Суперхан Чёрного моря или сказка о золотой рыбке на новый лад

УГОЛ ЗРЕНИЯ — После упоминаний в книге Алиева и публикаций в «Республике» наконец-то прочитал документ, озаглавленный Проект «СуперХан»: Концепция, подходы и инструменты. Несмотря на то, что документ датирован октябрем 2007 года актуальность его обсуждения сегодня ничуть не снижается.

Роман СОЛОДЧЕНКО

СуперХан является следующей стадией еще одного сверхсекретного проекта Хан, разработанного американскими лоббистами президента Назарбаева… О существовании этих проектов и о том, что один из них уже вовсю реализуется, в государстве до выхода книги Рахата Алиева знал только крайне ограниченный круг лиц. В Казахстане, в отличие от США и даже России понятие «политтехнологи» еще не вошло в обиход. В общественном сознании оно сродни телекинезу и телепатии, т.е. в их загадочное существование верят, но встретить в повседневной жизни никак не ожидают.

Фактом появления политтехнологий в Казахстане мы обязаны исключительно прогрессивности и пытливому уму нашего президента. Дело в том, что закрытому авторитарному режиму политтехнологи, как правило, не нужны. Правитель, обладающий ничем неограниченной властью, не склонен задумываться над тем, как его воспринимают подданные. А если такая мысль и приходит ему в голову, вокруг достаточно людей, готовых развеять сомнения в его исключительности. Это явление называют эффектом обезьяньей стаи, когда сидящий на самой верхней ветке вожак, глядя вниз, видит только обращенные к нему счастливые мордочки, в то время как подчиненным в зависимости от места в иерархии во все большей степени приходится наблюдать совсем другую часть тела.

Надо отдать должное прозорливости Нурсултана Абишевича, который в отличие от своих коллег по Центральной Азии, не стал почивать на лаврах пожизненного президента, и смело обратился к передовому мировому опыту. Оба проекта разрабатывались с привлечением международных экспертов от Юго-Восточной Азии до США, руководил разработкой болгарин Александр Мирчев. С казахстанской стороны проект курирует премьер-министр Карим Масимов.

Согласно версии, изложенной в «Крестном тесте», в могущество политтехнологий президент поверил не сразу, а только после того, как Мирчеву удалось каким-то образо

respublikakz.wordpress.com

Проект «СуперХан»: все идет по плану

Возьмем, к примеру, законы о лидере нации. Присвоение первому президенту звания лидера нации и очередное расширение его властных полномочий есть не что иное, как «стратегическое обеспечение долгосрочного политического мандата СуперХана на легитимной основе».

Вышепроцитированное предложение взято нами из одного из вариантов «СуперХана» и полностью звучит так: «Цель (имеется в виду документа — ред.) — стратегическое обеспечение долгосрочного политического мандата СуперХана на легитимной основе и противодействие его оппонентам».

Далее. В «СуперХане» есть такие строки: «Исторические параллели подсказывают направление поиска решений. Для современного Казахстана, следует искать исторические прецеденты, в которых лидер страны:

- сохранил ее целостность после кризиса,

- вывел из экономического упадка,

- нашел способ создания новой политической системы на месте разрушенной».

Не кажется ли вам, что в этот абзац укладывается вся провластная и проназарбаевская агитация последних трех лет, причем целиком и полностью?

Вот еще прелюбопытная цитата: «Особая проблема Казахстана, отличающая его от других обществ, успешно преодолевших кризис, в том, что президент не может рассчитывать на национальное общественное сознание, опора на гражданское общество в стране пока не надежна! Незрелость гражданского общества требует использования международного ресурса, как источника легитимности главы государства. В сознании народа проявляется простая логика: если нашего Президента уважают чужие, то значит должны и мы».

Другими словами, именно отсюда растут ноги у памятника Нурсултану Назарбаеву в Анкаре, улицы имени первого президента в Аммане, звания лидера тюркского мира и прочих зарубежных знаков внимания к обитателю номер один «Ак орды».

Кстати, в «СуперХане» есть ответ и тем, кто еще верит, что инициатива парламента преподнести Назарбаеву звание лидера нации родилась в народе.

Цитата из документа: «Проект «СуперХан» будет реализоваться в рамки трех основных этапов: 1. Краткосрочный этап. Краткосрочный этап реализации Проекта определен до 2010 г. В этом периоде предусматривается сформулировать и создать основные внутренние механизмы, которые обеспечат успешную реализацию «Модели SK», и введение рычагов для обеспечения международного понимания необходимости достижения успехов данной «Модели».

То есть проект «Лидер нации» задумывался еще на рубеже 2006—2007 годов, и до 2010 года было намечено создать основные внутренние механизмы. Это успешно было выполнено, с чем мы и поздравляем Нурсултана Абишевича и его советников. Увы, не можем сделать того же в отношении граждан.

Источник: Газета "Голос Республики" №23 (154) от 25 июня 2010 года


prokurorska-pravda.today

Из суперпрезидента в «суперханы»?

Не будем дальше интриговать читателя — речь идет о суперконфиденциальном плане действий под названием «CуперХан». Получили мы его по весьма извилистым каналам от людей, которые раньше нас не подводили и не ошибались в информации. По их словам, план был разработан группой экспертов, аналитиков, политологов под руководством гражданина США болгарского происхождения Александра Мирчева.

Кто есть мистер Мирчев?

О г-не Мирчеве мы уже как-то рассказывали нашим читателям. В Казахстане он больше известен как бывший председатель совета директоров государственного холдинга «Казына», а в настоящее время — независимый директор фонда национального благосостояния «Самрук-Казына».

Кроме того, он является учредителем и президентом «Крулл корпорейшн», которая, как сказано на сайте этой компании, «предоставляет глобальные стратегические решения в области экономического роста и модернизации». Там же сказано, что г-н Мирчев «на общественных началах» является «старшим экономическим советником премьер-министра Республики Казахстан».

Тем, кто интересуется его канонической биографией, мы рекомендуем зайти на сайт компании и почитать. Что касается неканонической версии, то она еще не написана, хотя материалов к ней уже достаточно. Желающие могут поискать информацию про нынешнего независимого директора ФНБ «Самрук-Казына» в Интернете или обратиться к сайту такого авторитетного знатока дворцовых и семейных тайн первого президента Республики Казахстан, как Рахат Алиев.

Кстати, последний считает Александра Мирчева злым гением при своем бывшем тесте, в сравнении с которым, по его мнению, Джеймс Гиффен, тот самый бывший советник Нурсултана Абишевича по нефтегазовой тематике, что теперь фигурирует в качестве подсудимого на процессе в Нью-Йорке по делу «Казахгейта», просто сама невинность.

Но мы не будем портить имидж г-на Мирчева. Наоборот, скажем, что он пользуется широкой известностью в узких кругах топ-эшелона казахстанской элиты. В частности, поговаривают, что именно он решает, куда, как и на каких условиях размещать средства казахстанского Национального фонда.

Однако, признаемся сразу, подписи Александра Мирчева под планом «СуперХан» мы не видели, и доказательств, что он создавался по его инициативе или под его патронажем, у нас тоже нет.

Мифология ХХI века

Что касается самого плана «СуперХан», то он существует в нескольких версиях, датированных разными числами и представляющих различные этапы его подготовки. Все они достаточно объемны, и мы собираемся выложить их в Интернете для, так скажем, открытого и всенародного обсуждения.

Но суть плана «СуперХан» можно понять из его цели, которая разработчиками была сформулирована с гениальной лапидарностью: «Программа «Хан» — сохранить власть; программа «СуперХан» — сохранить страну после власти».

Мы не будем пока комментировать сам план, надеемся, что это нам помогут сделать казахстанские, российские и прочие политологи, дадим только несколько выдержек, предварив их своими заголовками. (Сразу оговоримся, что слово «суперхан» в тексте встречается редко, как правило, его заменяет буквенное сочетание SK, тогда как Казахстан зашифрован как S. Но мы для большего эффекта заменили буквенные сочетания на то, что они обозначают.)

Почему Назарбаеву важна поддержка международной общественности:

«Незрелость гражданского общества требует использования международного ресурса как источника легитимности главы государства. В сознании народа проявляется простая логика: если нашего президента уважают чужие, то, значит, должны и мы».

Зачем Назарбаев выдвигает идеи новой мировой валюты:

«СуперХан должен найти подходящую платформу, предпочтительно международную, и заявить о своем личном видении мира, а не об экономических планах, которые должны быть прерогативой правительственных циркуляров».

Почему в Казахстане системно подавляется инакомыслие:

«Мониторинг и последующая нейтрализация возможных внутренних «оппонентов» и «препятствий» в ходе реализации долгосрочной политической линии СуперХана и блокирование возможных попыток оппонентов «Модели СуперХан» нарушить принципы стратегии Суперхана на долгосрочной основе».

Этапы проекта:

«Проект «СуперХан» будет реализовываться в рамках трех основных этапов. Краткосрочный этап реализации проекта определен до 2010 года. В этот период предусматривается сформулировать и создать основные внутренние механизмы, которые обеспечат успешную реализацию «Модели СуперХан», и введение рычагов для обеспечения международного понимания необходимости достижения успехов данной «Модели». Среднесрочный этап Проекта установлен до 2015 года. Долгосрочный этап Проекта установлен до 2035 года».

Почему власти преследуют «Республику»:

«Концепция реализации нынешнего проекта основывается на принятии нескольких долгосрочных политических решений, которые обеспечат развитие Казахстана на долгосрочном этапе... Во-вторых, желательно уже «во веки веков» начать формировать общественное мнение и создавать соответствующую мифологию, основанную как на реальных событиях, так и на мнении «уважаемых людей» и народных поверьях. В процессе создания этой мифологии, как правило, принимают участие как сам «герой», так и «заинтересованные силы», чье благополучие уже в земной жизни напрямую зависит от того, насколько правильно будет организован этот процесс».

Что Назарбаев планирует делать за рубежом:

«Во внешнем направлении работа будет проведена независимыми рабочими группами, сфокусированными и специально созданными для реализации каждого из отдельных направлений Проекта, которые имеют «внешнее» выражение.

В состав этих рабочих групп включены лучшие международные эксперты, политические, общественные деятели и представители правоохранительных органов США, Западной Европы и Юго-Восточной Азии, обладающие богатым и разнообразным опытом, а также уникальными знаниями в области политических и репутационных технологий, управления общественными коммуникациями, международных отношений, международного права, конституционного права, политологии, административных отношений и т.д.

Конкретные действия реализуются прежде всего бывшими высокопоставленными и авторитетными сегодня государственными и политическими деятелями, руководителями международных организаций, правоохранительных и административных органов, имеющими успешный опыт в реализации аналогичных программ для Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили, Сингапура, Индии, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Турции и других динамично развивающихся стран. Члены рабочих групп также располагают передовым опытом подготовки и организации масштабных международных мероприятий и событий как формального, так и неофициального характера, которые являются основой широкого круга межгосударственных договоренностей.

Работа по реализации планируемых действий будет управляться и руководиться на основе следующих принципов:

  • Контакты, диалоги и мероприятия организуются и проводятся вне какого-либо контекста, непосредственно связанного с СуперХаном.
  • Рабочие группы, действующие в рамках реализации различных направлений нынешнего Проекта, будут работать отдельно друг от друга, не будут каким-либо образом связаны между собой и не будут иметь доступа к информации и разработкам других рабочих групп.
  • Все действия проводятся в строгом соответствии со всеми местными и международными законами и вполне учитывают уместность соответствующих действий».

Особенно интересны направления, по которым, судя по этой программе, будет формироваться и уже формируется культ личности Нурсултана Назарбаева.

В каких направлениях будет формироваться культ личности Назарбаева:

«1. Развитие и воспроизводство «мифологии» относительно СуперХана, его роль в развитии и процветании страны, его успехи и «легенды».

  • СуперХан как двигатель мирного перехода к независимости.
  • СуперХан как автор государственности Казахстана.
  • СуперХан как инициатор и гарант ядерного разоружения Казахстана и региона.
  • Бесспорная геополитическая роль СуперХана и возрастание его международного авторитета.
  • Лидирующая позиция СуперХана в обеспечении международной энергетической безопасности.
  • Инициативы СуперХана по развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве.
  • Историческая роль СуперХана в создании, развитии и модернизации современного Казахстана.
  • Лидерство СуперХана в модернизации и соответствующей интеграции Казахстана в глобальную экономику.
  • Неоспоримое повышение уровня и улучшение качества жизни в Казахстане под руководством СуперХана.
  • Роль СуперХана для введения процесса современной индустриализации Казахстана.
  • СуперХан как создатель новой столицы.
  • Успехи СуперХана в привлечении иностранных инвестиций, стратегических партнеров и интеграции Казахстана в мировую экономику.
  • Неуклонный курс СуперХана на укрепление институтов защиты прав человека и обеспечение религиозного равноправия в Казахстане.
  • Достаточно серьезные результаты в либерализации политической жизни и развитии демократических институтов в Казахстане.
  • Передовая роль СуперХана в борьбе с коррупцией в Казахстане, СНГ и регионе».

Продолжение читайте в следующем номере газеты.


prokurorska-pravda.today

Роман Солодченко: Суперхан. Режиссёрская версия.

Продолжим разговор о проекте «СуперХан». Я уже упоминал, что опубликованный документ является рабочей версией с большим количеством правок и комментариев. Если основной текст написан иностранцами, знающими как работают политтехнологии, но слабо представляющими реалии и специфику казахстанской жизни, то комментарии как раз написаны людьми нашими, не сведущими в теории, но несущими на себе многочисленные шрамы местной политической борьбы. Учитывая уровень и важность документа, я не исключаю возможности того, что эти комментарии или часть из них принадлежат перу или, вернее, компьютеру самого премьера. В пользу такого предположения говорит и стиль, и резкость изложения, на которую чиновники более низкого ранга вряд ли способны. Впрочем, оставлю возможность своим читателям судить самим и перейду прямо к тексту.

Начну с того, что разделы, посвящённые целям, задачам, подходам и концепции проекта переписаны практически полностью. Не оспаривая главной цели – формирования профиля СуперХана, как отца нации и ведущего лидера Каспийского и Чёрного морей – автор комментариев сопровождает её простым и лаконичным пояснением: ПРОГРАММА ХАН – СОХРАНИТЬ ВЛАСТЬ; ПРОГРАММА СУПЕРХАН – СОХРАНИТЬ СТРАНУ ПОСЛЕ ВЛАСТИ. Одна эта фраза сама по себе открывает широкие возможности для толкования и дискуссий. Она опирается на предпосылку, которая может запросто стать политическим приговором трём правительствам, а именно: сохранение власти в её нынешнем виде может быть разрушительным для страны. Можно было бы порадоваться принципиальной позиции автора, если бы не закономерный вопрос, для кого именно предполагается сохранить страну после власти? Концепция ответа на этот вопрос не даёт.

Следующий за этим мощным посылом параграф призван раскрыть содержание этой судьбоносной фразы. На деле он увеличивает количество вопросов. Звучит он следующим образом: «Успешное завершение программы Хан ставит перед руководителями общества новые вопросы. Президент заслуживает уважения за то, что создал и укрепил аппарат правительства. Теперь, когда правительство работает, какова роль президента? Если правительство отвечает за строительство будущего, то президент постепенно становится олицетворением прошлого, его пережитком… Когда кризис позади, лидер не нужен».

Прежде всего, даже на мой эмигрантский взгляд, заявлять создание и укрепление правительства единственной достойной уважения президентской заслугой, значит незаслуженно обесценивать 20-летние усилия главы государства. Надо признать, пользуясь образным выражением Александра Лукашенко, что наш президент этот аппарат регулярно «перетряхивал», но насколько эти процедуры послужили укреплению аппарата, вопрос спорный. Обзывание президента «олицетворением прошлого», говорит о том, что в деле перетряхивания ещё остались значительные резервы, и прекращать процесс явно преждевременно.

Не менее важным является и другой скрытый посыл. Такая формулировка подразумевает полную завершённость процесса эволюции правительства. В своей высшей форме существующее правительство готово снять с плеч президента заботу о работе и будущем страны. Мавр сделал своё дело, мавр может уйти. Осталось только понять, в каком виде сохранять этот пережиток. Ну, и, конечно, проинформировать самого мавра.

Тема нежелательности вовлечения президента в рутину управления страной повторяется и постановке задач. «Главная задача – это подняться выше экономических показателей дня. Экономика проходит через свои циклы, образ отца нации должен быть необходимой постоянной для молодой страны». Задача усугубляется тем, что «президент не может рассчитывать на национальное общественное сознание. Незрелость гражданского общества требует использования международного ресурса, как источника легитимности главы государства. В сознании народа проявляется простая логика: если нашего Президента уважают чужие, то значит должны и мы». Если зрелость национального общественного сознания определяется уважением к президенту, опирающемуся на международный ресурс, то лучше бы нам оставаться вечнозелёными.

Какой подход предлагает концепция для решения этой задачи? Из третьего ряда партера в театре мирового процесса, пора перейти на сцену. СуперХан должен найти подходящую платформу, предпочтительно международную, и заявлять о своем личном видении мира, а не экономических планах, которые должны оставаться прерогативой правительства. НОВАЯ ТЕМА БОЛЬШОЙ ЛИЧНОСТИ: КАЗАХСТАН - НЕ ОКРАИНА ЧУЖИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, А ЦЕНТР РАЗВИТИЯ НОВОГО ПОСТ-КОЛОНИАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ». Теперь понятно, с чьей подачи президент заговорил о «дефектале» и пятом пути развития.

Задачи, предложенные иностранными экспертами, автор охарактеризовал как «слишком много слов, означающих одно и то же», зато внёс корректировки в этапы реализации. Среднесрочный сократился с 2030 до 2015 года, а долгосрочный с 2099 до 2035. Я полагаю, что в отличие от президента на скорые успехи науки в борьбе со старением прагматичный премьер не рассчитывает и хочет познать плоды трудов своих ещё при жизни. Что касается краткосрочного этапа - создать внутренние механизмы реализации «Модели СуперХан», и рычаги для обеспечения международного понимания необходимости достижения успехов данной «Модели» - то он заканчивается как раз к Новому Году. Я не представляю, какими именно рычагами мы будем обеспечивать «понимание необходимости достижения», но у правительства есть ещё два месяца в запасе.

Как ни странно, в документе, озаглавленном Концепция, есть отдельный раздел с таким же точно названием. Эта «матрёшка» сформулирована следующим образом. «Во-первых, надо, действительно, что-либо сделать практически. Что-то создать или, напротив, уничтожить, выиграть войну или ее проиграть, сделать добро или, наоборот, всем как следует нагадить. Во-вторых, желательно уже «во веки веков» начать формировать общественное мнение и создавать соответствующую мифологию, основанную как на реальных событиях, так и на мнении «уважаемых людей» и народных поверьях. В процессе создания этой мифологии, как правило, принимают участие как сам «герой», так и «заинтересованные силы», чье благополучие уже в земной жизни напрямую зависит от того, насколько правильно будет организован этот процесс». Да-да, так и написано.

Меня не может не радовать желание эволюционно совершенного правительства наконец-то что-то сделать практически, но меня пугает амплитуда и направленность возможных вариантов. Особенно «или, наоборот, всем как следует нагадить». Тем более, что, судя по всему, именно этот вариант на наших с вами глазах и реализуется. Не возникает сомнений и в способности «заинтересованных сил» правильно организовать процесс создания новой мифологии. Ряды Гомеров нашего времени уже пополнили Дархан Калетаев и Ермухамед Ертысбаев, до остальных, надо полагать, формулу прямой зависимости благополучия от мифотворчества пока не довели. «Уважаемым людям», которым ещё предстоит грызть перо в заботах о хлебе насущном, могу порекомендовать в качестве прототипа Рассказы о Ленине Михаила Зощенко. Сюжет и даже диалоги известного всем советским детям рассказа «Ленин и печник» могут без купюр перекочевать в очерк «Назарбаев и системный администратор».

Предложенные в первоначальном варианте документа инициативы по спасению Арала, нераспространению ядерного оружия или проведению передвижной выставки «Евреи в Центральной Азии» автор комментариев безаппеляционно отвергает, как недостойные президентского масштаба. Та же участь постигла и предложение по созданию и финансированию Союза молодых офицеров. «Вы хотите создать своих декабристов? Опасные игры…» - отмечено на полях.

Зато документ пополнился рядом инициатив в области культуры.

«1. Возможно объявить о присуждении наград в области культуры, чтобы раз в год президенту появлялся в кругу деятелей искусства и представлял Приз Культур Евразии». Тема актуальная, особенно после судебной расправы над фондом Алем-Арт и разгоном значительной части меценатов премии «Тарлан».

«2. Один раз в год Президент может появляться во главе парада, предпочтительно на коне. Это момент, когда раз в год он может сменить костюм и показать символические атрибуты власти. Премьер-министр такого позволить себе не может (а как хотел бы!!!), а глава государства обязан. Парад не обязательно должен быть военным». Современный энциклопедический словарь определяет значение слова «парад», как: 1) торжественное прохождение войск с боевой техникой, физкультурников и др. по случаю официальных празднеств. 2) в цирке - торжественный выход на арену всех участников представления. Я не знаю, какой именно вариант парада подразумевался в качестве альтернативы военному, но уверен, что появление на арене всех участников представления произвело бы фурор даже независимо от костюмов.

«3. Президент может лично внести вклад в восстановление Будд Бамияна в Афганистане. Это привлекло бы огромное внимание мировой общественности и соответствовало бы образу Супер Хана Евразии. На сегодняшний момент лишь небольшие средства из Японии и Швеции были направлены на разбор черепков». А заодно позволило бы стране, хоть в чём-то кроме площади обойти разом и Японию, и Швецию.

Не понравился автору и раздел, касающийся лидерства в черноморско-каспийском регионе. «Предлагается пересмотреть весь пункт, - пишет он, - Казахстан уже лидер каспийского региона. Там никого больше нет. Россия – лидер мирового, а не регионального масштаба, а Иран под угрозой удара. Напоминать соседям, кто лидер в регионе – бесперспективно и опасно. Создать легенду там, где её нет – более разумный способ приложения усилий. В этой связи, следует рассмотреть ряд неожиданных появлений СуперХана в центрах формирования мирового общественного мнения, таких как Милан, Женева, Цюрих, Амстердам, Гамбург, Монако, Дюссельдорф, Вена, и т.д., с большой концентрацией думающих и состоятельных людей, и где редко выступают президенты Большой Восьмерки». Какую именно легенду будет создавать нежданный президент в самых неожиданных местах, автор не пояснил, можно только предположить, что и суть легенды в этом случае будет тоже неожиданной.

А вот дальше становится уже не до смеха. Комментируя PR-продвижение СуперХана и его мифологии, автор пишет в примечании: «Непонятно, какую проблему пытается решить весь параграф. В чем суть конфликта? Все эти жизнеутверждающие слова (развитие, укрепление, становление, трансформация, перестройка, гласность, социализм.......) означают, что НЕТ проблемы и ничего делать не нужно. Отвлекает от главного – как сохранить власть над умами и сердцами и обойтись без расстрелов»…

Сохранить власть, обойтись без расстрелов… Не знаю, как вам, а у меня мороз по коже. Это значит, как минимум, один рецепт сохранения власти у автора в голове уже есть. Очевидно, не без недостатков, но за неимением лучшего может сгодиться. Это значит, что мысль прошла через мозг и сердце, и ни за что по пути не зацепившись, легла на бумагу. Теперь уже не важно, была ли эта мысль мимолётной или хорошо продуманной. Важно то, что она прошла через нервную систему, как сигнал, была обработана, принята и зафайлирована в ячейках памяти. В любой момент, при возникновении угрозы потерять власть, она загрузится автоматически и пойдёт по каналам, уже минуя фильтры критической оценки. А значит, мозг выдаст давно готовое решение и рука, не дрогнув, подпишет приказ…

У Айзека Азимова в цикле рассказов «Я - Робот» первый и основной закон роботехники гласит: «Робот не может причинить вред человеку». Это значит, что задолго до того, как мысль о причинении вреда успеет оформиться в команду, в мозгу робота перегорает столько предохранителей, что он превращается в груду бесполезного металла. Мне думается, похожие «предохранители» должны существовать и в голове государственных чиновников. И если мысль о расстрелах не вызывает ломки каких-то внутренних принципов и связей, такому человеку лучше самому держаться подальше от спусковых курков. Я не знаю, кто писал комментарии к Концепции. Я не знаю, в как выглядит этот документ в окончательной редакции. Я знаю только, что до тех пор, пока этот человек продолжает редактировать концепции дальнейшего развития нашей страны ни мне, ни вам успокаиваться нельзя.

solodchenko.blogspot.com

Проект «СуперХан»: все идет по плану

Возьмем, к примеру, законы о лидере нации. Присвоение первому президенту звания лидера нации и очередное расширение его властных полномочий есть не что иное, как «стратегическое обеспечение долгосрочного политического мандата СуперХана на легитимной основе».

Вышепроцитированное предложение взято нами из одного из вариантов «СуперХана» и полностью звучит так: «Цель (имеется в виду документа — ред.) — стратегическое обеспечение долгосрочного политического мандата СуперХана на легитимной основе и противодействие его оппонентам».

Далее. В «СуперХане» есть такие строки: «Исторические параллели подсказывают направление поиска решений. Для современного Казахстана, следует искать исторические прецеденты, в которых лидер страны:

- сохранил ее целостность после кризиса,

- вывел из экономического упадка,

- нашел способ создания новой политической системы на месте разрушенной».

Не кажется ли вам, что в этот абзац укладывается вся провластная и проназарбаевская агитация последних трех лет, причем целиком и полностью?

Вот еще прелюбопытная цитата: «Особая проблема Казахстана, отличающая его от других обществ, успешно преодолевших кризис, в том, что президент не может рассчитывать на национальное общественное сознание, опора на гражданское общество в стране пока не надежна! Незрелость гражданского общества требует использования международного ресурса, как источника легитимности главы государства. В сознании народа проявляется простая логика: если нашего Президента уважают чужие, то значит должны и мы».

Другими словами, именно отсюда растут ноги у памятника Нурсултану Назарбаеву в Анкаре, улицы имени первого президента в Аммане, звания лидера тюркского мира и прочих зарубежных знаков внимания к обитателю номер один «Ак орды».

Кстати, в «СуперХане» есть ответ и тем, кто еще верит, что инициатива парламента преподнести Назарбаеву звание лидера нации родилась в народе.

Цитата из документа: «Проект «СуперХан» будет реализоваться в рамки трех основных этапов: 1. Краткосрочный этап. Краткосрочный этап реализации Проекта определен до 2010 г. В этом периоде предусматривается сформулировать и создать основные внутренние механизмы, которые обеспечат успешную реализацию «Модели SK», и введение рычагов для обеспечения международного понимания необходимости достижения успехов данной «Модели».

То есть проект «Лидер нации» задумывался еще на рубеже 2006—2007 годов, и до 2010 года было намечено создать основные внутренние механизмы. Это успешно было выполнено, с чем мы и поздравляем Нурсултана Абишевича и его советников. Увы, не можем сделать того же в отношении граждан.

Источник: Газета "Голос Республики" №23 (154) от 25 июня 2010 года


prokurorska-pravda.today

Суперхан Чёрного моря или сказка о золотой рыбке на новый лад.

«Я стар… Я стар… Я – Суперстар!»
Анекдоты про Брежнева

После упоминаний в книге Алиева и публикаций в Республике наконец-то прочитал документ, озаглавленный Проект «СуперХан» Концепция, подходы и инструменты. Несмотря на то, что документ датирован октябрём 2007 года и представляет собой только предварительную версию, его актуальность, а вернее сказать, актуальность его обсуждения сегодня ничуть не снижается. СуперХан является следующей стадией ещё одного сверхсекретного проекта Хан, разработанного американскими лоббистами президента Назарбаева. О существовании этих проектов и о том, что один из них уже вовсю реализуется, в государстве до выхода книги Рахата Алиева знал только крайне ограниченный круг лиц. В Казахстане, в отличие от США и даже России понятие «политтехнологи» ещё не вошло в обиход. В общественном сознании оно сродни телекинезу и телепатии, т.е. в их загадочное существование верят, но встретить в повседневной жизни никак не ожидают.

Фактом появления политтехнологий у нас в стране мы обязаны исключительно прогрессивности и пытливому уму нашего президента. Дело в том, что закрытому авторитарному режиму политтехнологи, как правило, не нужны. Правитель, обладающий ничем неограниченной властью, не склонен задумываться над тем, как его воспринимают подданные. А если такая мысль и приходит ему в голову, вокруг достаточно людей, готовых развеять сомнения в его исключительности. Это явление называют эффектом обезьяньей стаи, когда сидящий на самой верхней ветке вожак, глядя вниз, видит только обращённые к нему счастливые мордочки, в то время как подчинённым в зависимости от места в иерархии во всё большей степени приходится наблюдать совсем другую часть тела. Надо отдать должное прозорливости Нурсултана Абишевича, который в отличие от своих коллег по Центральной Азии, не стал почивать на лаврах пожизненного президента, и смело обратился к передовому мировому опыту. Оба проекта разрабатывались с привлечением международных экспертов от Юго-восточной Азии до США, руководил разработкой болгарин Александр Мирчев. С Казахстанской стороны проект курирует премьер-министр Карим Масимов.

Согласно версии, изложенной в «Крёстном тесте», в могущество политтехнологий президент поверил не сразу, а только после того, как Мирчеву удалось каким-то образом замять скандал, связанный с «делом Гиффена» - получение президентом взяток от международных нефтяных компаний за право разработки нефтяных месторождений. Принципиальная американская фемида, взвесив конкретные национальные интересы против абстрактных моральных принципов, засекретила судебные разбирательства и дала возможность Нурсултану Абишевичу посещать западное полушарие, не опасаясь вручения судебной повестки. Уверовав, в способности профессиональных лоббистов, президент вполне резонно заинтересовался, как далеко они простираются, и можно ли их применить к специфичным местным условиям. Я полагаю, что по цене сторговались быстро и уже весной 2006 на стол главы государства легли первые документы.

Проект Хан представляет собой целый ряд инициатив, направленных на укрепление президентской власти. Он состоит из нескольких частей по триста-четыреста страниц каждая, и чтобы его серьёзно проанализировать понадобится целая команда экспертов. Гораздо интереснее мне показалась поделиться своими впечатлениями от Концепции проекта «СуперХан».

Во-первых, крайне интересен сам факт появления такой концепции. В проекте «Хан», датированном напомню 2006 годом, цель обозначена коротко и ясно - обеспечение долгосрочного легитимного политического мандата президента на новом историческом этапе развития Казахстана в качестве:
• «архитектора» государственности страны и бесспорного лидера нации;
• наиболее успешного, влиятельного регионального лидера и «политического тяжеловеса» международного масштаба.
Задача более, чем амбициозная и рассчитанная явно не на один год. Тем не менее, уже осенью 2007 года появляется проект следующей концепции, целью которой утверждается, читайте внимательно, формирование нового политического профиля президента как самого значимого лидера в каспийском и черноморском регионе, «отца нации» и государственника исторического масштаба. Почувствовали концептуальную разницу? Вот и я не почувствовал.

Несмотря на то, что усилиями рекламных агентств значение приставки «супер» в нашем сознании изрядно поистёрлось, я ожидал, как минимум, увидеть разрыв как между «Ариэлем» и двумя упаковками «Обычного стирального порошка». Ожиданиям сбыться было не суждено. Не вдаваясь в нюансы отличия государственника от архитектора в кавычках и лидера нации от её в кавычках же отца, можно сказать, что единственным преимуществом Суперхана перед его типовым предшественником является уточнение границ региона. И если с Каспием всё более или менее ясно, то, причём здесь Чёрное море, я никак понять не могу. Кроме УЕФА и нефтепровода нас с этим регионом ничего не связывает, а, следовательно, и значимость лидера должна определяться в моём понимании либо объёмом прокачки нефти, либо числом забитых голов. Но, обратимся к самому документу.

Судя по формату и стилю, это предварительный вариант, написанный иностранцами, слабо представляющими себе наши реалии, и направленный казахстанской стороне для комментариев и замечаний. Иностранная часть являет собой яркий пример экспертного словоблудия. Чтобы не быть голословным, приведу для примера описание задач среднесрочного этапа.

«До 2030 г. нужно достичь окончательного введения всех внутренних и внешних механизмов, которые обеспечат устойчивую реализацию «Модели СуперХан», а также проработать внедрение и применение систем для приведения процесса реализации Проекта в русло, соответствующее видению президента, нейтрализуя намеренные и ненамеренные внутренние и внешние «вмешательства» и попытки «перехватить» развитие Казахстана для иных целей». Под иными целями здесь подразумевается всё, что не способствует утверждению образа президента, как «отца нации».

Долгосрочный этап концепции простирается до 2099 года и ориентирован больше на преемников президента, чем на него самого. Из конкретных инициатив текущего момента предлагается, мало согласующееся с казахстанскими реалиями создание Музея ранней истории человечества, проведение в США передвижной выставки «Евреи в Центральной Азии» и международная презентация трактата, посвящённого идее евразийства. Тем не менее, в документе есть много дельных советов, часть которых на сегодняшний день уже реализована.

Например, такие разделы, как «Развитие и воспроизводство «мифологии» президента, его успехов и «легенд» и «Формирование обновленного геополитического образа президента в Казахстане, на Западе, в России и в Китае». Безусловно ускоренными темпами реализуется раздел, посвященный СамрукКазыне. В концепции он называется «Центральный Фонд Казахстана» и описывается следующим образом.

«…Этот институт должен обладать многообразными рычагами и регуляторами для прямого воздействия и координации развития экономических, финансовых, и, соответственно политических процессов в стране, а также в Каспийском и Черноморском регионах. Основная цель – централизованное регулирование экономики и управление денежными ресурсами напрямую подчинёнными президенту… Центральный Фонд должен стать действенной политической платформой для экономического, финансового и политического регулирования». Теперь становится гораздо более понятным политический мандат Кайрата Нематовича.

Практически реализованным можно считать следующий раздел, который я приведу полностью.

«Введение олигархических структур под контроль президента и приведение их поведения в соответствие с требованиями и интересами «Модели СуперХан»

1. Создание ограниченного количества олигархических структур, которые будут «спутниковыми» или «связанными» с такими платформами, как «Центральный Фонд». БТА яркий тому пример.
• Формирование законодательной платформы для включения «Центрального Фонда» в руководство основных олигархических структур Казахстана. Сделано.
• Установление «револьверной системы» участия членов казахстанской элиты в основных олигархических структурах с целью контроля этих структур и материального «вознаграждения» представителей элиты за их лояльность к СуперХану. По сути практикуется давно, но узаканивается впервые.

2. Подчинение и ангажирование экономических интересов основных экономических сил и групп Казахстана организациям и структурам, которые подчинены СуперХану и будут проводить его политическую линию. Сделано.

3. Целевое распределение существующих государственных активов между взаимно-конкурентными бизнес группами Казахстана, преимущественно с участием «Центрального Фонда», чтобы предотвратить монопольный экономический контроль страны вне рамок «Модели СуперХан». Сделано.

4. Проведение глубинной (непонятно скрытой или широкомасштабной?) приватизации инфраструктурных и других государственных объектов, при обеспечении влияния СуперХана на этот процесс и на новые «инфраструктурные» конгломераты. Готова начаться в любой момент.

5. Усиление требований по прозрачности корпоративной собственности – поэтапно, с целью к 2025 г достичь «полной прозрачности» западного типа. Другими словами, не спеша разработать систему, позволяющую президенту де факто контролировать всю экономику при полном и гарантированном отсутствии юридических признаков такого контроля.

Для обеспечения лояльности внутри страны концепция предлагает среди прочих следующие меры

Формирование экономических и политических структур, обеспечивающих будущее существование близкого окружения СуперХана. Включение влиятельных казахстанских политиков в руководство контролируемых СуперХаном крупных компаний, как «вознаграждение» после окончания их политического мандата. Если раньше чиновникам разрешалось при соблюдении интересов президента безнаказанно стричь купоны на контролируемой ниве, то теперь вознаграждение за труды можно будет получать только официально из первых рук. Борьба с коррупцией в таком формате имеет все шансы завершиться убедительной победой.

Мониторинг и корректирующие меры воздействия по отношению к определенным членам близкого окружения СуперХана, которые могут угрожать реализации его долгосрочной стратегии и видения. Уроки Алиева не прошли даром.

Озвучение роли СуперХана, как борца против олигархов. Мониторинг потенциальных внешних оппонентов «Модели СуперХан», проведение кампаний по их чистке и разоблачению. Что называется, и к гадалке не ходи.

Широкая международная поддержка подобных кампаний, по мнению разработчиков, может быть достигнута за счёт:

• Формирования стратегических «кругов друзей СуперХана» среди западных, российских и китайских «тяжеловесов», которые формируют внешнюю политику своих стран. Это может быть достигнуто, на мой взгляд, только через допуск «друзей» в экономику страны. Личной харизмы в таких вопросах явно недостаточно.

• Углубление «личной» и профессиональной политической заинтересованности руководящих политических лиц США и Запада в конкретных инициативах «Модели СуперХан». Насчёт профессиональной не знаю, а вот как углублять «личную» нас точно учить не надо.

• Позиционирование СуперХана как Ли Куан Ю и Кемаля Ататюрка ХХІ века в глазах политических лидеров США и Запада. Параллели не совсем уместные, Ататюрк распустил султанат и халифат, а Суперхан тянет обратно в средневековье. Кроме того, Ататюрк резнёй и репрессиями строил моноэтническое государство, силой насаждая турецкую идентичность -вариант в современном мире неприемлемый. Что касается Ли Куан Ю, то властные и личные амбиции у отца сингапурского экономического чуда были и остаются на удивление скромными.

Как видим, документ при всей недоработанности очень многое объясняет в политических и экономических реалиях нашей страны последних двух лет. Мы наглядно видим и успехи и просчёты СуперХана. Пока успехов гораздо больше, но горизонт у нас далёкий и о полной и безоговорочной реализации концепции говорить ещё рано. Я ещё не раз вернусь в последующих материалах и к самому документу и к его комментариям. Модель СуперХана слишком масштабна, чтобы воспринять её на основании одной статьи. Оставляю Вам, мои читатели, время обдумать её самостоятельно с тем, чтобы потом обсудить её на страницах блога.

solodchenko.blogspot.com

как выживает демократия в Казахстане

Сквер возле Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, Алматы, Казахстан, 5 июня 2018 год. Фото: Остап Ярыш / Громадское

Остап Ярыш

Алматы — один из самых загрязненных городов планеты. Город со всех сторон окружен высокими горами Тянь-Шаня, здесь почти нет ветра, и газы от автомобилей и электростанций оседают в городе, как под невидимым колпаком.

На улицах ощутимо не хватает свежего воздуха, а уже на третий день начинает печь горло. Здесь трудно дышится. Особенно — демократическим активистам. Однако в их случае дело вовсе не в грязном воздухе.

Авторитаритаризм и культ личности Нурсултана Назарбаева душат демократию в Казахстане. Независимых активистов преследуют, настоящей свободы слова в стране не существует, а власть пытается контролировать каждый аспект общественной жизни граждан: в интернете и офлайн.

Как это — быть общественным активистом в Казахстане? Почему здесь каждый вечер блокируют соцсети? И при каких условиях возможны изменения? Читайте в специальном репортаже Громадского из Алматы.

Первый и единственный хан

«Сознательная жизнь уже двух поколений полностью прошла у власти Назарбаева — за кружкой темного пива рассказывает аналитик Данил Бектурганов. — Люди до тридцати лет не помнят другого президента, кроме него». А таких почти девять миллионов, то есть половина населения Казахстана.

Нурсултан Назарбаев правит страной уже 28 лет: дольше всех лидеров на постсоветском пространстве. Парень из деревни, выпускник ПТУ в Днепродзержинске, строитель и газовщик металлургического комбината сумел во времена Союза построить успешную партийную карьеру.

Теперь в его честь назвали главный аэропорт столицы, имя Назарбаева носят центральные проспекты, университеты, культурные и выставочны

ru.hromadske.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *