлическое сооружение для исключения постоянного разведконтроля за перемещением комплексов. Имеет сквозные ворота, что дает возможность легко маневрировать крупногабаритной военной техники. Рядом с внутренними стенами «Кроны» располагаются электропечи, которые предотвращают возможность тепловизионного обнаружения внутри «Кроны». При пуске ракеты из «Кроны» с помощью пиропатронов отбрасывают металлические листы с крыши. В образованную «щель» поднимают контейнер и производят стрельбу. На маршруте следования комплекса таких сооружений для ввода в заблуждения следящего противника было достаточно.

Основные характеристики РСД-10:
— используемая ракета 15Ж45;
— дальность применения от 600 до 5 тысяч километров;
— КВО 0.55 километра;
— масса ГЧ от варианта исполнения от 1500 до 1740 килограммов;
— длина 15Ж45 16.49 метра;
— длина 15Ж45 в ТПК 19.32 метра;
— диаметр 179 сантиметров;
— масса 15Ж45 37 тонн;
— вес снаряженного ТПК 42.7 тонны;
— длина, высота и ширина ПУ по три метра;
— привод для подъема ТПК – гидравлического типа;
— экипаж три человека.

Дополнительная информация
Согласно известным американским разведданным, на 1986 год Советский Союз имел 441 развернутую пусковую установку. По официальным данным, согласно договору по ликвидации РСМД между Союзом и Штатами на 1987 год, Союз обладал 405 развернутыми ПУ и 245 ракет хранил в арсеналах и складах. За время своей эксплуатации с ракетами не произошло ни одного разрушения и ни одной аварии. За все время было произведено 190 пусков данных ракет, общая вероятность поражения цели — 98 процентов.

topwar.ru

20 — это… Что такое SS-20?


РСД-10 «Пионер» (индекс 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976.

В 1980 на вооружение принят комплекс Пионер-УТТХ (индекс 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км.).

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

Проектирование комплекса «Пионер»с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» 15Ж42. Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты.

Основные характеристики[1][2]

  • Принятие на вооружение: 1976
  • Масса: 37000 кг.
  • Диаметр: 179 см.
  • Длина: 16,49 м.
  • Забрасываемый вес: 1500—1740 кг
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН 3х150 кт
  • Дальность стрельбы: 600-5000 км.

Создание и применение

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Потребовалось почти полтора года, чтобы завершить доводку комплекса и выполнить намеченную программу испытаний. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН, первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ. В 1977 г. на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

10 августа 1979 года на лётные испытания была представлена ракета 15Ж53, имевшая более высокие боевые характеристики. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр до 14 августа 1980 года, а 17 декабря этого же года новый комплекс, получивший обозначение «Пионер УТТХ» (улучшенные тактико-технические характеристики), был принят на вооружение РВСН. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведённые пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Состав комплекса

В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции
    • машину-столовую и машину-общежитие
    • машину боевого поста на БТР-60ПБ с системой наземной навигации и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утес» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальностью полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
  • Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
  • Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.

В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/час), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для обеспечения пуска ракет в сроки, соизмеримые с подлетным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Без сооружений пуск мог быть произведен в срок около часа (выезд из сооружения, развертывание — вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка), с сооружениями, в которых пусковые установки находились в полной технической готовности к пуску, эти сроки сократились до единиц минут. Кроме того, сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путем сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

Тактико-технические характеристики

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

  • Разработчик МИТ
  • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
  • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
  • Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
  • Наименование по РСМД РСД-10
  • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
  • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
  • Ракета 15Ж45
  • Дальность стрельбы, км 600-5000
  • Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
  • Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
  • Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
  • Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
  • Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
  • Вес ГЧ, кг 1500—1740
  • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
  • Разработчик системы управления НИИ АП
  • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
  • Рулевые приводы Гидравлические
  • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
  • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
  • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
  • Тип старта «Миномётный» из ТПК
  • Число ступеней 2
  • Полная длина ракеты, м 16,49
  • Длина ракеты без головной части, м 14,9
  • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
  • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
  • Стартовый вес, т 37,0
  • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
  • Горючее Смесевое твёрдое
  • Первая ступень
    Полная длина первой ступени, м 8,58
    Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
    Вес ступени, кг 26,7
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Время работы, с 63
  • Вторая ступень
    Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
    Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
    Вес ступени, кг 8,63
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Боевая ступень
    Число боевых блоков 3
    Двигательная установка четыре РДТТ
  • Боевой блок
    Полная длина боевого блока, м 1,6
    Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
    Радиус закругления наконечника 0,11
  • Пусковая установка
    Тип Грунтовая подвижная
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель завод «Баррикады»
    Главный конструктор В. М. Соболев
    База МАЗ-547В
    Число осей 6
    Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
    Ширина, м 3,2(+0,04) м
    Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
    Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
    Мощность, л.с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Угол преодолеваемого подъема 15°
    Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
    Ширина преодолеваемого рва 3м
    Углы свеса — передний 23°, задний 30°
    Дорожный просвет 470 мм
    Число ракет на пусковой установке 1
    Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
    Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
    Радиус разворота, м 22±1 м
    Экипаж, чел., 3
  • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель Завод «Баррикады»
    База МАЗ-547А
    Число осей 6
    Полная длина, м 17,33
    Ширина, м 3,2
    Высота, м 2,9 (без ТПК)
    Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
    Мощность, л.с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Число ракет на ТПС 1
    Экипаж, чел 2

Испытания

Летные испытания ракет PCД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По офицальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между — СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, еще 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Литература

  • Колесников С. Г.  «Стратегическое ракетно-ядерное оружие». — М.: Арсенал-Пресс, 1996 г.
  • Карпенко А.в.»Отечественные стратегические ракетные комплексы», 1996 г.

Ссылки

Примечания

  1. Подвиг П. Л. Стратегическое ядерное вооружение России. М.,1998
  2. Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)

dic.academic.ru

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер»

РСД-10 «Пионер» (индекс комплекса 15П645, индекс ракеты 15Ж45) — советская твердотопливная двухступенчатая баллистическая ракета средней дальности мобильного базирования (по классификации НАТО — SS-20 mod.1 Saber). Головной разработчик — МИТ. Принята на вооружение в 1976.

История создания

Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твердом смесевом топливе началось в 1971 году в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе базе двух верхних ступеней межконтинентальной баллистической ракеты комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и разделяющаяся ГЧ ракеты. После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приеме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 ( РСД-10) на вооружение РВСН.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, и Р-16 — в Сибири и Забайкалье. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

Состав

В состав ракетного комплекса «Пионер» входят следующие боевые средства:

• Ракета «15Ж45» (15Ж53)

• Пусковая установка 

• Транспортно-погрузочное средство (ТПС)

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скрепленным с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решеток).

Двигательная установка второй ступени имела аналогичную конструкцию, но для получения управляющих воздействий использовались другие методы. Так, управление по углам тангажа и рыскания осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Двигатель выключается путем вскрытия десяти дополнительных отверстий, расположенных на переднем днище камеры сгорания, при этом давление резко падает и горение твердого топлива прекращается.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке. 

Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение «Крона»), либо с одной из подготовленных полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления. Сооружения «Крона» предназначались, в первую очередь, для исключения возможности постоянного контроля за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное сооружение из металлических конструкций. Сооружение проходное, то есть ворота расположены с двух сторон, что дает возможность отказаться от сложного маневрирования для большегрузной техники. Вдоль стен сооружения расположены электрические печки типа СКБ. Таким образом, при помощи тепловизионных датчиков невозможно определить, находится пусковая установка в сооружении или нет.

Пуск ракеты возможно производить не выезжая из сооружения. Для этого производится подрыв пиропатронов, которые отбрасывают сектора крыши в стороны. После этого производится подьем контейнера и пуск ракеты. Так как пусковая установка при нахождении в сооружении уже вывешена на домкраты, то время подготовки к пуску сокращается. На маршруте движения колонны ракетного полка предусматривалось несколько подобных сооружений, что спрособствовало введению противника в заблуждение.

Комплекс эксплуатировался до 1991 года и был ликвидирован в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Проведенные пуски завершились успешно. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могут в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

Последняя ракета РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

Основные характеристики

Ракета «15Ж45» 
• Дальность стрельбы, км — 600-5000 
• Точность стрельбы (КВО), км — 0,55 
• Система управления — инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ 
• Рулевые приводы — гидравлические 
• Органы управления на 1 ступени — газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы 
• Органы управления на 2 ступени — по тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором 
• Тип старта — «Миномётный» из ТПК 
• Число ступеней — 2 
• Полная длина ракеты, м — 16,49 


• Длина ракеты без головной части, м — 14,9 
• Длина ракеты в ТПК, м — 19,32 
• Максимальный диаметр корпуса, м — 1,79 
• Стартовый вес, т — 37,0 
• Вес ракеты в ТПК, т — 42,7 
• Горючее — смесевое твёрдое

Первая ступень 
• Полная длина первой ступени, м — 8,58 
• Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м — 1,79 
• Вес ступени, кг — 26,7 
• Двигатель — Однокамерный РДТТ 
• Число сопел — 1 
• Время работы, с — 63 

Вторая ступень 
• Полная длина второй ступени, м — 4,4-4,6 
• Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м — 1,47 
• Вес ступени, кг — 8,63 
• Двигатель — Однокамерный РДТТ 
• Число сопел — 1 

 

Боевая ступень 
• Число боевых блоков — 3 
• Двигательная установка — четыре РДТТ 

 

Боевой блок 
• Полная длина боевого блока, м — 1,6 
• Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м — 0,64 
• Радиус закругления наконечника — 0,11 

Пусковая установка 
• Тип — Грунтовая подвижная 
• Длина, м — 3,05 
• Ширина, м — 3,05 
• Высота, м — 3,30 
• Число ракет на пусковой установке — 1 
• Тип привода подъёма ТПК с ракетой — гидравлический 
• Радиус разворота, м — 21 
• Экипаж, чел — 3 

Транспортно-погрузочное средство (ТПС) 
• База — МАЗ-547А 
• Число осей — 6 
• Полная длина, м — 17,33 
• Ширина, м — 3,2 
• Высота, м — 2,9 
• Двигатель — дизель 
• Мощность, л.с. — 746 
• Максимальная скорость, км/ч — 40 
• Число ракет на ТПС — 1 
• Экипаж, чел — 2

http://3v-soft.clan.su/news/raketnyj_kompleks_srednej_dalnos…

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

aeroplan2010.mirtesen.ru

SS-20

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»
Разработчик МИТ
Главный конструктор А.Д.Надирадзе
Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
Код НАТО SS-20 Saber Mod 1&2
Наименование по РСМД РСД-10
Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
Ракета «15Ж45»
Дальность стрельбы, км 600-5000
Точность стрельбы (КВО), км 0,55 (предельное отклонение — 1,3)
Тип ГЧ Моноблочная термоядерная (на испытаниях — вариант 1)
Тип ГЧ три РГЧ ИН (вариант 2)
Мощность заряда (вариант 1), Мт 1,0
Мощность заряда (вариант 2), Мт 0,15
Вес ГЧ, кг 1500-1740
Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВМ
Разработчик системы управления НИИ АП
Главный конструктор системы управления Н.А.Пилюгин
Рулевые приводы Гидравлические
Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решетчатые рули, решетчатые стабилизаторы
Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
Тип старта «Миномётный» из ТПК
Число ступеней 2
Полная длина ракеты, м 16,49
Длина ракеты без головной части, м 14,9
Длина ракеты в ТПК, м 19,32
Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
Стартовый вес, т 37,0
Вес ракеты в ТПК, т 42,7
Горючее Смесевое твёрдое
Первая ступень
Полная длина первой ступени, м 8,58
Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
Вес ступени, кг 26,7
Двигатель Однокамерный РДТТ
Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
Главный конструктор двигателя Б.П.Жуков
Число сопел 1
Время работы, с 63
Вторая ступень
Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
Вес ступени, кг 8,63
Двигатель Однокамерный РДТТ
Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
Главный конструктор двигателя Б.П.Жуков
Число сопел 1
Боевая ступень
Число боевых блоков 3
Двигательная установка четыре РДТТ
Боевой блок
Полная длина боевого блока, м 1,6
Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
Радиус закругления наконечника 0,11
Пусковая установка
Тип Грунтовая подвижная
Разработчик ЦКБ «Титан»
Изготовитель завод «Баррикады»
Главный конструктор В.П.Бармин
Длина, м 3,05
Ширина, м 3,05
Высота, м 3,30
Число ракет на пусковой установке 1
Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический
Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
Радиус разворота, м 21
Экипаж, чел 3
Транспортно-погрузочное средство (ТПС)
Разработчик ЦКБ «Титан»
Изготовитель Завод «Баррикады»
База МАЗ-547А
Число осей 6
Полная длина, м 17,33
Ширина, м 3,2
Высота, м 2,9
Двигатель Дизель
Мощность, л.с. 746
Максимальная скорость, км/ч 40
Число ракет на ТПС 1
Экипаж, чел 2

rd32.narod.ru

15П157 Пионер-3, ракета 15Ж57 — SS-X-28 SABER

ДАННЫЕ НА 2016 г.  (стандартное пополнение)

Комплекс 15П157 «Пионер-3», ракета 15Ж57 — SS-20 SABER mod.3 / SS-X-28 SABER
Комплекс «Пионер-4»


Подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с баллистической ракетой средней дальности (БРСД). Комплекс и ракета разрабатывались на базе комплекса 15П653 «Пионер-УТТХ» с ракетой 15Ж53 с возможной унификацией некоторых компонентов с ПГКР с МБР «Тополь». Разработка модификации комплекса «Пионер» определялась планами США по развертыванию в Европе системы ПРО театра военных действий на базе ЗРК «Пэтриот». Для успешного преодоления подобных систем ПРО предполагалось использование более совершенных малогабаритных и легких боевых блоков с меньшей радиолокационной заметностыо. При этом обеспечивалась и возможность увеличения числа боевых блоков до четырех. Разработка велась Московском Институтом Теплотехники (МИТ) под общим руководством А.Д.Надирадзе на основании Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 12 ноября 1979 г. №1011-289.

Проработка проекта показала избыточность такого числа боевых блоков для ракеты средней дальности. Так же появилась необходимость дальнейшего увеличения зоны разведения боевых блоков и выделения массо-энергетических резервов на реализацию мероприятий по противодействию ПРО. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР № 300-120 от 6 апреля 1983 г. устанавливалось трёхблочное оснащение БРСД «Пионер-3». Как и предыдущие модернизированные варианты «Пионера», новая модификация создавалась путем совершенствования боевой ступени, без доработки маршевых двигателей.

Испытания ракеты 15Ж57 начаты пуском в мае 1985 г. и велись успешно. Работы по проекту не вышли из стадии испытаний и были прекращены в 1988 г. в связи с подписанием Договора об ограничении РСМД (источник). Серийное производство ракет и средств комплекса не было начато.

Пусковая установка и наземное оборудование: автономная пусковая установка 15У167 комплекса 15П157 «Пионер-3» размещалась на шасси МАЗ-7916 (источник) и была подобна по конструкции СПУ комплекса 15П653 «Пионер-УТТХ». Конструкция СПУ 15У167 и ТПК ракеты имеет частичную унификацию с СПУ и ТПК МБР РС-12М «Тополь». Комплексом использовался транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116.


ТТХ шасси МАЗ-7916:
Колесная формула — 12 х 12
Количество мест в кабине — 3
Двигатель — дизель мощностью 710 л.с.
Полная масса — 82 000 кг
Снаряженная масса — 32 000 кг
Масса монтируемого оборудования (нагрузки) — 50 000 кг
Допустимая осевая масса — 15 000 кг
Радуис поворота — 24 м
Скорость максимальная — 45 км/ч
Размерность шин — 1600 х 600-685
Ракета 15Ж57:
Конструкция ракеты — 2 маршевых ступени, приборно-агрегатный отсек и ступень разведения боевых блоков с боевым блоком (блоками).

Состав ракеты:

1 ступень — с РДТТ, с аэродинамическими и газоструйными рулями с дополнительными аэродинамическими решетчатыми стабилизаторами и тормозными двигателями (размещены в хвостовом отсеке).

2 ступень — с РДТТ с системой отсечки тяги и тормозными двигателями.

Ступень разведения боевых блоков включает в себя боевые блоки (блок), герметичный приборный отсек и двигатели малой тяги для коррекции ступени разведения с боевыми блоками (блоком). Двигательная установка выполнялась по принципиально новой конструктивной схеме. Возможно, ракеты была оснащена комплексом средств преодоления ПРО.

Система управления и наведение — система управления инерциальная автономная. Новая аппаратура системы управления обеспечивала достижение более высокой точности попаданий.

Двигатели:
— 1 ступень — РДТТ, аналогичный РДТТ предыдущих модификаций ракеты.

— 2 ступень — РДТТ, аналогичный РДТТ предыдущих модификаций ракеты.

— Ступень разведения боевых блоков — РДТТ принципиально новой конструктивной схемы, с большим запасом топлива, обеспечивающим реализацию запрашиваемой Заказчиком зоны разведения боевого оснащения.

ТТХ ракеты:
Дальность действия:
— 5500 км (3 ББ, источник)
— 7400 км (1 ББ, источник)
КВО — 150 м (источник)

Модификации:
— комплекс 15П157 «Пионер-3», ракета 15Ж57 — SS-20 SABER mod.3 / SS-X-28 SABER — комплекс с новой ракетой и СПУ на базе комплекса «Пионер-УТТХ». Испытания велись с 1986 по 1988 годы.


— комплекс «Пионер-4» — модернизированный комплекс, вероятно, проектировался на базе ПГРК «Пионер-3».

Типы БЧ:
— 1 ББ мощностью 50 кт (источник) — по западным данным один из вариантов оснащения ракеты с возможностью стрельбы на межконтинентальную дальность.

— 3 х ББ 15Ф452 мощностью по 150 кт + комплекс средств преодоления ПРО (источник).

Статус: СССР

— 1988 г. — работы по созданию комплекса прекращены в связи с Договором о сокращении РСМД.

— весна 1990 г. — методом взрыва уничтожены ТПК с ракетами 15Ж57. Всего с Воткинского завода в 1989-1990 г.г. было вывезено для уничтожения 12 ТПК с ракетами (источник).

Источники:
На стратегическом направлении. ФГУП «Московский институт теплотехники» — 60 лет. М., ИД «Интервестник», 2006 г.

militaryrussia.ru

СС-20 Вики

«Пионер», «Пионер-УТТХ»
Индекс ГРАУ: 15П645, 15П653
по договору РСМД: РСД-10
по кодификации НАТО: SS-20 Saber mod 1&2

БРСД 15Ж45 в ТПК на пусковой установке 15У106 советского ПГРК «Пионер» (15П645), музей ВВС ВС Украины, г. Винница
Тип баллистическая ракета средней дальности
Статус ликвидированы по договору о РСМД
Разработчик МИТ
Главный конструктор А. Д. Надирадзе,
Годы разработки «Пионер»: 1973—1976
«Пионер-УТТХ»: 1979—1981
«Пионер-3»: 1986—1987
Начало испытаний «Пионер»: 21 сентября 1974 г.[1]
«Пионер-УТТХ»: 10 августа 1979 г.[2]
Принятие на вооружение «Пионер»: 11 марта 1976 г.[1]
«Пионер-УТТХ»: 23 апреля 1981 г.[2]
Производитель Воткинский машиностроительный завод
Единиц произведено Ракет: 728
ПУ: 509[2]
Годы эксплуатации 1976-1991 год
Основные эксплуатанты РВСН ВС СССР
Базовая модель Темп-2С
Модификации «Пионер-УТТХ»
«Пионер-3»
Основные технические характеристики
Дальность: до 5000 км
Точность стрельбы (КВО): 0,55 км
Забрасываемый вес: 1,5-1,74 т
Тип ГЧ:РГЧ ИН 3х0,15 Мт, термоядерная
↓Все технические характеристики
 Изображения на Викискладе

«Пионер» (Индекс ГРАУ — 15П645, по договору РСМД — РСД-10, по классификации МО США и НАТО: SS-20 mod.1 Saber, рус. Сабля) — советский подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) с твердотопливной двухступенчатой баллистической ракетой средней дальности 15Ж45. Головной разработчик — Московский институт теплотехники (МИТ). Принята на вооружение в 1976 году.

В 1980 году на вооружение принят ПГРК Пионер-УТТХ (индекс комплекса 15П653, индекс ракеты 15Ж53, по классификации НАТО — SS-20 mod.2 Saber) с улучшенными ТТХ (максимальная дальность стрельбы 5500 км).

Ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20)[ | код]

Проектирование комплекса «Пионер» с ракетой средней дальности на твёрдом смесевом топливе началось в соответствии с постановлением правительства от 28 апреля 1973 года в Московском институте теплотехники под руководством академика А. Д. Надирадзе[2]. Новая ракета (заводское обозначение 15Ж45) создавалась на базе первой и модифицированной второй ступеней межконтинентальной баллистической ракеты 15Ж42 комплекса «Темп-2С». Заново были спроектированы: узел отсечки тяги двигательной установки второй ступени, соединительный отсек и агрегатно-боевой блок (АГБ), включавший двигательную установку разведения и разделяющуюся ГЧ ракеты. Система прицеливания для баллистических ракет комплекса РСД-10 была разработана и изготавливалась ПО «Завод «Арсенал» (Киев).[3]

Создание и применение[ | код]

После практической отработки различных технических решений по новой ракете и наземным агрегатам ракетного комплекса 21 сентября 1974 года на полигоне Капустин Яр начались лётные испытания. Они завершились 9 января 1976 года успешным (как и все предыдущие), 21-м пуском ракеты. 11 марта 1976 года Государственная комиссия подписала акт о приёме комплекса «Пионер» с ракетой 15Ж45 (РСД-10) на вооружение РВСН. Первый ракетный полк под командованием А. Г. Доронина заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 г. на комплексе 15П645, имевшем в каждом дивизионе по 2 пусковых установки и машину подготовки пуска 15В56, использовавшуюся на комплексе 15П642 и оснащенную системой дистанционного управления 15Э569, способной управлять двумя ПУ.

В 1977 году на вооружение поступила основная модификация комплекса — 15П645К, имевшего в составе дивизиона по три ПУ и машину подготовки пуска 15В116 с СДУ 15Э576, управлявшей тремя ПУ.

Ракетные комплексы «Пионер» заменили стоявшие на боевом дежурстве в европейской части СССР комплексы Р-12 и Р-14, а в Сибири и Забайкалье — Р-16. Очень быстро новая советская ракета приобрела известность как SS-20 — «Гроза Европы».

19 июля 1977 года, вскоре после развертывания комплекса с ракетой 15Ж45, начались работы по комплексу «Пионер УТТХ» с ракетой 15Ж53[1]. Лётные испытания ракеты 15Ж53 с более высокими боевыми характеристиками были начаты 10 августа 1979 года на полигоне Капустин Яр. 14 августа 1980 года испытания модернизированного ракетного комплекса были завершены, а 23 апреля 1981 года, в соответствии с постановлением правительства, комплекс «Пионер-УТТХ» (15П653) был принят на вооружение. Ракета 15Ж53 имела те же первую и вторую ступени, что и ракета 15Ж45. Изменения коснулись системы управления и агрегатно-боевого блока. За счёт доработки командных приборов и алгоритмов работы БЦВК удалось повысить точность стрельбы до 450 м. Установка новых двигателей с повышенной энергетикой на агрегатно-боевой блок дала возможность увеличить район разведения боевых блоков, что имело большое значение при планировании объектов поражения. Кроме того, была увеличена максимальная дальность стрельбы до 5500 км.

В 1987 году на боевом дежурстве и в арсеналах находились 650 ракет. Из них две трети были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и примерно одна треть для уничтожения объектов в Азии и США.

Оба комплекса эксплуатировались до 1991 года и были ликвидированы в соответствии с условиями Договора о РСМД. Первые ракеты уничтожались в Читинской области методом пуска. Особый интерес вызывали ракеты «Пионер», находившиеся в эксплуатации свыше 10 лет. Все проведённые с 26 августа по 29 декабря 1988 года 72 пуска прошли успешно[2]. Позднее в районе полигона Капустин Яр была применена другая технология ликвидации — взрывом ракет без извлечения их из пусковых контейнеров. Шасси пусковых установок комплекса после прохождения специальной процедуры демонтажа, исключающей их применение по основному назначению, могли в различных вариантах использоваться в народном хозяйстве.

В процессе выполнения Договора о РСМД были расформированы 58 ракетных полков на вооружении которых стояли «Пионеры»[2]. Последняя из заявленных в Договоре ракет РСД-10 была уничтожена 12 мая 1991 года. Несколько пусковых установок и ракет сохранились в качестве экспонатов в музеях страны и за рубежом.

С 1986 года на испытания была поставлена очередная модификация комплекса — «Пионер-3» с ракетой 15Ж57, разрабатывавшаяся в соответствии с постановлением правительства от 6 апреля 1983 года и в значительной степени унифицированная с комплексом «Тополь». Для этого комплекса была создана более совершенная пусковая установка с новым цифровым вычислительным комплексом и системой наземной навигации. На ракету 15Ж57 установили полностью новую боевую ступень с усовершенствованными боевыми блоками, также был улучшен комплекс средств преодоления ПРО. Однако, в результате заключения Договора о РСМД, испытания ракетного комплекса были прекращены. Серийное производство ракет не развертывалось[2].

Состав комплекса[ | код]

Три боевых блока РСД-10 со ступенью разведения. Музей полигона «Капустин Яр», г. Знаменск.

В состав ракетного комплекса РСД-10, как правило, входили:

  • стационарный и подвижный командные пункты с комплексом средств боевого управления и связи
  • три боевых ракетных комплекса — ракетные дивизионы, имевшие в составе:
    • по три (до 1977 г. по две) самоходных пусковых установки (СПУ) 15У106 (15У136 для 15Ж53) с ракетами 15Ж45 (15Ж53) в транспортно-пусковых контейнерах 15Я107, размещенных на пусковых установках на базе 6-осного длиннобазного шасси МАЗ-547В
    • командный пункт дивизиона, состоявший на комплексе 15П645 из машины подготовки пуска 15В56 (до 1977 г.), 15П645К — из 15В116, а на комплексе 15П653 — из машины подготовки пуска 15В132 и машины связи 15В82
    • две машины-дизельные электростанции 15Н1061М
    • машину-столовую 15Т117 и машину-общежитие 15Т118
    • машину боевого поста 15Я56 на базе бронетранспортера БТР-60ПБ с системой наземной навигации 15Ш39 и башенно-пулеметной установкой «Гром» с пулеметом «Утёс» НСВТ-12,7 мм
    • машину дежурной смены охраны и обороны 15Я55 с комплектом средств охраны, вооружением и средствами жизнеобеспечения караула.
  • Транспортно-перегрузочные средства (транспортно-перегрузочный агрегат 15Т116 и транспортно-перегрузочная тележка 15Т140)
  • с 1977 г. стационарные сооружения 15У111 для размещения пусковых установок на стационарной боевой стартовой позиции полка и обеспечения боевого дежурства пусковых установок в 5-минутной готовности к пуску.

Ракета 15Ж45 имела две маршевые ступени и агрегатно-боевой блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков.

Двигательная установка первой ступени 15Д66 представляла собой конструкцию, состоящую из стеклопластикового корпуса со скреплённым с ним твердотопливным зарядом, выполненным из высокоэнергетичного смесевого топлива, стальных переднего днища и сопловой крышки, соплового блока. В хвостовом отсеке ступени размещались тормозные двигатели и приводы рулевых органов. Управляющие усилия создавали четыре газодинамических и четыре аэродинамических руля (последние выполнены в виде решёток).

Двигательная установка второй ступени 15Д205 имела аналогичную конструкцию, управление по тангажу и рысканию осуществлялось вдувом газа из газогенератора в закритическую часть сопла, а по крену — перепуском газа через специальное устройство. Оба двигателя имели систему отсечки тяги (на первой ступени — аварийная) и время работы около 63 секунд. Дальность полета определялась моментом выключения двигателя второй ступени, которое осуществлялось путём вскрытия десяти окон отсечки тяги, расположенных на переднем днище камеры сгорания, в результате чего давление в камере резко падало, горение твёрдого топлива прекращалось, а направление газовых потоков из сопел отсечки вперед по ходу полета нейтрализовало импульс тяги двигателя.

Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н. А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всём диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок. Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надёжность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке.

Ракета несла разделяющуюся головную часть (РГЧ, англоязычный аналог MIRV — Multiple Independently targettable Reentry Vehicle) с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полёте, конические боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты. Комплекса преодоления системы ПРО ракета не имела.

Имелось 3 варианта ракеты РСД-10:

  • Mod 1 — с моноблочной головной частью и дальностью стрельбы 5000 км;
  • Mod 2 — имел разделяющуюся головную часть с боевыми блоками индивидуального наведения с максимальной дальностью стрельбы 4583 км (15Ж53 — 4600 км) — основной вариант, получивший наибольшее распространение;
  • Mod 3 — испытанный в мае 1985 года и иногда именуемый на Западе как SS-X-28, имел лёгкую моноблочную головную часть мощностью 50 кт и увеличенную до 7400 км дальность стрельбы — не вышел из стадии испытаний.

В процессе эксплуатации ракета, помещённая в герметичный транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547В повышенной проходимости. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (84 т) и габариты (длина — 19,316 м, ширина 3200+40 мм, высота 4375 мм) СПУ имела сравнительно высокую скорость (до 40 км/ч), передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды, рвы шириной до 3 м и подъёмы до 15 град. и имела радиус поворота 22±1 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.

Пуск ракеты мог быть произведён либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции (сооружение 15У111 «Крона»), либо с одной из подготовленных в геодезическом отношении полевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Пуск ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего её из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени. Операции по предстартовой подготовке и пуску проходили в автоматическом режиме после получения специальной команды с пункта управления.

Пуск ракет мог быть произведен с одной из полевых позиций или из сооружений «Крона» в срок, соизмеримый с подлётным временем боевых блоков противника с территории стран Западной Европы. Свёртывание комплекса и подготовка к маршу для смены позиций занимала около часа. Развертывание с марша (вывешивание, горизонтирование, геодезическая подготовка) — также около часа. Сооружения позволяли значительно ограничить контроль за комплексами «Пионер» со стороны средств разведки потенциального противника. «Крона» представляет собой сборное металлическое сооружение с раздвижной крышей. Существовали варианты проходного исполнения (ворота с двух сторон), однако в большинстве случаев въезд крупногабаритного агрегата в сооружение осуществлялся путём сложного маневрирования и требовал от водителей и командиров высокой квалификации. Пуск ракет дивизионом из сооружений «Крона» включал открытие крыш при помощи асинхронных электродвигателей мощностью 8 кВт, что определяло сдвиг по времени между открытием крыш трех сооружений при питании от машин дизельных электростанций, так как пусковой ток привода мог привести к остановке дизелей (в дальнейших модификациях электропривод открытия крыш при пуске был заменен механическим). После этого производится подъём контейнера и пуск ракеты.

Модификации[ | код]

  • 15П645К «Пионер-К» с ракетой 15Ж45
  • 15П653 «Пионер-УТТХ» с ракетой 15Ж53
  • 15П656 «Горн» с командной ракетой 15Ж56

Тактико-технические характеристики[ | код]

Подвижный грунтовый ракетный комплекс «Пионер»

  • Разработчик МИТ
  • Главный конструктор А. Д. Надирадзе
  • Изготовитель ракеты Воткинский МЗ
  • Кодовое обозначение НАТО: SS-20 Saber Mod 1&2
  • Наименование по РСМД РСД-10
  • Тип комплекса Подвижный ракетный комплекс С БР средней дальности, третьего поколения
  • Состояние На вооружении с 11 марта 1976 года.
  • Ракета 15Ж45
  • Дальность стрельбы: 600—5500 км[источник не указан 415 дней]
  • Точность стрельбы (КВО), 500 метров
  • Тип ГЧ Моноблочная мощностью 1 Мт (на испытаниях — вариант 1)[5]
  • Тип ГЧ: РГЧ ИН (вариант 2)
  • Мощность заряда (вариант 1), 100 кт
  • Мощность заряда (вариант 2), 150 кт
  • Вес головной части: 1500—1740 кг
  • Система управления Инерциальная с гиростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, с БЦВ
  • Разработчик системы управления НИИ АП
  • Главный конструктор системы управления Н. А. Пилюгин
  • Рулевые приводы Гидравлические
  • Разработчик рулевых приводов ЦНИИАГ
  • Органы управления на 1 ступени Газовые и аэродинамические решётчатые рули, решётчатые стабилизаторы
  • Органы управления на 2 ступени По тангажу и рысканию — вдув в закритическую часть сопла горячих газов; по крену — газовые сопла с газогенератором
  • Тип старта «Миномётный» из ТПК
  • Число ступеней 2
  • Полная длина ракеты, м 16,49
  • Длина ракеты без головной части, м 14,9
  • Длина ракеты в ТПК, м 19,316
  • Максимальный диаметр корпуса, м 1,79
  • Стартовый вес, т 37,0
  • Вес ракеты в ТПК, т 42,7
  • Топливо Смесевое твёрдое
  • Первая ступень
    Полная длина первой ступени, м 8,58
    Максимальный диаметр корпуса первой ступени, м 1,79
    Вес ступени, т 26,7
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Время работы, с 63
  • Вторая ступень
    Полная длина второй ступени, м 4,4-4,6
    Максимальный диаметр корпуса второй ступени, м 1,47
    Вес ступени, т 8,63
    Двигатель Однокамерный РДТТ
    Разработчик двигателя НПО «Союз» (Люберцы)
    Главный конструктор двигателя Б. П. Жуков
    Число сопел 1
    Боевая ступень
    Число боевых блоков 3
    Двигательная установка четыре РДТТ
  • Боевой блок
    Полная длина боевого блока, м 1,6
    Максимальный диаметр корпуса боевого блока, м 0,64
    Радиус закругления наконечника 0,11
  • Пусковая установка
    Тип Грунтовая подвижная
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель завод «Баррикады»
    Главный конструктор В. М. Соболев
    База МАЗ-547В
    Число осей 6
    Длина, м С ТПК 19,316 м, без ТПК 16,08 м
    Ширина, м 3,2(+0,04) м
    Высота, м 4,375 м (5,08 м в вывешенном состоянии)
    Двигатель многотопливный быстроходный дизель А-38 (В-58) с турбонаддувом
    Мощность, л. с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Угол преодолеваемого подъема 15°
    Грубина преодолеваемого брода 1,1 м
    Ширина преодолеваемого рва 3м
    Углы свеса — передний 23°, задний 30°
    Дорожный просвет 470 мм
    Число ракет на пусковой установке 1
    Тип привода подъёма ТПК с ракетой Гидравлический, от ходового двигателя СПУ
    Разработчик привода подъёма ТПК с ракетой ЦНИИАГ
    Радиус разворота, м 22±1 м
    Экипаж, чел., 2
  • Транспортно-перегрузочный агрегат (ТПА)
    Разработчик ЦКБ «Титан»
    Изготовитель Завод «Баррикады»
    База МАЗ-547А
    Число осей 6
    Полная длина, м 17,33
    Ширина, м 3,2
    Высота, м 2,9 (без ТПК)
    Двигатель Дизель А-38 с турбонаддувом
    Мощность, л. с. 650
    Максимальная скорость, км/ч 40
    Число ракет на ТПС 1
    Экипаж, чел 2

Испытания[ | код]

Летные испытания ракет РСД-10 начались в сентябре 1974 г. на полигоне Капустин Яр. В 1977 году, сразу после принятия комплекса на вооружение РВСН СССР, началось его развертывание. Первый ракетный полк с комплексом «Пионер» заступил на боевое дежурство 30 августа 1976 года (район г. Петриков Гомельской обл. командир А. Г. Доронин, главный инженер И. П. Баглюк). Массовое развертывание комплекса «Пионер» началось в 1978 году в позиционных районах, ранее занимаемых устаревшими комплексами с ракетами Р-12, Р-14, Р-16. В каждый ракетный полк входило 9 (до 1977 г. 6) самоходных ПУ, обеспеченных индивидуальными защитными сооружениями.

Согласно американским данным наибольшее число развернутых пусковых установок составляло 441 единицу в 1986 году. По официальным советским данным, приведенным в Меморандуме о договоренности об установлении исходных данных в связи с договором между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по состоянию на 1 ноября 1987 г. в СССР было развернуто 405 ПУ ракет РСД-10, ещё 245 БР находились на складах.

За 15 лет эксплуатации не было ни одного случая разрушения или аварии ракеты. За время испытаний, эксплуатации и ликвидации было отстреляно 190 ракет. Все пуски были успешными. При этом вероятность попадания в цель составила 98 %.

Сохранившиеся экземпляры[ | код]

Также ракета 15Ж45 представлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабанове Калужской области[6]. Ракета 15Ж45 представлена в Smithsonian National Air and Space Museum, Вашингтон

Примечания[ | код]

  1. 1 2 3 Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — С. 37-40. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 104-109. — ISBN 5-902975-12-3.
  3. Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — С. 491. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  4. ↑ United States Military Posture for FY 1983, Prepared by the Organization of the Joint Chiefs of Staff, Department of Defense Appropriations for Fiscal Year 1983, February 2, 1982, pt. 1, p. 653.
  5. ↑ РСД-10 Пионер — SS-20 Saber. MilitaryRussia.Ru.
  6. ↑ Музей Ракетных войск стратегического назначения Архивировано 30 сентября 2015 года. Министерство обороны

Литература[ | код]

  • Колесников С. Г. Стратегическое ракетно-ядерное оружие. — М.: Арсенал-Пресс, 1996.
  • Карпенко А. В. Отечественные стратегические ракетные комплексы. — М., 1996.
  • Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. — М.: Военный Парад, 2007. — 248 с. — ISBN 5-902975-12-3.
  • Трембач Е. И., Есин К. П., Рябец А. Ф., Беликов Б. Н. «Титан» на Волге. От артиллерии к космическим стартам / Под общей ред. В. А. Шурыгина. — Волгоград: Станица-2, 2000. — 176 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93567-014-3, ББК 63.3(2)6.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *