ЭПОС (105.11)

    Изд.105-11 — летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС), создававшегося в ОКБ А.И.Микояна в рамках программы «Спираль» (тема 50, позднее — 105-205) по Приказу МАП от 30 июля 1965 г. В конце 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании Воздушно — орбитальной системы (ВОС): Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7. 
    Для возвращения на Землю и совершения предпосадочного маневра, в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей, изд.105 имело «самолетную» компоновку — оно выполнялось по схеме низкоплана - «бесхвостки» интегральной схемы с треугольным крылом, консоли которого имели значительный угол поперечного V, несущим фюзеляжем с закругленным носком, вертикальным оперением и обычными органами управления (элероны, руль направления), имело традиционный «самолетный» турбореактивный двигатель РД36-35К тягой 2000 кгс и шасси. За плоскодонную форму с большой вздернутой носовой частью космолет получил прозвище «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем НАСА в проекте HL-20 1980-х .

    Для управления самолетом на орбите и в атмосфере на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях имелись модули газодинамического управления (малоразмерные жидкостно-реактивные двигатели в двух блоках по три сопла тягой 16 кгс и пять сопел тягой 1 кгс), а для маневров на орбите и схода с нее — ЖРД тягой 1500 кгс с двумя дополнительными камерами тягой по 40 кгс. Все двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа от термодинамического нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен стальной термостойкий экран. Кабина летчика выполнялась в виде спасаемой (отстреливаемой) в аварийной ситуации герметичной металлической капсулы, покрытой слоем теплоизоляции.
    Разработка аванпроекта системы «Спираль» началась в 1965 г., в следующем году приступили к разработке эскизного проекта. Одновременно в 1966 г. было принято решение о постройке аналога ЭПОС — изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 г., параллельно на авиационном заводе в Куйбышеве (Самаре) началось переоборудование выделенного ВВС бомбардировщика Ту-95КМ № 2667 в экспериментальный самолет-носитель. Позднее к испытаниям планировалось подключить два других аналога ЭПОС, теперь уже с ЖРД, — изд.105-12 и 105-13, которые могли бы совершать полет со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями соответственно. Для отработки высотного запуска турбореактивного двигателя РД36-35К, который ранее использовался на Як-38 в качестве подъемного двигателя, была создана летающая лаборатория Л-18 на базе ракеты К-10С и самолета-носителя Ту-16К-10.
    Общее руководство темой осуществлял Г.Е.Лозино-Лозинский. В 1970 г. все работы по постройке аналогов ЭПОС были переданы с ММЗ «Зенит» на Дубненский машиностроительный завод «Радуга». Для работ по теме из состава филиала в Дубне собрали группу в 150 человек, а ОКБ-155-1 выделили в самостоятельную организацию, ныне известную как МКБ «Радуга». Здесь завершалась сборка изд.105-11 № 1-01, а в 1971 г. началось изготовление аналога 105-12, а также пяти изделий экспериментальной 0-й партии (№ 001 — 005). Первое из них предназначалось для статических испытаний, второе — для испытаний средств спасения, третье и четвертое — для отработки ЖРД и газодинамического управления, пятое — для теплопрочностных испытаний. Изделие № 002 было изготовлено в 1971 г., № 005 — в 1973 г., № 001 и 003 — в 1974 г. Кроме того, в программе испытаний по программе «Спираль» с 1971 г. принимали участие изготовленные в ЛИИ в масштабе 1:3 и 1:2 модели ЭПОС, получившие название «БОР».
    Сборка самолета-аналога 105-11 завершилась в 1974 г. В следующем году он был перебазирован на летную базу ОКБ им. А.И.Микояна на полигоне в ГК НИИ ВВС в Ахтубинске (Астраханская область), где началась подготовка к летным испытаниям.
    Первый этап испытаний — пробежки с постоянным увеличением скорости разбега и, наконец, подлет. Испытания проводились на ровной грунтовой ВПП длиной 5 км и шириной 500 м, плотность грунта, которой в разных местах была неоднородной. Вдоль всей длины полоса была отмаркирована окрашенными конусами, расставленными через каждые 200 м. Никаких внешних измерительных устройств не имелось. Кроме того, ВПП находилась в степи в 25-30 км от основной базы. Перед каждой пробежкой, аналог на основной базе со снятым килем грузился с помощью крана на трейлер и в сопровождении кавалькады автомобилей специального назначения отправлялся малой скоростью на ВПП. Там ставился на грунт, к нему пристыковывался киль, велись различные монтажные работы, и только после опробывания двигателя и проверки всех систем летчик занимал место в кабине. Проведение одной пробежки занимало фактически весь день.
    После всем известного курьезного случая с арбузами, подложенными под шасси для смазки, передние стойки переобули в пневматические колеса, хотя с этим связана серия испытаний в связи с уводом самолета в сторону от условной центральной линии ВПП иногда на 150-180 м. Но эту проблему удалось решить. К летным испытаниям в лыжно-колесном варианте приступили в мае 1976г.
    Длина ВПП позволяла аппарату находиться в воздухе не более 10-15сек., но они показали удовлетворительные характеристики аналога. Посадка и пробег прошли успешно, чем, при моделировании на пилотажном стенде МК-10 в ЦАГИ, где была проблема с выдерживанием заданной высоты полета. Но это было связано с особенностями конструкции и информационного обеспечения стенда.
    В таких подлетах в мае 1976 г. опробовали аппарат летчики-испытатели И.П.Волк, В.Е.Меницкий и шеф-пилот микояновской фирмы А.В.Федотов. Ими было выполнено 15 пробежек и 10 подлетов (первый — 20 июля). Наряду с микояновцами в испытаниях участвовали и военные летчики и инженеры ГНИИ ВВС. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца.
    11 октября 1976 г. он поднял 105-11 в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м.
    В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ (используемого ранее для испытаний крылатых ракет «воздух-земля» Х-20). Подвеска «105.11» под фюзеляжем Ту-95КМ была полувнешней: кабина до половины остекления уходила за обрез бомбоотсека, с которого были сняты створки. Вначале в полетах без отцепки проверялись возможности только выпуска ЭПОС в воздушный поток на специально удлиненных держателях и включение в таком положении его двигателя. Т.к. воздухозаборник оказался в бомбоотсеке, для обеспечения запуска двигателя пришлось смонтировать дополнительную систему наддува. Летчик переходил из самолета Ту-95 в кабину орбитального самолета непосредственно перед сбрасыванием.
    27 октября 1977г. самолет-носитель Ту-95КМ, пилотируемый экипажем во главе с заместителем начальника службы летных испытаний подполковником А.Н.Обеловым впервые сбросил аналог 105.11, пилотируемый А.Г.Фастовцом, с высоты 5000м в створ посадочной глиссады аэродрома. Балансировочный щиток был заранее установлен на пикирование и птичка , как любовно называли аппарат конструкторы и испытатели, резво нырнула вниз со скоростью 50-70 м/сек., аэродинамическое качество аналога составляло менее 5. Потом, в 1977-78 гг., состоялось еще 9 полетов, 4 из которых летающим аэродромом командовал командир испытательной эскадрильи полковник А.П.Кучеренко. Один полет после воздушного старта на аналоге также совершил заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза П.М.Остапенко. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.
    В 1978 г. дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. Окончание летных экспериментов на аналоге 105.11 случайно совпало с его поломкой при посадке в сентябре 1978 года. В тот раз его пилотировал военный летчик-испытатель полковник В.Е.Урядов. Наблюдал за ним, сопровождая в полете на МиГ-23, Авиард Фастовец. Заходить на посадку пришлось против закатного солнца, видимость ограничивала дымка. Незадолго перед тем полосу расширили и соответственно переставили ограничительные флажки. Да только расчистить до конца, заровнять колдобины и кочки не успели. Руководитель полетов был опытный — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-майор авиации В.И.Петров, но и его подвела плохая видимость. По ошибке приняв уклонившийся влево МиГ-23 Фастовца за аналог, Вадим Иванович дал команду Урядову довернуть вправо. Тот выполнил. Снижаясь против солнца, поздно заметил, что вот-вот приземлится правее полосы. Реакция опытного испытателя позволила ему отвернуть в последний миг и войти в зону флажков, но на большее высоты не хватило. Аппарат грубо приземлился на неровности почвы. Аналог не разрушился — обошлось лишь трещиной в районе силового шпангоута. Его вскоре восстановили. Только летать ему больше уже не пришлось.
    К концу испытаний было организовано НПО «Молния», ставшее участником работ. С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - «Бурана», и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены. Тем не менее опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран», первый (и, к сожалению, единственный) космический старт которой состоялся 15 ноября 1988 г.
    В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г. Монино Московской обл.

Использованы материалы, любезно предоставленные В.Лукашевичем — webmaster’ом Buran.ru

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности / BURAN.RU /
  3. Проект «Спираль». В.В.Лебедев / BURAN.RU /
  4. В космос на крыльях. Техника Молодежи №1
  5. Моя небесная жизнь / В.Меницкий, Москва, 1999 /
  6. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  7. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

testpilot.ru

Нереализованные проекты: экспериментальный пилотируемый самолёт МиГ-105-11

7:21 / 21.05.14
Нереализованные проекты: экспериментальный пилотируемый самолёт МиГ-105-11 — космический «лапоть» (СССР)

Это сегодня никого не удивишь «Шаттлами». Но мало кто знает, что первые «космические самолеты» были созданы почти сорок лет назад. Комплексные исследования возможностей создания орбитального летательного аппарата, способного стартовать и совершать посадку как обыкновенный самолет, были начаты еще в 1965 году.

Миг-105-11 / Фото: www.flickr.com

В них приняли участие Королев и Туполев, а сам космоплан планировалось построить силами КБ МиГ. Официально старт проекту был дан 26 июня 1966 года. Одновременно приступили к формированию особой группы космонавтов, которым предстояло поднимать космолеты в воздух. Спустя десять лет – в октябре 1976 года – новый летательный аппарат, получивший название «ЭПОС» (Экспериментальный Пассажирский Орбитальный Самолет) впервые поднялся в воздух.

Правда, взлетел он невысоко – всего лишь на 560 метров и так, «низенько-низенько», перелетел на 19 километров – на аэродром испытательного центра им. Жуковского.

Годом позже, 27 ноября 1977 года, Миг-105-11 (так теперь стал называться «ЭПОС») совершил первый «воздушный» старт – на высоту 5000 метров космоплан был поднят при помощи Ту-95К. После успешного полета Миг-105 в рамках эксперимента осуществил посадку на земляной взлетно-посадочной полосе (без специального покрытия).

Восьмой полет космоплана (в сентябре 1978 года) оказался последним: во время посадки произошла авария, аппарат получил тяжелые повреждения и был списан. Поскольку к тому времени руководством страны было принято решение о создании более тяжелых, многоместных космических кораблей многоразового использования (будущих «Буранов»), Миг-105-11 не пошел в серийное изготовление.

Проект был закрыт, однако прототип был в целом признан весьма удачным, поэтому многие его конструктивные и технологические решения впоследствии использовались при разработке следующего поколения «космических челноков».

Миг-105-11 обладал характерным силуэтом / Фото: www.buran.ru

Миг-105-11 на испытаниях / Фото: www.buran.ru

Миг-105-11 обладал характерным силуэтом, с задранным «курносым» носом и плоским в нижней части корпусом, за что и получил кличку «Лапоть». Такая форма, по замыслу конструкторов, должна была существенно снизить нагрузки на корпус при повторном входе в атмосферу. Уникальной особенностью самолета являлись «машущие» крылья: при взлете, нахождении на орбите и обратном входе в атмосферу они могли подниматься до 60 градусов над плоскостью горизонта, работая в качестве вертикальных рулей.

При переходе же на дозвуковую скорость, крылья устанавливались в обычное, горизонтальное положение, способствуя увеличению подъемной силы. Управление аппаратом осуществлялось при помощи вертикального руля, элеронов на концах «машущих» крыльев и воздушных дюз, расположенных в верхней части фюзеляжа, ближе к хвосту.

Миг-105-11 на открытой стоянке / Фото: www.buran.ru

Миг-105-11 на стоянке в Монино / Фото: www.buran.ru

Космонавт во время полета находился в герметичном отсеке-капсуле, которая в случае возникновения опасности или аварии аппарата могла быть «отстрелена». Если это происходило в пределах земной атмосферы, то отсек вместе с пилотом имел шанс мягко приземлиться при помощи системы парашютов. Если же беда случалась на орбите, то надежды же на спасение практически не было.

В виде стартового двигателя Миг-105-11 предполагалось использовать ракеты типа «Восток». Собственная же двигательная система космоплана состояла из турбореактивного двигателя РД-36-35-К, весом в 2,3 тонны. Запас топлива для него составлял 500 кг, что обеспечивало 10 минут полета на максимальной тяге.

Обычно этот двигатель использовался при старте «с колес», в том числе с полевых взлетно-посадочных полос (без специального покрытия).

Конструктивно-технологическое членение планера самолета-аналога «105.11» / Фото: www.buran.ru

На фото цифрами обозначено:
  1. носовая часть фюзеляжа
  2. левая передняя стойка шасси
  3. правая передняя стойка шасси
  4. щитки шасси
  5. хвостовая часть фюзеляжа
  6. правая консоль крыла
  7. левая консоль крыла
  8. обтекатели консолей крыла
  9. киль с рулем направления
  10. задняя правая стойка шасси
  11. задняя левая стойка шасси
  12. теплозащитный экран
  13. раскосы стыка головной
  14. хвостовой частей фюзеляжа

«Обычный» двигатель должен был также обеспечить космолету свободу маневра при возвращении, например, перелететь на запасной аэродром, если в районе основного портилась погода и т.п. Интересно, что подобные двигатели планировалось вначале устанавливать и на «Шаттлах», но, в конце концов, американские конструкторы решили от них отказаться в целях уменьшения веса «челноков».

Орбитальный двигатель состоял из основного (с тягой 1500 кгс) и двух вспомогательных (по 40 кгс). Кроме них Миг-105-11 обладал шестью двигателями для осуществления курсовых поправок (по 16 кгс) и десятью двигателями для маневрирования (по 1 кгс.). Топливные баки для этих двигателей были расположены в центральной части самолета.

Достойно восхищения, что столько сложной и умной техники удалось «упаковать» в достаточно скромный по размерам корпус – длиной 8,5 и максимальной шириной 2,8 метра. Пока раскрыты далеко не все тайны проекта, осуществленного почти сорок лет назад.

Так, например, несмотря на свою «пассажирскую» аббревиатуру (ЭПОС), известно, что Миг-105-11 рассматривался в качестве прототипа космического истребителя. Какое оружие предстояло ему нести и кого атаковать – самолеты и искусственные спутники противника или, быть может, его наземные объекты – пока остается загадкой…

Схема МиГ-105-11 / Фото: www.buran.ru


Основные тактико тежнические характеристики
Экипаж, чел 1
Размеры
Длина самолета, м 8.5
Высота, м 3.5
Размах крыла, м 7.4(6.4) 
Взлётная масса, кг 4220
Силовая установка
Двигатели:
1 х ТРД РД-36-35К
Тяга
2000
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:
1. Сайт с материалом статьи Игоря Корнеева.
2. Сайт buran.ru

www.arms-expo.ru

Исполнилось 45 лет вылету летного аналога ЭПОС (105-11)

1. Прямая кишка. На лице она представлена проекционной зоной на поверхности кожи левой верхней области лба. Функциональное нарушение может проявляться кожной пигментацией, прыщами, покраснением, ростом родинок.

 

2. Сигмовидная кишка. Ее представительство расположено на поверхности кожи левой верхней боковой области лба. Функциональное нарушение может проявляться кожной пигментацией, прыщами, покраснением, родинками.

3. Печень. Представительство находится между бровями, в пространстве между основанием переносицы и линией, соединяющей надбровные дуги на коже лба. Патология печени сопровождается раздражением кожи, прыщами, пигментацией, родинками.

4. Тонкий кишечник. Проекция его находится в средней части лба, при патологии кишечника проявляется кожными нарушениями (пигменты, прыщи, покраснения).

5. Нисходящая часть толстой кишки. Представительство ее находится на левой боковой поверхности кожи лба. Функциональные нарушения проявляются на коже (пигментацией, сухостью данного участка, повышенной пористостью, прыщами).

6. Левый надпочечник. Проекция располагается в медиальной надбровной области левой половины лица. При функциональном расстройстве надпочечника появляется болезненность надкостницы надбровной области, кожа реагирует раздражением.

7. Область лоханки левой почки. Проецируется на кожу внутренней поверхности уголка левого глаза и слезной проток. Патологический процесс в области лоханки почки иногда выражается реакцией кожи в этой области (потемнением, пигментацией, покраснением, расширением пор, ростом папиллом, жировиков). Иногда проблема способствует образованию закупорки слезного протока, воспалительному процессу в нем, обильному слезотечению.

8. Верхний полюс левой почки. Проецируется на надбровную дугу и кожу верхней части века. Нарушение проявляется сосудистым рисунком (взбуханием), прыщами, покраснением, пористостью на коже.

9. Левая доля печени. Проецируется на белковую оболочку глаза. Нарушение в печени проявляется красным сосудистым рисунком на белковой оболочке глаза.

10. Тело желчного пузыря, селезенка. Проекция расположена на коже и на надкостнице височной кости левой стороны лица. При патологии пузыря на коже появляется покраснение, прыщи, пигментные пятна, возрастает ее пористость, венозный рисунок. Реагирует и надкостница ви¬сочной кости, она становится болезненной при пальпаторном исследовании.

11. Левая часть поперечно-ободочной кишки. Представительство находится в нижней медиальной части угла левого глаза. Ее дисфункция проявляется выбуханием кожи от внутреннего угла глаза под нижним веком к наружной стороне лица, иногда покраснением или пигментацией.

12. Поджелудочная железа. Представительство ее находится на нижней части переносицы, на границе соединения с кончиком носа. Патология проявляется кожным раздражением, пигментацией, иногда венозным сосудистым рисунком.

13. Желчно-выводящие протоки печени и желчного пузыря. Проекция располагается в нижней части височной кости левой половины лица. При их патологии на коже наблюдается покрасне¬ние, пигментация, прыщи и сосудистый рисунок, при длительной патологии — пористость. Надкостница височной области становится болезненной. Часто патология сопровождается головной болью височной локализации. Дополнительно можно отметить, что иногда при закупорке желчных протоков отмечается желтизна кожи этой области лица.

14. Левая почка. Проекция представлена левой ушной раковиной (кожа и хрящевая основа). Слуховой проход является проекцией мочеточника, внутреннее ухо — проекция мочевого пузыря. При патологических состояниях почки снижается слух, возникают воспаления внутреннего уха, появляются вестибулярные расстройства. В некоторых случаях наблюдается затвердение хрящевой основы. Иногда она размягчается, усиливается серовыделение из слухового прохода.

15. Сердечные патологии. Проекция представляется в левой верхней части левой щеки на стыке с глазницей. Патологии выражаются разбуханием кожи, покраснением, пигментацией, сосудистым рисунком в подглазничной области.

16. Мочеточник левой почки. Проецируется на кожу лица линией, идущей от угла глаза по щеке к нижней части подбородка. При его раздражении песком, мелкими камнями или при воспалении в нем, на коже возникает рисунок линии или части линии белого или красного цвета (в за¬висимости от того, какая часть вегетативной нервной системы превалирует — симпатическая или парасимпатическая).

17. Левая доля печени. Ее представительство располагается на лице с левой стороны, на области мышц челюстного сустава. Проявляется непроизвольным повышенным тонусом мышечной группы, развитием артроза сустава. Изредка нарушение проецируется на кожу в форме пигмента или раздражения.

18. Левая молочная железа. Проекция расположена на коже левой щеки в месте пересечения вертикальной линии, идущей от наружной части угла глаза, и горизонтальной линии, проходящей через верхний полюс крыльев носа. Диаметр проекции молочной железы на щеке будет при¬мерно равен расстоянию от угла глаза до его радужки. Патология проявляется пигментацией, покраснением, повышенной пористостью, взбуханием кожи.

19. Левое легкое. Проецируется на кожу левой щеки, покрывая скуловую часть. Патология может проявляться покраснением, ангиопатическим рисунком, пористостью, пигментацией, прыщами, сухостью, неровностью или шершавостью поверхности кожи.

20. Сердечные расстройства (чаще — нарушение ритма). Проецируются на коже кончика носа в виде покраснения, ангиопатии, прыщей.

21. Бронх левого легкого. Проецируется на коже крыла левой половины носа. Нарушения выражаются сосудистым рисунком, покраснением, прыщами, пигментацией.

22. Диафрагма, реберная дуга. Проецируются на коже по носогубной складке. Нарушения проявляются покраснением складки, сухостью кожи в ней.

23. Малая кривизна желудка. Проецируется на кожу и слизистую верхней губы. Патология проявляется поперечными трещинами на губе, герпетическими высыпаниями, шелушением кожи, потерей цветности губы, появлением эффекта сморщивания губы.

24. Луковица двенадцатиперстной кишки, пилорический отдел желудка. Проекционная зона находится на коже снаружи от угла рта. Нарушения проявляются пигментацией, покраснением кожи, заедами и трещинами углов рта, при дегенеративных процессах — ростом родинок.

25. Надпочечник левой почки. Проецируется на кожу и на мышцы верхнего отдела щей на левой боковой акселярной линии, а также слева и справа от нее по мышечной боковой поверхности. Патология проявляется мышечной болью при пальпации, на коже иногда проявляется раздражением, пигментацией, папилломоматозом.

26. Левая паховая складка и область пупартовой связки. Проекция находится на левой наружной поверхности кожи подбородка. Нарушения проявляются покраснением кожи, прыщами, пигментными пятнами.

27. Левый яичник у женщин, левое яичко у мужчин. Представительство находится на коже подбородка с левой стороны, около левой подбородочной складки. Патология проявляется покраснением кожи, прыщами, сухостью и шелушением кожи, ростом родинок при дегенеративных процессах.

28. Левая молочная железа. Проецируется на подбородке с левой стороны под нижней губой на костной бугристости. Патология проявляется повышенной болевой чувствительностью, покраснением, пигментацией или прыщами на коже, растущими родинками.

29. Лобковый симфиз. Его представительство на лице находится на подбородке, в подбородочной ямке. Патология проявляется болезненностью надкостницы подбородка при ее пальпаторном исследовании

30. Левая почка. Проецируется на кожу и на мышцы боковой поверхности шеи (по левой боковой акселярной линии), а также слева и справа от нее по мышечной поверхности. Патология проявляется мышечной болью при пальпации. На коже появляется пигментация, покраснение, растут папилломы.

31. Большая кривизна желудка. Проекцией является грудинно-ключично-сосцевидная мышца с левой стороны головы. Расстройство проявляется повышенным тонусом и болезненностью при пальпации. Место прикрепления мышцы к черепу проецируется на верхний отдел желудка и входящий в него пищевод. Место прикрепления к ключице — проекция привратника.

32. Левый придаток с яичником, левая доля предстательной железы с яичком. Проецируется на верхней трети сонной артерии слева. Проявляется отечностью и болезненностью, увеличением лимфоузлов в этой области.

33. Мочевой пузырь. Проецируется на кожу от подбородка до надгортанника шеи. Нарушение функции проявляется покраснением, пигментацией, ростом родинок или прыщами на коже.

34. Лоханка левой почки. Проекция располагается на левой стороне шеи, на мышцах боковой поверхности по направлению к основанию шеи (по боковой акселярной линии). Проявляется болезненностью при пальпаторном исследовании с иррадиацией в разные части тела и головы, на коже — папилломами (инфицированность лоханки), сухостью, шероховатостью.

35. Поджелудочная железа. Представительство располагается на основании шеи с левой стороны, между ключицей и грудинно-ключично-сосцевидной мышцей. Проявляется при пальпаторном исследовании мышечной болью, иррадиацией в плечо, руку, лопатку, кисть, пальцы, область молочной железы, иногда в область поджелудочной железы.

36. Левая доля щитовидной железы. Проецируется на нижнюю часть шеи вдоль пищевода, в надключичную область и область яремной выемки. Проявляется мышечной болезненностью этих областей, тканевым взбуханием, кожа проявляется ангиопатическим рисунком (покраснением), папилломами.

37. Левый мочеточник. Представительство располагается с левой стороны шеи по боковой акселярной линии от проекции лоханки левой почки до плечевого сустава. При патологических со¬стояниях при пальпаторном исследовании мышечная проекция болезненна. На коже нарушение проявляется пигментными пятнами, папилломами;

38. и 41. Пилорический отдел желудка. Проецируется на область прикрепления грудино-клю-чично-сосцевидной мышцы к ключице. Патология проявляется болезненностью области прикрепления.

39. Матка, доли предстательной железы, промежность. Представительство располагается в центральной нижней части подбородка. Нарушение проявляется болезненностью надкостницы при пальпации, на коже — покраснением, пигментацией, прыщами, при дегенеративных процессах в органах характеризуется ростом родинок.

40. Правая молочная железа. Проецируется на подбородке с правой стороны под нижней губой на костной бугристости. Проявляется повышенной болевой чувствительностью, на коже сверху выражается покраснением, прыщами, пигментацией, родинками при дегенеративных процессах.

41. и 38. Пилорический отдел желудка. Проекция располагается справа на основании шеи в области прикрепления грудинно-ключично-сосцевидной мышцы к ключице. При функциональных нарушениях отдела и при пальпаторном исследовании проекция болезненна.

42. Правый мочеточник. Представительство располагается с правой стороны шеи по боковой акселярной линии, от проекции лоханки левой почки до плечевого сустава. При патологических состояниях мочеточника и при пальпаторном исследовании мышечная проекция болезненна, на коже нарушение проявляется пигментными пятнами, паппилломами.

43. Желчный пузырь. Проекция располагается с правой стороны основания шеи, в области угла, образованного грудинно-ключично-сосцевидной мышцей и правой ключицей. В зависимости от патологического состояния пузыря при надавливании на его проекционную зону возникают иррадиации боли в правую височную область головы, правое плечо, руку и пальцы этой руки, лопатку, грудь, лицо, зубы, щитовидную железу, кожу шеи, тело желчного пузыря.

44. Правая доля щитовидной железы. Проецируется на нижнюю треть шеи надключичной области с правой стороны вдоль пищевода. Проявляется мышечной болезненностью этой области, тканевым взбуханием. Кожа в этом месте при патологических состояниях железы проявляется пористостью, покраснением, паппилломами.

45. Лоханка правой почки. Проекция располагается на правой стороне, на мышцах боковой поверхности основания шеи, по боковой акселярной линии. При патологии лоханки почки возникает болезненность при пальпаторном исследовании мышц с иррадиацией в разные части тела и головы. На коже нарушение проявляется папилломами (инфицированность лоханки), сухостью, шероховатостью, родинками.

46. Гинекология, правый придаток с яичником, правая доля предстательной железы с яичком. Проецируется на верхней трети сонной артерии справа. Нарушение проявляется отечностью и болезненностью артерии, увеличением лимфоузлов этой области.

47. Малая кривизна желудка. Проекцией является грудинно-ключично-сосцевидная мышца с левой стороны шеи. На место прикрепления мышцы к черепу проецируется верхний отдел желудка и входящий в желудок пищевод, а на место прикрепления мышцы к ключице — привратник желудка. Расстройство желудка проявляется повышенным мышечным тонусом и болезненностью при пальпаторном исследовании.

48. Правая почка. Проецируется на шее справа, на мышцах, находящихся на боковой акселярной линии. Патология в почке проявляется болезненностью при пальпаторном исследовании боковой мышечной поверхности, иногда с иррадиацией в различные области головы, руки и верхнего плечевого пояса, шею. При глубокой патологии во время надавливания иррадиация идет в правую почку. На коже нарушения выражаются папилломоматозом, покраснением, сухостью и шероховатостью.

49. Правым яичник у женщин, правое яичко у мужчин. Представительство находится на коже подбородка с правой стороны, около правой подбородочной складки. Патология проявляется покраснением, сухостью и шелушением кожи, прыщами, ростом родинок при дегенеративных процессах.

50. Лимфатическая система подвздошной области. На лице подвздошная область (паховая складка) проецируется складкой, идущей на нижнюю челюсть от уголков рта как продолжение носогубной складки. При патологических процессах в паху проблема может проявиться раздражением кожи, пигментацией, прыщами.

51. Надпочечник правой почки. Проецируется на коже и на мышцах верхнего отдела шеи справа, на боковой акселярной линии, а также спереди и сзади от нее по мышечной поверхности. При функциональном расстройстве присутствует мышечная болевая чувствительность иногда с иррадиацией в различные области головы и шеи Кожа реагирует раздражением, ростом папиллом.

52. Тонкий кишечник. Представительство расположено под основанием нижней губы. При патологии проявляется на коже раздражением, пигментацией, ростом родинок.

53. Большая кривизна желудка. Проецируется на кожу и слизистую нижней губы. Нарушение проявляется трещинами, герпетическими высыпаниями, шелушением, потерей цветности, по¬явлением эффекта сморщивания губы.

54. Гормональная система. Проекционной областью является пространство на лице между носом и верхней губой. При расстройстве системы на коже появляются прыщи, раздражение, пиг¬ментация, растет волосяной покров.

55. Признаки склеродермии. Кожа становится глубоко морщинистой. Иногда наблюдается рост волосяного покрова (у женщин).

56. Тонкий кишечник. Проекция находится в нижней части щеки под скулой лица. Нарушения в тонком кишечнике выражаются раздражением кожи, прыщами, неровностью или шероховатостью.

57. Мечевидный отросток. Проекция располагается под основанием носа. При его травме или возникновении патологического состояния в области основания носа появляется повышенная болевая чувствительность, прыщи, покраснение.

58. Большая кривизна желудка. Проекционной является внутренняя область левой ноздри. При расстройстве желудка слизистая носа реагирует образованием воспалений, отеков, герпетических высыпаний.

59. Малая кривизна желудка. Проекционной является внутренняя область правой ноздри. При расстройстве желудка слизистая носа реагирует образованием воспалений, отеков, герпетических высыпаний.

60. Мочевой пузырь, мочеточник правой почки. Проецируется на слуховой проход и внутреннее ухо. При воспалительных процессах в органах появляется боль в слуховом проходе, иногда возникает воспаление, повышенное серовыделение, снижается слух.

61. Бронх правого легкого. Проецируется на коже крыла правой половины носа. Нарушения выражаются сосудистым рисунком на основания крыла носа, покраснением, пигментацией.

62. Правая молочная железа. Проекция расположена на коже правой щеки на месте пересечения вертикальной линии, идущей от наружной части угла глаза, и горизонтальной линии, проходящей через верхний полюс крыльев носа. Проблема проявляется покраснением, пигментацией, прыщами, ростом родинок, кожным взбуханием.
 

http://miryasnosveta.ru/parapsixologiya/bolezni-vnutrennix-o…

 

aviator.guru

МИГ 105 — это… Что такое МИГ 105?

Проект «Спираль». Изображение вывода на орбиту

Авиационно-космическая система «Спираль» — система, состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Проект «Спираль» был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar»[1].

И в США, и СССР эти программы были свернуты на разных стадиях разработки.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна, в котором работал Лозино-Лозинский, начались разработки орбитального самолёта.

Самолёт-разгонщик

Модель самолёта-разгонщика проекта «Спираль»

Мощный воздушный корабль-разгонщик (52-тонный (длина 38 м, размах 16,5 м)) должен был разгонятся до скорости 6 махов[2], с его «спины» на высоте 28-30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м.

«Самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации». Лозино-Лозинский [1].

Самолёт-разгонщик был(?) первым гиперзвуковым летательным аппаратом с воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной федерации (FAI), проходившей в 1989 году в Малаге (Испания) представители американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку, отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями».[2]

Орбитальный самолёт

Орбитальный самолёт представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся вверх консоли крыла, для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках спуска. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть»

Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием дисилицидом молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать максимум 1600 градусов Цельсия.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации с тягой; Турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадке, работающий на керосине.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта (МиГ-105.11) проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К (см.видео) Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Были разработаны орбитальные самолёты:

  • фото- и радиоразведчики;
  • для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боеголовкой и системой наведения со спутника;
  • перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй — для поражения цели.

Космонавты проекта

Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, в которую вошли члены отряда космонавтов, имевшие достаточную лётную подготовку. Первоначальный состав группы:

После реорганизации в 1969 Центра подготовки космонавтов был создан 4-й отдел 1-го управления ЦПК, начальником которого был назначен Г.С. Титов. В отдел были набраны молодые лётчики, проходившие космическую подготовку:

7 Января 1971 года в связи с уходом Г.С. Титова из отряда космонавтов начальником отдела был назначен А.В. Филипченко, а 11 апреля 1973 — инструктор-космонавт-испытатель Л.В. Воробьев. В 1973 отдел был расформирован в связи с прекращением работ по проекту.

Итоги проекта

В ходе разработок был создан сначала проект 50-11 «Спираль» самолёта-аналога, затем «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) Миг-105.11, для демонстрации реализуемости проекта.

За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамик», что отражено в документе 1966 года.[3]. Это произошло за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4, до полёта Бурана оставалось ещё долгих 22 года.

Космический аппарат БОР-4 (в рамках проекта «Буран») представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спираль» в масштабе 1:2. БОР-4 был моделью-аналогом боевого орбитального самолёта «Спираль», на котором отрабатывалась теплозащита для Бурана. Технические решения, полученные в ходе разработок жидкостных ракетных двигателей специалистами ОКБ Завода Климова, также были использованы при строительстве «Бурана».[3]

«На базе БОРа-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космического базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки из космоса с минимальным подлётным временем до целей (5…7 минут)». Лукашевич В. П., финансовый директор ОАО «Международный консорциум Многоцелевые авиационно-космические системы». [4] (см. схему применения боевых блоков в проекте «Буран»

Работы по созданию, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976—1978 годах было проведено 8 тестовых полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после начала разработки более современного и казавшегося более перспективным проектом «Энергия-Буран». Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль» были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния». В данное время аналог боевого орбитального самолёта можно видеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Примечания

  1. Dyna-Soar (от Dynamic Soaring — (разгон и планирование) в соответствии с методикой повторного входа в атмосферу Эйгена Зенгера (немецкий проект межконтинентального реактивного бомбардировщика, известный как «проект Зенгера» 1944 года).
  2. до скорости, превышающей звуковую в 6 раз.
  3. ОАО «Климов» — осваивая космос

Литература

  • Микоян С. А. Мы — дети войны.Воспоминания военного летчика-испытателя — М.: Яуза, Эксмо, 2006

См. также

Ссылки

Многоразовые транспортные космические корабли

США: Программа «Space shuttle»

 

СССР: Программа «Буран»

  • ОК-ГЛИ (БТС 002, аэродинамическая модель)
  • Буран (1.01, списан, уничтожен в 2002 году)
  • 1.02 (закончен на 95—97 %, не использовался)
  • 2.01 (не закончен)
  • 2.02 (частично разобран)
  • 2.03 (разобран)

Европа: «Гермес», проект остановлен
Япония: HOPE, проект остановлен

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

105 — это… Что такое МИГ-105?

Проект «Спираль». Изображение вывода на орбиту

Авиационно-космическая система «Спираль» — система, состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Проект «Спираль» был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar»[1].

И в США, и СССР эти программы были свернуты на разных стадиях разработки.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна, в котором работал Лозино-Лозинский, начались разработки орбитального самолёта.

Самолёт-разгонщик

Модель самолёта-разгонщика проекта «Спираль»

Мощный воздушный корабль-разгонщик (52-тонный (длина 38 м, размах 16,5 м)) должен был разгонятся до скорости 6 махов[2], с его «спины» на высоте 28-30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м.

«Самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации». Лозино-Лозинский [1].

Самолёт-разгонщик был(?) первым гиперзвуковым летательным аппаратом с воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной федерации (FAI), проходившей в 1989 году в Малаге (Испания) представители американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку, отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями».[2]

Орбитальный самолёт

Орбитальный самолёт представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся вверх консоли крыла, для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках спуска. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть»

Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием дисилицидом молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать максимум 1600 градусов Цельсия.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации с тягой; Турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадке, работающий на керосине.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта (МиГ-105.11) проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К (см.видео) Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Были разработаны орбитальные самолёты:

  • фото- и радиоразведчики;
  • для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боеголовкой и системой наведения со спутника;
  • перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй — для поражения цели.

Космонавты проекта

Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, в которую вошли члены отряда космонавтов, имевшие достаточную лётную подготовку. Первоначальный состав группы:

После реорганизации в 1969 Центра подготовки космонавтов был создан 4-й отдел 1-го управления ЦПК, начальником которого был назначен Г.С. Титов. В отдел были набраны молодые лётчики, проходившие космическую подготовку:

7 Января 1971 года в связи с уходом Г.С. Титова из отряда космонавтов начальником отдела был назначен А.В. Филипченко, а 11 апреля 1973 — инструктор-космонавт-испытатель Л.В. Воробьев. В 1973 отдел был расформирован в связи с прекращением работ по проекту.

Итоги проекта

В ходе разработок был создан сначала проект 50-11 «Спираль» самолёта-аналога, затем «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) Миг-105.11, для демонстрации реализуемости проекта.

За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамик», что отражено в документе 1966 года.[3]. Это произошло за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4, до полёта Бурана оставалось ещё долгих 22 года.

Космический аппарат БОР-4 (в рамках проекта «Буран») представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спираль» в масштабе 1:2. БОР-4 был моделью-аналогом боевого орбитального самолёта «Спираль», на котором отрабатывалась теплозащита для Бурана. Технические решения, полученные в ходе разработок жидкостных ракетных двигателей специалистами ОКБ Завода Климова, также были использованы при строительстве «Бурана».[3]

«На базе БОРа-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космического базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки из космоса с минимальным подлётным временем до целей (5…7 минут)». Лукашевич В. П., финансовый директор ОАО «Международный консорциум Многоцелевые авиационно-космические системы». [4] (см. схему применения боевых блоков в проекте «Буран»

Работы по созданию, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976—1978 годах было проведено 8 тестовых полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после начала разработки более современного и казавшегося более перспективным проектом «Энергия-Буран». Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль» были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния». В данное время аналог боевого орбитального самолёта можно видеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Примечания

  1. Dyna-Soar (от Dynamic Soaring — (разгон и планирование) в соответствии с методикой повторного входа в атмосферу Эйгена Зенгера (немецкий проект межконтинентального реактивного бомбардировщика, известный как «проект Зенгера» 1944 года).
  2. до скорости, превышающей звуковую в 6 раз.
  3. ОАО «Климов» — осваивая космос

Литература

  • Микоян С. А. Мы — дети войны.Воспоминания военного летчика-испытателя — М.: Яуза, Эксмо, 2006

См. также

Ссылки

Многоразовые транспортные космические корабли

США: Программа «Space shuttle»

 

СССР: Программа «Буран»

  • ОК-ГЛИ (БТС 002, аэродинамическая модель)
  • Буран (1.01, списан, уничтожен в 2002 году)
  • 1.02 (закончен на 95—97 %, не использовался)
  • 2.01 (не закончен)
  • 2.02 (частично разобран)
  • 2.03 (разобран)

Европа: «Гермес», проект остановлен
Япония: HOPE, проект остановлен

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

«ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт)

«ЭПОС.» А аэродномные острословы называли его просто «ЛАПОТЬ.»

Мощный воздушный корабль-разгонщик должен был разгоняться до шестикратной скорости звука (М=6), затем с его «спины» на высоте 28—30 км должен был стартовать пилотируемый орбитальный самолёт.

Орбитальный самолёт представлял собой летательный аппарат со стреловидными крыльями, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках траектории.Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

В ходе разработок был создан сначала проект 50-11 «Спираль» самолёта-аналога, затем «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) Миг-105.11, для демонстрации реализуемости проекта, однако министр обороны А. А. Гречко не дал разрешения на запуск почти готового корабля в космос, начертав по разным источникам резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом».Ну и третий вариант : «СКАЗКАМИ заниматься не будем»

Работы по созданию, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976—1978 годах было проведено 8 испытательных полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после начала разработки более современного и казавшегося более перспективным проекта «Энергия-Буран».

Огромная заслуга Г.Е. Лозино-Лозинского была в том, что не смотря на запреты, он смог довести проект «Спираль» до лётных испытаний.

www.gradremstroy.ru

Спираль (авиационно-космическая система) — WiKi

Авиацио́нно-косми́ческая систе́ма «Спира́ль» — система космического назначения, состоящая из орбитального самолёта, который по технологии воздушный старт должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту.

Проект «Спираль», начатый в 1960-х годах, был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar»[1][2].

Примерно в 1964-м группа учёных и специалистов ЦНИИ 30 ВВС разработала концепцию создания принципиально новой ВКС, которая наиболее рационально интегрировала в себе идеи самолёта, ракетоплана и космического объекта и удовлетворяла бы вышеуказанным требованиям.

В середине 1965-го министр авиационной промышленности П. В. Дементьев поручил ОКБ А. И. Микояна разработку проекта этой системы, получившей название «Спираль». Главным конструктором системы назначили Г. Е. Лозино-Лозинского. От ВВС руководство работами осуществлял С. Г. Фролов, военно-техническое сопровождение поручили начальнику ЦНИИ 30 — З. А. Иоффе, а также его заместителю по науке В. И. Семёнову и начальникам управлений — В. А. Матвееву и О. Б. Рукосуеву — основным идеологам концепции ВКС.

Разработка системы «Спираль» и её орбитального самолёта начались в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна летом 1966 года. Готовность системы к эксплуатации предполагалась в середине 1970-х годов. И в США, и в СССР эти программы были свёрнуты на разных стадиях разработки.

Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

Самолёт-разгонщик

Мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина 38 м, размах крыла 16,5 м) должен был разгоняться до шестикратной скорости звука (6М), затем с его «спины» на высоте 28—30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт длиной 8 м и размахом 7,4 м.

«Самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт-авиалайнер, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации».[3]

Самолёт-разгонщик был первым технологически-революционным детальным проектом гиперзвукового летательного аппарата с воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной федерации (FAI), проходившей в 1989 году в Малаге (Испания) представители американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку, отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями».[4]

Ввиду требования больших средств для принципиально новых двигательных, аэродинамических и материаловедческих технологий для создания такого гиперзвукового самолёта-разгонщика, в последних вариантах проекта рассматривалась менее затратная и более быстро достижимая возможность создания не гиперзвукового, а сверхзвукового разгонщика, в качестве которого рассматривался модифицированный ударно-разведывательный самолёт Т-4 («100»)[5], однако и он не был реализован.

Орбитальный самолёт

Орбитальный самолёт-космоплан по проекту представлял собой летательный аппарат со стреловидным крылом, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках траектории. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть».

Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть покрытой методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В данном случае был ниобиевый сплав с покрытием на основе дисилицида молибдена. Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с орбиты могла достигать 1600 °C.

Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации, состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации; турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадки, работающий на керосине.

Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.

Помимо возможности транспортного варианта с небольшим грузовым отсеком, были разработаны основные военные варианты орбитальных самолётов:

  • фото- и радиоразведчики;
  • для поражения авианосцев, имеющие ракеты с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника;
  • перехватчики космических целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи фотографий по каналам связи, второй — для поражения цели.

Космонавты проекта

Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, в которую вошли члены отряда космонавтов, имевшие достаточную лётную подготовку. Первоначальный состав группы:

После реорганизации в 1969 Центра подготовки космонавтов был создан 4-й отдел 1-го управления ЦПК, начальником которого был назначен Г. С. Титов. Последний к тому моменту защитил диплом по теме САС проекта одноместного воздушно-космического летательного аппарата.[6] В отдел были набраны молодые лётчики, проходившие космическую подготовку:

7 января 1971 года в связи с уходом Г. С. Титова из отряда космонавтов начальником отдела был назначен А. В. Филипченко, а 11 апреля 1973 — инструктор-космонавт-испытатель Л. В. Воробьев. В 1973 отдел был расформирован в связи с прекращением работ по проекту.

  БОР-2 — суборбитальный аппарат-аналог   БОР-4 — запускавшийся на орбиту космический аппарат-аналог   БОР-6 — не летавший космический аппарат-аналог

Ход проекта

В ходе программы для отработки создания орбитального самолёта и демонстрации его реализуемости был созданы подпроекты самолёта-аналога 105.11, суборбитальных аппаратов-аналогов БОР-1 (Беспилотный орбитальный ракетоплан), БОР-2, БОР-3 (все три варианта были выполнены в масштабе 1:3 из-за ограниченных энергетических возможностей ракет-носителя 8К63Б — модифицированной БРСД Р-12[7]) и космических аппаратов-аналогов «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) БОР-4 и БОР-6.

Бор-1 — 15.07.1969, макетное изделие из текстолита, масштаб 1:3, естественно сгорел
Бор-2 — 06.12.1969, аналог М 1:3, отказ системы управления, баллист. спуск, сгорел
Бор-2 — 31.07.1970, аналог М 1:3, успешный полет
Бор-2 — 22.04.1971, аналог М 1:3, прогар защиты, КЗ, парашют не вышел, разбился
Бор-2 — 08.02.1972, аналог М 1:3, успешный полет, аппарат хранится в ЛИИ
Бор-3 — 24.05.1973, аналог М 1:3, разрушение ГО на высоте 5 км, аппарат разбился
Бор-3 — 11.07.1974, аналог М 1:3, повреждение парашюта, аппарат разбился
Все запуски осуществлены с полигона Капустин Яр).

Работы по созданию «Спирали», в том числе аналогов её орбитального самолёта, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976—1978 годах было проведено 7 испытательных полётов МиГ-105.11.

На дозвуковом аналоге орбитального самолёта 105.11 проводили испытания лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На 105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К[8]Авиард Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.

Запускавшийся РН 11К65М-РБ уже в рамках программы «Буран», космические аппараты серии БОР-4 представляли собой беспилотные экспериментальные аппараты созданные на основе Бор-3, измененные в рамках программы «Буран».

Разработки жаростойких теплозащитных материалов типа «пенокерамика» в рамках проекта «Спираль» велись (что отражено в документе 1966 года[4]) за 15 лет до начала полётов по американской программе Спейс шаттл, а также за 16 лет до первого испытания советских кварцевых плиток на БОР-4 и за 22 года до полёта «Бурана». Первоначально планировалось применять металлическую теплозащиту из жаропрочных сплавов, но не удалось решить проблему остаточного коробления металла при циклических температурных нагрузках. Было принято решение применять керамическую защиту сведения о которой были получены по «шаттлу».[9] На БОР-4 отрабатывалась теплозащита для «Бурана». Технические решения, полученные специалистами ОКБ Завода Климова в ходе разработок бортовых жидкостных ракетных двигателей, также были использованы при создании «Бурана».[10]

Также «на базе БОР-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космического базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки из космоса с минимальным подлётным временем до целей (5…7 минут)». Лукашевич В. П., финансовый директор ОАО «Международный консорциум Многоцелевые авиационно-космические системы».[11][12][13]

Собственные работы над «Спиралью» (кроме аналогов БОР) были окончательно прекращены после начала разработки более масштабного, менее технологически рискованного, казавшегося более перспективным и во многом повторявшим американскую программу Спейс шаттл проекта «Энергия-Буран». Министр обороны А. А. Гречко даже не дал разрешения на орбитальные испытания почти готового ЭПОС, начертав по разным данным резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем»[14] или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом»[15]. Основные специалисты, ранее работавшие по проекту «Спираль», были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ «Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния».

В данное время самолёт-аналог 105.11 можно видеть в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Влияние американских программ на проект

На начало программы «Спираль» повлияло начало работ по американской программе «Dyna Soar».[9] Выбор облика орбитального самолета «Спираль» производился не совсем на пустом месте. При выборе компоновки и алгоритмов управления орбитального самолета «Спираль» конструкторы внимательно следили за американскими работами и испытаниями беспилотных аппаратов «ASSET[en]»(1963-1965), «SV-5D[en]»(1966-1967). К моменту выпуска в СССР аванпроекта «Спирали» в США уже проводились исследование пилотируемых гиперзвуковых летательных аппаратов на малых скоростях полета («PILOT») и полеты пилотируемых аппаратов «M2-F1[en]», «M2-F2[en]» и «HL-10», так же предусматривались летные исследования «X-24[en]». Результаты этих испытаний были известны в ОКБ Микояна.[16]

На закрытие программы «Спираль» повлияло начало создания программы «Буран как ответ на начало американской программы «Спейс Шаттл», а так же закрытие в 1975 году программы «».[9]

Так же по мнению сотрудников НАСА на дизайн Бора-4 могли повлиять данные по созданию и испытанию пилотируемых аппаратов M2-F1, M2-F2, HL-10, X-24A, X-24B купленные Советским Союзом.[17][18]

Фильм

См. также

Примечания

  1. ↑ Dyna-Soar (англ. Dynamic Soaring — «разгон и планирование») в соответствии с методикой повторного входа в атмосферу Ойгена Зенгера (немецкий проект межконтинентального реактивного бомбардировщика, известный как «проект Зенгера» 1944 года).
  2. ↑ Проект «Спираль». Материалы XI Международного симпозиума по истории авиации и космонавтики.
  3. ↑ Лозино-Лозинский. http://www.buran.ru/htm/archivl.htm
  4. 1 2 Воздушно-орбитальная система «Спираль»
  5. ↑ Спираль. Несостоявшийся виток
  6. ↑ Диплом Гагарина Архивировано 10 января 2015 года.
  7. ↑ БОРЫ Капьяр
  8. ↑ ЭПОС (105.11) на видео — Сброс с ТУ-135К, полёт, посадка
  9. 1 2 3 ЛУКАШЕВИЧ В.П. ТРУФАКИН В.А МИКОЯН С.А. Воздушно-орбитальная система «СПИРАЛЬ» // Авиация и космонавтика. — 2007. — № 2. Архивировано 25 июля 2017 года.
  10. ↑ ОАО «Климов» — осваивая космос
  11. ↑ Аппараты БОР
  12. ↑ схема применения
  13. ↑ боевые блоки в проекте «Буран»
  14. ↑ 50 «Спираль»
  15. ↑ XXII. ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ «БУРАНА»
  16. ЛУКАШЕВИЧ В.П. ТРУФАКИН В.А МИКОЯН С.А. Воздушно-орбитальная система «СПИРАЛЬ» // Авиация и космонавтика. — 2006. — № 11. Архивировано 25 июля 2017 года.
  17. W. Kempel, Robert Developing and Flight Testing the HL-10 Lifting Body: A Precursor to the Space Shuttle (англ.) 40. NASA (апрель 1994). — «…Much of the wind-tunnel and flight test work we accomplished and published was unclassified. As a result, the Soviet Union took advantage of our work with their design and flight testing of the subscale BOR-4 vehicle in 1982…». Архивировано 5 августа 2014 года.
  18. R. Dale, Reed Wingless Flight The Lifting Body Story (англ.) 180. NASA (1997). — «…The NASA lifting-body program has been well documented in about 100 technical reports on the program’s 222 flights and 20,000 hours of wind-tunnel tests. Many of these publications are unclassified. The Soviet Union purchased copies of these reports from NASA Headquarters in Washington, D.C., then designed its own lifting body. In 1982, the Soviets flight-tested an unpiloted, 10-foot-long, subscale version of their lifting body, the BOR-4, including a maneuvering re-entry over the Indian Ocean from space orbit. The flight test of the BOR-4 closely resembled that of our PRIME (X-23) vehicle in 1966…». Архивировано 18 декабря 2014 года.

Литература

  • Лукашевич В. П., Афанасьев А. Б. Космические крылья — М.: ЛенТа Странствий, 2009, 496с.- ил. [1]
    • Гл. 10 Воздушно-орбитальный самолёт «Спираль» (с.201-218)
    • Гл. 11 Экспериментальные самолёты-аналоги (с.219-244)
    • Гл. 12 Боевые пилотируемые орбитальные самолёты (с.245-255)
    • Гл. 13 Создание ЭПОСа (с.257-278)
    • Гл. 15 Первые беспилотные орбитальные ракетопланы (с.287-300)
    • Гл. 16 Летающий «Лапоть» (с.301-344)
  • Микоян С. А. Мы — дети войны. Воспоминания военного лётчика-испытателя — М.: Яуза, Эксмо, 2006

Ссылки

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *