Содержание

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН



ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК»

Катера предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ РФ, для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России.
Головной катер проекта, заложенный 18 февраля 2008 года, несет службу в составе соединения кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы. В мае 2012 года был принят в состав Черноморского флота второй катер «Грачонок», заложенный 7 мая 2010 года. 14 ноября 2012 года на Новороссийской военно-морской базе был подписан приемный акт государственных испытаний третьего катера, заложенного 6 мая 2011 года. В апреле 2013 года спущен на воду четвертый катер, заложенный 5 мая 2012 года. В настоящее время на стапелях завода ведется строительство пятого катера, заложенного 27 июля 2012 года.

Согласно приказу Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации головному противодиверсионному катеру проекта 21980, построенному на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания „Ак Барс“), присвоено наименование П-104 «Нахимовец“. Этот противодиверсионный катер «Грачонок», несущий службу в составе Балтийского флота, в настоящее время базируется в г. Кронштадте.

«Грачонок» – это противодиверсионный катер, оснащенный современным оборудованием, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты.
Основная составляющая этой системы – гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар», разработанный инженерами ОАО «Тетис Про».
В 2011 году специалистами « Тетис Про» для катера «Грачонок» был специально разработан судовой водолазный комплекс, который был установлен на второй и последующие катера.

Водолазный комплекс предназначен для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ, лечения в барокамере специфических водолазных заболеваний, поддержания физиологической натренированности водолазов.
Техника Тетис Про, установленная на катера, успешно и активно эксплуатируется.

После отказа в конце 2014 года немецкого компании производителя MTU от поставок в Россию корабельных дизелей, перед отечественными судостроителями встал вопрос по поиску замены для них. Силовыми установками немецкого производства комплектуются строящиеся для российского ВМФ ракетные корабли проекта 21631, корветы проекта 20385 и противодиверсионные катера проекта 21980 (»Грачонок»), а также корабли и катера Береговой охраны – ПСКР проекта 22460 и катера проекта 12150.
К сегодняшнему дню прояснилась ситуация и по силовым установкам для «Грачат». По информации с сайта закупок, строящиеся на судостроительном заводе «Вымпел» катера будут комплектоваться главными двигателями производства китайской компании Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Соответствующий договор на поставку двух судокомплектов для катеров с зав. №01221 и 01222 (первый и второй рыбинские «Грачата») был заключен с ООО «Морские пропульсивные системы» на прошедшей неделе. По его условиям в состав одного судокомплекта кроме двух главных двигателей TBD620V12 входят по два реверс-редуктора и две эластичные муфты для подсоединения к маховику двигателя. Двигателя TBD620V12 представляют собой четырехтактный, 12-цилиндровый, V-образный дизель с турбонаддувом и водяным охлаждением. Мощность двигателя составляет 1630 кВт при 1860 об/мин. Стоимость двух судокомплектов оценивается в 16,848 млн. юаней (порядка 165,9 млн.руб). Пропульсивная установка для первого катера должна быть поставлена в ноябре этого года, для второго – месяцем позже.

12 января 2015 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания «Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки корпуса восьмого из серии противодиверсионного катера проекта 21980 разработки ОАО«КБ „Вымпел“ (г. Нижний Новгород).

В церемонии закладки приняли участие заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дутов и министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов.

7 мая 2015 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания «Ак Барс“) состоялась торжественная церемония закладки корпуса девятого из серии противодиверсионного катера проекта 21980. Церемония, проводимая в канун Дня Победы, была приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В Новороссийской военно-морской базе (НВМБ) Черноморского флота в июле 2015 года прошла торжественная церемония присвоения наименований противодиверсионным катерам серии «Грачонок», вошедшим в состав сил постоянной готовности. Теперь на борту катеров появятся их названия: «Суворовец», «Кадет» и «Курсант Кировец».
Решение о присвоении именно таких имен катерам принято на основании ходатайства Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет с целью увековечения памяти о курсантах времен Великой Отечественной войны.

Новые противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» поступают в боевой состав всех флотов ВМФ России. Появились они в составе Черноморского флота. Строительство катеров с заводскими номерами 986 и 987 осуществлялось Зеленодольским заводом имени А.М. Горького по контракту № 3/1/1/0086/ГК-13-ДГОЗ от 4 марта 2013 года.

Шестой катер проекта 21980 (П-355, бортовой номер 836), строительный номер 986, заложен 07 мая 2013 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». 22 августа 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на три месяца раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь, в конце 2014 года был поднят Андреевский флаг.
Седьмой катер проекта 21980 (П-356), бортовой номер 837), строительный номер 987, заложен 27 июля 2013 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького». 09 октября 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на тринадцать месяцаев раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь. По сообщению от 17 марта 2015 года был поднят Андреевский флаг.

8 июня 2016 года на АО «ССЗ «Вымпел» состоялся торжественный спуск на воду катера проекта 21980 шифр «Грачонок» заводской номер 01221. Это первый в серии четырёх противодиверсионных катеров, которые судостроительный завод «Вымпел» строит по контракту с Министерством обороны.
Катер с заводским номером 01221 был заложен в марте 2014 года.
В торжественной церемонии спуска на воду участвовали Генеральный директор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Юрьевич Белков, главный конструктор проекта 21980 «Грачонок» ОАО Конструкторское бюро «Вымпел» (Нижний Новгород) Александр Сергеевич Речицкий, глава городского округа город Рыбинск Денис Валерьевич Добряков, команда катера «Грачонок», которая будет нести на нём службу.

3 июля 2016 года по бухте Севастополя прошел новый противодиверсионный катер П-355 проекта 21980 «Грачонок». Это шестой катер проекта 21980. Всего на Чёрном море сейчас находится 5 катеров данного проекта, из них два базируются в Севастополе.
Противодиверсионный катер П-355 (бортовой номер 836) был заложен 07.05.2013г. на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького (заводской №986), спущен на воду в мае 2014 г. Вошел в состав Черноморского флота 22.08.2014 г.

В октябре 2014 г. катер был переведен из Новороссийска в Севастополь, где он базируется в настоящий момент.

На АО «ССЗ «Вымпел» 22 июля 2016 года состоялся торжественный спуск на воду катера проекта 21980 шифр «Грачонок» заводской номер 01222. Это второй катер в серии четырёх противодиверсионных катеров, которые судостроительный завод «Вымпел» строит по контракту с Министерством обороны. Головной «Грачонок» с заводским номером 01221 был спущен на воду 7 июня.
В торжественной церемонии спуска катера с заводским номером 01222 участвовали 1-й заместитель Генерального директора АО «ССЗ «Вымпел» Виктор Борисович Доскин, команда катера «Грачонок», которая будет нести на нём службу, работники предприятия. Многие пригласили на спуск корабля свои семьи.
Чин освящения корабля совершил протоиерей Вознесенско-Георгиевского храма Игорь Петров, он является председателем Ярославской региональной общественной организации «Общество имени адмирала Федора Ушакова». Крёстная мать катера – Елизавета Василенко — по традиции разбила о борт бутылку шампанского.

19 ноября 2016 года государственная комиссия подписала приёмные акты на противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок» (заводские номера 01221- 01222). Это первые два катера в серии, которую АО «ССЗ «Вымпел» строит по заказу ВМФ России.
На церемонии подписания заместитель командующего подводными силами СФ контр-адмирал Константин Кабанцов поздравил предприятие с успешным окончанием испытаний и особо отметил качество постройки и отделки катеров, надежность установленных технических средств.
Испытания катеров проходили на внешней сдаточной базе в городе Гаджиево за Полярным кругом. Был выполнен полный объём заводских ходовых и государственных испытаний, в ходе которых подтверждены все заявленные тактико-технические характеристики катеров.
Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ, катеру с заводским № 01221 присвоено имя «Юнармеец Заполярья».

14 января 2017 года в главной базе подводных сил Северного флота (СФ) – Гаджиево – состоялась торжественная церемония подъёма Военно-морского флага России на двух новых противодиверсионных катерах проекта 21980 «Грачонок» и присвоения одному из них наименования «Юнармеец Заполярья».
С подъемом флага эти катера официально вошли в состав сил отряда по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами Северного флота. Наименование «Юнармеец Заполярья» присвоено одному катеру приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.
Церемония подъёма Андреевского флага на противодиверсионных катерах прошла под руководством командующего подводными силами СФ контр-адмирала Владимира Гришечкина. Он поздравил экипажи катеров со знаменательным событием и по доброй морской традиции пожелал семь футов под килём.
В торжественном мероприятии приняли участие представители штаба СФ и администрации закрытого административно-территориального образования Александровск, а также участники Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» из гарнизона Гаджиева.
Ранее эти два противодиверсионных катера проекта 21980 успешно прошли комплекс государственных испытаний в главной базе подводных сил СФ – Гаджиево.
Специалисты СФ отметили высокую эффективность данной техники для обеспечения охраны и обороны пунктов базирования и военных объектов флота, в том числе от возможных террористических угроз.

Утром 6 апреля 2017 года пролив Босфор прошел в южном направлении, направляясь на боевую службу в Средиземное море, противодиверсионный катер П-355 «Юнармеец Крыма» проекта 21980 (шифр «Грачонок») Черноморского флота ВМФ России. По всей видимости, катер направляется для противодиверсионного обеспечения российского пункта материально-технического обеспечения в Тартусе (Сирия).
Это первый известный выход катера проекта 21980 в столь дальний поход.

На АО «ССЗ «Вымпел» 27 апреля 2017 года состоялся торжественный спуск на воду катера проекта 21980 шифр «Грачонок» заводской номер 01223. Это третий в серии четырёх противодиверсионных катеров, которые судостроительный завод «Вымпел» строит по контракту с Министерством обороны. Катер с заводским номером 01223 был заложен 15 сентября 2015 года.

В торжественной церемонии спуска на воду участвовали Генеральный директор АО «ССЗ «Вымпел» Олег Юрьевич Белков, исполняющий обязанности директора департамента инвестиций и промышленности Правительства Ярославской области Галина Александровна Пенягина, глава городского округа город Рыбинск Денис Валерьевич Добряков, команда катера «Грачонок», которая будет нести на нём службу.
Был совершён чин освящения корабля. По традиции о борт катера крёстная мать «Грачонка» с заводским номером 01223 Дарья Седова разбила бутылку шампанского. После спуска на воду и проведения швартовных испытаний катер отправится на внешнюю сдаточную базу в Кронштадт, где ему предстоит пройти заводские ходовые и государственные испытания. После этого на катере будет поднят флаг. «Грачонок» с заводским номером 01223 будет участвовать в параде, который состоится в Санкт-Петербурге в день Военно-Морского флота. После этого он отравится в Гаджиево, нести службу катер будет на Северном флоте.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение – 138 т,
Главные размерения:
-длина – 31 м,
– ширина – 9,5 м,
– осадка – 1,85 м
Скорость полного хода – 23 узла
Дальность плавания – 200 миль
Автономность – 5 суток
Экипаж – 8 человек

ВООРУЖЕНИЕ:

14,5-мм пулеметная установка МТПУ (1)
противодиверсионный гранатомет ДП-64 (1)
противодиверсионный гранатомет ДП-65 (1)
ПЗРК типа «Игла» (4)
Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал»
Средства обнаружения подводных объектов поисково-обследовательский комплекс „Кальмар“
Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств ОГАС «Анапа»
Оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3
На борту катера имеется водолазное снаряжение.

Источники: Судостроительный завод «Вымпел», Пресс-служба Северного флота, ВТС «БАСТИОН», bmpd.livejournal.com, alexeyvvo.livejournal.com и др.

ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК». НОВОСТИ 2017 – 2018
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК». НОВОСТИ 2015 – 2017
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК». НОВОСТИ 2012 – 2014

ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР П-429 СЕВЕРНОГО ФЛОТА ПРИШЕЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. 19.06.2018
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК» В СЕВАСТОПОЛЕ
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР П-355 В СЕВАСТОПОЛЕ. 03.07.2016
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК». ФОТОРЕПОРТАЖИ
ПРОТИВОДИВЕРСИОННЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21980 «ГРАЧОНОК» (ФОТОАЛЬБОМ)
ВОСТОЧНАЯ ВЕРФЬ
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. A.M. ГОРЬКОГО

bastion-opk.ru

Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 ПРДК «Грачонок»

Серия противодиверсионных катеров проекта 21980 ПРДК «Грачонок» строится на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»), к которой ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» приступило в 2008 году.

ПРДК проекта 21980 шифр «Грачонок» разработан ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» (город Нижний Новгород) для Военно-морского флота России. Благодаря заложенным в проект высоким тактико-техническим характеристикам, мореходным качествам и применению современного радиоэлектронного и противодиверсионного вооружения катер способен обеспечить выполнение широкого спектра задач.

Противодиверсионные катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования флота и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия береговой охране ФСБ России при решении задач по охране и защите государственной границы.

Основные тактико-технические характеристики катера проекта 21980: Водоизмещение 138 тонн. Длина 31 метр, ширина наибольшая 9,5 метра, осадка 1,85 метра. Скорость полного хода 23 узла. Дальность плавания 200 миль. Автономность 5 суток. Экипаж составляет 8 человек.

Вооружение катера:

ракетное зенитное оружие: ПЗРК «Игла»;

артиллерийское оружие: пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм;

противодиверсионное оружие: гранатометы ДП-65 и ДП-64.

Противодиверсионный катер проекта 21980 оснащен современным радиоэлектронным вооружением (гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа», навигационная радиолокационная станция МР-231, оптико-электронный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201 М3) и средствами обнаружения подводных объектов (поисково-обследовательский комплекс «Кальмар»). На борту катера имеется водолазное снаряжение.

Головной катер проекта 21980 (П-104, бортовой номер 889), строительный номер 981, был заложен 18 февраля 2008 года.

С ноября 2009 года находится в составе соединения кораблей Ленинградской военно-морской базы в Кронштадте, Балтийский флот. Летом 2011 года участвовал в Международном военно-морском салоне, где привлек повышенное внимание посетителей. Согласно приказу Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации 27 февраля 2014 года присвоено наименование П-104 «Нахимовец».

04 мая 2015 года зашел в Санкт-Петербург для участия в военно-морском Параде, посвященном 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Принял участие в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля.

По сообщению от 28 июня 2017 года прибыл в Санкт-Петербург для участия в «Международном Военно-Морском Салоне» (МВМС-2017). С 22 по 27 августа принял участие в региональном форуме «Армия-2017» в Кронштадте.

Второй катер проекта 21980 (П-191, бортовой номер 840), строительный номер 982, был передан в октябре 2011 года в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Кадет".

Третий катер проекта 21980 (П-349, бортовой номер 841), строительный номер 983, был заложен 06 мая 2011 года. 16 июня 2012 года был спущен на воду. 14 ноября 2012 года на Новороссийской военно-морской базе был подписан приемный акт. Катер вошел в состав Черноморского флота России. 16 февраля 2015 года переименован в "Суворовец".

Четвертый катер проекта 21980 (П-350, бортовой номер 842), строительный номер 984, был заложен 05 мая 2012 года. 22 августа 2013 года был подписан приемным акт. Катер вошел в состав Черноморского флота. 16 февраля 2015 года переименован в "Курсант-Кировец".

30 июля 2017 года принял участие в главном Военно-морском параде в День ВМФ России в Санкт-Петербурге. 31 августа прибыл в Черное море, совершив под буксирами переход к месту постоянной дислокации по внутренним водным путям.

Пятый катер проекта 21980 (П-351, бортовой номер 930), строительный номер 985, был заложен 27 июля 2012 года. 15 октября 2013 года в городе Махачкала был подписан приемный акт. Катер войдет в состав Каспийской флотилии. В 2016 году был переименован в "Юнармеец Каспия".

По сообщению от 11 августа 2017 года катер, открывавший Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге 30 июля, начал переход по Волго-Балтийскому водному пути на Каспийское море. Возвращение в пункт базирования Махачкала на Каспийском море ожидается в третьей декаде августа.

Шестой катер проекта 21980 (П-355, бортовой номер 836), строительный номер 986, заложен 07 мая 2013 года. 22 августа 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на три месяца раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь, в конце 2014 года был поднят Андреевский флаг. В 2016 году был переименован в «Юнармеец Крыма».

По сообщению от 11 апреля 2017 года вошел в состав постоянного оперативного соединения Военно-Морского Флота России в Средиземном море. По сообщению от 08 сентября завершил выполнение задач в составе постоянного соединения Военно-Морского Флота в Средиземном море и вернулся в Севастополь.

Седьмой катер проекта 21980 (П-424, бортовой номер 837), строительный номер 987, заложен 27 июля 2013 года. 09 октября 2014 года на сдаточной базе города Новороссийска по результатам государственных испытаний был подписан приемный акт. Черноморский флот России получил очередной катер на тринадцать месяцаев раньше установленного государственным контрактом срока. Прибыл в город Севастополь. По сообщению от 17 марта 2015 года был поднят Андреевский флаг. С июня 2017 года переименован в «Кинель».

30 июля 2017 года принял участие в главном Военно-морском параде в День ВМФ России в Санкт-Петербурге. 31 августа прибыл в Черное море, совершив под буксирами переход к месту постоянной дислокации по внутренним водным путям.

Восьмой катер проекта 21980 (П-433, бортовой номер 844), строительный номер 988, заложен 12 января 2015 года. 17 мая 2017 года начал переход из Зеленодольска на внешнюю сдаточную базу в город Кронштадт, где ему предстоит пройти все этапы ходовых и государственных испытаний. По сообщению от 12 сентября прибыл в Севастополь. 16 сентября был торжественно поднят Андреевский Военно-Морской флаг, катер вошел в состав отряда ПДСС Крымской военно-морской базы Черноморского флота.

Девятый катер проекта 21980, строительный номер 989, заложен 07 мая 2015 года. Должен быть спущен на воду в 2018 году. Переименован в «Юнармеец Татарстана».

Десятый катер проекта 21980, строительный номер 990. Должен быть введен в эксплуатацию в 2018 году. По сообщению от 29 октября 2018 года Санкт-Петербургский филиал ОАО «ВНИИР-Прогресс» поставил оборудование для катера.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

«Грачонок» мал, да «удал» .. » Военное обозрение


На верфи Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького (Татарстан) 5 мая текущего года был заложен четвертый в серии боевой катер специального назначения пр. 21980 с характерным названием «Грачонок».

Как сказал Александр Карпов, первый заместитель генерального директора завода, по завершению строительства в 2013 г., катер должен поступить в состав Черноморского флота и нести боевую службу по охране акватории военно-морской базы (ВМБ) в Новороссийске.

Ожидается, что этот катер будет участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности при подготовке и проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г. Примечательно, что это событие состоялось ровно через год после закладки и начала строительства третьего катера этого же проекта.


На возможный вопрос, заслуживает ли это событие такого внимания, следует ответить утвердительно и однозначно - да, заслуживает! В первую очередь, потому, что строительство этого, пусть и небольшого по размерам катера, говорит о продолжающейся реализации планов по развитию и повышению возможностей российского ВМФ. А второй причиной для такого утверждения является то, что сам катер неординарен и вызывает определенный интерес к себе. Что же представляет собой этот катер и оправдано ли к нему такое внимание на самом деле?

«Грачонок» (пр.21980) представляет собой высокоскоростной маневренный противодиверсионный катер (ПРДК) многоцелевого назначения. Уникальный, по словам заместителя начальника отдела надводных кораблей Департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны РФ Андрея Шербаня, катер предназначен для борьбы с террористическими силами и средствами при защите акваторий ВМБ и пунктов базирования ВМФ России.

Кроме того, оснащение и технические характеристики катера позволяют использовать его в интересах антитеррористической безопасности при подготовке и проведении крупных мероприятий, а также для содействия Пограничной службе РФ в охране и защите государственной границы России. Следует отметить, что катер типа «Грачонок» в составе советского флота не было и на вооружение российского ВМФ принят недавно.


Катер пр. 21980 «Грачонок» разработан специалистами ОАО «КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и серийно производится на мощностях ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по контракту с Минобороны, подписанного в 2007 г. Головной катер П-104 (заводской номер 981, бортовой 889) был заложен 18.02.2008 г., спущен на воду 25.04.2009 г. и после успешных испытаний в акваториях р. Волга и Балтийского моря в декабре того же года вошел в состав Балтийского флота ВМФ России.

На следующий год (4.05.2010 г.) на нем был поднят Адреевский флаг. В настоящее время катер несет боевую службу по охране водного района Ленинградской военно-морской базы, а летом 2011 г. в оригинальной маскировочной окраске он демонстрировался на Международном военно-морском салоне.


Второй ПРДК пр.21980 «Грачонок» (заводской номер 982, бортовой 840) был заложен 7.05.2010 г, спущен на воду в июле 2011 г. В конце октября этого же года был подписан акт о передаче катера в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской ВМБ Черноморского флота. Накануне 67-ой годовщины Великой Победы на нем планировалось торжественное поднятие военно-морского флага.

В мае прошлого 2011 г. на мощностях Зеленодольского судостроительного завода был заложен третий противодиверсионный катер пр. 21980, активное строительство которого активно ведется в настоящее время. Таким образом, майская закладка катеров этого проекта стала традиционной в практике одного из крупнейшего судостроительных предприятий России, основанного в 1895 г.

На стапелях этого завода было построено около 600 военных кораблей для России и ряда зарубежных (Германии, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии, Сирии и др.) стран, а также около 900 пассажирских морских и речных судов. Сегодня ОАО «Зеленодольский судостроительный завод» входит в состав структуры холдинговой компании «Ак Барс».


Катер «Грачонок» (пр. 21980) имеет следующие основные характеристики. При стандартном водоизмещении в 138 т (длина, ширина, осадка – 31 м, 7,4 м, 1,85 м соответственно) силовая установка из двух дизелей обеспечивает движение полным ходом со скоростью 23 узлов и автономность действий экипажа из 8 человек до 5 суток. На вооружении катера состоит комплекс огневых и радиоэлектронных средств.

В состав первых входит 4 переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39), одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ), а также 55-мм десятиствольный (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионные гранатометы.

ПЗРК «Игла» (9К310, SA-16, Gimlet) представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.


14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.
Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса ДП-65 обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.

Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.


Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет ДП-64 предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.
Вторая группа объединяет в своем составе современные радиоэлектронные и радиотехнические средства, а также водолазное оборудование, позволяющее обнаруживать и обследовать подводные объекты – гидроакустический комплекс «Кальмар», навигационная РЛС МР-231 «Пал», оптико-телевизионный комплекс МТ-201.М3 и противодиверсионная ОГАС «Анапа».

Особое значение в решении катером задач по предназначению имеет гидроакустический комплекс «Кальмар» (ОАО «Тетис Про». Входящие в его состав многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов (дальность до 500 м), в т.ч. пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, и обследование дна (на глубине до 200 м) при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов.

Кроме того, «Кальмар» позволяет вести гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработку и сохранение, а также решать др. задачи.


По результатам госиспытаний комплекса «Кальмар» на головном катере «Граченок» была проведена модернизация гидролокационной станции, позволившая значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов. В ходе испытаний, при движении судна со скоростью около 6 узлов, она обеспечивала наблюдение различных объектов на дне, в т.ч. якорных цепей и причальных стенок, на расстояниях 70-400 м. В дальнейшем планируется модернизация комплекса «Кальмар», в т.ч. использование нового телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.
Корабельная навигационная РЛС типа «Пал» (ОАО КБ «Аметист») предназначена для кругового радиолокационного обзора и обеспечения безопасного судовождения. Она позволяет обнаруживать надводные цели с отражающей поверхностью 5500 (300) кв. м на дальности до 16 (6) миль. При разрешающей способности 20 м по дальности и 1 градус по азимуту РЛС способна в автоматическом режиме одновременно сопровождать до 50 целей в течение 24 часов непрерывной работы.

Станция имеет систему опознавания государственной принадлежности целей, позволяет накладывать радиолокационную информацию на цифровую карту района плавания, отличается повышенными скрытностью собственного излучения и точностью определения угловых координат.


Гидроакустическая станция типа «Анапа» (ЗАО «Аквамарин») предназначена для поиска и обнаружения боевых пловцов на дальности не менее 300 м при одновременном обзоре горизонтального сектора в 360 градусов. При одновременном сопровождении всех обнаруженных целей среднеквадратическая ошибка определения координат каждой из них по дальности и пеленгу не превышает 2% и 2 град. соответственно.

Таким образом, судя по известным данным и характеристикам вооружения и др. технических средств, противодиверсионный катер пр.21980 «Грачонок», несмотря на его скромные размеры, способен решать целый комплекс задач в области обеспечения безопасности.

topwar.ru

Катер проекта 21980 «Грачонок». - НИКИТИНСКИЙ.ЖЖ.РФ

В этом году в состав противодиверсионных сил Тихоокеанского флота войдут два «Грачонка»

Недавно в состав Приморской флотилии разнородных сил флота вошел первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Второй катер этого класса в настоящий момент находится на ходовых испытаниях и в ближайшее время также пополнит состав флота.
Всего в составе ВМФ России состоит 6 единиц данного катера. 4 катера строятся.

Справочно

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок») — тип катера охраны водного района.
Его высокие тактико-технические характеристики, мореходные качества, применение современного радиоэлектронного вооружения и мощной энергетической установки, размещение нового водолазного комплекса позволяют выполнять широкий спектр задач.

Основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ, а также оказание содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т: стандартное: 138
Размеры, м:
длина: 31,04
ширина: 7,4
осадка: 1,85
Скорость полного хода, уз: 23
Дальность плавания: 200 миль
Автономность, сут: 5
Силовая установка: 2х2400 л.с. дизеля MTU, 2 ВФШ, 2 ДГ по 100 кВт
Экипаж, чел: 18

Головной катер этого проекта - П-104 был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 года, спущен на воду 25 апреля 2009 года
Серия:
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»
№981 (бортовой 889) - заложен 08.02.08 - спущен 25.04.09 - передан 11.2009 (в составе БФ)
№982 (бортовой 840) - заложен 07.05.10 - спущен 07.2011 - передан 10.2011 (в составе ЧФ)
№983 (бортовой 841) - заложен 06.05.11 - спущен 16.06.12 - передан 11.2012 (в составе ЧФ)
№984 (бортовой 842) - заложен 05.05.12 - спущен 04.2013 - передан 08.2013 (в составе ЧФ)
№985  (бортовой 930) - заложен 27.07.12 - спущен ??.2013 - передан 10.2013 (в составе КФ)
№986 - заложен 07.05.13
№987 - заложен 27.07.13

ОАО «Восточная верфь»
№8002 (бортовой 996)  - заложен в 2012 году - спущен 24.06.13 - передан 09.2013 (в составе ТОФ)
№8003 - заложен в 2012 году - спущен 29.11.13
№8004 - заложен в 2012 году

Артиллерийское вооружение состоит из:
-морской тумбовой пулеметной установки МТПУ калибра 14,5 мм,
Предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями.
Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.

-противодиверсионного гранатомёта ДП-65А
Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.
Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.

-противодиверсионного гранатомёта ДП-64.
Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.

Зенитное ракетное вооружение — переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект — 4 ЗУР).
ПЗРК «Игла» представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.

Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»

На катерах установлен специально разработанный судовой водолазный комплекс, предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ, лечения в барокамере специфических водолазных заболеваний, поддержания физиологической натренированности водолазов.

[по материалам]
http://sdelanounas.ru/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.arms-expo.ru/
http://russian-ships.info/
http://bastion-karpenko.narod.ru/

dobriy-vasya.livejournal.com

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».

Катера проекта 21980 предназначаются для выполнения боевых задач по охране водных районов баз российского флота, организации борьбы с террористическими и диверсионными силами и средствами в акваториях данных баз и ближних подходов к ним. Они используются также в интересах Пограничной службы РФ для обеспечения пограничникам качественного решения задач по защите и охране государственной границы.

Благодаря особенностям конструкции и размещению новейшего оборудования и вооружения «Грачонок» в состоянии выполнять боевые задачи, которые до его появления на флоте возлагались на корабли, значительно превосходившие данный катер по водоизмещению.

Вооружение.
Катер вооружен крупнокалиберным пулеметом, двумя противодиверсионными гранатометами и ПЗРК «Игла». Однако основное вооружение радиоэлектронное, для обнаружения и обследования подводных объектов. В первую очередь необходимо отметить поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар». В его комплект входят многолучевые эхолот и гидролокатор, навигационная гидроакустическая станция (ГАС) (в комплекте — несколько гидроакустических маяков-ответчиков и телеуправляемый подводный аппарат), а также пульт управления комплексом. Технические возможности ПОК позволяют проводить планомерный гидролокационный поиск объектов, находящихся и перемещающихся под водой (в число гарантированно определяемых объектов включены боевые пловцы, даже с изолированными дыхательными аппаратами, аппаратами замкнутого цикла) на расстояниях до 500 м. Обнаружение и сопровождение объектов возможно с борта неподвижного катера при волнении моря в районе поиска до 3 баллов, а также при скорости движения до 8 уз. При соблюдении этих параметров возможно проведение детального обследования дна на глубинах до 200 м. При помощи телеуправляемого подводного аппарата (необитаемого) осуществляется гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов, разметка квадрата поисковых работ, обозначение выявленных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками (привязав их к географическим координатам), отображение данных подводной обстановки в реальном времени, обработка и сохранение полученной информации.

С учетом опыта эксплуатации ПОК на первом катере проекта П-104 (бортовой номер 889, Балтийский флот), в его конструкцию, смонтированную на втором катере, внесены существенные улучшения и изменения, позволившие значительно расширить возможности оборудования. Основное отличие — обработка сигналов, получаемых ГАС на новую приемо-передающую антенну, осуществляется с применением принципиально нового ПО. Это существенно повысило дальность обнаружения боевых пловцов, находящихся в приповерхностном слое. Программа обработки поступающих гидроакустических сигналов получила усовершенствованный, более информативный интерфейс для управления, пульт оператора был кардинально изменен.

На втором катере серии, П-191 (бортовой номер 840, Черноморский флот), установлена новая гидролокационная станция, оснащенная двумя антеннами переднего обзора с секторами в горизонтальной плоскости по 90°, добавлен многолучевой эхолот, имеющий встроенную функцию гидролокатора бокового обзора. Все антенны конструктивно объединены в опускное устройство, которое для работы выдвигается из корпуса судна. Информацию, собранную в течение первого года эксплуатации «Грачонка» (П-104), проанализировали и приняли решение провести существенную модернизацию системы «Кальмар», что должно еще более улучшить ТТХ всего поискового комплекса. Например, запланирована замена подводного аппарата на более мощный и маневренный. Эти изменения реализуются на третьем катере проекта, П-349 (бортовой номер 841, Черноморский флот), который должен войти в боевой состав флота в 2013 г.

Новый судовой водолазный комплекс.
Катера «Грачонок» оборудуются специально для них разработанным судовым водолазным комплексом (СВК). Он обеспечивает спуск водолазов, проводит подводно-технические и аварийноспасательные работы, позволяет лечить заболевания водолазов профессионального характера, полученные при проведении подводных работ и спусков, в имеющейся барокамере.

Источник, подающий сжатый воздух, в новом СВК — компрессоры марки Bauer Verticus, которые под высоким давлением подают 260 л/мин и укомплектованы новейшими системами осушения и воздухоочистки. Емкости для воздуха, установленные в комплексе, позволяют организовать проведение подводных работ в вентилируемом снаряжении на глубине до 60 м, осуществлять декомпрессию как в барокамере, так и в воде. СВК обеспечивает в полном соответствии с требованиями, изложенными в Правилах Водолазной службы ВМФ за 2002 г. (ведомственная инструкция для водолазов), лечебную рекомпрессию по любому воздушному режиму. При осуществлении водолазных спусков на катерах данного проекта применяют специальные пульты подачи воздуха ППВ-2ВГ-2С.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

история создания, описание и основные характеристики . Чёрт побери

Проект 21980 «Грачонок» — это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.

Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.

Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.

В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

 

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2016 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2016 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

 

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

 

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

ДП-64 «Непрядва» используется для решения аналогичных задач, он может поражать подводные цели на дистанциях в 400 метров и глубине 40 метров. Боеприпас гранатомета обеспечивает радиус поражения 14 метров.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

chert-poberi.ru

Противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980

Противодиверсионные катера «Грачонок» проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ Российской Федерации. Разработчик — КБ «Вымпел», судостроитель — Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям гораздо большего водоизмещения.

• Первый катер был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 г., спущен на воду 25 апреля 2009 г., прошел испытания как в акватории реки Волга, так и в акватории Балтийского моря. Катер вошёл в состав Балтийского флота в мае 2010 года. В настоящее время ведётся строительство еще двух катеров данного типа.

Основные ТТХ:
стандартное водоизмещение — 138 т
длина — 31 м
ширина — 7,4 м
осадка — 1,85 м
силовая установка – 2 дизеля
скорость полного хода — 23 узла
автономность — 5 суток
экипаж – 8 человек
Вооружение:
— ПЗРК «Игла»
— 14,5 мм пулемёт
— 55-мм противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64
— имеется водолазное снаряжение.

• Противодиверсионный катер «Грачонок» оснащен современным радиоэлектронным вооружением, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар», разработанный инженерами ОАО «Тетис Про» и предназначенный для:

– проведения гидролокационного закономерного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м, при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– обследования дна на глубине до 200 м при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата;

– разметки работ поиска и обозначения обнаруженных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками с привязкой к географическим координатам;

– отображения в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, обработки и сохранения полученных данных.

• Все эти операции возможны благодаря входящему в состав ПОК «Кальмар» оборудованию:
— многолучевой гидролокатор;
— многолучевой эхолот;
— навигационная гидроакустическая станция с гидроакустическими буями-ответчиками;
— телеуправляемый необитаемый подводный аппарат;
— пульт управления комплексом.

• Комплекс «Кальмар» в данной комплектации был смонтирован на головном катере «Грачонок» и прошел государственные испытания на Балтийском флоте. Позже, в целях расширения возможностей оборудования, специалистами ОАО «Тетис Про» был внесён ряд существенных изменений.

• Так, было разработано новое программное обеспечение для обработки гидроакустической станцией сигналов, принятых приёмо-передающей антенной, что позволило значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов в приповерхностном слое. Был изменен интерфейс управления программой обработки гидроакустических сигналов на более информативный, а также усовершенствован пульт оператора.

• В ноябре 2010 года были проведены испытания с обновленным программным обеспечением гидролокационной станции (ГЛС). Новая ГЛС включает в себя две антенны переднего обзора с секторами обзора 90° в горизонтальной плоскости и многолучевой эхолот с функцией гидролокатора бокового обзора (ГБО).

• Антенны смонтированы на опускном устройстве, выдвигающемся из корпуса судна. В ходе испытаний ГЛС использовалась для освещения подводной обстановки при обследовании гавани. Было проведено обследование дна и толщи воды. При движении судна со скоростью около 6 узлов наблюдались объекты на дне, якорные цепи, причальные стенки на расстояниях 70–400 м.

• По опыту первого года эксплуатации комплекса на катере, с целью дальнейшего улучшения технико-тактических характеристик поисково-обследовательского комплекса планируется модернизация системы «Кальмар», в частности, использование более мощного телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

НАША СПРАВКА

На международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге среди фрегатов, корветов и катеров был показан интересный экспонат — лодка БЛ-680 для подразделений спецназа ВМФ.

Основные характеристики лодки БЛ-680:
длина — 6,8 м
ширина — 2,5 м
водоизмещение полное — 2 т
наибольшая скорость хода — 25 узлов
дальность плавания — 110 миль
вместимость — 8 человек

/Игорь Коротченко, i-korotchenko.livejournal.com/

army-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *