Приемы фехтования Katana Club
Универсальные приемы фехтования Katana Club
Приемы фехтования появились в то же время, как появилось у первобытных людей оружие. Искусность приемов фехтования напрямую зависела от оружия, которым они выполнялись. На заре человечества каменный топор не требовал уроков фехтования и школ фехтования. Как таковое, современное искусство фехтования появилось только в позднее средневековье, во времена Ренессанса.
Чем более сложным и совершенным становилось холодное оружие, тем сложнее и изысканее были сами приемы фехтования.
Достаточно часто можно слышать, что под каждое оружие есть своя, уникальная техника фехтования. Ножевая, сабельная, мачете, техника владения катаной. Свои приемы фехтования, свои удары фехтования, свои движения, свои финты.
Это глубоко ошибочное мнение. Никогда, ни в какие времена воина не обучали отдельным техникам. Воин должен был уметь владеть ЛЮБЫМ оружием. В пылу битвы он мог потерять свой клинок, у него мог сломаться меч, его могли обезоружить в ходе боя. Он должен был продолжить бой на том оружии, что было ему доступно в конкретно этот момент времени.
Такой подход предполагал заведомо универсальность приемов фехтования, когда вам все равно, что у вас в руке — нож или катана. Разумеется, различное оружие диктовало разницу в использовании его на поле боя или в поединке, но основные принципы и техника работы с ним оставались неизменными.
Приемы и техника фехтования на любом оружии обычно распадаются на следующие составные части — приемы фехтования с одним противником на различных дистанциях и приемы фехтования с несколькими противниками так же на разных дистанциях.
Такое разделение диктуется тактикой боя — то, что может позволить себе человек на дуэли с одним врагом, неприемлимо при сражении с несколькими противниками. Katana Club старается взять все лучшее, что есть в восточных и западных трактатах о фехтовании. Например то, что контратаку следует проводить так, чтобы противник не мог провести свою. В свете трактатов и книг того же Мусаси, знаменитого японского фехтовальщика, по новому звучит то, что лучшая защита — это нападение. Не просто нападение без всякого повода, а отражение угрозы атаки своим нападением в момент ее начала, или даже чуть раньше, чем она началась.
Мы опять возвращаемся к теме универсальности приемов фехтования. Основой успешной защиты или успешного нападения служит положение воина в пространстве — то, стоит он в структуре, или нет.
Если он не стоит в структуре, то воздействтие на него противника выведет его из положения равновесия, уутратив которое он становится уязвим. Об этом в общем то писали все школы фехтования, западные и восточные. Называли это по разному — стойками, структурой. Смысл от этого не меняется.
Второе важное правило школы фехтования Katana Club, которому мы училм — это то, что вы защищены до тех пор, пока между вами и противником есть ваше оружие. И не важно какое оно — длинное — типа катаны, среднее — типо сабли или мачете или короткое, типо ножа. Пока ваш клинок перед ваим, вы можете отражать врага и сами атаковать. Такой подход предолагает отказ от техники рубки а-ля Чапаев с коня — больших, широких замахов, когда клинок выводится за линию своих плеч перед ударом противника или при отражении его ататки. Как только он вышел за эту линию, вы стали доступны для ударов врага. Следовательно, все удары и задита от вражеских ударов происходят в треугольгике — образованным вашим телом, руками — или рукой и клинком. Это как раз и дает структуру, сломать которую противнику ой как непросто.
Третье важное правило — удар СПЕРВА наносится рукой, потом происходит дошаг до противыника и лишь в самом конце возможна коррекция удара кистью. Фактически подшаг к противнику происходит при полностью выпрямленной руке — ну точнее слегка согнутой в локте, чтобы иметь возможность ею дотянуться до противника в конце удара на разгибе.
Сам удар рукой происходит вперед с вворачиванием локтя руки прямо в противника, это дает возможность создать некоторое винтовое движение с двумя векторами силы — вперед и чуть вниз (или вверх, в зависимости от направления самого удара). Такой удар рукой сохраняет структуру целой.
И не важно что за оружие у вас в руках — нож, меч, катана или мачете. Этот удар сильный и сокрушающий, он достингет цели.
Четвертое правило — используй силу ататки противника для своей ататки. Когда вас атакуют, вы можете использовать силу вражеской ататки для своей ататки врага, или ухода с линии его татаки. Вообще желательно всегда уходить с линии ататки противника, отталкиваясь от его клинка, тела, руки и уже потом наносить свой ответный удар. На вас нападают? Прекрасно — ототлкнитесь своим клинком от клинка врага и используйте эту силу для ухода в сторону. Рубят с ен имоверной силой — чуть приостановите вражеский удар и дайте противнику провалитсья — он сам поможет вам в вашей ататке, нападая на вас со своей нечеловеческой силой. Этот принцип использует айкидо для отражения ударов, применяте ее и Katana Club.
В связке с этим правилом стоит и прием тай сабаки — уход с линии атаки противника. Тай сабаки применяется многими школами боевых искусств, без овладения этим приемом успехов в фехтовании ждать не приходится.
В следующих статьях мы подробно остановися на каждом приеме фехтования Katana Club.
katanaclubmaster.com
Основы фехтования
Основы фехтования
СОДЕРЖАНИЕ
1. основы фехтования
1.1 история развития фехтования
1.2 классификация технических приемов и боевых действий, терминология фехтования
1.3 характеристика фехтования на рапирах
1.4 характеристика фехтования на шпагах
1.5 характеристика фехтования на саблях
1. ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Фехтование в древнем мире. Борьба первобытного человека за существование, а позднее беспрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми полна история народов древнего мира, были причинами возникновения и усовершенствования холодного оружия. Одновременно росло мастерство владения им. В древности обучение воинов начиналось с раннего детства, что можно установить на основе анализа исторических памятников, бытовых и религиозных обрядов, данных по истории физической культуры, произведений изобразительного искусства.
У народов Древней Индии существовала святая книга, содержащая принципы упражнений с оружием. В качестве преподавателей выступали члены секты браминов. Они давали свои уроки на городских площадях. В дальнейшем обучением искусству фехтования стали заниматься профессиональные воины.
В Древнем Египте распространенным видом упражнения с оружием было фехтование на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье свободной руки тремя ремнями, представляла собой щит для отражения ударов противника.
В Древней Греции в почете были физические упражнения и военные игры. В качестве оружия греки пользовались подобием шпаги, которая являлась как колющим, так и рубящим оружием. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. Основным средством защиты был щит. Чтобы избежать укола или удара использовались уклонения туловищем, а также перемещения назад и в стороны.
В Римской империи широко практиковалось изучение владения холодным оружием. Довольно значительное количество преподавателей, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в римской армии. «Доктора оружия» в Риме были очень известными людьми и нередко награждались высокими знаками отличия.
Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы набирались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных выступлениях.
Фехтование в средние века. В средние века искусство владения холодным оружием носило ярко выраженный классовый характер — им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Фехтование было жизненно необходимым навыком, помогавшим не только преуспеть в жизни, но и уцелеть в ходе рыцарских турниров и дуэлей.
Но было бы ошибочным утверждать, что простые горожане и крестьяне в этот период не занимались фехтованием. Среди них было широко развито фехтование на палках, обитых железом, и на алебардах (род секиры, укрепленной на длинной палке).
В XVI в. с изобретением пороха и появлением огнестрельного оружия утратилось значение металлических доспехов, и тяжелое холодное оружие заменили более легким. Например, вместо двуручного меча появилась облегченная шпага, которой можно было колоть и рубить.
Отдельные источники указывают на то, что фехтование как искусство владения рапирой и шпагой зародилось в Испании. Первыми книгами по теории фехтования считаются произведения испанских преподавателей Понса де Перпиньяна и Педроса де Торре. Их книги вышли в свет в 1474 г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования («Фехтбрудер»), а в Англии основана ассоциация фехтовальщиков.
В 1567 г. парижские мастера фехтования на шпагах создали Академию преподавателей фехтования Франции. В ее состав входили 20 членов, из которых 6 были наиболее почетными. В середине XVII в. фехтование на шпагах во Франции продолжало совершенствоваться, становилось более вариативным. Шпага стала легче, клинок ее приобрел трехгранную форму. Французские преподаватели фехтования при обучении использовали облегченную шпагу (флорет), явившуюся прототипом современной рапиры.
С середины XVII в. во Франции получает распространение школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия. В этом заключалось основное различие между итальянской и французской школами фехтования.
Фехтование в России и российской армии. Владение холодным оружием в Древней Руси имело большое военно-прикладное значение. Русские воины использовали копья, пики, топоры, секиры, мечи и дротики. В веках живут славные победы русских воинов в битвах с иноземными захватчиками на Чудском озере и Куликовом поле.
Фехтование западно-европейского типа возникло в России в первой половине XVII в. В отличие от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство».
Во второй половине XVIII в. возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником ее был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796—1799 гг.) Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А.В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».
В начале XIX в. значительная роль отводилась русским преподавателям фехтования. Особый вклад в развитие фехтования в России внесли И.Е. Сивербрик (ученик Б. Фишера) и Соколов. Сивербрик вел большую преподавательскую работу в Петербурге — сначала в Первом кадетском корпусе, позже в Пажеском и других корпусах. В 1821 г. он организовал при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам.
В 1851 г. в Петербурге был открыт Императорский фехтовальный зал (где преподавал И.Е. Сивербрик), а в 1857 г. в Инженерном павильоне — Санкт-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал.
С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы (специальный темляк на шашку). К соревнованиям допускались только офицеры. Обладатель императорского приза завоевывал звание чемпиона России по данному виду оружия, если он 2 года подряд занимал первое место. Соревнования обычно были предварительными и заключительными. В предварительных соревнованиях боев не было. В них проходила проверка технической подготовленности участников. Выдержавшие это испытание допускались к заключительным соревнованиям, т. е. к фехтовальным поединкам. Бои проводились на время, их продолжительность была от 3 до 7 минут. В начале XX в. в Петербурге организуются офицерские фехтовальные курсы. Позже к этим курсам прибавились гимнастическо-фехтовальные курсы для унтер-офицеров, которые выпускали помощников офицеров по преподаванию фехтования. В 1909 г. курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской школы в Жуанвиле, а в 1910 г. была открыта Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Среди слушателей военных школ выделялись талантливые фехтовальщики, впоследствии заслуженные мастера спорта В.М. Захаров и Т.И. Климов. Преподаватели, подготовленные в этих школах, вели работу в Харькове, Новочеркасске, Твери, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Риге, Томске, Смоленске и других городах.
В это же время довольно широко стали приводиться соревнования по фехтованию. Однако вначале они организовывались только в пределах городов. Ежегодно в Петербурге устраивались соревнования среди студентов университета, Политехнического и Технологического институтов на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону.
Официальных правил соревнований по фехтованию в России не было. При их проведении руководствовались отдельными инструкциями, практическим опытом и традициями. Отчасти пользовались сведениями из учебной литературы по фехтованию, преимущественно зарубежной. Некоторое обобщение вопроса о проведении соревнований было представлено в книге К. Тернана «Фехтование на рапирах», изданной в Петербурге в 1913г. Таким образом, в дореволюционной России зародились основы отечественного фехтования, которое имело скорее прикладной, чем спортивный характер и получило свое развитие в первой половине XIX в. В русской армии основное внимание уделялось сабельному и штыковому фехтованию, оно предназначалось для подготовки воинов к рукопашному бою. Спортивное фехтование было доступно лишь дворянской аристократии и буржуазии и служило их классовым интересам.
Преимущественное развитие фехтование получило среди офицеров русской армии. Однако спортивно-техническая подготовленность русских фехтовальщиков была относительно невысока, о чем свидетельствовали их выступления на международной арене.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТЕРМИНОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Классификация — это распределение технических приемов и боевых действий по общим признакам и в определенном порядке для облегчения усвоения фехтования на основе системного подхода к предмету. В тесной зависимости от классификации находится терминология фехтования, знание которой позволяет спортсменам, тренерам и судьям более эффективно взаимодействовать в ходе тренировок и соревнований, а также полноценно пользоваться специальной литературой.
mirznanii.com
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ | Российские спортсмены
Доброго времени суток, дорогие друзья!
Если вам нужны темы для Вордпресс, то всё, что вам нужно находится на интернет-ресурсе https://wordpresssuite.com/.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЕХТОВАНИЯ
В далеком Средневековье фехтование считалось одной из «семи благородных страстей рыцаря». В Испании в начале XV века фехтовальное искусство было важнейшая составляющей боевой подготовки воинов. В середине XVI века центром развития фехтования стала Италия, а затем и Франция, где высоким фехтовальным мастерством славились королевские мушкетеры.
С XVII века как отдельное искусство начало развиваться спортивное фехтование. И в программу первых Олимпийских игр современности оно было включено безоговорочно.
В России фехтование культивируется с Петровских времен. Первые же официальные состязания за звание чемпиона России были проведены в 1860 году. Олимпийский дебют российских фехтовальщиков состоялся в 1912 года. Правда, оказался неудачным – не было завоевано ни одного первого места. Первый олимпийский успех российских фехтовальщиков датирован 1952 годом. А уже начиная с 1960 года наши спортсмены становились обладателями золотых медалей на всех Олимпийских играх, в которых принимали участие.
Надеюсь, данный словарь терминов спортивного фехтования поможет вам стать более квалифицированными болельщиками увлекательных и динамичных состязаний современных рыцарей, гардемаринов и мушкетеров.
А
Атака — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.
Атака основная — начинающая боевую схватку.
Атака на подготовку — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.
Атака ответная — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.
Атака повторная — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.
Атаки обоюдные — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.
Атака простая (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой) — выполняемая с однотемповым движением оружия.
Атака с действиями на оружие — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).
Атака (ответ) с финтами — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).
Атака комбинированная — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).
Атака с задержкой — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).
Б
Батман — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.
Батман (захват, отбив) прямой — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.
Батман (захват, отбив) полукруговой — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.
Батман (захват, отбив) круговой — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.
Батман (отбив) проходящий — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.
Батман (отбив) ударный — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.
Боевая стойка — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.
Боевая схватка — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.
Бой — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.
Бой ближний — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.
Бой наступательный — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.
Бой оборонительный — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.
Бой маневренный — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.
Бой позиционный — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.
Бой скоротечный — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.
Бой выжидательный — с продолжительной подготовкой боевых действий.
В
Владеть соединением — быть защищенным от нападений прямо.
Вызов — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.
Выпад — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.
Г
Гарда — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).
Границы поля боя — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).
Д
Двойной перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.
Действие — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.
Действие однотемповое (двухтемповое, трехтемповое, многотемповое) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.
Действие подготавливающее — без задачи нанесения или отражения укола (удара).
Действие обусловленное — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.
Действие с выбором — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).
Действие с переключением — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.
Действие преднамеренное — действие, выполнение которого спортсмен заранее предполагал.
Действие экспромтное — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.
Действие преднамеренно-экспромтное — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.
Действие первого намерения — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.
Действие последующих намерений — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.
Действие с выигрышем темпа — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.
Действительный укол (удар) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.
Дистанция — расстояние между фехтовальщиками в поединке.
Дистанция ближняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.
Дистанция средняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.
Дистанция дальняя — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).
Дистанция сверхдальняя — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).
Доктрина фехтовальщика — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.
З
Завязывание — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.
Закрытие назад (вперед) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.
Захват — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.
Защита — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.
Защита конкретная — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.
Защита обобщающая — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.
И
Игра оружием — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.
Исходное положение перед боем — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.
К
Комбинация приемов (действий) двухступенчатая (трехступенчатая)
— состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.
Контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.
Контрзащита — отражение оружием ответа противника.
Контрответ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.
Контртемп — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.
Л
Лезвие — рубящий край сабельного клинка.
Линии фехтовальные — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.
Ложные нападения и защиты — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.
М
Маневрирование — глубокое перемещение по полю боя.
Маскировка — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.
Н
Намерение — тактическая задача боевого действия.
Нападение — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.
Нападения встречные — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).
Нападение с прямой рукой (укол из положения «оружие в линии») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.
Недействительный укол (удар) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.
Непоражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.
О
Обух — утолщенный край сабельного клинка.
Оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).
Оружие фехтовальное — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.
Острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.
Отбив — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.
Отбив отведением — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.
Отбив подстановкой — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.
Отбив уступающий — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.
Ответ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.
П
Перевод — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.
Перенос — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.
Перемена соединения — перемещение оружия из одной линии в другую.
Позиция — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.
Показ укола (удара) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.
Поле боя — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.
Поражаемая поверхность — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.
Правый (левый) бок — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.
Прием — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.
Приемы маневрирования — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.
Приемы нападения — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.
Прямая рука — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.
Р
Разведка — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.
Рапира — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см.
Ремиз — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.
С
Сабля — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку.
Салют — приветствие движением оружия.
Сектор — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.
Скачок — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.
Скрестный шаг — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.
Соединение — соприкосновение клинков.
Средства фехтования — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.
Столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.
Стрела (бросок или «флеш») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.
Строевая стойка — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.
Схватка одноактная (двух, трехактная, многоактная) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.
Т
Тактика — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.
Тактическая правота — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.
Техника — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.
У
Удар — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.
Удвоенный перевод — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.
Уклонение — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.
Укол — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.
Ф
Фехтование — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.
Фехтовальный темп — продолжительность выполнения одного простого действия.
Финт — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.
Ч
Части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.
Чувство боя — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.
Чувство времени — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.
Чувство дистанции — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.
Чувство оружия — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.
Ш
Шаг — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.
Шаг (скачок) и выпад — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.
Шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.
Э
Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.
ruchampions.com
Фехтование на шпагах — Обучение
Обучение
Основные приёмы и тактика боя
На этой странице вы можете научиться элементарным основам фехтования на шпагах.
И так, начнём с самого главного — фехтовальной стойки. Представьте, что перед вами ваш противник, вы должны повернуться к нему боком (если вы правша — правым, левша — соответственно левым), носок передней ноги (относительно вашего противника) должен смотреть вперёд, разверните ваше туловище к противнику, расстояние от локтя ведущей руки до корпуса примерно одна ладонь. Теперь немного присядьте. Попробуйте в стойке двигаться вперёд, назад.
Возможно в начале вам буден немного трудно, но не стоит отчаиваться на много практики и всё получиться =) .
Теперь перейдём к такому приёму, как выпад. Именно в выпаде наноситься большинство уколов. Начнём. Стоя в стойке выпрямите боевую руку вперед и одновременно с этим оттолкнитесь задней ногой, свободную руку резко выпрямите назад, (рис. 1)
рис. 1. Выпад
Защиты
Для того, чтобы защитить себя от укола противника в фехтовании используются защиты. Их суть состоит в том, чтобы оружие противника прошло по вашей шпаге и его кончик оказался в стороне от вас, в то время, как вы таким образом нанесёте укол. Здесь мы рассмотрим три основных защиты.
-
Шестая защита (защищает боевую руку и её предплечье): немного сместите запястье боевой руки вправо (если вы левша — влево).
-
Четвёртая защита (защищает корпус): немного сместите запястье боевой руки влево (левша — вправо).
-
Восьмая защита (защищает ноги): сделайте шестую защиту, затем просто опустите кончик вашей шпаги вниз.
Перевод
Вы должны описать кончиком шпаги небольшой полукруг вокруг клинка противника. (рис. 2)
рис. 2 Перевод
Захват
Сделайте одновременно шаг вперёд и перевод, сразу поставьте защиту и сделайте выпад. Всё это надо сделать слитно, не останавливаясь между действиями так, как для это должно быть неожиданно для противника.
Батман
Делается почти как захват, но вместо перевода надо нанести короткий и резкий удар по клинку противника так, чтобы его шпага отошла в сторону.
Флешь атака
Выпрямите боевую руку, потянитесь вперёд за рукой, когда начнёте падать оттолкнитесь передней ногой то пола, сделайте большой скрестный шаг.
Теперь хочу немного сказать о тактике ведения боя.
Не следует бездумно бросаться на своего противника. Смотрите за его действиями, пользуйтесь его ошибками. Работайте защита-ответ — на каждую атаку своего противника отвечайте ему. Посмотрите, если ваш противник не использует Флешь атаку, то значит, что врятли он её ожидает — сделайте флешь. Лучше всего держать боевую руку почти выпрямленной — это сократит вам расстояние до укола.
Практикуйтесь, не отчаивайтесь из-за своих поражений и у вас всё получится! И помните — только упорной работой вы достигните по-настоящему хорошего результата!
В случае, если у вас возникли какие либо вопросы по этой статье, пишите на мою почту: [email protected] . Я с удовольствием отвечу вам!
fehto-na-shpaga.ucoz.ru
Приемы защиты
Приемы защиты — наиважнейший элемент фехтования
В реальности пропущенный удар — это всегда БЕДА, как правило, смертельная беда. То, что на соревнованиях выглядит безобидно — ну
подумаешь — попали по руке — в жизни — это страшная боль, это ручей крови, это возможно травма на всю жизнь.
Да и жизнь, даже при условии что противник повержен, а у вас предположим рана руки — не всегда получиться сохранить, так как рядом может не оказаться доброго дяди доктора, больницы, вы можете не иметь возможности перевязать себя и как следствие погибнете от потери крови или заражения.
Ито Иттосай Кагэхиса, один из основоположников школы фехтования на мечах Оно ха Итто рю говорил «Мой ум не теряет хватки ни во время атаки, ни во время защиты. Важнее избежать удара, чем желание победить. любая атака — это та же оборона, а любая оборона – это та же атака».
А потому ПЕРВОЕ и главное правило любого фехтовальщика — сперва ЗАЩИТИ себя от клинка противника, и лишь потом организовывай действенную атаку на своего врага.
Самая первая линия защиты — это правильная стойка. Вас должно защищать само ваше тело и оружие в руке, без дополнительных движений этого оружия.
И потому — стойка должна быть правильной.
Ударная рука вытянута вперед и чуть согнута в локте, локоть на расстоянии кулака от тела, если у вас нож — то он держится чуть под углом или прямо по направлению к противнику острием в его живот или грудь (для ножа слишком высокое положение — скорее минус, чем плюс, в отличие от мачете, катаны, сабли), если более длинное оружие — то так, чтобы оно перекрывало вас по диагонали справа налево и снизу вверх если вы правша и наоборот — если левша. Острие клинка направлено в подбородок — глаза или горло противника — для шпаги, мачете, для сабли катаны возможно более верхнее положение, когда вашим клинком перекрыта и голова полностью.
Вы фактически прячетесь за вашим оружием, и достать вас возможно только полностью или частично сдвину ваш клинок при ударе. Такая стойка — это уже защита сама по себе, статичная так сказать. Но, разумеется, во время фехтования, оружие не остается на одном месте, вас атакуют, наносят удары и вам как то нужно их отражать.
Удары любым клинком, будь то нож, мачете, сабля или катана, или даже двуручный меч наносятся на трех уровнях — в верхней — с поражением головы и верхней части плеч, средней — когда удары наносятся по корпусу — груди, животу, бокам и низу плеч и рукам, и нижние — когда удары приходятся в верхнюю часть бедер, пах, ноги.
Соответственно вам нужно уметь владеть приемами защиты трех этих уровней, и двух полусфер — правой и левой. В некотором смысле, защита правой и левой стороны — зеркальна, есть, разумеется, некоторые нюансы при выполнении защиты, но в целом — защита одной полусферы — зеркальна защите другой полусферы.
Сначала рассмотрим приемы защиты среднего уровня. Они достаточно просты для двуручного оружия и чуть сложнее для одноручного. Самым эффективным приемом защиты от удара сбоку — это чуть приопустить катану от начального положения и практически не меняя положения рук — повернуться всем корпусом в сторону удара.
Такой прием обеспечивает защите максимальную жесткость и является очень быстрым. Вторым вариантом является прием защиты, когда навстречу вражескому клинку двигается сперва рука и лишь потом корпус, а не вместе. Такой прием более энергозатратен, он медленнее, но позволяет отразить удар на значительно более дальнем расстоянии.
Защита головы достаточно проста. Обычно, она распадается на две составляющих. Сперва, вам нужно остановить вражеский клинок, и затем, убрать его от себя либо путем слива его по своему клинку, либо, уходом с линии атаки врага самому. Стандартная защита головы и верхней части плеч заключается в подъеме руки, присогнутой в локте справа или слева от себя, в зависимости от того откуда в вас идет удар, и легкий доворот корпуса в этом же направлении.
Самая распространенная ошибка при фехтовании на тяжелом оружии – вы ставите защиту правильно, но она недостаточно жесткая и клинок противника просто проламывается через нее, сдвигая и ваш меч, и вашу руку вбок и доставая до тела. По этому, первое правило любой защиты – обеспечить жесткую структуру и остановить клинок противника на безопасном от себя расстоянии.
Если после остановки клинка противника он не убирает свой меч, а продолжает давить на ваш клинок, пытаясь передавливанием получить преимущество, то при защите головы происходит слив вражеского клинка – то есть, вы намеренно ослабляете свой клинок, приопуская его на свое плечо и противник своим давлением сам сбрасывает свой меч с вашего оружия, а вы получаете взведенный и готовый к атаке клинок.
Второй вариант – это после остановки вражеского оружия уйти с линии прохода вражеского клинка. В этом случае вы останавливаете вражеский меч, как это было описано выше, но не сливаете его по своему клинку, а как бы отталкиваетесь от него и с помощью приема тай сабаки уходите в сторону – вправо или влево, тем самым уходя с линии атаки противника. Этот прием работает не только при защите головы, он работает при любой защите.
Если вас атакуют прямо сверху прямым ударом, то для защиты головы применяется защита Святого Георгия, когда вара полусогнутая рука выводится прямо наверх перед вами над головой и клинок слегка направлен в сторону противника, чтобы предотвратить сход клинка врага на ваши пальцы.
Бывает такой вариант, что вас атакуют с нечеловеческой силой рубя прямо перед собой достаточно тяжелым клинком. В этом случае в большинстве вариантов нет возможности удержать одной рукой клинок в защите Святого Георгия, и нужно взять второй рукой за конец клинка, чтобы поставить максимально жесткий блок на пути такой атаки.
Еще один вариант остановки сильных ударов – это нанесение упреждающего удара в самой верхней точке начала вражеской атаки своим клинком в клинок противника. Такая защита ударом сминает вражескую атаку и предотвращает нападение как таковое.
Следует понимать, что остановка ударов вражеского клинка всегда ведется исключительно в жесткой структуре, не получится остановить по-настоящему сильный и мощный удар, если ваше тело и стойка не имеют твердой, устойчивой структуры.
Удары в ноги и верхнюю часть бедер очень опасны, и вы должны уделять их защите большое внимание. Обычно предлагают осуществлять защиту ног путем перевода клинка из центрального положения в сторону по внешней линии, с одновременным оттягиванием ноги назад. Такой прием верен только в части ухода ноги.
В остальном же он полностью ошибочен. Движение клинка по внешней дуге медленное и всегда запаздывает за атакой, не достигая цели, структура получается слабой и клинок продавливается сильным ударом по ноге. Наиболее целесообразно просто опустить меч вниз прямо перед собой резко его уронив, и потом отбить вражеский удар вправо или влево как клюшкой в хоккее. Что не избавляет вас от ухода ногой.
Мы рассказали об основных вариантах защиты, которые применяются в фехтовании. Разумеется, отработка их потребует массу времени и усилий.
Кроме того, нужно понимать, что описанные приемы возможны для катаны, меча, сабли или мачете, но не совсем годятся для ножа. Все принципы защиты остаются теми же, но ножом нельзя делать сливы клинка противника, да и вообще, чем короче клинок, тем сложнее им самим защититься как таковым. Но нужно всегда помнить, что меч (нож, мачете) является продолжением вашей руки и тут на помощь приходит рука. Основные принципы защиты при ножевом бое или бое с мачете – это отбив клинка противника и отход с линии его удара.
В случае с ножом остановка атакующей руки противника ножом возможна и с помощью своей руки — доворотов локтя и иногда кисти, реже плеча, так как в этом случае противник извернув нож может вас порезать.
Вот основные принципы защиты, которые использует при обучении школа фехтования Katana Club. Все приемы защиты, описанные выше показаны в нашем разделе «Видео». Katana Club использует в обучении наиболее эффективные приемы, отработанные нашими мастерами в хоте тренировок и спаррингов
katanaclubmaster.com
Некоторые фехтовальные термины и советы по фехтованию
1. Ангард — позиция, удобная для боя.2. Встать в меру — то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры — из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) — удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута ногтями вверх. (прямой укол из шестого соединения, но «ногти вверх»)
5. Кварт правый (или наружный) — тоже, но с правой стороны (прямой укол из четвертого соединения).
6. Терс — удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз (укол из второго соединения).
7. Секунд — при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав — в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад — удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний — этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим — наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт — обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже — клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка (перевод).
14. Аппель (или темпе) — вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке — быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе — скольжение по клинку
17. Купе-отсечь — перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие (перенос).
18. Ассо — битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) — возобновленный удар, необязательно тот же (в совр. терминах ремиз — контратака, реприз — повторная атака).
20. Вольт — защита от наносимого удара движением (уклонение, уход).
21. Кроазе — выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман — удар по клинку.
23. Рипост — ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.
Итальянские/французские наименования простых защит соответствуют русским: первая — прим, вторая — секонд, третья — терц, четвертая — кварт, вместо пятой и шестой у итальянцев — (один) парад головы, у французов септ и секст.
О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
«Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь
свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.
О ВЫШИБКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.
О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue cредство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть».
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к «ассо»:
«Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары».
Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в
книге «Тайны шпаги» сетует по этому поводу: «Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято
защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар».
Вальвиль в работе «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары: «Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли». В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.
Бленджини дает несколько советов по работе шпагой:
«1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают
хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение,
быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по
железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро».
Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия,
Часть отсюда: http://bookz.ru/authors/taratorin-vv/fence/page-18-fence.html
mfonin.livejournal.com
6 основных принципов фехтования, применимых в жизни
Экология жизни: Фехтование, как и человеческое сознание – это процесс обработки мозгом динамично меняющейся ситуации во внешней среде и непрекращающегося моделирования возможных вариантов будущего и своих реакций на него.
Фехтование захватило меня давно. Я бы не назвал это боевым искусством как таковым – в значении какой-то затвердевшей, устоявшейся формы. Это скорее набор принципов, которые используются для удлинения своей руки с помощью металлического острия того или иного размера и формы. В классическом рапирном фехтовании чётких законов и приёмов, конечно, тоже достаточно много, но только до какого-то этапа. Когда овладеешь базовыми приёмами, про них можно, в принципе, не вспоминать.
Исключая скучные, на мой взгляд, спортивные поединки с проводками, судьями и глупыми правилами, в реальном фехтовании – ножевом, рапирном, сабельном, шпажном, мечном – противники сражаются не приёмами, а пониманием того, как именно следует удлинять свою руку и избегать удлинённой руки противника. Причём, конечно, имеет значение физическая форма: сила запястья (когда речь идёт о сабле и рапире), умение двигаться от центра, гибкость, скорость реакции. Фехтование – это сложнейший математический расчёт, упирающийся в нейро-мышечные связи и тренированность тела.
Умирает старый буддистский учитель. К нему выстроилась очередь учеников, стоящих в длинной цепочке. Учитель, кряхтя, произносит: “Ученики мои! Задайте мне один последний вопрос перед тем, как я отправлюсь к Будде!”
Напряженное молчание. Затем в самом конце цепочки один из учеников, заикаясь от волнения, произносит: “Учитель, что такое жизнь?”
По цепочке передаётся: “что такое жизнь, что такое жизнь, что такое жизнь…”
Наконец доходит до учителя. Ближайший к нему ученик спрашивает: “Учитель, что такое жизнь?”
Старый монах долго думает. Затем медленно изрекает: “Жизнь – это река”.
Послушники передают по цепочке: “жизнь это река, жизнь это река, жизнь это река…”
Ответ доходит до ученика, задавшего вопрос. Тот, поражённый, спрашивает: “Учитель, а почему??”
По цепочке передается вопрос: “а почему, а почему, а почему…”
Доходит до монаха.
Тот долго думает, наморщив лоб, и наконец со вздохом отвечает: “Ну, может и не река…”
Да, на мой взгляд, фехтование – это тоже проекция всей жизни. Но не потому, что мы постоянно с кем-то сражаемся или враждуем, вовсе нет. А потому, что фехтование, как и человеческое сознание – это процесс обработки мозгом динамично меняющейся ситуации во внешней среде и непрекращающегося моделирования возможных вариантов будущего и своих реакций на него.
Вот какие сходства я вижу.
Принцип наказуемой инициативы.
В фехтовании преимущества всегда на стороне защищающегося. Тот, кто атакует первым, вынужден раскрывать свои планы и прилагать усилия для того, чтобы обмануть противника. Защищающийся, напротив, получает в своё распоряжение готовую ситуацию, в которой ему не нужно проявлять собственную инициативу. Он пользуется просчётами противника и использует его действие к своей выгоде.
Атаковать первым всегда сложнее и рискованней. Начать первым всегда труднее, чем подхватить уже брошенный тебе мяч.
Принцип демонстрации намерения.
Укол в рапирном фехтовании начинается всегда с показа. Сначала острие рапиры показывает на цель, затем в выпаде оно стремится эту цель уколоть. Показ может занимать доли секунды, но он всегда есть. Это обеспечивает точность укола.
Обозначить своё намерение, сформулировать и озвучить его для самого себя перед тем, как воплощать в жизнь – необходимое условие успешности любого предприятия.
Принцип концентрации на первопричине.
Во время фехтовательного боя самое главное – не начать следить глазами (или, тем паче, головой) за движениями рук противника. Укол последует моментально. Взгляд всегда должен быть собран где-то в центральной части тела противника, в районе его груди, и немного расфокусирован для того, чтобы лучше работало периферийное зрение. Все движения всегда начинаются от центра тела.
Именно поэтому внимание, собранное в центре и не зацикленное ни на чём конкретном, всегда подмечает всё происходящее гораздо лучше и реагирует быстрее. Особенно это заметно в бою с несколькими противниками, то есть в сложносоставной ситуации, какие обычно и бывают в жизни.
Принцип противоположного действия.
Есть два типа темперамента фехтовальщиков. Те, кто начинает злиться в пылу боя, атакует с ожесточением и отвечает на каждый выпад двумя. И те, кто дерётся хладнокровно, без эмоций, расчётливо и спокойно. Так вот, сыграть может и то, и другое.
Весьма эффективна стратегия противопоставления своего поведения поведению противника. Есть противник начинает злиться, станьте ещё более спокойными, уйдите в оборону и ждите его неизбежной ошибки. Если противник хладкокровен и заведомо переигрывает вас в спокойствии, попробуйте яростный адреналиновый напор – быстрота часто пробивает любую защиту.
Принцип алертного сознания.
Для того, чтобы в фехтовательном бою обмануть противника, часто используются обманные движения. Острие показывает в одну точку на теле противника, а когда тот делает движение к защите, мгновенно перемещается в другую точку. Это может продолжаться некоторое время и в конце концов показ переходит в настоящий укол. Как правило, туда, где противник не успел защититься, увлекшись прикрытием от несуществующих обманных уколов.
При этом, каждый обманный укол всегда готов превратиться в настоящий. Если это не так, “обманки” легко разгадываются. Каждое обманное движение истинно, это не просто показуха, но настоящая атака, которая заканчивается или переводом оружия в другой сектор, или уколом.
Для того, чтобы проверить ту или иную возможность, её следует испробовать. Просто создать намерение мало – необходимо проверить каждый вариант для того, чтобы либо отбросить его и перейти к следующему, либо устремиться к нему со всей быстротой и взять его. Однако, следует всегда быть начеку и сохранять алертное сознание и ясный ум, чтобы успеть перейти к другому варианту и не зависнуть в заведомо провальной атаке.
Принцип мгновенного ответа.
На каждый укол или удар противника должен следовать мгновенный ответ, следующий прямо из защиты. Никогда нельзя уходить в глухую оборону и просто так отдавать противнику землю. Ни один противник, атакующий вас, не должен чувствовать себя в безопасности и наносить удары безответно.
Отступая, будьте готовы в любой момент ударить. Любое отступление – это не проигрыш, а повод собрать силы и найти лазейку для успешного ответного удара. опубликовано econet.ru
Автор: Андрей Nordbon
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru